Конспекты занятий в старшей группе рождественский праздник. Конспект занятия в старшей группе тема: «Рождество Христово» план-конспект занятия (старшая группа) на тему. Материал и оборудование

Наталья Шелудкова
Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе на тему «Рождество»

Конспект НОД по программе

«Социокультурные Истоки »

в старшей группе

Тема : «Рождество » .

Цель : - Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника «Рождество » , дать представление о его значении.

Задачи : - Формировать представления о праздновании Рождества в нашей стране ; - Развивать связную монологическую и диалогическую речь; - Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традиция; - Воспитывать уважительное отношение друг к другу, желание заботиться о близких, доставить им радость своими словами и поступками.

Предварительная работа :

Чтение библейского повествования : «Рождество Иисуса Христа » ;

Рассматривание иллюстраций, открыток о Рождестве ;

Прослушивание рождественских песен , стихов;

Чтение книги о рождественской елке .

Материал для занятия : - Книга для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда» ;

Колечко для игры, магнитофон; - Ёлочные украшения, сувениры – ангелочки, по количеству детей.

Ход НОД.

Организационный момент. (Дети входят в группу ) . Звучит песня «Рождество » . (Дети танцуют под песню «Рождество » )

Воспитатель : Ребята, про что эта песня?

Дети : Про Рождество .

Воспитатель : Что вам особенно запомнилось из произведения «Рождество » .

Дети : Необычная ночь, очень яркая большая звезда в ночном небе, елочные базары, очень холодно, люди идут в Храм, ласковые напевы.

Воспитатель : Что означает само слово «Рождество » ?

(Ответы детей)

Слово «Рождество » связано со словом «родиться» . Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения !

Воспитатель : А когда мы отмечаем Рождество ?

Дети : После Нового года. Верно. Про новый год мы знаем много, а что же такое Рождество ?

Дети : Рождество – зимний праздник , праздник ожидания чуда. Рождество – праздник , который напоминает нам о милосердии и любви, призывает творить добро. Рождество – праздник «Надежды» , надежды на лучшее.

Воспитатель : А что такое «Надежда» ?

Дети : Надежда - это уверенность, что всё будет хорошо, это ожидание чуда, это радость, это ожидание праздника, подарков.

Воспитатель : Что чувствует человек накануне Рождества ?

Дети : Радость, ожидание чуда, надежда на лучшее.

Воспитатель : Итак – Рождество , это светлый праздник, празднуется 7 января, в этот день родился Иисус Христос - Спаситель Мира .

Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос .

Воспитатель : Что пожелали бы вы на Рождество своим близким и друзьям? (Ответы детей)

Дети : Мы своим близким желаем здоровья, добра, радости, надежды.

Динамическая пауза.

Воспитатель : Рождество – это живой , весёлый, праздник, с множеством игр, песен, танцев.

Игра «Колечко, колечко» .

Воспитатель : Садитесь на стулья, выберем ведущего считалкой. И еще один из вас останется с ведущим. У ведущего в ладошках спрятано колечко. Вы тоже все складываете ладошки вместе и произносите слова «Колечко, колечко, катись на крылечко, через поле, через луг, возвращайся, сделав круг!» Водящий с колечком в ладошках подходит поочередно к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает в ладошки колечко. Второй ведущий должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, то садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят : «Раз, два, три, колечко, беги!» . Тот, у кого колечко, убегает, а угадывающий бросается вдогонку. (Дети играют в игру «Колечко, колечко» 2 – 3 раза)

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «Колядование» . Девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством . А хозяин одаривал малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами.

Разучивание русской народной песенки «Коляда» . (Звучит музыка, дети поют) .

Коляда, коляда, Отворяй-ка ворота.

Пришла коляда. Накануне Рождества .

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, коляда, Подай пирога!

Подавай, не ломай. А по целому давай!

Кто дает пирога, Тому скот, живота. Кто не даст пирога – Уведем корову за рога!

