Конспект интегрированной образовательной деятельности по физкультуре в разновозрастной группе «Путешествие к зайчонку. Глава одиннадцатая. организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях

- 109.00 Кб

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной

по возрасту группы и особенности их организации 3 – 4

2. Структурные части физкультурного занятия и

критерии эффективности его проведения 5

3.Подбор упражнений для каждой части занятия 6 – 8

4. Способы организации детей в каждом виде упражнений 9 – 12

5. Обеспечение дифференцированной нагрузки на занятии 13 – 16

Список литературы 17

Приложения

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной по возрасту группы и особенности их организации

Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя хорошего знания программы и умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.

Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:

1) со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп;

2) со всеми детьми по разным разделам обучения (одним рисуют, другие считают);

3) с одной возрастной подгруппой (другая в это время самостоятельно играет).

Практика показывает, что при обучении движениям следует использовать занятия первого и третьего типа. Второй тип неудобен, так как внимание рисующих детей отвлекают занимающиеся физкультурой.

Третий тип используется при освоении упражнений, специфических для данного возраста. Например, со старшими дошкольниками разучиваются прыжки с разбега, различные способы метания, ползание по-пластунски, проводятся игры и упражнения в соревновательный форме, эстафеты и так далее. Малыши же учатся самостоятельно ходить по большому кругу, одновременно начинать и оканчивать общеразвивающие упражнения, реагировать на сигналы и зрительные ориентиры и так далее.

По возрастному составу смешанная группа может быть 2-х возрастной, а в однокомплексном детском саду - 3-х и 4-х возрастной. В любом случае на физкультурных занятиях первого типа целесообразно делить группу на две подгруппы. В одну подгруппу организуются дети, составляющие по возрасту большинство. Дети третьего возраста присоединяются к смежному. Например, одну подгруппу составляют старшие дети, вторая состоит на 2/3 из малышей и на 1/3 из детей среднего возраста. Но дети среднего возраста лишь организационно относятся к младшей подгруппе. В разных видах упражнений требования к ним конкретизируются. Например, вся младшая подгруппа упражняется в катании мячей друг другу. Но малыши катают мячи диаметром 20 см, а дети среднего возраста - диаметром 12-15 см, и расстояние при этом увеличено на 80-100 см. Кроме того, малыши могут катать мячи, сидя на полу, а дети среднего возраста - из наклона, или приседа.

Специфические трудности в организации и проведении физкультурных занятий существенно возрастает в группе, объединяющей контрастные возрасты - старший и младший.

Начинать совместные занятия следует примерно со 2-го квартала. К этому времени завершается период привыкания у малышей: они овладевают элементарными действиями, научаются в общих чертах ориентироваться в пространстве, понимать указания воспитателя.

2. Структурные части физкультурного занятия и критерии эффективности его проведения

Физкультурные занятия в разновозрастной группе строятся по общепринятой схеме:

1. Вводная часть. (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений).

2. Основная часть:

а) общеразвивающие упражнения (комплекс);

б) упражнения в основных движениях (2-4);

в) подвижные игры (1-2).

3. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец).

Но форма записи плана должна отражать общность содержания и вместе с тем дифференцированность двигательных заданий, структурное единство и вместе с тем разную длительность одного и того же занятия для разных возрастных подгрупп.

Результативность обучения на физкультурных занятиях первого типа определяют три главных фактора:

Подбор упражнений с учетом требований и уровнем общей и двигательной подготовленности детей;

Организация детей в каждом виде упражнений;

Дифференцировка нагрузки для каждой возрастной подгруппы.

3.Подбор упражнений для каждой части занятия

В подборе упражнений воспитатель руководствуется программными требованиями. Под этим следует понимать не только перечень конкретных навыков, но и доминирующие общепедагогические задачи, соответствующие возрасту: формирование интереса к физическим упражнениям и желание заниматься - у малышей, достижение правильности и точности выполнения заданных упражнений - у детей среднего возраста, развитие двигательной инициативы и самостоятельности - у старших дошкольников.

Навыки пространственной ориентировки у малышей очень несовершенны. Поэтому во вводной части занятий первого типа не следует планировать сложные перестроения, ходьбу в рассыпную с последующим построением в колонну, ходьбу шеренгой - упражнения, трудные для младших детей. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Те же способы движения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия могут различные положения рук - на поясе, за головой, за спиной, в стороны. Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "...Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки... "- ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "...Ребятки станут медвежатками " - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и тому подобное. Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (для старших), держась за руку малыша, развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок?" - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются как для выполнения без предметов, так и с предметами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях первого типа скорее всего неуместны, так как ими не владеют малыши, а погремушки не следует использовать потому, что они создают психологический дисбаланс у старших. Эти предметы можно использовать на занятиях третьего типа, то есть с одной возрастной подгруппой.

Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах - стульях, скамейках, у предметов - у гимнастической стенки, у бревна, у песочницы. Можно проводить и упражнения в парах - старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Разница в уровне двигательных умений старших и малышей велика, поэтому в целях рациональной организации и эффективного контроля лучше подбирать для обоих возрастов упражнения одного вида, например ползание, упражнение в равновесии, прыжки в длину с места. Разумеется, двигательные задания должны отличался по сложности.

Далеко не каждая подвижная игра может быть использована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих возрастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Например, из программы для старшей группы - "Гуси", "Мы - веселые ребята"; из программы для младшей группы "Кот и мыши", "Воробышки и кот", "Самолеты". Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям. Например, "Караси и щука", где караси прячутся за камешки; "Мышеловка", где одни дети - мыши, другие же образуют мышеловку. Нужно чередовать исполнителей ролей, не смешивая малышей и старших,

Но нельзя объединять детей, например в игре "Хитрая лиса", потому что малыши не умеют бегать врассыпную с увертыванием; в игре "Волк во рву", так как прыжки с разбега недоступны малышам в игре "Два мороза", "Ловушка", так как младшие дети не смогут резко остановиться и стоять, не шевелясь.

К участию в общих играх малышей следует готовить. На раздельных занятиях или на прогулке воспитатель разучивает с ними игры и игровые упражнения, которые по сути своей становятся подводящими к общей игре. Так, игровые упражнения типа "Догоните меня", "Бегите в домик" благоприятная основа для разных вариациях. Дети могут догонять воспитательницу или игрушку в ее руках (куклу, мишку, лисичку), девочки - мальчиков и наоборот. "Домиками" могут быть скамейки, лежащие на полу обручи, кубики; на участке детского сада - стационарное физкультурное оборудование, растения и др. Дети также могут имитировать разные образы. Например, дети-гуси, бегают по площадке, щиплют травку, а по сигналу: "Гуси, домой! Волк за горой!" - прячутся в домик. Так обеспечивается их последующее участие в игре "Гуси-гуси". Игровое упражнение "Убегайте от меня" может стать самодеятельной игрой "Карасики и лягушка": дети-карасики плавают в пруду, лягушка громко квакает, карасики уплывают и прячутся за камешки-кубики, расставленные по кругу (пруд). Это подготавливает малышей к участию в игре "Караси и щука".

4. Способы организации детей в каждом виде упражнений

Продуманная организация детей в каждом виде упражнений - важное условие, обеспечивающее высокую моторную плотность занятия. Воспитатель разновозрастной группы во многом опирается на умения старших детей, их подготовленность.

Во вводной части занятия дети строятся в колонну или шеренгу. Впереди - старшие, малыши уверенно пойдут за ними по большому кругу. Можно строиться в колонну парами - малыш со старшим ребенком. В таком случае младшие стоят слева. Соответственно, при построении в две шеренги младшие дети. стоят в первой шеренге, значит во вводной ходьбе старшие будут идти по внешнему кругу.

На общеразвивающие упражнения дети строятся в звенья, причем старшие от младших. Например, два звена старших и одно малышей или наоборот. Последний по порядку старший ребенок выводит вперед младшее звено, а затем становится в конец старшего звена.

Выбор способа организации детей при выполнении основных движений (фронтальной, групповой, индивидуальный) зависит от конкретных педагогических задач, вида и технической сложности упражнений, подготовленности к ним детей, наличия оборудования.

При фронтальном способе организации дети выполняют упражнения одного вида (как и в одновозрастной группе), но сложность их различна для каждой подгруппы. При этом дети размещаются так, чтобы воспитатель мог непосредственно помогать малышам. Например, упражнение в равновесии - ходьба по скамейке: длиной 4 м, высотой 30-40 см - для старших; длиной 2 м, высотой 20-25 см - для младших.

При групповом способе организации, детей делят на подгруппы (2-3), каждая из которых выполняет свое задание. Но если в одновозрастной группе подгруппы через некоторое время меняются местами, то в разновозрастной группе этого не происходит. Малыши составляют первую подгруппу, которая действует под непосредственным руководством воспитателя. Подгруппа (2-я и 3-я) старших детей выполняет упражнения относительно самостоятельно. Иначе говоря, контроль со стороны воспитателя за старшими детьми преимущественно визуальный. Поэтому упражнения должны быть знакомы детям и не требовать страховки. Важно, чтобы они имели характер конкретных заданий, и способствовали формированию у ребят умения планировать и оценивать свои действия. Некоторые примеры таких упражнений:

Сбей кеглю - катание мячей (шаров) друг другу из положения с колена с попаданием в цель - кегли, стоящие между детьми;

Забрось мешочек на скамейку;

Проведи мяч (от черты до черты, до противоположной стены, по дорожке);

Брось мяч товарищу через сетку (натянутую веревку);

Пронеси мешочек на голове и не урони (обычным шагом, в приседе, танцевальным шагом);

Скачи по красной дорожке на одной ножке, по синей дорожке - на другой ножке;

Прыгай со скакалкой как умеешь;

Кто умеет долго скакать со скакалкой (на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу - все это на месте и продвигаясь вперед; вращать скакалку можно не только вперед, но и назад).

