Когда ребенок начинает говорить. Раз словечко, два словечко: когда ребенок начинает говорить

В каком возрасте ребенок начинает говорить – такой вопрос беспокоит многих родителей. Ведь многим хочется, чтобы кроха уже скорее начал говорить первые слова, объяснять, что он хочет, рассказывать о своих впечатлениях, желаниях, переживаниях. Но всему свое время, и дети по-разному начинают выдавать свое первое слово – кто-то ранний, кто-то попозже.

Этапы развития речи малыша

Нет таких здоровых детей, которые бы не научились говорить, не стали бы понимать сказанного и не смогли произносить различные слова и предложения. Основы речи у детей закладываются едва ли не с самого рождения ребенка. До 6 месяцев он активно впитывает все то, что говорит ему мама, и это становится основой его речи. Говорящих детей в таком возрасте не бывает.

Нередко родители путают детский лепет с речью. На деле это не так. Лепет – по сути, тренировка и подготовка речевого аппарата к активному говорению. Он способствует наработке знаний и активизации говорения. При этом врачи все равно определяют ряд достижений малыша в разные сроки – до двух лет. Потому что именно 2 года – это точка для многих, когда малыш должен говорить.

Как развивается речь до полугода

В 1 месяц ребенка у него уже отмечается реакция на речь. Так, например, он может перестать плакать, если родители начнут с ним ласково разговаривать, утешать его и успокаивать. К окончанию 3 месяца у малыша проявляется гуление – он начинает проявлять живость характера и достаточно активно участвует в общении со взрослыми.

В 5 месяцев ребенку становится обычно интересно, откуда раздается тот или иной звук. А если он начинает петь, что не редкость, у него меняется интонация голоса. В районе 7 месяцев кроха может произносить отдельные слоги, как например, ба, ма и т.д.

Дальнейшее развитие речи

Если начали следить за тем, как развивается речь малыша, следует смотреть на то, что он говорит дальше. В 8-месячном возрасте ребенок все больше говорит слогами, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д. У него начинает расширяться количество звуков, которыми кроха может оперировать. К 10 месяцам у него слоги уже даже могут складываться в слова: мама, ляля и т.д.

В год у ребенка есть уже 5 слов в запасе, в основном они двусложные. Но он показывает, что очень хорошо понимает обращенную к нему речь – может откликнуться на просьбу родителей принести мячик, дать пирамидку и т.д. Понимает слово нельзя. И как раз в этот период малыш уже начинает оперировать дорогими сих сердцу словами – мама и папа.

Далее словарный запас начинает активно пополняться, т.к. отмечается и более активное познание мира. У малыша образуются определенные связи – он может взаимосвязывать предметы и действия, подбирать к ним объяснения. Правило здесь может быть только одно – чаще с ним разговаривайте, объясняйте, показывайте. Это позволит ребенку лучше ориентироваться в пространстве, получать объяснение тех или иных слов и предложений и т.д. Научить ребенка правильно говорить не так и сложно – главное, набраться терпения и любви.

Каким может быть возраст первого слова

Первое слово ребенка – волнительный момент в жизни каждой семьи. Причем далеко не всегда обязательно, чтобы это было полноценное слово – специалисты утверждают, что достаточно, чтобы это был набор звуков, которые похожи на слово, например, ка – каша, те – тетя, бах вместо упал. Наука о раннем развитии считает такие высказывания полноценными словами. И тут можно сказать, что, отвечая на вопрос, когда ребенок начинает говорить, можно сказать, что и в год. В тот период, когда в его лексиконе должны присутствовать обычные логопедические слова-слоги, разные звукоподражания и т.д.

Тут основная проблема – определить, не являются ли такие высказывания случайными. Это определяется не так и сложно – если одни и те же наборы звуков повторятся в одних и тех же ситуациях, значит, речь идет о закономерности. Специалисты рекомендуют не подыгрывать крохе, лепеча как он. Ведь в таком случае малыш никак не научится говорить правильно – с крохой следует изначально разговаривать правильно и литературно красиво. Например, грамотный пример речи выглядит следующим образом: когда ребенок говорит: «Би-би», мама должна ему сказать: «Да, это машина» . Также стоит стимулировать и его на проявления речи. Например, спросить: «Где машина?» — он должен показать на нее или даже назвать.

Когда проявляются первые фразы

Когда ребенок начинает говорить фразами – это еще один вопрос, связанный с основами развития речи. Традиционно считается, что уже в 2 года малыш должен разговаривать некоторыми фразами. Конечно же, они не должны быть сложными. Причем под фразой понимают даже простое предложение из лепетных слов. Считается, что к периоду активного говорения у крохи в словарном запасе должно быть не менее 250-300 единиц слов. Причем они должны быть разнообразными – наречиями, предлогами, глаголами и т.д.

В три года у ребенка уже появляются сложные предложения в лексиконе, есть прилагательные и предлоги. В 4-5 лет речь становится более совершенной, появляются вопросы.

