Купить станок для плетения циновок из рогоза. Плетение из камыша: мастер-класс для начинающих. Из какого материала плести циновки

Как известно, рогоз любит сырость, он растет по берегам рек и озер, на болотах, заливных лугах, на влажных торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах. Любой ли рогоз подходит для плетения, как его заготовить?

Сколько не искала я информацию о заготовке рогоза в интернете и литературе, цельной картины сложить так и не смогла. Именно по этой причине и родилось у меня неудержимое желание получить мастер-класс у настоящего умельца.

Вот теперь сопоставляю то, что рассказывал мне Василий Николаевич, с тем что пишут различные авторы, и вижу полное несоответствие. Например, в книге "Плетение из соломки от деда Василия" (http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/140113/Sergeev_-_Pletenie_iz_solomki_-_ot_deda_Vasiliya.html ) я читаю: "Перед тем как сушить рогоз, его нужно перелущить, — отделить листья от стеблей. Прикорневые желтовато-кремовые участки побегов рогоза мягки и для плетения не годятся."

А Василий Николаевич учил меня противоположному: лущить рогоз не надо ни перед сушкой, ни при хранении, а к плетению годится именно прикорневая часть.

Не буду вдаваться в анализ несоответствий, а просто расскажу о том, чему научил меня Василий Николаевич, которого, не умаляя уважения, я с большой любовью называю дедуля. Итак, секреты от настоящего мастера рогозоплетения заслуженного мастера народного творчества Украины Казновецкого Василия Николаевича , из первых уст.

ЗАГОТОВКА РОГОЗА.

Рогоз бывает широколистый и узколистый: у первого к оливково-зеленой окраске листьев
добавляется сиреневатый или сероватый оттенок, у второго — скорее желтоватый. Плести можно и из того, и из другого. У узколистного полезная часть короче, но при плетении можно использовать любой рогоз и даже вперемешку, поскольку больше существенных отличий нет.

Для плетения пригодна та часть низа листа, которая охватывает все остальные внутрисидящие листья. Эта часть листа по краям имеет истончение (смотри на рисунке), все, что выше этого места, после сушки становится ломким, а потому и не используется.

Заготавливают листья рогоза начиная со во второй половины августа и продолжают до конца сентября. Октябрь зависит от погоды, рогоз может начать засыхать, а ведь надо еще успеть высушить его до заморозков.

Жать рогоз можно из лодки или в сапогах-забродах. Главное, чтобы рос он в воде. Именно в этом и оказался основной секрет непригодности для плетения того рогоза, что я заготавливала раньше.

Я резала его на заливном лугу, где вода стоит только по весне и пересыхает уже к середине лета. Рогоз там растет густо и достаточно высокий, но при плетении жесткий и хрупкий, никакое замачивание не помогает его размягчить. Теперь обследую близлежащие окрестности в поисках зарослей произрастающих прямо в воде, причем, чем длиннее подводная часть, тем лучше.

Заготавливают только те растения, которые не имеют так называемого "эскимо", дедуля говорит, что те, что с початками не годятся.

Поискала в интернете какие это растения без початков мужские или женские. И вот что узнала.

Оказывается, рогоз - растение однодомное. Соцветие состоит из женского (нижнего) и мужского (верхнего) початков, расположенных, как правило, на одном побеге, величина промежутка между ними различна, а иногда они соприкасаются друг с другом, поэтому соцветия рассматривают иногда как один початок, поделенный на мужскую и женскую части. http://fitobaco.ru/informatsiya/sotsvetie-rogoza-2.html

Таким образом, прихожу к выводу, что годится тот рогоз, который вообще не зацвел. Видимо молодой.

Жнут с помощью серпа, у которого вместо ручки длинный черенок как у лопаты, который позволяет подрезать растение максимально близко к корню даже на приличной глубине.

СУШКА И ХРАНЕНИЕ РОГОЗА.

Сушат рогоз не расщепляя на листья, стоя в снопиках. Вопрос на солнце или в тени не встает, поскольку у дедули уставлен ими весь двор, и даже за воротами вдоль улицы все уставлено. Таким образом, какие-то снопы оказываются на солнце, а какие-то в тени. Так что, не принципиально.

