Кто такой кельвин кляйн. История бренда с мировым признанием — Calvin Klein

10/28/2016, 0:05 0 комментариев просмотров

Даже самому далекому от моды человеку знакомо имя и логотип компании «Calvin Klein». Этот дом моды был основан в Америке в конце 60-х и стал известен на весь мир благодаря характерному для него уникальному и оригинальному стилю «унисекс».

Идейный основатель марки — Кельвин Кляйн, в честь которого и назван бренд, родился в Бронксе и с ранних лет стал интересоваться модой, с любопытством сопровождая женскую часть своей семьи в походы по магазинам, ателье и портным. Уже с пятилетнего возраста мальчик начинает знакомится с мастерством изготовления одежды, осваивает швейную машинку и точно осознает, что хочет в будущем стать модельером. Уверенно следуя своей мечте, Кляйн получил образование в Высшей Школе искусств и в технологическом Институте Моды в Нью-Йорке.

На протяжении 60-х годов Кельвин старается приобрести необходимый практический опыт: он подрабатывает ассистентом дизайнера, помощником в различных ателье, мастерских и в нескольких нью-йоркских модных домах. Однако весь этот опыт не приносил будущему модельер радости, ведь в качестве наёмного рабочего он не мог проявить себя, показать свой потенциал, творить, высказывать своё мнение и свои варианты. Кельвин, не находя выхода своим идеям и не имея возможности самореализовываться впадает в депрессию. На помощь отчаявшемуся сыну пришёл отец, предложив прекратить череду трудоустройств и увольнений и создать свой собственный бизнес, наконец-то занявшись любимым делом.

В 1968 году Кельвин Кляйн, в паре со своим другом Барри Шварцоц, согласившемся вложиться в перспективное дело, регистрирует одноименную марку «Calvin Klein». Они открывают ателье, которое на первых парах специализируется на пошиве верхней одежды для мужчин. Презентация первой коллекции оказывается крайне удачной, и компаньоны получают первый крупный заказ на внушительную сумму. За довольно короткий срок компания раскрутилась, стала узнаваемой, востребованной и популярной в богемных кругах. Имя «Calvin Klein» стало появляться на страницах модных изданий и получало положительный отзыв от модных критиков.

В 1970 году было принято решение начать разрабатывать одежду и для прекрасного пола, чтобы расширить потребительский интерес. В процессе создания женской коллекции, Кльвин Кляйн умудрился совершить истинную революцию, придумав новую модель укороченного двубортное женского пальто, взяв за основу мужской пиджак. «PerCoat» стало настоящим хитом сезона и повлияло на моду.

Благодаря свежему взгляду на одежду и уникальному подходу к её разработке (тщательное и пристальное внимание к крою, технике и качеству пошива, тщательная разработка деталей, минимализм) в 1973 году Кляйну вручили престижную премию «Coty».

Компания продолжает увеличивать свой фронт работ и в 1974 году на свет появляется первая коллекция фирменных аксессуаров и изделий из меха. Несмотря на появление новых направлений и активное развитие бренда, Кляйн чувствует неудовлетворение. Ему хочется создать нечто совершенно новое и уникальное, чтобы стало козырем бренда, его визитной карточкой. Дизайнер стал анализировать рынок индустрии моды и нащупывает «слабое место» или, свою «золотую жилу» — джинсы. Именно этот предмет одежды почему-то остался не замечен дизайнерами, несправедливо обделен вниманием. В 1978 году компания презентует первую революционную коллекцию дизайнерских джинсов, которая перевернула представление мира о них. Благодаря переосмыслению Кляйном этого предмета гардероба, джинсы перестали ассоциироваться с дешёвой и обыденной одеждой рабочих, они перестают быть просто универсальными и практичными штанами из денима. Джинсовые брюки становятся воплощением сексуальности, стиля и благородства. Новый фирменный покрой «Calvin Klein» садится по фигуре, подчеркивает её, смотрится элегантно и изыскано. Особым хитом среди девушек стали джинсы обтягивающего силуэта, выкрашенные в чёрный цвет, так как они идеально подчеркивали стройные и длинные ноги. Джинсы с кожаным лейблом с логотипом бренда, располагавшимся на кармане сзади, стали настоящим Must-heave среди продвинутой молодежи.

В начале 80-х компания запускает линию мужского белья, отличительной фирменной чертой которого стала довольно широкий резиновый пояс, на котором красовалось название бренда (с 90-х годов линейка нижнего белья принадлежит другой компании).

