Конспект урока "Письмо строчной буквы «п»". Письмо заглавной буквы "п" Строчная буква п


МОУ – Средняя общеобразовательная школа №7,

города Мценска, Орловской области.
Учитель начальных классов высшей категории:

Кирпичёва Марина Николаевна.
Урок письма в первом классе.
Тема. «Письмо заглавной буквы П и строчной буквы п».

Цели. Продолжить работу над письмом букв П, п и соединений с этими буквами; учить детей писать слова, предложения с пройденными буквами; учить делить слова на слоги, делать звуко – буквенный анализ слов , делить предложения на слова; учить писать с комментированием и списывать с печатного текста; прививать навыки правильного, аккуратного письма.

Учебные материалы . «Пропись-3 к Русской азбуке» (авторы В.Г.Горецкий, Н.А. Федосова); схемы слов; схемы предложений; рисунки сказочных героев ; набор слогов; набор слов; куклы из кукольного театра; «медали» для оценивания детей.
Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель. К нам в гости прилетел Кеша (смотри приложение ). По дороге он встретил Буратино (смотри приложение), который нёс вам подарки. Буратино хотел вас поздравить с окончанием I четверти и наступлением первых каникул. Но лиса Алиса и кот Базилио (смотри приложение) перехватили Буратино и отобрали у него подарки.

Вы сможете найти туда дорогу, если правильно и аккуратно выполните все задания, предложенные вам на пути сказочными героями.

III. Подготовка к письму.

Кеша смотрит, как вы правильно приготовились к уроку.


  1. Тетрадь лежит с наклоном.

  2. Сесть на край стула, кулак проходит между партой и грудью , ноги вместе.

  3. Ручку взять правильно, слегка наклонив голову.
IV. «Пропись», с. 5

1. Пока Кеша летел, он рассыпал элементы каких – то букв. Мы сможем отправиться в путь, если узнаем, что это за буквы?


  1. Обвести элементы букв.

  2. Собрать элементы в буквы П и п.

  3. Записать их в рамки.

  4. Дать анализ (обозначает согласный звук, глухой, твёрдый [п] и мягкий [п"]

  5. Учитель. Почему эта буква оказалась у Кеши?
Дети. Он п оп угай, п тица, тело его покрыто п ерьями.

В этих словах слышатся звуки [п] и [ п’]

2. Учитель. Перед нами трудная дорога. Пройти её нам поможет ёж . Как вы думаете почему?

Дети. Он катится клубком.


  1. Упражнения для кисти рук: дорога, узор в воздухе , иголки ежа.

  2. Обвести узор в тетради аккуратно, начиная со стрелы.
3. Перед входом в город нас встречает Карлсон (смотри приложение).

Помогите ему открыть замок на воротах, так как он забыл шифр к нему.


  1. Соединение букв «П» и «п» – одна строка.

  2. Шифр: пропеллер. (У Карлсона есть пропеллер, а в записи этого слова - 2 буквы «п»).
4. Учитель. Посмотрите, кто же это рассыпал слова на нашем пути?

Дети. Незнайка.

Учитель. Давайте поможем Незнайке (смотри приложение) быстрее собрать слова и освободить себе дорогу.

Загадки.

В ранце я всегда лежал,

Букву где–то потерял…

То меня с водою смыли».

(Пе - нал, пе - на).

На доске – анализ схем: подобрать к схемам нужные слова.

Учитель. Нам нужно найти слово, профессию человека, который работает в столовой, ресторане и т.д. и может нас вкусно накормить.

(По′ – ва р).

Анализ схемы: подобрать схемы к словам, найти нужную схему.

В прописи: анализ схемы, раскрашивание.

Анализ слова (по′ – в а р).

Учитель. Почему это слово написано с заглавной буквы и посередине строки?

Дети. Это заголовок.

Учитель. Дописать слово с предложение с маленькой буквы «п».

Анализ предложения по схеме:


  • Сколько слов?

  • Какое первое, второе, третье?

  • Как пишется первая буква в предложении?

  • Что ставится в конце предложения?
5. Физкультурная минутка.

6. Учитель. На пути мы встречаем Мышонка (смотри приложение). Он приглашает нас на обед к себе домой.

Чтение в прописи: Мама варит суп.

Анализ предложения:

1) Найти схему предложения:

2) Рисование схемы.

3)Запись прописными буквами с комментированием на доске и в тетради:

Мама варит суп.

Анализ предложения:

Учитель. О ком говорится в предложении?

