Как рассказать ребенку о сексе? Советы психологов. Тот самый возраст

Анна Анчукова
Консультация для родителей «Как рассказать ребёнку о сексе»

Родителям так хочется , чтобы их дети как можно дольше росли в прекрасном сказочном мире, чистом и невинном! И по этой причине откладывают разговор с подрастающим поколением о сексе надолго , если не навсегда. А ведь именно родители должны помочь своему ребенку разобраться в таком сложном и пугающем мире, каким представляется ему взаимоотношение полов. Как рассказать ребенку о сексе .

Как рассказать ребенку о сексе

Говорят, в каждой шутке есть доля правды. Наверное, есть она и в этом старом анекдоте : папа долго собирался с духом и, наконец, сказал своему сыну-подростку, что хочет поговорить с ним о сексе , на что мальчонка снисходительно ответил : «Давай поговорим. А что именно ты хотел бы узнать?» Действительно, чаще всего так и бывает : наши дети проходят сексуальный ликбез где-то на стороне, без нашего участия. И хорошо, если это происходит на уроках в школе, которые худо-бедно, но все-таки вводят ребенка в курс дела на должном уровне.

А если он получил интересующие его сведения в пресловутой подворотне? Тут уж, как говорится, только держись - иногда даже наша взрослая фантазия не сможет додуматься до того, что приходится слышать непосвященному чаду от более продвинутых приятелей! Но вот как раз этого-то, по мнению психологов, надо постараться избежать всеми силами. Потому что искаженные, а порой просто извращенные представления об одной из самых важных сфер человеческой жизни могут впоследствии вызвать у ребенка существенные проблемы - вплоть до серьезных трагедий - во взаимоотношениях с противоположным полом.

Поэтому спрячьте подальше стыд, если он охватывает вас при одной мысли о необходимости говорить с детьми на эту щекотливую тему. Лучше подготовьтесь к беседе заранее, хорошенько продумав, что именно вы ответите ребенку на поставленный в лоб вопрос. Тем более что отвечать вы просто обязаны во что бы то ни стало. Ведь кто как не родители должны ввести свое чадо во взрослый мир по единственно правильной дороге! Кроме того, доверительные беседы о серьезных вещах существенно укрепляют душевную связь между двумя поколениями, и это поможет ребенку ощущать себя уверенно в дальнейшей жизни.

Как рассказать малышу о сексе

По мнению специалистов, ребенок, находящийся в младшем дошкольном возрасте, первый раз будет удовлетворен самым элементарным ответом. Он вряд ли станет задавать дополнительные вопросы, требуя уточнения деталей. Вот только ни в коем случае не пытайтесь воспользоваться неразумностью вашего малого дитяти и не пудрите ему мозги огородно-орнитологическими бреднями о капусте и аистах. Через несколько лет, хотите вы этого или нет, он все равно узнает всю правду, но зато доверие к вам будет подорвано, а значит, под угрозой окажется и ваше взаимопонимание.

Поэтому на вопрос : «Откуда я взялся?» лучше всего сказать, что взялся он из маминого живота. Через год-два чадо наверняка захочет вернуться к обсуждению этого вопроса и спросит, а как это он вдруг, ни с того ни с сего, вырос в животе. Тогда вы сможете продолжить свой рассказ , сообщив ему, что это происходит, когда мама и папа спят в одной постели. Как свидетельствует практика, такая информация удовлетворяет детей примерно лет до девяти.

В 8-9 лет подрастающие почемучки успевают в избытке насмотреться по телевизору разных взрослых фильмов и начитаться статей в журналах, отнюдь не предназначенных для детской аудитории. Прибавьте сюда полученную ими в младенчестве незатейливую базовую информацию о том, откуда берутся дети. И получится, что у ребенка так называемого среднего школьного возраста в любой момент возникнет желание узнать всю правду именно в том виде, в каком знаем ее мы с вами. Особенно вы должны учитывать, что у девочек в скором времени должен «включиться» месячный цикл, и поэтому их надо подготовить к переходу в новое качество заранее.

Но появление у ребенка интереса к сексуальной стороне жизни не означает, что он начнет задавать вопросы на эту тему именно родителям . Взрослеющие дети уже понимают некоторую запретность этой сферы, и в большинстве случаев они могут застыдиться своих вопросов. Да и вам, наверное, будет не очень-то легко решиться на подобный разговор. Но что поделаешь, придется. Соберите свою волю в кулак - и вперед. Иначе образовавшийся вакуум мгновенно заполнится все в той же подворотне. Можно представить себе чем.

Как разговаривать с подростком о сексе

По мнению специалистов, с 14-летним ребенком о взаимоотношении полов можно и нужно разговаривать уже на равных. Потому что, согласно некоторым данным, четвертая часть всех мальчиков и примерно половина девочек первый раз вступают в сексуальный контакт в возрасте 15-16 лет. И - о ужас! - именно среди этих девочек нередко встречаются такие, которые искренне считают лучшим средством предохранения от беременности скрещивание за спиной пальцев (на удачу) в момент полового акта.

Многие родители глубоко заблуждаются, полагая, что чем меньше дочь или сын знают о сексе , тем слабее у них будет интерес к этому вопросу. Психологи и педагоги все больше убеждаются в том, что квалифицированный секс -ликбез для подростков, наоборот, может на несколько лет отложить начало их сексуальной жизни . Ведь когда вы даете детям полную информацию, им становится легче контролировать свое собственное поведение, осознавать совершаемые действия, а в результате - не делать того, чего им не хочется.

Как вести разговор «про это»

Старайтесь вести беседы на сексуальные темы понемногу , но постоянно, что называется, изо дня в день. Не стоит за один раз выкладывать ребенку все, что вы знаете. Ему будет трудно сразу это переварить.

Если вы смущаетесь, начните разговор именно с того, что признайтесь ему в этом. Только не переусердствуйте, заливаясь краской стыда, иначе ребенок подумает, что на эту тему вообще разговаривать не принято.

Если вы беседуете с подростком, не начинайте свой рассказ с ужасных вещей вроде венерических болезней. Лучше расскажите сначала о любви двух людей, об эмоциональной стороне секса - и только потом переходите к физиологии, а затем уже и к половым инфекциям. Если ребенок всем своим видом показывает, что не хочет вас слушать, оставьте его в покое. Но обязательно дайте ему понять, что в любой момент вы готовы ответить на любой его вопрос. Чутко реагируйте на настроение ребенка во время разговора, иначе между вами может возникнуть непреодолимый барьер.

Каким бы невинным ангелом не выглядел подросток, независимо от его пола, обязательно расскажите ему о средствах контрацепции. Во-первых, вы все равно не можете знать наверняка, когда ему понадобится эта информация. Во-вторых, здесь срабатывает принцип «предупрежден - значит вооружен» .

В любом случае старайтесь поддерживать в семье доброжелательную атмосферу. Исследования показывают, что подростки из благополучных семей не начинают заниматься сексом слишком рано . На этом этапе жизни им вполне хватает любви и внимания родителей .

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть осеннюю хандру» После яркого солнечного лета наступает дождливая серая осень. Особенности нашего климата - это резкая смена погоды и естественно в межсезонье.

Детки в садике живут. Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают.

Как рассказать ребёнку о пасхе. Как рассказать ребёнку о пасхе. Как рассказать ребёнку о Пасхе, Христовом Воскресении? Пасха - это один из самых Великих и знаменательных.

