Лен происхождение и история культуры кратко. Лен натуральный – история и свойства ткани. Основные этапы производства ткани изо льна

Новый 2014 год мы встречали в Костроме. От души погуляли по городу, посетили основные музеи. О поездке, впечатлениях и встрече Нового года подробно рассказала на сайте. Статья называется "В Кострому - хорошо, а на запад - лучше" .
Как всегда, когда знакомишься с каким-то местом, что-то остаётся за кадром. В Костроме за кадром осталось производство льна. До революции этот губернский город считался льняной столицей империи, костромские купцы торговали льняным полотном далеко за пределами России.
Сейчас производство одежды и белья из этой удивительной ткани кое-как выживает, и то не благодаря, а вопреки. Обидно и досадно.

А раньше костромские и не только модницы щеголяли в кипенно-белых льняных нарядах. Остатки той былой роскоши экспонируются в музее в здании Дворянского собрания. Фасоны платьев настолько очаровали, что свалить снимки в фотофайл и забыть о них было бы непростительно. Хорошо бы их выставить на всеобщее обозрение.

И ещё захотелось чуть больше узнать об истории льна и его производстве в России.


  • ИСТОРИЯ ЛЬНА

Оказывается, лён знали ещё в эгейский период. В Греции и Риме из льняной пряжи делали одежду и матроны щеголяли в хитонах из льна. Уже в древние века скатерти и постельное бельё изготавливали из льняного полотна.

Годился лён и для военного снаряжения. Ведь доспехи никогда не надевали на голое тело, под него поддевали исподнее, сшитое из льна. Парусину тоже делали из льна.

Немаловажную роль сыграл лён в истории искусств, ведь часто заупокойные портреты писали на холсте из льна.

Выращивали лён, в основном в Египте, Верхней Италии, Галлии (современная Франция) и Испании. Экспортировали его по всему свету, даже везли в Индию. Древние образцы льняной материи можно видеть во многих музеях, знаменитые "коптские ткани" из Египта - ни что иное, как льняной холст, хоть он и не высокого качества. Ещё в Древнем Египте в льняные ткани заворачивали мумии, эти полотна сейчас хранятся в Metropolitan Museum в Нью-Йорке.

В Северную Европу лён завезли ромеи, и на протяжении Средних веков люди носили одежду из льна.

И все эти долгие века полотно ткали вручную, механический ткацкий станок изобрели лишь в 1785 году.

ИСТОРИЯ ЛЬНА В РОССИИ

На будущих землях России возделывать лён стали уже со второго тысячелетия до Р.Х. Древние манускрипты упоминают о том, что славяне умели делать ткани из льна уже в IX-X веках. Восточные купцы и путешественники описывают, что славяне носили добротные льняные одежды. Даже в таких северных областях, как Новгород и Псков в X-XII веках выращивали эту культуру.

Промышленное производство льна широко распространилось в XVIII веке. Сначала, в "петровские" времена, полотняно-парусинное производство располагалось вокруг Москвы. В 1725 году по всей стране было 15 мануфактур, 9 из них размещались в Москве и в губернии. А уже в конце XVIII века почти половину парусно-полотняных тканей производилось в Костромской губернии.

В XIX веке Россия становится главным поставщиком льна на европейский рынок.

В середине XIX века из всего волокна, производимого в мире, 64% приходилось на долю России. Вот только по производству тканей Российская империя явно отставала от других стран. У нас делали всего 0,45 аршина на душу, тогда как в Англии делали по 18-15 аршин на человека, во Франции - 9-11.

Но не всё было так плохо. Ведь такие низкие цифры говорили лишь о промышленном производстве льняного полотна. Но было ещё и кустарное производство. Реальные цифры не слишком высоки, но и не столь печальны. С учетом крестьянского производство на душу населения приходилось 3,7 аршина ткани. Что, впрочем, потребности не удовлетворяло. В то время для жителя села нужно было 10 аршин льняного полотна, на горожанина - в два раза больше, 20 аршин на душу.

