Конспект комплексного занятия тифлопедагога в средней группе для детей с нарушением зрения: «Лесные загадки. Страничка тифлопедагога курепиной елены николаевны

Наши дети - это наше золото, которым мы дорожим и стараемся оберегать всевозможными способами. Их здоровье для любящих родителей всегда на первом месте. К сожалению, дети иногда рождаются с некоторыми недостатками или же приобретают их в совсем юном возрасте. Нередко при этом наблюдается нарушение зрения, и тогда приходится обращаться к разным специалистам, в число которых входит тифлопедагог. Это профессия, возможно, мало кому знакома, и поэтому попробуем разобраться в ней.

Немного ясности

Тифлопедагог - это тот человек, который, являясь ведущим специалистом, координирует и направляет коррекционно-педагогическую работу со слабовидящими детьми, включая тех, кто лишен зрения с рождения.

Свою деятельность специалист может вести по некоторым направлениям:

  • проведение обследования учащихся;
  • корректирующие специальные занятия с детьми дошкольного возраста;
  • активное участие в жизни школы;
  • помимо самих детей, специалист работает и с их родителями.

Чтобы специалист смог эффективным образом выполнять свои обязанности, он должен быть знаком с особенностями развития всех своих пациентов. Помимо этого, тифлопедагог - это тот человек, который непосредственным образом участвует в периоде обучения детей в школе. Все это он может узнать в ходе специального обследования, которое проводится на основе специальных схем и методик по работе со школьниками, имеющими зрительную патологию в той или иной степени.

Исходя из результатов обследования, можно понять, какая именно методика подойдет школьнику в соответствии с выявленными его возможностями. При этом для каждого учащегося разрабатывается специальная программа, которой специалист придерживается в ходе занятий.

Особенность профессии

Сложно переоценить значение такого специалиста, как тифлопедагог. Это важная профессия, поскольку до 90 % всей информации человек воспринимает непосредственно через зрение. Здоровые и зоркие глаза - это один из важных факторов полноценного существования в социуме и способность выживать в диких условиях природы. Однако, к сожалению, бывают разные ситуации, в результате которых можно потерять зрение или же быть слепым с рождения. В этом случае восполнять недостаток приходится иными путями.

Как правило, те люди, которые потеряли зрение, немного по-другому воспринимают окружающий мир. У них обычно существенно улучшается слух и приобретается особенная чувствительность на пальцах. Тем не менее в таких случаях просто необходима помощь со стороны, особенно в случае с детьми.

Обязанности специалиста

Главная обязанность такого специалиста, как тифлопедагог, научить слабовидящих либо полностью слепых детей получать и обрабатывать всю информацию об окружающем мире. Для этого служат уроки чтения, где используются специальные книжки со шрифтом Брайля.

Также важно привить им навыки и умения по самостоятельному обслуживанию. Но крайне важно научить детей с подобными ограниченными возможностями правильно ориентироваться в пространстве. Также задача педагога включает не только специальное обучение, но и приемы нравственного, эстетического и физического воспитания.

Большинство детей, которые слабо видят или полностью потеряли зрение, не желают останавливаться на каком-либо достигнутом результате, а хотят идти дальше в своем развитии. Любой инвалид по зрению хочет получить высшее образование, освоить интересную для себя профессию, по которой намерен работать в дальнейшем. Многие при этом останавливают свой выбор на какой-нибудь творческой или научной специальности. В этом кроется и заслуга педагогов, которые обучают всех детей необходимым навыкам, чтобы они в будущем могли работать в различных сферах производства.

История

В настоящее время существует целая наука под названием "тифлопедагогика", которая происходит от слияния двух слов: греческого τυφλός (слепой) и "педагогика" - и является разделом дефектологии. Однако у всего было начало, и основоположником этой науки является педагог из Франции В. Гаюи (1745-1822), который придерживался взглядов Д. Дидро.

У себя на родине и в России Гаюи основал первое образовательное учреждение, где слепой ребенок может получить хорошее образование. Благодаря ему было сформировано систематическое обучение слепых или слабовидящих. К тому же с этого времени к людям этой «категории» стали относиться более гуманно, как к любому полноценному человеку, который тоже нуждается в получении образования и рабочего места.

