Каким было детство наших бабушек и дедушек

Проектно-исследовательская работа

МОБУ «Комаровская СОШ им. В.М. Устиченко»


Альмухамбетова Ариана

Руководитель проекта:

Муканова Роза Сапаргалиевна


Введение

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребят. Те самые игры, в которые играли не только наши родители, но и наши бабушки и дедушки. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

В год СЕМЬИ ребята 3 класса решили собрать коллекцию игр, в которые играли их мамы и папы, дедушки и бабушки… А затем научить этим прекрасным забытым играм своих сверстников.


« Забытые игры наших бабушек» .

Цель работы:

  • Изучить подвижные игры

наших бабушек.


« Забытые игры наших бабушек»

Задачи:

  • Провести анкетирование сверстников, родителей, бабушек и дедушек;
  • Выявить, в какие игры любят играть наши сверстники и в какие игры играли наши мамы и папы, бабушки и дедушки;
  • Изучить литературу по данной теме, найти необходимую информацию в сети Интернет;
  • Выпустить сборник, в которые войдут все изученные нами игры;
  • Разучить с одноклассниками новые игры.

Объект исследования: люди

Предмет исследования: русские народные игры.

Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек отличались от современных.

Методы исследования:

1.Подбор и изучение материала по теме.

2.Опрос в форме анкетирования родителей и бабушек.

3.Опрос в форме анкетирования учащихся 3-4 классов


Игры наших сверстников

Анкетирование наших сверстников:

  • Любишь ли ты играть?
  • Твои любимые игры?
  • Знаешь ли ты, в какие игры играли твои родители, бабушки и дедушки?

Игры наших сверстников

Название игр.

Кол-во человек

Любимая игра

Дочки - матери

Классики

Догонялки

Компьютерные игры

Футбол, хоккей

Пионербол

Волейбол

Шашки, шахматы


Выводы:

Проанализировав результаты, мы выявили, что у половины детей любимые игры – компьютерные.

А жаль!

Некоторые, особенно девочки, любят играть в малоподвижные игры: куклы, шашки . Но они проходят в комнате. А детям так полезен свежий воздух.

Радует, что наши мальчики любят спортивные игры – футбол, хоккей, пионербол, волейбол.



Игры наших родителей и бабушек

Название игр.

Мамы и папы

Бабушки и дедушки

Казаки-разбойники

Хоккей, футбол

Дочки – матери

Классики

Выжигало

Резиночка

Гуси-гуси




Выводы:

Наши родители, бабушки и дедушки, как и мы, любили играть в спортивные игры, шашки, шахматы и карты. Мамы любили играть в куклы, как и наши девочки.

Главное отличие мы видим в том, что во времена детства наших бабушек не было компьютеров. Наверное, поэтому родители намного больше знают подвижные игры, чем наши сверстники.



Чтобы собрать ребят играть,

Нужно громко прокричать

"зазывалочку".

Например, такую:

Кто будет играть в интересную игру? А в какую - не скажу! А потом не примем, за уши поднимем. Уши будут красные,

до того прекрасные.

Или вот такую:

Тай-тай, налетай, в интересную игру Всех принимаем и не обижаем, А кто опоздает - в небо улетает.



Чтобы выбрать ведущего справедливо, нужно просто посчитаться. Выбирай считалку по своему вкусу:

Раз, два, три, четыре, Меня грамоте учили. Не считать, не писать, Только по полу скакать.

Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три, Начинаешь ты.

Котик шёл по лавочке, Раздавал булавочки. Сядет на скамеечку - Раздаёт копеечки: Кому десять, кому пять, Выходи, тебе искать!

Возле школьного крыльца Посадили деревца: Вера – вербу, Вася – ясень, Слава – сливу, Клава – клен… Ты старался – оставайся! Ты ленился – ВЫЙДИ ВОН!

Раз, два, три, четыре! Жили мышки на квартире; Чай пили, Чашки били, По три денежки платили! Кто не хочет платить, Тот и будет водить!

Гномик золото искал! И колпак свой потерял! Сел, заплакал, - как же быть?! Выходи! Тебе водить!

Из архива семьи Паскаль Елены



Девочки- принцессы.

Мальчики разбиваются по парам. Мальчики покрепче –кони, мальчики полегче играют рыцарями. Начинается турнир рыцарей. Мальчики рыцари садятся на своих коней и вступают в схватку, то есть свободной рукой рыцарь старается поймать руку другого рыцаря и повалить.

Турнир продолжается до того момента пока на седле не останется один рыцарь- победитель. Победитель из числа принцесс выбирает королеву.

Игра из архива семьи Дмитриенко Ильи


На площадке чертят две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это - дорога. Сначала выбирают ведущего, который назначается Светофором. Все игроки, кроме «светофора», выстраиваются за одной из линий. «Светофор» караулит на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок может отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он берется за него рукой и спокойно переходит через «дорогу». Если же нужного цвета на игроке нет, он быстро перебегает на другую сторону. А «светофор» должен ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивается, сам становится «светофором».

Игра из архива семьи Белова Тимофея


старт

На площадке отчерчиваются на расстоянии около тридцати метров одна от другой две линии – «старт» и «финиш». На старте стоят игроки, на финише, спиной к ним, находится водящий. Он произносит фразу: «Тише едешь – дальше будешь. Раз, два, три!» За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Едва закончив говорить, водящий быстро поворачивается и осматривает замерших на месте участников игры. Тех, кто не успел вовремя остановиться или пошевелился, водящий отправляет на линию старта. Побеждает тот игрок, кто первым доберется до финиша. Он и становится следующим водящим.


