Каким должно быть правильное воспитание подростка. Как воспитать подростка мальчика: сложная, но решаемая задача

А.А. Реан

Психологические механизмы социализации в семье

Социализация в семье осуществляется разными путями и происходит в основном по двум параллельным направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания и социального научения.

При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют:

Различные стили воспитания;
факторы воспитательного воздействия;
воспитательную позицию родителей и др.
Процесс социального научения, в свою очередь, происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой (Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., 2000).
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.

Выделяются два типа деформации семьи (Реан А.А.):

структурная;
психологическая.

Структурная деформация семьи - это нарушение ее структурной целостности, связанное чаще всего с отсутствием одного из родителей.
Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, преобладанием отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Как структурная, так и психологическая деформация семьи оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка.

Стили семейного воспитания

Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический и попустительский (Baumrind D., 1991).

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов - «автократический», «диктат», «доминирование») - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов - «авторитетный», «сотрудничество») - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов - «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались .

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания .

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) - это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка .

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) - стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой - к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Факторы родительского воспитания

Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой - объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

Мнение ученых
Э. Фромм выделил качественное различие между материнским и отцовским отношением к ребенку по признакам условность - безусловность и контролируемость - неконтролируемость.

Материнская любовь безусловна, дано от рождения, но неподвластна контролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать (либо она есть, либо ее нет].

Отцовская любовь обусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема (ее можно заслужить, добиться собственной активностью ребенка) (Фромм Э., 1998).

Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания

Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис (1998) выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков.

Уровень протекции - количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь когда случается что-то серьезное.

Другой важный фактор - степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

Количество и качество требований к ребенку в семье представлено разными шкалами: степень требований-обязанностей, степень требований-запретов, строгость санкций.

Потворствующая гиперпротекция - родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.

Доминирующая гиперпротекция - ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

Гипопротекция - к подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, он заброшен физически и неухожен. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.

Эмоциональное отвержение - ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.

Повышенная моральная ответственность - от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких, и подросток боится их разочаровать.

Жестокое обращение с ребенком - склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1998).

Воспитательная позиция родителей

В подростковом возрасте особое значение приобретает воспитательная позиция родителей - совокупность установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих прежде всего самих родителей как субъектов воспитания.

Наиболее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность.

Адекватность - умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, когнитивной, эмоциональной, мотивационной сферы, характерологических проявлений, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость - способность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения.

Прогностичность - способность родителей предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая» (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1998), модель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными.

Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное осознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют взаимоотношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами.

Психологические деформации семьи и подросток

Дисгармония семейных отношений и подросток

Под дисгармоничной семьей понимается семья, которая не выполняет свои функции, не обеспечивает достаточное удовлетворение потребностей всех членов семьи, возможности их личностного роста вследствие нарушения ролевой структуры семьи, отсутствия эмоциональной привязанности, нарушения коммуникативных процессов и т.д.

Дисгармония супружеских отношений порождает дисфункциональные детско-родительские отношения, к которым подростки очень чувствительны.

Нарушение ролей подростка в семье

Ролевая структура в гармоничной семье должна быть целостной, согласованной системой, обеспечивающей потребности ее членов и соответствующей их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структура искажается, и прежде всего отмечается нарушение позиции ребенка.

Например, ребенок выполняет следующие роли:

«любимчик » (по выражению Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса - «расширение сферы родительских чувств») - чрезмерная концентрация на ребенке; возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения почему-либо не удовлетворяют родителей (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и т.д.) или отсутствуют (развод, смерть одного из супругов). Нередко при этом мать или (реже) отец, сами не осознавая, хотят,

чтобы ребенок удовлетворил хотя бы отчасти потребности во взаимной исключительной привязанности, которые в гармоничной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Появляется стремление отдать ребенку (как правило, противоположного пола) «все чувства», «всю любовь». Нередко мать отказывается от повторного замужества, карьеры. При наступлении подросткового возраста у родителей возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать их. Обычно родители при этом не осознают побудительных мотивов своего поведения;

«бэби», «маленький ребенок », («предпочтение в ребенке детских качеств») - даже повзрослевший ребенок является в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Родители стараются игнорировать взросление детей, сохранить у них такие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость, при этом снижая уровень требований к ребенку и стимулируя развитие психологического инфантилизма.

Психологический инфантилизм - форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем

Нередко родители открыто признают, что маленькие дети им нравятся больше, с большими уже не так интересно. Такое отношение может быть обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла, семейных взаимоотношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях;

«хулиган», «неисправимый», «трудный » и т.п. - в основе этой роли часто лежит «проекция на подростка собственных нежелаемых качеств». Родитель видит в подростке черты характера, которые чувствует, но не хочет признать в самом себе, например, агрессивность, склонность к лени, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или мнимыми качествами подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре» такой;

«вундеркинд», «надежда семьи » - в основе лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные неудовлетворенные потребности (например, недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение своей неполноценности и т. д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. Тогда к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов (в спорте, в искусстве и т.д.);

«козел отпущения » - ребенок служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные, фрустрирующие переживания в семье или вне семьи. В основе этой роли также лежит механизм замещения, позволяющий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым в семье часто и является ребенок;

«судья», «примиритель » - ребенок не по возрасту рано включается в сложности семейной жизни, регулирует и судит супружеские конфликты. Родители заняты выяснением взаимоотношений и вовлекают в конфликты ребенка, не принимая в расчет его переживания, например, требуют от него сказать, кто виноват, используют как орудие в борьбе друг против друга или в роли посредника для примирения. (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2000).

Специфические ролевые отношения могут складываться в семьях, где разница в возрасте между родителями значительна (муж старше жены более чем на 10 лет) (Трифонова Е.В., 2001). Для таких отцов часто характерен авторитарно-симбиотический стиль воспитания, но с высоким уровнем принятия ребенка, т. е. при значительной любви, заинтересованности, стремлении проводить много времени с ребенком отцы применяют при воспитании авторитарное строгое отношение и контроль. Матери из «разновозрастных» семей реализуют кооперативный тип отношений с ребенком при высоком принятии его как личности. В данном типе семей женщина занимает ролевую позицию «жена-ребенок», и возникает коалиция «мать - ребенок», для которой характерны партнерские отношения матери с ребенком при подавлении со стороны мужа-отца.

