Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему Творческое рассказывание

МБДОУ «Золотой ключик» пос. Нижняя Пойма

Рисование: «Дымковская лошадка» .

Воспитаталь 1 квалификационной категории:

Ховренкова Татьяна Ивановна

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

  • Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, активизировать словарный запас детей.
  • Закреплять знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок, считалок.
  • Познакомить детей с русскими народными костюмами, с русской печкой.
  • Инсценировать потешку «Пошла коза по лесу» , песенку «Эх, зимушка-зима!» используя выразительные средства речи, мимику, жесты.
  • Развивать внимание, мышление, память.
  • Учить украшать плоскостное изображение лошадки элементами дымковской росписи: круги, кольца, линии, точки.. Рисовать толстой и тонкой кистью, ставить точки держа кисть вертикально.
  • Подсушивать кисточку, промакивая о салфетку.
  • Воспитывать аккуратность в работе.
  • Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа:

  • Потешки, сарафан, кокошник, косоворотка, картуз.

Предварительная работа:

Использование устного народного творчества в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассказывание русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Участие детей в колядках.

Знакомство с дымковскими игрушками, элементами росписи.

Методы и приёмы:

Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, здоровьесберегающие приёмы, ТРИЗ.

Подготовка к занятию:

Изготовление русских национальных костюмов для кукол, русской печки, русская народная музыка «Калинка» , песня «Эх, зимушка – зима!» (аудиозапись) , русские костюмы для детей, самовар, лавочки для детей, книга загадок, лошадка на палочке, горшки с кашей и со щами, расписные ложки и посуда, стол со скатертью, веник. Дымковская игрушка – лошадка. Краски, кисточки (по 2 на каждого ребёнка толстая и тонкая) , подставки для кисточек, плоскостные лошадки, непроливашки с водой, салфетки. Образцы расписанных лошадок (не менее 2-ух) .

Ход занятия:

Зал украшен под русскую избу. Звучит русская народная мелодия «Калинка» .

В избе хозяйка Матрёна Ивановна подметает пол. В избу входят дети в русских национальных костюмах.

Матрёна Ивановна: Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка этой избы, а зовут меня Матрёна Ивановна. . Я к вашему приходу избу убирала, щи да кашу варила. Проходите, не толпитесь, да на лавочки садитесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Ребятки мои, а как вы понимаете выражение «Гость на гость – хозяйке радость» . (Ответы детей) . А сейчас я вам загадку загадаю:

В избе – изба, на избе труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

(Печь)

Может быть кто – то стихи о печке знает?

Ребёнок:

У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Всё готовится в печи,
И хлеба и калачи,

Каши и картошка,
И баранья ножка.

Матрёна Ивановна:

На Руси в старину всегда кашу варили, да говорили: «каша - еда наша» . А почему так говорили, как вы думаете? (Ответы детей)

А вы знаете пословицы и поговорки про кашу?

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: А без чего ещё за стол не садились?

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: Правильно – без хлеба! «Хлеб да каша – еда наша» .

Стук в дверь. Заходят куклы в национальных костюмах.

Матрёна Ивановна: «Гость на гость – хозяйке радость» . Пришли к нам Ваня и Дуня.

Давайте Ване и Дуне про них потешку расскажем.

Чики – чики, чикалочки,
Ехал Ваня на палочке,
А Дуня в тележке,
Щелкала орешки.

Какие Ваня с Дуней нарядные! А кто, дети, из вас знает, как наряды эти называются?

(Ответы детей: «Русские народные костюмы» )

Матрёна Ивановна: А что за корона у Дуни на голове?

(Ответы детей)

Это кокошник (дети повторяют все вместе, проводится индивидуальная работа) Какого он цвета, чем украшен?

А что за платье такое необычное у Дуни, как оно называется? (Сарафан, рубашка, украшены вышивкой.)

(Проводится индивидуальная работа)

Матрёна Ивановна:

А Ваня – то как хорош! Просто красавец! И во что же Ваня нарядился, когда к нам торопился?

(Ответы детей.)

Дети, а фуражка у Вани называется – картуз. (Закрепляется название.)

А рубашка называется косоворотка. Как вы думаете, почему она так называется?

(Ответы детей.)

Косоворотка – рубашка с косым воротом, т. е. с застёжкой сбоку, а не по середине, как у обычных рубашек. А ещё что одето на Ване?

(Ответы детей.)

Правильно: штаны и сапоги.

Ваня и Дуня одеты в праздничную одежду, так раньше наряжались на праздник.

А кто из вас знает потешку про Ваню? (рассказывает ребёнок, повторяют все.)

Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом – наперед
И поехал в огород.

Матрёна Ивановна:. (Садит кукол за стол.)

Сейчас я из печки русской кашу достану, да Ваню с Дуней угощу. Открою заслонку, достану горшок, угощайтесь, гости дорогие. Ну а вы, ребятки выходите на снежок, становитесь в кружок, да давайте песенку споём «Эх, зимушка – зима!»

(Дети поют, в кругу Ваня (мальчик) на коне, подбегают 2 девочки.)

