Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Весна идет, весне дорогу. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Весна

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Волшебница-весна»

Цель: Закрепить знания детей о весенних явлениях. Развивать творческие способности, познавательный интерес.

Задачи:

Образовательные :

Закрепить знания детей о весенних месяцах; об изменениях, происходящих в природе весной.

Закрепить знания по теме «Весенние цветы».

Стимулировать создание выразительных изображений, передающих образ первого весеннего цветка.

Развивающие :

Развивать образное мышление, внимание, умение извлекать информацию из текста, используя пословицы и поговорки, загадки.

Развивать связную диалогическую речь.

Развивать воображение, чувство композиции.

Активизировать словарь детей за счет слов «капельник», «протальник», «водолей», «снегогон», «цветень», «травень».

Воспитательные :

Воспитать любовь к родной природе.

Воспитать аккуратность при выполнении рисунка.

Стимулировать проявление индивидуальности.

Материал и оборудование: конверт с загадками; иллюстрации по теме «Весенние месяцы»; слайд «Подснежник»; запись произведения П.И.Чайковского «Подснежник»; альбомные листы голубого цвета, кисти, гуашь, стаканчики под воду; кусочки ткани на каждого ребенка.

Предварительная работа: беседа по теме «Весна», рассматривание иллюстраций по теме «Весна», знакомство с пословицами и поговорками по теме «Весна».

Ход: 1 часть.

Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Давайте попробуем догадаться, от кого оно. В нем загадка:

«Зеленоглаза, весела

Девица-красавица,

Нам в подарок принесла то, что всем понравится

Зелень – листьям,

Нам – тепло.

Волшебство, чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы,

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она? (Весна).

Правильно. Здесь еще три загадки. Давайте их отгадаем.

«Дует теплый, нежный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает,

Что за месяц, кто узнает? (Март).

В старину этот месяц называли капельник, протальник. Почему? (ответы детей)

Предложить детям выбрать и прикрепить на магнитную доску картинку с изображением природы в марте.

Следующая загадка:
Яростно река ревет и разламывает лед,

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришел? (Апрель).

Предложить детям выбрать и прикрепить на магнитную доску картинку с изображением природы в апреле.

Этот месяц в старину называли водолей, снегогон. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Следующая загадка:

Зеленеет даль полей, запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят,
Гром грохочет, угадай, что за месяц это? (Май).

В старину этому месяцу люди дали красивое название – цветень, травень. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Дети прикрепляют картинку с изображением природы в мае.

Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.

4. Весной сверху печет, а снизу морозит.

5. Черемуха расцвела – холода позвала.

6. Увидел грача – весну встречай.

Пальчиковая игра.

Наши первые цветы распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,

Наши первые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Ребята, кто знает, как называются первые весенние цветы? (подснежники)

Возьмите кусочки ткани, сожмите их в руках. А сейчас раскрываем руки, как будто раскрываются бутончики и распускаются цветы.

2 часть.

Показ слайда «Подснежник».

Ребята, посмотрите, какой нежный цветок появляется на лесной полянке.

Чтение стихотворения:

В лесу, где березки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой,

Сперва – понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна».

(П.Соловьева)

Ребята, понравилось вам стихотворение?

Что можно сказать про подснежник, какой это цветок? (ответы детей)

Рассматривание цветка.

Ребята, давайте поможем весне украсить лесную полянку подснежниками!

Дети рисуют подснежники на альбомных листах. Звучит музыка П.И.Чайковского «Подснежник». Дети раскладывают свои рисунки.

Итог: Вот какая чудесная полянка с подснежниками у нас получилась.


Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.

Программные задачи:

Образовательные: продолжать формировать представление детей о временах года, приметах весны. Закреплять знание месяцев, об изменениях в жизни животных весной. Закреплять понятие перелетных и зимующих птиц. Закреплять правила поведения в лесу.

Развивающие: развивать память, выразительность речи, умение делать выводы, логическое мышление, воображение.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, дружеские взаимоотношения во время игры.

Развивающая среда: модели – приметы весны, логическая игра «Танграм» на каждого ребенка, дидактическая игра «Найди свое место», аудиозапись со звуками леса, магнитофон, картинки с правилами поведения в лесу.