Нарушения эмоциональных отношений родителей с подростками

Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрирующих переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей.

Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Обобщая богатый опыт семейной психотерапии подростков, Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. (2000) выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к подростку.

«Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родительского тепла. Так, женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали недостаточно внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997). Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства также значительно слабее, но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом.

«Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола » - нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами подростка, а теми, которые родитель приписывает его полу - «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается подростками и может вести к нарушениям поло ролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.

Нарушение коммуникативных процессов

В процессе общения в семье происходят согласование взаимных потребностей, восприятие и интерпретация поведения друг друга, выработка общей позиции и представлений и т.д., и именно особенности общения в семье оказывают значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка.

Неэффективная коммуникация , состоящая в противоречивых высказываниях или невербальных проявлениях, рассогласовании вербального и невербального уровня сообщений, ошибках взаимного восприятия членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, наличии множества «закрытых» для обсуждения тем и т.д., приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка.

Коммуникация в семье прежде всего напрямую связана с Я-образом ребенка, для формирования которого он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого родителя в отдельности и от обоих вместе.

Я-образ - совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.

Если установки самих родителей неотчетливы или противоречат друг другу, информация, получаемая ребенком, окажется бессвязной, что ведет к неполному образу «Я» и заниженной самооценке. Ребенок не может действовать в соответствии с одним из указаний, не ослушавшись при этом другого, а поэтому неизменно вызывает родительское неудовольствие.

Часто родители, которые внешне критикуют подростка, на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению. Этот феномен может принимать различные формы: пустые угрозы, откладываемое наказание, равнодушие к симптому, демонстрируемому ребенком, и принятие его, повышенный интерес к симптому ребенка или значительное побочное вознаграждение. В результате сформировавшая в семье с дисфункциональной коммуникацией личность «не обладает средствами для точного самовосприятия и самовыражения, а также для правильной интерпретации поступающих извне сообщений, ...предположения, на которых основываются ее действия, будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности - беспорядочными и неадекватными» (Сатир В., 2001. С. 154).

Усвоенный в родительской семье неясный и противоречивый стиль коммуникации впоследствии воспроизводится человеком при создании собственной семьи.

Патологизирующее семейное воспитание

В подростковом возрасте особенно ярко проявляются акцентуации характера, отличающиеся тем, что при действии психогенных факторов, адресующихся к наиболее «слабому», уязвимому месту соответствующей акцентуации, могут наступать нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении.

Нарушения взаимоотношений подростка с родителями, стиль семейного воспитания могут явиться именно такими факторами, провоцирующими усиление акцентуированного поведения у подростков, невротические и психосоматические расстройства, даже психогении (Личко А.Е., 1979).

Психастенический тип
Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии.
Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.
Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает.
Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.

Эпилептоидный тип: Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость . Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни или находиться в компании взрослых Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе Подростки этого типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности.
Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму.

Влияние стиля семейного воспитания на акцентуированных подростков

А.Е. Личко подробно характеризует наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями.

Доминирующая гиперпротекция (чрезмерная опека, мелочный контроль) оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на гипертимных подростков: усиливает реакцию эмансипации, приводит к резкому противостоянию с родителями, может обусловить острые аффективные проявления. В то же время при психоастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуациях гиперпротекция, напротив, усиливает астенические черты: тревожность, склонность к ипохондрическим переживаниям, ощущение собственной неполноценности.

«Потворствующая гиперпротекция » (некритическое удовлетворение потребностей подростка, стремление освободить его от трудностей) наиболее травматична при истероидной акцентуации, так как содействует усилению демонстративных черт, оказывает неблагоприятное воздействие на лабильную и гипертимную акцентуацию.

Гипопротекция (недостаток опеки и контроля, безнадзорность) особенно неблагоприятна при акцентуации по неустойчивому типу, поскольку при таком типе воспитания ничем не ограничивается присущая таким подросткам повышенная тяга к удовольствиям, праздности, времяпровождению в уличных компаниях и т.д. Подростки конформного типа в условиях гипопротекции могут испытывать повышенную тревожность вследствие недостаточной регламентации своего поведения, отсутствия четких и определенных требований.

Эмоциональное отвержение (родители тяготятся ребенком) создает психическую травматизацию и ведет к формированию невротических расстройств при лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, а также может способствовать формированию и усилению черт эпилептоиднои акцентуации.

Повышенная моральная ответственность (предъявление к подростку высоких требований, которые он не в состоянии выполнить) наиболее трудно переживается подростками психоастенической акцентуации, так как чрезмерно завышенные требования содействуют развитию тревожно-мнительных черт (Личко А.Е., 1976; Личко А.Е., 1979).

Исследования
Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выявили существование «механизма патологизирующего семейного наследования» в дисфункциональных семьях (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1998).

Оказалось, что в дисфункциональных семьях, в которых имелись больные неврозами, можно проследить определенные этапы усиления нарушений в семейных взаимоотношениях и личностном развитии. При обследовании 340 семей было установлено, в частности, что если среди прародителей (дедушки, бабушки) воспитание по типу эмоционального отвержения получили 36%, среди родителей - 54%, то среди детей и подростков - уже 76%.

Прародители часто реализовывали следующие негармоничные стили воспитания: неразвитость родительских чувств (36%), проекцию на ребенка собственных нежелаемых качеств (26%), предпочтение у ребенка качеств, не соответствующих его полу (60%) (Эйдемиллер Э.Г, Юстицкис В., 1998).

Психосоциальные нарушения в родительской семье

К семьям с психосоциальными нарушениями мы будем относить семьи с высоким уровнем конфликтности, семьи с проблемами алкоголизации и наркомании, асоциальными ценностями, противоправным поведением, семьи, практикующие недостойное обращение и насилие над ребенком.

Статистика
Многие семейные нарушения делают подростков более склонными к делинквентному поведению, что подтверждается статистическими данными: у 71,4% подростков-правонарушителей семьи были конфликтными, у 72,7% наблюдались конфликтные отношения с членами семьи, у 51 % не было одного из родителей (обычно отца) (Королев В.В., 1992).

