Конспект экскурсии в парк «Золотая осень!» (средняя группа). Экскурсия золотая осень Конспект экскурсии по селу золотой осенью

Золотая осень

(форма проведения - целевая прогулка)

Программное содержание : формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев. Вос­питывать умение наблюдать явления природы и устанавливать про­стейшие связи между ними. Обогащать активный словарь детей при­лагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.

Ход занятия

Воспитатель - Посмотрите вокруг, какая сегодня погода? (Ответы детей.) - Какое время года наступило? - Почему вы решили, что пришла осень? Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей.) - Послушайте стихотворение про осень.

Осень на опушке краски разводила

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лета!

Посмотрите - роща золотом одета» З. Федоровская.

Что еще, кроме листьев, меняется осенью в природе? (Ответы детей.)

Осень бывает разной: грустной и веселой, пасмурной и солнечной.

Как вы понимаете русскую пословицу

«В осеннее ненастье семь погод на дворе»

«Осень-припасиха – зима-подбериха»

« Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд»? (Ответы детей.) - Но осень прекрасна в каждом своем мгновении. Давайте вспом­ним, какие деревья растут на участке нашего детского сада. (Ряби­ны, березы, тополя, лиственницы, липы.) Что произошло с листья­ми? Послушайте, как поэт описал осенние листья.

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели, Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит! М. Лесовая

Воспитатель. Как называется этот золотой дождь? Правильно, это листопад. Очень красиво, правда? Посмотрите под ноги, везде ковер из разноцветных листьев. Давайте найдем листочки с березы, рябины, клена и рассмотрим их.

Листья березы, какие листья? (Березовые.) -Какого они цвета? - Какие еще листья у вас под ногами? (Кленовые, липовые, рябиновые.) - Какого они цвета?

Что такое листопад?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Какой сейчас месяц?

Наступает последний месяц осени - ноябрь.

В народе ноябрь называют листогной, полузимник, потому что после него идет зима.

О ноябре бытует много пословиц.

Ноябрь - ворота зимы.

Ноябрь - сумерки года.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

В ноябре довольно темные ночи, ведь снега еще нет.

А приметах погоды тоже есть пословицы.

Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники. В ноябре снегу надует - хлеба прибудет.

А сейчас давайте вместе соберем последние листочки и украсим ими нашу группу.

Творческо-исследовательский проект

«Золотая осень»

Введение:

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов - помочь, защитить, позаботиться.

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения, формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой, краткосрочный.

Возраст детей: 5 - 6 лет

Продолжительность: 1 неделя

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители

Цель проекта:

выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;

заинтересовать проблемой;

провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни животных, птиц, растений осенью;

сформировать исследовательские способности в процессе изучения;

Задачи проекта:

Обучающие:

формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе;

формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

развивать умственные операции сравнения и обобщения;

развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;

приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

воспитывать эмоциональное отношение к природе;

воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Актуальность:

Экологическое воспитание дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Китайская пословица гласит: «расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Форма реализации:

дидактические, коммуникативные;

пальчиковые, малоподвижные игры;

непосредственно образовательная деятельность;

рассматривание иллюстраций, открыток;

использование DVD для просмотра презентации об осени;

работа с родителями.

Оборудование: музыка на тему «Осень», стихи на осеннюю тематику, фрукты и овощи, салфетки, краски, иллюстрации осени, детские поделки на тему «Осень», шары, листья, осенняя полянка.

Конечный продукт: развлечение «Осенний сундучок», выставка поделок из овощей «Забавные поделки из овощей», выставка поделок из листьев «Волшебный листочек», выставка «Дары осени», фотогазета «Закружила осень золотая»

Ожидаемые результаты:

- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;

- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;

- социально-коммуникативное развитие : формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;

- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителям:

Воспитатели:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Определение содержания деятельности всех участников проекта.

Сотрудничество с родителями:

Участие в выставке работ на тему осени, литературы.