Тут стоит отметить еще одну личность - Л. Брайля (1809-1852), который является автором системы, изменившей традиционно используемое обучение слепых людей. Она основывается на комбинациях шеститочия и охватывает не только буквенные, математические, но и прочие символы. В результате слепые могут свободно писать и читать. Сам Брайль слепой с трехлетнего возраста. Сначала он был воспитанником Парижского национального института для лиц, потерявших зрение, а затем его деятельностью стала работа тифлопедагога.

Во Франции первая книга со была напечатана в 1852 году, а в России она появилась спустя некоторое время - в 1885 году. В России школы для незрячих начали появляться с 1807 года, и в течение XIX века было открыто несколько подобных учебных заведений. Обучение по тем временам стоило больших денег - около 300 рублей за год.

Можно ли стать тифлопедагогом

Если кто-либо заинтересовался данной профессией, то ее можно освоить в любом педагогическом вузе на факультете дефектологии. Однако одного желания мало, необходимо уметь работать с незрячими детьми. Также важно понимать, как инвалид по зрению воспринимает мир и как устроена его психика.

Помимо этого, нужно обладать многими необходимыми качествами. Нужно всегда оставаться добрыми к детям, любить их, быть ответственным. Но самое главное - это иметь стремление помогать слабым.

Социально-бытовая ориентировка

Цели урока:

  • Расширение представлений об окружающей действительности, о занятиях людей физкультурой и спортом.
  • Формирование установок на здоровый образ жизни.
  1. Формировать представления о разных видах спорта, понятия “зимний и летний” вид спорта, “командный и одиночный”.
  2. Устанавливать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами, местом занятий и временем года.
  3. Учить сравнивать виды спорта, опираясь на план-схему.
  4. Развивать зрительное, осязательное и слуховое восприятие, мышление.
  5. Воспитывать интерес и желание заниматься физкультурой и спортом. Оборудование: Теннисная ракетка, баскетбольный мяч, шайба с клюшкой, скакалка, лыжные палки. Большая коробка с набором мячей, косынка.Набор иллюстраций разных видов спорта, спортивногоинвентаря и спортивных сооружений.План-схема: летний/зимний вид; место занятий; атрибуты и форма; командный/одиночный вид.Указка-фонарик.Шарада (“Спорт”) на доске, мел.

Ход занятия

1. Педагог обращает внимание детей на “интересные вещи”, принесенные им в кабинет.

Дети, на занятиях физкультурой вы играете во многие игры, выполняете различные упражнения. Эти предметы – спортивный инвентарь, атрибуты для занятий физкультурой и спортом. Рассмотрите их. Для каких спортивных игр они необходимы?

Найдите эти предметы на картинках. Как называются люди, занимающиеся этими видами спорта?

Дети, как вы думаете, зачем люди занимаются физкультурой и спортом? (Выслушать ответы детей, подвести к выводу, что физкультура и спорт укрепляют здоровье человека).

2. - Сравните, что общего и чем отличаются:

баскетбол и футбол; хоккей и лыжные гонки; бег и плавание.

Сравнение по плану- схеме.

3. Физкультурная минутка:

Встаньте, дети, по порядку,

Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья.
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И друг другу улыбнулись.
Мы на месте ходим в ногу,
Словно вышли на парад.
Отдохнули мы немного,
Снова парты ждут ребят.

4. Гимнастика для глаз: следить за указкой - фонариком по сетке, по углам которой расположены изображения спортивных атрибутов (штанга, гимнастическая лента, шапочка и очки пловца, боксерские перчатки). Луч фонарика движется по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагонали. Дети называют указанные предметы. 5. – У меня в коробке спрятаны разные мячи: футбольный, волейбольный, баскетбольный, гимнастический и теннисный. Я предлагаю вам угадать на ощупь эти мячи. (Ребенок с завязанными глазами выбирает мяч, но не достает его из коробки, а рассказывает, какой этот мяч на ощупь, дает свой вариант ответа. Дети соглашаются или исправляют товарища, затем мяч достается из коробки). 6. – А сейчас я предлагаю вам сыграть в другую игру: я показываю вам картинку, один из вас называет изображенный на ней вид спорта и отыскивает на сетке картинку, где изображено место занятий этим видом спорта. (Баскетбольная площадка, плавательный бассейн, футбольное поле, гимнастический помост, теннисный корт, хоккейная коробка). 7. – Вы многое узнали о физкультуре и разных видах спорта. Помогите мне разгадать шараду:

Мое начало есть в свинце,
И в серебре, и в стали.
А корабли в моем конце
Вчера к причалу стали.
И, если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках,
Ты будешь в холод, в дождь и в зной
Выносливым и ловким.

