Конспект НОД познавательное развитие план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Конспект нод в области «познавательное развитие» по фэмп в старшей группетема: «путешествие по сказке Нод по познавательному развитию

МАДОУ ДС № 16 "Снежинка", г. Радужный, ХМАО-Югра

Масёрова Е.Н. Конспект НОД по познавательному развитию для детей группы общеразвивающей направленности от 4-х лет до 5-ти лет: «Лесная сказка от Лесовичка: «Как растут растения» // Совушка. 2016. №2. URL: (дата обращения: 29.09.2019).

Программное содержание.

Обучающие задачи: познакомить детей с принципом «посредника», на примере ознакомления детей с последовательностью этапов роста растения, обогащать и уточнять представления детей об окружающем мире, показать детям преимущества растений, которые всё могут делать сами. Закрепить умение искать и находить противоречия, с помощью воспитателя их разрешать.

Развивающие задачи: развивать речь детей, активизировать словарь: посредник, прихватка, сковорода. Активизировать в речи детей имена прилагательные.

Воспитательные задачи: воспитывать наблюдательность, любовь, бережное отношение к природе, учить проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Предварительная работа. Наблюдения за ростом растений в уголке природы, деревьями на участке детского сада зимой, весной, разгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Весна» из цикла «Времена года». Д/игра «Вершки-корешки», «Что сначала, что потом?».

Оборудование. Картинка (игрушка) Лесовичок, системный оператор, картинки леса, игрушки: столовые приборы, посуда, картинки: подсолнуха, росток и семена подсолнуха, символы или картинки: солнце, вода (дождь), земля (почва).

Ход НОД.

Дорогие ребята. Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем занятии. Давайте вспомним девиз занятия:

«С голубого ручейка начинается река.

А занятие - начинается с улыбки!»

(Дети проговаривают четверостишье вместе с педагогом.)

Гимнастика для глаз:

Капля первая упала (сверху пальцем показывают траекторию её движения)

И вторая побежала, (то же самое)

Мы на небо посмотрели

Капельки кап, кап запели.

Лица намочили, мы их вытирали. (вытирают лицо руками)

Посмотрите туфли, мокрыми стали. (показывают вниз и смотрят)

Плечиками поведём (движение плечами)

И все капельки стряхнём.

От дождя мы убежим,

Под кусточком посидим. (приседают)

Воспитатель: Ребята! На прошлом занятии мы с вами были в гостях у Лесовичка, и сегодня он снова приглашает нас к себе в гости. Он хочет рассказать, как растут растения в его лесу. - Ну что, ребята, вы согласны идти снова в лес в гости к Лесовичку?

Тогда не будем терять время, сейчас встанем возле стульчиков, закроем глаза и скажем волшебные слова:

«Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся). - Открывайте глаза, садитесь. Вот мы с вами и в лесу.
(Выставляются картинки леса) - А вот и сам Лесовичок(картинка или игрушка ).

Здравствуй Лесовичок, мы рады новой встречи с тобой

(Лесовичок здоровается с ребятами ).

Воспитатель: Ребята Лесовичок снова предлагает рассмотреть фотографии его леса.

Он говорит, что его лес не сразу был таким большим, массивным, а каким он был, он хочет рассказать на примере одного растения, а какого вы узнаете, отгадав загадку:

Стоит Антошка Золотое решето

На тонкой ножке. Черных домиков полно,

Где солнце станет Сколько черненьких домиков,

Туда он и глянет. (Подсолнух) Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Воспитатель:

- Правильно, это подсолнух. И сегодня мы с вами на примере подсолнуха увидим, как растут растения.(выставляется картинка подсолнуха)

Ребята, а вы знаете, чем был наш подсолнух прежде, чем стал таким красивым? (ростком, семечком).

«Системный оператор»

Все растения сначала были семенами, ростками, а затем вырастают в такие красивые растения.

- Давайте вспомним: деревья растут сами, листочки распускаются сами, трава растет сама, цветы расцветают сами…

Что, необходимо для растений, чтобы они «сами» росли? (необходимы: солнце, вода (дождь), земля (почва)). (Выкладываются символы или картинки).

Назовите мне растения, которые растут сами, но потом их можно кушать. (грибы, овощи, фрукты, ягоды…).

Представьте, что будет, если (взять любое растение) гриб, который растёт сам, сам будет (цвести), сам убираться, сам готовиться, сам кушаться. Как это всё будет происходить? (ответы детей).

Ребята, давайте подумаем и скажем, что само кушается, то есть глотается? (воздух, запах и т. д. (ответы детей) .

Воспитатель:

А как обычно мы все кушаем? (можно руками, можно с помощью вилки, ложки).

Представьте, сегодня на обед будет вкусный, ароматный суп. И вам не положили столовые приборы, или положили вилку, нож. Как вы будете есть суп? (осудить предложения детей, прийти к выводу, что суп лучше есть ложкой).

Чем будет, удобно есть горячую картошку? (осудить предложения детей, прийти к выводу, что картошку лучше есть вилкой).

А если вам, предложат вкусный, ягодный кисель. (осудить предложения детей, прийти к выводу, что кисель лучше пить с кружки, а если он густой, то удобно есть ложкой).

(Отметить, чем удобно и неудобно использовать ложку и вилку)

Физкультминутка «Выросли деревья в поле».

Выросли деревья в поле (руки вверх)

Хорошо расти на воле! (руки разводим в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется, (потягиваемся вверх, поднимая руки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки (руки наверху, покачивания из стороны в сторону)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.(наклоны всем корпусом)

Вправо - влево, взад - вперед

Так деревья ветер гнет.(наклоны корпусом)

Он их вертит, он их крутит, (повороты туловища)

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.(руки опустили, голову поднимаем вверх)

Наступила тишина.(опустили голову вниз).

Воспитатель:

Ребята, мы с вами можем сделать вывод, что некоторые дела можно делать с помощью кого-то или чего-то. Нужен какой-нибудь помощник - ПОСРЕДНИК, который помогал бы нам делать разные дела.

Воспитатель:

Лесовичок придумал для вас задания и хочет, узнать, как вы справитесь с этими сложными ситуациями.

Ситуация № 1. «На плите стоит горячая сковорода, с жареной картошечкой». С помощью чего можно поставить сковороду с плиты на стол и не обжечься? (посредник прихватка, тряпочка)

Ситуация № 2. «Как можно поговорить с другом, который живёт в соседней квартире?» кричать? Использовать азбуку Морзе, или позвонить по телефону? (ответы детей).

