Классные часы по духовно нравственному воспитанию школьников. Классный час по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Чем я богат. Правила общения с другими людьми

Школа и семья – это сферы, где ребенок получает основы нравственного воспитания и ценностные ориентации. Поэтому имеет большое значение взаимодействие родителей и учителей в системе воспитания. Школьная жизнь детей должна быть наполнена нравственным содержанием на уроках и во внеурочной деятельности. Опираясь на духовные ценности, школа и родители должны решать задачи по нравственному воспитанию детей во время классного часа. Необходимо помочь каждому ребенку найти жизненный ориентир, чтобы он умел отличать зло от добра в современном мире.

Классный час на тему духовно-нравственного воспитания

Обязанность родителей – содействовать классному руководителю в деятельности по формированию гармоничной личности ребенка, как члена общества. ?

Определение понятий «нравственность» и «духовность»

Понятие «нравственность» в толковом словаре объясняется, как совокупность внутренних качеств человека, которыми он руководствуется в жизни, комплекс этических норм и правил поведения, определяемых этими качествами. Это означает, что нравственный человек – тот, который в детства усвоил правила поведения в коллективе и постоянно следует им в общении с другими людьми. Например, есть высказывание: «Человек безупречной нравственности».


Духовность и нравственность — определение понятий

Понятие «духовность» более сложно. С одной стороны, духовный – относящийся к религии и церкви. Например, духовным чадом в православии называется человек, который руководствуется наставлениями духовника и всегда исповедуется. С другой стороны, духовность связана с внутренним миром каждого человека. В качестве примера можно привести слова: «Духовно богатый человек». Духовность в этом понимании состоит из таких понятий:

  • интеллект,
  • чувства,
  • мысли.

Понятия «духовность» и «нравственность» взаимосвязаны. Вопрос нравственного воспитания детей очень актуален именно сейчас, когда духовные ориентиры нового постсоветского общества еще не сложились. В советское время духовно-нравственное воспитание было основано на идее равенства всех людей, живущих в государстве, которых называли «трудящимися». Работа, труд на благо общества, а также достойное моральное поведение человека были идейными целями воспитания. В дореволюционной России идеологическая концепция православия была стержнем для духовного формирования личности человека, будь он богатый или простолюдин.


Церковь также привлекается к воспитанию нравственности

В настоящее время, когда церковь отделена от государства, а на государственном уровне еще не выработаны моральные ценности, вокруг которых возможно объединение общества, школа и семья в процессе воспитания детей руководствуются общечеловеческими ценностями, такими как:

  • творить добро,
  • избегать злых поступков,
  • быть благородным в своих действиях,
  • приходить на выручку,
  • оказывать помощь нуждающимся в ней,
  • быть дружелюбным и внимательным к людям.

Концепция духовно-нравственного воспитания

Формирование нравственного поведения ребенка в семье

Нравственные нормы поведения – это, с одной стороны, запреты, которые ограничивают ребенка в действиях и поступках (например, не сотвори зло). С другой стороны – это правила этического поведения в обществе, которые формируют моральный облик детей (делать добро). К моменту поступления в школу ребенок на 50% развит, как личность. Семья и отношения между ее членами закладывают основу нравственности ребенка. По длительности и силе воздействия на психику детей семья во много раз превосходит школьные классные часы по нравственному воспитанию. Правила поведения, нормы и ценности, приобретенные в семье, дети сохраняют на всю жизнь.


Нравственное воспитание в семье закладывает основу

Совет родителям: важны не столько словесные наставления ребенку, сколько личный пример положительного поведения в повседневной жизни.

Главное, чтобы слова и поступки родителей имели одинаковую направленность в деле воспитания у детей доброго отношения к людям.

Чтобы дети с радостью выполняли все нормы морального поведения, а не воспринимали их только как запреты, мешающие свободной жизни, необходимо формировать у них нравственные потребности. Положительная моральная среда, добрые отношения между родителями и другими членами семьи способствуют возникновению у ребенка желания быть добрым, ласковым, спокойным. Образцы поведения в своей семье дети переносят и на других людей: школьных друзей, учителей и других членов коллектива. Классный час в школе только закрепляет положительные моральные и этические установки, данные ребенку в семье.Роль родителей и школы в воспитании


Роль родителей и школы в воспитании нравственной личности

К основным элементам нравственных потребностей относятся:

  1. Чуткость, отзывчивость и участие, которые означают умение сопереживать людям и желание прийти на помощь.
  2. Этическая установка – никому не вредить, но стараться приносить только пользу.
  3. Активно делать добро и быть непримиримым к проявлениям зла.

Подготовка к классному часу по духовно-нравственному воспитанию

Родители должны осознавать свою ответственность за подготовку к классному часу по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе. Учителя воздействуют на сознание воспитанников при помощи убеждения. В школе для духовного просвещения детей используются книги, фильмы и презентации. Таким образом, формируются воля и чувства подрастающего поколения. В процессе разъяснения и беседы педагоги обучают детей духовным ценностям и дают им нравственные ориентиры в жизни, обучают нормам и правилам поведения. В процессе общения с окружающими дети на практике закрепляют полученные знания. Конкретные дела и добрые поступки, общение с родителями и друзьями, примеры людей, которые находятся в окружении ребенка – все это способствует формированию моральных установок и качеств личности.


