Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. НОД по чтению художественной литературы «Чарушин Е. И. «Лисята Иллюстрации к рассказу чарушина лисята

Цель: формировать умение составлять связный рассказ с помощью мнемосхем.

Задачи:

Образовательные

1. Закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст используя приемы мнемотехники.

2. Продолжать учить отгадывать мнемозагадки, подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные, действий (глаголов) .

Развивающие:

1. Продолжать развивать память, внимание, интерес к занятию.

2. Развивать связную речь детей посредством мнемотехники.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру поведения и уважение друг к другу.

Оборудование :

Картина"Лиса с лисятами", пластилин, картон с изображением мордочки лисенка, мнемодорожка, яркий мешочек для игры, 2 лисенка (игрушки, муз. центр, корзинка, ленточка.

Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Орг. момент:

(дети стоят в кругу и выполняют движения по тексту)

Друг на друга посмотрели, крепко за руки взялись.

Влево, вправо повернулись и друг другу улыбнулись!

В :Ребята, посмотрите, здесь тропинка! Давайте мы по ней пойдем,

Секрет наверно там найдем,

Мы секретик разгадаем,

Что нас ждет сейчас узнаем!

Звучит муз. сопровождение, дети идут по ленточке-тропинке и находят корзинку, а там мнемозагадка про лису .

Летом, осенью, зимой

Идет по тропочке лесной,

След хвосточком заметает,

А как ее зовут, кто знает.

Воспитатель загадывает, а дети выставляя карточки "читают" загадку, отгадывают.

В: Молодцы! Ребята, скажите, как зовут детеныша лисы (лисенок, а если у лисы не один, а несколько детенышей (лисята)

В: Правильно, а вам не кажется, что у нас в группе кто-то есть (звучит музыка, дети идут на звуки леса) и находят двух лисят (игрушки)

В : Это кто же к нам пожаловал, ребята.

Д: Лисята.

В : Посмотрите, какие лисята замечательные! Давайте с ними поиграем, вы их передавайте друг другу и говорите, какие они.

Д: (смешные, игривые, веселые, маленькие, озорные, рыжие, шустрые и т. д.)

Дети проходят на стульчики,

В: Давайте придумаем лисятам клички!

Д:(варианты ответов, например: Дик и Рик)

В: Здорово, а вы знаете у меня есть замечательный рассказ Чарушина "Лисята"

Воспитатель проводит работу над смысловой трактовкой слов и выражений (за шиворот и ловкачи, читает произведение.

Работа над текстом:

Как называется рассказ

О чем рассказ

Как вели себя лисята

Чем закончился рассказ

В : Ребята, я предлагаю поиграть с лисятами.

Физ. минутка (Под музыку дети передают лисят друг другу, муз. остановилась, у кого лисята, те дети выходят в круг и танцуют, остальные на местах.)

В : Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Проходит работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем "расшифровывают"картинки.

Повторное чтение рассказа. Варианты пересказа:

1-2 ребенка пересказывают текст используя мнемодорожку.

3 ребенка распределяют карточки между собой и пересказывают только свои части,

Игровое упр. "Чудесный мешочек"(ребенок достает карточку и пересказывает сюжет)

Игровое упр. "Исправь ошибку"(дети находят ошибку в последовательности содержания текста и исправляют ее)

В: Что-то наши друзья загрустили, как вы думаете, почему (рассуждения детей)

В : Вы правы, ребята, они скучают по маме, по своей семье, а давайте на память о нашей встрече мы сделаем портреты наших лисят!

Под музыку дети из пластилиновых жгутиков выкладывают мордочки лисят по контуру. Незаметно воспитатель уносит игрушки.

В: Вы сегодня просто молодцы, какие замечательные работы получились! А где-же лисята, не вижу что-то. Хотите узнать, где они (да)

Звучит спокойная музыка, дети делают руками бинокли у глаз, закрывают глазки, воспитатель выставляет картину "Лиса с лисятами".

В : Смотрите, ребята, лисята вернулись к маме (дети смотрят, обсуждают, делятся мнениями и впечатлениями)

В: И наше занятие дети подошло к концу, давайте попрощаемся с Диком и Риком (дети прощаются, вместе с педагогом идут оформлять выставку своих работ.

Итог занятия (вместе разбирают. оценивают свою работу)

Приложение 1


Приложение 2

Лисята

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

Это были шустрые и беспокойные зверьки.

Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню - носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Эти лисята были настоящие ловкачи.

Раз! - и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.

Два! - он уже на высоком шкафу.

А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…

Заглянул на шкаф - на шкафу нет.

Отодвинул комод - и там нет никого.

И под стульями нет.

И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит - охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.

И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и окружающему миру «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста и творческим родителям.
Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР д-с «Дюймовочка» МО г. Алдан РС(Я)
Цель: обучение самостоятельному пересказу литературного произведения; расширение и систематизация знаний о диких животных.
Задачи:
учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;
формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
учить пользоваться различной эмоционально-окрашенной интонацией;
обобщить знания о диких животных леса;
воспитывать сострадание к представителям животного мира.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Игра «Мамы и детёныши»
Описание игры
Воспитатель произносит слово, дети подбирают к нему пару. (У лисицы- лисёнок, у зайчихи – зайчонок, у медведицы – медвежонок, у волчицы – волчонок, у коровы –телёнок, у белки – бельчонок)
По окончании игры создаётся проблемная ситуация.
Воспитатель:
-Назовите лишнюю пару слов. (Корова - телёнок)
-Почему? (Потому что это домашние животные, а остальные – дикие.)
2.Объявление темы.
-Вы догадались, о каких животных будем говорить на занятии? (О диких животных)
Выявление зоны ближайшего развития (ЗБР)
-Что Вам известно о диких животных?
Выслушиваются ответы детей.
Основная часть.
3.Знакомство с автором.
Рассматривание портрета, выставки книг Е.Чарушина
Воспитатель:
-Ребята, Евгений Чарушин – это писатель, который написал очень много рассказов для детей о животных. Все иллюстрации к своим произведениям автор рисовал сам.
4.Знакомство с художественным произведением Е.Чарушина
-Итак, сейчас я познакомлю вас с рассказом «Лисята». Прошу слушать внимательно, так как вам предстоит пересказ.
5.Первичное чтение.
«Лисята» Автор Е.Чарушин
У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню – носились по всей комнате до самого утра.
Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них. Эти лисята были настоящие ловкачи.
Раз! – и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха. Два! – он уже на высоком шкафу.
А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.
Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать. Заглянул на шкаф – на шкафу нет. Отодвинул комод – и там нет никого. И под стульями нет. И под кроватью нет.
И тут мой приятель даже испугался. Видит – охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился на бок. И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает. Что за чудо такое? Подскочил сапог поближе. Глядит охотник - из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога; встряхнул сапог – и другой выскочил.
Вот какие ловкачи!
6.Вопросы по содержанию.
-О каких диких животных идёт речь в рассказе? (О лисятах).
-Как Вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (Возможно, он принёс их из тайги, потому что животные остались без матери. Если бы охотник не взял к себе лисят, они бы погибли от голода.)
-Как вели себя лисята в человеческом жилище? (Они много играли, баловались и озорничали.)
-Что значит ловкачи? (Это подвижные, ловкие живые существа.)
-Как играли лисята? (Лисята бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф.)
-Какое происшествие произошло однажды? (Лисята потерялись.)
-Почему художник испугался? (Он не мог понять, куда исчезли лисята. А испугался он, потому что сапог вдруг "ожил".)
-Как отыскались лисята?
7.Физминутка
Лисонька по лесу шла, (ходьба на месте)
Хвостиком снежок мела, (подражание помахиванию хвостом)
А когда проголодалась, (поглаживание живота)
За добычею помчалась (бег на месте) .
8.Повторное чтение.
- А сейчас ещё раз внимательно послушайте этот рассказ.
9.Пересказ.
-Ребята, а теперь попробуйте пересказать это произведение. (Один ребёнок начинает пересказ, другой - продолжает).
10.Пальчиковая гимнастика
Шли лисята по дорожке, (пальцы имитируют ходьбу по тыльной стороне ладони )
И увидели серёжки, (массируют мочки ушей)
Не золотые, новые, (продолжают массировать мочки ушей, отрицательно крутя головой)
А легкие, ольховые (разводят в стороны руки, ладонями кверху) .
Воспитатель:
-Какие серёжки называют ольховыми?
11.Анализ пересказа.
-Ребята, чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?
12.Составление описательных рассказов о диких животных (упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.)
Дети составляют рассказы по картинкам самостоятельно. Выслушав воспитанников, целесообразно задать дополнительные вопросы.