Предварительная работа: Заучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций о весне, чтение художественной произведений, логические игры, подвижные игры.

Ход:

Воспитатель приглашает детей пройти в группу. Дети садятся перед воспитателем полукругом.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой – улей – пчела.

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(ответы детей) - весной.

Воспитатель: Правильно, весной. А кто из вас знает стихотворение или загадку про весну.

Дети рассказывают стихи:

Верба распустилась

И весну зовет;

Скоро к нам красавица –

Скоро к нам придет.

С песнею соловьиною,

С зеленью лугов,

С серебром-журчанием

Светлых ручейков.

То-то будет радости!

То-то воля нам –

Бегать мне без отдыха

По полям, лугам…

Весна с улыбкой шлет привет

Проснувшейся природе;

Все после зимних бурь и бед

Вздохнуло на свободе.

Бессильно зляся и ворча,

Зима, старуха злая,

Бежит от жаркого луча

Под солнышком сгорая.

Воспитатель: Ребята, а какие приметы весны вы услышали в этих стихотворениях.

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте теперь, используя модели, выставим и назовем эти приметы весны у нас в природном уголке.

Дети выставляют первую примету «солнце», называют ее: пришла весна, день становится длиннее, а ночь короче, солнышко поднимается выше и греет все сильнее и сильнее;

вторая примета «дождь»: под теплыми лучами тает снег, вода поднимается вверх, собирается в облака, ветер сгоняет облака в тучи и все чаще идут дожди;

третья примета « первоцветы»: земля нагрелась под лучами солнца, и выросли первые цветы « первоцветы»;

четвертая примета «деревья»: деревья весной просыпаются, появляются почки, затем листочки;

пятая примета «насекомые»: появились цветы, значит, есть чем питаться насекомым;

шестая примета «птицы»: а насекомые любимая еда птиц, поэтому весной они возвращаются к нам из теплых стран и вьют свои гнезда.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете,сколько месяцев длится весна?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте назовем их.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: А сейчас какой месяц?

Дети: Апрель

Воспитатель: А вы знаете, что про месяц апрель есть много народных пословиц и поговорок. Апрель – это середина весны. И в народе говорили, что апрель теплый, май холодный – год хлебородный; февраль богат снегом, апрель водой; апрельские ручьи землю будят; мокрый апрель - хорошая пашня; в апреле огородные сверчки начинают свои скачки, апрель ленивого не любит, а проворного голубит.

Воспитатель включает аудиозапись со звуками леса.

Воспитатель: Какие звуки вы слышите, чьи они? (ответы детей). Вы угадали. Это пение птиц, и я приглашаю вас отправиться в лес, для этого давайте закроем глаза, я произнесу волшебные слова и мы окажемся в лесу.

Воспитатель: Крибле – крабле – бумс!

Дети закрывают глаза и кружатся на месте.

Воспитатель: Но вот мы и в лесу. Посмотрите как красиво вокруг. Давайте встанем в хоровод и споем «Мы на луг ходили. Хоровод водили…» Физкультминутка.

Дети продолжают стоять.

С наступлением весны птицы возвращаются в свои гнезда. Как называются птицы, которые улетают осенью и возвращаются весной? (Ответы детей).

Воспитатель раздает детям карточки с изображением птиц перелетных и зимующих.

Воспитатель: Посмотрите, сколько у меня птиц, но они все перемешались, помогите мне разобраться, где здесь какие птицы.

Разделитесь на две команды, одна команда возьмет зимующих птиц, другая команда перелетных.

Дидактическая игра «Найди свое место».

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь все встали на свои места.

Воспитатель: Раз мы с вами находимся в лесу, давайте вспомним правила поведения в лесу. Воспитатель выставляет картинки с изображениями правил поведения в лесу и дети называют их:

Огонь - враг леса, он хитер.

Не разводи в лесу костер!

Не рви цветы и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву,

Не рви зеленую былинку,

В лесу ходи ты по тропинкам!

Из леса ты принес зверушку?

Но, это, право, не игрушка.

Она погибнуть может в неволе,

Ведь дом её в лесу иль в поле.