Что говорится?

Почему эти предложения можно назвать рассказом?

7. Учитель. Отправляемся дальше. Навстречу идут ребята , угадайте, как их зовут?

Ле Пав на лик Во на
Дети. Лена и Павлик.

Учитель. С какой буквы пишутся имена?

Прочитайте вопрос в прописи.

Дети . Кто пил квас?

Запись в прописи с комментированием : Павлик пил квас .

Составление предложений из слов на доске.

Лена пила квас.

А Лена и Павлик?

Лена и Павлик пили квас.

Учитель. Чем отличаются слова пил и пили?

Дети. Окончаниями.

8.Учитель. Вот мы и подошли к дому. Нас встречает Буратино . У него что–то случилось с ключом. Ему понадобится наша помощь.

П. лка п.лка п.лка

(Полка, пилка, полка).

2) Назвать значения слов.

3) Какой предмет нам понадобится?

Дети. Пилка.

Палка – для кота и лисы.

Полка – место, где лежат подарки.

9. Лиса Алиса и кот Базилио просят прощения (куклы из кукольного театра).

10. Подведение итогов урока. Вручение «медалей» , сделанных из разных аппликаций.
Приложение к уроку.
1.
2.
3.

4.
5.



Тема: Письмо строчной буквы «п»

Цель: учить писать строчную букву п , правильно располагать буквы и слова в строке, Задачи:

Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость, фонематический слух;

Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке, для лучшего усвоения материала;

Воспитывать аккуратность в работе, интерес к предмету.

Ход урока:

1.Организационный момент .

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Как называется наш урок? Какие вы знаете правила письма?

Надо:

. 1.Тетрадь положить с наклоном.

2.Сесть на край стула, кулак проходит между партой и грудью, ноги вместе.

3. Ручку взять правильно, слегка наклонив голову.

2.Актуализация знаний.

Какую букву мы изучили на уроке чтения? Какая она? Дайте характеристику букве.

Игра. Подставь первый звук “П” к словам:

Уля – пуля,

Алочка – палочка,

ушки – пушки,

Олечка – Полечка,

луг –плуг,

Оля –Поля, л

ожка –плошка и т.д.

Повторяйте слова со звуком П.

Таня, Паня, баня

Галя, Толя, Коля

Алочка, Галочка, палочка

ушки, пушки, макушки

ситро, ведро, пальто

3.Постановка цели, определение темы.

Какая будет тема? Цель?

Давайте составим план нашей работы:

Сравнить…

Научиться…

Писать…

4. Анализ буквы, сравнение печатной и письменной.

На что похожа буква? Чем буквы похожи?

Знакомство с написанием строчной буквы.

Опускаемся по наклонной линии, поднимаемся по наклонной, бугорком уходим влево, опускаемся по наклонной линии, выполняем качалочку.

Письмо на доске.

Пишем букву под счет в воздухе. Письмо по стрелке.

5.Письмо в тетради по точкам.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь

Под комментированием учителя 2 буквы, остальные сами, еще дописываем три буквы.

Самоанализ.

Найдите букву, самую лучшую обведите ее.

Старайтесь, чтобы все буквы были такие.

6.Физминутка.

Потрудились – отдохнём.

Встанем – глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

7.Беседа о профессиях

Какие названия профессии написаны в тетрадях? Кто такой плотник? Кто такой капитан?

Какие вы знаете профессии на букву-п?

Вставь пропущенное слово, профессии людей.

Красит стены нам (маляр),

Столы делает (столяр),

Песни нам поет (певец),

Торговлей занят (продавец),

Лекарство выдаст нам (аптекарь),

Хлеб испечет в пекарне (пекарь),

Сапоги сошьет (сапожник),

Потушит вмиг пожар (пожарный),

В машине возит груз (шофер),

В шахте трудится (шахтер),

В жаркой кузнице (кузнец),

Кто все знает – молодец!

Кто из вас запомнил профессии, в которых встречается звук [п], [п"]?

8.Письмо слов. Кто такой плотник? Кто такой капитан?

Самостоятельная работа

9.Итог урока. Какая была цель урока?Какую букву научились писать?

10.Рефлексия.

Заполнение Лесенки « Достижений »

Красный цвет-Все понятно. Нет вопросов

Синий цвет-Есть нерешенные вопросы.

Желтый цвет-ничего не понятно.

Спасибо за урок.


