Как придумать загадку про животных. Способы и приёмы придумывания загадок с детьми старшего дошкольного возраста. Организационный момент и тема урока

Загадка - гениальное изобретение человеческого разума. Она помогает искать и находить связи между предметами, проявлять внимание к деталям, смотреть на знакомые вещи под другим углом. Эта крохотная задачка учит нас думать, тонко чувствовать язык и глубже понимать окружающий мир. Большинство взрослых убеждены, что загадки - это забава для детей. Однако тренировать мозг следует в любом возрасте - хотя бы для профилактики Сколько народных задачек вы сможете вспомнить сходу? 10? 20? Наверняка, это будут самые известные. А ведь загадок тысячи! Кроме того, можно и самим их сочинять.

Как придумать загадку? Дадим несколько советов.

Изучаем

Для начала рекомендуем накопить материал для наблюдений. Чтобы начать творить самому, нужно ознакомиться с тем, как это делают другие авторы. Захватите сборник загадок в долгую дорогу на море или на дачу. Разгадывайте их всей семьей, обсуждайте, насколько они удачны, восхищайтесь народной (или писательской) мудростью, удачными сравнениями.

Обратите внимание, что один и тот же предмет или явление можно описать совершенно по-разному. Например, сон.

  • И рать, и воеводу - всех повалил.
  • Что слаще всего на свете?
  • Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт.

Как придумать загадку-сравнение?

Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.

Объединить полученные данные можно так:

Жаркое, как печка.
Золотое, как одуванчик.
Круглое, как колесо.
Яркое, как огонь.

Попробуйте - это увлекательный процесс!

Как если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»

Вот что получилось:

Летит, словно птица.
Воет, будто волк.
Свищет, как Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, как великан.

Другой вариант - используем и отрицания:

Летит, да не птица.
Воет, да не волк.
Свищет, да не Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, да не великан.

Как придумать загадку «наоборот»?

Мы по-прежнему будем рисовать словесные картины, но кроме схожих черт найдём характерные отличия рассматриваемого предмета или явления от других. Например, туча - белая, как вата, да в руки не взять. Туман - седой, как древний старик, да сказку не расскажет. Луна - аппетитная, как ватрушка, да не укусишь.

Какой?

На что (кого) похож?

Что умеет делать?

Чем отличается?

крылатый

да без хвоста

на барана

да не забодает

на самолёт

да садится на листья деревьев

да не укусит

Возможный вариант:

Крылатый, как птица, да без хвоста.
Рогатый, как баран, да не забодает.
Летает, как самолёт, да садится на
Жужжит, как пчела, да не укусит.

Рассмотрим части и целое

Какую можно придумать Давайте привлечем на помощь математику! Рассмотрим человеческое тело. Из каких частей оно состоит? Один язык, губы, один рот, по два глаза, уха, по паре рук и ног. Как народ отразил это в фольклоре?

Один болтун,
Другой свистун
И третий едун.
Два брата видаки,
А два - слышаки,
Два бегуна,
Да два брата-ухвата.

А теперь по этому принципу придумываем загадки сами.

Сам сижу на стуле,
ноги - на ступеньках,
Руками за вилы ухватился.
На двух тарелках, будто ракета, мчусь.

Мы привели лишь несколько примеров. Конечно, большинство из них вряд ли когда-нибудь попадут в фольклорные или авторские сборники, но мы на это и не претендуем. Главное - это забавное развлечение будет необыкновенно полезно как детсадовцу, так и младшему школьнику. Наверняка, в процессе совместной игры с ребенком у вас появятся собственные приёмы и художественные находки.

Инструкция

Сначала нужно выбрать предмет или понятие, о котором пойдет речь в загадке. Это может быть животное, предмет быта или природное явление.

Далее подумайте вместе с ребенком, чем отличается загаданный предмет или животное от других. Помогут специальные вопросы. Какой он? На что похож? Для чего это нужно или где используется? Каковы отличительные этого животного? Чем этот предмет удивителен?

