Как папа пробовал силу


Э. Раскин « Как папа выбирал профессию»

Когда папа был маленьким, ему часто задавали один и тот же вопрос. Его спрашивали: «Кем ты будешь? И папа всегда отвечал на этот вопрос, не задумываясь. Но каждый раз он отвечал по-другому. Сначала папа хотел стать ночным сторожем. Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит. И потом ему очень нравилась колотушка, которой стучит ночной сторож. И то, что можно шуметь, когда все спят, очень радовало папу. Он твердо решил стать ночным сторожем, когда вырастет. Но тут появился продавец мороженого с красивой зеленой тележкой. Тележку можно было возить! Мороженое можно было есть!

«Одну порцию продам, одну – съем! – думал папа.- А маленьких детей буду угощать мороженым бесплатно».

Родители маленького папы очень удивились, узнав, что их сын будет мороженщиком. Они долго смеялись над ним. Но он твердо выбрал себе эту веселую и вкусную профессию. Но вот как-то раз маленький папа увидел на станции железной дороги удивительного человека. Человек этот все время играл с вагонами и с паровозами. Да не с игрушечными, а с настоящими! Он прыгал на площадки, подлегал под вагоны и все время играл в какую-то замечательную игру.

– Кто это? – спросил папа.

– Это сцепщик вагонов,- ответили ему. И тут маленький папа понял, наконец, кем он будет.

Подумать только! Сцеплять и расцеплять вагоны! Что может быть интереснее на свете? Конечно, ничего интереснее быть не могло. Когда папа заявил, что он будет сцепщиком на железной дороге, кто-то из знакомых спросил:

– А как же мороженое?

Тут папа призадумался. Он твердо решил стать сцепщиком. Но отказываться от зеленой тележки с мороженым ему тоже не хотелось. И вот маленький папа нашел выход.

– Я буду сцепщиком и мороженщиком! – заявил он.

Все очень удивились. Но маленький папа им объяснил. Он сказал:

– Это совсем не трудно. Утром я буду ходить с мороженым. Похожу, похожу, а потом побегу на станцию. Сцеплю там вагончики и побегу опять к мороженому. Потом опять сбегаю на станцию, расцеплю вагончики и снова побегу к мороженому. И так все время. А тележку поставлю близко от станции, чтобы не бегать далеко сцеплять и расцеплять.

Все очень смеялись. Тогда маленький папа рассердился и сказал:

– А если вы будете смеяться, так я еще буду работать ночным сторожем. Ведь ночь-то у меня свободная. А в колотушку я уже умею здорово стучать. Мне один сторож давал попробовать…

Так папа все устроил. Но скоро он захотел стать летчиком. Потом ему захотелось сделаться артистом и играть на сцене. Потом он побывал с дедушкой на одном заводе и решил стать токарем. Кроме того, ему очень хотелось поступить юнгой на корабль. Или, в крайнем случае, уйти в пастухи и целый день гулять с коровами, громко щелкая кнутом. А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой. Целый день он бегал на четвереньках, лаял на чужих и даже пытался укусить одну пожилую женщину, когда она хотела погладить его по головке. Маленький папа научился очень хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил. А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком. А по улице шел незнакомый военный. Он остановился и стал смотреть на папу. Смотрел, смотрел, а потом спросил:

– Ты что это делаешь, мальчик?

– Я хочу стать собакой, – сказал маленький папа. Тогда незнакомый военный спросил:

– А человеком ты не хочешь быть?

– А я уже давно человек! – сказал папа.

– Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается? Разве человек такой?

– А какой же? – спросил папа.

– Вот ты подумай? – сказал военный и ушел. Он совсем не смеялся и даже не улыбался. Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. И он стал думать. Он думал и думал, и чем больше он думал, тем больше стыдился. Военный ему ничего не объяснял. Но он сам вдруг понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. Когда его спросили об этом опять, он вспомнил про военного и сказал:

– Я буду человеком!

И тут никто не засмеялся. И маленький папа понял, что это самый правильный ответ. И теперь он тоже так думает. Прежде всего, надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста. А чесать ногой за ухом человеку совсем не нужно.


страница 1

Александр Борисович Раскин

Как папа был маленьким

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Я хочу рассказать вам, как родилась эта книжка. Вот ее история. У меня есть дочка Саша. Теперь она уже большая девочка. Она сама теперь часто говорит: «Когда я была маленькая…» Так вот, когда Саша была совсем маленькой, она много болела. То у нее был грипп, то ангина. А потом болели уши. Если у вас когда-нибудь было воспаление среднего уха, то вам не надо объяснять, как это больно. А если не было, то тоже не надо объяснять – вы этого никогда не поймете.

