Конспект математического развлечения в старшей группе. Математический досуг для детей старшей группы. Загадки про время суток

Цель: Упражнять в счете до 10, умении решать логические задачи, собирать разрезанные картинки, закреплять знание состава числа 5. Развивать внимание, логическое мышление, воображение. Воспитывать сочувствие, желание прийти на помощь, умение работать в команде.

Предварительная подготовка : чтение сказки Л. Толстой «Приключения Буратино».

Подготовка : лабиринт на полу с конвертами, в которых задания для команд, цифры от 1 до 10, разрезанные картинки с изображением Буратино, числовые карточки с составом числа 5, 2 набора игры «Колумбово яйцо», замок с вариантами ключей, домик, Буратино, шоколадные монетки, мольберты, фланелеграфы.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от Буратино. Послушайте.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Карабас – Барабас запер меня в домике на ключ и сказал, что помочь мне могут только умные, внимательные, сообразительные ребята, которые не испугаются трудностей, преодолеют все препятствия, проявят ловкость и смекалку. Нужно пройти по лабиринту и правильно выполнить задания. Помогите мне, пожалуйста! Освободите меня!»

Ну, что, ребята, поможем Буратино?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте считалкой выберем жюри из трех человек, это очень ответственное поручение. Вот вам флажки и за каждый правильный ответ командам нужно давать по одному флажку, а потом посчитать количество флажков, заработанных каждой командой и назвать команду – победителя. Теперь, давайте разделимся на две команды, выберем капитанов и придумаем названия команд. Первая команда будет называться «Буратино», а вторая – «Золотой ключик».

Итак, начинаем. По лабиринту будут идти капитаны, а команды будут выполнять задания из конвертов.

Открываем первый конверт. Здесь два листка. Это задания от строгой Мальвины. Нужно решить задачи.

Задачи для команды «Буратино».

В садике гулял павлин,

Подошел еще один.

Два павлина за кустами,

Сколько их? Считайте сами!

Летела стая гусей, 2 впереди

1 сзади, 2 сзади, 1 впереди.

Сколько было гусей? (3)

Назовите три подряд не пользуясь названиями дней недели и числами. (Вчера, сегодня, завтра или сегодня, завтра, послезавтра)

А теперь загадки для команды «Золотой ключик»

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

2 матрешки, Буратино

И веселый Чипполлино.

Помогите Танюшке

У мальчика и девочки было одинаковое количество орехов. Мальчик отдал девочке 3 ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у мальчика?

Вышла курочка гулять,

Позвала своих цыплят:

7 бежали впереди,

3 остались позади.

Беспокоится их мать

Сосчитайте – ка, ребята,

Сколько было всех цыплят?

Обе команды все задачи решили, теперь слово жюри.

Жюри объявляет итог выполнения первого задания.

Воспитатель: Капитаны, несите следующий конверт. Это задание от Пьеро. Он ходил, сочинял стихи, размахивал руками и нечаянно своими длинными рукавами перепутал все цифры. Вам нужно каждой команде расставить на своей доске цифры от 1 до 10 по порядку. Победит та команда, которая быстро и правильно расставит все цифры.

Жюри объявляет итог выполнения второго задания и общий счет.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданиями. Капитаны, несите следующий конверт. Ой, их даже два и они больше, чем первые два. Что в них такое? Это задание от Артемона. В конвертах части картины, из которых нужно сложить портрет Буратино. Игрок каждой команды берет по 1 части, бежит к указанному месту, кладет ее и возвращается к команде. Выиграет та команда, которая быстро и правильно сложит портрет Буратино.

Жюри объявляет итог выполнения третьего задания и общий счет.

Воспитатель: Следующее испытание нам предлагает шутник Арлекино. Нужно командам по очереди проползти под дугой на локтях и коленях и не задеть колокольчик. Победит та команда, которая будет самая ловкая и быстрая.

Воспитатель: Следующее задание для нас приготовили лиса Алиса и кот Базилио. У Буратино было 5 золотых, которые украли лиса и кот и никак не могут поделить. Вам нужно составить число 5 из карточек с кружками разными способами. По сигналу команды составляют числи 5 на фланелеграфах.

Жюри объявляет результат конкурса.

Воспитатель: Теперь с вами хочет поиграть черепаха Тартилла. В своем конверте она предлагает вам два набора для игры «Колумбово яйцо» и просит составить ее изображение.

Жюри оценивает выполнение задания командами.

Воспитатель: Вот и дошли вы до домика, в котором закрыт Буратино. Сейчас у нас будет конкурс капитанов. Нужно подобрать ключ, который подойдет к замку на домике.

Капитан открывает домик, выпускает Буратино. Жюри объявляет команду победителя. Буратино благодарит всех детей за помощь и дарит им шоколадные монетки.