Когда рогоз высохнет, а это спустя 2-3 недели, обрезают лишнюю длину (как правило, это вся зеленая часть) и складывают на хранение прямо на улице. Я пробовала хранить в квартире (привезла пучок для текущих поделок), за неделю он сильно пересох. Так что на улице лучше.

Укладывают горизонтально на деревянный поддон. При этом обязательно под навесом на случай дождя.

На фото справа от снопа видно, как это делается. Две вертикальные палки - вот и вся нехитрая конструкция для зимнего хранения.

ПОДГОТОВКА РОГОЗА К РАБОТЕ.

Расщепление на листья заранее не производится, только непосредственно перед плетением и в количестве необходимом для работы в данный момент.

Если материал хрустит в руках при сжатии пальцами, то дедуля сбрызгивает его водой из пульверизатор и на какое то время оставляет.

Замачивание в воде с погружением он не делает, да в этом и не было необходимости.

Листок разрезается ножом вдоль, как правило, пополам. Для мелких изделий, или если лист очень широкий, то и на три части.

Цельным листом практически не плетет, разве что, если решит какое-то место сделать потолще или попрочнее.

А вот при изготовлении ручек к корзинам и бутылкам используются как раз цельные листья.

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ РОГОЗА.

Что больше всего поразило меня в этом процессе, так это стремление дедули сделать процесс плетения максимально комфортным.

Плетение начАла у любого изделия и полей у шляпы я всегда выполняла на столе, а это значит стоя, да еще и внаклонку, я уже не говорю о том, что занимаю весь стол.

Дедуля же все делает сидя, ставя перед собой стул с жестким сидением. Жесткость нужна для того, чтобы обеспечить прижатие пока изделие не одето на форму.

По форме плетется все, и никакое мастерство при этом не имеет значения.

Формой служит сама бутылочка или кувшин, когда их оплетают.

Для плетения шляпы используется кастрюля, подобранная по размеру.

Для плетения лаптей применяют деревянные колодки, которые вырезаны под разные размеры ноги.

Для плетения корзин из досок сколочены формы разных размеров.

Использование форм для плетения обусловлено необходимостью затягивать плетение, чем достигается плотность и равномерность.

Основной принцип расскажу на примере корзины. Сначала на твердой опоре плетем дно "веревочкой", причем каждый ряд отдельной камышиной, а их концы оставляем, они будут основой при плетении боковых стенок изделия. Потом дно одеваем на форму.

Прижимаем его досочкой соответствующего дну размера, которую либо привязываем, либо прибиваем гвоздями. Теперь можно опустить все концы и дальше плести по форме.

Такой принцип используется всегда. При плетении лаптей досочка прибита к подошве колодки, при оплетании бутылок вместо досочки используют крышечки соответствующего размера, которые привязываются к бутылке.

Без формы плетутся только плоские вещи, дно любого изделия или, например, поля у шляпы. В этом случае роль формы играет сам стол или другая плоскость, на которой выполняется плетение.

Дедуля для плетения полей у шляп приспособил доску, которую он ставит на колени, а верхним краем опирает на стол. Таким образом, работа выполняется сидя и с ровненькой спинкой. Как же я ему благодарна за такие эргономические решения.

Если в процессе работы рогоз начинает пересыхать, а это становится понятно по характерному похрустыванию при сдавливании листа, то его следует подмочить.

Для этих целей дедуля использует пульверизатор, при этом после сбрызгивания оставляет на несколько минут, чтобы рогоз впитал воду и помягчел. С такой же процедуры он начинает плести и оставленную ранее, но не доделанную работу.

А еще в своей работе дедуля использует, так называемую, затяжку в виде проволоки изогнутой петлей. Правда до этого мы и сами додумались и даже пошли дальше.

Я уже давно пользуюсь вот такой затяжкой с ручкой, которую соорудил мне муж, видя как я мучаюсь при необходимости продеть или заправить камышину.

Готовые изделия дедуля лакирует. Он говорит, что лакированные охотнее покупают. Хотя лично мне больше нравятся в натуральном виде.

И только один секрет дедуля мне так и не раскрыл. Это покраска рогоза. И не потому, что не захотел.

Окрашивание он производил порошками, которые теперь у него закончились.Покупал он их всегда на базаре, а теперь никто таким не торгует и купить просто негде.

Я думаю, что порошки, о которых говорил дедуля - это анилиновый краситель, которым окрашивают ткань.В Украине он сейчас не производится, но я уже нашла место, где мне обещали привезти.