Однажды у Саши так болело ухо, что она плакала целые сутки и почти не могла спать. Мне было так жалко ее, что я сам чуть не плакал. И я читал ей разные книги или рассказывал смешные истории. И вот я рассказал ей о том, как я был маленьким и бросил свой новый мяч под машину. Саше очень понравилась эта история. Ей понравилось, что папа тоже был маленьким, тоже шалил и не слушался и его тоже наказывали. Она запомнила это. И теперь, как только у нее начинало стрелять в ухе, она сразу же кричала: «Папа, папа, у меня болит ухо! Скорей расскажи, как ты был маленьким!» И я рассказывал ей все, что вы сейчас прочтете. Я выбирал истории посмешнее: ведь нужно было развеселить больную девочку. И еще я старался, чтобы моя дочка поняла, как нехорошо быть жадным, хвастунишкой, зазнайкой. Но это вовсе не значит, что я сам всю жизнь был таким. Просто я старался вспоминать только такие случаи. А когда мне их не хватало, я брал их у других знакомых пап. Ведь каждый из них тоже был когда-то маленьким. Так что все эти истории не выдуманы мной, а были на самом деле.

Теперь Саша выросла. Она болеет меньше и сама читает большие, толстые книги.

Но я решил, что, может быть, другим ребятам тоже интересно узнать про то, как один папа был маленьким.

Вот и все, ребята, что я хотел сказать вам. Нет, еще одну вещь я скажу вам по секрету. У этой книги есть продолжение. Оно будет для каждого из вас свое. Ведь каждый папа может рассказать, как он был маленьким. И мама тоже. Я бы сам хотел их послушать.

Ну вот, теперь все. До свидания, ребята! Желаю вам счастья и здоровья.

Уважающий вас

А. Раскин

КАК ПАПА БРОСИЛ МЯЧ ПОД АВТОМОБИЛЬ

Когда папа был еще маленьким и жил в маленьком городе Павлово-Посаде, ему подарили большой мяч удивительной красоты. Этот мяч был как солнце. Нет, он был даже лучше солнца. Во-первых, на него можно было смотреть не щурясь. И он был ровно в четыре раза красивее солнца, потому что он был четырех цветов. А солнце ведь только одного цвета, да и тот трудно разглядеть. Один бок у мяча был розовый, как пастила, другой – коричневый, как самый вкусный шоколад. Верх был синий, как небо, а низ зеленый, как трава. Такого мяча еще никогда не видели в маленьком городе Павлово-Посаде. За ним специально ездили в Москву. Но я думаю, что и в Москве было мало таких мячей. На него приходили смотреть не только дети, но и взрослые.

– Вот это мяч!- говорили все.

И это был действительно прекрасный мяч. И папа очень гордился. Он вел себя так, как будто этот мяч он сам выдумал, сделал и раскрасил в четыре цвета. Когда папа гордо выходил на улицу играть своим прекрасным мячом, со всех сторон сбегались мальчишки.

– Ой, какой мяч! – говорили они. – Дай поиграть!

Но папа хватал свой мяч и говорил:

– Не дам! Это мой мяч! Ни у кого такого нет! Его привезли из Москвы! Отойдите! Не трогайте мой мяч!

И тогда мальчишки сказали:

– Эх ты, жадина!

Но папа все равно не дал им своего чудесного мяча. Он играл с ним один. А одному играть очень скучно. И жадный папа нарочно играл около мальчишек, чтобы они ему завидовали.

И тогда мальчишки сказали так:

– Он жадный. Не будем с ним водиться!

И два дня они с ним не водились. А на третий день сказали так:

– Мяч у тебя ничего. Это верно. Он большой и раскрашен здорово. Но, если бросить его под машину, он лопнет, как самый плохой черный мячик. Так что нечего так уж задирать нос.

– Мой мяч никогда не лопнет! – гордо сказал папа, который к тому времени так зазнался, как будто его самого выкрасили в четыре цвета.

– Еще как лопнет! – смеялись мальчишки.

– Нет, не лопнет!

– А вот идет машина, – сказали мальчишки. – Ну, что же ты? Бросай! Или испугался?

И маленький папа бросил свой мяч под машину. На минуту все замерли. Мяч прокатился между передними колесами и угодил под правое заднее колесо. Машина вся перекосилась, переехала мяч и помчалась дальше. А мяч остался лежать совершенно невредимым.

– Не лопнул! Не лопнул! – закричал папа и побежал к своему мячу. Но тут раздался такой шум, как будто выстрелили из маленькой пушки. Это лопнул мяч. И когда папа добежал до него, он увидел только пыльную резиновую тряпку, совсем некрасивую и неинтересную. И тогда папа заплакал и побежал домой. А мальчишки хохотали изо всех сил.

– Лопнул! Лопнул! – кричали они. – Так тебе и надо, жадина!

Когда папа прибежал домой и сказал, что сам бросил свой чудный новый мяч под машину, его сразу же отшлепала бабушка. Вечером пришел с работы дедушка и тоже отшлепал его.

При этом он говорил:

– Бью не за мяч, а за глупость.

