Как получают волокна шелка. О шелке. Виды, свойства, маркировка, история производства

Производство натурального шелка является очень трудоемким, однако и самым удивительным процессом в современной текстильной промышленности. Технология, изобретенная в древности, практически осталась неизменной по сей день.

Для производства натурального шелка сегодня, как и 4000 лет назад, используют нить кокона тутового шелкопряда, который также носит название «шелковичный червь». Ткань, произведенная с помощью тутового шелкопряда, является наиболее дорогостоящей и распространенной в мире.
Производить шелк впервые начали в Китае, и долгое время особенности производства держались в великом секрете. И до сих пор Китай удерживает лидирующие позиции на мировом рынке по производству шелка.

Современное производство включает не только сам процесс получения шелковой нити, но и разведение шелковичного червя. Одна гусеница за относительно недолгую жизнь может произвести несколько тысяч метров ценной шелковой нити, при этом процент брака при таком производстве ничтожен.

Взрослая особь тутового шелкопряда представляет собой толстую бабочку с белесыми крыльями. Насекомые питаются исключительно листвой тутового дерева, или шелковицы. Ранней весной или летом бабочка откладывает яйца, которая хранится до следующей весны. Как только на тутовых деревьях появляются листья, яйца помещаются в специализированные инкубаторы, где происходит постепенное повышение температуры. Затем появляется гусеница, и в этой стадии насекомое находится от 21 до 34 дней.

Гусеницы непрерывно находятся в процессе поедания листьев, соответственно достаточно быстро растут, увеличивая вес в 10-12 тысяч раз. Как только голова насекомого темнеет, это означает, что у насекомого начинается линька. После четырех линек, тело гусеницы желтеет, кожа становится более плотной, шелкоотделительные железы наполняются белковой жидкостью. Гусеница помещается на специальные приспособления - коконники, выпускает тонкую нить и плетет из нее кокон, обвивая себя, - так начинается превращение в куколку. Приблизительно через две недели куколка становится бабочкой.

Для того, чтобы освободиться из кокона, бабочка выделяет щелочную жидкость, которая растворяет нити кокона. Однако кокон не должен быть поврежден, иначе в оболочках могут появиться дырочки, и такие коконы достаточно трудно разматывать. Поэтому коконы специально обрабатывают горячим воздухом или выдерживают несколько часов при высокой температуре около 100 °C, в результате чего гусеница погибает, а кокон легко раскручивается. Затем коконы высушивают и сортируют. Тонкие шелковые нити состоят из двух шелковинок, которые склеиваются между собой веществом серицином. Для того, чтобы получить более плотную и прочную нить, при разматывании нити от нескольких коконов соединяют, при этом серицин прочно склеивает нити друг с другом. Полученные нити аккуратным образом сортируют, укладывают и ткут единое полотно.

Несмотря на то, что производство натурального шелка является трудоемким процессом, данная технология и высокая цена материи полностью оправдана в силу ее уникальных свойств. Так, натуральный шелк обладает способностью к моментальной терморегуляции, также изделия из шелка отлично вентилируются, не накапливают статического электричества, ткань очень эластична, прочна.

Видео - как производят шёлк:


Идеи для Бизнеса из раздела:

До сих пор именно в Китае производят шёлк самого высочайшего качества, который пользуется огромным спросом во всем мире.

Благодаря современным технологиям у потребителей есть возможность выбирать среди невообразимого количество шёлковых тканей, отличающихся качеством сырья, видом переплетения нитей в полотне, способом обработки готового материала и ценой. Последняя может доходить до нескольких десятков тысяч рублей.

Самые известные виды натурального шелка

Шифон

Очень тонкая, нежная, струящаяся ткань из пряжи шелковых волокон креповой крутки, с неровной поверхностью, на ощупь напоминающей песчаную. Идеально подходит для летних платьев, сарафанов, туник и легких блузок.

читайте на сайт

Атлас

Если это слово перевести буквально, получится «гладкий». Шелковая ткань атласного переплетения с глянцевой лицевой поверхностью. Атласный тип переплетения нитей был изобретен в Китае. Известны гладкие и узорчатые, муаровые, тяжелые и другие сорта атласов. Атлас используют для изготовления, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. Кроме того, из атласных шелков шьют свадебные наряды.