Давайте поиграем в игру «Снег, лёд, кутерьма» (Под музыку)

Воспитатель читает произведение : «Предание о первой рождественской елке » .

Воспитатель : Что за чудо произошло в рождественскую ночь ?

Дети : В Рождественскую ночь произошло чудо – родился Христос .

Воспитатель : Где он родился?

Дети : В пещере.

Воспитатель : Чем украсили пещеру ангелы?

Дети : Пещера была некрасива. Ангелы украсили её цветами, которые собрали со всего света. Один ангел принёс ёлочку с севера.

Воспитатель : О чем грустила маленькая елочка?

Дети : Ёлочка грустила, потому что была не такая яркая, как цветы. О том, что она некрасивая и простенькая.

Воспитатель : Какое еще произошло чудо?

Дети : Звезды упали с неба и украсили елочку. С тех пор на Рождество в каждом доме украшают елку.

Ресурсный круг.

Воспитатель (вносит ёлочку) : Ребята, давайте, и мы украсим ёлку в нашей группе . - Но украшать мы будем, отвечая на вопрос : «Какого чуда я жду на Рождество , словами : «Я надеюсь….» . (Первым отвечает ребенок, стоящий слева от воспитателя. Он берёт ёлочную игрушку, и отвечает на вопрос. Педагог последним отвечает на поставленный вопрос).

Рефлексия. Воспитатель : Люди любят праздник Рождества , потому что в мир приходит светлая надежда. Рождество – это светлый прекрасный праздник детства, милый и дорогой для каждого человека. На Рождество происходят чудеса и если пожелать чудо не только для себя, но и для близких, родных людей, то чудо обязательно сбудется. Ребята, нам пора прощаться, я хочу вам подарить маленькие сувениры, чтобы ваши пожелания под Рождество обязательно сбылись . (Воспитатель дарит детям ёлочные украшения - ангелочков) .

Публикации по теме:

Анкета «Ребенок глазами родителей» по программе «Социокультурные истоки» АНКЕТА «РЕБЕНОК ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ» Уважаемые родители! Прошел еще один учебный год развития ваших детей по программе «Социокультурные истоки».

«Домашнее тепло». Конспект образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» (средняя группа) Тема осваиваемой социокультурной категории: Семья. Тема НОД: «Домашнее тепло». Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

«Любимый образ» конспект ООД с детьми 3–4 лет по программе «Социокультурные истоки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82 комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики.

Конспект занятий по программе «Социокультурные истоки» в группе старшего дошкольного возраста «Добрые дела» Цель: развивать духовно-нравственные качества детей. Задачи: 1. Дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь». 2. Продолжать.

Цель занятия: познакомить с рассказом Евангелия о Рождестве Христовом и поклонении пастухов Младенцу.

Задачи занятия:

  • продолжать формировать понимание смысла Евангелия через изучение евангельских событий;
  • познакомить с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, с праздничной иконой Рождества Христова;
  • обогащать словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения;
  • пробуждать интерес к изучению истории православной культуры;
  • продолжать формировать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, культуре других народов.

Новые слова и понятия: Вифлеем, Вертеп, Ясли, Иисус Христос.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

(учитель читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Птичка”)

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

О каком обычае идёт речь в стихотворении А.С. Пушкина. В какой православный праздник он существовал? (Раньше в России существовал обычай в праздник Благовещения покупать птиц и отпускать их на волю).

Какому событию посвящен праздник Благовещения? (Архангел сообщил Марии о том, что именно она родит Иисуса Христа)

Где воспитывалась Мария? (Мария воспитывалась в Иерусалимском храме, в служении Господу)

Почему Мария приняла решение не выходить замуж? (Она дала обет Богу)

Кто такой Иосиф?

III. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня речь пойдёт о любимейшем христианском празднике, посвящённом долгожданному событию в жизни всего мира.