Опишите внешность лисы.
-Что вы можете сказать о повадках лисы? (Шустрая, хитрая, игривая)
-А если животных двое? (Шустрые, хитрые, игривые)

Какая бывает белка? (шустрая, рыжая, пушистая…)
-Чем питается белочка?
-Как она зимует?

Что вы можете рассказать о медведе?
-На картинке медведь изображён в зимнее время года.
-Возможно ли это? В каких случаях?

В чём особенность окраски зайца?
-С чем это связано?
-Почему у зайца раскосые глаза?

Что вы можете рассказать о волке?
-Почему его называют санитаром леса?

Опишите оленя.
-Почему он не проваливается в снег, несмотря на большой вес?
Подведение итога:
-Какие задания вы выполняли на сегодняшнем занятии?
-С каким автором познакомились?
-Какой рассказ мы сегодня читали и пересказывали?
-Чем отличаются дикие животные от домашних?
-Как следует относиться ко всем животным?

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение " Детский сад №12"

г. Усинка, республика Коми.

Конспект урока на тему

«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

подготовила воспитатель Славенкова Елена Владимировна

г. Усинск 2014

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять умения детей выразительно, передавать литературный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога.

2. Закреплять умения придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы) ;

3. Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

1. Развивать интерес к речевым занятиям.

2. Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Здоровьесберегающие:

1. Следить за осанкой детей

Предварительная работа : Беседа о диких животных.

Активизация словаря: шустрые, приятель, охотничий сапог, перевертывается, ловкачи.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, листы для акварели, краски, заготовленные лисьи следы, ватман, клей.

Ход НОД.

Воспитатель вместе с детьми заходит в группу, где уже подготовлен материал к совместной деятельности.

Психо-гимнастика.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

На полу наклеены лисьи следы.

Воспитатель. Ребята, интересно кто оставил эти следы?

Дети называют животных, которых знают.

- Давайте посмотрим куда же ведут они.

Воспитатель вместе с детьми идут по следам.

На экране фрагмент м\ф "Лисёнок Вук"(реж. Аттила Даргаи,1981г.)

Воспитатель. А вот и наши друзья лисички. Давайте послушаем, что они нам хотят рассказать.

Лисы рассказывают от том, что у них родились чудесные детки-лисята. Они такие проказники. И предлагают ребятам вместе с воспитателем прочитать книгу Е. Чарушина "Лисята" и рассказать о них своим родителям. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Е. Чарушина "Лисята".

Воспитатель. Давайте присядем на стульчики и внимательно послушаем рассказ.

После чтения задает вопросы:

1. Про кого говорится в этом рассказе? (Про лисят.)

2. Какие были лисята? Как называет их автор? (Шустрые, беспокойные, ловкачи.)

3. Как играли лисята? (Влезали на занавеску; залезали в шкаф.)

4. Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог.)

5. Как охотник обнаружил лисят?

6. Чем заканчивается рассказ?

Физминутка «Лиса».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).

Воспитатель. А сейчас ещё раз внимательно послушайте этот рассказ.

Пересказ.

Ребята, а сейчас давайте попробуем пересказать этот рассказ.

(Начинает один ребёнок, затем продолжает другой).

Анализ пересказа.

Ребята, вам понравилось как пересказали?

Использовали ребята слова, выражения автора?

Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)

Придумывание загадок.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её… (Лиса).

Правильно, лиса.

Ребята, давайте вспомним, какая бывает лиса? (хитрая, рыжая, пушистая…)

Какие у неё повадки? (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).

Правильно, а сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки о лисе.

- Ребята, а где живут лисята и другие животные.

Ответы детей. В лесу, в норе и тд.

А давайте нарисуем лес где живут наши лисята. Каждый из вас нарисует одно дерево, а после того как вы закончите мы сделаем из ваших деревьев лес.

Воспитатель. Ну, а прежде чем приступить к работе давайте разомнем наши пальчики.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз – два – три – четыре – пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели,

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

А другой – давненько спит. (Загибаем пальцы, начиная с большого) .

Это кто у нас шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите! (Шепотом) .

Утро ясное придет,

Солнце ясное взойдет, (Погромче)

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать. (Громко) .

Просыпайся, детвора!