Матрёна Ивановна: Была у меня коза, да в лес убежала. И что же она там делает? Вот мы сейчас считалкой выберем козу (Ребёнок читает считалку) :

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

В игре «Пошла коза по лесу» дети встают в круг и, взявшись за руки, движутся против солнца.

Один из участников - «коза» - движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу.

«Коза» вместе с принцессой делают всё, о чем поется. Звучит музыка.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, покачаем, покачаем,
И снова начинаем, начинаем, начинаем.

(И песенку кончаем, кончаем, кончаем)

Матрёна Ивановна: Теперь понятно, что моя коза в лесу делает. Пусть погуляет. А мы с вами сядем рядком, да поговорим ладком.

(дети садятся на лавочку) .

Матрёна Ивановна: Книга у меня есть волшебная с загадками. Вот мы сейчас и посмотрим, умеете ли вы загадки отгадывать?

(Детям загадываются загадки.)

Матрёна Ивановна:

А на печи у меня кот Васька спит. Давайте про него песенку споём:

Котя, котинька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать
Мою детоньку качать,

Уж как я тебе коту
За работу заплачу:

Дам кусок пирога, да кувшин молока (дать погладить котика, предложить детям сказать-какой котик) .

Матрёна Ивановна: По утрам меня Петя петушок будит. Громко, голосисто поёт. А про Петю потешку знаете?

(Ответы детей)

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

– Ребята, а петушок какой? (Красивый, разноцветный, голосистый, смелый, нарядный) .

– А в какой сказке есть петушок? (В сказке «Заюшкина избушка» , «Кот, петух и лиса» , «Петушок и бобовое зёрнышко» .)

– Кому петушок помог в сказке «Заюшкина избушка» ? (Зайчику)

Звучит русская народная музыка.

Матрёна Ивановна: Я очень рада, что столько гостей ко мне сегодня пришло, ведь гость на гость – хозяйке радость! А вы меня к себе в гости пригласите?

(Ответы детей)

Дети и Матрёна Ивановна уходят в группу.

Рисование - «Дымковская лошадка» .

Дети входят в группу, проводится пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Садятся за столы.

Матрёна Ивановна: Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:

У меня большая грива,
Ушки и копытца,
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,
Кто же я?

(Лошадка) .

Лёня знает стихотворение про лошадку и нам сейчас расскажет (держит в руках дымку – лошадку) :

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: Правильно, это дымковская роспись. Посмотрите, каких лошадок нарисовали дымковские мастера.

(Рассматривание образцов, уточнить элементы узора дымковской росписи: кружки, кольца, полоски, точки. Частичный показ.

Напомнить детям, что работу нужно выполнять аккуратно, убирать лишнюю краску с кисточки, пользоваться салфеткой, тонкие линии нужно рисовать тонкой кисточкой). Давайте и мы с вами будем сегодня мастерами и разрисуем своих лошадок. Согласны?

(Ответы детей)

Помощь затрудняющимся детям, в середине занятия провести физминутку.

Физминутка: Раз - подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.
Шесть – за столик тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Предлагаю детям, по окончании работы, пройти и посмотреть рисунки у других детей.

Хвалю всех детей. Работы вывешиваются на доске, чтобы дети могли полюбоваться, говорю о том, как много у нас дымковских лошадок, все замечательные мастера – художники.

Используемая литература:

  • Документ ФГОС ДО,
  • «Развитие речи детей 3-5 лет» О. С. Ушакова,
  • Журнал «Дошкольное воспитание» №11 2015г, №4 2014г.,
  • «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова,
  • Интернет – сайты.

Конспект занятия по развитию речи

из серии заседаний кружка «Школа вежливости»

Тема: «Искусство общения»

I, II и V вида»

Класс: 7 класс 2 отд. школы II вида.

Цель: раскрыть понятие «общение» и его роль в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

Формировать знания и умения детей по культуре общения и поведения;

Развивать познавательный интерес к родному языку, к самопознанию;

Закрепление навыка самооценки посредством тестирования.

Коррекционные:

Развитие словаря вежливых слов и долгосрочной памяти посредством упражнения «Кто больше вспомнит «волшебных» слов?»;

Коррекция поведенческих отклонений в игре «Толкалки без слов»;

Развитие речи, логического мышления через участие в конкурсе знатоков этикета;

Коррекция групповых взаимоотношений в игре «Терем-теремок».

Воспитательные:

Воспитание вежливости, привычки соблюдения правил этикета в общении;

Развитие творческой активности детей.

Участники: учащиеся класса, воспитатель.

Тип занятия: комбинированный.

Форма проведения: интегрированное занятие (Развитие речи + ИКТ + Воспитание культуры поведения и общения + Личностное развитие + Развитие творческого воображения)

Основной дидактический метод: беседа, дидактические игры, викторина.

Частичные методы: словесные (диалог, театральное действие), наглядные (демонстрация презентации), элементы наблюдения, практический метод.

Современные образовательные технологии: проблемное обучение поиску ответов по теме «Этикет», метод самооценки по умению общаться, креативный метод эвристического обучения в инсценировке сказки «Теремок на новый лад».

Частичные приёмы: припоминание, сопоставление, похвала, анкетирование.