Ситуация № 3. «Достать с верхней полки игрушку? Сам не достанешь». (ответы детей, поставить стул - можно упасть, попросить взрослого и т. д.)

Вот мы с вами опять пришли к выводу, что если мы не можем, что-то сделать сами, то нам нужен помощник или иными словами ПОСРЕДНИК.

Воспитатель: - Ребята, Лесовичок просит у вас помощи. Дело в том, что сегодня к Лесовичку в гости приезжает бабушка. И мама попросила его убраться в квартире. А он забыл все волшебные слова. Кто из вас знает волшебные слова? Подскажите Лесовичку.

Лесовичок: размышляет, Как убрать, в квартире, не убирая? Сесть на диванчик, а игрушки сами собой расставятся на свои места?

Воспитатель:

Ребята давайте подскажем, Лесовичку, как и с помощью чего можно навести порядок в доме. (с помощью бытовой техники, с помощью робота и другие варианты )

А самый лучший способ, это не сорить, не разбрасывать игрушки. И тогда не нужно будет прикладывать большие усилия для уборки квартиры. Вы со мной согласны?

Воспитатель:

- Ребята, а что можно разбрасывать и из этого получиться, что-то хорошее? (ответы детей)

Растения разбрасывают свои семена и затем вырастают новые растения.

Предлагаю «разбросать» семена цветов в наших горшочках с землёй и посмотрим, что из этого получится.

(посадка семян цветов в горшочки)

Что будет с семенами, если их просто насыпать в горшочек, без земли, он вырастит? (ответы детей). Что нужно? Нужна почва.

Что будет с семенами, если после посадки семян в почву, мы не будем их поливать? (ответы детей). Они не дадут ростки.

А если в комнате будет холодно? (ответы детей)

Значит можно сделать вывод: для того чтобы наши цветы выросли им необходима почва, вода, тепло. Вода, тепло, почва и есть посредники для того, чтобы наши цветы выросли.

Мы с вами хорошо потрудились. Скоро мы увидим результат нашего труда. А сейчас нам с вами пора возвращаться в группу.

"Повертелись, покружились и в детском саду мы очутились" (кружатся).

Итог.

Понравилось вам в гостях у Лесовичка? (ответы детей).

Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей).

Лесовичоку очень понравилось наше занятие, он рад, что вы, ребята, такие внимательные, добрые и готовы прийти на помощь природе и друг другу. Он говорит вам большое спасибо, за то, что вы очень много знаете и умеете. Говорит вам большое спасибо за посадку цветов и будет рад увидеть их на клумбе в нашем детском саду. Он прощается с вамии приглашаетеще прийти к нему в гости.

Занятие закончено. До свидания.

Список литературы:

  1. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. 286с.
  2. Гризик Т. И. Познаю мир: метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. И. Гризик. - 4 -е изд. - М. Просвещение, 2004. - 160 с.
  3. РеуцкаяН.А., ПантелееваЛ.В.учебно-методическое пособие «ТРИЗ», М.: Научно-методический Центр «Дидактика», 1994.
  4. Страунинг А.М., Страунинг М.А. учебно-методическое пособие «Игры по развитию творческого воображения по книге ДжанниРодари «Грамматика фантазии», Ростов-на-Дону: Аспект-ТРИЗ, 1994

Татьяна Марченко
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прозрачный невидимка»

Тема: " Прозрачный невидимка"

Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; формировать знания о воздухе.

Задачи :

Образовательные :

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Способствовать формированию у детей познавательного интереса;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Учить обобщать, анализировать, делать выводы, самостоятельно проводит простые исследования.

Учить воспринимать и удерживать инструкцию, при выполнении исследовательской задачи.

Учить действовать по образцу, заданному взрослым.

Развивающие :

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные :

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Воспитывать чувство гордости при открытии новых знаний.

Словарная работа : Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты, полый.

Методические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, игра малой подвижности, опыт, эксперимент, анализ, подведение итога, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Гипотезы :

Воздух постоянно нас окружает;

Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

Воздух есть внутри предметов;

Воздух есть внутри людей;

Без воздуха не возможна жизнь.

Предшествующая работа :

Наблюдения за ветром;

Проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

Изготовление вееров.

Планируемый результат :

Воздух невидим, он прозрачен, он есть внутри пустых предметов, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнения.

Оборудование :

Полиэтиленовые пакетики (по количеству детей);

Чашки с водой, трубочки (по количеству детей);

Нетонущие (полые) предметы, для сравнения тонущие, тяжёлые.

- "Чудесный мешочек", предметы к нему (тонущие и не тонущие)

Игрушка «Буратино»

Полоски из бумажных салфеток

Веера (по количеству детей);

Апельсин,

Воздушные шары (по количеству детей);

Мыльные пузыри

Психогимнаст ика : "Корабль и ветер"

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и согреем друг друга своими улыбками. Представьте себе, что все мы сейчас плывём на большом красивом корабле, под белыми парусами. Он плывет по волнам, но вдруг, ветер стих, паруса повисли и корабль остановился! Давайте поможем нашему кораблю снова плыть вперёд, и позовём на помощь ветер! Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки. А теперь с шумом выдохните воздух через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер снова надует паруса, и наш корабль поплывет по морским просторам! Давайте повторим ещё раз, я хочу услышать, как шумит ветер!

Воспитатель : присаживайтесь пожалуйста, давайте мы с вами побеседуем. Для того, чтобы узнать о чём мы сейчас с вами поговорим, внимательно послушайте и отгадайте загадку: - "Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда,

Он без запаха, без цвета,

Угадайте, что же это?

Дети : Воздух!

(раздается стук в дверь)

Буратино (появившись из-за дверей): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе, если тебе интересно, присоединяйся к нам. Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы-

Две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Что это)

Дети - (Нос). А для чего в носу дырочки? (ответы детей) Через дырочки в нос воздух поступает, в трубочки - трахеи, а затем – в лёгкие. А воздух из лёгких в виде пузырьков насыщает весь организм.

Буратино : Воздух, воздух? Лично я никогда не видел воздух? Значит, его и нет! А вы, ребята, его видели?

Дети : Нет, не видели!

Воспитатель : Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети : Невидимый, прозрачный!

Буратино : Ну, вот, сами говорите - невидимый! Значит его и нет вовсе! Все равно не верю! Вот докажите, что этот самый, воздух, есть!

Воспитатель : Буратино! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас нас. Раз мы его не видим, значит, он какой?

