Конфликт в саду у ребенка. Как решать конфликты в детском саду

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Елена. Я председатель родительских комитетов сада. У меня к Вам очень важный вопрос, который я не увидела на сайте.

В нашей группе 24 человека, и родители все адекватные, кроме одной бабули, которая не является официальным представителем ребенка.

Так вот она уже не однократно ведет себя неподобающим образом. В прошлом году в раздевалке нашей группы произошел такой инцидент: бабушка приведя внука в детский сад, в раздевалке находилось еще несколько родителей и дети. Она в повышенных тонах угрожала ребенку, что если он еще раз подойдет к её внуку и ударит, укусит, толкнет, то она ему переломает руки !

Таких слов от дамы почтенного возраста я терпеть не могла и спокойным тоном сказала ей, что выяснять отношения и возникшие конфликты в детском саду нужно, во-первых, за пределами детского сада; во-вторых, не с ребенком, а с его родителями. После был сделан звонок маме этого ребенка, и было предложено как-то сдерживать порывы её бабушки, чтобы конфликты в детском саду не повторялись. На что мама ответила, что она не отвечает за действия своей мамы! Через пять минут после разговора с мамой позвонила бабушка и оскорбляла меня и моего сына!

Остальное время эта бабушка вела себя более-менее прилично.

Моего ребенка забирает бабушка, тоже по доверенности. И произошел такой инцидент: 03.09.13 эта бабушка пришла забирать своего внука и увидела, что руки у него грязные. На вопрос «почему они грязные», он ответил, что его толкнул мой ребенок. Так бабушка начала кричать на моего ребенка, на воспитателя, нецензурно выражаться в присутствии детей, родителей и воспитателя.

Об этом инциденте мне рассказала воспитатель на следующий день утром, так как отвожу ребенка я. Я написала жалобу на имя заведующей. И в этот же день была проведена беседа с мамой этого мальчика. На что она ответила, что нужно разговаривать с бабушкой!

Бабушка в весенне-осенний период очень возбужденно себя ведет. Причем не только в детском саду, но и на детской площадке. И я так думаю, она просто нашла очередной объект для своих криков.

Вот у меня вопрос: как я могу оградить не только своего ребенка, но и других детей и родителей, и воспитателей от неадекватного поведения бабушки? Как прекратить конфликты в детском саду?

Могу ли я опираться на то, что она не является официальным представителем ребенка? Какие еще действия я могу предпринять? Думаю, собрать подписи родителей, которые наблюдали за инцидентами, не получится, так как в нашей группе каждый сам за себя. Заранее спасибо за ответ. Калинина Елена.

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Добрый день! Однозначный ответ на Ваш вопрос мне трудно представить, поскольку весной и осенью происходит обострение психических расстройств как у здоровых, так и у ненормальных лиц.

В рамках подобных споров Вы рискуете стать участником затяжного процесса, который может негативно повлиять на общую обстановку в ДОУ, включая Вашего ребенка. На моей практике подобные межличностные споры, бытовые склоки неоднократно приводили к тяжким последствиям.

Поэтому целесообразно проводить свою политику крайне взвешенно и осторожно.

К примеру, попытка привлечь неуравновешенную бабулю к административной ответственности за хулиганство (ст. 20.1. КоАП РФ) может привести только к излишним проявлениям у нее, которые в конце концов могут отразиться на Вашем ребенке.

Желательно посоветоваться по этому поводу с несколькими инстанциями (заведующая и воспитатели ДОУ, учредитель ДОУ, психоневролог, отдел дошкольного образования в соответствующем департаменте, прокуратура, участковый полиции, Роспотребнадзор и пр.).

  • На мой взгляд, конфликты в детском саду сперва можно уладить с помощью заведующей, которая может инициировать изменение договора с ДОУ (путем подписания дополнительного соглашения с родителями внука бабули о запрете посещения ДОУ их бабушкой, поскольку нарушается порядок, есть неоднократные жалобы).

Нарушение такого соглашения автоматически расторгает договор, и ребенок бабули больше не будет посещать ДОУ.