И долго еще потом все удивлялись: как это можно было бросить такой хороший мяч под машину?

– Только очень глупый мальчик мог сделать это! – говорили все.

И долго еще все дразнили папу и спрашивали:

– А где же твой новый мяч?

И только один дядя не смеялся. Он попросил папу все рассказать ему с самого начала. Потом он сказал:

– Нет, ты не глупый!

И папа очень обрадовался.

– Но зато ты жадный и хвастливый, – сказал дядя. – И это очень печально для тебя. Тот, кто хочет один играть со своим мячиком, всегда остается ни с чем. Так бывает и у детей, и у взрослых. Так будет и у тебя всю жизнь, если ты останешься таким же.

И тогда папа очень испугался, и заплакал изо всех сил, и сказал, что он не хочет быть жадным и хвастливым. Он плакал так долго и так громко, что дядя поверил ему и купил новый мяч. Правда, он был не так красив. Но зато все соседские мальчишки играли этим мячом. И было весело, и никто не дразнил папу жадиной.

КАК ПАПА УКРОЩАЛ СОБАЧКУ

Когда папа был еще маленьким, его повели в цирк. Это было очень интересно. Особенно ему понравился укротитель диких зверей. Он очень красиво одевался, очень красиво назывался, и его боялись все львы и тигры. У него был хлыст и пистолеты, но он ими почти не пользовался.

– И звери боятся моих глаз! – заявлял он с арены. – Мой взгляд – вот мое самое сильное оружие! Дикий зверь не выносит человеческого взгляда!

И правда, стоило ему посмотреть на льва, и тот садился на тумбу, прыгал на бочку и даже притворялся мертвым, не вынося его взгляда.

Оркестр играл туш, зрители хлопали в ладоши, все смотрели на укротителя, а он прижимал руки к сердцу и кланялся во все стороны. Это было великолепно! И папа решил, что он тоже станет укротителем. Для начала он задумал укротить своим взглядом какого-нибудь не очень дикого зверя. Ведь папа был еще маленький. Он понимал, что такие крупные звери, как лев и тигр, ему еще не по зубам. Начинать надо с собаки и, конечно, не очень большой, потому что большая собака – это уже почти маленький лев. А вот собака поменьше как раз пригодилась бы.

И такой случай вскоре представился.

В маленьком городе Павлово-Посаде был маленький городской сад. Теперь там большой парк культуры и отдыха, но ведь это было очень давно. В этот сад бабушка пошла гулять с маленьким папой. Папа играл, бабушка читала книжку, а неподалеку сидела нарядная дама с собачкой. Дама тоже читала книгу. А собачка была маленькая, беленькая, с большими черными глазами. Этими большими черными глазами она смотрела на маленького папу так, как будто говорила ему: «Я очень хочу укрощаться! Пожалуйста, мальчик, укроти меня. Я совершенно не выношу человеческого взгляда!»

Но кaждый рaз он отвечaл по-другому. Снaчaлa пaпa хотел стaть ночным сторожем. Ему очень нрaвилось, что все спят, a сторож не спит. И потом ему очень нрaвилaсь колотушкa, которой стучит ночной сторож. И то, что можно шуметь, когдa все спят, очень рaдовaло пaпу. Он твердо решил стaть ночным сторожем, когдa вырaстет. Но тут появился продaвец мороженого с крaсивой зеленой тележкой. Тележку можно было возить! Мороженое можно было есть!

«Одну порцию продaм, одну - съем! - думaл пaпa.- А мaленьких детей буду угощaть мороженым бесплaтно».

Родители мaленького пaпы очень удивились, узнaв, что их сын будет мороженщиком. Они долго смеялись нaд ним. Но он твердо выбрaл себе эту веселую и вкусную профессию. Но вот кaк-то рaз мaленький пaпa увидел нa стaнции железной дороги удивительного человекa. Человек этот все время игрaл с вaгонaми и с пaровозaми. Дa не с игрушечными, a с нaстоящими! Он прыгaл нa площaдки, подлегaл под вaгоны и все время игрaл в кaкую-то зaмечaтельную игру.

Кто это? - спросил пaпa.

Это сцепщик вaгонов,- ответили ему. И тут мaленький пaпa понял нaконец, кем он будет.

Подумaть только! Сцеплять и рaсцеплять вaгоны! Что может быть интереснее нa свете? Конечно, ничего интереснее быть не могло. Когдa пaпa зaявил, что он будет сцепщиком нa железной дороге, кто-то из знaкомых спросил:

А кaк же мороженое?

Тут пaпa призaдумaлся. Он твердо решил стaть сцепщиком. Но откaзывaться от зеленой тележки с мороженым ему тоже не хотелось. И вот мaленький пaпa нaшел выход.

Я буду сцепщиком и мороженщиком! - зaявил он.