Если же у малыша в возрасте 2 лет отсутствуют двухсловные фразы, стоит обратиться к врачу-логопеду. Он должен объяснить родителям, как научить ребенка говорить в 2 года. И тут стоит не затягивать, т.к. велик риск запустить ситуацию, из-за чего будет довольно сложно догнать сверстников.

Что следует делать, чтобы стимулировать малыша на говорение

Родителям следует помогать малышу начать говорить. Причем стоит понимать, что сделать это не так сложно. В первую очередь, следует стимулировать стремление крохи постоянно проявлять любопытство – больше вопросов и ответов помогают отлично развивать речь. Говорить с ребенком надо плавно, четко и довольно размеренно, а вот сюсюканье не рекомендуется.

Для развития речи и пополнения лексического запаса требуется постоянно читать книги ребенку – так он получит запас знаний литературной речи, что научит его правильно излагать свои мысли. Для того чтобы развивать речь ребенка, надо обогащать его мышление образами, впечатлениями и т.д.

Отличным решением станет использование метода: повтори за другими. Если ребенок общается с другими малышами, которые еще и умеют говорить, он быстрее начнет общаться, т.к. в силу возраста ему интересно тянуться за другими и обучаться от них всему тому, что они умеют. Дополнительно развивают речь танцы, песни, прослушивание музыки.

Почему могут отмечаться задержки

Если же малыш, достигнув возраста 3 года, не говорит, следует обратиться к специалистам. Ведь причин, по которым не происходит естественное развитие, довольно много. Так, например, отсутствие речевой активности может быть следствием проблем со здоровьем у ребенка:

  • Задержка развития нервной системы
  • Кислородное голодание, пока ребенок был в утробе матери
  • Проблемы со слухом

Но чаще всего причиной проблем служат не патологические нарушения (ведь про них врачи знают намного заранее и уже к 3 годам стараются их скорректировать). Нередко проблемы с речью возникают по вине провоцирующих факторов, в числе которых:

  • Трудности с мелкой моторикой: обычно она стимулируется при помощи разных пальчиковых игр, и именно поэтому ребенку нужно стимулировать пальчиковую активность практически с рождения – это может быть массаж, упражнения, рисование, лепка и т.д.
  • Проживание ребенка в интернациональной семье, когда родители разговаривают на разных языках: в этом случае у крохи могут возникать путаницы с переключением языка
  • Невнимательность к малышу со стороны родителей: нередко проблемы бывают там, где дети воспитываются няней – в такой ситуации им не хватает объема общения и эмоций, чтобы начать вовремя говорить
  • Слишком большая активность со стороны родителей: если мама и папа стараются предугадать любое желание крохи, у него, естественно, нет и желания говорить что-либо, ведь его и так неплохо понимают
  • Стрессовые ситуации: если вокруг малыша постоянно скандалы и хаос, он вполне может замкнуться в себе, даже если ему всего лишь 2 года

Как стимулировать речь ребенка

Родители должны помочь малышу, если он никак не может начать говорить. В первую очередь, следует запастись терпением. Нередко происходит так, что кажется, будто кроха необучаем, а потом он вдруг начинает говорить сразу и много. Но ждать не стоит, следует постоянно пытаться разговорить малыша. Когда пойдут первые слова, не стоит перебивать желание ребенка их произносить – одной из ошибок будет заставлять его произносить то, что хочется родителям.

Если родителей что-то смущает, стоит обратиться к логопеду-дефектологу. Это позволит вовремя выявить проблемы и наладить ситуацию. Тем более, что если ребенок к 4 годам так и не заговорит, все равно придется идти на прием.

Не стоит зацикливаться на том, говорит малыш или нет. Лучше постепенно наполнять его словарный запас – это будет продуктивнее и полезнее. Поправлять кроху надо, но делать это следует очень аккуратно и ненавязчиво. В противном случае, если слишком давить на малыша, у него и вовсе может пропасть желание говорить.

Первым средством коммуникации новорожденного с родителями является плач. Малыш громко заявляет о себе и своих требованиях маме и папе, потому что иные способы общения он еще не освоил. Родители с нетерпением ждут первые осмысленные звуки речи своего чада. Во сколько дети начинают говорить, и о чем свидетельствует долгое молчание ребенка?

В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода. Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить. За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.

Развитие речи — важный момент социализации ребенка, показатель правильного развития мозга и центральной нервной системы.

Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью. Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года. Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш — тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.

Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные «а» и «у».

Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками. Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли). Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.

В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание — и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение — «гу, агу». Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.

Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата. Важно понимать: «гу» и «агу» — это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату.

Пассивный словарный запас

Как учить ребенка говорить? Важно понимать, что первые уроки развития речи осваиваются малышом только через копирование. Он имитирует все:

  • мимику;
  • движение губ;
  • звуки.