Ценности духовно-нравственного воспитания дома и в школе

В младшей школе проводятся классные часы по нравственному воспитанию для 2 класса на различные темы, например:

  • Азбука нравственности.
  • Учимся быть культурными.
  • Твори добро.
  • Нравственный поступок.

Духовно-нравственное воспитание в 5 классе в течение классного часа проводится на более высоком уровне, чем для начальной школы. В старших классах дети активнее участвуют в мероприятии, они оформляют классную комнату, разучивают стихи и афоризмы, подготавливают презентацию с помощью компьютерной техники. Темы для этого могут быть примерно следующими:

  • Золотое правило нравственности.
  • Нравственные идеалы.
  • Нравственный человек и его здоровье.

Презентация в старших классах на тему «Гордость России»

Перед педагогом стоит важная задача – такая организация духовного воспитания школьников, когда каждый ребенок вовлечен в трудовую и общественно-культурную деятельность. Необходимо сформировать у детей единство слова и дела, дать им основные понятия об этическом поведении и закрепить на практике эти знания.

Совет родителям: помогая ребенку подготовить нужные материалы для школьного мероприятия, разрешите ему проявить свою инициативу, а также научите его самостоятельно искать в литературе и в Интернете необходимую информацию. Таким образом, вы будете способствовать воспитанию у сына и дочери такого качества, как ответственность.

Роль учителя в нравственном воспитании детей

Задача учителя состоит в том, чтобы изучить особенности характера каждого ребенка в группе, его поведение и мораль. Среди разнообразных средств педагогического влияния на учеников самый распространенный способ воспитания – это организация классного часа. В это время учитель проводит беседы о таких понятиях, как:

  • доброта,
  • дружба,
  • сердечность,
  • скромность,
  • справедливость,
  • трудолюбие.

Активное участие ребят в проведении классного часа – это обязательное условие успешного воспитательного процесса. Учитель проводит с детьми беседы об этических нормах поведения. Педагог разъясняет учащимся такие понятия, как мораль и духовность, на примерах из жизни учит школьников нормам нравственности. Дети должны обучиться правильно оценивать поведение – свое и окружающих людей – с точки зрения его соответствия нормам морали и этики. Особенно восприимчивы к таким беседам и воспитательному воздействию младшие школьники. Педагоги отмечают, что подростков трудно учить нравственности, и если они не усвоили кодекс морального поведения, то их уже надо не воспитывать, а перевоспитывать.


Учитель проводит беседу на классном часе

Большая роль в духовном воспитании детей отводится организации и проведению общешкольных мероприятий.

Подготовка мероприятия занимает много времени, в ней задействованы учителя, дети и родители.

Совет родителям: Всегда помните о том, что не только само мероприятие оказывает воспитательное воздействие на сына или дочь, но также и подготовка к классному часу.

Помогая ребенку искать нужную информацию, разучивая с ним стихи, будьте терпеливы и показывайте ему образец доброжелательного поведения.

В настоящее время особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Классные часы по данному направлению стараются проводить на всех ступенях обучения. Во многих школах функционируют и патриотические клубы, которые работают по специальным программам.

Какие классные часы по духовно-нравственному воспитанию можно провести для школьников? Предлагаем несколько примеров таких занятий для учеников разных классов. Остановимся на тех аспектах, которые должен затрагивать в своей работе наставник.

Разработка методических материалов для проведения классных часов начинается с определения целевой аудитории, так как в разных возрастных группах сделать занятия эффективными помогают разные методы. Следующим этапом становится отбор материала и разработка плана занятия. Идеи для осуществления этих действий вы найдете в статье.

Работа со старшеклассниками

В подростковом возрасте особое значение приобретают беседы, диспуты, в рамках которых ребята могут продемонстрировать сверстникам свои творческие и интеллектуальные способности.

Какие классные часы по духовно-нравственному воспитанию можно провести? Предлагаем пример занятия «Как вести себя в мире людей».

Его целью является нравственное воспитание ребят подросткового возраста. В какой форме лучше провести классный час? в 9 классе предполагает общение в виде творческой мастерской. Участниками ее станут и сами школьники, и классный руководитель.

Ход занятия

Как должно осуществляться духовно-нравственное воспитание? Классный час начинает педагог. Он отмечает, что в наши дни многие представители молодого поколения не имеют представления о правилах поведения в обществе. Что именно важно знать? Зачем людям нужны хорошие манеры? Эти вопросы классный руководитель адресует своим воспитанникам, затем систематизирует и обобщает высказывания ребят.

Педагог отмечает, что нужно знать и использовать правила этикета для того, чтобы уметь общаться, налаживать взаимоотношения с партнером либо собеседником, не наносить другим людям вреда и беспокойства. Тот человек, который обладает определенными манерами, оставляет о своем воспитании у окружающих людей приятное впечатление, считается воспитанным и цивилизованным собеседником.