При этом можно «перевести рельсы» на воспитателя группы, поскольку он отвечает за порядок в группе и безопасность детей, и соответственно несет часть ответственности за конфликты в детском саду.

  • Потом, конечно, можно обратиться в полицию, прокуратуру, Минобр, к детскому омбудсмену и в суд с соответствующими заявлениями о защите прав Вашего ребенка (в том числе и с учетом ст. 150 ГК РФ), но опять же – это долго, а бабуля ежедневно будет ходить в ДОУ.

По крайней мере можно оснастить помещения ДОУ видеокамерами для подтверждения неправомерных действий кого-либо.

Наиболее подходящим может стать процесс налаживания отношений с бабулей (самой пытаться сгладить конфликт, поближе познакомиться, удобрить ее чем-либо и прочее), поскольку ваши дети все равно могут ссориться между собой, что практически невозможно предотвратить.

Ты отдала ребенка в детский сад. И вот, первое: «Он меня ударил!», «Она не хочет со мной дружить!» Чем старше ребенок, тем разнообразнее причины, вызывающие конфликты между детьми в детском саду. Что это за выяснения отношений? Можно ли их избежать?

Причины конфликтов в детском саду

2-3 года

2-3 летний ребенок с радостью начинает играть с другими детьми, но эти игры далеко не всегда проходят мирно. Чаще всего малыши этого возраста ссорятся из-за игрушек или из-за разрушения игровых построек, обстановки или воображаемой игровой ситуации.

Причина обид и ссор в том, что у детишек еще нет достаточного навыка общения.

4-5 лет

Конфликты в детском саду у детей этого возраста возникают чаще всего, если ребенок эмоционально не связан с партнером по игре. Так, желание командовать может побудить его оставить игру с лучшим другом и играть с тем, кто меньше нравится, но слушается.

Игры в этом возрасте усложняются: дети решают, во что играть, кого включить в игру, а кого исключить; распределяют роли: кому достанется более привлекательная, кому - менее.

На любом из этих этапов может возникнуть конфликт.

5-6 лет

Споры о том, во что играть, в этом возрасте возникают все реже. Больше дети конфликтуют по поводу сюжета игры: какие в ней будут ситуации, персонажи и действия этих персонажей.

Могут возникать конфликты по поводу правил игры: это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Способы разрешения конфликтов в детском саду

2-3 года

У детей в возрасте 2-3 лет основным «аргументом» в спорах является применение физической силы: они толкаются, дерутся, отнимают игрушки. Дети могут кричать и плакать, стараясь привлечь внимание воспитателя, вовлекая в конфликт других детей.

4-5 лет

В 4-5 лет «игровые» конфликты в детском саду уже часто разрешаются без вмешательства взрослых.

Воспитатель приходит на помощь только при «психологических атаках», когда ребенок кричит, топает ногами, плачет и гримасничает, ничего не объясняя.

Но чаще идет атака словесная: указания сопернику, что ему делать или чего не делать: «Отдай», «Уйди». Обозначение собственной позиции: «Я буду врачом». Отказ выполнять требуемое действие.

5-6 лет

Для решения конфликтов в детском саду старшие дошкольники часто пользуются «угрозами» пожаловаться воспитателю, перестать играть, перестать дружить вообще и словами, произносимыми с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ясно?».

Начинают появляться и первые логические обоснования: «Я первый», «Я тоже хочу», «Это мое»; отсылки к своей роли в игре - «Я врач и знаю, как надо лечить», риторические вопросы: «Зачем ты все сломал?», «Чего ты сюда зашел?».

Все чаще дети пользуются общими правилами: «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым».

В этом же возрасте дети начинают дразниться и обзываться.

Профилактика конфликтов - задача родителей

Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них - основа социализации ребенка в будущем. Помочь малышу правильно вести себя в ссорах и спорах - задача родителей в процессе . Способов такой помощи несколько.

Игры

Играй вместе с ребенком: когда есть общая цель, радости, переживания за общее дело, распределение обязанностей, согласованность действий, ребенок учится уступать желаниям других или убеждать их в своей правоте, действовать для достижения общего результата.

