Как рассчитывается военная пенсия в. Калькулятор военной пенсии: быстрый расчет, помощь в комментариях

Пенсия для военнослужащих - отдельная категория государственного обеспечения, которая всегда привлекала граждан своими повышенными размерами. Это обусловлено сложностью выполняемой работы, а также опасностью «военного дела». Давайте разберем более детально, как производится расчет подобной выплаты.

Законодательные аспекты

Для того чтобы получать военную пенсию, необходимо соответствовать определенным критериям:

  • пройти службу (минимум 20 лет);
  • работать в военной сфере (органы, пожарная безопасность, исполнительская служба и т.д.);
  • иметь общий трудовой стаж минимум 25 лет, 12 из которых должно приходиться на военную службу.

Основанием для назначения пенсии может стать инвалидность, выслуга лет или потеря основного кормильца.

Порядок начисления подобной выплаты, а также все нюансы по уходу на военную пенсию указаны в Законе РФ №4468-1.

Порядок исчисления

На размер данной пенсии прямым образом влияют такие факторы:

  • должностной оклад;
  • зарплата за воинское звание;
  • доплата за выслугу лет.

Исходя из этого, важное значение при расчете имеют срок службы, конкретное звание и должность (ст. 43 вышеуказанного Закона).

Технология расчета

При исчислении военной пенсии за выслугу лет необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Если пенсионер отслужил свыше 20 лет, его выплата определяется как половина ежемесячного довольствия (ЕДДВ) за 20 лет, плюс 3% от этой суммы за каждый последующий год.
  2. Если «за плечами» пенсионера более 25 лет трудового стажа (из них военная служба должна занимать не менее 12,5 лет), сумма пенсии определяется как 50% ежемесячного довольствия за 25 лет, плюс 1% ЕДДВ за каждый последующий год службы.

Схематично технология расчета пенсии для военных выглядит так:

  1. Определяем совокупное значение ежемесячного довольствия (ЕДДВ).
  2. Находим сумму доплат и прибавок за выслугу лет (для каждой профессии устанавливается индивидуально на государственном уровне). Умножаем их на значение ЕДДВ.
  3. Сумму базовой пенсии корректируем на понижающий коэффициент 62,12% (изменяется ежегодно).

Формула для расчетов и обозначение условных показателей приведены на рисунке ниже.

Важно: для льготных категорий предназначены надбавки и премии, устанавливаемые государством. Речь идет об участниках ВОВ, инвалидах, престарелых людей возрастом свыше 80 лет и др.

Скачайте на нашем сайте:


Онлайн-калькулятор

Конечно же, самостоятельные расчеты – это наиболее точное и верное решение. Однако не всегда есть уверенность в том или ином показателе, и очень важно, чтобы было еще одно мнение для оценки. В качестве «независимого эксперта» можно использовать онлайн-помощник расчета пенсии . Данное приложение поможет вам перепроверить свои расчеты и выполнить калькуляцию всего за несколько кликов.

«Вторая пенсия»

На такой вид государственной помощи могут рассчитывать только работающие военные пенсионеры. Речь идет о страховой выплате стандартной пенсии гражданам РФ. На нее «бывшие военные» могут претендовать в таком случае:

  1. При достижении пенсионного возраста (у мужчин 60, а у женщин 55 лет).
  2. В случае если обычный («гражданский») стаж военного составляет более 5 лет.

Для начисления такого вида выплат необходимо обратиться в Пенсионный фонд РФ по месту прописки с таким пакетом документации:

  • паспорт - оригинал и копия;
  • СНИЛС - оригинал и копия;
  • сканкопия трудовой книги;
  • справка, подтверждающая начисление военной пенсии;
  • справка по месту работу с указанием среднемесячного заработка (при необходимости).

