Конспект внеурочного занятия "первоцветы". Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Первоцветы Первые цветы занятие в старшей группе

Управление дошкольного образования Альметьевского
муниципального района

Конспект комплексного занятия
по ознакомлению с окружающим
в рамках конкурса «Эколидер»
на тему: «Первоцветы – вестники весны»
(старше – подготовительная группа)

Воспитатель
МБДОУ № 30 «Снегурочка»
Араксина М.Н.

г. Альметьевск
2012 г.

Программное содержание: Закрепить представления детей о первых цветах весны, растущих в нашем крае, умение описывать явления природы на основе собственных наблюдений.
Расширять кругозор детей, способствовать развитию познавательных способностей.
Продолжать знакомить детей с Красной книгой.
Закреплять умение рисовать печатками.
Воспитывать чувство прекрасного в душе ребенка; бережное отношение к природе.
Словарная работа: рыхлый, примула, горицвет.
Предварительная работа: продолжить изучение страниц Красной книги; рассматривание картин, иллюстраций о первоцветах, наблюдение на прогулке; чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок; решение кроссвордов, ребусов.
Материал: Красная книга, аудиозапись, лист бумаги, палитра, гуашь, печатки, картины с изображением первоцветов, кроссворд, цветок одуванчик (из бумаги).

Ход занятия
Воспитатель: Ребята. Я загадываю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней говорится?
Она приходит с ласкою
и со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник, расцветет
Дети: Весна
Воспитатель: Расскажите о весне, о ее приметах.
Дети: Солнце весной теплое, нежное, ласковое, яркое. Небо чистое, голубое с белыми облаками, лазурное, светлое.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что происходит ранней весной?
Дети: Снег становится сырым, грязным, рыхлым, зернистым, темным, ноздреватым, он тает на солнышке и превращается в ручейки.
Дети: прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие лебеди, дикие гуси, дикие утки.
Воспитатель: С приходом весны пробуждается природа. Вы слышали замечательное высказывание о весне. А сейчас я предлагаю послушать прекрасную музыкальную весеннюю фантазию Т. Тютюнникова «Из чего родилась музыка».
Звучит музыка.
Воспитатель: Расскажите о том, что вы представляли, когда слушали музыку.
Дети: Скворца, который сидит возле скворечника и распевает свои песни.
Дети: Как на проталинке зеленеет травка.
Дети: Как появляются первые листочки на ветках деревьев.
Дети: Как капают сосульки.
Дети: Появляются первые весенние цветы в лесу.
Воспитатель: А еще где расцветают первые весенние цветы?
Дети: На лугу, в садах.
Воспитатель: Ребята, как еще называют цветы, которые цветут ранней весной?
Дети: Первоцветы.
Воспитатель: А какой первоцвет открывает весну, распускается самый первый?
О нем даже есть загадка:
Первым вылез из землицы, проталинке,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Мать – и мачеха.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю решить кроссворд, и мы узнаем, какие первоцветы еще вы знаете, и мы найдем ключевое слово.
Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
Загадки:
Шмель цветку очень рад,
Ах, медовый аромат!
И цветки красивые-
Розовые, синие
- медуница.
Воспитатель: Правильно, Ребята, а медуница где растет?
Дети: В лесу
Значит этот цветок, какой?
Дети: Лесной.
Воспитатель: Следующая загадка.
Первоцвет, первоцвет,
Лучше слова в мире нет, Лучше нет цветка на свете,
Он горит весь в желтом цвете,
Лепестки его красивы,
Золотисты и игривы,
Его стебель длинный очень.
А красивы как листочки!
Дети: Примула.
Воспитатель: Где растет примула?
Дети: В лесу. Этот цветок лесной.
Воспитатель: Также примула растет в саду.
Воспитатель: Молодцы. Следующая загадка
Это розовый цветок,
Он красив, он высок,
К сожаленью, не пахуч,
И конечно, не горюч.
Дети: Горицвет.
Воспитатель: Правильно. Какой это цветок?
Луговой, потому что растет на лугу.
Воспитатель: Последняя загадка
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток,
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!
Дети: Подснежник.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Где растет подснежник?
Дети: В лесу, он лесной.
Воспитатель: Кто желает прочитать ключевое слово?
Дети: Ирис.
Воспитатель: А что это Ирис?
Дети: Тоже цветок.
Воспитатель: Где он растет, когда?
Дети: В саду.
Воспитатель: Значит цветок, какой?
Дети: Садовый. Он расцветает ранней весной. Он тоже первоцвет.
Воспитатель: Ребята, почему эти цветы называют первоцветами?
Дети: Потому, что они расцветают первыми, ранней весной, на проталинах.
Решение кроссворда
м е д у н и ц а
п р и м у л а
г о р и ц в е т
п о д с н е ж н и к
Воспитатель: А сейчас послушайте еще загадку, и отгадайте, про какой цветок говорится в ней?
Был он желтеньким цветком,
Белым стал, как снежный ком.
Дунут девочка и мальчик – облетает
Дети: Одуванчик.
Воспитатель: А с чем можно сравнить одуванчик?
Давайте поиграем:
Дети: Одуванчик желтый, как солнышко, подсолнух.
Дети: Одуванчик круглый, как шарик, апельсин
Дети: Одуванчик мягкий, как пух, вата,
Дети: Одуванчик становится белым, как облако, мел, снег.
Дети: Одуванчик пушистый, как снег, мех
Дети: Одуванчик легкий, как перышко, дымка, паутинка.
Воспитатель: Вот оказывается, какой необычный цветок одуванчик.