Очень важны сюжетно-ролевые игры. Пусть комната станет больницей, магазином, магистралью, а ребенок - врачом, продавцом, водителем. Ведь любая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель, а это способствует развитию у ребенка навыка общения.

Приемы неигрового типа

  • Приучай ребенка к приветствиям и прощаниям, обмену впечатлениями после игры.
  • Дай малышу самому решить, когда начать и закончить игру, самостоятельно распределить роли.
  • Выслушивай внимательно ребенка и учи его объяснять свои чувства.

Контроль над собственными эмоциями

Проявляя любовь к малышу, старайся не заронить в его сознание мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что ты выполняешь его желания, а иногда и капризы вовсе не потому, что обязана это делать, а потому что любишь его. Иногда проси и ребенка пойти на уступки.

Помни, маленькие эгоисты чаще попадают в конфликты в детском саду и им гораздо сложнее выходить из таких ситуаций, чем остальным детям.

Будет детский сад приносить ребёнку и родителям радость или проблемы, как ни странно, во многом зависит именно от взрослых. Ульяна Громова, воспитатель ясельной группы, лауреат премии Петербурга в номинации «Лучший воспитатель Государственного дошкольного образовательного учреждения» рассказала, что могут и должны сделать родители, чтобы дошкольное образование стало залогом успешной и счастливой жизни ребёнка.

– Когда ребёнка отдают в детский сад, означает ли это, что родителям можно в некоторой степени расслабиться?

– Перед тем, как родители могут немного расслабиться, ребёнок и его родители проходят сложный период – период адаптации. Отрыв от матери – огромный стресс для малыша, ведь до сих пор он был единственным и вся любовь и внимание доставались ему одному. В детском саду совсем другие условия и, чем более самостоятелен малыш к моменту начала посещения дошкольного учреждения, тем легче будет проходить его привыкание. Тяжёлым период адаптации становится для избалованных, несамостоятельных детей, которые в связи с высокой опекаемостью, бояться самостоятельно произвести какие-либо действи, особенно в новых условиях. Они будут хвататься за маму, бояться от неё отойти на шаг. Чем более самостоятелен ребёнок, тем он смелее, увереннее в себе и своих возможностях, тем выше его познавательный интерес. Скорее всего такие дети не так сильно испугаются новой обстановки и сразу ринутся изучать игрушки в группе, смогут самостоятельно найти себе занятие.

То, как будет проходить первая социализация ребёнка в его первом обществе, во многом зависит и то, как он будет входить в коллектив в школе, в университете, на работе, как он будет общаться с новыми людьми при первой встрече, когда подрастёт.

Ульяна Громова.jpg

– А что конкретно могут сделать родители, чтобы ребёнок стал самостоятельнее и был готов к садику?

– Зачастую родители не стремятся отучить ребёнка от многих, не свойственных возрасту и условиям детского сада привычкам: соска, памперсы, грудное вскармливание, неоправданно частое использование коляски. Все эти вещи необходимы совсем маленьким детям, но к моменту посещения детского сада надо распрощаться с этим набором.

Во-первых, отучение от всего, что не соответствует возрасту, тормозит развитие многих психических, физических и умственных процессов. Во-вторых, резкое прекращение привычного в первые же дни посещения детского сада усилит стресс ребёнка, который и так в растерянности от отсутствия рядом мамы и папы. Ведь воспитатель не сможет предложить малышу прогулки на коляске.

Также для подготовки к детскому садику можно порекомендовать заранее узнать и приучать ребёнка к режиму дня, который будет в учреждении. Желательно выяснить, какие блюда готовят в садике, в который он пойдёт, и постепенно вводить в рацион эти блюда. Часто дети с недоверием и страхом относятся к незнакомой пище, отказываются от неё, переживают. Это может стать дополнительным стрессом, так же как и ранний подъём, если до первого дня посещения садика ребёнок несколько лет вставал в 10, 11 часов утра. Хорошо заранее рассказать ребёнку о том, что ждёт его в садике, познакомить его с будущими воспитателями, чтобы он был немного подготовлен психологически, и многое в садике соответствовало тому, что рассказывала мама. Это действительно во многом может облегчить встречу с новым и будет намного спокойнее для малыша, чем внезапная смена образа жизни.