Бархат на шёлковой основе

Бархат это ворсовая ткань с мягкой пушистой лицевой поверхностью. Основой для ворса, определяющей сорт бархата, может служить шелк. В России впервые бархат стали изготавливать именно на шелковой мануфактуре, еще в XVIII веке.

Шёлковый батист

Тонкая полупрозрачная мягкая мерсеризированная ткань, полотняного переплетения из туго скрученных нитей. Обладает высокой прочностью в сочетании с легкостью и прозрачностью. Название ткани происходит от фамилии ее создателя Франсуа Батиста из Камбре, французского ткача, жившего в XIII веке. Шелковый батист прекрасная альтернатива 100% шёлку, так как стоит на порядок дешевле и с ним легче работать.

Газ

Легкая прозрачная ткань из шелка, отличающаяся особенностью выработки. Газ встречается полотняного и диагонального переплетения.

Гладкокрашеный шелк

Ткань наивысшего качества, из самых лучших коконов тутового шелкопряда, дающих длинную неповрежденную нить. Качество сырья позволяет добиться очень плотного кручения пряжи, но при этом вес ее невелик.

Дюшес

Очень блестящий высококачественный плотный материал сотканный из шёлковых волокон.

Креп

В переводе с французского «crepe» - шероховатый, волнистый. Ткань, вырабатываемая из шёлковых нитей с очень большой (креповой) круткой. Самые распространенные виды: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин. Креп хорошо драпируется и может похвастаться малой сминаемостью.

Шёлковая вуаль

От французского «Voile»: покрывало, завеса. Гладкая полупрозрачная ткань, вырабатываемая из шелковой пряжи. Вуаль бывает белёная, крашеная и набивная, часто с вышивкой.

Кружево - деликатный и сложный в работе материал. Наши советы подскажут,

Матлассе

Ткань из натурального шелка с жаккардовым рисунком наподобие стежки на ватине. По способу изготовления и внешнему виду напоминает клоке.

Муслин

Очень тонкая, легкая шелковая ткань полотняного переплетения, схожая с батистом. Слово «муслин» произошло от названия города Мосула в Ираке, где в древности находились текстильные мануфактуры.

Парча

Сложноузорчатая художественно-декоративная материя с шёлковой основой, содержащая металлические нити с золотом, серебром или имитирующими их материалами. Золотые и серебряные нити в парче вырабатывались из чистого драгоценного металла только в древности.

Тафта

Глянцевая шелковая ткань из очень туго скрученных нитей полотняного переплетения. За счет чего тафта достаточно жесткий материал, хотя и тонкая, хорошо держит форму.

Чесуча

Суровая платяная ткань желтого цвета, изготовленная из особого сорта шелка - тусора.

Узнайте из нашего мастер-класса

Все перечисленные разновидности шёлковых тканей получают из кокона тутового шелкопряда, сырья для изготовления пряжи для ткачества. Это полностью натуральный материал, необычайно мягкий, нежный и в то же время прочный.

Те же названия используют и для обозначения синтетических «шёлковых» тканей, которые на первый взгляд очень похожи на настоящий шёлк. Если вы опытный покупатель, то легко отличите натуральный материал от искусственного. Кроме того, магазины тканей, которые дорожат своей репутацией и ценят каждого покупателя, вряд ли пойдут на обман.

Но как быть новичку? Или если на ткани нет никакой маркировки? Есть несколько простых способов, которые помогут безошибочно узнать настоящую шёлковую ткань.

Как отличить натуральный шёлк от подделки

  • Цена - один из первых, но не главных отличительных признаков. Натуральный шёлк всегда стоит дороже своих синтетических аналогов.
  • Шёлк очень приятен на ощупь. Нежный, мягкий, легко струится и плавно «стекает» с рук. Искусственный гораздо холоднее тактильно и жестче.
  • Натуральный шёлк обладает уникальными термическими свойствами - при соприкосновении с телом, он приобретает его температуру.
  • В отличие от синтетических тканей, обладает высокой гигроскопичностью.
  • Блеск у натурального шёлка естественный, приглушённый, при разном освещении меняет оттенок, цвет переливается. Искусственный имеет характерный блеск, но цвет не меняет.
  • Как и любые другие натуральные ткани, шёлк мнется, но незначительно. Образуются мягкие складки, которые почти незаметны и в процессе носки самостоятельно распрямляются. Сминаемость искусственного шёлка более выраженная - остаются заломы, которые иногда даже утюгом невозможно разгладить.
  • Синтетические шёлковые ткани обладают сильной сыпучестью по краю срезов.

