Конспект занятия на тему: «Осень» в старшей группе. Конспект занятия в старшей группе «Осень

НОД по теме: «Осень» (старшая группа)

Цель : обобщить знания детей по теме: “ Осень” .

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить знания детей об осенней поре года ;

Активизировать словарь детей по теме НОД;

Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .

Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

Развивать интерес к выполнению заданий.

Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Здоровьесберегаюшие:

Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Конверт с письмом и заданиями от Бабы-Яги

Обручи для «кочек»

Листочки из картона для дорожки;

Овощи и фрукты, пазлы в конвертах.

Ход НОД:

Ребята сегодня утром, когда я открыла окно к нам с осенним ветерком залетело письмо. Что же в нём? Интересно? (открывает конверт, достаёт письмо и читает) .

Письмо: «Не будет у вас Осени! Я, Баба яга, её похитила! А вы все такие хорошенькие, умненькие, подарков от неё не получите… Я их себе все забрала, и у себя в избушке спрятала! Чтобы спасти Осень и получить подарки, выполните мои задания! АХА-ХА-ХА»

Воспитатель: Ой, ребятки, это проделки Бабы яги, И ЧТОЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?

Дети: Надо спасать осень!

Воспитатель: Тогда в путь , посмотрите тропинка из листочков, она приведёт нас к первому заданию.

(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).

Ну вот мы и добрались, перед нами первое задание : (читает задание)

1. Назовите, пожалуйста, времена года? (Зима, весна, лето, осень ) .

2. Какие осенние месяцы вы знаете ? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) .

3. Как называют осень в сентябре ? (Ранняя, а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).

4. А какая осень в октябре ? (Золотая, а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).

5. А в ноябре осень ? (Поздняя, почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Нам путь преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?

Воспитатель: А вы помните как себя вести на болоте?

Дети: нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, и засосёт трясина.

Воспитатель: Интересно сколько же здесь кочек?

(Проходят по кочкам, считая их про себя, спросить 2-3 человека сколько кочек насчитали) .

Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.

Воспитатель: какие осенние приметы вы знаете ?

Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, перелётные птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Предлагаю сделать привал, а здесь ещё одно задание (дети сами ищут отгадки в корзине и кладут на поднос, право- овощи, лево-фрукты).

1.Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)

2.Сто одёжек и все без застёжек.
(капуста)

3.На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит, как после душа.
Этот милый фруктик (груша)

4.Апельсина жёлтый брат.
И никто не виноват,
Что ужасно кислый он,
Этот маленький (лимон)

5. Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)

6. Лежит меж грядок, зелен и сладок.
(Огурец)

7. Апельсину он братишка,

Но поменьше, фрукт-малышка.

Тоже делится на дольки,

Но они поменьше только.

(Мандарин)

8. Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер,

И зовется... (помидор).

9. На пюре она годится,

В чай ее кладут едва ли.

До весны она хранится

В погребке или подвале.

Вы подумайте немножко.

Ой, да это же ... (картошка).

10. Полюбуйся: что за сказка!

В грядку спряталась указка.

Ярко-рыжая плутовка!

А зовут ее... (морковка).

Как одним словом называется, то что лежит на красном подносе?

Дети: фрукты

А на зелёном?

Дети: овощи

Воспитатель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Хотите немного поиграть. «Встаньте, дети, встаньте в круг; я твой друг и ты мой друг».

Физминутка

«Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте

А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо . - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички . - делают манящие движения руками

« Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор , - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!»

Воспитатель: Где-то спряталось задание от Бабы яги. Только где же оно? (дети находят конверты на пеньках и несут воспитателю, он открывает, достаёт). Что делать не пойму? (дети объясняют, что надо делать) А у вас пазлы какой формы? Приготовились, начали! Что изображено на этих картинках? Какое время года?(Осень - чудесное и очень красивое время года, многие дети идут в школу, в садах созрели яблоки, груши, сливы ; в огороде- овощи).

Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Бабы яги.

Воспитатель: а вот и очередное задание (садятся на ковёр) Внимательно!

