Когда нужно идти к логопеду с ребенком. Надо ли вести ребёнка к логопеду? И как научить его говорить правильно на дому. Очень важно: хорошее настроение

Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка - это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом - логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов.

Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

  • если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;
  • заменяет один звук на другой;
  • знает мало слов относительно нормы своего возраста;
  • в 2-3 года используется много «своих» слов и мало правильных;
  • ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
  • если после 4-5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
  • если есть запинки, заикание, повторение, тем более - частое;
  • если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
  • в словах буквы и слоги меняются местами;
  • в 5-5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
  • к 7 годам заметны проблемы с письмом.

Совет
Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту.

Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:

  1. Дислалия - неправильное произношение звуков у детей 4-5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
  2. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.
  3. Сбои темпа и ритма речи - ускорение или замедление произношения слов и предложений.

В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда

Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии - это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:

  1. К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3-4 слова.
  2. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2-3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
  3. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
  4. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
  5. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие.
  6. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5-5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом - нужно проявить терпение в переучивании).

С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2-3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике - все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции - обратитесь к логопеду за профилактической консультацией.

Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога.

В каких случаях нужна консультация невролога

В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога.

Совет
Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.

Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

  1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
  2. Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
  3. Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка - как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
  4. Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
  5. Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
  6. Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2-3 занятий до нескольких месяцев.

Как проходят занятия и какие инструменты используются

Из чего состоит обычное логопедическое занятие:

  1. Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.
  2. Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
  3. Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
  4. Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.

Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

Совет
Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.

Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры

Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2-3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15-20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.

Примерные занятия по изучению звуков:

  1. Четко произнести тот или иной звук.
  2. Выяснить, как при этом работают язык, губы.
  3. Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
  4. Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.
  1. Растягивать губы в улыбку.
  2. Улыбнуться, показать зубы.
  3. Кончиком языка пройтись вдоль зубов движением влево-вправо - по нижней челюсти, затем по верхней.
  4. Вытянуть губы в трубочку.
  5. Открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
  6. Приподнять верхнюю и нижнюю губу, не разжимая зубы.
  7. Широко открыть рот, упереть кончик плоского языка в «бугорки за зубками».
  8. Толкать язычком щеки изнутри.
  9. Приоткрыть рот и передвигать язык из одного уголка рта в другой.

Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук.

Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.

Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить в игровой форме каждый день утром и вечером. Ребенок должен быть в хорошем настроении.

Какие домашние задания дают логопеды

Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.

Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:

  • гимнастику для языка;
  • упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
  • подбор соответствующих наклеек или рисунков;
  • лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
  • обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить - упражнения для подготовки к письму;
  • составить предложение и рассказ по серии картинок.

Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.

Всех родителей умиляет детский лепет, но с возрастом ребенок говорит все четче, его словарный запас растет, развивается умение пересказывать сказки и даже самостоятельно сочинять истории. Перед школой малыш говорит практически так же четко, как и взрослые, способен грамотно выражать свои мысли, практически не путает окончания. Это в норме. А что, если родителям кажется, что речь их ребенка развивается слишком медленно и неправильно? В этой ситуации поможет логопед. Когда пора обращаться к специалисту, расскажет статья. Пройдемся по этапам взросления малыша от годика до шести лет.

1 годик

В самом раннем возрасте - до годика - малыш должен гулить, лепетать, пытаться произносить звуки, по-своему отвечать на обращение взрослых. В полтора годика ребенок должен уметь сказать, как делает собачка, кошечка, курочка и так далее, произносить короткие слова - "дай", "на", "да", "нет", "мама", "баба". Если подобного вы не наблюдаете, тогда нужно обязательно обратиться за индивидуальной консультацией к неврологу и логопеду. Не пугайтесь, может, это особенность вашего малыша, и уже через 6 месяцев он перегонит сверстников.

2 годика

В этом возрасте малыш может картавить или вообще говорить непонятно для окружающих - это не столь важно. А логопед нужен, если в 2 годика ребенок не умеет произносить короткие фразы (по-своему): "Дай кушать", "Идем гулять", "Дай цяцю", "Это кака" и так далее.

3 годика

Причин обратиться к логопеду в 3 годика может быть несколько:

  • малыш изъясняется только на своем языке и не хочет повторять слова за взрослыми;
  • не произносит больше половины букв алфавита;
  • малыш все понимает, но упрямо молчит.

