Как устроены детские сады в америке. Пора валить? Все об эмиграции

12 декабря 2016

сайт расспросила мам, живущих в других странах, о декретном отпуске, ценах на сад и режиме дня

Покритиковать детский сад - это святое. Еда, прогулки, занятия - на любую тему найдется, что обсудить. А как обстоят дела заграницей? Мы попросили трех мам из Израиля, Америки и Индии рассказать о том, как обстоят дела у них. И знаете, есть над чем задуматься и что сравнить!

США

— Декретный отпуск, в представлении россиян, подразумевает полную оплату и сохранение рабочего места, — рассказывает наша соотечественница Валерия, которая уже несколько лет живет в штате Техас. — Такой отпуск формально есть и в Штатах, но его длина обычно всего лишь 6 недель. Именно поэтому женщины работают прямо до родов, копят отпускные дни (в среднем за каждый отработанный календарный месяц на условиях 40-часовой недели сотрудник получает 8 часов оплачиваемого отпуска и 8 часов оплачиваемого больничного). Если хочется задержаться в декрете подольше, некоторым удается договориться на неоплачиваемый отпуск с сохранением места. Но это не всегда.

Детей в ясли берут с 4-недельного возраста. Размер группы зависит от законодательства штата. Например, у нас в Техасе вот такое соотношение: в группе до года не может быть более 10 детей, при этом на каждых четырех малышей должен приходиться один взрослый.

Государственных, муниципальных или каких-либо еще дотационных садов не существует, они все частные/коммерческие. Цены зависят от конкретного штата и города, разброс очень большой — от $300-350 в месяц в маленьком нищем городе до $4000 в месяц где-нибудь в Беркли. Есть небольшое налоговое послабление на эти траты (они исключаются из облагаемой федеральными законами суммы доходов), но это не особенно существенная экономия в итоге. Некоторые организации держат сады для сотрудников или студентов/интернов (если речь о крупном образовательном или исследовательском учреждении), но они ни чуть не дешевле.

Обычная американская семья, планирующая отдать ребенка в ясли, встает в очередь (не централизованную, а в самом саду, точнее в 3-5 садах) примерно с 7-8 недели беременности, иначе места для ребенка может и не быть.

В общем, дети попадают в сад очень рано, при этом про адаптацию речи никто не ведет: ребенка просто передают на руки педагогу и всё. Политика безопасности садов, как правило, запрещает посторонним находиться с детьми в группе — принес, отдал, расписался, ушел. Переживаешь — смотри через камеру.

Политика безопасности - вообще, самое интересное, что есть в американских садах. В частности, младенцы в яслях спят строго без одеял и без игрушек-комфортеров, потому что Педиатрическая Ассоциация предписывает таким образом уменьшать риск СДВС (синдром внезапной детской смерти — Ред.).

Исходя из этих же соображений, дети от 0 до 5 лет в садах спят дневной сон полностью одетыми и в обуви. Это требуется для того, чтобы в случае пожара вся группа смогла просто встать и выйти из помещения тут же, без паники, истерики и поиска носков. Пожарные тревоги проводят регулярно, дети знают их и не боятся, действуют собранно и на автомате.

Что касается еды — это политика каждого конкретного учреждения. Сады, которые занимаются новорожденными, с радостью принимают и хранят/подогревают грудное молоко для детей. Что касается групп детей более старшего возраста, то где-то есть кухня, которая готовит завтрак и обед, где-то кухни нет — и родители дают детям индивидуальные ланч-боксы. Где-то вместо индивидуальных обедов родители «дежурят» по скользящему графику и приносят перекусы на всю группу.

Еда, в связи с этим, тоже бывает разная. У моего сына в саду 3 раза в 5 недель на завтрак свежая теплая каша (манка, овсянка), в остальные дни — то хлопья, то сосиски в тесте, то омлет, то еще что-то. На обед всегда какое-то мясо и овощи/бобы/рис. У сада 5-недельный цикл меню, каждый день меню разное.

Прогулки в саду 2 раза в день — утром и после полдника. Продолжительность зависит от локации, погоды и политики сада. Где-то детей выводят на 15 минут, где-то - на час. Бывают вальдорфские сады, в которых дети весь день гуляют, но это особенные случаи и специальный выбор родителей.

Режим дня у детей с 3 до 5 лет примерно следующий: группа принимает детей с 7-30 утра, дети играют. В 8-8.30 начинается получасовой завтрак, после обычно читают-обсуждают книги, занимаются прописями, потом идут на прогулку. После прогулки обсуждают с педагогом «тему недели» (в основном, это окружающий мир — от смены сезонов и солнечной системы до принципов правильного питания и важности разных профессий). В 12-12.30 — получасовой обед, затем дети готовят себе спальные места, чистят зубы и ложатся на 2-часовой сон. После сна умываются, убирают спальные места и идут на полдник. Затем снова идут гулять. После прогулки играют в группе или слушают книжку в исполнении педагога. Около пяти вечера детей забирают родители.

Индия

— В Индии у мам есть только отпуск по уходу за ребенком, длится он всего лишь 12 недель, — рассказывает Мария, живущая с мужем и сыном в городе Пуна. — Няню здесь нанимают прямо с рождения, часто она работает с проживанием. Либо просят о помощи одну из бабушек. Очень большой процент матерей вообще не работает после рождения ребенка.

В сад дети идут около 2 лет. В 3-4 года начинается так называемая школа. Моему сыну четыре, поэтому он ходит в школу-сад. Государственных учреждений нет, есть спонсируемые — для очень бедных людей, которые живут в трущобах или на улицах. Родители отправляют туда малышей, чтобы те хотя бы поели. Но это все равно не прямо бесплатно, просто за очень маленькие деньги.

В среднем, сады стоят около 100 тысяч рупий в год. Лично наша семья за школу-сад платит 200 тысяч рупий (примерно 180 тысяч рублей - это по 15 тысяч в месяц). Ребенок там находится с 9 до 14 часов. Продленка до 17 часов стоит отдельных денег.

Что касается адаптации ребенка, то здесь все очень свободно. Мама может прийти сидеть с ребенком, может заходить в течение дня. Воспитатели достаточно внимательны. В Индии детей балуют. Особенно мальчикам позволено все. Хотя при этом в обычных школах-садах детей тут и шлепают, и подзатыльники раздают. Мы в школе это сразу обсудили, сказали, что для нашей семьи подобное не приемлемо. Нам поклялись, что ни за что и никогда не тронут нашего ребенка.

Еда во многих садах — вегетарианская, так как очень большое количество индусов (представителей хинду) не едят мяса. В нашем саду-школе разрешено приносить свою еду, либо платить за еду школьную. Обычно это рис, вегетарианское карри с овощами, лепешка, сладкий чай с молоком и печенье. В нашей школе есть вилки-ложки, а в обычных, традиционных дети едят руками. Их просто сажают на пол в коридоре и дают снэки. У нас меню присылают раз в неделю по почте. Также есть родительский чат для обсуждения ежедневных проблем.