Время от времени воспитатель останавливает всех детей для того, чтобы оценить выполнение, подсказать лучший способ действия, подкорректировать размещение детей на площадке, сообщить новое задание и так далее.

Во второй половине года можно и малышам предлагать для самостоятельного выполнения отдельные упражнения игрового типа. Например, пока воспитатель работает со старшими детьми, младшие скачут на палочке верхом.

Применение индивидуального способа организации имеет различные мотивы (доучивание, коррекционная работа, выполнение более сложного задания отдельными детьми) и согласуется с фронтальной и групповой организацией.

Очень важно при любом способе организации обеспечить возможно большую повторность упражнений в основных движениях, не нарушая при этом установленного регламента занятия. Именно от повторности действий зависит, скорость образования и прочность двигательных навыков. Поэтому порядок выполнения упражнений (одновременно, поочередно, поточно) должен быть целесообразным в каждом конкретном случае. Так, упражнения с мячами - подбрасывание и ловля (или без ловли у малышей на первом этапе обучения), ведение мяча на месте и с продвижением и тому подобное - всегда выполняется одновременно мяч должен быть у каждого ребенка. Упражнения, требующие страховки, например прыжки с разбега, выполняются поочередно: следующий разбегается после того, как предыдущий приземлился. Но спрыгивать со скамейки могут сразу по 3-4 ребенка. Аналогично, прыгать в длину сместа могут поочередно по 3-5 ребят, метать в цель можно поочередно по 1/2 группы (или подгруппы), например нужно попасть мешочком с песком в обувь стоящего напротив. Упражнения характеризующиеся длительностью действия, например, разные виды ползания, как правило выполняются поточно особенно на этапе разучивания. Например, четверка за четверкой (пятерка, шестерка) дети ползут вдоль зала, воспитатель, перемещаясь в нужном направлении, корректирует их действия. Но на этапе закрепления и совершенствования эти же упражнения могут выполняться одновременно - дети размещаются у длинной стены, чтобы ползти поперек зала. В таком случае в отведенное время повторить упражнение можно большее число раз. К тому же после активного выпрямления (потягивания, подпрыгивания, прогибания) у противоположной стены дети могут возвращаться назад другим движением – прыжками на одной или двух ногах, бегом спиной вперед, шагом с закрытыми глазами, кружась волчком, танцевальными шагами.

Краткое описание

Работа в разновозрастной группе требует от воспитателя хорошего знания программы и умения быстро ориентироваться в выборе путей решения одинаковых задач применительно к детям разного возраста и уровня обученности.
Обучение в такой группе организуется в виде занятий трех типов:
1) со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных под

Содержание

1. Типы физкультурных занятий для детей смешанной
по возрасту группы и особенности их организации 3 – 4
2. Структурные части физкультурного занятия и
критерии эффективности его проведения 5
3.Подбор упражнений для каждой части занятия 6 – 8
4. Способы организации детей в каждом виде упражнений 9 – 12
5. Обеспечение дифференцированной нагрузки на занятии 13 – 16
Список литературы 17
Приложения

Закреплять у детей навыки ходьбы и бега: на носках, высоко поднимая колени, бег с захлестываем голени назад.

Совершенствовать технику выполнения подлезания под дугу (мальчики), пролезание в обруч (девочки); ходьбы по гимнастической скамейке с мешочком на голове (девочки), пронося прямую ногу махом сбоку, слегка приседая (мальчики), перебрасывания мяча от груди из исходного положения в стойке баскетболиста (девочки), на коленях (мальчики);

Развивать зрительной и слуховое внимание, ловкость, умение сохранять равновесие и правильную осанку при ходьбе по ограниченной плоскости, глазомер.

Воспитывать организованность, выдержку, дружеские отношения в коллективе, положительный эмоциональный настрой, желание быть здоровыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«МКДОУ Детский сад № 8 г. Киренска»

Конспект физкультурного занятия

в разновозрастной группе от 5 до 7 лет

Тема: «Быть здоровыми хотим»

Подготовила:

Кириллова Т.П.

Инструктор по физической культуре

МКДОУ «Детский сад № 8 г Киренска»

Киренск, 2012 г.

Конспект физкультурного занятия разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Тема: «Быть здоровыми хотим»

Цель : Закреплять у детей навыки ходьбы и бега: на носках, высоко поднимая колени, бег с захлестываем голени назад.

Совершенствовать технику выполнения подлезания под дугу (мальчики), пролезание в обруч (девочки); ходьбы по гимнастической скамейке с мешочком на голове (девочки), пронося прямую ногу махом сбоку, слегка приседая (мальчики), перебрасывания мяча от груди из исходного положения в стойке баскетболиста (девочки), на коленях (мальчики);

Развивать зрительной и слуховое внимание, ловкость, умение сохранять равновесие и правильную осанку при ходьбе по ограниченной плоскости, глазомер.