Педагог отмечает, что существуют определенные правила, которые используются в разных вариантах общения: служебном, гражданском, общественном, бытовом, семейном.

Те правила, которые включают в кодекс, не являются новыми, они просты и понятны по смыслу и содержанию.

Как с ними соприкасается духовно-нравственное воспитание? Классный час, пример которого предлагается в данном материале, является отличным способом формирования в подрастающем поколении азов взаимоотношений между людьми.

Элементы этикета общения

Какие именно правила можно включить в классные часы на тему духовно-нравственного воспитания? Педагог отмечает, что важно так вести себя во взаимоотношениях с другими людьми, как хотелось бы, чтобы они вели себя с тобой. К примеру, улыбнувшись собеседнику, можно рассчитывать на ответную доброжелательную реакцию с его стороны.

Есть несколько правил, которыми должен владеть любой цивилизованный человек:

    в присутствии дамы мужчина без приглашения с ее стороны не должен сидеть;

    нельзя начинать разговор с женщиной, пока она не даст понять, что узнала мужчину;

    в общественных местах недопустимо обращаться к женщине по фамилии;

    за столом запрещены разговоры о неприятных вещах;

    ни у кого нет права на принижение представителей какой-либо национальности;

    воспитанный мужчина сначала пропускает в помещение свою спутницу, лишь потом заходит сам

    Вопросы и ответы

    Как осуществлять в доступной форме духовно-нравственное воспитание? Классный час для подростков желательно выстраивать в форме вопросов и ответов. Сначала педагог выясняет, как нужно правильно здороваться. В рамках беседы, выявляются некоторые правила приветствия. Педагог отмечает, что здороваться необходимо в любых ситуациях, даже если отношения с человеком далеки от идеала. Безусловно, младшее поколение должно приветствовать старших по возрасту людей, мужчина здоровается с дамой. А вот рукопожатие — это вовсе не обязательный элемент этикета. Его можно использовать для приветствия только тех людей, с которыми хорошо знакомы.

    Во время рукопожатия необходимо смотреть в глаза собеседнику. Ладонь должна быть слегка сжата, чтобы не доставить неприятных ощущений другому человеку.

    Искусство общения

    Отдельное внимание педагог в рамках беседы о нравственном воспитании уделяет комплиментам. Что они собой представляют? В каких ситуациях они уместны? Эти вопросы особенно интересны для подростков, поэтому обязательно должны быть рассмотрены в рамках классного занятия.

    Не все могут естественно говорить приятные и красивые слова собеседнику. Если комплимент сделан неумело, он может обидеть человека, потому что будет воспринят не как добрые слова, а как усмешка, неискренняя лесть. Обучение искусству говорить комплименты подрастающего поколения — это тоже духовно-нравственное воспитание. Классный час можно отдельно посвятить именно этому вопросу, чтобы у ребят сформировалось правильное представление о том, что комплименты одинаково хороши как для мужчин, так и для женщин.

    О чем нужно знать

    Безусловно, женщина с удовольствием выслушает в свой адрес добрые слова, но и мужчины нуждаются во внимании. Как правильно сделать комплимент представителю сильной половины человечества? Если для женщины важны слова о ее внешней красоте, хозяйственности, то мужчина хочет, чтобы были отмечены его мужественность, умственные способности.

    Для того чтобы завоевать дружбу, расположить к себе мужчину, важно отмечать именно эти качества. Желательно говорить комплименты не по необходимости, а именно тогда, когда появилось внутреннее желание отметить положительные качества своего собеседника. В такие моменты найдутся самые удачные слова.

    Правила общения с другими людьми

    Как выстроить духовно-нравственное воспитание? можно построить на основе тренинга, в рамках которого школьники получат не только теоретические, но и практические навыки общения со сверстниками, взрослыми людьми.

    К примеру, в рамках организуемого занятия, вместе со своими воспитанниками классный руководитель выявляет основные правила успешного общения. Для того чтобы работа была интересной и полезной, можно включать в ход мероприятия определенные тренинги и ролевые игры. К примеру, для того чтобы вести речь о доверии, ребятам предлагается следующее упражнение. Все становятся в одни круг, выбирается «смелый» ученик. Он располагается в центре круга, закрывает глаза. Педагог предлагает ему отклониться назад, не опасаясь, что тот упадет на пол. В зависимости от того, насколько у ребенка сформировано доверие к своим одноклассникам, они будут выполнять данное задание более или менее успешно. Затем учитель поясняет ребятам, что только в том случае, когда человек уверен в других людях, можно говорить о доверительном и конструктивном общении.

    Работа с детьми в среднем звене

    Предлагаем классный час «Духовно-нравственное воспитание». 7 класс по ФГОС предполагает не только формирование у школьников универсальных учебных навыков, но и привитие у подрастающего поколения желания к саморазвитию и самосовершенствованию. Как правильно организовать беседу с ребятами о таком сложном, но очень важном понятии нравственности? Безусловно, если планируется классный час «Духовно-нравственное воспитание» (6 класс или 7) в среднем звене, важно правильно подбирать теоретический материал, «разбавлять» его конкретными примерами.

