Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и естествознанию в старшей группе «Органы чувств человека. Занятие в старшей группе «Человек и строение его тела Занятие мое тело старшая группа

Конспект НОД для старшей группы

«Я и мое тело»

Цель: закрепить представление детей о строении собственного тела, дать знания о внутренних органах человека и их назначении, закреплять навыки правильного построения и употребления сложноподчинённых предложений. Расширять знания дошкольников о правильном питании, его значении, о взаимосвязи здоровья и питания. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Материал: схема строения тела человека с внутренними органами, схема тела человека с лабиринтом на каждого ребёнка, картинки продуктов, содержащих витамины А, B,C,D.

Ход НОД:

Воспитатель: Высокие, низкие, далёкие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши, крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены.

И папы, и мамы, и дети

Роднее их нет на свете.

Ребята, посмотрите друг на друга. Все вроде разные на вид. Но есть у каждого есть руки и ноги, и рот. Два уха, два глаза и нос. Но какими бы не были разными, всё равно похожи своим телосложением. Давайте вспомним ещё раз из каких частей состоит наше тело.

(Ребёнок говорит слово и показывает названную часть туловища)

Быть у каждого должна очень умной…(голова)

Животик, спинка и грудь – их вместе…(туловищем) зовут.

Съел еду я всю и вот мой наполнился…(живот)

На прогулке не забудь закрывать от ветра…(грудь)

(Руки)…. Чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики, очень дружные …(пальчики)

Бегут по дорожке, резвые…(ножки)

Спотыкнулся через Генку и ушиб себе…(коленку)

Воспитатель: какие части туловища вы ещё не назвали? (плечи, таз, бёдра, стопа)

Молодцы! Хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти нужную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела»

(Дети становятся парами, одному из пары закрывают глаза. И он должен найти названную педагогом часть тела. Потом меняются местами)

Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием вы справились. А теперь пройдите и тихонько сядьте на свои места. Знать строение нашего тела, значит знать самих себя. Чем больше вы знаете о себе, тем лучше. Внутри человека находятся органы, которые помогают человеку расти и развиваться.

Ребята, положите руку на грудную клетку с левой стороны. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит? Что это такое? (Это сердце, очень важный орган)

Правильно. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложить руку к грудной клетке, как только что сделали. А кто может показать на схеме сердце?

(Ребёнок показывает на схеме сердце).

Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок и мы увидим у кого какое сердце. Сердце работает и днём и ночью, никогда не останавливается. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. Это очень важный орган.

А теперь замрите и прислушайтесь к своему организму. Что ещё вы чувствуете и слышите? (Мы слышим своё дыхание). Верно, у человека есть ещё один важный орган, который помогает нам дышать и как сердце работает без перерыва. Что это за орган? Это лёгкие. Их у человека два. (Показывает на схеме). Может ли человек прожить без дыхания? Давайте попробуем на несколько минут задержать дыхание. Не получается? Значит, человек не может жить без дыхания. Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определённое количество воздуха (с помощью воздушного шарика проверяют объём лёгких).

Чтобы организм хорошо работал, все должны хорошо питаться. Каждый день мы употребляем пищу. Из тарелки пища попадает в рот и начинается удивительное путешествие пищи. Кто может рассказать об этом путешествии? (ребёнок рассказывает, воспитатель показывает на схеме желудок). В желудке пища переваривается и превращается в питательные вещества.

А сейчас мы с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Теперь вы видите. Что человеческий организм очень сложный. Кто знает, что нужно организму? Чтобы человек был здоров, рос и развивался? (человек должен употреблять полезные продукты, богатые витаминами)

Да, витамины очень важны для здоровья. Их очень много, но самые главные – это витамины A, B,C,D.

Витамин A - мы обозначим зелёным цветом.

Витамин B - красным, C - синим цветом, D-жёлтым цветом.

Посмотрите на рисунок тела человека. Вокруг расположены кружки – это витамины. От каждого витамина идёт лабиринт к органу человека. Пройдите лабиринт и узнайте, какие витамины нужны тому или иному органу. (Делают вывод: витамин A помогает зрению, B – сердцу, C – лёгким, D – укрепляет наши кости.

А теперь давайте посмотрим на плакат и, расскажем, в каких продуктах содержится тот или иной витамин.

Итог НОД:

Сегодня мы с вами вспомнили, из каких частей состоит тело человека, узнали, какие внутренние органы есть у нас, что нужно делать, чтобы организм наш хорошо работал.

Образовательная область «Здоровье»

Возраст: 3 - 5 лет.

