Какие должны быть рефлексы у новорожденных. Какие есть рефлексы у новорожденных детей

Безусловные рефлексы новорожденных по возможности обеспечивают сохранность, поддерживая и регулируя неизменность внутренней среды организма.

Условные рефлексы — что значит?

Человеческие способности, приобретенные за время существования, базирующиеся на врожденных рефлексах, называют условными. Их на примере собак досконально изучил академик Павлов И.П. Инстинкты пробуждаются при влиянии раздражающих факторов (свет, звук, время), к которым организм раньше был безразличен. Каждая человеческая особь за свою жизнь приобретает много условных рефлексов, имеющих особенное значение и составляющих базу его знаний и опыта. Но детям приобретенные привычки и рефлексы не передаются.

К примеру, мамочка организовала вскармливание по времени каждые 3 часа. За неделю у грудничка вырабатывается рефлекторное чувство голода, и малыш начинает капризничать в установленное для кормления время.

Список рефлексов новорожденных

Жизненно важные значимые рефлексы новорожденных предусмотрены для всех случаев: одни помогают развиваться и формировать новые, усложненные, другие останутся навсегда, некоторые помогают пережить момент появления и сразу угасают после рождения.

Специалисты делят врожденные рефлексы грудничков на:

Оральные

  1. Сосательный — важнейшая способность, появляющаяся в первые часы жизни. Остается до полутора лет. Новорожденный обхватывает губами палец, сосок, соску и ритмично сосет. У доношенных правильно развившихся детей он отлично развит и оказывает на грудничка успокаивающее действие.
  2. Глотательный — проявляется после рождения и остается навсегда.
  3. Хоботковый — вид орального рефлекса, позволяющий выпячивать губу, напоминающую трубочку или хобот слона. Так самопроизвольно сокращаются мышцы вокруг рта. Пропадает к 3 мес.
  4. Ладонно-ротовой (или Бабкина) — когда новорожденному малышу пальцами надавливают на обе ладошки, у него приоткрывается ротик. Этот рефлекс способствует питанию крохи и ярко выражается, когда он голоден. Пропадает к 3 месяцам. Если рефлекс отсутствует или ослаблен, вероятно, у ребенка при родах был травмирован шейный отдел .
  5. Поисковый (или Куссмауля) — когда к уголку рта младенца прикасаются пальцем, соском или другим предметом, он начинает поворачиваться к раздражителю — так он ищет пищу. Угасает к 3-4 мес. Позже поиск еды проводится зрительно.

Спинальные

Доктор смотрит и фиксирует реакции, отвечающие за функционирование мышечного аппарата.

  1. Защитный — основной рефлекс, формирующийся после рождения. Ребенка выкладывают на живот, и он инстинктивно поворачивает головку, чтобы иметь возможность дышать. Угасает к 1,5 мес.
  2. Рвотный — жизненно важный защитный рефлекс. Питаясь молоком, кроха может подавиться. При его срабатывании, язык новорожденного ребенка высовывается и пища, выходит наружу.

Хватательные

  1. Робинсона и Янишвского — появляются при захватывании ладошками пальцев доктора или мамы и попытке максимально долго удержаться. Грудничка в эти моменты даже можно приподнять. Проявляется, когда он голоден, тогда кулачки непроизвольно сжимаются. Когда ребенок страдает парезом рук, рефлекс будет ослабленным или отсутствующим. Заторможенные дети проявляют ослабленную реакцию, возбудимые — усиленную. Угасает он в 3-4 мес., а если остается после 5 мес., то у ребенка подозреваются неврологические нарушения.
  2. Подошвенный (или Бабинского) — когда ребенка легонько поглаживают по внешней стороне подошвы — у него веерообразно раскрываются пальчики, а стопы сгибаются. Главным признаком, по которому оценивается состояние, симметричность и динамичность движений. Угасает к двум годам.

Двигательные

  1. Рефлекс Кернига — при разжимании коленного и тазобедренного сустава, они снова сжимаются. Полностью исчезает после 4 мес.
  2. Рефлекс испуга (Моро) — когда грудничок реагирует на резкие, громкие звуки. Сначала он раскидывает ручки в стороны, раскрывая кулачки, а после прижимает их к груди, заключая себя в объятия.
  3. Машинальная ходьба — когда новорожденный пытается шагать, если его вертикально держать подмышками. Такую «походку» оценивают по степени опоры и полноты наступания на стопу. Упор на пальцы и цепляние ступней друг за дружку является признаком нарушения .
  4. Рефлекс опоры. Когда грудничка удерживают за подмышки над поверхностью стола, он сгибает коленки, а затем становится, крепко прижимая стопы к опоре и «стоит» выпрямив ножки, в течение 10 сек. Сохраняется 1,5 мес.
  5. Рефлекс Бауэра (или спонтанное ползание). Когда малыша переворачивают на животик и подставляют под ножки ладонь, он начинает рефлекторно отталкиваться и ползти, пытаясь помочь себе ручками (). Если положить его на бок, движения не возникают. Выражается на 3-4 день и угасает в 3-4 мес. Дети, родившиеся с асфиксией, имеющие травмы головного мозга или внутричерепные кровоизлияния не обладают таким рефлексом. А если он не исчезает до 6 мес., то вероятно существует заболевание ЦНС.
  6. Рефлекс Галанта. Когда пальцем проводят в районе 1,5 см. от хребта малыша, его спина выгибается дугой, а ножка со стороны раздражения разгибается.
  7. Рефлекс Переса – неприятная проверка для грудничка. От копчика к области шеи по позвоночнику проводят пальцем, слегка надавливая. Ребенок разгибает туловище, сгибает ножки и ручки, начинает кричать и плакать. Медики стараются устроить данную проверку в конце осмотра. Физиологичен рефлекс до 4 мес.

Позотонические

  • Магнуса-Клейна – когда головку ребенка разворачивают в сторону, кисти и плечи занимают определенную позу, похожую на позу фехтовальщика. Ручка и ножка его распрямляются там, где расположено лицо, а те, что находятся с другой стороны, наоборот, сгибаются. Рефлекторная реакция существует до 2 мес.

Природой заложено больше врожденных рефлексов, до сих пор неизученных медициной. Но зная основные, родители сами могут определять их у малыша, стимулируя и тренируя инстинкты. Активный контакт ребенка с родителями расширит его физиологические способности, усилит двигательную активность и возможность лучше приспособиться к миру.

Проверку делают легкими касаниями, стараясь не причинить боль и дискомфорт.

Таблица начала и угасания рефлексов

Ученые отмечают, что есть зависимость между развитием мозга и угасанием первичных рефлексов. Низменные реакции со временем заменяются более совершенными и сложными. Наличие или отсутствие простых рефлекторных способностей – это показатель становления и развития нервной системы ребенка. Все дети разные и не всегда вписываются в статистические данные, выходя за их пределы либо в «плюс», либо в «минус». Если отличия существенны, за такими детьми требуется пристальное внимание и особый уход.

До года здоровые малыши развиваются приблизительно одинаково, отставая или опережая, друг дружку в незначительных временных рамках.

Название рефлекса Время появления Время угасания Патологии
Поисковый с рождения 4 мес., до 12 мес. во сне отсутствие рефлекса во сне
Сосательный с рождения 3-5 мес. до 7 мес. во сне недоношенные дети, с угнетением ЦНС
Магнуса-Клейна с рождения до 2 мес. 6 мес. поражение верхних моторных нейронов если рефлекс остается после 6 мес.
Машинальная ходьба с рождения 3-4 мес. отсутствие при параличе ног, ДЦП
Хватательный с рождения 4-6 мес., затем появляется простое захватывание предметов патологии ЦНС
Рефлекс испуга (Моро) с рождения не позже 4 мес. когда не исчезает после 6 мес., возможно расстройство ЦНС, паралич или перелом ключицы
Подошвенный с рождения 8 мес. ДЦП, патологии ЦНС

Причины слабого развития рефлексов

Иногда у грудничка рефлексы работают с опозданием, они заторможенные, плохо выражаются или, наоборот, усиленно проявляются. Это может провоцироваться как травмами при тяжелых родах, реакцией на лекарственные препараты, так и следствием заболеваний. Слабые спинальные, хватательные и оральные рефлексы проявляются у недоношенных, рожденных детей с незначительной асфиксией. Если мамочка наблюдает у новорожденного слабую сосательную и глотательную реакцию, это сигнал того, что он не голоден. Перед кормлением, рефлексы проявляются четче.