Воспитывать организованность, выдержку, дружеские отношения в коллективе, положительный эмоциональный настрой, желание быть здоровыми.

Программное содержание:

Интеграция образовательных областей:

Познание: закрепить знания о составляющих здорового образа жизни;

Музыка : умение выполнять движения под музыку, чувствовать смену темпа музыкального сопровождения, эмоциональный настрой;

Коммуникация : умение соотносить движения с речью;

Социализация : умение действовать в парах, соблюдать разницу между девочками и мальчиками.

Оборудования: пластмассовые ведерки (2) по количеству детей: мальчики (вес 50 гр), девочки (пустые ведра); 1 скамейка, 6 мячей, 6 колец, бубен, мешочки с солью для девочек, обруч со стойкой, дуга, магнитофон, аудиозапись, карточки для ОРУ, карточки для п/и «Будь здоров», карточки для ОВД.

Ход занятия:

  1. Водная часть.

Дети входят в зал строятся в шеренгу.

Равняйсь! Смирно!

а) Приветственная коррекционная игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, девочки! Педагог приветственно машет рукой.

Здравствуйте! Девочки поднимают руку вверх и машут ею.

Здравствуйте, мальчики! Педагог также приветствует мальчиков.

Здравствуйте! Мальчики машут рукой.

Солнышко, здравствуй! Все поднимают руки вверх.

Здравствуй, здравствуй! Скрещивают прямые руки над головой.

День такой прекрасный! Протягивают прямые руки вперёд.

Здравствуй, здравствуй! Хлопают в ладоши .

Хорошо под солнышком Поднимают руки вверх, встают на носочки

Мы растём, и тянутся как можно выше.

Здоровей становимся Сжимают пальцы в кулаки,

С каждым днём! прижимают руки к плечами разводят в стороны.

Все собрались!? Все здоровы!? Бегать, играть, заниматься готовы? Ну, тогда подтянись, не зевай и не ленись, на разминку становись! Направо, раз, два! В обход по залу шагом марш. (Выполняются разные виды ходьбы)

Ходьба обычная в колонне по одному,

Ходьба на носках руки к плечам, вверх;

Ходьба на пятках руки за головой;

Ходьба, высоко поднимая колени, ударяя о ладошки.

Ходьба на внешней стороне стопы змейкой между пластмассовых ведер;

Ходьба обычная.

Бег обычный;

Бег змейкой между пластмассовых ведер;

Бег с высоким подниманием коленей, ударяя о ладошки.

Бег с захлёстыванием голени назад;

Ходьба обычная;

Упражнения на восстановления дыхания.

Через центр зала парами шагом марш. На месте стой раз, два. На вытянутые руки вперед, назад разомкнись. Кругом, раз, два! "Чтоб расти и закаляться, будем спортом заниматься!

  1. Ору с двумя пластмассовыми ведрами
  1. «Мы силачи»

И.п.: о. с., руки с ведрами выпрямлены в стороны.

1-согнуть руки в локтях, ведра к груди;

2-и.п. (7-8 раз)

  1. «Мельница»

И.п.: стоя. Ноги на ширине плеч, правая рука с ведром вверх, левая рука с ведром вниз.

1-8 – круговые вращения руками с ведрами вперед.

То же назад. (по 4-5 раз вперед и назад)

  1. «Прогнись»

И.п.: стоя, ноги на ширине ступни. Руки с ведрами в стороны.

1-2 – прогнувшись, отвести руки назад; соединив ведра, одновременно отвести

Правую ногу назад на носок;

3-4 – и.п.

То же, отводя левую ногу. (7-8 раз)

  1. «Сядь прямо»

И.п.: стоя, ноги скрестно, руки с ведрами впереди.

1-2 – сесть по –турецки без помощи рук;

3-4 – встать. (5-6 раз)

  1. «Подними ведерко»

И.п.: сидя, руки в упор сзади. Ноги вместе, ведра надеты на ступни.

1-поднять ноги вверх;

2- развести в стороны;

3-свести вместе;

4-и.п. (6-7 раз)

  1. «Мостик»

И.п.: лежа на животе, ноги прямые, кисти согнуты в локтях рук у плеч. Ведра у правого бока.

1-4 – подняв туловище с опорой на кисти и стопы, приставными шагами перенести туловище на другую сторону от ведер.

То же в другую сторону. (по 5-6 раз в каждую сторону)

  1. Прыжки «Восьмерка»

И.п.: стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе. Ведра поставлены на полу на расстоянии 50 см одно от другого.

Прыжки «восьмеркой» на обеих ногах вокруг ведер. (по 3-4 раза в каждую сторону)

Упражнение на восстановления дыхания .