    Классный руководитель обязан учитывать индивидуальные особенности данного возраста, в противном случае все его старания будут напрасными. К примеру, можно пригласить на классный час вымышленных персонажей, героев сказки, былины, литературного произведения. Они, разыграв для детей какое-то театральное представление, помогут педагогу настроить школьников на конструктивную беседу.

    Пример для занятия

    К примеру, речь может идти об умении не только слышать, но и слушать своего собеседника. В рамках такой беседы классный руководитель плавно переходит на понятие толерантности, поясняет детям, насколько важно терпеливо относиться к людям, имеющим другие исторические и культурные традиции и устои поведения.

    Для ребят 12-14 лет особое значение имеют конкретные примеры, поэтому педагог должен тщательно подходить к подбору материала. Безусловно, одним из важнейших факторов успешного формирования толерантного отношения у подрастающего поколении, является личный пример взрослых людей, окружающих ребенка: педагогов, родителей, бабушек и дедушек.

    Вовлечение в волонтерское движение

    Как составить классный час «Духовно-нравственное воспитание»? 5 класс, к примеру, это тот благодатный период, когда ребята с удовольствием вовлекаются в активную деятельность. Педагог, который работает с детьми этого возраста, может формировать в своих воспитанниках азы нравственности посредством вовлечения детей в активную волонтерскую работу. В качестве тех объектов, с которыми будут работать дети, могут выступать не только ветераны, бездомные животные, но и деревья и кустарники.

    К примеру, в рамках подготовительной работы, педагог вместе с учителем биологии рассказывает детям о значимости живого мира, о правилах посадки кустарников, особенностях ухода за ними. Далее вместе с классным руководителем, родителями маленькие волонтеры приступают к активным действиям.

    Если ребята сами посадят кустарники, будут осуществлять постоянный уход за своими «зелеными питомцами», в них будут формироваться такие нравственные качества, как ответственность, исполнительность, забота, сопереживание. Это станет отличной базой для формирования в подрастающем поколении уважительного и бережного отношения к живой природе.

    А как в начальной школе можно организовать и провести классный час «Духовно-нравственное воспитание»? 1 класс — это время, когда малыши только знакомятся с учебным заведением, познают те традиции, которые сформированы в школе. В это время они нуждаются в поддержке и помощи своих родителей. Именно поэтому в рамках занятий по нравственному воспитанию педагог может привлекать мам и пап своих подопечных, организуя совместные праздники и конкурсы.

    К примеру, можно организовать творческую мастерскую, работы в которой будут представлены не отдельными участниками, а целыми семьями. Подобная совместная деятельность способствует формированию отношений не только между сверстниками, но и внутри семьи между старшим и младшим поколениями.

    Информация для педагога

    В качестве эффективных средств, которые способствуют стимуляции нравственного развития личности школьников, можно рассматривать различные психологические тесты. Они вполне приемлемы для использования на старшей ступени обучения. Если классный руководитель предложит подобные тесты своим воспитанникам в непринужденной обстановке, он пробудит в них желание не только узнать себя, но и найти способы для самопознания, самосовершенствования.

    Подведем итоги

    В настоящее время вопросы, касающиеся нравственного воспитания подрастающего поколения, стоят особенно остро. В связи с теми событиями, которые происходят в политической и экономической жизни страны, во всем мире, особую актуальность получили вопросы, касающиеся нравственного воспитания подрастающего поколения.

    От того, насколько серьезно и ответственно классный руководитель подходит к данной работе, продумывает в планировании тематику и направленность классных часов, зависит конечный результат - воспитание положительных качеств в подрастающем поколении. Духовность и нравственность необходимы современному молодому человеку для успешной адаптации в социуме.

Методическая разработка классного часа

по духовно-нравственному воспитанию

младших школьников

«Дорогою добра»

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 18

Зубова Елена Андреевна

Муром 2015

Цель: формирование нравственных качеств личности через восприятие, и понимание.

Задачи:

1.Способствовать формированию нравственных качеств.

познакомить с понятием «добро»

расширение знаний детей о доброте, взаимоуважении,

формирование у учеников потребности в понимании другого человека;

2. Развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи.

развивать готовность идти навстречу друг другу;

формировать навык речевого этикета;

способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.

воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

В результате занятия участники смогут:

сформулировать понятия «добро», «доброжелательность».

раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности;

Форма проведения : путешествие по уголкам доброго сердца.

Подготовительная работа: учитель создает презентацию к занятию, составляет карточки для групповой работы, для игры «Синквейн», раздает ученикам слова, проводит репетицию, привлекает к подготовке реквизитов, дополнительного материала родителей учеников.

Оборудование: плакаты с пословицами о доброте, рисунок «цветка доброты», диски с песнями: « Доброта» сл. Н. Луповой, муз. И. Лученка, «Дорога добра».

Ход занятия.