Игра из архива семьи Ахметкалиевой Екатерины

Игра состояла в том, что один человек должен забраться на гору. Другие дети были в низу. Потом они должны были подняться на эту гору. Кто первый заберётся и столкнёт царя с горы, тот и будет победитель эта игра всем нравилась. Дети кувыркались, веселились и даже когда был сильный мороз, ребята не замерзали, потому что все двигались.


Играют не меньше 2 человек. Говорят: «Вы поедете на бал?» Нельзя отвечать нет или да. Потом ведущий задает другие вопросы(что вы оденете на бал или какая будет карета…) Нельзя в ответах употреблять слова: ЧЁРНОЕ, БЕЛОЕ.

Итак: «Да и нет не говорите,

Чёрного, белого не носите…

ВЫ ПОЕДЕТЕ НА БАЛ?»

Будьте внимательны. Если скажете запрещённое слово, выйдите из игры. Надо играть очень - очень быстро. Выигрывает тот кто останется последним.

Игра из архива семьи Листопад Ирины


Один из игроков назначался «монахом», еще один – «продавцом», все остальные были «красками». Каждая из «красок» загадывала себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщала его «продавцу». «Краски» и «продавец» садились на длинную скамейку. «Монах» подходил к ним и говорил: «Тук-тук!» «Продавец» спрашивал: «Кто там?» – «Я монах в синих штанах!» «Продавец» интересовался: «За чем пришел?» – «За краской!» – «За какой?» «Монах» называл какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, «продавец» отвечал: «Такой у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке!» «Монах» делал круг почета на одной ноге и возвращался за новой краской. Если же названная «краска» присутствовала среди сидящих, «продавец» говорил: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «черт» «расплачивался» – хлопал рукой по ладони продавца нужное количество раз (использовался возраст игрока), «краска» вскакивала и убегала. «Монах» пытался поймать краску. Пойманная «краска» становилась «Монахом». Если же игрок сумел вернуться на скамейку – игра продолжалась.

Игра из архива семьи Малого Филиппа


Игрок начинает бить мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар:

«Я знаю пять имен девочек:

Маша – раз, Ира – два…»

И так до пяти.

Затем используются разные категории: имена мальчиков, животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п. Если кто-то сбился или уронил мяч, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.


Игра из архива семьи Жулдаякова Багдата

Все игроки выстраиваются в ряд. Водящий с расстояния в 2–4 метра бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет – отбить (или просто не ловить). Правильно среагировавший игрок делает шаг вперед, если ошибся – возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым смог добраться до водящего, сам становится водящим.


Игра из архива семьи Ирмагамбетовой Алтынай

Дети становятся в круг. Первый ребенок бросает мячик любому другому игроку, говоря при этом: «Один!» Дальше мячиком перебрасываются молча, считая броски про себя до десяти. Тот игрок, кому выпало бросать мяч одиннадцатый раз, вместо того, чтобы ловить, отбивает его руками в землю, проговаривая громко: «Одиннадцать!» Если «одиннадцатый» игрок не смог отбить мяч или сбился со счета, он отправляется внутрь круга и там сидит на корточках. Цикл игры повторяется, но теперь уже задача «одиннадцатого» отбить мяч не в землю, а выбить им «провинившегося» игрока внутри круга. Если ему это удается, «провинившийся» возвращается в игру, если же нет – игрок присоединяется к «штрафникам». Бывает, что к концу игры остается всего лишь один действующий игрок. Тогда он молча набивает мяч об землю десять раз, а на одиннадцатый выбивает кого-нибудь из круга, и игра продолжается.


Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мячик. Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника какую-нибудь часть тела. Например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (не разговаривать). Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым». «Калека», не справившийся со своей утратой (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг. Последний «выживший» игрок объявляется победителем .

Игра из архива семьи Малькановой Анны


Игра из архива семьи Миллер Натальи

Все игроки садятся на скамейку и складывают ладошки «лодочкой». Ведущий держит в сложенных ладошках колечко или любой другой мелкий предмет (пуговица, камешек). Проводя своими руками между ладоней каждого игрока, ведущий незаметно вкладывает кому-нибудь в руки колечко. Затем чуть отходит в сторону и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этих слов задача игрока с колечком быстро встать, а других участников – удержать его на скамейке. Удалось вскочить – стал ведущим. Нет – ведущий остается прежний.


Дети должны встать в круг лицом, попарно - один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей - один из пары бежит, другой догоняет. Бегают вокруг круга. Тот, кто убегает, может спастись от погони. Для этого нужно быстро встать к любой паре третьим перед первым игроком пары. Тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим. Теперь он должен должен убегать от погони. Если догоняющий дотронется до убегающего, то они меняются ролями.


УГАДАЙ ЧИСЛО

Все игроки встают в круг и начинают прыгать на месте, приговаривая:

«Дети бегали по школе

и считали этажи.

Раз, два, три, четыре,-

расставляйте ноги шире.

Угадаешь ты число,

Будешь - Во!»

На последнем слове все останавливаются, при этом расставив ноги. Теперь по очереди каждый называет число и начинает соединять ноги не отрывая ступней от пола, двигая сначала носки, потом пятки, носки, пятки - при этом считая каждое движение, если число совпадает с названым, игрок остается в игре, если нет - выбывает, а игра начинается с самого начала с оставшимися игроками.

Игра из архива семьи Аданая Лали


Игра из архива семьи Реверчук Апгелины

Играют несколько детей. Выбирается один или два ведущих, которые уходят в сторону и отворачиваются. Все остальные встают в круг, держась за руки, и начинают запутываться между собой, не разжимая рук. После этого все хором зовут ведущих:

«Путаница, путаница, распутай нас!»

Задача ведущих распутать всех, вернув их в первоначальный вид (в круг), не разжимая при этом рук участников. Если сумеют распутать - победили, если нет - победили «путаники».