Конспект НОД по теме: «Тело человека»

Цели:

Формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека;

Познакомить с возможностями тела человека (я умею бегать, прыгать и т.д.);

Развивать способность рассматривать себя, друг друга;

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

Воспитывать проявление интереса к другим детям, доброжелательного отношения к сверстникам.

Оборудование: иллюстрации с изображением разных людей, кукла - перчатка «Незнайка»

Дети рассматривают иллюстрации (предварительно развесить на доске в группе) с изображением разных людей (дети и взрослые, разного возраста).

Воспитатель надевает куклу - перчатку на руку, обращает на нее внимание детей: ребята, посмотрите, кто к нам пришел, это Незнайка. Давайте с ним поздороваемся: здравствуй, Незнайка.

Незнайка: здравствуйте, ребята. А куда вы смотрите, что за картинки тут у вас висят, кто на них изображен? (ответы детей). Ой, правда, здесь нарисованы люди, они все такие разные.

Воспитатель - Незнайка, ты говоришь правильно - тут нарисованы разные люди, но если ты посмотришь получше, то увидишь, что они похожи друг на друга.

Незнайка - нет, непохожи, посмотрите мама такая большая, а ребенок на ее руках совсем маленький.

Воспитатель - ребята, а вы как думаете, есть у этих людей то, чем они все похожи? Давайте посмотрим на людей на картинках и назовем то, что у них одинаковое, чем они похожи.

Игра «Чем похожи» - рассматривание и обсуждение изображений: девочка и мальчик, мама и ребенок, дедушка и папа и др. Воспитатель просит назвать детей признаки сходства изображенных людей (черты сходства - есть руки, ноги, голова, туловище, на голове - уши, глаза, рот нос, волосы).

Воспитатель - ребята, давайте встанем и покажем Незнайке какое у нас тело.

Физкультминутка.

У меня есть голова

повороты головы

Направо - раз, налево - два.

направо налево, наклоны головы.

Она сидит на крепкой шее,

Повертели - повертели.

круговые повороты шеей.

Затем туловище идет,

руки на поясе,

Наклон назад, наклон вперед,

наклоны,

Поворот - поворот.

повороты

Умелые руки есть у всех,

рывки руками

Вверх - вниз, вниз - вверх.

вверх - вниз

Ноги нам нужны, чтоб бегать,

бег на месте

подскоки (2-3 раза),

приседать, стоять…

приседания (2-3 раза).

Вот какое мое тело!

С ним все делаешь на «пять»!

Воспитатель - теперь видишь, Незнайка, что у всех людей есть то, чем они похожи друг друга.

Незнайка - это так интересно, правда, ребята? Я хочу получше узнать о том, как устроено наше тело.

Воспитатель - ну что, ребята, поможем Незнайке? Тогда, занимайте скорее свои места.

Воспитатель - Наше тело устроено так:

Голова помещена сверху, на соединяется с туловищем при помощи шеи. Шея помогает голове совершать различные движения.

Незнайка - не может быть, я не верю.

Воспитатель - тогда попробуй, дай нашим ребятам задания, а они их выполнят.

Покажите, где у вас голова

Дотроньтесь до головы своего соседа, погладьте ее

Вытяните шею, как гусь

Втяните шею в плечи

Выполните круговое движение головой

Поверните голову в одну сторону, а теперь в другую

После выполнения заданий Незнайка хвалит детей.

Воспитатель - Также при помощи шеи голова соединяется с туловищем. Туловище тоже может двигаться.

Дети выполняют практические упражнения:

Наклонитесь вперед, а потом назад

Повернитесь в одну сторону, а теперь в другую

Воспитатель - А еще внутри туловища «хранятся» важные внутренние органы - сердце, его удары вы можете послушать друг у друга (дети слушают, как бьется сердце у своего соседа), легкие - они помогают нам дышать и другие, очень нужные и важные органы.

Воспитатель - Сверху к туловищу крепятся руки.

Незнайка - Покажите ваши ручки, сколько их у вас?

У руки есть ладошка, а на ней пальчики, что умеют делать ваши ручки? (ответы детей) - практические упражнения:

▪ хлопните в ладоши

▪ погладьте свой животик

▪ спрячьте руки за спину

▪ дотроньтесь до своей спины

▪ дотроньтесь до спины своего соседа

▪ погрозите пальчиком

▪ поднимите руки перед собой

▪ достаньте ладошками до пола

▪ сожмите ладошку в кулачок

▪ пошевелите пальчиками

Воспитатель - Снизу к туловищу крепятся ноги.