« Девочка Маша в гостях у ребят»

Цель: Познакомить детей с русским народным творчеством используя их математические знания, доставить удовольствие от полученных знаний на занятии. Формировать дружеские взаимоотношения и коллективизм.

Задачи:

Образовательные:


  • Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

  • Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объединять их в группы по общему признаку.

  • Закрепить навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

  • Повторить прямой и обратный счет.

  • Формировать навык полных ответов на вопросы.

  • Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, трапеция, овал, цилиндр)
Развивающие:

  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

  • Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.
Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

  • Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

  • Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, технических средств.

Развивающая среда:

Посылка; конверт с текстом письма от Маши; мольберт; шапочки на каждого ребенка с днями неделями; картинки (утро, день, вечер, ночь); геометрические фигуры формата А4;образец построения дорожки; ленты разной длины; следы с цифрами; дерево с конвертами; коробка с угощениями; аудио записи фоновой музыки; магнитофон.
Ход занятия

Зал украшен. Дети заходят в зал под музыку. В зале стоит гость, почтальон Печкин и держит в руках посылку.

Печкин: Здравствуйте ребята, вы из детского сада? (ответ детей) Ну значит я не чего не напутал, правильно ваш адрес прочитал. А я не просто так к вам пришел, я вам принес посылку, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нет, вы еще маленькие.

Воспитатель : Печкин а мне посылку вы дадите?

Печкин : А паспорт у вас есть?

Воспитатель : Конечно есть (показывает паспорт)

Печкин : Ну, тогда вам надо в квитанции расписаться (воспитатель расписывается, Печкин отдает посылку и уходит)

Воспитатель: Ребята давайте мы посылочку с вами быстренько откроем!

Воспитатель с детьми открывают посылку , а там письмо:
Здравствуйте дорогие ребята, меня зовут Маша.

На будущий год я иду в первый класс, и я хотела бы проверить свои знания.

Мне нужна ваша помощь, и я еду к вам в детский сад.

Игра “Соберём цветок”

Цель: доставить детям удовольствие.

Задачи:

Образовательные: Формировать нравственные чувства и качества личности;

Воспитательные: Побуждать детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни; Закреплять умение последовательно высказывать свои мысли.

Развивающие: Упражнять в связной речи, обогащать словарный запас детей;

Игровое правило:

Играть могут 6-8 человек

Найти цвета

Игровые действия: собрать лепестки в определенном порядке

Материал: цветик-семицветик, сделанный из бумаги (лепестки, серединка), фишки красного и желтого цвета

Воспитатель: Полюбуйтесь, как повеселел наш ковер, на нем столько много разноцветных лепестков. А скажите пожалуйста, что можно сделать из этих лепестков?

Дети: цветочек.

Воспитатель: правильно цветочек?

Воспитатель: Дети, давайте соберем цветы, каждый должен собрать свой цветок одного цвета. (дети собирают цветы) . Смотрите, а у меня осталась только одна серединка! Что нужно сделать, если лепестков больше нет , а серединка одна осталась? (Ответы детей). (Дети предлагают отдать по одному лепестку от своего цветка, для того чтобы получился ещё один цветок). Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать цветок!

Воспитатель: Спасибо, вам, ребята! Посмотрите, какой необыкновенный цветок у нас получился. Это же настоящий цветик-семицветик! А ведь цветик-семицветик цветок необыкновенный, волшебный. Почему? (Ответы детей).(Он исполняет любое желание)

Хотите с ним поиграть?

Проводится игра

Игра “Цветик-семицветик”

Воспитатель : Каждый из вас, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нём другим можно только тогда, когда лепесток “облетит весь свет”. Для этого вы должны сказать волшебные слова:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели!
Воспитатель: А сейчас закройте глаза и подумайте, какое желание у вас самое заветное! (дети по очереди отрывают лепестки и говорят своё желание). Каждому ребёнку цветик-семицветик дарит фишку красную или жёлтую.

Воспитатель: Все ваши желания были хорошими, но все они были разными. Поэтому цветик-семицветик подарил вам разные фишки по цвету (вспомнить желания некоторых детей).

Как вы думаете, почему цветик-семицветик подарил ребятам разные фишки (ответы детей).

Жёлтая фишка – если ваше желание делает добро только вам, а красные фишки получили те ребята, чьё желание приносит пользу и добро кому-то ещё (друзьям, родным).

Ведь недаром есть народная мудрость “Жизнь дана на добрые дела”!

Воспитатель: Ребята, а я загадала желание, чтобы наша гостья Маша приехала к нам поскорее.

Стук в дверь заходит Маша

Маша: Здравствуйте ребята!

Маша: Как я вам уже писала, что скоро иду в школу. И знаю что вы идете в подготовительную группу, давайте проверим готовы ли вы пойти в подготовительную группу?