8. Итог занятия.

1) - Расскажите, каким видом спорта вы занимаетесь или хотели бы заниматься и почему, чем он вам нравится.

2) – Я желаю вам успехов в ваших занятиях физкультурой и спортом. Растите здоровыми, сильными, ловкими! Больших вам побед!

Развитие зрительного восприятия

Цель: Формирование заинтересованности и положительного отношения к наблюдению, поиску, анализу зрительно воспринимаемых объектов.

  1. Активизировать и тренировать зрительные функции различения, прослеживания, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации.
  2. Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия.
  3. Развивать у детей умение составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетное изображение.
  4. Закреплять знание основных цветов и оттенков, правильно использовать эталоны цвета при описании предметов.
  5. Упражнять в умении зрительно анализировать высоту предметов. Располагать на фланелеграфе изображения по убывающей (возрастающей) величине, упражнять глазомер у детей.

Оборудование: Мяч. Демонстрационные картинки для сравнения. Плоскостные фигурки-изображения мальчиков-спортсменов разного роста, фланелеграф. На каждого ребенка: картинки штангиста под калькой, фломастеры; разрезные картинки в конвертах; карточки-лабиринты.

Ход занятия

1.Игра с мячом “Подари словечко” - припоминание видов спорта. Педагог бросает мяч ребенку и просит назвать зимний (летний, командный, одиночный, водный и т.д.) вид спорта. Ребенок ловит мяч и возвращает его педагогу, называя соответствующий заданию вид спорта.

2. – Дети, я приготовила для вас очень непростое задание: под калькой спрятана картинка, которую вы должны обвести по контуру и назвать, кто изображен на картинке.

Дети обводят по контуру через кальку изображение штангиста. Условия затруднения восприятия.

3. Педагог обращает внимание детей на две картинки, помещенные на доску:

– Посмотрите внимательно на эти две картинки и найдите все отличия.

Дети находят и называют отличия.

4.– Дети, посмотрите, что лежит в конвертах у вас на столах? 11 Попробуйте сложить эти части в целое изображение, а потом найдите, что напутал художник? Дети складывают разрезную картинку, указывают на ошибку художника.

5.Физкультурная минутка:

Встаньте, дети, по порядку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья.
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И друг другу улыбнулись.
Мы на месте ходим в ногу,
Словно вышли на парад.
Отдохнули мы немного,
Снова парты ждут ребят.

6. Гимнастика для глаз: следить за указкой - фонариком по сетке, по углам которой расположены изображения волчат, играющих в волейбол и футбол. Луч фонарика движется по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагонали. Педагог называет указанных волчат: Белоносый, Белобокий, Белохвостый, Белолапый. Затем уточняет, почему их так зовут?

7. – А сейчас, дети, я предлагаю вам новую игру – лабиринт. Вы должны проследить глазами по линиям, соединяющим верхние картинки на ваших карточках с нижними и определить, что нужно каждому спортсмену.

Дети прослеживают глазами по линиям лабиринта и называют предметы, необходимые лыжнику, хоккеисту, парашютисту, футболисту и боксеру.

8. Педагог предлагает детям “построить по росту” спортсменов – разместить на фланелеграфе изображения мальчиков-спортсменов в порядке убывания/возрастания. Спортсменов обозначают по цвету их костюмов: Самый высокий мальчик – в синем спортивном костюме. Мальчик в желтом костюме ниже мальчика в синем, но выше мальчика в зеленом костюме. И т.д.

9. Итог занятия.

Дети, понравилось вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось больше всего? А какие задания были для вас трудными? Почему?

Комплексные конспекты

Конспект совместного игрового
занятия тифлопедагога с логопедом,
для детей с нарушением зрения по теме:
«Транспорт» в подготовительной группе.