Физкультминутка. О.В. Узорова
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
/Потягивания – руки в стороны/
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты.
/Потягивания – руки вверх/
Ветер дует иногда,
Только это не беда,
/Дети машут руками, изображают ветер/
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
/наклонны/
А потом опять встают,
И по - прежнему цветут.
Воспитатель: Ребята, много вы знаете цветов, наверное, вы их очень любите?
Воспитатель: А за что?
Дети: Потому, что они красивы, украшают дом человека, они полезны.
Воспитатель: А чем еще полезны цветы?
Дети: У них остаются семена. Их семенами питаются птицы.
Дети: Цветы лекарственные, человек использует их для лечения.
Дети: Из цветов изготавливают духи.
Воспитатель: А кто совсем не может прожить без цветов?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что насекомые питаются пыльцой, а пчелы собирают нектар с цветов.
Воспитатель: А вы любите дарить цветы?
Дети: Да.
Воспитатель: Когда и кому?
Дети: На праздники мамам и бабушкам, воспитателям.
Воспитатель: Ребята как же быть? Мы должны срывать цветы, чтобы сделать подарок, и не должны, так как красоту губим, цветы могут исчезнуть.
Дети: Для букетов цветы специально выращивают, в садах, теплицах, круглый год.
Воспитатель: Много цветов рвут. Некоторые цветы на грани исчезновения. Ребята, а что вы знаете о Красной книге?
Дети: Ученые создали Красную книгу и занесли в нее названия редких и исчезающих растений и животных.
/Воспитатель выносит и показывает Красную книгу/.
Воспитатель: Ребята, какие виды первоцветов занесены в Красную книгу?
Дети: мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, сон-трава, ветреница, лютиковая, одуванчик, ландыш.
/Показ иллюстраций с изображением первоцветов/
Воспитатель: Ребята, почему эта книга называется Красной?
Дети: Красной книга называется, потому что красный - цвет опасности.
Он как бы говорит: «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет!»
Воспитатель: Ребята, что можем сделать мы с вами, чтобы спасти их.
Дети: Мы не должны собирать большие букеты, без надобности срывать цветы, топтать их. Мы должны любоваться ими.
Ребенок: Стихотворение.
Не рвите цветы, не рвите –
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами тоже создадим в нашей группе Красную книгу.
Я предлагаю нарисовать ландыши и занести их в нашу Красную книгу. Листья рисуем кисточками, вам это знакомо. Цветочки рисуем печатками. Берем палочку, макаем в воду, потом в краску. Рисуем так, как будто ставим точки. Дети рисуют.
Показ рисунков.
Воспитатель: Молодцы Ребята! С вашей помощью ландышей теперь стало еще больше.
Ребенок: Стихотворение
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать
Ведь цветы, леса, поля и речки.
Это все для нас навечно!
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Все ребята занимались, молодцы!
Попрощаться с гостями.