Дерево, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Старайся птицам помогать

И птичьих гнезд не разорять!

Растут на редкость всем цветы –

Природы звонкие певцы.

Гриб мухомор тебе не нужен,

Зато со зверушками в лесу он дружен.

Ногами не сбивай его,

Он лечит все в лесу зверье.

Старайся в лесу не шуметь, не кричать,

Ведь так можно птиц и зверей напугать.

Воспитатель: Правила повторили, теперь можно двигаться вперед. Посмотрите, сколько изменений произошло в лесу весной. Давайте поиграем в игру «Что изменилось весной в жизни животных»

Дети стоят в кругу. Воспитатель берет мяч и бросает каждому ребенку по очереди со словами

«Кто просыпается весной»,

«Что случилось с зайчиком»,

«Кто кроме медведя просыпается весной», и т.д.

Воспитатель: Ребята, звери очень радуются приходу весны, на полянке скачут веселые зайчата, резвятся на деревьях бельчата, но их нельзя беспокоить. Я предлагаю вам с помощью игры Танграм из геометрических фигур выложить веселых зверят, и каждый из вас придумает ему имя.

Дети садятся за столы и выкладывают зверей из деталей игры Танграм.

Воспитатель: Какие у вас веселые зверята, как их зовут.

Дети называют имена по очереди.

Воспитатель: Наша прогулка по весеннему лесу подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Выходите ко мне, становитесь рядом, закрывайте глаза, я произнесу волшебные слова: Крибле-крабле-бумс. Ну, вот мы и в детском саду, вы все работали сегодня очень хорошо. Где мы побывали сегодня? Что вам понравилось больше всего? Мы с вами очень хорошо провели время, и я думаю, что мы еще не раз побывает в лесу.

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе.

Воспитатель МБДОУ «Березка»

Бословяк В.В.

Тема занятия: «Весна пришла».

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», « Чтение художественной литературы», «Музыка», « Художественное творчество»,

Цели: закреплять знания детей о весне, совершенствовать умение детей составлять рассказ с помощью картинок, активизировать словарный запас детей по теме « Весна», упражнять в подборе прилагательных, совершенствовать умение рисовать ватными полочками методом «тычка».

Развивающие: развивать речь детей, творческое воображение.

Образовательные: уточнить и закрепить представления детей о характерных признаках весны. Обогатить и активизировать словарь по теме « Весна».

Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе,совершенствовать умение слушать и слышать воспитателя.

Активизация словаря: весна, март, апрель, май, капельник, протальник,зимобор.

Предварительная работа: беседа о весне, рассматривание картин, чтение и заучивание стихотворений, составление рассказа о весне при помощи мнемотаблицы, разгадывание загадок, наблюдение на прогулках за природой, дид. игры:

« Когда это бывает?», « Найди лишнее» , «Что изменилось», «Подбери слово»; рисование по теме: « Весна пришла».

Материал и оборудование: « Цветик - семицветик», картинки с изображением станций, солнышка, облачко, фотографии детских писателей: С. Я. Маршак, И. Токмакова, Плещеев. Листы для рисования веточки мимозы, ватные палочки, гуашевая краска желтого цвета, баночки с водой, салфетки.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Давайте подарим

им добрую улыбку и поздороваемся.

Дети: Добрый день!

Воспитатель: (обращаю внимание на письмо на окне)

Кто-то бросил нам в окошко

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца

Что щекочет нам лицо?

Ребята, а письмо адресовано вам (читаю).

« Здравствуйте, ребята. Пишет вам Весна. Я хочу проверить, что вы знаете обо мне. А для этого вам надо отправиться в путешествие и выполнить все задания, которые я приготовила для вас. Порадуйте меня.»

Ну, что,дети, порадуем весну? (предлагаю встать в круг и подготовиться к путешествию.)

Встало солнышко давно.

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо.

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся

Улыбнемся, подмигнем

Путешествовать пойдем!

(Дети выполняют движения по тексту)

Воспитатель: А путешествие у нас будет волшебное. И поможет нам необыкновенный цветок - цветик - семицветик. Однажды озорной ветер разбросал лепестки цветка. А на них - задания весны. Нам надо отправиться в путь и собрать все - все лепестки волшебного цветка. Вы готовы? (читаю стихотворение)

Нужно в путь нам отправляться.