Когда у младенца полностью не выражаются рефлексы, это является серьезной проблемой, требующей вмешательства умелых врачей и проведения реанимационных процедур. Причинами торможения могут быть тяжелые родовые травмы — удушение пуповиной, патологии внутриутробного развития, нарушения в работе нервной системы. Усиленная рефлекторная реакция вызывается инфекционными заболеваниями, патологиями мышечного тонуса, нервной возбудимостью.

Врач, оценивая рефлексы малыша, обращает внимание не только на их наличие и реакцию. Говорить о тяжелых заболеваниях и патологиях можно в тех случаях, когда они сопровождаются другими опасными симптомами.

Когда ребенок появляется на свет, его нервная система еще не сформирована. Тем не менее, для адаптации в “новом мире”, у малыша уже присутствуют некоторые умения - рефлексы новорожденного (ответная реакция на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма). Рассмотрим что уже умеет новорожденный и как правильно проверить основные автоматизмы.

Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.

В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.

По типу образования

Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:

  • безусловные (врожденные) - с которыми уже рождается ребенок;
  • условные (приобретенные) - личный опыт ребенка.

По анатомическому расположению

За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:

  • Двигательные сегментарные (обеспечиваются спинным мозгом и мозговым стволом);
  • Надсегментарные позотонические (обеспечиваются центрами продолговатого и среднего мозга).

По биологической значимости

В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
  • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
  • ориентировочные (реакция на новый стимул);
  • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Всего выделяют 13 наиболее важных рефлексов малыша. Приведем их краткую характеристику в таблице.

Название рефлекса Как вызвать/Как проявляется Когда угасает
Моро При резком поднимании или опускании младенца, полусогнутые в локтях руки раскидываются по сторонам, а пальцы растопыриваются; после - руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. После 4 месяцев
Ассиметричный шейно-тонический (Магнус-Клейна) При резком повороте головы, лежащего на спине ребенка,в сторону повернутой головы вытягивается рука и нога; противоположные конечности сгибаются принимая “позу фехтовальщика”. После 4 месяцев
Шагательный При вертикальном удержании ребенка (упирая ступни о твердую поверхность) чуть переместив туловище вперед можно заметить что-то похожее на шаги. После 2-3 месяцев
Опоры При вертикальном удержании ребенка касаясь подошвами ног края стола, малыш будет пытаться встать на него. После 2 месяцев
Хватательный (кисти) При касании к ладони пальцем малыш крепко сжимает его, а при попытке забрать - сжимает еще больше. После 5 месяцев
Бабкина При давлении на ладонь и предплечье любой из рук, ребенок открывает рот, закрывает глаза и поворачивает голову в сторону раздражителя. После 4 месяцев
Хватательный (стопы) При нажатии на переднюю часть подошвы у ребенка происходит тоническое (обеспечивающие тонус мышц) сгибание пальцев стопы. После 9 месяцев
Симптом Бабинского При поглаживании ступни от пятки до пальцев можно заметить тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. После 6 месяцев
Поиска груди При касании пальцем щеки малыша, он будет поворачивать голову в сторону раздражителя и открывать рот, будто ищет сосок. После 3-4 месяцев
Сосательный При засовывании пальца ребенку в рот, он будет совершать сосательные движения. После 12 месяцев
Плавательный При расположении младенца вниз животом в воде, он будет пытаться совершать координированные плавательные движения. После 6 месяцев
Глотательный При попадании в рот пищи обеспечивает возможность проглатывания. Не проходит
Зрачковый При ярком свете или засыпании зрачки ребенка сужаются, и при пробуждении или в темноте расширяются. Не проходит

Спинальные двигательные автоматизмы

Обеспечиваются спинным мозгом. Создают “библиотеку” элементарных позных и двигательных программ, которые потом перерастают в намеренные движения. Рассмотрим основные:

Защитный

Попробуйте положить новорожденного на живот, он сразу повернет головку (данная реакция проявляется еще с первых часов жизни).

Важно!

У детей с отклонениями рефлекс может отсутствовать, нужно сразу помочь малышу чтоб он не задохнулся.

Опоры и автоматической ходьбы

Если вы возьмете малыша под мышки (не забывайте при этом страховать головку), он поставит ножки рядом и будет пытаться ходить.

Ползания (Бауэра)

Если приложить ладонь к ступням новорожденного, он рефлекторно начнет отталкиваться, совершая ползающие движения - спонтанное ползание (данная реакция исчезает до 4 месяцев).

Хватательный

При надавливании на ладонь, новорожденный обхватывает пальцы (проявляется еще с рождения). С третьего месяца жизни этот механизм становится все более интенсивным и нарастает.

Этапы развития:

  • От рождения до 2 месяцев (когда грудничок сжимает пальцы родителей. Большую часть времени ручки сжаты в кулачки);
  • Три месяца (ребенок пытается схватить интересующие его игрушки);
  • От четырех до восьми месяцев (маленький уже научился достаточно крепко держать предметы);
  • Девятый - двенадцатый месяц (успешное хватание предметов как правой, так и левой рукой).

Робинсона

При надавливании на ладонь малыш обхватывает пальцы настолько сильно, что его можно смело приподнять вверх (автоматизм проявляется при проверке у новорожденного хватательного рефлекса).

Галанта

Если провести пальцем по позвоночнику младенца, он начинает изгибаться, образуя дугу (соответствующая ножка разгибается в суставе).

Переса

Указательным пальцем проводим по позвоночнику младенца. Возникает задержка дыхания, далее следует крик. Все мышцы приходят в тонус, приподнимается таз, ручки, ножки.

Моро

Говоря простыми словами, это реакция на испуг. Она проявляется при хлопке или ударе в 15 см от головки. При этом ручки и ножки раскидываются, а потом обратно возвращаются в исходную позицию.

Важно!

Данный автоматизм проверяет врач, родителям не стоит делать это слишком часто, поскольку вызывать испуг крайне не желательно.

Кернига

У ребенка лежащего на спине одну ногу сгибают в коленном и бедренном суставах, но выпрямить их не удается (нормальная реакция). Исчезает рефлекс после 3-4 месяцев.

Оральные сегментарные автоматизмы

Оральные сегментарные автоматизмы несут в себе несколько понятий.

Сосательный

Положив в рот соску или палец, можно заметить активные сосательные движения.

Поисковый (Куссмауля)

Если поглаживать лицо в области ротика, не касаясь губ, то губа опускается, отклоняется язычок и головка поворачивается в сторону раздражителя (данный автоматизм присутствует до 3-4 месяцев).

Хоботковый

Постукивая пальцем по губам, они вытягиваются хоботком (существует до двух месяцев жизни).

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Нажав на подушечку большого пальца, открывается ротик и головка сгибается (проявляется до 3 месяцев).

Надсегментарные позотонические автоматизмы

К надсегментарным позным рефлексам относятся:

Асимметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна

Если повернуть голову новорожденного лежащего на спине чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, конечности к которым обращено лицо разгибаются, противоположные - сгибаются.

Симметричный тонический шейный

При сгибании головы повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей (зачастую в верхних), при разгибании - в разгибателях (данная реакция исчезает на 2 месяце жизни).

