Конспект открытого занятия в
средней группе «К бабушке Варварушке»
Тема: Народное творчество.
Цель: Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России.
Задачи:
- Познакомить детей с народным бытом (полотенцем, наперстком, деревянной ложкой, гребешком, русской матрёшкой).
- Активизировать словарь детей с помощью стихотворений, потешек, загадок.
- Формировать познавательную активность.
Материал: Русская изба, деревянная матрёшка, корзинка, кот(мягкая игрушка),шкатулка, полотенце, наперсток, деревянная ложка, гребешок, русские народные костюмы для детей и воспитателя.
Предварительная работа: Беседа о русской народной игрушке-матрёшке, заучивание стихотворений, потешек.
Ход занятия
Воспитатель приносит в группу письмо.
Воспитатель.
Принесла я вам письмо,
Вот (показывает), от бабушки оно.
В гости к ней вы собирайтесь,
Быстро-быстро наряжайтесь.
Читает письмо-приглашение.
«Ко мне в гости собирайтесь
Да в дорогу отправляйтесь,
Жду вас с нетерпением,
Уж готово угощение!
Бабушка Варварушка».
Дети и воспитатель наряжаются в русские народные костюмы.
Воспитатель. Поехали скорей к бабушке. Раньше, в старину люди ездили на лошадях, а по праздникам запрягали тройки. Чтобы наша тройка помчалась нужно сказать волшебные слова:
Едем, едем на лошадке,
На лошадке в красной шапке
К бабушке Варварушке
В гости на оладушки.
Дети произносят волшебные слова и, держась за удила, отправляются к бабушке в гости.
Воспитатель. Тпру, стой, лошадка! Ребята, посмотрите какой лужок. Давайте остановимся, отдохнём, поиграем.
Пальчиковые игры.
«Ехал Грека через реку…»
«Шла коза рогатая…»
Воспитатель. Поехали дальше, домик бабушки совсем близко.
Дети.
Едем, едем на лошадке
На лошадке в красной шапке
К бабушке Варварушке
В гости на оладушки.
Воспитатель.
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над тубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет?
Выходит бабушка в русском сарафане (взрослый), встречает детей.
Бабушка. Детушки - малолетушки мои пришли! Здравствуйте! Будьте гостями! А мои детки, детки - малолетки, уселись, расселись кто на лавочку, кто на табуреточку. А я чай заварю, печенья напеку! Хорошо у меня в избе, тепло, а сколько добра всякого - видимо, не видимо. И лавочки есть, и стол. А что ещё есть?
Дети. (Перечисляют предметы домашней утвари). Самовар, деревянная посуда, половики, икона, матрёшки, икона…
Воспитатель. Ой, ребята, а что это за корзина тут стоит. Давайте посмотрим, что в ней.
Воспитатель загадывает загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружки.
Все они живут в друг дружке,
А всего одна игрушка!
Что это за подружки?
Дети отгадывают загадку, и вдруг появляется матрёшка из корзины.
- Ребята, а кто мне скажет, матрёшка – это русская народная игрушка? (Выслушиваются ответы детей)
- А во что одеты матрёшки? (В сарафаны)
- А какого цвета сарафан у этой матрёшки? (Желтый)
- А кто мне скажет, что у матрёшек одето на голове? (Платочки, они тоже разного цвета)
Выслушиваются ответы детей, и заслушиваются стихи детей о матрёшке (3-4).
Бабушка. А я не одна в доме живу. Живёт со мной кот Васька, ночью он мышей ловит, а днём на печке греется и мурлычет.
Дети.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород,
Всполошится весь народ:
И петух, и курица,
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
Кот, котенка, коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать!
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Бабушка. Ещё живут у меня курочки, уточки, петушок, и гуси.
Проводится словесная игра: Бабушка говорит первую строчку, дети – вторую и т.д.
Наши курочки в окно
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Наши уточки с утра
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора
Бал-бал-бал! Балды-балда!
А как Петя-петушек,
Раным-рано по-утру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
Бабушка. Вот как я весело живу! А ещё у меня в огороде репка растёт. Есть у моей репки подружка мышка. Они вместе играю, пойдёмте и мы с ними поиграем.
Хоровод «Репка»
Бабушка. Ох, и весело поиграли. Устали, садитесь, отдохнём. Есть у меня шкатулка, давайте её откроем, и загадки отгадаем.