В неблагополучных семьях подростки значительно чаще переживают кризисные ситуации, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, выраженной тревожностью, неустойчивостью самооценки, потребностью в психологической поддержке и др. Успешно преодолеть эти ситуации самостоятельно подросткам, как правило, трудно, и они часто используют неконструктивные защитные техники вытеснения, избегания, ухода от решения, отказа от деятельности, принесшей неуспех, а также агрессивные формы замещения и экстрапунитивные реакции (Туманова Е.Н., 2001).

Накопленный отрицательный опыт общения переносится на отношения подростка с социальным окружением, находя выражение в агрессии, направленной вовне, на окружающих людей, в том числе на родителей, или на собственную личность, проявляясь в склонности к суицидам.

В семье подросток усваивает поведенческие паттерны разрешения жизненных ситуаций и определенные ценностные представления. Например, семья с алкогольными проблемами повышает вероятность декомпенсации поведения у подростков и обусловливает социально-педагогическую запущенность, развитие инфантильных черт личности, невротические расстройства. Но вместе с тем она делает привычным сам стиль семейных отношений, формирующих незрелую личность, прибегающую в сложных ситуациях к суррогату межличностного взаимодействия (алкоголю, наркотику) (Емельянцева Т.А., 2000).

Жестокое обращение в семье

Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную неприкосновенность, убийства, доведения до самоубийства.

Статистика
По американским данным, число детей и подростков, ежегодно подвергающихся насилию в семьях, составляет от 650 тысяч до 6 миллионов (Popenoe D., 1995). Средний возраст детей, подвергшихся насилию, составляет 7 лет, и жертвами семейного насилия в 42% случаев становятся подростки в возрасте от 12 до 17 лет (Holmes W., Olsen L, 1984).

В России родители ежегодно избивают до 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. В 1992 году органами внутренних дел России зарегистрировано более 155 тысяч детей, убежавших из дома из-за жестокости родителей. Ежегодно около 9 тысяч родителей лишается родительских прав и более 2,5 тысяч детей забирается у родителей без лишения родительских прав, так как пребывание в семье угрожает жизни детей (Степанова О. В., 2000).

В качестве причин жестокого поведения родителей называют :

Социально-экономические факторы: безработицу, плохие жилищные условия, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее - к жестокому обращению с домочадцами;
психологические факторы: особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм, наркоманию, отрицательный личный опыт родителей, пережитый в детстве, отсутствие педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные или гиперактивные дети (Степанова О.В., 2000). Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса (Popenoe D., 1995).
Сексуальное насилие в семье

Среди различных видов насилия, которым подвергается подросток в неблагополучной семье, специфическое место занимает сексуальное насилие.

Многие подростки, подвергающиеся насилию в семье, не сообщают об этом, стыдясь, боясь преследований, обвинений во лжи и т.д. До недавнего времени считалось, что сексуальное насилие в семье встречается достаточно редко, однако исследования последних 10-15 лет показали, что это не так. По американским данным, по крайней мере 22% всех американских детей подвергались сексуальному насилию в семье в той или иной форме. Наиболее часто инцесты связаны с отношениями отец - дочь или отчим - падчерица, хотя существуют и другие варианты (например, братья - сестры). Исследование таких отцов показало, что чаще всего это личности с импульсивным поведением, недостаточно развитым контролем и крайней нечувствительностью к последствиям своих действий, как правило, они происходят из дисфункциональных семей и имеют личностные и сексуальные нарушения (Popenoe D., 1995).

Сексуальные злоупотребления по отношению к детям могут привести к долговременным последствиям. Во взрослой жизни они часто испытывают трудности в установлении границ общения с противоположным полом: женщины либо неразборчивы в связях, либо, наоборот, избегают всяческих контактов. Женщины, занимающиеся проституцией, значительно чаще сообщают о пережитом в детстве сексуальном и физическом насилии (Соколова Е.Т., Ильина С.В., 2000).

Статистика
Среди звонков, поступивших на телефон доверия московского Центра помощи пережившим сексуальное насилие, 16% было от подростков до 12 лет и 32% - от 13 до 18 лет. По отношению к жертве насильник был чужим человеком в 34%, знакомым - в 66%, причем близким знакомым - в 15%, а членом семьи, родственником - в 19% (Кравцова О.А., 1999)

Структурные деформации семьи и подросток

Ситуация развода и ее воздействие на подростка

В настоящее время изучение этой проблемы приобрело особую актуальность, поскольку во многих странах очень высоко число разводов.

Статистика
В России в 1999 году на 1 тысячу населения зарегистрировано 6,3 брака и 3,7 развода. Около половины браков 25-40-летних людей заканчиваются распадом, и в большинстве этих семей имеются дети подросткового возраста

Хотя многие указывают на неблагоприятное влияние развода и разрушения семьи на подростков (Wallerstein J., Kelly J., 1980), однозначного ответа на этот вопрос не существует. Необходимо учитывать целый ряд факторов как предшествующих разводу, так и действующих после него: обстоятельства и причины развода, то, насколько ребенок был подготовлен к возможности ухода из семьи одного из родителей, поведение родителей в данной ситуации, адаптацию родителей после развода и т. д.

Прежде всего необходимо различать :

Непосредственные эмоциональные реакции подростка на развод родителей;
проблемы, возникающие в период адаптации;
более отдаленные последствия, влияние развода на личностное развитие и успешность подростка в будущем.
Непосредственные реакции подростка на развод

Непосредственные реакции подростка на развод в большинстве случаев являются достаточно бурными. По оценкам самих подростков, среди жизненных событий, вызывающих стресс, развод родителей стоит на 4-м месте после смерти родителей, братьев и сестер, близких друзей (Yeaworth R. С, 1980).

Наиболее распространенными реакциями на развод родителей со стороны подростков являются:

отрицание, отказ верить в случившееся . Подросток утверждает, что у родителей нет серьезных проблем, не хочет слушать их объяснения, надеется, что они передумают и т.д. Многие дети живут надеждой на то, что их родители снова будут вместе: среди 5-7-летних детей на это указали 65,7%, в подростковом и юношеском возрасте эти надежды уменьшаются, но все же сохраняются у 16% опрошенных (Тащева А.И., 1997);
страх, тревога и неуверенность в будущем. В силу эгоцентрического восприятия мира подростка прежде всего пугают перемены, которые могут произойти в его личной жизни: необходимость перемены места жительства, школы, круга общения, возможные перемены в материальном положении. Подростки могут стыдиться своих семейных проблем перед сверстниками;

гнев и враждебность по отношению к тому из родителей, на которого возлагается вина за развод, или по отношению к обоим . Подросток может обвинять отца или мать в том, что они бросили семью, заявлять, что он их ненавидит, никогда не простит и т.п.;
самообвинение. Некоторые подростки решают, что ответственность за расставание взрослых лежит на них, поскольку они должны были ему воспрепятствовать, или что отец (мать) уходит потому, что дети не оправдали их ожиданий. Мучительные переживания такого рода подросток может тщательно скрывать;
ревность. Если отец или мать начинает встречаться с другим человеком и эмоционально привязывается к нему, то подросток чувствует себя заброшенным, боится, что он больше не интересен родителю, а его место в одительском сердце будет занято посторонним человеком.