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы, вы ловко справились со всеми заданиями и дошли до избушки Бабы яги, но что-то она не спешит освобождать нашу пленницу (стучимся к нему).

Баба яга : Кто там? Зачем пришли?

Воспитатель: Осень освободить.

Баба яга: Мне тут сорока новости принесла, что вы со всеми заданиями справились, все загадки отгадали, болото перешли... Вы все были молодцы, а это нужно вознаградить! Так и быть, отпущу я Осень.

Баба яга выводит Осень и уходит.

Осень: Здравствуйте, ребята! Вам понравилось путешествие? (Ответы детей) . Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной . Ответили на вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы! Что вы сегодня узнали? Кому помогли? В какие игры играли? Что вам больше нравится в осенней поре? Какие, вы, молодцы! У меня ещё много дел, пора уходить, но для вас есть подарок. Ой, а где же он? (находит корзину с подарком и прощается).


Конспект занятия в старшей группе «Осень»

Елена Куринная.

Конспект занятия в старшей группе « Осень »

Программное содержание :

Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы . Формирование представлений о периодах осени и их характерных признаках. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами . Обогащать словарь детей. Учить наблюдать явления природы и устанавливать элементарные и причинно- следственные связи. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.

Предварительная работа.

Наблюдения на участке. Чтение стихотворений об осени . Рассматривание иллюстраций об осени .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете тему нашего занятия .

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это.» ( осень )

Правильно. Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии ? Об осени .

- Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.

Послушайте стихотворение про осень .

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый .

Утешает осень : Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета.

А какие еще приметы осени вы можете назвать ? Что еще меняется в природе? Птицы улетают на в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее, животные начинают готовится к зиме, люди собирают урожай, солнышко мало греет, часто льет дождь и т. д., листопад

Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете ? Сентябрь, октябрь, ноябрь.

А сейчас у нас какой месяц? Сентябрь.

Правильно, сентябрь это первый месяц осени . В этот период осень называют ранней . Когда дни еще стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, еще цветут цветы, созревают овощи на огороде, фрукты на деревьях, люди собирают урожай.

Октябрь – это середина осени , когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени , после него наступает зима.

А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Подбери слова»

Осенью лист (Что делает) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает) – тучи разгоняет, дует.

Молодцы, много слов подобрали.

2. Беседа по картине. «Золотая осень »

Посмотрите на картину русского художника «Золотая осень » . Написал ее И. Остроухов.

Какое время года видите? (На картине изображена осень )

Какие листья на деревьях? (На деревьях желтые, зеленые, красные листья)

Почему картина называется «Золотая Осень » (Потому, что желтые листья похожи на золотые монетки)

Какое настроение у вас вызывает эта картина? Хотелось бы вам оказаться в этом месте?

Как можно назвать явление, когда падают листья с деревьев? Листопад

Послушайте стихотворение про это явление природы.

Листопад

Листопад, листопад

Листья желтые летят,

Листья желтые летят, скоро станет голым сад.

А сейчас мы с вами поиграем в игру. Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

3. Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков.

А сейчас я буду читать вопросы, если ответ «да» , надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет» , положить руки на пояс.

Словесная игра «Да-нет»

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?.

Молодцы!

А теперь мы с вами порисуем. Перед вами лежат раскраски, на которых изображены 4 времени года, вы должны выбрать ту картинку, на которой изображена осень и раскрасить ее . Но сначала подготовим свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Фруктовая ладошка

Этот пальчик апельсин

Он конечно не один,

Этот пальчик – слива, вкусная красивая

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос

Этот пальчик – груша, просит : «Ну ка - скушай»

Этот пальчик ананас, фрукт для вас и для нас!

(дети раскрашивают картинку) .

Итог занятия .

Ребята. Расскажите что мы с вами делали сегодня на занятии , какие игры вам понравились. Что нового вы узнали. Вы молодцы!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Хадаханский детский сад «Солнышко»

Тема: «Золотая осень»

Воспитатель: Е.С. Бужгирова

с. Хадахан 2014 г.