Лепестки все отыскать.

Про весну все рассказать.

А путешествовать мы будем на автобусе. Усаживайтесь, занимайте свои места. (звучит музыка, дети усаживаются на стульчики)

Воспитатель: А вот и остановка « ВЕСЕЛИНКА». Здесь живет солнышко. Дети, скажите, весеннее солнышко какое?

Дети: яркое, веселое, лучистое, теплое, доброе, большое, радостное.

Воспитатель: Ребята, смотрите, лепесток. Весна приготовила для вас вопросы.

  1. Какие времена года вы знаете?
  2. Какое сейчас время года?
  3. Назовите весенние месяцы.
  4. Как называется месяц, в котором мы живем?

Ребята, в народе говорят, что март открывает весну. Как его называют? (капельник, протальник, зимобор)

Молодцы, на все вопросы весны вы ответили. А вот еще один лепесток (обращаю внимание детей на 2 лепесток). Весна приготовила для вас загадки. (читаю загадки, дети отгадывают)

Ребята, смотрите еще один лепесток. Весна хочет чтобы мы поиграли с вами в игру « Весна какая?» . И мяч для игры приготовила. Становитесь скорее в круг. (дети становятся в круг, я бросаю им мяч, они его ловят и называют какая весна.)

Дети:

Весна солнечная, ранняя, поздняя, радостная, красивая, зеленая, теплая, цветущая и т. д.

Воспитатель:

Молодцы, а теперь усаживайтесь на свои места, поехали. Остановка «Поэтическая».

Какое красивое название у этой остановки. А вы не знаете, почему она так называется? (выслушиваю ответы детей, нахожу еще один 4 лепесток)

Много стихов, картин посвящено этому чудесному времени года - весна. Давайте послушаем, как поэты говорят о весне. (дети читают стихи о весне)

Молодцы, ребята, какие стихи вы знаете о весне. (нахожу 5 лепесток. Обращаю внимание детей на задание весны)

Воспитатель:

Дети, весна приготовила для вас картинки и хочет узнать, знаете ли вы признаки весны. Вам надо рассказать о признаках весны и составить предложения по картинкам.

(дети рассматривают картинки и составляют предложения по ним.)

Наступила весна.

На земле появляются лужи, бегут ручьи.

На деревьях набухают почки, из них появятся зеленые листочки.

На проталинках появляются первые весенние цветы.

Из теплых стран прилетают птицы: грачи, ласточки, скворцы, утки, журавли.

Воспитатель:

Молодцы! И с этим заданием весны вы справились. Но вот еще 6 лепесток. Весна предлагает вам поиграть в игру « Назови ласково». (провожу игру с детьми)

Солнце - солнышко, ветер - ветерок, сосулька - сосулечка, ручей - ручеек, лист - листочек, проталина - проталинка, гнездо - гнездышко, птица - птичка, ветка - веточка, облако - облачко. Цвет - цветочек, туча - тучка, трава - травинка.

Воспитатель:

Еще одно задание вы выполнили. Поехали! (звучит музыка, дети усаживаются)

Остановка « ВЕСЕННЯЯ». Что же еще весна приготовила для вас?

Ребята, а вот последний 7 лепесток. Весна хочет чтобы мы поиграли в игру « Договори пословицу»». Ну как вы, согласны? (провожу с детьми игру)

Увидел грача, весну встречай.

Март с водою, апрель с травою.

Весенний дождик лишним не бывает.

Зима сильна метелью, а весна капелью.

Как зима не злилась, а весне покорилась. Была белая да седая, пришла зеленая и молодая.

Грач на дворе, весна на горе.

Юля, как ты думаешь, вы справились с этим заданием весны?(выслушиваю). Конечно же вы молодцы!

Смотрите, здесь еще веночек есть. У нас весенний хоровод.