Так что пошлю дедуле, порадую его.

ЭПИЛОГ.

Вот и все секреты от Василия Николаевича Казновецкого. В теоретической части теперь все понятно, осталось только до августа найти место, где можно заготавливать "правильный" рогоз.

А пока у меня есть охапка высушенного рогоза, которую дедуля подарил мне на прощание. Теперь это для меня очень драгоценный материал, каждый листок на учете, каждый на вес золота.

Во время мастер-класса мы снимали много видео, чтобы не упустить чего-нибудь важного и не забыть. Один ролик хотела вставить в пост, чтобы повеселить вас. Там дедуля мне кол поставил за лапоть. Но что-то в пост не получилось, поэтому кому интересно, смотрите видео в первом комментарии .

Начинающие рукодельницы и умельцы сталкиваются с проблемой материала. Сначала трудно определиться, поделки какого рода и характера хочется сооружать. Потом встает вопрос о том, какой материал использовать и как правильно с ним работать. Поэтому, следует изучить наперед тему будущих поделок и определиться с выбором. Для плетения из камыша необходимо знать некоторые тонкости о заготовке камыша для изделия для начинающих. Изучив подробности этого дела, вы будете знать, как сплести забор, циновку и любые вещи из камыша и рогозы.

Нет ничего сложного при выборе любой техники плетения. Важно знать основы некоторых узлов, схем, либо азы сооружения конструкций, чтобы просто начать работать с поделкой в той, или иной технике плетения своими руками.

Выбирая камыш за основу для поделок, вы с лёгкостью соорудите не только корзины и шляпы, а даже тапочки. Мир поделок из данного материала очень разнообразен, поэтому даже не раздумывайте над ними, а начинайте выполнять. Многочисленные мастер – классы и схемы выполнения работы, не редкость для современных рукодельниц и умельцев.

Глядя на красивые плетеные корзины, шляпы и аксессуары, мы восхищаемся мастерством их создателей. Человечество достигло небывалых высот в плетении из рогозы и камыша не за один день - искусству плетения более 8,5 тысяч лет.

Наши предки начали плести ёмкости и корзины гораздо раньше, чем делать керамические и тканевые вещи. Короба, контейнеры и вазы, сделанные из пластика, металла или бумаги, которыми мы пользуемся, по сей день, в быту для хранения и транспортировки разных хозяйственных мелочей, в те далекие времена изготавливались камыша и листьев рогозы.

Первые плетеные корзины появились на Среднем Востоке и в Африке восемь с половиной тысяч лет тому назад. Позднее, судя по находкам в раскопках старых цивилизаций, - в Египте, им более 5 тысяч лет. Следует отметить интересный факт: способ плетения корзин не претерпел за тысячи лет коренных изменений. Корзины, которые и сейчас плетут в Египте, мало чем отличаются от находок археологов.

На европейской территории плетеные корзины появились значительно позднее: в районе городка Гластонберри, что в Великобритании, была найдена раритетная корзина, которой по оценкам экспертов около двух тысяч лет.

В те древние времена, человеческая жизнь была немыслима без плетеных изделий с самого момента рождения и до смерти. Мать качала новорожденного младенца в колыбели, свитой из травы, человеческая постель была не чем иным, как циновкой - плетеным ковриком, и в мир иной провожали в гробу, сплетенном из ивовых прутьев.

Этот мастер – класс создан для того, чтобы научить вас пользоваться простыми мелочами для сооружения поделок. Здесь вы найдете фото, схемы и видео по изготовлению предметов из камыша. Узнаете много новой и полезной информации.

Учимся пошаговому плетению из камыша для начинающих мастеров

Для выполнения корзинки для мелочей из камыша, вам необходимо:

  • Сухой камыш
  • Аксессуары
  • Нож канцелярский.

При правильном выполнении последовательных действий, вы можете овладеть в совершенстве, техникой выполнения изделий из камыша и рогозы.

Пошаговый мастер – класс:
  1. Плетете по кругу дно корзинки из камыша.
  2. Когда дно будет завершено, приступаете к бортикам корзинки.
  3. Плетете стенки. Обрезаете ножом лишние частицы.
  4. Когда изделие доведено до завершающей стадии, украшаете аксессуарами при желании его облагородить и придать изюминку.

Ваша корзинка для мелочей готова. Пользуйтесь ей на радость!