Незнайка - Покажите ваши ноги. Сколько их у вас? (Их тоже две.) Какие красивые на них носочки и туфельки. Покажите, какие веселые у вас ножки - практические упражнения:

▪ потопайте ногами

▪ попрыгайте на двух ногах, а теперь на одной

▪ поставьте ноги широко-широко

▪ походите на носочках, а теперь на пятках

▪ согните ногу в коленке

▪ присядьте

Воспитатель - Вот видите, ребята, мы с вами умеем делать очень много разных движений, а помогает нам наше тело.

В конце занятия Незнайка благодарит детей, говорит, что он обязательно еще к ним придет.

Затем воспитатель подзывает детей к себе (можно позвать сначала девочек, потом мальчиков, затем всех детей): проводиться подвижная игра «Петрушка»: дети образуют круг, Петрушка - водящий, встает в центр круга. Петрушка вместе с детьми произносит следующий текст:

Я — веселая игрушка,

А зовут меня — Петрушка!

Я буду делать упражнения,

Вы — повторять за мной движения.
В это время дети, стоящие в кругу, выполняют «пружинку», руки на поясе. По окончании текста Петрушка выполняет какие-либо упражнения (наклоны, приседания, прыжки и др.). Дети должны точно повторить показанные Петрушкой движения. Ребенок, наиболее точно и правильно выполнивший задание Петрушки, становится новым водящим. Игра повторяется.

Программное содержание: Дать первоначальные представления о строении человеческого организма и функциях его органов, учить прислушиваться к работе своего организма, закреплять знания о том, как нужно заботиться о своём теле и своём здоровье. Упражнения в употреблении в речи сложноподчинённых предложений. Развитие логического мышления и долговременной памяти. Закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Способствовать развитию координации слова с движением. Продолжить тему рисования человека. Развивать творчество, воображение детей. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительно величину взрослого человека. Учить располагать предметы на листе соответственно содержанию. Определять место и величину изображений. Легко рисовать контур простым карандашом и закрашивать красками. Словарь: Скелет, позвоночник, части тела, кости, сердце, лёгкие, внутренние органы. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, схем строения человека. Изучение макета человека. Тонировка бумаги. Оборудование и материал: Схематическое изображение строения человека, макет человека, карточки с изображением частей тела. Тонированная бумага, кисти, подставки для кистей, салфетки, стаканы для воды.