(Девочке надеваю венок, дети выполняют движения по тексту песни « Весенний хоровод»)

Воспитатель:

Молодцы! Посмотрите, что это? . Показываю ветку мимозы. Весной распускаются первые весенние цветы. Посмотрите, какая красивая веточка мимозы. Давайте нарисуем ее.(дети подходят к столам и дорисовывают ветку мимозы ватными палочками)

Не забывайте обмакнуть ватную палочку в краску желтого цвета, делать отпечатки на листе бумаги.

Какие красивые ветки мимозы у вас получились! Молодцы!

(стук в дверь)

Воспитатель:

Весна прислала вам посылку. Здесь письмо.

« Дети, вы меня порадовали своими знаниями. Я наблюдала за вами из окна. И так как вы прекрасно справились со всеми моими заданиями, вам от меня сюрприз. Желаю вам и дальше быть такими умными и послушными. Весна.»

Весна прислала вам в посылке конфеты. Попозже мы с вами попьем чай. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, в свою группу. Поехали!(дети усаживаются, звучит музыка)

А вот и остановка. Детский сад.

Наше путешествие закончилось.

Рефлексия.

Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего? Какое задание было сложным для вас?

Спасибо вам, дети. Вы так много знаете. Были внимательными, сообразительными, помогали друг другу. На этом наше занятие закончилось.

Кривошеина Е. В., Купцова А. В. – воспитатели, Акшатина Н. А. – педагог-психолог, МАДОУ№ 99 г. Томск.

Цели:

  1. Систематизация и закрепление знаний детей о смене времен года, закрепление названий весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.
  2. Развитие навыков элементарной исследовательской деятельности, логического мышления, физиологического дыхания. Воспитание бережного отношения к природе, гуманных проявлении в поведении и деятельности в природе.
  3. Закрепление навыков коллективной работы.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна) .

Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная) . Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, …) . Давайте найдем наше настроение и вспомним, какое еще бывает настроение.

Дидактическое упражнение: “Найди настроение. Покажи настроение”. (С использованием пиктограмм)

Речевое упражнение: “Какой? Какая? Какое? ” Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее) . А лужи весной какие? (Весенние) . А небо, весной какое? (Облако, ручьи, деревья, трава, проталинка, сосулька, дождь, день)

Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова “весной”…

Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной появляются лужи.

Весной набухают почки.
Весной прилетают птицы.
Весной появляются сосульки.
Весной бегут ручьи.

Весной просыпаются насекомые?
Весной дикие животные меняют цвет шубки.
Весной у зверей появляются детеныши.
Весной появляются первые цветы: подснежники, мать – и - мачеха.

Весной появляется трава.
Весной идет дождь.

(Дети отвечают, воспитатель выставляет на мольберте картинки с приметами в две “дорожки”: ранняя, поздняя весна)

А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)

Подвижная игра: “Весна, весна красная”.

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью, (идут в другую сторону)

С великой милостью:

Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх встают

на носочки, вдох)

С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)

С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу) .

Упражнение на дыхание: “Ах, как пахнет! ” (предложить понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом “Ах! ”)

Весна приготовила для вас сюрприз.

Отгадайте, что это?
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)

Вот сколько сосулек. Возьмите по одной.

Потрогайте сосульку, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая)

Какая она по форме? На что она похожа? (На морковку)

Посмотрите на нее, какая она? (Прозрачная, блестящая, переливается на солнце…)

Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется) . Давайте проверим. (Роняю) . Значит, она какая? (Хрупкая) . Что еще бьется при падении? (Стекло)

Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает)

Возьмите сосульку в руку, что вы видите? (По сосульке стекают капельки) . Послушайте, как звенят капли. (Подставить поднос)

Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.

Пальчиковая гимнастика:

“Кап-кап-кап звенит капель – (барабанить пальцами по столу, имитируя игру на пианино)

Это к нам пришёл апрель”.

Послушайте стихотворение. (Чтение ребенком стихотворения “Капель”)

На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идет апрель,
Звенит капель,

На улице весна.

Название какого месяца вы услышали в стихотворении?

Какие еще весенние месяцы знаете?

Давайте дружно скажем: “Март, апрель, май – их не забывай”.

Так что же весной ярко светит, греет, припекает?

Давайте позовем солнышко.

Закличка “Солнышко” (с хлопками) :

Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди)

Солнышко красное, покажись! (хлопки в ладоши)

Платье алое надень, (хлопки по коленям)

Подари нам красный день! (хлопки над головой) .