Лабиринтный тонический (ЛТР)

В зависимости от того лежит ребенок на спине или на животе, повышается тонус мышц:

  • на спине - разгибателей тела (шеи, спины, рук, бедер, голеней) и конечностей;

Шея и позвоночник ребенка напряжены, голова запрокинута назад, ноги разогнуты, стопы в положении подошвенного сгибания. Он запрокидывает голову, выпрямляет туловище, руки и ноги. При попытке согнуть голову ощущается существенное сопротивление. Голова не сгибается. Вместе с ней приподнимается и туловище, как «доска».

  • на животе - сгибателей тела и конечностей.

Лежа на животе у ребенка приподнят таз, согнуты ноги, руки, опущена голова. Он не может поднять голову и опереться на ручки, а так же прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнуться. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят.

ЛТР у здорового малыша практически не выражается (проходит на 2 месяце жизни).

Рефлекс Ландау (лабиринтный установочный)

При удержании ребенка свободно в воздухе лицом вниз. Сначала он поднимает голову (лицо вертикально, рот горизонтально), потом происходит тоническое разгибание спины и ног. Если опустить головку к груди, тонус исчезает и тело складывается (появляется на 5-6 месяце жизни и угасает на 2 году).

Что делать если у новорожденного слабые рефлексы

Проверка рефлексов - обязательная процедура которая позволяет проверить правильность развития малыша.

Важно!

Если рефлексы выражаются не полностью или не выражаются вовсе, нужно срочно проконсультироваться у специалиста.

Проблема может быть вызвана:

  • внутриутробной инфекцией при беременности;
  • нарушением мышечного тонуса;
  • нарушением нервной системы;
  • травмой ребенка при тяжелых родах;
  • реакцией на сильные лекарственные препараты.

Важно!

Иногда перед кормлением мама может заметить слабовыраженный сосательный рефлекс. Волноваться не стоит. Возможно это говорит лишь о том, что малыш не голоден.

Обращайте внимание не только на наличие, а и на угасание рудиментарных (рефлексы которые со временем пропадают) автоматизмов. Не пренебрегайте плановыми осмотрами. И помните, незначительные отклонения могут быть особенностью организма, которые никак не скажутся на дальнейшем развитии малыша.

После появления на свет новорожденного ребенка, все его органы и системы начинают адаптироваться к совершенно новым условиям жизни. Совсем маленькие детки лишены основных человеческих навыков, которые им предстоит осваивать в дальнейшем по мере взросления. Немаловажную роль и значение в процессе адаптации, занимают рефлексы новорожденных, с помощью которых малыш выживает и может в дальнейшем полноценно жить без них.

При появлении крохи, его первыми осматривают педиатр и невропатолог. Очень важной частью осмотра является проверка врожденных рефлексов. При нормальной работе центральной нервной системы, все физиологические рефлексы должны быть у ребенка в норме. Их тестирование проводится специалистами в теплом, хорошо освещенном помещении. При этом малыша в состоянии бодрствования, сухого и сытого, укладывают на ровную полужесткую поверхность, что также имеет значение для правильной диагностики.

Врожденные рефлексы новорожденных являются ничем иным, как специфической ответной реакцией, на те или иные внешние раздражители. Каждый из рефлексов возникает и исчезает в определенное время. Одним свойственно появляться непосредственно при рождении и с взрослением малыша затухать, другим – появляться уже в процессе взросления.

Все рефлексы у здорового новорожденного ребенка, должны иметь симметричный характер. Речь идет об одинаковом ответе левой и правой стороны на раздражители. Ненормальной реакцией считается, когда рефлекс присутствует с одной стороны, а с другой – отсутствует.

Это может свидетельствовать о проблемах с нервной системой .

Рефлексы можно условно классифицировать на две основные группы:

  • безусловные рефлексы новорожденных, которые заложены самой природой, имеют место сразу после рождения и со временем утихают, уступая место условным;
  • условные рефлексы новорожденных, которые ребенок приобретает из собственного жизненного опыта в процессе созревания головного мозга и физического, а также психоэмоционального развития.

Среди врожденных или безусловных рефлексов различают около 15 видов. Именно они помогают пережить ребенку сложный процесс адаптации, связанный с приспосабливанием к совершенно новым условиям жизни. Некоторые из них выполняют толчковую роль для приобретения других рефлексов, а некоторые и вовсе остаются с ребенком на всю жизнь.

Среди врожденных рефлексов можно выделить несколько групп:

  • с помощью которых обеспечивается нормальная жизнедеятельность всех систем малыша – дыхательный, глотательный, сосательный, а также спинальные;
  • с помощью которых слабый детский организм может защищаться от внешних раздражителей, например, холода или жары, яркого света и т.д.;
  • временные, играют разовую роль в жизнедеятельности малыша, например, во время родовой деятельности при прохождении по родовым путям младенец способен рефлекторно задерживать дыхание.

Оральные рефлексы новорожденных

Под этим понятием следует понимать, возможность малыша сосать материнскую грудь или соску при искусственном вскармливании, а также глотать получаемую пищу.

Среди основных оральных рефлексов следует отметить:

Сосательный — начинает себя проявлять буквально с первых часов жизни малыша. Проявляется он в виде готовности ребенка хватать своими губами любые раздражители, которые касаются губ или попадают в ротовую полость. Активные и ритмические сосательные движения обеспечивают ребенку питание и проявляются примерно до 1 года жизни, после чего начинают постепенно стихать. ()

Глотательный — с помощью которого ребенок может глотать поступающую пищу.

Хоботковый — при малейшем прикосновении к губам ребенка, он выпячивает их, свернутыми в трубочку, что напоминает хоботок. За это отвечает круговая мышца рта, которая непроизвольно сокращается при прикосновении (зачастую уже к 2-3 месяцам пропадает).

Поисковый или рефлекс Куссмауля — при котором ребенок опускает нижнюю губку и поворачивает головку в сторону раздражителя, активно занимаясь поиском маминой груди. Происходит рефлекс при каждом осторожном прикосновении к уголкам рта малыша и чаще всего также присутствует лишь в первые месяцы жизни ребенка.

Ладонно-ротовой или рефлекс Бабкина — выражается в открытии ротика ребенком с одновременным движением головы в направлении раздражителя при легком, одновременном нажатии на его ладошки. Явно выражен только в первые месяцы и уже к третьему месяцу жизни ребенка начинает постепенно угасать.

Спинальные — представляющие собой набор специфических реакций, которые указывают на состояние мышечного аппарата малыша. Специалисты проверяют эти рефлексы на протяжении всего периода новорожденности.

Защитный — активируется в первые часы жизни ребенка. Если малыша выложить на животик, его головка поворачивается в сторону и он пытается ее приподнять (). Таким образом от природы у ребенка заложена защитная функция от нарушения дыхания.

Хватательные и двигательные реакции

Рефлексы Робинсона и Янишевского или хватательный — выражаются в хватательном движении обеих ручек малыша и достаточно сильном удерживании в ручках маминых пальцев. Иногда сила захвата бывает настолько сильной, что таким образом удается даже слегка приподнять ребенка. Начинает ослабевать этот рефлекс примерно к 3-4 месяцам жизни новорожденного. Если он сопровождает малыша в более позднем возрасте, то это может указывать на наличие неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского или подошвенный , когда легкое поглаживание наружной части подошвы ребенка сопровождается раскрытием пальчиков на ножках в виде веера. При этом с тыльной стороны стопы слегка сгибаются. Этот навык оценивают по его энергичности и симметричности.

Рефлекс Моро — происходит в виде двух фаз, являющихся специфической реакцией малыша на громкий стук или другой резкий звук. При этом в первой фазе ребенок раскидывает в стороны ручки, разжимая при этом пальчики и выпрямляя ножки. Во второй фазе малыш возвращается в свое прежнее положение. Иногда его называют рефлексом объятий, так как во второй его фазе ребенок делает движение, которое напоминает объятие самого себя. Остается явно выраженным примерно до 5-месячного возраста.