Структура занятия: Сегодня я загадаю вам интересную загадку. Подумайте, кто это? Две ходули, два махала, два смотрела, одно кивало? Ответы детей. Правильно это человек. У него две руки, две ноги и голова. А теперь посмотрите на эту необычную фотографию (показ схематического изображения строения человека.) Как вы думаете, кто это? Ответы детей. Вы помните, как в поликлинике вам делали флюорографию? Вы вставали к специальному аппарату, он делал снимок вашего тела, и получалась такая фотография. Эти фотографии обычно рассматривают врачи, чтобы определить заболевание человека, а мы с вами рассмотрим фотографию, чтобы узнать, как устроен наш организм. Рассматривание схемы в сопровождении рассказа. Форму телу придаёт скелет. Он состоит из множества костей, и у каждой своё место и свои «обязанности». Все кости крепятся к позвоночнику. Попробуйте найти друг у друга позвоночник. Для этого нужно провести пальцем от основания шеи вниз по спине. Это основной стержень. К нему, как детали конструктора, из которого вы делали машины, присоединяются рёбра. Потрогайте свои бока и найдите рёбра. Они защищают внутренние органы -сердце, лёгкие. Внизу к позвоночнику присоединяются тазовые кости, они защищают кишечник. На позвоночнике держится голова. А какие ещё кости есть у человека? Ответы детей. Потрогайте свои руки, ноги, ощутите, где расположены кости. Все эти кости и составляют скелет человека. Приложите руку к левой стороне груди. Что вы ощущаете? Ответы детей. Это работает сердце. Оно как мотор у автомобиля, только мотор везёт, а сердце перекачивает кровь. Вспомните, что происходит, если поранить руку или ногу? Ответы детей. Правильно, выступает кровь. Что же такое «кровь»? Про это есть сказка. В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Были они разного цвета и занимались разной работой. Красные человечки развозили кислород и продовольствие, фиолетовые удаляли всё ненужное, поддерживали страну в чистоте, а белые защищали государство от врагов. Эта страна - наш организм. Красные человечки -это красные частицы крови, от них кровь имеет такой цвет. Красные частички разносят кислород, питательные вещества по всему телу. Если вы поранились, в работу вступают фиолетовые частички. Они закрывают микробам вход в организм, образуют сгусток, вы называете это «болячка». Если всё-таки микробы успевают проникнуть в организм, на борьбу выходят белые частички, но если они не сразу справляются с микробами, человек заболевает. Из этой сказки мы узнали, почему у нас кровь красная. А теперь подумайте, что нужно делать, чтобы наше тело было здоровым, сильным, крепким, красивым. Ответы детей. Правильно. Нужно заниматься спортом, и поэтому, сейчас мы проведём физкультминутку. Физкультминутка. Для начала мы с тобой. Крутим только головой. Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем. А теперь мы приседаем. Мы прекрасно понимаем:Нужно ноги укреплять, Раз, два, три, четыре, пять. Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. От разминки раскраснелись, Отдышались и присели. Какое условие ещё нужно соблюдать для того, чтобы быть здоровым, сильным. Ответы детей. Да, это правильное питание, богатое витаминами. Вот мы с вами вспомним два условия для содержания в порядке нашего тела. А про какое условие мы ещё с вами не говорили? Ответы детей. Молодцы! Своё тело надо держать в чистоте. А почему? Ответы детей. Чтобы на коже не было микробов. Есть сказка у К. Чуковского «Мойдодыр». Давайте с вами вспомним слова: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а не чистым трубочистам стыд и срам». Молодцы! Ещё раз давайте с вами вспомним три условия для содержания в порядке нашего тела. Ответы детей. Хорошо. А теперь давайте поиграем. Первая игра: «Назови части головы, туловища, руки, ноги». Ответы детей по порядку: Части головы: волосы, лицо, брови, ресницы,нос, щёки,рот, губы, зубы, подбородок. Части туловища:шея, плечи, грудь, живот, спина. Части руки: плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы, ногти. Части ноги: бедро, колено, голень, щиколотка, ступня, пальцы, ногти, подошва. Следующая игра называется «Назови ласково». Я буду вам называть части тела, а вы будете давать ответ в ласковой форме. Например, волосы-волосики. Слова для игры: голова, лоб, ресницы, глаза, щёки, нос, рот, язык, горло, зубы, губы, руки, локти, пальцы, ногти, плечи, шея, уши, грудь, спина, живот, ноги, колени, пятки. Молодцы! Ещё одна игра называется «Назови чего у человека по два». Что это значит? Вы должны называть парные части тела. Например, брови. Ответы детей. Слова для игры: глаза, щёки, уши, плечи, руки, локти, ладони, ноги, колени, пятки,ступни. Правильно. С этим заданием тоже справились хорошо.И давайте ещё в одну игру поиграем. Она называется «Что для чего человеку нужно?» Подумайте и скажите для чего человеку нужен рот. Ответы давайте полными предложениями. Ответы детей. Слова для игры: нос, руки, ноги, уши, зубы, голова, губы. Молодцы! Ответы давали правильно. Старались. Мы сегодня на занятии изучали своё тело. Давайте ещё раз вспомним, что придаёт нашему телу форму. Ответы детей. Из чего состоит скелет? Ответы детей. К чему крепятся кости? Ответы детей. Молодцы, но на этом наше занятие не заканчивается. Сейчас мы с вами возьмём кисточки и будем рисовать человека. Располагать мы будем человека на всём листе, во весь рост. Вспомним о пропорциях фигуры взрослого. Воспитатель показывает это на себе. Дети, расскажите о последовательности работы. Ответы детей. Фигуру надо сначала нарисовать простым карандашом, а затем аккуратно закрасить красками. В конце занятия проведём анализ работ. Молодцы! Все справились.

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №8 г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №7»

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе

по развитию речи на тему:

«Части тела человека».

Воспитатель СП ГБОУСОШ №8 им. С.П. Алексеева детский сад№7

г.о. Отрадный, 2016

Тема: «Части тела человека»

Цель: закрепить знания детей о строении тела человека.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи по направлениям развития:

Задачи «Речевого развития»

Образовательные:

    Обогащать словарь детей;

    Совершенствовать грамматический словарь.

    Закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

    Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

    Упражнять детей в согласовании существительных с числительными;

    Обратить внимание детей на многозначность слов

    Учить составлять рассказ о себе, опираясь на схему

Воспитательные:

    воспитывать привычку говорить грамматически правильно.

Развивающие:

    развить навыки речевого общения;

    развить связную речь;

    развить речевое творчество;

    развить зрительное внимание и мышление.