Отмена крепостного права в 1861 году дала мощный толчок производству льна. К 1913 году почти в три раза (!) по сравнению с серединой XIX века, выросли урожаи льняной культуры, увеличились площади возделывания льна. И в первой четверти ХХ века на 1-е место по производству льна выходит Вятская губерния и обходит Псковскую и Смоленскую. Рос экспорт льна, почти 70% урожая вывозилось в зарубежные страны.

В начале XX века текстильная промышленность России почти догнала развитые страны, производство льняных тканей составляло 40% от общего объема производства России.

С первой четверти ХХ века закатился "золотой век" льняного производства в России. Дальше - удручающие цифры. И чем ближе к нашему тысячелетию, тем печальнее. Урожайность льна упала, площади посевов сократились. Костромские фабрики, которые изо всех сил карабкаются, чтобы выжить, вынуждены работать на импортном волокне.

И чтобы не заканчивать статью на такой минорной ноте, полюбуемся нарядами костромской знати конца XIX - начала XX веков. И хоть при ближайшем рассмотрении оказалось, что в костюмах есть изрядная доля шёлка, шерсти, кружев, тем не менее, они достойны небольшого поста.

Коричневое платье, скорее всего, наряд учительницы или гувернантки. Мне так показалось. Интересно, что декольте не слишком низкое, но и такое закрыто кружевом.

Слева - граммофон. Сбоку даже ручка виднеется. Звук регулируется открытием-закрытием верхних дверок. Открывать можно поочерёдно, чтобы добиться желаемой громкости.

А так могла одеваться мещанка или купчиха. Но это тоже только мои догадки, на этикетках ничего не написано. Не исключено, что это наряд зажиточной крестьянки. Те платья, что носили крестьянки села Коломенское в Москве, их наряды от дворянских не отличишь.

В 1913 году в Санкт-Петербурге проходил карнавал, многие участники надели русские костюмы XVII века. В Москве, в Оружейной палате хранится карнавальный костюм Николая II .

Известны фотографии императора и императрицы в карнавальных нарядах.

Очень любопытно было узнать, как оделись Сергей Александрович - дядя царя и его супруга, Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы, будущая святая великомученица Елизавета. Вот снимок.

А вот и реконструкция некоторых костюмов.

Вот теперь на ознакомлении с культурой Костромы можно поставить если не точку, то многоточие. Надеемся на другую встречу с льняной столицей.

Краткая история льна

Первым известным текстильным изделием считаются найденные археологами в сентябре 2009 года в горной пещере на территории Грузии фрагменты льняной пряжи и волокон, часть которых была окрашена. Возраст находки 36 000 лет до н. э.

В Древнем Египте, в эпоху фараонов (3 000 лет до Н. Э) лен играл ключевую экономическую роль. Из него делали разнообразные текстильные изделия, в том числе виссон - тончайшую, почти прозрачную, но при этом прочную белую льняную ткань для одежды, которая обеспечивала комфорт в жару и была приятна в носке.

Льняное полотно массово применялось для обертывания тела при погребении и « сопровождении» души умершего в вечность.

Следующий триумф льна - Финикийцы (12-й-8-й век до н. э.) - великие мореплаватели и первые экспортеры льняных тканей и белья. Они покупали лен в Египте и везли его в Грецию, Рим, Бретань, Англию, Ирландию и Испанию. Каналы, прорытые вдоль Нила к Красному морю около 1700 года до н. э., позволили наладить новый транспортный путь виссона: кораблями из Тира - в Индию, а затем в Китай.

Юлий Цезарь, победив и покорив галлов (50 год до Н. Э.), был поражен высококачественными льняными тканями, производимыми во Фландрии (историческая область на территории современной Бельгии и Франции) Население этой страны называло себя «Бел"ch», что на кельтском языке означало «белье». И жрецов - друидов, носивших белое льняное белье, тоже называли «Белек». В связи с чем, Юлий Цезарь жителей Фландрии стал именовать «Белги».

Карл Великий в 789 г. (8-й век н. э.) дал импульс для производства постельного белья, издав специальный декрет. В его Capitulaires (первая книга законов, которые сгруппированы по главам) указывается, что каждая семья во Франции должны иметь оборудование, необходимое для изготовления льняных тканей.

