Как правильно воспитать, вырастить ребенка счастливым. Как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли хорошими людьми

“Блюдите, да не презрите
единого от малых сих”

Помните ли вы эти слова Христовы? Думали ли вы о том, что они относятся прямо и непосредственно к вам?
Разве мало у вас этих “малых сих”, которых надлежит вам блюсти?
Разве мало у вас сыновей, дочерей, о которых вы льете горькие слезы?
Разве мало развратных дочерей и сыновей – воров и хулиганов?
Много, много льете вы слез над ними. Отчего же это?
Оттого, что прежде не вспоминали эти слова Христовы: “Блюдите, да не презрите единого от малых сих”. Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам. А молитва ваша остается бесплодной, потому что нельзя на Бога возлагать свои собственные обязанности, потому что вы сами должны были заботиться о детях ваших и воспитывать их, а не ждать, что за вас исполнит это Бог.
Если слуга ваш не радеет о своем деле, но ждет, чтобы вы сами исполнили его, то разве вы станете работать за него, разве не разгневаетесь на нерадивого слугу? Что же вы хотите от Бога, если сами не заботитесь о детях ваших?
Св. Иоанн Златоуст сказал страшные слова о тех, которые не воспитывают детей своих: “Родители, которые не воспитывают детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную”.
Тяжкий, тяжкий ответ даст перед Богом каждый из тех, кто не заботится о воспитании детей. В Библии, в Первой Книге Царств, рассказывается о благочестивом первосвященнике Илии, который пятьдесят лет был судьей народа Израильского. При нем находился, ему служил святой пророк Самуил, тогда еще только отрок.
И однажды во сне этому святому отроку Господь повелел возвестить первосвященнику Илии, что его ждет страшная кара Божия за то, что не радеет он о детях своих.
А дети его были ветхозаветными священнослужителями и нечестием своим озлобляли народ и отвращали его от Бога. Когда приносили евреи мясо животных в дар Богу, тогда слуги этих нечестивых священников выбирали лучшие куски мяса из котла, в котором оно варилось для жертвоприношения, и отдавали этим нечестивцам. Даже сырое мясо отбирали они, а на требование принесших сперва сжечь тук на жертвеннике отвечали: “Если не отдашь, силой возьму”. Видя это, народ отвращался от жертвоприношений. За такое нечестие Господь покарал не только этих священников, но и самого первосвященника Илия. Это случилось так: было нашествие филистимлян на землю Израильскую, и во время ожесточенного боя этот 98-летний старец сидел у храма в ожидании известий. И прибежал к нему взволнованный, покрытый пылью вестник и сказал ему: “Сыновей твоих убили, а Ковчег Божий взят в плен”. Услышав эту весть, первосвященник упал навзничь, сломал позвоночник и умер тяжкой смертью. А Господь возвестил, что наказание будет продолжаться над всем родом его.
Вот видите, как это страшно – весь род первосвященника Илия был наказан за то, что он не удерживал сыновей своих от тяжких грехов. Это грозит каждому из тех, кто не будет радеть о воспитании детей своих. А о тех, кто всем сердцем стремится воспитать детей в благочестии, вы слышите на каждой утрени в псалме 102-м такие благословенные слова: “Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я”.
Во веки веков благословение Божие на тех, кто воспитывает детей своих в благочестии. Но во веки веков будет тяготеть проклятие Божие над теми, кого не воспитали в духе христианского благочестия. Скажите, что будет с несчастной дочерью вашей, которая в юности предается разврату и потом выйдет замуж и родит детей? Будет ли благословение Божие на ней и на всей семье ее? Нет, нет. Это вырастет неблагочестивый, богопротивный род.
Подумайте, как это страшно, какую тяжкую ответственность несете вы перед Богом, если не воспитываете детей своих в нравах христианских.
Как же должно их воспитывать?
Так, как воспитывали своих детей древние христиане, христиане первых веков. Они с самого раннего детства приучали их к молитве, храму, постам, к Таинствам церковным, учили их грамоте по книгам Священного Писания, никогда не позволяли ребенку сесть за стол без молитвы. Они внушили детям, что каждое дело, каждый шаг христианина должны начинаться крестным знамением и молитвой.

Они заботились не только об общем образовании детей своих, не только о приобретении ими мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусствам. Нет, научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом: того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога. Того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого.
Не думайте, что этим запрещается вам учить детей ваших всем светским наукам. Нисколько. Величайшие отцы наши и учители Церкви сами в молодости очень усердно предавались изучению всей мудрости научной, философской. Свт. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст были высокообразованными людьми своего времени. И вашим детям надлежит быть образованными, учеными. Но только важно, чтобы их обучение и воспитание не ограничивалось одной мудростью светской, мудростью мира сего, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду и истину, научались закону Божию и заповедям Христовым, приучались к постоянному благочестию, всегда помнили о Боге, о заповедях Божиих, о пути Христовом. Тогда, и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой, только тогда будут ставить выше всего мудрость христианскую, познание Бога. Так надлежит вам учить детей ваших.
А как же должны вы воспитывать их, насаждать в них высшую нравственность христианскую? Прежде всего вашим примером, ибо дети воспитываются именно примером родителей своих. Всякое словесное поучение, всякое искусство педагогическое ничто, пустота по сравнению с тем примером, который видят дети в родителях своих. Скажите, вырастут ли чистыми и хорошими людьми те дети, которые в лице родителей своих видят самые дурные примеры безнравственности? Будут ли чисты и целомудренны дочери ваши, если вы сами подаете им пример прелюбодеяний? Будут ли чисты, не способны к воровству дети ваши, если вы не будете учить их честности с самых юных лет? Когда сыновья опустошают чужие огороды, не оставляют созревать плоды в садах, и когда приходят жаловаться на них, некоторые матери спокойно отвечают: “Ну что же, дети малые, что с них спрашивать?” Господь спросит с них! Спросит грозно, зачем позволяли детям воровать с самого юного возраста, зачем не учили заповедям Божиим, зачем не внушили отвращение и презрение к воровству и хулиганству?
Тяжкий ответ дадите вы перед Богом за всякий соблазн, который видят в вас дети ваши, за все ссоры, ругательства, пустословия, драки, которые происходят на их глазах. Если сами так поступаете, то чему научите детей ваших?
Великий учитель вселенский, величайший из церковных проповедников свт. Иоанн Златоустый так сказал о родителях, которые не учат детей своих добру, а поощряют дурные свойства их, страсти и нечестие: “Ведь вы, как будто намеренно стараясь погубить детей, приказываете делатъ им только то, что делая, невозможно спастись. Горе, – сказано, – смеющимся, – вы подаете детям множество поводов к смеху; горе богатым, – а вы только о том и стараетесь, чтобы они разбогатели; горе, егда добре рекут вам ecu человецы, – а вы часто тратите все свое имущество из-за славы людской; опять: Поносящий брата своего повинен есть геенне, – а вы считаете слабыми и трусливыми тех, кто молчаливо сносит обидные речи других.
Христос повелевает отвращаться от брани и распри, а вы постоянно занимаете детей своих этими злыми делами. Любяй душу свою, – сказал Господь, – погубит ю, – а вы всячески вовлекаете их в эту любовь; аще не отпущаете, – говорит Он, – человеком согрешений их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам, а вы даже попрекаете детей, когда они не захотят мстить обидевшим. Христос сказал, что любящие славу, постятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы; а вы только и стараетесь о том, чтобы ваши дети получили славу. И худо не только то, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что доброе хулите, называя скромность – необразованностью, кротость – трусостью, справедливость – слабостью, смирение – раболепством, незлобие – бессилием; Вы склоняете их к таким делам, за которые Иисус Христос определил неизбежную погибель; вы об их душе как о чем-то ненужном небрежете, а о том, что действительно излишне, заботитесь, как о необходимом и важнейшем. Вы все делаете для того, чтобы был у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом и подумать не хотите. Нет, – простирая до такой степени заботливость о древе и камнях, души не удостаиваете и малейшей части такого попечения. Все делаете, только бы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние – душа была золотая, об этом и помыслить не хотите”.
Так говорил св. Иоанн Златоустый в древние времена, 1500 лет тому назад, но эти слова полезно услышать вам и ныне, ибо разве и теперь не воспитываете вы детей своих так же плохо, не внушая им страха Божия? Разве не заботитесь прежде всего о том, чтобы детям своим обеспечить лучшее положение в жизни, чтобы поставить их в ряды власть имущих, богатых и сильных? Разве не внушаете им, что в деньгах сила, что нужно приобретать большие знания ради богатства и обеспеченной, привольной жизни? А разве это нужно?
Нужно как раз обратное. Нужно детям своим внушать презрение к деньгам, богатству, славе, высокому положению в обществе. Нужно прививать им любовь к чистоте, святости, благочестию. А об этом как раз всего меньше вы заботитесь.
Детей надо начинать воспитывать с самых пеленок, ибо только в самом юном возрасте они легко поддаются всякому научению. Их душа мягка, как воск, на ней отпечатывается все, – и ваши дурные примеры, и благочестивые слова, и всякий светлый и чистый пример.
Древние христиане с самого юного возраста приучали детей к молитве и чтению Св. Писания. А теперь говорят: “Разве это детское дело – заниматься псалмами? Это дело монахов и стариков, а детям нужны веселье и радость”.
Забываете вы то, о чем святой Тихон Задонский сказал так просто: “Малое деревцо, куда наклонить его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую”.
Вот если в душу малого ребенка вы будете вливать всякий смрад, она станет смрадной. Если будете вливать аромат Христова благоухания, то будут ваши дети благоухать перед людьми, будут радостью и утехой для вас. Примером вашим воспитывайте детей. Об этом прекрасно сказал славный проповедник русский, архиепископ Харьковский Амвросий: “Когда ни один член семейства не может остаться без вечерней и утренней молитвы, – когда отец не выходит из дому на свое дело, не помолившись перед св. иконами, а мать ничего не начинает без крестного знамения, когда и малому дитяти не позволяют дотронуться до пищи, пока не перекрестится, – не приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией, и призывать на все благословение Божие, и веровать, что без помощи Бога нет безопасности в жизни, а без Его благословения нет успеха в делах человеческих?
Не может остаться бесплодною для детей вера родителей, когда они, при нужде и бедности, со слезами на глазах говорят: “Что делать? Буди воля Божия”. При опасности: “Бог милостив”. При трудных обстоятельствах: “Бог поможет”. При успехе и радости: “Слава Богу, Бог послал”. Здесь всегда и во всем исповедуется Божия благость, Божие промышление, Божие правосудие. Мать, предмет всей любви и нежности для дитяти, стоит с благоговейным выражением лица и молится перед иконою Спасителя. Дитя смотрит то на нее, то на образ, – и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Вот первый безмолвный урок богопознания”. Вот первый и самый важный урок благочестия. Такие уроки можете и должны вы всегда и во всем подавать детям вашим.
Вы должны беречь детей от всего, что нечисто, дурно. Вы должны дочерей удерживать от чтения нецеломудренных, сладострастных романов, должны требовать от них, чтобы они читали с разбором, должны удерживать их от пустых зрелищ, не позволять всегда развлекаться и постоянно бегать по кино и театрам. Вы должны приучать их к тихому и трудовому домашнему житию.
А еще не должны вы забывать о том, что нельзя воспитать малого ребенка, никогда его не наказывая. Должны вы помнить о том, что величайшую ошибку делают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, любуются ими, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказал премудрый Сирах: “Лелей дитя, и оно устрашит тебя”.