На данном этапе мать должна позаботиться о пополнении пассивного словарного запаса. Что это такое? Это слова, которые ребенок связывает ассоциативно с предметами. Мама показывает на кота и говорит: «кот» или «мяу». У ребенка в сознании откладывается визуальный образ кота и звуковая привязка к этому образу. Он пока не может сказать слово «кот», но в памяти эта информация останется.

Чтобы образы и их звуковая характеристика откладывались в памяти крохи, чаще проводите с ним беседы и всегда сопровождайте свою речь показом предметов. С какого возраста можно формировать пассивный словесный запас? Примерно с полугодика, когда малыш начинает осознанно фиксировать взгляд на предметах и осмысленно изучает их с помощью пальчиков.

В возрасте 6 месяцев малютка уже пытается выразить свое настроение, мысли и отношение к окружающим предметам с помощью звуковых комбинаций — но пока с его язычка слетают лишь непонятные «птичьи» звуки. Не стоит отчаиваться: со временем пассивный словарный запас примет активную форму. Сколько ждать? Время перехода пассивной словесной формы в активную зависит от родителей. С малышом необходимо:

  • часто общаться;
  • эмоционально хвалить за маленькие успехи;
  • играть в развивающие игры по возрасту.

Сколько раз повторять слова, чтобы маленькие дети их запоминали? Никто подсчет не вел, но не менее ста раз. Допустим, в течение дня вы показываете малютке кошку и говорите: «киса, мяу». Даете ему игрушку и говорите: «миша, мишка». И так постоянно. Для малютки выучить родную речь так же сложно, как ученику иностранный язык. Он больше понимает, чем может воспроизвести звучание речи.

Комментируйте все свои движения и действия ребенка: так он освоит глаголы. Например:

  • Оленька умывается;
  • Саша кушает кашку;
  • дай ручку маме.

Называйте правильно все предметы. Дети в грудном возрасте не могут точно воспроизводить звучание слов, однако, это не повод для мамы тоже их коверкать. Если вы будете подражать малютке, он не научится произносить слова правильно.

Во время произнесения слова смотрите малышу в глазки и четко артикулируйте слоги: малыш лучше усвоит новую информацию.

Развивающие игры

Дети легче овладевают информацией в игровом варианте. Можно придумать такие игры:

  • где мама?
  • повторение за ребенком слогов;
  • изучение новых предметов пальчиками;
  • пение песенок малышу.

Игра «Где мама?» научает ребенка осознанно произносить слово «мама». Спросите малютку: «Где мама?» и закройте лицо ладонями. Малыш будет пытаться разнять ладони, чтобы увидеть маму. Уберите свои ладони с лица и скажите радостно: «Вот мама!». Такая игра нравится малюткам в грудном возрасте. Они начинают связывать слово «мама» с ее образом, и вскоре осознанно начнут это произносить.

Повторение за грудничком его лепетания тоже носит обучающий характер. Малыш передвигается по манежу и с упоением лепечет: да-да-да-да-да или гм-гм-гм. Повторите за ним эти же слоги, а потом поменяйте гласные звуки: ди-ди-ди, гам-гам-гам. Можно поменять и согласные. Не ленитесь заниматься обучающими уроками с малюткой, считая это пустой тратой времени.

Ученые доказали взаимозависимость между моторикой и речью. Дети уже с трехмесячного возраста начинают интересоваться игрушками, находящимися в кроватке или коляске, трогать их. Особенно любопытные дети пытаются захватить любые предметы, попадающиеся под руку: не важно, сколько и какие. Давайте малютке трогать и рассматривать разные предметы:

  • круглые;
  • квадратные;
  • гладкие;
  • из ткани;
  • шуршащие.

Развитие моторики пальцев ускорит развитие речевых навыков.

Первое слово

Когда ребенок должен начать говорить, во сколько лет? Обычно, двуслоговые слова (папа, баба, мама, дядя) дети осознанно произносят в возрасте 12-13 месяцев. Этапы становления речи можно охарактеризовать так:

  • гуление: гу-агу;
  • лепет: да-да-да, на-на-на;
  • осмысленные двуслоговые слова: мама, баба, папа, дай.

На втором году жизни словарный запас малютки значительно увеличивается, и он пытается изъясняться в доступной для несовершенного речевого аппарата форме. Например, вместо «молоко» скажет «ко», а вместо «коко» — «км-км». Свою речь малыш сопровождает показом.

Например, он может сказать «дай км-км» и показать пальчиком на отварное яичко. Если малыш что-то требует, показывает пальчиком и кричит «дай», но выразить в речи не может,- обязательно дайте этот предмет и уточните его название. Постепенно словарный запас будет пополняться.

На третьем году жизни происходит разительная перемена в развитии речи малыша:

  • ребенок уже научился составлять из слов предложения;
  • кроха понимает вопросы «почему?», «кто это?» и другие;
  • он использует в разговоре разные части речи;
  • понимает разницу между множественным числом и единственным.