Переходный возраст ребенка – самый сложный этап в жизни родителей. У подростка играют гормоны, что сопровождается частыми перепадами настроения. Некоторые эксперты полагают, что этот период можно назвать опасным. Ребенок, особенно мальчик, рискует попасть в дурную компанию и совершить множество непоправимых ошибок.

Также стоит внимательно относиться к странностям в поведении, так как подростки находятся во всевозможных группах риска. Особенно, это касается юношей. Так, как же воспитать подростка-мальчика таким образом, чтобы он не чувствовал давления со стороны родителей?

Детский психолог Элис Вальтор советует придерживаться современных взглядов на воспитание, стараться в первую очередь поставить себя на место ребенка. Вспомнить, что тринадцать было каждому, и какие чувства обуревали именно в этом возрасте. Не быть сторонним наблюдателем, а прочувствовать на себе все настроения и переживания подростка. Если задача выполнена достаточно хорошо, то можно приступать к нескольким этапам психологического воздействия.

Необходимо зарекомендовать себя в глазах ребенка как верного друга и помощника. Друг не осуждает, не ругает, он, в первую очередь, оказывает поддержку и помощь. А значит, не стоит спешить наказывать ребенка за запах табака или двойку в дневнике. Единожды напугав, есть все шансы навсегда закрыть дверь к сердцу подростка. Он никогда не будет рассказывать ничего тому, кто осудил его поступок, и тем более, применил физическое или психическое наказание. Надо говорить. Если есть подозрение, что мальчик курит, необходимо рассказать ему о том, как девушкам не нравится запах табака, или что экономия на сигаретах может помочь ему купить какую-то необходимую и желанную вещь. Надо объяснить, что это расстраивает, потому что не хотелось бы подвергать его здоровье какому – то риску. Тем более, наорав на ребенка за проступок, родитель, скорее всего, рискует стать врагом, а подросток будет повторять проступок назло, ведомый своим ущемлённым максимализмом.

Дети в подростковом возрасте мало бывают дома, с родителями. И первая причина этому - скука. Ведь, скорее всего, старшие проводят время за просмотром телепередач или тащат ребенка на дачу, где ему приходиться весь день слоняться по территории дома и плевать в “потолок”. Необходимо найти какие-то общие интересы, изучить мир ребенка, попросить его рассказать о своих вкусах, но ни в коем случае не осуждать его предпочтения. Например, если не нравится тяжелая музыка, не заявлять подростку: “Это какая-то ерунда. Послушай лучше классику”. После такого есть все шансы прослыть отсталым стариком, так и не узнав, как воспитывать трудного подростка.

Мальчик превращается в мужчину, когда на его плечах лежит какая-то ответственность, поэтому необходимо давать подростку несложные поручения, такие как, например, помочь отцу в гараже. Пока отец чинит машину, мальчик может с ним пообщаться, а заодно и подавать инструменты, запоминая их названия и практическое применение.

Главное, быть уверенным в себе родителем, точно знающим, как правильно воспитывать подростка.

Когда мальчик доверяет своим родителям и находится с ними на одной волне, то хорошее родительское воздействие никогда не проходит мимо. Мало быть просто родителями, надо быть еще и родственными душами. Тогда воспитание становится настоящим удовольствием и бережет нервы всей семье.

Раз и навсегда стоит забыть о каверзных вопросах на интимную тематику. Если мальчик захочет, он сам заведет эту тему, в другом случае следует просто положить на стол ребенка специальную литературу, которую он сам, без посторонних глаз, изучит. Подростки - существа нежные, и не терпят грубого обращения.

В неполной семье, особенно, где есть только мать, воспитывать парня гораздо сложнее, потому что он не имеет перед глазами правильного примера. В этом случае начинаются самые опасные проблемы. За образец для подражания берутся сверстники, причем, зачастую, самые отпетые хулиганы, которые ничему хорошему не научат. Необходимо следить, с кем общается подросток, и какие изменения несет за собой это общение. Мать должна проводить с сыном доверительные беседы на тему разных реально существующих персонажей, например, таких как Черчилль или Джеки Чан, рассказывать, как много они добились благодаря упорному труду и сильному характеру. Для примеров лучше использовать деятелей, интересных для подростков сфер жизни. Это не изменит подростка за день, но, вероятнее всего, заставит подумать и, в конце концов, принять верное решение.

Объяснять необходимо пользу не только труда, но и образования, которое является фундаментом счастливой и успешной жизни любого мужчины. Это лучше делать в непринужденной манере, никаких поучений, нудных и длинных. Тут можно воспользоваться теми же примерами. За основу можно взять биографию музыкального деятеля, рэп или рок – группы. Подойдет Честер Беннингтон или репер Domino, у обоих есть высшее образование, и оно только помогает делать им успешную музыкальную карьеру. Основные теги в разговоре с подростком – крутой, успешный, знаменитый.

Необходимо давать мальчику “свежий воздух”, поставить условие, что он обязательно должен заниматься в какой-нибудь секции, но плюс заключается в том, что, в какой и где, он может выбрать абсолютно самостоятельно, без стороннего вмешательства взрослого, опираясь исключительно на свой вкус.

Тем самым родитель намекает подростку, что он считает его взрослым, а значит, что ему можно доверять. Дети всегда отвечают доверием на доверие. Это очень важно. И всегда следует это помнить. Насилие всегда порождает насилие. И тяжелые комплексы. Не следует физически наказывать.

Если с подростком установились доверительные отношения, достаточно будет несколько часов молчания с целью демонстрации своего недовольства. Дети – цветы жизни, а при правильном уходе всегда есть шанс вырастить что-то действительно уникальное, то, что принесет радость и пользу всему миру.