Задачи «Физического развития»:

Образовательные:

    Способствовать развитию двигательной активности детей.

Развивающие:

    Развивать осознанное отношение к выполнению движений в соответствии с текстом

Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Задачи «Социально-коммуникативного развития»:

Образовательные:

    Способствовать обогащению опыта детей через развитие игровой деятельности.

Развивающие:

    Развивать коммуникативные и речевые навыки.

    Развивать у детей внимание и интерес, эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

    Воспитывать желание общаться в коллективе сверстников и с педагогом.

Задачи «Познавательного развития»:

Образовательные:

    Формировать у детей элементарные представления о строении тела человека.

Развивающие:

    Упражнять в умении правильно называть части тела.

Воспитательные:

    Воспитывать желание общаться в коллективе сверстников.

Методические приемы:

    Наглядные: ( показ, демонстрация );

    Словесные: ( художественное слово, беседа, вопрос-ответ );

    Игровые: ( появление сказочного персонажа, сюрпризный момент );

    Педагогические технологии: ( личностно-ориентированные, игровые );

    Здоровьезберегающие технологии: ( смена видов деятельности, дыхательная гимнастика, релаксация «Воздушный шар» ).

    Предварительная работа: просмотр энциклопедии: «Что я знаю о себе?», беседы о строении тела, моделирование строение человека из геометрических фигур, выкладывание человека из палочек, чтение рассказа А. Фройденбегр «Великан и мышь», Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».

Оборудование: проектор, экран для проектора

Использование подвижных игр во время непосредственно образовательной деятельности. Развивать осознанное отношение к выполнению движений в соответствии с текстом

Развивать координацию движений.

Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним.

Игровая

Игры с правилами дидактические: «Доскажи словечко», «Назови ласково», "Сосчитай"

Познавательно - исследовательская

Развитие познавательной активности детей. Развитие начал логического мышления, абстрактивного воображения, образной памяти и ассоциативного мышления.

Коммуникативная

Совершенствование речи как средства общения, учить, более точно характеризовать объект, ситуацию, высказывать предположения, излагать свои мысли понятно для окружающих, развивать у детей чувство сопереживания, желание оказывать помощь друг другу. Способствовать обогащению опыта детей через развитие игровой деятельности

Восприятие художественной литературы

Формирование логического мышления и навыков восприятия при разгадывании загадок. Упражнять в рассуждении, в умении доказывать.

Труд

Уметь действовать в парах при решении определенных задач

Здоровье

Закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, утомления, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.

Ход занятия

1. Организационный мом

Воспитатель : Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б ни встретил

Это знают дети.

Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ

Прозвучит: «Привет! Привет!».

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)

Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)

Здравствуйте, кукушки! (кукуют: ку-ку)

Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)

И малышка светлячок! (на выдохе произносят: с-с-с)

Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)

Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)

Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)

Дети становятся в круг с воспитателем .

( дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

(топают: топ-топ)

(квакают ква-ква)

(кукуют: ку-ку)

(цокают языком: цок – цок)

(на выдохе произносят: с-с-с)

(дуют)

(болтают язычком: бл - бл)

(тянут: тууу)

(тикают: тик-так)

Мотивационный этап .

Слайд 2. Педагог: Ребята послушайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

Как вы думаете, кто это?

Вы догадались, о ком мы будем сегодня с вами говорить? (о человеке)

Э то человек.

Мы будем говорить о человеке.

Практический этап

Воспитатель: Интересно, а кто это к нам пришёл?

Кощей . Кто тут говорил про меня? А это вы тут умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки, а если не угадаете, я нечего вам не покажу.

Загадки.

1. Два соседа – непоседы.

День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).

2. Между двух светил я в середине один. (Нос)

3. Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги) .

4. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).

5. У двух матерей по пять сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы, руки).

6. Всё, что мы положим в рот, Попадет к нам в … (живот)

7. Горшочек умён семь дырочек в нём. (Голова).

Кощей: - Ой, какие вы тут умные, преумные. Не нравятся мне такие дети, пойду, поищу других детей. Смотрите свои картинки.

Слайд 3. Упражнение «Вспомни».

Воспитатель : Вспомните, о чём были загадки Кощея. (Глаза, нос, ноги, язык, пальцы, руки, живот )

Слайд 4. Следующая игра «Доскажи словечко»

Воспитатель : - Я начинаю предложение, вы заканчиваете.

Головой мы что делаем? (думаем).

Ушами что делаем? (слушаем).

Глазами? (смотрим).

Носом? (дышим, нюхаем).