Распорядок дня такой: во многих школах первом делом поют гимн. Затем утро начинается с прогулки. Правда, это зависит от погоды. В сезон дождей дети гуляют только два раза в неделю из-за большого количества комаров и эпидемии лихорадок. Затем дети играют. Те, кто постарше - идут на занятия: чтение, лепка, музыка, математика. Есть спортивные занятия. Раз в три месяца в школу-сад приглашают родителей и показывают детские достижения, рисунки, проводят по каждому ребенку индивидуальное родительское собрание.

Сон-часа как такового нет, но есть отдельная комната с матрасом на полу и подушками. Если кто-то из детей устал, то может лечь там и отдохнуть.

В Индии меня поразило то, что дети с 2 лет тут ездят в сад сами! У меня на работе много женщин с детьми. Многие коллеги хорошо зарабатывают, водят машины, но не гнушаются отправлять своих двухлеток одних на школьном автобусе. Для меня это было дико, особенно учитывая движение на местных дорогах. Вообще, «школьный автобус» в Индии - это, по сути, маленькая страшная маршрутка, либо вообще рикша.

В Индии мне не нравится, что детей в садах не учат относиться с уважением к чужому труду. За ними подбирают, убирают, вытирают. Мой сын однажды сказал: «Я не пойду с нянечкой за руку, она коричневая». Я была в ужасе. Этому его научили именно в саду. Таково отношение многих индийских семей к помощникам по хозяйству - считается, что они более низкой касты. Отсюда же — «разделение труда»: только нянечки водят детей в туалет, воспитатели ни за что не вытрут попу ребенку. Все потому, что они - представители разных каст.

Из позитива — я приятно удивлена гигиеной в нашем саду. Дети моют руки постоянно, еду для готовят в перчатках. Для сравнения: в офисе, где я работаю, про мыло никто не знает, из туалета все просто идут за рабочее место, в том числе и повар. Надо ли говорить, что еду на работу я ношу с собой.

Еще мне нравится, что в саду детям рассказывают про разные религии. Здесь отмечают и хинду, и мусульманские, и католические праздники. Хотя в целом, конечно, считается, что хинду - это лучше всего.

Израиль

— В Израиле декрет длится три месяца, поэтому большинство женщин стараются работать вплоть до родов, чтобы как можно больше из этого срока побыть с ребенком, — рассказывает россиянка Юлия, которая сейчас живет в городе Герцлия. — Плюс еще 3 месяца женщина имеет право сидеть дома за свой счет, с сохранением места работы. А дальше - выкручивайся, как можешь. Или увольняйся и сиди еще несколько месяцев на пособии. Или вызывай бабушку, нанимай няню.

Большинство же отдают ребенка в садик, здесь это социальная норма. Причем зачастую на садик уходит вся зарплата мамы (рожают в Израиле много), но все равно все женщины работают — пенсионный фонд и прочее вынуждают. Таким образом, сидящая до 3 лет с ребенком мама - это нонсенс для Израиля. И финансово не оправдано, и вообще считается довольно скучным делом. При этом в стране культ детей! Их обожают и дома, и в учреждениях.

Большинство малышей попадают в сад до года. Самое раннее — с 3-4 месяцев, самое позднее - за пару лет перед школой (в Израиле дети обязаны какое-то время перед учебой ходить в садик), но таких единицы. Для примера: мой старший сын пошел в сад в 2 года, и это редкий случай.

Адаптация зависит от сада. До 3 лет все происходит, как правило, мягко. Если ребенок явно не готов, его забирают домой пораньше. Родителям могут позвонить в любое время. В среднем, процесс привыкания длится до двух недель.

До 3 лет все садики — частные. Стоимость обучения зависит от города, разброс цен большой. Как правило, это от 2000 до 3500 шекелей (32-56 тысяч рублей в месяц). Рабочее время — с 7 до 16 часов, «русские» сады - до 18 часов.

С трех лет большинство детей идут в муниципальные сады. Они условно-бесплатные. До часу дня платить не надо, но дальше каждый час продленки - за деньги, итого получается около 1200 шекелей в месяц (порядка 19 тысяч рублей). Кружки оплачиваются, как правило, отдельно.

В частных семейных садиках может быть всего 5 малышей. В больших садах — 20-25 детей. В этом случае расчет — один воспитатель на 10 ребят. Если в группе 25 человек, то педагогов будет трое.

В саду, который посещает мой сын, еда следущая: завтрак - овощи, зерненый творог, хлеб; обед — суп, гарнир и мясо-рыба-соя; полдник — фрукты, карих (сэндвич с мягким творогом или пастой из фиников с тхиной). В русских садиках еда более привычная нам: каши на завтрак, котлеты на обед, сырники на полдник и компот.

В муниципальных садиках с 3 лет детей не кормят, еду нужно носить с собой в ланч-боксах.

До 2-3 лет дети спят днем по 2 часа. В более старшем возрасте (в муниципальных садах) — сон только на продленке. Интересно то, что дети в Израиле спят на полу, на матрасах, их раскладывают и убирают в основной комнате. Кроватки есть только в русских садиках и то не везде.

В садах здесь нет шкафчиков, вместо них — именные крючки и рюкзаки, с которыми дети приходят. Рюкзак подписывается маркером, в нем — подгузники, обувь, поильник. Кстати, по поводу воды: в Израиле очень четко соблюдают питьевой режим, следят, чтобы ребенок достаточно пил из поильника.

В целом, атмосфера в садах очень добрая: детей зацеловывают, не ломают под систему. Задача — играть до прихода родителей и ненавязчиво познавать мир.

Есть и минусы. Обыденная вещь в местных садах — вши. Во всех аптеках можно увидеть целые полки шампуней и всяких средств профилактики и лечения. Сопли — тоже обычная вещь, здесь не водят в сад только с высокой температурой или с любым сильным недомоганием. Поэтому вирусы расцветают буйным цветом. Если ты повел ребенка в сад — жди постоянные ОРВИ. Увы, как и в России, это неизбежно.

Система образования в США существенно отличается от того, к чему мы привыкли на родине. В Америке нет длительного декретного отпуска, поэтому малышей в детские сады отдают очень рано — иногда с шести недель. Причем разделения на ясли и детские сады нет. А уже с пяти лет ребенок обязательно должен посещать специальные группы при школе (kindergarten). Рассказом о системе дошкольного воспитания ForumDaily начинает серию материалов об образовании в США. Мы покажем все подводные камни и поделимся лайфхаками, как дать своему ребенку лучшее образование.