Более подробную информацию о необходимых документах и условиях назначения подобной выплаты можно найти на

Бесплатная помощь от Пенсионного Юриста

Юридические консультации по спорам или конфликтам с НПФ, страховым возмещении, отказам от выплат и пр. пенсионным вопросам. Ежедневно с 9.00 до 21.00

В 2008 году, почувствовав нарастающее недовольство военных пенсионеров, правительство утвердило возможность получения ими второй пенсионной выплаты. Узнать размер будущего дополнительного обеспечения можно в любом ПФ России, либо самостоятельно произвести расчет второй пенсии военным пенсионерам калькулятор.

Частые изменения в пенсионном законодательстве заставляет будущих и нынешних пенсионеров лично курировать вопросы, касаемые дополнительных выплат, возраста выхода на заслуженный отдых, поднятия минимума некоторых условий. Для изучения новостей люди прибегают к помощи газет, телевидения или, как в данном случае, интернета.

Пенсия по возрасту для военных пенсионеров состоит из страховой и, если заявитель пожелает, накопительной частей.

Фиксированная составляющая отсутствует, поэтому размер «гражданской» пенсии полностью зависит от:

  1. Длительности страхового стажа после ухода с военной службы,
  2. Размера официальной заработной платы.

1. Бывшему военнослужащему будет назначена пенсия, при том условии, что он выработал определенное количество стажа и был официально трудоустроен. В 2018 году это количество — 9 лет. В 2024 года значение окончательно установится на отметке 15 лет.

Нужно знать! Так как пенсионная реформа по многим вопросам еще не закончилась и до 2024–25 годов она находится в промежуточной фазе, значения некоторых данных, установленных государством и влияющих на размер пенсии, ежегодно увеличиваются.

2. Каждый месяц работодатель перечисляет 16% от заработанной суммы работника на его лицевой счет в ПФ. Они распределяются на усмотрение человека:

  • только в страховую часть;
  • 6% процентов уходит в накопительную, а 10% в страховую.
К сведению. Военные пенсионеры, 1967 года рождения и моложе, при желании могут формировать накопительные выплаты. Решение можно было принять до 2015 года.

Из совокупности перечислений за всё время официального стажа формируется индивидуальный пенсионный коэффициент, или так называемые, пенсионные баллы. Чтобы получить пенсионное обеспечение в 2018 году нужно набрать 13,8 баллов. Он увеличится до отметки 30 и остановит свой рост, только в 2025 году.

Расценку балла дает и периодически индексирует государство. Тариф 2018 года — 81 руб. 49 коп.

Кроме условий стажа и баллов, бывшие военные должны учесть следующее:

  • подтвержденная документально выплата военного обеспечения по инвалидности или за выслугу лет;
  • общепринятый в России возраст для пенсионеров. Для женщин 55 лет и для мужчин 60 лет.
Важно! 14 июня 2018 года государство представило проект постепенного повышения пенсионного возраста с 2019 по 2034 год.

Как рассчитывается размер выплаты

В 2015 году изменилась общая система расчета пенсионных выплат, что коснулось и бывших военнослужащих. Страховую выплату для пенсионеров стало возможным рассчитывать по формуле:

ИПК Х СБ=П,

ИПК — количество баллов за весь период официального страхового стажа,

СБ — цена нынешнего балла,

П — размер пенсии.

Узнать ваш ИПК можно позвонив или лично обратившись в ПФР , или попытаться рассчитать самому. Для этого узнайте общее количество страховых перечислений. И придерживайтесь алгоритма расчета.

  1. Совокупность ваших страховых выплат/общероссийские выплаты пенсионных страховых взносов*10=ГПК. В 2018 году годовой коэффициент не должен превышать 8,7.
  2. Затем, ГПК*количество лет стажа=ИПК
  3. И, наконец, ИПК*нынешняя цена балла= страховое обеспечение.

Пример расчета

Для наглядности вычислений представим ситуацию с такими данными.

Служащий силового ведомства был признан пенсионером в 2008 году за выслугу лет. Не теряя времени, он устроился на гражданскую работу со стандартным трудовым договором. В 2018 году этот человек выходит на пенсию по возрасту, выработав страховой стаж 10 лет.

Средний зарплата за месяц бывшего военного составила 25 тысяч рублей, и за 10 лет в ПФ было перечислено 480 тысяч рублей.