На пальце одном
Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)
Сама не ем,
А людей кормлю. (Лодка)
Для кудрей и хохолков,
Целых 25 зубков.
И под каждым под зубком,
Лягут волосы рядком. (Расческа)
Говорит дорожка –
Два вышитых конца –
Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце)
Выслушиваются ответы детей, показ предметов, заслушивается короткий рассказ детей о предметах.
Бабушка. Молодцы ребятки, все загадки знаете. Ой, засиделись мы, давайте хоровод поводим.
Хоровод «Золотые ворота»
Бабушка. А где же мой клубочек? Потеряла мой клубочек. И кто же его взял?
Воспитатель. Катал котик клубочек своими острыми коготками и все ниточки разорвал, рассыпались они по всему полу. Пойдём бабушка собирать ниточки, а ребятки тебе помогут.
Дети - ниточки свободно рассаживаются на ковре.
Игра «Клубочек»
Воспитатель.
Шла я улочкой,
Улочкой – переулочком,
Клубочек ниточек нашла.
Клубочек катиться,
Нитка тянется.
Клубок – дали – дали.
Нитка – доли – доли.
Воспитатель подходит по очереди к каждому ребёнку. Дети берут друг друга за руки «цепочкой» и закручивают клубок
Бабушка . Большое спасибо, что помогли мне ниточки собрать. А я напекла для вас вкусные оладушки.
Бабушка угощает детей оладушками.
Результат: Создали у детей интерес к народному творчеству.
Приложение.
Ирина Сапрыкина
Дети заходят в группу под русскую народную песню. Воспитатель встречает их в русском национальном костюме.
Воспитатель. Детушки мои, проходите рядком, поговорим ладком.
Ребята,скажите, что такое потешки?
Дети. Потешки сочиняли давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть.
1 ребенок: Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла.
Пастушку я отдала
На-ка, милый пастушок
Там коровка лежит, на теленка глядит,
А домой не идет, молочка не несет.
Надо кашу варить
Кашей Сашу кормить.
2 ребенок: Дили-дили, дили-дили
Колокольчики звонили,
Дили-дили, дили-дили
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков и веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день.
Воспитатель. Люди с давних пор сочиняли не только веселые и смешные потешки, но и мудрые пословицы. Какие пословицы знаете вы?
Ответы детей:
1. Жизнь дана на добрые дела.
2. Вся семья вместе, так и душа на месте.
3. Любишь кататься- люби и саночки возить.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. За всякое дело берись умело.
Воспитатель. Какие вы у меня молодцы, сколько пословиц знаете.
А, теперь пришла пора заглянуть в наш домик и узнать кто же в нем живет?
Тук-тук, кто в домике живет?
Выходят бабушка и дедушка, друг на друга не смотрят.
Ой, кажется бабка с дедом поругались, ребята, давайте научим их мириться.
Выходят два ребенка:
Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться
Очень скучно в ссоре жить
Потому давай дружить.
Воспитатель. Ну как, бабушка и дедушка, будете мириться? Не дело это быть в ссоре.
Бабка с дедом поворачиваются к друг другу и мирятся:
Мы дрались и обзывались,
Обижались и ругались.
Но решили помириться
Нам не трудно извиниться.
Руку дай, мирись, мирись
Друг прости и улыбнись!
Воспитатель. Вот совсем другое дело. А сейчас пришла пора поиграть.
Игра называется "Солнце", его мы выберем с помощью считалки:
Раз, два, три, четыре, пять
Собралися мы играть,
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Проводится игра "Солнце". Дети становятся вокруг солнца и говорят слова:
Гори, солнце, ярче
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Воспитатель. Помирили, мы бабушку с дедушкой. И решила бабушка испечь колобка, но.
Бабка. Как же быть, как же быть
Где муки на хлеб добыть?
Воспитатель. Ребята, давайте поможем бабушке испечь колобка.
Проводится пальчиковая игра-инценировка "Колобок"
Воспитатель. Вот какого колобка, мы с вами испекли для бабушки и дедушки.
Скажите, а вы много знаете сказок?
Дети. Да.
Воспитатель. Я буду загадывать загадку, а вы должны отгадать сказку. Слушайте внимательно.