Недетский выбор

Изабелла Гальперин из Калифорнии искала садик для своей трехлетней дочки Шарлин достаточно долго. Хотела, чтобы он был недалеко от дома и — самое главное — чтобы ребенку в саду было хорошо. Их семья русскоязычная, но для Изабеллы было важно, чтобы дочка уже сейчас начала учить английский, нашла друзей и разговорилась. Поэтому она искала большой нерелигиозный американский садик.

Изабелла начала с просмотра отзывов о детских садах на Yelp .

“Я смотрела садики только с пятизвездочным рейтингом, читала отзывы в интернете о тех садах, что подходили по рейтингу и удаленности от дома. Если они были хорошие — ходила на обзорный тур. Так я побывала в шести или семи садиках. В одном из них даже видеокамеры стояли, чтобы родители в любое время могли удаленно смотреть, что делает их ребенок. Эта идея мне очень понравилась. Но в этом саду, к сожалению, не было места”, — рассказывает Изабелла.

В результате она нашла то, что искала — большой американский детский сад близко к дому, который работает по системе Монтессори. Перед тем как идти в садик, маленькая Шарлин выучила, как сказать по-английски, чтобы ее не толкали и что ей нужно в туалет. Сейчас она посещает садик два дня в неделю по три часа.

В группе Шарлин — 24 ребенка от 3 до 5 лет. У детей есть свое расписание и предусмотрен перекус. День ребенка делится на две части — занятия с учителями, во время которых детки садятся в кружок, поют песни, читают, учат буквы и цифры, и время для самостоятельных занятий, когда ребенок сам выбирает игрушку или развивалку по душе. Изабелле нравится, что в саду многое предусмотрено именно для для обучения: наряду с игрушками много развивающих материалов, а в перечне занятий есть даже самая настоящая география — с картами и сторонами света. Шарлин же больше всего понравился урок, на котором дети учили состояния тел: жидкое, твердое, газообразное.

В садике очень чисто, малыши сами убирают за собой, ставят все на место. На улице детей ждут безопасные и интересные детские площадки с горками и песочницей.

Правда, к садику Шарлин привыкла не сразу. Вначале сказывался языковой барьер — Изабелла часто замечала, как ее дочка стоит отдельно от всех детей и играет сама с собой. Но сейчас Шарлин уже освоилась: она разучивает песенки на английском и дружит с англоязычной девочкой.

Что из себя представляют садики в США

В США можно подобрать детский сад (day care) на любой вкус. Прежде всего они отличаются по размеру: есть маленькие, так называемые семейные, детсады (в них может быть всего 5-6 детей) и традиционные большие, где в одной группе около 25 человек.

Маленькие детские сады могут размещаться даже на территории частного дома. Их деятельность в обязательном порядке лицензируется.

Плюсы таких садиков: мало детей, а значит более индивидуальный подход, семейная обстановка, относительная дешевизна, многие из них рассчитаны на ту или иную диаспору (например, есть русские, китайские или французские садики). Минусы: как правило, академическая программа слабее, чем в больших сада, кроме того, в нем ребенку может оказаться тесновато — мало места, мало детей, нет разнообразного общения.

Большие сады располагаются в специально спроектированных для этого зданиях. Детей в них, соответственно, достаточно много. Как правило, в таких садиках детей принимают с пеленок — малыша можно оставлять уже с шести недель. Весь день они спят в специальных боксах. Памперсы, детские смеси, одеяла и все остальное должны принести родители. Столь ранний возраст приема детей обусловлен тем, что декретного отпуска в США практически нет. О трех годах по уходу за ребенком, к чему привыкли все в постсоветских странах, здесь можно забыть. В Штатах на работу нужно выходить через полтора месяца после родов, и многие американские мамы делают выбор именно в пользу работы.

Мария Оксюк, психолог по образованию, сейчас работает воспитателем в детском саду в Калифорнии. В ее группе — малыши полутора лет. “Им нужна не я, а мама, — делится Мария. — Как у матери у меня просто сердце разрывается, когда я вижу, как таким малышам трудно оставаться на целый день в незнакомой среде. Как психолог я понимаю, что, если в таком раннем возрасте отдать ребенка в сад, у него не сформируется привязанность к матери. По сути, получается, что для малыша главным взрослым становится воспитатель. В этом кроется, наверное, секрет такой “отстраненности” местных взрослых, и стремлении подростков побыстрее покинуть отчий дом. Например, я вижу двухлетнего малыша, которого мама приводит в семь утра и забирает в полвосьмого вечера. Вечером он уже не бежит к ней радостно навстречу — наоборот, несется прочь. Это такой синдром “отказника” получается”.

Не похожи американские сады на наши и в вопросе питания. В большинстве детских садов нет традиционных завтраков, горячих обедов и полдников. Их заменяет или еда, которую родители дают с собой в контейнере, или перекусы — пицца, картошка фри и фрукты. Некоторые сады, впрочем, иногда предлагают как опцию горячие обеды.

Также в американских садиках дети обычно спят не на кроватях, а на специальных матрасах, которые располагают на полу. При этом дети не раздеваются — считается, что они должны быть к готовы к разным чрезвычайным ситуациям и не тратить время на сборы. Кроватки предусмотрены только для самых маленьких. Однако в небольших частных садиках всех детей могут укладывать в кровати.

Кроме того, в США популярны садики, относящиеся к какой-либо религиозной общине. Есть, например, сады при католических церквях, хабады при синагогах. Как правило, они существенно дешевле обычных. Но чтобы отдать туда ребенка, нужно состоять в этой религиозной общине.

У Яны Бергер, русскоязычной иммигрантки из Израиля, трое детей. Своего младшего сына Аарона двух с половиной лет она отдала в хабад при синагоге. Это небольшой семейный детский сад в маленьком калифорнийском городке. “Я объездила массу садов: и Монтессори, и обычные, и русские, но остановилась именно на хабаде. Во-первых, он недалеко от дома, во-вторых, я чувствую, что воспитатели здесь работают не за страх, а за совесть. Аарон с удовольствием ходит в сад, а вечером воспитатели мне рассказывают, какой он у меня ангел. Конечно, материнское сердце тает от такого отношения к моему ребенку”, — признается Яна.

В хабаде дети также спят в одежде и обуви, кроме того им запрещено снимать обувь. “Как мне объяснили, если ребенок загонит в ногу занозу, вынуть ее никто не имеет права — это считается хирургическим вмешательством. Ну, и из-за землетрясений, которые часто случаются в Калифорнии, конечно”, — поясняет Яна.

Дорогое удовольствие

Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад — решают родители, никаких специальных требований на законодательном уровне нет.

Детские садики в США, в основном, частные. Однако для семей с низким уровнем доходов (для трех человек таким считается $19 790 в год) предусмотрены и бесплатные сады по программе “Head start”. Даже в небольших городах, обратившись в местный департамент образования, можно найти бесплатный сад. Правда, даже если вы его найдете, это не значит, что сможете отдать туда своего ребенка — как правило, в бесплатные садики огромные очереди. Туда принимают детей практически с рождения и до пяти лет.