Рефлекс Кернига — проявляется в виде специфической ответной реакции на попытки разжать ножки в коленных суставах и отвести их в стороны в тазобедренном суставе. У нормального здорового ребенка сделать это движение не удается. Проявляется до достижения малышом 4 месяцев.

Рефлекс автоматической походки или шаговый — малыш делает движения ножками, имитирующие самостоятельную ходьбу. Происходит это, когда его немного приподнять, слегка наклонив тело вперед. При этом он должен наступать на всю ступню, что является хорошим сигналом. Если же стопы начинают цепляться друг за друга или ребенок , то это может быть сигналом для обращения к неврологу.

Рефлекс Галанта , при котором определяется степень ответной реакции позвоночника ребенка на внешние раздражители. Малыш должен выгнуть спинку, если провести по позвоночнику пальцем (в дальнейшем, ).

Это далеко не полный список всех реакций. Существуют и некоторые другие врожденные реакции, которые в обязательном порядке проверит специалист в роддоме.

В каких случаях родителям следует беспокоиться

В случаях, когда врожденные рефлексы проявляются со слабой степенью интенсивности или немного запаздывают, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Такие отклонения могут указывать на определенные проблемы со здоровьем, например:

  • получение малышом травмы в период родовой деятельности;
  • присутствие некоторых заболеваний;
  • рождение ребенка недоношенным;
  • рождение с асфиксией;
  • специфическая индивидуальная реакция на прием некоторых лекарственных препаратов и т.д.

Особо опасной будет ситуация, когда рефлексы полностью отсутствуют в виду серьезных родовых травм, тяжелых внутриутробных пороков, глубокой асфиксии. Этот факт является основанием для проведения экстренных реанимационных мероприятий. Однако, если ребенку своевременно помочь, то можно с легкостью избежать проблем, так как резервы организма малыша огромные.

Рефлексы новорожденных малышей и деток первого года жизни представляют собой своеобразные защитные реакции организма, которые предусмотрены природой для того, чтобы пока еще ничего не умеющий кроха мог как-то отвечать на происходящие вокруг него действия. Другими словами, это базовый арсенал средств, необходимый ребенку для адаптации к новым условиям и приобретения определенных навыков в дальнейшем.

Рефлексы и их роль в человеческом организме

Для начала следует выяснить, что такое рефлекс. Этот термин происходит от латинского слова reflexus, что в переводе означает «отраженный» и обозначает двигательную реакцию, которая возникает в ответ на действие конкретного раздражителя. Все рефлексы подразделяются на две большие группы: условные и безусловные.

Безусловные присутствуют у человека с момента рождения. В качестве примера можно привести ресничный (при касании к ресничке человек моргает) и сухожильный (от удара по сухожилию мышца сокращается) рефлексы. Разумеется, у всех взрослых людей набор безусловных реакций одинаков.

Условными называют те рефлексы, которые каждый человек приобретает в течение жизни. Они дают нам возможность не задумываться над многими вещами, а выполнять определенные действия автоматически. Так, спортсмен-единоборец бессознательно ответит на нападение каким-либо приемом. Усиленное слюноотделение, которое наблюдается у нас при виде лимона, также является одной из условных реакций.

Кроме безусловных рефлексов, у новорожденного нет никаких навыков. Именно безусловные реакции помогают крохе ориентироваться в этом мире в течение первых недель внеутробной жизни. В процессе развития малыша на смену многим из них приходят осознанные и более совершенные действия. Такие непостоянные рефлексы называют транзиторными. В отличие от стойких реакций на раздражитель, которые сохраняются в течение всей жизни (чихание, кашель, сухожильный и другие рефлексы), транзиторные реакции присутствуют только у новорожденных и младенцев до года.

Возникает закономерный вопрос: а зачем вообще родителям знать, какие есть безусловные рефлексы у новорожденного? Ответ прост: по наличию этих реакций, степени их выраженности и симметричности можно сделать вывод о состоянии здоровья ребенка, развитии его нервной системы, а по времени появления и угасания транзиторных рефлексов можно судить, насколько быстро развивается малыш и не отстает ли он от сверстников.

Безусловные рефлексы новорожденного

  1. Поисковый рефлекс. Поглаживание кожи в районе уголка рта (не касаясь губ) приводит к опусканию нижней губы, отклонению языка и повороту головы в сторону раздражителя. Таким образом новорожденный ищет грудь матери;
  2. Хоботковый рефлекс. Легкое постукивание пальцем по верхней губе младенца провоцирует сокращение круговой мышцы рта, в результате чего его губы вытягиваются в хоботок;
  3. Сосательный рефлекс у новорожденных проявляется ритмичными сосательными движениями при помещении соски или указательного пальца в рот ребенка;
  4. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. При надавливании на ладонь вблизи возвышения большого пальца кроха отрывает ротик;
  5. Хватательный рефлекс у новорожденного проявляется сгибанием пальцев и захватыванием предмета в ответ на штриховое раздражение кожи ладони;
  6. Рефлекс Робинсона. Ухватившись ручками за что-либо (например, за мамины пальцы), малыш способен удерживать вес свободно висящего собственного тела;
  7. Рефлекс Моро. Этот рефлекс можно вызвать различными способами: с помощью громкого хлопка в ладони, удара по постели на расстоянии 10-15 см от ребенка, пассивного разгибания нижних конечностей, изменения положения тела крохи в пространстве (поднимание вверх с последующим опусканием). Во всех случаях реакция будет одинаковая: сначала малыш разведет руки в стороны, а затем сведет их вместе, словно делая охватывающее движение;
  8. Рефлекс опоры. Новорожденный, приставленный к опоре, разгибает ножки и плотно упирается стопами в поверхность;
  9. Рефлекс автоматической ходьбы. Если держать кроху под мышками и при этом слегка наклонить его тело вперед, придерживая головку, он начнет выполнять шаговые движения;
  10. Рефлекс Бауэра. Такой рефлекс у новорожденных деток проявляется ползающими движениями при надавливании на поверхность ступней в положении лежа на животе;
  11. Защитный рефлекс. Если уложить младенца на живот, он тут же повернет голову и постарается ее приподнять, спасаясь от удушья;
  12. Нижний хватательный рефлекс у новорожденных малышей можно увидеть при надавливании на переднюю часть подошвы. В ответ происходит тоническое сгибание пальцев ног;
  13. Рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение края подошвы грудничка приводит к непроизвольному разгибанию большого пальца и веерообразному расхождению остальных;
  14. Утиный рефлекс. При попадании струи воды, молока или воздуха на нос ребенок задерживает дыхание.

Слабые рефлексы у новорожденного малыша: когда стоит бить тревогу?

Бывает так, что определенные реакции у младенцев включаются позже или проявляются недостаточно ярко. Частичное отсутствие рефлексов у новорожденного может быть обусловлено родовой травмой, определенными заболеваниями, индивидуальной реакцией на некоторые лекарственные препараты. Слабость оральных и спинальных реакций характерна для недоношенных деток и малышей, родившихся с легкой асфиксией. 4.7 из 5 (6 голосов)


После появления на свет новорожденного ребенка, все его органы и системы начинают адаптироваться к совершенно новым условиям жизни. Совсем маленькие детки лишены основных человеческих навыков, которые им предстоит осваивать в дальнейшем по мере взросления. Немаловажную роль и значение в процессе адаптации, занимают рефлексы новорожденных, с помощью которых малыш выживает и может в дальнейшем полноценно жить без них.

При появлении крохи, его первыми осматривают педиатр и невропатолог. Очень важной частью осмотра является проверка врожденных рефлексов. При нормальной работе центральной нервной системы, все физиологические рефлексы должны быть у ребенка в норме. Их тестирование проводится специалистами в теплом, хорошо освещенном помещении. При этом малыша в состоянии бодрствования, сухого и сытого, укладывают на ровную полужесткую поверхность, что также имеет значение для правильной диагностики.