Цель: Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Образовательные: Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Развивающие: Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать вывод. Продолжать развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук через гиру и игровые упражнения. Активизировать речевую деятельность через пословицы, загадки, стихи.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, шкатулка, игрушка: белка, шаблоны, карандаши.

пальчиковая гимнастика

Предварительная работа: наблюдение на участке детского сада за не живой и живой природой; рассматривание картин, беседы об осени; заучивание стихов, пословиц, труд на участке детского сада.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы отправимся в сказочное путешествие в осенний лес. Давайте, займем свои места. Дима будет машинистом, я буду кондуктром. Сейчас я у всех проверю билеты и мы отправимся в путь.

Вот поезд наш едет.

Колоса стучат

А в поезде нашем ребята сидят

Чу. Чу. Чу. Чу. Чу. Чу.

Бежит паровоз

Далеко, далеко, ребят он повез.

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес, смотрите, что это?

Дети: Дерево

Как называется это дерево? (дуб).

А что это в дереве? (дупло)

Кто в дупле живет? (белка)

Правильно, белка.

В лесу надо вести себя тихо, а то белка испугается и убежит.

Ребята, белка хочет загадать вам загадки, слушайте внимательно:

«Птицы стаями летят

Грустно, дождь и листопад.

Ветер тучи в небе носит

Потому что это…. (осень)

Белка: Молодцы, ребята, правильно.

Ребята, а какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя).

Вы видите картины с изображением осени, какие периоды осени под каким номером? (дети)

Вы знаете, каждое время года состоит из трех месяцев. Назовите месяцы осени (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Молодцы.

А что происходит с природой осенью? (погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают орехи, поспевают овощи, фрукты, ягоды, исчезли насекомые, птицы улетели, вянут цветы, земля промерзла)

Молодцы, вы правильно рассказали об изменениях в природе.

С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки и пословицы про осень.

У нас в д/ саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и загадки и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (да)

Ребята, становитесь, крепче за руки держитесь я шкатулочку возьму и приметы соберу.

Вы замечательно говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями, мне понравились ваши ответы.

Теперь садимся за столы.

А сейчас, мы будем с вами будем обрисовывать по контуру фрукты и подарим нашей белке.

Правильно возьмите в руки карандаши, рисуем аккуратно, не выходим за контуры рисунка.

Кто нарисовал, приносите к дубу.

Белка: спасибо. До свидания.

Итог: Чем мы сегодня занимались? (рассматривали картины, называли приметы осени, рассказывали пословицы, загадки, стихи, мы пополнили шкатулку народными мудростями, рисовали для белки фрукты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Хадаханский детский сад «Солнышко»

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Золотая осень»

Воспитатель: Е.С. Бужгирова

с. Хадахан 2014 г.

Цель: Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Образовательные: Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Развивающие: Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать вывод. Продолжать развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук через гиру и игровые упражнения. Активизировать речевую деятельность через пословицы, загадки, стихи.

Воспитательные:

Оборудование: мультимедийный проектор, шкатулка, игрушка: белка, шаблоны, карандаши.

Здоровье - сберегающие технологии: пальчиковая гимнастика

Предварительная работа: наблюдение на участке детского сада за не живой и живой природой; рассматривание картин, беседы об осени; заучивание стихов, пословиц, труд на участке детского сада.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы отправимся в сказочное путешествие в осенний лес. Давайте, займем свои места. Дима будет машинистом, я буду кондуктром. Сейчас я у всех проверю билеты и мы отправимся в путь.

Вот поезд наш едет.

Колоса стучат

А в поезде нашем ребята сидят

Чу. Чу. Чу. Чу. Чу. Чу.

Бежит паровоз

Далеко, далеко, ребят он повез.

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес, смотрите, что это?

Дети: Дерево

Как называется это дерево? (дуб).

А что это в дереве? (дупло)

Кто в дупле живет? (белка)

Правильно, белка.

В лесу надо вести себя тихо, а то белка испугается и убежит.

Ребята, белка хочет загадать вам загадки, слушайте внимательно:

«Птицы стаями летят

Грустно, дождь и листопад.

Ветер тучи в небе носит

Потому что это…. (осень)

Белка: Молодцы, ребята, правильно.