1.Организационный момент

Ученик читает стихотворение:

Слово это серьёзное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нём стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живёт

И о боли других

Позабыть не даёт.

И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец доброта!

Эпиграф: Стремитесь найти хоть однажды

Звезду человечности в каждом!

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по уголкам большого доброго сердца под этим девизом. Но скажите, как вы понимаете понятие человечность? Людей с каким сердцем, можно назвать человечными? Вот и наше сердечко доброе, умеет дружить, переживать, всегда готово прийти на помощь.

1. уголок доброты

2. Основная часть


Учитель: Итак, мы отправляемся в уголок доброты

Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, солнце, улыбка, мама, … (дети продолжают)

Что такое зло? Это нечто противоположное добру: плохое, беда, ненастье.

Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? Когда вам было комфортнее: рядом с добрым человеком или со злым?

Давайте заполним лепестки цветка так, что бы каждое слово начиналось одинаково «ДОБРО» Ребята, какие пословицы и поговорки вы приготовили с вашими родителями. (у учителя заготовлены пословицы)

Добрые дела - красят человека.

Спеши делать добро.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

За добро - добром платят.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Доброе дело само себя хвалит.

Учитель: Вслушайтесь в пословицы народа о доброте. Как вы их понимаете?

Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру.

Игра «Сказка».

Учитель: Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка,.)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы? (Показ самодельных весов)

Игра «Весы»

Учитель: - На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь)

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.

Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

Дети: (Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие цветные камушки для аквариума). Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла.)

Учитель: -Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.

2. уголок толерантности

Учитель: Доброго человека можно еще назвать толерантным. Отправляемся в уголок толерантности.

Что такое толерантность?

Толерантность – это милосердие

Толерантность – это доброта души

Толерантность – это сострадание

Толерантность – это уважение

Толерантность – это дружба

Толерантность – это терпение

А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

3.уголок уважения и гуманности

Учитель: Отправляемся в уголок уважения и гуманности

- Что такое уважение?

- Как проявляется уважение?

- За что можно уважать людей?

- Можно ли уважать себя? Почему?

- Кого и что вы уважаете?

Игра «Обида»

Учитель: Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это не просто шарик, а сердечко маленького человечка, который пришел к нам и не совсем на вас похож. Например, у него другого цвета волосы, темная кожа, другие традиции в семье (учитель показывает шарик). Сейчас мы ее начнем его обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить что-то обидное, мы будем причинять сердечку боль, потихоньку его сдувая. (дети зачитывают фразы с доски:

Ты не интересный, не похож на нас, и так далее

Посмотрите на шарик - сердечко, изменилось ли оно? Что в нем изменилось и почему?

Шарик от боли сморщился, как при болезни. – сердце человека от боли страдает. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть, сказать что-то приятное).

Давайте попробуем сказать что-нибудь хорошее, сами тем временем будем надувать шарик, что бы он стал как прежде. Что бы сердечко стало здоровым.

Ребята, а сейчас посмотрите на него, нашему сердечку лучше, но почему он не такой как прежде?

Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее исправить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

Почему мы дольше помним обиды?

Нравиться ли нам, когда нас обижают?

Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

Как быть добрее?

Итог: не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее. Нужно быть терпимым и уважительным к людям, которые чем – то не похожи на вас.

4. уголок вежливости


Учитель: А теперь мы отправимся в уголок вежливости, ведь толерантный человек обязательно вежлив. Здесь мы будем с вами играть:

Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: "Это я, это я, это все мои друзья!” и похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.

Игры - загадки

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?

Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?

Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холе?

А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?

Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?

Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить, кто сможет?

Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает?

Учитель: Я буду задавать вопросы, вы улыбайтесь, если так поступает толерантный человек, и хмуритесь, если так поступает не толерантный человек

Поздороваться при встрече?

Толкнуть и не извиниться?

Говорить: «Спасибо» за подарок?

Обозвать обидным словом соседа?

внимательно слушать говорившего человека, не перебивать.

Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

Помогать родителям?

Итог: Нужно уважать друг друга, несмотря ни на что, быть терпимым и гуманным, вежливым и тогда у вас с будет много друзей.


5.уголок дружбы

Учитель: Путешествие продолжается – уголок дружбы.

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Мозговой штурм «Дружба – это …».

Работа над понятием «дружба».

Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям?

После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на мини-цветочках и приклеиваются к листу (будущей газете).

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

В толковом словаре С.И. Ожегова:

ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью

В. И. Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:

«Дружба - …это бескорыстная приязнь».

Зачем дружба нужна людям? Кого вы называете своими друзьями

Но ведь даже у друзей бывают ссоры и конфликты, дайте научимся их разбирать и избегать.

Игра “Корпе мира”

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. “Корпе мира” побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы, друг с другом.

Ход игры . Для игры необходимо корпе.

Учитель: - Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)

С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)

Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? (Ответы детей)

Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наше с вами “корпе мира”. Давайте договоримся, если возникнет спор, “противники” могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Учитель кладет в центре комнаты корпе, а на нее - красивую игрушку.) Представьте себе, что Мира и Алина хотят взять эту игрушку поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на “корпе мира”, а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на корпе.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)

Обсуждение вопроса

Почему произошёл данный конфликт. Как его разрешить? Послушайте стихотворение и скажите, как нужно себя вести, если все-таки возник конфликт.