Игра из архива семьи Сабировой Карины

Надо встать в круг, и перебрасывать мяч друг другу. Задача "собачки" - завладеть мячом. Потерявший мяч сам становится "собачкой".

Один из игроков становится садовником, остальные выбирают себе название любого цветка и только на него откликаются. Садовник начинает игру: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме... (называется временное имя любого из игроков, например «лилия»). Лилия должна тут же отреагировать словом: «Ой!» А Садовник отвечает: «Что с тобой?» Лилия говорит: «Влюблена» Садовник отвечает: «В кого?» Лилия говорит: «В тюльпан» . Теперь диалог ведут лилия и тюльпан. Тюльпан: «Ой» ... и т.д., Если игроки ошибаются (сделал большую паузу, отозвался на чужое имя, не откликнулся на свое или забыл " имена " цветов), то они отдают "фанты«(это какая-то личная вещь), которые потом разыгрываются. И снова игру начинает садовник. Играют до тех пор, пока не наберётся какое-то количество фантов.

Фанты разыгрываются так:

один достает фант, другой (отвернувшись) назначает задание хозяину фанта, которое тот должен выполнить, чтобы получить вещь обратно (спеть, рассказать стишок, прокукарекать, попрыгать на одной ножке и т.д., зависит от фантазии).

А еще в эту игру можно играть на выбывание.


Игра из архива семьи Альмухамбетовой Арианы

Ведущий прячет небольшой предмет, который игроки должны найти. При этом ведущий помогает узнать местонахождение предмета словами: холодно, холоднее, теплее, горячо, совсем жарко и т.д. Чем ближе игроки подходят к месту, где спрятан предмет, тем становится теплее, горячее, жарче … И наоборот, чем дальше от предмета, или потерян ориентир , тем погода становится прохладней, холоднее, морознее … Кто первый нашел предмет, тот становится ведущим.



Игра из архива семьи Мукановой Р.С.

ЭТО большое?

Это живой предмет?


Игра из архива семьи Ролдыгина Александра

Один ребенок изображает курочку. Ему на одежду цепляют бельевые прищепки, и он начинает бегать. Другие игроки «общипывают» «курочку»,

сдергивая прищепки.

Тот, до кого курочка дотронется, в следующий раз,

сам становится курочкой .



На площадке рисуются кружки-домики, ровно на один меньше количества игроков. Ведущий обходит домики, собирая игроков в цепочку и уводит их подальше, при этом рассказывая куда их ведет: «Пошли погулять гномики, оставили свои домики: гномик Миша (например), гномик Саша (и т.д., перечисляя всех игроков), пошли они в лес, да заблудились, долго-долго ходили… (а дальше фантазия детей). Затем следует неожиданная команда "по домам" в любом месте рассказа.

После команды: "по домам" - все бросаются обратно к домикам. Тот игрок, кому не досталось домика, становится водящим. Эта интересная игра развивает внимание и реакцию.


  • Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!
  • На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.



Выводы исследования:

В ходе исследования мы узнали различные игры наших родителей, бабушек и дедушек и их влияние на развитие ребёнка. Мы узнали, что есть много интересных игр и будем дальше разучивать их на уроках физической культуры и на переменах.

В мире компьютеризации оставим место для учебы.



Ты на небо посмотри -

Сколько круглых радуг там.

Это мыльные пузыри

Радуются всем цветам.

Данченко Маргарита


Выйдем мы во двор опять,

Чтобы в прятки поиграть.

Чтоб побегать, порезвиться

Хорошо повеселиться.

Оленька играет в прятки. Где искать ее, ребятки? Заглянули под кровать Под кроватью не видать. «Где ты, Оля, далеко ли? Мы соскучились без Оли!» И за дверью Оли нету, И не видно за буфетом, И на кухне под столом Олю тоже не найдем. Оля прячется за креслом: «Нет, играть неинтересно. Вдруг забудут, не найдут?» «Где ты, Оленька?» «Я тут!»

Данченко Маргарита


Играть не устать, не ушло бы дело.

***

Играет (забавляется), как дитя.

***

У наших у ворот всегда хоровод.

***

Делу время, потехе час.

***

В игре да в дороге узнают людей.

***

Стоит выиграть, чтоб не бояться проиграть.



  • Играть всем, кто хочет.
  • Бегать.
  • Веселиться.
  • Придумывать свои игры.
  • Менять правила игры в начале.
  • Получать удовольствие от игры.

  • Договариваться в игре.
  • Придерживаться правил игры.
  • Уважать игроков и даже соперников
  • Соблюдать технику безопасности.
  • Играть на специальных площадках.
  • Учиться проигрывать и выигрывать.

  • Играть на дороге или возле нее.
  • Применять силу.
  • Обижать.
  • Обзываться.
  • Заставлять играть.
  • Зазнаваться.


Альмухамбетова Ариана.

  • Игра.
  • Командная, быстрая.
  • Собирает, мирит, объединяет.
  • Я люблю придумывать игры.
  • Это хорошо!!!

Дмитриенко Илья

  • Игра.
  • Дружная, веселая.
  • Бегаем, прыгаем, думаем.
  • Я играю с друзьями.
  • Весело!!!

Белов Тимофей

Реверчук Ангелина

  • Игра.
  • Разумная, интересная.
  • Радует, веселит, объединяет.
  • Игра учит нас договариваться.
  • Нужно!!!
  • Игра.
  • Веселая, интересная.
  • Сдруживает, объединяет, веселит.
  • Я люблю новые игры.
  • Весело!!!

Жулдаяков Багдат

  • Игра.
  • Интересная, дружная.
  • Бегаем, дружим, придумываем.
  • Я очень люблю играть!
  • Здорово!!!

Листопад Ирина

  • Игра.
  • Веселая, энергичная.
  • Договариваемся, дружим, не ссоримся.
  • Не играй на дороге!
  • Люблю играть!!!