А вот что говорит наш великий святитель Тихон Задонский: “Юнии ненаказанные и в возраст пришедши суть как кони необученные и свирепеющие. Посему, христианин, люби детей своих и наказуй их. Пусть они ныне болезнуют телом, пока молоды, дабы и по себе ты не болезновал о них сердцем. Пусть они плачут от тебя, чтобы не плакал ты от них и о них. Впрочем, умеренность во всем похвальна и потребна”.

Нужна умеренность в наказании, по слову святителя. Нельзя наказывать детей с раздражением, со злобой, с ненавистью. Нужно наказывать спокойно, любя. Тогда дети почувствуют эту любовь, они почувствуют, что заслуживают наказания, и тогда наказание будет с пользой и их исправит. О таком наказании детей многие из вас не думают и оставляют ненаказанными не только маленькие, но и тяжкие проступки – даже воровство, хулиганство, даже распутную жизнь молодых девушек.
Видите, какие огромные задачи перед вами стоят в деле воспитания детей. Видите, как святы обязанности матерей. Нет более важной обязанности, нет более высокой ответственности перед Богом для матери, чем доброе воспитание детей. Перед Богом будете держать ответ и на все потомство навлечете гнев Божий, если не будете радеть о воспитании детей своих. И будете еще здесь, на земле, мучиться и плакать, глядя на них.
Итак: “Блюдите, да не презрите единого от малых сих”. Всегда заботьтесь о них, всегда подавайте им чистые, святые примеры благочестия, и тогда Господне благословение будет от века и до века на детях ваших и на вас самих.

Как правильно воспитывать ребенка сложно ответить однозначно, ведь не существует идеальной стратегии воспитания будущего поколения. Все малыши обладают индивидуальностью с рождения. Юные принцессы и маленькие джентльмены все разные. Одни крохи задумчивые и спокойные, другие – забавные любопытные, третьи непослушные непоседы, четвертые – замкнутые молчуны. Поэтому и тактика воспитательного процесса одинаковой быть не может. Характер малыша знает лишь мать. А посему именно она должна выбирать методики, которые идеально подойдут ее крохе. Психологи могут лишь наметить общую стратегию и порекомендовать, каким образом действовать не нужно, дабы огородить от травмирующих факторов неокрепшую юную психику.

Как правильно воспитывать детей – психология

Дабы кроха росла и формировалась правильно, родителям необходимо организовать для этого подходящие условия. Прежде всего, малышу для всестороннего гармоничного развития необходима родительская любовь и неравнодушное отношение. Когда кроха ощущает равнодушие со стороны значимого взрослого, создается благодатная почва для зарождения огромного числа проблем. Речь не идет исключительно о поведенческих отклонениях. Реально также и возникновение нарушения здоровья.

Порой случается, что значимые взрослые любят чадо, но малыш не ощущает этого. Поэтому необходимо демонстрировать любовь крохам любыми доступными способами, обнимать их, говорить о собственных чувствах, целовать. Дите должно ощущать безусловность родительской любви, понимать, что родители любить его будут вопреки всему и всегда помогут.

Большинство родителей интересуется, как воспитать ребенка правильно, ибо от этого зависит будущее существование их чада.

В первый черед, своего карапуза следует принимать полностью, невзирая на кажущиеся недостатки. Многие родители совершают практически непоправимую ошибку, стараясь подогнать малыша под собственный идеал человеческого субъекта. А когда не получается это сделать, то ощущают разочарование. Ребенок всегда чувствует родительское неодобрение, понимает, что не верят в него, что родительских ожиданий он оправдать не смог. Вследствие этого страдает крохи, что порождает множество проблем.

Своему ребенку, будь то трехлетнее дитятко или подросток, необходимо оказывать поддержку, когда он нуждается в ней. Дети должны понимать, что во всякой трудной ситуации, они всегда могут положиться на родителей. Именно родители вселяют в собственных чад чувство безопасности.

Не рекомендуется пугать детей различными популярными страшилками. Например, когда в воспитательных целях значимые взрослые пугают кроху, что при его плохом поведении придет бабайка и заберет его, ребенок понимает сказанное буквально. Он думает, что какой-то страшный человек проникнет в жилище, и родители позволят бабайке забрать его. Отсюда возникает ощущение незащищенности, авторитет родителей падает. Малыш перестает чувствовать себя в безопасности.

Следует больше интересоваться жизнью чада, беседовать на различные темы с ним, особенно на те, которые интересуют самого малыша, чаще проводить совместно досуг, занимаясь приятными занятиями для обоих. Совместное времяпровождение, наполненное яркими положительными эмоциями, способствует зарождению дружеского взаимодействия между взрослыми и малышами.

Собственного ребенка нужно уважать, не следует отмахиваться от слов крохи, от его мнения. Недопустимы фразы по типу: «не умничай», «мал еще советы раздавать». Необходимо хвалить отпрыска даже за малейшие успехи.