Не навреди! Подумай! Не шуми!

Всех уважай! Добрее посмотри!

Не спорь, коль не уверен! Отойди!

А, если с кем и вышло что не очень,

То первым подойди сам, между прочим.

Скажи: - Давай забудем все разборки.

«Худой мир лучше ссоры» в поговорке.

Ты – Человек! Ты – умный, добрый, знаю,

Тебе я, милый, очень доверяю!

Ты дружелюбен! Мы не правы в паре.

И эта ссора надо нам? Едва ли!»

Учитель: - Как нужно себя вести, если все -таки возник конфликт? Какими словами заканчивается стихотворение?

Работа в группах: обсуждение правил дружбы.

А есть книга (мультфильм), в которой действительно один герой написал объявление о том, что хочет завести друзей.

Кто этот герой?

Что помогло всем подружиться? А кто им мешал?

Но ведь у героев этой книги была замечательная мысль: построить Дом Дружбы. Хотели бы вы жить в таком доме?

Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы.

Давайте с вами выработаем правила дружбы, ПОВЕСИМ В НАШЕМ УГОЛКЕ И ПОСТАРАЕМСЯ ЭТИ ПРАВИЛА СОБЛЮДАТЬ. (работа в группах по составлению правил дружбы), в приложении.

Не выдавать чужие секреты;

Всегда быть откровенным с другом;

Не бойся попросить прощения;

Не груби;

Не надо менять друзей;

Надо быть постоянным в дружбе;

Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;

Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).

радоваться вместе с другом его успехам;

предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;

защищать друга; и т.д.

(правила составленные детьми вклеиваются в «газету»)

3. Обобщение

Игра «Синквейн

Поиграем в игру. Учитель раздает карточки для игры. Она называется «Синквейн» от французского «Пятистрочие». Первая строчка – данное слово, вторая строчка – два прилагательных к этому слову, третья строчка - три глагола к данному слову, четвертая строчка – короткое предложение об этом слове, пятая – слово-ассоциация. (правила игры объясняются детям доступным языком, родители с правилами ознакомлены заранее) Например, ребенок; красивый, любимый; играет, радуется, поет; Ребенок – это маленькое солнышко, Радость.

Предлагаю вам для игры словосочетание «толерантный человек». (В данной игре помогают приглашенные родители) Опрос детей.

4. Подведение итога. Рефлексия.

Учитель: А сейчас ребята построим Домик дружбы, толерантности, доброты, как хотели герои мультфильма. Для этого приготовьте шаблоны, которые вы приготовили вместе с вашими родителями и наклейте их на плакаты. Дети под песню «строят» дом, мир вокруг себя.

Вам понравился ваш дом? Ваш мир, где все дружат, никого не боятся?. Ребята мы можем с вами по- настоящему создать такой мир. Но что для этого нужно? (ответы детей)

ВЫВОД: Правильно, чтобы в каждом сердце нашелся уголок для гуманности, доброты, взаимоуважения, толерантности. Давайте поселим наши сердца в этом домике. Пусть они оберегают нас и мир вокруг нас.

Создание круга дружбы

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире Дружбы круг.

В кругу стоят друзья твои,

Ты им улыбку подари. (Дети улыбаются друг другу)

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг,

Другу справа руку пожми,

Передай ему тепло твоей руки.(дети пожимают руку тому, кто справа)

Много в мире нужных вещей,

Но друга иметь – намного важней.

Нет пословице, ребята, верней,

Той, что гласит «Имей СТО друзей».

Держась за руки, дети исполняют песню

Учитель: - Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч. Давайте хором весело скажем:

Если каждый будет друг к другу терпим,

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!

Давайте вернёмся к нашему « цветку доброты»

Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

(Ученики выходят с цветами, на которых написаны слова, обозначающие качества доброго человека. Это задание они готовили дома.)Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней обозначают необходимые человеку качества: милосердие, сострадание, бескорыстие, благодарность, уважение, нежность, скромность. Заботьтесь о своём саде, не позволяйте зарастать ему сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами. Спешите делать добро!

Песня « Дорога добра».

Список литературы:

1. М.И. Рожков, Л.В. Бойбородова, М.А. Ковальчук “Воспитание толерантности у школьников”.

2. Классный руководитель №4 2006 год, Г.А. Абозина, Ростовская область, классный час для старшеклассников “Толерантность”.

3. Педагогический вестник, 2008 год, С.Брунько, “Будь толерантен – попросту терпим”.

2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007.

3. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.

4. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.6. Психологические игры – тренинги.

7. О.Д. Ушакова “Афоризмы и крылатые выражения”, справочник школьника.

Классный час по нравственному воспитанию «Планета добрых людей», 6-7 класс.