Буратино : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами будем делать опыты, как настоящие исследователи. Для этого мы устроили лабораторию. Но перед этим нам надо немного отдохнуть и набраться сил, давайте встанем прямо, и немного поиграем:

Игра "Надувала кошка ш ар"

Цель : снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Описание игры : дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Воспитатель произносит текст:

Надувала кошка шар

А котёнок ей мешал:

Подошел и лапой -хлоп!

А у кошки шарик - лоп!

(На слова: "надувала кошка шар. " дети выпрямляют туловище, надувают щёки. На сигнал "лоп" - "шарики" со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.)

Воспитатель : А теперь займёмся опытами. (подходят к лаборатории)

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Буратино, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Попробуйте поймать его руками!

Получается? (Дети: Нет). Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1 «Поймать воздух» (С полиэтиленовым пакетом)

Воспитатель : Дети, возьмите каждый в руки по пакету. В нём что-то есть?

Дети : Нет, он пуст.

Воспитатель :. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет наполнился воздухом, он похож на воздушный шар. Воздух занял всё место в нём. Теперь откроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха.

Воспитатель : Смотри, Буратино! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И у нас это получилось! Мы поймали его в мешочек, а потом выпустили его.

Буратино : Ой, точно! Летом на море я видел, как люди запирают воздух! Это, кажется, был надувной круг!

Воспитатель : Конечно, Буратино! Ведь воздух легче воды! И если внутри круга воздух, то он, конечно же, не тонет, а плавает!

Буратино: Значит, если внутри предмета воздух, он будет плавать? Ребята, я принёс собой вот такой чудесный мешочек, а в нём разные предметы, помогите мне разобраться, какие будут плавать, а какие нет?

Дидактическая игра «Тонет - не тон

(Дети поочерёдно достают из "чудесного мешочка" предметы, называют их и высказывают своё предположение будут они плавать или нет, и почему они так думают, проверяют своё предположение на практике, опустив предмет в таз с водой)

Воспитатель : Молодцы, ребята! Помогли Буратино узнать, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но надо помнить, если во внутрь такого предмета попадёт вода и вытолкнет воздух, то он может утонуть.

Буратино : Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель : Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в ёмкость с вод

Воспитатель : Подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель : Ребята, а давайте немного отдохнём, и поиграем.

Игра "Воздушные шари

Цель : Снять. напряжение, успокоить детей.

Описание игры: Играющие стоят в кругу. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». (Повторить 2-3 раза

Воспитатель : Все люди дышат через нос. Буратино, послушай, как дышат наши носики. Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети : Нет.

Воспитатель : Чтобы его увидеть мы проведём опыт с салфеткой

Опыт 3. С салфетк

Воспитатель : А с салфеткой видно?

Дети : Да.

Воспитатель : Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Опыт 4. С веер

Воспитатель : Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети : В лицо дует ветерок.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, сам воздух имеет запах? Понюхайте. А как же получается, что когда мама печёт пирожки на кухне, то мы чувствуем запах в комнате? Оказывается, воздух движется и несёт эти запахи к нашему носу.

Опыт 5. С апельсин

Буратино : Я очень люблю пирожки, особенно с яблоками, они так вкусно пахнут!

Воспитатель : Хорошо, ребята попозже обязательно угостят тебя пирожками, а сейчас давай вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе.

Буратино :

Я сегодня очень много узнал о воздухе!

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать

Что воздух есть внутри пустых предметов;

Без воздуха ничто живое не может жить;

А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха!

И даже внутри людей есть воздух (мы пускали пузыри в воду)

Воспитатель : Буратино, тебе у нас понравилось, тебе было у нас интересно?

Буратино : Спасибо, ребята, мне было так интересно, что я хочу вам подарить что-нибудь на память. Только не знаю что. Может мой чудесный мешочек поможет? Надо произнести волшебные слова, кот Базилио и лиса Алиса научили меня таким словам. Сейчас попробую (колдует: Крэкс, Фэкс, Пэкс). Ничего не получилось! Ребята, давайте вместе попробуем. (вместе с детьми произносит заклинание 2раза). Заглядывает в мешочек "-Ура, получилось! Вот что значит вместе дружно постарались!" (раздаёт детям воздушные шарики). Ну всё ребята, мне пора возвращаться к папе Карло. Пойду расскажу ему и своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель : Ребята, а Буратино нам оставил одну интересную игру, посмотрите, что это у меня? (Мыльные пузыри). Но мы поиграем с ними попозже, когда пойдём на улицу- дышать свежим воздухом. А сейчас нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.

Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:

Воспитатель группы: Гусарова Надежда Александровна Санкт- Петербург 2015 ГОД

Цель:

  1. Развивать интерес и любовь к родной природе.
  2. Закреплять знания детей о диких животных и растениях Родного края.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, называть смежные числа заданного числа,
  2. Формировать навыки прямого и обратного счёта.
  3. Учить находить определённое количество предметов соответствующей цифре.
  4. Закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.
  5. Продолжать учить называть и различать геометрические фигуры.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес;
  2. Развивать логическое мышление, восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать;
  3. Развивать самостоятельность;
  4. Формировать навыки самостоятельной работы;
  5. Делать умозаключения и выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к математическим и познавательным занятиям;
  2. Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Интегрируемые образовательные области:

  1. «Познавательное развитие (ФЭМП и Ознакомление с окружающим миром) »
  2. «Социально-коммуникативное развитие»
  3. «Речевое развитие»
  4. «Художественно-эстетическое развитие»
  5. «Физическое развитие»

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая технология
  2. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии)
  3. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве)
  4. Технология использования в обучении игровых методов (деловых, ролевых и других видов обучающих игр)
  5. Современные педагогические технологии
  6. Информационно-коммуникативные технологии

Методические приемы:

  1. Вопросы,
  2. Проблемная ситуация,
  3. Упражнения,
  4. Игры,
  5. Задания,
  6. Загадки,
  7. Рассматривание слайдов.

Оборудование:

  1. Слайды диких животных и растений;
  2. Схемы геометрических фигур;
  3. Раздаточный материал,
  4. Картинка медведицы (разрезная) ,
  5. Воздушный шарик с письмом,
  6. Знаки символы: «Правила поведения в лесу» ,
  7. Бумаги размером 8*8см на каждого ребёнка по 3 шт.,
  8. Ножницы.
  9. Две полоски: 1) длинная и узкая;
  10. короткая и широкая

Форма проведения: совместная деятельность

Воспитатель:

Запоминает наша голова важные поступки и умные слова. Дети гладят себя по голове.

Слушаем внимательно... Подносят руки к ушам.