Ртом? (едим, пьем, говорим).

Руками? (берем, держим).

Пальцами? (трогаем, гладим, рисуем).

Ногами? (ходим, бегаем, прыгаем).

Воспитатель : Молодцы! Верно!

Слайд 5.

Воспитатель: Посмотрите, дети, персонажи какой сказки к нам пришли? Бабушка очень сильно любила свою внучку и называла её ласково – внученька. Давайте представим, как бабушка рассказывает нам про свою внученьку.

Игра «Назови ласково».

Воспитатель: - У моей внучки не рука, а ручка и т. д.

А сейчас, попробуйте вы рассказать о внучке, используя слова: нога, плечо, палец, нос, волос, голова, щека, ухо, живот, глаз.

Молодцы, все справились с заданием!

Слайд 6.

Воспитатель: Посмотрите, прикатился к нам румяный колобок. Ребята, а чем он так напуган! Кто же его так напугал? А давайте представим, что он в лесу встретил великана и рассказывает нам о нём.

Игра «Расскажи про великана»

Не руки, а. ручищи; не глаза, а глазища; не губы, а. губищи; не кулаки, а кулачищи; не локти, а локтищи; не ноги, а ножищи; не ногти, а ногтищи; не зубы, а зубищи; не волосы, а волосищи; не брови, а. бровищи; не живот, а. животище.

Слайд 7.

Воспитатель: К нам прибежал мальчик в сапогах-скороходах и предлагает немножко поразмяться.

Физкультминутка.

Озорные ножки ходят по дорожке

Шея крутит головою вправо, влево оборотик.

Покажи мне, где животик?

Наше тело подтянулось, как березонька стройна

Стала ровною спина

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись

Слайд 8.

Воспитатель: Ребята, к нам пришёл следующий гость, Незнайка. Он вас просит рассказать и показать какие части тела есть у него. Покажем? Повторяйте слова стихотворения и показывайте на себе части тела

Есть на пальцах наших ногти. Есть у нас на голове

На руках – запястья, локти Уха два и мочки две

Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски

Бедра, пятки, две стопы. И, глаза, что так близки

Есть колени и спина Щёки, нос и две ноздри

Но она всего одна Губы, зубы – посмотри

Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.

Слайд 9.

Игра с мячом: «Подумай и ответь»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран и скажите, из какой сказки наши следующие гости Буратино и Мальвина?

Верно!

Буратино: Мне Мальвина задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.

Воспитатель : Я буду бросать каждому из вас мячик, задавая вопрос Мальвины, а вы будете обратно бросать мяч мне, отвечая на вопрос.

Сколько глаз у двух детей? (у двух детей четыре глаза).

Сколько ушей у трех мальчиков? (у трех мальчиков шесть ушей).

Сколько пальцев на левой руке? (на левой руке пять пальцев).

Сколько носов у трех девочек? (у трех девочек три носа).

Спасибо ребята.

Слайд 10.

Воспитатель: Посмотрите, к нам пришёл козлёнок. Он очень любит всё считать. Ему скучно одному, и он хочет чтобы мы с ним посчитали.

Игра "Сосчитай"

Один глаз, два глаза, три глаза, четыре глаза, пять глаз. (Аналогично со словами нос, ухо)

Воспитатель: Как весело стало козленку с вами вместе считать!

Слайд 11.

Многозначность слов.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости зашёл Знайка, вы знаете из какой он сказки? Он хочет вас познакомить со словами, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Например, слово нос имеет разное значение:

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Назовите разное значение слов: ручка, глазок, горлышко, спинка, ножки.

Молодцы! Вы справились с моим заданием.

Гимнастика для глаз.

«Любопытная варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево, Смотрит вправо,

Смотрит вверх, Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз, ( посмотреть на кончик носа)

А с него свалилась вниз, (посмотреть на пол).

Слайд 12. Составление рассказа о себе по схеме.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями наших героев. А теперь я вам предлагаю попробовать рассказать о себе, опираясь на схему, которая на экране.

Сначала я расскажу о себе, а вы внимательно послушайте мой рассказ.

Воспитатель рассказывает о себе, используя схему. А теперь, кто хочет рассказать о себе?

Слайд 13.

Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас получились очень хорошие рассказы!

Кощей бессмертный .

Дети разгадывают загадки

Ответы детей:

Загадки Кощея были о глазах, носе, ногах, языке. А так же о пальцах, руках, животе.

Ответы детей:

Головой мы думаем.

- Ушами мы слушаем.

- Глазами мы смотрим.

Носом мы дышим.