Оглавление [Показать]

Основные группы рефлексов

Врожденные рефлексы новорожденных являются ничем иным, как специфической ответной реакцией, на те или иные внешние раздражители. Каждый из рефлексов возникает и исчезает в определенное время. Одним свойственно появляться непосредственно при рождении и с взрослением малыша затухать, другим – появляться уже в процессе взросления.


Все рефлексы у здорового новорожденного ребенка, должны иметь симметричный характер. Речь идет об одинаковом ответе левой и правой стороны на раздражители. Ненормальной реакцией считается, когда рефлекс присутствует с одной стороны, а с другой – отсутствует.

Это может свидетельствовать о проблемах с нервной системой.

Рефлексы можно условно классифицировать на две основные группы:

  • безусловные рефлексы новорожденных, которые заложены самой природой, имеют место сразу после рождения и со временем утихают, уступая место условным;
  • условные рефлексы новорожденных, которые ребенок приобретает из собственного жизненного опыта в процессе созревания головного мозга и физического, а также психоэмоционального развития.

Среди врожденных или безусловных рефлексов различают около 15 видов. Именно они помогают пережить ребенку сложный процесс адаптации, связанный с приспосабливанием к совершенно новым условиям жизни. Некоторые из них выполняют толчковую роль для приобретения других рефлексов, а некоторые и вовсе остаются с ребенком на всю жизнь.


Среди врожденных рефлексов можно выделить несколько групп:

  • с помощью которых обеспечивается нормальная жизнедеятельность всех систем малыша – дыхательный, глотательный, сосательный, а также спинальные;
  • с помощью которых слабый детский организм может защищаться от внешних раздражителей, например, холода или жары, яркого света и т.д.;
  • временные, играют разовую роль в жизнедеятельности малыша, например, во время родовой деятельности при прохождении по родовым путям младенец способен рефлекторно задерживать дыхание.

Оральные рефлексы новорожденных

Под этим понятием следует понимать, возможность малыша сосать материнскую грудь или соску при искусственном вскармливании, а также глотать получаемую пищу.

Среди основных оральных рефлексов следует отметить:

Сосательный - начинает себя проявлять буквально с первых часов жизни малыша. Проявляется он в виде готовности ребенка хватать своими губами любые раздражители, которые касаются губ или попадают в ротовую полость. Активные и ритмические сосательные движения обеспечивают ребенку питание и проявляются примерно до 1 года жизни, после чего начинают постепенно стихать. (подробнее о сосательном рефлексе)

Глотательный - с помощью которого ребенок может глотать поступающую пищу.


Хоботковый - при малейшем прикосновении к губам ребенка, он выпячивает их, свернутыми в трубочку, что напоминает хоботок. За это отвечает круговая мышца рта, которая непроизвольно сокращается при прикосновении (зачастую уже к 2-3 месяцам пропадает).

Поисковый или рефлекс Куссмауля - при котором ребенок опускает нижнюю губку и поворачивает головку в сторону раздражителя, активно занимаясь поиском маминой груди. Происходит рефлекс при каждом осторожном прикосновении к уголкам рта малыша и чаще всего также присутствует лишь в первые месяцы жизни ребенка.

Ладонно-ротовой или рефлекс Бабкина - выражается в открытии ротика ребенком с одновременным движением головы в направлении раздражителя при легком, одновременном нажатии на его ладошки. Явно выражен только в первые месяцы и уже к третьему месяцу жизни ребенка начинает постепенно угасать.


Спинальные - представляющие собой набор специфических реакций, которые указывают на состояние мышечного аппарата малыша. Специалисты проверяют эти рефлексы на протяжении всего периода новорожденности.

Защитный - активируется в первые часы жизни ребенка. Если малыша выложить на животик, его головка поворачивается в сторону и он пытается ее приподнять (подробнее об удерживании головки). Таким образом от природы у ребенка заложена защитная функция от нарушения дыхания.

Хватательные и двигательные реакции

Рефлексы Робинсона и Янишевского или хватательный - выражаются в хватательном движении обеих ручек малыша и достаточно сильном удерживании в ручках маминых пальцев. Иногда сила захвата бывает настолько сильной, что таким образом удается даже слегка приподнять ребенка. Начинает ослабевать этот рефлекс примерно к 3-4 месяцам жизни новорожденного. Если он сопровождает малыша в более позднем возрасте, то это может указывать на наличие неврологических проблем.

Рефлекс Бабинского или подошвенный , когда легкое поглаживание наружной части подошвы ребенка сопровождается раскрытием пальчиков на ножках в виде веера. При этом с тыльной стороны стопы слегка сгибаются. Этот навык оценивают по его энергичности и симметричности.


Рефлекс Моро - происходит в виде двух фаз, являющихся специфической реакцией малыша на громкий стук или другой резкий звук. При этом в первой фазе ребенок раскидывает в стороны ручки, разжимая при этом пальчики и выпрямляя ножки. Во второй фазе малыш возвращается в свое прежнее положение. Иногда его называют рефлексом объятий, так как во второй его фазе ребенок делает движение, которое напоминает объятие самого себя. Остается явно выраженным примерно до 5-месячного возраста.

Рефлекс Кернига - проявляется в виде специфической ответной реакции на попытки разжать ножки в коленных суставах и отвести их в стороны в тазобедренном суставе. У нормального здорового ребенка сделать это движение не удается. Проявляется до достижения малышом 4 месяцев.

Рефлекс автоматической походки или шаговый - малыш делает движения ножками, имитирующие самостоятельную ходьбу. Происходит это, когда его немного приподнять, слегка наклонив тело вперед. При этом он должен наступать на всю ступню, что является хорошим сигналом. Если же стопы начинают цепляться друг за друга или ребенок становится с опорой на пальчики, то это может быть сигналом для обращения к неврологу.

Рефлекс Галанта , при котором определяется степень ответной реакции позвоночника ребенка на внешние раздражители. Малыш должен выгнуть спинку, если провести по позвоночнику пальцем (в дальнейшем, выгибание спинки может говорить о проблемах).

Это далеко не полный список всех реакций. Существуют и некоторые другие врожденные реакции, которые в обязательном порядке проверит специалист в роддоме.

В каких случаях родителям следует беспокоиться

В случаях, когда врожденные рефлексы проявляются со слабой степенью интенсивности или немного запаздывают, необходимо обратиться за консультацией к специалисту. Такие отклонения могут указывать на определенные проблемы со здоровьем, например:

  • получение малышом травмы в период родовой деятельности;
  • присутствие некоторых заболеваний;
  • рождение ребенка недоношенным;
  • рождение с асфиксией;
  • специфическая индивидуальная реакция на прием некоторых лекарственных препаратов и т.д.

Особо опасной будет ситуация, когда рефлексы полностью отсутствуют в виду серьезных родовых травм, тяжелых внутриутробных пороков, глубокой асфиксии. Этот факт является основанием для проведения экстренных реанимационных мероприятий. Однако, если ребенку своевременно помочь, то можно с легкостью избежать проблем, так как резервы организма малыша огромные.

Чтобы новорожденный младенец выжил после родов и быстрее адаптировался к новым условиям жизни, природа дала крохам рефлексы. Так называют реакции на какие-либо раздражители, как действующие на малыша извне, так и внутренние. При этом у только что родившегося малютки есть множество рефлексов, которые нужны ему лишь в первые месяцы жизни. Их проверка и оценка помогает определить, здоров ли младенец.


Рефлексы новорожденного служат показателем того, что ребенок здоров и развивается нормально Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Если рефлексы не проходят к положенному сроку, возможно, необходима консультация невролога

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.

Таблица основных врожденных рефлексов

Название рефлекса, возраст проявления

Как вызвать и какая реакция нормальна

Сосательный

(с первых часов после родов до 3-4 лет.)

Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения.