Смотрим обязательно. Подносят руки к глазам.

Взрослых не перебиваем... Грозят указательным пальцем.

Знаний много получаем. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

В группе висит воздушный шар, а к ниточке привязан конверт.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан) . Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

Давайте откроем конверт и посмотрим что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо) .

Ребята смотрите в конверте лежит разрезанная картинка, давайте мы её сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого оно (дети собираю картинки, на картинке изображена Большая мама медведица) .

Всё ясно, значит, письмо нам пришло от Большой мамы медведицы. Теперь мы можем с вами его прочесть.

(Воспитатель читает письмо) .

«Здравствуйте дорогие ребята! Я Большая мама медведица. У меня горе, мой маленький сыночек медвежонок Умка, решил без проса полакомиться у мамы Пчелы мёдом, которая живёт в волшебном лесу и залез к ней в улей. Она его поймала и заперла, а для того, чтобы спасти медвежонка, я вас прошу мне помочь. Ребята, для того чтобы мой сыночек ко мне вернулся вы должны пройти все испытания мамы Пчелы и справиться с заданиями, которые она для вас приготовила. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы тем самым поможете медвежонку вернуться домой. Вы готовы к испытаниям?»

Ответ детей: Да

Воспитатель: Поможем Большой маме медведице спасти её маленького сыночка медвежонка Умка.

Ответ детей: Да

Воспитатель: Тогда отправляемся на спасение медвежонка Умки в волшебный лес. Добраться до него нелегко поэтому мы станем гусями-лебедями и полетим. Где ваши крылья? Делайте крыльями взмахи энергичнее, чтобы скорее долететь. (дети имитируют полёт лебедей)

Давайте покричим, как лебеди: «Курлы-курлы-курлы»

(дети подражают крику лебедей)

Вот мы пролетели над лугом, теперь над рекой, над полем, маленькой деревенькой и, наконец, впереди появился лес. Наконец-то добрались!

Я предупреждаю, что в лесу надо быть очень внимательными. Садимся на краю леса и теперь можно и в детей превратиться опять. Посмотрите, никого не потеряли по дороге?

Ответ детей? нет

Воспитатель:

Но прежде, чем отправиться в лес и начинать выполнять задания мамы Пчелы, что нам необходимо вспомнить?

Ответы детей: (правила поведения в природе)

Воспитатель: И в этом нам помогут знаки – символы-карточки.

Дидактическая игра: «Правила поведения в природе» или «Береги живое» (работа со знаками символами- карточками)

(ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать)

  1. картинка: Не разоряйте птичья гнёзда (1)
  2. карточка: Не разоряйте муравейники (2)
  3. карточка: Не шумите в лесу (8)
  4. карточка: Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу. (10)
  5. карточка: Не вырезайте надписи на деревьях. (12)
  6. карточка: Не обижайте лесных насекомых. (4)
  7. карточка: Не рвите редкие цветы. (6)
  8. карточка: Не вырывайте грибы и ягодные кустарники с корнем (14)
  9. карточка: Не портите несъедобные грибы. (13)
  10. карточка: Не забирайте из леса животных. (3)

Ребёнок: Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай, и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Ты в лесу всего лишь гость, здесь

Хозяин – дуб и лось Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Воспитатель: Но вот, теперь можно отправляться в путь.

1 задание: «Длинный – короткий»

Воспитатель: Ребята, смотрите перед нами две дорожки. Одна дорожка ведёт в лес к улью мамы Пчелы, а другая в болото к Лешему.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на эти дорожки и скажите какие они по длине?

Ответ детей: Коротая дорожка, и длинная дорожка

Воспитатель: А какие они по ширине?

Ответы детей: Одна широкая, а другая узкая.

Воспитатель: - Ребята, а по какой дорожке как вы думаете, мы с вами можем попасть к улью мамы Пчелы в лесу?

Ответ детей: По дорожке, которая короткая и широкая.

Воспитатель: Правильно ребята пойдемте по короткой - широкой дорожке. Вот мы и вошли в лес.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называют лес.

Ответ детей: Лес называют зелёным океаном Земли, бесценным даром природы.

Лес- настоящие лёгкие нашей планеты.

Воспитатель: Молодцы.

Физкультминутка: «Лесные жители»

Добрый лес, старый лес (широко развести руки в стороны)

Полный сказочных чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Мы идём гулять сейчас (ходьба)

И зовём с собою вас!

Ждут вас на лесной опушке (присесть)

Птички, мышки и зверушки (медленно подняться, повороты вправо-влево, руки в стороны)

Мышка, мышка (мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд)

Серое пальтишко («лапки» перед грудью)

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко несёт.

А за мышкой шёл медведь (руки полусогнуты в локтях, ладони соединены ниже пояса)

Да как начал он реветь (ноги на ширине плеч, переступание с ноги на ногу)

«У-у! У-у! (раскачивание туловища из стороны в сторону)

Я вразвалочку иду»!

А весёлые зайчата (ладони прижаты к голове и прыгать на двух ногах)

Длинноухие ребята (продвижением вперёд)

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

Птички в гнёздышках (машут крыльями)

Проснулись, улыбнулись, (чирикают легко подпрыгивают)

Встрепенулись: «Чик-чирик,

Друзьям привет!

Мы летаем выше всех!»

Здравствуй, старый добрый лес (машут рукой, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Полный сказочных чудес!

2 задание: «Природные зоны: Леса России»

Воспитатель: Ребята, смотрите, лес красив и разнообразен. А кто из вас знает, в какой именно мы с вами попали лес, как он называется?

Ответ детей: Это – смешанный лес.

Воспитатель: Правильно. А почему вы так решили?

Ответ детей: Потому что в смешанном лесу растут высокие ели, сосны, берёзы, осина, рябина, лиственница.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Воспитатель: А что ещё растёт в этом лесу?

Ответ детей: Ягоды- Черника, брусника, малина, клюква, земляника.

Грибы- подберёзовики, подосиновики, лисички, мухоморы…

Воспитатель: Молодцы и на этот вопрос ответили правильно

Воспитатель: Ребята, а на вопрос какие животные живут, в этом лесу нам с вами помогут геометрические фигуры.

3 задание: «Выложи животного» (работа с геометрическими фигурами)

Воспитатель: Ребята, у кого какое животное получилось

Ответ детей: Медведь, волк, белка, заяц.

Воспитатель: Вы справились с этим заданием, но чтобы нам отправиться, дальше нам нужно ещё выполнить одно задание здесь.