Дидактические пособия:

Раздаточный материал,

Анкета « Приятно ли с вами общаться?»,

Компьютерная презентация «Искусство общения»,

Атрибуты к сказке «Теремок».

Методическая литература:

Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2; М.,ТЦ Сфера; 2004.

Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 5; М., ТЦ Сфера; 2004.

Настольная книга для девочек / Сост. Ю.Б. Виес: Мн., Книжный дом; 2005.

Ход занятия:

1. Организационный момент: - Ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь.

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Вы поздоровались, т.е. пожелали друг другу здоровья, и на «капельку радостней сделалась жизнь».

Упражнение-разминка «Приветствие» на снятие эмоционального напряжения:

Разделитесь на 3 равные части «европейцев», «японцев», «африканцев». Нужно пройти по кругу и поздороваться со всеми своим способом («европейцы» пожимают друг другу руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами).

2. Основная часть:

1) Постановка цели занятия:

Тема нашего разговора сегодня – это общение людей. Мы будем учиться великому искусству общения.

2) Информационный блок «Что такое общение?»:

А что вы понимаете под общением?

(Общение – это вид человеческой деятельности, который необходим для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и с окружающим миром.)

3) Словарная работа:

А теперь предлагаю к слову «общение» подобрать возможно большее количество однокоренных слов. (Община, общий, общительный, сообщник, сообща.) – А что объединяет эти слова? (Ответы детей.)

4) Конкурс знатоков этикета:

Наше с вами общение началось с приветствия. Давайте вспомним правила этикета:

1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

2. Если ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, на площадке, через которую ходите в школу, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)

5. А кстати, кто подаёт первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подаёт руку девушка, женщина, начальник – подчинённому.)

Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется. Что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее ». Будете следовать этому правилу – никогда не ошибётесь.

5) Физпауза: Игра «Толкалки без слов» - упражнение на профилактику конфликтных ситуаций:

У каждого из нас в течение дня происходит десятки встреч с разными людьми – в школе, на улице, в транспорте, в магазине. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения?

Вы должны свободно двигаться по комнате, касаться друг друга, толкаться, постукивать, щипаться, но никто не разговаривает.

Анализ игры:

Трудно ли всё это было проделывать молча?

Было ли ощущение напряжения и раздражения?

Могла ли между некоторыми из играющих возникнуть ссора?

Помогли бы вам избежать ссоры правильно подобранные слова?

Умейте дружить, уступать друг другу, находить добрые слова.

6) Упражнение «Кто больше вспомнит «волшебных» слов?»:

Давайте устроим соревнование, кто больше вспомнит «волшебных» слов. Одна группа ребят подумает над словами-приветствиями, вторая – над словами-обращениями, а третья – над словами-извинениями.

(Учащиеся соревнуются, кто больше назовёт вежливых слов.)

7) Самооценка общения: Тест «Легко ли с вами общаться?» на закрепление

Насколько вы приятный собеседник поможет ответить небольшой тест. На предложенные вопросы отвечаете «да» - ставите 1, «нет» - ставите 0.

Теперь, кто поставил 1 на вопросы 4 и 5, поменяйте их на 0. Посчитаем очки.

А вот и результаты:

1-3 балла. Общаться с вами не очень-то приятно, можно сказать, даже тяжело. Подумайте об этом, сделайте выводы, и тогда у вас всё будет просто замечательно!

4-8 баллов. С вами говорить просто и приятно потому, что вы всегда можете выслушать своих друзей. Но вас трудно назвать общительным человеком. Иногда, особенно когда у вас нет настроения, вы бываете рассеяны.

9-11 баллов. Поздравляем, общаться с вами – одно удовольствие! Друзья никогда не смогут обойтись без ваших весёлых рассказов и шуток. И это просто замечательно!

8) Игра «Терем-теремок» на гуманизацию групповых взаимоотношений:

Ребята, давайте вспомним известную сказку «Теремок».

Дети инсценируют сказку. Участники игры, получившие роли медведя, зайца, лисы, волка, лягушки, произносят слова: «Кто, кто в теремочке живёт?» и «Пусти меня к себе жить». Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверям, просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!»

Нужно вспомнить слова-обращения, обратиться к мышке-норушке («Уважаемая мышка-норушка! или «Дорогая мышка!» или «Сударыня мышка!») и привести разнообразные аргументы в пользу иного решения, прося пустить в теремок. Уговаривайте мышку, пока она не согласиться, от умения общаться, договариваться зависит, останетесь ли вы на улице или станете жить в теремке. Например: «Пусти меня, пожалуйста, я тебе другом стану» или «…я стану двор мести».

Дети приводят аргументы, которые оказывают решающее воздействие на главную героиню. В итоге все звери поселяются в теремке; общая игра завершается финалом: жители теремка, взявшись за руки, ведут хоровод.

3. Итог занятия: - Я очень надеюсь, что сегодня мы с вами общались не зря. Человек может обойтись без многого - но не без человека и общения. Уступайте друг другу, наблюдайте за поведением окружающих и помните – словом можно и убить, словом можно и спасти.