Список литературы:
1. Шаяхова Р.К. «Природа и ребенок». Программа экологического воспитания дошкольников. Казань: РИЦ «Школа», 2002.
2. Кудрякова И.Г. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. Учебно-методическое издание.
3. Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет – И.: Т.Ц. Сфера 2011.
4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. И.: ВАКО, 2011.

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представление о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами и видеть их красоту.

Развивающие задачи:обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Воспитательные задачи:воспитать эстетический вкус и бережное отношение к природе.

Интегрированные задачи:познание творчества и художественное эстетическое развитие.

Предварительная работа:беседа о первых весенних цветах, рассматривание иллюстраций.

Методические приемы:художественное слово, использование наглядного материала, дидактическая игра, физ. Минутка, использование нетрадиционного рисования, использование ИКТ.

Материалы и оборудование: слайды с изображением подснежника, мать - и - мачехи, ландыша, листы бумаги, цветная крупа, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Приветствие

«Добрый день!» - тебе сказали

«Добрый день!» - ответил ты

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем добра и теплоты.

Послушайте стихотворение:

Протянуло лучики солнце золотое,

Засияло радостно небо голубое.

Вся природа ожила, щедро улыбнулась.

Птички весело запели и земля проснулась.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответ детей)

Правильно! О весне.

Давайте помиграем с вами в игру «Букет весенних слов». Что происходит в природе с приходом весны?

Я начну, а вы продолжите. На улице стало теплее (передаю солнышко).

Сегодня я хочу рассказать вам о самых первых цветах, которые в природе называются первоцветами. Первоцветы - это цветы, которые первыми расцветают после зимы на лугах и в лесах. Это первые весенние цветы. Каждый удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом. Но первоцветов с каждым годом становится все меньше и меньше, так как за зиму люди настолько скучают по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, срывают их, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может больше не вырасти. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу.

Предлагаю поиграть в игру «Собери цветок»(работа в парах с разрезанными картинками).

1 картинка «Подснежник»(слайд)

Пробивается сквозь снежок

Удивительный росток

Самый первый, самый нежный

Самый бархатный цветок.

Этот удивительный цветок растет и развивается зимой под теплым снежным покрывалом, с началом весны появляется из-под снега его светло-зеленый стебелек с бутонами. В марте, когда на деревьях еще нет листьев, под яркими лучами солнца расцветают подснежники.

Немало легенд сложено о подснежнике. Говорят, что подснежники - это «снегурочкины слезы». Плакала Снегурочка, зиму провожая. Шла она по лесу печальная, и там, где снегурочкины слезы падали на землю, и вырастали подснежники.

Предлагаю собрать вторую картинку «Мать - и - мачеху»(слайд)

Лишь головку к солнцу приподнял -

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки земли

Мать - и - мачехой в народе нарекли.

У него желтые лепестки, похожие на лучики солнца. Серединка тоже желтая, похожа на корзиночку. Пчелки очень любят собирать нектар цветов мать - и - мачехи. Дети, посмотрите внимательно на листочки. Нижняя сторона листочка мягкая, теплая и нежная, как ладошки вашей мамы. А верхняя сторона холодная и неприятная. Поэтому это растение называется мать - и - мачеха. Мать - и - мачеха - лекарственное растение. Листочки и цветы заваривают и пьют во время болезни. Поэтому к этим цветам нужно относиться очень бережно, полюбоваться и уйти.

Предлагаю собрать третью картинку «Ландыш»(слайд).

Как горошинки резные

На высокой ножке,

Ландыши цветут лесные

Прямо у дорожки.

Красотою, как магнит,

Манит всех прохожих.

Ландыш очень ядовит.

Будь с ним осторожен!

Ландыш - лекарственное, декоративное растение. Запах ландыша настолько притягателен, что не может оставить равнодушным никого. Его применяют при изготовлении духов. А еще листья и цветы заготавливают в качестве лекарственного сырья. Все части растения, особенно его ягоды, ядовиты для человека.

Мы познакомились с первыми весенними цветами - первоцветами.

Пальчиковая игра «Цветы»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

А сейчас я вам предлагаю послушать сказку(чтение экологической сказки):

«В одной не очень богатой семье было двое детей: сын Тимоша и дочь Василиса. Мама с папой много времени проводили на работе, по хозяйству управлялись дети сами - воду носили, печку топили, в огороде поливали, саженцы сажали, никогда не унывали и друг другу помогали. Родители своих детей не баловали, но очень их любили.