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку в период адаптации» «КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМУ САДУ» Уважаемые родители! Кажется, только недавно Вы принесли своего малыша из роддома,.

Все родители осознают неотвратимость ситуации, когда его любопытный отпрыск озвучит тот самый интимный вопрос. Осознают, но в глубине души надеются, что ситуация разрешится как-нибудь сама и можно будет выкрутиться на ходу. Либо мысленно обдумывают возможный диалог, но чаще всего оказываются все равно не готовыми к разговору и вынужденно переводят тему, откладывают обсуждение на потом или неловко что-то объясняют. Когда же родитель впоследствии собирается с духом и затевает этот непростой разговор, в ответ подросток выдаёт насмешки и негативные эмоции, что свидетельствует о том, что родители своё время упустили.

Многие взрослые полагают, что в современном мире при широкой доступности информации на любые темы в средствах массовой информации и сети Интернет, их ребёнок во всём разберётся сам, возможно что-то выяснит у сверстников. В общем родителям не придётся подбирать выражения для ответов на щекотливые вопросы. Но верна ли такая позиция? И если не верна, то в каком возрасте пора объяснить ребенку, что такое секс? Как правильно рассказать ребенку о сексе, о чем говорить, а о чем пока умолчать – определяется возрастом юного собеседника.

Дети ясельного возраста

Отвечать на вопросы совсем маленьких детей для большинства родителей не составляет труда. В этот период очень важно со всей серьезностью отнестись к просвещению малышей, поскольку представления о правильной модели взаимоотношений между людьми, о любви, сексе формируются с самого раннего возраста. Поэтому не пренебрегайте возможностью рассказать малышам о том, откуда берутся дети.

Что делают дети?

В возрасте года-полутора дети увлечённо изучают собственное тело, очень часто родителей может смутить частое внимание ребёнка к собственным гениталиям. В этом плане познавательный интерес детей не имеет под собой никакого подтекста, кроме обычного любопытства к новым предметам и явлениям.

К двухлетнему возрасту дети уже ассоциируют себя с определённым полом, понимают, что есть мужчины и женщины, мальчики и девочки. Примерно в это же время малыши обращают внимание на разницу в строении тела, что мальчики обладают кое-чем, чего нет у девочек. Именно поэтому детей ясельного возраста часто застают за внимательным изучением интимных зон друг друга.

По мере формирования речи и расширения представлений об окружающем мире, юные исследователи принимаются выяснять историю своего появления. Самый популярный вопрос у деток этого возраста: «Как я появился?»

Как реагировать родителям?

Обнаружив малыша за игрой с собственными гениталиями или за рассматриванием чужих прелестей, категорически не стоит бурно реагировать и проявлять агрессию. Так вы либо напугаете малыша, либо дополнительно подогреете интерес к штукам, которые вызывают столь мощную реакцию родителей. Желание рассмотреть, пощупать новый предмет или расспросить о нём для детей естественно и нормально, в этом смысле гениталии не исключение. Будет здорово, если вы не будете как-то особенно выделять эти части тела при изучении анатомии с малышом. К примеру, во время купания наравне с показом расположения ручек, ножек, ушек и прочих частей тела не стоит обходить вниманием интимные области. Если вы не станете выказывать волнение и особенное отношение к этому, то и для ребенка восприятие любых участков своего тела будет обычно и естественно.

Со временем все дети спрашивают родителей, как они появились. В первые 4 года жизни для малышей подойдёт несложное, но обязательно честное объяснение. Если вы не хотите уронить свой авторитет в глазах ребенка из-за бессмысленной лжи, то не рассказывайте про аистов, капусту и магазины, где продают детей. Лучше сразу прямо и просто скажите, что детки появляются из животика мамы.

Вскоре малыш начнет интересоваться, как же дети там оказываются. И в этот момент также необходимо честно и открыто рассказать про роль папы, который вместе с мамой очень хотел появления на свет их замечательного крохи, очень крепко для этого друг друга любили, нежно обнимались и в итоге получился долгожданный малыш. Такое объяснение в раннем детстве вполне устроит ребёнка и полностью удовлетворит его любопытство.

Дошкольники и дети чуть старше

Что делают дети?

Улавливают из телевизионных передач или разговоров окружающих людей новые слова, в том числе интерес может вызвать и новое понятие «секс». Причем пяти-шестилетний ребенок уточнить, что же это слово обозначает, может в самый неожиданный момент и в самом неподходящем месте, к примеру, посреди магазина или на юбилее любимой бабушки.

Как реагировать родителям?

Задача родителей в этой ситуации не теряться, не показывать своё волнение и не заставлять ребёнка немедленно сбавить тон. Как вы отреагируете, так ваш отпрыск и будет к этому относиться. Ударитесь в панику, зальётесь краской стыда, рассердитесь – малыш тут же усвоит, что тема не очень хорошая, если не вообще под запретом.

Как объяснить ребенку, что такое секс?

Для первого раза может подойти объяснение, что иностранное слово секс – это дословно «пол», в смысле обозначение тети или дяди. Подобные комментарии замечательно подойдут для первых диалогов, особенно для прилюдных.

В дальнейшем не исключено, что этот вопрос прозвучит снова и вам придётся сформулировать более подробные разъяснения. Лучше если этим займутся именно родители, иначе ребёнок займётся самостоятельными поисками интересующей информации любыми доступными ему способами и совершенно неизвестно, что при этом найдёт.

Диалог нужно вести спокойно и дружелюбно, не нагнетая обстановку и не придавая окраску секретности выданной информации. Трактовать понятие «секс» необходимо как отношения любящих друг друга мужчины и женщины. Наглядным примером могут послужить отношения родителей или знакомых семейных пар, истории из сказок.

Ваш ребёнок давно знает, что тела мамы и папы устроены неодинаково. Ваша задача напомнить, что это нормально, так и должно быть по природе вещей. Объясните, что родители очень любят друг друга, часто целуются, обнимаются и делают это так, как свойственно лишь на самом деле любящим друг друга людям.

Любящие пары занимаются сексом, но говорить вслух об этом и демонстрировать всем вокруг свои чувства не принято. Для мамы и папы это важная и очень ценная тайна. В процессе такой любви папина клеточка отдаётся маме, растёт у неё в животе и в итоге появляется маленький человечек.

Повествование о том, что в определённый момент появиться ребёнку на свет из маминого живота помогает врач, может не устроить детей постарше, которые могут сообразить, что например котятам родиться врачи не помогают. В таком случае стоит, отбросив стеснение, просто объяснить, что у мамы есть особенные родовые пути, по которым выходит младенец.

В любом случае в возрасте дошкольников информацию о сексе нужно выдавать постепенно, только в ответ на вопросы ребёнка. Если вы почувствовали, что сейчас любопытство ребёнка исчерпано, остановитесь в объяснениях, не пускайтесь в подробные объяснения. И соответственно ни в коем случае не игнорируйте интерес детей к этой теме.

Объяснять ребенку, что такое секс, нужно доброжелательно, в адекватной возрасту форме и лучше, если это сделают родители.

Если ребенок застал взрослых в процессе

Иногда дети случайно застают родителей во время занятий любовью. Реакция детей 3-6 лет может быть очень разной – от сильного любопытства как к новой игре до испуга. Увидев ребёнка, задача родителей максимально спокойно объяснить свои занятия ребёнку доступными простыми словами. В зависимости от конкретной ситуации можно сказать, что мама с папой играли или мама делала папе массаж.