В 2018 уровень выплаты пенсионных взносов составляет 1021000 рублей.

  1. 480000/1021000*10=4,701 — ГПК ,
  2. 4,7*10=47,01 — ИПК ,
  3. 47,01*81,49=3841,06 — страховая пенсия .

Общие данные из примера, установленные государством можно найти на официальном сайте ПФ, там же есть функция быстрого расчета годового ИПК. Для более точного вычисления размера будущего обеспечения удобно обратиться в любое отделение пенсионного фонда.

Индексация второй пенсии

Вся пенсия, кроме накопительной, подлежит ежегодной государственной индексации. Страховое обеспечение военных тоже увеличивается во столько же, во сколько экономику страны задевает инфляция.

Небольшой прибавки ожидают работающие военные пенсионеры. Обычная индексация их пенсии не коснется, приплюсуется к выплате лишь стоимость 3 баллов.

Куда и когда обращаться за второй пенсией

За месяц до исполнения общепринятого возраста пенсионера, можно начинать процедуру оформления страхового денежного обеспечения.

Вторая пенсия для военнослужащих не является обязательной, и поэтому невозможна без поданного заявления удобными способами:

  • лично или с помощью доверительного лица в ПФ, находящийся по прописке или по проживанию;
  • в любое отделение МФЦ;
  • через кадровую службу по месту работы;
  • через почтовое отделение;
  • с помощью интернет-портала Госуслуги.
К сведению. Выплата страхового обеспечения начинается со дня подачи заявления, в случае, если к тому времени соблюдены нужные условия.

Необходимые документы для выплаты

Чтобы оформить получение страхового обеспечения военным пенсионерам надлежит подготовить следующие документы:

  1. Паспорт;
  2. Страховое свидетельство;
  3. Трудовая книжка;
  4. Документы, подтверждающие выплату военной пенсии;
  5. Данные о наличии и содержании детей до 18 лет;
  6. Справка с места работы о зарплате за 60 месяцев подряд.

При оформлении страховой выплаты военным пенсионерам указывается один из удобных способов её получения:

  • Банк, чаще выбирают перечисление средств на банковскую карту;
  • Почта России, кроме личного получения, возможна доставка на дом;
  • Организации, ежемесячно доставляющие пенсию на дом.

Способ выдачи пенсии можно изменить в любое время, написав заявление в то ПФ, где находится выплатное дело.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже.

Для определения величины денежного довольствия и пенсии применяется расчет выслуги лет военнослужащего. При подсчете необходимо знать актуальные законодательные акты или воспользоваться калькулятором, который поможет узнать важную информацию за несколько минут.

При подсчете выслуги лет учитывается специальный трудовой стаж, применяющийся при особых условиях деятельности преимущественно в силовых структурах:

  • Погранвойск, ПСС, ПСО, ВДВ.
  • Образовательных воинских заведений, обучающих будущих сотрудников ВДВ.
  • Разведывательных десантно-штурмовых группировок, относящихся к сухопутным войскам РФ.
  • Войск ГО, отдельных должностей, имеющихся в штате морских судов боевого назначения.

Согласно ст. 13 ФЗ №4468-1, военные имеют право на пенсионное обеспечение при наличии 20 лет обычного или льготного стажа. Перед выходом на пенсию стоит воспользоваться калькулятором выслуги лет военнослужащих - это упростит процедуру расчета и позволит узнать зачисляемые в стаж сроки, а также количество полных отработанных лет.

Стоит отметить, что онлайн-калькулятор выслуги лет военнослужащего работает на основании данных из актуальных нормативно-правовых актов РФ.

Информация об изменениях

Перед тем, как производить расчеты, служащим по контракту следует заранее подготовить всю необходимую информацию: воинское звание, Ф.И.О, дату рождения; начало и конец календарных сроков службы; периоды обучения в гражданских учебных заведениях; льготные этапы, подлежащие зачислению.

Для указания сроков службы могут понадобиться приказы командира о направлении в «горячие точки», трудовая книжка и другие документы, в которых обычно содержатся все необходимые для самостоятельного расчета данные.