Названные ребенком ключевые признаки и черты загаданного предмета должны быть заложены в загадке, но само понятие или предмет в загадке не упоминайте. Лучше всего запоминаются рифмованные . Придумывая стишок, учитывайте возраст ребенка. Малыш до 3-х лет вряд ли запомнит много строк.

В качестве примера рассмотрим предмет – велосипед. Какой он? Только два колеса и нужно самостоятельно крутить педали, иначе велосипед упадет. Вот и загадка – «Держусь я только на ходу, а если стану – упаду». Еще один вариант, самый простой – «На колесах и с рулем, а не машина».

На первых порах самостоятельно придуманные загадки могут быть очень простыми, состоять всего из одного предложения. Однако польза такого творчества огромна, ведь загадки учат думать, анализировать и даже развивают чувство юмора.
После того, как ребенок привыкнет к загадкам и научится их разгадывать, расскажите ему о загадках на смекалку, научите придумывать и такие головоломки.

Обратите внимание

Загадка – это средство развития детей, а также упражнение в рассуждении и в умении доказывать. Предложите детям самим придумать загадку или описать какой-нибудь предмет или явление, а вы попробуйте это отгадать, потом поменяйтесь ролями. Например – стена (есть в каждом доме, бывает из кирпича, бетона, камня, дерева).

Полезный совет

Придумывание загадок – это творчество, доступное детям начиная с младшего возраста. Сочинять собственные загадки ребенку не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Особое влияние загадка оказывает на развитие мышления ребёнка.

Источники:

  • загадки придуманные детьми

Все мы в жизни отгадывали не раз интересные загадки. Дети обожают с пользой проводить время и отвечать на поставленные вопросы. Чтобы сочинить загадку, нужно очень постараться, чтобы она соответствовала и возрасту ребенка и имела слаженную структуру.

Вам понадобится

  • Лист бумаги, ручка, фломастеры.

Инструкция

Придумайте загадку , строфу, например, чтобы в первой строке было вступление, вторая строка говорила о характерных особенностях загаданного предмета. Третья и четвертая строки должны давать наводящую подсказку. Строфа должна быть выстроена в рифму.

Нарисуйте отгадку или напишите под строфой, заключив ее в скобки.

Видео по теме

Обратите внимание

Будьте внимательны, придумывая загадку. Она не должна быть длинной и должна быть придумана, как стихотворение, то есть иметь рифму.

Полезный совет

Чтобы отгадка была не видна, запишите ее «вверх ногами» или же скройте в самом рисунке.

Источники:

  • На сайте представлены ответы на вопрос о том, как сочинить загадки.
  • загадки писать

Интеллектуальное и творческое развитие ребенка – важная задача для любой мамы, и для этой цели используются самые разные занятия, игры и упражнения, которые дети охотно выполняют в игровой форме. Творческое мышление отлично тренируется сочинением стихов и историй, а также вы можете сочинять вместе с ребенком загадки – в этом случае вы получите удовольствие не только от процесса сочинительства, но и от дальнейшей разгадки задуманного ребуса вами или вашим ребенком.

Инструкция

Задайте несколько вопросов по отношению к загадываемому предмету, чтобы придумать для него ассоциацию: что именно вы загадываете, этот предмет, на что он похож, из чего сделан, для чего и кем используется. Ответы на эти вопросы включите в текст загадки, а если этот текст будет стихотворным, ваша загадка приобретет повышенную творческую ценность.

У слушателя, которому загадывают загадку, должен возникнуть обратный ассоциативный ряд с описываемыми вещами, который должен привести его к отгадке. Какой предмет вы бы ни описывали в тексте загадки, он должен обладать теми же признаками и функциями, которыми обладает загаданный предмет. Например, если вы решили загадать лопату, в качестве ассоциации вы можете использовать в тексте загадки образ ложки.

Задавайте наводящие вопросы, используйте термины "горячо" и "холодно", когда отгадывают задуманное вами слово.