Дата урока: 17.11.2015 г. Урок 51: Тема урока: Письмо строчной буквы п. С. 46-47 Пропись №2
Тип урока:изучение нового материала.
Педагогические задачи: создать условия для формирования умения писать строчной буквы п.
Планируемые результаты:
Предметные:
Анализировать начертание буквы п,
вырабатывать алгоритм ее написания.
Наблюдать за изменением значения слова при
замене буквы на письме.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в прописи,
определять смысл учебных знаков в тетради,
общеучебные–формулировать ответы на
вопросы; различать устную и письменную речь, а
также основные языковые средства (слова,
предложения, текст);
Личностные:
Иметь желание учиться; адекватное
представление о поведении в процессе учебной
деятельности.
контролировать свои действия в процессе
работы. Организовывать своё рабочее место и
поддерживать порядок на парте
Регулятивные: принимать и сохранять учебную
задачу; адекватно восприниматьоценку учителя,
планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации; проговаривать последовательность
действий на уроке, понимают выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
Всотрудничестве с учителем ставить
конкретную учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и
того, что ещё неизвестно.
Коммуникативные: выстраивать
коммуникативно­речевые действия,
направленные на учет позиции собеседника
(вслух говорит один, а другие внимательно
слушают), конструктивные способы
взаимодействия с окружающими.
Образовательные ресурсы: пропись №2, стр. 46­47

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационная структура урока
Организационный
этап
Постановка целей
и задач урока.
Актуализация
знаний.
Приветствие, проверка подготовки учащихся к
уроку,постановка цели и задач
Проговаривание стихотворения и произношение
выделенных слов учениками:
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
­ С каким настроением пришли на урок?
­Садитесь, и покажите нам всем правильную посадку за
партой.
­Откройте пропись на стр. 46­47
­Проанализируйте страницу, скажите у нас сегодня урок
новых знаний или повторение пройденного материала?
Почему? Обоснуйте ответ.
Попробуйте сформулировать тему урока.
Составление устного плана урока:
1. Знакомство с написанием буквы.
2. Знакомство с соединениями.
3. Письмо слогов, слов.
Умеем ли мы писать эту букву?
Значит, какой результат мы должны получить к концу
Слушают учителя, стоят возле
своих парт.
Дети садятся, на свои места и
демонстрируют правильную
посадку за партами
­ Сегодня у нас урок новых знаний.
Потому что мы сегодня на уроке
чтения изучили новую букву п. Нам
нужно научиться писать ее и писать в
словах и предложениях.
Тема нашего урока:
Строчная буква п.
Да, мы умеем писать эту букву.
Уметь писать в словах букву п
Формируемые
способы
деятельности
обучающегося
Осуществлять
самоконтроль;
слушать и
понимать речь
учителя;
вспоминать
предыдущий
урок;
В сотрудничестве с
учителем ставить
конкретную учебную
задачу на основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено, и того, что
ещё неизвестно

и
Обобщение

систематизация
знаний
Пробное действие
Применение знаний
и умений в новой
ситуации
урока?

­ Руки? – На месте!
­ Ноги? – На месте!
­ Локти? – У края!
­ Спина? – Прямая!
Работа с письменным алгоритмом буквы:
Посмотрите на образец.
Кто желает проговорить весь алгоритм написания
новой буквы?
Графический подробный разбор и проговаривание
детьми буквы и показ на доске:
«Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки,
опускаемся по наклонной линии, поднимаемся по
наклонной и, не доходя до 1/3 сверху, «бугорком» уходим
вправо вверх, коснувшись линеечки, разворачиваем ручку
и опускаемся по наклонной линии, выполняем
«качалочку» и поднимаемся по крючку до середины».
Устное проговаривание детьми (1­2)
 Хоровое устное проговаривание.
 Написание в воздухе с хоровым
проговариванием
 Работа на первой строке
Какие ошибки могут возникнуть? На что
необходимо обращать внимание при написании?
Вывод:
­ Что мы сейчас делали?
­ Кому было легко?
Оцените свою работу кружком:
Уметь
проговаривать
последовательнос
ть действий,
понимают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале;
делать выводы,
оречевлять свои
действия.
Проговаривание по желанию
«Ставим ручку на верхнюю линеечку
рабочей строки, опускаемся по
наклонной линии, поднимаемся по
наклонной и, не доходя до 1/3 сверху,
«бугорком» уходим вправо вверх,
коснувшись линеечки, разворачиваем
ручку и опускаемся по наклонной
линии, выполняем «качалочку» и
поднимаемся по крючку до
середины».
Проговаривание хором
Проговаривают и пишут в
воздухе
Делают вывод и самооценку