Дабы обучить чему-либо чадо необходимо учесть одну детскую особенность – малыши блестяще запоминают все их интересующее. Поэтому нет резона вдалбливать знания в ребенка, лучше сделать занятия интересными для него, а также, чтобы они включали игровые моменты.

Не следует злоупотреблять нотациями. Ведь они скучны и совершенно неинтересны крохе. Лучше продемонстрировать собственными поступками желаемое поведение. Дети за образец всегда берут действия родителей.

Как правильно воспитывать ребенка с рождения

Воспитательный процесс лучше начинать с первых декад жизни малыша. Активное развитие крох происходит как раз на первом году их бытия. На описываемом этапе они адаптируются к среде и приобретают первый ценный опыт. Ведь всего за 12 месяцев малышу необходимо научиться агукать, улыбаться, реагировать на родительские голоса, настроение, различать интонации.

Часто родители младенцев больше уделяют внимание следованию распорядка дня и режиму питания, полноценному уходу, а не воспитательному процессу. Именно до годовалого возраста закладываются на подсознательном ярусе основные привычки отпрыска, формируются склонности, особенности личности. Дальнейшее созревание крохи, главным образом, обусловлено воспитательным процессом в младенчестве.

Условно годовой этап воспитательной работы обычно подразделяют на 4 ступени в соответствии с триместрами.

Рассматриваемый этап подразумевает формирование у малышей «верных» привычек и предотвращение зарождения вредных. Помимо того, здесь родителям следует грамотно организовать питание крохи. Это весьма важно для адекватной прибавки в весе, выработки привыкания к режиму.

В этом триместре у крохи должны сформироваться такие привычки, как:

– без пустышки погружаться в Морфеево царство на улице;

– проводить некоторый отрезок времени в кроватке, самостоятельно развлекаясь;

– держать головку;

– выказывать неудовольствие при замене подгузника;

– без укачивания засыпать.

Рекомендуется также серьезное внимание уделять гигиене крохи. Утро у карапузов должно начинаться с маминой приветливой улыбки, проведения гигиенических манипуляций, которые включают умывание ручек младенца и личика, подмывания, смены подгузника. Эти ежедневные действия у отпрысков будут вырабатывать привычку содержать в чистоте себя.

Чтобы выработать у крохи привычку удерживать головку необходимо его укладывать на животик. Постепенно малыш привыкнет к описываемому действу, окрепнут мускулы шеи и спины.

Дабы чадо начало агукать, следует чаще играть с ним. Также хорошо, если кроха будет слышать потешки и детские песенки. Всякое действие, непосредственно связанное с дитем, нужно комментировать, рассказывать, например, как надеваются ползунки, меняется подгузник. Беседуя с крохой, рекомендуется улыбаться, поскольку именно таким способом закладывается культура коммуникативного взаимодействия.

В следующем триместре развивается зрительное, сенсорное и слуховое мировосприятие. Рассматриваемый этап включает подготовку отпрыска к речи. Здесь рекомендуется включать музыкальные мелодии разнообразных жанров. При этом лучше чтобы они были благозвучными и легкими: классика, детские напевы, современные мотивы. Дабы ребятенок гулил, начал лепетать его внимание надобно направлять и на иные звуки. Его следует знакомить с окружающей действительностью, привлекая его интерес к птичьему чириканью, шуму льющейся воды, тарахтению трактора.

Умственное формирование крохи на описываемой стадии должно дебютировать с коммуникативного взаимодействия. Родителям нужно играть с чадом, формируя его восприятие. Начинать заниматься рекомендуется при бодрствовании, когда отпрыска ничто не беспокоит и он весел. Малышу должны приносить удовольствия такие занятия, поэтому не следует играть с малюткой, когда он хочет кушать либо капризничает. На рассматриваемом этапе происходит закладка нравственно-эстетических основ воспитания, которые чадо получает вследствие общения с родней.

Любовь и радостные эмоции, подаренные младенцу, станут отправной опорой для выковывания нравственно-эстетической поведенческой модели. Помимо перечисленного в распорядке также должны присутствовать ежедневная зарядка и массаж. На рассматриваемом этапе упражнения должны быть уже более разнообразными, поскольку цель их подготовить кроху к ползанию.

Этап третьего триместра знаменуется непоседливостью отпрыска и его любознательностью. Активность у малышей на описываемой стадии увеличивается в разы. Так как чадо уже научилось ползать и садиться, а некоторые малыши пробуют вставать, то настало время физической подготовки.

Прежде всего, младенцу необходимо предоставить свободу перемещения по жилищу. Потому следует максимально обезопасить возможный маршрут его путешествия. В данном триместре малышей все больше интересует содержимое ящичков и шкафчиков, поэтому рекомендуется убрать любые предметы, которые могут принести вред крохе.

На рассматриваемом этапе уже можно совершать первые попытки приучения чада к горшку. Необходимо садить кроху на горшок после кормления, прогулки, сна. По прошествии некоторого времени малышу станет понятным, с какой целью его сажают на горшок. Приблизительно в семимесячном возрасте можно начинать обучать кроху мытью ручек. Таким образом, формируется понятие чистоплотности.

Одевая перед кормлением крохи нагрудничек, меняя испачканную одежду непосредственно после того, как она испачкалась, мамы прививают чадам аккуратность. При этом взрослым необходимо комментировать каждое действие и пояснять его.

Для детей игровая деятельность важна, не зависимо от возрастного этапа. Посредством нее они познают мир. В семи-восьмимесячном возрасте можно демонстрировать крохе простые игрушки и манипуляции с ними, например, показывать, как катится мячик, крутятся колесики у машинки. Также на описываемом этапе можно уже показывать отдельные части головы: нос, глаза, уши. Заниматься с младенцами в третьем триместре необходимо ежедневно. Здесь также следует ознакомить отпрыска со словами-запретами: «нельзя». Например, когда кроха дерется при игровой деятельности, необходимо произнести «нельзя», объяснив причины (мне неприятно, больно).

В четвертом триместре воспитание дитятки охватывает абсолютно все сферы его деятельности. Здесь кроха активно взаимодействует с взрослым окружением и пытается самостоятельно ходить. Когда малыш самостоятельно встает на ножи, его следует поощрять. Вначале карапузу нужно помогать, водить его, держа за две ручки, потом за одну. Через время малыш сможет задерживаться, стоя на ножках, на несколько секунд.

Умственное формирование младенца основывается на привитии ему навыка манипулировать с предметами. Полноценный воспитательный процесс включает тесное коммуникативное взаимодействие с отпрыском. Беседовать с карапузом следует постоянно, но не рекомендуется копировать детскую речь либо сюсюкаться. Это может породить формирование речевого дефекта.

Как правильно воспитывать ребенка в 1 год

Человеческая личность, согласно психологическим исследованиям, формируется на раннем этапе существования. Поэтому очень значимо в ходе воспитательного процесса, чтобы однолетний кроха приобрел необходимый для будущего бытия опыт, который станет фундаментом отношения к среде и окружению.

На рассматриваемом этапе игровой процесс является превалирующим типом деятельности. Однако пока в силу возраста кроха самостоятельно организовать собственный досуг не может. Поэтому это ложится на родительские плечи. Необходимо отпрыску показывать возможные манипуляции с игрушками, например, как ходит кукла, лягушка прыгает, машина перевозит. Также важны ролевые игры, можно совместно с карапузом полечить больного мишку либо приготовить ужин зайчику. Однако сюжеты игр должны быть примитивными, чтобы чадо хорошо их понимало.

При этом в процессе игрового досуга необходимо внимательно следить за отпрыском. В игре отразится детское представление о существующих семейных отношениях, мире, людях. Наблюдение позволит родителям своевременно откорректировать негативные представления или разрушающие установки.

Однолетка понимает исключительно наглядно-образное обращение. Поэтому дабы донести крохе какую-нибудь информацию, надобно моделировать ситуацию, основываясь на сказках и беря за примеры любимых героев.

Также нужно постоянно объяснять карапузу, как следует вести себя, что хорошо, какие поступки плохие. Помимо того, родителям следует всегда оставаться положительным примером, поскольку малыши всегда подражают взрослому окружению. На рассматриваемом этапе воспитания родителям следует регулярно убирать, раскладывать вещи по предназначенным им местам, показывайте собственными действиями соблюдение дневного режима, правил гигиены.