Обозначим, что любые программы разрабатываются с учетом действующих законодательных актов, регламентирующих данный вопрос, и на них же нужно ориентироваться при проведении самостоятельных расчетов:

  • ФЗ «О статусе военнослужащих».
  • ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц…».
  • Приказ Минобороны №200 от 30.06.2006.
  • Приказ Минобороны №555 от 10.11.2008.

Для расчета надбавок и общего стажа применяются Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2014 №1074. Согласно им, в общий срок входят следующие периоды:

  • Служба в ВС РФ и СССР, а также в формированиях, организованных на время боевых операций.
  • Трудоустройство граждан РФ в вооруженных силах стран СНГ.
  • Пребывание военных до 1995 года в частях и других подразделениях бывших республик СССР, не входящих в состав СНГ.
  • Нахождение на службе в формированиях различных стран, с которыми имеется международное соглашение.
  • Временная приостановка службы в рядах Армии на период избрания депутатом в Госдуму и другие представительные или законодательные органы власти.
  • Безвестное отсутствие, содержание в плену, нахождение под стражей, необоснованное увольнение до выяснения обстоятельств.
  • Несение службы в органах уголовно-исправительной системы, ФСКН, прокуратуре, налоговой полиции, таможне, СК РФ, войсках национальной гвардии, МВД, ГПС МЧС РФ, ФСБ.

Служащим ВДВ, образовательных организаций по подготовке военнослужащих, ВМФ, ПСС, авиации 1 месяц службы засчитывается за 1,5. Также калькулятор приравнивает 12 месяцев к двум годам работы военных летчиков, испытателей парашютов и установок для катапульт. Полный перечень должностей со льготным исчислением стажа указан в Постановлении Правительства №1074.

Вышеуказанные правила применяются для расчета выслуги работающих пенсионеров, а также при выходе на пенсию. Кроме того, согласно порядку исчисления выслуги лет, при расторжении контракта с последующим его заключением она не подлежит пересчету.


Сазонов В.В. прослужил в ВС РФ, где год службы приравнивался к полутора годам. Фактический стаж - 15 лет, но по выслуге он равен 22,5 годам, так как все 15 лет он работал на должности со льготным исчислением стажа. Для получения ответа достаточно умножить количество отработанных лет на льготные года.

Согласно ст. 14 ФЗ 4468-1, для расчета пенсии по выслуге лет военнослужащего применяются следующие правила:

  • При 20 и более отслуженных лет - 50% от сумм зарплаты (довольствия), за каждый год свыше - плюс 3%. Общее количество процентов не может превышать 85.
  • При 25 календарных лет, если не менее 12 лет приходится на службу в армии, МВД, национальной гвардии, ФСКН, УФСИН - 50% от денежного довольствия, и за каждый год после 25 лет - по 1% дополнительно.

Для правильного подсчета выслуги следует учитывать: если в стаже имеются периоды, когда не действовали льготные условия исчисления, их необходимо выписать отдельно.

В дальнейшем при оформлении пенсии берется в расчет не только выслуга, но и воинское звание, а также должность и оклад во время службы. Если военнослужащий является инвалидом вследствие общего заболевания или травмы, полученной при исполнении обязанностей, ему полагаются дополнительные надбавки к пособию по старости.


С 1 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений …" (далее – Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

Статья 2 Федерального закона № 309-ФЗ дополнила статью 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее – Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1) частью второй, следующего содержания: "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2%, до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%".

Федеральными законами от 08.11.2011 № 309-ФЗ и от 19.07.2011 № 247-ФЗ власть, с 01.01.2012 года, повысила военнослужащим размеры окладов за воинское звание и за воинскую должность. Но при этом понизила процентный размер за ежемесячную надбавку за выслугу лет с 70% до 40%, и ввело, для военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, находившихся на пенсии до 01.01.2012 года, понижающий коэффициент 0,54, применяемый при расчёте их пенсий.

То есть, с 1 января 2012 года денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, было ограничено законодателем посредством введения понижающего коэффициента 0,54.