1) И.п. Стоя, ноги на ширине плеч, руки перед грудью. На раз - руки разгибаем в стороны, делая вдох через нос «тик», на два медленный выдох через рот «так» (мальчики).

2) И.п. стоя ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На раз – руки медленно поднять вверх со словами «тик», одновременно делая вдох через рот, на два – выдох. Опуская руки вниз говоря «так» (девочки).

Кругом раз, два, сомкнись. В обход по залу шагом марш. Направляющий на месте. Стой, раз два. Налево раз, два.

Расстановка спортивного оборудования дежурными для основных видов движений: мальчики – (скамейку, стойку с обручем, дугу), девочки - (кольца, мешочки с солью).

Основные виды движений.

- Ходьба по гимнастической скамейке, пронося прямую ногу махом сбоку, слегка приседая (мальчики), ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове (девочки);

Пролезание в обруч (девочки), подлезание под дугу (мальчики);

Перебрасывание мяча от груди исходное положение стоя на коленях(мальчики), стойка баскетболиста (девочки).

Дежурные убирают спортивное оборудование на свои места.

Подвижная игра «Будь здоров»

Во время передвижения детей по залу инструктор по физической культуре зачитывает стихи, после окончания стихотворения дети останавливаются, смотрят на картинку и выполняют движения, которые изображены на картинке (5 раз). Закончили. Молодцы!

Встали врассыпную, на свободные места, выполним оздоровительный массаж «Пальчики - наши лекари»
3.Заключительная часть

Оздоровительный момент

Профилактика простудных заболеваний. Самомассаж:
"Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Лоб мы тоже разотрём,
Ладошку ставим козырьком.
Вилку пальчиками делай,
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем, да-да-да,
Нам простуда не нужна!"

В одну шеренгу становись. Равняйсь, смирно! Занятие окончено. Направо раз, два. В обход по залу в группу шагом марш.


Наталья Захарова
Конспект интегрированной образовательной деятельности по физкультуре в разновозрастной группе «Путешествие к зайчонку»

Образовательная область : Физическое развитие

Интеграция образовательных областей : Социально - коммуникативное развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие.

Тип : интегрированное

Возраст детей : 3-7 лет

Формы непосредственно образовательной деятельности : совместная деятельность

Формы организации : группа

Цель : Продолжать работу по формированию правильной осанки. Формирование у детей здоровый образ жизни .

Задачи :

Обучающие :

Формирование у детей интереса к здоровому образу жизни ;

Формирование навыков сотрудничества друг с другом;

Развивающие :

Развитие ловкости, быстроты, силы, во время игры;

Закрепление техники игрового массажа;

Воспитательные :

Воспитание интереса к сказкам , умение сопереживать и приходить на помощь;

Оборудование : Обручи, игрушка -зайчик , гимнастическая скамейка, дуга, пенёк.

Словарная работа :

Ход занятия

Вводная часть

Приветствие гостей.

Дети, посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте их поприветствуем.

- Физкульт привет !

Воспитатель : Ребята, нам в детский сад пришла телеграмма из леса, от Зайчихи . Что же тут написано, посмотрим? (Открывает) . У нее потерялся зайчонок , когда они гуляли. Зайчиха искала зайчонка , но не смогла найти его. Она просит у вас помощи. Ну что, поможем, ребята? (ответы детей) . Сегодня мы отправимся в зимний лес, Но в лесу нужно быть осторожным, там много неожиданностей. Чтобы наше путешествие было безопасным , интересным , в путешествии будьте внимательными, осторожными, помогайте друг другу и соблюдайте технику безопасности.

Нужно собраться с силами и размять мышцы.

На разминку становись!

Проверим осанку. Поставили пятки вместе, носочки врозь, спина прямая, голова смотрит вперед. Шагом марш! (Звучит музыка)

1. Сейчас поставим руки на пояс, поднимемся высоко на носочки.

2. ноги на пяточках, руки спрятаны за спину, спинку держим прямо, носики держим вверх

3. ветерок усилился, и мы начинаем бежать быстрей

4. Ветер становится тише и мы переходим на шаг

5. Внимание впереди очень узкая дорога, поэтому пойдём боком скрестным шагом спина прямо, руки на поясе, смотрим только вперёд.

6. Ветки на деревьях от веса снега склонились так низко на тропинку, что придётся идти в присяди.

7. А вот дорога стала шире и светлей, можно весело пробежаться, захлёстывая голень назад.

8. Шагом марш.

Ребята, давайте представим, что это снежинки переливаются под лучами солнца и становятся разноцветными . в рассыпную по всему залу упражнение на восстановление дыхания.

Воспитатель : Ребята незаметно мы с вами из детского сада подошли к лесу.

А кто из вас знает как нужно вести себя в лесу? (Ответы детей) . Не кричать, не ломать ветки деревьев, не обижать зверей и птиц, не разрушать гнезда, ходить рядом со взрослыми.