Вот построили зверушки
Каждый по своей избушке,
А весной Лиса пришла
Дом Зайчишки заняла.
Как же сказку называют, где Зайчишка побеждает. ("Лиса и заяц")
По тропе шагая бодро
Сами воду тащат ведра.
Вымолвил словечко-
Покатилась печка. ("По щучьему велению")
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте, что за сказка? ("Три медведя")
А дорога-далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. ("Маша и медведь")
Воспитатель. Молодцы, ребята. Много сказок знаете.
Ой, девчонки! Ой, мальчишки!
Становитесь в хоровод
Пришла пора петь и танцевать.
Дети поют и танцуют " Вдоль по улице метелица идет".
Воспитатель. Ребята, мы с вами сегодня вспомнили потешки, сказки, пословицы. А теперь скажите, почему все они называются народными.
Ответы детей
Воспитатель. Правильно. Все эти сказки, потешки придумал народ. А что еще входит в народное творчество.
Ответы детей
Воспитатель. Есть еще мирилки, дразнилки, заклички, песни, игры. Народное творчество полно мудрости, доброты.
Наше занятие подошло к концу.
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-72126-1480871962.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-72126-1480871986.jpg)
Публикации по теме:
Цель: приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора. Задачи: 1.
Добрый день уважаемые коллеги мне очень понравилось такая форма работы как интерактивная папка. Во-первых: представлен большой объём информации,.
Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».
Проект «Устное народное творчество (потешки, прибаутки, колыбельные песни») во второй младшей группе Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является недостаточное использование современными родителями потешек, прибауток.
Проект «Устное народное творчество-загадки во второй младшей группе». Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является редкое использование родителями загадок в младшем дошкольном возрасте.
Вос- ль Глущенко Н.И. Дни недели Вторник «___» «____».
Ұйымдастырылған оқыту қызметінің технологиялық картасы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Білім саласы / образовательная область: Коммуникация, Познание, Творчество, Здоровье.
Оқу қызметін ұйымдастыру /ОУД: Развитие речи, Драма, Художественная литература, Физкультура, Музыка.
Тақырыбы / тема: Интегрированное занятие по художественной литературе с использованием фольклора.
«Путешествие по фольклорным дорожкам».
Мақсаты/ цели: обогащение знаний детей о народном фольклоре.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с характерными чертами народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах народного творчества , учить эмоционально воспринимать и понимать содержание сказки.
Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения , развивать чувство эмпатии, образность речи, воображение.
Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей; формировать умение подбирать слова обозначающие качества, признаки и свойства предметов; упражнять в согласовании существительных с прилагательным; учить чётко произно сить е звук и , слов а , предложени я .
Воспитательные: воспитывать чувство уважения к народной культуре , умение видеть красот у расписной деревянной посуды; воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.
Материалы: игрушки лисы, кота, петуха, иллюстрации к сказкам «Жихарка», хохломская ложка, аудиозапись русской народной мелодии , картинк а «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10
Екітілдік компонент/ билингвальный компонент: Күз- осень, листья – жапырак, лиса- түлкі, кот-мысык, петух- әтеш.
Сөздік жұмыс/ словарная работа: фольклор, пословицы.
ТәсілдерКезеңдері
Этапы деятельности
Мұғалімнің іс- әрекеті
Управленческие действия педагога
Балалардың
іс-әрекеті
деятельность детей
1 этап
Мотивациялық
қозғаушы
мотивационно-побудительный
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Предлагает поздороваться с гостями на казахском и русском языках.
Воспитатель.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, я вас сегодня приглашаю на необычный, интересный разговор, но сначала вам нужно пройти в волшебные ворота
Воспитатель накидывает платок на плечи
Дети встают в круг.
Приветствуют гостей.
Д евочки накидывают на плечи платки, мальчики надевают фуражки и проходят в ворота.
2 этап
Іздену
ұйымдастырушы
проблемно-поисковый
В от теперь вы готовы гулять по фольклорным дорожкам. Что такое фольклор? Фольклор – это потешки, скороговорки, пословицы, считалочки, загадки, сказки, написанные народом. С чего нам начать наш путь, куда идти. Смотрите камень лежит. Что за камень? Как вы думаете? (Обращаю внимание на стрелки). На стрелках написано:
-«Прямо пойдешь – чудо дивное найдёшь».