Воспитатель: давайте проверим, ребята вы готовы (ответы детей)

Проводится игра

«Неделькины друзья»

Задача: Учить детей запоминать последовательность дней недели.

Материал: шапочки на каждого ребенка с названием дни недели

Игровое правило:

1. играть могут только 7 человек.

2. Проанализировать

Дети стоят по кругу, у семерых детей на головах шапочки с цифрами. Воспитатель читает стихотворение, а дети по порядку выходят в середину круга.
Первый мальчик к нам пришёл-это понедельник.

Вот второй спешит дружок-это вторник -малышок.

К середине подошли-третий день недели. Вот бежит сюда среда . Молодец успела.

А четвёртый день недели четвергом зовётся. Выходи скорей сюда за руки возьмёмся.

Вот и пятый день недели, он придёт к нам непременно. Пятница -красавица мы тебя встречаем, руки поднимаем.

День шестой уже пришёл бабушка-суббота . Будут пышки, пироги на обед сегодня.

День седьмой скорей прийди мы хотим в кино идти. Воскресенье выходи.

Вот неделя вся пришла, дружная компания. Мы сейчас всё повторим без напоминания.
(Дети перечисляют все дни недели. Игра повторяется, шапочки одеваю другим детям.

Маша : Ой, какие вы все молодцы ребята, знаете все дни недели.

Ну что, немножко вы размялись, а теперь задание будет немного посложнее.

(Маша читает пословицу)

Маша: «День да ночь - сутки прочь».

О чем это я?

Дети: О времени суток

Проводится игра

Игра «Части суток»

Задача : уточнение представлений о частях суток , закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка загадок-стихотворений.
Игровое правило:

1.Играть могут 4 человека

2.Проанализировать.

Ход

Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает загадки-стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.

Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении загадки-стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.

Загадки про время суток

Маша: Петушок зарю встречает,

Мама деток умывает,

Иней на траве, как пудра.

Что за время суток? (Утро)
Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (День)
День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи -

Наступает темный... (вечер)

Солнце село. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется... (ночь)
Маша: Ну молодцы и про время суток вы все знаете, с вами и не проспишь на урок.

Проводится игра

Игра «Геометрические фигуры»

Задача: развивать геометрическую зоркость при составлении дорожки из разных геометрических форм.

Материал: Геометрические фигуры формата А4,образец построения дорожки.

Игровое правило:

1.Играть могут от 1-10 человек.

2.Рассмотреть, запомнить, разложить.

Игровое действие: Подобрать нужные геометрические фигуры.

Воспитатель предлагает рассмотреть образцы дорожки, затем отобрать фигуры и на память восстановить образец дорожки.

Воспитатель:

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял мужик дуду.
Шарик, шарик, не нашел,
Взял заплакал и пошел.
- Пошел он дети по дорожке. А дорожка не простая, из геометрических фигур.

Воспитатель выносит образцы расположения элементов на дорожке (приложение 1)

Вот для вас образец дорожки на мольберте. Рассмотрите его.

Какая первая фигура?

Как она называется?

Запомнили образец?

Я его уберу, а вы на память должны воспроизвести дорожку.

Сложили дорожку, прошли по ней и нашли дудочку.

Воспитатель:

Эта дудочка-дуда
Развеселая была,
Развеселая была
Веселила меня
В хоровод завела
Ай люли, люли
В хоровод завела.
Девочкам раздаются ленточки разной длины. Под музыку заводят хоровод.

Воспитатель: Далеко ли собрались?

Девочка: Собрались на ярмарку. На посиделки, да ленточки потеряли.

Проводится игра

Ира «Найди ленточку»

Задача: Упражнять детей в умении сравнивать предметы по длине, используя образец.

Материал: Ленты разной длины.

Игровое правило:

1.Играть могут от 1-5 чел.

2.Приложить ленточки.

Игровое действие: Найти свою ленточку.

Воспитатель раздает ленточки, девочки заводят хоровод, дается задание найти ленточку такой же длины , что у вас в руке, путем приложения одной на другую.

Воспитатель: Вот ваши ленточки.

Найдите ленточку такой же длины как у вас.

Как вы нашли свою ленточку? (Приложили одну, ленточку на другую ).

Воспитатель: Ленточки нашли, дудочку нашли. Давайте в дудочку заиграем. Вдруг она волшебная.

Давайте поиграем на дудочке.

Воспитатель: Маша, а мы знаем физминутку про тебя! Вот послушай.

Проводится физминутка
«Маша-растеряша»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)

Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)

И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет, (руки опустили)

(наклоны головы влево - вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша-растеряша!

Маша обидчиво: -И вовсе я не растеряша.

Воспитатель обращается к Маше: Да ты не обижайся, ребята просто хотели тебя немножко развеселить, а то ты такая серьезная.

Маша обрадовалась и заулыбалась

Маша: Хорошо, а сейчас я вам дам задание еще посложнее, давайте сядем за стол.