Ребята, а какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя).

Вы видите картины с изображением осени, какие периоды осени под каким номером? (дети)

Вы знаете, каждое время года состоит из трех месяцев. Назовите месяцы осени (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Молодцы.

А что происходит с природой осенью? (погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают орехи, поспевают овощи, фрукты, ягоды, исчезли насекомые, птицы улетели, вянут цветы, земля промерзла)

Молодцы, вы правильно рассказали об изменениях в природе.

С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки и пословицы про осень.

У нас в д/ саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и загадки и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (да)

Ребята, становитесь, крепче за руки держитесь я шкатулочку возьму и приметы соберу. (открываю крышку и подхожу к детям)

Коли ясно то и осень прекрасна

Осень идет и дождь за собой ведет

Красна весна цветами, а осень пирогами

От осени к лету, поворота нету

Лето со снопами – осень с пирогами

Грибок в кузовок – зимой будет пирожок

Приметы:

Осенью паутина – на ясную погоду

Гром в сентябре – теплая осень

Если орехов много, а грибов нет – зима снежная, суровая

Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме

Когда гусь улетает – снег выпадает

Вы замечательно говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями, мне понравились ваши ответы.

Теперь садимся за столы.

Пальчиковая гимнастика «Сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке

Друг друга увидали, - крепко обнимались

А сейчас, мы будем с вами будем обрисовывать по контуру фрукты и подарим нашей белке.

Правильно возьмите в руки карандаши, рисуем аккуратно, не выходим за контуры рисунка.

Кто нарисовал, приносите к дубу.

Белка: спасибо. До свидания.

Итог: Чем мы сегодня занимались? (рассматривали картины, называли приметы осени, рассказывали пословицы, загадки, стихи, мы пополнили шкатулку народными мудростями, рисовали для белки фрукты.

Анализ занятия

Тема занятия: «Золотая осень» .

Цель данного занятия:

- Закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи: учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, делать вывод. Продолжать развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук через игру и игровые упражнения. Активизировать речевую деятельность через пословицы, загадки, стихи.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к природе.

Замысел данного занятия был предусмотрен перспективным планом. . На занятии я ввела элементы сказочных персонажей, чтобы привлечь внимание детей, нацелить на занятие, мотивировать детей к предстоящей познавательной деятельности. Во время занятия старалась взаимодействовать с детьми, рассказывала, обращалась к детям от имени белки. Заинтересовывала вопросами по ходу занятия. Провела дидактические игры, так как, такие игры являются эффективным средством для развития памяти.

Для совместной работы с детьми создала необходимые условия: подготовила демонстрационный, раздаточный материал.

Проведение пальчиковой гимнастики, подготовило руки для рисования, настроило детей на работу, считаю, что это удалось.

Для активного осмысления предлагаемого материала использовала такие методические приемы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю. На данном занятии делала упор на развитие образного, логического мышления, что подталкивало детей к мыслительной деятельности.

Для оценки деятельности детей использовала метод поощрения ответов, работу с шалонами. Это принесло детям чувство удовлетворения, повысилось личное достоинство детей.

Порадовало, что дети были активными, умеют опираться на имеющийся опыт, знания. Поведение детей показало их стремление к познанию нового. Считаю, что поставленные мною задачи были выполнены.

Спасибо за внимание.


Альмира Шерстнева
Открытое занятие в старшей группе «Осень золотая»

Обобщить и систематизировать знания детей об осени . Образовательные задачи

1. Продолжать учить решать противоречия.

2. Самостоятельно находить признаки осени .

3. Продолжать моделировать соотношение к чему-то с помощью цн

4. Учить устанавливать связи между явлениями природы.

Развивающие задачи

Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать си ответы.

Воспитательные задачи

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Материал

План путешествия; зонтик; осенние листья .

Ход занятия

Волшебное путешествие в природу

Педагог. Давайте совершим путешествие в природу. Путешествие не простое, а волшебное. Вам надо увидеть то, чего нет на самом деле. Вы согласны?

(Ответы детей.)

