Конспекты занятий в доу с использованием марблс. Использование камешков марблс в работе с детьми дошкольного возраста. Перечень игр и краткое описание

Шарики Марблс - это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс - в переводе означает «мраморный» . Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.

Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Шарики марблс очень красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

В игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях. Играя с камешками марблс у детей, развивается память, мышление, речь, внимание, воображение.

М. М. Кольцова пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Цель: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуальное развитие детей; развитие моторики рук, мышления и речи детей.

Задачи , которые решаются при использовании шариков Марблс в играх и упражнениях:

1. Формируется ориентировка на листе бумаги.

2. Отрабатывать навык правильного произношения звуков, четкого произношения отдельных слов и фраз.

3. Обогащать словарный запас.

4. Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов.

5. Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру).

6. Работать над дифференциацией цветов.

7. Упражнять в счете.

8. Развивать сложные координированные движения рук и моторику пальцев.

5. Развивать память, внимание и логическое мышление у детей.

6. Развивать фантазия и творческое мышление у детей.

Для интересной и плодотворной работы с детьми по речевому развитию было создано дидактическое пособие «Повтори» .

Развитие пространственных представлений

Цель : развитие у детей познавательного интереса, интеллектуальное развитие детей.

Формируется ориентировка на листе и в пространстве;

Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов;

Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру);

Развивать сложные координированные движения рук и моторику пальцев;

Развивать память, восприятие, внимание и логическое мышление у детей;

Развивать фантазию и творческое мышление у детей.

Оборудование : пластмассовое игровое поле (формочка для льда и контейнер), карточка с образцом игрового поля, камешки Марблс.

Задания :

Вариант 1. Воспитатель выкладывает с помощью камешков образец дорожки (фигуры, узора), при этом используются камешки разной формы, размера и цвета. Образец фигуры (дорожек) выкладывается на карточке. Ребёнок должен повторить образец на пластмассовом игровом поле.

Вариант 2. Педагог дает устные задания типа: Положите синий камушек - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

Вариант 3. Можно предложить ребёнку самому придумать узор, фигуру и выложить на игровом поле, используя камешки разной формы, размера и цвета.

Развитие тактильных ощущений.

«Золушка».

А). Разбери по цвету.

В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

Б). Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – квадратные, круглые.

В). Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.) Оборудование : емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание : педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

Развитие счета.

"Весёлый счёт"

Выложить столько камешков на столе, сколько:

У человека носов?

Сколько пальцев на одной руке? на двух?

Сколько ушей у собаки?

Сколько глаз у кошки?

Сколько крыльев у птицы?

Сколько ножек у стола? и т. д.

При использовании шариков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на под групповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Государственное казённое образовательное учреждение Свердловской области

«Серовская школа № 1, реализующая адаптированные основны общеобразовательные программы»

«Использование камушек Марблс при обучении детей с ОВЗ»

учитель начальных классов

ФЕДОРОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА

Цель: организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ по посредствам камешков Марблс.

Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика…) и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение камушек Марблс.

Что же такое Марблс?

Марблс - это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.

Игры с шариками Марблс - это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шариками Марблс - это физическое и умственное развитие ребенка. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.

Увеличение числа обучающихся с множественными сложными нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые методы и формы работы. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях, на разных учебных предметах

Использование шариков Марблс на практике решает следующие задачи:

1.Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

2.Формирование правильного захвата шарика кистью руки.

3. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук

4. Развитие тактильных ощущений

*Игра «Сухой бассейн» * Игра «Золушка»

1. Разбери по цвету.

2. Разбери по форме.

3. Разбери по размеру

5. Развитие пространственных представлений


И гра «Выложи по контуру» (изучение лексических тем, геометрических фигур и т.д.)

* Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»

6. Формирование представления о буквах и звуках

*Игра «Зеркало»

Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались- где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

*Игра «Знакомство с буквой»


*Игра «Строители»

7. Развитие лексико- грамматических понятий

*Игра «Назови ласково»

Поможем Лунтику добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: фонарик, столик, домик и т.д.

*Игра «Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.; жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

8. Развитие фонематического слуха и восприятия

*Игра «Услышь звук»

Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, в слове кошка - звук ш слышим в середине слова …

*Игра «Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (красный-гласный звук, синий — согласный звук).

*Игра «Буквы»

Фишки-камешки выкладывать под картинками, или под буквами.

С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?

Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

На каком месте находится звук (в начале, середине, конце?)

Сколько в слове гласных, сколько согласных звуков?

*Игра « Сосчитай, не ошибись»

Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.

Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

9.Развитие связной речи

*Игра «Составь предложение»

Составление предложения с заданным словом, или по картине.

Составь предложение из 2х, 3х, 4х слов.

Составление предложений с предлогами.

10.Работа со сказками, литературными произведениями

Из какой сказки этот герой?

Выложи его по контуру.

Положи камушек синего цвета

на отрицательного героя сказки.

11. Формирование математических представлений и понятий

*«Цифра и число» * «Больше, меньше, столько же»



* «Длиннее, короче»

*«Большой, маленький»

* «Геометрические фигуры»


12. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления

*Игра «Четвёртый лишний» * Игра «Продолжи ряд»

*Игра «Найди и закрой»

13.Развитие фантазии ребёнка

Работа с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение учащихся. Повышают речевую активность детей. Данные игры могут быть использованы на разных этапах уроков и занятий, при работе со всем классом или индивидуально.

Зайцева Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №17 "Детство"
Населённый пункт: Посёлок ц/у совхоза "40 лет Октября", Городской округ Зарайск, Московская область
Наименование материала: Мастер-класс для воспитателей
Тема: "Игры с использованием шариков Марблс и декоративных камешков с детьми 3-7 лет"
Дата публикации: 02.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Цель:

Рассмотрение

современной

методики

применения

коррекционной

технологии в образовательной деятельности с детьми;

Задачи:

Познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования

камешков Марблс в обучении детей;

мотивировать

педагогов

применение

камешков

индивидуальной работе с дошкольниками;

использовать

нетрадиционные

р а б о т ы для

повышения

эффективности процесса коррекции речевых нарушений;

Оборудование:

Контейнеры с песком (5 шт.), цветной картон (5 листов), 5 матов, 5 шаблонов

для выкладывания картинок,

круглые вазы с камешками марблс разного

цвета, текстуры, мешочки (5 шт.), мешочек для наполнения камешков муфта,

буквы, лабиринт, поле для крестиков-ноликов.

Ход мероприятия:

1. Приветствие

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады Вас всех приветствовать на

нашем мастер-классе.

2. Вступление (1 слайд).

Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на

кончиках пальцев».

Тема нашего мастер-класса «Игры с использованием шариков Марблс и

декоративных камешков с детьми от 3 до 7 лет», т.е. как можно использовать

камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста. (2 слайд)

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может

проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные

операции

развиваются

ребенком

динамичной, эмоционально

приятной,

неутомительной

разнообразной. (3 слайд)

Это подтолкнуло нас к поиску как традиционных, так и нетрадиционных

является

специально

организованная

деятельность

использованием

интересных камешков, которые называются Марблс.

3. История Марблс

Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или,

как ее еще называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить,

что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка,

когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой

шариками

обнаружены

различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня,

камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры,

были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

Изготовление Марблс

Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно

западный

познакомился

китайскими

керамическими

шариками.

появлении

фарфоровых

рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в

немецкий

стеклодув

специальный

инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро

изготавливать большие партии марблс. Первые марблс, произведенные при

помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а

чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы

из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из

Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения

стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых

разводов.

Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые

расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных

красителей

разнообразные

расцветки,

например,

добавляя

получают

технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных

интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень

художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.

Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к

ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая

привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей,

в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

4. А сейчас немного теории:

Так что же такое Марбл?

Марбл – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они

могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла.

Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает

настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в

руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.

Камни всегда были связаны с жизнью людей, как материал для

строительства жилища и как магический символ. С древних времен камни

считаются сильными оберегами в силу своего природного происхождения,

наделяются

магическими

природных

оберегах

заключена сила стихий природы. (5 слайд)

Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») удобны в применении,

они не перекатываются. (6 слайд)

Морские камешки

Интересный, доступный природный материал для

сенсорного

развития,

и к тому же

многогранный

материал

множества

маленьких затей. Дети очень любят собирать различные камушки и играть с

привлекает

таинственное,

обладают какой-то

е т и к о й. (7

с л а й д)

Часто с отдыха, с тех мест, где нам было хорошо, мы привозим в кармане

или сумочке маленький камешек с надеждой, что он исполнит наше желание.

Особенно, если это камешек с дырочкой! Для кого-то это символ счастья, для

кого-то оберег, защищающий от всех неприятностей. Но для всех камень

крепкого,

нерушимого,

защищаемого.

Эмоциональное

воздействие

анимистической веры, обожествлявшей необычные по размерам, форме или

окраске камни, скалы и целые горы. В магические свойства камней верят и в

наше время!