Воспитатель: Дети, смотрите, у нас на ковре появились какие-то странные следы интересно, чьи они?

Ответы детей: (зайца, медведя, птицы, человека)

Воспитатель: Посмотрите, что на них изображено?

Ответы детей: цифры

Воспитатель: А какие цифры вы видите на этих следах?

Ответы детей: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Воспитатель: давайте, разложим их по порядку. (дети выкладывают цифры по порядку).

Воспитатель: Посмотрите дети на цифры, правильно мы их выложили, давайте проверим.

(дети считают от одного до десяти)

Воспитатель: Посмотрите, какая получилась у нас дорожка, пойдемте по этим следам.

Воспитатель: Ребята посмотрите, мы с вами дошли до дерева, оно необычное вместо листочков у него конверты. Давайте посмотрим что там?

Маша: вот , давайте я их вам прочту, а вы их отгадаете.
Маша раскрывает конверты и читает загадки.
Проживают в умной книжке Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете.
Цифры

С хитрым носиком сестрица Счёт откроет...
Единица

Лебедь плавает в тетрадке, Значит что-то не в порядке.

Если ты совсем Незнайка, Цифру эту получай-ка.
Двойка

Цифру эту угадай-ка! Она большая зазнавай-ка.

Единицу сложишь с двойкой, И получишь цифру...
Тройка

Кто-то ночью старый стул Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире Стал он цифрою...
Четыре

Если 2 перевернуть И внимательно взглянуть,

Так и сяк взглянуть опять, То получим цифру...
Пять

Если навесной замок Вверх поднимет хоботок,

То тогда увидим здесь Не замок, а цифру...
Шесть

На косу она похожа, Но косить траву не может -

Не наточена совсем И не косит цифра...
Семь

Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва, Где в ней ноги, голова.
Восьмерка

Цифра шесть перевернулась, Новой цифрой обернулась!
Девять

Нолик, стань за единицей, За своей родной сестрицей.

Только так, когда вы вместе, Называть вас будут...
Десять

Он похож на колобок, Он пузат и круглобок.

На него похожа Кошка, Если сложится в клубок.
Ноль


Маша: Молодцы! Все загадки отгадали. А теперь поиграем в молчанку.

Проводится игра

Молчанка

Все играющие произносят:

Первенчики, первенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

При последнем слове все замолкают и становятся серьезными. Ведущий старается рассмешить играющих нелепыми движениями, шуточными потешками и песенками. Тот, кто засмеется или что – нибудь скажет, тот проиграл.

В этой игре можно использовать и такую припевку:

Мы сидели на балконе,

Чай пили, блюдца били,

По -турецки говорили.

Мы набрали в рот воды

И сказали всем: «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб.

Оп!
Маша: Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплочённость помогли преодолеть все трудности, и теперь я точно уверена в том , что я готова идти в первый класс.
Ребятки, а у меня в коробке для вас есть подарки. Вот они какие. (Машенька угощает детей пирожками и благодарит детей за помощь.) Дети благодарят Машу и она уходит.

Воспитатель : Ребята, наше занятие подходит к концу. Что мы делали сегодня на занятии? (играли в игру «Цветик-семицветик», играли в Молчанку. Давайте мы с вами еще раз вспомним какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, умеете считать, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие в занятии.

Самоанализ

Цель . Познакомить детей с русским народным творчеством используя их математические знания, доставить удовольствие от проведения занятий.
В начале занятия был сюрпризный момент, нас в зале встретил почтальон Печкин и принес посылку, в посылке было письмо от девочки Маши, она просила помощи у ребят.
Далее на занятие к нам приходит гостья Маша. Она очень веселая и умная. Она хочет, чтобы мы помогли ей подготовиться к школе, дети вспомнили, дни недели, части суток. Поиграли в игру «Цветик-семицветик», тем самым мы вспомнили все цвета которые знали. Дети повторили счет от 1 до 10. Провели задание в фольклорной форме о геометрических фигурах, играли в игру «Найди ленточку», измеряя и сравнивая длину каждой ленточке путем прикладывания. Дети очень охотно отгадывали загадки-стихотворения.

На занятии дети чувствовали себя комфортно, передвигаясь на залу свободно, отвечая на вопросы не затрудняясь , настроение у детей было хорошее. Все дети справились с заданием.
Чтобы дети не устали провела физкультминутку, игру Молчанка.

Считаю поставленные цели достигнуты.

Математический досуг для детей старшей группы

«В поисках клада»

Программное содержание:

Учить детей математике в обыденной жизни;

Развивать зрительное восприятие, внимание, умение понимать и выполнять учебную задачу; положительное и активное отношение к обучению;

Стимулировать инициативные высказывания и умение отстаивать свое мнение;

Развивать чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе досуга.