Чтобы быть сильными, ловкими и преодолеть все препятствия, давайте выполним с вами следующие упражнения :

Комплекс развивающих упражнений

(С элементами аэробики)

1) И. п.: стоя, ноги вместе, руки вперед.

1- приподнять пятку одной ноги от пола, сжать пальцы рук в кулак; 2 –то же другой ногой, разжать пальцы в стороны.

Повторить : 4 раза.

2) И. п.: о. с.

1- приподнять пятку одной ноги от пола, руки к плечам. 2 – то же, руки вверх; 3 –счет1; 4 –и. п.

Повторить : 4 раза.

3) И. п.: стоя, ноги врозь, руки на поясе.

1- полуприсед, голову наклонить к правому плечу; 2 – и. п. ; 3- то же к левому плечу; Повторить : 8 раз. 4 – и. п.

4) И. п.: стоя, ноги врозь, руки на поясе.

1 – полуприсед, голову наклонить вперед; 2 – и. п. ; 3 – то же, голову назад; 4 – и. п.

Повторить : 8 раз.

5) И. п.: стоя, ноги врозь, руки у плеч, локти в стороны.

1 –полуприсед

Локти свели вперед; 2 – и. п. Повторить : 8 раз.

6) И. п.: стоя, ноги врозь, руки у плеч, локти в стороны.

1 – присесть с поворотом с правую сторону; 2 – и. п. ; 3 – то же в левую сторону; 4 – и. п.

Повторить : 4 раза.

7) И. п.: стоя, ноги врозь, руки у плеч, локти в стороны.

1 – присесть с наклоном в правую сторону, руки вверх; 2 – и. п. ;3 – то же в другую сторону; 4 – и. п.

Повторить : 4 раза.

8) И. п.: стоя, ноги врозь, руки на поясе.

1 – наклон вперед прогнувшись, руки вперед; 2 - и. п.

Повторить : 8 раз.

9) И. п.: о. с., руки на поясе.

1 – шаг вправо 2 – приставить правую ногу с притопом; 3 – шаг влево; 4 – приставить левую ногу с притопом.

Повторить : 4 раза.

10) прыжки на 2 ногах на месте, руки на поясе; ноги вместе-ноги врозь, руки на поясе; одну ногу вперед, другую ногу назад – «ножницы» , руки на поясе.

Повторить : по 8 раз.

11) ходьба на месте с восстановлением дыхания и со сменой положения рук на каждые два счета; руки вперед, руки вверх, руки в стороны, руки вниз.

Упражнения мы с вами выполнили, вы стали сильными, ловкими. А зайчонка никто не видел , нигде он вам не встречался? (Ответы детей) Ну тогда идем дальше в лес. Видно много препятствий нам придется преодолеть, как вы думаете, где бы он мог быть? (Ответы детей) За пеньком, за веткой, под корягой, на дереве, в ямке, в дупле.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель : В лесу много веток, паутин, коряг, поэтому мы с вами поползем на четвереньках по «упавшему дереву» (гимнастической скамейке) и будем внимательно смотреть по сторонам, искать зайчонка .

Осторожно ребята впереди «коряга» (дуга, подлезем под нее, посмотрим там зайчонка .

Воспитатель : Ну что ни кто не видел зайчонка ? (Ответ детей) .

А здесь «кочки» , пробираемся по ним (прыжки на двух ногах с продвижением вперед через обручи) .

Ой, ребята, а в дали посмотрите какой пенек стоит необыкновенный, большой, мы там не искали? Давайте посмотрим, может там наш зайчишка сидит (заглядывают, там сидит игрушка - зайчонок ) .

Вот ты где зайчишка , мы тебя так долго искали зайка, я думаю ты очень любишь играть, а ребята наши тоже любят играть в разные забавные игры , давай вместе с ребятами поиграем в игру «Зайчики » :

По лесной лужайке разбежались зайки (зайки резвятся)

Сели зайчики в кружок роют лапкой корешок (эмитируют движения)

Вот какие зайки, зайки побегайки

Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка

Ищет где же зайки, зайки побегайки (убегают через дуги-воротца)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Сюрприз.

(в зале появляется мешок с сюрпризом) .

Ребята, что это?

Как вы думаете, откуда он взялся?

Давайте посмотрим, что в нем.

Мы с вами должны быть здоровы и нам подарили шишки, давайте сделаем с ними массаж.

Стали в круг.

2. Игровой массаж с шишками «Веселые шишки»

Дети по лесу пошли,

Много шишек там нашли.

Один, два,три, четыре, пять Катают шишку между ладоней.

Будем с шишками играть

И ладошками катать.

В руку правую возьмем, Сжимают шишку в руке

Посильней ее сожмем.

Шишку по руке катаем.

В руку левую возьмем, Сжимают шишку в руке

Посильней ее сожмем.

Руку быстро разжимаем, Катают шишку по руке

Шишку по руке катаем.