Как правильно воспитывать ребенка в 2 года

В рассматриваемом периоде воспитательный процесс должен разниться в отношении мальчишек и юных леди.

Воспитание мальчика должно включать, прежде всего, выражение любви в различной форме: объятьях, поцелуях, беседах, совместных играх. Запрещается бить кроху и обижать, поскольку он может вырасти неуверенным, агрессивным, обозленным или недоверчивым. Мальчика необходимо воспитывать в строгих границах, без чрезмерных сюсюканий, однако и без властных замашек.

Не следует ограничивать физические возможности мальчугана и его активность. Это нормально, если кроха частенько будет ходить с разбитыми коленками, ведь растет будущий защитник семьи и Отечества.

В обращении к крохе лучше использовать его имя, либо называть «сынок», а такие уменьшительно-ласкательные формы, как «лапочка», «зайчик» лучше не применять. Малыш должен осознавать с ранних лет, что он растет мужчиной и в будущем станет кормильцем и защитником семьи.

Воспитание юных леди необходимо направлять на выработку творческого потенциала. Девчонки в сравнении с их «антиподами» более уравновешенные, усидчивые, спокойные. Монотонные манипуляции им даются легче. У них развита фантазия и чувство прекрасного.

Нужно поощрять желание дочерей проявлять собственные чувства, делать юным принцессам комплименты, одаривать ее похвалами, нежностью. Девочки должны вырасти уверенными, самодостаточными, уметь распознавать фальшивые чувства.

Малышкам следует предоставлять возможность самостоятельно выбирать игру. С детства маленьким леди нужно объяснять, что они могут в жизни достичь многого. Можно показывать им фотографии успешных леди – врачей, политиков, актрис, объясняя им попутно, что когда они подрастут, могут стать такими же успешными и уважаемыми тетями.

Как правильно воспитывать ребенка в 3 года

Трехлетка является довольно серьезным испытанием на прочность для родителей. Ведь кроха уже заметно подросла, начала разговаривать. Малыш уже имеет активную позицию в выражении собственных стремлений. В определенный момент поведенческое реагирование крохи и его поступки начали резко меняться. Ранее послушный карапуз превращается несносного «бандита». Так проявляется трехлетний кризис.

Здесь самым главным является запас терпения со стороны значимых взрослых. Любую возникшую ситуацию непослушания отпрыска следует оценивать предельно трезво. Необходимо понимать чувства малышей и умело использовать детские капризы против них. Например, когда карапуз отказывается складывать игрушки, а наоборот разбрасывает их, то следует попросить ребенка никогда их не собирать.

В описываемом периоде различные требования, запреты неэффективны. Лучше стараться переключать внимание чада на действия, более захватывающие для него.

На истеричные припадки не рекомендуется реагировать излишне бурно. Однако и потакать всяким детским прихотям тоже не нужно. Трехлетка проверяет границы дозволенного. Сколько ему могут позволить родители. Если при малейшей давать карапузу желаемое, то у него закрепится привычка начинать истерить по малейшему поводу. Нужно стараться отвлечь отпрыска от провоцирующего фактора, на иную интересную вещь.

Воспитательный процесс в 3 года должен основываться на последовательности. Если мама что-либо запретила малышу, то папе не следует ему разрешать это делать. Данное правило особенно четко следует донести до сердобольных бабушек и добрейших дедушек.

И главное, воспитывать карапузов следует в любви. Необходимо заботиться об отпрысках, обучать их, показывать собственным положительным примером желаемое поведение.

Как воспитывать ребенка холерика

Малыш с холерика по своей натуре неутомим. Природа наделила такую кроху энергетическим мощным потенциалом. Уже с раннего возраста малыш проявляет свой несносный темперамент, и близкие с недоумением произносят: «ну, и характер!» Задача взрослого окружения в конкретном случае помогать крохе расти в меру гибким, сдержанным и компромиссным.

Маленький обладатель данного темперамента бесконечно в движениях, для которых характерна порывистость, резкость, как будто за ним кто-то гонится. Такой малыш не выносит долгих ожиданий, поэтому и не способен долго сидеть без дела на одном месте. Разговор ребенка эмоционален, слова звучат отрывисто и быстро. Он не говорит, а тараторит, глотая слова и слоги. Иногда так увлекается монологами, что оказывается не способным кого-либо услышать.

Нередко утрачивает над собой контроль, начиная громко кричать и спорить. Воспитывать ребенка холерика 3-4-х лет непросто. Такой малыш обожает приключения и риск. При этом подверженность малыша к резким переменам настроения ввергает близкое окружение в недоумение.

Малыш с легкостью может в последнюю минуту изменить своё решение. От него никогда не знаешь, чего можно ждать. Он может себя повести нестандартно в любой ситуации. Малыш и сам зачастую не понимает, что с ним происходит в силу своей импульсивности. Ребенок с темпераментом холерика мгновенно принимает решения, его идеи спонтанны, но зачастую интересны. Всё новое малыша стремительно увлекает, но также легко он об этом и забывает в короткий срок. Во время обучения проявляет способности, если ребенку интересно в данный момент.

Засыпает маленький холерик с трудом и очень долго. Сон беспокойный, зависящий от впечатлений дня.

У холерика имеется масса положительных качеств: бесстрашие, рискованность, смелость, целеустремленность, уверенность в себе, настойчивость. Одновременно с тем склонность к упрямству, неугомонность, задиристость, конфликтность, нетерпеливость, шаловливость, что доставляет родителям определенные трудности в воспитании ребенка холерика.

Учитывая, что дети холерики эмоционально нестабильны, то их родителям требуется овладеть умением контролировать собственные эмоции. Прежде чем говорить ребенку в порыве или досады, необходимо остановиться, сделать несколько глубоких вдохов или сосчитать до десяти и просто подумать о том, а помогут ли в вашей ситуации нотации и крики, направленные на кроху.

Энергичного ребенка холерика необходимо привлекать к выполнению полезных дел, например, домашних. Малыш должен видеть конечную цель и результат своей работы. Учите ребенка проговаривать этапы работы вслух, затем про себя, и неуклонно придерживаться своего плана.

Для холериков очень важно заниматься подвижными видами спорта. Это позволит давать выход своей энергии, а тренировки научат рассчитывать свои силы. Такому малышу просто необходимо жизненное пространство, поэтому как можно чаще следует бывать с ним на прогулках.

Помочь развить внимание и усидчивость могут конструирование, рукоделие, рисование, ручной труд. Родителям важно не проявлять на кроху, если он отвлекается, и каждый раз поощрять проявление терпения и старательности. Важно научить малыша предварительно обдумывать свои решения, оценивая резервы своих сил, и только потом приступать к действиям. Следует учить вежливости в каких-либо ситуациях, поскольку непосредственность холерика зачастую задевает самолюбие людей.

Особенно требуется обратить внимание на умение налаживать отношения в детском коллективе, поскольку родители не смогут быть все время рядом. У холерика проблема заключается в навязывании лидерства другим детям. Вторая проблема малыша холерика это стремление к разнообразию, поэтому постоянные друзья рядом не задерживаются. В данном случае требуется побуждать малыша анализировать свое поведение, разбирать с ним конфликтные ситуации, обсуждать фильмы и книги. Необходимо научить малыша контролировать свои эмоции, учитывая интересы других людей.

В борьбе с плохим настроением ребёнка-холерика поможет юмор. Покажите малышу способ выхода накопившихся эмоций: можно колотить игрушку, бросать и бить подушку. Это будет лучше, чем срывать свой гнев на родителях и детях в детском саду. Самоконтролю может помочь и дыхательная гимнастика. При нарастании эмоционального напряжения малыша можно применить отвлекающие приёмы, например, заинтересовать чем-либо другим и переключить на это занятие. Иногда достаточно просто обнять и успокоить. Взрослым нужно как можно больше наблюдать за поведенческими проявлениями своей крохи и воздействовать ещё до того, как он разозлится или расплачется. Запрещается категорически дразнить маленького холерика.

(5 голосов : 5 из 5 )

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть ) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Секреты воспитания ребенка.