Все очень удивились. Но мaленький пaпa им объяснил. Он скaзaл:

Это совсем не трудно. Утром я буду ходить с мороженым. Похожу, похожу, a потом побегу нa стaнцию. Сцеплю тaм вaгончики и побегу опять к мороженому. Потом опять сбегaю нa стaнцию, рaсцеплю вaгончики и сновa побегу к мороженому. И тaк все время. А тележку постaвлю близко от стaнции, чтобы не бегaть дaлеко сцеплять и рaсцеплять.

Все очень смеялись. Тогдa мaленький пaпa рaссердился и скaзaл:

А если вы будете смеяться, тaк я еще буду рaботaть ночным сторожем. Ведь ночь-то у меня свободнaя. А в колотушку я уже умею здорово стучaть. Мне один сторож дaвaл попробовaть…

Тaк пaпa все устроил. Но скоро он зaхотел стaть летчиком. Потом ему зaхотелось сделaться aртистом и игрaть нa сцене. Потом он побывaл с дедушкой нa одном зaводе и решил стaть токaрем. Кроме того, ему очень хотелось поступить юнгой нa корaбль. Или в крaйнем случaе уйти в пaстухи и целый день гулять с коровaми, громко щелкaя кнутом. А однaжды ему больше всего в жизни зaхотелось стaть собaкой. Целый день он бегaл нa четверенькaх, лaял нa чужих и дaже пытaлся укусить одну пожилую женщину, когдa онa хотелa поглaдить его по головке. Мaленький пaпa нaучился очень хорошо лaять, но вот чесaть ногой зa ухом он никaк не мог нaучиться, хотя стaрaлся изо всех сил. А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком. А по улице шел незнaкомый военный. Он остaновился и стaл смотреть нa пaпу. Смотрел, смотрел, a потом спросил:
- Ты что это делaешь, мaльчик?

Я хочу стaть собaкой, - скaзaл мaленький пaпa. Тогдa незнaкомый военный спросил:

А человеком ты не хочешь быть?

А я уже дaвно человек! - скaзaл пaпa.

Кaкой же ты человек, - скaзaл военный, - если из тебя дaже собaкa не получaется? Рaзве человек тaкой?

А кaкой же? - спросил пaпa.

Вот ты подумaй? - скaзaл военный и ушел. Он совсем не смеялся и дaже не улыбaлся. Но мaленькому пaпе почему-то стaло очень стыдно. И он стaл думaть. Он думaл и думaл, и чем больше он думaл, тем больше стыдился. Военный ему ничего не объяснял. Но он сaм вдруг понял, что нельзя кaждый день выбирaть себе новую профессию. А глaвное, он понял, что он еще мaленький и что он еще сaм не знaет, кем он будет. Когдa его спросили об этом опять, он вспомнил про военного и скaзaл:

Я буду человеком!

И тут никто не зaсмеялся. И мaленький пaпa понял, что это сaмый прaвильный ответ. И теперь он тоже тaк думaет. Прежде всего нaдо быть хорошим человеком. Это вaжнее всего и для летчикa, и для токaря, и для пaстухa, и для aртистa. А чесaть ногой зa ухом человеку совсем не нужно.

НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО ЭТОЙ ЦИТАТЕ"Но он сaм вдруг понял, что нельзя кaждый день выбирaть себе новую профессию."

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

1)Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1.В пьесе «На дне» Горький рассказывает о нелёгкой жизни обитателей ночлежки.
2.Поставка комплектующих будет проводиться во втором полугодии согласно графика.
3.Те, кто будет принимать участие в забеге, должны подойти к организаторам соревнований и зарегистрироваться.
4.На конференции выступали исследователи, приехавшие из отдалённых регионов страны.

Читайте также

Какие члены предложения называются однокореными?

1)все слова,которые отвечаютна разные вопросы
2)те,которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову
3)все второстепенные члены предложения
4)все подлежащие и сказуемые в предложении