Если ребенок увидел это на улице

Как бы вы ни старались, вам не удастся оградить детей от всей возможной информации на тему секса. Безусловно, вы проследите за содержанием телевизионных передач или страниц в интернете, которые просматривает ваше чадо. Но рано или поздно вам придётся пояснять, что такое интересное делают уличные кошки или собачки.

Вам не нужно изобретать сложные истории, объясните ребёнку просто как есть, что котики делают котят, собаки – щенят. Ваша задача только пояснить ребенку, что животные следуют только природным инстинктам, а люди в интимных отношениях руководствуются нежными чувствами, симпатией и любовью.

Подростки

Если в самом раннем возрасте вам удалось сформировать у ребёнка адекватное отношение к вопросам секса, то можете быть уверены, что за ответами на новые вопросы в этой сфере он обратится в первую очередь к родителям. Вероятнее всего к началу разговора подросток уже будет располагать некоторыми знаниями на эту тему, но ему любопытно услышать, что расскажете вы. Получается своего рода экзамен для родителей.

Ваш ребёнок достиг стадии половой зрелости и в это период рассказать ребенку о сексе актуально как никогда. Подростки – очень чуткий, ранимый, непростой в общении народ и легко ощущают смущение родителей. Поэтому чрезвычайно важно иметь в ребенком открытые отношения с раннего детства. Важно построить разговор без напряжения, не превращая ваш диалог в сухую лекцию с обилием медицинских терминов.

Лет с одиннадцати каждый ребёнок должен иметь в свободном распоряжении книгу соответствующей тематики (что-нибудь вроде «Как взрослеет моё тело» или любой другой энциклопедии такого содержания). Поэтому с точки зрения физиологии вам уже не нужно будет ничего скрывать от ребёнка.

С девочками на тему секса обычно говорят мамы, с мальчиками – папа или другой авторитетный в глазах подростка мужчина.

Рассказывая ребенку о сексе, физических отношениях людей снова и снова напоминайте, что в основе сексуальных отношений всегда должна быть любовь. Только люди, испытывающие друг к другу особенно тёплые чувства, могут заниматься сексом. В неполных семьях тоже важно объяснить ребёнку, что он был зачат в любви, не смотря на то, что сейчас родители расстались.

Разговоры с девочками на темы взросления и секса должны начаться до начала превращения девочки в девушку, чтобы происходящие с её телом изменения не стали для неё большой неожиданностью.

В теме секса девочек привлекает не процесс как таковой (который больше интересует мальчиков), а стремление таким образом заслужить внимание противоположного пола. Каждой девочке с детства необходимо внушать, что она совершенно особенная, что в юности сохранение девственности особенно важно и не спешить с познанием физической любви. Девушка, женщина – это будущая мама, дающая жизнь. Для этого необходимо созреть не столько физически, сколько быть готовым духовно.

Рассказывая ребенку о сексе, который может привести к неожиданной беременности, не стоит описывать ужасающие перспективы будущего юной мамы и всей вашей семьи, если вдруг произойдет незапланированное зачатие. Излишняя строгость и запреты могут вызвать ответное сопротивление подростка, а во взрослой жизни страх перед нечаянной беременностью может обернуться серьезными интимными проблемами вплоть до психосоматического бесплодия. Просто объясните дочке, что рождение и воспитание детей – это очень сложный и ответственный процесс, справиться с которым по силам только зрелой личности. Особенно старательно стоит предостерегать от ранней беременности девочек с резус-отрицательной кровью, поскольку для них аборт особенно опасен рисками последующего бесплодия.

Разговор с мальчиком о сексе?

Половое созревание мальчиков происходит намного позже, чем девочек. Но и в этом случае очень важно своевременно рассказать ребенку о сексе. Многие школы проводят лекции, на которых даются понятия половых отличиях мужчин и женщин, о сексе с точки зрения физиологии, возможных последствиях. Однако в коллективных обсуждениях подростки, как правило, стесняются открыто озвучить интересующие лично его вопросы, поэтому родители должны быть готовы, что за уточнениями сын обратится именно к ним.

Повествуя сыну о сексе, необходимо не только рассказать о физических деталях процесса, но и обязательно обратить внимание на важность взаимоотношения полов.

Ваш сын – это будущий мужчина, который должен осознавать, что секс – это не только получение физического удовлетворения, но и тонкие взаимные отношения между мужчиной и женщиной. В этом очень важно успеть опередить спонтанное воздействие окружающего не всегда правильного в плане морали просвещения, объясняя ответственность интимных отношений и прививая уважение к своему телу и телу женщины.

О последствиях непросвещенности

В воспитании детей темы сексуальных взаимоотношений чрезвычайно важны. Дать элементарное представление о том, что такое секс, вполне могут современные средства массовой информации или друзья по двору. Но важным недочетом подобного «просвещения» является формирование неправильных представлений о доступности секса и пробелами в отношении рассказов о возможных нежелательных последствиях, вроде нечаянной беременности или передающихся половым путём заболеваний. Эти опасности обернутся массой проблем не только для самого ребёнка, но и для всей семьи, именно поэтому родители не должны надеяться на случай или доверять сексуальное воспитание детей чужим людям или интернету. Как правильно рассказать ребенку о сексе, лучше всего знают только любящие родители.

Часть 1. Ребенок в зоологическом музее

Собираясь вести малыша в зоологический музей, родители начинают заранее нервничать и беспокоиться. Они беспокоятся о том, что ребенок увидит мертвых животных, беспокоятся о том, что ребенок спросит, почему животное не двигается. И больше всего они беспокоятся о том, как они будут отвечать на эти деликатные вопросы. Говоря психологическим языком, это все родительские проекции. Проекция – механизм психологической защиты, заключающийся в часто неосознанном перенесении, приписывании человеком собственных переживаний другим людям. То есть, переживания об убитых животных – это в первую очередь переживания родителей. Потому что мы, взрослые, в первую очередь видим животных, которых усыпили или убили ради того, чтобы мы на них смотрели…

В мире детей все иначе. Дети до 3-4 лет (и даже старше) воспринимают реальность как данность. Дети не задаются вопросом «кем было это животное раньше» или «почему животное не двигаются». Эти вопросы задают себе взрослые, когда думают о посещении ребенком музея. Для малыша 3-4 лет, а тем более для ребенка 1-2 лет, посещение зоологического музея ничем не отличается от посещения зоопарка. Ребенок с удовольствием и интересом будет смотреть на животных. Кстати, и посещение российских зоопарков нередко травмирует взрослых, которые видят льва или волка в клетке, в то время как ребенок радостно наблюдает за животным, не обращая внимания на бытовые условия.

Не нужно бояться вести ребенка в зоологический музей. И не нужно ничего объяснять ребенку до того, как он задаст какие-то вопросы. Один папа, зайдя в музей, сразу начал рассказывать четырехлетнему ребенку про искусство таксидермии (изготовления чучел), чем поверг ребенка в ужас. Ибо ребенок как-то не задумывался о том, откуда и каким образом появились в музее животные.

Если же ребенок задается вопросом, каким образом животные попали в музей, кем они были раньше (обычно это происходит лет в пять-шесть), вы можете идти двумя путями. Если вы уверены в том, что ваш ребенок готов принимать тяжелую информацию, вы можете честно рассказать ребенку все, как есть. Рассказать о том, как делают чучела и т.д. Или же вы можете ограничиться информацией о том, что в музей привозят животных, которые уже умерли. Тогда, конечно, встанет вопрос о смерти и вы будете вынуждены рассказать о том, что все животные и люди смертны.