ИГРОВОЙ АЛФАВИТ

А панас»

Б арби,бадминтон, баскетбол, бита

« В ышибала», ворота,

« Г ородки», «Горячая картошка», горка,

« Д очки-матери», «Догонялки», домино,

« Е ралаш»

« Ж мурки»

З агадки, зазывалки, «Змейка»

« И спорченный телефон», игры на внимание

К ости, «Кошки-мышки», «Классики», карты, конструктор

Л ото,

М яч, машинки, «Морской бой», «Море волнуется…»

Н арды,

« О диннадцать»

« П рятки», посудка, «Пекарь», «Пятнашки», «Путанница»


« Р олики, резиночки,

С читалочка, «Светофор», «Садовник», «Собачка», скакалка

« Т ретий лишний»,

У личные игры,

Ф утбол, фишки

Х оккей, «Ход конем»

« Ц веты и садовник»

« Ч ай, чай – выручай!», «Числа»

Ш ашки, шахматы, шайба, шарады

Щ елбан

Э лектронные игры, эстафеты.

Ю ла,

« Я знаю 5 имен»,

Ребята, помогите продолжить игровой алфавит!


Глава I Зазывалочки………………..…. Стр.

Глава II Считалочки…….………………. Стр.

Глава III Игры……………………………. Стр.

Глава IV Стихи про игры…….……..….. Стр.

Глава V Про то, что можно и нельзя….. Стр.

Глава VI Мы и игры………………………. Стр.

Глава VII Отзывы…………………………. Стр.


  • Ахметкалиева Екатерина
  • Белов Тимофей
  • Дмитриенко Илья
  • Жулдаяков Багдат
  • Ирмагамбетова Алтынай
  • Листопад Ирина
  • Мальканова Анна
  • Миллер Наталья
  • Реверчук Ангелина
  • Ролдыгин Александр
  • Муканова Роза Сапаргалиевна
  • А также при участии родителей класса, которые вспомнили игры своего детства и рассказали нам о них.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

  • Девочка, играющая в классики http://belosvetik.narod.ru/klassiki.jpg
  • Мишка за деревом http://img.liveinternet.ru/images/attach/1/4515/4515335_292.jpg
  • Девочка с мыльными пузырями http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/39/364/39364979_Puzyri.jpg
  • Детская площадка http://www.pcarlo.ru/products_pictures/street_logo.jpg
  • Гномик http://m.foto.radikal.ru/0706/fb/c2f32d160a18.jpg
  • Фото – колечки http://prazdnik.by/forum/viewtopic.php?p=552421
  • Фото бегающих детей http://img-fotki.yandex.ru/get/28/natalyalekseevna.2/0_1b6cc_ef269028_XL
  • Пословицы взяты со страницы http://www.aphorism.ru/dal/154.html
  • Дама и кавалер на балу http://dominatrix.clan.su/_fr/6/9399332.jpg
  • Мяч http://s52.radikal.ru/i136/0901/a4/d318df269036.png
  • Рыцарь http://www.dostavka.ru/i/files/images/upload-1226868271.jpg

  • Ладошки, слайд 1 -
  • Рамка с мышатами http://www.photoshopchik.ucoz.ru/Ramka/detskie/---------hg.jpg
  • Рамка с папуасиками
  • Рамка с бабочками http://i051.radikal.ru/0811/1d/ec9306148c0e.jpg
  • Рамка с мишками http://s50.radikal.ru/i129/0902/ab/ba0db701a275.jpg
  • Рамка с 4-мя мишками http://i042.radikal.ru/0810/1a/7b9c704a5a5a.jpg
  • Рамка с пчелками http://www.photoshopchik.ucoz.ru/Ramka/detskie/nbdkha.jpg
  • Рамка с детьми возле дерева http://www.photoshop-master.ru/adds.php?subrub=58
  • Девочка с сачком http://www.razumniki.ru/images/articles/fizicheskoe_razvitie/podvignie_igry.jpg
  • Светофорик http://www.avtosreda.ru/userimages/news/2009_05/18_6.jpg

ОПФ МОУ «СОШ № 1 р. п. Татищево»

в д. Македоновка

Проект на тему:

« Игры наших бабушек и дедушек»

Работу выполнили:

Ученики 2,3 классов

Руководитель: Климова С.А.

Учитель начальных классов

2015-2016 учебный год

«Игры наших бабушек и дедушек?»

Данный проект информационный, практической направленности, творческого характера. Ученики поставили цель: изучить игры родителей, бабушек и дедушек; как влияет научно-технический прогресс на развитие игр; выяснить влияние игры на развитие ребёнка.

В результате проекта каждый ученик оформил книжку-малышку, в которую входят: считалки, песенки – потешки, зазывалки, кричалки и игры с ее правилами.

Цель и задачи проекта:

Тема: «Игры наших бабушек и дедушек».

Цель исследования: Изучение и пропаганда национальной культуры.

Задачи исследования:

Изучить игры родителей, бабушек и дедушек.

Выяснить влияние научно-технического прогресса на развитие игр.

Выяснить влияние игры на развитие ребёнка

Предмет исследования: русские народные игры.

Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек и дедушек отличались от современных.

Методы исследования:

  1. Подбор и изучение материала по теме.
  2. Опрос в форме анкетирования бабушек.
  3. Опрос в форме анкетирования учащихся 1-4 классов .

Предполагаемый результат. Игры наших бабушек отличаются от игр, в которые играют современные дети.

Подготовительный этап. Планирование проекта

Распределение заданий между детьми, составление плана проекта.

Ученики проводят опрос своих родителей, бабушек и дедушек про подвижные игры в которые они любили играть.

В какие игры играли наши бабушки и дедушки?

Насколько изменилась двигательная активность детей разных поколений?