Время чтения: 7 минут

В отношении с окружающими людьми и ближайшей социальной среде подросток черпает свой нравственный и социальный опыт, который влияет на его взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения. На воспитание подростка, будь-то мальчик или девочка, родитель должен обращать особое внимание. На какие особенности подросткового возраста следует обращать внимание, каковы типичные ошибки родителей при общении с несовершеннолетними? Узнайте, что учитывать, выстраивая схему общения с отроком.

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – это период развития человека, когда вопросы, относящиеся к детству, уходят на второй план, начинается становление взрослости . Для грамотного формирования личности рекомендуется учитывать все нюансы, связанные с особенностями поведения, с половым воспитанием несовершеннолетних. Выделяют три этапа подросткового периода:

  • с 10 (иногда – с 11) до 13 (заканчивается в 14) лет – ранний;
  • с 14 до 15 (продолжается до 16) лет – средний;
  • с 16 до 17 лет – поздний.

Главная особенность подросткового возраста – это начало полового созревания, которое обуславливается изменениями эндокринной системы в организме, нестабильным гормональным фоном. Активное физиологическое перестроение организма повышает интерес к собственной внешности, тинейджеры сильно переживают из-за различных отклонений от норм, важных по их мнению. Психологические и социальные конфликты основываются на непонимании ребенка. Нередко результатом всего становится поиск той среды, которая его «понимает».

Сложности воспитания подростков

Воспитание любого, даже самого спокойного подростка требует большого терпения, внимания и заботы. Период взросления ребенка определяет методы воспитания. Это время, когда не только происходят физиологические и психологические изменения личности, но и есть высокий риск появления трудных подростков. Для детей характерно :

  • критическое и искаженное восприятие действительности;
  • появление кумиров;
  • резкая смена настроения;
  • завышенные финансовые требования;
  • жестокость;
  • собственное мнение;
  • острая потребность эмоционального принятия ровесниками.

11-13 лет

Период характеризует высокая эмоциональная нестабильность. Дети бывают очень грубыми и несдержанными, однако общение вне семьи может быть полностью противоположным. В этот период дети нуждаются в одобрении, родительской поддержке. Важно повышать самооценку подростков (неприятие самих себя сильно занижает ее). Каждый в это время проверяет рамки дозволенного – родители должны контролировать поведение.

Для несовершеннолетнего 11-13 лет важно эмоциональное удовлетворение. Выделяют две основные потребности: общение и самоутверждение. Он может хорошо учиться, но внутренние переживания будут формировать сознание не лучшим образом. При правильном общении возможно скорректировать поведение, привить нормы морали. Особенно необходимо грамотное общение при возникновении психологического противоречия, когда ребенок хочет быть таким как все в одежде, внешности, однако желает обратить на себя внимание.

Школьный возраст требует от родителей пересмотреть свое общение с ребенком: авторитет и послушание заменить на партнерство. Лучше всего тинейджер будет себя чувствовать в семье, где в этот период не будет «удушающей» заботы и чрезмерной любви родителей. Главное – тепло, понимание и строгость. За родителями остается контроль, но, к примеру, стиль одежды, может определяться сверстниками.

14-15 лет

Самый сложный воспитательный этап – от 14 до 15-16 лет. Пубертатный период отличает соединение всех проблем: гормональных, психологических, социальных. Задача взрослых – помочь ребенку преодолеть этот этап, только тактично и уважительно. Очень часто сексуальное влечение приводит к неразборчивым связям, при неудачных половых контактах ребенок замыкается, часто отторгает то, что предлагают ему взрослые. Это может привести к самоубийству подростка. Родители должны набраться терпения и сил.

Воспитание подростка в этот период отличается тем, что дети стремятся оградить свою личною жизнь от любого вмешательства. Очень хорошо, когда у ребенка есть отдельная комната. Родители, уважающие своих детей, обязательно будут входить в ее только со стуком. Это же касается и уборки: дети сами убирает комнату. У несовершеннолетнего будет уверенность, когда его нет дома, личное пространство никто не нарушает. Это важно соблюдать, чтобы сын или дочь чувствовали себя в безопасности дома, а не на улице. Нет возможности для отдельной комнаты – отведите ребенку отдельный шкаф, полку.

16-17 лет

В 16-17 лет подростки превращаются в самостоятельную личность, имеющую свои взгляды и убеждения. Все усилия, которые родители приложили ранее, не пройдут бесследно. Доверие и уважение должно быть, однако родительский контроль не ослабевает. Психология детей 16-17 лет базируется на более спокойном эмоциональном фоне , нежели в предыдущие возрастные периоды, но и на большей самостоятельности, основанной на определенных ценностях.

Стремление к самостоятельности проявляется при построении отношений с противоположным полом, в оценке и заботе о собственной внешности, желании заработать деньги. Отношение к окружающим становится более уважительным, они ценят чужое мнение, в своих семьях проявляют заботу о родных. Однако тинейджеры очень уверены в себе, стараются принимать решение самостоятельно, хоть и не всегда рационально. Конфликты предпочитают решать путем обсуждения и разговора.

Как правильно воспитывать подростка

Ччтобы правильно воспитать детей, есть несколько простых правил . Они помогут поддерживать общение на нормальном уровне:

  1. Не нужно критиковать идеи и поступки только на том основании, что взрослые старше.
  2. В споре нельзя раздражаться по мелочам (дети умеют хорошо провоцировать), должна четко прослеживаться позиция взрослого и уверенного человека.
  3. Необходимо давать возможность сыну или дочери высказать свои обиды.
  4. Обязательно нужно предложить вместе найти выход из сложившейся ситуации.

Девочку

Воспитывать девочку подростка порой бывает очень трудно. Важно уделять должное внимание эстетическому и духовному воспитанию девочки. Заложенные в это время правила гигиены, вкуса останутся на всю жизнь. Нравственность – ключевой аспект в воспитании. Родители обязаны формировать у девочки правильное отношение к обязанностям, женскому здоровью, к вопросам любви и близким отношениям. Не стоит девочку:

  • держать все время в строгости;
  • баловать и потакать всем капризам;
  • критиковать;
  • откровенничать (должна доверять девочка, а не мама рассказывать лишнее).