Молчание малыша

Почему некоторые детки долго молчат? Причин может быть несколько:

  • с малышом мало общались;
  • физиологические особенности строения речевого аппарата;
  • последствия родовой травмы;
  • наследственные особенности;
  • заболевание неврологического/психического характера.

Не стоит бить тревогу, если ребеночек все понимает и выполняет просьбы родителей осмысленно, но при этом молчит. Такой особенностью отличаются мальчики. В 3-4 года ребенок заговорит обязательно.

Долгое молчание может носить и наследственный характер, если кто-то из родственников отличился подобным в детстве. При некоторых особенностях строения речевого аппарата может возникнуть задержка в развитии речи: здесь необходимо вмешательство доктора.

Последствия родовых травм тоже негативно сказываются на функциональности речевого аппарата. Подобную проблему может исправить специалист, как и заболевания психического и неврологического характера.

Дефекты речи

Когда стоит бить тревогу и показывать малютку специалистам? Своевременное «созревание» речевых навыков характеризует полноценность умственного развития малютки. В возрасте 6-7 лет малыш должен владеть культурой речи в объеме, позволяющем учиться в первом классе школы.

Однако многие родители не придают развитию речевых навыков своего чада должного внимания. В результате, ребенок не сможет усваивать школьный материал и будет чувствовать себя ущемленным среди одноклассников. Так может сформироваться комплекс неполноценности. Бить тревогу необходимо, если существуют такие речевые дефекты:

  • ребенок не произносит гласные звуки;
  • малыш в 9 месяцев не понимает вопрос «Где мама?»;
  • ребенок не говорит в два годика;
  • к трем годам кроха не владеет фразовой речью;
  • после трех лет малыш продолжает сокращать слова;
  • малыш искажает слова до неузнаваемости.

Большую тревогу должны вызвать и такие физиологические проявления у малыша:

  • в три годика активно выделяется слюна;
  • держит рот открытым и высовывает кончик языка;
  • не может разжевывать еду и держит ее во рту;
  • при разговоре появляются хлюпающие призвуки;
  • произносит странные звуки, не похожие на нашу речь;
  • поведение нельзя назвать адекватным;
  • не хватает воздуха, чтобы произнести фразу;
  • не смотрит в глаза;
  • говорит гнусаво.

Подобное состояние ребенка вызвано неврологическими отклонениями в развитии. Важно обратиться к неврологу вовремя, пока малышу еще три года. Своевременное обращение за помощью гарантирует выздоровление.

Не следует полагать, что само собой все исправится. Возможно, ребенку необходимо показать и психиатру. Важно не упустить время и оказать маленькому человеку квалифицированную помощь. Дефекты неврологического и психического характера сами собой не исчезнут: лишь усилятся.

Как избавиться от растяжек после родов?

А кому, собственно, малыш что-то должен? Современные логопеды, педиатры, психологи все чаще придерживаются мнения, что та заветная дата, когда ребенок начал говорить , наступает у каждого в различные сроки. Разумеется, молодые родители беспокоятся, почему чадо пользуется языком жестов, ограничивается 5-слогами, упорно не желает повторять самые простые слова. Мама жалуется, что сыночек молчит, хотя ему 2 года и 2 месяца, а девочку из семьи, живущей этажом ниже, уже «водят» на занятия по английскому языку, где она запоминает и (это не шутка!) повторяет, и произносит не только отдельные слова, но фразы. Отсюда возникают вопросы о том, во сколько начинают говорить мальчики, а когда – девочки. Педагог уверена, что ребенок осознанно использует иноязычные слова. В приведенном примере, оба ребенка – первенцы, мамы строго относятся к своим обязанностям: занятия, игры, прогулки непременно входят в режим дня. Но у каждой из мам – ребенок индивидуальный!

Наш ребенок не говорит

Хотя ровесники давно произносят полные предложения, мы обращаем пристальное внимание если наш малыш при этом не говорит ещё. Кумир миллионов родителей доктор Бенджамин Спок считал, что не все дети начинают говорить на определенном месяце развития. Большое значение имеют такие факторы, как темперамент, природные особенности .

Помните и об атмосфере , в которой воспитывается малыш. Да, ему пока не удается сказать даже слово "мама" , однако он замечает, насколько доброжелательны люди вокруг него. Причем не только, как относятся к нему старшие, но и как вы общаетесь между собой. У старших, особенно это касается пап, в общении проявляется диктаторство, что напрочь лишает ребенка инициативы . Этому малышу будет неуютно даже в своей семье, он может замкнуться, уйти в себя. Он еще слишком мал, чтобы изменить эмоциональный фон семьи , но достаточно большой, чтобы уловить все недомолвки, скрытую неприязнь, недоверие. Поэтому во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые зависит не только от малыша!

С течением времени мамы, чаще всего это именно мамы и бабушки, начинают метаться в поисках чудо-средств, чтобы помочь малышу начать общение . Если вы не желаете «подождать еще пару месяцев », или поведение ребенка действительно вызывает тревогу и опасения, обратитесь к участковому педиатру.