Однако не нужно бежать впереди паровоза. Обычно в зоологическом музее дети настолько увлечены рассматриванием животных, композиций, что они не задаются «взрослыми» вопросами. Они просто познают то, что видят.

Часть 2. Первые встречи со смертью

Они обычно происходят на улице либо дома, когда умирает домашний питомец. Мертвая птица, раздавленная машиной кошка на дороге, мышка, которую принес кот… Как рассказать маленькому ребенку о смерти? Как объяснить, что такое смерть? Во-первых, родителям нужно быть очень внимательным и стараться сдерживать свои эмоциональные реакции.

Маленький Миша (2,5 года) с бабушкой гуляют. Миша неспешно идет, задумчиво ковыряя лопаткой землю. Он занят собой и созерцанием того, как земля падает с лопатки. К действительности его возвращает бабушкин истошный крик: «Миша, не ходи туда. Не смотри туда!». Миша недоумевает. Бабушка хватает Мишу за руку и начинает тащить в сторону. Оказывается, на обочине лежит мертвый голубь. Миша чувствует, что ему не дают увидеть что-то важное и интересное, он начинает вырываться, крутит головой по сторонам и тоже замечает голубя. На бабушку выливается потом вопросов: «Почему птичка не летает? Зачем она лежит? Давай поднимем птичку и посадим на ветку. Птичка заболела?». Бабушка в отчаянии, она сильнее тащить Мишу в сторону, не отвечая на вопросы, Миша рвется назад, посмотреть на птичку…

В данном случае, если бы бабушка не акцентировала бы внимание Миши на птице, он бы и не заметил ее, прошел мимо. Однако бабушкино «не смотри» породило интерес и Миша долго еще размышлял над тем, почему все птички летают, а та птичка лежала на земле… Не стоит обманывать ребенка и говорить, что «птичка спит» или «котик лег отдохнуть». Ребенок чувствует фальшь в словах взрослого, понимает, что его обманывают. Такое поведение взрослого только травмирует ребенка. Ребенок начинает задумываться о том, что и почему от него скрывают. Недостаток информированности в этих вопросах пугает ребенка.

Что же делать, если ребенок задает вопросы о смерти? В этом случае придется начать рассказывать о жизни и смерти, не смотря на травматичность темы. Мы должны рассказать дошкольнику о том, что животное может умереть от старости, что оно может погибнуть в результате несчастного случая. Но не стоит это делать превентивно. Рассказывать стоит тогда, когда ребенок сталкивается с травмирующей ситуацией

На даче кот поймал мышку и принес жертву хозяйкам: Кате (6 лет) и Вале (4 года). Девочки, выросшие в городе, знали, что кошки едят мышей, но они впервые столкнулись с этим явлением в жизни. Им стало жалко мышку, они заплакали. Постепенно они плакали все громче и громче, заражаясь друг от друга. Слезы грозили превратиться в истерику. Тогда папа взял девочек на руки и начал говорить с ними. Он рассказывал о мире животных. О том, что есть травоядные животные и есть хищники. Рассказывал о волках, которых называют «санитарами леса». О том, что в лапы хищников обычно попадают больные животные, о том, что в природе все устроено логично и эти животные, если бы их не съели, могли бы заразить других. Папа рассказал девочкам простыми словами о том, что если, например, лягушки не будут есть насекомых, то этих насекомых станет слишком много. Папа рассказывал долго и спокойно. Девочки молча слушали, иногда всхлипывая. Такой рассказ помог им принять реальность, в которой, увы, одни животные едят других…

Так уж получилось, что девочки столкнулись с ситуацией в разных возрастах: Кате было 6 лет, а Вале всего 4 года. Однако обе девочки смогли понять рассказ папы и принять полученную информацию, хотя она и не была приятной для них.

А что же делать, есть несчастье произошло с любым домашнем питомцем? Самое главное – нельзя лгать ребенку. если взрослые говорит, что «котик ушел погулять и скоро вернется», то ребенок каждый день ждет возвращения и в конце концов отчаивается. Совсем маленькие дети иногда быстро забывают домашнего питомца и разве что иногда вспоминают про кису. Дело в том, что они, в силу возраста, не успели еще эмоционально привязаться к животному и поэтому не испытывают печали. В таких случаях взрослым достаточно не вести бесед о животном, лишний раз не вспоминать. Малыши порой даже не обращают внимания на то, что клетка с хомячком вдруг пропала из комнаты или что аквариум пуст. Дети постарше, которые успели полюбить собаку, кошку или хомячка, конечно же, заметят исчезновение животного.

В семье пятилетней Маши жил кот. Кот был старый, любимый всеми домочадцами. Его смерть была травмой для всех членов семье. Взрослые не плакали, но грустили. Поэтому они решили ничего не говорить Маше. Точнее. Бабушка сказала ей, что Пушок подружился с лисичкой и ушел жить в лес. Маша недоумевала: как же так, ведь они так любили пушка, а он ушел к лисичке? Каждый день она требовала водить ее гулять не на площадку, а в лесопарк рядом с домом. Маша искала Пушка. Но не нашла…

Каждая утрата должна быть прожита. Для человека важно горевать, важно печалиться, испытывая утрату. Взрослее, которые сами горевали, потеряв любимого кота, лишили этой возможности ребенка. Безусловно, поступали они исключительно из лучших побуждений, так как не хотели травмировать девочку. Однако в реальности они травмировали ее значительно сильнее, не дав пережить утрату любимого кота.

Часть 3. Когда рыба плавала не в тарелке…

Немногие из нас являются вегетарианцами. По статистике, в мире примерно 2 % совершеннолетних — вегетарианцы. Правда, в разных странах количество вегетарианцев варьируется: в Индии их от 20 до 40 %, в европейских странах значительно меньше. Проблема, о которой я хотела бы поговорить с вами, родителей-вегетарианцев не касается. Все остальные в один (не)прекрасный день должны будут вести с ребенком беседу о том, что мы, люди, убиваем животных и едим их мясо…

Маленький ребенок ест и мало задумывается, что же конкретно он ест. Однако постепенно кругозор ребенка расширяется. Ребенок узнает, что яблоки растут на яблоне, ягоды собирают в лесу, овощи выращивают в огороде, корова дает молоко, курочка снесла яйцо и т.д. Тут все более-менее понятно и даже относительно просто. Взрослые обычно стараются рассказать ребенку, откуда берутся на столе различные продукты и как готовятся разные блюда. Поэтому даже маленькие дети обычно знают, что сыр, масло и сметану делают из молока, а молоко дает корова. Дети в курсе, что хлеб печется из муки, а муку делают из зерен, которые, в свою очередь, получаются, когда молотят колосья. Мы рассказываем ребенку о том, как получается каша (как растут злаки и как их обрабатывают). И только мясные блюда обычно подаются без комментариев. Некая данность. Просто котлета, фрикаделька, мясо или просто кура. При этом взрослые обычно комментируют, что «мясо обязательно нужно есть, так как белок полезен для организма». И, конечно же, в какой-то момент ребенок, когда ему говорят: «Кушай рыбку», начинает задумываться о том, откуда же появилась рыбка в супе и не та ли это самая рыбка, что плавает в аквариуме…

Главное, что важно, это не бежать впереди паровоза. Нет нужды заранее беспокоиться, а также специально рассказывать дошкольнику подробности, детализировать. В раннем возрасте дети не могут соотнести кусок мяса в тарелке и корову, пасущуюся на лугу. Городские дети, которые привыкли лишь к домашним животным, не могут отождествлять котлету с поросенком и провести причинно-следственные связи между ними… И именно поэтому современным детям достаточно сложно понять, почему же люди едят мясо.