Мальчика

Переходный возраст определяет качества будущего мужчины. Воспитывать подростка мальчика совсем не легко. Родители не должны:

  • основываться только на методе «кнута»;
  • проявлять сильную заботу (особенно часто бывает в неполных семьях, когда воспитанием занимается только мама: решает все проблемы, слепо верит и т.д.);
  • сравнивать с кем-то;
  • противоречить (особенно по отношению к девочкам, когда отец учит их не обижать, а сам неуважительно относится к матери).

Воспитание подростков основывается на грамотном подходе к построению взаимоотношений с ним. Советы родителям подростков следующие:

  1. Дети критично оценивают жизнь своих родителей, начиная от обсуждения внешнего вида (чаще делают девочки) и заканчивая критикой укладов и традиций. Готовиться к этой оценке следует заранее.
  2. Разговаривать с детьми важно для сохранения доверия.
  3. Чтобы добиться взаимопонимания, не нужно таить обиду. Нужно чаще проявлять инициативу и давать поддержку.
  4. Если взрослый считает, что не стоит выполнять определенное желание сына или дочери, нужно четко аргументировать, почему, но всегда отказывать тоже нельзя.

Очень часто родители стесняются демонстрировать эмоции и проявлять себя. Поэтому нужно стараться:

  1. Удивлять ребенка, демонстрировать самим и хвалить его таланты (хорошая хозяйка, творческая личность, смелая, умный, разбирается в технике и т.д.).
  2. Оценивать поступок, а не личность.
  3. После замечания важно соблюсти паузу: дать осознать услышанное.
  4. Не нужно оберегать слишком сильно от семейных проблем: кто-то заболел – ребенок учится чуткости, возникли материальные трудности – это научит искать выход из ситуации.

Как понять подростка

Чтобы попытаться понять ребенка, нужно начать с воспитания самих себя. Помогут личный пример и попытка поставить себя на место ребенка. Родители обязаны не просто запастить терпением, а суметь создать комфортную остановку, которая поможет найти взаимопонимание. Важно всё: семейное воспитание, информация об увлечениях и пристрастиях ребенка, проявление искреннего интереса к его делам, сведения о друзьях.

  1. Избегать однозначных и резких высказываний относительно интересов, выбора профессии, друзей ребенка.
  2. Не использовать категорическое «нет», только аргументы и честность.
  3. Признавать свои просчеты.
  4. Не жалеть слов похвалы.

Как разговаривать с подростками

Разговор с тинейджером – прекрасный метод воспитания. Однако делать это нужно правильно:

  1. Во время беседы не критиковать внешность, увлечения, кумиров.
  2. При необходимости разговора не стоит использовать фразу: «Нужно серьезно поговорить». Начать можно в непринужденной обстановке: по дороге домой, в магазине. Это поможет избежать настороженности.
  3. Уважительное общение. Однако необходимо проявлять твердость в моментах, касающихся здоровья и безопасности.
  4. Не доказывать ничего, когда ребенок слишком возбужден.

Типичные ошибки родителей

Нередко родители допускают ошибки в воспитании. Исправить потом все очень сложно. Типичные недочеты следующие:

  • строгость и запреты во всем;
  • восклицания типа «Ты же будущий мужчина»;
  • ссоры родителей на глазах у детей;
  • акцент на умственном развитии в ущерб физическому и наоборот;
  • выполнение всех требований ребенка;
  • ребенок – не соратник, не стоит на него сильно наваливать свои проблемы;
  • неприятие пола ребенка: хотели мальчика, а родилась девочка, которой дают мужское воспитание.

Видео

Воспитание подростка отличается от детей раннего возраста. Ведь, по сути, это уже сформированные личности, которые с каждым днем взрослеют, развиваются. Об этом свидетельствуют не только изменения в их внешности, фигуре, но и в поведении.

Большинство детей в возрасте 14 лет становятся неуправляемыми, упрямыми, замыкаются в себе. И это упущение родителей, которые пропустили момент, когда их ребенок повзрослел. Чтобы избежать проблем с подростком, следует знать, каких ошибок не стоит допускать в воспитании дочери, сына, и какие советы психолога следует взять на заметку.

Из этой статьи вы узнаете

Что за возраст

Подростковый возраст – это самый сложный период в жизни детей и их родителей. В этом возрасте ребенок переживает первые эмоции, влюбляется, проявляет себя как личность. Не всегда эти попытки удачны. Поэтому, несмотря на то, что дети хотят казаться самостоятельными, независимыми, они по-прежнему нуждаются в родительской поддержке, понимании и любви.

Этот сложный период длится не один год. Поэтому уместно разграничить его на три этапа и подробней рассмотреть каждый из них:

  • 11–14 лет – ранний период. Его можно назвать переходным, ведь именно в этом возрасте внутри ребенка борется два начала – детское и взрослое. Сын или дочь уже вроде как взрослые люди, но в их поведении проскакивают и детские черты.

В этот период дети особенно чувствительно воспринимают критику со стороны, очень зависимы от мнения окружающих. Больше времени проводят в кругу друзей, с которыми имеют общие интересы. Что касается успеваемости в школе, то она может снижаться по причине торможения процессов, отвечающих за память и внимание.

  • 14–16 лет – средний период. Для подростка 15 лет характерна чрезмерная эмоциональность, желание быть важным и значимым. В этом возрасте часто совершаются необдуманные поступки, ребенок может оказаться под влиянием социума. Поэтому такие изменения в его поведении, как отстраненность, замкнутость не должны остаться без внимания родителей.
  • 16–17 лет – поздний период. Ребенок становится взрослым человеком и об этом свидетельствуют его поступки. Ведь все меньше совершается необдуманных шагов, присутствует осознание и ответственность. Именно в 16–17 лет большинство подростков оканчивают школу и стоят перед сложным выбором, от которого зависит их судьба. В этот момент родители должны быть поддержкой и опорой.

Особенности воспитания мальчиков

14-летний ребенок требует к себе внимания, ищет в лице мамы или папы поддержку. Но не все родители это понимают. По их мнению, для того чтобы вырастить настоящего мужчину, нужно сделать его сильным, независимым, умеющим справляться со своими проблемами в одиночку.

Результат такой позиции, как правило, плачевный. Ведь ребенок оказывается без поддержки и ищет ее где угодно, только не дома. Чревато это связью с плохими компаниями, аморальным поведением и это еще не самое худшее из всего, что с ним может произойти.