В какие игры больше всего играем мы на уроках физической культуры?

В какие игры больше всего играем мы во дворе?

Какие подвижные игры бывают?

Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

Заполнение анкеты "Подвижные игры".

Заключительный этап. Итоги.

Мы задумались, почему же старшее поколение меньше подвергалось болезням? Мы создавали свой проект «Игры наши бабушек и дедушек?» Пытались выяснить, в какие же игры играли наши мамы, папы, бабушки и дедушки. Мы проделали большую работу. Создавали книжки - малышки, знакомились с правилами игр. Искали информацию в разных источниках. Читали книги, беседовали с взрослыми, заглядывали в интернет. Сегодня у нас заключительный этап нашего проекта.

В ходе выполнения проекта мы знакомились с различными видами подвижных игр и узнали, как изменились подвижные игры с течением времени.

Мы провели ряд исследований.

1.Провели опрос своих родителей, бабушек и дедушек про подвижные игры в которые они любили играть. В анкетировании участвовало бабушки, дедушки и родители 10 учеников. Выяснили, что игры у наших бабушек были самыми разнообразными. Играли они дома, во дворе, на спортплощадке, на улице, в лесу. Любимая игра наших бабушек в детстве, это лапта и казаки – разбойники.

Название игр.

Бабушки (кол-во чел.)

Дедушки (кол-во чел.)

мама

папа

Любимая игра (кол-во чел.)

Лапта

Городки

Казаки-разбойники

Прятки

Жмурки

Хоккей

В куклы

Дочки - матери

Классики

Чижик

Ножички

Выжигало

Резиночка

12 палочек

Чехарда

2. Чтобы выяснить, во что играют дети сейчас, мы провели ещё одно исследование. Провели анкетирование среди ребят (1-4 классы -12 человек). Вот что у нас получилось.

Http://www.formychild.ru/cgi-bin/toys.cgi?stp=art_card&id=139


Муниципальное детское образовательное учреждение «Лицей №22»

ПРОЕКТ

на тему «Игры наших бабушек и дедушек»

в номинации «По исторической тропинке»

ученика 3 «Б» класса

Халина Богдана Сергеевича

Руководитель: Колпакова Татьяна Юрьевна

г. Воскресенск

    Введение…………………………………………………………………....3

    Основная часть……………………………………………………………..4

    Заключение…………………………………………………………………7

    Список используемой литературы ……………………………………….8

    Приложения………………………………………………………………...8

Введение

Я решил провести расследование и расспросить своих взрослых родственников: родителей, бабушек и дедушек, в какие интересные игры они играли в своем детстве, а затем рассказать о них Вам.

Весёлые подвижные игры – это наше детство и детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр – тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.

С их слов всего 30-40 лет назад дворы наших городов были совершенно не похожи на современные. Сейчас на них можно увидеть лишь молодых мам, присматривающих за малышами, а тогда дети всех возрастов с весны до осени и в солнечные зимние дни проводили свободное время вне дома. Что они там делали без телефонов, планшетов и специально оборудованных игровых площадок? Общались, играли в догонялки, в прятки, в футбол. Дети прошлых поколений умели себя развлечь при помощи простых предметов: мела, мяча, бельевой резинки, деревянных палочек. Улица была настоящей школой жизни, и в своих простых играх дети готовились к миру взрослых: учились дружить, действовать в команде, проявлять самостоятельность, отвечать за свои поступки, находить выходы из сложных ситуаций.

Они же помнят, как было весело играть в классики, в резиночку, в городки. Бабушки и дедушки часто играли в штандер или хали-хало.

Эти игры необычные и увлекающие, так как они были придуманы во времена, когда не было ни компьютеров, ни игровых приставок, и даже телевизоры были далеко не во всех семьях. Обидно, если эти игры забудутся и исчезнут. Давайте вспоминать их вместе.

2. Основная часть

2.1. Хали-хало

Для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит "Хали-хало", подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.

Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги.

Виды шагов в игре хали-хало:

Гигантские - самые большие шаги, на всю ширину.

Нормальные - обычный детский шаг.

Лилипутские - очень маленькие шажочки.

Лягушачьи - в прыжках на корточках.

Зонтики - ребенок кружиться в сторону водящего.

Кирпичи - шаг пятку к носку.

Верблюжьи - шаг и плевок (главное в водящего не попасть).

Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо - то игрок становится водящим и игра продолжается.

2.2. Казаки-разбойники

Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки).

Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать).

По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками».

По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.).

Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать.

Пойманных «разбойников» уводят в «темницу».

«Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих.

«Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего.

Цель игры: переловить всех «разбойников».

2.3. Лапта

На ровной лужайке на расстоянии 15-20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая - коном, или домом.

Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.

Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мячём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.

Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

2.4. Фанты

Старая добрая детская игра. Вариантов её множество. Ведущий собирает у всех игроков по одному личному предмету, а затем каждый пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет, должен выполнить задание, написанное на бумажке. Игра замечательная, но только игрокам следует помнить, что им самим может попасться их собственное задание.

2.5. Море волнуется раз...

1) Ведущий отворачивается от игроков и произносит известную считалочку:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водой.

3. Заключение

В ходе исследования я узнал, что есть интересные игры, которые мы не знаем, и в которые играли наши бабушки и дедушки, например, хали-хало, казаки – разбойники, лапта, фанты, море волнуется раз… В такие игры как, догонялки (салки), резиночка, ручеёк, играли наши бабушки и дедушки, играем и мы сейчас.

Игры, бег, прыжки, бросание мяча, да и просто целые дни, проведённые на свежем воздухе и под солнцем, делали наших родителей, бабушек и дедушек более выносливыми, здоровыми, готовыми к любым испытаниям. Мы уже не так стремимся во двор, ведь с друзьями можно пообщаться виртуально, а экраны телефонов и планшетов гораздо интереснее песочниц, горок и турников. Мне кажется, что исправить ситуацию, научить нас с удовольствием проводить время за подвижными играми могут только наши родители, своим примером вовлекая нас в игры прошлого.