напишите сочинение по тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем поставленных автором текста. Приведите примеры из жизни.Сформулируйте позицию автора.Напишите согласны или не согласны вы с точки зрения автора прочитанного текста.
- Убить!.. Застрелить!.. Сейчас застрелить мерзавца!.. Убить!.. Горло перерезать убийце!.. Убить, убить! - кричали мужские, женские голоса толпы.Огромная толпа народа вела по улице связанного человека. Человек этот, высокий, прямой, шел твердым шагом, высоко поднимая голову. На красивом, мужественном лице его было выражение презрения и злобы к окружающим его людям.Это был один из тех людей, которые в войне народа против власти воюют на стороне власти. Его схватили теперь и вели на казнь.«Что же делать! Не всегда сила на нашей стороне. Что же делать? Теперь их власть. Умереть так умереть, видно, так надо», - думал этот человек и, пожимая плечами, холодно улыбнулся на крики, которые продолжались в толпе.- Это городовой, он еще утром стрелял по нас! - кричали в толпе.Но толпа не останавливалась, и его вели дальше. Когда же пришли на ту улицу, где по мостовой лежали вчерашние неубранные еще тела убитых войсками, толпа освирепела.- Нечего оттягивать! Сейчас тут и застрелить негодяя, куда еще водить его? - кричали люди.Пленный хмурился и только выше поднимал голову. Он, казалось, ненавидел толпу еще более, чем толпа ненавидела его.- Перебить всех! Шпионов! Царей! Попов! И этих мерзавцев! Убить, убить сейчас! - взвизгивали женские голоса.Но руководители толпы решили довести его до площади и там разделаться с ним.До площади уже было недалеко, когда в минуту затишья в задних рядах толпы послышался плачущий детский голосок.- Батя! Батя! - всхлипывая, кричал шестилетний мальчик, втискиваясь в толпу, чтобы добраться до пленного. - Батя! Что они с тобой делают? Постой, постой, возьми меня, возьми!..Крики остановились в той стороне толпы, с которой шел ребенок, и толпа, расступаясь перед ним, как перед силой, пропускала ребенка все ближе и ближе к отцу.- А какой миленький! - сказала одна женщина.- Тебе кого? - сказала другая, нагибаясь к мальчику.- Батю! Пустите меня к бате! - пищал мальчик.- Тебе сколько лет, мальчик?- Что вы с батей хотите делать? - отвечал мальчик.- Иди домой, мальчик, иди к матери, - сказал мальчику один из мужчин.Пленный уже слышал голос мальчика и слышал, что говорили ему. Лицо его стало еще мрачнее.- У него нет матери! - крикнул он на слова того, кто отсылал ребенка к матери.Все ближе и ближе протискиваясь в толпе, мальчик добрался до отца и полез к нему на руки.В толпе кричали все то же: «Убить! Повесить! Застрелить мерзавца!»- Зачем ты из дома ушел? - сказал отец мальчику.- Что они с тобой хотят делать? - говорил мальчик.- Ты вот что сделай, - сказал отец.- Ну?- Знаешь Катюшу?- Соседку? Как не знать.- Так вот, пойди к ней и там побудь. А я... я приду.- Без тебя не пойду, - сказал мальчик и заплакал.- Отчего не пойдешь?- Они прибьют тебя.- Нет же, они ничего, они так.И пленный спустил с рук мальчика и подошел к тому человеку, который распоряжался в толпе.- Послушайте, - сказал он, - убивайте меня, как и где хотите, но только не при нем, - он показал на мальчика. - Развяжите меня на две минуты и держите за руку, а я скажу ему, что мы с вами гуляем, что вы мне приятель, и он уйдет. А тогда... тогда убивайте, как хотите.Руководитель согласился.Тогда пленный взял опять мальчика на руки и сказал:- Будь умник, пойди к Кате.- А ты что же?- А ты видишь, я гуляю вот с этим приятелем, мы пройдем еще немного, а ты иди, а я приду. Иди же, будь умник.Мальчик уставился на отца, нагнул головку на одну сторону, потом на другую и задумался.- Иди, милый, я приду.- Придешь?И ребенок послушался. Одна женщина вывела его из толпы.Когда ребенок скрылся, пленный сказал:- Теперь я готов, убивайте меня.И тут случилось что-то совсем непонятное, неожиданное. Какой-то один и тот же дух проснулся во всех этих за минуту жестоких, безжалостных, ненавидящих людях, и одна женщина сказала:- А знаете что. Пустить бы его.- И то, бог с ним, - сказал еще кто-то. - Отпустить.- Отпустить, отпустить! - загремела толпа.И гордый, безжалостный человек, за минуту ненавидевший толпу, зарыдал, закрыл лицо руками и, как виноватый, выбежал из толпы, и никто не остановил его.

1. Однородными членами предложения являются: а) повторяющиеся для большей выразительности слова; б) слова, отвечающие на один и тот же

вопрос и относящиеся к одному

члену предложения;

в) слова, относящиеся к одному и тому же члену предложения, но отвеча-

ющие на разные вопросы.

2. В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены):

а) Купим удобный широкий стол.

б) Купим удобный письменный стол.

3. Найдите предложение с однородными членами:

а) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

б) Луна была за тучками, и сугробы казались синими.

в) С утра шел дождь и небо было затянуто тучами.

4. Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союза-

ми, в устойчивых сочетаниях.:

5. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

6. Найдите предложение, соответствующее схеме: О: О, О, О -…

(запятые не проставлены).

а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкус-

ных блюд.

в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

1. Какими способами соединяются однородные члены предложения:

а) сочинительными союзами и интонацией;

б) подчинительными союзами и интонацией.

2. Найдите противительный союз:

3. К какой группе относится союз или:

а) сочинительный;

б) противительный;

в) разделительный.

4. Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтакси-

ческую функцию.

а) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей.

б) Розово и зыбко явь отражается в снах.

в) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика.

г) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин.

1. подлежащее;

2. сказуемое;

3. определение;

4. дополнение;

5. обстоятельство.

5. Определите, как связаны между собой однородные члены:

а) Эта птица вообще любит озера, реки, болота.

б) Были здесь узкие и острые гоночные суда и широкие мореходные боты.

1. союзная связь;

2. бессоюзная связь.

Помогите найти позицию автора

1)Цензура родилась вместе с первой книгой. (2)И вот уже между автором и читателем встал цензор, и уже кни­ги стали бросать в огонь. (3)К счастью, с тех пор, как существует книгопечатание, уже не так легко уничто­жить книги. (4)Их можно подвергать цензуре, запре­щать, сжигать, если их содержание кому-то показалось угрожающим, аморальным, враждебным государству, непристойным, политически опасным или если самих авторов считают опасными и нежелательными. (5)Но уже невозможно, как это было во времена рукописных книг, уничтожить и предать забвению. (6)Книги, объяв­ленные вне закона, даже когда на них наложено табу, даже когда они под запретом, будут существовать, укрытые в частных собраниях, тайком распространяе­мые и перепечатанные самиздатом. (7)Как сказал чеш­ский писатель Богумил Грабал, «инквизиторы всего мира напрасно сжигают книги, и если в книге есть дейст­вительно что-то сильное, то можно слышать, как они смеются в огне».

(8)С давних пор власть предержащие охотно отправ­ляли в огонь книги, которые казались им вредными и опасными. (9)В отношении рукописей это было доста­точно эффективно. (10)Тексты, превращенные в пепел и пыль, больше нельзя восстановить, как разрушенные го­рода. (11)Из пепла может родиться только миф о птице Феникс. (12)Мотив инквизиторов всегда был и остается один и тот же: чужие цивилизации должны быть стерты с лица земли, тексты, противоречащие догматам, должны быть сожжены, опасные идеи вырваны с корнем, история переписана, память стерта. (13)Но даже в эпоху, предшес­твующую книгопечатанию, стратегия подавления не всег­да была эффективна в сфере духа. (14)Всем цензорам надо напомнить слова Тацита: «Нужно подвергнуть осмеянию глупость тех, кто верит, что способен деяниями дня сегод­няшнего стереть память в будущих веках».

Вы находитесь на странице вопроса "Когдa пaпa был мaленьким, ему чaсто зaдaвaли один и тот же вопрос. Его спрaшивaли: «Кем ты будешь? И пaпa всегдa отвечaл нa этот вопрос, не зaдумывaясь. ", категории "русский язык ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "русский язык ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Моей дочке

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Яхочу рассказать вам, как родилась эта книжка. Вот ее история. У меня есть дочка Саша. Теперь она уже большая девочка. Она сама теперь часто говорит: «Когда я была маленькая…» Так вот, когда Саша была совсем маленькой, она много болела. То у нее был грипп, то ангина. А потом болели уши. Если у вас когда-нибудь было воспаление среднего уха, то вам не надо объяснять, как это больно. А если не было, то тоже не надо объяснять – вы этого никогда не поймете.

Однажды у Саши так болело ухо, что она плакала целые сутки и почти не могла спать. Мне было так жалко ее, что я сам чуть не плакал. И я читал ей разные книги или рассказывал смешные истории. И вот я рассказал ей о том, как я был маленьким и бросил свой новый мяч под машину. Саше очень понравилась эта история. Ей понравилось, что папа тоже был маленьким, тоже шалил и не слушался и его тоже наказывали. Она запомнила это. И теперь, как только у нее начинало стрелять в ухе, она сразу же кричала: «Папа, папа, у меня болит ухо! Скорей расскажи, как ты был маленьким!» И я рассказывал ей все, что вы сейчас прочтете. Я выбирал истории посмешнее: ведь нужно было развеселить больную девочку. И еще я старался, чтобы моя дочка поняла, как нехорошо быть жадным, хвастунишкой, зазнайкой. Но это вовсе не значит, что я сам всю жизнь был таким. Просто я старался вспоминать только такие случаи. А когда мне их не хватало, я брал их у других знакомых пап. Ведь каждый из них тоже был когда-то маленьким. Так что все эти истории не выдуманы мной, а были на самом деле.

Теперь Саша выросла. Она болеет меньше и сама читает большие, толстые книги.

Но я решил, что, может быть, другим ребятам тоже интересно узнать про то, как один папа был маленьким.

Вот и все, ребята, что я хотел сказать вам. Нет, еще одну вещь я скажу вам по секрету. У этой книги есть продолжение. Оно будет для каждого из вас свое. Ведь каждый папа может рассказать, как он был маленьким. И мама тоже. Я бы сам хотел их послушать.

Ну вот, теперь все. До свидания, ребята! Желаю вам счастья и здоровья.