Для того чтобы из мальчика получился мужчина необходимо обратить внимание на то, каким является воспитание подростков, типичные ошибки родителей, которые могут искалечить психику. Только исключив их, можно вырастить мальчика счастливым, заботливым, понимающим и мужественным. Поэтому родителям не следует:

  • Брать за основу воспитания метод кнута. Ничего хорошего из этого не выйдет. Запрещая ребенку все, к чему имеют доступ его сверстники, можно породить в нем озлобленность на весь мир. Кроме уважения, которое родители хотят в нем воспитать, они получат ненависть и страх. Освободившись от такой опеки, мальчик может броситься во все тяжкие, чтобы наверстать упущенное. Положительных воспоминаний о юности, о которой можно было бы вспомнить в старости, не будет.
  • Проявлять чрезмерную заботу, опекать и защищать мальчика от всего и всех. Эту ошибку допускаю мамы детей, у которых неполные семьи. Таким способом они пытаются додать ту любовь, которую ребенок не получил от отца. Если вовремя не остановиться, а сделать это нужно до исполнения мальчику 14 лет, то вместо того чтобы вырастить мужчину, удастся сделать ребенка зависимым от мамы, которая решает все его проблемы, разбирается с обидчиками, решает судьбу.
  • Прибегать к сравнению. В подростковом возрасте все дети разные. Кто-то замыкается в себе, а кто-то становится открытым всему новому. Ошибкой родителей является постоянное сравнение своего чада со сверстниками. Такие нападки способны пошатнуть уверенность в себе, ребенок начнет подражать эталону, и потеряет себя. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка, наоборот, ему нужно вселить веру в то, что все у него получится, он преодолеет трудности, получит прекрасное образование и станет успешным человеком.
  • Противоречить себе. Если отец учит сына защищать девочек, уступать им, а сам обижает, избивает на его же глазах мать, то подросток в будущем перенесет эту модель поведения в свою семью. То же самое касается учения нравственности, разговоров о том, что воровать плохо, в то время, как, например, с работы приносится что-либо незаконно.

Чтобы вырастить из сына мужчину, нужно показать ему на примере папы, каким он должен быть. Все остальные доводы будут напрасными. Ведь они не соответствуют примеру, который ежедневно наблюдает подросток.

Особенности воспитания девочки

Воспитание девочки подростка имеет некоторые отличия от мальчишеского. Но по-прежнему в четырнадцать лет девочка нуждается в любви и понимании со стороны родителей, а особенно мамы. В этом вопросе учесть следует советы родителям относительно того, каких ошибок допускать не стоит:

  • Воспитывать в строгости. Родители, боясь, что дочь свяжется с плохой компанией, рано начнет половую жизнь, которая может привести к ранней беременности, пытаются оградить свое чадо от всего этого. Поэтому загружают ее всевозможными домашними делами, учебой и прочим. Модель поведения в таком случае больше напоминает не семью, а начальника и подчиненного. Девочка не ощущает себя защищенной, любимой и начинает искать поддержку в чужих людях.
  • Разрешать все, баловать и потакать капризам. Если родители воспитывают дочь именно так, то они должны быть готовы к тому, что вскоре ее запросы возрастут, а любой отказ будет восприниматься как предательство. Из такой девочки вырастет женщина, которая не проявляет уважения к людям, заботится только о собственном благе. И в первую очередь пострадают от такого воспитания сами родители.
  • Критиковать ребенка. Нет ничего хуже заниженной самооценки, которая может искалечить всю жизнь. Особенно остро воспринимается отцовская критика, которая в будущем может вылиться ненавистью ко всему мужскому полу. А вот похвала за достижения, ласка и забота помогут вырастить из маленькой девочки уверенную в себе женщину.
  • Излишне откровенничать. Несмотря на то, что многие психологи советуют родителям подружиться с дочками в подростковом возрасте, эта идея успешна лишь наполовину. Если ребенок делится переживаниями, ищет совета у родителей – это одно, а когда мама переступает все границы дозволенного и начинает слишком откровенные интимные разговоры – это может травмировать детскую психику.

Последствия проявятся вскоре, в виде замкнутости дочери, желании избежать общения с мамой, а вопросы на интересующие ответы она вынуждена будет искать самостоятельно.

Успешная и счастливая женщина – это заслуга родителей, которые в свое время знали, как воспитывать девочку подростка, сохранили теплые и нежные чувства. А ведь это многого стоит.

Сложный период в жизни подростка родители должны разделить вместе с ним. Но это не должна быть настойчивость, строгий контроль, самопроизвольное вмешательство в его дела. Любой родитель, у которого есть связь с ребенком, почувствует его состояние, и безмолвную просьбу о помощи. Начиная с 11–14 лет, родители должны:

  • Как можно больше времени уделять ребенку. Несмотря на то, что круг его друзей с каждым годом становится шире, общение с родителями необходимо ему. Они должны знать как можно больше о жизни ребенка, как и он об их.

Поэтому не стоит избегать заданных вопросов, ведь если они последовали, то имеют значение для собеседника. С помощью диалога можно узнать о жизни ребенка очень много: кто его друзья, какие у него увлечения, проблемы, радости.

  • Кроме общения с ребенком нужно проводить время. Совместные вылазки на стадион, в лес, кафе должны приносить удовольствие обеим сторонам.
  • Родители должны разделять интересы ребенка (в мерах разумного). Не стоит высказывать свое мнение, отличающееся от детского, по поводу его стиля, предпочтений, музыки. Сын (дочь) в возрасте 14 лет – это взрослый человек, который имеет собственные вкусы и убеждения. И все это ему будет приятно разделить с самыми близкими людьми.
  • С ребенком нужно общаться как со взрослым человеком. Он должен иметь свои обязанности по дому, помогать родителям. А они в свою очередь должны стать примером идеальной семьи, в которую ребенок всегда будет хотеть возвращаться. Ведь что может быть лучше, чем дом, в котором тепло и уютно, где родители любят друг друга, уважают, и в любой ситуации поддержат ребенка, не оставят наедине со своими проблемами.

Дети в любом возрасте нуждаются в понимании, а подростки больше всего. Ведь в этот период в них самих происходит масса изменений, с которыми они не всегда могут справиться самостоятельно. И их отдаление от родителей вовсе не говорит о том, что они больше не нуждаются в их поддержке и помощи.