Педагог. Вам предстоит выбрать вид транспорта. Решить, какие мы, будем делать остановки.

Дети рассматривают план. Находят на плане эти остановки. Выбирают маршрут.

Педагог. Ну что ж, я вижу, что вы готовы отправиться в путь. Прежде чем это сделать, давайте вспомним, какое сейчас время года. А какая на улице погода?

(Ответы детей.)

Первая остановка «СОЛНЕЧНАЯ» .

Вопросы к детям :

1. Какое солнце сейчас?

2. Какое солнце было летом?

3. Что стало с солнцем?

4. Почему оно стало хуже греть?

5. Почему оно меньше светит?

6. Какое солнце будет зимой?

7. Что было бы, если бы солнце светило всегда?

Дети. Солнце сейчас не яркое. Летом оно грело, а сейчас не греет. Солнце меньше находится на небе, чем летом, и поэтому стало меньше греть. Меньше оно светит, потому что дни стали короче, а ночи длиннее. Зимой солнце будет светить и греть еще меньше. Если бы солнце светило одинаково, то не было бы осени , зимы и весны.

Педагог. Я предлагаю вам придумать определения к слову «солнце» ,

Дети. Солнце - яркое, теплое, искристое, ласковое, жгучее, южное,

северное и т. д.

Игра «Солнечные зайчики»

Педагог с помощью зеркальца пускает солнечные зайчиков, а дети стараются их поймать .

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Поманю их пальчиком -

Пусть бегут ко мне!

Ну, лови, лови скорей -

Вот, вот, вот - левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок,

Убежал на потолок.

Вторая остановка «ДОЖДЛИВАЯ» .

Вопросы к детям :

1. Какой бывает дождь?

2. На что похож дождь?

3. Какой дождь бывает летом?

4.. Какой дождь бывает осенью ?

5. Какой дождь бывает зимой? (Ответы детей.)

Педагог. Конечно, дождь бывает разный. Летом идут веселые, грибные дожди. Осенью дождь моросящий , затяжной, холодный. А зимой дождь превращается в снег. Но и летний дождь, и осенний дождь и . Послушайте стихотворение про дождь и определите, какой это дождь - осенний или летний .

Шустрый дождь на длинных ножках

Пробежался по дорожке.

Он ладони вымыл листьям,

Птицам перышки почистил,

И с травою еле слышно

Пошептался, погрустил,

А потом ударил в крышу

И в испуге отскочил.

Дети. Это стихотворение о летнем дожде. Педагог. Давайте еще немного поиграем и отправимся дальше.

Игра «Солнышко и дождик»

Третья остановка «ЛИСТВЕННАЯ» .

Педагог. Посмотрите, как много листьев я принесла сегодня.

Вопросы к детям :

1. Почему листья желтеют?

2. Почему листья облетают?

3. Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с дерен

4. С чем можно сравнить осенние листья ?

5. Как называется явление, когда падают листья?

(Ответы детей.)

Педагог. Все листья, которые лежат на столе принадлежат деревьям. Найдите листья березы. Найдите листья липы. Найдите л нашего дерева «Надежда» . Все ли листья одного цвета?

Педагог. Придумайте рассказ о рябиновом листочке.

Примерный рассказ :

Стояла рябинка «Надежда» . Стояла она на поляне среди других деревьев. Увидела рябинка, что все деревья стали золотыми . А она по-прежнему стоит зеленая. Ей говорят другие деревья : «Пора готовиться к зиме. Надо сбрасывать листья, а то замерзнешь зимой» . Стало рябине стыдно и она покраснела. И стала еще наряднее, так, что все залюбовались ей

Четвертая остановка «ОСЕННЯЯ » .

Педагог. А на этой остановке мы с вами постараемся понять , что происходит с природой, когда приходит осень .

Вопросы к детям :

1. С чего начинается осень ? (Солнышко начинает меньше светить, становится холоднее.)

2. Как изменяется долгота дня? (Меньше светит солнце, день становится короче.)

3. Что приходит к нам с холодами? (Начинают желтеть и облетать.

листья с деревьев, исчезают насекомые.)