Уважающий вас

А. Раскин

КАК ПАПА БРОСИЛ МЯЧ ПОД АВТОМОБИЛЬ

Когда папа был еще маленьким и жил в маленьком городе Павлово-Посаде, ему подарили большой мяч удивительной красоты. Этот мяч был как солнце. Нет, он был даже лучше солнца. Во-первых, на него можно было смотреть не щурясь. И он был ровно в четыре раза красивее солнца, потому что он был четырех цветов. А солнце ведь только одного цвета, да и тот трудно разглядеть. Один бок у мяча был розовый, как пастила, другой – коричневый, как самый вкусный шоколад. Верх был синий, как небо, а низ зеленый, как трава. Такого мяча еще никогда не видели в маленьком городе Павлово-Посаде. За ним специально ездили в Москву. Но я думаю, что и в Москве было мало таких мячей. На него приходили смотреть не только дети, но и взрослые.

– Вот это мяч!- говорили все.

И это был действительно прекрасный мяч. И папа очень гордился. Он вел себя так, как будто этот мяч он сам выдумал, сделал и раскрасил в четыре цвета. Когда папа гордо выходил на улицу играть своим прекрасным мячом, со всех сторон сбегались мальчишки.

– Ой, какой мяч! – говорили они. – Дай поиграть!

Но папа хватал свой мяч и говорил:

– Не дам! Это мой мяч! Ни у кого такого нет! Его привезли из Москвы! Отойдите! Не трогайте мой мяч!

И тогда мальчишки сказали:

– Эх ты, жадина!

Но папа все равно не дал им своего чудесного мяча. Он играл с ним один. А одному играть очень скучно. И жадный папа нарочно играл около мальчишек, чтобы они ему завидовали.

И тогда мальчишки сказали так:

– Он жадный. Не будем с ним водиться!

И два дня они с ним не водились. А на третий день сказали так:

– Мяч у тебя ничего. Это верно. Он большой и раскрашен здорово. Но, если бросить его под машину, он лопнет, как самый плохой черный мячик. Так что нечего так уж задирать нос.

– Мой мяч никогда не лопнет! – гордо сказал папа, который к тому времени так зазнался, как будто его самого выкрасили в четыре цвета.

– Еще как лопнет! – смеялись мальчишки.

– Нет, не лопнет!

– А вот идет машина, – сказали мальчишки. – Ну, что же ты? Бросай! Или испугался?

И маленький папа бросил свой мяч под машину. На минуту все замерли. Мяч прокатился между передними колесами и угодил под правое заднее колесо. Машина вся перекосилась, переехала мяч и помчалась дальше. А мяч остался лежать совершенно невредимым.

– Не лопнул! Не лопнул! – закричал папа и побежал к своему мячу. Но тут раздался такой шум, как будто выстрелили из маленькой пушки. Это лопнул мяч. И когда папа добежал до него, он увидел только пыльную резиновую тряпку, совсем некрасивую и неинтересную. И тогда папа заплакал и побежал домой. А мальчишки хохотали изо всех сил.

– Лопнул! Лопнул! – кричали они. – Так тебе и надо, жадина!

Когда папа прибежал домой и сказал, что сам бросил свой чудный новый мяч под машину, его сразу же отшлепала бабушка. Вечером пришел с работы дедушка и тоже отшлепал его.

При этом он говорил:

– Бью не за мяч, а за глупость.

И долго еще потом все удивлялись: как это можно было бросить такой хороший мяч под машину?

– Только очень глупый мальчик мог сделать это! – говорили все.

И долго еще все дразнили папу и спрашивали:

– А где же твой новый мяч?

И только один дядя не смеялся. Он попросил папу все рассказать ему с самого начала. Потом он сказал:

– Нет, ты не глупый!

И папа очень обрадовался.

– Но зато ты жадный и хвастливый, – сказал дядя. – И это очень печально для тебя. Тот, кто хочет один играть со своим мячиком, всегда остается ни с чем. Так бывает и у детей, и у взрослых. Так будет и у тебя всю жизнь, если ты останешься таким же.

И тогда папа очень испугался, и заплакал изо всех сил, и сказал, что он не хочет быть жадным и хвастливым. Он плакал так долго и так громко, что дядя поверил ему и купил новый мяч. Правда, он был не так красив. Но зато все соседские мальчишки играли этим мячом. И было весело, и никто не дразнил папу жадиной.

КАК ПАПА УКРОЩАЛ СОБАЧКУ

Когда папа был еще маленьким, его повели в цирк. Это было очень интересно. Особенно ему понравился укротитель диких зверей. Он очень красиво одевался, очень красиво назывался, и его боялись все львы и тигры. У него был хлыст и пистолеты, но он ими почти не пользовался.

– И звери боятся моих глаз! – заявлял он с арены. – Мой взгляд – вот мое самое сильное оружие! Дикий зверь не выносит человеческого взгляда!