– я доволен своей работой.
­ мне необходимо чуть постараться
­ не получилось
Контроль усвоения.
Графический
диктант
Работа на учительской строке.
Баран, банан, барон, бобры
III.Физминутка
Создание
положительного
эмоционального
климата и
снижение у детей
напряжения.
Давайте отдохнём.
Мы ногами ­ топ­топ,
Мы руками ­ хлоп­хлоп.
Мы глазами ­ миг­миг.
(Руки на поясе.Моргаем глазами)
Мы плечами ­ чик­чик.
(Руки на поясе, плечи вверх­вниз)
Выполняют учительский
диктант букв, выполняют
задания с буквами
Движения выполнять по
содержанию текста
Уметь выполнять
учебное действие:
писать под
диктовку.
Давайте вспомним правила при письме.
­ Руки? – На месте!
­ Ноги? – На месте!
­ Локти? – У края!
­ Спина? – Прямая!
Концентрация внимания.

Систематизация
знаний
1)Анализ графических ошибок.
Работа над соединением:
2) Упражнения в написании изучаемой буквы в
соединениях в слогах: па, по,
Наблюдение за соединением букв
3)Написание слов папа, пара, пион
(Звуковые схемы слов в прописи)
При этом учитель следит за осанкой детей,
обращает внимание на расположение учебных
предметов на парте (пенала, книги и др.)
Вывод: Какой результат наших действий
получили?
Оцените свою работу кружком:
– я доволен своей работой.
­ мне необходимо быть чуть старательнее
­ не получилось
Физминутка
Создание
положительного
эмоционального
климата и снижение у
Давайте отдохнём.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
1)Анализируют графические
ошибки.
Работают над соединением:
2) Упражняются в написании
изучаемой буквы в соединениях в
слогах: па по
Наблюдают за соединением
букв
3)Пишут слова: папа, пара,
пион
(Работают цветными
карандашами выделяют
звуковые обозначения слов в
прописи)
Делают вывод: учились
записывать слова и правильно
соединять буквы в словах
Оценивают свою работу
кружком:
– я доволен своей работой.
­ мне необходимо быть чуть
старательнее
­ не получилось
Повторяют движения вслед за
учителем.

детей напряжения
посредством
проведения
физкультминутки
Репродуктивно­
поисковый этап.
Цель:
Познакомиться со
словами, в состав
которых входит
буква ы.
Задачи: Развитие
фантазии,
воображения,
мышления.
Физ. минутка.
Создание
положительного
эмоционального
климата и
снижение у детей
напряжения
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!
1. Составление и запись слогов мягкий ­твердый:
Были­ пили
Какие виды соединений можно использовать?
Устно
2. Работа с предложением.
Полина поймала налима.
Вывод: какой результат получили после
выполненного задания?
Оцените свою работу кружком:
– я доволен своей работой.
­ мне необходимо быть чуть повнимательнее
­ не получилось
Муравьишка
Бежал по стеблю муравей,
Догонял своих друзей.
Догнал, перегнал.
И обратно побежал.
Составляют и записывают
слоги твердый­ мягкий:
Были­ пили
Дети поясняют и озвучивают
соединения, которые можно
использовать.
Выполняют движения
проговаривая
Умение
анализировать
соединения,
писать в
соединении с
разными буквами
проговаривать
последовательнос
ть действий на
уроке, понимают
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом
учебном
материале;

Поисково­
творческий этап.
Цель: Развивать у
детей интерес
к лексическому
анализу слов.
Задачи: Развивать у
учащихся дикцию,
внимание. Развитие
речи учащихся,
навыков чтения.
Работа в паре:
«Исследование» в парах: восстановить недостающие
в буквах элементы а, у, н, п, о, б, м, р, ы, и, э.
У, Л, М, И, А, О, Н, Р, Э.
При проверке разногласия в написании некоторых
букв (один и тот же элемент служит началом
написания нескольких букв), тогда ученики
должны обосновать свою точку зрения ввыборе
определённых букв.
Вывод:
­ Что мы сейчас делали?
­ Кому было легко?
­ Кто мог бы с таким заданием справиться
самостоятельно?
Оцените свою работу кружком:
– я доволен своей работой.
­ мне необходимо быть чуть по внимательнее
­ не получилось
Дети восстанавливают буквы.
Работают в в паре:
«Исследуют » в парах:
восстанавливают недостающие в
буквах элементы и читают
получившиеся слова: баобаб,
бобр,
баллон, бубны, бал, булка.
Обращают внимание на
последнее слово, в котором
встречается неизученная буква к,
она прописана полностью.
На доске по цепочке делают выводы
Оценивают свою работу
кружком:
– я доволен своей работой.
­ мне необходимо быть чуть
по внимательнее
­ не получилось
Умение
проводить
самоанализ и
самооценку.
принимать и
сохранять
учебную задачу;
адекватно
восприниматьоце
нку учителя,
осуществлять
свои действия в
соответствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации;
Самостоятельная
работа
Запись слов под диктовку на свободных строках
пи, по, пл
пал, пыл, бил­ пил
Записывают слова под диктовку
на свободных строках
пи, по, пл
пал, пыл, бил­ пил