Впечатлительные дети, узнав правду, иногда перестают есть мясо или рыбу. В моей практике встречался случай, когда ребенок, посмотрев мультфильм «В поисках Немо», отказался есть рыбу и морепродукты. «Рыбки наши друзья, их нельзя убивать», — мотивировал малыш. Также в редких случаях дети перестают есть мясо. Хочется обратить внимание, что не стоит заставлять ребенка есть продукты, от которых он отказывается. В современном мире, имея возможность получать полноценное и разнообразное питание, ребенок, даже не употребляя мясо или рыбу, получит достаточно белка, витаминов и аминокислот, если будет потреблять яйцо и молочные продукты. Тем более, через некоторое время дети все-таки возвращаются к употреблению продуктов, от которых ранее отказывались.

Что же делать родителям? Как только ребенок начинает задаваться вопросами типа «А почему мы едим коровок, уточек, заек, рыбок?» или «А разве можно есть …», «Мне жалко есть …», мы должны постепенно начать рассказывать ребенку о пищевой цепочке. Мне бы хотелось только предостеречь родителей от двух противоположных ошибок, которые они иногда совершают. А именно, одни родители слишком рано, не дожидаясь вопросов, начинают рассказывать ребенку о подробностях питания животных. Другие же, наоборот, стараются всячески избежать вопросов и выдумывают сказки о том, что жареная рыба растет на рыбном дереве, а котлеты на котлетном, проводя аналогии с хлебным деревом.

Что же будем делать мы? Мы будем честны с ребенком и будем постепенно рассказывать ребенку о пищевой цепочке. Сначала достаточно рассказать о короткой цепочке: трава-заяц-волк. Потом цепочку можно усложнить: капуста-гусеница-синица-ястреб. Естественно, при желании можно составить и достаточно сложную цепочку, в 10-14 звеньев. В общем-то, устройство мира, возможно, не слишком гуманно. Однако известно, что дети, которые выросли в деревне относительно просто принимают тот факт, что люди выращивают животных специально для того, чтобы потреблять в пищу мясо. Совершенно нормально с детства брать ребенка на рыбалку. Ребенок, который с детства видит, что рыбу ловят и едят из нее уху, будет уже подготовлен к пониманию проблемы мясоедения. Также можно показать ребенку птиц, которые ловят мошек в воздухе (насекомых дети обычно не жалеют) и, конечно же, обязательно почитать рассказы о природе и о животных классиков: Пришвина, Чарушина, Толстого.

А теперь давайте поговорим о том, чего мы делать не будем. Опять же, наибольший вред приносят крайности, в которые иногда впадают взрослые. Излишняя трепетность взрослых порой формирует у детей сверхчувствительность и чувство вины.

Бабушка пятилетней Светы очень утонченная дама. Когда Света нечаянно наступила на червяка и даже не заметила этого, бабушка остановила внучку и прочитала ей нотацию о том, что надо быть внимательной и не убивать живых существ. После этого девочка стала бояться кого-то нечаянно убить. Даже прихлопнув комара на руке, она заплакала, поняв, что убила насекомое. До этого Света гостила у другой бабушки в деревне и там собирала дождевых червей в баночку, а потом скармливала их курам. Теперь Свете стало казаться, что она ужасная девочка, которая погубила червяков.

В этом случае бабушка сама создала проблему «на пустом месте». Конечно, не стоит учить ребенка отрывать крылья бабочке или специально давить червяков. Но не стоит и акцентировать внимание ребенка на червяке, которого он нечаянно раздавил велосипедом.

А теперь о другой крайности. Не стоит водить ребенка в зоопарк на кормление животных. Иногда бывает, что зоопарки устраивают шоу кормления питонов живыми грызунами и т.д. Современным детям и взрослым, выросшим в условиях мегаполиса, такое зрелище может быть травматичным…

Часть 4. Если родители вегетарианцы…

А что делать, если родители по принципиальным соображениям не едят мяса, рыбы, молочных продуктов? Как объяснить детям о своих принципах и давать ли детям пищу, которую вы не едите сами?

Основной спор вегетарианцев и невегетарианцев находится в сфере обсуждения проблемы полноценности питания. Сторонники белковой диеты обращают внимание на необходимость получения ребенком мясной и молочной пищи. Вегетарианцы нередко приводят в качестве аргумента сведения о том, что дети-вегетарианцы развиваются лучше, более спокойны, нежели дети, употребляющие в пищу мясо. Однако достоверных доказательств ни одной из упомянуты точек зрения в научной литературе не представлено. Точнее, есть исследования, доказывающие, что у ряда детей, находящихся на строго вегетарианской диете выявлен рахит, анемия, задержка психического развития и другие заболевания. Однако в данном случае дети, находящиеся на вегетарианской диете, получали неполноценное, несбалансированное питание, что и стало причиной проблем. Поэтому эти исследования не доказывают именно вреда вегетарианства, а в большей степени свидетельствует о необходимости сбалансированного питания для детей. Тем более, что как известно, есть разные виды вегетарианства. В России наиболее распространен отказ от красного мяса, при этом многие вегетарианцы потребляют рыбу, яйцо, молочные продукты, а некоторые даже белое мясо. Такая диета не вредна для ребенка. Сложнее дело обстоит с более строгими вегетарианскими диетами. Если ребенок не употребляет в пищу молочные продукты, яйцо, риск недополучения питательных веществ существенно повышается. В научной среде немало специалистов, которые отмечают вред вегетарианства для детей. Однако ряд ученых придерживаются мнения, что растительная диета может быть полезной для детей. Специалисты Американской диетической ассоциации, Ассоциации диетологов Канады, Британского института питания и другие считают, что хорошо сбалансированная вегетарианская диета обеспечивает нормальный рост и развитие детей. Таким образом, можно говорить, что если родители достаточно ответственно подходят к организации питания ребенка, делают это под руководством врача-диетолога, то вреда для здоровья ребенка нет. При этом, доводы вегетарианцев о вреде мяса также не являются научно доказанными. Аргументы о том, что дети-вегетарианцы более развиты, лучше развиваются, не являются научно обоснованным фактом. Не смотря на то, что в литературе встречаются ссылки на исследования, доказывающие, что IQ взрослых и детей-вегетарианцев выше, нежели невегатрианцев, нельзя утверждать, что причина более высоко интеллекта именно не использование в пищу продуктов животного происхождения. Вегетарианство для взрослых – это осознанный шаг, к которому человек приходит в процессе жизни. И вегетарианство это не только образ питания, в определенной степени – это идеология и образ жизни. Поэтому достаточно закономерно, что вегетарианцами становятся люди как минимум со средним интеллектом и уровнем образования, либо более высоким. И следствием, конечно же, будет то, что у родителей с более высоким уровнем интеллекта, дети будут иметь точно так же более высокий уровень интеллекта. Таким образом, говорить о непосредственном положительном влиянии растительной пищи на интеллект нецелесообразно.

Теперь вернемся к началу нашей беседы. А именно, к детям. Как поступать родителю-вегетарианцу? Давать ли ребенку те продукты, которые родитель не ест сам?