Если же доход семьи на доллар выше уровня бедности, на сад придется раскошелиться, и еще как.

Средняя стоимость частного сада для малышей от шести месяцев до трех лет в США — чуть более $11,5 тысяч в год, то есть около $1000 в месяц. Дети постарше (3-5 лет) обходятся родителям немного дешевле: $4-9 тысяч в год, то есть $300-800 в месяц.

Но это, конечно, «средняя температура по больнице». Ценник колеблется в зависимости от возраста ребенка, количества часов, которые он проводит в саду, типа садика и от штата, где вы живете.

Разница в стоимости садика, согласно данным Национальной ассоциации детского дошкольного образования, в среднем может быть весьма существенной: от $5,5 тысяч до $16,6 тысяч в год. В отдельных городах выходит еще дороже. Например, стоимость пребывания в детском саду в Бостоне или Сан-Франциско может достигать и 2200$ в месяц. Вот так выглядит список штатов с самыми дорогими садами в порядке убывания: Массачусетс, Нью-Йорк, Миннесота, Колорадо, Калифорния, Иллинойс, Вашингтон и Висконсин. Для сравнения — самые недорогие садики в Миссисипи ($4,6 тысяч в год), Кентукки ($6,5 тысяч) и Южной Каролине ($5,8 тысяч).

Всю информацию о стоимости садиков в вашем регионе, можно получить в специализированном агентстве Child Care Resource and Referral agency.

Но есть и хорошие новости. Сумму оплаты за сад можно списать с налогов. Если за год родители, которые учатся на дневном отделении или работают, потратили на садик более 3 тысяч долларов на одного ребенка или более 6 тысяч долларов за двоих и более детей, то они могут вернуть до 35% от потраченной суммы. То есть получается, что для получения налоговой льготы ребенку достаточно два-три месяца в году походить в сад на полный день, или полгода — на полдня. Только важно не растерять ежемесячные чеки.

Еще американские детские сады учат родителей организованности. При поступлении ребенка в сад родитель подписывает контракт, в котором оговорены в том числе и штрафы за опоздания. И штрафы немалые — от 15-20 долларов за двадцать минут.

Если через 20-30 минут после окончания рабочего времени сада ребенка не забрали, а до родителя никак не могут дозвониться, воспитатели вызывают полицию — полицейский приезжает с социальным работником. Последствия могут быть ужасными, вплоть до передачи вашего ребенка по суду в другую семью. Так что не опаздывайте.

Разные системы обучения

В американских детсадах встречаются разные системы обучения. Кроме обычных есть сады Вальдорф, сады Реджио-Эмилиа, сады Монтессори. Как правило, специализация детсада на цену не влияет, все дело в предпочтительном направлении развития именно для вашего ребенка.

Вальдорфские сады

Вальдорфская система, основанная на учении австрийца Рудольфа Штейнера, предусматривает индивидуальный подход к воспитанию ребенка. Детей обучают, включая их воображение и тягу к имитации, при этом не используются совершенно никакие тесты.

Эта система больше подходит детям с артистическими наклонностями. Ежедневная программа такого садика включает в себя разнообразные художественные занятия: рисование, лепку, музыку, кукольный театр, постановку маленьких пьесок, рассказывание сказок. Ребенок может свободно найти средства для художественного самовыражения. Среди прочего, школы и садики Вальдорф также ориентированы и на религиозное христианское воспитание.

Подход Реджо-Эмилиа

Сады Реджо-Эмилиа (название происходит от одноименного итальянского г орода, где зародилась педагогическая система) в основу системы обучения ставят проектный подход. Дети днями и месяцами исследуют части целого с разных сторон — например, море познается через исследование ракушки.

Система базируется на таких постулатах, как контроль самого ребенка за своим обучением и развитием, получение новых знаний с помощью исследования предметов и перемещения их в пространстве, множество путей самореализации ребенка (музыка, конструирование, рисование, рассказывание историй).

Детские сады Реджо-Эмилиа отличаются и своим оригинальным дизайном. Эти садики максимально далеки по внешнему виду от того, что предстает перед глазами при словах “дошкольное учреждение”. Скорее, это теплый гостеприимный дом со всеми его запахами и звуками, смешными картинками и коллажами на стенах. Воспитатели в таких садах являются не старшими наставниками, а соавторами и сотворцами, они постоянно учатся вместе с детьми, а порою — и у детей.

Система Монтессори

Самой популярной в США стала система Монтессори. Она была придумана итальянкой Марией Монтессори около ста лет назад и с тех пор существенно не изменилась. Суть метода в том, чтобы следовать за индивидуальным физиологическим графиком развития мозга ребенка, подбрасывая ребенку задачки с увеличивающимся уровнем сложности. С середины нулевых принципы Монтессори-обучения были включены в государственную школьную программу США.

На практике в таком саду детишки от трех до шести лет находятся в одном помещении, играют и учатся вместе. Это один из основных принципов Монтессори — имитировать деревенскую общину. Так младшие учатся у старших, а старшие привыкают чувствовать свою ответственность за свои действия перед малышами. Утром, в самое продуктивное для детского развития время, проводится несколько обучающих занятий, все остальное время дети играют сами с обычными игрушками и развивающими пособиями.

Имейте в виду, что в США товарный знак “Монтессори” не зарегистрирован, как это сделано в Европе и России. Это значит, что любой сад может в своем названии употреблять модную приставку Монтессори, закупив специализированные учебные пособия, но при этом быть далеким от принципов родоначальницы. Проверить, насколько детское учреждение действительно работает по системе Монтессори, можно, попросив у сотрудников лицензию AMS (American Montessori Society) или AMI (Association Montessori International of the United States). Если такой лицензии нет, но садик все равно нравится (дешево, близко, симпатичные воспитатели), не расстраивайтесь: поспрашивайте, где обучались воспитатели, есть ли у них представление о методе и вообще — “горят” ли у них глаза.

Как выучить в садике второй язык

США — многонациональное государство, и дети могут получить бонусы от этого положения вещей уже в раннем детстве. Все чаще и исконно американские родители, и иммигранты предпочитают отдавать детей в этнически ориентированные сады, например, русскоязычные иммигранты часто отдают малышей в Ребенок, с младых лет попавший в иную языковую среду, имеет все шансы вырасти билингвом — человеком, для которого родными являются два или три языка. Например, Forum Daily ранее рассказывал, . Кроме того, изучение иностранного языка, пусть и в игровой ситуационной форме, дает мощный толчок развитию мозга, стимулирует ребенка активней изучать окружающий мир во всем его многообразии.