Работа с
вариативной
частью
1. В задании «Соедини по порядку» полученный
треугольник можно заштриховать.
2. Работа с таблицей:
вписать недостающие буквы.
(могут вычёркивать найденные пары букв, как
показано в таблице).
Работа с лентой букв.
Итог урока.
Рефлексия.
Оценка результатов выполнения заданий на
уроке. Организация подведения итогов урока.
Беседа по вопросам:
­ В конце каждого урока мы с вами подводим итоги
нашей работы.
Какая цель была в начале урока?
­ Мы достигли нашей цели?
­ Кому понравились задания, которые мы
выполняли?
­ Кому было легко? Трудно?
Тогда давайте подведем итог урока с помощью слов
1. В задании «Соедини по
порядку» полученный
треугольник дети
заштриховывают
2. Работают с таблицей:
вписывают недостающие буквы.
(вычёркивают найденные пары
букв).
Дети указывают недостающую
строчную букву у (можно её
вписать), а клеточка для
заглавной буквы Б остаётся
свободной, но назвать букву дети
обязаны.
Работают с лентой букв.
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное
состояние на уроке. Проводят
самооценку, рефлексию.
Ответы детей.
Выражать
доброжелательно
сть и
эмоционально­
нравственную
отзывчивость
Уметь с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли (к.)

на доске:
­ Я учился...
­ Было интересно...
­ Было трудно...
­ Мне захотелось...
­ У меня получилось...
Беседа по вопросам:
Оцените свои достижения на уроке.
Посмотрите на все кружки которыми вы себя
оценивали каких у вас больше посмотрите и
оцените свою работу кружком за весь урок.:
– я доволен своей работой на уроке.
­ мне необходимо быть чуть по­внимательнее на
уроке
­ не получилось достичь всех целей
­ Спасибо всем за работу.
Учащиеся
оценивают свою работу
кружком за весь урок.:
– я доволен своей работой
на уроке.
­ мне необходимо быть чуть
по внимательнее на уроке
­ не получилось достичь
всех целей

  1. научиться правильно и красиво писать заглавную букву «П»;
  2. научиться писать соединения букв Па, Пу, Пл;
  3. научиться писать слова с заглавной буквой «П» - Полина, Папа.
  • Развивающие:
    1. обогащать словарный запас;
    2. развивать речь, внимание, память, мелкую моторику;
    3. способствовать развитию логического мышления при выполнении творческих заданий.
  • Воспитательные:
    1. Создать положительную мотивацию учения:
      • воспитывать интерес к изучаемой букве;
      • воспитывать чувство любви, уважения, заботы к матери.

    Средства обучения:

    • Презентация.
    • Прописи В. А. Илюхиной.
    • Использование доски, компьютер, проектор или интерактивная доска.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    • «Долгожданный дан звонок – начинается урок»

    II. Целеполагание и мотивация.

    Презентация. (см. приложение 1)

    1. Петя, Петя – петушок
      Вмиг расправил гребешок.
      Просит Петя букву «п»
      Написать красиво.
      Почему он выбрал «п»
      Отгадать смогли вы?
      (петушок – начинается с «п». Петя – кличка, имя петушка)
    2. Тема нашего урока – Заглавная буква П. (открыли прописи)

    III. Актуализация знаний и умений.

    1. Письмо под диктовку элементов
      • Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, уходим вниз по прямой наклонной линии, кладём «клюшку», ручку снимаем.
      • В средней 1/3 дополнительной строке выписываем «перевёрнутую клюшку», (внимание переносим на верхнюю линеечку в дополнительной строке – сохраняем параллель).
      • Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, уходим вниз по прямой наклонной линии «качалочка», «крючок до середины».
    2. Кто узнал, элементы какой буквы мы написали? (Мы узнали элементы заглавной буквы П)

    IV. Изучение новых знаний и способов деятельности.

    1. Обвели по пунктирным линиям, написали сами.
    2. Па Пу Пл – с объяснением – какое соединение? (поставить знак «+» под буквой, какая написана вами лучше всех).
    3. Полина – имя девочки (П)

    Микропауза

    • Пальчиковая гимнастика.
    • «Письмо носом»

    (глазки закрыли, ваш нос – ручка, пишем заглавную букву П).