Ход занятия:

Слышится стук в дверь.

В детский сад прилетело письмо, (открывает воспитатель конверт).

Приглашаю всех детей

В путь отправиться скорей!

Ждут вас испытания,

Сложные задания.

Путь не в Антарктиду, не в Африку-

В страну Математике!

Если клад найти хотите

В путь скорее поспешите!

Здесь нет подписи, но я думаю в конце путешествия мы узнаем автора письма. Итак, принимаем приглашенье? (Да)

Дети на чем же мы отправимся в путь? (ответы детей)

Я вам предлагаю путешествовать на паровозике из Ромашково.

Вспомните, какой любознательный и внимательный этот паровозик и мне кажется, он будет нашем помощником в путешествии. (Звучит аудиозапись из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)

А вот и он. (выкатывается паровоз)

Но нам нужны билеты, чтобы попасть на паровоз.

Здесь опять конвертик: Наверное это подсказка:

На паровозик нет билетов?

Служат пропуском ответы.

Послушайте занимательные задачки:

У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?

В лесу росла береза. На ней росли яблоки: 1 зеленое, 2 красных1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?

Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего?

Какое сейчас время года?

Перечисли все зимние месяцы?

Сейчас утро или вечер?

Какие еще части суток вы знаете?

Сегодня четверг, а завтра?

Назови дни недели, начиная с понедельника.

Какой твой любимый день недели? Который он по счету?

Кто стоит справа от тебя?

Кто стоит сзади?

Чем измеряют время?

Чем измеряют температуру?

Чем можно измерить длину или высоту?

Чем измеряют вес?

Молодцы, дети, вы справились с этим заданием. В конверте лежат ваши билеты.

(стулья в паровозике расставлены попарно, к их спинкам приклеены цифры (1-10))

Воспитатель раздает билеты.

Напоминают, дети, правила поведения в пассажирском транспорте: нужно вести себя тихо, не кричать, нельзя вставать и ходить во время движения.

Дети, обратите внимание, у нас в паровозике есть свободные места.

Кого бы вы хотели взять с собой в страну Математики?

(Ответы детей)

Среди наших гостей я вижу ваших родителей. Давайте их пригласим, ведь они всегда бывают рядом со своими детьми, чтобы вовремя им помочь, подсказать.

Дети, а в детском саду, кто помогает вам справиться с трудностями, кто учит вас получать знания, учит играть, правильно вести себя в коллективе?

(Ответы детей)

Правильно, это мы, ваши воспитатели, и у нас есть помощники. Как зовут помощника воспитателя в нашей группе?

Мы приглашаем … на наш паровозик и отправляемся в путешествие.

(Дети поют куплет песни «Неразлучные друзья есть на белом свете)

Вот первая станция. Она называется «Ничего не говори, лишь рукамипокажи»

Воспитатель говорит: «Высоко! Далеко! Низко! Близко! Слева! Справа! Широко! Узко!»

Дети показывают эти пространственные ориентиры. Воспитатель достает и читает записку:

Вам здесь понравилось? Я рад!

Вперед - на станцию Цифроград.

Там цифры в беспорядке маются

И в вашей помощи нуждаются.

Мы можем дойти до этой станции по дорожке из цифр. (Дети выполняют движение последовательно по «кочкам» из цифр от 1 до 10).

На станции находятся мольберт с цифрами. Дети берут карточки с цифрами и их мамы тоже.

Проводится игра «Живые цифры». Оценивает выполнение игры Надежда Анатольевна. Затем читаем записку:

Мы цифры, вас благодарим!

А еще сказать хотим,

Что мы запомнили того,

Кто нас местами переставил

Очень просим, вас друзья,

Его фоторобот составить.

Чтобы выполнить просьбу цифр отправимся на станцию «Подумай».

(Дети и мамы встают паровозиком и двигаются «змейкой» к следующей станции).

Воспитатель выставляет картину с изображением человека из геометрических фигур.

Послушайте, как описали цифры того, кто их перепутал:

«Его туловище - квадрат,

руки - овалы,

ноги - треугольники,

голова - круг,

на голове - треугольная шляпа»

Неудивительно, что голова, руки, ноги и туловище незнакомца похожи на геометрические фигуры - ведь мы находимся в стране Математики.

Дети и мамы делятся на две команды и выполняют задание «Сложичеловечка из геометрических фигур»

Вот мы и составили фоторобот незнакомца. Кого же он мне напоминает?

(Ответ детей)

Незнайка!

Вот кто пригласил нас в страну Математики! (Появляется Незнайка)

Ну что же милые друзья,

Я рад, что вы нашли меня

Каждый просто молодец!

Путешествию конец.

С математикой дружите

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старания,

Память, логика, внимание!

А теперь хочу вам показать свой сюрприз!