Вместе с тем был сохранён существующий ранее порядок определения размера военной пенсии, но от уменьшенной базы начисления - 50% за 20 лет выслуги и по 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет (но в сумме не более 85%).
Размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания установлены п.13 ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат" в следующих размерах:
- при выслуге от 2 до 5 лет – 10%;
- при выслуге от 5 до 10 лет – 15%;
- при выслуге от 10 до 15 лет – 20%;
- при выслуге от 15 до 20 лет – 25%;
- при выслуге от 20 до 25 лет – 30%;
- при выслуге 25 лет и более – 40%.

В соответствии с частью 6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ, понижающий коэффициент 0,54, применённый к военнослужащим и приравненным к ним лицам, не был применён в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.
Хотя раньше они, как и мы, получали и получают денежное довольствие и пенсии от Министерства обороны РФ.

Кроме того, этот понижающий коэффициент не был применён и сейчас не применяется к федеральным государственным гражданским служащим (аппарат Президента РФ и Правительства РФ; депутаты Госдумы, Совета Федерации, региональные и муниципальные депутаты и т.д.), хотя некоторым из них оклады, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2012 № 1100, сравняли с должностными окладами военнослужащих.

До 01.01.2012 г. военные пенсии всегда исчислялись от 100% денежного довольствия с учётом индивидуальной процентной выслуги лет пенсионера. Введение понижающего коэффициента 0,54 повлекло снижение денежного довольствия со 100% до 54% для расчёта военных пенсий (пенсий сотрудникам МВД РФ и другим силовым министерствам и ведомствам) и соответственно занижение размера ее размера.

Эти действия власть объяснила тем, что она по максимуму подняла размеры денежного довольствия, но в настоящих социально-экономических условиях у государства нет денег на полные выплаты пенсий. Поэтому военные пенсионеры и приравненные к ним лица с 1 января 2012 года будут получать не 100% своей заслуженной пенсии, в зависимости от срока выслуги лет, а меньше на 46%.

Таким образом, размер пенсии при её пересмотре с 1 января 2012 года в связи с увеличением должностного оклада и оклада по воинскому званию военнослужащего соответствующей категории оказался на 46% меньше по сравнению с размером, который должен был быть в соответствии с прежней редакцией статьи 43 Закона (100% - 54% = 46%).

Власть, понимая, что она с 01.01.2012 года обокрала военных пенсионеров, приняла решение - "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%" (ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

В дополнение к этому Президент РФ издал указал, где постановил - "Правительству Российской Федерации обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции" (п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05. 2012 N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации")".

Приняв решение о начале с 01.01.2013 года ежегодно увеличивать размер военной пенсии на 2% или более, власть рассчитывала, что она этим самым b>приведёт размер наших пенсий к величине в 100%, предположительно, к 2035 году.

Ну и сколько пенсионеров доживёт к 2035 году до своей, заслуженной ранее 100%-ой пенсии, особенно из тех, кому в 2012 году исполнилось 60 лет? По данным Росстата 2016 года, средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет 65,8 года, женщин - 76,6.

На все жалобы, заявления и прочие протесты против применения с 01.01.2012 года понижающего коэффициента 0,54 только к военнослужащим и приравненным к ним лицам, Конституционный Суд РФ ответил своим Определением от 24.09.2012 № 1800-О "По запросам Свердловского районного суда города Костромы о проверке конституционности части второй статьи 43 закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Определение Конституционного Суда РФ констатировало законность применения понижающего коэффициента следующими положениями:

"Само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат – при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан – является прерогативой законодателя (постановления от 19.06.2002 №11-П, от 27.11.2008 №11-П, определения от 11.07.2002 № 191-О, от 16.05.2007 № 375-О-П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 29.01.2004 № 2-П и др.).

Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100% до 54%, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового – более высокого денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.

Таким образом, оспариваемая норма – несмотря на снижение предусмотренного ею процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, – направлена на увеличение с 1 января 2012 года абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении".