Плетение из камыша не покажется для начинающих скучным занятием. А когда вы увидите результат своего труда, то вовсе полюбите это дело. Не поленитесь, попробуйте овладеть данной технологией изготовления поделок.

В последнее время, поделки своими руками ценятся все больше и больше. В наш век роботов и конвейерного производства, соорудить красивую вещь, которая будет добротной и радующей глаз своим внешним видом, может далеко не каждый. А вдохнуть жизнь в тоненький прутик листа камыша, создать из него настоящий шедевр способен только умелец с золотыми руками и верным глазом.

Многие опасаются собственноручно изготавливать поделки, в виду боязни соорудить что – то не так. Естественно, что если вы делаете что – либо в первый раз, есть вероятность, что вещь не получится с первого раза. Поэтому, стоит отнестись с особым трепетом и вниманием к своей работе. Порой, достаточно этих незамысловатых критериев, чтобы поделка получилась шедевральной.

В поисках той самой вещи, которую действительно хотелось бы приобрести, придется потратить много сил и времени, а потом еще и большую сумму денег, чтобы ее купить. Пробуйте изготавливать изделия самостоятельно. У вас обязательно получится!

Видео по теме статьи

Можно с уверенностью сказать, что циновка является самым первым видом напольного покрытия, сделанным человеком. Циновки изготавливались во всех странах мира, на всех континентах земного шара. Популярны они и сейчас. Особенно хорошо циновки смотрятся в натуральных интерьерах, украшая полы и стены ровным плетеным узором.

Современные циновочные покрытия производятся на заводах из натуральных и синтетических материалов с использованием специального промышленного оборудования, продаются по метражу в рулонах, как и ковровые покрытия. Однако намного больше заводской продукции ценятся циновки ручной работы, изготовленные мастерами из натуральных материалов растительного происхождения.

Для изготовления циновок используют различные материалы: камыш, тростник, сизаль, дут, солома и т.д. Технология изготовления зависит от выбранного материала. Как правило, материал стоит недорого, но изделие имеет достаточно высокую цену, так как производится вручную.

Чтобы начать зарабатывать на производстве циновок, нужно, во-первых, решить, с каким материалом вы будете работать, определиться с моделями циновок. Затем следует оборудовать производственное помещение. Большая территория не потребуется, но помещение должно быть хорошо освещенным, чтобы не уставали глаза, сухим и хорошо проветриваемым, чтобы там мог храниться материал. Оборудование, которое может понадобиться для производства, стоит совсем недорого.

Самая важная задача – наладить сбыт продукции. Мы рекомендуем наведаться с образцами продукта в магазины напольных покрытий, магазины товаров для дома и магазины интерьера и заключить с ними договоры. Продажа циновок через интернет-магазины возможна, но не приносит большого дохода, основную территорию сбыта стоит искать в офф-лайне. К тому же, создание сайта магазина потребует определенных вложений (около 25 тысяч), времени на создание каталога продукции, на общение с клиентами, доставку циновок и т.д. Если вы начинаете свой бизнес в одиночку, то времени на производство останется очень мало.

Как мы уже упоминали, для плетения циновок используют различные материалы растительного происхождения. Одни можно заготовить самостоятельно, другие легко купить, третьи в России найти крайне сложно.

Камыш – растение очень распространенное, растет возле водоемов, чаще всего встречаются узколистный и широколистный камыш. Для плетения пригодны виды камыша с круглым сечением. Камыш легко заготавливать самостоятельно. Сбор можно производить круглый год. Летом камыш зеленый, осенью желтый, зимой коричневый. Чаще всего стебли срезаются в августе и первой половине сентября, так как в это время камыш обладает наибольшей эластичностью. Место среза должно быть ровным и чистым. Стебли связывают в пучки и подвешивают для сушения вдали от солнечных лучей, чтобы материал не выцвел. Затем производится сортировка. Сгнившие, поврежденные и пересушенные растения удаляют, стебли разделяют по длине. Если предполагается плетение из листьев, то по ширине сортировка тоже необходима. Перед плетением материал вымачивают в воде, а затем держат завернутым в мокрую ткань, увлажняя стебли с помощью губки. Циновки из камыша изготавливаются вручную довольно быстро. Изделия получаются плотные, жесткие.