Тест «Приятно ли с вами общаться?»

Когда вы разговариваете со своим другом, вы больше любите говорить?

Легко ли вы знакомитесь с новыми друзьями?

Когда ваш друг вам что-нибудь рассказывает, всегда ли вы внимательно слушаете?

Любите ли вы что-нибудь советовать своим друзьям?

Представьте такую ситуацию: друг вам что-нибудь рассказывает, а вам это совсем не интересно. Вы скажете ему об этом?

Или такая ситуация: вы что-нибудь рассказываете, а вас не слушают. Сильно ли вы расстроитесь?

Всегда ли вы говорите, что думаете по любому вопросу?

Станете ли вы говорить о том, чего не знаете?

Любите ли вы быть в центре внимания? Например, заинтересовать своих друзей чем-нибудь, чтобы они вас

внимательно слушали?

Как вы считаете, есть ли в школе хотя бы 3 предмета, по которым вы так много знаете, что запросто сможете помочь своим одноклассникам?

Представьте ситуацию: в школе вас вызвали к доске и попросили рассказать новую тему. Вы рассказываете так интересно, что все слушают с большим вниманием?

Лягушка-квакушка: - Уважаемая мышка-норушка!

Пустите, пожалуйста, в дом!

Могу полезной в доме быть,

\ Мух, комаров ловить.

На рыбалку ходить

И порядок наводить.

Зайчик-побегайчик: - Дорогая лягушка-квакушка!

Пустите, пожалуйста, в дом!

Хочу хорошим другом быть,

Могу в магазин, на рынок ходить.

Нет, не пустим, нам и без тебя тесно!

Лисичка-сестричка: - Сударь зайчик-побегайчик!

Пустите, пожалуйста, в дом!

Не привыкла я лениться,

Печь, варить я мастерица.

И на завтра, говорю,

Всем я каши наварю.

Нет, не пустим, нам и без тебя тесно!

Волчок-серый бочок: - Сударыня лисичка-сестричка!

Пустите, пожалуйста, в дом!

Хочу вам верным другом стать,

Огород копать

И дом охранять.

Нет, не пустим, нам и без тебя тесно!

Медведь: - Господин волчок-серый бочок!

Пустите, пожалуйста, в дом!

Я могу зверей лечить,

Мёд добывать

Да баньку топить.

Все: - В тесноте, да не в обиде!

Наталья Гайдак
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы. Творческое рассказывание «Мой дом»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Тема : «Мой дом»

Творческое рассказывание

Воспитатель : Гайдак Н. В.

Каневская 2015г.

Программное содержание : - Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт и уют в помещениях.

Продолжать работу по обогащению бытового словаря детей . Совершенствовать умение слогового и звукового анализа слов.

- Развивать память , логическое мышление, умение составлять рассказы по воображению . - Воспитывать интерес к окружающему, желание беречь свой дом и украшать его. - Индивидуальная работа. Предварительная работа : Индивидуальная беседа с детьми об их доме, повторение знакомых сказок, загадок. Приготовление картинок с изображением животных, зверей и птиц. Три домика-теремка для упражнений по грамоте. Загадки из сборника Л. Л. Тимофеевой «Загадки в нашем доме» . Приготовить бумагу, фломастеры для рисования. Ход занятия Воспитатель напевает : «Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок. Кто в тереме живет?»

(Слайд 1)

Дети : перечисляют всех зверей .

Воспитатель : Вспомните, дети, сказки, где рассказывается , в каких домах жили их герои.

– Была у лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная…

(Слайд 2)

Дети вспоминают сказки и называют разные дома – бабы Яги, козы, поросят и т. д.

(Слайд 3,4,5,6)

Вот видите, у каждого есть свой дом, есть он и у каждого из нас, где живет вся семья.

(Слайд 10)

Давайте поиграем. Игра называется «Узнай свой дом» . Чтобы войти в дом, отгадайте загадки.

Недотрога, от порога никуда не отойдет,

Гость его коснется пальцем – он хозяина зовет. (Звонок) .

(Слайд 11) Она меня впускает в дом и выпускает вон. В ночное время под замком она хранит мой сон. Она ни в огород, ни во двор не просится гулять. На миг заглянет в коридор – и в комнату опять. (Дверь)

(Слайд 12)

Воспитатель : Вот мы позвонили, и дверь нам открыли – входим в гостиную. Что мы увидим там, отгадайте. Начинается на «О» и кончается на «О» . Я хвораю, не гуляю, целый день гляжу в него. (Окно) (Слайд 13) У него четыре ножки, не бежит он по дорожке, Он на месте стоит, на нем дедушка лежит. (Диван)

(Слайд 14) Похожа из дали на мяч, висит под потолком, Но словно мяч не мчится вскачь, А светит огоньком. (Люстра)

(Слайд 15)

Воспитатель предлагает детям самим загадать загадки про другие предметы, находящиеся в комнате. Если дети не знают, помогает их придумать. Воспитатель : А теперь пройдем в спальню. Что там? По ночам во мне Ванятка До того задремлет сладко, Что не хочет он вставать Я – удобная. (Кровать) (Слайд 16) Он чудак или невежда? На любого посмотри : Сверху носится одежда, У него ж она внутри. (Шкаф) (Слайд 17) И сияет, и блестит, не кому она не льстит, А любому правду скажет - Все как есть, всегда покажет. (Зеркало)

(Слайд 18)

Какие еще есть в доме помещения? (ответы детей ) Воспитатель дает детям задание помечтать, в каком бы доме они хотели бы жить, какую свою детскую комнату хотели бы иметь, что в этом доме принадлежало бы только им. – Представьте, что вы художники-дизайнеры, сделайте свой дом красивым, удобным и уютным, чтобы всей семье в этом доме хотелось жить.