Цель: Развивать и закреплять знания о нравственно – эстетических качеств каждого человека.
Задачи:
1. Способствовать развитию духовно – нравственных качеств классного коллектива.
2. Развивать навыки самооценочной деятельности.
3. Воспитать стремление совершать добрые дела и поступки.
Оборудование: пословицы, рисунки (солнце, лицо человека, планета Земля), семена гороха, клубок ниток.
Ход урока:
- Добрый ребята! Добрый день всем! В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные свои поступки, и поступки сверстников. В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, а другие - остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их и смотрят в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах, давайте вспомним слова отрядной песни «Дорога добра». Итак, вы догадались, о чём пойдёт сейчас речь? Правильно. Тема нашего классного часа: “Планета добрых людей". А теперь закройте глаза садитесь поудобней мы с вами совершим полет на планету.
- Я приветствую всех на «Планете добрых людей».
-Сейчас я каждому присутствующему хочу подарить подарок. (учитель раздает присутствующим по горошине, вкладывая ее в раскрытую ладонь), берегите ее не теряйте.
- Посмотрите внимательно и скажите, на что она похожа?
Эта горошина похожа на нашу планету Земля. Именно такой горошинкой она видится из космоса. (показать изображение Земли из космоса).
- Эта наш общий Дом. Мы должны любить и беречь такую хрупкую и прекрасную планету. Здесь проживает множество разных дюдей. Существует множество необитаемых звезд, планет, галактик, на которых можно поселиться, но Земля у нас одна где мы живем.
- Наша школа, наш класс – эта тоже своеобразная планета, на которой мы живем вместе. Состояние планеты зависит от того, как чувствуют себя люди – тепло ли им, удобно ли, кто их окружает, какое у них настроение. Зеркало нашего настроения – лицо. Лицо доброго, умного, воспитанного человека – это открытый взгляд, приветливая улыбка. (показ рисунка)
- Сейчас мы проведем церемонию приветствия: Повернемся к соседу справа, посмотрим ему в глаза, улыбнемся и скажем: «Здравствуй, сосед!». Затем повернемся к соседу слева, посмотрим ему в глаза и, улыбнувшись, скажем: «Здравствуй, сосед!».
- Улыбайтесь, излучайтесь! Сегодня наши улыбки должны светить, как солнце! Эмблемой нашей встречи будет красивое, доброе солнышко.
(на доске крепится изображение солнца).

Как часто наши родители беседуют со своими детишками на нравственные темы? Не имея специальной подготовки довольно сложно быть компетентным в подобных вопросах. Презентация на нравственную тему станет первым кирпичиком в создании фундамента, который в дальнейшем определит мотивацию поступков и поведение человека.

Каждая презентация на тему духовно-нравственное воспитание и развитие в современной школе по ФГОС - это кладезь житейское мудрости и собрание традиций русской культуры, на основе которых можно воспитать личность целостную, стремящуюся к проявлению собственного характера и свершению благих поступков. Про нравственное воспитание доступная возрасту презентация должна быть показана обязательно и в 1 классе и в 10. Да, их смысл и тематика будут совершенно непохожими, но суть одна: презентация по духовно-нравственному воспитанию по ФГОС учит быть людьми в любых житейских обстоятельствах.

Долгое время наше общество жило какими-то своими законами. Глазное было всему научить, всюду успеть, а как поступить ребенок должен был решить сам. Время показало, что такое отношения приводит к деградации умных личностей, которые владеют знаниями, но не могут ужиться друзьями, в семье, конфликтую по поводу и без него. Презентации на тему нравственное воспитание и развитие в школе по ФГОС откроют детям суть и слагаемые таких понятий как идеал, поступок, научат золотому правилу нравственности, которое упрощает отношения с людьми.

Нередко учитель старших классов, решив скачать презентацию на тему нравственное воспитание для классного часа в 9, 10 или 11 классе или для внеурочной деятельности, с грустью отмечает, что сделать это надо было намного раньше. Если время упущено, подростков приходится не воспитывать, а полностью перевоспитывать, ломать их стереотипы и формировать новое мировоззрение. Это сложнее и в некоторых случаях безрезультатно. Чтобы подобное не случилось и с вашими детишками, презентации на тему духовно-нравственного воспитания надо нести в детский сад (ДОУ), где дети впитывают каждое слово воспитателя. Нравственные сказки, веселые стихи - все это материал разработок и презентаций на тему нравственное воспитание современной молодежи.

Начиная с детского возраста, ребенок учится постепенно постигать и вместе с тем понимать окружающий его мир. Понять, что люди разные, но относиться ко всем необходимо уважительно поможет презентация на нравственную тему. Не всегда окружающая детей жизнь - хороший пример для подражания. Все более редкими становятся проявления милосердия и добра, стремление проявить великодушие и патриотизм. Даже дружба и любовь теряют искренность, становясь корыстными и фальшивыми. Презентация на тему духовно-нравственное воспитание и развитие во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС должна поднять эти вопросы и познакомить помимо того с толерантностью и прощением, нормами этикета и общения, основами православия и нашей культуры.