А теперь мы поиграем,

Шишку с горки покатаем Катают шишку по груди и животу

Вверх и вниз, вверх и вниз

По животику катись.

Шишку по ногам катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз Катают шишку по ногам

Ну-ка шишка веселее

Ты по ножкам прокатись.

Будем весело играть,

Шишку ножками катать.

На пол шишку положите

И ногой ее прижмите.

Шишку по полу катаем Катают шишку стопой правой ноги, затем левой.

И носочком прижимаем.

А теперь назад кати,

Пяточкой ее прижми.

Другу сделаем массаж,

Не массаж, а просто класс!

Шишка по спине катись Катают шишку по спине друг другу

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Один, два, три, четыре, пять

Мы закончили играть.

3. Построение в шеренгу.

Сегодня мы с вами Нашли зайчонка . Играли в игры в снежном лесу. Учились бегать, прыгать, шагать. Все ребята были молодцы! На этом наше занятие окончено. Направо!

Из зала шагом марш!

Тема: «Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе детского сада» Левина С. В. воспитатель по физической культуре. ГБОУ СОШ № 629.

В семье растет ребенок… Родители хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основа этих качеств закладывается в детстве. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, а также специальные занятия физической культурой. В последнее время во многих детских учреждениях открывают семейные детские сады, являясь моделью общества, в котором сосуществуют дети разных возрастов, уровня развития, способностей и интересов, оказывают содействие более высокому уровню личностного развития. Но при всём этом возникает вопрос, как же организовать физкультурные занятия в таких группах, если у каждого возраста есть свои нормы, обусловленные физическим развитием.

Для занятий физической культурой дети делятся на подгруппы, в которые входят дети 2 -х возрастов: - 1 подгруппа вторая младшая и средняя группы; - 2 подгруппа старшая и подготовительная группа. Общая продолжительность занятий не более 15 и 25 минут соответственно, промежутки между занятиями 10 минут. . Физкультурные занятия строятся по общепринятой схеме: I. Вводная часть (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений). II. Основная часть (общеразвивающие упражнения (комплекс); упражнения в основных движениях (2 -4); подвижные игры (1 -2). III. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец

Пространственная ориентировка несовершенна. малышей у очень Поэтому во вводной части занятий не следует планировать сложные перестроения. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким подниманием колена, боковыми приставными шагами. Эти способы передвижения подходят и для перемещения врассыпную. Разнообразить двигательные действия можно различным положением рук -на поясе, за головой, спиной, в стороны. Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки. . . " - ходьба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "Ребятки станут медвежатками. . . " - ходьба обычным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и т. п. Интересны и полезны игровые задания, стимулирующие проявление различных физических качеств. Например, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (старшие держат за руку малыша) развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок? " - старшие, двигаясь врассыпную, останавливаются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются как для выполнения без предметов, так и с предметами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях с малышами скорее всего неуместны, так как ими они не владеют, а погремушки не следует использоватъ потому, что они создают психологический дисбаланс старших. Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах – стульях, скамейках, у предметов - гимнастической стенки, бревна, песочницы. Можно проводить и упражнения в парах старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Основные движения на занятиях могут выступать в различных сочетаниях: - используется одно движение (дети младшей подгруппы знакомятся с выполнением отдельных элементов движения, дети старшей подгруппы совершенствуют двигательный навык или закрепляют слитное выполнение составных элементов двигательного действия); - используется одно движение, варьируются способы его выполнения (младшие закрепляют навыки подлезания под шнур на ладонях и коленях, старшим предлагается выбрать целесообразный способ подлезания в зависимости от высоты препятствия); - для каждой подгруппы используются разные основные движения, учитывая, что некоторые упражнения доступны только старшим дошкольникам (прыжки в высоту, в длину с разбега, разучивание элементов игры в баскетбол и др.) Первоначальное разучивание движения проводится с одной подгруппой. Остальные дети в это время самостоятельно упражняются в выполнении знакомых движений или приучаются действовать в непривычных условиях с выбором наиболее подходящего способа выполнения.

Подвижные игры с бегом: «Мороз Красный нос» , «Гуси лебеди» Подвижные игры с лазанием: «Пожарные на учениях» , «Медведь и пчелы» Подвижные игры для разновозрастной группы ДС Подвижные игры с метанием: «Сбей булаву» , «Мяч через сетку» Подвижные игры с прыжками: «Удочка» , «Зайцы и волк»

Далеко не каждая подвижная игра может быть использована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих трастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям. На занятии предпочтение отдаётся проведению общей подвижной игре для обеих подгрупп, с вариантами применительно к возрасту детей. Метание в движущуюся цель поручается только старшим дошкольникам. При выполнении роли водящего младшим ребенком, для старших детей следует ввести усложнение в выполнении движения. При выполнении роли водящего старшим ребенком, предусматривается усложнение, как для него, так и остальных детей этого возраста, младшие действуют в облегченных условиях. В заключительной части занятия обеспечивается постепенный переход к спокойной двигательной деятельности (ходьба, игры средней и малой подвижности обеспечивают решение этих задач).