Петухова Е.В., тифлопедагог;
Мельникова Н.В., логопед
ГБДОУ №42 г. Санкт Петербург

Цель: Выявить знания детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский) ; Совершенствовать развитие ведущих сохранных анализаторов в их совокупной деятельности.

Речевые задачи:

  1. Активизировать словарный запас по теме.
  2. Совершенствовать навык чтения слов.
  3. Развивать и активизировать слуховое внимание, фонематический слух.
  4. Грамматика: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме.
  1. Работа над просодическими компонентами речи: Совершенствовать навык владения голосом, интонационной выразительностью, громкостью.
  1. Отрабатывать умение логически и граматически правильно строить ответы и обосновывать их.

Коррекционные задачи:

  1. Закреплять умение детей сравнивать предметы.
  2. Совершенствовать навык конструктивного Праксина.
  3. Развивать цветоразличение, умение выделять оттенки одного цвета, закреплять умение детей раскладывать предметы по цветовой насыщенности.
  4. Развивать логическое мышление и память.
  5. Закреплять умение детей ориентироваться в микрои макропространстве, по рядам и столбикам, развивать умение детей пользоваться картой-путем.
  6. Развивать зрительномоторную координацию; глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз.

Оборудование и наглядность:

  • Указки
  • Ковролин
  • Фланелеграф
  • Полотно для ориентировки по рядам и столбикам
  • Мягкий строитель
  • Тазик с водой
  • Игрушка-кораблик

Демонстрационный материал:

  • Силуэты транспорта (большие и маленькие)
  • Картапуть
  • Поезд с разноцветными вагонами (на вагоне слово)

Изобразительный материал:

  • Детский сад
  • Автобус
  • Вокзал
  • Город
  • Два трамвая
  • Корабль
  • Два изображения необитаемого острова

Раздаточный материал:

  • Силуэты вертолета фиолетового цвета (различных оттенков)
  • Разноцветные билеты с трехзначными номерами
  • Разрезные части вертолета
  • Предметные картинки с транспортом
  • Трубочки

Музыкальное сопровождение

Вводная беседа:

Логопед: Здравствуйте, ребята, Сейчас я вас проверю, отгадайте загадку на смекалку:

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит (самолет)

Без разгона вверх взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Наш российский (вертолет)

Про что эти загадки?

А к чему относится самолет и вертолет?

Какой еще транспорт вы знаете?

Скажите, как делится транспорт по месту передвижения?

Что относится к наземному транспорту, водному?

А как транспорт делится по назначению?

У нас сегодня необычное занятие - мы будем путешествовать на разных видах транспорта, но сначала вы должны выбрать и правильно назвать транспорт, на котором мы сможем передвигаться, Перед вами лежат силуэты игрушечного и настоящего транспорта. Вам нужно разделить транспорт на две колонки: игрушечный и настоящий, например: грузовик и грузовичок. (Дети расставляют силуэты транспорта на фланелеграфе) .

Молодцы, с заданием справились, теперь можно отправляться в путешествие.

Тифлопедагог: За хорошее поведение и ваше стремление к знаниям вам прислали путевку. Давайте рассмотрим ее, и скажем, на каком транспорте, и в какой последовательности мы с вами поедем в путешествие. (Дети перечисляют по картепути последовательность путешествия на разном транспорте)

Мы отправляемся в путешествие от нашего садика. Обозначим на нашей схеме (прикрепляем силуэт садика на ковролин)

Напомните, на чем сначала отправляемся в путешествие? Слышите, а ведь это наш автобус приехал, заходите в салон, занимайте места.

Логопед: Закройте глаза и представьте, что мы с вами в автобусе: едем через город к вокзалу, а чтобы было веселее, можете спеть песню (озвучивание отхода поезда) . Вот, мы с вами прибыли на вокзал. Вспомните, на чем мы поедем дальше? Только поезд из вагонов вы должны собрать сами, так чтобы получилась цепочка слов (каждому дается вагон, на котором написано слово) . Дети читают слова, составляют поезд на ковролине, соединяя слова в цепочку. В зависимости от цвета вагона, каждый ребенок получает билет такого же цвета.