(Подготовленные ученики читают стихотворение Н. Тананко “Светлый праздник Рождества”)

Светлый праздник Рождества,
Рождества Христова -
В каждый дом издалека
К нам приходит снова.

Белый ласковый снежок
Сыплет за окошком,
Пляшет свечки огонёк,
И мурлычет кошка.

Вспыхнет на небе звезда,
И уйдут напасти.
Светлый праздник Рождества
Нам приносит счастье.

В этот день нельзя грустить,
Ссориться и злиться,
Нужно всех вокруг простить,
Богу помолиться.

Скажем добрые слова
Мы друг другу снова.
Здравствуй, праздник Рождества,
Рождества Христова!

О каком же празднике мы будем сегодня говорить? (О Рождестве Христовом). (Слайд 1)

IV. Рассказ учителя, работа со слайдами.

Рождение детей - всегда важное и радостное событие в жизни людей. Родственники и знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья появившемуся на свет ребёнку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают.

Но Рождество Христово стало важнейшим событием для всего человечества, поэтому люди всего мира не только празднуют этот день, но и современное летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Так по текущему году можно определить, сколько лет назад родился Спаситель мира.

Кто может сказать, сколько лет прошло со дня рождения Иисуса?

(Рассказывает подготовленный ученик)

Летоисчисление от Рождества Христова было введено на Руси Указом Петра I от 15 декабря 1699 (7207) года. До этого летоисчисление велось от Сотворения мира, и к этому времени уже насчитывалось 5508 лет.

(Продолжает учитель).

Иисус родился в городе Вифлееме. В это время римский император приказал сделать всенародную перепись, поэтому каждый должен был записаться в том месте, где жили его предки, откуда происходил его род. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились туда. (Слайд 2 )

В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе – пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. (Слайд 3 )

(Показ слайда сопровождается рассказом подготовленного ученика)

Мы знаем много икон, посвящённых этому празднику. Всегда в центре такой иконы изображается Младенец, лежащий в яслях, рядом – Пресвятая Богородица и праведный Иосиф.

Обычно изображаются ангелы, славящие Рождество Спасителя, пришедшие поклониться Господу и Пречистой Деве Марии, и волхвы, идущие к месту Рождества Христова с дарами Младенцу. (Слайд 4 , Слайд )

(Продолжает учитель.)

В эту же ночь Ангел возвестил простым пастухам об этом радостном событии. И они поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу. Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу.

V. Физминутка.

VI. Продолжение объяснения материала.

Праздник Рождества Христова называют “Матерью всех праздников”. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января. Послушайте рождественский тропарь- это праздничное славословие: (Слайд 8)

Рождество Твоё, Христе Боже наш,
Воссия мирови свет разума;
Тебе кланятися Солнцу правды,
И тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!

Подумайте, почему это самый любимый детский праздник?

Теперь немного подробнее о самом празднике. Ему предшествует 40-дневный пост, во время которого мы каждый день вспоминаем, ради чего лишаем себя обычной пищи и удовольствий. Канун праздника (6 января), или сочельник, проходит в особенно строгом посте: только с первой звездой можно поесть пшеничной каши с мёдом – сочива. Часы, совершаемые в навечерие рождества Христова, называются царскими, потому что эту службу посещали раньше византийские императоры. После празднования Рождества Христова целых две недели можно лакомиться чем угодно, даже в среду и пятницу. Эти дни называются святками, или святыми днями. Давайте будем и мы с вами веселы и счастливы в святые дни, чтобы свет нашей радости падал на всех, с кем мы встречаемся.

Люди всегда отмечали этот праздник очень торжественно и красиво. Как вы думаете, какое самое любимое украшение детворы в этот праздник. А поможет вам в этом загадка:

Кого раз в году наряжают? (Ёлку)

Правильно, но почему именно ёлку? А вот это вы сейчас и узнаете.