Сизалевая нить производится из листьев агавы. На российском рынке она продается в мотках и широко применяется для изготовления предметов декора. Изделия из сезаля долговечны и прочны, экологически безопасны, устойчивы к намоканию и гниению. Моток сизалевой нити длиной 50 метров стоит около 120 рублей. Циновки обычно плетутся в несколько нитей.

Тростник – достаточно жесткий материал, который используют для изготовления циновок практически во всем мире. Длина тростника не превышает 1,5 метров, поэтому широкие циновки их него не получаются. В России тростник легко купить в виде тростниковых матов. Мат размером 100 на 60 сантиметров стоит 1500 рублей.
Джутовая нить изготавливается из необыкновенно прочных джутовых волокон. Циновки из джута отлично противостоят истиранию и используются в помещениях с большой проходимостью людей. Это поистине вечный материал. Стоимость мотка 60 метров – 130 рублей.

Рисовая солома издревле использовалась для плетения циновок в Китае и Японии. Изделия из нее получаются более тонкие, чем из других материалов. Купить рисовую солому можно по цене около 100 рублей за 50 килограмм, но волокон, пригодных для плетения будет примерно четвертая часть от общего количества, и много времени уйдет на сортировку.

Койровая нить производится из волокон, собираемых с кокосовой пальмы, и используется для плетения циновок в Индии. В продаже на российском рынке койр найти практически невозможно. Та же ситуация с водорослями для плетения, льном, коноплей и бамбуком. Это прекрасные материалы для изготовления циновок, но Россия пока их не импортируют из мест производства.

Для изготовления простых напольных циновок можно сделать простой станок, который работает по принципу примитивного ткацкого станка. Из деревянных брусьев сбивается рама, на нее натягиваются продольные нити из крепкого шпагата. Это основа циновки. Нити продеты также через деревянную планку с равномерно просверленными на близком расстоянии отверстиями. Чертежи станка легко найти в Интернете. Стебли продеваются строго горизонтально через нити основы, прижимаются планкой, чтобы плетение получалось ровным. Края циновки можно обшить вручную, а можно обработать электрическим оверлоком. Стоимость оверлока – от 35 тысяч рублей.

В продаже легко найти так называемые домашние ткацкие станки, которые отлично подойдут для изготовления небольших циновок. Стоимость станка, который устанавливается на стол, начинается от 10 тысяч рублей. Это оборудование для производства изделий размером не больше 1 метра на 60 сантиметров. Оборудование, которое позволит изготавливать изделия большего размера, стоит от 30 тысяч рублей. Существуют и более сложные виды плетения: кромки, веревочка, квадратное, ажурное и т.д., такие циновки используют для украшения стен и представляют собой практически произведения искусства.

На изготовление циновки из камыша или тростника размером 1,5 метра на 70 сантиметров уйдет несколько часов и около 100 рублей, за рабочий день можно изготовить до трех циновок. Стоимость каждой – от 1000 рублей.

Для начала определитесь с выбором растения. От него зависит внешний вид циновки и ее прочность. Традиционные японские коврики под названием "татами", которые вы могли видеть в ресторанах делают из тростника или бамбука.

Поговорим о растениях, которые можно найти в наших просторах. За неимением тростника на каждом шагу в России поплярны поделки из камыша. Такую поделку можно использовать на даче в виде жалюзи или коврика. На севере нашей страны популярны поделки из травы чакан, похожей на осоку. Она обладает оригинальным цветом, некоторые породы чакана отливают золотом. Стебелки этой травы имеют четкие геометрические формы в виде ромбов и зигзагов и хорошор подойдут для украшения современного интерьера. При боковом освещении узор из этой травы выделяется небольшим рельефом. Также у нас часто используют хлопок, лен и коноплю. Сами побеги конопли не обладают никаким наротическим эффектом, а поделки из них оказывают обычным расслаблющим действием на организм пободно траве валерианке. Раньше из них делали одежду и украшения. Для создания циновки приветствуется любой оригинальный выбор, главное перед использованием собрать сведеиня о растении и убедиться в том, что оно не портится со временем и не теряет цвет.

Выбор растения также зависит от того, для чего вы будете использовать циновку. Материалом для коврика у порога должны служить твердые и плотные стебли. Циновка, созданная в декоративный целях для украшения интерьера наоборот должна быть как можно более тонкой и элегантной. Перед работой растений можно окрасить. Цветная циновка естественного цвета выглядит более дорого и благородно. Сварив отвар из шелухи темного лука можно сделать красящий состав, который создаст имитацию красного дерева, как в нашем примере.