Если наши дедушки и бабушки, когда были детьми, играли в подвижные игры, то в наше время дети предпочитают спортивные игры, компьютерные игры. Безусловно, что в современных спортивных играх присутствует элемент состязательности, что позволяет соревноваться и развиваться, что очень полезно.

Однако, игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Каждая игра сопровождается закличками, песнями, танцами. Они объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.

Чтобы возродить игры, в которые играли наши бабушки и дедушки, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь начать в них играть. И тогда позже мы сможем научить этим играм своих детей, а затем и внуков, что позволит сохранить эти занимательные игры не только для себя, но и для будущих поколений.

5. Список литературы

1. Подвижные игры / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, В.Г. Яковлев. – М.: Физкультура и спорт, 1977.

2. Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.

3. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – Просвещение, 1986.

    Приложения

Приложение 1

Русские считалки.

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной…

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей.

Шла машина темным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву «эс».

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф! Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу -

Он украл там рукавицу.

Привезли его в буфет

Он украл кулек конфет.

Привезли его домой -

Оказался он живой.

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Приложение 2

1. Хали-хало

2. Казаки-разбойники

5. Море волнуется раз…

Булгакова Анастасия

Проект подготовлен ученицей 4 класса Булгаковой Анастасией. В данной работе сравнивается мир детства бабушек и внуков: во что играли наши бабушки, любимое лакомство бабушек и внуков, что любили читать в детстве и о чем мечтали.Бабушки мудрые и добрые. пекут пирожки и вяжут носки. Играют с нами в разные игры и любят конфеты. бабушки тоже родом из детства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цель исследования: мир детства наших бабушек. Задачи: ● Выяснить, во что играли наши бабушки. ●Узнать, какое любимое лакомство было у наших бабушек. ●Выяснить, какие книги читали бабушки и какие песни пели.

Во что играли наши бабушки ЛАПТА Куклы из початков кукурузы

Чем лакомились наши бабушки в детстве «Постный сахар» Топленое молоко с золотистой корочкой

В комнате у моей «маленькой бабушки»

Что носили наши бабушки в детстве

Очень нравилась бабушкам школьная форма с пионерским галстуком и белым фартуком. Форма бабушки Мои одноклассники

О чем мечтали бабушки

Сравнительный анализ анкетирования бабушек и внуков

Внучка Алексей Плещеев Бабушка, ты тоже Маленькой была? И любила бегать, И цветы рвала? И играла в куклы Ты, бабуся, да? Цвет волос какой был У тебя тогда? Значит, буду так же Бабушкой и я, - Разве оставаться Маленькой нельзя? Очень бабушку мою - Маму мамину - люблю. У нее морщинок много, А на лбу седая прядь, Так и хочется потрогать, А потом поцеловать. Может быть, и я такою Буду старенькой, седою, Будут у меня внучатки, И тогда, надев очки, Одному свяжу перчатки, А другому - башмачки.

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное образовательное учреждение

«Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования»

II региональный интеллектуально-творческий конкурс проектов

младших школьников «Открой свою планету Знаний!»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: Мир детства наших бабушек

Г. Саратов

МОУ «СОШ № 40»

Класс 4 «А»

Направление: Окружающий мир

Обучающийся: Булгакова Анастасия Сергеевна

Руководитель: Пасько Светлана Геннадьевна,

учитель начальных классов

Саратов

2013

Введение

1.Цели и задачи исследования

2.Исследовательская работа

3.Практическая часть

●Во что играли наши бабушки.

●Чем лакомились бабушки в детстве.

●В комнате у «маленькой бабушки».

●Что носили наши бабушки.

●О чем мечтали бабушки.

4.Заключение

5.Приложение

Введение

Алексей Плещеев «Внучка»

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду так же

Бабушкой и я, -

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Откуда родом наши бабушки? Они все знают, всегда помогут. Бабушки мудрые и добрые. Они пекут самые вкусные пирожки и блинчики. Вяжут носки и шапочки. Играют с нами в разные игры, шьют платья для наших кукол и любят конфеты. Они тоже были маленькие. Бабушки тоже родом из детства!

Бабушка Зина с Братьями

Цель исследования: мир детства наших бабушек.

Задачи:

●Выяснить, во что играли наши бабушки.

●Узнать, какое любимое лакомство было у наших бабушек.

●Выяснить, какие книги читали бабушки и какие песни пели.

Гипотеза: Мы думаем, что в детстве бабушек и внуков есть не только отличия, но и много общего.

Методы исследования:

●Подбор и изучение материала по теме.

●Опрос в форме анкетирования бабушек.

●Опрос в форме анкетирования обучающихся 1-4 классов.

●Сравнение результатов анкетирования.

Предполагаемый результат. В детстве бабушек и внуков много общего.

Теоретическая часть.

Тема нашего исследования «Мир детства наших бабушек». В первую очередь я хочу дать определение « что такое мир».

Что такое “мир”
в словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

мир

1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная.

2. Отдельная область Вселенной, планета.

3. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара.

4. Объединённое по каким-нибудь. признакам человеческое общество, общественная среда, строй.

5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных, растений. Мир звуков. Внутренний мир человека. Мир увлечений.

Что такое “мир”
в словаре Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

1) Вселенная в ее совокупности.

2) Отдельная часть Вселенной; планета.

а) Земной шар, Земля со всем существующим на ней.

б) Люди, населяющие Землю.

в) Действительность, бытие с точки зрения порядка, строя жизни на Земле.