Также вы можете составить загадку по типу известной игры "Крокодил". Для этого вам необходимо изображать загадываемый предмет, не называя его вслух. Чем сложнее будет изобразить загаданный вами предмет, тем интереснее получится игра. Как видите, придумать загадку очень просто – достаточно понять, на что похож загаданный предмет и наделить созданную ассоциацию его чертами и свойствами.

Источники:

  • составление загадок

Первые головоломки появились еще в глубокой древности. Оригинальные задачи, требующие логического мышления, обнаружены даже на стенах египетских пирамид. Расцвет головоломных задач пришелся на средние века, когда стала развиваться математика. Со временем такие задания, над которыми действительно нужно было поломать голову, стали еще более популярными. И сегодня многие продолжают с увлечением играть в «пятнашки» или сосредоточенно собирать кубик Рубика. А можно ли придумать и сделать головоломку самому?

Прелесть головоломок состоит в том, что они позволяют любому человеку в увлекательной и игровой форме попробовать свои силы в нахождении решения сложной задачи. Известно множество видов головоломок. Одни из них развивают исключительно логическое мышление, другие требуют наличия развитого воображения и пространственного восприятия. Как те, так и другие головоломки объединяет одно – они способствуют повышению интеллектуального уровня. Одним из наиболее популярных видов головоломок считаются . В этой игре требуется составить целостную картинку из многих фрагментов, которые имеют самую разную форму. Особенно полезно составление . Собирание мозаики развивает мелкую моторику рук, учит верно воспринимать различия между частями и целым, отличать объекты по цвету, размеру и форме. При желании вы можете придумать и сделать собственную «головоломную» мозаику. Для этого понадобится подыскать подходящие по размеру и цвету изображения. Очень хорошие заготовки для самодельных пазлов можно отыскать в детских журналах и старых иллюстрированных книгах. Лучше всего использовать сюжетные картинки, на которых изображены сказочные персонажи и герои популярных мультфильмов. Выбирая изображения, стремитесь к тому, чтобы они не были излишне пестрыми и не содержали очень большого числа деталей. Чтобы изготовить универсальные двусторонние пазлы, вам понадобятся две картинки одинакового размера. Желательно, чтобы основной фон на изображениях контрастировал друг с другом. Аккуратно наклейте выбранные вами картинки на обе стороны куска плотного картона. Теперь нужно разметить одну из поверхностей, разбив изображение на элементы. Самое простое решение – разделить картинку на несколько квадратов или прямоугольников. Помните, что для дошкольного возраста достаточно будет сделать головоломку из 9-12 фрагментов. Школьникам под силу и более сложные пазлы. Чтобы сделать головоломку более сложной и интересной, рекомендуется разделить картинку на разные геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги, элементы неправильной формы. Теперь остается острыми ножницами разрезать целое изображение точно по линиям разметки. Головоломка готова. Подключив воображение и фантазию, вы вполне можете придумать свой вариант головоломки. Решать такую головоломку рекомендуется на первом этапе совместно с ребенком. Существует алгоритм складывания мозаики. Для начала необходимо отобрать фрагменты, относящиеся к одной картинке, руководствуясь цветом фона. Затем отыщите четыре угловых элемента – в головоломке с разными по форме фрагментами они всегда имеют прямые углы. Теперь следует составить боковые элементы, чтобы в результате получилась внешняя рамка мозаики. Остается подобрать внутреннее содержание картинки. Вы можете, разумеется, выбрать и свою «авторскую» последовательность действий. Казалось бы, что еще можно придумать в дополнение к такой простой головоломке? Усовершенствовать пазлы можно, если запастись несколькими плоскими квадратными магнитиками для холодильника. Достаточно наклеить эти магнитные элементы на подходящую по размеру яркую картинку, а затем разрезать мозаику на части по границам магнитных квадратиков. В результате вы получите простую, но занимательную головоломку, которую можно складывать прямо на дверце холодильника.