Бренд стал родоначальником стиля «унисекс», придумав и создав коллекцию одежды, подходящую для повседневного гардероба как мужчин, так и женщин. В этот период Кляйн не раз удостаивался престижных наград и премий: от Совета дизайнеров моды Америки, от Института технологии моды и др.

В 1983 году было разработано нижнее белье для женщин, а двумя годами позже создана коллекция вещей для дома и первая коллекция обуви. В 1989 году бренд презентовал коллекцию купальников.

В 90-е года, пережив небольшой кризис, компания вновь радует поклонников новинками, презентуя коллекцию солнцезащитных очков и линейку парфюма, стартовавшую с самого успешного «унисекс» аромата бренда – «СК ONE». А в 1997 году «Calvin Klein» начинают выпускать часы, зарегистрировав, в паре с швейцарским холдингом «Swatch Group», обособленную торговую марку- «CK Watch Co. Ltd».

Популярность бренда росла так стремительно, что одежда марки можно было купить не только по всей территории Америки, но и в других странах, в том числе на Востоке. В 1996 году известный и уважаемый журнал «Time» вносит имя Кельвина Кляйна в список 25-ти наиболее влиятельных личностей, проживающих в Америке.

Кроме уникальной способности совершать в мире моды революционные окрытия, создавая абсолютно новые вещи и меняя взгляд на старые, компания «Calvin Klein» обладает удивительной проницательностью, дальновидностью и чувством настроения потребителя. Бренд всегда стремительно и оперативно выдавал реакцию на смену актуальных тенденций в виде собственных оригинальных решений. Он одним из первых популяризовал стиль «милитари», включая в свои коллекции элементы этого стиля. Также немалую роль в продвижении бренда сыграл нестандартный и провокационный подход к рекламной компании. Скандалы и громкие разбирательства стали неотъемлемой частью имиджа «Calvin Klein», в копилке которого солидное количество судебных процессов с церковью (реклама джинсов с инсценировкой библейского сюжета), с ФБР (реклама нижнего белья с участием несовершеннолетних) и т.д.

В 2003 году Кельвин Кляйн решает несколько отойти от дел и бренд покупает компания «PVH Corp», которая владеет им до сих пор. Кельвин сохраняет за собой должность консультанта и право самому выбрать своего преемника.

В настоящее время у бренда «Calvin Klein» имеет семь различных линеек: Casual одежда («cK Calvin Klein»), дизайнерская одежда приемиум-класса («CK Collection»), спортивная одежда и обувь («CK White Label»), деним-одежда («CK Jeans»), одежда для игры в гольф, украшения и часы, одежда для дома, аксессуары и нижнее белье.

Одежда легендарного бренда – для смелых, свободных от предрассудков, самоуверенных ценителей качественной, стильной и хорошо пошитой одежды. Лаконичный, минимилистичный, элегантный, сексуальный, дерзкий и изысканный одновременно стиль бренда идеально впишется в повседневный гардероб и подчеркнет ваше прирожденное чувство вкуса. А джинсы «Calvin Klein» навсегда засели в сердцах потребителей, став классикой мира моды и до сих пор считается Must-heaveом каждого уважающего себя модника или модницы.

В 1997 году модный дом Calvin Klein и Swatch Group Ltd. организовали совместное предприятие ck Watch Ltd. Уже осенью того же года были представлены первые продукты совместной работы модного бренда и всемирно известных часовщиков. Часы Calvin Klein выделяются легко узнаваемым минималистичным дизайном, к которому производители добавили традиционно швейцарское качество и точность кварцевого механизма. Дизайн каждой детали часов тщательно проработан - начиная с корпуса и циферблата, заканчивая ремешком или браслетом. Часы Calvin Klein ориентированы на молодых людей, идущих в ногу со временем, а также тех, кто ценит элегантность, индивидуальность и точность.

В 2004 году линейка дизайнерских часов ck Watch поменяла название, преобразовавшись в ck Watch & Jewelry Co Ltd. и объединив часы и аксессуары под одним брендом. Сохраняя свой узнаваемый стиль, ck Watch & Jewelry Co Ltd. предлагает покупателям сразу несколько великолепных линеек часов, украшений – браслетов, колец, брошей, серег, подвесок – и других аксессуаров. К удовольствию поклонников в новых коллекциях нет показного стремления угнаться за модой, но напротив – четкое следование лучшим принципам уникального стиля Calvin Klein, практичности, эргономики и удобства.