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных

приемов обучения, интересный для детей.

Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста

умственной

моторной

спо собно сти,

заинтересованности

упражнений

предусмотрено

стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков

детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они

могли бы использовать в других видах деятельности.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько

видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно

усложняя. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не

больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально.

При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию

в ы п о л н е н и я.

5. Задачи: (8 слайд)

Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации. .

Развитие

навыков

ориентировки

микро

пространстве

плоскости).

3. Развитие сенсорного восприятия.

4. Развитие тактильных ощущений.

5. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения,

фиксации взора.

6. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения,

речи.

камешками

предоставляет

пространство

творчества

исследования,

индивидуальной

групповой

арт-терапии,

усталости,

напряжения,

разрешения

негативных

эмоциональных

переживаний.

С какого возраста можно использовать данные камешки? С 2-3 лет и

богатый и

разнообразный

практический

материал

комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми

из них мы хотим вас познакомить.

Но можно в играх использовать не только камешки овальной и круглой

определенного

предмета.

камешками

возникает много новых идей.

Игры с камешками Марблс используются во всех образовательных областях,

сейчас мы вам хотим показать некоторые из них:

7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

А сейчас мы предлагаем вам поиграть с камешками Марблс.

Мы предлагаем использовать камешки Марблс для организации следующих

«Чудесный мешочек»

Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные

впечатления, развивать речь.

Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут шарики

разной

формы ,

величины, цвета.

Перед ребенком образец-шарик марблс . Педагог просит ребенка найти в

мешочке такой же.

Вариант 2. ребенку завязывают глаза, дают шарик , который необходимо

обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.

Камешек в руке катаю,

Между пальчиками верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

«Сухой бассейн»

Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.

глубокая

наполненная шариками

среди которых-мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и

на ощупь угадать ее.

Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой

находится шарики марблс. Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь

описать их.

«Золушка»

Задача:

развитие

тактильных

ощущений;

развитие

выбирать

предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.

Вариант 1. Разбери по цвету.

Вариант 2. Разбери по форме.

Вариант 3. Разбери по размеру.

«Гирлянда»

Задачи: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно-

двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

нарисованными

произвольно

изогнутыми

разноцветные камешки.

показывает

элемент-образец

части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок

по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с

образцом.

«Знакомство с буквой»

Задачи: Закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой

моторики рук.

Оборудование:

камушки марблс ,

карточки

образцами

наложения камушков.

«Графический диктант»

ориентироваться

плоскости.

Профилактика

пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики.

устную инструкцию:

листа. Синий- в верхний левый угол, зеленый- в правый верхний угол, синий-

в правый нижний, зеленый-в левый нижний.

Игра «Кто быстрее»

Предложить

педагогам

длинного

прямоугольника

прозрачной

наполнить

перевязать

посередине

одновременно

игрокам приступить к его наполнению с двух сторон - «кто быстрее»

Игра «Крестики-Нолики»: воспитателям выдаётся картонное поле на двух

игроков и …вперёд!

предлагаю

завершении

мастер-класс.

Выложите

интересного

полезного

мероприятии и грустный смайлик– кому не очень понравилось.

Заключение.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных

для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и

моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке

чувство прекрасного.

Давайте подведём итоги:

Игры с камешками Марблс – это и физическое, и умственное развитие

ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и

координацию

движений.

процессе

формируется

быстрота

импульсов

рецепторов

двигательным центрам.

разноцветными

воздействия

вызывает

положительную

положительные эмоции.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют

развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного

мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в

системе логопедического воздействия.

камешками

предоставляет

пространство

творчества

исследования,

индивидуальной

групповой

арт-терапии,

снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных

переживаний. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах

(не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или

КАМУШКИ МАРБЛС НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ И В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Терешкова Анастасия Владимировна

Учитель-логопед, МБДОУ «ДС № 332 г. Челябинска»

г. Челябинск, Ленинский район.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

(В. А. Сухомлинский)

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камушков «Марблс» (от англ. - мраморный) - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений - красные.

После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются.

Коррекционные цели, с которыми используются камушки марблс:

Формировать правильный захват кистью руки

Развивать координацию при выполнении мелких движений пальцев рук

Развитие памяти ребенка (запоминание и соотнесение цветов)

Развитие и/или коррекция оптико-пространственных представлений

Обогащение словарного запаса

Профилактика дисграфии

Примерный краткий перечень игр с использованием марблс в НОД и свободной деятельности:

Выложи по контуру

Анализ слова (с какого звука начинается слово, где находится звук, сколько гласных и согласных звуков в этом слове и т. д.)