Защитный

(с первых часов после родов до 1,5 месяцев)

Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону.

Хватательный

(с рождения до 3-6 месяцев)

Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.

Опоры

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе.

Шаговый

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений.

Поисковый

(с рождения до 3-4 месяцев)

Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти.

Задержки дыхания

(с рождения до 4-5 месяцев)

Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.

Галанта

(с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев)

Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах.

Хоботковый

(с рождения до 2-3 месяцев)

Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед.

Бабинского

(с рождения до 1-2 лет)

Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся.

Робинсона

(с рождения до 3-6 месяцев)

Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться.

Переса

(с рождения до 3-4 месяцев)

Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки.

Бабкина

(с рождения до 2-3 месяцев)

Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову.

Моро

(с первого дня после родов до 4 месяцев)

Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает.

Бауэра

(с 3-4 дня жизни до 4 месяцев)

Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»).

Врожденные рефлексы новорожденного называются безусловными рефлексами

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Причины аномальной реакции на вызов рефлекса

Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:

  • Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
  • Внутричерепной родовой травме.
  • Гипотонии мышц.
  • Травмах спинного мозга.
  • Угнетении нервной системы медикаментами.
  • Парезах.

Как выработать рефлексы?

Для успешного развития условных рефлексов у ребенка раннего возраста важно действовать планомерно и регулярно. К примеру, для стимуляции хватательного рефлекса малышу нужно постоянно вкладывать в ручки разные предметы, подвесить над кроваткой игрушки, к которым крохе захочется дотронуться, предлагать захватить вещи, которые ему понравились.

Регулярными упражнениями родители могут развить рефлексы ползания, ходьбы, жевания и многие другие, которые кроха осваивает в первый год жизни.

Чтобы развить рефлексы ребенка, нужно регулярно с ним заниматься Что делать, если рефлексы снижены или отсутствуют?

У некоторых младенцев рефлексы проявляются не сразу или их включение запаздывает, что нередко связано с родовыми травмами или заболеваниями ЦНС. Сразу после родов педиатр должен проверить основные рефлексы и оказать малышу помощь при их отсутствии.

Врач проверяет наличие рефлексов у малыша сразу после его рождения

Особенно важен сосательный рефлекс, ведь с помощью него малютка получает пищу. Если он отсутствует, кроху приходится кормить через бутылочку или зонд, а в некоторых случаях – вводить питательные вещества внутривенно.

После выписки из роддома всех деток ежемесячно осматривает педиатр и в ситуации, когда какой-либо рефлекс выражен плохо или сохраняется после того срока, в котором он должен угасать, врач направит младенца на более детальное обследование к неврологу. Специалист оценит все рефлексы и при необходимости назначит требуемое малютке лечение.

В следующем видео популярный доктор Комаровский расскажет еще больше о безусловных рефлексах новорожденного ребенка.

Появившийся на свет ребенок обладает рядом автоматизмов (безусловных, атавистических, физиологических, условных), играющих большую важность на каждом этапе его развития. Некоторые умения, например: врожденные, приобретаются сразу после рождения крохи, другие – по мере ее взросления. Правильно ли развиты рефлексы новорожденного, а также работа нервной системы – оценивает детский педиатр или невропатолог.

Основные рефлексы у младенцев: безусловные и условные

Что же такое «рефлексы» (автоматизмы)? Согласно «Большой Советской Энциклопедии» – это физиологическая реакция организма маленьких детей на внешние раздражители, которые проявляются на какие-то действия. По тому, как у крохи выражены физические способности (например: хоботковый, сосательный, хватательный) можно оценить его психофизическое развитие.

Разделяют 2 основные группы – это безусловные и условные.

Безусловные рефлексы новорожденных – для чего нужны?

В период новорожденности (первые несколько месяцев) ярко выражены только безусловные рефлексы: глотательный, роговичный, сухожильный. Эти и другие врожденные умения позволяют грудным детям, как можно быстрее адаптироваться к новой жизни вне утробного организма.

Наличие безусловных рефлексов у ребенка играет важную роль, а именно:

  • защищают организм, помогают выжить и приспособиться к новым условиям;
  • обеспечивают нормальную деятельность нервной системы и выживание во внешней среде впервые месяцы после рождения;
  • помогают правильно развиваться и формируют новые рефлексы в старшем возрасте.

Важно! Если ребенок не проявляет каких-либо рефлекторных реакций на раздражитель, его необходимо показать врачу.

Ослабление или отсутствие у грудничка базовых рефлексов может свидетельствовать о неврологических расстройствах и негативно влиять на его дальнейшее развитие.

Условные рефлексы новорожденного – как проявляются

Полагаясь на медицинскую энциклопедию, условные рефлексы новорожденных относят к числу врожденных реакций младенческого организма на внутренние и внешние раздражители. Они формируются в процессе развития ребенка и служат «фундаментом» для приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

В зависимости от вида контактного раздражения выделяют простые (половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный) и сложные (имеют выраженный эмоциональный характер).

Физиологические рефлексы ребенка

Родителям кажется, что родившийся ребенок беспомощное создание, которое ничего не умеет делать. Однако некоторые физиологические способности помогающие крохе выжить уже заложены в утробе матери.

Итак, давайте изучим оральные рефлексы, которые имеются у новорожденных деток.

  • Сосательный

Данный рефлекс необходим для питания и развивается с первых дней жизни грудного ребенка. Как правило, продолжается до 1-1,5 года, а затем, постепенно угасает. Если в ротовую полость малыша положить соску (пустышку) или дать материнскую грудь, то появятся сосательные движения губами и язычком.

  • Глотательный

Это врожденный автоматизм на глотание пищи через ротовую полость. Он подконтрольный нервной системе и остается на всю оставшуюся жизнь.

  • Хоботковый рефлекс

Проявляется при легком прикосновении указательным пальцем к губам ребенка. Ответная реакция на раздражитель – сокращение мимических мышц верхней и нижней губы и выпячивание вперед в виде «хоботка» (трубочкой). Такой рефлекс позволяет малютке плотно захватить сосок во время прикладывания к груди.

  • Ладонно-ротовой (Бабкина)

Автоматизм Бабкина существует до 3 месячного возраста. Проверяется путем надавливания пальцем руки на ладонь малютки. Рефлекс ребенка на это действие – поворачивание головы в сторону ладони и открытие рта.

  • Поисковый (Куссмауля)

Суть рефлекса, если осторожно прикоснуться к углу рта (щеке) новорожденного, он начнет поворачивать голову, чтобы найти грудь своей мамы. В ответ на нежную манипуляцию кроха открывает ротик и начинает кушать молоко.

Бывалым мамочкам этот оральный рефлекс уже знаком, поэтому перед началом грудного вскармливания они прикасаются соском к щечке младенца.

  • Рефлекс защиты

Не менее значимым является защитный рефлекс, который проявляется во время переворотов на животик. Находясь в позиции «лежа на животе» кроха сразу повернет голову на бочок. В первый месяц жизни грудничка его наличие способствует развитию дыхательной функции.

Спинальные рефлексы у младенца

Спинальные безусловные автоматизмы или двигательные рефлексы проявляются с первых минут жизни новорожденного. По их выраженности можно узнать состояние скелетных мышц у ребенка. Объективную оценку и динамику их развития может дать только специалист. Поэту плановые осмотры играют важную роль при патронатном наблюдении за крохой.

Согласно медицинскому справочнику к спинальным рефлексам относятся:

  • Верхний хватательный рефлекс (Янишевского или Робинсона)

Хватательные рефлексы определяют реакцию ладошек ребенка на факторы внешних раздражителей. Если прикоснуться к ладони новорожденного или положить погремушку, он крепко сцепит ее своей ручкой. Иногда сжатие пальчиками настолько сильное, что младенца можно легко приподнять. Атавистический рефлекс Янишевского существует непродолжительное время – от 1 до 4 месяцев, после чего затухает.