Аксессуары бренда отличаются характерной сдержанностью и гармонией, в которых нет ничего лишнего, только чистые линии, смягченные формы и блеск полированного металла. Каждая модель, будь то женские или мужские часы, отличается исключительной проработкой каждой детали и отвечает потребностям своих покупателей – молодых людей, идущих в ногу со временем. Элегантность, индивидуальность и точность – три составляющих, превращающих часы модного дома Calvin Klein в желанный и стильный аксессуар, который дополнит образ и придаст ему больше индивидуальности.

Компания ck Watch & Jewelry Co Ltd. ежегодно предлагает покупателям обновленные коллекции часов и аксессуаров. В линейке fashion отражаются современные мировые тенденции ювелирной моды, также она включает и технологические новинки.

Женские модели наручных аксессуаров – изысканные и утонченные – сочетают в своем дизайне простые линии и фирменный стиль Calvin Klein, тогда как мужские часы обладают более практичным и сдержанным характером.

Ежемесячное обновление ассортимента в сочетании с умеренной ценовой политикой делает наручные часы, украшения и аксессуары ck Watch & Jewelry Co Ltd. очень востребованными. Оцените и вы по достоинству их стиль и качество.

Креативная команда Calvin Klein, учитывая запросы своей аудитории, каждый раз предлагают только актуальные модели часов. Их главный секрет кроется в том, что на протяжении долгих лет бренду удается сохранить свой стиль, ставшего настоящей философией. Создатели часов не поддаются искушениям, их нельзя упрекнуть ни в чрезмерной показной роскоши, ни в гонке за оригинальностью, когда желание создать необычную форму вступает в конфликт с элементарным удобством. В этих часах органично соединился стиль дизайнера-экспериментатора Калвина Кляйна вместе со швейцарской прагматичностью, воплощением которой является Swatch Group.

Мода всегда была надежным инструментом коммуникации между индивидом и обществом. Она всегда отражала его статус, роль, индивидуальность, выражала его настроение и мировоззрение. Именно так начинался Calvin Klein, история бренда навсегда оставила свою черту в ароматах. Так же, как в 90-х годах прошлого века дизайнеры начали создавать модный приют для тех, кто отличался от мейнстрима. Унисекс-ароматы стали занимать свое место в подсознании все большего количества людей.

Изменение тенденций и Calvin Klein

Развитие этой тенденции очень быстро поддержал бренд Calvin Klein, известный благодаря разрушению стереотипов и каких-либо ограничений! Торговую марку CK можно смело считать лидером в парфюмерной отрасли хотя бы за количество произведенной продукции. CK имеет цельные серии продукции для каждой личности и для каждого случая.

Концепт Calvin Klein

Как CK стала настоящей концепцией? Очень просто: эмпатия к потребностям любителей моды и способность мгновенно реагировать на эти цели. Именно поэтому они начали не только отражать, но и создавать тренды. Торговая марка не упустила свой шанс во время подъема андрогинной моды, игнорирование гендерных ролей в семьях.

Правда в том, что не существует ни одной (химической) формулы, которая могла бы разделить ароматы на мужские и женские. На самом деле проблема заключается в культурно-социальных традициях, а не в биологических концепциях. Десятилетиями нас убеждали, что сладкие, цветочные ароматы предназначены исключительно для женщин, а тяжелые, с ароматом древесины или кожи — для мужчин.

Поэтому одна из главных причин популярности духов CK — это их способность создавать различные ароматы для каждой личности. Так начиналась история бренда Calvin Klein. Кожа и химия тела играют главную роль в презентации аромата. Именно поэтому одни и те же духи не могут иметь одинаковый аромат на каждом человеке. Бренд CK, несмотря на этот факт, расширил свой ассортимент ароматов на такое количество вариаций, чтобы каждый мог себе найти именно то, что будет соответствовать его характеру.

Что проповедует бренд Calvin Klein

Calvin Klein исповедует свободу, современный подход, последовательную продукцию и простой стиль. Все это распространяется на их духи, которая стали образцовыми не только благодаря своим неповторимым ароматическим композициям, а также благодаря совершенному дизайну флаконов, яркой элегантности, изысканности и

Особенности флакона Calvin Klein

Флакон — бутылочка в форме прозрачного цилиндра из прочного стекла с прозрачной основой создает такие условия, что сами духи видно инверсионно или из профиля.