    V . Первичная проверка понимания изученного.

    1. Полина поймала рыбу.
    - Какое слово в этом предложении написано с заглавной буквы П и почему?
    1. Папа Лины – полярник.
    - Словарная работа.

    (Словарь Ожегова.)

    Полярник – участник полярных экспедиций; работник полярных станций.

    Папа Лины – полярник.

    • Что прочитали? (предложение)
    • Докажите.
    • Сколько слов в предложении? (3)
    • Как будем писать слово папа? (с заглавной буквы)
    • Почему? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы)
    • Почему слово Лины написано с заглавной буквы? (Имена пишутся с заглавной буквы)
    • Что ставим в конце предложения? (В конце предложения ставится точка)

    П а п а Л и н ы т и р е п о л я р н и к.

    (Постарайтесь написать грамотно и красиво)

    Вывод. Когда пишется заглавная буква П?

    Первое слово в предложении.

    В именах людей.

    1. Выполнили ли мы просьбу Пети – петушка?

    (Да. Научились писать заглавную букву П)

    VI. Закрепление изученного.

    1. ПАПИРУС древний материал для письма, выработанный из травянистого растения – папирус. (Толковый словарь Ожегова)
    - Нам Маша привезла папирус из Египта. (Рассмотрите его)
    1. Исправление графических ошибок в слове папирус.
    - Что заметили?

    Дети анализируют и отмечают ошибки в написании элементов букв и их соединений.

    Возьмите свой волшебный карандаш и найдите ошибки.

    1. Физкультминутка.
    - Руки на плечи, вращаем локтями.

    Руки на пояс. Повороты туловища влево и вправо.

    Встали на носочки - руки вверх; опустились – руки вниз.

    1. Творческое задание.
    - Допишите недостающие элементы букв.

    ПАРОМ РУБЛИ ПАЛУБА

    ПАРОМ –плоскодонное судно или плот для переправы через реку людей, повозок, грузов.

    РУБЛИ – мн. ч.

    Денежная единица России, монета = 100 коп.

    ПАЛУБА – пол в корпусе судна.

    Какое слово следует исключить из этой группы слов и почему?

    РУБЛИ (паром – по воде, палуба – на корабле)

    ПАЛУБА (3 слога)

    ПАРОМ – (нет буквы у)

    РУБЛИ – [л’]

    ПАЛУБА – (ударение на первом слоге)

    Я нисколько не сомневалась, что вы справитесь.

    Ведь у вас есть все те качества, которые требовались: и внимательные глазки , и трудолюбивые пальчики , и доброе сердечко .

    1. Физкультминутка

    Руки за голову, локти вперёд, назад.

    Правую ногу назад на носок – руки вверх, и. п., левую ногу назад на носок – руки вверх.

    Ногу согнули в колене, приподняли, хлопнули в ладоши под коленом.

    1. Работа с пословицей.
    - «При солнышке тепло, при матери добро».
    • объяснили значение пословицы
    • какой сегодня день? (день матери)
    • сделаем маме подарок: обведём буквы пословицы по пунктирным линиям.
    - Прочитайте пословицу.

    Подарок мамам (стихотворение о маме – Скопин Д.)

    1. Собери слова. Запиши.
    - ЛАПА ЛУПА ЛИПА
    1. Работа с лентой букв.
    - возьмём волшебные цветные карандаши и определим место заглавной буквы П.

    О П Р

    VII . Итоги урока.

    С какой новой буквой познакомились на уроке? (П)

    Где научились писать эту букву? (В слогах, в словах)

    VIII. Рефлексия

    Какой элемент показался трудным при написании П?

    Какую пословицу узнали на уроке? (повторите)

    Разделы: Начальная школа

    Цели урока:

    • научить писать строчную букву п ;
    • продолжить обучение безотрывному письму слогов, слияний, слов и коротких предложений с соблюдением наклона, высоты и пропорции букв;
    • развивать аналитическое видение буквы, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
    • воспитывать аккуратность, старательность, чувство прекрасного.