Разучивание стихотворений об осени.

Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессе в ДОУ.

Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

Чтение художественной литературы, презентаций, беседы, непосредственная образовательная деятельность, наблюдения, рисование, аппликация, лепка,

дидактические игры, пальчиковые игры, физ. минутки, подвижные игры.

Чтение художественной литературы:

«Храбрый опенок» Э. Шим, «Грибная аптека А.Лопатина

«Осень» Т. Скребицкий

М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки»

О. Иваненко «Спокойной ночи»

И. Соколов - Микитов «Листопадничек»

К. Бальмонт «Осень»

И. А. Бунин «Уж небо осенью дышало…»

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»

Дидактические игры:

«Грибная полянка», «Найди самый красивый листок», «Узнай дерево по листочку», «Слово об осени», «Да или нет», «Овощи».

Аппликация: «Осенний ковер», «Листопад»

Лепка: « Грибная полянка»

Рисование: «Осенний лес»

Наблюдения за осенней природой

Взаимодействие с родителями

Сбор природного материала,

экскурсии со своими детьми в лес,

участие в выставке «Дары осени», «Волшебный листочек», Забавные поделки из овощей»

совместное рисование с детьми на тему проекта.

Оформление выставки детских работ;

Оформление выставки - конкурса «Волшебный листочек;

Оформление фотогазеты «Закружила осень золотая»;

Оформление выставки «Дары осени»;

Развлечение «Осенний сундучок».

Оценка результатов проекта.

В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:

У детей создано радостное, настроение;

Сформирован интерес к совместному творчеству, к изготовлению поделок из природного материала;

Установились партнерские отношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности;

Углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, углубились знания об осени и ее признака;

Совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность,

Тягун Наталья Николаевна, воспитатель МБУ №81 детский сад «Медвежонок», г. Тольятти
Описание материала: данный конспект предназначен для детей 5-6 лет (старшая группа). Конспект может быть использован воспитателями для работы по экологическому воспитанию. Экскурсия является особой формой организации познавательно - практической деятельности детей в природе.Обогатить и систематизировать знания детей об осени.

Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего парка.
Формировать представления об экологических взаимосвязях в природе.
Совершенствовать природоохранительную деятельность детей.
Обогащать словарный запас.
Оборудование: лупы, ведерки (корзинки), грабельки (лопатки), перчатки для сбора мусора.

Предварительная работа:

Ежедневное наблюдение за изменениями в природе и ведение календаря природы.
Чтение рассказов на природоведческую тему об осени.
Заучивание стихов об осени русских поэтов.
Заучивание пословиц и поговорок об осени.
Рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень», И.С.Остроухова «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень». И.И.Бродский «Опавшие листья»,С.Ю.Жуковский «Осень. Веранда».

1. Вводная беседа.


Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь» воспитатель читает стихотворение Ю.Капустина «Осень»

В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила,
Ярко - желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Все кругом искрится,
Все переливается.

Вопросы воспитателя:
О каком времени года говорится в стихотворении?
Скажите, а какое сейчас время года?
Назовите по порядку осенние месяцы.
С чего начинается осень в природе?

Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени - золотая и сегодня мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, и действительно ли он стал золотым.Фронтальное наблюдение «Какими стали деревья в парке?»
1. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).
2. Рассматривание листьев разных деревьев через лупу (обратить внимание, что поверхность листа у всех разная: у березы - шершавая, у клена - гладкая и т.д.).
3. Рассматривание семян деревьев и кустарников (сравнить между собой, определить, с какого они дерева)
4. Любование детьми красотой деревьев.


Ребенок читает стихотворение М.Лесовой «Золотой дождь»

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит,
Золотым дождём шумит!

Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи. Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)
Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, пряной травы, грибов,дыма)
Поисковые задания.
1. Выберите самое красивое дерево для вас.
2. Найдите самое красное (желтое) дерево.
3. Найдите лист, который упал сегодня, вчера, давно. Расскажите, чем они отличаются?
4. Найдите деревья, на которых: плоды-крылатки, плоды-ягоды, плоды-желуди, плоды-шишечки и т.д.
Речевые упражнения.
1. Игра «Скажи красивые слова об осени» (Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову) .
2. Игра «Три листа» (Цель: развивать зрительно-пространственные представления, учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с предлогом) .
3. Игра «Поймай и раздели» (Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов, деление на слоги слов-названий деревьев).
Загадки.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Платье потерялось - пуговки остались. (Рябина)
Одна нога - много рук. (Дерево)


Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
1. Игра «Угадай» (угадать на ощупь, какой плод от дерева положили в ладошки) .
2. Игра «Составь узор» (составление узора из осенних листьев, чередуя их по цвету) .
Подвижные игры.
1. Игра «Поймай листок» (Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше) .
2. Игра «Я - кленовый листочек» (Цель: уметь ритмично двигаться под музыку, передавая в пантомиме образ осеннего листочка; включать воображение, память).
Природоохранный труд.
1. Убрать территорию от мусора.
2. Собрать и разложить по корзинкам природный материал.
3. Собрать для гербария красивые листья.Разучивание стихотворений об осени:
«Осенний клад» И.Пивоварова
Падают с ветки желтые монетки..
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.

«Наступила осень...»А.Ерикеев
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Изготовление коллажа «Декоративное панно из осенних листьев»

Программное содержание

Обучающее: продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения на экотропе; устанавливать связь между состоянием окружающей среды и состоянием своего организма.
Развивающее: развивать сенсорные восприятия детей и умение описывать состояния: пахнет опавшей листвой, вижу осенний наряд деревьев, кора шершавая и т.д.; развивать логическое мышление и речь.
Экологическое:
продолжать учить устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за лесом, охранять и беречь его.
Воспитательное:
воспитывать интерес к растительному и животному миру наших лесов, эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы.
Материалы:
фотоаппарат, лупа, целлофановые пакеты для сбора мусора, перчатки, корзина, альбом, карандаш, кормушки для птиц.
Предварительная работа:
знакомство с поделками из природного материала, чтение рассказов и пословиц об осени, изготовление кормушек.

ХОД ЭКСКУРСИИ

В: Ребята, давайте поздороваемся с нашим хорошим, добрым приятелем – лесом. Сейчас мы отправимся по знакомой тропинке, но для начала достанем карту-схему.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают маршрутную карту, вспоминают объекты экологической тропы, знакомые с прошлых экскурсий.)

Где мы сейчас находимся? Пойдем мы сегодня к песчаной тропе, которая находится чуть дальше нашей последней остановки. Но идти будем, также выполняя различные упражнения: ходьба и бег змейкой между кустами, в приседе и полуприседе под деревьями, подпрыгнем и достанем высокие ветки деревьев, часть пути преодолеем, прыгая с ноги на ногу.

Объект 1. Березка .

В: Ребята, обратите внимание, как изменилась березка, она стала еще красивее в осеннем наряде. Посмотрите, под березкой уже лежат опавшие листочки, она готовится к долгой зиме. Что осталось на месте опавших листочков?

(Предлагает детям рассмотреть почки через лупу.)

Почему листочки у березки пожелтели и стали опадать?

Д. Потому что наступила осень, стало холоднее…

В: А деревья не любят пить холодную воду, листочкам не хватает питания, поэтому они стали желтеть и опадать. Соберите опавшие листочки, они нам пригодятся для дыхательной гимнастики и для изготовления поделок.

(Дети собирают листочки.)

Упражнение дыхательной гимнастики «Сдуй листочек»

В. Возьмите листочек, положите его на ладонь, поднесите к лицу и, вдохнув через нос, сделайте энергичный выдох через рот так, чтобы листочек закружился в воздухе.

(Дети повторяют упражнение несколько раз.)