а) Какая-либо сфера, область явлений в природе.

б) Совокупность явлений, предметов, окружающих человека.

5) Определенный круг явлений психической жизни (чувств, переживаний, представлений и т.п.).

Что такое “мир”
в словаре Д.Н. Ушакова Большой толковый словарь современного русского языка

мир

1. Вселенная в ее совокупности; система мироздания, как целое. Теории о происхождении мира. Миф о сотворении мира.

2. Отдельная часть мироздания, вселенной; планета.

3. Какая-нибудь отдельная сфера жизни или область предметов, явлений Звездный мир. Неорганический мир. Мир растений. Мир животных. Мир детской души. Чувственный мир.

Какие же аспекты жизни человека входят в это емкое понятие «мир»: мир детской души, мир ребенка, мир детства: игры, игрушки, книги, фильмы…

Для ответа на этот вопрос мною были использованы следующие методы исследования:

посещение библиотеки с целью знакомства с художественной литературой;

знакомство с фильмами из детства бабушек;

поиск информации в интернете;

проведено анкетирование 107 детей из 1 «А», 2 «В», 3 «А», 4 «Г» классов и их бабушек в количестве 89 человек.

Приложение 1

Практическая часть.

Во что играли наши бабушки

Мою бабушку зовут Головачева Зинаида Анатольевна. Когда бабушка была маленькой, она жила в селе Войново Тамалинского района Пензенской области. У нее было два брата. Она вспоминает как катала младшего брата в деревянной разноцветной коляске с деревянными колесами. Как любая девочка, она обожала играть в куклы. У ее куклы были пластмассовые ручки и ножки, а туловище было тряпичным и набито опилками. Еще она с подружками часто делала кукол из початков кукурузы. Волосы у этих кукол были длинные, и можно было делать разные прически.

Друзей у моей бабушки было много. Они любили играть в «Прятки», «Лапту», «Классики», «Краски», «Испорченный телефончик» и другие веселые игры. Зимой играли в снежки, катались с горки, катались на санках, на лыжах, на коньках. Бабушка вспоминает, что коньки были особенные: их привязывали к валенкам.

Игры современных детей совпадают с играми наших бабушек и дедушек. Бабушки играли в догонялки или по-другому в салки -7 % , в прятки -13% человека, в лапту – 32% ,казаки-разбойники – 11. Игры, которые предпочитают современные дети – это салки, прятки, классики. А любимые игры – компьютерные. Почти половина детей сидят за компьютерными играми и они для ребят находятся на первом месте. Дети играют и в спортивные игры. Двенадцать процентов опрошенных детей играют в хоккей и футбол, девять процентов играют в салки и 6% в казаки-разбойники.

Из таблицы видно, что никто из ребят не играет в такие игры как, городки, штандер, в которые играли наши бабушки.

Приложение 2

Чем лакомились бабушки в детстве

Бабушка рассказывает, что она, конечно, любила в детстве конфеты. Но самые вкусные воспоминания навеивает «постный сахар». Это лакомство готовили дома. Какао смешивали с сахаром, заливали молоком. После закипания добавляли сливочное масло. Варили примерно 20 минут. Выливали в смазанную маслом чашку и давали постоять, чтобы немного застыло. А потом ломали кусочками. Вкуснятина необыкновенная!

А еще одно из любимых домашних лакомств была пенка от топленого молока. Настоящее топленое молоко может быть только из русской печи с румяной пенкой. Для этого молоко долго томили в печи. Образовывалась золотистая корочка, которую обожали дети. А в молоко потом добавляли закваску и получалось очень вкусное кислое молоко. С блинами шло на ура!

Мы так же как и бабушки любим конфеты, мороженое. Но в отличии от бабушек внуки не считают лакомством халву, а бабушки в свою очередь не мечтали о пирожном и шоколаде.

Приложение 3

В комнате у моей «маленькой бабушки»

Когда моя бабушка была маленькой, было принято очень красиво заправлять кровати. Кровать была просто произведением искусства. Использовали подзоры и накидушки. Кровати были на ножках и для украшения под покрывало заправляли подзор. Подзор – это покрывало, которым заправляли кровать, с кружевным низом, вязанная декоративная деталь. А пуховые подушки клали одну на другую на кровать и покрывали тюлевыми накидушками.

На деревянном полу лежали длинные полосатые половики, причем лежали там, где обычно ходили. Еще во всех домах были круглые коврики, связанные из тряпичных ниток. Старая одежда резалась на тонкие полоски. Полоски ткани связывались и из полученного материала вязали крючком коврики. Перед уборкой коврики и половики собирали и выбивали на улице или стирали. Полы мыли и застилали чистыми половиками и ковриками. Такие коврики придавали уют дому.

Приложение 4

Что носили наши бабушки

В те времена было модно носить платье «татьянка». Это платье с облегающим верхом и широкой сосборенной юбкой. И платье «морячка» с широким воротником и галстуком. Очень нравилась бабушкам школьная форма с пионерским галстуком и белым фартуком.

А в школу модно было ходить с сумкой «балеткой». Эти сумки имели форму чемоданчика с закругленными углами и застегивались на два металлических замочка. Изначально они предназначались для хранения и переноски бальных туфель.

Сегодня дети предпочитают удобные джинсы, шорты и футболки. А в школу ходят с рюкзаком.

Приложение 5

Что читали наши бабушки

В детстве моя бабушка очень любила читать сказки. У нее было много-много книг с красочными картинками. А по вечерам по радио передавали радио-спектакли для детей. В школе ребята любили читать произведения о Великой Отечественной войне. Книги о жизни легендарного начальника дивизии, героя гражданской войны Николая Шорса. Книги о жизни легендарного полководца Василия Ивановича Чапаева. Любимая книга у моей бабушки была «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Эта книга о дружбе, об участии, о сопереживании. История о том, как обыкновенные мальчишки и девчонки взяли на себя заботу о тех, чьи отцы, братья ушли на фронт.