Каждая адекватная женщина мечтает родить здорового малыша и вырастить из него успешную, коммуникабельную, активную, эрудированную личность. Дать своему ребенку все самое лучшее – естественное желание матери. Но порой это желание превращается в маниакальное. В результате ребенок вырастает избалованным, эгоистичным, он не знает, что такое уважение, любовь, дружба. Часто результат такого воспитания – криминальное будущее. Как не допустить этого? Как стать хорошей мамой, и не испортить при этом своего ребенка?

Что значит «быть хорошей мамой»?

Не всегда понимание этой фразы правильное. Для кого-то хорошая мама та, которая разрешает буквально все: капризничать, требовать, драться, отбирать игрушки у других детей, делать все, что заблагорассудится. Но такая вседозволенность приводит к печальным последствиям в будущем.

Но на самом деле «быть хорошей мамой» - значит, уделять своему малышу достаточно времени, проводить с ним досуг, любить свое чадо, быть терпеливой, внимательной, заботливой, быть верным другом и товарищем. Ведь доверие и любовь детей зарабатывается совсем не игрушками, подарками или сладостями. Любовь взрослых, внимание и забота – вот что по-настоящему необходимо детям.

Печально, но у современных мам зачастую времени на собственных детей не хватает из-за постоянной занятости на работе. Они вынуждены трудиться больше, чтобы суметь прокормить и обеспечить своих детей всем необходимым – того требует современный ритм жизни, общество. Но если уж вы решились стать матерью, вы просто обязаны суметь распределить свое время так, чтобы ваш малыш не был обделен лаской, вниманием, заботой. Следует понять простую истину: лишь счастливый ребенок вырастает успешным, благополучным и счастливым человеком. Но как добиться этой гармонии в отношениях матери с ребенком? Где взять сил и терпения на воспитание своего чада?

Главные принципы воспитания

Доверительные отношения между мамой и ребенком возникают в раннем возрасте, и этот момент нельзя упускать. Очень важно первые 2-3 года после рождения крохи уделить ей внимание по максимуму – откажитесь от работы, если есть такая возможность, чаще гуляйте со своим чадом, играйте в игры, читайте книжки, дурачьтесь, занимайтесь творческой деятельностью, готовьте вместе или просто разговаривайте. Если игнорировать малыша в этот период, о нормальных доверительных отношениях и взаимной любви в будущем можно забыть.

Если же вы – занятая мама, уж очень постарайтесь найти свободное время для своего малыша. И это должен быть не простой «цем» перед/после детского сада, не привычное «как дела», когда приходите с работы, и не банальное «спокойной ночи», когда укладываете ребенка спать. Проявите фантазию: игры, забавы во время купания, чтение книг перед сном, разучивание стишков или пение песенок во время похода в/из детского сада, дружеская беседа – все это поможет наладить и правильно выстроить отношения между вами и вашим чадом.

Итак, хорошая мама должна придерживаться следующих принципов:

  1. Даже при полной занятости время на ребенка нужно находить. При этом постарайтесь все мысли о работе оставить за стенами своего дома. Если вы раздражены – уделите себе полчаса – примите контрастный душ или ванну с аромомаслами успокаивающего действия, выпейте чай в тишине с ромашкой или мелиссой. Когда почувствуете, что ваше настроение улучшилось, а усталость немножко отступила, обнимите своего малыша, скажите, как сильно вы его любите, поиграйте с ним, почитайте, узнайте, как прошел его день, расскажите о своих делах. Уложите ребенка спать, поглаживая по волосам, рассказывая интересную сказку или историю. Только после того, как ребенок заснет, отправляйтесь заниматься своими делами.
  2. Во время разговора ваше лицо должно быть на одном уровне с личиком вашего ребенка. Для малыша это невероятно важно. Он не чувствует превосходства взрослого, в таком случае ребенок лучше понимает родителя, в любой момент он может прижаться к маме, обнять ее или поцеловать.
  3. Каждый вечер собирайтесь всей семьей за общим делом. Чем вы можете заняться? Подойдет любое общее дело: лепка, рисование, конструирование, просмотр мультфильма, прогулка в парке и прочее.
  4. Постарайтесь выделить для ребенка хотя бы один день в неделю, но в этот день другие дела планировать не рекомендуется – занимайтесь исключительно своим чадом.
  5. Введите систему поощрений за хорошее поведение и помощь по дому. Если ребенок хочет в подарок какую-нибудь игрушку – купите ее, но только после того, как малыш наберет нужное количество баллов за выполненные задания. Для наглядности можно смастерить (причем вместе с ребенком) специальный стенд, где кроха будет видеть все свои достижения. Такой подход поможет выработать у малыша дисциплинированность, желание помогать, в итоге его поведение улучшится, а ваши нервы останутся целыми.
  6. Больше разговаривайте с ребенком и обязательно слушайте, что он говорит вам. Такие диалоги помогают наладить ту волну доверия, которая так нужна в подростковом возрасте. Причем разговоры должны быть не воспитательного характера, а непринужденные, обо всем и ни о чем. В будущем ребенок будет знать, что в случае какой-нибудь неудачи он смело сможет обратиться за советом именно к матери, а не искать поддержку где-нибудь на стороне.
  7. Не скупитесь на похвалу, не срывайте на своем малыше злость, плохое настроение, не кричите на него! Негатив всегда порождает подобные эмоции и чувства. Срываясь на своего ребенка, вы рискуете в дальнейшем получить такое же отношение к себе с его стороны. Даже если очень сложно взять себя в руки, постарайтесь сделать это: только успокоившись, продолжайте разговор. Ведь ребенок – не просто маленький человечек, это личность, которая достойна уважения, любви, гордости и взаимопонимания.

Помните одно: ребенок – лучшая награда для каждой матери, это самое драгоценное, что может быть. И если выстроить воспитательный процесс правильно, в будущем, уже будучи взрослым, ваш ребенок будет равняться на вас, а его слова «я тебя люблю, мама», будут самыми лучшими словами на свете.

Как выстраивать отношения между мамой и ребенком?

Сегодня мы наблюдаем, как молодежь деградирует, тратит свое время на бесполезные, а порой и опасные занятия. Причиной тому – неправильные отношения между матерью и ребенком. Важно понимать, что в младшем возрасте ребенок начинает копировать поведение родителей, их отношение друг к другу и окружающим. Они, как губка, впитывают каждый ваш шаг и поступок, и неважно, положительного или отрицательного характера ваши действия - ребенком копируется абсолютно все. Именно поэтому в воспитании детей для родителей главным является изменение самого себя, своего поведения, своей манеры вести беседу и прочее.

Гармоничность в отношениях между матерью/отцом и ребенком заключается в принятии взрослыми личности их чада. Часто мы думаем, что дети – это маленькие, глупенькие, беззащитные существа, которые не имеют своих взглядов на жизнь, своих желаний, мнений. Однако это не так! Начните воспринимать свое дитя, как полноценного человека, учитывайте его мнения и желания, прислушивайтесь к нему. И даже если малыш сказал какую-нибудь глупость, никогда не смейтесь над его детскими наивными высказываниями – обсудите ситуацию/тему вместе, помогите разобраться в истине, направьте его в нужное русло. Так вы подстегнете свое чадо к познанию окружающего мира, причем с любыми новыми и непонятными вопросами ребенок с этих пор будет приходить к вам, а не к друзьям, интернету, сомнительным знакомым.

Как заработать доверие у ребенка?

  1. Всегда слушайте, что говорит ребенок, вступайте в диалог, понимайте его рассказы, участвуйте в них эмоциями, чувствами. Так ребенок начнет раскрываться, он видит, что его слушают и понимают. В итоге вырабатывается уважение к родителям, доверие – это и есть начало правильного воспитания.
  2. Не игнорируйте просьбы о помощи советом или делом. Если ребенок задает вам вопрос, отложите свои дела и поговорите с ним, ответьте на все интересующие его моменты. Если регулярно «отфутболивать» свое чадо, ссылаясь на занятость, он может выбрать на роль советчика другого человека, и порой не самого удачного.
  3. Старайтесь не ограничивать ребенка в его действиях. Ограничения должны действовать лишь в случае, когда это касается здоровья и жизни вашего чада.
  4. Будьте для своего малыша старшим. Но это не значит, что вы должны унижать его, подавлять, эксплуатировать и т.д. Старшие дают младшим знания с уважением, заботой и любовью, понимают положение младших и дают им то, что нужно на данном этапе развития.