Игра - инсценировка «Треугольник и квадрат»

(Дети надевают шапочки)

Жили-были два брата -

треугольник и квадрат.

Старший - квадратный,

Добродушный и приятный.

Младший - треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься брат?

Тот кричит ему: Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре».

Квадрат ему ответил «Брат!

Я же старше, я - квадрат!»

И сказал еще нежнее:

«Неизвестно, кто нужнее!»

Но настала ночь и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился - был квадратом,

А проснешься без углов».

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад,

Поглядел он - нет квадрата,

Онемел. .. Стоял без слов.

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь маленьких углов!

Вот так! Завидовать другим нельзя.

Незнайка: Все мы очень разные, как геометрические фигуры в математике, но я понял, что вы очень дружные ребята, у вас замечательные, смелые мамы, в садике вас окружают добрые, чуткие люди, а клад, который вы искали и нашли - это ваши добрые дружеские взаимоотношения, ваша помощь друг другу и знания. Вы очень хорошо выполнили все мои задания и я хочу угостить вас чаем с конфетами.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад.


Математический досуг КВН в старших группах

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Реализация задач по развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников осуществляется не только во время занятий, но и в процессе совместной деятельности с воспитателем, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.

Для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста можно проводить викторины, КВНы, строительно – конструктивные, сюжетно ролевые игры с математическим содержанием и математические досуги.В их содержание включаются занимательные задачи, загадки, игры-развлечения, разгадывание лабиринтов и др. Подобранные по теме стихотворения, шутки, песни, игры и танцы оживляют вечер досуга, являются средством переключения внимания, обеспечивают кратковременный отдых.

При этом данные мероприятия помогают не только развивать умственную активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять в процессе работы с занимательными задачами, играми, смекалками, головоломками разностороннее развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстроту, ловкость, привычку к трудовому усилию - умственному, физическому, создавать условия для проявления творчества, выработки активной позиции.

Самое важное, что в процессе таких мероприятий дети не видят, что их чему – то обучают, а думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей. Все эти качества необходимы будущим первоклассникам.

Конспект КВН

Цель: поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку; доставить детям радость от игр развивающей направленности. Учить детей общаться со сверстниками, оказывая взаимопомощь.

Задачи: способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать сваи высказывания.

Закрепить навыки количественного счета. Упражнять в соотнесении цифры с количеством предметов.

Упражнять в оперировании блоками Дьенеша – нахождение геометрических фигур по символам: форме, цвету, величине, толщине.

Закрепить знания о последовательности частей суток, времен года, осенних месяцев.

Развивать умение решать арифметические задачи.

Развивать соревновательные качества.

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее, интерес к математике.

Ход игры

Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы поиграть и узнать, как вы умеете отгадывать загадки, считать и решать веселые задачки, какие вы находчивые и ловкие. В нашем соревновании участвуют две команды.

(команды приветствуют друг друга)

Команда ….. «Умники» (отвечают дети)

«Мы умные детишки, детишки – шалунишки

Любим в КВН играть и, конечно побеждать»

Команда ……. «Знайки»

«Мы ребята знайки, знайки – незазнайки

В игры разные играем, в КВНе – побеждаем»

А теперь я хочу представить вам жюри, которое будет оценивать все конкурсы и определит победителя.

(представление жюри)

Прежде чем начать соревнование, скажите, для чего вам нужна математика.

(ответы детей, затем дети читают стихотворения)

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

2 реб. Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета,

Без счета письмо не найдет адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

3 реб. Летит выше звезд арифметика наша,

Уходит в моря, строит здания, пашет,

Сажает деревья, турбины кует,

До самого неба рукой достает.

4 реб. Считайте, ребята, точнее считайте,

Хорошее дело, смелей прибавляйте,

Плохие дела, поскорей вычитайте,

Мы с вами научимся точному счету,

Скорей за работу, скорей за работу.

Вот оказывается, как важно изучать математику, она нужна везде! Ну а сейчас давайте начнем игру! В ней будет столько конкурсов, сколько разноцветных лепестков на моем цветочке.

(воспитатель отрывает один лепесток, объявляет первый конкурс)

1 конкурс – разминка «Отгадайка»

Вам нужно отгадать загадки, слушайте внимательно.

У колечка, у кольца

Нет начала и конца

Знают все друзья вокруг

У колечка форма…….(круг)

Эта цивра как матрешка

Кто еще круглей?

Хлопнет весело в ладошки:

«Называй меня скорей» (8)

Он давно знакомый мой

Каждый угол в нем прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины

Вам его представить рад

Как зовут его…….(квадрат)

Цифра вроде буквы О

Но не значит нечего. (0)

На четырех ногах стою

Ходить же вовсе не могу

На мне станешь отдыхать

Когда устанешь ты стоять. (стул)

Я важней всех потому,

Что запутать вас могу

Если я перевернусь, то в другую превращусь. (6,9)

Кто, ворочая усами,

Раскомандовался нами:

Можно есть!