Однако, ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ и п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604, Правительством РФ, не выполняются с 2013 года (уже 5 лет). Эти положения указанных федеральных законов и индексация денежного довольствия военнослужащих, постановлениями Правительства РФ, были заморожены (отменены) до 01.01.2018 года.

При этом заморозка индексации денежного довольствия (окладов) не распространялась до 01.01.2017 года на следующие категории военных пенсионеров, в том числе членов их семей (п.6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ):
- судей Военной коллегии ВС РФ и военных судов;
- прокурорских работников (включая военнослужащих органов военной прокуратуры);
- сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ);
- федеральных государственных гражданских служащих.

Вместо индексации, власть, с 01.01.2013 года, увеличивает нам военные пенсии путём повышения так называемого "понижающего коэффициента", который 1 января 2012 года составлял 54% (с 01.01.2013 г. - 56%, с 01.10.2013 г. - 58,05%, с 01.01.2014 г. - 60,05%, с 01.01.2015 г. - 62,12%, с 01.10.2015 г. - 66,78%, с 01.02.2016 г. - 69,45%, с 01.02.2017 г. - 72,23%).

Ежегодное повышение понижающего коэффициента выдаётся властью, как повышение пенсий на уровень инфляции, но это не есть индексация денежного довольствия военнослужащих или пенсий военных пенсионеров, это есть возвращение украденных у нас процентов от заслуженной нами ранее пенсии по выслуге лет.

Но и тут власть обманывает военных пенсионеров. Чиновники от власти годовое повышение пенсии считают, как сумму величин повышения, произведённых за год. Выглядит это вот так:
2013 год:
с 1 января 2013 года - на 3,7 %;
с 1 октября 2013 года - на 4,5 %;
Итого за 2013 год увеличение "военной пенсии" на 8,2 %.
2014 год:
с 1 января 2014 года - на 2,7%;
с 1 октября 2014 года - на 3,5 %;
Итого за 2014 год увеличение "военной пенсии" на 6,2 %.
2015 год:
с 1 октября 2015 года - на 7,5 %;
Итого за 2015 год увеличение "военной пенсии" на 7,5 %.
2016 год:
с 1 февраля 2016 года - на 4 %;
Итого за 2016 год увеличение "военной пенсии" на 4 %.
С 1 февраля 2017 - на 4 %."

Они полагают, что если в 2013 году "индексация" пенсий произведена с 01.01.2013 г. на 3,7% и с 01.10.2013 г. на 4,5%, то годовая "индексация" (повышение) составляет 8,2%.

Но это совсем не так! Фактически же годовая "индексация" (увеличение) военной пенсии рассчитывается следующим образом и составляет:
- в 2013 г. – (3,7% * 9 мес. + 8,2% * 3 мес.) : 12 мес. = 4,8%;
- в 2014 г. – (2,7%*9 мес. + 6,2%*3 мес.) : 12 мес. = 3,6%;
- в 2015 г. – (3,5%*9 мес. + 11%*4 мес.) :12 мес. = 6,3%;
- в 2016 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%;
- в 2017 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%.
А это значит, что военная пенсия за прошедшие годы увеличилась не на 25,9%, как они считают, а только на 22,7%.

За прошедшие пять лет нормативными правовыми актами РФ с 1 января 2013 года по 1 января 2018 года были приостановлены действия следующих правил пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, ГПС, в органах наркоконтроля, в учреждениях и органах УИС, в Росгвардии, и их семей:
- индексация денежного довольствия и военных пенсий в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги;
- денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера (индексация);
- с учетом уровня инфляции (потребительских цен) Законом о федеральном бюджете указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.

Повышение пенсий только за счёт увеличения размера понижающего коэффициента не покрывало даже официальный уровень инфляции по стране, установленный Росстатом (таблица № 1). Таблица № 1

Из таблицы видно, что с учётом официальной инфляции, установленной Правительством РФ, военные пенсии, ежегодно, повышались ниже уровня инфляции и по состоянию на 01.02.2017 года их недоиндексирование составило 27,4%. А действительности же, исходя из реальной величины инфляции, этот процент недоиндексации (27,4%) нужно увеличивать в 2-3 раза.
В результате приостановления вышеуказанных действий, гарантия государства по защите денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров от обесценивания оказывается не выполненной на протяжении вот уже пяти лет (2013-2017гг.). Это привело к тому, что на 1 января 2017 года денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии обесценились более чем на 44%. А покупательная способность военной пенсии, за рассматриваемый период, сократилась на 19%
(2,76: 3,42 = 0,81 или 19%).