Гимнастика для глаз:

Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись,
Вправо, влево посмотри,
Вокруг солнца обойди.

Что же можно сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Дети, а кто знает пословицы о весне?

Дети называют пословицы:

Грач на горе - весна на дворе.
Зима весну пугает, а сама тает.
Весна красна цветами, а осень пирогами
Потрудись весной – сытым будешь зимой.

Февраль силён метелью, а март – капелью.
Больше землю удобряй, будет выше урожай.

Воспитатель: Ребята, а когда станет совсем тепло, мы с вами высадим наши цветы на клумбу нашего участка. Эти цветы будут радовать нас с вами всё лето, до самой осени.

Юлия Уростаева
Конспект НОД в старшей группе «Весна. Признаки весны». Познавательное развитие

Цель : Активизация словарного запаса по лексической теме «Весна . Признаки весны » .

Образовательные задачи : Закрепить и усовершенствовать знания детей о весне , о весенних признаках ; умение детей отвечать на вопрос полным ответом, познакомить с новыми словами «капельник» , «водолей» , «травень» .

Развивающие задачи : Развивать умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе; развивать умение согласовывать имена существительные с глаголами; развивать мелкую моторику рук ; развивать логическое мышление ; развивать умение находить связь между погодными особенностями и изменениями в природе; развивать зрительно- моторную координацию, произвольное внимание.

Воспитательные задачи : Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей; воспитывать умение ожидать своей очереди.

Оборудование : Кукла Весна , макет солнышка и лучиков, «волшебный сундучок» , сюжетные картинки на тему «Весна . Признаки весны » , картинки с изображением первых цветов Калмыкии (тюльпан, одуванчик, мяч, «мостик» , образец солнышка из нитей.

Раздаточный материал : картон голубого цвета, клей - карандаш, нити длинные и короткие желтого цвета, салфетки матерчатые, влажные салфетки.

Ход занятия

Вводная часть.

Цель : сосредоточить внимание детей на проблемной ситуации и активизировать желание выполнять задание совместно для достижения общей цели.

В - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня у вас гостей! Давайте с ними поздороваемся!

Д – Здравствуйте!

В – Мендвт!

Д – Мендвт!

В – Ребята, к нам в гости пришла необычная гостья. Посмотрите, это красавица Весна . Весна просит помочь разбудить Солнышко и вернуть ему лучики. Но для этого вам надо немного потрудиться и выполнить задания. Вы готовы?

В - Посмотрите, мостик через ручеек! Он ведет на полянку. Ребята, осторожно, мостик очень узкий, поэтому нельзя торопиться и толкаться!

Основная часть :

В – А вот и полянка! Садитесь, ребята.

(Садятся в кружок на ширдк.)

Ребята, скажите, а какое сейчас время года?

Д – Весна !

В – Правильно! А сколько месяцев у весны ? Назовите их!

Д – Три! Март, Апрель, Май.

В – Замечательно. В народе март, первый месяц весны , называли – «капельник» . Как вы думаете почему? (Потому что сосульки тают на солнышке и капают) . Это ранняя весна . Апрель, середина весны – «водолей» , потому что лед на реках становится рыхлым, темнеет, а потом начинается ледоход. Льдины плывут по реке. Май - это третий месяц – «травень» . Все покрывается зеленью, все цветет, прилетают последние перелетные птицы.

В – Ребята, назовите ещё раз весенние месяцы. А как их называли в народе?

Д – Март- «капельник» , Апрель- «водолей» , Май - «травень» .

В – Правильно! Посмотрите, ребята, какой красивый сундучок! Что же в нем лежит? Послание, но не простое, а зашифрованное! (Вынимаю сюжетные карточки на тему «Весна , признаки весны » ) Что же означают эти карточки, как вы думаете, ребята?

Проводится игра «Признаки весны » .

Цель : уточнение и расширение знаний о весне и её признаках .

Если затрудняются, можно первую карточку «расшифровать» самой в последовательности :

Солнышко ярко светит и пригревает;

Сосульки тают и капают;

Побежали веселые ручейки;

Появились первые цветы;

Прилетели перелетные птицы.