– Что особенного в периоде адаптации к детскому саду и какова в этом роль родителей?

Период адаптации в детском саду формально длится месяц. В это время воспитатели не проводят занятия, не водят детей в другие помещения детского учреждения, а помогают привыкать и приспосабливаться к новым условиям.

Период адаптации начинается с сокращённого времени посещения, затем, ориентируясь на поведение и состояние нервной системы ребёнка, педагоги и родители решают, когда лучше увеличить время пребывания в группе.

Маме, которая отдаёт малыша в садик, можно порекомендовать, не спешить выходить на работу, если есть такая возможность или подключить к детскому садику бабушку. В период привыкания к садику малышу особенно важно дома максимальное общение с мамой и папой, чтобы понять, что его никто не бросил, что его по-прежнему любят и что мама никуда не денется от него, что садик это временно.

Если период адаптации в детском саду только месяц, то реально адаптация проходит намного дольше. У некоторых детей это могут быть не только месяцы, но и годы. Всё очень индивидуально.

  1. ребёнок спокойно расстаётся с родителями;
  2. не тревожится весь день в садике, что их нет рядом;
  3. свободно пользуется туалетом;
  4. не отказывается от пищи;
  5. перестаёт часто болеть.

Не стоит ругать ребёнка, который только начал посещать детский сад за истерики, за возвращение к прежним привычкам (писается, сосёт палец и т.д.). Это всё проявление нервности, которая, к сожалению, будет первое время присутствовать, ввиду резкой смены привычной жизни. Ребёнку необходимо обеспечить дома покой и полное принятие его таким, какой он есть, даже с истериками и полным пакетом мокрого белья. Всё это временно и пройдёт, когда детский сад станет привычным, повседневным, желаемым.

Но здесь я хочу подчеркнуть, что появление детского сада или школы в жизни ребёнка никак не отменяет участие родителя в воспитании и образовании. Родители – главные педагоги ребёнка на всю жизнь!

– Ульяна, а с какими проблемами могут столкнуться и родители, и дети уже после адаптационного периода и каковы их причины?

Одни из часто возникающих проблем – это сложности между родителями и детским садом. Очень многое зависит от первоначального настроя родителей и педагогов на конструктивное общение.

Говоря о причинах подобных конфликтов, в первую очередь стоит отметить, что, к сожалению, педагогический состав стремительно стареет, а родители это большей частью молодые, активные люди. Разные подходы к воспитанию, разные взгляды на жизнь порождают конфликты.

Надо с сожалением констатировать, что профессия воспитателя сейчас находится в глубоком кризисе. Проблема кадров – это проблема общества, не проблема конкретной заведующей конкретного детского сада.

Во-вторых, многие родители уже имеют опыт посещения частных детских клубов, где, как правило,детей в группе мало, условия работы другие, как и подходы к воспитанию. В таких учреждениях не предъявляют требований: всё, как захочет малыш. Не хочет рисовать со всеми? Ну, пусть повисит на люстре. Главное, чтобы он ходил сюда ещё, и мама была довольна.

В государственном детском саду педагог поставлен в более сложные условия. Детей в группе много, есть временные ограничения: режим дня, занятия, гигиенические процедуры, соблюдение требований СанПина и многих других нормативных документов. Ребёнок должен всё делать немного быстрее, чем дома, должен успевать, поспевать, догонять. Непонимание родителей этого иногда становится причиной конфликта.

Также, в последнее время во многих семьях процветает «педагогика вседозволенности», отсутствия каких-либо требований к ребёнку. Однако детский коллектив таков, что если разрешить одному висеть на люстре, то через пять минут вся группа в 25 детей будет делать то же самое. И если малыш кидает пюре на голову соседу, а мы на это никак не реагируем, то будьте уверены, в пюре сразу будет вся группа.
Родители должны понимать, что попадая в общество, ребёнок должен учиться определённым правилам поведения. Иногда получается так, что малышу ещё не объяснили, что так делать не надо, но уже ругают за это. Ребёнок начинает бояться проявлять себя, получая такие незаслуженные порицания.