Вильгельм Завоеватель (1027-1087), герцог Нормандии, в 1066 году (11 век н.э.) претендовал на английскую корону. Его жена, Королева Матильда, вышивает эпический рассказ об этом событии на знаменитом гобелене из Байе: 70-метровое полотно, благодаря которому можно судить о том, какой была жизнь в то время.

В начале 13 века н.э. ткачиха по имени Батист, из деревни недалеко от Камбре (Франция), совершенствует технику ткачества льняной ткани. Ткань имеет успех и начинает экспортироваться во Фландрию, Голландии, Италии, Испании и Англии. Льняная ткань батистового плетения, или батист стала « тканью королей » и использовалась для изготовления носовых платков, столового и нижнего белья...

Во времена Людовика ХIV уделяют особое внимание крою и отделке одежды. В это время в моду входит изысканно вышитая и кружевная отделка дневного или ночного нижнего белья, которая видна из под верхнего платья. К этому же времени относится появление слова «линге», или белье, означающее «тонкая льняная нательная рубашка».

К сожалению, 17 век н.э. отмечен печальным событием. Отмена Нантского Эдикта (1685 г.) привела к тому, что 6,000 протестантской ткачих и кружевниц были вынуждены покинуть Францию и уехать в Голландию, Швейцарию, Германию, Англию и Ирландию.

В 18 веке, во время правления Людовика XVI (1754-1793) появился кринолин. Он был необходим, чтобы поднимать юбки и придавать носительнице этого изделия полноту и дородность (эти черты свидетельствовали о здоровье и способности родить наследника). Кринолин делали из конского волоса и льна.

Лен, чтобы усилить прочность ткани, также добавляют при изготовлении бархата. Именно благодаря присутствию льняных нитей, сохранилось в хорошем состоянии до сегодняшнего дня так много одежды, мебели, столового и другого белья из бархата этого периода.

До сих пор одна из самых дорогих тканей - парча делается вручную. Но в 1806 году французский Ткач из Лиона - Жозеф-Мари Жаккард создал машину, которая позволяет автоматически поднять нити во время плетения и производить аналог парчи. Так с началом в 19 веке индустриальной революции появилась жаккардовая ткань.

Наполеон 1-й, чтобы стимулировать развитие французской льняной текстильной промышленности, предложил награду в один миллион франков золотом изобретателю прядильной машины для льна. Указ был опубликован в газете « Газета».

Спустя два месяца, Филипп де Жирар придумал решение, а 12 июня 1810 года подал заявку на патент. Он был настолько уверен, чтобы выиграет награду, что занял деньги и в 1811 году построил две текстильные фабрики в Париже. К сожалению, в результате падения империи и изменения режима, он стал банкротом и за долги попал в тюрьму.

В 20 веке 90% европейских льняных тканей предназначались для текстильного рынка (60% на одежду, 15% на постельное белье, 15% на мебель и дизайн интерьера).

В настоящее время (21 век), благодаря техническим возможностям, 10% льна применяется в ЭКО-строительстве (в виде ДСП, строительных блоков, звуко- и теплоизоляционных материалов) и при производстве композитных материалов, использующихся при изготовлении оконных рам (для сопротивления и изоляции), спортивного оборудования и инвентаря (горные велосипеды, шлемы, лыжи,скетборды, сноуборды, теннисные ракетки, которые поглощают вибрацию), легковых автомобилей (зеркала заднего вида и дверные крепления - для легкости и жесткости), канцтоваров, товаров медицинского назначения.

История льна на Руси

На территории России лен известен с глубокой древности. Так при раскопках свайного поселения на реке Молдоле (на современной территории Вологодской области) были найдены семена льна, которые удалось даже прорастить. Это притом, что поселение датируется началом II тысячелетия до и. э. Здесь же были обнаружены части прялки и отпечатки льняной ткани на керамике. Арабский путешественник Ибн-Фоцла в 921 г. видел на Волге славян, которые носили одежду изо льна. До образования Киевской Руси льноводством занимались все славянские племена, населявшие Восточно-Европейскую равнину. Об этом в V в. и. э. писал Геродот, а также арабский ученый Ибн-Фадлан, восторгавшийся красотой белых льняных одежд славянских женщин.