(Инсценировка “Три дерева”)

ТРИ ДЕРЕВА

Действующие лица:

  • Ведущий
  • Первый пастух
  • Второй пастух
  • Ангел
  • Пальма
  • Маслина

Декорация зимнего леса.

Реквизит:

Зеленые шапочки с бумажными листьями пальмы, маслины, еловыми иголками;

Красивый сосуд для масла - Маслине.

Вот явилась к нам сама
Прямо с Севера зима.
Лес весь в белом - волшебство!
Скоро праздник - Рождество!
Ночи зимние тихи.
Шли по лесу пастухи...

СЦЕНА 1

Появляются Пастухи.

Первый пастух (обращаясь ко Второму пастуху и указывая вверх)

Посмотри-ка вот сюда - Видишь? Яркая звезда!

Второй пастух (пристально вглядываясь в небо)

Где звезда? Пока не вижу –
Подойду к тебе поближе.

Первый пастух подходит ко второму пастуху. Вместе они смотрят вверх.

Первый пастух

Вот, гляди же! Золотая! Ярче всех горит! Святая!

Второй пастух

Как сияет! Как горит! Будто что-то говорит!

А о чем? Хотите знать?
Я могу вам рассказать.

Пастухи (хором)

Конечно, хотим! Расскажи скорее!

Века назад, вот так, как вам,
Звезда явилася волхвам
Как знак небесный: скоро всем
Прибыть в далекий Вифлеем,
Где родился в яслях овечьих
Спаситель душ всех человечьих.
Деревья, люди, звери, птицы
Пришли Младенцу поклониться.

СЦЕНА 2

Появляются Пальма, Маслина и Елка.

Поспорили Пальма, Маслина и Елка,
Что в дар принести им Святому Ребенку.
И Пальма склонилась к прекрасной Маслине...

Пальма (Маслине)

Пойдем же и мы на поклон вместе с ними!

Постойте, мои дорогие сестрицы, -
Я тоже Младенцу хочу поклониться!

Пальма (презрительно)

Куда тебе с нами, колючая Елка?
Что есть у тебя? Лишь смола да иголки!

Ты лучше, сестрица, на нас посмотри:
Душистое масло храню я внутри!
Младенцу дарую я свой аромат -

(Показывает залу красивый сосуд.)

И будет он счастлив, и будет он рад!

Пальма (подхватывает)

Да, Елки Святому Младенцу не надо!
А я подарю ему листьев прохладу!
Его я собою от зноя укрою -
И будет он спать в тишине и покое!

О да! Я согласна! Вы правы, сестрицы.
Не в силах дарами я с вами сравниться!

Появляется Ангел. Маслина, Пальма, Елка обступают его.

Явился я к вам разрешить этот спор.
Да будешь ты лучше хвастливых сестер!

(Торжественно провозглашает, обращаясь к Елке.)

За скромность твою я тебя возвеличу –
И будет отныне прекрасный обычай:
Игрушками Елку зимой украшать
И этим Рожденье Иисуса встречать!..

Почему Иисус родился не в Назарете, где жили Мария и Иосиф, а в Вифлееме?

Кто и каким образом был извещён первым о рождении Спасителя?

VIII. Домашнее задание.

Выполнить творческую работу (по желанию) на тему “Если бы я шёл к Младенцу” (Изготовить своими руками подарки, которые бы дети хотели подарить Младенцу Христу).

МБДОУ Детский сад №89 «Журавлёнок» г.Улан-Удэ

Конспект занятия в старшей группе

тема: «Рождество Христово»

Выполнил:

Дамбаева Н.Р.

г.Улан-Удэ

Январь, 2018г.

Цель:

Познакомить детей с элементарными представлениями о религиозном российском празднике «Рождестве Христовом » .

Задачи:

  1. Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание: отзывчивость, доброту, сочувствие.
  2. Закреплять навыки работы с шаблонами, ножницами. Учить детей работать в коллективе.

Материалы и оборудование: ёлочка, репродукции с картин о Рождестве Христовом, фонограмма музыки Рождественского хоровода, материал к ручному труду.