На 1 января 2012 года средняя военная пенсия составляла 16 953 руб. Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) на 1 квартал 2012 г. – 4963 руб. (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 613). Отношение пенсии к ПМП - 3,42 (16 953: 4963 = 3,42).

На 1 февраля 2017 года средняя пенсия – 23600 руб., ПМП – 8540 руб. (ФЗ от 19.12.2016 № 415-ФЗ). Отношение пенсии к ПМП - 2,76 (23600: 8540 = 2,76).
Таким образом, покупательная способность за период с 01.01.2012 по 01.02.2017 годы, понизилась на: 2,76: 3,41 = 0,81 или в процентах 19%.

По закону пенсии должны ежегодно индексироваться на уровень инфляции предыдущего года. В 2015 году официальная инфляция составила 12,91%. Но из-за нехватки средств в бюджете 2016 года, военные пенсии были проиндексированы только на 4%.
В связи с невозможностью проведения второй (дополнительной) индексации пенсий в октябре 2016 года, правительство решило компенсировать ее единовременной выплатой в 5 тыс. рублей, которую должны были получить и военные пенсионеры.
22 ноября 2016 года Президент РФ подписал соответствующий Федеральный закон № 385-ФЗ. До 15 февраля 2017 года все военные пенсионеры, вместо октябрьской 2016 года индексации пенсии, получили единовременную выплату в размере 5000 рублей.

В замене индексации единовременной выплатой в размере 5000 рублей выгадало Правительство РФ, а военные пенсионеры прогадали, т.к. в последующие месяцы, до следующей индексации в 2017 году, размер военной пенсии остаётся такой же, каким он стал в феврале 2016 года.
Это значит, что такими действиями, власть, пополнила бюджет за счёт пенсионеров, обворовав их на сумму, значительно более чем 5000 рублей. В среднем каждый пенсионер недополучит в год, начиная с 2017 года, около 12 000 рублей.

Посмотрим, как реально эти нововведения отразились на пенсиях военных пенсионеров:

Формула расчета военных пенсий в 2011 году:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3% (за каждый год службы) + доплата по Указу Президента РФ (1000 руб. доплата к пенсии).

НВЛ – Надбавка за выслугу лет.
Пример расчета: «подполковник» (25 лет службы):
(4750,45 + 3408,37+ 5303,23) × 65% + 1000 = 12 606 руб.

Формула расчета военных пенсий с 01.01.2012 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 54% (+ 2% ежегодно в случае не индексации денежного довольствия). Доплата к пенсии 1000 руб. была отменена.
(24 000 + 12 000 + 10 800) × 65% × 54% = 16 426.2 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;

54% - введённый понижающий коэффициент 0,54.
Размеры окладов зависят от установленного тарифного разряда.

Формула расчета военных пенсий с 01.02.2017 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 72,23%
Пример расчета: «подполковник» (выслуга 25 лет):
(24 000 + 12 000 + 14 400) × 65% × 72,23% = 23 662.55 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;
НВЛ – Надбавка за выслугу лет;
65% - размер пенсии при максимальной выслуге лет 25%;
72,23% - размер введённого понижающего коэффициента с 01.02.2017 года.

Должностные оклады по воинской должности и воинскому званию для формулы расчёта военной пенсии с 01.02.2017 года указаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 992 " Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" (с изменениями на 29.12.2016 г.) (ред., действующая с 11.01.2017 г.).

Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям.