Перед производством циновки нужно обработать растения. Высушите стебли в тени, скрутите их и вытяните. Старайтесь сделать так, чтобы материал оставался прочным и одновременно стал гибким и пригодным для плетения. Перед началом плетения немного смочите стебли водой, что они стали эластичными.

Самый простой способ создания циновки, для которого не понадобиться дополнительных инструментов, это плетение большой косички. Другой вариант - это выкладывание стеблей в ровный ряд и прошивание коврика плотными нитками через каждый 5-6 сантиметров. Третий вариант - создание коврика на ткацком станке. В таком случае узор создается во время переплетения растения с нитками ткацкого станка.

Вот как это выглядит:

Чтобы украсить циновку и придать ей оригинальный вид, по окончанию работы можно нарисовать на ней несколько иероглифов. особенно эффектно будет выглядеть темно коричневая циновка с белыми буквами. Помните что она не должна долго находиться на солнце, иначе стебли станут ломкими и коврик порвется. Поэтому в качестве пляжного коврика такая поделка не подойдет.

Инструкция

Приготовьте материал для плетения. Заготовку камыша можно делать круглый год, однако зимой это довольно трудно из-за сугробов, а весной - из-за половодья и грязи. Поэтому камыш заготавливают летом и осенью. Материал, срезанный в разное время, будет отличаться по оттенкам.

Срежьте стебли камыша ножом или серпом. Свяжите в пучки, развесьте их под навесом в полутени. Через 2 недели материал готов к использованию.

Отсортируйте камыш по длине, толщине и качеству. Отберите стебли, пригодные для плетения. Очистите их от листьев, причем хорошие листья оставьте, а поврежденные выбросьте. Толстые стебли расщепите на ленты разной ширины и длины.

Сухой камыш увлажните, чтобы восстановить его гибкость. Перед началом работы опустите материал на 1-1,5 часа в холодную воду. Во время плетения периодически увлажняйте камыш с помощью поролоновой губки или мочалки.

Перед плетением можно отбелить или покрасить камыш. Сделайте раствор. Нагрейте до 60оС 10%-ный раствор перекиси водорода, добавьте к нему 2%-ный раствор силиката натрия, положите в него стебли и листья камыша и прокипятите в течение 2 часов. Материал приобретет серебристый цвет. Затем промойте под струей горячей воды.

Для окрашивания камыша применяют красители. Приготовьте раствор из расчета 5 г красителя на 1 литр воды. Затем добавьте в него 1 г поваренной соли и 2 г уксусной кислоты. Прокипятите заранее отбеленный камыш в этом растворе около 30 минут. Затем промойте в проточной воде.

Чтобы сплести поднос или тарелочку для хлеба приготовьте 30 листьев. Влажные листья, которыми будете плести позднее, заверните во влажную тряпочку, чтобы они не высохли. Подберите шаблон, по которому будете плести. Это может быть обыкновенная кастрюля.

Листья нарежьте на равные полоски. Их длина должна быть на 5 см больше шаблона. Положите 4 полоски в ряд. На расстоянии примерно 1/3 от края положите перпендикулярно лист так, чтобы 1 и 3 полоски были поверх него, а 2 и 4 под ним. Следующую полоску вплетите аналогичным образом, но в шахматном порядке, то есть 2 и 4 полоски основы должны лежать поверх листа, а 1 и 3 под ним. Сплетите подобным образом квадрат.

Тонкие и короткие части листьев, оставшиеся от обрезки, скрутите в жгутики. На донышко поставьте кастрюлю, привяжите ее бечевкой и продолжайте оплетать основу по кругу подготовленными жгутиками в шахматном порядке. Располагайте их как можно ближе друг к другу. Когда закончится длина жгута, подставьте следующий и продолжайте плетение.

После того как будет готово дно подноса, отогните полоски основы вверх. Оплетите их жгутиками в шахматном порядке на необходимую высоту.

Уберите шаблон и заправьте оставшиеся кончики. Шилом отодвиньте края подноса и просуньте в отверстие торчащий кончик. Аналогичным образом заправьте все остальные концы. Подобным образом можно сплести из камыша циновку, корзинку или сумку.