Ход занятия:

Воспитатель:

Рождество Христово

Празднуем сегодня

С песнями, весельем,

Елкой новогодней!

7 января в семье плотника Иосифа Пресвятая Дева Мария родила младенца Иисуса Христа. Его люди называют богом спасителем. Когда родился спаситель, появилась на небе чудесная Вифлеемская звезда.

Этот праздник всегда встречают праздничным обедом, нарядной елкой и рождественскими подарками.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступает Праздник Рождества!

Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда. И это чудо происходит.

« Христос рождается, славите - несётся над Вселенной, - « Христос с небес , встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют того, чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой» .

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше.

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Воспитатель читает стихотворение А. Фета

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи -

И за Ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ливан.

Сегодня я хочу познакомить вас с преданием Е. Ивановской.

Вы узнаете о том, почему люди – христиане стали украшать елочку.

«Предание о первой Рождественской елке » Е. Ивановской

Когда родился маленький Христос , и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу :

Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру : пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос !

И вот один Ангел полетел искать, чем бы украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. Ангел набрал много алых, как заря, роз; лилий, белых как снег; веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий; сорвал и несколько крупных желтых лотосов. И все эти цветы принес в пещеру.

Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал :

Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа .

И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос , и шептали друг другу :

Тс. Тише! Он заснул!

Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась.

О, - сказала она грустно, - зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещерку украсить.

И она горько заплакала. Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И Она подумала :

Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка.

И Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо : тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос , спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.

А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом :

Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех? И елочка чувствовала себя вполне счастливою. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о первой елке - той, которая была украшена настоящими звездами с неба.

Воспитатель : Ребята, что случилось в пещере?

Кто прилетел в пещеру?

Что сказали ангелы?

Что принес ангел с юга?

Что принес другой ангел с севера?

Почему опечалилась елочка?

Какое чудо произошло?

Воспитатель : Давайте, ребята, все вместе сделаем венок к Рождественскому празднику.

(Воспитатель приглашает детей за столы, обращает внимание на картинку с изображением Рождественского венка. На столах приготовлены шаблоны рукавичек, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, нитки, клей ПВА, кисти для клея, салфетки.

Вместе с детьми воспитатель обсуждает предстоящую работу.)

Дети выполняют работу.

Ребёнок 1.: Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там, вдали :

Для людей – благоволенье,

Мир и правда - для земли!

Ребёнок 2.: Ангел нынче нам спустился

И пропел : « Христос родился » .

Мы пришли Христа прославить ,

И вас с праздником поздравить.

Ребенок 3 : Радуйтесь, все люди

На большой планете,

С нами Бог, любовь и правда,

Христославьте , дети!

Воспитатель : Давайте все вместе встанем в хоровод и споем :

« Рождество »

слова П. Дзюбы, музыка Т. Потапенко

1. Землю вьюга белая

Замела снежком.

Праздничная елочка

Украшает дом.

Припев : Рождество , Рождество ,

Елка светит ярко,

Рождество , Рождество

Дарит нам подарки.

Музыка веселая,

Заиграй смелей-

Славим Иисуса мы

Песенкой своей

2. Звездочкой рождественской

Счастье входит в дом,

Поздравляем с праздником –

Светлым Рождеством !

Припев тот же.

Воспитатель : Пушистый снег покрыл поля,

Покрыл дремучий лес.

Уснула тихим сном земля,

Померкнул свод небес.

Сегодня отдых от труда,

Забвенье всех забот…

Зажжется первая звезда-

И к нам Христос сойдет .

Сойдет, чтоб в каждую семью

Внести покой и мир,

Всем благость проявить свою,

Устроить детям пир!


ГБОУ СОШ 1421 д/п №2

Конспект рассказа-беседы на тему:

«Рождество Христово. Зимние святки»

Группа №12 «Ягодки» Воспитатель: Дарбинян М.С.