Аромат от Calvin Klein – CK One

CK One хотя и не был первым унисекс-ароматом на рынке, но был действительно тем ароматом «для обоих», который в 90-х годах стал горячим трендом. Аромат был символом молодости и свободы взглядов. Уникальность аромата состоит в универсальности и вариативности ароматических эссенций.

Аромат открывается свежестью и нотами цитруса, сердце аромата образует аромат жасмина, ириса, фиалки и мускатного ореха, а основа состоит из натуральных тонов мускуса, кедра, мха и янтаря. Ароматы в простом, минималистском флаконе ненавязчивые, не слишком сладкие или, как еще говорят, «женственные». Нанесения духов вариативное: с атомайзером или без него.

Новые унисекс-духи CK Be в 1996 году

В 1996 году, после двухлетней паузы у Calvin Klein, история бренда продолжилась. Они создали унисекс-духи с ароматом востока и древесины CK Be, находящиеся в гармоничном контрасте с CK One. Аромат более чувственный и подходит для всех индивидуалистов и авантюристов. Стильный черный флакон скрывает тона лаванды, бергамота и мяты с сердцем магнолии, персиков и фрезии. Основа сформирована из комбинации смол, кедра, мускуса, ванили, сандала и янтаря. CK Be — ненавязчивые «ласки» для вашего окружения, а поэтому они идеально подходят для вечернего выхода в свет.

Свежий цитрус и бергамот в CK All

В начале 2017 духи CK All были представлены на рынке третьими в серии. Этот аромат более смелый и сочный. После двух декад Calvin Klein снова порадовал нас ароматом, который открывает свежие цитрусовые, а теперь и с примесью бергамота. Основа переходит в цветочное сердце фрезии, ревеня и лилии, а базовые тона предоставляет ветивер, мускус и янтарь. Аромат приятный и характеризуется своей универсальностью. Таким образом трилогию CK завершает точный лозунг: «Be One. Be All. Just Be «.

А что ждало новое поколение Y?

Новое поколение Y, известные как Millenials могут гордиться ароматом, созданным специально для них — CK2. Духи Millenials начали вторую унисекс-волну при поддержке таких знаменитостей как Делевинь (Cara Delevingne), Зейн Малик (Zayn Malik) и Джиджи Хадид (Gigi Hadid). Гендерная нейтральность сегодня задает курс, а мода лишена всех правил. Отсутствие конформизма, оригинальность и свобода — такие девизы сегодняшней генерации, на которые Calvin Klein снова мгновенно реагирует.

Цитрусовые с вассаби от Calvin Klein

Духи CK2 были представлены в 2016 году. Они прославляют бесконечные возможности современной связи между двумя людьми и бесконечным количеством взглядов. Это городской, древесно-свежий аромат, который сочетает в себе постоянную свежесть и яркие аккорды и не отстает от быстрых темпов 21-го века. Аромат открывают цитрусовые и зеленые тона васаби. Затем вы почувствуете розу с ирисом, а всю композицию завершает ветивер, ладан и аромат сандалового дерева.

А вам нравятся ароматы от Calvin Klein, история бренда заинтересовала? Какие вы предпочитаете? .

Calvin Klein: история одной марки

Кельвин Кляйн - это имя, которое вот уже 40 лет гремит на весь мир. Родоначальник стиля «милитари» и «унисекс», певец минимализма, простоты и элегантности, сторонник практичности, качества и комфорта, он стал одним из тех, кто перевернул мир моды. Его одежда - это средство самовыражения, стиль жизни. Сексуальная, провокационная, но при этом строгая и подчеркнуто-аккуратная, она успешно остается проявлением яркой индивидуальности и примером хорошего вкуса. Идея дизайнера проста - важно не что, а как. Все решает крой.

Родился Кельвин в Нью-Йорке 19 ноября 1942 года. С детства он увлекался рисованием, а позже начал шить. Бабушка научила его швейному мастерству, а мать вложила в него удивительное чувство стиля. Уже в 5 лет мальчик твердо решил стать дизайнером. Сразу после окончания школы Кельвин поступил в Высшую школу искусства, которую окончил с отличием, а через два года уже он был выпускником Технологического института моды.