При сравнении представленных формул, можно четко увидеть, что пенсии после 01.01.2012 года стали меньше на 46%.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (с изм. и доп. от 19.12.2016 г.) денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются следующие дополнительные выплаты (ст.2 части 13, 15, 17 - 24 и 26):
- ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания;
- ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) к окладу по воинской должности;
- ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну к окладу по воинской должности (до 65%);
- ежемесячная надбавка за особые условия военной службы к окладу по воинской должности (до 100%);
- и так далее …

Однако все существующие многочисленные надбавки, применяемые к действующим военнослужащим, не учитываются при расчете их пенсии, т.е. в пенсионнообразующую базу для расчёта военной пенсии они не входят.

В соответствии с ч.1 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I при расчете величины денежного довольствия, используемого при исчислении военной пенсии, используются только :
- оклад по воинской должности или должностной оклад;
- оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях);
- ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Вместе с тем с 1 января 2017 года, в соответствии с п.2 и п.3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 (в ред. от 09.08.2016) "Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" размер пенсии им за выслугу лет, рассчитывается из их среднемесячного заработка.

Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:
- месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- ежемесячное денежное поощрение;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Кроме того, учитываются также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Иными словами – пенсия за выслугу лет для гражданских служащих рассчитывается со всего их дохода, со всех выплат, получаемых ими при прохождении государственной службы.

Почему военнослужащие и приравненные к ним лица поставлены в этой части законодательства в худшие условия, чем гражданские пенсионеры, нам не понятно.

Если военная служба входит в единую систему федеральной государственной службы, тогда почему для военнослужащих и приравненных к ним лиц, при расчёте пенсий, учитывается только одна ежемесячная надбавка, а для федеральных государственных гражданских служащих учитываются все многочисленные надбавки к заработку?

В данном случае, как мы считаем, законодатели и Правительство РФ нарушили в сфере пенсионного обеспечения принцип равенства, запрещающий вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)", установленной Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2007 № 12-П. А Решения Конституционного суда РФ обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Если служба в Вооружённых Силах действительно является особым видом федеральной государственной службы, которая обуславливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства в силу ст.1 (п.1), 2, 7, 15 (п.1), 17 (п.3), 19 (п.2), 37 (п.1 и 3), 39 (п.1 и 2), 45 (п.1), 59 и 71 (пункты "в", "м", "т") Конституции РФ - гарантировать им повышенную социальную защиту (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П).
Чего мы, к сожалению, не наблюдаем.

В российском законодательстве и среди государственных чиновников принято сравнивать средний размер военной пенсии со средним размером "гражданской" (трудовой) пенсии. И при этом законодатели и чиновники строго стремятся придерживаться того, чтобы размер военной пенсии составлял не более чем 1,7 от трудовой пенсии.

Вообще же сравнивать трудовую пенсию по старости и военную пенсию за выслугу лет некорректно по ряду причин и, прежде всего, в силу разной социально-экономической природы этих пенсий.
Такая традиция ведётся со времён СССР, когда армия была многомиллионная и военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, также было много. Сейчас же военных пенсионеров стало значительно меньше.

Кроме того, военная служба в соответствии с ст.2 и 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 23.07.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации", включена в систему федеральной государственной службы и является видом государственной службы, куда входят и федеральные государственные гражданские служащие.

По данным Росстата на 2016 год число федеральных, региональных и муниципальных государственных гражданских служащих составило около 1,1 мил. человек, что значительно больше, чем их было во всём СССР.

Единственным источником благосостояния в Российской Федерации является труд её граждан, направленный на производство благ, полезных для людей, общества и государства. Народ "содержит" государство, в том числе силовые структуры и чиновников всех уровней.

Но почему-то только военные пенсии по выслуге лет и пенсии приравненных к ним лиц должны соответствовать установленному критерию 1,7 в отношении к трудовым пенсиям по старости. Данный критерий, по неизвестной нам причине, не распространяется на пенсии по выслуге лет для федеральных государственных гражданских служащих.

По нашему мнению, раз нас всех "содержит" народ, значит, критерий 1,7 обязательно должен действовать (применяться) для пенсий по выслуге лет к федеральным государственным гражданским служащим. Почему этого сейчас нет – власть пока ответа на этот вопрос не даёт.

Л.Гришин