Детская способность схватывать язык на лету дала толчок появлению множества билингвальных садиков. “Популярными” иностранными языками в США являются китайский и испанский. Соответственно, повышенным спросом пользуются и детсады с этими языками обучения. Так, китайский — очень сложный в изучении тональный язык — дается детям на удивление легко. Занятия проводятся носителями китайского, деткам поют песенки, читают сказки на китайском. Обычное неигровое общение идет, как правило, на английском языке. И не беда, если малыш не понимает ни того, ни другого — он не перепутает языки, а выучит с течением времени оба.

Русскоязычная Яна Динер из Калифорнии отдала свою четырехлетнюю дочь в китайский детский сад на полный день. “Дочка всегда рада туда идти утром и никогда не хочет уходить домой. Мы очень довольны: она всегда чистая, сухая, накормленная и довольная. И хотя основной язык у дочки русский, она уже говорит на китайском”, — рассказывает Яна. Еду дочери в садик Яна дает с собой.

“В месяц китайский детский сад нам обходится в $1300. В нашем регионе обычные американские сады стоят $1500-1700 в месяц. Так что еще и экономия получается”, — делится Яна.

На кого мы оставляем детей

Дошкольное образование в США — крупный кусок рынка труда. По данным 2012 года, в области ухода и образования детей до пяти лет заняты 2,3 млн человек. Около половины из них трудятся в детских садах, остальные — это няни, а также родственники и знакомые, которым платят за присмотр за детьми.

По данным Национальной ассоциации детских садов, многие работники садов не имеют специализированного образования , лишь чуть больше половины из них закончили какой- либо колледж. Справедливости ради стоит упомянуть, что и оплачивается их труд соответственно. Средняя заработная плата работника детского сада 10$ в час. В сущности, копейки.

Веронике Энт с первой попытки не удалось найти хороший садик в Сан-Франциско для своей двухлетней дочери, хотя никаких особых требований не было. «Мы искали обычный районный садик недалеко от дома. Но во время поисков я пришла в ужас: у воспитателей ни образования, ни нормального английского языка. Лицензии — непонятно какие. Словом, трудно найти что-то качественное, а списки ожидания в сады не заканчиваются”, — возмущается Виктория. В результате она наняла няню, но с нового учебного года все-таки планирует отдать ребенка в садик.

В принципе, уход и присмотр в американских садиках неплохой: до года на трех деток приходится один воспитатель, от года до двух лет — один воспитатель на четырех деток, а с двух лет и до старшей группы — один воспитатель на шестерых малышей.

Альтернативой садам может стать квалифицированная няня. Однако это не самый бюджетный вариант. В зависимости от выполняемых обязанностей (готовка, развоз по секциям, развивающие занятия) час работы няни стоит 12-20$. Приплюсуйте стоимость секций и кружков. Экономии не получается, но зато ребенок получает индивидуальный уход.

Пища для ума

Отдавая детей в сад, родители рассчитывают не только на их социализацию, но и на интеллектуальное развитие и подготовку к школе. Результаты исследования , проведенного в 2012 году доктором психологии Элиоттом Такер-Дроб из университета Техаса, говорят о положительном влиянии садов на умственное развитие малышей.

Психолог исследовал 600 пар близнецов. Первоначальное тестирование на умственное развитие проводилось в возрасте двух лет. Изучалось, посещали ли дети садик, насколько стимулирующим к умственному развитию было общение матери с детьми, также — анализировались их социально-экономический статус и расовая принадлежность. Окончательное тестирование по чтению и математике проводилось в возрасте 5 лет. Так как сравнивались именно близнецы, обладающие одинаковым набором генов и выросшие вместе, доктор Такер-Дроб смог выделить влияние окружающей ребенка среды на результаты теста.

Отчет гласит, что плохая домашняя обстановка влияет на умственные способности детей, не посещавших сады, гораздо больше, чем на детей, которые посещали сады. Другими словами, плохая домашняя обстановка становится для ребенка гораздо меньшей проблемой, если он ходит в сад. И даже если семья очень бедна, плохой садик лучше, чем ничего. Если же дома все хорошо, то для способности ребенка к обучению не имеет значения, посещает он садик или нет.

Конечно, для работающих родителей сад — отличный выход. Дети с удовольствием ходят туда, заводят новых друзей, учат иностранные языки и познают мир играючи. А для неработающих мам сад — это пара часов отдыха, возможность побаловать себя, при этом будучи уверенной, что ребенку тоже хорошо. И зачастую только финансовая сторона является решающей в вопросе, отдавать или не отдавать ребенка в детский сад в Америке.

Два года назад мы переехали в Берлин, и здесь дочка впервые пошла в детский сад. Старший сын «оттрубил» четыре года в российском детском саду, так что я могла посравнивать и поудивляться от души. А удивляться было чему!

Во-первых, воспитатели-мужчины! Это первое, что бросилось мне в глаза. Пока мы искали место в саду (а тут такая система, что получая бумагу от города на право посещения детского сада, место в саду ты ищешь сам), мы обошли не меньше 15 садиков. И в каждом были мужчины воспитатели! Молодые красивые модные
парни кормили малышей с ложечки и играли с детьми постарше в футбол. В нашем детском саду ровно половина мужчин-воспитателей (я не поленилась и подсчитала).


Во-вторых, завтраки. В нашем саду завтраками не кормят, и родители должны их сами приносить с собой в ланч-боксах. Сладости (маффины, шоколад, кексы) запрещены. Можно – бутеброды, фрукты-овощи-ягоды, творожки, йогурты, фруктовое пюре, сосиски, яйца. Есть детей не заставляют. Но уговаривают попробовать хотя бы одну ложку «Чтобы я видела, пожалуйста!». Если ребенок попробовал и отказывается есть – его оставляют в покое.

В-третьих, дневной сон. Дневной сон тут по желанию. Если мама предупредит воспитателей, что ее ребенок в дневном сне не нуждается, его даже не будут пытаться укладывать спать. Остальных детей укладывают на пол на матрасиках (кроватей нет) в игровой комнате – читают сказки, слушают песенки. Но если ребенок спать не хочет, лежать его не заставляют, а выпускают «на волю» в другую комнату с вторым воспитателем или даже на детскую площадку при садике, если хорошая погода.

Еще я бы добавила, что в немецком детском саду короче дистанция между воспитателями и их подопечными – дети называют воспитателей по имени и на ты, залезают на коленки и чувствуют себя с ними довольно раскованно и свободно.

После близкого знакомства с немецким садом мне стало интересно – а как в других странах? И вот что я узнала.