4 задание: «Четвертый лишний»

(на доске размещены картинки с животными)

Воспитатель: Ребята, назовите пожалуйста лишнее животное и объясните почему вы так решили:

Корова – волк – лиса – медведь.

Волк – лиса – петух – заяц.

Лиса – медведь – волк – морж.

5 задание: «Назови число»

Воспитатель: (Психогимнастика)

А теперь, ребята мы с вами отправляемся на волшебную поляну, на которой мы с вами должны будем выполнить задания от мамы Пчелы. Дорога к ней пролегает через темный, темный лес.

Вы идете по кругу друг за другом, перед вами широкий ручей, осторожно переступайте его, не намочите ноги;

теперь вам надо идти в гору, поднимайте высоко ноги, хорошо;

а сейчас ветки царапают вам лицо, раздвигайте ветки руками;

и последнее препятствие – вы заходите в самую чащу, приседайте ниже, ниже, чтобы ветки не попали вам в глаза, вот ветки становятся все реже, поднимаемся потихоньку и вот вы на волшебной поляне.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и попали на волшебную полянку, где живёт много чисел, они очень любят гулять по своей полянке, но случилась беда, некоторые из них отправились гулять и заблудились. Нам нужно с вами помочь им вернуться обратно -это и будет наше следующее задание от мамы Пчелы.

4,5,6, 7, …, 9

1,2, …, 4, 5, 6,7, 8, …, 10

7,6,5,…, 3, …, 1

(дети отвечают на вопросы с помощью карточек с цифрами)

Воспитатель: Молодцы! Все числа вернули на свои места.

Воспитатель: Ребята, я слышу, как цифры спорят между собой, каждая думает, что она первая давайте наведём порядок на этой полянке, и расставим цифры по порядку от 1 до 10. (на доске цифры в беспорядке)

Ребёнок выполняет задание.

Воспитатель: Молодцы! Давайте проверим.

(дети считают)

Воспитатель: Вы справились с этим заданием, переходим к следующему заданию от мамы Пчелы, которое находится на этой полянке.

6 задание: Игра: «Сколько»

Воспитатель: Ребята, вам нужно будет выложить столько же предметов, сколько указано на карточке с цифрой. и найти и назвать предыдущую и последующую цифру вашей цифре на карточке, (при правильном ответе – переход на следующее задание)

(карточки с цифрами: 2, 7, 5, 9, 3, 6.

Воспитатель: Вы справились с этими заданиями, отправляемся дальше.

7 задание: «Математическая задача» (по таблице у доски)

Воспитатель: Ребята, предварительно чтобы преступать к этому заданию, давайте вспомним, что такое задача из чего состоит и алгоритм решения задачи.

1)Задача-это маленькая история с числами.

2)В задаче обязательно должны быть условие и вопрос.

В условии говорится о том, что известно, сообщаются данные.

А в вопросе сообщается, что нужно найти, что не известно. (сколько)

1. Папа – волк и 2 его волчат, решили отправиться на прогулку. Сосчитайте сколько всего зверей, отправилось на прогулку. (3)

(Дети у доски составляют простое арифметическое уравнение и говорят ответ задачи) .

2. Папа – еж и его ежата собрали во время прогулке для обеда 2 белых гриба и 3 подберёзовика. Сосчитайте, сколько всего собрали грибов ежи. (5)

3. Вот задумал волк друзей

Пригласить на юбилей.

Пригласил двух медвежат,

Трех зайчат и пять бельчат.

Посчитайте поскорей,

Сколько у волка друзей (ответ 10) .

Воспитатель: Вы справились с этим заданием, отправляемся дальше.

8 задание: Игра: «Сложи квадрат»

Воспитатель: Ребята, для этой игры нам с вами понадобятся по три квадрата из бумаги размером 8*8см на каждого ребёнка, ножницы.

А теперь послушайте внимательно само задание.

Задание: Возьмите первый квадрат, сложите его так, чтобы получилось 2 треугольника. Разрежьте по линии сгиба.

Второй квадрат сложите так, чтобы получилось 4 треугольника. Разрежьте по линиям сгиба.

Третий квадрат – 8 треугольников. Разрежьте.

Выложите на столе треугольники так, чтобы снова получились три квадрата.

Уточните, что квадрат больше треугольников.

Воспитатель: Вот мы и справились со всеми заданиями, которые нам приготовила мама Пчела и тем самым спасли и вернули маленького медвежонка Умку к его маме Большой медведице.

Ребята, нам пора возвращаться домой.

Закрывайте глаза. 1,2, 3!

Ну, вот мы и дома!

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Ответ детей: Да

Воспитатель: Кого мы сегодня спасали?

Ответ детей: Маленького Медвежонка Умку

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: А как мы это делали?

Ответы детей: Выполняли задания, которые приготовила для нас мама Пчела.

Воспитатель: Молодцы!

Медвежонок вернулся к своей маме (показ слайда) .

Цель: формирование элементарных экологических представлений, о взаимосвязи человека и природы, закрепление знаний о диких животных леса.

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В приоритете – познавательное развитие.

Обучающие :

1. Закреплять знания о диких животных и птицах.

2. Способствовать формированию у детей диалогической и монологической формы речи.

3. Формировать интерес к познавательной деятельности.

Развивающие:

1. Развивать фантазию, навыки подражания, побуждать к импровизации.

2. На фоне эмоционального восприятия активизировать действия детей, развивать внимание, быстроту реакции.

3. Укреплять здоровье детей и предупреждать утомляемость.

Воспитательные:

1. Воспитывать гуманное отношение к миру природы и представителям животного мира.

2. Воспитывать желание охранять и оказывать им посильную помощь.

3. Поощрять творческую инициативу.

Словарь: сундучок, колокольчик,медведица,зайчата, воробушки,медвежонок.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок.

Выполнение рисунков, коллективных аппликативных картинок к сказкам совместно с родителями и воспитателем.

Рассматривание сюжетных картин к сказкам.

Дидактические игры на тему: «Кто в гости пришел?»,

«Угадай из какой сказки?», «Кто так говорил?»,

Д/ игра «Чудесный мешочек» (шишки, грибочки, орешки).

Д/ игра «Разложи морковки», Д/ игра «Кто, где живет?»

Материалы и оборудование:

Мультимедийный проектор Презентация «Кто живет в лесу?»

Аудио – записи, «Прогулка по лесу».

Колокольчик, сундучок, домик – теремок.

Маски для сказочных героев – волк, лиса, заяц, лягушка, мышка, медведь.