Проведение занятий в разновозрастной группе имеет несколько положительных моментов: - Способность быстро перестроиться за старшими детьми в выполнении отдельных упражнений (бег змейкой - дается задание бежать за старшими детьми); - Своевременные подсказки младшим детям в выполнении отдельных упражнений (в разминке: старшие дети обращают внимание малыша, выше поднять руки, голову вниз не опускать и т. д.); - Учиться друг у друга, особенно актуально, когда дети выполняют упражнения фронтальным способом (есть возможность посмотреть, как делают старшие дети и возникает желание повторить); - Дифференцированное обучение детей основным видам движений и игровым упражнениям, направленным на регулирование двигательной активности. Гиперактивные дети учатся управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами и нормами, быстрее и качественнее выполняют двигательные задания. У малоподвижных детей пробуждается интерес к спортивным играм и упражнениям, возникает интерес участвовать в соревнованиях, улучшаются показатели физической активности.

Роль воспитателя очень важна. . . Задача воспитателя сформировать адекватные отношения между детьми. Где старший помогает младшему и знает, что тот чего-то не умеет, потому что еще мал. . где старший стремиться защитить и помочь младшему. Где младший не боится подойти к старшему, где младший знает что если чего-то не получается сегодня, то завтра получится. Где воспитатель внимателен к каждому ребенку, где воспитатель учит детей взаимодействовать друг с другом, учит дружить, делиться и решать возникшие конфликты. И если воспитатель хорош, то разновозрастная группа - это только благо.

В совместном воспитании детей много положительных моментов: создается условие для организации общения, ст дети дают пример для мл. от педагога для реализации необходимо: глубокие знания программы по всем возрастным группам, правильно распределить свое внимание, весь режим дня строится на основе программы Васильевой.

Состав группы может составлять от 2 – 3 до 7 лет (3 подгруппы), или 2 – х смежных возрастов (2 подгруппы). Наиболее целесообразно воспитывать 2 смежных возраста

Режим строиться общий для всех детей, только мл начинают на 5 – 10 мин раньше, а если 3 возраста, то то вносится правило: мл – ср – ст, за исключением подъема после сна: ст – ср – мл.

При организации воспитателю необходимо соблюдать:

Все необходимое для питания готовиться когда мл идут мыть руки

Умываться и рассаживаться начинаем с мл и тех кто медленно ест

По окончании трапезы не задерживать за столами

Воспитатель руководит больше подгруппой, мл воспитатель – меньшей.

Порядок обслуживания требования к ним должны быть едины.

На прогулке воспитатель создает для двигательной активности детей, позаботясь о занятости детей. Задача воспитателя следить за физ нагрузками, следить чтобы малыши не перетруждались. П\И можно проводить как со всей группой так и с подгруппами, если игра общая необходимо учесть ее нагрузку для мл и ее достаточность для ст. несколько раз в неделю нужно планировать отдельные игры для ст. со ст п\и проводиться в начале прогулки, а с мл в конце

18. Общая характеристика форм работы по физическому воспитанию в ДОУ. Физкультурные занятия: структура и содержание. Типы физкультурных занятий.

Формы работы по физ воспитанию:

Физкультурные занятия:образовательная форма работы с детьми, проводится три раза в неделю (один раз на воздухе)

Физкультурно – оздаровительная работа в режиме дня: УГ, П\И и ФУ на прогулке, физминутки, ФУ после дневного сна, закаливание в сочетании с ФУ

Активный отдых: Детский туризм, физ досуг, физ праздники, дни здоровья, каникулы.

Самостоятельнаядвигательня деятельность детей: проводится на прогулке.

Задания на дом: форма работы с родителями.

Инд работа: проводится на прогулке.

Цель и задачи занятий: формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества; удовлетворять естественную потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей.

Физкультурное занятие - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в первой младшей группе два раза в неделю; со второй младшей группы до подготовительной группы - три раза в неделю (два раза в зале, один раз на воздухе). Летом все занятия проводятся на воздухе.

Характерными чертами занятия являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Типы физкультурных занятий: игровое, сюжетное, комплексное

Структура занятия:

1. часть: Вводная. Задачи: Повышение эмоционального тонуса ребенка, активизация его внимания, подготовка организма к большой физической нагрузке в основной части занятия.

2. часть: Основная. Задачи: Тренировка разных мышечных групп для формирования правильной осанки, обучение новым движениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, воспитание физических и нравственно-волевых качеств, совершенствование всех физиологических функций организма ребенка

3. часть: Заключительная. Задачи: Снижение эмоциональной и физической нагрузки, т. е. постепенный переход от возбужденного состояния к более спокойному.

Вопросы методики