-«Направо пойдёшь - на лесную полянку попадёшь».
-«Налево пойдёшь – в сказочный дом попадёшь».
Что будем делать, куда пойдем, к чуду хотите пойти ? Кто запомнил, какого цвета стрелочка нас к чуду приведет.
Что за диво дивное, чудо чудное, вот так ларец. Интересно кто в таком живет?
Заглянем в ларец? Не боитесь?
Никого нет, а вот записочка - кленовый листок лежит, да не простая, а с заданием:
- «Назовите пословицы и поговорки о Осени ». (называют с объяснением) Теплая осень - к долгой зиме .
До ждь мелко сеется, да долго тянется.
Холоден сентябрь, да сыт .
Упал с дерева один лист – жди осени .
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
- Д/и «Скажи какая?»
Осень какая ?
Билингвальный компонент: Күз- осень, листья – жапырак.
Листья какие? Погода какая осенью?
- Э ту дорожку мы с вами прошли на отлично . Возвращаемся к камню, чтоб веселее было идти пойдем как матрешки, дробным шагом.
Идем на право. Кто помнит куда попадем? На лесную полянку. Смотрите кто это ? (муравей)
Муравей, муравей дай задание скорей.
Читаю задание «Прочесть скороговорк и .» Веселое задание. Давайте поупражняем наши язычки.
Сю-сю-сю,Су-су-су- не заблудимся в лесу.
Давайте попробуем сказать правильно и быстро.
Отлично, мы выполнили задание муравья.
Возвращаемся к камню, муравьи не очень любят когда их тревожат, давайте пойдем тихо, на носочках.
Кто помнит, в какую сторону теперь нам идти? Куда придем?
Идем. Ой, дети с моими ногами что-то непонятное происходит, ой помогайте мне.
На левой ножке поскачи - 1,2,3
На правой ножке поскачи - 1,2,3
На ладошки подыши - 1,2,3
Вокруг три раза обернись и друг другу поклонись.
Ну и чудеса, вот так дорожка. А вот и сказочный домик. Кто же там живет?
Воспитатель: Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?
Мальчик Я Жихарка
Дети из какой сказки этот мальчик? Предлагаю послушать Жихаркины загадки.
Загадывает загадку про петушка.
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?
(петушок - әтеш.)
Цель: уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лиса) лиса- түлкі,
Воспитатель. Ребята посмотрите на лису. Какая она?
Цель: учить сравнивать внешний вид домашней птицы и .
- . Петух – птица, а лиса?
- Петух – домашняя птица, а лиса?
- У петуха тело покрыто перьями, а у лисы?
- У петуха две ноги, а у лисы?
- У петуха есть крылья, а у лисы?
- Вот следующая загадка от Жихарки .
Этот зверь живет лишь дома.все знакомы.
У него усы как спицы. Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится… Угадали? Это - кот-мысык.
- Чем вам нравится кот? Он какой?
. - Какие клички бывают у кота?
- Для чего коту усы?
- Дети , усы коту помогают ощущать запахи - нюхать.
Загадка:
Жихарка. Сама точеная, А ручка золоченая .
Предложить ребятам рассмотреть, обследовать, полюбоваться неповторимым узором ложки .
- Ребята, ложки у нас не простые, а музыкальные. Хотите на них поиграть?
Музыкальная игра с ложками .
- Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?
- Про него говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. А кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?
- Предлагаю описать героев сказки «Жихарка», какими они были.
Психогимнастические упражнения.
- Сейчас я попрошу вас показать, изобразить эмоции, движения героев сказки, как настоящие артисты.
- Покажите веселое, испуганное выражение лица Жихарки.
Покажите, как свернулась кольцом на лопате лиса.
Вот коварная лиса собирается поджарить Жихарку, а кот да петух в это время плачут. Как про это сказано в сказке?
- Какое у них было настроение?
- Расскажем, дети, Коту и петуху потешки , чтоб им не было грустно.
Потешки: (читают потешки)
Петух и котик благодарят детей за то что они их развесилили.
Ответы детей
Определяют куда лучше пойти.
Называют пословицы и поговорки.
Дети называют прилагательные к словам, произносят фразы, предложения.
Повторяют слова на казахском языке.
Узнают насекомое- муравья.
Произносят скороговорку, в медленном и быстром темпе, произносят четко звуки.