Приближался день рождения любимой мамочки, и Тимоша с Василисой решили пойти в лес за красивым букетом в подарок. Взяли лукошко и отправились в путь. Была ранняя весна, и цветов нигде не было. Но вот, на проталинках дети увидели необычной красоты цветы, такие нежные и чистые. Обрадовались и хотели сорвать их, но услышали: «Мы подснежники лесные, на проталинках растем, если вы сорвете нас, мы завянем и умрем».

Ребятам стало жалко губить такие великолепные цветы, и они сказали: «Не бойтесь, мы вас не тронем, растите на радость всем-всем, а мы для своей мамочки придумаем другой подарок». Так и ушли Тимоша с Василисой ни с чем.»

Ребята, как вы думаете, правильно поступили дети? Почему?

А чем же они полезны? (Семенами питаются птицы, используют для лекарства)

А кто совсем не может прожить без цветов? (насекомые)

Почему? (Насекомые питаются пыльцой, а пчелы собирают нектар с цветов)

Но, к сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы не задумываясь о том, что они скоро погибнут.

Ребята. А как вы думаете, что нужно делать, чтобы цветы не погибли и радовали нас своей красотой?

Ответы детей.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Чтобы всем было приятно и радостно смотреть на весенние цветы и любоваться ими, я предлагаю нарисовать первый весенний цветок.

Воспитатель с детьми проговаривают какие цветы используются для рисования лепестков, листьев и стебелька цветка.

МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Новопавловска КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗАЩИТИМ ПЕРВОЦВЕТЫ» Автор­составитель: Пристинская О.В. 1 2017 год Цель: ­ расширять и углублять экологическую культуру детей; ­ создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; ­ привлечение к природоохранной работе. Задачи: ­ обобщить знания детей о весне, весенних месяцах, первоцветах; ­ воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы, формировать культуру поведения в природе; ­ прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье; ­ формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы; ­ учить детей быть ответственными за свои поступки. Оформление: проектор, презентация «Берегите первоцветы», выставка рисунков учащихся «Первоцветы», фотовыставка «Первоцветы», плакат «Берегите цветы!», аудиофайл «Не рвите цветы». Ход мероприятия Ведущий (педагог) : Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если всё зазеленело И в полях звенит ручей, Если стал теплее ветер, Если птицам не до сна, Если солнце ярче светит, Значит, к нам пришла весна. Весна: Я весна – красна! Бужу землю ото сна, Наполняю соком почки, На полях ращу цветочки, Прогоняю с речки лёд, Светлым делаю восход. Всюду: в поле и в лесу, 2 Людям радость я несу. Мальчик: У весны весёлый старт – На пороге стоит Март. Весело звенит капель – К нам уже спешит Апрель. Май их быстро догоняет, Всех цветами он встречает. Света, радости полны Все три месяца весны. Март: В марте солнце оживает И даёт тепло лучей. Снег тихонечко растает И весна придёт скорей. Девочка: На поля дохнуло ветром весенним, Ивы распустились за прудом. У тропинки маленький подснежник Загорелся синим огоньком. Закачался слабенький и гибкий, Удивленно радуясь всему. И в ответ с приветливой улыбкой Солнце наклоняется к нему. Мальчик: Давай пройдёмся медленно по лугу, И «Здравствуй!» скажем, каждому цветку. Нам надо над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или топтать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Ведущий (педагог): Выглянул подснежник В полутьме лесной – Маленький разведчик, Посланный весной. Пусть ещё над лесом Властвуют снега, 3 Пусть лежат под снегом Сонные луга. Пусть на спящей речке Неподвижен лёд, – Раз пришёл разведчик, И весна придёт! Девочка: Я подснежник рвать не стану: Он один на всю на поляну. Пусть растёт, красуется, Ясным днём любуется. Апрель: В апреле почки набухают, И слышен тихий звон капель. Деревья ветки распускают, Встряхнула зеленью и ель. Мальчик: Солнце встало рано­рано. Посмотри, как хорошо кругом, Мы выходим на поляну Песенку весёлую поём. Здесь кудрявые берёзки И зелёные кусты, Скачут белочки­подростки И везде растут цветы. Цветы (хором): Мы, цветы, и наша доля Расти, цвести в открытом поле, Все подробности о нас Мы расскажем вам сейчас. Мать­и­мачеха: У апреля первенцы­цветы Всюду на лужайках расцвели. К солнцу поднимают стебельки Жёлтые цветочки от земли. Лепестки похожи на лучи, К вечеру сожмутся в кулачки. 4 Утром в небе солнышко взойдёт, Цветик кулачок свой разожмёт. Лишь головку к солнцу приподнял – Сам похож на солнышко он стал. Маленькие солнышки Земли Мать­и­мачехой в народе нарекли. Ведущий(педагог): Этот цветок можно увидеть повсюду: на берегах рек, у заборов, на пригорках. Цветки этого растения похожи на одуванчик, но гораздо меньше и зацветают раньше. Но самое главное, цветки мать­и­мачехи распускаются раньше, до того, как распустятся листья. Почему этому растению дано такое странное название? А вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой, – это мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная. Это мачеха. Вот и назвали: мать­и­ мачеха. Одуванчик: На лужайке, где кусты, Ярко­жёлтые цветы С солнышком проснулись, Сладко потянулись. Удивились комары: Нет цветов, одни шары, Нежные, пушистые, Светло­серебристые. Мимо ветерок бежал, Ветер шарики качал, И летит за рядом ряд Парашютиков отряд. Ведущий (педагог): Одуванчик – это удивительный цветок. Взойдёт солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит. Приблизится к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не станет седым. А поседеет, распушится и пустит по ветру пушинки – парашютики. И под каждой по семечку подвесит. Полетят парашютики с семенами, увидят хорошую поляну, опустятся, зёрнышко спрячется в какую­нибудь впадинку и пролежит там до весны. Одуванчик: Одуванчик золотой Был красивый, молодой, 5 Не боялся никого, Даже ветра самого! Одуванчик золотой Постарел и стал седой. А как только поседел, Вместе с ветром улетел. Май: На небе в мае много птичек, Тепло согрело все вокруг. Цветы и листья вылезли из почек, Запахло красотою вдруг. Ведущий (педагог): Следующий подарок весны – цветок, о котором в древней Руси сложили легенду. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, но тот отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег, чтобы ещё раз послушать песни прекрасного Садко, но не было его на берегу. Заплакала Волхова и там, где падали слезинки царевны, выросли нежные серебристые ландыши – символ чистоты, грусти и любви. Ландыш: Родился ландыш в майский день. И лес его хранит, Мне кажется: его задень, Он тихо зазвенит. И этот звон услышит луг, И птицы, и цветы вокруг. Медуница: Медуница, медуница! – Майского денька сестрица Сине­розовое чудо, Появилось ты откуда? – Напиталась я землею, Талой снеговой водою, Только ты меня не рви! Полюбуйся, посмотри На зелёные листочки, На малютки – на цветочки. И понюхать тоже можно, Только очень осторожно! Чувствуешь, как пахну сладко? – Хоть совсем не шоколадка. 6 Расцвели мои цветы Здесь в лесу для красоты. Ведущий (педагог): Существует легенда, что синие цветки медуницы – это цветки Адама, первого мужчины. А розовые – цветки Евы, первой женщины. Две различные окраски цветков на одном растении символизируют единство противоположностей. Есть даже загадка про это растение: Какой весенний цветок четырежды меняет свой цвет? Ответ – цветок медуницы: когда он распускается, то становится розовым, потом пурпурным, фиолетовым и синим. Медуница: Это прозвище недаром, У красивого цветка, Капля сочного нектара, И душиста, и сладка, От простуды излечиться Вам поможет медуница. В лес пойдёте, не забудьте Медунице поклонится... Фиалка: Росинка упала на нежный листок, В ней солнцем сияет румяный восток. Лесная фиалка впитала росу, И нежность восхода, и леса красу. Она источает волшебный нектар, Лесов подмосковных божественный дар. И шмель, пролетая, почувствовать рад Прекрасной фиалки лесной аромат. И чудо такое ни с чем не сравнить, Его нужно просто беречь и любить. Ведущий (педагог): Одна легенда рассказывает: что одна из прекрасных дочерей Атласа, преследуемая жгучими лучами бога солнца, обратилась к Зевсу с мольбой о защите. И великий Громовержец укрыл её в тенистой роще, превратив в цветок. В Сицилии, этот цветок изображали на монетах, у древних галлов он считался символом скромности и невинности, им усыпали ложе новобрачных. Этим цветком восхищались Шекспир и Шелли, а Гёте мечтал, чтобы его родной Веймер утопал в благоухании этого цветка. Выходя на прогулку он рассыпал его семена. Этот цветок – фиалка. Фиалка: Зимние морозы 7 Солнышко прогнало. Хрупкая фиалка На полянке встала. В ней теплота и робость, Бессмертия дыханье, Цвет неба голубого и зорьки полыханье. Так хрупок стебель бледный, Цветок несмел, неярок, Но в дымке акварельной Прелестней нет фиалок. Красою неземною Чарует цвет лиловый, Склоняется с любовью, Как рыцарь, лист зелёный. Ведущий (педагог): Цветы, о которых мы вам рассказали, занесены в Красную книгу. А это значит, что с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Как же быть? Ведь так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго­долго. Мальчик: Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвёшь цветок… Если ВСЕ: и Я, и ТЫ – Если МЫ сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты… И не будет красоты, И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвём цветы… Девочка: Цветы кричат, когда их рвут, Вы слышите иль нет? Они кричат, они ревут На целый белый свет. Трава рыдает под косой И нежный василёк Как будто тих вскрикнул: «Ой!» 8 И синий взгляд поблёк. Очнитесь, люди, в них на миг Себя самих узнав Услышьте сосен громкий крик И тихий шелест трав. И над собой свершите суд Утрат, сомнений, лет… Цветы кричат, когда их рвут Вы слышите иль нет!?… Мальчик: Вот букет: он брошен вместе с сором. Умирают, сжавшись лепестки… Это мы срываем без разбора Беззащитные тугие стебельки. Для чего мы рвали их? Не знаю! Быстро вянет нежный первоцвет. Пусто, скучно стало на поляне: Вестников весны там больше нет! Очень просто погубить живое, Ведь подснежники не могут нам сказать: «Наслаждайтесь нашей красотою – Только очень просим нас не рвать!» Девочка: Не рвите полевые цветы! Цветы украшают луга и леса... Но это не только природы краса – В них пчелы находят целительный дар, И бабочки пьют из них сладкий нектар. Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, Не надо букеты из них составлять... Завянут букеты... Погибнут цветы... И больше не будет такой красоты! Ведущий (педагог): А знаете, как можно сохранить красоту цветов, не срывая их? Мальчик: Василька срывать не стану И ромашки золотой. Лучше сразу всю поляну 9 Увезу к себе домой. Прихвачу тихонько поле, И в росе блестящий луг. Поселю их в нашей школе, Подарю тебе, мой друг. И когда чуть­чуть взгрустнётся, Снег весь мир заполонит, Одуванчик улыбнётся, Колокольчик зазвенит. Не завянет медуница, Не погаснет мой букет. Наше лето сохранится На рисунке много лет… Берегите цветы, не губите! Творенье природы не рвите! Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век. Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК! Дети показывают свои рисунки и плакат: «Берегите первоцветы!» В заключении звучит песня «Не рвите цветы, не рвите!». Педагог: ­ Понравилось вам наше мероприятие? ­ Что больше всего запомнилось? ­ Какие выводы вы для себя сделали? Педагог подводит итоги конкурса рисунков. Награждение победителей. 10