В – Замечательно, ребята! Вы справились с заданием, и ваши ответы вернули солнышку первый лучик!

Чтобы солнцу лучик дать, надо в мячик поиграть!

У кого мяч – тот называет признак весны , затем мяч передает следующему. Ребята, вы можете смотреть на наши разгаданные картинки, они вам помогут.

О чем получился ваш рассказ?

Д – О весне .

В – Правильно, а кто хочет назвать все признаки весны ?

Вы такие умницы! Ответили все правильно и справились с заданием! Вот и второй лучик солнца!

В – Устали? Поднимитесь!

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко (поднимают руки вверх)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло (Хлопают в ладоши) .

Побежал в саду ручей (ладошки вместе, плавными движениями вправо, влево,

Прилетело 100 грачей (взмахи руками) .

А сугробы тают, тают (медленно садятся,

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх) .

Вот и ещё один лучик солнца мы заработали.

В – Садитесь, пожалуйста! А сейчас, ребята, у нас необычное задание. Мы с вами будем весенними ветерками.

Подуйте на свои ладошки теплым, еле слышным ветерком. Хорошо! А теперь подул сильный, холодный ветер. Подуйте на ладошки : вдох через нос, щеки не надуваем. Выдох через рот. 3 раза.

Посмотрите, весенний ветерок принес нам ещё один лучик солнца! Мы справились с заданием! Молодцы!

Чтобы получить последний лучик солнца, надо отгадать загадки. Отгадайте загадки про первые цветы, которые расцветают в Калмыкии! Слушайте внимательно!

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок-

Остался стебелек…

Д – Одуванчик

В – Правильно! А по-калмыцки – Жамб цецг.

Ещё одна загадка про цветок :

Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный, бархатный….

Д - Тюльпан

В – Молодцы! Правильно! А по - калмыцки - Бамб цецг! Разгадали мы загадки, с солнцем будет все в порядке! А вот и лучик!

Степь калмыцкая весной ,

Как зеленый океан.

Словно в дымке голубой

В ней качается тюльпан.

Именно в нашей калмыцкой степи каждую весну происходит чудо – цветут тюльпаны.

Посмотрите на солнышко, которому мы помогли собрать лучики. Как оно ярко светит! Пусть это солнышко остается у вас в группе и согревает вас своим теплом. А я приготовила для вас необычное задание. Давайте пройдем по мостику к столам и присядем на стульчики. Мы с вами нарисуем портрет солнышка. Но рисовать будем ниточками. У каждого из вас лежат тарелочки с ниточками. Чем они отличаются? (Показываю по отдельности длинную и короткую нити)

Д – Длинные и короткие.

В – Что вы будете рисовать длинной ниточкой?

Д – Длинной нарисуем кружочек.

В – А короткими?

Д – Лучики.

В – Молодцы! Промазываем клеем линию круга и прикладываем длинную ниточку, сверху прикладываем салфетку. Затем промазываем клеем линии на картоне и приклеиваем лучики, не забывая прикладывать салфетку.

Закончили? Замечательно! Молодцы! Вытираем ручки влажными салфетками. Поднимите и покажите друг другу свои солнышки! Нравятся они вам? Вам понравилось рисовать ниточками? Давайте повесим их на доску, пусть все видят ваши работы и радуются вместе с вами.

Молодцы! Мне очень нравится!

Итог :

В - О чем мы сегодня с вами говорили?

Д - О весне , о солнышке, о признаках весны .

В – Как в народе называли Март, Апрель, Май?

Д – Капельник, водолей, травень.

В – А вам понравилось рисовать ниточками?

Д – (ответы детей)

В - Что вам понравилось на занятии больше всего?

Д - (Ответы детей)

В – Замечательно! Ребята, я вами очень довольна! Вы все такие молодцы и прекрасные помощники!

Весне очень понравились ваши работы. Она вам очень благодарна, за то, что вы вернули солнышку его лучики.

До свидания! Сян бяятн!

Публикации по теме:

Конспект открытой интегративной НОД «Основные признаки весны» Конспект открытой интегративной НОД в группе компенсирующей направленности