Тифлопедагог: Посмотрите, в какой последовательности по цвету стоят вагоны. Посмотрите на свои билеты, займите места в такой же последовательности. Мы поедем через леса, поля, деревни в другой город, чтобы сесть на пароход. (под музыку «голубой вагон» поезд едет змейкой)

Вот мы и в городе, свои билеты сохраните, они могут оказаться счастливыми. Вспомните на чем мы поедем в городе? (трамвай)

Перед вами два трамвая, на каком из них поедем? Чем они отличаются? Теперь мы можем поехать на трамвае в порт. Смотрите, сейчас мы проезжаем (демонстрируются картины с видами города)

Куда мы приехали? (порт) . На чем теперь мы будем путешествовать? (на корабле) . Из мягкого конструктора дети строят корабль с трапом.

Логопед: Проходите по трапу на палубу и рассаживайтесь. Внимание! Мы тоже отправляемся в дальнее плавание по морю (гудок лайнера)

Чтобы не скучать в пути, давайте придумаем загадки про транспорт (шум моря) .

(Детям раздаются предметные картинки с транспортом, дети называют части транспорта, составляют загадки про транспорт) .

Ой, что это? Кажется, начинается буря. Посмотрите, вот как выглядит наш корабль в открытом море (дети берут трубочки, дуют в таз с водой, где плавает игрушечный кораблик, устраивая бурю, кораблик тонет) . Ребята, наш корабль потонул, мы должны доплыть до берега (дети, лежа на животе, имитируют плавание на воде)

Наконец-то мы доплыли до берега острова, на котором растут пальмы, мы устали и нам нужно отдохнуть, ложитесь на спину, закройте глаз и прислушайтесь к шуму моря. Может быть вы услышите что-нибудь необычное. (шум моря и китихи) .

Тифлопедагог: Как же нам вернуться назад домой? От корабля остались одни обломки.

Давайте построим вертолет (конструктивный праксис) . Все готово, полетим (вертолет) . Мы попали в туман. Без карты нам не выбраться. Перед вами пустая карта, вы должны проложить путь. Слушайте внимательно (дети по инструкции тифлопедагога расставляют силуэты вертолетов по рядам и столбикам, дети подтверждают словами свои действия)

Проследите глазами путь. Туман рассеялся, а вот и наш детский сад, мы вернулись домой.

Подведение итогов.

На чем мы сегодня путешествовали? На каком транспорте перечислите. Теперь вы можете получить подарки по своим билетам. Но сначала внимательно рассмотрите их. Номер билета должен совпадать с номером подарка. (Дети соотносят цвет билета и трехзначный номер билета и подарка) .

На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности вторичных отклонений в развитии.

Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15-20 минут – в младшей и средней группах, 25 минут – в старшей и 30 минут – в подготовительной группе.

С детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях, (например, дети с тяжелыми зрительными нарушениями сопровождающейся слепотой или глубоким слабовидением; с сопутствующими заболеваниями), тифлопедагог также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет тифлопедагогом зоны ближайшего развития ребенка. Целесообразно составлять индивидуальную программу обучения на недлительные сроки, например, на одну – две недели. Связано это с тем, что дети данной категории не сразу вступают в контакт с тифлопедагогом, очень долго и трудно включаются в процесс коррекционного обучения. Постепенно, по мере развития коммуникативных возможностей детей, овладения ими компенсаторными способами познания окружающего, они привлекаются к участию сначала в подгрупповых занятиях тифлопедагога, а затем и в общеобразовательных занятиях воспитателей.

С детьми, не имеющих тяжелых зрительных нарушений и сопутствующих заболеваний, но испытывающими на данном этапе обучения значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях), тифлопедагог проводит индивидуальные коррекционные занятия один – два раза в неделю (дополнительно к подгрупповым).

Длительность каждого индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 минут (в старшей и подготовительной группах).

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога – подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах (например, на синоптофоре). Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев можно проводить и с небольшими подгруппами детей. Следует отметить, что по заданиям тифлопедагога воспитатели групп также проводят с детьми (индивидуально и с подгруппами) специальные игры и упражнения, направленные на подготовку к участию в лечебно-восстановительном процессе и на закрепление результатов лечения зрения.

Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные занятия (например, на лепке, аппликации, конструировании и т. д.) В этом случае он садится рядом с ребенком, испытывающим трудности, и, используя метод совместного выполнения действий, оказывает ему индивидуальную коррекционную помощь. Во время прогулки тифлопедагог проводит индивидуальную работу, например, по обучению ориентировке на участке. В повседневной жизни детей в детском саду он индивидуально работает с детьми, нуждающимися в формировании навыков самообслуживания, умений вступать в контакт с другими детьми и воспитателями и т. д., как правило, это дети с глубокими зрительными нарушениями или имеющие сопутствующие заболевания. Занимаясь индивидуально с трудными детьми, тифлопедагог показывает воспитателям приемы коррекционного воздействия.

Основная цель , которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми – подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности (в игре, в элементарном труде, в лечении зрения на аппаратах).

Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:

    формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

    формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

    обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Важнейшая задача , которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватными и самостоятельными в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей)/Под ред. Л. И. Плаксиной. М., 1997/ тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

    развитие зрительного восприятия;

    развитие осязания и мелкой моторики;

    ориентировка в пространстве;

    социально-бытовая ориентировка.

Выделение названных видов специальных коррекционных занятий обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагог проводит также комплексные коррекционные занятия. Они носят уточняющий, обобщающий характер. Их содержание предполагает использование детьми определенных навыков по всем видам коррекционных занятий. Другой вид комплексных занятий, в которых одновременно могут принять участие, например, тифлопедагог, воспитатель, логопед.

Тифлопедагог строит свои занятия по следующей схеме.

Схема проведения специальных

    Закрепление материала предыдущих занятий (игры и упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность детей).

    Преподнесение нового материала (показ и объяснения тифлопедагога, совместное выполнение незнакомых детям или трудных для них действий).

    Физкультминутка (упражнения для снятия зрительного утомления).

    Закрепление нового материала (игры и упражнения, предполагающие частичную или полную самостоятельность детей).

    Заключительная часть (подведение тифлопедагогом итогов занятия, оценка деятельности детей).

Построение коррекционных занятий по вышеназванным программам предоставляет тифлопедагогу возможность организовать их в четкой, логически обоснованной последовательности, с постепенным усложнением. Распределение программного материала по годам обучения позволяет осуществлять коррекционное обучение с учетом возраста детей.

Остановимся коротко на каждом из названных видов специальных коррекционных занятий тифлопедагога.

Направленияработы тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями зрения Обучение ориентировке в пространстве

Обучение детей ориентировке в пространстве тифлопедагог осуществляет по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов. На каждом из них большое внимание уделяется формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием. На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе», Задача второго этапа – дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя». Детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке. Третий этап – обучение детей моделированию предметно-пространственных построений. Четвертый этап – обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

Следует отметить, что работа проводится тифлопедагогом во взаимосвязи с воспитателем. Причем тифлопедагог, как правило, осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателей. Он готовит детей к овладению трудными видами деятельности, формирует алгоритм действий, показывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).

При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы: зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание ребенком себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка: словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. В обучении используются реальные чувственные ощущения детей. Например, левая сторона тела связывается с расположением сердца. Дети прикладывают к груди руку, находят сердце, слушают, как оно бьется. Используется система меток: аппликационные изображения. Кружки, цветы, флажки, бантики и т. д. Их прикрепляют на одежду и объясняют ребенку, что эта сторона его тела – левая.

Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» тифлопедагог формирует у детей навыки использования зрения в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные). Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко – далеко», «ближе – дальше». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и упражнений: «Какая игрушка дальше, какая ближе?», «Где стоит игрушка?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»). Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушенным зрением, поэтому зрительное восприятие пространства необходимо дополнить двигательными ощущениями. Например, тифлопедагог предлагает ребенку пройти до игрушки и сосчитать сколько шагов он сделал. Затем пройти до другой игрушки, также считая шаги, и сравнить, до какой игрушки он сделал больше шагов.

Для развития полисенсорного восприятия пространства необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия. Они учатся выделять, анализировать и использовать в практической ориентировке любую информацию. Так, внимание детей обращается на запахи, свойственные определенным предметам или сопровождающие какие-то явления природы (например, запах осенних листьев), на температурные изменения в разных помещениях (так, на кухне жарко, а в кабинете врача прохладно).