Ртом мы едим, пьем, говорим.

Руками мы берем, держим.

Пальцами мы трогаем, гладим, рисуем.

Ногами мы ходим, бегаем, прыгаем.

К нам пришла Красная шапочка.

Дети рассказывают о внучке.

У моей внучки не нога, а ножка, не плечо, а плечико, не нос, а носик.

У моей внучки не волос, а волосик, не палец, а пальчик, не голова, а головка.

У моей внучки не щека, а щечки, не ухо, а ушко, не живот, а животик, не глаз, а глазик.

Дети рассказывают:

У великана не руки, а ручищи, не глаза, а глазища, не локти, а локтищи.

У великана не губы, а губищи, не кулаки, а кулачищи, не ноги, а ножищи, не ногти, а ногтищи, не зубы, а зубищи, не живот, а животище.

Дети выполняют физминутку.

Ответы детей:

Да, покажем Незнайке части его тела.

Дети показывают на себе части тела, повторяя слова за воспитателем.

Наши герои из сказки: «Приключения Буратино».

Ответы детей:

У двух детей четыре глаза.

У трех мальчиков шесть ушей.

На левой руке пять пальцев.

У трех девочек три носа.

Дети считают вместе с козленком:

Один нос, два носа, три носа, четыре носа, пять носов.

Одно ухо, два уха, три уха, четыре уха, пять ушей.

Ответы детей:

Знайка к нам пришел из сказки: «Приключения Незнайки».

Дети называют разные значения слов:

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула, у ребенка.

Ножки – у стула, у гриба, у ребенка.

Дети слушают рассказ воспитателя.

Дети по желанию рассказывают о себе по схеме

Релаксация:

Упражнение «Воздушный шар».

Воспитатель: В положении стоя закройте глаза, руки поднимите вверх, глубоко вдохните и наберите в себя воздух. Представьте, что вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. В данном положении необходимо зафиксироваться в течение 1-2 минуты. А теперь представьте, что в шаре появилось небольшое отверстие. Следует медленно выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.

Итог: Все вы сегодня молодцы! Справились со всеми заданиями! В чем вы затруднялись? Что вам понравилось больше всего? Всем спасибо за внимание!

Дети с воспитателем выполняют упражнение «Воздушный шар»

Ответы детей .

Приложение:


Цель: расширять представления детей о строении тела человека, развивать пространственные представления о строении человека.

Задачи:

1. Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении; закрепить знания о потребности человека в дыхании, питании, росте.

2. Развивать любознательность, стремление узнавать о строении, работе органов еще больше; стремление бережно относиться к своему организму.

3. Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми, вызывать интерес к дальнейшему самопознанию.

Словарная работа:

плечи, стопа, легкие, почки, кишечник, желудок, пищевод, организм, объем легких, грудная клетка.

Оборудование: схема тела человека; схема строения тела человека с внутренними органами; пластилин (белый, красный, зелёный, бежевый) игра «Часть – целое», воздушные шарики по количеству детей; Дидактическая игра: «что на что похоже?».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «организм человека» (В.И. Гарькавая «Человек», Г.Юдин «Главное чудо света»), чтение детской энциклопедической литературы, загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я прочитаю стихотворение, а вы подумайте, и постарайтесь угадать, о ком оно?

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее их нет на свете.

— Ребята, а как вы считаете, о ком это стихотворение? (о человеке). Верно, люди, живущие на нашей планете, отличаются друг от друга. Да и вы, живёте в одном городе, ходите в одну группу, и у нас нет двух одинаковых ребят. У нас в группе есть мальчики и девочки, высокие и низкие, голубоглазые и кареглазые. Давайте каждый попробует найти в себе то, чего нет больше ни у кого в группе, я начну. Например, я выше всех.

— Посмотрите, ребята, все мы совершенно разные, но у всех нас есть что-то общее. Как вы думаете, чем люди похожи между собой? (варианты ответов детей)

— Все вроде разные на вид, но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, два уха, два глаза и нос… Но какими бы мы не были разными, все равно похожи своим телосложением.

— Ребята давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека. Я вам буду загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте их и покажите на схеме отгадки.

Вот загадка, милый друг,
Легкая — послушай:
Ею ложку я беру,
Кашу буду кушать!
(ответ: руки)
Стоят два кола,
На колах – бочка,
На бочке – кочка,
На кочке – лес дремучий.
(ответ: человек)

Молочко уже попил,
А теперь ложись и спи! —
На неё — не на живот,
И хороший сон придёт!
(ответ: спина)

Ими всё мы слушать можем,
Слух у нас отличный!
Но подслушивать негоже,
Это неприлично!
(ответ: уши)

Не снимают на пороге
Вместе с сапогами…

(ответ: ноги)

У Алешки – копной,
У Аленки – волной.