(Слайд 19)

Воспитатель дает время на обдумывание и заслушивает 5-6 рассказов . – Давайте поиграем в игру. Пусть у каждого будет домик. Раскладывает обручи-домики. Дети играют в игру «Найди свой дом» . Далее воспитатель вывешивает на доску три терема и предлагает расселить в теремки : в первый – домашних животных, во второй – зверей, в третий птиц, в названии которых один слог. Картинки разложены на столах детей , и у кого есть подходящая картинка, выходит и вставляет ее на место по заданию воспитателя. Дети рассказывают стихотворение И . Панфилова. Ежедневно по утрам заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз, Воспитатель учит нас Ель, топор, лопата, руки - В каждом слове слышны звуки. Звуки эти разные : главные и согласные. Гласные тянутся в песенке звонкой Могут заплакать и закричать, В темном лесу звать и аукать И в колыбельке ребенка качать. А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть, Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь! С-С-С – змеиный слышен свист, Ш-Ш-Ш – шуршит опавший лист. Ж-Ж-Ж – шмели в саду жужжат. Р-Р-Р – моторы тарахтят. Дружат гласные с согласной, составляя вместе слог. Воспитатель : А теперь в словах дом и комната определите : сколько в них слогов, какой слог ударный, какие гласные образуют слог и дайте характеристику каждому звуку, какой он.

Дети выполняют задания. Воспитатель : Ребята, мы говорили о том, в каком доме мы хотели бы жить. Вы очень хорошо об этом рассказали , а теперь как художники – дизайнеры нарисуйте свою детскую комнату.

Дети рисуют.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание на тему из личного опыта – «Наш живой уголок» Цели: 1.

Цель: Развивать связную речь детей через рассказывание сказки по мнемотаблице. Задачи: Обучающие: - называть отличительные признаки диких.

Конспект занятия по логоритмике Тема «Прогулка» для детей подготовительной группы 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Цель занятия: развивать речевые, двигательные и ритмические способности детей. Формировать пространственные представления, развивать внимание,.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» для детей старшей группы. . Программное содержание: Развивать эмоциональный отклик на весенние проявление природы, эстетические чувства, переживания, умение соотносить.

Конспект занятия по развитию речи (средняя группа) Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами». Задачи. Учить детей составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; учить подбирать слова, близкие по значению (они.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Составила: Беломестных Н. А. Тема: Творческое рассказывание. «Веселые.

Итоговое занятие-развлечение в подготовительной группе по изобразительной деяте льности.

Программное содержание:

    Активизировать занятия усвоенные детьми за год закрепить знание спектральных цветов, основных красок и получение из них дополнительных цветов;

    рисовать нетрадиционными способами, составлять композицию на листе, изображать, разными способами;

    закреплять технические навыки рисования: правильно держать кисть, пользоваться толстой и тонкой кистью, промывать их в двух водах;

    лепить животных разными способами конструктивным и пластическим разрезать лапы ножиком для лепки, скреплять части;

    делать карандашный набросок по алгоритму (туловище, голова, лапы, хвост, детали); закрашивать карандашами штрихами в одном направлении; дополнять рисунок.

Ход занятия:

В. – Я приглашаю вас в этот зал неслучайно. В одной очень знакомой сказке нужна ваша помощь.

Отгадайте сказку.

На лесной опушке, в маленькой избушке жил круглый человек. Его бабка мяла, мяла, в печку сажала, на окне студила, да не уследила!

Д. – Колобок.

В. – Взял он карандаш со стола, чтобы в дороге веселее было и покатился. Давайте посмотрим как там дед и бабка без него.

(Все подходят к домику).

В. – Кто–кто в теремочке живет?
Кто–кто в невысоком живет?

(Из домика в окошке куклы бибабо, появляются дед и баба).

Д. и Б. – Это я Дедушка.
Это я бабушка.

В. – Как же вам живется без колобка

Дед и Баба – Скучно нам детки. Нет в нашем доме красивой посуды, а колобку, видно, не понравилось на окошке без тарелочки лежать. Вот он и укатился.

В. – Вот беда. Как же нам помочь Деду и Бабе. У кого мы можем чудо посуду попросить?

Дет. У народных мастеров.

(Выходят три девочки – городец, гжель, дымка).

Дев. Городец.:

Из липы доски сделаны
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники
Жар – птицы ввысь летят.
И точки черно – белые
На солнышке блестят.

Дети: Городец.

В. – С чего начинают рисовать свои цвета Городецкие мастера?