ВАЖНО! Пройдите консультацию у опытного, хорошо зарекомендовавшего себя доктора, если считаете, что с вашим малышом, что-то не так.

На что обратить внимание, чтобы ребенок начал говорить

  • В норме ли органы слуха и речевой аппарат;
  • Соответствует ли возрасту психофизическое состояние малыша;
  • Доброжелателен и активен ли ребенок;
  • Может ли заменять общение звукоподражанием, воспроизводить несложные мелодии;
  • Самое главное, удостоверьтесь, что вы отлично понимаете друг друга.

Когда ребенок начинает говорить

Помните, что речь – одно из основных действий, которым овладевает человек в процессе своего индивидуального развития . Эта функция обеспечивает человеку одну из форм взаимодействия с окружающими, чаще всего, людьми (хотя дети пытаются общаться с разными предметами). По статистике, этим навыком дети овладевают тогда, когда им исполняется год или полтора . Однако не всегда дети говорят чётко и ясно к этому возрасту. Известно, что девочкам свойственно раннее развитие и, как следствие, они девочки начинают говорить раньше мальчиков . Тем не менее не всегда дети начинают говорить к установленному опытным путём сроку. Поэтому необходимо, чтобы участие взрослых непосредственно сказывалось на темпах овладения этим навыком.

Начинаем говорить первые слова

Обращая внимание на эти нехитрые советы, вы способствуете гармоничному развитию вашего малыша и помогаете малышу начать говорить первые слова и составлять фразы:

  • Родители должны относиться к ребёнку как к взрослому человеку . Это значит, что не нужно сюсюкать. Речевые партии родителей в отношении ребёнка должны быть такими же, как если бы они говорили со взрослым человеком. Это важно для того, чтобы малыш начал усваивать информацию правильно и начал произносить слова .
  • Необходимо опредмечивать произносимые слова . На запоминание влияет демонстрация того предмета, имя которого называется. Помимо того, что дети запоминают слова гораздо быстрее, они ещё и усваивают понятия формы, цвета.
  • Нужно описывать происходящие вокруг явления. Например, идя с малышом по парку, можно рассказывать, что происходит вокруг: поют птички, сидящие на большом дереве, проехала машина зелёного цвета, а вон там, на лужайке, мальчик и девочка играют в мяч или рассказывают другу другу интересные истории из своей жизни. Таким образом, ребёнок начнёт воспринимать поток информации и сопоставлять его с реальностью.

Речь на первом году жизни

К первому году своей жизни малыш овладевает 6-8 словами . Они составляют его базовый лексикон. Заметно, что он пользуется словами как угодно: произносит лишь слоги целого слова, мешает их между собой, называет каким-то словом не тот предмет, какой он означает и так далее. Одним словом, экспериментирует.

Артикуляционный аппарат развивается не без участия родителей. Смотря на их мимику, дети пытаются двигать органами речи подобным образом, чтобы научиться издавать такие же звуки, поэтому важно не ограничивать ребёнка в общении с родителями. И во время разговора смотреть на него!

Речь в старшем возрасте (3-4 года)

В старшем возрасте дети приобретают способность связывать слова между собой , использовать в речи словосочетания, предложения, так как формируется мышление и речь. Начинается период «почемучки» , когда ребёнок активно интересуется всевозможными явлениями, предметами, их происхождением и областью применения. Важно давать детям ответы на их вопросы, поддерживать диалог, чтобы не потушить ту жажду познания окружающего мира до того момента, когда она (жажда) сама будет сходить на нет.

Как ускорить момент

Если вам очень хочется, чтобы ваше чадо побыстрее заговорило на человеческом языке, попытаемся ускорить речевую деятельность ребенка . Давайте исходить из того, что наш маленький человек должен захотеть научиться разговаривать . Он показывает пальчиком на желаемый предмет, игрушку, призывая вас помочь. Постарайтесь проговорить медленно и очень доброжелательно, как только вы и можете, что именно малышу нужно. Не повторил сейчас, исполните его просьбу, он все равно скажет. Только не теряйте уверенность в том, что ваш малыш скажет первое слово, предложение, а потом еще много разных фраз. Вспомните, как долго и трудно вы ждали заветного момента, слушайте его, отвечайте и получайте удовольствие от общения. Вы эту радость заслужили!