Корзиночка с грибочками, декорация леса – елочки, коробка с разноцветными мячиками.

Костюмы: медведицы – взрослый, птички – ребенок, медвежонка – ребенок.

Виды деятельности:

Социально-коммуникативная деятельность.

Познавательная деятельность.

Двигательная деятельность.

Художественно-эстетическая деятельность.

Формы работы:

Ситуативная беседа.

Игровая деятельность.

Отгадывание загадок.

Самостоятельная деятельность.

Методические приёмы:

  • Словесные - беседа, вопросы, объяснение.
  • Наглядные - демонстрация игр, пособий.
  • Игровые - проведение подвижных игр.
  • Практические - действия с дидактическим материалом.

Литература:

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. А. Вераксы.
  • Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой».
  • В. В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе».

Планируемые результаты :

  • Дети будут интересоваться процессом познания жизни животных в лесу.
  • Проявлять активность при решении познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели, смогут переносить усвоенный опыт в новые игровые ситуации.
  • Проявлять активность при исполнении песни Е. Железновой «Прогулка по лесу», запись голосов «Волка, медведя, кукушки, сороки, дятел».
  • Примут участие в подвижных играх «Волк и зайцы», «Воробушки и кот».
  • Научатся импровизировать сказки.

Раздаточный материал.

  • Разноцветные мячи для каждого ребенка.

Организационный момент. Мотивация.

Утром в группу к детям приходит птичка – невеличка (ребенок в костюме из группы) Вместе с детьми выполняет режимные моменты.

Перед НОД дети стоят на ковре в кругу, играют в игру малой подвижности

«Птички – невелички»

Птички прыгают, летают, (Дети прыгают.)

Крошки птички собирают (Дети наклоняются и клюют.)

Пёрышки почистили, (Дети изображают, чистят перышки.)

Клювики почистили (Дети изображают.)

Птички летают, поют (Машут руками.)

И на место сели. (Улетают, садятся на ковер.)

Мотивация к НОД

Воспитатель: - Сегодня я хочу предложить вам снова отправиться в гости к сказке. Вспомните, пожалуйста, в какое время года мы посетили волшебный лес в прошлый раз?

Дети: - Это было зимой, в Новогодний праздник к сказке «Заюшкина избушка».

Воспитатель: - Правильно, а какое время года сейчас?

Дети: - Наступила весна.

Воспитатель: - Предлагаю провести разминку, чтобы настроение у нас было хорошим, легко и быстро могли добраться до сказки.

Разминка «Улыбнись»

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать.

А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

(Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)

Воспитатель: - Я предлагаю одеть – сапоги, куртки, шапки.

(Дети имитируют одевание.) Отправляемся в лес.

Под запись муз. «Прогулка по лесу» дети идут по узенькой дорожке, под ветками деревьев, раздвигаем кусты, перепрыгиваем через ручеек.

Выходим к сказочному лесу.

Воспитатель: - Здравствуй лес, дремучий лес, полный, сказок и чудес!

Ты впусти нас в гости, добрый лес.

(Обращаю внимание детей, на сундучок под елкой.)

Ребята посмотрите, какой красивый сундучок. Давайте посмотрим что внутри? (Открываем, дети смотрят.)

Дети: - В сундучке колокольчик.

Воспитатель: - Это волшебный колокольчик, он может превратить нас в сказочном лесу в разных животных. Только нужно произнести волшебные слова: - «Колокольчик позвени детей в зверюшек преврати»

(Дети вместе с воспитателем произносят слова.)

Воспитатель: - А в кого мы сейчас с вами превратимся, отгадайте сами. Послушайте загадку: Пусть я слишком длинноух,

Но зато и слух за двух.

Дашь капусты, я – грызун,

Погрозишься, - я бегун (заяц).

Воспитатель: - В кого же мы будем превращаться? Колокольчик позвени нас в зайчишек преврати. (Дети говорят слова.)

Дети: - в зайчат! (Дети имитируют движения зайца.)

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Ход игры. Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк - игрушка». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. Выполняют движения по тексту стихотворения.

Воспитатель: - Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёненький лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. Роль «волка - игрушка» выполняет воспитатель.

(Воспитатель, подводит итог игры, хвалит детей, сумели спрятаться от волка.)

Воспитатель: - Теперь отгадайте следующую загадку:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет

В деревне кур крадет. (Лиса.)

Воспитатель: - В кого же мы будем превращаться?

Дети: - В лисят!

Воспитатель звонит в колокольчик. Все говорят слова: - Колокольчик позвони, детей в лисичек преврати» (Дети имитируют движения лисы.)

Воспитатель: - А кем вы станете сейчас?

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крохи собирает (воробей).

Дети: - В воробышков!

Воспитатель звонит в колокольчик. Все говорят слова: - Колокольчик позвони, нас в воробышков преврати» (Дети имитируют движения воробья.)

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Цель : развивать ловкость, внимание.

Ход игры : Дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят. Ребенок (котик), сидит и дремлет. На слова педагога: «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают», дети открывают глаза, громко говорят: «Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют». После этих слов дети разбегаются по группе. На слова педагога: « Кот проснулся, воробышков увидел, напугал, в гнездышко полетели!» - возвращаются на свои места.

Воспитатель: - Я предлагаю вам прислушаться к звукам весеннего леса, может быть, мы еще кого-нибудь услышим?

(Дети слушают аудио запись со звуками – волка, кукушки, дятла, медведя)

Дети угадывают звуки зверей.

Воспитатель: - Мне кажется, кто-то плачет. Это не медведь… это маленький, кто это ребята?

Дети: - Маленький медвежонок.

(Медвежонок выходит из-за елки, испуганно смотрит на детей.)

Дети: - Что случилось с тобой медвежонок?

Медвежонок: - Я заблудился, я не знаю где моя мама.

Воспитатель: - Ребята, давайте пожалеем медвежонка, улыбнемся ему.

Не расстраивайся, твоя мама обязательно найдет тебя.

(Дети обнимают и жалеют медвежонка.)

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете сказки, в которых встречается медведь? Назовите их, пожалуйста?

Дети: - «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» и т. д.

Воспитатель: - Милый медвежонок, чтобы ты не скучал, пока твоя мама-медведица тебя ищет, мы с ребятами покажем тебе сказку «Теремок».

Игра - инсценировка сказки «Теремок».

Физкультминутка «Теремок».

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок. (присели, встали, руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили. (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк – зубами щелк

(показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк (поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались (бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

В конце сказки дети строят новый дом для зверей.