    Оборудование:

    • пропись № 3 к “Русской азбуке”, печатные и прописные буквы, слоги-слияния, наборное полотно, картинка с изображением повара, рисунки с изображением половника, орехов, вилки, арбуза, ракеты;
    • карточка с изображением пилота, пионов;
    • баночка с водой и кисточка, миска с песком;
    • дидактический материал, схемы слов, карточки с текстами, шнурок;
    • видеомагнитофон, магнитофон.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную букву п . Мы отправимся в гости, а вот к кому, вы должны угадать. Для этого надо разгадать ребус.

    (На доску прикрепляются картинки, на которых рисунки с изображением половника , орехов , вилки , арбуза , ракеты ).

    Какое слово получилось?

    Кто догадался? (Повар. По первым буквам картинок)

    (Вывешивается рисунок повара)

    Сегодня мы отправимся в гости к повару.

    А какое слово в ребусе лишнее? (Ракета)

    Почему? (Потому что ракету на кухне не встретишь)

    Работа над темой урока.

    – Откроем Пропись на стр. 3.

    Кого вы видите в верхнем левом углу? (Повара)

    Повар нам будет помогать выполнять различные задания. Он хочет напомнить нам правила письма: (Дети хором повторяют)

    1. Надо писать с наклоном.
    2. Надо писать легко, не нажимая на ручку.
    3. Слог следует писать безотрывно.
    4. Писать слова надо на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.
    5. Писать надо четко, ровно, без помарок.

    2) Слого-звуковой анализ слова повар .

    Поделите слово повар на слоги. Сколько слогов? (2)

    Поставьте ударение. /Ударение падает на первый слог/

    Произнесите первый звук

    Давайте дадим ему характеристику (звук [ п ]-согласный, глухой,твёрдый).

    Так принято, что повара ходят в белых колпаках. А костюм мы можем раскрасить. Какой цвет вы выберете: зелёный или синий? (Синий цвет, потому что звук [ п ] в слове повар твердый. (Дети раскрашивают костюм у повара в Прописи).

    3) Анализ строчной буквы п

    Из каких элементов состоит буква п ? (Из прямой линии и волны)

    Давайте обведём по точкам элементы буквы п в Прописи.

    4) Объяснение учителем написания строчной буквы п:

    Букву п начинаем писать от верхней линии рабочей строчки, пишем прямую линию вниз до нижней линии рабочей строчки. Далее возвращаемся до середины рабочей строчки. Затем слегка закругляем и ведём до верхней линии, закругляем и ведём вниз наклонную черту с закруглением внизу.

    5) Конструирование буквы

    Давайте из шнурка сконструируем букву п

    А теперь на песке строчную букву п пальчиком и на доске кисточкой

    Пальчиком проведите по образцу наждачной бумаги по строчной букве п

    На что похожи элементы буквы п ?

    Давайте запишем “ волны” в Прописи.

    6) Учитель ещё раз объясняет написание буквы п строчной.

    Дети в воздухе пишут по образцу на доске на счёт: раз -и- два -и.

    7) Самостоятельная работа в Прописи.

    (Дети пишут на первой строке сначала элементы буквы п , а на второй строке –букву п ).

    8) Работа над слогами.

    Прочитайте слоги в Прописи (па, по, пы, пу, пи ).

    Назовите мягкий слог – слияние

    Добавьте данные слоги до слов. (Вывешиваются рисунки: помидор, пирог, репа, пышка, пуаны).

    Назовите слова которые можно объединить в одну группу (помидор, пирог, репа, пышка).

    Что объединяет эти слова? (Повар может использовать).

    Какое слово лишнее? (Пуаны)

    Что это? (Тапочки для балета) .

    Посмотрите, как правильно записать эти слоги: па, по, пы, пу, пи.

    Напишите эти слоги в Прописи.

    Музыкальная физкультминутка.

    Звучит музыка. Дети исполняют “Танец поварят”.

    Поварята щи варят, щи варят,
    Поварята говорят,
    Говорят, говорят:
    “Лучше наших поварят нет!”
    Припев (с движением ног)
    Пятка-носик:
    Раз, два, три.
    Пятка-носик:
    Раз, два, три.