В детский сад идти пора! (Все поднимают руки с раскрытыми ладонями) .

Воспитатель предлагает сесть за столы и приступить к работе.

По окончанию работы дети приклеивают свои деревья на заранее заготовленный лист ватмана(А1).

Воспитатель. Молодцы, ребята! Какой чудесный лес у нас получился! Нашим лисятам там будет там очень хорошо.

Рефлексия.

Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

Какой рассказ мы сегодня читали?

Список использованной литературы

1. П.П. Дзюба. Практическая опилка воспитателя детского сада. Ростов-на-Дону. Феникс, 2007г.

2. Чарушин Е.И. Тюпа, Томка и сорока."Книги "Искателя", 2002г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://trived.ucoz.ru/news/fizminutka_pro_lisu_

3. http://joyreactor.cc/new/29463

Конспект непрерывной образовательной деятельности в дошкольной группе

Возраст детей: 6-7 лет

Воспитатель: Адамян Анна Артемовна

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста.

2. Закреплять умение придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы);

3. Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

1. Развивать интерес к речевым занятиям.

2. Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Предварительная работа : Беседа, чтение рассказов, сказок о диких животных.

Активизация словаря: шустрые, приятель, охотничий сапог, перевертывается, ловкачи.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, заготовленные лисьи следы, картинки для пересказа.

Ход занятия.

Воспитатель и дети входят в группу. На полу наклеены следы. Дети обращают внимание на следы

Воспитатель: Интересно, ребята, чьи это следы? (дети называют животных)

Давайте пойдем по следам и посмотрим, куда они нас приведут. (Подходят к экрану, на экране небольшое видео с лисой). Дети называют лису.

Воспитатель: Вам нравится лиса? А вы знаете сказки, где есть лиса? (дети называют).

Присядьте на стульчики и внимательно послушайте. (Чтение рассказа)

Вопросы:

1.Вам понравился рассказ? Про кого говорится в этом рассказе? (про лисят)

2.Какие были лисята? Как автор называет их? (шустрые, беспокойные) – если не помнят: «Давайте посмотрим по тексту».

3.Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф)

4.Куда лисята однажды спрятались? (в сапог)

5.Как охотник обнаружил лисят? (хвост высовывался)

6.Чем заканчивается рассказ? (вот такие ловкачи)

Воспитатель: Теперь я прочитаю еще раз текст, и мы попробуем его пересказать.

Детям предлагается пересказать рассказ. Вызывается половина детей для пересказа. Им раздаются картинки вне зависимости от последовательности, они должны совместно определить по картинкам порядок следования рассказа и встать правильно.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем рассказать про лисят.

При пересказе дети ориентируются на картинки.

Воспитатель (обращаясь к не принимавшим участия в пересказе): Как дети пересказали? Использовали ли авторские слова?

Ответы детей.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый, краса

А зовут ее (лиса)

Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Предлагает самим придумать загадки. Вызывает 2-3 детей, если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая), какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).

Физминутка «Лиса».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась.

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась,

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все пальцы стала,

Лапки, ножки и бока -

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Ну, красавица лиса,

До чего же хороша!

красуясь выполнить полуобороты, вправо, влево поставив руки на поясе и выпрямив спину

Воспитатель: Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как еще можно сказать про них, какие они?

Приветствуются ответы: шустрые, игривые, шаловливые, озорные.

Воспитатель: А если лисята шустрые, игривые, то что они делали.

Приветствуются ответы: Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались. (Если не назовут, то воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.

Воспитатель: У лисы в норке было много лисят. Один лисенок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисенок? Как про него можно сказать?

Приветствуются ответы: Спокойный, тихий печальный, невеселый, грустный

Воспитатель показывает иллюстрации автора к рассказу.

Воспитатель: Посмотрите, вот наш веселый лисенок сидит в сапоге. Правда, смешно.

Про одного лисенка скажем» веселый, смешной. А если их двое, то скажем смешные, веселые. Вот послушайте, об одном или о двоих лисятах я скажу: шустрый…, озорные… шаловливые… пушистый.

Ответы детей.

Воспитатель: А слово хитрая о ком – о лисенке или о лисе? (о лисе). Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисенок хитрый. Хитрая лисенок можно так сказать? (нет)

Как сказать правильно? Наш лисенок хитрый, веселый.

Подумайте, о ком или о чем можно сказать веселый?