(ответ: волосы)

Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(ответ: нос)

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
(Веки и глаза)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)

Дети отгадывают загадки и показывают названную часть туловища на схеме «Тело человека».

Воспитатель. Молодцы, хорошо вы знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?

Игра «Найди на ощупь названную часть тела».

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами.

Воспитатель. Ребята, мы с вами выяснили, что все люди внешне и похожи и различаются одновременно, а как вы считаете, внутри все люди одинаковые или разные? (воспитатель выслушивает варианты ответов детей). Знать строение нашего тела — значит знать самих себя. Чем больше вы узнаете о себе, тем лучше. Мы сами сейчас попробуем сами собрать человечка, а заодно и посмотрим, что же у нас есть внутри. (воспитатель с помощью детей из пластилина лепит «скелет» (Г.Юдин стр.110))

Воспитатель : Ребята, а что такое скелет? (варианты ответов детей)

Из чего состоит скелет?

Для чего человеку скелет?

— Скелет – это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму. Если бы скелета внутри нас не было, наше тело стало бы похоже на бесформенный студенистый мешок. Давайте мы с вами проведём небольшой опыт.

Воспитатель вызывает одного ребёнка и просит из пластилина скатать «колбаску». Воспитатель объясняет, что это – рука, и просит согнуть «руку» из пластилина, но она непрочная, пластилин лопается в месте сгиба. Затем ребёнок заворачивает в пластилин проволоку и проделывает то же самое.

Вывод: скелет помогает совершать движения, делает более устойчивым. Чтобы наш скелет был всегда подвижным обязательно нужно делать зарядку, и в течение дня разминать своё тело. Вот сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку.

Физминутка.

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось

И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Повторить 2 раза.

— Кости, из которых состоит скелет, легко можно прощупать через кожу, бывают кости, помогающие совершать движения, а бывают, защищающие важные органы. А какие у человека есть важные органы? (ответы детей)

— Один из важнейших органов человеческого организма – это легкие. Как вы думаете, сколько человек может прожить без дыхания? А это мы сейчас проверим. (дети набирают воздух и зажимают пальцами нос). Без дыхания нельзя прожить больше 1 минуты. А весь воздух, который мы вдыхаем, накапливается в лёгких как в воздушном шарике.

Воспитатель с детьми лепят лёгкие и устанавливают их на макет.

Воспитатель предлагает сделать глубокий вдох и надуть воздушный шарик, чтобы посмотреть какое количество воздуха было в лёгких.

Воспитатель: Конечно, не менее важным органом является – это сердце. А зачем человеку сердце? (Сердце перекачивает кровь, как насос) а какого размера наше сердце? (дети высказывают свои предположения) . Сердце человека такое же, как его кулак. Сожмите кулачок, вот такое же и ваше сердце.

Воспитатель лепит из красного пластилина сердце, затем дети пытаются при помощи воспитателя поставить его на место.

— И сердце и лёгкое бережно сохраняет грудная клетка. (дети лепят из белого пластилина кости грудной клетки и крепят при помощи воспитателя). Но если прощупать рёбра они заканчиваются там, где начинается живот. А что у нас в животе, как вы думаете? (варианты ответов детей) . Здесь, в области живота, находятся желудок и кишечник, которые переваривают всю пищу, которую мы едим. Здесь нет костей, и для того, чтобы пища лучше переваривалась и живот на болел, я научу вас делать специальный массаж для живота. (дети с воспитателем выполняют самомассаж живота по часовой стрелке 6 раз).

Затем воспитатель с детьми из зелёного пластилина лепят желудок и кишечник и укладывают органы на место на макете. Далее дети заворачивают человечка в тонкую пластилиновую кожу.

Воспитатель: Посмотрите, какой у нас получился человечек. А теперь давайте еще раз вспомним, что же находится у нас внутри. У меня есть карточки с изображением органов человека, про которые я вам сегодня рассказывала. Ещё есть карточки, на которых изображены предметы, которые могут делать то же самое что и настоящие органы человека. Вам нужно будет подобрать соответствующие картинки, и объяснить свой выбор. (карточки: сердце-насос, лёгкие – шарик, желудок – кастрюля, кости – палочка и т.д.)

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается, спасибо за работу, желаю вам быть здоровыми.