Москва -2016

Воспитатель:

Здравствуйте ребята! Сейчас я вам расскажу про ваш любимый праздник Рождество Христово. Праздник этот христиане считают одним из самых светлых праздников. День Рождества Христова празднуется особенно торжественно. Храмы украшаются, священники надевают самые лучшие ризы, зажигают все лампады. В ночь на 7 января в храмах совершается рождественская всенощная. С праздником рождества связано много ярких, радующих обычаев -особенно для детей. На Рождество мы зажигаем елку, дети поют рождественские песни. Устраивается кукольное представление, отображающие события, связанные с Рождеством Христовым. Похожие обычаи популярны во всех христианских странах.

Это случилось давним -давно, 2000 лет назад в стране Палестине. Была ночь.

Вот идёт на фоне ночного неба старик и ведет под уздечку ослика. На ослике сидит кроткая красивая и добрая девушка. Вот усталые путники приблизились к пещере. В пещеру эту пастухи загоняли скот в непогоду. Старик (его звали праведный, то есть правильный хороший Иосиф)помог Деве Марии слезть с ослика и войти пещеру, Мария всей душой здесь молилась.

И, наконец родила в радости Младенца, спеленала Его и уложила в ясли. Тут же посреди пещеры забил источник чистой ключевой воды, всё кругом ликовало и радовалось! Над пещерой,где родился Иисус Христос, по велению Божию, засияло необычайно красивая, большая звезда.Дева напоила Младенца своим молоком, он пригрелся и заснул. Деву с сыном обступили волы, ослики, овцы, своим дыханием они согрели Пречистую Мать и новорожденного Христа. Иосиф охранял его сон. В то время пастухи ночевали в поле. Вдруг как молния к ним слетел с неба лучезарный,сияющий ангел. Пастухи испугались, но ангел сказал им:»Не бойтесь,я принес вам радостную весть,идите в пещеру и вы там видите маленькое Дитя, которое есть Иисус, Сын Божий,который родился на, земле, чтобы спасти людей от смерти и греха».Пастухи тихо вошли в пещеру и поклонились Младенцу-Богу. Позднее Христу и Его Пречистой Матери пришли и поклонились волхвы из дальних стран Востока.Поклонившись до земли, они принесли Младенцу Иисусу свои дары: золото -как Царю, ладан -как Богу и смирну -как человеку.

Воспитатель.

Вот и для нас завтра наступает Светлый праздник- Рождество Христово. Ребята а вы знайте как называется день перед Рождеством Христовым?

Дети;

Сочельник.

Воспитатель;

Правильно ребята сочельник -день перед Рождеством Христовым, самый тихий и строгий день Рождественского поста. Положено не есть «до звезды» пока не появится на небе первая звезда. Православный народ готовится к празднику. и в этот день готовится постная каша из зерен -пшеницы, риса,ячменя с медом и изюмом, а кто знает, как называется эта каша?

Дети;

Воспитатель: после Рождества наступают святки.Люди ходят друг другу в гости и славят Христа- Младенца. Ещё люди ходят с Рождественской звездой, поют колядки. Это - колядовщики. А что значит выражение «поют колядки»?

Дети; колядки это народные песни о Рождестве Христовом. С добрыми пожеланиями, поздравлениями.

Воспитатель;

И мы, ребята на следующий день после праздника в честь Рождества Христова, пойдем в гости в другие группы с колядочными песнями и стихами, подарками и со звездой.

С Рождеством вас поздравляю!

Выходи, хозяин!

Выходи, боярин!

Встречай гостей со всех волостей!

Ой, коляда! Под лесом, лесом.

Ой, коляда! Под темным, зеленым.

Ой, коляда! Там шли - прошли,

Открывайте ворота, подавайте пирога.

Открывай окошко, подавай лепешки.

Открывайте сундучки, доставайте пятачки.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку. А кто даст пирожок- тому счастья горшок!