Определяют 5 главных типов отношений между родителями и детьми:

  1. Родители тираны. Тотальный контроль, подчинение любым способом – главные методы воспитания детей. Подобная гиперопека слишком тягостна для ребенка. Родители контролируют буквально все: как и в чем ребенок пошел в школу, когда и с кем вернулся с прогулки, указывают точное время прихода домой, и если ребенок не вернулся вовремя, устраивают допрос с пристрастием. Безусловно, присматривать за своим чадом необходимо. Но фанатизму в этом деле нет места. Таких детей ломает жизнь, они оказываются неподготовленными к самостоятельному существованию. Совет родителям тиранам – дайте своим детям больше свободы, пусть учатся на собственных ошибках.
  2. Бесхарактерные родители. Чаще это те люди, которые не смогли ничего добиться, поэтому в своих детях видят реализацию собственных желаний, идей и мечтаний. Стоит помнить, что дети – вполне самостоятельные личности, они сами вправе решать, кем им быть в будущем, чем заниматься, где работать. Дайте им право выбрать свое будущее самостоятельно. А если у ребенка появятся трудности – помогите ему советом или делом. Но делайте это искренне, без упреков.
  3. Бесчувственные родители. Коронные фразы таких мам-пап: «Это ты во всем виноват!», «Если бы не ты, у меня бы все получилось!», «Из-за тебя все пошло прахом!», «Лучше бы тебя вообще не было!». Они жестоки в своих высказываниях, эгоистичны. Их дети, будучи взрослыми, таят сильную обиду на таких родителей, ненавидят их, стараются избегать общения с ними. Часто переносят эти обиды в свою семью, порой становятся сильными и успешными личностями. Бесчувственные родители должны научиться хвалить и поощрять своих детей, постараться восстановить утраченное доверие, полюбить свое чадо.
  4. Родители-друзья. В отношениях подобной семьи есть доверие. Дети у родителей-друзей самостоятельны, имеют полную свободу действий. В таких отношениях родители интересуются деятельностью своих отпрысков. Но главное – всегда оставаться взрослым другом, а не чувствовать себя сверстником своего чада. Если этого не делать, ребенок начинает чувствовать ответственность за своего предка, чего быть не должно.
  5. Наставники. Лучший тип отношений: родители-наставники занимаются своим потомством, помогают детям обрести себя и свой путь в жизни, одобряют выбор своего чада, имеют доверительные отношения, взаимоуважение, выражают свою любовь и заботу.

Будущее ребенка зависит от того, как родитель, отец или мать, выстраивает с ним отношения. И если в дальнейшем вы хотите услышать слова благодарности от собственного чада за хорошее детство и воспитание, сегодня же пересмотрите свое отношение к самому дорогому человеку – вашему ребенку.

Как не избаловать ребенка?

Часто родители, сами того не желая, нарушают тонкую грань между воспитанностью ребенка и его избалованностью. Естественное желание растить малыша в любви и заботе оборачивается капризами, истериками, требовательными заявлениями со стороны ребенка. Как же построить воспитательный процесс, чтобы не избаловать собственное чадо?

Целовать, обнимать ребенка, играть с ним в игры, читать ему сказки, петь с ним песни или танцевать – это нормальное поведение любящих родителей. С раннего возраста ребенку нужно говорить о своей любви к нему, о том, что он красив, умен и вообще самый лучший. Таким образом у малыша вырабатывается уверенность в себе, в собственных силах. Удивительно, но в будущем такие люди добиваются больших успехов в жизни, нежели те, которых родители обделяли ласковым словом.

Избалованными считают детей, которые часто капризничают, требуя постоянного родительского внимания. Они в принципе не представляют, что взрослые могут им отказать в чем-то: любой запрос выполняется родителями беспрекословно и в сию же минуту. Они излишне плаксивы, эгоистичны, требовательные и непослушные.

Избалованность – это не врожденный порок. Избаловать малыша можно, постоянно уступая ему, излишне опекая его, мешая этим обрести самостоятельность. Если родители круглосуточно занимают ребенка разными играми, развлечениями, просмотром мультфильмов, ни на минуту не оставляя его одного, то очень скоро детские капризы становятся отличным методом манипуляции взрослыми. Нельзя ребенку позволять делать все, что ему захочется, восторгаться всеми его действиями (причем в основном плохими) – настоящее преступление. Помните: ставя малыша в центр семьи, вы тем самым ведете воспитание по пути избалованности.

Если вы считаете, что избалованность не приводит к плохим последствиям, то вы глубоко ошибаетесь. Такие дети совсем скоро становятся настоящими тиранами. Их восприятие будет базироваться лишь на собственных желаниях и потребностях. Страдать от этого будут не только окружающие люди, но и сам ребенок. Так развивается эгоизм, а психологическое развитие ребенка в целом нарушается. Избалованные дети становятся пассивными (им не нужно добиваться желаемого самостоятельно – за них все сделают другие), они не умеют ставить и добиваться желаемых целей. Самостоятельность им не присуща.

Что делать, чтобы не избаловать свое чадо? Самое главное – позвольте ему быть самостоятельным. Но и о таких вещах забывать не стоит:

  1. Не бегите по первому зову, чтобы выполнить просьбу, которую ребенок может сделать сам (например, поднять упавшую игрушку).
  2. Обсудите с бабушками и дедушками стратегию воспитания – не позволяйте им разрешать малышу то, что сами запрещаете ему делать дома.
  3. Не покупайте все, на что покажет ребенок (это касается как сладостей, так и игрушек).
  4. У ребенка должны быть свои обязанности (например, убрать игрушки, сложить свою одежду, донести игрушки к игровой площадке).
  5. Научите малыша одеваться, есть самостоятельно.
  6. Четко установите рамки, что можно делать, а что нельзя. Главное, чтобы эти дозволенности и запреты совпадали с «можно» и «нельзя» папы, бабушек, дедушек.

Перевоспитать избалованного ребенка можно, хоть сделать это трудно. Главное – набраться терпения. Затем научитесь говорить своему чаду «нет». Делайте это спокойно, лаконично, с твердостью в голосе. Не реагируйте на истерики, слезы, крики, катания по полу и прочие проявления манипуляции. При этом вы должны суметь обосновать свой запрет: ребенок должен понимать, почему вы ему отказываете. Помните, если вы единожды отказали малышу в чем-то, то в следующий раз не стоит позволять ему делать это: нельзя – значит, нельзя, причем не только сегодня, но и в другие дни тоже. Главное – не перегибайте палку. Ребенку ведь тоже сложно настроиться на новую волну воспитания. Обязательно объясните, что вы по-прежнему его любите, проявляйте заботу, понимание. И будьте уверены, если вы все сделаете правильно, ваш ребенок вырастит таким же терпеливым и воспитанным, как и вы.

Как стать хорошими родителями для своих детей?

Желание стать для своего ребенка хорошим родителем – естественное. Но не всегда ожидания совпадают с реальностью. Родители часто становятся слишком мягкими либо жесткими, требовательными или уступчивыми. Золотой середины редко получается добиться. Однако это возможно, если следовать советам психологов. Итак, ученые рекомендуют:

  1. Чаще показывать своему чаду, что вы его любите. Не скупитесь на слова о любви, поддержку и поощрения – ребенок должен чувствовать, что его искренне любят. Причем это касается как маленьких детей, так и подростков.
  2. Пусть ребенок чувствует безопасность рядом с вами. Станьте гарантом этой безопасности, научите малыша доверять вам, слушаться и уважать, понимайте своего ребенка.
  3. Слушайте и слышьте своего ребенка. Так вы научитесь вовремя узнавать о возможных проблемах или переживаниях вашего чада.
  4. Всегда выполняйте данные обещания. Так вы воспитаете в своем малыше обязательство держать слово. Кроме того, в дальнейшем ребенок будет знать, что родители его никогда не обманут, и в сложной ситуации за помощью будут обращаться исключительно к вам.
  5. Подавайте пример хорошего поведения: дети в первую очередь копируют поведение своих родителей – станьте для них хорошим образцом для подражания.
  6. Возьмите за правило держать опасные предметы вдали от детей – так вам не придется ругать их за то, что они играются ножами, таблетками и т.д.
  7. Выдвигайте реальные требования к своему чаду.
  8. Не бейте и не кричите на детей – в дальнейшем вы нанесете тяжкое увечье психологическому и эмоциональному здоровью ребенка.
  9. Позволяйте ребенку делать выбор (например, выбор деятельности, еды, вещей).
  10. Если наказываете свое чадо, обязательно объясните, за что именно – ребенок должен понять, за что его наказали.
  11. Составьте распорядок дня для ребенка.
  12. Установите определенные правила для каждого члена семейства.
  13. Уважайте собственного ребенка.
  14. Чаще смейтесь, улыбайтесь.