Возможно, им как никогда нужен совет, крепкие объятия, но они просто не знают, как это продемонстрировать. Поэтому внимание со стороны родителей должно быть как никогда предельным. Важно показать подростку, что он любим, дорог своей семье, возможно, эти элементарные вещи помогут легче пережить этот период, не наделать глупостей, о которых придется жалеть.

Многие молодые родители думают, что менять подгузники своему ребенку и не спать по ночам из-за непрекращающегося плача младенца, это самое трудное. Но по мере взросления отпрыска, они понимают, что сильно заблуждались. Проблемы воспитания подростков актуальны всегда, а особенно в наше время: когда прогресс мчится с бешеной скоростью, и ребенок старается бежать c ним в один такт. Очень сложно уследить за ребенком, чтобы он не попал в дурную компанию, не обзавелся вредными привычками и увлечениями т.д. А особенно тяжело дается воспитание трудных подростков. Для того чтобы процесс воспитания своего ребенка прошел максимально гладко и эффективно, каждому родителю необходимо знать, как воспитывать подростка.

Будьте родителями, а не друзьями

Стоит забыть о том, чтобы стать другом своему сыну или подружкой для своей дочери. Это абсолютно не то, что нужно подростку. Настоящая, крепкая дружба придет гораздо позже, лет через десять. Само собой, необходимо сохранять душевную близость между родителями и детьми, но это должно быть вовсе не приятельство. Конечно, вы можете сказать подростку: «Ты можешь рассказывать мне все, я тебя никогда не осужу». Но, что если подросток расскажет вам что-либо действительно крайне опасное для него? Вам придется его осудить? Разговаривать со своим ребенком необходимо на разные темы, но никогда не обещайте ему, что будете поддерживать его в абсолютно любых начинаниях. Вы должны быть тверды в своих ценностях, принципах и нормах поведения. Ожидайте сопротивления и будьте к нему готовы. Реальность такова, что время опасных экспериментов – это как раз подростковый возраст. Подростку сложно принимать правильные решения, а также руководствоваться здравым смыслом. Поэтому данную задачу должны выполнять его родители. Особенности воспитания подростков подразумевают тот момент, что именно родители должны принимать правильные решения и подсказывать их своему чаду. Ребенок должен понимать, что вы его мама и папа, а не друзья. И поэтому, если родители говорят «нет», то это твердое «нет», которое не может значить «да» но позже.

Поспевайте за прогрессом

Казалось бы, Одноклассники, YouTube, Facebook, ди-джеи, эмо, что может быть здесь интересного? Неужели вам, как родителю, нельзя потратить время на что-нибудь более интересное кроме, как на изучение этих вещей? Нет, нельзя! Если ваше ребенок интересуется этим, а скорее всего он этим и интересуется, то ваша прямая обязанность также интересоваться этим. Только не для того, чтобы тайком читать переписку ребенка со сверстниками, а для того, чтобы не потерять с ним эмоциональной связи. Стоит время от времени отправлять на сотовый телефон своего ребенка забавные смски или открытки. Это поможет не только показать подростку на сколько «продвинутые» у него родители, но и ненавязчиво оставаться с ребенком в контакте. Можно также зарегистрироваться на популярных интернет ресурсах, таких как «Одноклассники», «В контакте» и т.п., и добавиться в друзья к своему ребенку. Так вы будете знать не только его друзей, но сможете разглядеть его интересы и манеру общения, которая «расскажет» вам о многом.

Ваш вкус устарел

Воспитание подростков в семье подразумевает также и проблему разносторонних взглядов на вещи. Подросток все время экспериментирует с новыми прическами, друзьями, музыкой, одеждой. Он пытается найти свое место в обществе, и хочет понять, кто же он такой. Внешний образ подростка отражает его внутренний мир, состояние поиска себя. Для родителей главное не мешать своему ребенку в этом поиске, конечно, только в том случае, если его поведение приемлемо. А именно, если он не имеет проблем с законом, хорошо учится и соблюдает нормы морали. В таком случае необходимо, стиснув зубы, поддержать его. Единственное, родителям девочки-подростка нужно обращать внимание на то, чтобы она не носила слишком откровенные наряды, поскольку это может быть опасно для нее. В таком случае родителям обязательно стоит вмешаться.

Не шпионьте

Методы воспитания подростков ставят на первое место правило «не шпионить». В большинстве случаев лучше вообще держаться, как можно дальше от личных вещей подростка. Ведь даже, если вы найдете при «обыске» что-либо неприемлемое и запретное для вас, а потом и сообщите об этом подростку, то он заострит внимание на том, каким из способов вы нашли это, а не на том, что вы нашли. Таким образом, запретный плод станет еще слаще. Если вы обеспокоены поведением ребенка или думаете, что у него могут находиться какие-то опасные вещи, то гораздо лучше будет, если вы спросите об этом прямо. Конечно, подросток может начать отрицать все ваши опасения, но он начнет понимать, что вы заботитесь о нем и обеспокоены его поведением.

Не носите «розовые очки»

Основная масса родителей, глядя на своих отпрысков, видят совершенных ангелов. Но, к сожалению, реальная картина не имеет абсолютно ничего общего с этим восприятием. Конечно, хорошо знать всевозможные рекомендации по воспитанию подростков, но если упорно не замечать проблем, то никакие советы не помогут. Не имеет никакого значения, то насколько хорошо воспитан ваш ребенок, а также каких жизненных ценностей придерживается вся ваша семья. Шанс, что ваш ребенок делает что-то, что вам не понравилось бы, очень велик. К сожалению, это подтверждает и статистика: 75% подростков к окончанию 10 класса уже пробовали алкоголь, столько же пробовали курить, а 1 из 5 подростков признается, что позировал в обнаженном виде. И эти вещи всего лишь «цветочки» в сравнении с наркотиками или сексом. Поэтому не надо вести себя, как страус, прячущий голову в песок, а лучше обсудите со своим ребенком все неприятные аспекты, которые могут появиться в жизни каждого подростка. Также, самым лучшим способом, позволяющим понять мышление подростка, является необходимость вспомнить себя в его возрасте, ведь вы, скорей всего, сами прекрасно знаете, как хотелось иногда ослушаться родителей или же сделать что-то запрещенное. Поэтому будьте хоть немного снисходительны и расскажите своему ребенку, что делали вы в молодости и какие последствия имели ваши действия.