На пути к мечте стать модельером, Кельвин Кляйн все свободное от учебы время проводил в ателье, раскраивая чужие костюмы. По окончании института он некоторое время работал у разных дизайнеров, а так же рисовал портреты прохожих на улице. Денег это приносило мало, а вот полученный опыт сложно было переоценить.

В 1968 году пришло время создать собственный бренд. Вместе с другом детства Барри Шварцем Кельвин основал «Calvin Klein, Ltd». Пока Барри занимался всеми вопросами маркетинга и бизнеса, начинающий дизайнер воплощал в жизнь свои идеи. Успех пришел неожиданно - Кляйн выставлял свою коллекцию верхней одежды в гостинице, а этажом выше располагался фешенебельный магазин. Однажды директор бутика нажал в лифте не ту кнопку и вышел на этаже, где Кельвин оформлял экспозицию. Стиль модельера так покорил бизнесмена, что он сразу же сделал заказ на 50 тысяч долларов.

Первые годы деятельности своего ателье Кельвин занимался мужской верхней одеждой, но 1970 году дизайнер ворвался в мир женской моды с революционными для того времени идеями. Классический мужской костюм, полностью адаптированный для женщин, разошелся на ура, а представленный им женский бушлат не только стал хитом сезона, но и определил основные направления женской моды почти на целое десятилетие. Новым прорывом стала коллекция первых в мире дизайнерских джинсов. Недорогая, повседневная, даже рабочая одежда, пройдя через умелые руки мастера, стала визитной карточкой модной, смелой и сексуальной молодежи. В стремлении подчеркнуть соблазнительность и красоту нового кроя Кельвин Кляйн выпустил рекламу с пятнадцатилетней Брук Шилдс. Девушка призывно улыбалась с плакатов, на которых красовалась надпись: «Ты знаешь, что между мной и моими джинсами ничего нет?..» Из-за возраста модели постеры сочли непристойными, вокруг рекламы разразился скандал, а новая коллекция разошлась с невероятной скоростью - тогда за одну неделю было продано 40 000 пар.

С того момента скандалы стали неизменными спутниками рекламных кампаний модельера, но, какими бы провокационными они не казались, главными принципами в них оставались идеи минимализма и независимости - нет ничего проще, сексуальнее и свободнее, чем джинсы, идеально сидящие по фигуре.

В 80-х Кельвин Кляйн занялся разработкой мужского нижнего белья. Инноватор во всем, дизайнер впервые использовал в рекламе полуобнаженное мужское тело, подчеркивая, что оно тоже может быть предметом восхищения. «Я разрабатываю нижнее белье для того, чтобы люди выглядели сексуальными» - отвечал Кляйн на обвинения в излишней откровенности его моделей.

Кляйн обладал очень тонким чутьем на актуальные тенденции и неизменно оказывался на гребне волны. В 1992 году, поймав настроение общества, он снова удивил мир, выпустив новую молодежную коллекцию. Его лаконичная и красноречивая реклама, где юная модель Кейт Мосс и репер Марки Марк сидели рядом в одинаковой одежде, очень похожие фигурой и прическами, предлагала подросткам новый стиль «унисекс». Новое течение пришлось по вкусу и юношам и девушкам, и одежда дизайнера снова оказалась на пике популярности.

В конце 90-х Кельвин совершил очередную сенсацию - его коллекция стала вестником еще одного стиля - «милитари». И снова пальто-шинели, юбки цвета хаки, армейские рубашки охотно раскупались поклонниками.

Дизайнер не ограничивался одеждой, под маркой Calvin Klein были выпущены различные аксессуары. Кроме того, в дополнение к нарядам появились парфюмерные ароматы. В 1985 году кутюрье ворвался в пленительный мир парфюмерии с ароматом Obsession, который сегодня стал классикой. Женский и мужской Obsession стали первыми в мире парными ароматами. Затем появилась линия Eternity - очередной бестселлер. Далее - ароматы Escape. Запахи духов тонко подчеркивают стиль одежды от Кляйна и пользуются неизменным успехом.

В 1994 году Кельвин выпустил революционный CK One - парфюм, перевернувший индустрию с ног на голову. Первый аромат «унисекс» стал одним из самых популярных и продаваемых ароматов всех времен. Только за первые 10 дней CK One принес компании 5 миллионов долларов. Новинка пользовалась таким успехом, что продавалась со скоростью 20 флаконов в минуту. CK One был адресован «поколению свободы» - молодым людям, которым наскучила повседневность, они предпочли рутине индивидуальность, свободу самовыражения и выбора. СК One воплотил новые ценности. Как первый аромат-унисекс, он нарушил как правила, принятые обществом, так и правила парфюмерной индустрии. СК One стал своеобразным ответом на изменения, которые происходили в обществе, естественным продолжением революции начала девяностых.