При разгадывании загадок потребуется активная работа мысли. Чем занимательнее построена сама форма загадки, тем лучше будет ненавязчиво помочь ребенку освоить что-нибудь новое.

Загадки – составленные в определенной форме вопросы, предполагающие получение ответа- . При обучении ребенка новым понятиям их могут использовать для проверки сообразительности, развития наблюдательности, закрепления материала.

Что такое загадка

Загадки как народное творчество появились на свете давным-давно. Они довольно широко используются как средство развлечения или воспитания и представляют собой занимательные вопросы о явлениях или предметах, которые следует внимательно рассмотреть и найти ответ, то есть отгадку.

Загадка – прекрасное упражнение для развития логики, с выполнением которого ребенка можно научить абстрагировать, то есть брать в учет лишь определенные стороны предмета, или синтезировать – находить предмет по нескольким признакам, что перечислены в задании.

Как научить ребенка разгадыванию загадок

Большинству нравится искать и находить ответы на загадки.

Это неплохая проверка знаний и прекрасное развлечение, сам процесс приносит удовольствие не меньшее, чем результат.

Поиски ответа и объяснение вывода, который привел к разгадке, потребуют от ребенка умения рассуждать – решать поставленную задачу потребуется творчески, выразить свои мысли надо будет в достаточно убедительной форме. Намного легче и точнее дети отгадывают загадки в том случае, если привить им навык логического суждения. Теперь будет основана не на случайном совпадении, а на анализе предложенного материала.

Чтобы дать на вопрос правильный подробный ответ, ребенку надо научиться выделять названные в загадке признаки. Загадки, предназначенные , построены обычно таким образом, чтобы ребенок мог при поисках ответа двигаться . Не следует подсказывать ответ – быстрые подсказки лишают возможности подумать самостоятельно.

Привыкнув к готовым ответам, постепенно ребенок может вообще потерять интерес к загадкам.

Не обязательно сразу же пытаться найти ответ - при решении лучше попытаться переходить от общих признаков к частным.

Пример. Прочитав загадку, для начала подумать, что должно получиться в качестве ответа - предмет или явление?

Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпу в доску влезу,
А по мне всё тук да тук.

Понятно, что речь о предмете неодушевленном, ведь он сделан из железа. «Тук-тук» - может навести на мысль о молотке. Далее мысли идут примерно в таком направлении: какой неодушевленный предмет может «носить» шляпу? И вот как бы сам по себе приходит ответ «железный гвоздь», поскольку «шляпа» помогает вспомнить «шляпку».

Сложность загадки для отгадчика всегда будет зависеть от того, насколько ему знаком объект, о котором идет речь, и сообщенные о нем данные. Это справедливо для всех, будь то мужчина или женщина, девушка или ребенок.

Придумать загадку - это творческое задание для развития детей в начальной школе. Школьники анализируют, сравнивают, противопоставляют свойства, особенности, признаки различных предметов, явлений, животных и т.д.

Сочинять загадки самостоятельно очень увлекательный процесс который обожают дети. Они с удовольствием готовят такие домашние задания по окружающему миру или другим предметам в 1-3 классе начальной школы. Детям особенно нравится самим придумывать загадки про животных, про времена года, про птиц и растения. Приведем ниже загадки придуманные учениками к одному из таких уроков.

Загадки придуманные детьми

Серая, пушистая, но не волчица.
Полосатая, но не тигрица.
Есть усы, но не дед.
Называй скорей ответ!
(Кошка)

Тикают, считают, время исчисляют,
Ходят и спешат, хотя на месте стоят.
(Часы)

Льёт и грядки поливает
Садоводы уважают
(Дождь)

С неба капает вода
Что такое кто куда
Быстро дети вырастают
Если под него попадают
(Дождь)

На одной ножке четыре рожка.
Тыкает, хватает, кушать помогает.
(Вилка)

Маленький слонёнок
По ковру бежит.
Хоботом пыль собирает,
Хвостик в розетке торчит.
(Пылесос)