Первое, что я хочу сделать, это задать родителям-вегетарианцам вопрос о том, когда, почему и как они сами пришли к вегетарианству? Это был их осознанный выбор или этот выбор они сделали под чьим-то давлением? Есть ли у них сейчас потребность есть мясо или молоко? А как было раньше? Предполагаю, что большей частью имел место сознательный выбор и потребности в мясной и молочной пище взрослый вегетарианец не испытывает. Напротив, многим вегетарианцам неприятен даже вид мясной пищи. Правильно? Иначе он бы отказался от вегетарианства. Следовательно, неплохо, если и выбор ребенка будет осознанным. И сразу же я буду предвосхищать возможные возражения. Разве мы во всем должны следовать за ребенком? А если он вообще не будет есть? Или захочет есть только конфеты? А если не хочет спать днем? Разве мы во всем даем ему возможность выбирать? Нет, конечно, далеко не всегда мы даем ребенку возможность выбирать. Большей частью за ребенка выбирают родители, руководствуясь здравым смыслом. Давайте и в вопросах питания руководствоваться именно здравым смыслом. Для человека, всеядного, не является ненормальным потребление мяса. Значит, не смотря на то, что родители ДЛЯ СЕБЯ приняли вегетарианство, им стоит уважать и собственного ребенка, ожидая от него принятия собственного решения. Вышесказанное в большей степени касается тех взрослых-вегетарианцев, которые стали таковыми уже после рождения детей. Детям, которые привыкли есть мясо, порой довольно сложно отказаться от привычных продуктов. В случае, если ребенок никогда не видел на столе родителей мясных продуктов, проблемы не возникнет вообще. Ребенок будет есть то, что едят все. Не забывайте только сбалансированном питании.

Следующий важный вопрос родителей: что делать в детском саду, в гостях, в кафе? То есть там, где ребенок видит, как другие едят что-то, что не ест он. Как объяснить ребенку, что родители не едят некоторых продуктов? Если до это мы в большей степени обращали внимание на аспект медицинский и говорили о вреде и пользе вегетарианской диеты, то сейчас будет затронут психологический аспект проблемы.

Нередко родители-вегетарианцы, понимая, что в школе или детском саду ребенку предложат на обед котлеты или гуляш, начинают вести с ребенком серьезные беседы о вреде мяса. Естественно, детям, которые дома не видели определенных продуктов, может быть интересно попробовать что-то, что едят остальные дети. В детском возрасте ребенку достаточно сложно понять, почему родители считают, что мясо есть вредно или неэтично. Получается, что большинство людей поступают плохо? Такие нормально-нравственные вопросы еще сложны для ребенка. Он не может ответить на них. Поэтому не стоит говорить ребенку, что есть мясо плохо или вредно. Давайте все-таки помнить, что это не неестественно для человека. Лучше просто сказать, что все люди очень разные. Некоторые люди не едят некоторые продукты, например, мясо. Расскажите ребенку о том, что вы сделали свой выбор. А свой выбор ребенок сделает сам. Не забудьте также рассказать ребенку, в каком возрасте вы сделали свой выбор. Не настаивайте, чтобы он категорически не ел невегетарианской пищи вне дома. В таких случаях дети обычно чувствуют, что родители лишают их чего-то важного и от этого желание становится только сильнее. Мало того, если ребенок все-таки попробовал вожделенную сосиску, он потом будет испытывать чувство вины. А если он скроет этот факт от родителей, то чувство вины еще более усилится.

Самая большая опасность детского вегетарианства с психологической точки зрения – это отказ ребенка от мясной пищи в угоду родителям, чтобы «быть хорошим». Если ребенок слышит дома, что мясо есть плохо (вредно, жестоко, неестественно), то он может отказаться от этой пищи только потому, что не хочет поступать плохо. Не стоит вводить идеологическую составляющую в питание ребенка. Поэтому не нужно хвались ребенка, если он отказался от мяса, не нужно рассказывать об этом знакомым-вегетарианцам. Возможно, его отказ был преждевременным и ребенок еще не готов разделить ваши взгляды на питание. Дайте возможность ребенку сделать выбор без вашего напора. Не менее важен отказ от информационной бомбардировки собственного ребенка. Не стоит рассказывать детям, что котлета – это поросенок, который бы бегал, если бы его не убили, что цыпленок на тарелке был живым и т.д. Таким образом легко добиться вегетарианства, основанного на страхе ребенка. Однако потребность ребенка останется неудовлетворенной. Я специально написала «потребность», но не обозначила, какая именно потребность не будет удовлетворена. А речь идет о двух потребностях. Во-первых, это потребность в белковой пище. В некоторые периоды жизни дети с огромным удовольствием едят мясные блюда. Во-вторых, это потребность в принятии самостоятельного решения. Позвольте вашему ребенку сделать выбор самостоятельно. Так, как сделали его вы.

Отдельного внимания заслуживают бабушки и дедушки, не разделяющие взглядов родителей. Они нередко стараются накормить ребенка мясной пищей, опасаясь за его здоровье. Иногда тайком, особенно если родители запрещают кормить ребенка мясом. На что стоит обратить внимание в этом случае? Если ребенок дома не ест мяса, а у бабушки ест его достаточно много, то велика вероятность, что его домашний отказ (даже добровольный) вызван желанием сделать родителям приятное. Обратите внимание на этот факт. Возможно, вам стоит быть лояльнее по отношению к ребенку.

И последнее, о чем мы поговорим – это взаимодействие с бабушками и дедушками, которые опасаются за здоровье собственного внука или внучки. Естественно, вести дискуссию с ними приходится родителям. Я не буду вдаваться в теорию диетологии, хочу только обратить внимание, что на самом деле, в рационе большинства современных детей присутствует больше мяса, нежели требуется ребенку. А именно, ребенку в возрасте 1-3 лет требуется — 75 г. мяса, 4-6 лет – 100 г., 7-10 лет – 120 г. Стоит обратить внимание беспокоящихся родных на этот статистический факт. То есть, ребенку достаточно в обед съесть небольшую котлету, чтобы потребность организма в животном белке была удовлетворена. Таким образом, можно однозначно сказать, что ребенок, который съел обед в детском саду или школе однозначно без ущерба для организма в другое время может не есть мясной пищи. Если вы не запрещаете ребенку есть мясо в детском учреждении или в гостях, то беспокойство прародителей однозначно беспочвенны.

В заключение, хочется ее раз обратить внимание на необходимость уважения к ребенку. все мы хотим, чтобы наш выбор уважали. Давайте уважать и чужой выбор, в том числе детский.

Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека

Очень сложная тема. Хотелось бы ее не касаться. Но, к сожалению, все мы однажды столкнемся с необходимостью рассказать ребенку о смерти близкого человека.

Самая первая и серьезная ошибка родителей – это стремление скрыть от ребенка правду. Тяжелое переживание взрослыми утраты часто приводит к тому, что взрослые хотят уберечь ребенка от тех негативных эмоций, которые они переживают в связи с утратой. Поэтому взрослые нередко не сообщают ребенку о смерти близкого, выдумывая какую-то историю. Например, говорят, что бабушка уехала в гости в деревню и т.п. Ребенок чувствует, что что-то произошло, понимает, что взрослые что-то не договаривают. И это на самом деле так. Взрослые обмениваются многозначительными взглядами и странными фразами. Они находятся в напряжении и это напряжение передается ребенку. Ребенка захватывает тревога.