Пора гулять!

Умываться и в кровать. (Часы)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки

Три кроватки, три подушки

Угадай-ка без подсказки

Кто герой из этой сказки. (три медведя)

Молодцы! Все загадки отгадали.

(воспитатель отрывает 2 лепесток)

2 конкурс «Игра с яблоками»

Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановится, возьмете по одному яблоку. В яблоках есть семечки, посчитайте, сколько их, и встаньте возле той цифры, которая соответствует количеству семечек.

(Воспитатель отрывает 3 лепесток)

3 конкурс «Сложи картинку»

Появляется лиса (ребенок в костюме)

Лиса Я веселая лиса,

Мне вцепилась в хвост оса

Я бедняжка так вертелась, что на части разлетелась

Три сороки возле пня стали складывать меня.

Между ними вспыхнул спор!

Получился мухомор. Помогите! Помогите!

Из кусков меня сложите.

(отдает командам конверты, присоединяется к своей команде)

Затем появляется гусь.

Гусь Я веселый серый гусь

Ничего я не боюсь

Но вчера упал я с кочки

Развалился на кусочки

Выбирал меня енот –

Получился пароход!

Помогите! Помогите!

Из кусков меня сложите!

(воспитатель отрывает следующий лепесток)

4 конкурс «Запасы для белочки»

Этот конкурс покажет знают ли ребята геометрические фигуры, а также ловкие ли они.

Ребята, какое сейчас время года?

Правильно. Осенью белочка готовит себе запасы на зиму. Но она не успевает, на улице уже выпал снег. Поможем белочке?

Вот 2 домика: красный домик (обруч) для команды «Умники», зеленый – для «Знаек»

Команде «Умников необходимо собрать вот такие шишки (воспитатель показывает карточки – схемы круглые, красные, большие, тонкие), а команде «Знаек» вот такие (треугольные, синие, маленькие, толстые)

«Умники», какие шишки вы будете собирать? (ответы детей)

А вы «Знайки» какие шишки будете собирать? (ответы детей)

(Воспитатель отрывает следующий лепесток)

5 конкурс «Смекалистых»

В этом задании вам необходимо проявить свои знания, находчивость, смекалку. Слушайте внимательно, отвечайте правильно.

Задачи:

На пасеке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка.

Один в бочонок еле влез

А сколько убежали в лес? (2)

Бросил палку к верху мишка:

Падай с ели в шапку шишка!

Шишка хлоп по голове.

Сразу шишек стало ….(2)

Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (4)

Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один малыш отстал.

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди? (5)

На большом диване в ряд куклы Танины стоят.

Две матрёшки, Буратино и весёлый Чипполино.

Три ромашки, два весёлых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете? (5)

Молодцы! Все задачки решили.

А теперь небольшая разминка. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладошки три хлопка

На четыре руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на место тихо сесть.

Садимся за столы, слушаем задание.

6 конкурс «Построй фигуру» (палочки К.)

Дети выкладывают лягушку по образцу.

(воспитатель отрывает следующий лепесток.)

Вот и остался у нас последний лепесточек.

7 конкурс «Назови пропущенное слово»

ü Солнышко светит днем, а когда светит луна…?

ü Если мы завтракаем утром, то обедаем …

ü Днем ты обедаешь, а вечером…

ü Если сейчас утро, то после утра будет….

ü Если сейчас день, то после будет….

ü Если сейчас день, то что было до этого…..

ü Когда люди спят?

ü В какое время суток люди просыпаются?

ü В какое время суток начинает темнеть?

ü Какое сейчас время года?

ü Какое было? Будет?

ü Назови осенние месяцы.

Молодцы! Отлично справились. Вот и подошла к концу наша игра. Сейчас мы узнаем счет. Но кто бы ни победил в этой игре, мы можем с уверенностью сказать, что победила дружба, смекалка, находчивость.

Слово предоставляется жюри.

Награждение команд (грамота, медали, призы)

Татьяна Хорькова
Математический досуг в старшей группе «Путешествие в страну Чудес»

Цель : Проверка математических знаний в игровой занимательной форме : в счёте, умении самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования, решать математическо – логические задачи .

Игровая задача : заработать большее количество очков.

Правила игры : дети заранее разделены на две команды. Выбраны капитаны, придуманы названия команд.: 1-я «Золотой ключик» , 2-я «Буратино» . Жюри из 3-х человек занимают свои места. Приготовлены флажки, присуждаемые командам за выполнение задания.

Ведущий : Сегодня мы собрались на необычный вечер. Нам предстоит побывать в стране Чудес . Но для этого надо освободить Буратино, которого закрыл в домике Карабас – Барабас. Выиграет та команда, которая не испугается трудностей, преодолеет все препятствия, проявит ловкость и смекалку. Итак, отправляемся в путь, на поиски Буратино.