Самый верный способ определить подлинность натурального шёлка


Это вытянуть несколько нитей из полотна и поджечь их. Сгорание происходит медленно, при этом вы услышите запах, напоминающий запах палёной шерсти или жжёных перьев.

Пепел от такого эксперимента легко рассыпается.

В то время как синтетический материал не горит, а плавится, источая неприятный запах пластмассы и образуя твердый запекшийся комочек. Вискозный шёлк тлеет и пахнет точно так же, как если бы вы подожгли кусочек бумаги. Пепел от него можно растереть в пальцах.

Мифы о натуральном шёлке

Миф 1: Натуральный шёлк очень трудно отличить от ненатурального

Это не так. Нужно только взять с собой зажигалку! Вытянув несколько ниточек из интересующей вас ткани, вы поджигаете их (стараясь не спалить весь магазин) и сразу же нюхаете - он должен пахнуть палёным рогом или шерстью.

Полиэстер в отличие от шёлка плавится, а вискоза тлеет и пахнет жжёной бумагой. Запёкшийся комочек шёлка можно растереть в пальцах, как обычный уголёк.

Вот и все. Любой уважающий себя магазин ткани позволит вам провести эту нехитрую экспертизу.

Миф 2: Натуральный шёлк стоит дорого

Это тоже не совсем так. По 100$ за метр квадратный может стоить шёлк известных европейских дизайнеров, но в этом случае Вы платите за имя и модный дизайн. Сам по себе материал из коконов тутового шелкопряда (bombix mori) в России может стоить от 10 до 70$ в зависимости от плотности и фактуры. С учетом расхода материала на стандартный двухспальный комплект его стоимость может варьироваться от 300 до 700$.

Такие ткани, как туаль, эксцельсиор, газ-шифон, тонкие атласы и крепдешины для ручной росписи не могут стоить дорого, потому что большинству художников нужен дешёвый материал (150-450 р). Из таких тканей также шьют недорогое постельное бельё, аксессуары и т.д. Так что смело можно сказать, что шёлк и шёлковая одежда стали в России позволительной роскошью.

Миф 3: Шёлк всегда гладкий, блестящий и скользкий

Моя соседка купила шёлковое постельное бельё и говорит мне - «деньги на ветер! Всю ночь с кровати скатывалась!». Шёлковый атлас действительно обладает гладкой поверхностью, которая, впрочем, после стирки в барабане стиральной машины становится больше похожей на нежную лайку (Этот фокус не проходит ни с полиэстером, ни с вискозой).

А потом среди шёлковых тканей есть совершенно нескользкие и гораздо больше подходящие для постельного белья: крепдешин (можно делать простыни на резинке, шёлковый креп даёт небольшую эластичность и вдоль и по диагонали), мокрый шёлк (или шёлк с эффектом кожи персика) – как нельзя лучше подойдёт для тех, кто много ворочается во сне. Эту нежную матовую ткань не так просто стянуть с матраса.

И ещё от себя несколько секретов о натуральном шёлке

Дикий шёлк


Этот шёлк не разматывают с кокона тутового шелкопряда, а счёсывают с кокона дубового (или дикого) шелкопряда, поэтому он больше похож на лён или шерсть. Обладает отличной гигроскопичностью – способностью впитывать влагу, прочностью и иногда имеет тёмные вкрапления, что придаёт ему очарование этнической древности. Поэтому дикий шёлк средней плотности очень популярен среди тех, кто увлекается восточными единоборствами.

Дикий шёлк хорош в жаркую погоду, из него получаются замечательные сорочки и шорты в стиле «сафари». Т.к этот вид ткани редко окрашивают и отбеливают, то он очень подходит для одежды будущих мам и малышей, а также для людей, склонных к аллергии и с проблемой повышенной потливости.

Существует «совсем дикий», грубый шёлк типа «рогожка» с плотностью 200гр/м 2 и шириной больше 2м для интерьера, но об этом позже. Дикий шелк часто применяется для росписи в этническом стиле (кроме техники холодного батика). Края дикого шелка (если это пончо или палантин) - можно не подшивать, а просто "обдёргать". Получается очень симпатичная бахрома.