Остатки полотняных нарядов находили на территории Руси еще в курганах X в. А к XIII в. центрами как производства, так и торговли льном стали Новгород и Псков. Английский путешественник Ричард Ченслер, посетивший Россию в XIV в., в книге «Торговля Московии» писал: «К западу от Холмогор находится город Новгород, около которого растет прекрасный лен… ровно как и в городе Пскове, в окрестностях которого великое обилие льна».

У наших предков лен считался очень важной культурой и высоко ценился в хозяйственной жизни, поэтому бережное отношение к сельскохозяйственной культуре отразилось в славянском фольклоре и календаре сельскохозяйственных работ русского народа. Об урожае льна думали практически целый год, пытались прогнозировать его по самым различным приметам. Так до наших дней дошло наблюдение: лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит. В областях, где выращивают лен, и сегодня примечают:

Росы с Федора - к урожаю льна и конопли.

На Марию сильные росы - льны будут серы и косы.

Хорошо рябина цветет - к урожаю льна.

Длинные капельники - долгий лен.

Земля при запашке коренится - лен будет волокнистым.

К XVI в. льноводство становится на Руси традиционным промыслом, важной статьей экспорта и национальной гордостью. Начинает работать первая в России канатная фабрика, совершенствуется ткачество. Русские мастерицы умели прясть очень тонкую нить, но для этого работать с ней можно было только в сыром и холодном помещении, так как в сухом и теплом такая нить рвалась. Поэтому труд мастериц был не из легких. Правда, ценился он высоко. Судить об этом можно хотя бы по тому, что культуре льна на Руси были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Олен. Крестьяне примечали: кукушка закуковала - пора сеять лен. Все работы в поле также были регламентированы и обставлялись обрядами.

Скорее всего откуда это известно? в языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Правда, после введения христианства подобное уже не поощрялось. Более того, крестьянки XVIII в. признавались, что никогда не пробовали делать этого: «Стыдно. Говорить-то все говорят, а разденься, так на смех поднимут». Зато очень долго существовал другой обычай. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку!»

С усилением христианства в Киевской Руси возделывание культуры практически вступает на новый этап. Хронология не соблюдается. Летописец Нестор в своей «Повести временных лет» подробно рассказывает не только о возделывании льна и производстве тканей, но и о получении и использовании масла печерскими монахами. Лечцы - так славяне называли своих лекарей - активно применяли льняное масло для врачевания различных заболеваний.

Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды. Зачастую доход семьи зависел от урожая этой сельскохозяйственной культуры, потому не зря говорили: «Посеешь лен - пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».

Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня - Святая Парасковия. Именно ей по окончанию льняной страды - 28 октября - был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному: грязнуха (потому что октябрь - месяц дождей и грязи), но чаще ласково - льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь. Из льняных нитей создавали знаменитые кружева - бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство, а парни, глядя на изделия, могли выбрать невесту. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.

До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза. Культура льна и сегодня не потеряла своего значения. Он остается одной из важнейших в сельском хозяйстве нечерноземной полосы Европейской части России. А потому и знать об этом растении следует больше.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Лен - самый первый вид ткани, который научились изготавливать люди. История льна насчитывает много веков. Ученые так и не смогли установить, где он был произведен впервые. В древней Греции носить одежду изо льна имели право только жрецы, а в Египте она была привилегией аристократии и нередко египтяне использовали ткань как денежную единицу.

Интересно! Египетские ткачи владели техникой прядения, позволявшей изготовить столь прозрачную ткань, что через пять ее слоев просвечивало тело, а сам наряд легко проходил сквозь маленькое кольцо.