Дети разучивают несколько колядок идут колядовать в другие группы.

Там воспитатель договаривается с педагогами, чтобы их хорошо встретили и дали гостинцев.

Дети могут подарить ребятам сделанных из бумаги ангелочков.

Мария Хорьякова
Конспект занятия по развитию речи «Светлый праздник Рождество»

Программное содержание :

Расширять и углублять представления детей о старинных русских обычаях; расширить знания о празднике Рождестве ; разучить новую колядку; учить использовать нетрадиционную технику рисования; обогатить словарный запас существительными (волхвы, ладан, смирна) ;

- развивать речь , внимание, память, мышление, положительные эмоции, чуткость к родному языку;

Воспитывать уважение, интерес к русским традициям, к русскому фольклору, чувство коллективизма.

Вход воспитателя с детьми на фоне песни «Ночь тиха над Палестиной» .

Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Ивановна. Я работаю в другом детском саду, с другими детками. Но я знаю, что и вы очень любознательные, смышленые и интересные!

Ребята, а как вы думаете, почему у меня такой необычный наряд? (Потому что говорить мы будем о русских традициях) . Сегодня я вам предлагаю почувствовать радость праздника Рождество !

Ребята, пройдите и займите свои места на стульчиках.

Звучит звон колоколов.

Слова на фоне музыки :

Кругом рождественская мгла ,

Во мгле звучат колокола,

А с ними в лад слова звучат :

«Мир на земле и счастья всем!»

На свете нет другого праздника любви и света , который объединяет всех людей. Везде, где живут люди, которые веруют во Христа, празднуется этот день , его каждый год с нетерпением ждут и дети, и взрослые.

Ребята, а кто из вас знает, что же это за праздник – Рождество ? Что мы отмечаем в это день? (Рождение младенца Христа )

Верно, ребята! Мы сейчас с вами прокрутим 3 раза волшебное колесо истории и оно нам много нового и интересного расскажет о празднике ! А колесом истории у нас будет старинная русская прялка.

Ребята, надо крутить и произносить волшебные слова : «»

Кто мне хочет помочь крутить колесо истории?

Воспитатель вместе с ребенком крутит прялку, проговаривая волшебные слова.

Ой, смотрите! Прялка выдала нам клубочек! Посмотрим, куда он катится.

Да это же город Вифлием! Город, в котором родился Христос. А вот и пещера, в которой скрывались от непогоды животные : вол и осел, - они согревали младенца своим теплым дыханием. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца. После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. На небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Она сияла над его пещерой, указывая путь.

Кто такие волхвы? Это мудрецы. Они преподнесли Христу царские дары – золото, ладан и смирну. (Смирна – ароматное вещество, которое добывают из дерева. Ладан – ароматная древесная смолка).

Ребята, а какие вы знаете русские традиции празднования Рождества ? (Колядование, посещение и приглашение к себе гостей, люди плетут рождественский венок из еловых веток, начинаются зимние забавы, ночью под праздник верующие идут в храм на службу).

Давайте обратимся к экрану и посмотрим, ничего мы не забыли перечислить ?

Вот у нас и появился план по подготовке к Рождеству .

Ребята, есть замечательная традиция. Перед Рождеством люди плетут веночки из еловых веток, которыми украшают двери, праздничный стол . Считается, что такой венок приносит удачу. Открою маленький секрет : я заранее сплела такой венок из сосновых веток, но его надо сделать нарядным.

Давайте пройдем в нашу мастерскую и покроем золотистыми и серебристыми блестками шишечки, которыми украсим венок. Как волхвы пришли к младенцу с дарами, так и мы сегодня не с пустыми руками пойдем колядовать. Ребята, цвета у нас сегодня исключительно праздничные , блестящие. Посмотрите, как я буду покрывать чешуйки шишек блестками. А работать мы будем под замечательную музыку П. И. Чайковского, которая называется «Декабрь» .