Дети говорят слова и выполняют движения.

«Молоточком мы стучим,

Дом построить мы хотим,

Строим мы высокий дом,

Будут жить все звери в нем».

Воспитатель: - Вот и закончилась наша сказка. Понравилась тебе сказка, медвежонок?(Ответ медвежонка.)

(Слышится рычание мамы – медведицы.)

Медвежонок: - Мама!

Воспитатель: - Кто, это, ребята?

Дети: - Мама - Медведица.

Медведица: - Спасибо вам дети, что нашли моего сыночка. Зато, что вы такие добрые и отзывчивые, я хочу вам подарить разноцветные мячики.

Воспитатель и дети: - Спасибо, медведица. До свидания!

(Медведица с медвежонком уходят.)

Воспитатель: - А нам ребята, пора возвращаться в детский сад.

(Звенит волшебный колокольчик и дети снова в детском саду).

Ребята, закрывайте глаза!

Дети закрывают глаза, говорят слова:

Тили-тили, тили - бом

Все мы в группу попадем.

Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие в сказочный лес.

Кого мы с вами встретили в сказочном лесу?

Кто вам понравился в нашем путешествии?

Какое настроение у вас было во время нашего путешествия?

Хотите ли вы еще раз отправиться в путешествие?

Рефлексия - сенсорная, интеллектуальная по характеристике цветов

Макса Люшера.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, все задания выполнили. Играли дружно.

Вам понравилось путешествовать в сказочном лесу? (Ответы детей.)

Вспомните, в какие игры мы с вами играли? (Ответы детей.)

Что мы с вами строили? (Ответы детей.)

Ребята, а какое настроение у вас было во время нашего путешествия?

(Ответы детей.)

Я вам предлагаю выбрать мячики, которые нам помогут узнать об этом.

Кто считает, что у него было веселое, бодрое настроение – выбирает мяч красного цвета.

Кто грустил во время нашего путешествия – выбирает мяч синего цвета;

Ребята, которые играли спокойно, правильно выполняли все игровые упражнения – выбирают мяч желтого цвета.

А кто активно играл, быстро справлялся с заданиями – выбирает мяч зеленого цвета.

По сигналу воспитателя, дети отыскивают мячик, определенного цвета.

Воспитатель спрашивает у детей, какой мячик они выбрали и почему?

Воспитатель: - Мне очень понравилось с вами путешествовать, в следующий раз мы с вами отправимся в другое путешествие.

Сплошнова Зоя Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с " 8 "Тополек"
Населённый пункт: город Петровск Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по познавательному развитию: "Явления природы"
Дата публикации: 17.06.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Тополек» г. Петровск Саратовской области

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему: «Явления природы»

старшей группы «Непоседы»

МБДОУ № 8 «Тополек»

Составил: воспитатель

Сплошнова Зоя Александровна

Петровск - 2017

Тема: Явления природы.

Направление образования и развития-образовательная область «Познавательное

развитие»

Цель : дать понятие о том, что на нашей планете много разных стран и

континентов.

Задачи:

Образовательные:

Формировать у детей умение устанавливать значение слов, подбирать

условия выполнения простейших опытов, комментировать результаты,

делать выводы.

Обобщить и дополнить знания о свойствах воды, ее превращения.

Формировать навыки ведения дискуссии.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, зрительное восприятие, долговременную

зрительную память, интерес к явлениям природы.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, взаимовыручку, уважительное отношение друг

Словарная: устанавливать значение слова «Радуга», подбирать слова к слогу (ра

Интегрированные ОО: Познавательное развитие, Речевое развитие,

Социально-коммуникативное развитие,

Художественно-эстетическое развитие, Физическое

развитие

Виды детской деятельности - продуктивная, игровая, коммуникативная,

познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная, восприятие

художественной литературы, музыка.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа,эксперимент,

пальчиковая гимнастика, игра на развитие внимания, схема, творческая работа.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, работа парами.

Оборудование персонажи - Ослик, капелька Катенька, Снежинка;

прозрачная плоская емкость с водой, зеркальце, настольная

лампа, стакан с горячей водой, холодная тарелка; схема

«Круговорот воды в природе»; значки «тучка» и «солнышко»;

полотенце для рук, карандаши, компьютер, магнитофон с ауди

Предварительная работа наблюдение за природными явлениями-дождем,

радугой, снегом; проведения опытов; работа с картой.

Использования современных образовательных технологий -технология

исследовательской деятельности, здоровьесберегающие технологии, работа

парами, ИКТ, ТРИЗ

Список использованной литературы

1. З.А. Михайлова. План-программа образовательно-воспитательной работы в

детском саду. Библиотека программы Детство. С-П Детство-Пресс, 2009

2. Е.А. Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Игровые

технологии ТЦ СФЕРА, М. 2005

3. Г. Антипина, Л. Чупрова, Е. Калараш. Войди в лес с другом. Журнал.

4. Т. Афанасьева, Э. Дубовец. Увлекательные прогулки. Журнал. Дошкольное

воспитание №6, 2011

5. С. Вдовиченко, Т. Воробьева. Экологические модели. Журнал. Дошкольное

воспитание №12, 2008

6. О. Газина. Играя познаем природу. Журнал. Дошкольное воспитание №7,2008

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Игровой прием

На волшебном экране компьютера

появляется Ослик.

Здравствуйте. Все плыву и плыву, а

земли не видно. Наверное я сбился с

пути. Ну вот, слышите? (звучит

аудиозапись Шум дождя). - Ой, кто

ты? Ты что, с неба свалилась?

Под музыку дети входят в зал.

Здороваются, желают друг другу,

гостям доброго дня и садятся на

стульчики перед экраном компьютера

Дети отвечают какие звуки они

Основная часть

История Капельки Катеньки

Капелька (нарисована на картоне). Да!

Я Катенька-капелька воды. Я давно с

тобой путешествую. Я была каплей в

море. (показ моря на экране).

Ослик -Да, да, я видел блестящие

капли на спинках дельфинов.

Капелька. Но вот пригрело солнышко

и мои сестрички, а вместе с ними и я

испарились (превратились в

невесомый пар и оказались в воздухе.

Видел ли ты, подплывая к берегам

Африки, как все предметы

расплываются перед глазами?

Ослик- Видел. Я подумал, что

испортилась моя подзорная труба.

Капелька. - Это водяные пары

поднимаются вверх от согретой

солнцем воды и все предметы будто

«ломаются» их струйками. Но мы,

капельки не любим долго оставаться

по одиночке. Высоко в небе мы

собрались в белое пушистое облако и

поплыли за тобой.