Праздник осенью в лесу – и светло, и весело.
Вот какие украшенья осень здесь развесила.
Каждый листик золотой – маленькое солнышко.
Соберу в корзину я, положу на донышко.

(А.Шибицкая)

Д: Из листочков можно сделать разные поделки.

Д: Сосна.

Движение: ходьба парами на носочках, пятках, бег с кружением и остановкой, прыжки в длину с места, метание вдаль.

Объект 2. Сосна.

В: Ребята, поглядите на нашу сосну. Какие вы видите изменения? Посмотрите, сколько молодых шишек выросло. На следующий год белочкам и другим обитателям леса голодать не придется. Чтобы в шишке поспели семена, должно пройти два года. Но и в этом году поспевших шишек тоже много. Дети, а вы когда-нибудь видели лес на ладони ?

Д: Нет, потому что так не бывает.

В: Тогда покажите мне ладошки.

(Воспитатель насыпает детям на ладошки семена из шишек.)

Вот вам и настоящий лес. (Дети удивленно рассматривают семена сосны.)

А теперь давайте посеем семена, и на следующий год здесь прорастут молодые деревца. Не зря народная мудрость утверждает: «Много леса – не губи, мало леса – посади». Что мы с вами сейчас и сделали. Давайте посмотрим, как чувствует себя сосна, у которой была поранена кора. Подойдите поближе, посмотрите, ранка у дерева немножко затянулась. Да и дерево выглядит неплохо. Значит, наши труды не пропали даром. Мы помогли дереву, спасли его...
Ребята, давайте устроим небольшое соревнование: кто бросит шишку дальше этого дерева? Готовы?

(По команде воспитателя дети соревнуются в метании.)

Объект 3. «Чистый лес ».

В: Вот и наша поляна. Что вы видите?

(Дети называют объекты.)

Правильно, но никто из вас не сказал, что на поляне есть мусор. Посмотрите, его действительно нет.

(Обратить внимание детей на красоту чистого леса.)

Но вот рядом мусора немало.

Д: Давайте уберем и этот мусор.

В: Вы действительно этого хотите?

Д: Да.

(Дети вместе с воспитателем убирают мусор в целлофановые пакеты, аккуратно накалывая его на палочки.)

В: Кажется, что не только лес, но и воздух в лесу стал чище. Давайте постоим немножко, подышим чистым воздухом, наберемся сил и здоровья, а потом пойдем дальше. Чувствуете, чем пахнет воздух?

(Ответы детей.)

Да, осенью. До следующей остановки мы будем выполнять такие упражнения: бег с высоко поднятыми коленями, змейкой, с кружением.

Объект 4. «Белкин дом».

В: Мы снова в гостях у белочки. Смотрите, сколько пустых шишек под деревом. Сразу видно: беличья работа. Ребята, посмотрите на крону дерева. Вы ничего нового не видите? Правильно, много шишек, а между ними на веточках белка сушит грибы на зиму. Вот какая запасливая.

Д: И на этом дереве тоже. А это что за шишка?

(В расщелине дерева дети увидели шишку.)

В: Да, здесь явно трудилась какая-то птичка, добывая семена. Оказывается, сосны не только белочек кормят своими семенами. А вы знаете, ребята, что даже дятел зимой питается семенами хвойных деревьев? Летом он поедает насекомых, спасая лес, а зимой лес спасает дятла, кормит его своими семенами. А вы не заметили, как в лесу тихо? Давайте поиграем в игру «Что я слышу ».

(Предлагает детям с закрытыми глазами послушать звуки леса, а потом рассказать об услышанном.)

А почему мы не слышим комариного писка?

Д: Холодно уже, вот они и попрятались.

В: С наступлением осени самые маленькие жители – насекомые – выбирают уютное местечко и засыпают – кто под опавшими листочками, кто в расщелинах деревьев… и спят там до прихода весны. Поэтому и многих птиц сейчас не увидишь. Насекомые попрятались, и птицы вынуждены улетать в теплые края в поисках корма. Для птиц не страшны морозы, для них страшен голод.