После головокружительного успеха аромата Кельвин основал парфюмерную линейку cK One. В свет вышли cK One Scene (2005) и cK One Electric (2006). С 2004 года стали выпускаться ежегодно обновляемые летние ароматы сK One Summer. А в 2011 году линия ароматов сK One пополнилась парным ароматом сK One Shock, который стал еще одной сенсацией. Ароматы One Shock были созданы для современного молодого поколения, мятежного и свободного, которое трудно чем-либо удивить, и тем более шокировать.

Вклад Кельвина в развитие мировой моды и парфюмерии сложно переоценить. Трижды он становился обладателем премии Coty (1973, 1974, 1975 гг.), четыре раза удостаивался национальной награды в области моды - American Fashion Awards. А 6 знаменитых ароматов Calvin Klein: Euphoria, Obsession, Escape, Eternity, Contradiction и CK One были отмечены «Парфюмерным Оскаром» FiFi International Fragrance Award.

Вот что сам Кельвин Кляйн говорит о своем бренде: «...Мы выступаем за то, чтобы быть современными, ультрасовременными, изысканными, чистыми, естественными, последовательными и часто минималистичными. Мы - бренд, который способен оказывать влияние на молодежь, да и вообще на людей любого возраста».

США : Нью-Йорк К:Компании, основанные в 1968 году

Calvin Klein Inc - американский модный бренд, основанный в 1968 году в Нью-Йорке модельером Келвином Кляйном и его другом детства Барри Шварцем . Выпускает джинсы , нижнее бельё, одежду в стиле унисекс и аксессуары. Материнской компанией является «PVH Corp », которая владеет брендом начиная с 2003 года .

История

Компания Calvin Klein, Ltd была основана в 1968 году Келвином Кляйном и его другом детства Барри Шварцем в Нью-Йорке . Сначала ателье выпускало мужскую верхнюю одежду, затем постепенно перешло к дизайну одежды для женщин. В 1970-е для женской моды был адаптирован классический мужской костюм. Представленное в 1970 году двубортное короткое пальто с широкими лацканами не только стало хитом сезона, но и оказало сильное влияние на моду верхней женской одежды почти на десятилетие. В 1974 году Кляйн создал коллекцию аксессуаров и меховой одежды.

В 1978 году Кляйн первым в мире стал представлять на подиумах и продавать «дизайнерские джинсы», которые позволяли девушкам демонстрировать длину ног и стройность бедер. В времена, когда «логомания» только начиналась, на заднем кармане джинсов размещался хорошо заметный логотип компании .

Рекламные кампании

Компания известна своими неоднозначными, нередко скандальными рекламными кампаниями.

Парфюмерия

Первый аромат от Calvin Klein был выпущен в 1981 году. Бренд разработал ряд ароматов, имеющих как женский, так и мужской варианты: «Вечность» (Eternity , 1983), «Одержимость» (Obsession , 1985), «Отдушина» (1986).

Продажа компании

Напишите отзыв о статье "Calvin Klein"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (рус.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Calvin Klein

«Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.
– Стыдно, господин офицер! – сказал он адъютанту. – Какой… – он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха – и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь.
Несколько офицеров подбежало к нему. С правой стороны живота расходилось по траве большое пятно крови.
Вызванные ополченцы с носилками остановились позади офицеров. Князь Андрей лежал на груди, опустившись лицом до травы, и, тяжело, всхрапывая, дышал.
– Ну что стали, подходи!
Мужики подошли и взяли его за плечи и ноги, но он жалобно застонал, и мужики, переглянувшись, опять отпустили его.
– Берись, клади, всё одно! – крикнул чей то голос. Его другой раз взяли за плечи и положили на носилки.
– Ах боже мой! Боже мой! Что ж это?.. Живот! Это конец! Ах боже мой! – слышались голоса между офицерами. – На волосок мимо уха прожужжала, – говорил адъютант. Мужики, приладивши носилки на плечах, поспешно тронулись по протоптанной ими дорожке к перевязочному пункту.
– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.