Швеция. Настя, мама Юакима (19 месяцев)

Оплата сада в Швеции зависит от дохода родителей. Есть максимальный потолок, в нашем регионе это примерно 140 евро в месяц. Если перевести в соотношение со средней зарплатой в российском регионе (40 000 рублей), это около 1500 рублей в месяц. Ребенка можно приводить в сад с соплями, кашлем, но не с температурой, ротавирусом или ветрянкой. Родители предоставляют садику свою рабочую схему, где учитывается рабочий день и время дороги с работы/на работу. Именно на этот промежуток ребенок может оставаться под присмотром сада. То есть ситуация, когда мама «сидит в декрете», а ребенок на полное время в саду, в Швеции недопустима! Если работает только один родитель, то ребенку дается 15 часов в неделю (три посещения сада по пять часов). В Швеции распространена удаленная работа, и она считается полноценной, тогда ребенок может быть в саду.

Почти все
шведские сады рассчитаны на небольшое количество групп, примерно четыре-шесть (что
компенсируется большим количеством садиков, расположенных в шаговой доступности
от дома), а еще они пряничные. То есть часто это одноэтажное здание,
построенное буквой П, с игровой площадкой в середине. Шведские сады внутри
уютные, без ковров и лишней мебели. В нашем саду есть столовка, «мокрая
комната», где дети плещутся, рисуют и пачкаются как могут без последствий для
стен сада, комната типа спортзала или музыкальной. В раздевалке у каждого есть
своя полочка с фотографией и именем ребенка, именами родителей, на полке
коробка для дополнительной одежды, на которой прилеплен чек-лист, написанный
примерно так: «Тут должны лежать: 2 пары штанишек, 2 пары носков, джемпер».
Также в раздевалке висит доска с магнитиками-пиктограммами: когда воспитатель
берет последнюю вещь из запасов (например, подгузники), то, вместо вербальной
коммуникации, он просто берет с доски нужный магнитик и лепит
магнит на полочку, оставляя таким образом сообщение.

Все сады и школы нашего региона имеют защищенные паролем интернет-блоги, где публикуются новости, фотографии (все как одна – мимимишные), оповещения. Все важные сообщения будут продублированы еще и по смс. Также в блоге можно найти контактную информацию и политику сада, у нас это так называемая Zero tolerance, нулевая терпимость: если персонал заметит/заподозрит следы физического или морального насилия над ребенком, без разговоров с родителями будет начато расследование, проводимое социальными службами.

А еще в шведских садах температура около 20 градусов и регулярные проветривания. Работа садовской столовой практически ничем не отличается от столовой на моей работе. Только кассы нет. На столах стоят салатницы с нарезанными помидорами, огурцами, морковкой, рукколой, подносы с горячим и гарниром. Детки примерно от двух лет сами (!) накладывают себе что хотят и сами после еды относят поднос в зону грязной посуды. Меня удивило, что детям дают и острую, и специфическую пищу. Как сказала воспитательница, не каждая семья может себе позволить такое разнообразие, а детям хорошо познакомиться с кухнями стран мира. Сладкое типа джема к каше дают только тем детям, чьи родители разрешили это делать, обычно старшей группе. Приносить в садик сладости на день рождения тут не принято. В нашем саду только два воспитателя-мужчины, мне бы хотелось большего количества, так как это полезно и деткам в том числе, избавляет от ложных установок типа «воспитатель – женское занятие».

Вообще мне понятно теперь, почему шведы такие воспитанные: при полной расслабленности и демократии во взрослой жизни, в садике и у них муштра, куча правил типа мытья рук после прогулки (даже если в перчатках), ритуалов, бесконечных «спасибо-пожалуйста», масса запретов, все связаны с безопасностью. Никто не повышает голоса, воспитатели детей постоянно сажают к себе на колени, вернее, детки сами приходят и садятся, детей постоянно обнимают и целуют.

Англия. Юлия, мама Платона (6 лет)


Мой сын недолгое время посещал лесной садик. Этот сад начинает свою работу весной, когда уже достаточно тепло, чтобы проводить в лесу большую часть дня. В Лондоне есть парк – самый большой в Европе. Он практически как лес. Вот в этом парке и находился лесной садик. В нашей группе было около десяти детей и два воспитателя. Утром дети уходили в лес, каждый раз – на новое место. Разбивали небольшой лагерь – подвешивали гамаки, качели. И читали книжки, искали разных жучков-паучков, играли в игры, ели. Это все происходило в любую погоду. Я присутствовала на адаптации в этом саду с сыном, и нам было тяжеловато. Погода в Лондоне далеко не каждый день хорошая. Солнечных дней было мало и было довольно прохладно. Даже если шел дождь, дети все равно тусили на улице – в дождевиках и резиновых сапогах. Я все время там мерзла. Но британские дети очень закалены и зимой-то ходят в босоножках на босу ногу. Так что для них погода не была проблемой. А для нас с сыном – да.

Главная идея этого сада была в том, что дети весь день проводят на
свежем воздухе, изучают природу, животных, насекомых, растения.

С этим садиком у нас не сложилось, ребенок меня не отпускал и оказался
не готовым к коллективу. Там были дети, которые плакали, когда родители
уходили. Но их воспитатели успокаивали, отвлекали. Отвлекали, надо сказать,
очень здорово. Все воспитатели обладали очень хорошей психологической
устойчивостью и умели разными способами детей отвлечь, переключить, объяснить
им, что они чувствуют. Вот этому можно было прямо поучиться у педагогов. Такой
темы как «пусть проплачется» тут точно нет.

В принципе, мне очень нравится в британских садах то, что преподаватели очень хорошо обучены этому бережному обращению с детьми. В общении с детьми у педагогов нет этих строгих педагогических ноток, нет манипуляций и запугиваний. Все решается мирно, практически бесконфликтно. Детей учат выражать свои чувства, эмоции. Очень здорово то, что было много чтения вслух. Детям читали сказки, и это было практически театральное представление. Еще мне понравилось, что был определенный ритм дня, режим. Дети знали, что за чем пойдет. Была последовательность и предсказуемость, были свои ритуалы. Было много игр – и двигательных, и словесных. Дети решали разные квесты. Собирали разных жучков, рассматривали их, считали лапки. Воспитатели рассказывали доступную информацию о найденных насекомых. Дневного сна там не было. И это была для нас большая проблема. В принципе, в английских детских садах дневной сон не предусмотрен. Только в каких-то крутых частных садиках и для самых маленьких детей. В нашем лесном садике даже не было места, где ребенок мог бы прикорнуть .

В английских садах дается много самостоятельности детям, что мне
не очень нравится. Потому что иногда ребенок сам решает не лучшим образом.
Свободная самостоятельная игра это замечательно. Но когда ребенок сам решает –
снять ему куртку или сапоги или не снять, это уже не очень хорошо, на мой
взгляд. В лесу дети все время были раздеты, я на это смотрела с замиранием
сердца.