Под музыку П. И. Чайковского «Декабрь» раскрашиваем шишки.

Пока наши изделия подсыхают, вернемся на стульчики. Я хочу вам прочитать воспоминания писателя из рассказа Ивана Шмелева «Рождество » - о том, как в старину готовились к этому удивительному празднику , о том, с каким чувством его ждали (с. 12) . Послушайте внимательно и подумайте, какие чувства у вас возникали, когда я читала эти строки?

Чтение отрывка.

Ребята, какие чувства у вас вызвал рассказ? (Радость, торжество, ощущение праздника )

А захотелось пойти Христа славить?

Как только наступал первый день праздника , на Руси начинались Святки, на улицах появлялись первые ряженые – ребятишки, а затем и взрослые. Парни и девушки рядились в животных – козу, медведя, в пастушков. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками-колядками. Одну из таких колядок мы с вами сейчас выучим. Вот послушайте :

Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Блинов да конфеток

Для радости деток!

Я сейчас еще раз прочитаю стихотворение, а вы шепотом повторяйте за мной.

Ребята, кто смелый, кто запомнил колядку и может рассказать ее наизусть? (Спросить 1-2)

Приглашаю вас, ребята, начать святочные гуляния!

Колядовщики, давайте-ка для начала, чтобы не замерзнуть на улице, поиграем в игру «Золотые ворота» .

Дети делятся на 2 команды. Одна команда берется за руки и произносит слова :

Золотые ворота

Открывают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй аз запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас!

В это время вторая команда двигается друг за другом «змейкой» . На последние слова дети опускают руки и те, кто остался в кругу, становится в хоровод, остальные продолжают игру.

А теперь наряжаемся и гурьбой колядовать!

Выходит чтец и рассказывает стихотворение.

С неба ангел к нам спустился

И пропел : «Христос родился!»

Он родился не в палатах

И не в каменных домах,

Он родился в бедной хате

И сейчас лежит в яслях.

Давайте петь и танцевать,

Христа рожденье прославлять .

Звучит музыка колядовщиков. Дети заходят, рассказывают стихи.

1. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой,

С Христом, с Рождеством ,

С годовым праздничком !

2. Мы пришли колядовать,

Христа рожденье прославлять .

Открывайте сундуки,

Да давайте пятаки!

3. С неба ангел к нам спустился

И сказал; «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить,

С Рождеством вас всех поздравить !

4. Мы маленькие детки,

Сломили по ветке,

В ограде стояли,

Христа прославляли!

Рай отворился –

Христос народился!

5. Ангелы поют

И нам радости дают!

И мы радость принимаем,

С Рождеством вас поздравляем !

Все под ритм музыкальных инструментов

6. Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Блинов да конфеток

Для радости деток!

Воспитатель :

Не пора ли вам, друзья,

Колядовщиков-то одарить?

Щедро всем распорядитесь!

Вот нам и угощение к праздничному столу !

Жюри одаривает детей

1. Коли вы так добры,

Дарим вам подарки мы!

2. Чтобы колос - с бревно,

А зерно – с ведро!

3. Кому песни поем,

Тому будет добро!

4. Тому сбудется,

Не минуется.

Дарим рождественский венок жюри

Всех гостей Рождества привечая ,

Всех встречая и хлебом, и солью,

Приглашаю участников к чаю,

Приглашаю гостей к застолью!

Ребята, давайте снова попросим волшебный клубочек и прялку помочь нам и показать дорогу к праздничному столу . Присядьте на свои стульчики и приготовьтесь произнести волшебные слова.

Раз, два, три, прялка, помоги!

Ой, что -то не крутится колесо! Ребята, клубочек мне подсказывает, что нужно сказать, что вы узнали нового на занятии , что вам запомнилось? (Ответы)

Теперь попробуем еще раз :

Раз, два, три, прялка, помоги!

А вон и прздничный стол, давайте к нему пройдем и устроим чаепитие со сладостями!