Волокна льна добывают из кожицы стеблей растений. Извлекать волокна сложно, ведь располагаются они не в коробочке, как у хлопка, а в стебле, при этом крепко склеены между собой и самим стеблем. Производители вынуждены оставлять срезанные растения в поле, чтобы под воздействием погодных условий естественное развитие бактерий ускорило процессы расклеивания волокон. Поэтому на протяжении многих веков обработка льна остается традиционной. Химический состав ткани лен: 80% целлюлозы, 20% примесей (жировых, красящих, минеральных воскообразных и лигнин (продукт одревеснения клетки, который придает волокнам льна жесткость).

Интересно! Языковеды обращают внимание, что «полотном» древние славяне называли далеко не всякую ткань. Во всех славянских языках это слово обозначало только льняной материал.

История льна в России начинается со второго тысячелетия до нашей эры. Одежда из льняной ткани считалась не только нарядной и праздничной, но и ритуально чистой. Льняное полотно ценили все русские монархи. В конце XIX – начале XX века несколько льняных фабрик работали только на царский двор. Своим товаром они снабжали последнюю династию Романовых.

Интересно! На Руси лен стоил дорого, что делало его элитным материалом и недоступной тканью для простого народа. Не зря его часто называли северным шелком. Льняные юбки и рубашки из льна были роскошью для бедных женщин и мужчин. Они и мечтать не могли о подобного рода нарядах. И, к сожалению, у крестьян был единственный способ получить льняное полотно – украсть! Поэтому князь Ярослав внес особый параграф в церковный устав: «О наказаниях за кражу льна и льняной одежды».

Bо всем мире уже давно поняли, что экологически чистая одежда изо льна полезна для здоровья человека. Исследования показали, что высокая гигиеничность, прочность, комфорт изделий из льняных тканей способствуют более интенсивному кровообращению, стимулированию организма и уменьшению его утомляемости. А медики уверены, что лен способствует снижению простудных заболеваний. Хоть история возникновения льна и умалчивает о первосоздателе этой ткани, одежда из натуральных волокон стала самой популярной и модной среди нашего поколения.

Лен - культурное растение (история, происхождение)

Древний арабский ученый Ибн-Фалдан, путешествуя по стране россов, населявших земли к северу от Каспийского моря, был поражен их белоснежными одеждами. Ученый прекрасно знал, что сшиты они из льняных тканей - это было ему не в диковину. Удивляло другое. Здесь их носили все, а в Египте, откуда был родом Ибн-Фалдан, льняные ткани настолько ценились, что в них ходили только верховные жрецы, фараоны считали их самой изысканной одеждой и даже мумии заворачивали в льняные ткани.

Льном на Руси начали заниматься со времен нашествия скифов, которые занесли его сюда из Азии. Здесь, в Казахстане и на Памире, до сих пор находят дикий лен с превосходным качеством волокна.

В самую раннюю пору славяне ткали из льна паруса для своих ладей. Летописи рассказывают, что князь Олег, возвращаясь из похода на Царьград, велел сшить паруса из шелка, но ветер быстро порвал их. И тогда воины поставили льняные паруса и благополучно прошли все Черное море. А легендарный Садко доплыл под ними до страны чудес - Индии.

Не думал, конечно, этот сын Новгорода, что льняные паруса привели его на родину льна, который русские испокон веков считали своим растением. А между тем именно здесь, в горных районах Индии, примерно 4-5 тысяч лет назад, предки индийцев первыми вырастили былинки с голубоватыми цветами и сшили себе одежды из льняного волокна, сняв с плеч звериные шкуры.

Несколько позднее лен занял видное место в земледелии древнего Египта, где значение его было настолько велико, что гибель посевов льна приравнивалась к одной из "семи египетских казней".

Примерно в это же время лен появился в нашей Колхиде, начал возделываться в Греции и Риме, был завезен к галлам, а от них разошелся по всей Западной Европе, в том числе попал в Литву. С тех пор рассказывают литовские предания о божке Вайтгантасе - покровителе льна, и до наших дней сохранился сорт льна "вайтгантас", названный в честь древнего божка литовцев.

В давние века прошел лен по всему свету, но нигде он не привился так широко, как в нашей стране, которой принадлежит 80 процентов мировой площади посевов.