И не забывайте о собственных потребностях! Если вы слишком устали – уделите внимание себе, займитесь делом, которое приносит вам удовольствие. Если вы чувствуете, что вот-вот сорветесь на ребенка, покиньте комнату на 5 минут, постарайтесь успокоиться, выпейте успокаивающий чай, расслабьтесь. После этих манипуляций вы сами увидите, что не все так плохо, как казалось сразу.

Воспитание любви и взаимоуважения

Счастливы те дети, у которых в семье царит любовь и взаимоуважение. Они ощущают эмоциональную гармонию, которая положительно влияет на дальнейшую их судьбу, физическое и моральное здоровье. Но как воспитать такие чувства?

Что касается любви, то к матери у ребенка это чувство появляется еще до рождения малыша. Мама – это первый человек, который узнал младенца. Мама 9 месяцев вынашивает свое чадо под сердцем, они вместе участвуют в мучительном процессе его появления на свет. Поэтому и любовь здесь взаимная, крепкая, неземная. С отцом отношения выстраиваются немножко другим образом. Отец – это защитник, уверенность, опора. Его любовь ребенок ощущает с того момента, как папа впервые берет его на руки, обнимает, целует. Но сказать, что эта любовь слабее материнской, нельзя – она просто немножко другая, необъяснимая.

С самого рождения малыш нуждается в любви родителей. Сначала это проявляется в заботе, ухаживании, играх. Когда ребенок взрослеет, ему недостаточно просто показывать любовь своими действиями (приготовлением еды, стиркой, покупкой новых вещей). Малышу нужно чаще говорить, как его сильно любят, как он дорого родителям. Конечно, действия и слова должны совпадать.

Взаимоуважение в ребенке воспитывается в большей степени на основании отношений родителей. Если мать и отец любят друг друга, не скандалят, уважительно относятся к остальным членам семейства, то такие отношения ребенок считает нормальными, и в будущем перенимает такую форму поведения. В такой семье взаимоуважение развивается само собой.

В неблагополучных семьях и там, где взрослые не уважают друг друга, о взаимоуважении ребенок может и не догадываться. Помните, что основу воспитания мы выносим из собственных семей. Хотите, чтобы ваш ребенок вырос счастливым и успешным? Научитесь жить счастливо сами! Покажите ребенку, что его родители – в первую очередь счастливые муж и жена, и только после - родители.

Родительские секреты

Сколько родителей, столько и методов воспитания. У кого-то получается воспитать умных, успешных, культурных детей, а у кого-то дети становятся преступниками. Конечно, в этом виноваты сами родители – они лишили свое чадо любви и необходимой опеки, растратив свои родительские чувства на другие более важные, на их взгляд, вещи. Но важно понимать, что никакие оправдания не исправят последствия неправильного воспитания. Что же делать, чтобы ребенок рос счастливым и неизбалованным? Молодые мамочки делятся своими секретами.

Главное - любовь

Любите своего ребенка, любите всем сердцем, душой, разумом. Проявляйте эту любовь, заботясь о своем чаде. Обязательно говорите малышу о том, что вы его любите. Причем делайте это часто – не скупитесь на слова. Вы и сами почувствуете, как приятно становится, когда после ваших слов кроха прижмется к вашему лицу и с детской непосредственностью и искренностью ответит вам взаимностью. Эти ощущения ни с чем не сравнить – в такие моменты понимаешь, для кого живешь, что можно многое отдать, чтобы вновь и вновь слышать признания собственного маленького чуда.

Для ребенка это тоже очень важно. Когда он чувствует, что его любят, он становится совсем другим. Ведь многие проступки дети совершают только потому, что взрослые уделяют им мало времени. Таким образом они пытаются обратить на себя внимание. Высказывая свою любовь, вы тем самым говорите, что ребенок вам дорог, что вы любите его всем сердцем.

Доверяйте ребенку

Научитесь доверять своему малышу, хоть для вас это и сложная задача. Тотальный контроль губит отношения между родителями и детьми. Дайте своему чаду больше свободы, пусть он станет самостоятельным. Вы увидите, взрослея, ребенок в трудных ситуациях будет обращаться к вам, а не к друзьям или сомнительным знакомым, и о проблемах вы всегда будете знать первыми. Вот только относитесь к этим признаниям с пониманием, а не упреками, постарайтесь помочь ребенку, решить проблему вместе. Так вы сохраните доверительные отношения на всю жизнь.

Не бейте и не кричите на свое дитя!

Насилие порождает насилие. И если сначала такая мера наказания будет действенной, в дальнейшем придется кричать и бить сильнее, так как предыдущие действия уже результатов приносить не будут. К тому же вследствие подобных наказаний у детей нарушается психика, они становятся беспокойными, жестокими, агрессивными. Не ломайте своего ребенка! Придумайте щадящую меру наказания, например, запретите просмотр любимого мультфильма, откажите в покупке такого желаемого велосипеда.

Приобщайте к домашнему труду

Детей нужно приучать к труду с младшего возраста. Конечно, копать грядки или носить камни – работа не для детей. А вот расставить обувь по местам, сложить белье в стиральную машину, собрать игрушки или помыть посуду (и пусть вам придется ее потом перемыть заново – это не страшно) – занятия вполне выполнимые, и вам легче, и ребенку есть чем заняться. С каждым годом трудотерапию можно немного усложнять: доверяйте порезать овощи (но под тщательным наблюдением!), пропылесосить ковры, полить цветы и т.д. – в любом доме найдется море работы. В дальнейшем ребенок будет спокойно относиться к домашнему труду, и заставлять его и умолять о помощи не придется.

Проводите с детьми свободное время

Даже если вы очень устали, постарайтесь найти в себе силы, чтобы поиграть с малышом, почитать с ним сказку, порисовать или полепить. Ребенок рад каждой минуте, проведенной с мамой или папой. После такого времяпрепровождения вы и сами почувствуете, как усталость отходит в сторону. А сколько пользы для ребенка от этих игр и занятий! Малыш чувствует в такие моменты свою важность и необходимость, ощущает любовь и заботу. Не упускайте шанс еще раз напомнить ребенку о том, как сильно он вам дорог.

Никогда не высмеивайте поступки или внешние недостатки ребенка!

Именно так вырабатываются сложные детские комплексы, которые в дальнейшем мешают ребенку быть счастливым. Для каждого родителя его ребенок самый лучший, самый красивый, самый необыкновенный! И если у малыша есть недостатки во внешности (например, плохое зрение, большие уши, слишком короткие пальцы или светлые брови), постарайтесь не акцентировать внимания на них или рассмотреть их, как достоинства.

Если малыш сказал какую-нибудь глупость, и вам она показалась очень смешной, не стоит смеяться и подшучивать над ребенком – так вырабатывается неуверенность, скованность, зажатость. Ребенок в дальнейшем будет бояться общаться с окружающими его людьми, так как будет думать, что его подымут на смех. Будьте сдержанней, понятливей, мудрее.

Всегда слушайте, о чем с вами разговаривает ребенок

Может показаться, что в словах маленьких детей нет важной информации, и слушать их речь, серьезно вникая в сказанное, не обязательно. Однако ребенок – это личность, со своими амбициями, мыслями, мнением. Не слушая, о чем рассказывает малыш, вы можете упустить важные вещи: мольбу о помощи, тревоге, разочаровании и прочее. В дальнейшем такая родительская халатность может привести к печальным последствиям. Поэтому всегда вступайте в диалог со своим чадом, даже если вы очень заняты, интересуйтесь его делами, но делайте это ненавязчиво, делитесь своим опытом, давайте советы. Это поможет выстроить доверительные отношения.