Полезное видео

О том, когда ребенок начинает говорить доктор Евгений Комаровский расскажет в своей постоянной программе:

Итоги

Итак, основным принципом развития речи является развитие этой речи, как бы парадоксально это не звучало. Это значит, чтобы человек научился говорить, с ним нужно разговаривать, необходимо, чтобы он слышал речь, видел, как её произносят, а самое главное – зачем это делают. Входя в коммуникативную среду, ребёнок очень быстро научится излагать свои мысли, а общение с разными людьми помогает выработать определённую точку зрения и мнение на любую сложившуюся ситуацию уже с пелёнок.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Бытует мнение, что происходит это примерно в 6 месяцев. В полугодовалом возрасте грудничок может подтягиваться, держась за руки мамы, и присаживаться. Может показаться, что кроха хочет сесть. На самом деле у него хорошо развит хватательный рефлекс. Он хватает мамины пальцы и притягивает к себе, как и все, что попадает ему в руки. Это стремление никак не связано с желанием малыша сесть. Однако взрослые часто путают эту врожденную способность грудничка и тут же пытаются его усадить. В этом деле не надо спешить. Дети начинают сидеть тогда, когда созреют к этому навыку физиологически.

Чем опасно преждевременное усаживание

Как понять, что еще рано? Если малыш заваливается на бок, у него сильно округляется спина - это явные знаки того, что можно подождать. Нужно ли обкладывать его подушками и валиками? Ни в коем случае! Конечно, этот старый бабушкин метод значительно облегчает маме жизнь. Да и малыш доволен, перед ним открывается обзор, есть чем заняться. Но искусственная поддержка спины грудничка, по мнению профессионалов, - медвежья услуга.

Если ребенок начинает сидеть слишком рано, на неокрепший позвоночник идет большая нагрузка. В будущем это может обернуться сколиозом, деформациями тазовых костей. Доктора рекомендуют не спешить усаживать грудничка. Чем позже его тело примет вертикальное положение, тем лучше для развития скелета. Главное в этом процессе - не помогать! Поощрять надо не сидение, а , .

Как правильно сидеть

Обратите внимание на положение всех частей тела, когда ребенок сидит.

  • Голова . Слегка наклонена вперед.
  • Шея . Разогнута.
  • Верхняя часть позвоночника . Разогнута.
  • Руки . Находятся впереди в качестве опоры.
  • Поясница . Согнута.
  • Тазобедренные суставы . Согнуты и наклонены вперед.
  • Ноги . Развернуты наружу, разведены. Основной упор приходится на боковую поверхность.

Если же части тела расположены иначе, грудничок будет быстро утомляться. Значит, его тело пока не готово для этого навыка, а естественные физиологические изгибы позвоночника еще не сформировались.

Этапы развития навыка

Что влечет за собой способность сидеть? Много других возможностей для развития крупной моторики. Грудничок научится становиться на колени, подтягиваться, вставать, стоять, . Все эти действия связаны со способностью держать равновесие. Умение сидеть, как и все другие моторные навыки, вырабатывается последовательно.

  • . Может сидеть неуверенно, опираясь на одну или обе руки. Часто теряет равновесие и заваливается на бок. Самостоятельно не садится, только с подтягиванием за ручки. Ребенка можно сажать в возрасте полугода, но только на короткое время. Достаточно несколько минут для тренировки.
  • . Сидит более уверенно, без опоры на руки. Сидя, поворачивает корпус в разные стороны, удерживает при этом равновесие. Может самостоятельно сесть из положения лежа на животе, опираясь на руки.
  • . К этому возрасту большинство грудничков уверенно сидят, легко поднимаются в это положение с любой позиции - лежа на спине, животе, боку. И так же легко меняют его.

Грудничок может самостоятельно сидеть уже в полгода. Это признак нормы. Если он сядет на два месяца позже, это тоже будет нормальным показателем. Важно знать, что детям, которые сели рано, запрещается находиться в этом положении более одного часа. Если же ребенок самостоятельно не сидит, не рекомендуется носить его продолжительное время в вертикальном положении или возить в коляске в сидячем положении.

Как помочь: 8 способов

Бывают ситуации, когда ребенок уверенно сидит, но принять эту позу ему трудно. Или у него никак не получается удержать равновесие. Что делать?

  1. Начните с простого . Попробуйте усаживать ребенка из полулежачего положения на спине. Кроха будет затрачивать меньше усилий, снизится нагрузка на позвоночник.
  2. Развивайте мышцы пресса . Делайте самые элементарные упражнения. Из положения лежа приподнимите малыша за ручки под углом в 30°, но не усаживайте. Приподняли - опустили. Проделайте так несколько раз подряд. Также можно качать пресс, лежа на животе. Позвольте малышу ухватиться за ваши пальцы, немного приподнимите его за ручки вверх так, чтобы прогнулась спина.
  3. Укрепляйте мышцы спины . Уложите ребенка на живот. Одну руку подложите под грудь младенца, другую - между ножками. Грудничок должен упереться ими в ваш живот. При этом мышцы его спины и ягодиц напряжены, шея слегка выгибается назад.
  4. . В воде равномерно тренируются мышцы всего тела, при этом нагрузка на позвоночник минимальна. Если есть возможность, можно записаться с крохой в бассейн или на аквааэробику. Если нет, можно тренироваться дома в большой ванной.
  5. Сидение под правильным углом . Если ребенок часто находится в коляске или в детском стульчике, необходимо отрегулировать правильный наклон сидения - 40–45°. Многие мамы интересуются, не вредно ли носить младенца в рюкзаке? Грудничка можно сажать в кенгуру. Важно только выбрать модель с жесткой спинкой, чтобы основной упор шел не на промежность. Вертикальная нагрузка на спину должна быть минимальной. Есть ограничения по времени: носить не более трех часов.
  6. Придумайте мотив . Просто так качать пресс скучно. Можно подвесить перед грудничком игрушки. Он будет пытаться дотянуться и одновременно тренировать мышцы.
  7. Ничего не придумывайте . Может, малыш просто ленится? Зачем садиться, если мама усадит, подтянет, поможет?
  8. Лишите комфорта . Создавайте неудобные условия, которые будут стимулировать кроху к желанию сесть без вашей помощи. Пусть он пытается найти более удобное положение для тела. Дайте ему возможность заваливаться на бок, почувствовать, как балансирует его тело, найти равновесие. Только так он самостоятельно научиться сидеть.