И правда, стоило ему посмотреть на льва, и тот садился на тумбу, прыгал на бочку и даже притворялся мертвым, не вынося его взгляда.

Оркестр играл туш, зрители хлопали в ладоши, все смотрели на укротителя, а он прижимал руки к сердцу и кланялся во все стороны. Это было великолепно! И папа решил, что он тоже станет укротителем. Для начала он задумал укротить своим взглядом какого-нибудь не очень дикого зверя. Ведь папа был еще маленький. Он понимал, что такие крупные звери, как лев и тигр, ему еще не по зубам. Начинать надо с собаки и, конечно, не очень большой, потому что большая собака – это уже почти маленький лев. А вот собака поменьше как раз пригодилась бы.

Вариант 1.

одно

Скачать:


Предварительный просмотр:

www.pro100gia.ru

Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

Часть 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

  1. Когда папа был маленьким, ему часто задавали один и тот же вопрос.

(2) Его спрашивали: «Кем ты будешь?» (3) И папа всегда, не задумываясь, отвечал на этот вопрос. (4) Но каждый раз он говорил по-другому. (5) Сначала папа хотел стать ночным сторожем. (6) Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит…

(7)Но вот как-то раз маленький папа увидел на станции железной дороги удивительного человека. (8) Человек этот все время играл с вагонами и паровозами. (9) Да не с игрушечными, а с настоящими! (10) «Кто это?» – спросил папа. (11) «Это сцепщик вагонов», – ответили ему. (12) И тут маленький папа, наконец, понял, кем он будет…

(13) Но скоро он захотел стать летчиком. (14) Потом ему захотелось сделаться артистом и играть на сцене. (15) Потом он побывал с дедушкой на одном заводе и решил стать токарем.

(16) А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой. (17) Целый день он бегал на четвереньках, лаял на чужих и даже пытался укусить одну пожилую женщину, когда она захотела погладить его по голове. (18) Маленький папа научился очень хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил. (19) А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком.

(20) А по улице шел незнакомый военный. (21) Он остановился и стал смотреть на папу.

(22) Смотрел, смотрел удивленно, а потом спросил:

– (23) Ты что это делаешь, мальчик?

– (24)Я хочу стать собакой, – сказал папа. (25) Тогда незнакомый военный спросил:

– (26)А человеком не хочешь быть?

– (27)А я уже давно человек! – сказал папа.

– (28) Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается? (29) Разве человек такой?

– (30)А какой же? – спросил папа.

– (31)Вот ты подумай! – сказал военный и ушел. (32) Он совсем не смеялся и даже не улыбался. (33) Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. (34) И он стал думать. (35) И чем больше он думал, тем больше стыдился. (36) Военный ему ничего не объяснил. (37) Но он сам вдруг понял: нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. (38) А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. (39) Когда его спросили об этом опять, он вспомнил военного и сказал:

– (40) Я буду человеком!

(41) И тут никто не засмеялся. (42) И маленький папа понял, что это самый правильный ответ. (43) Прежде всего надо быть хорошим человеком.

(По А. Раскину)

Александр Борисович Раскин – русский советский писатель, сатирик, сценарист. Автор популярного сборника прозаических миниатюр для детей «Как папа был маленьким».

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему папа, когда был маленьким, решил стать хорошим человеком?»

  1. Он понял, что главное в жизни – быть хорошим человеком независимо от выбранной профессии.
  2. Он понял, что он плохой человек.
  3. Он понял, что быть хорошим человеком престижно и материально выгодно.
  4. Он понял, что хорошим человеком необходимо стать, чтобы все тебя почитали.

Укажите средство речевой выразительности, которое используется в предложении: «Маленький папа научился очень хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил».

  1. олицетворение
  2. просторечные слова
  3. гипербола
  4. эпитет

Ответ: ___________________________

Из предложений 31-39 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения.

Ответ: ___________________________

Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса зависит от приставки.

Ответ: ___________________________

Замените выражение как-то раз из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание смотрел удивленно (предложение 22), построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

Выпишите грамматическую основу предложения 33.

Среди предложений 1-9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И папа, 1 не задумываясь, 2 отвечал на этот вопрос. И тут маленький папа, 3 наконец, 4 понял, 5 кем он будет.

Ответ: ___________________________

Укажите количество грамматических основ в предложении 6.

Ответ: ___________________________

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Маленький папа научился очень хорошо лаять, 1 но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, 2 хотя старался изо всех сил. – Ты что делаешь, 3 мальчик? И чем он больше думал, 4 тем больше стыдился. Да не с игрушечными, 5 а с настоящими!

Ответ: ___________________________

Среди предложений 38-43 найдите сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Среди предложений 35-39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

Часть 3

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Льва Васильевича Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Льва Васильевича Успенского

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Но он сам вдруг понял: нельзя каждый день выбирать себе новую профессию» . Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение выражения ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть хорошим человеком» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.