Про еду – детям родители дают с собой ланчи в коробочках. В садике дают какие-то закуски – крекеры, соки, но большую часть родители дают с собой. Вообще, в разных садах питание устроено по-разному. Есть садики с питанием, но их очень мало. А в частных садах родители организовывают кейтеринг, сами его оплачивают, и всех детей кормят организованно. Но можно и не оплачивать кейтеринг и давать своему ребенку отдельно еду с собой на день. Есть сады с бесплатным питанием, но они супер популярны, и туда очень сложно попасть».

Китай. Юлия, мама Миши (8 лет)


Мы прожили на юге Китая в Гуанчжоу почти пять лет. За плечами – три детских сада и одна начальная школа. В китайский детский сад принимают детей от трех до шести лет.

Мой сын пошел в детский сад в три года и первые полгода у ребенка было полное отторжение. Мише не нравилось все: язык, еда, обычаи. Воспитатели старались помочь, удаляли ему больше внимания, готовили отдельную еду для нас. Спустя год ребенок заговорил на китайском, начал есть рис и воспринимать китайские обычаи.

В китайском детском саду все детки носят специальную форму, она есть на все сезоны. Смотрится это очень красиво. Каждое утро дети делаю зарядку под музыку на улице. Каждый понедельник дети поднимают флаг. Это очень трогательное и патриотичное зрелище. Потом расходятся по классам, и занимаются: изучением английского и китайского языка, рисуют, играют, смотрят образовательные мультики, занимаются рукоделием. Все необходимое для занятий есть в каждой группе: магнитофон, телевизор, компьютер, принтер, сканер и так далее. Так же в каждом садике есть отдельный преподаватель физкультуры и учитель английского языка.


Дневной сон есть, но дети спят не на кроватях, а в специальной комнате с подиумом на матрасах. Потом их все вместе убирают, и играют там. Каждый день родителям присылают видеоотчет, чем был занят ребенок. В конце года отдают все детское творчество, и фотографии ребенка.

К разным праздникам каждая группа готовит свой номер для большого концерта. Родители тоже выступают на праздниках со своими детьми, например, играют на музыкальных инструментах.

В основных моментах дошкольные учреждения похожи друг на друга: однако у детсадов в каждой стране есть свои особенности. Мы собрали наиболее интересные.

Германия

Каждый малыш имеет право ходить в или , хотя жесткого правила о дошкольном обучении здесь нет. При этом стоимость посещения детсада определяют местные власти - единого размера оплаты нет. Также работает система льгот: чем ниже доход семьи, тем больше бонусов она получает.

Как правило, малыш находится в детском саду до 15.00 - у большинства родителей есть возможность неполного рабочего дня. В то же время для очень занятых, есть детсады, где можно оставить ребенка на ночь. Нередко в местных семьях можно встретить комплексный подход: два дня в неделю малыш ходит в обычный садик, один день за ним присматривает няня (так называемая «дневная мама»), а оставшиеся дни забота о крохе ложится на плечи дедушек и бабушек.

Швеция

В этой стране есть частные и государственные детсады. При этом, как и в Германии, единого тарифа нет: стоимость посещения напрямую зависит от доходов семьи. Если оплатить детский садик затруднительно, то плата снимается, но малыш пребывает в группе меньше часов, чем остальные карапузы.

Шведский формат воспитания включает три главных задачи: физическое развитие ребёнка, и бережное отношение к природе. Поэтому малыши проводят на свежем воздухе максимально много времени, часто ходят в походы (даже в непогоду) и могут спокойно бегать по лужам, валяться на земле и так далее. В этой стране считается, что грязный ребёнок - это счастливый ребёнок!

Франция

Детей во Франции с раннего детства приучают к самостоятельности, поэтому с малых лет карапузы ходят в детский сад. Впрочем, у работающих мам нет особых привилегий на уход за ребёнком, и чтобы не потерять доход, они зачастую довольно быстро возвращаются на работу после родов. При этом во французских семьях складывается сильная связь между родителями и детьми, так что последние не спешат покидать родовое гнездо до зрелого возраста.

Испания

Местные дети начинают ходить в детский сад примерно с 3-х лет. Это скорее рекомендация, к которой прислушиваются далеко не все родители. Ситуация меняется, когда ребёнку исполняется 6 лет: посещение детсада с этого возраста является обязательным, и за «нарушение» родителей могут вызвать в мэрию на разговор, а потом и привлечь к ответственности.

Старшая группа детского сада обычно переходит в последующее школьное образование. Начиная с пяти лет, как правило, в мае, детей вывозят в лагеря: самых маленьких - на одну ночь, а тех, кто постарше - на 2-3 дня.

В целом к детям отношение хорошее, и любое проявление недовольства и агрессии - вроде драк и классово-национальных разборок, пресекаются.

США

Государственных детсадов, как и декретного отпуска, в США нет (молодой маме даётся всего пару месяцев отдыха после родов). Чаще встречаются частные семейные садики, а также корпоративные (открыты по 9 часов пять дней в неделю) — особенно в больших городах, где мамы продолжают активно работать и с появлением крохи.

Обычно в них не больше 8 детей, расписание подчинено графику ребёнка (родители заранее заполняют бланк, в котором указано привычное время питания и сна), а кормящим мамам можно приходить из офиса в свой перерыв и кормить ребёнка.

Япония

Ваш малыш – копия мамы или папы?

Дошкольные учреждения бывают полного и неполного дня. В первые принимают малышей от нескольких месяцев, развлекают, но ничему не учат. Такие садики открыты даже в субботу, ребёнка можно забрать поздно вечером. Но попасть сюда не так просто: для «пропуска» нужно доказать местной мэрии, что оба родителя проводят на работе больше четырех часов в день, а бабушки и дедушки сидеть с внуками не могут.

В детсадах сокращённого дня ребёнка нужно забирать в районе четырех часов дня, но именно они особенно популярны. Подобные садики — первая ступенька японского образования, которая поможет в дальнейшем перейти в школу при университете, а потом и в сам вуз.

В своем обращении к федеральному собранию 12 декабря 2013 года президент РФ Влалимир Путин сообщил, что в России впервые с 1991 года был зафиксирован естественный прирост населения и заявил о необходимости закрепления роста рождаемости. Также в своих прошлогодних указах Путин приказал ликвидировать очереди в детские сады и сделать их общедоступными. Аиф.ru выяснил, одинаково ли доступны детские сады в разных городах России, в Европе и в США и какие меры предпринимает правительство для улучшения ситуации с дошкольным образованием.

Детский сад за ползарплаты

Стоимость российских детских садов в начале 2014 года выросла в среднем на 10 - 20% по стране. По данным заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк , самый дешевый детский сад находится в Дагестане (75 руб. в месяц), а самый дорогой - в Норильске - (2903 рубля в месяц). Москва в этом отношении не является самым дорогим городом: отправить ребенка в столичный садик сегодня можно за 1200-1500 рублей. Путем несложных арифметических подсчетов можно выяснить, что на детский сад для двух детей родителям нужно потратить порядка 3-6 тыс. рублей в месяц, и это без учета секций, кружков и дополнительных трат (повсеместно распространена покупка родителями для детского садика бытовой химии и других «мелочей»).