Если ваш малыш хорошо ползает и не хочет садиться, не стоит волноваться. Еще не пришло его время. Даже в не будет поздно! Также нужно знать, что самый безопасный переход в сидячее положение - из позы на четвереньках. В этом случае будет наименьшая нагрузка на позвоночник. Научить ребенка садиться из положения лежа можно, если он уже уверенно садится из положения на четвереньках.

Когда ребенка можно сажать? Лучше ориентироваться на индивидуальное развитие малыша. Если ребенок активно двигается, у него не выявлены проблемы опорно-двигательного аппарата и неврологические нарушения, будьте уверены - он обязательно научится сидеть самостоятельно. И чаще всего вырабатывает этот навык без помощи взрослых.

Особо активные родители очень любят делиться с окружающими достижениями своих детей, поэтому нередко у молодых мамочек заранее формируется представление о том, в какое время должны происходить те или иные вещи, например, когда ребенок начинает ходить. Если же этот срок подошел, а малыш еще не сделал даже первого уверенного шага, начинается паника. На самом деле даже специалисты не устанавливают строгие временные рамки для важного события. В возрасте до 1,5 лет дети во многих вопросах развиваются индивидуально. Прорыв может случиться в любой момент, и помощь со стороны родителей малышам нужна крайне редко. Не нужно слепо верить страшным историям бабушек и подруг, лучше проконсультироваться с педиатром, который осмотрит ребенка и даст все необходимые указания.

В каком возрасте ребенок начинает ходить и как это происходит?

Возрастной промежуток, который считается оптимальным для первых шагов, – от 9 месяцев до 1,5 лет. У большинства это происходит примерно в годовалом возрасте. Во внимание принимаются только те шаги, которые ребенок делает самостоятельно, без помощи и ходунков. У всех это происходит по-разному. Одни сначала пытаются опираться на мебель, другие сразу встают на ножки и после нескольких попыток – идут. Оба варианта считаются физиологической нормой.

То, во сколько малыш делает первые шаги, зависит от многих факторов.

  1. Наследственность. Если кто-то из родителей пошел поздно, не нужно торопить малыша и ждать ранних успехов.
  2. Конституция ребенка. Пухлые и крепкие карапузы не так быстро привыкают к своему телу и не стремятся вставать, ползать им гораздо удобнее.
  3. Половая принадлежность. По статистике, девочки начинают ходить значительно раньше, чем мальчики.
  4. Темперамент и уровень активности. Спокойный ребенок может долго ползать, познавая мир на своем уровне, независимый и любопытный человечек постарается поскорее встать.

Стоит отметить, что первые детские шаги отличаются от походки взрослого и это не зависит от того, во сколько месяцев они были сделаны.

  • Стопы ставятся параллельно друг другу.
  • Шаги «штампуются». Особенности строения еще не позволяют стопе перекатываться с пятки на носок.
  • С центром тяжести еще возникают проблемы, поэтому первое время малыши часто падают. Следить за ребенком в это время нужно особенно пристально, но не нужно доходить до фанатизма. Скелет и мышцы грудничков отличаются повышенной эластичностью, поэтому риск возникновения переломов или растяжений минимален.
  • Бывает, что дети идут сразу на носочках, но этот момент требует отдельного рассмотрения.


Малыш пошел раньше или позже оптимального срока – хорошо это или плохо?

Случаи, когда ребенок начинает ходить намного раньше или позже установленных сроков, требуют индивидуального рассмотрения, т. к. могут указывать на определенные патологии развития.

  • Если малыш пошел в возрасте до 9 месяцев (обычно это случается в результате повышенной активности родителей), не стоит радоваться. К этому времени мышцы еще очень слабы, они не способны выдержать вес тела без последствий. Это особенно опасно для детей, страдающих от избыточного веса. Зачастую это приводит к искривлению ног в области голеней, формированию неправильного положения стоп при ходьбе.
  • Дети, в возрасте старше полутора лет, которые не ходят, сколько бы их ни ставили на ножки, могут страдать от ослабленного иммунитета или переживать последствия скрытой родовой травмы. В некоторых случаях речь может идти и об элементарных особенностях организма, приводящих к медленному укреплению мышц ног и позвоночника.