  • Шейный тонический рефлекс (ассиметричный и симметричный)

Ассиметричный тонический рефлекс у малышей возникает в период новорожденности. Он характеризуется высокой возбудимостью и повышенным мышечным тонусом. У здоровых детей проявление тонического автоматизма наблюдают в возрасте двух-четырех месяцев, а ближе к полугодию он ослабевает или вовсе исчезает.

Диагностируется шейный автоматизм следующим образом: например, при повороте головы ребенка в левую сторону, он согнет правую ножку и ручку, а две противоположные – автоматически выпрямит. Такое положение тела чем-то напоминает «фектовальщика».

У детей с патологией ДЦП присутствие асимметрического рефлекса остается на долгий период времени. Такой категории малышей очень трудно ориентироваться в пространстве (отсутствует фокусировка взгляда) и координировать свои движения.

Симметричный тонический рефлекс проявляется в любом положении тела новорожденного. Он может быть сильно выраженным или слабым.

При сильно выраженных шейных рефлексах, ребенок не может принять удобную позицию, ему тяжело свернуться в калачик, сесть и даже ползать. После полугода возможна частичная задержка развития мелкой моторики.

Самостоятельно определить степень растяжения и сжатия мышц можно с помощью простого упражнения: наклонив голову ребенка к груди, сделать несколько движений на разгибание и сгибание рук и ног. При сильном сопротивлении ручек во время разгибания, а ножек при сгибании, кроху следует показать врачу-ортопеду.

  • Рефлекс опоры

Опорный рефлекс проявляется у новорожденного до 2 месячного возраста. Если кроху поставить ступнями на твердую поверхность, то он выпрямит ножки и будет стараться стоять.

  • Ползания (Бауэра)

Спинальный рефлекс Бауэра в норме у ребенка – до 4 месяцев. Выложенный на животик младенец будет проявлять попытки ползать (отталкивающие движения от ладоней взрослого), если его ножки почувствуют малейшую опору.

  • Шаговый (автоматической походки)

Как и ползание, данный рефлекс угасает на 2 месяце жизни ребенка. Проявление автоматизма походки у новорожденного можно наблюдать, если приставить его ступни на стол или другую твердую поверхность. Находясь вертикально, он начнет автоматически передвигать левой и правой ножками.

  • Галанта

Рефлекс Галанта проявляется, если провести пальцами или ладошкой (сверху-вниз) по позвоночнику. На внешний раздражитель в паравертебральной области ребенок выгибает спинку дугой. У детей этот автоматизм сохраняется впервые 2-3 месяца.

  • Подошвенный

Если провести ладонью по подошве (от подушечки к пятке), то большой пальчик начнет разгибаться. Одновременно четыре других пальца, веерообразно раздвигаются в стороны и разгибаются. Такую реакцию малыша на внешний раздражитель, еще называют рефлексом Бабинского.

  • Рефлекс Моро у грудничка

Можно проверить 3 способами: хлопком по пеленальному столику либо другой поверхности, на расстоянии 10-15 см от младенца; пассивным выпрямлением ножек; опусканием тела вниз и поднятием в исходное положение. В ответ на раздражение новорожденный реагирует так: вначале отводит ручки в разные стороны, а затем возвращает к туловищу, как бы его охватывая. Данный автоматизм можно наблюдать у детей с первых дней новорожденности. Как правило, он угасает после 4 месяцев, у недоношенных деток может длиться намного дольше.

  • Кернинга

Проверяется у грудного ребенка до 2-3 месяцев, путем сгибания ножек в коленных суставах на сопротивление. Рефлекс Кернинга считается в норме, если разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах невозможно.

Как проверять наличие рефлексов у младенца

Большинство молодых родителей не знают что делать, если рефлексы у ребенка ослабленные, отсутствуют или не угасают после 5-6 месяцев развития.

Иногда причиной угасаний автоматизмов у детей могут стать послеродовые травмы, недоношенность, противопоказанность принимаемых лекарственных препаратов или заболеваний во время протекания беременности.

Появление и угасание врожденных рефлексов можно проверять у невропатолога, как при плановых осмотрах малютки, так и самостоятельно дома.

  • При каждом кормлении грудью или из бутылочки проверять, как ребенок реагирует на легкие прикосновения к щечке, или верхней губе – открывает ли он ротик, ищет ли раздражитель. Таким способом мама проверит реакцию на оральные рефлексы новорожденного.
  • Во время игр с 2-3 месячным малышом, как можно чаще давать в ручки игрушки (погремушки). Проверить степень развития хватательного рефлекса очень просто: положите в ладонь крохи свой указательный палец, и вы заметите, как он молниеносно сожмет своей ручкой. В случае угнетения, проконсультируйтесь с врачом.
  • Наблюдайте, поворачивает ли кроха на бок головку, когда лежит на животике. Ослабление или отсутствие поворотов головой может свидетельствовать о наличии такого неприятного заболевания как ДЦП.
  • Во время удерживания грудничка в вертикальном положении, поставьте его стопы к опоре, он должен совершить активные движения ножками. Так проверяются рефлексы опоры и автоматической походки.

Контролировать ответные реакции организма необходимо постоянно, особенно впервые месяцы жизни новорожденного. В случае каких-либо отклонений – это может свидетельствовать о патологических нарушениях в развитии мышечной, костной и нервной систем.

Родителям, которые знают, какие должны быть рефлексы в норме, когда возникают, их значение, намного легче воспитывать и растить здорового ребенка.

Рефлекс - это бессознательная реакция организма в ответ на воздействие раздражителей, поступающие из окружающей среды. Они делятся на безусловные и условные.

Безусловный рефлекс - это врожденное реагирование на уровне инстинкта на определенные стимулы.

Условный рефлекс - это реакция организма, которая вырабатывается под воздействием определенных условий в процессе жизнедеятельности малыша.

Безусловные рефлексы по мере развития нервной системы угасают. Наибольшую роль они играют у малышей в период новорожденности и являются существенным диагностическим признаком многих нарушений, в первую очередь, в нервной и мышечной системе крохи.

Рефлексы у новорожденных:

Наличие правильных врожденных (безусловных) указывает на нормальное и завершенное развитие плода и достаточный уровень созревания его нервной системы.

Все отклонения от нормы свидетельствуют о нарушениях в нервной системе и требуют консультации невролога и контроля за состоянием и развитием ребенка.
Такие нарушения могут иметь временный характер и являться результатом адаптационных расстройств, незрелости плода даже в случае доношенности.

Рефлексы у новорожденных проявляются при участии определенных мышц и воздействии на них раздражителей. Нормальное проявление рефлекса возможно только при нормальной мышечной силе и напряжении в совокупности с ничем не нарушенной цепной реакцией начиная от раздражителя до ответной реакции на него.

Чем глубже недоношенность малыша, тем слабее рефлекторные реакции его мышц.

Сосательный, глотательный и поисковый рефлексы:

Сосательный и глотательный рефлексы появляются независимо друг от друга и являются начальными признаками зрелости нервной системы плода. Правильное формирование этих рефлексов заканчивается к 32-й неделе беременности, что позволяет новорожденному сразу после рождения уметь сосать и глотать.

Наиболее зрелым безусловным рефлексом новорожденного является сосательный. Вызвать его способны раздражители, которые вовсе не связаны с процессом кормления. Легко прикоснувшись к щеке малыша, он сразу поворачивает головку в вашу сторону, выпячивает губы и начинает искать соску или грудь.

Поисковый рефлекс говорит о нормальном напряжении и силе мышц шеи. Но очень быстро он исчезает.

Сосательный рефлекс - один из важнейших безусловных рефлексов новорожденных

Рефлекс Моро:

Рефлекс Моро (спинальный) начинает проявляться у всех доношенных новорожденных. Он характерен для малышей в возрасте до 1 месяца.