Интересно сопоставить стоимость детского сада и величину средней заработной платы в стране. По данным Росстата , доходы россиян в январе 2014 года снизились на 1.5% по сравнению с соответствующим периодом 2013 года. Средняя зарплата в первом квартале составила около 28 тыс. рублей, однако в Москве и регионах эта сумма сильно различается. Самая высокая средняя зарплата сегодня в Москве (44 тысячи рублей), а самая низкая - в Астрахани - 19 тысяч рублей. По неофициальным опросам, эти суммы завышены на 5-8 тыс. рублей.

Но даже имея достаточно средств, в России отдать ребенка в садик получится далеко не везде. Согласно последним доступным данным, около 2 млн., детей в России вовсе не обеспеченны дошкольным образованием. Получить более подробную статистику в министерстве образования АиФ.ru не удалось.

По примеру Европы

По мнению Натальи Третьяк, отчасти спасти ситуацию могли бы частные детские сады. Во-первых, такие учреждения позволят разгрузить муниципальные детсады, а во-вторых, в них могут принимать без ограничений по факту прописки. По словам Третьяк, на данный момент в России существует 58 тысяч дошкольных учреждений, и только 2 процента из них являются негосударственными. Чтобы упростить открытие таких садов, власти планируют изменить строительные и пожарные нормы-требования к дошкольным учреждениям. В этом стремлении российские чиновники следуют европейскому примеру.

В Европе существует множество частных и государственных детских садов, стоимость которых сильно различается, и может достигать нескольких тысяч долларов или евро в месяц. В то же время, государственная поддержка семей работает здесь очень хорошо. Например в Германии стоимость детского сада находится в ведении местных властей, а расчет производится исходя из заработка семьи. Муниципальные детские сады стоят в среднем около 300-400 евро в месяц, а в некоторых частях страны они вообще бесплатные. Чаще всего это маленькие дошкольные учреждения с неплохим набором услуг и несколькими малышами в группах. Средняя годовая зарплата в Германии составляет 28 тыс. евро до вычета налогов. Но необходимо учитывать, что подоходный налог в Германии значительно выше Российского. Так, из 28 тыс. евро государству за год придется отдать около 7 тысяч евро налогов и еще несколько тысяч евро социальных выплат (пенсионные накопления, медицинская страховка и т.д.)

Дошкольное образование в США - прибыльный бизнес, поставленный на широкую ногу. Частные детские сады конкурируют друг с другом и с услугами нянь, услуги которых также очень востребованы. Цена посещения садика для ребенка в Америке зависит от его возраста (чем меньше лет, тем дороже), от количества предоставляемых услуг и престижа учреждения. В среднем садик обходится родителям в 1200$ в месяц. При этом в самых дешевых детсадах отсутствует питание: дети приносят еду с собой, а за опоздание родителей на 15 минут штрафуют на 20 долларов. На бесплатные детские сады могут рассчитывать только малоимущие семьи. Также в таком случае государство оплачивает питание ребенка. Самая маленькая зарплата в США в 2013 году была у дворников, грузчиков, мойщиков посуды и в других профессиях, не требующих квалификации. Такие рабочие получают в среднем 8$ в час (примерно 40 тыс. рублей в месяц). Самые бедные семьи имеют в США доход около 40 тыс.долларов в год, (примерно 100 тыс. рублей в месяц) на семью из трех человек.

В Советском Союзе дошкольное образование субсидировалось государством, и в среднем детский садик стоил от 11 до 20 рублей в месяц за полный день, включая питание. Средняя зарплата советского рабочего в 1987 году составляла 179 рублей.

Ясли от застройщика

Еще одной инициативой, призванной сделать детские сады доступными, стала инициатива городских властей, которая обязывает застройщиков новых кварталов строить в них инфраструктуру, и в том числе, дошкольные учреждения. Однако законодательно эта обязанность утверждена только в некоторых случаях. Чаще всего местным властям приходится изобретать механизмы, позволяющие заставить застройщика возводить детские сады, а значит, в некоторых случаях, застройщики от своих обязательств уклоняются.

По данным Марии Литинецкой, генерального директора компании «Метриум Групп», сегодня существуют жесткие требования властей по обеспеченности жилых проектов социальной инфраструктурой, которые застройщики должны соблюдать. В частности, минимальный норматив по детским садам составляет 40 мест на 1000 жителей. Однако, по словам эксперта, выполняется это требование далеко не всегда: «На первичном рынке Москвы в сегменте эконом- и комфорт-класса детские сады можно встретить только в 70% новостроек. Прежде всего, это связано с тем, что девелоперы рассчитывают на то, что подобные объекты, расположенные недалеко от строящегося ЖК, справятся с дополнительной нагрузкой. Хотя местные жители в большинстве случаев так не думают, да и новоселов такая ситуация не устраивает». Помимо этого, девелоперам строить такие объекты невыгодно: «Доход инфраструктурные объекты девелоперам не приносят, а затраты на их возведение довольно высокие. Например, себестоимость строительства детского сада составляет порядка 850 тыс. - 1 млн рублей в расчете на одного ребенка. Столь высокие расходы объясняются тем, что подобные объекты всегда сдаются в конфигурации «под ключ», причем речь идет не только о полном ремонте, но и обо всех элементах наполнения - мебель, текстиль, сантехническое оборудование и т.д» - сообщил АиФ.ru Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки».

Крупные игроки на рынке недвижимости неоднократно заявляли о необходимости сотрудничества государства и застройщиков в развитии социальной инфраструктуры. «В последнее время на рынке наметилась нездоровая тенденция: после завершения строительства объектов социальной инфраструктуры девелоперам с трудом удается передать их городу», - сообщила АиФ.ru Мария Литинецкая. В такой ситуации застройщику приходится привлекать частного инвестора, что довольно сложно. И даже если оператор находится, то возникает парадокс - стоимость услуг в дошкольном учреждении в ЖК эконом-класса может достигать 20-30 тыс. рублей. Естественно, практически ни один покупатель в массовом сегменте не может позволить себе такие траты.

В свою очередь городские власти ищут пути решения проблемы, которые устроили бы всех. Например, предлагают размещать детские сады на первых этажах зданий. По мнению чиновников, такой вариант застройки будет интересен как застройщикам, которым не нужно будет строить отдельные здания дошкольных учреждений, так и самим жителям: «Согласитесь, не нужно ходить, ездить, а нужно просто спуститься с ребенком на первый этаж, чтобы отвести его в детский сад», - сообщил руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин. Благодаря снятым ограничениям по вместимости и высотности детский сад можно будет строить не только во вновь строящихся жилых домах, но и на освобожденных первых этажах жилых зданий.