Мастер шубу сшил,
Иглы вынуть позабыл.
(Ёжик)

Что всё время ходит без оглядки
(Часы)

У меня подружек много,
Все мы очень хороши.
Если нужно человеку,
Мы поможем от души. (Книги)

Дожидаюсь вас, ребята!
Очень, очень я красив!
Почему же не берёте?
Потому что ядовит!
(Мухомор)

Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
(Петух)

Дым пускает и тепло даёт.
(Печь)

Его бьют, а он летает.
(Волан)

Нам расскажет обо всём
Утром, вечером и днём.
(Телевизор)

Утром раскрывают,
Вечером закрывают.
(Шторы)

Механический экран
Всё показывает нам.
Из него мы узнаём
Что и где, когда, почём?
(Телевизор)

Что за чудо- рюкзачок?
Есть в нём ручки и мелок,
А ещё карандаши
И фломастеры ищи.
(Пенал)

Что за ягодка такая,
Аппетитная, большая?
Сверху зеленью полна,
А внутри красна.
(Арбуз)

У него четыре ножки,
Он всё скачет по дорожке.
(Заяц)

Этот дом весьма толковый,
В нём мы знания берём.
(Школа)

Она сама немая,
Но учит всех она.
(Доска)

Полосатый гражданин
Нашу жажду утолил.
(Арбуз)

Лохматый дружок
Дом стережёт.
(Собака)

Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
(ЧУКОТСКИЙ ДЕД МОРОЗ)

Сидит на ложке,
Длинные ножки.
(Лапша)

Маленький, разноцветный,
Улетит-не поймаешь.
(Воздушный шар)

Говоришь тихо-слышно громко.
(Микрофон)

Метели холодные,
Волки голодные,
Ночи тёмные,
Когда это бывает?
(Зимой)

После зимы прилетает
Масленицу встречает
Всех теплом согревает
Птиц созывает
(Весна)

Он про всё расскажет,
И весь мир покажет.
(Телевизор)

По утрам по ним встаём,
И все в школу мы идём.
(Часы)

У неё одна рука, очень тонкая она.
Всё работает, копает,
Большие ямы вырывает.
(Лопата)

С ним – тепло,
Без него – холодно.
(Сорлнце)

Это красивое животное,
Оно любит ласку, чистоту,
Молоко и мышей.
(Кошка)

Это самая любимая вещь
Маленький детей.
Эту вещь можно купить,
А можно сделать своими руками.
(Кукла)

А это – любят все,
Особенно в жару.
(Мороженое)

Что за яркий свет в темноте?
(Лампочка)

Маленький, колючий.
(ЁЖ)

Внутри натянут проводок.
Словно солнце ярко светит,
Всех приветливо он встретит.
(Лампочка)

Вырыта яма,водой она полна.
Кто хочет, напьётся сполна.
(Колодец)

Утром распускается,
Ночью закрывается.
(Цветок)

Круглый шарик
По полю катается.
(Мяч)

У нас на кухне появился слон,
На плиту уселся он.
И свистит, и пыхтит,
В животе вода кипит.(Чайник)

На солнце клин,
При дожде блин
(зонт)

Если ребенок испытывает трудности, родители могут подключиться и помочь придумать загадку в школу вместе всей семьей. Сочиняйте вместе с детьми это заряжает позитивом, а ребенку дарит желанное время близкого общения с родителями. Что может быть важнее этих минут?

Многие из нас до сих пор помнят загадки из детства, такими они были интересными и запоминающимися. Загадки и головоломки любят все, и не только дети, ведь это отличный инструмент для развития памяти и повышения интеллекта.

На вопрос о том, ответить несложно: обычно это словосочетание или стихотворение, в котором говорится о каком-либо предмете или явлении. Чтобы , нужно проявить смекалку, фантазию, посмотреть на предмет с другой стороны.