Ослик - Да, я помню! Это было

прекрасное облако, похоже на

сказочный замок.

Капелька. - Мне очень хотелось

побывать в Сахаре. Мне говорили, что

в пустыне вода дороже золота. Там и

Дети рассматривают море на экране и

обсуждают увиденное

люди, и животные, и растения каждую

капельку воды берегут. Вот бы все так

делали! А вы, ребята, бережете воду?

(Ответы детей).

Ослик. - Да, в пустыне умеют

экономить воду.

Капелька- Ослик, а помнишь ли ты

радугу над саванной?

Ослик. - Да, она была очень красивой!

Капелька. - А знаете ли вы ребята, кто

«делает» радугу? Откуда она берется?

(Ответы детей) Радугу делаем мы -

капельки воды вместе с солнышком!

Ослик.- Как же вам это удается?

Капелька. - Сейчас я расскажу

ребятам, что нужно делать, и они сами

смогут создать радугу.

Эксперимент Радуга

Беседа с детьми. - Что значит слово

«радуга». Слово «дуга» отвечает

форме радуги, точнее, той ее части,

что видна с земли. (Из космоса радуга

выглядит как семицветный круг).

(Показ через компьютер).

Придумывание, частью какого слова

является слог «ра»? (Ответы детей:

радость, разноцветная).

Когда бывает радуга и как она

выглядит? (Ответы детей).

Почему люди радуются, увидев

Положим зеркало в плоскую

прозрачную емкость с водой.

Развернем зеркало так, чтобы поймать

им солнечные лучи или лучи

настольной лампы. Будем медленно

поворачивать его до тех пор, пока не

увидим на стене или на потолке

настоящую радугу.

(Предложить детям самостоятельно

попробовать получить радугу,

комментируя свои действия. - Радуга

получается при прохождении лучей

Дети отвечают на поставленный

вопрос: « Как они берегут воду»?

Дети ведут рассуждение о том откуда

берется радуга

Игровое упражнение: «Частью какого

слова является слог «ра»

Ответы детей на вопросы,

рассуждения

Дети проводят самостоятельно

эксперимент по получению радуги и

комментируя свои действия словами:

света через воду).

Чтобы запомнить

последовательность цветов

радуги, придумали такую фразу:

Каждый охотник желает знать,

где сидит фазан

Посмотрите на радугу

внимательно и постарайтесь

догадаться, почему эта фраза

служит подсказкой о

последовательности цветов.

Ослик. - Ребята, да вы просто

волшебники! Теперь мне понятно, от

чего появляется радуга.

Куда же ты отправилась, Катенька,

когда исчезла радуга?

Катенька - Над саванной (показ через

компьютер) нас, капелек, набралось в

облачке очень много. Оно почернело и

превратилось в тучу. Нам, капелькам,

стало тесно, мы стали тяжелыми и

упали на землю. Сначала дождик

накрапывал, затем пошел сильнее,

потом начался настоящий ливень. Все

вокруг очень обрадовались, что после

долгой засухи наступил сезон дождей.

Пальчиковая гимнастика

Дети барабанят пальчиками по столу,

изображая дождь при помощи

изменения ритма и силы удара.

Физминутка Дождик лей!

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!

Дети идут по кругу друг за другом,

Шлепаем по лужам.

Шлепая ногами.

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!

Останавливаются лицом в круг,

Зонтик нам не нужен.

Смыкают руки над головой.

«Радуга получается при прохождении

лучей через воду»

Дети отвечают, что каждое слово

начинается с определенного звука,

который обозначает цвет

Дети выполняют движения

пальчиковой гимнастики

Нам не страшен сильный дождь!

Выполняют прыжки на носочках,

Весна наступает!

Руки на поясе.

Ну, промокли мы. И что же?

Тянутся вверх, раскинув руки.

Будем мыться с мылом!

Пожимают плечами, улыбаются.

Показывают, как намыливают руки.

Игра на развитие внимания «Тучка»

Ослик - Все же я не совсем понял,

как это вы, капельки, то вверх, то вниз

движетесь?

Воспитатель - Сейчас, Ослик, мы

сами сделаем дождик и во всем

разберемся.

Эксперимент Дождь

Нальем в стакан горячую воду

(обращаю внимание детей на

пар, который виден над

поверхностью воды). Что делает

вода? (Испаряется). Вода

испаряется при любой

температуре. Только холодная

помедленнее, а горячая- быстрее.

Накроем стакан холодной

тарелкой. Поясняю: высоко в

небе холодно. Посмотрим через

несколько секунд - на тарелке

образовались мелкие капли.

Через несколько минут можно

видеть, как они собираются в

крупные тяжелые капли, которые

падают вниз, - идет дождь. Так

при помощи несложного

приспособления мы увидели

приключения капельки

Катеньки.

Дети вместе с воспитателем проводят

эксперимент «Дождь»

Показ схемы «Круговорот воды в

природе»

Давайте найдем на рисунке все

то, что мы увидели в ходе опыта:

испарение воды, подъем

водяного пара вверх, в небо, его

замерзание и превращение в

капельки, образование тучки и

Творческая работа.

Первая пара детей рисуют испарение

воды, вторая- подъем водяного пара в

в небо; третья пара - замерзание и

превращение в капельки; четвертая -

образование тучи и дождь.

Ослик. - Ребята, посмотрите, кто это?

На экране появляется Снежинка.

Катенька. - Ослик, ты снова не узнал

меня? А вы, ребята, догадались, кто я?

(Ответы детей). -Я-Катенька. Мы

приближаемся к Южному полюсу.

Стало холодно и я превратилась в

снежинку.

Ослик- Что же, нужно готовить

теплую одежду, скоро покажется

ледяной континент Антарктиды. До

свидания, ребята!

Катенька - До свидания!

Дети рассматривают схему

«Круговорот воды в природе» и

находят на рисунке все то, что увидели

в ходе опыта

Дети работают в парах и выполняют

разнообразные задания: 1-рисуют

испарение воды; 2- подъёма водяного

пара в небо; 3- замерзание и

превращение в капельки; 4-

образование тучи дождя

Отгадывание загадки

Заключительная часть

Воспитатель - Ребята, вам было

интересно работать с нашими

А какие два открытия мы сегодня

сделали? (Ответы детей - узнали как

образуется радуга и дождь).

Дети на вопрос: «Было ли интересно

работать с героями?»

выбирают тучки (черные-не

интересно, голубые- положительный

Рассказ детей о том, что нового узнали