Д: А если бы у нас было все время тепло, птицы бы не улетали?

В: Конечно, если бы у нас было тепло, насекомые не впадали бы в спячку, трава была бы все время зеленой. Тогда зачем птицам улетать? ведь летом они не улетают. А тем птицам, которые остаются зимовать, приходится очень трудно. Поэтому мы сделаем с вами столовую для птиц – развесим кормушки. И, когда будем идти на экскурсию, будем приносить для птиц корм. Вы согласны?

(Дети вместе с воспитателем выбирают место для кормушек.)

Вот и готова птичья столовая. А мы идем дальше.
Посмотрите на план-карту. Какая остановка у нас впереди?

Д: «Сладкая аптека».

В: Давайте посмотрим, появились ли ягоды на нашей полянке. Наше движение: ходьба парами с остановкой по сигналу, на носках, поменяться местами в паре.

Объект 5. «Сладкая аптека».

В: Вы видите, какой красивой и нарядной стала поляна. Ягоды уже поспели, и можно с родителями идти в лес по ягоды. Посмотрите вокруг: кроме брусники и голубики, какие еще ягоды можно встретить в нашем лесу?

Д: Вот еще какие-то ягоды, но я их не знаю. А это волчья ягода, ее есть нельзя: отравишься.

В: Ягоды, которые вы не знаете, называются костяникой, они тоже съедобные, но собирают их люди редко, потому что внутри ягоды большая косточка. Отсюда и название. Растет она не под деревьями, как брусника, а на открытых, солнечных местах. А ягода, которую вы называете волчьей, на самом деле совсем даже не волчья, эта ягода называется «водяника», она тоже съедобная. Из нее делают соки, и помогает она нашему желудку хорошо работать. Если вы не верите, что это ягода съедобная, я могу ее попробовать. Вот, смотрите.

(Воспитатель кладет в рот ягоду водяники.)

Как видите, со мной все в порядке. Теперь можете смело говорить родителям, что эта ягода съедобная... Ребята, а вы заметили, как изменились листочки на кустах?

Д: У брусники они не изменились, а у голубики стали красноватые и много листочков опало.

В: Давайте поиграем в игру «Собери листочки». Но мы будем не просто их собирать. Сначала нужно найти самый большой листочек голубики, затем самый красный и самый красивый. А потом, в группе, сравним, кто же нашел самый большой, самый красивый и самый красный листочек. Только одно условие: с кустов листочки не обрывать.

Д: Мы знаем.

(Дети собирают листочки, сравнивают друг с другом.)

В: Собрали листочки, молодцы! Идем дальше. Наши упражнения: бег медленный, след в след, змейкой, прыжки на месте, с поворотом.

Объект 6. Песчаная тропа.

(Отметить на карте.)

В: Как вы уже заметили, на песчаной тропе не растут травы. Это удобное место для игр, и мы сейчас поиграем.

«Найди по следу »

Дети закрывают глаза, в это время ведущий идет по песку, запутывая след, затем прячется. Дети должны пройти друг за другом след в след и отыскать спрятавшегося.

«Спрячь и найди»

Кто-либо из детей показывает всем камешек, затем прячет его. Тот, кто найдет, забирает камешек себе.

«Прыгни в круг»

Прыжки в начерченный на песке круг прямо, боком, спиной вперед.

Свободные игры на песчаной тропе, сбор камешков разного размера, цвета, формы.

(Короткая дорога обратно.)

Последующая работа: самые красивые камешки выкладываются в стеклянную чашу, заливаются водой. Наблюдение за тем, как изменяется цвет камней: они становятся ярче, красивее, их оттенки меняются в зависимости от освещения. Часть камешков раскладывается в цветочные горшки. 2–3 гладких камешка оставляются специально для игр: «В какой руке камешек?», «Найди спрятанный камешек», «Узнай на ощупь». Камешки складываются в красивую коробку, которая кладется на полку «подарков от природы».