Среди моих одноклассников самой любимой оказалась книга Н.Носова «Незнайка на луне» и, конечно, как и у бабушек сказки.

Приложение 6

О чем мечтали наши бабушки.

Бабушки в детстве мечтали поскорее вырасти и стать учителем или врачом. Эти профессии во времена бабушек были очень востребованными. Учителей и врачей уважали и прислушивались к их мнению. Сегодня мечты ребят изменились. Дети хотят путешествовать, летать на самолетах и иметь домашних питомцев. Лишь немногие мечтают вырасти и стать учителем или врачом. Если у бабушек это было 50 % опрошенных, то у детей от 12% до 20%.

Приложение 7

Заключение

Подводя итог, можно заметить, что детство моей бабушки сильно отличается от моего, а в чем-то очень похоже.

У наших бабушек в детстве не было компьютеров, не было сотовых телефонов, они не могли общаться виртуально. Они дружили и встречались с друзьями во дворе, в школе, на улице, ходили друг к другу в гости. И это здорово! У них не было говорящих кукол с гнущимися ногами и руками, с огромным гардеробом. Зато на своих кукол они могли шить одежду сами, а это так интересно. Или даже куклу могли сделать своими руками. И получалась самая любимая кукла, которой больше не было ни у кого. И пусть наши бабушки одевались не так, как мы сейчас, читали другие книги, пели пионерские песни, больше любили пирожки, чем пирожное, детство бабушек и внуков очень похоже.

А похоже наше детство тем, что все дети любят играть, петь, танцевать, читать, есть сладости, шутить и верить в чудеса.

Детство – это лучшая пора, когда утром просыпаешься от того, что солнце светит в глаза, а с кухни доносится аромат готовящегося завтрака…

Приложение 8

Литература.

1.Большая книга игр и развлечений. / Сост. Т.Кедрина, П.Гелазония. Москва,1992.

2.С.С. Панков. Детские игры на свежем воздухе. Санкт-Петербург. Изд. «Тимошка». 1999.

3.Дайн Г.Л. Русская игрушка. – М.1997г.

4.А.В. Кенеман, Т.И. Осокина Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.: илл.

5.М.Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986 .

Интернет -ресурсы:

Приложение 1

Анкета.

Проведено анкетирование 107 детей из 1 «А», 2 «В», 3 «А», 4 «Г» классов и их бабушек в количестве 89 человек.

Анкета «Мир детства наших бабушек»

Уважаемые бабушки, помогите, пожалуйста, своим внукам ответить на вопросы этой анкеты

1. Мою бабушку зовут _________________________________________________________________

3. О чем в детстве мечтала бабушка? _________________________________________________________________

4. В какие игры играла? _________________________________________________________________

5. Какие песни пела? _________________________________________________________________

6. Любимое лакомство бабушки _________________________________________________________________

7. Любимые книги детства _________________________________________________________________

8. Что носили бабушки_____________________________________________

9. Самое яркое воспоминание детства _________________________________________________________________

Итоги анкетирования «Мир детства наших бабушек».

Если вы были ребенком в 50-е, 60-е, 70-е или 80-е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня.

В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний день была несказанным удовольствием. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло придти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас!

Часами мы мастерили тележки и самокаты из досок и подшипников со свалки, а когда впервые неслись с горы, вспоминали, что забыли приделать тормоза. После того, как мы въезжали в колючие кусты несколько раз, мы разбирались с этой проблемой. Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари, там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд. Бывало всякое. Виноваты были только мы и никто другой. Помните? Мы дрались до крови и ходили в синяках, привыкая не обращать на это внимания.

Мы ели пирожные, мороженое, пили лимонад, но никто от этого не толстел, потому что мы все время носились и играли. Из одной бутылки пили несколько человек, и никто от этого не умер. У нас не было игровых приставок, компьютеров, 165 каналов спутникового телевидения, компакт дисков, сотовых телефонов, интернета, мы неслись смотреть мультфильм всей толпой в ближайший дом, ведь видиков тоже не было!

Зато у нас были друзья. Мы выходили из дома и находили их. Мы катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, сидели на лавочке, на заборе или в школьном дворе и болтали о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними. Помните? Без спросу! Сами! Одни в этом жестоком и опасном мире! Без охраны! Как мы вообще выжили?

Мы придумывали игры с палками и консервными банками, мы воровали яблоки в садах и ели вишни с косточками, и косточки не прорастали у нас в животе. Каждый хоть раз записался на футбол, хоккей или волейбол, но не все попали в команду. Те, кто не попали, научились справляться с разочарованием. Некоторые ученики не были так сообразительны, как остальные, поэтому они оставались на второй год. Контрольные и экзамены не подразделялись на 10 уровней, и оценки включали 5 баллов теоретически, и 3 балла на самом деле. На переменах мы обливали друг друга водой из старых многоразовых шприцов!

Наши поступки были нашими собственными. Мы были готовы к последствиям. Прятаться было не за кого. Понятия о том, что можно откупиться от Ментов или откосить от армии, практически не существовало. Родители тех лет обычно принимали сторону закона, можете себе представить!?

Это поколение породило огромное количество людей, которые могут рисковать, решать проблемы и создавать нечто, чего до этого не было, просто не существовало. У нас была свобода выбора, право на риск и неудачу, ответственность, и мы как-то просто научились пользоваться всем этим. Если

Вы один из этого поколения, я вас поздравляю. Нам повезло, что наше детство и юность закончились до того, как правительство купило у молодежи свободу взамен за ролики, мобилы, фабрику звезд и классные сухарики… С их общего согласия… Для их же собственного блага…