4. Что происходит, когда исчезают все насекомые? (Птицы улетают

в теплые края.)

5. Что происходит с животными? (Одни животные меняют шубки пи

теплые, а другие впадают в спячку.)

6. Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге?

(Выпадает первый снег, наступает зима.)

Игра «Хорошо - плохо»

Педагог. Вы молодцы, и я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо - плохо» . Девочки будут говорить, когда осень - это хорошо , а мальчики - когда осень - это плохо .

Хорошо - поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым ; можно бегать по опавшим листья, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д.

Плохо - идет противный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.

Открытое занятие на тему: «Золотая осень».

Познавательное занятие в старшей группе «Теремок»

Цель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях .

Задачи :

Обучающие:

1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

2. Учить детей называть приметы осени , изменения в природе, использую образные слова и выражения, художественное слово

Развивающие:

1. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда :

Стулья расставлены полукругом по количеству детей.

Зайчик (кукольный театр), ширма.

Письмо от зайцев. Фишки. Акварельные краски, кисти, шаблоны листочков на каждого ребенка.

Иллюстрация картин "Ранняя осень ", "Поздняя осень » , Мнемотаблицы к стихотворению.

Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса» .

Словарная работа

Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, диктор, осадки.

Педагогические технологии : ИКТ, музыкальное воздействие.

Предварительная работа:

Праздник Осенний, просмотр познавательного мультфильма «Почему опадают листья», зучивание стихов про Осень, пословиц, чтение поговорок. Беседы, наблюдения на прогулках, занятиях об изменениях в природе

ХОД :

Воспитатель : Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку :

Воспитатель :

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала : За мною нагрянет зима.

Дети : Осень .

(звучит музыка из-за ширмы выглядывает Зайчик, здороваеться и говорит что случилось, зачем он к нам пришел, читает письмо которое написали зайцы с заячьей поляны пригородного леса

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение : пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель : Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель : Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман) . Воспитатель записывает.

Воспитатель : Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру) .

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч : мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель : Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

Воспитатель : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель : А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети : (Ранняя, поздняя)

Воспитатель : Вы видите несколько картин с изображением осени (на мониторе ИКТ). Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют, аргументируют ответ почему так считают, кто согласен?)

Воспитатель : Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель : А какой сейчас месяц? Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети : Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети : Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети : Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель : А сейчас Геворг и Никита расскажут нам стихотворения про осень.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке

И высоко от земли

Пролетают журавли

Все летит, должно быть это

Пролетает мимо лето

На гроздья рябины дождинка упала,

Листочек кленовый кружит над землей

А, Осень, опять ты врасплох нас застала

И снова надела наряд золотой

Воспитатель : Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна.

Физкультминутка «Танец с листочками»

Воспитатель: А сейчас ребята я прочитаю вам стихотворение написанное, точнее нарисованное на таблице - схеме (мониторе)

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит береза тоже плакала

Воспитатель: Как выдумаете, почему плакала береза?

Дети: Жалела, что окончилась лето, что опадают листья.

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листья? Вспомните мы с вами смотрели познавательный мультфильм «Почему опадают листья?»

Дети: Мало солнца, стало холодно, мало влаги

Воспитатель: Правильно ребята! Какие вы молодцы. А сейчас по вашему желанию я предлагаю подойти к столам кто куда хочет, присаживайтесь. И расскрасте листья которые лежат на столах. Но обратите внимание на столах стоят значки. Какого цвета значок (зеленый, оранжевый, желтый) такого цвета вы и раскрашиваете листья.

Воспитатель: Молодцы ребята какие красивые листья у вас получились.

Воспитатель : Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова (за ответ ребята получают фишки. Кто больше назовет слов, у того больше фишек. Тот молодец) (считаем фишки)

Дети : Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель : Вот подошло наше путешествие к концу.

Итог занятия

Воспитатель : Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети : Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель : Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, вы старались, я довольна вами. Ребята, а какое настроение вызвало наше занятие, покажите гостям эмоциями лица, жестами рук.

Воспитатель: А теперь попросим гостей, тоже оценить нас.

На этом наше путешествие подошло к концу. Досвидания.