Волшебный мешочек

Лабиринты

Зеркало или буквы-модницы (профилактика и коррекция дисграфии) и др.

Применение той или иной игры в соответствии с лексическим материалом, подбирает педагог по своему усмотрению, и дополняет в зависимости от индивидуальных возможностей детей и их заинтересованности заданием.

Конспект НОД в старшей логогруппе с использованием камушков марблс. Тема: насекомые.

Коррекционно-образовательная:

Учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число

Коррекционно-развивающие:

Упражнять детей в отгадывании насекомых;

Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

Оборудование: плакат с изображением лесной полянки; предметные картинки с изображением насекомых, 2-3 набора камушков марблс красного, зеленого, синего цветов, пособия для проведения игр с камушками (волшебный мешочек, листы плотного картона с изображением клетки для «мухи», листы плотного картона с изображением гусеницы-модницы), аудиозапись «на лесной поляне» и проигрыватель, зеркала по количеству детей для проведения артикуляционной гимнастики.

Структура НОД:

Минутка тишины (орг. момент): Дети удобно располагаются в группе (кабинете логопеда) на ковре. В свободном и удобном для них положении, закрыв глаза и максимально расслабившись. Логопед дает прослушать детям запись не более 1-2 минут, затем обращаясь к каждому ребенку по имени (активизация внимания и фонематического слуха), собирает детей в кругу.

Развитие общей моторики: «Жук»

На лужайке. По ромашкам

(полуприседая, вставая, взмахи кистями рук, согнутых в стороны.)

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-у-у, (поворот вокруг себя, полуприсед)

Я с ромашками дружу. (тоже в другую сторону)

Тихо на ветру качаюсь, (наклоны туловища вправо-влево)

Низко, низко наклоняюсь. (наклоны вперед, вниз)

Развитие мелкой моторики: «Муравей»

Каждый знает: всех сильней

Наш трудяга-муравей.

Только малого он роста

И сразиться с ним не просто. (дети изображают усики муравья).

Дыхательная гимнастика: «Комарик»

Встать прямо, выполнить полный вдох носом, на выдохе тихо с постепенным повышением голоса, длительно произносить «З-зз-з-зз-з».

Прилетает по ночам. Не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется. Только в руки не дается.

Артикуляционная гимнастика:

Хоботок, комарик кусает (иголочка), бабочка летает вокруг цветка (вкусное варенье), кузнечик (качели), пчела – язычок чашечкой поднять к верхним бугоркам (альвеолам) и пытаться произнести «джжж» протяжно.

Объявление темы:

Дети остаются на своих местах. Логопед предлагает игру «Назови одним словом»: бабочка, стрекоза, муравей, комар, муха. Ответы детей: насекомые!

Логопед: мы с вами отправляемся на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают. Логопед вывешивает плакат с изображением полянки.

Но что-то я не вижу насекомых. Они появятся на полянке, когда вы их отгадаете.

Игра «Угадай, кто?» Проводится с помощью картинного материала, выставленного на доске: муха, бабочка, пчела, комар, стрекоза, жук, муравей, кузнечик, шмель и др.

Порхает (кто?) - …..(Бабочка.) Жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает, прыгает и т. д.

Логопед: а теперь, давайте проверим, как вы запомнили названия насекомых, а поможет нам в этом волшебный мешочек с цветными камушками.

Игра «Волшебный мешочек»:

Каждый ребенок по очереди достает камушек из мешочка и в соответствии с цветом камушка, должен подобрать насекомое похожего цвета и полным ответом объяснить свой выбор: это пчела, она желтая с черными полосками. Мой камушек тоже желтого цвета и т. д. Если ребенок затрудняется построить свой ответ, логопед помогает ему наводящими вопросами.

Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей поляне очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так. Как будто их много.

Игра «Один-много».

Муха, а много …(Мух) бабочка, а много…(Бабочек.) Комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

Игра «Веселый счет».

Логопед показывает картинки насекомых и дает задание: положите перед собой столько камушков, сколько лапок у комара….глазок, крылышек, усиков, пятнышек….. у бабочки, пчелки, стрекозы, жука, шмеля, кузнечика, мухи т. д.

Логопед: молодцы ребятки, а теперь к нам в гости пришла гусеница-модница (логопед достает лист плотного картона, с изображением гусеницы). И привела с собой своих друзей муху, шмеля и жука (выставляет картинки). Модницу надо украсить камушками, но не просто, а выполнить задание, составить схему слова из камушков.