Все это может быть последствиями моторных или сенсорных нарушений, коррекция которых лучше всего проходит в раннем возрасте.

4 годика

Если в возрасте 4 лет ваш сынок или дочурка разговаривает очень невнятно, "глотает" многие звуки, несколько раз повторяет начало фразы, прежде чем сказать ее целиком, не может связно пересказать самую простую сказку ("Репка", "Курочка Ряба" или "Колобок"), это серьезные поводы обратиться за консультацией к специалисту.

5 лет

В 5 лет ваш ребенок все еще сюсюкает, то есть говорит слишком мягко ("кися", "сябака", "сяпка", "лямпотька", "кетя и т. д.)? Этому могут быть разные причины, но основными педиатры называют такие:

  • дизартрия - исправить дефект поможет логопед;
  • неврология, то есть таким образом ребенок привлекает к себе внимание взрослых; с этим справится детский невролог.

6 лет

Время бежит быстро, и скоро ваш отпрыск пойдет в первый класс, а он еще не все звуки произносит четко, путает окончания, с трудом повествует, не может связно ответить на вопрос. К 6 годам фонетическая система ребенка полностью формируется, поэтому подобных проблем быть не должно.Если они все-таки наблюдаются, значит, родители должны срочно отвести ребенка к логопеду.

В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Вам следует обратиться к логопеду, если:

  • До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист - логопед умеет стимулировать появление речи «неговорящих» детей.
  • Ребенок старше 4х лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому времени у малыша полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
  • Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (заикается).
  • Ребенок старше 6х лет не запоминает стихи, не может пересказать текст, нарушает структуру слов.
  • Точную причину нарушений, конечно же, должен определить логопед. Возможно, также потребуется консультация невропатолога, ортодонта и отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.

    Возможные причины нарушений:

    • негативные факторы в период беременности и родов;
    • «педагогическая запущенность»
    • ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
    • перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
    • различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
    • наследственные факторы;
    • снижение слуха;
    • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
    • сосание пальца.

    Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. От совместной работы специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша. Родителям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

    Основными направлениями логопедической работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:

    • нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
    • развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
    • выработка речевого дыхания;
    • стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
    • выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

    Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Логопед учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего, диафрагмального дыхания.

    Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж , является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

    Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка и т.п. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики. Это позволяет повысить интерес к занятию и повысить эффективность всей работы.

    Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (проводится с музыкальным сопровождением). Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.

    Использование компьютерных логопедических игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения. Любые нарушения речи можно исправить - важно не упустить время.

    Помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!

    Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный

    1500

    Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный

    1300

    Прием (осмотр, консультация) микрологопеда (для детей от 0 до 1 года)

    2000

    Надбавка за проведение консультации или занятия логопеда на дому (дополнительно к консультации или к любому занятию логопеда)

    4100

    Логопедическое занятие для детей с заиканием

    1900

    Логопедическое занятие по развитию речи (без массажа) 30 мин

    1400

    Логопедическое занятие по развитию речи (с массажем) 60 мин

    2500

    Логопедическое занятие по коррекции нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста

    1500

    Логопедический массаж (1 сеанс)

    Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обращать внимание?

    Пусть время работает на вас: речь ребенка до 3 лет

    Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной, нужно лишь найти логопеда, который специализируется на работе с малышами.

    Для того чтобs понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка.

    Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить . Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание.

    В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги : «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя. Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией. Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания.

    К 1,5 годам начинает самого крохи. В этом возрасте малышам пора употреблять простые слова: «мама», «папа», «дай», «ав-ав» и т.д. В 1 год словарный запас малыша пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но ребенок осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день.

    Уже к 2 годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями . Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

    Речь ребенка от трех до пяти

    Даже деткам, в речи которых родители не замечают особенностей, имеет смысл посетить кабинет логопеда в возрасте 3-4 лет. Есть и явные отклонения, которые нуждаются в коррекции с помощью специалиста. Опять же, в зависимости от возраста ребенка, к его речи предъявляются разные требования.

    В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат малыша хорошо развит. Ребенок должен уметь выполнять простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.д. В этом же возрасте проверьте, может ли кроха воспроизвести простой ритм. Отсутствие этих навыков должно встревожить заботливых родителей. Логопед в таком случае не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат.

    Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Обратите внимание на эту особенность в речи крохи, когда будете консультироваться с доктором. А вот правильного произношения всех звуков пока может и не быть. Оно может сформироваться только к 5 годам.

    Если ребенок пока не умеет говорить «ш», «щ», «р», «л», в три года это не повод бежать к логопеду. Шипящие и сонорные («р», «л») звуки самые сложные, они могут появиться в речи маленького оратора последними. Понаблюдайте, как малыш произносит слова с этими звуками. Если пропускает их, на данном этапе это не страшно. А вот если вместо «л» произносит «в», «р» произносит гортанно , на французский манер, лучше все-таки посетить специалиста. Любое искажение звуков нужно исправлять. Своевременная коррекция поможет сделать так, чтобы неправильное произношение не закрепилось.

    В 4,5-5 лет ребенку пора не только правильно произносить все звуки, но и уметь составлять связные предложения . Попросите малыша описать картинку или событие. Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, это отклонение от нормы. Понаблюдайте некоторое время, реагирует ли кроха на ваши исправления, и если прогресса не будет, побеседуйте со специалистом.

    Как видите, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи малыша не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.

    Анастасия Михайлюк специально для www.сайт.

    При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www..

    Добавить комментарий

    Очень часто родителей интересует, с какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом. Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Если родители заметили отставание ребенка от сверстников им стоит обратиться с проблемой к специалисту незамедлительно .

    На консультации логопед проведет обследование ребенка, даст родителям все необходимые рекомендации. Не откладывайте поход к логопеду:

    • во-первых, упущенного времени не вернуть;
    • во-вторых, выслушав специалиста, вы получите полезную информацию;
    • в третьих вы перестанете беспокоиться, что с вашим ребенком что-то не так;
    • в четвертых при необходимости вам посоветуют консультации невропатолога, психоневролога, окулиста, отоларинголога, психолога;
    • в пятых определитесь, с какого возраста вашему ребенку рекомендовано начинать занятия с логопедом

    Характеристика речи детей от 2 до 3 лет.

    Словарь. В два года словарь ребенка - 250-300 слов. Недостаточно развито понимание обобщенного значения слов. Дети пропускают в слове слоги, вставляют лишние звуки в слово, а при стечении согласных пропускают один звук («тол» - стол).

    Грамматика. Предложения состоят из одного слова, появляются предложения из нескольких слов. Речь еще очень несовершенна. Допускают ошибки в роде, в числе, в падеже существительных.

    Звукопроизношение. Ребенок правильно произносит следующие звуки (п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь). Дети или пропускают, или заменяют следующие звуки (с, з, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь, л).

    

    От 3 до 4 лет.

    Словарь. В три года словарный запас составляет 800-1000 слов. Дети неправильно произносят длинные и мало знакомые слова.

    Грамматика. Ребенок говорит короткими предложениями, состоящими из нескольких слов. Порядок слов в предложении не всегда правилен, нарушается согласование слов в предложении.

    Звукопроизношение . Дети смягченно произносят некоторые согласные. Свистящие с, з, ц произносят недостаточно четко, заменяют, пропускают. Недостаточно четко произносят звуки ш, ж, ч, щ, не редко они пропускают или заменяют эти звуки. Звуки л, р пропускают, заменяют.

    От 4 до 5 лет.

    Словарь. К четырем годам словарь детей достигает 1900-2000 слов. В речи появляются новые слова, образованные по аналогии.

    Грамматика. Дети используют в речи распространенные предложения. Речь становиться более последовательной, связной.

    Звукопроизношение. Звуки ребенок произносит более правильно и четко. Замена шипящих и свистящих звуков исчезает. Произношение некоторых звуков у детей может быть не сформированным. Звуки л, р произносят не все дети.

    От 5 до 6 лет.

    Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000. В речи встречаются перестановки и пропуски слогов и звуков только в трудных малознакомых словах (регулировщик и т. п.).

    Грамматика. У детей увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В речи ребенок использует все части речи.

    Звукопроизношение. Дети готовы к правильному произношению и восприятию всех звуков родного языка. Встречаются недостатки произношения: шипящих; звуки р, л заменяются. Встречается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной слоговой структурой.

    От 6 до 7 лет.

    Словарь. Словарный запас увеличивается до 3000-3500. Грамматика. Ребёнок овладевает основными закономерностями соединения и изменения слов в предложении. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам. Звукопроизношение. Дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.