Много дорог направлено к домику : прямая, кривая, ломанная и замкнутая, а привести к домику может только одна дорога. Давайте найдём эту дорогу. А вот на пути камень лежит, что же на нём написано?

По кривой пойдёшь – в лес уйдёшь!

По ломанной пойдёшь – в болото попадёшь!

По прямой пойдёшь – к домику придёшь!

По замкнутой пойдёшь – обратно придёшь!

Задание 1. Пусть пойдут на поиск по одному человеку от команды. (ребёнок, нашедший путь к домику, открывает дверь и достаёт два письма)

Задание 2. Сколько писем ты нашёл?

Ребёнок отвечает и показывает цифру обозначающую это число (2) .

Ведущий : Друзья, Буратино прислал нам письма с загадками, шутками. Их довольно много – восемь.

Задание 3. Покажите цифру, обозначающую это число.

Задание 4. Загадки для команды «Золотой ключик» , слушайте и отгадывайте. Загадки и задачи я буду читать только один раз. Будьте внимательны , за каждый правильный ответ – фишка. Чья команда больше наберёт фишек – получит флажок.

1. Два близнеца, два братца на нос верхом садятся (очки)

2. Пять братцев в одном домике живут (варежка)

3. Стоит Антошка на одной ножке, где солнце станет, туда он и глянет (подсолнух)

4. Четыре братца, под одной крышей живут (стол)

5. Пять ворон на крышу сели.

Две еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело :

Сколько всех их прилетело? (семь)

Вопросы команде «Буратино» :

1. Пять мальчиков, и пять чуланчиков, разошлись мальчики в тёмные чуланчики (пальцы в перчатках)

2. Четыре ноги, а ходить не может (стол)

3. Ног нет, а хожу рта нет, а скажу :

Когда спать, когда вставать (часы)

4. что бы не мёрзнуть, пять ребят в почке вязанной сидят (руковица)

5. Вот грибочки на лужайке

В жёлтых шапочках стоят :

Два грибочка, три грибочка

Сколько вместе будет? (пять)

Ведущий : Молодцы, хорошо справились с заданием. Открываем второй конверт. Здесь два плана «где искать Буратино» .

Задание 5. Капитаны команд знакомятся с планом и описание дома к которому должны подойти. Находят домики, на дверях которых висят замки.

Задание 6. Для того, чтобы открыть дверь, надо подобрать ключ к замку. (замок и ключ сделаны из картона) Выигрывает та команда, которая быстрее справиться с заданием.

В одном из домиков задание детям – провести игру – эстафету «Составь картинку «Буратино» .

Во втором – конкурсные задания для капитанов.

Задание 7. Игру «Составь картинку» придумала для вас Мальвина. Каждый член команды по очереди берёт одну часть, кладёт её и возвращается на место. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание.

Задание 8. Конкурс капитанов. Задание для капитанов придумала лиса Алиса и кот Базилио.

1) У Буратино было пять золотых монет. А вы покажете цифру пять?

2) На доске нарисованы точки с цифрами. Капитаны должны соединить точки по порядку цифр так, чтобы получились фигуры.

4) Написать на доске цифры от 1 до 10.

Задание 9. Игра «Не промочи ноги» . В ней принимают участие все дети. Команды выстаиваются одна против другой. На полу разложены цифры от 1 до 10. (два комплекта)

Ведущий : Дети, мы с вами оказались в лесу, перед нами болото. Пройти через него можно только по кочкам, причём наступать на кочки надо строго по порядку расположения цифр. Каждый, кто прошёл правильно, получит фишку. Чья команда больше наберёт фишек, зарабатывает флажок. Сосчитайте свои фишки. У кого больше? Болото прошли, на пни набрели. Они не простые, над ними задания разные.

Под первый пенёк заглянули, нашли задание.

Задание 10. Поставь знак, в каждой паре рисунков (карточка на каждого ребёнка) . Чья команда даст больше правильных ответов – получает флажок.

Под вторым пеньком :

Задание 11. Расскажи считалку. (оценивается аналогично)

Из домика выбегает радостный Буратино : Здравствуйте, ребята! Спасибо вам, что вы спасли меня. Не испугались трудностей, выполнили все задания. За смелость, смекалку и ваши знания, я награждаю вас медалями. Так как вы сейчас находитесь в стране Чудес , то и медали у меня не простые и не золотые, а сладкие. Получайте свои награды. (Буратино вручает всем участникам медали, а жюри с болельщиками подводят итоги)

Ведущий : Ребята, давайте попрощаемся с Буратино, нам пора возвращаться в детский сад, там нас ждут болельщики, жюри и награда.

Жюри объявляет результаты и награждает грамотами участников путешествия .