Представьте, что вам не сообщают о смерти близкого. Думаю, вы бы не хотели, чтобы от вас скрывали эту новость. Правда?

Ребенку, как и взрослому, важно знать, что происходит вокруг. И точно так же, как и взрослому, ребенку важно пережить горе. Взрослые, пережившие утрату, знают, что пережить горе легче не одному. Ребенок же, которому не сообщили о смерти близкого, лишен этой возможности.

Мне кажется, что проще всего рассказать ребенку о смерти близкого верующим людям. Помните Пеппи Длинный чулок? Она верила, что ее мама – ангел, живет на небе и смотрит на дочь в дырочку. Пеппи иногда смотрела на небо и махала маме рукой. Верующий человек может рассказать детям о Боге, о том, что умершие люди попадают в рай. Сторонники индуизма могут рассказать ребенку о реинкарнации душ. Атеистам придется сложнее.

Брать ли ребенка на похороны? Не обязательно, но и не нужно всеми силами избегать этого. Взрослые обычно боятся травмировать ребенка, поэтому стараются оставить его дома к кем-то из близких. Маленький ребенок, который еще не очень понимает суть происходящего, не будет травмирован. Ребенку более старшего возраста может быть важно проститься с близким человеком точно так же, как и взрослым. В любом случае, принимая решение, брать ли ребенка на похороны, оцените ситуацию с разных сторон. С кем останется ребенок и где? Если есть возможность оставить ребенка дома с близким ему человеком? Или придется оставить ребенка с малознакомым человеком? В последнем случае лучше ребенка взять с собой.

(с) Юлия Гусева, психолог,

Как подготовиться к разговору и что говорить: правду или сказочки про аиста, капусту и специальный магазин, где продаются маленькие дети?

На эти вопросы отвечает наш эксперт - психотерапевт, кандидат медицинских наук Александр Литвинов .

Признаемся или сочиняем?

Хотя впервые дети спрашивают, откуда они появились на свет, в 3-4 года, лучше не сочинять им про это сказки, считают психологи. Если правду не скажете вы, все объяснят вашему ребенку более старшие дети. А объяснения товарищей вызовут у вашего чада вполне определенные реакции: или в нем проснется нездоровый интерес к своему телу и телам взрослых, или он с ужасом подумает: «Неужели мои родители делали это?!.. » В последнем случае кроме душевной травмы малышу будут еще гарантированы и насмешки не в меру просвещенных сверстников.

Лучше сразу признаться, что сначала ваш ненаглядный ребеночек почти год жил в животике у мамы. Когда-то он был всего лишь точкой, потом вырос до яичка, чуть позже напоминал маленькую рыбку, потом превратился в динозаврика, со временем стал похож на котеночка, а родился хорошеньким человечком… В упрощенном виде вы изложите теорию развития видов по Дарвину, глядишь, когда-нибудь на уроках биологии эти знания ему пригодятся.

Расскажите про любовь

Но все-таки самый главный вопрос: как «точка» попала в мамин живот? На этом этапе просвещения можно сказать, что дети появляются в мамином животике после того, как папа и мама встретились, полюбили друг друга и поженились. Вполне возможно, что тут ваш малыш захочет узнать историю знакомства родителей. Не бойтесь поведать ему, как вы впервые увидели друг друга в гостях, во время учебы или на работе, как почувствовали друг к другу симпатию и интерес… Семейная история позволит ребенку ощутить единение с родителями. Психологи очень точно называют это «чувством МЫ».

Советы психологов :

Не ругайте ребенка за «неприличные вопросы». Его интерес к этой теме так же естественен, как, например, к тому, почему падают листья, но не валится с неба луна. Не забегайте в своих объяснениях вперед. Рассказывайте только то, о чем вас спрашивает ребенок.

Опасности монастырского воспитания

Непростые взаимоотношения полов, в том числе, и на физиологическом уровне, нужно объяснять ребенку шаг за шагом, словно бы приоткрывая занавес. Хорошо, если следующим этапом просвещения станет… приобретение домашних любимцев. Заведите пару хомячков, птичек… Наблюдая за ними, ребенок многое поймет сам, постепенно у него выработается правильное и спокойное отношение к проявлениям сексуальности. Учителя биологии замечают, что на уроках, посвященных теме размножения растений и животных, те дети, у кого дома есть зверушки, воспринимают объяснения учителя нормально, а другие - со смешками, стеснением или с придыханием.

Наблюдая за животными в период спаривания, ребенок может обратиться за разъяснениями. Не стоит внутренне «зажиматься», краснеть и отводить глаза. Спокойно и серьезно, как взрослому, объясните ему, что животные ласкают (подчеркиваем, пользуйтесь словами ласкают и любят) друг друга, чтобы потом у них родились дети. «Мы обязательно их увидим, они будут маленькими и хорошенькими!».

Шестилетнему малышу уже можно сказать, что роды проходят болезненно, но обязательно тут же добавить, что счастье, которое испытывает любая мама, глядя на только что родившегося детеныша, - ни с чем не сравнимое чувство.

Поверьте, ваш ребенок испытает восторг и гордость, увидев маленьких хомячков или котят. А вы, заботясь о маме-кошке, покажете ему пример уважения к материнству.

Нередко родители предпочитают не касаться «скользких тем», наивно полагая, что неведение - лучший способ сохранить чистоту. Умалчивая о некоторых аспектах взрослой жизни, вы отдаете право воспитывать ваше чадо в руки случайных знакомых, позволяете ему впитывать случайную и часто недостоверную информацию. К тому же существует поистине страшная статистика: в четырех случаях из пяти жертвами сексуального насилия становятся дети, которые практически ничего не знали о половых взаимоотношениях. А если и знали, то не от родителей.

Советы психологов :

Постарайтесь утвердить в сознании ребенка мысль, что взрослые отношения возможны лишь между взрослыми людьми. Если ваше чадо спрашивает: «А у меня будут дети?», скажите: «Обязательно! Когда ты вырастешь. Но сначала ты встретишь девушку (юношу), полюбишь, вы будете дружить, потом, поженитесь, и вот тогда у вас родятся дети».

Хорошо, если вы на примере своей семьи покажете ребенку, что любить - означает заботиться друг о друге, скучать в разлуке, дарить ласку и внимание, стремиться быть вместе.

Первое «хочу», первое «нельзя»…

Десяти-двенадцатилетнему ребенку уже можно кратко описать физиологический акт любви, но обязательно обратите его внимание на то, что отношения тел начинаются лишь после душевного сближения, приятия друг друга, влюбленности.

Если вы не готовы углубляться в физиологию, подложите ребенку какую-нибудь книгу про «это», лучше изданную специально для детей. Но бесед о любви, об ответственности за интимные отношения не избегайте. Начать их легче, оттолкнувшись от какого-то повода: после знакомства с шедеврами античного искусства, например, которые воспевают не только красоту человеческого тела, но внутренний мир античных героев. Вполне уместно обсудить историю Дон-Жуана. Этот человек пытался быть идеальным соблазнителем, добиться любви как можно большего числа женщин, пресытился ими, и естественным результатом его побед на любовном фронте стало горькое одиночество.

Девочкам стоит объяснить (разумеется, это должна сделать мама), что многочисленные связи способны лишить ее в будущем счастья материнства: они повышают опасность первого аборта, грозят венерическими заболеваниями, приносят чувство опустошенности… Позднее, в 13-15 лет, можно рассказать подростку о правилах контрацепции. Но этот совет - своего рода обоюдоострый меч, а то ведь можно нечаянно и подтолкнуть к практическим действиям! Разговор будет своевременным для тех, кто в силу акселерации уже готов вступить во взрослые отношения. Но, если ваш сын или ваша дочка в свои 13-15 лет остается сущим ребенком, конкретные советы безусловно стоит отложить.