Мы сеем зерна нравственности и пожинаем ее плоды, но эти зерна могут не взойти, если поле уже засохло и очерствело. Не бойтесь говорить с детьми о самом главном, о вечном, о том, что нам взрослым кажется очевидным. С чего начать назидательную беседу? Попробуйте скачать презентации по нравственному воспитанию в школе и пойти с ними к своим ученикам. Они сами станут активными участниками разговора, потому что тоже устали от фальши и грубости, которая уже присутствует даже в детстве.

У каждого из нас еще есть возможность объяснить школьнику, почему так важно не потерять духовность. Наш портал предлагает учителю скачать презентации по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в семье и в школе по ФГОС и помочь детям в становлении и формировании их эмоциональной среды.



Что такое духовно-нравственное воспитание, презентация рассказывает на 19 слайдах. Материал предназначен для проведения педсовета, но может быть полезным и молодому специалисту при планировании работы на тему духовно-нравственного воспитания. В презентации на тему духовно-нравственного воспитания и развития школьников по ФГОС предложено много тем для планирования, определены принципы, приоритетные задачи духовно-нравственного воспитания и развития, указаны качества, которые предстоит сформировать у школьников.


Всегда ли мы четко проводим различие между нравственностью и моралью? А удается ли то сделать детям? Презентация на тему «Нравственность и мораль» дает не только определение этих понятий, но и на примерах раскрывает суть каждого. О морали и нравственности в презентации есть красивая притча, высказывания философов. Материал презентации на тему морали и нравственности рекомендуется для классных часов в 8 и старших классах или для обществознания в 11 классе.


Презентация на тему нравственности и здоровья затрагивает вопросы формирования здорового микроклимата в семьях. Не стоит удивляться, что наше общество становится морально неустойчивым. Многие, уйдя со школы, пробуют создать собственную семью. Будет ли она крепкой? Родятся ли в ней здоровые дети, зависит не только от наследственности родителей, но и от их нравственных принципов созданной семьи. Презентация «Нравственность и здоровье» в 11 классе может быть использована как на ОБЖ, так и на классном часу для просвещения нашей молодежи.


Что такое золотое правило нравственности, презентация рассказывает учащимся 4 класса на примере высказываний Конфуция, Будды, законов Ману, в пословицах и поговорках. чтоб получить ответ на вопрос, вам необходимо скачать презентацию к уроку ОРКСЭ или классному часу на тему золотого правила нравственности и предложить учащимся несколько интересных заданий, которые могут выполняться в группах и индивидуально. Итогом занятия станет рефлексия, когда каждому предстоит ответить на вопрос, заданный человечеству Роттердамским: делаем ли мы добро себе, когда делаем его другим, как велит золотое правило нравственности?


Можно ли быть идеальным и нужно ли это человеку в современном обществе? Нравственные идеалы в презентации для 4 класса по светской этике для уроков ОРКСЭ или классных часов рассматриваются на примере поступков богатырей. Эти воины отличались недюжинной силой, особым складом ума, но при этом оставались добрыми и стремились всем помочь. Сейчас тоже есть такие же добрые люди. Копировать их поведение не обязательно, но стать для нас нравственным идеалом, как в презентации богатыри, они могут. Не забудьте скачать презентацию по ОРКСЭ на такую злободневную и непростую тему светской этики, как нравственные идеалы, и на ее материале воспитывать на классном часу поколение современных богатырей.


Ученикам 4 класса самое время рассказать о нравственных поступках на уроке ОРКСЭ или на классном часу. Каждый слайд наполнен содержательным материалом. Презентация на тему «Нравственный поступок» для 4 класса вместила в себя и высказывания Толстого и Аристотеля, Руссо и Омара Хайяма, и множество практического материала, который сделает урок ОРЕСЭ или классный час содержательным и полезным.


Хорошо, чтобы все современные люди были высоконравственными и при свершении каждого поступка руководствовались принципами морали и нравственности. Детям сложно самим прийти к таким убеждениям, поэтому презентация расскажет им о том, каким должен быть нравственный человек. Презентация предлагает составить портрет современного нравственного человека в виде синквейна. Материал данной презентации можно использовать при беседе на тему нравственного здоровья человека.


Понятия нравственности и патриотизма в процессе воспитания часто идут рядом. Презентация на тему нравственное воспитание в семье создана для учителя, который составляет планирование на год или готовится к педсовету. Нравственное воспитание затрагивает всегда аспекты патриотического воспитания. Роль семьи главная при формировании ценностно-целевого компонента в процессе нравственно-патриотического воспитания, о чем рассказывается в презентации.


Какими должны быть уроки нравственности, классные часы, которые учат детей добру и терпимости, знакомят с идеалами и рассказывают о благих поступках? Презентация «Уроки нравственности» рассказывает ученикам начальной школы о благотворительности, знакомит с людьми, которые готовы заботиться о людях неимущих и нуждающихся в помощи. Идут эти добрые традиции со времен купечества. Ученикам 1, 2, 3, 4 класса будет интересна история жизни Саввы Мамонтава и боярыни Морозовой, чьи дела и являются для нас нравственными уроками.