Возвращаются к камню на носочках.
Дети: В сказочный домик попадем.
Скачут на одной ножке.
Дети узнают знакомую сказку.
Отгадывают загадки
Дети собирают разрезную картинку «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10).
Сравнивают домашнюю птицу и дикого животного.
Отгадывают загадку и отвечают на вопросы.
Дети. Отгадывают загадку, воспитатель раскладывает ложки Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.
З вучит русская народная песня, дети выходят в круг и играют на ложках в такт музыке. .
Дети. Рассказывают, что это ложка, из сказки Жихарка
Дети рассказывают
О Жихарке.
О сказке опираясь на иллюстрации к сказке.
Дети изображают эмоции, движения героев сказки.
Дети рассказывают потешки.
«Как у нашего кота»
«Петушок петушок золотой гребешок»
3 этап
Рефлексивті коррекциялаушы
Рефлексивно-корректирующий
Ну вот дети пора и нам домой возвращаться.
Ну вот и кончилось наше путешествие по фольклорным дорожкам Что мы делали на занятии?
Грустных мы развеселили, загадки отгадали, язычок наш научился правильно говорить. Ребята какое у вас настроение.
Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело!
Преодолевая препятствия вы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, чистоговорки, научились отгадывать загадки.
Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Проходят через ворота, снимают фуражки, платки.
Дети рассказывают, что они делали на занятии.
Показывают своё настроение.
Принимают угощение.
Күткен нәтеже/ ожидаемый результат:
Жаңғыртады/ воспроизводит: знани я о народном фольклоре.
Түсінеді/ понимает: умение подбирать слова обозначающие качества, признаки и свойства предметов Қолданады/ применяет: навыки в согласовании существительных с прилагательным , знания о осени., о сказке, изображают эмоции, движения героев сказки.
Цель:
- учить детей слушать и слышать музыку;
- сформировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора;
- развить творческие способности детей.
Задачи:
- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
- развить активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- воспитывать любовь к русской народной сказке. Способствовать развитию творческих произведений.
Музыкальный материал:
- «Теремок» - слушание, исполнение.
- «Со вьюном я хожу» - исполнение, пение с движением.
- «Уж, как шла лиса» - разучивание, исценирование.
- Плясовые наигрыши.
- Приложение: «Слайды»
Оформление:
Зал оформляется атрибутами русского народного быта. Ведущая в русском костюме играет роль сказочницы. Сказка читается в былинном стиле немного на распев. Хорошо использовать в качестве музыкального фона «Былинные наигрыши» на гуслях.
Ход занятия
I Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необыкновенное музыкальное занятие. Сегодня мы побываем в гостях у сказки.
«Приложение: Слайд - №2»
На море океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зеленый
Под ним стол золоченный.
На столе бык печенный
Садись кушай
Мою сказку слушай.
Это еще не сказка - это присказка. Откуда пришли к нам волшебные сказки? Какую долгую жизнь они прожили до встречи с нами? (Берет книгу) Посмотрите, как скучно им на страницах книжки. Вслушайтесь в слова «сказки» (выделяет интонацией). Сказка - сказывается. Рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.
Любит народ своих героев. В сказке происходят самые невероятные чудеса; разговаривает река, деревья, звери лесные, а если беда случиться - помогут Солнце, Ветер, Месяц.
Вот как это было в одной старинной сказке.
II. Основная часть занятия:
1. Введение в тему:
«Приложение слайд №3, «Теремок».
Кто же помнит, как начинается сказка?
(Дети рассказывают, как начинается сказка)
А теперь послушайте. Как можно спеть основные слова сказки, «Стоит в поле теремок».
2. Слушание и разучивание песни « Теремок ».
Разучивание начинается с запева, проходит по фразам, с соблюдением последовательности разучивание песни. Обращаем внимание на дикцию.
Это основная тема сегодня будет звучать несколько раз, а именно, перед каждым повелением нового персонажа. Итак, начинаем сказывать сказку, сядьте как исполнители.
(Дети поют выученный запев, муз. руководитель, продолжает; «Как по полю – полю муха летит, у дверей остановилась и стучит»)
«Приложение: Слайд- №3»
Муз.руководитель, продолжает; « Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? »
Никто не ответил мухе и стала она жить в теремочке одна.