Как придумать свою загадку

Придумать загадку самостоятельно совсем не сложно, важно понять принцип, по которому строятся загадки. Для начала рекомендуется ознакомиться со сборниками головоломок и загадок. Это поможет «настроить» голову на работу с этим типом задач.

Чтобы сочинить загадку, необходимо выбрать предмет или явление, о котором будет говориться в самой загадке. Для малышей очень популярны загадки о природных явлениях и животных, например:

  • Зимой - звезда, весной - вода (снежинка)
  • Бел, да не сахар, нет ног, а идет (снег).

В первом примере загадка строится на основе приёма сравнения - снежинка зимой выглядит как звезда, а весной тает, поэтому становится водой.

Во втором примере снег сравнивается с сахаром, их общей чертой является цвет - белый, но между ними есть и различия - сахар имеет сладкий вкус, а снег - нет. Также здесь использован приём олицетворения - снег «идёт», снег олицетворяется с чем-то живым, ведь идти ведь может только человек или животное, но для описания такого феномена, как снегопад, используется клишированное выражение «снег идёт». Такой же приём используется и для описания работы часов - «часы идут».

По такой же схеме можно составить свою загадку. После того, как был выбран объект, необходимо описать его свойства или особенности с помощью приёма сравнения. Для удобства можно записать на листке бумаги ответы на такие вопросы:

  1. Какого предмет цвета?
  2. Какой формы?
  3. Для чего используется?
  4. На что похож?

Например, для описания банана ответы будут такими - желтый, продолговатый, его едят, на месяц. Также у предмета есть свои особенности - банан нельзя есть с кожурой. Можно написать такую загадку - «Не съешь, пока жёлтую шубу не снимешь».

Придумывать загадки - очень увлекательное занятие, к тому же, полезное - тренирует память и смекалку, развивает фантазию и помогает повысить уровень интеллекта.

Коллекция загадок для проведения весёлых и познавательных занятий с детьми. Все детские загадки приведены с ответами.

Загадки для детей – это стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, не называя его самого. Чаще всего основное внимание в детских загадках уделяется какому-нибудь уникальному свойству предмета или его сходству с другим предметом.

Для наших далеких предков загадки являлись своеобразным средством испытания мудрости и смекалки сказочных героев. Чуть ли не в каждой сказке задавались вопросы, на которые главным героям нужно было ответить, чтобы получить волшебный подарок.

Принято разделять загадки для детей и взрослых. В этом разделе вы найдете только детские загадки, разгадывание которых превращается в игру и не только обучает, но и развивает логику вашего малыша. Их количество растет постоянно, ведь люди продолжают до сих пор придумывать, а мы продолжаем размещать самые интересные.

Всем загадкам для детей даны ответы, чтобы вы могли проверить себя. Если играете с совсем маленьким ребенком, тогда ответы стоит посмотреть заранее, ведь нужно убедиться, что он уже знает слово, которое является разгадкой. Играйте с вашим ребенком в разгадайки и он поймет, что учиться может быть интересно и даже весело!

Детские загадки: как выбрать?

Удивительно, но предпочтения детей по загадкам настолько разные, что выявить какую-либо тенденцию не предоставляется возможным. Конечно, малышей приводят в восторг загадки для детей про птиц, животных, всяких жучков и паучков. Дети постарше обожают играть в загадки про сказочных героев и героев современных мультфильмов.

Чтобы превратить разгадывание в занимательную игру, нужно выбирать тематику в соответствии с тем, чем вы сейчас занимаетесь и где находитесь. На отдыхе за городом выбирайте детские загадки про зверей и птиц, если вы пошли по грибы в лес - загадки про грибы. Такой выбор принесет вам и вашему ребенку новые впечатления и радость. Представьте, что вы отдыхаете на озере или речке и ваш малыш увидел рыбку. А если вы заранее подготовили и взяли с собой загадки про рыб? Успех вам в игре в разгадайку на водную и морскую тему обеспечен.

Внимание: на сайте размещены загадки для детей с ответами! Просто нажмите на слово "Ответ".