Другой пример, сейчас часто встречаются дети, которые постоянно дерутся, громко скандалят, агрессивно себя ведут по отношению к сверстникам. Мама считает, что это нормально и период такого поведения рано или поздно пройдёт. Давайте посмотрим на положение такого ребёнка в коллективе. Воспитатель, оберегая других детей, постоянно порицает поведение такого ребёнка, прерывает его агрессивные нападки, ругает, дети начинают бояться обидчика, избегать игр с драчуном, жаловаться на него родителям, родители жалуются на этого ребёнка воспитателю. Вокруг ребёнка растёт клубок негативного отношения. Возможно, этот рюкзак изгоя ему придётся нести с собой всю жизнь, если родители вовремя не начнут вычленять причины такого поведения, уберут из его жизни агрессивные мультфильмы, компьютерные игры, возможно, драки со старшим братом, изменят свои неправильные подходы к воспитанию.

Агрессия почти всегда идёт из дома. Сейчас в некоторых семьях душевный разговор с использованием ласковых слов типа «солнышко», «моя радость» отсутствуют вовсе. Недавно наблюдала, как бабушка разговаривает с внучкой постоянное назидание, раздражение в голосе, грубость и отсутствие всякого тепла взаимоотношений. «Сколько я буду тебя ждать?», «Мне уже надоело, что ты скачешь!», «Я позвоню папе с мамой, чтобы они тебя отругали!» и таким высказываниям не было конца. При этом ребёнок никак не реагировал на все претензии. Но при этом получал пример агрессивного общения, которое непременно принесёт в детский коллектив.

Дети в подобных семьях как обуза для общения: ребёнок всё время что-то спрашивает, чего-то хочет, спорит, не слушается, раздражает, а взрослый, вместо того, чтобы мудро переключить ситуацию, начинает показывать ребёнку пример деструктивного общения. «Ребенок зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, говорил В. А. Сухомлинский, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Повышенная конфликтность некоторых родителей лежит именно в нервном напряжении, а не в том, что «натворил» воспитатель. Одна мама пришла в наш сад в начале сентября этого года. Она не видела ни группы, ни воспитателей и сразу заявила заведующей: я очень скандальная, я вам всем покажу, вы заранее готовьтесь. Таких родителей, как правило, мало интересуют проблемы ребёнка, они удовлетворяют свои амбиции. Им не нужен реальный повод, они будут придираться ко всему, если воспитатель вовремя не сможет бесконфликтно противостоять такому поведению и свести его на нет. А это не каждому под силу.

– Как родителям справляться с этими проблемами, особенно если дети жалуются на воспитателей, на чью сторону вставать?

Знаете, есть такая шутка в интернете: «Дорогие родители, не верьте всему, что говорят про нас ваши дети, тогда мы не будем верить всему тому, что они говорят нам про вас». Худший вариант развития такой ситуации, это не зная подробностей происшедшего, ругать и унижать в глазах ребёнка педагога.

Если проблема незначительная, на ваш взгляд, отвлеките чем-нибудь ребёнка, расскажите интересную историю. Это научит его в более старшем возрасте не зацикливаться на мелких неприятностях. Иногда воспитатель ругает детей за дело, это часть воспитательного процесса.

Иногда дети фантазируют, сочиняют истории и не только про воспитателей, но и про сверстников, родителей. Если вы проявите большой интерес в подобной ситуации, будете бурно реагировать, подробно расспрашивать, проявлять много новых интересных для ребёнка эмоций, то, скорее всего, ребёнок будет стремиться каждый день приносить вам много новых историй о том, как «провинилась» сегодня Маргарита Сергеевна. Особенно, подобным поведением отличаются дети, которые испытывают дефицит внимания и общения со стороны родителей. Они, таким образом, привлекают внимание к себе, пусть оно даже носит негативный характер. Эта ситуация неправильная в первую очередь потому, что авторитет взрослого, который чему-то учит ребёнка, не должен рушиться родителем, как и авторитет родителя педагогом! Как будете выглядеть вы, родитель, оставляя на целый день своего любимого ребёнка какой-то «противной тётке».