3. Дети опять начинают петь основные слова: « Стоит в поле теремок, теремок Он не низок, не высок, не высок » муз. руководитель, продолжает,
«Приложение: Слайд -№3»
Дружно жили муха с комаром, веселые песни пели, хороводы водили. Вот сейчас и мы выучим песню про муху и комара, а называется она «.Как у наших у ворот ».
4. Слушание и разучивание песни « Как у наших у ворот ».
Песня разучивается по фразам (метод музыкального эхо)
«Приложение: Слайд - №4»
1- й куплет Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай люли, у ворот,
Ай люли, у ворот.
2 - й куплет Муха песенки поет,
Муха песенки поет,
Ай люли, вот поет,
Ай люли, вот поет,
3- й куплет Комар муху ведет,
Комар муху ведет.
Ай люли, вот ведет,
Ай люли, вот ведет.
А сейчас попробуем спеть эту песню в движении, в хороводе.
(Дети выходят в центр зала, образуют хоровод, поют)
5. Продолжаем путешествие в сказку «Теремок».
А тем временем к нашему теремку еще кто – то приближается:
(Дети садятся на стульчики, исполняют запев: «Стоит в поле теремок, теремок». Муз. руководитель, поет о том, что к теремку прибежала мышка.
«Приложение: Слайд- №5»
Так же к теремку прискакала лягушка.
«Приложение: Слайд - №5»
Мышка и лягушка – большие затейницы, мастерицы придумывать игры, забавы, загадывать загадки. Вот и сегодня каждая из них приготовила для вас по загадке. Но загадки будут не простые, а музыкальные.
6. Музыкальные загадки:
«Приложение: Слайд - №6»
(Муз. руководитель, поет музыкальную загадку про балалайку. Дети отгадывают. Затем исполняется загадка про гармошку.)
А как звучит гармошка, мы с вами сейчас прослушаем.
В аудиозаписи дети слушают «Плясовые наигрыши» исполняемые на саратовской гармошке.
Анализируют прослушанную музыку.
Какой характер музыки?
Почему вы решили, что музыка танцевальная? (быстрый темп, танцевальный ритм)
Что особенного вы услышали в игре этой музыки, только ли гармошка исполняет эти наигрыши? (Слышно и другой инструмент, похожий на колокольчики.)
Совершенно верно. Это звучала саратовская гармошка, это своеобразный вид гармошки с колокольчиками.
7. Возвращение к сказке «Теремок».
(Дети поют выученный запев «Стоит в поле теремок, теремок».
Муз. руководитель, поет, о том, что к теремку прискакал заяц.)
«Приложение: Слайд - №7»
Вспомните, какую песню про веселого зайца - музыканта мы учили. («Веселый музыкант»)
На каких инструментах играл заяц? (на скрипке, на балалайке, на барабане)
«Приложение: Слайд - №8»
А теперь исполним эту песню, но будем не просто петь, но показывать движением игру зайца - музыканта.
Исполнение песни. Двигательная импровизация детей - имитация игры на скрипке, барабане, балалайке.
8. Возвращение к сказке «Теремок».
(Дети поют выученный запев: «Стоит в поле теремок, теремок».
Муз. руководитель, отвечает пением Последней в теремке появляется лиса.)
«Приложение: Слайд - №9»
Разучивание попевки: «Уж как шла лиса».
С ее появлением дети разучивают попевку: «Уж как шла лиса».
Дети самостоятельно определяют, что вся попевка построена на двух звуках.
(Разучивая попевку, Муз. руководитель, следит за четкой дикцией)
Выученную попевку исполняют с инсценировкой.
III. Творческая работа: «Расскажи окончание сказки».
Какую сказку мы сегодня вместе рассказали с помощью музыки?
Какие песни помогли совершить путешествие в сказку «Теремок»?
С какими новыми музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?
В чем его особенности?
К работе прилагается презентация, которую можно .
АННА КОВЫРЯЛОВА
Конспект открытого занятия «Народное творчество» в средней группе.
Конспект открытого занятия «Народное творчество » в средней группе .
Цель :
Продолжать закреплять знания о народной игрушке : деревянной, глиняной, тряпичной;
Продолжать развивать интерес к культуре своего народа , стимулировать проявление эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора;
Способствовать отражению полученных впечатлений в игровой, речевой, коммуникативной, театрализованной, музыкальной деятельности.