Следующим этапом коррекционного обучения является формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Проводятся занятия, на которых дети учатся обследовать пространство, которое им предстоит моделировать. Такие занятия проходят индивидуально в форме дидактических игр: «Кукла купила себе мебель», «Кукла переезжает на новую квартиру» и т. п. Сначала ребенок рассматривает и обследует осязательно макет кукольной комнаты и предметы кукольной мебели. Своими инструкциями и вопросами тифлопедагог направляет зрительно-осязательное восприятие ребенка, активизирует его деятельность, поддерживает интерес. При обследовании с помощью осязания макета кукольной комнаты и предметов мебели он берет руки ребенка в свои и направляет движения, помогая воспринять форму, особенности строения каждого предмета. Затем предметы кукольной мебели размещаются ребенком на макете. Все действия ребенка и педагога сопровождаются словесными пояснениями с постепенным вовлечением в это ребенка. Позже, опираясь на сформиро­ванные у детей навыки, можно перей­ти к обучению моделированию прост­ранственных отношений с использо­ванием предметов-заместителей Де­тям дается представление о том, что вместо предметов кукольной мебели можно использовать детали строи­тельного материала. С помощью тиф­лопедагога дети выбирают, какой строительной деталью можно заме­нить тот или иной предмет мебели для кукольной комнаты, соотносят их форму с формой деталей. Овладев на­выками моделирования микропрост­ранства, дети используют их при моделировании макропространства (на­пример, кабинета тифлопедагога).

Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится оно последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану; знакомство с условными (схематичными) изображениями предметов; формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.

Для обучения детей ориентировке в пространстве по картинке-плану подбираются крупные цветные картинки с реалистическим изображением игрушек, расположенных в микропространстве (например, на столе, на полке). Дети учатся размещать игрушки в реальном пространстве так же, как на картинке-плане. На следующих занятиях дети получают представление о том, что каждую игрушку или предмет можно изобразить условно, схематично, с помощью контура. Условные (контурные) изображения, с которыми знакомятся дети, должны быть очень простыми, точными, передавать основную форму и строение игрушек и предметов, то есть легко узнаваемыми. Схемы замкнутого пространства также должны быть простыми. Например, на одной из них услов­ное изображение стола (вид сбоку) и расположенных на нем трех игрушек (слева, справа и посередине). Следую­щая схема изображает стол так, как дети видят его сверху. На ней изобра­жено уже пять игрушек. Постепенно тифлопедагог знакомит детей с более сложными схемами (кукольной ком­наты, игрового уголка, кабинета тифлопедагога и т. д.).

Дети учатся соотносить располо­жение предметов в реальном замкнутом пространстве со схемой. Например, предлагаются следующие зада­ния: «Найди в кукольной комнате (в игровом уголке, в кабинете) предме­ты, изображенные на схеме», «Найди на схеме изображение окна (двери, шкафа, стола и т. д.)», «Расскажи, где расположен предмет, изображенный на схеме», и т. д. Детям задаются вопросы, побуждающие их использо­вать пространственную терминологию. Например: «С какой стороны от тебя стоит шкаф с игрушками?», «С какой стороны на столе стоит игруш­ка?», «Где ты нашел игрушку?».

Формирование у дошкольников с нарушением зрения навыков самостоятельного составления схем пространства является завершающим этапом коррекционной работы по обучению ори­ентировке в пространстве. Сначала тифлопедагог учит детей рисовать услов­ные (контурные) изображения игру­шек и предметов мебели. С этой целые используются трафареты. Позже дети учатся рисовать контурные изображе­ния по точкам. Далее задания усложня­ются. Каждому ребенку дается лист-схема (например, схема стола), на ней дети рисуют условные изображения игрушек, которые расположены на столе перед ними. Предварительно дети рассматривают и обследуют с помощью осязания стол с игрушками, рассказывают, как они расположены.

Приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве.

Обучение социально-бытовой ориентировке

В курсе социально-бытовой ориентировки тифлопедагог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки (умение пользоваться нарушенным зрением, получать информацию об окружающем и ориентироваться в пространстве на полисенсорной основе). Формируются навыки предметно-практической деятельности. Дети учатся самостоятельно выполнять необходимые действия с рациональным использованием нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов, контролировать свои действия с помощью зрения и выполнять их без зрительного контроля, с помощью осязания.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Тифлопедагог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т. д.), учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.

Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах. Целью экскурсий может быть ознакомление с трудом взрослых (врача, повара, воспитателя, няни и т. д.). Знания о труде взрослых расширяются: детей знакомят с профессиями, выходящими за круг профессий сотрудников детского сада. С этой целью тифлопедагог проводит экскурсии в магазины, на почту, к строящемуся объекту и т. д. Следует отметить, что у дошкольников с нарушениями зрения необходимо формировать реалистические представления о профессиях, о том, какие требования предъявляются к занятым в них людям. Это необычайно важно в плане созда­ния понимания недоступности для них ряда профессий из-за нарушения зрения. В то же время необходимо дать как можно более полные и интересные све­дения о тех видах профессионального труда, в которых они могут себя реали­зовать. В ряде случаев тифлопедагог проводит перед экскурсией специаль­ное предварительное ознакомление де­тей с теми предметами, которые будут затем наблюдаться на экскурсии. Эта необходимость вызвана низкими позна­вательными возможностями дошколь­ников с нарушениями зрения, их искажен­ным восприятием предметов на рассто­янии. Например, перед экскурсией на кухню нужно познакомить их с предметами кухонной посуды, с различными приборами и оборудованием, дать рас­смотреть, обследовать при помощи ося­зания. Можно провести сюжетно-ролевую игру «Сварим кукле обед». Дети от­гадывают загадки о предметах кухон­ной посуды, составляют загадки-описа­ния самостоятельно и т. п. Во время про­ведения экскурсий тифлопедагог по­стоянно направляет зрительное воспри­ятие дошкольников, предоставляет им возможность воспринять изучаемые предметы или явления с помощью дру­гих анализаторов: осязания, слуха, обо­няния. Экскурсии на природу в разные времена года, как правило, проводятся без предварительной подготовки. Это обусловлено тем, что на такой экскур­сии можно вступить в непосредствен­ный контакт с изучаемыми объектами и явлениями, чувственно воспринять их. Например, во время экскурсий в парк дети рассматривают опавшие листья, собирают их, соотносят с определенными деревьями, сравнивают по цвету, по форме и величине, узнают их по внешнему виду и запаху, наблюдают порывы ветра и листопад.

Позже на занятиях тифлопедагога представления, полученные во время экскурсии, закрепляются, расширяются. Дети рассматривают принесенные из парка листья, семена, соотносят их с предметными, силуэтными и контурными рисунками, рассматривают картинки, составляют по ним рассказы, придумываю загадки, выполняют графические работы по теме экскурсии.

Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Тифлопедагог выступает непосредственным участником игры, активизируя детей, направляя их действия в соответствии с правилами игры.

Беседа – один из методов коррекционного обучения на занятиях по социально-бытовой ориентировке. При планировании беседы тифлопедагог учитывает, какие экскурсии были проведены по этой теме, с какими предметами дети познакомились, ка­кой наглядный материал изучали, ка­кие дидактические и сюжетно-ролевые игры были проведены. Заранее планируются вопросы для беседы. Они должны быть четкими, конкрет­ными, дающими возможность уточнить представления по теме помогаю­щими сформулировать правильные ответы. Беседы сопровождаются ис­пользованием наглядности. Подбира­ется она в соответствии с темой бесе­ды и с учетом зрительных возможнос­тей детей.

В разделе курса по социально-бытовой ориентировке «Ребенку о нем самом и окружающих людях» тифлопедагог формирует у каждого ребенка адекватные представления о нем самом: о функциональном значении различных органов, о сенсорных возможностях, о внешнем облике и т. п. Проводятся игры и упражнения, в которых ребенок рассматривает себя и рядом стоящего ребенка в зеркале, дети сравнивают внешние признаки друг друга, рассказывают о своем внешнем виде, объясняют выражение своего лица. Позже тифлопедагог предлагает составить на фланелеграфе свой портрет, портрет другого ребенка; нарисовать его, сравнить с оригиналом. Постепенно у детей создается представление о себе как о личности, имеющей свои, не похожие на других людей, черты внешности и характера. Они начинают лучше понимать себя, других детей и взрослых, чувствовать их настроение.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируются понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.