Наталья Деткова
Конспект занятия по экологии «Первоцветы» в старшей группе

Цель : дать детям представление о первоцветах , научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы , росток, вороний глаз, незабудка, нектар); уточнить и расширить представления о первых цветах весны

образовательные :

Изучить особенности растений – первоцветов , научить детей распознавать их.

Повторить изученный материал по пройденным темам.

воспитательные :

Способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка; формировать бережное отношение к природе.

Формировать у детей умение работать в коллективе, слушать товарищей.

развивающие :

Расширить кругозор учащихся.

Способствовать развитию познавательных способностей и творческой активности.

Ход занятия

Ребята, сегодня, в этот теплый весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах .

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей) .

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу . Первые весенние цветы ! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.

Какие первые цветы можно увидеть в лесу? (Подснежник, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый , второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны . Самые первые , самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, -

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е. Серова)

По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозками, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Звучит запись «Подснежник» П. И. Чайковского. Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа-волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

Еще один лесной первоцвет - медуница . Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски : розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста : молодые, зрелые и старые . Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало.

А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» (слайд)

Физкультминутка (проводится под музыку)

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел.

(туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром улыбнется –

Одуванчик в шесть проснется.

(покружиться) .

Какие цветы можно увидеть на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик.)

Чуть запахло весной, на проталинах появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо : с ног до головы – в пушистых листиках-чешуйках.

В каждой семейке мать-и-мачехе по 4, а то и по 6 стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная.

От цветении каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит – одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С. Красиков)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы можно увидеть в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы, анютины глазки и т. д.)

В садах появляются с первыми проталинками гиацинты. Гиацинт – цветок вешних дождей. Так называли его в Древней Греции. Во время весенних теплых дождей из небольшой луковицы вырастает зеленый стебелек гиацинта, который на верхушке со всех сторон покрывается маленькими цветочками, похожими на крохотные лилии, на одних они – розовые, на других – синие, голубые, ярко-желтые.

Давным–давно в Греции жил молодой человек по имени Нарцисс, который восхищался своей красотой. Он очень гордился своим красивым лицом и стройным телом и никогда не упускал случая полюбоваться на свое отражение в ручье или озере, мимо которого не проходил. Он мог часами любоваться своими блестящими черными глазами, прямым носом, вьющимися волосами. Однажды он проходил по краю обрыва и в прозрачной воде горного ручья увидел отражение своего лица. «Ты красив, - сказал нарцисс себе, наклонившим над ручьём, чтобы полюбоваться своим отражением. – В мире нет ничего прекрасней тебя! Я бы хотел поцеловать тебя!» И он наклонился к воде, но потерял равновесие, упав с обрыва, утонул. Боги, увидев смерть такого прекрасного существа на земле, решили, что красота не может исчезнуть бесследно, и превратили Нарцисса в благоухающий цветок, который сохранился до наших дней, цветет весной в горах и называется нарцисс. Вы много раз видели этот цветок – белый с желтыми сердечками на стройной зеленой ножке. Склонившись на бок, он будто смотрит на свое отражение в воде и грустит, печалится, что столь кроток его век.

Ранней весной поистине царственно цветут тюльпаны. Они снежно-белые, розовые, красные тигровые, желтые.

Анютины глазки – нежные бархатистые цветы. У них пять лепестков – белых, желтых, фиолетовых. В Древней Греции об этих цветках существовала легенда. Будто бы Зевс превратил в анютины глазки любопытных людей, которые подглядывали, из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась.

Итак, давайте вспомним, какие растения являются первоцветами ? Чтобы ответить на этот вопрос разгадаем несколько загадок.

Загадка 1

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)

Загадка 2

На лугу у реки золотые огоньки,

Дождь заморосил,

Огоньки погасил. (Одуванчик)

Загадка 3

Первый вылез из темницы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Загадка 4

На зеленом шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш)

Загадка 5

Эх, звоночки, синий цвет

С язычком, а звону нет. (Колокольчик)

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна . Часто люди срывают первые цветы , не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали лепестки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон,

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?

Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

И еще несколько правил :

1. Не рвите большие букеты!

2. Не губите места произрастания первоцветов !

3. Не вырывайте первоцветы с корнем !

4. Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними!

5. Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов !

- В Красной книге записано : «Не истреби, не сорви, не затопчи» . Эти слова звучат, словно наказ людям : «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Конспект занятия по экологии в старшей группе.

Тема: «Первоцветы»

Цель : Уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Материал: Аудиокассета «Звуки природы», карточки с изображением цветов, кукла Гномик.

Ход занятия:

Дети, я обещала вам новое путешествие. Готовы? Сегодня мы отправимся в весенний лес и на луг, а поможет нам в этом Гномик. Вот он (воспитатель надевает на руку куклу и говорит от его имени)

Здравствуйте, ребята! Отгадайте, что я вам принес? (Игра «Да – нет»)

Это рукотворное? (Нет)

Это природное? (Да)

Это животное? (Нет)

Это растение? (Да)

Это высокое? (Нет)

Это низкое? (Да)

Это комнатное растение? (Нет)

Это лесное растение (Да)

Это красивое? (Да)

Это цветы? (Да)

Воспитатель. Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. Ине просто о цветах, а о первоцветах.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Рассматривают иллюстрации.)

Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед,-

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е.Серова)

По – зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и все солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком. И утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Физминутка.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко – красные. Вот она, природа волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников и хохлаток, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать – и – мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков – головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по – цветочному они одеты хорошо: с ног до головы – в пушистых листиках чешуйках.

В каждой семейке мать - и – мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – мачеха – холодная.

От цветения, каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т.д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит – одуванчик поднимает головку кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С.Красиков)

Одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время – одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д.Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы увидел гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Цветы в вазу» (Детям раздаются карточки или ободочки с изображениями различных цветов. Воспитатель командует: Первоцветы, вазу; Садовые цветы в вазу; Полевые цветы в вазу.)

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке, с цветком в руке.

В косах – ленты атласные –

Белые и красные,

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала, Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники –

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц –

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые,

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела –

Не узнать весною

Нашего села!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон.

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что можем мы им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

Ине будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

Конспекты занятий по экологии по теме «К первоцветам в гости»

Цель : дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, заморозки, первоцветы, росток, вороний глаз, незабудка, нектар)

Материал и оборудование : Цветная бумага для оригами, Лист ватмана с изображением поезда, иллюстрации цветов: первоцветов, ландышей, мать-и-мачехи, незабудки. Грамзапись Чайковского «Вальс цветов».

Ход занятия.

1. На ватманском листе нарисовать железную дорогу, вдоль которой расположить остановки, по этой дороге «вести» поезд, который вставляется на остановках в прорези. Заготовить цветную бумагу для аппликации (оригами), грамзапись.

Загадка о весне:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Беседа с детьми:

Какие изменения происходят весной? Почему?

Как одним словом назвать травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)

Путешествие по железной дороге.

Педагог открывает первую закрытую картинку вдоль нарисованной железной дороги на ватмане. Это первая остановка «Сказочная». Педагог читает (рассказывает) сказку «Как появились цветы на земле».

Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза в левую сторону – радуга стала маленьким-маленьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – там, где Баба-Яга ступала.

Вторая остановка – «Первоцветная». Педагог рассказывает о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.

Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья.

Третья остановка – «Мать-и-мачеха».

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку на третьей остановке, продолжая рассказ.

Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветения – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

Четвёртая остановка – «Ландышевая». Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Белые горошки на зелёной ножке».

Описание ландыша педагогом: Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветения образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты.

Почему рядом с изображением ландыша нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

Пятая остановка – «Музыкальная». Дети слушают «Вальс цветов» Чайковского, танцуют под музыку.

Шестая остановка – «Незабудка». Педагог открывает изображение незабудки на ватмане и рассказывает о ней: «Растёт незабудка на лесных лугах, у лесных болот, очень красиво цветёт маленькими голубыми цветками, листья и стебель шершавые, это сохраняет растение от весенних заморозков. Весь луг кажется голубым, когда цветёт незабудка».

Седьмая остановка, вновь с красным кружком, - «Вороний глаз».

Очень зло глядит на вас

Из травы «вороний глаз».

Посмотрите, даже вид

Этих ягод ядовит.

Педагог открывает иллюстрацию и рассказывает про растение: «Растёт в лесах на стебле – один цветок, после его отцветения образуется чёрная ягода-плод, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё название. Всё растение и особенно плод – ядовито».

Восьмая остановка - «Бабочки». Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек?

Девятая остановка – «Береги цветы». У платформы знак: изображение букета цветов, перечёркнутое красной линией.

Почему букет перечёркнут красной линией? Педагог читает стихотворение:

Если ты сорвёшь цветок

Если все: Ия, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы

И не будет красоты.

Десятая остановка – «Игровая». Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды: цветов и отгадчиков. «Цветы» придумывают себе названия и сообщают их педагогу, а отгадчики разгадывают их, потом происходит смена команд. Игра начинается с приветствия: «Здравствуйте, цветы!» - «Здравствуйте, дети! – отвечают им «цветы». – Отгадайте наши имена». Дети перечисляют названия цветов. Названные цветы убегают в сторону.

Одиннадцатая остановка – «Цветочная полянка». Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и бабочек и наклеивание их на заранее приготовленный фон.