О каком бы состоянии ни шла речь, любые укрепляющие и стимулирующие манипуляции должны проводиться только после консультации со специалистом. Любая самодеятельность может усугубить ситуацию.


Как помочь ребенку сделать первые шаги?

Стимулировать ребенка к новым достижениям можно и нужно. Только делать это рекомендуется мягко, ненавязчиво и без фанатизма. Не стоит принуждать малыша, родители должны только помогать.

Существует несколько вспомогательных методик, которые не только помогут ребенку пойти, но и окажут положительное воздействие на общее состояние организма.

  • Регулярный массаж . Легкое поглаживание, поверхностное растирание и легкое постукивание по спинке, голеням и стопам ребенка позволит снять гипертонус мышц и укрепить при этом волокна. По поводу того, сколько делать повторений и какие именно упражнения использовать, необходимо проконсультироваться с ортопедом или детским физиотерапевтом.
  • Специальная гимнастика в комплексе со стимулирующими упражнениями . Оптимальным набором упражнений считается пассивное сгибание и разгибание ножек, стояние на носочках с помощью родителей. По мере укрепления мышц вводят приседания, подпрыгивания и потягивания с помощью опоры или при поддержке взрослых.
  • Применение игрушек-каталок . Этот вид вспомогательных предметов дети очень любят. Они с удовольствием опираются на яркие игрушки и толкают их перед собой, привыкая к технике движения. После этого переучить их на самостоятельную ходьбу довольно легко. Стоит учесть, что ходунки выполняют обратную функцию. Они не вызывают должного напряжения мышц и приводят к задержке развития навыка.
  • Создание соответствующей среды . У ребенка должно быть много свободного пространства. Малыши, проводящие все время в манеже, начинают ходить позже всего. Лучше предоставить карапузу всю комнату, позаботившись заранее о его безопасности и расставив мебель так, чтобы она служила надежной опорой. При этом располагать игрушки нужно таким образом, чтобы дети были вынуждены не просто ползти к ним, а подниматься на ножки и даже тянуться, стоя на носочках.

Особое внимание нужно уделить обуви малыша, который пошел. Если вначале ребенок будет чувствовать себя комфортно босиком, в пинетках или легких носочках, то со временем придется приобрести сандалики или ботинки. Изделия должны быть качественными, легкими, с гибкой и удобной подошвой. Никаких моделей «на вырост», только четко по размеру. Приветствуется наличие фиксирующего задника и маленького каблучка. Все части обуви, кроме подошвы, должны быть гладкими и легко собираться в складки.


Малыш ходит на цыпочках. Что делать?

Иногда ребенок сразу и без посторонней помощи начинает ходить на носочках. Это не должно беспокоить только в том случае, если ребенок выполняет данное упражнение чтобы привлечь внимание и покрасоваться или достать какую-то игрушку.

Причины состояния могут быть как физиологическими, так и патологическими.

  1. Зачастую на носочках ходят дети, у которых выраженный гипертонус мышц. В этом случае с проблемой помогут справиться физиотерапевтические мероприятия. Основной причиной состояния считается кислородное голодание детского организма в период беременности или во время родов.
  2. В некоторых случаях напряжение мышц происходит неравномерно, поэтому хождение на носочках кажется ребенку самым удобным. Это состояние проходит самостоятельно по мере повышения активности ребенка. Скорейшей нормализации навыка способствует хождение на четвереньках, приседания, активное ползание и лазание.
  3. Часто ребенок встает на цыпочки, просто чтобы стать выше и лучше рассмотреть то, что находится вне зоны его досягаемости.
  4. Иногда бег на носочках указывает на повышенную активность ребенка и невозможность выплеснуть накопленную энергию другим путем. В данном случае нужно просто добавить в режим малыша физические упражнения, которые позволят ему быстрее уставать.
  5. Симптом может быть последствием родовой травмы. В этом случае без вмешательства врачей не обойтись.
  6. Случается, что хождение на цыпочках указывает на начало развития детского церебрального паралича. В этом случае состояние сопровождается множеством симптомов, поэтому поставить диагноз очень легко. Это сможет сделать любой педиатр во время планового осмотра.

Своевременное исправление походки защитит от развития косолапости, заболеваний шейного отдела позвоночника, нарушения осанки и задержек в физическом развитии.

Даже если малышу уже исполнилось 1,5 года, а он еще не пошел, не стоит паниковать, нужно обратить внимание на его общее состояние. Веселые, озорные и активные дети, которые с удовольствием играют, ползают и сидят, скорее всего просто пока не испытывают потребности в ходьбе. В нужное время карапуз не просто встанет, а очень всех удивит своими умениями.