Протекает такая реакция в два этапа:

1. Ударив по поверхности, где лежит кроха, на расстоянии 15 см от головки или неожиданно разогнув ножки, он разведет ручки в стороны, разогнув при этом кулаки;

2. Возвращение рук в начальную позицию по истечении нескольких секунд.

Первая фаза такого рефлекса вызвана испугом ребенка, вторая - желанием найти защиту у мамы.
Наиболее сильно такой вид рефлекса проявляется в первые 2 недели жизни малыша. Чаще всего его проявление можно заметить при пеленании, смене одежды, купании.

Такой рефлекс у ребенка - это реакция на страх. Поэтому приближаться к малышу необходимо очень плавно и аккуратно.
Отсутствие или слабая выраженность такой реакции у новорожденных указывает на очень слабый тонус мышц или другие нарушения в нервной системе. Также важно учитывать и контролировать симметричность проявления реакции Моро.

Рефлекс Моро угасает к месячному возрасту

Рефлекс хватания:

Протекает в две стадии:

1. При надавливании пальцем на ладонь или стопу малыша, он сожмет пальчики;

2. Малыш так сильно охватывает пальчики взрослого своей кистью, что его вполне можно поднять за руки.

Этот рефлекс может сохраняться до 4-х месяцев. Взамен ему должно прийти произвольное и осознанное захватывание предметов детскими ручками.

Хватательный рефлекс существует до 4 месячного возраста

Постуральные рефлексы:

Таки рефлексы длятся на протяжении всего периода воздействия раздражителя. Наблюдение за этими рефлексами позволяет доктору оценить, нормально ли протекает двигательное развитие малыша. К этой категории реакций относят следующие:

1. Рефлекс опоры;

2. Автоматическую ходьбу;

3. Рефлекс ползания.

Ползание:

Необходимо кроху уложить на животик и приставить ладошку к его стопам. Ребенок инстинктивно оттолкнется от нее, а мышцы-разгибатели нижних конечностей будут поочередно сокращаться. Малыш начнет ползти.

Рефлекторное ползание (рефлекс Бауэра)

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы:

Необходимо взять малыша подмышки и удерживать головку. Стопы должны полностью соприкасаться с поверхностью. Здоровый ребенок будет сильно разгибать ножки, стопой упираться в поверхность. Когда это произойдет, наклоните ребенка слегка вперед - он сделает несколько маленьких шагов. В некоторых случаях дети в процессе такой «ходьбы» скрещивают ножки в районе голени и стопы. Такая реакция называется автоматической ходьбой. Важно оценивать симметричность таких перекрещиваний ног и их силу.

Рефлексы автоматической ходьбы

Шейный рефлекс:

Уложите малыша на спинку. Пассивно поворачивайте его головку вбок. При таком повороте в одну сторону конечности будут автоматически разгибаться, а в другую - сгибаться. Иначе такой рефлекс называют ассиметричным шейно-тоническим. Такой же рефлекс можно вызвать, уложив ребенка на спинку, подложив под лопатки ладошки рук взрослого и приводя голову к груди. При сгибании головы ручки будут сгибаться, а ножки разгибаться. При возвращении головы реакций ног будет противоположной.
Этот вид рефлекса не проявляется у всех новорожденных. Больше всего его наблюдают у младенцев более старшего возраста.

У новорожденных этот рефлекс часто проявляется поворотом туловища в сторону головки.

Рефлекс Галанта:

Такая реакция сформирована с 27-й недели беременности. Кроху необходимо уложить на спинку и поочередно проводить пальцем от копчика к шее с обеих сторон от позвоночника. В ответ на это малыш выгибается вбок дугой, которая открыта в бок раздражителя. Выраженность такого рефлекса указывает на состояние тонуса и работы мышц спины и их симметричность.

Рефлекс Галанта

Глазной рефлекс Пейпера:

Такая реакция позволяет в очень раннем возрасте определить, видит ли ваш малыш. Необходимо направить сбоку к глазкам ребенка свет маленького фонарика. В ответ на это у крохи сузятся зрачки, он сомкнет веки и откинет голову назад. Если в это время поднести руку к глазам малыша, то реакции никакой не последует. Такой вид безусловных рефлексов очень быстро исчезает, поскольку орган зрения привыкает к свету.

Рефлекс «глазки куклы»:

Иногда такой рефлекс называется «убегающие глазки». Его суть состоит в том, что при повороте головки малыша вбок глазные яблоки двигаются в противоположную сторону. Этот рефлекс практически полностью исчезает до десятого дня жизни, поскольку зрительные нервы очень быстро развиваются и дозревают.

Рефлекс Керера:

Относится к слуховым рефлексам. При резком звуке ребенок плотно смыкает веки. Если такая реакция отсутствует, то никогда не рассматривайте это явление как глухоту у малыша. Рекомендуется повторять такие проверки несколько раз. Только после длительного отсутствия реакции необходимо более тщательно наблюдать за состоянием ребенка.

Рефлекс перекрестного разгибания:

Необходимо уложить малыша на спину и аккуратно разгибать ногу в колене. Одновременно проводите пальцем по подошве. В результате такого воздействия вторая нога ребенка сначала согнется в колене, затем разогнется и прикоснется стопой к раздражителю - пальцу руки взрослого.

Сильнее всего такой рефлекс проявляется с 34-36-й недели беременности, но в некоторых случаях его можно наблюдать и у недоношенных детей с 28-й недели беременности.

Важно проверять такой рефлекс с обеих сторон на симметричность и соблюдение последовательности реакции. Асимметрия, как правило, указывает на нарушение в нервной системе и костно-мышечном аппарате (дефекты тазобедренного сустава).

Рефлекс Переса:

Указывает на нормальное развитие шейных мышц и их тонус. Определяется таким образом: приподнимите малыша в вертикальное положение и обратите внимание на угол между головой и спиной. Чем он меньше, тем ниже тонус мышц шеи у новорожденного. Особенно хорошо заметен такой рефлекс у недоношенных детей, когда их головка сильно запрокидывается назад.
Если подобная картина отмечается у доношенных малышей, то это может указывать на заболевания, которые приводят к слабости шейных мышц. Также часто такое состояние наблюдается у детей после приема обезболивающих препаратов или вследствие послеродового ацидоза.

Повышенной тонус шейных мышц легко определить так: приподнимите малыша за ручки вертикально. Если он в таком положении легко удерживает головку как ребенок 2-3 месяцев - это сигнал наличия определенной патологии, что требует наблюдения за крохой. Наиболее частая причина такого состояния - гипоксия. С первых дней жизни таким детям назначают специальный комплекс упражнений и расслабляющий массаж.

Подошвенные рефлексы:

Такие рефлексы являются физиологическими только у новорожденных и младенцев. У детей более старшего возраста они указывают на наличие патологии.

Проведите пальцем руки по внешнему краю стопы в направлении от пятки до большого пальца. При этом к подошве должны пригибаться все пальчики, кроме большого - он отклоняется назад. Очень часто ребенок одергивает ногу при воздействии раздражителя. Такая реакция носит название рефлекс Бабинского.

Другой вариант такого рефлекса: несильными и отрывистыми ударами воздействуйте на пальчики ног со стороны подошвы. В ответ на это пальцы будут сгибаться. Эта реакция иначе называется рефлексом Россолимо.

Оба вида подошвенных рефлексов не имеет никакого диагностического значения у малышей первого года жизни.

Хоботковый рефлекс:

Заключается в выпячивании губ ребенка при прикосновении к ним пальца взрослого. Объясняется эта реакция сокращением мышцы рта малыша - сосательного мускула. Сохраняется этот рефлекс 2-3 месяца, потом исчезает. Если этот рефлекс сохраняется до шести месяцев, тогда необходимо сообщить об этом педиатру.

Регулярная проверка рефлексов и контроль за динамикой их развития имеют важное диагностическое значение. Часто отклонения в рефлексах являются наиболее ранними признаками заболеваний центральной нервной системы.