Если вы считаете, что ситуация серьёзная, действительно требующая вашего вмешательства, то пообещайте ребёнку поговорить с воспитателем на эту тему. Не стоит давать первоначальных оценок, не зная, насколько правильно ребёнок передал вам суть конфликта.
Поговорите с педагогом спокойно, обсудите проблему, выслушайте его мнение, объяснение. В дальнейшем, если ваш ребёнок уже довольно сообразительный, объясните, почему произошёл конфликт, как надо было поступить ему или другому участнику конфликта, чтобы избежать произошедшей ситуации.

Я бы, как педагог, посоветовала переносить такие разговоры на вторую половину дня, когда вы забираете ребёнка. Утренние «разборки» могут испортить настроение и вам, и воспитателю на весь день. Не стоить вести такие разговоры на повышенных тонах, дайте остыть своим эмоциям. Также не стоит вести конфликтных разговоров при ребёнке. Иначе вы подаёте ему пример проявления агрессии и конфликтности.

Был у нас в садике мальчик Андрей, он уже давно подросток. Вдруг он стал постоянно маме рассказывать подобные истории: «Всем сегодня давали банан, а мне нет». Мама после нескольких таких историй, не разобравшись, сразу налетела с криками на воспитателей, которые пытались что-то объяснить, но выслушаны не были. В следующий раз мальчик сказал маме, что все ходили на музыкальное занятие, а меня не взяли, я сидел один в группе. Тут уж воспитатель, мама и ребёнок втроём стали разбирать ситуацию. Воспитатель: «Ну, как же Андрей?! Ведь ты был в маске мишки, танцевал с Машей. Помнишь?». Мальчик опустил глаза и подтвердил слова воспитателя.
Для ребёнка это игра, для взрослых нервные срывы, обиды, расстройства. Позже, когда мальчик подрос и пошёл в другую группу, воспитатель на занятии по развитию речи дала такое задание: «Расскажите, как дома вас ласково называет мама». Все дети по очереди стали делиться своими «домашними именами»: заинька, сынуля, солнышко, рыбка… Анрюша ничего не ответил и заплакал. После занятия воспитатель подозвала к себе ребёнка и спросила наедине, почему он плакал. Мальчик ответил: «Мама никогда не называет меня ласково».

Возможно, так оно и есть, а возможно, ребёнок опять играет свою любимую роль никому не нужной жертвы. Причина такого поведения очевидна, мальчику не хватает внимания в семье.

– Как определить точку невозврата, когда невозможно справиться с конфликтами в саду и ребёнка надо забирать? Как правильно поступить в такой ситуации?

Может я и ошибаюсь, но точек «невозврата» в саду не бывает, если только кто-то сам не захочет её сотворить своими силами. Надо всеми силами не довести ситуацию до такого момента. Если 25 родителей водят своих детей в эту группу, и ни у кого нет серьёзных конфликтов с педагогами, то, скорее всего, проблема в вас.

Как бы не складывались ваши отношения с педагогом, ребёнок не должен быть свидетелем и участником ваших конфликтов. Если вы доверяете и уважаете воспитателя, то и ребёнок будет с удовольствием ходить в детский сад, не переживать и не нервничать. Если педагог действительно выходит за рамки дозволенного и вы не единственный «пострадавший», то стоит обратиться к администрации учреждения, психологу сада, если он есть, и найти пути выхода из сложившейся ситуации.

Определите точно, это конфликт между вами и педагогом или ребёнком и педагогом. Если это только ваши взаимоотношения, то не стоит ребёнка переводить в другой сад, подвергать его стрессам, связанным с новой адаптацией, потерей старых друзей. Сделайте над собой усилие, сведите к минимуму общение с педагогом, может другой член семьи найдёт больше взаимопонимания с воспитателями. Моя мама учительница. Мой старший брат ходил в класс «Б», который славился своей хулиганистостью. Учителя не раз предлагали перевести маме сына в другой более успешный класс. Но мама рассуждала так: в жизни будут попадаться разные люди и надо уметь общаться с разными людьми. В результате брат неплохо учился и умел ладить с другими ребятами, никто его не обижал. Ведь основной пример ребёнок берёт всё равно из семьи. Поддержка семьи, правильное воспитание дают ребёнку уверенность в себе, хорошую самооценку, которые делает его неподвластным чужому дурному влиянию.