Звуковой анализ слов муха, жук, шмель и выкладывание схемы из камушков в соответствии синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук, красный – гласный звук.

Вам понравилось играть с цветными камушками? Можете выбрать себе по одному камушку, который вам нравится больше всего. И напоследок предлагаю вам еще одну интересную игру.

Игра «Муха в клетке».

Логопед раздает детям листы плотного картона, расчерченные в крупную клетку.

Ваш камушек сейчас превращается в маленькую муху, а это клетка, в которую она попалась (помещают камушек в центр клетки).

Я буду вам указывать направление, в котором нужно будет двигать камушек-муху, и так мы поможем ей выбраться из клетки (Логопед дает задания двигать камушек на одну клеточку вниз, вправо, влево, вверх, учитывая при этом возможности каждого ребенка ориентироваться на листе бумаги, и оказывая небольшую помощь, если ребенок будет затрудняться.)

Итог, каких насекомых мы встретили сегодня на лесной поляне. Что вам в них больше всего понравилось? Как нужно относится к насекомым и тем местам где они обитают?

Библиографический список.

    Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе III период обучения [Текст] /
    О.С. Гомзяк // Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М.: Издательство ГНОМ, 2014.

    Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева // Учимся играя - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.

    Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко // Практическая логопедия – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

    Кузнецова. Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: конспекты занятий [Текст] / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова // Серия «Программа развития» - М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Е. Ф. Черенкова // Учимся играючи, Азбука развития. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.

    Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников [Текст] / В. И. Ковалько // Мастерская учителя – М.: ВАКО, 2005.

Терешкова

Анастасия

Отчество

Владимировна

Наименование образовательного учреждения

МБДОУ «ДС № 332 г. Челябинска»

Занимаемая должность

Учитель-логопед

Марина Соболева

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Камешки марблс материал который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор» ) - небольшая сферическая игрушка, обычно - разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата.

Камешки Марблс , являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми , имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач (их вы видите на экране) :

Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка

Упражнять в ориентировке на плоскости листа

Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными

Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов , наречий, прилагательных, глаголов

Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику

Упражнять в звукобуквенном разборе слова , закреплять правильный образ буквы

Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков

Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие

Развивать образное мышление, зрительное внимание, память

Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца

Предлагаю игры на постановку и автоматизацию поставленных звуков

1. Выложи звуковую дорожку повторяя поставленный звук . Фотография № 1,2

2. Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь. Фотография № 3

3. Найди все игрушки на изучаемый звук в сухом бассейне . Фотография № 4

4. Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком . Фотография № 5

5. Выложи букву, которую ты учишься говорить. Выложи слог. Фотография № 6

6. Выложи слово из букв с автоматизированным звуком . Фотография №7

7. Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и сделай звукобуквенных разбор слова . Фотография № 8

8. Заполни дорожку камешками , проговаривая картинки на поставленный звук . Фотография №9 Автоматизация звука С .

9. Пройди лабиринт и проговори слова на закрепляемый звук . Ребенок наклоняя коробку перемещает шарик по лабиринту. Фотография № 10 Автоматизация звука Р .

10. Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук . Фотография № 11,12,13,14,15,16

11. Укрась картинку к тексту. Перескажи текст на поставленный звук . Фотография № 17

Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс » вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием, и благодаря этому в своей работе мне удалось добиться очень хороших, а главное быстрых успехов в постановке нарушенных звуков у детей . Значительно сократились сроки постановки и введения звуков в свободную речь .

Фотография № 1

Фотография№2

Фотография № 3


Фотография № 4


Фотография № 5


Фотография № 6

Фотография № 7


Фотография № 8


Фотография № 9


Фотография № 10


Фотография № 11


Фотография № 12

Фотография № 13


Фотография № 14

Фотография № 15

Фотография № 16

Фотография № 17


Публикации по теме:

«Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» «Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье» Учитель-логопед высшей категории МБДОУ детский сад №7 Гончарова.

Не секрет, что для того, чтобы закрепить поставленный звук, его надо произнести в разных позициях много-много раз. Чтобы это занятие не.

Игра «Поможем ёжику собрать яблочки» Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, развивать мелкую моторику. Оборудование:.

Использование инновационных технологий в логопедической работе В настоящее время одной из актуальных задач коррекционно-развивающей работы в сфере социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.

Использование камешков Марблс в коррекционной работе логопеда по развитию речи у детей старшей логопедической группы с ОНР. Дидактическое.