Широко раскинулись голубые поля вокруг городов Новгорода, Ярославля, Ростова, Углича, Дмитрова. Но самый длинноволокнистый, шелковистый, урожайный лен родился у славян-кривичей на псковских землях. Хороши для него эти земли. И климат здесь чисто "льняной": летом бывает влажно, нежарко, на небе почти всегда облака, и стебли льна стройными былинками тянутся кверху.

Но тяжким был в те далекие времена на Руси труд крестьян-льноводов. В 1467 году Псковское вече особым документом - грамотой - закрепило льняную повинность населения. Через восемь лет крестьяне во главе с посадником Афанасием Юрьевичем, не выдержав гнета бояр, торжественно разорвали грамоту и, как записал летописец, "и быть всем крестьянам радость велия. С восми бо год она была в лари, да много крестьянам истомы и убытков в то время было". А спустя еще двести лет вновь поднялись псковские льноводы под водительством крестьянина Тимофея, по прозванию "Кодекуша трепец", против бояр и торговых людей, притеснявших их.

К середине VI века прекрасный русский лен получил мировую известность. Персидский писатель Эд-Дин писал, что льняные одежды из земли русской знают за Самаркандом, в Северной Индии, в Калькутте и Дели. Лен с охотой покупали немцы, англичане, голландцы и французы. Особенно славились на мировом рынке псковские льны и полотна Кадашевской слободы, что под Москвой.

Льняное полотно прославилось недаром. Оно хорошо противостоит гниению, в два раза крепче хлопкового и в три раза - шерстяного волокна.

Из семени льна, которое содержит 35-40 процентов жира, получают хорошо высыхающие масла, применяющиеся при производстве олифы, красок, лаков, мыла. Из побочного продукта при переработке льна - пакли - вьют веревки, шпагат, изготавливают бумагу и термоизоляционные материалы.

Жители многих стран использовали лен не только на волокно. У древних народов Азии и греков хлеб из поджаренных и размолотых семян льна очень высоко ценился и считался деликатесом. В Эфиопии лен и сейчас возделывают как хлебное растение. Да и в России в неурожайные годы льняное семя употребляли в пищу.

Трудно вырастить хороший лен. Все лето не прекращается работа на полях. Нужно рыхлить почву, вносить удобрения, бороться с вредителями и болезнями. Упустишь время - и пропал лен, о котором еще древние новгoродцы гoваривали: "Лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую неделю семя летит". Но не растеряли славу своих предков нынешние льноводы. Если 50-60 лет тому назад крестьяне собирали со своих полей едва 1,5-2 центнера льна-волокна с гектара, то сейчас урожаем 4-5 центнеров особенно никого не удивишь. А замечательный мастер Д. М. Максимов на древней псковской земле получает по 10,5 центнера льна-волокна с гектара и по 6 центнеров семян. Из этого количества можно сшить две тысячи рубашек, отжать два центнера масла, получить четыре центнера хорошего корма для скота и изготовить три центнера бумаги.

Кончается лето, и начинается новая страда. Лен нужно мочить, мять и трепать. В августе лен тонким слоем расстилают на лесных опушках, лугах , полянах с невысокой, но густой травой. Их называют стлищем. Здесь при теплой влажной погоде с обильными росами под действием гриба "кладоспориум" разрушаются пектиновые вещества, склеивающие лубяные пучки со стеблями. "Хорошее росенье - льну опасенье"; "Лен дважды родится: на поле и на стлище", - говорят мудрые народные пословицы.

Часто лен не расстилают, а мочат. Для этого его опускают в заводи рек с тихим течением, ручьи и озера, где он лежит 10-12 дней. Здесь уже пектиновые вещества разрушаются не грибом, а бактерией "клостридиум фельзинеус".

Однако расстил и мочка - это еще не конец работы. Пока что грибы и бактерии освободили лубяной пучок. "Приготовили" тресту из соломки. Теперь нужно из тресты выделить шелковистые волокна. А чтобы сделать это, тресту мнут специальными машинами, всегда помня пословицу: "Мни лен боле - волокно будет доле", а затем трепят на льнотрепальной машине.

Только после этого волокно легко отделяется от стебля и становится эластичным в шелковистым, каким оно ценится в промышленности.