Слышала и такой рассказ: «У нас есть знакомый, у него куча денег и он может позволить себе не только частный детский сад, но и частную няню, но водит он своих детей в обычный детский сад. Пусть учатся жить среди обычных детей, которые будут их окружать всю жизнь». Он руководствуется тем же принципом: во взрослой жизни никто не будет сортировать для его детей людей по категориям, надо будет уметь общаться со всеми людьми. И это очень правильное решение.

Переводя ребёнка из группы в группу, из сада в сад, из школы в школу, мы будем преподносить ему дополнительные стрессы, неприятности, обиды. Но, создавая стерильные условия подобным образом, мы не научим его общаться, находить выходы из непростых ситуаций, использовать различные способы улаживания конфликтов. А именно подобный опыт и называется социализацией, умением жить в коллективе, продуктивно взаимодействовать с разными людьми.

Детский сад – это первый социум, первая ступенька социализации. Уже здесь ребёнок получает свои первые уроки жизни, не стоит его излишне оберегать, иначе во взрослой жизни он будет более зависим от вас, менее самостоятелен и менее уверен в себе.

Описание материала: Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. О том, как предотвратить эти противоборства предлагаю познакомиться в этой статье. Материал будет полезен как воспитателям, так и родителям дошкольников.
Цель: профилактика конфликтов между воспитателями и родителями дошкольников.

Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию будет зависеть комфортность обстановки, что в первую очередь важно для детей. Часто от согласованности подхода к воспитанию ребенка в семье и в саду зависит его психологический комфорт, эффективность овладения различными навыками и умениями. Огромную роль играет личность воспитателя, следовательно, сам характер работы в детском саду предъявляет к воспитателям высокие требования - постоянная эмоциональная напряжённость, высокий уровень ответственности, наличие конфликтов воспитателя с детьми, и их родителями и многое другое.
Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
Конфликты могут происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.
Объективные причины – например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей :
- неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад « всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать. Ожидания родителей оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами;
- другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие - то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
- еще одна причина – чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям своё представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании родителей может сложиться мнение, что воспитатель « навязывает» им свою точку зрения. Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно;
- будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5-6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.
Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения существуют свои определенные педагогические методы. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда их чадо находится в окружении других детей.
Теперь коснемся проблем, которые возникают со стороны воспитателей.
Когда обращаешься к последним и спрашиваешь, каких знаний им не хватает для работы с детьми, они практически все в один голос говорят, что не знают, как работать с родителями! Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Можно даже сказать, что большинство воспитателей боятся родителей, потому что воспринимают их как, во-первых, некую силу, которая борется за ребенка, за власть над ним; во-вторых, как контролеров, которые придут и проверят, что они делают; в-третьих, воспитатели просто не умеют правильно общаться и доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме. Удивительно, но большая часть воспитателей никогда не обращается к родителям за помощью по поводу воспитания детей! Представление о том, что педагоги должны именно поучать родителей, не разбирающихся в вопросах воспитания собственного отпрыска, формируется, видимо, еще в рамках учебного заведения. А почему воспитатели не могут обращаться к родителям за такой помощью, ведь родители находятся с малышом с самого дня его рождения и знают своего ребенка гораздо лучше?!
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем - это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!
Воспитателям:
1) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
2) показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в конфликтной ситуации.
3) научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
4) использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями
(беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Родителям:
1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Проблема конфликта между родителями и педагогами - это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща - это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
Литература:
1. Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.
2. Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2006
3. Павленко Т., Рузская А. «Почему они конфликтуют?» // Дошкольное воспитание, 2003, №1, с. 72-78.