Итак, стать хорошей мамой и просто, и сложно одновременно. Главное правило – начните работать над собой, своим поведением и отношением к ребенку. Ведь дети – это наше отражение. И если мы хотим, чтобы они были идеальными, следует сделать идеальным себя самого.

Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся. Конечно, родители при этом не перестают любить, но фактически дети чаще слышат негативные слова в свой адрес. Между тем, атмосфера спокойствия любви жизненно необходима ребёнку для развития и взросления. Только ощущая родительское принятие и любовь, ребёнок может крепко стоять на ногах и смело идти по жизни. Чтобы создать необходимую атмосферу для воспитания ребёнка, родителям часто приходится работать в первую очередь над собой. Это тяжелая работа, но ее плоды превзойдут все ожидания. Если вы уже встаёте на этот путь, советы, приведённые ниже, станут очень полезными.

  1. Не перекладывайте на ребёнка ответственность за ваши реакции и поведение. Иногда от бессилия родители сами занимают детскую позицию, перекладывая на ребёнка ответственность за собственные действия: «Ну что с тобой делать: отшлепать или в угол поставить?», «Ты хочешь, чтобы я тебя сильнее ругала?». Ребёнок не может решать, как родителям его воспитывать, наказывать и поступать в той или иной ситуации. Это задача взрослых.
  2. Берите ответственность за свои действия на себя. Не ребёнок злит и раздражает, а вы злитесь и раздражаетесь, когда он что-либо делает. Принятие ответственности за свои реакции дают возможность ими управлять, ведь невозможно изменить то, за что вы не отвечаете.
  3. Анализируйте своё поведение. В процессе этого вы сможете увидеть механизм запуска своих реакциях на действия ребёнка и поймёте, что на самом деле вас выводит из равновесия.
  4. Не доводите себя до переутомления. Ресурс родительских сил нуждается в постоянном пополнении, поэтому не отодвигайте себя и свои потребности на задний план. Сон, правильное питание, физическая нагрузка, хобби и увлечения дарят положительные эмоции и наполняют силами для спокойного воспитания.
  5. Откажитесь от спешки и жёсткого планирования жизни. Очень часто мы злимся на детей за то, что они слишком медлительны или своим поведением нарушают наши планы. Если никуда не торопиться и дать событиям просто происходить в вашей жизни, проблем станет значительно меньше.
  6. Правильно формулируйте свои требования. Детям очень сложно воспринимать требования взрослых, ведь они сформулированы на «взрослом» языке. Зачастую взрослые формулируют свои требования в «негативном» ключе: «не лезь», «не трогай», «не подходи». Ребёнок нуждается не столько в запрещающих сигналах, сколько в конкретных указаниях: «Убери руку от собачки и подойди к маме».
  7. Учитесь оставлять свои проблемы за порогом детской комнаты. Дети отлично «считывают» эмоциональное состояние взрослых. Если «взвинчены» и погружены в мысли о проблемах на работе, финансовых трудностях, конфликтах с родственниками, ребёнок обязательно «заразится» вашей нервозностью и будет вести себя соответствующее. С самого рождения непоколебимо действует правило: «Спокойная мама – спокойный ребёнок».
  8. Не требуйте от ребёнка того, что не умеете сами. Согласитесь, абсурдно в ярости кричать на плачущего ребёнка: «Немедленно успокойся!». Если вы сами не можете совладать со своими эмоциями, ребёнок, глядя на вас, никогда не научится справляться со своими.
  9. Воспитывая ребёнка в любви и спокойствии, вы делаете хорошее не только ему, но и себе, «выращивая» внутри себя мудрого, спокойного, любящего родителя.
  10. Если вам кажется, что ребёнок провоцирует вас, остановитесь и подумайте: чего на самом деле сейчас хочет этот маленький беззащитный человечек? В большинстве случаев за провокационным поведением стоит отчаянная жажда внимания и близости.
  11. Контролируйте, что и как вы говорите своим детям. Высказывать критику детям нужно правильно: во-первых, это должны быть «я-высказывания»; во-вторых, критиковать нужно не самого ребёнка, а его конкретные действия. Например, вместо «Ты злишь меня», лучше сказать «Я злюсь, когда ты…».
  12. Будьте открыты новому опыту и знаниям. Не только дети учатся у родителей, но и родителям можно очень многому научиться у детей.
  13. Лучшая родительская позиция – позиция властной заботы. Такая позиция требует силы, уверенности в себе и личностной зрелости. Но именно из такой позиции воспитание может происходить без криков и раздражения. Ребёнок случается просто потому, что вы – взрослый, которому он доверяет и чей авторитет признаёт.
  14. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к более опытным родителям, чей пример является для вас показательным, к специалистам и книгам. Иногда через книги и разговоры можно увидеть свои ошибки и сделать выводы.
  15. Не ждите от себя мгновенных результатов. Работа над собой и выработка новых привычек требует времени. Отмечайте каждый шаг на пути к своей цели, хвалите себя за малейшие успехи. Если сегодня вы злились и раздражались на ребёнка меньше, чем вчера – это уже хорошо.
  16. Не ищите специальных поводов для того, чтобы сказать ребёнку о своей любви и обязательно поддерживайте физический контакт с помощью объятий, прикосновений, поцелуев.
  17. Верьте в своего ребёнка и его благие намерения. Природой заложено так, что дети всегда стремятся быть хорошими для своих родителей, радовать их, просто ребёнок не всегда в состоянии оценить, что действительно уместно и хорошо, а что – не очень. Ваша задача – научить его этому.
  18. Сместите фокус ваших действий с «дрессировки» на отношения с ребёнком. Воспитание – это, в первую очередь, надёжные и близкие отношения, а не система запретов и наказаний. Если в отношениях с ребёнком нет проблем – его легко воспитывать в любви и спокойствии, ведь он сам стремиться быть похожим на вас, слушаться.
  19. Не путайте любовь к ребёнку с вседозволенностью. Ребёнку просто необходимо знать границы дозволенного, для него это – точки опоры в окружающем мире и основа его жизненных принципов и ориентиров.
  20. Запрещая что-либо и ограничивая ребёнка, делайте это из позиции властной заботы. Если есть какие-то правила, то они принципиально должны соблюдаться всегда. Причём ребёнку каждый раз нужно разъяснять, почему вы ему что-либо запрещаете: «Не хочу, чтобы ты заболел», «Хочу, чтобы у тебя были здоровые глазки».
  21. Позвольте ребёнку проявлять любые эмоции и быть в любом настроении, грустить, капризничать, плакать. Принятие любого поведения ребёнка, а не только образцово-показательного, — лучшее подтверждение вашей любви.
  22. Отбросьте все ожидания относительно ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми. Ребёнок заслуживает любви просто потому, что он есть, а не за успехи и достижения.
  23. Будьте всегда на стороне ребёнка, особенно когда кто-то третий критикует ребёнка или поучает его. Ситуация, когда мама или папа из желания «угодить» чужому человеку объединяются с ним «против» ребёнка и начинают стыдить или поучать его, очень травматична. Ребёнком это воспринимается как предательство, что очень подрывает доверие в отношениях.
  24. Не бойтесь хвалить ребёнка. Долгое время в нашей культуре считалось, что хвалить ребёнка нельзя – его можно избаловать этим. На самом деле слова похвалы для ребёнка – мощная мотивация к тому, чтобы становиться лучше и радовать родителей. В противном случае какой ему смысл быть хорошим, если его маленькие победы никто не замечает? Так же похвалой можно поощрять желаемое поведение, но тогда хвалить нужно правильно. Не машинальное «молодец», а подробно объясняя ребёнку, что вам понравилось, как он сделал что-либо или повёл себя в какой-то ситуации.
  25. Простите себе свою «неидеальность» и помните, что каждый имеет право на ошибки. Быть родителем нигде не учат, поэтому ваше материнство или отцовство – сплошная импровизация. Но даже если вы в чем-то ошибались, большинство педагогических промахов можно исправить, и лучше сосредоточиться именно на этом.