    В суп кладём мясную кость,
    Мясную кость, мясную кость.
    Вынимаем: ржавый гвоздь,
    Ржавый гвоздь, ржавый гвоздь.
    Припев (с движением ног)
    Пятка-носик: раз, два, три.
    Пятка-носик: раз, два, три.

    Тесто месим на дрожжах,
    На дрожжах, на дрожжах.
    Не утянешь на вожжах,
    На вожжах, на вожжах.
    Припев (с движением ног)
    Пятка-носик: раз, два, три.
    Пятка-носик: раз, два, три.

    Анализ слов: пeла, пилa.

    Назовите сходство этих слов (2 слога, 4 буквы, начинаются на букву п заканчиваются на букву а ).

    Назовите различие этих слов (вторая буква в одном слове е , а другом и;

    Ударение в слове пeла падает на первый слог, а в слове пилa на второй слог).

    Посмотрите, как надо красиво записать эти слова.

    (Дети сначала в воздухе по образцу учителя пишут эти слова, а затем записывают их в Прописи)

    Прочитайте предложение в Прописи о Лене и Вере.

    Лена. . . . сок

    Вера . . . . песни

    Закрасьте схему и допишите нужное слово в предложение.

    VI. Чтение текста на карточках.

    Полина Петровна – повар. Она сварила суп. К Полине Петровне пришли Лена и Вера.

    Назовите все слова, которые начинаются на строчную букву п . (повар, пришли)

    А ещё есть в словах строчная буква п ? (суп)

    Почему вы не назвали слова Полина Петровна?

    Обоснуйте свой ответ. (Эти слова – имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы).

    А сейчас мы узнаем, что рассказала Вера Полине Петровне про своего папу.

    Прочитаем предложение в Прописи. (У Веры п а п а повар).

    Давайте составим графическую схему этого предложения:

    |______ |______ ___ ___ .

    Какое правило мы знаем, чтобы правильно написать графическую схему предложения. (Имена собственные пишутся с большой буквы).

    Как вы думаете, какое задание нам предложит наш повар. (Указывается на рисунок повара).

    Правильно. Он предложит списать это предложение. Но не просто списать это предложение, а слово ПАПА перевести в письменный текст.

    Давайте слово п а п а напишем сначала в воздухе, запишем на доске кисточкой. А сейчас спишите всё предложение в Пропись.

    Подчеркните в этом предложении все гласные.

    А сейчас мы узнаем о том, кем работает папа у Лены.

    Прочитайте следующее предложение в Прописи. (У Лены папа ПИЛОТ)

    Кто такой пилот? (Летает на самолёте)

    А какое задание мы будем выполнять в этом предложении? (Слово ПИЛОТ надо будет перевести в письменный текст)

    Давайте это слово ПИЛОТ попробуем написать на доске с помощью кисточки и воды.

    А теперь запишем всё предложение в Пропись.

    Физкультминутка (в имитационной форме “Покормим цыплят”).

    Показ видеофильма о цветах.

    А теперь наш повар хочет вам показать видеофильм. Давайте посмотрим его.

    (После просмотра учитель спрашивает детей о том, что они там видели).

    Где растут цветы?

    На клумбах.

    Зачем люди сажают цветы?

    Чтобы было красиво.

    Какие цветы вы запомнили?

    Ромашки, георгины, розы, астры, лилии и др.

    Названия каких цветов начинаются на букву п ?

    Посмотрите на эти рисунки. Какие тут цветы?

    Какого цвета бывают пионы?

    Красного, белого, розового.

    1) Работа над словом ПИОНЫ.

    Сколько слогов в слове ПИОНЫ? (3)

    Куда падает ударение? (на второй слог)

    Сколько букв? (5)

    Сколько звуков? (5)

    Назовите гласные. (и, о, ы)

    Назовите согласные. ([п’], [н]).

    А теперь попробуем составить новые слова из слова ПИОНЫ > ОН, ОНИ, ПОНИ.

    Подберите нужную схему к слову ПИОНЫ (Дается несколько схем).

    Чтение печатного текста в Прописи ВОТ ПИОНЫ.

    Составьте графическую схему этого предложения. (|______ ___ .)

    Какое задание вы должны выполнить? (Записать предложение в Пропись. Но надо печатный текст перевести в письменный).

    Итог урока.

    Чем занимались на уроке?

    Где побывали?

    Что нового узнали?

    Наш ПОВАР очень доволен вами. Вы хорошо поработали. Он приглашает вас в столовую. Там для вас приготовили всё на букву п . (пирожки, пироги, плов).