Откуда берутся дети?

К 3-4 годам большая часть детских вопросов касается зачатия. Ребенку важно знать, откуда он взялся. Он понимает, что было время, когда его не было, и его появлению предшествовало нечто, о чем он совершенно не осведомлен. Поэтому он задает вопросы о своем происхождении и об отношениях, которые связывают его родителей. «А где я был до рождения?» «Папа - твой любовник?» «Откуда выходит ребеночек?» Отвечая на подобные вопросы, начните с рассказа о том, как Вы познакомились, расскажите о чувствах, которые испытывали. Понятие «любовь» должно стать центральным в Вашей истории. Сделайте акцент на том, что ребенок является плодом любви и нежности мамы и папы. Рассказывая о том, как происходит зачатие, Вы можете призвать на помощь образы и сравнения, а также воспользоваться иллюстрациями из детской энциклопедии. Рассказ может быть таким: «Когда мужчина и женщина любят друг друга, они решают жить вместе. У них появляется общий дом, который они обустраивают, создают уют. Вскоре они начинают подумывать о ребенке. Ты уже знаешь, что мужчина и женщина устроены по-разному, и у них есть органы, которые называются половыми. Они и служат для того, чтобы у мамы и папы мог появиться ребенок. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они целуются и ласкают друг друга. Это им очень нравится, это приятно. Они хотят зачать ребенка, и из папиного пениса исходит жидкость, в которой находится множество малюсеньких, подвижных „головастиков“ - сперматозоидов. Эта жидкость попадает во влагалище (в маленькую щелочку мамы). В маминой матке, небольшом мешочке с толстыми стенками, находится круглая «клеточка» - яйцеклетка. Когда один из маленьких „головастиков“ встречается с «клеточкой» мамы, они сливаются, и из них появляется совсем маленький ребеночек, который в течение девяти месяцев растет у мамы в животе. Ему там уютно и безопасно. Когда ребенок готов появится на свет, он выходит наружу через щелочку в мамином теле, которая в это время становится шире, чтобы он мог через нее пройти».
Подобные объяснения вполне доступны для понимания ребенка, и на довольно долгое время его интерес и любопытство будут удовлетворены. Если по каким-либо причинам Вы считаете, что время или место не подходят для разговоров о сексуальной жизни, Вы вправе отложить объяснение, сказав ребенку, что Вам нужно время подумать и выбрать более подходящий момент. Но не стоит уклоняться от разговора, ведь тогда Ваш малыш может подумать, что по каким-то причинам интересоваться сексуальными вопросами нехорошо. Если Вы чувствуете себя неловко, предложите ребенку вместе посмотреть иллюстрированную детскую энциклопедию, посвященную этим вопросам.

Мы поженимся, когда я вырасту?

В возрасте 3 лет дети вступают в генитальную фазу психо-сексуального развития, и у них формируется так называемый «эдипов комплекс». Эдипова фаза обычно длится с 3 до 6 лет. Каждый человек в своем развитии проходит через эту фазу. Схематично это выглядит так: ребенок начинает конкурировать с родителем своего пола, видит в нем соперника и мечтает жениться на родителе противоположного пола. В этот период ребенок чувствует некоторую враждебность по отношению к родителю своего пола и одновременно винит себя за это, ведь он любит обоих родителей. Нужно объяснить ребенку, что он не может жениться на одном из родителей и обратить его внимание на ровесников противоположного пола, сказав, что когда ты вырастешь, то полюбишь кого-то своего возраста, вы сможете пожениться и завести детей. Смысл этого периода: ребенок учится выстраивать более зрелые отношения и в семье и за ее пределами, учится взаимодействовать с обоими родителями. От того насколько Вы будете готовы помочь своему ребенку пройти эту стадию развития будут во многом зависеть и его дальнейшие отношения с противоположным полом и выбор партнера.

7 ошибок, которых следует избегать:
1. Отказ от ответа.
Даже если вопросы малыша Вас смущают, не стоит уходить от ответа. Возьмите тайм-аут, продумайте свои объяснения, посоветуйтесь с психологом или приобретите детскую энциклопедию соответствующей тематики. Ребенок не должен чувствовать себя виноватым и покинутым, оставшись наедине со своими вопросами. Его любопытство совершенно естественно и связано с развитием, потребностью познавать мир и себя в этом мире.
2. Читать ребенку статьи из медицинской энциклопедии.
Не стоит забрасывать ребенка научными терминами и представлять весь процесс сугубо механическим. В медицинских справочниках нет ни слова о чувствах, желаниях, эмоциях, удовольствии. Дети совсем не ждут от Вас настолько исчерпывающих, сухих и сложных объяснений. Ребенку необходимо получить ответ в простой и доступной форме, сформулированный специально для него, услышать Ваши слова, а не обезличенный текст.
3. Ребенка просвещает родитель противоположного пола.
Когда ребенок задает вопросы о сексуальной жизни, будет лучше, если на них будет отвечать родитель его же пола. Если же такой возможности нет, это может какое-то доверенное лицо его пола. Почему? Когда ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность, то, как правило, девочки идентифицируют себя с мамой, а мальчики с папой. Этот механизм помогает детям в дальнейшем правильно позиционировать себя в обществе в качестве мужчины или женщины. И ребенку, особенно когда он станет старше, будет гораздо удобнее обратиться с интимными вопросами к родителю одного с ним пола.
4. Ничего не объяснять, если ребенок не задает вопросов.
Ребенок может не говорить на сексуальную тему не потому, что не испытывает интереса. Напротив, его интерес может быть слишком сильным и тревожащим, он может испытывать смущение, которое мешает задать волнующие его вопросы. Часто ребенок не задает вопросы, когда чувствует нежелание взрослых разговаривать с ним на такие серьезные темы. Важно помнить, что ребенок в возрасте 3-5 лет нуждается в том, чтобы с ним говорили о жизни, любви и смерти.
5. Форсирование событий.
Нежелательно рассказывать ребенку о том, что он еще не готов воспринимать и понимать. До двух лет не нужно начинать разговоры о сексуальной жизни. Это возраст для других вопросов, ведь ребенок только начинает ориентироваться в мире и человеческих отношениях.
6. Касаться слишком сложных и серьезных тем.
Рассказывая о рождении ребенка, не стоит описывать подробности и говорить о том, с какой болью и трудностями связаны роды. Нет необходимости объяснять ребенку, что такое кесарево сечение. Также не нужно углубляться в то, что связано с половым актом: эрекция, позы и т.д. Вашему ребенку вполне достаточно будет узнать, что он появился на свет, потому что мама и папа полюбили друг друга, и что врач помогал маме во время родов.
7. Избегание тем сексуального насилия.
Предупредить ребенка о возможных опасностях совершенно необходимо, конечно, без страшных подробностей и запугивания. Ребенок должен знать о том, что нельзя никуда уходить с незнакомыми людьми, даже если они ласковы с ним и предлагают конфеты. Обязательно надо сказать малышу, что его тело принадлежит только ему и никто не имеет права его трогать. Скажите ребенку, что если кто-то трогал его, это не должно быть секретом, надо обязательно рассказать об этом родителям.