Дети: с яблочка, светлого тона.

Девочка Гжель:

Сине белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела,
Голубыми синими
Нежными красивыми

Дети: Гжель.

В. – Почему гжель называют бело – голубое чудо?

Дети – Посуда белого цвета, узоры голубые и синие.

Девочка Дымка: - Вечера зимою длины

И лепили там из глины,
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные:
Белоснежны, как березки
Кружочки, кисточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор,
Вы скажите мне, откуда
Появилось это чудо?

Дети – Из села Дымково.

(Дети берут у мастерицы на подносе глиняные игрушки, которые делали сами).

Ребёнок 1

– Ой, моли, ой, моли,
Коли на лужок пошли,
Кони удалые, гордые лихие.

Ребёнок 2

– Петя, Петя, петушок
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой
Красный, белый, золотой.

Ребёнок 3

– Барашек – свисток
Левый, рог – завиток,
Правый, рог – завиток.
На груди цветок.

Ребёнок 4

– Эта девица краса
Тугая черная коса
Щеки алые горят –
Замечательный наряд.

– Давайте подарим эту чудо – посуду

Бабе и Деду и игрушки для интерьера

И пообещаем найти и вернуть колобка.

Дед и Баба – Вот вам карандаш. Его колобок потерял.

По карандашам пойдем его и ищите.

(Берем красный карандаш и прикрепляем к стене).

В. – Спасибо. До свидания. По карандашам мы его быстро найдем. Но карандаши нужно искать в порядке соответствующем расположению цветов радуги. Кто знает, в каком порядке расположены цвета радуги.

Дет. – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

В. – Красный у нас есть, какой следующий карандаш нужно найти.

Дети – Оранжевый.

(Ищут по залу. Из под солнышка на стене выглядывает край карандаша, солнце грустное. Лучи бесцветные).

В. – Ребята, какое грустное солнышко. Такое нам дорогу не осветит. Как его развеселить?

Дети. – Дети предлагают варианты, один из них раскрасить лучи цветами радуги.

В. – Но у радуги много цветов, а у меня только три краски. А где же взять другие.

(Ставится стол со штативами и пробирками).

Дети. – Нужно смешать краски.

Ребёнок 1.

Знаменосец красный цвет
Ярче цвета в мире нет.

(Показывает пробирку с красной краской).

Ребёнок 2.

А красный плюс желтый
Для всех не секрет
Дадут нам, конечно – Дети (оранжевый цвет)
Цвет оранжевый – огонь,
Этот цвет рукой не тронь.

(В отдельную пробирку наливает красную и желтую краску).

Ребёнок 3

Желтый цвет его сосед
Это урожая цвет.

Ребёнок 4.

А синий мы с желтым смешаем
Какой цвет получаем?
Цвет зеленый – цвет весенний,
Он любимый цвет растений.

Ребёнок 5.

Если в небе тучек нет
Голубой у неба цвет.
Синий цвет в нее нальем
И получим голубой.

Ребёнок 6.

В синем цвете нам видна
Высота и глубина
Синим цветом колокольчик
Зазвенит по всем полям.

Ребёнок 7.

Фиолетового цвета
Гребни гор в часы рассвета
Из синей и красноватой этой
Получим мы цвет фиолетовый.

В. – Давайте соберем солнышку лучики в порядке соответствующим радуге.

(Детям раздаются лучи разного цвета 7 цветов для каждой команды и два солнышка без лучиков. Дети с лучиками под музыку бегают. По остановки музыки команды собирают лучи для своего солнышка. Воспитатель поворачивает солнышко на стене смеющейся стороной вверх)

Дети. – Желтый.

Выходит ребенок – зайчик.

Не найти вам колобка
Укатился к лесу он,
А до леса далеко
Не дойти вам до него.

В. – Если нам до леса не дойти, пусть лес к нам прейдет?

(Дети подходят к столам с красками).

Я загадаю загадки, а вы нарисуйте отгадки.

1. Весной прорезаются
Летом холодят
Осенью радуют (листья)

2. Зимой и летом одним цветом (елка)

3. Коровам без нее беда
Она их главная еда (трава)

4. Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет (туча)

Зайчик: Ой, какой красивый лес. Подарите мне его, а я вам карандаш дом.

Ребёнок исполняющий роль волка.

Я Волчек, зубами щелк
Укушу вас за бочек.
Набежало детворы
Всю поляну истоптали
И бабочек распугали.

В. – Не надо нас кусать волк. И поляну твою топтать не будем. Не видел ли ты колобка?

Волк – Поиграйте со мной в бабочек, тогда скажу.

(Дети надевают шапочки бабочек всех цветов радуги. Под музыку вальса легко летают и танцуют как бабочки. Когда музыка останавливается бабочки слетаются в кружки вокруг цветов тех же оттенков что и бабочки).

В. – И Волчек убежал, лишь карандаш нам оставил. А мы немного отдохнули, и нужно дальше идти, искать следующий карандаш.

Дет. – Синий.

(На ватманах нарисованы кусты. Под ними сидит медведь с карандашом. Дети его находят)

Ребёнок исполняющий роль медведя

Я медведь, как начну реветь!
Разбегается кто куда!
Напугайся детвора!