Приветствуются ответы: День, танец, человек, праздник, рассказ и др.

Воспитатель: А о ком или о чем можно сказать веселая

Приветствуются ответы: Песня,музыка, игра, сказка, книга, пляска

Воспитатель: А о ком или о чем мы скажем веселые?

Приветствуются ответы: ребята, танцы.

Воспитатель: Скажите что-нибудь про лисенка с веселой интонацией.

А сейчас еще раз послушайте рассказ Е.Чарушина «Лисята»

В пересказе теперь принимают участие те, кто еще не пересказывал, остальные помогают.

Рефлексия

1.Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

2. Какой рассказ мы сегодня читали?

4. Сможете пересказать этот рассказ дома?

Воспитатель: А ещё я предлагаю вам разукрасить вместе с братишками или сестрами вот этих лисичек, и превратить их в настоящих осенних красавиц.

Программное содержание:

Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;

словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы);

грамматика: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией.

Структура занятия

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Е. Чарушина "Лисята". После чтения задает вопросы:

  1. Про кого говорится в этом рассказе? (Про лисят.)
  1. Какие были лисята? Как называет их автор? (Шустрые, беспокойные, ловкачи.)
  1. Как играли лисята? (Влезали на занавеску; залезали в шкаф.)
  1. Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог.)
  1. Как охотник обнаружил лисят?
  1. Чем заканчивается рассказ?

Воспитатель снова читает рассказ, затем предлагает детям пересказать его. Вызвать для пересказа по два ребёнка. Дети договариваются, кто начнёт рассказывать, кто продолжит. Отвечают три пары.

После двух пересказов воспитатель спрашивает всех, как дети рассказывали, использовали ли авторские слова и выражения.

Воспитатель загадывает загадку:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её?.. (Лиса.)

Предлагает детям самим придумать загадку про лису. Вызывает для ответа двух-трёх детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая…), какие у неё повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек…).

Воспитатель говорит:

Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как ещё можно сказать про них, какие они? (Шустрые, игривые, шаловливые, озорные.)

А если лисята шустрые, игривые, то что они делали? (Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.) (Если дети не назовут действия лисят, воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.)

Один лисёнок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисёнок, как про него можно сказать? (Спокойный, тихий, невеселый, грустный, печальный.)

Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу:

Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисёнка скажем: весел ый , смешн ой . А если их двое, скажем: они … весёл ые , смешн ые (подчеркнуто произносит окончания). Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу: шустр ый … озорн ые … шаловлив ые … пушист ый .

А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания). "Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый . (День, праздник, человек, танец, рассказ и т.д.) А о ком или о чём можно сказать слово весёлая ? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.)О ком или о чём мы скажем весёлые ? (Ребята, дети, танцы и др.)

Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение).

Лисята

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

Это были шустрые и беспокойные зверьки.

Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню – носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Эти лисята были настоящие ловкачи.

Раз! – и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.

Два! – он уже на высоком шкафу.

А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…

Заглянул на шкаф – на шкафу нет.

Отодвинул комод – и там нет никого.

И под стульями нет.

И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит – охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился на бок.

И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

Что за чудо такое?

Подскочил сапог поближе.

Глядит охотник - из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога; встряхнул сапог – и другой выскочил.

Вот какие ловкачи!

Воспитатель повторно читает рассказ, а дети (двое), используя игрушки, изображают лисят. Дети показывают сюжет, двигаясь около стула и сапога.

По ходу чтения воспитатель спрашивает:

  1. Где сейчас лисята? (Под стулом, на стуле, за стулом).
  2. Откуда они вылезли? (Из-под стула, из сапога, из-за стула, со стула).
  3. Чей хвост торчит из сапога? (Лисий).
  4. С кем могут дружить лисята? (С медвежатами, волчатами, зайчатами).
  5. Кем станут лисята, когда вырастут? (Лисами).
  6. С кем могут дружить лисы? (С медведями, волками).

Я буду бросать мягкую игрушку кому-то и называть детёныша животного, а вы должны назвать его взрослых родителей (зайчонок – заяц (зайчиха); лисёнок – лиса (лис); волчонок – волк (волчица); медвежонок – медведь (медведица).

Я буду называть животного, а вы дайте ему ласковое название (заяц – зайчик (зайчишка); лиса – лисичка (лисонька).