Императорский шёлк

Есть также 1 вид шёлковой ткани, которую позволялось в древнем Китае носить лишь императору. Этот шёлк выкладывали на берегу реки в провинции Су-Джоу, мазали илом и водорослями со дна этой же реки и держали под палящим солнцем ровно 14 дней (половину лунного цикла). Шёлк, крашенный водорослями, имеет 2 стороны - чёрную лицевую и коричневую изнаночную (бархатистую и приятную к телу) и обладает уникальными свойствами: успокаивает кожу, страдающую псориазом.

Будущим мамам

Дети очень хорошо реагируют на шелковую одежду и простынки - раздражения кожи становятся меньше заметны, ребёнок быстрее засыпает, чувствуя нежное и тёплое прикосновение шелковистой материи. Рекомендуется использовать некрашенные крепдешины, атласы и шелк с эффектом "кожи персика".

Для детей старше двух лет можно использовать так же и дикий шелк. Все виды шелка несут очень сильную положительную энергетику, поэтому не только детям, но и беременным женщинам мы советуем использовать шелковую нательную (домашнюю) одежду.

Протравка шёлка

Любой вид белого шёлка легко протонировать в цвета от бежевого до темно-коричневого простым погружением в раствор марганцовки. После этого ткань не нужно ни кипятить, ни выполаскивать. Чем больше концентрация перманганата калия, тем темнее конечный результат окраски.

Шёлк для платков и бандан

Чтобы платок не соскальзывал с волос, его лучше всего сделать из креп-жоржета или шифона.

Женское бельё и домашняя одежда из шёлка

Женское бельё и домашнюю одежду конечно же лучше шить из атласа или жаккарда, но если вы сумеете достать шёлковый трикотаж, то можете не ограничивать свою фантазию – этот материал уникален, с лайкрой или без, плотный или полупрозрачный, он подходит как для белья, так и для водолазок, вечерних платьев и аксессуаров.

Корсетные изделия

Корсетные изделия, сшитые из натурального шёлка, – не только предмет роскоши элит-класса, но удивительно практичная и нужная вещь. Внутренний слой карсета, моделирующего фигуру, выполненный из шёлкового атласа, жаккарда или туали даёт коже возможность дышать и избавляться от излишков влаги. А внешний слой, выполненный из шёлковой парчи, тафты или дюпона, не растягивается в процессе затяжки и носки и производит неизгладимое впечатление! Такой корсет будет служить долго, никогда не вызовет ощущения жара и жжения у своей хозяйки.

Шитьё

Для тех, кто шьёт верхнюю одежду из кожи и меха не нужно говорить о том, что шёлковая подкладка указывает на высокий класс изделия. Обычно это самые скользкие виды шёлка - жаккард (иногда с именем фирмы мелким рапортом, такой всегда можно заказать у крупных поставщиков щёлка), атлас или тонкая тафта-хамелеон.

А для элегантного пеньюара нет лучше сочетания, чем шёлковый шифон, отороченный мехом. В последнее время появилась шёлковая тафта с водозащитной пропиткой для курток, пальто и верхнего слоя пальто с меховой подкладкой. Она похожа на искусственный материал, но при сжигании все равно пахнет палёным рогом. Для тех, кто вяжет, тоже много интересных материалов в шёлковой промышленности.

Шелк в интерьере


И напоследок - одна из самых модных тем для натурального шёлка - экологически чистый интерьер. Шёлк можно использовать для отделки стен и потолков (затяжка по периметру, оклеивание, растяжка на люверсах, драпировка и т.д.). И, конечно же, для декорирования окон и спален.

Упомянутая выше шёлковая рогожка имеет достаточную ширину, плотность и удивительную древесную фактуру. Белая шёлковая туаль может использоваться для отделки стен и потолков, имитируя евроштукатурку (причём обходится намного дешевле!). Стены дышат и получают положительную энергетику природного материала.

Ту же туаль можно расписать вручную и, натянув на рамы, выложить стены и окна шёлковыми витражами и панно. В сочетании с шёлковым постельным бельём у вас получается интерьер "SILK NATIVE". Информация для специалистов, декорирующих рестораны и ночные клубы: если в шёлковую ткань ткнуть зажженной сигаретой, она не загорится и не будет тлеть, как вискоза, не будет плавиться, вспыхивать и капать, как полиэстер. Образуется круглая дырочка и все!