В. – Не надо нас медведь пугать

Мы тебя ягодой угостим.

(Напротив двух кустов становятся 2 команды. Каждый из команды печатает на куст по одной ягоде).

Медведь. – Возьмите карандаш, а мне дайте ягоды. Колобок туда укатился

Д. – Фиолетовый.

(Карандаш спрятан на кукольной ширме).

Дети находят на ширме появляются колобок и лиса.

Я великий колобок
У меня румяный бок.
Долго бабка тесто мяла,
Все казалось ей, что мало.
Наконец я был готов,
А потом и …... был таков.

Лиса: Колобок подойди поближе сядь мне на язычок. Спой свою песенку.

В. – Лиса не ешь колобка, отдай его нам.

Мы его к бабушке и дедушке отнесем.

Лиса: Не буду я его есть. Я с ним дружить буду. А если вам отдам с кем дружить буду.

В. – Ребята, где нам друзей для лисы взять?

Д. – Нарисовать или слепить?

Дети подходят к столам с пластилином и карандашами кто куда хочет.

Рисунки детей крепим на ширму и ставим вылепленных животных. Во время работы звучит музыка леса.

Лиса оставляет колобка и благодарит детей за друзей.

Колобок я колобок –
Белорозовый бочок
По сусеком я метен,
Я бедовый, я умен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Зайца пальцем я обвел,
И медведя обошел,
Но прехитрая лиса –
Чуть не слопала меня.
Если бы не ваши дети.
Мне б не жить на этом свете.
Как вам удалось спасти меня?

– Мы лепили, рисовали
Все заданья выполняли,
Мы уменьем и трудом
Жизнь твою спасли с трудом.

Я за это благодарен
Снова весел, лучезарен
И за это вам как приз
Каждому вручу сюрприз.

Колобок вручает детям медаль-эмблему

“Лучший помощник карандаша”.

Колобка возвращают деду и бабе.