Оборудование : аудиозапись русских народных песен «Во саду ли, в огороде» , «Коробейники» , три игрушки Петрушек – коробейников, колобки, настольный театр «Колобок» , три лотка с игрушками.
Ход занятия
Входит Бабушка Арина.
Бабушка Арина. Здравствуйте, ребята. Вы не видели, не пробегал ли здесь колобок? Вчера сшила Колобка, хотела вам сегодня сказку про него рассказать, а он убежал. Что мне теперь делать, как вам сказку рассказывать?
Воспитатель. Ребята поможем Бабушке Арине найти колобка? Я знаю много мастеров, они делают различные игрушки и продают их на ярмарке, может, он к ним покатился.
Дети отправляются в путь под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» , по ходу произносят потешку.
Еду, еду на базар, покупать себе товар,
На лошадке в красной шапке.
По ровненькой дорожке, на одной ножке.
В старом лопаточке, по рытвинам по кочкам,
Все прямо и прямо, а потом вдрук….в ямку бух!
Звучит русская народная песня «Коробейники» . Выходят три молодца с лотками.
Эй, честные господа,
Скорей пожалуйте сюда.
Как у нас ли, тары – бары,
Есть разные товары…
Подходите посмотрите.
Дети подходят к одному из коробейников. У него на лодке деревянные игрушки.
Дети. Здравствуй, мастер. Что продаешь?
1 – й коробейник. Игрушки деревянные.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая красота! Игрушки мастер смастерил из дерева. А расписаны они городецкой росписью.
Дети рассматривают игрушки.
1 – й коробейник. Кто меня потешит, тому дудку подарю! А если в ложки бить и в дудку дудеть, получится веселая музыка!
Звучит народная музыка , дети и воспитатель изображают оркестр.
За хорошую игру я вам дудку подарю.
Бабушка Арина. Спасибо, мастер. А ты колобка не видел?
1 – й коробейник. Был у меня деревянный колобок, я его только вчера выточил, а он взял и укатился с лотка. Может, где встретите по дороге?
Дети подходят к следующему коробейнику.
Дети. Здравствуйте, мастер. Что продаёшь?
2 –й коробейник. Игрушки из глины. За потешку отдам.
Дети рассказывают потешки про игрушки.
2 – й коробейник дарит детям игрушки.
Бабушка Арина. Спасибо, мастер. А ты колобка не встречал?
2 – й коробейник. Был колобок вчера, вчера я его из глины слепил, на лоток посадил, а он укатился. Может где встретите по дароге?
Дети прощаются с мастером и подходят еще к одному коробейнику.
Дети. Здравствуй мастер. Что продаешь?
3 –й коробейник. Игрушки лоскутные, тряпичные, практичные. Кто сказку расскажет, задаром отдам.
Дети рассматривают игрушечных зверей к сказке «Колобок» .
Воспитатель. А мы вам сказку не расскажем, а покажем!
Бабушка Арина. Как вы будете сказку показывать без колобка, мы же его так и не нашли?
Воспитатель. А у нас свой колобок есть.
Театрализация по сказке «Колобок»
Итог :
Ребята кто к нам сегодня приходил?
А где мы с вами побывали?
А что мы на ярмарке видели?
Какие игрушки мы рассматривали?
Публикации по теме:
Интегрированное занятия «В гости к бабушке Алёне» (народное творчество) В гости к бабушке Алёне Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно-эстетическая, социально – коммуникация. Виды.
"РУССКОЕ НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО". Цель: формирование духовно-нравственных качеств детей через ознакомление с русским народным музыкальным.
Здравствуйте коллеги. Хочу предложить Вашему вниманию мини - музей, который мы организовали в нашем саду в группе "Непоседы". Мини - музей.
Консультация «Народное творчество» Задолго до появления письменности возникло устное народное творчество: сказки, былины, песни, загадки, пословицы. Эти произведения в поэтической.
Сценарий мероприятия «Народное творчество России. Вологодские кружева» Снежное чудо – Вологодское кружево. Цель: Формировать у детей представление о народном декоративно – прикладном искусстве России – кружевоплетении.
Цель. Воспитывать интерес и любовь к культурно – историческому наследию народа. Задачи. Обогащать представление детей о народных играх,.