Шёлк - наиболее безопасный материал для больших "тусовок" и соответствует требованиям противопожарной безопасности, как никакой другой материал.

Но у шёлка есть и свой минус - он мнётся. Хотя есть виды шёлковой ткани, сотканной из нитей повышенной крутки, которые не мнутся, - это креп-жоржет и шифон. На сегодняшний день эта особенность может придавать вещи, сшитой из шёлка, особенный шик и демонстрировать натуральность ткани.

В любом случае маркировка "NATURAL SILK" внушает доверие любому покупателю, и с каждым годом все больше модельеров и декораторов используют шёлк и в авторских изысках, и в массовом производстве.

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

Нельзя назвать точной даты, когда люди научились использовать нити из коконов тутового шелкопряда для изготовления ткани. Древняя легенда гласит, что однажды кокон упал в чай императрицы Китая — жены Желтого императора — и превратился в длинную шёлковую нить. Считается, что именно эта императрица научила свой народ разводить гусениц с целью производства уникальной по своему составу ткани. Древняя технология производства была строго засекречена в течение многих лет, и за разглашение этой тайны можно было запросто лишиться головы.

Из чего делают шёлк?

Прошло несколько тысяч лет, а изделия из шёлка все так же пользуются спросом и так же ценятся во всем мире. Многочисленные искусственные заменители шёлка хоть и приблизились по своим свойствам к оригиналу, всё же уступают натуральному шёлку по многим критериям.

Итак, натуральный шёлк представляет собой мягкую ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда (читайте статью « ?»). Около 50% мирового производства натурального шёлка сосредоточено в Китае, отсюда же идут поставки шёлка наилучшего качества по всему миру. Кстати сказать, производить шёлк здесь начали еще в пятом тысячелетии до нашей эры, так что ремесло это в Китае — более чем традиционное.

Для создания шёлка наивысшего качества используются самые лучшие шелкопряды. Вылупившись из яиц эти гусеницы сразу же приступают к еде. Для того, чтобы начать производить шёлковые нити, тутовые шелкопряды увеличивают свой вес в 10 тысяч раз, поглощая только свежие листья шелковицы! После 40 дней и 40 ночей непрерывной трапезы личинки начинают ткать кокон. Шёлковый кокон сделан из одной единственной нити слюны. Каждая гусеница способна произвести почти километровую шёлковую нить! На изготовление кокона уходит 3-4 дня.

Кстати говоря, не только тутовые шелкопряды производят нити. Пауки и пчёлы тоже производят шёлк, вот только в промышленности используется только шёлк тутового шелкопряда.

Технология производства шёлка

Производство натурального шёлка — довольно сложный и многоэтапный процесс. Первый этап представляет собой очистку и сортировку коконов тутового шелкопряда. Распутывать нежную шёлковую нить не так просто, ведь она склеена белком под названием серицин. Для этой цели коконы бросают в горячую воду, чтобы размягчить серицин и очистить нити. Каждая нить шириной всего в несколько тысячных миллиметра, поэтому чтобы нить получилась достаточно прочной, приходится переплетать несколько нитей. Для производства всего одного килограмма шёлка требуется около 5000 коконов.

После удаления белка серицина нити тщательно высушивают, так как в мокром виде они довольно хрупки и их легко порвать. Традиционно это делают путем добавления к нитям сырого риса, который легко забирает в себя излишнюю влагу. На автоматизированном производстве нити также высушивают.

Затем высушенная шёлковая нить наматывается на специальное приспособление, которое вмещает огромное количество нитей. После всех этих процедур готовый шёлк вывешивается для сушки.

Неокрашенная шёлковая нить — это нить ярко-желтого цвета. Для ее покраски в другие цвета нить сначала окунают в перекись водорода с целью обесцвечивания, а затем окрашивают в нужный цвет при помощи красителей.

Шёлковым нитям предстоит еще долгий путь для того, чтобы стать тканью, а именно переплетение нитей на ткацком станке. В китайских деревнях, где процветает традиционное ручное производство ежедневно делают 2-3 килограмма шёлка, автоматическое же производство на заводе позволяет изготавливать 100 килограммов шёлка каждый день.