Конспект занятия по развитию речевого творчества №2 детей старшей группы на тему: « Научим художника Кисточкина сочинять стихи» (воспитатель Галеева Гульнара Мансуровна) Программное содержание: 1. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей (сочинение простейших стихов). 2. Закрепить у детей умения использовать в речи слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением. 3. Закрепить умения детей находить изображения (словарифмы): шина-машина; пар-самовар; чашка-ромашка; сукбарсук. 4. Закрепить умения заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме. Но и по смыслу. 5. Воспитывать желание помогать другу. Материал: Кукла-художник Кисточкин; письмо, картинка « Кошка на окошке»; лист с изображением рифмовок « Рифмы на картинке». Словарная работа: Синонимы: кошка - яркая, рыжая, огненная; мохнатая, пушистая; Антонимы: пушистая - гладкая; весёлая - грустная; озорна - спокойная. Методические приёмы: использование наглядного материала («Рифмы на картинке», « Кошка на окошке»); Сюрпризный момент - художник Кисточкин; Словесные игры « Скажи наоборот»; « Скажи какой»; Обобщение; поощрение, художественное слово. Предварительная работа: Наблюдение за котёнком; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры; организованная образовательная речевая деятельность. Индивидуальная работа: Помочь наводящими вопросами, советом детям, с низким уровнем развития. Ход: Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад снова пришло письмо от художника Кисточкина. Он благодарит нас за то, что мы откликнулись на его просьбу и сочинили стихи про осень, поэтому он смог издать книгу со своими иллюстрациями и нашими стихами. А ещё он пишет о том, что ему так понравились стихи, что он непременно захотел с нами познакомиться, поэтому решил сам приехать к нам в гости. (раздаётся стук, из-за ширмы появляется кукла - художник Кисточкин). Кисточкин: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что смог приехать к вам в гости. Вы прислали мне замечательные стихи, как же вы смогли их сочинить, ведь вы ещё маленькие? Воспитатель: Уважаемый художник, чтобы сочинять стихи необязательно быть взрослым. Нужно иметь вдохновение, ну и, конечно, знание определённых правил. Присоединяйтесь к нам, и вы сможете подготовиться к речевому творчеству. Кисточкин: Вот спасибо! Мне будет очень интересно. Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, и для начала проведём небольшую разминку: - скажите, из чего состоит наша речь? Дети:…………………………………………. Воспитатель: Какие бывают слова? Дети:…………………………………………. Воспитатель: Что могут обозначать слова? Дети:………………………………………….. Воспитатель: Да, слова могут обозначать предметы, явления, действия предметов, их признаки. Попробуйте, пожалуйста, мне привести примеры. Дети: ………………………………………….. Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю поиграть в игру: « Скажи наоборот» Большой - маленький; длинный - короткий; узкий широкий; пушистый - гладкий; весёлый - грустный; ласковый - грубый; добрый - злой; тихий - громкий. Воспитатель: А сейчас мы тоже самое попробуем сделать в стихотворной форме. Вам нужно подобрать противоположное по значению слово, чтобы закончить стихотворную строчку. « Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко), Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко), Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец), Теперь начало я скажу, а ты ответь (конец)». Ну что, молодцы, вы правильно подобрали слова с противоположным значением, а теперь я предлагаю вам поиграть в другую игру, которая называется: « Скажи какой» Но для начала послушайте стихотворение « Утро» « Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро, сегодня скучное утро и, кажется, будет дождь. Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро, сегодня весёлое утро и тучи уходят прочь! Сегодня не будет солнца, сегодня не будет солнца, сегодня будет хмурый, серый, пасмурный день. Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце, обязательно будет солнце и прохладная синяя тень!» Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? Дети:……………………………………………….. Воспитатель: Правильно, о погоде, об утре. Но почему один человек видит плохое, серое, пасмурное утро. А другой - хорошее, весёлое, радостное, светлое, тёплое. Кисточкин: А можно я попробую ответить на этот вопрос? Я думаю, что всё зависит от настроения человека, от его отношения к жизни. Воспитатель: Ну что ж, я согласна с этим, а вы, ребята? Дети:………………………………………………… Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте вы описать явление и подобрать слова близкие по значению: Ночь (какая?) тёмная, непроглядная, чёрная…. Луна (какая?) большая, круглая, огромная… Мама (какая?) добрая, ласковая, милая….. Хорошо, ребята, я вижу, что вы умеете подбирать слова, описывать предмет или явление. А теперь пришла пора нам немного отдохнуть. Физкультминутка: « Ветер дует нам в лицо» Кисточкин: как интересно вы занимаетесь, мне очень нравится. Я даже понял, чтобы сочинять стихи нужно уметь подбирать слова близкие по смыслу, и слова с противоположным значением. Воспитатель: Уважаемый художник! Чтобы сочинять стихи нужно уметь очень многое. Давайте спросим у ребят, что именно: Дети: (предполагаемые ответы): 1. Использовать в речи красивые слова и выражения. 2. Подмечать интересное в обычном. 3. Наблюдать. 4. Подбирать рифмы. Кисточкин: Подмечать интересное в обычном и наблюдать я умею, ведь я художник. Придумывать слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением вы меня научили. А что такое рифмы? Дети: ………………………………………………… Воспитатель: Да, рифмы - это слова, которые одинаково заканчиваются (шишка-малышка, птичка-невиличка), но самое главное, в стихах рифмы должны подбираться по смыслу. Если неправильно подобрать рифму, то получится не стихотворение, а чепуха. Послушайте строчки, которые написал Николай Красильников: « Поэт принёс дрова и свечку, и растопил под вечер речку (печку). Над цветком пчела кружит, а потом к цветку спешит. В хоботке своём несёт золотистый сладкий лёд (мёд)» Кисточкин: Это очень сложно подбирать рифмы. Воспитатель: Сейчас я вам немного помогу, посмотрите на этот плакат, на нём изображены картинки, попробуйте соединить их по парам, образуя рифмы. (чашка - ромашка; кошка - лукошко; сук - барсук; шина машина; самовар - пар). А сейчас с помощью этих рифмовок, попробуйте закончить фразы: - Я поехал на машине, у меня порвалась шина. - Я разбил сегодня чашку, а на ней была ромашка. - Зацепился я за сук, а под ним сидит барсук. - Я нашёл сегодня кошку, посадил её в лукошко. Физкультминутка: « По дорожке кошка шла» Кисточкин: Ребята, я так много сегодня узнал, спасибо вам огромное, за то, что вы предложили мне с вами позаниматься. Но у меня к вам небольшая просьба. У моей любимой кошечки завтра День рождения. Посмотрите, я нарисовал её портрет, вот было бы здорово, если бы мы с вами сочинили стихи ей в подарок. Воспитатель: Ну что ж, ребята, давайте попробуем помочь нашему другу. Предлагаю внимательно рассмотреть портрет, и найти на картинке слова - рифмы (самовар - пар; варенье - день рожденья; стол - пол; котик - пушистый животик). Дети: далее дети представляют варианты своих речевых творений (в приложении представлены стихи детей) Кисточкин: Спасибо вам, ребята, а сейчас мне пора спешить, пойду, подготовлю праздник для своей любимицы. Воспитатель: Художнику Кисточкину очень понравились ваши стихи, я думаю, что и кошечке они понравятся. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу. Приложение: 1. Плакат « Рифмы на картинке» 2. Картина « Кошка» Стихи детей: Настя Плотникова: « Котик за столом сидит, и на чашечку глядит. На столе стоит варенье, скоро будет День рожденья!» Женя Романов: « Самовар уже кипит, чашка на столе стоит, кошка ждёт свой День рожденья, день баранок и варенья!» Маша Сулекова: « День рождения у кошки, смотрит кошечка в окошко, чай из чашки она пьёт и гостей к себе зовёт» Настя Юдина: « Часы пробили День рожденья, на стол поставлено варенье, и самовар уже готов ждёт кошка в гости всех котов» Белов Арнольд: « День рожденья! День рожденья! День баранок и варенья! Котик в гости ждёт друзей и подарки от гостей» Максим Лавров: « Очень любит день рожденья наш пушистый серый котик, угощенья приготовим, чтобы улыбался ротик»