Лепка из пластилина: чем полезно это занятие для детей. Как научить ребенка лепить из пластилина

Ольга Ильющенко
Влияние лепки из пластилина на умственное развитие ребёнка

Я весь мир слепить готов

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин –

У меня есть пластилин .

По моим наблюдениям за развитием детей младшего дошкольного возраста я пришла к выводу : что умственному развитию ребёнка способствует развитие творческого воображения. А развитию творческого воображения способствуют специальные условия : создание положительного эмоционального фона, обязательное взаимодействие взрослого и ребенка, использование средств визуальной и вербальной стимуляции.

Во время подготовки к лепке , а также во время её выполнения, ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение) . Вместе с тем обогащается и развивается его словарь , связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления , внимания, воображения. На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, постепенно эта самостоятельность перерастает в творчество. Творческое воображение – это отражательная функция, универсальная человеческая способность; оно развивается по тем же онтогенетическим законам, по которым идет развитие всех психических процессов. Этот психический процесс связан с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методов обучения и воспитания, возраста и индивидуальных особенностей. Необходимо, чтобы ребёнок учился лепить обеими руками. Это не только ускоряет работу, но и помогает развивать левую руку .

В отличие от левого, правое полушарие изучает проблему (предмет, событие) целиком и с разных сторон, причем часто даже не используя анализ. Здесь главная роль отводится интуиции. У левшей лучше развито воображение , творческие способности, они лучше ориентируются в пространстве. Кроме того извилины правой стороны головного мозга отвечают за чувство юмора, умение мечтать и фантазировать. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём , сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. А еще это хороший способ дать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

В современной методике обучения лепке детей младшего дошкольного возраста определены предметы, изображение которых способствует овладению нужными формообразующими движениями. Дети скатывают из пластилина мяч , яблоко, чтобы научиться лепить округлые формы. Чтобы сделать выполнение задания более осмысленным и интересным я использую сказки. Это вызывает у детей чувство радости, удовольствия и помогает ребёнку войти в образ .

Прежде чем приступить к работе с пластилином , я знакомлю детей с содержанием сказки. Затем ставится специальная игровая задача. Это та часть, в которой персонаж обращается к малышам за содействием. При их удовлетворительном ответе можно переходить к постановке собственно учебных задач. Пластилиновые игрушки - это разновидность сюжетно-ролевых игр, сохраняющая типичные признаки игры : содержание, творческий замысел, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником этих компонентов служит сказка.

Лепка игрушек позволяет лучше запомнить и осознать пройденный материал. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типичное в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Развитие воображения , творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие ребенка . Поэтому важно улавливать особенности каждого ребенка.

Лепка – один из способов самовыражения, доступных для ребенка, и порой с помощью пластилина ребенок «рассказывает» о том, для чего не находит слов: о своих страхах и обидах, глубоких переживаниях и эмоциональных потрясениях. Именно поэтому совместные занятия лепкой так важны для взаимопонимания ребенка и родителей, а фигурки, слепленные ребенком, нужно оценивать не только с точки зрения их аккуратности и привлекательности.

Детские рисунки и поделки часто заставляют родителей беспокоиться, но порой дело лишь в некоторой неумелости, неспособности правильно передать то, что хочется. Но бывают и случаи, когда действительно стоит обратиться к психологу, – вот о них мы и поговорим.

Ребенок не проявляет инициативы, лепит только то, что вы скажете, старается точно повторить слепленные вами фигурки. Возможно, это свидетельствует о том, что малыш боится принимать решения и брать на себя ответственность. Данная черта свойственна детям послушным и «удобным», не умеющим проявлять инициативу, а часто – еще и не отдающим себе отчета в собственных желаниях. Понаблюдайте за малышом: если он действительно затрудняется сказать, чего хочет, предпочитает выполнять распоряжения, боится совершить ошибку – это может быть признаком проблем, и консультация психолога не помешает.

Фигурки, которые лепит ребенок, явно агрессивны: присутствуют разнообразные шипы, делается акцент на зубы и когти, в руки или лапы вкладывается какое-то оружие. Возможно, все дело в том, что ребенок просто лепит героя любимого мультфильма или компьютерной игры (не будем отрицать, что сейчас многие дети играть начинают раньше, чем лепить), но побеседовать об этом все же стоит. Возможно, ребенок чувствует себя незащищенным, пытается обороняться, ощущает давление со стороны окружающих и поэтому постоянно пребывает в напряжении.

Фигурки, которые лепит ребенок, непропорциональны: у них слишком большая или слишком маленькая голова, огромные или, напротив, крошечные глаза и так далее. В принципе любое явное нарушение пропорций, если оно присутствует как повторяющийся мотив во время лепки на свободную тему, это повод для беспокойства. Слишком большие глаза или огромный рот говорят о страхах, которые испытывает ребенок, слишком большие уши – о том, что ребенок очень серьезно обеспокоен мнением окружающих. Слишком маленькие глаза свидетельствуют о внутреннем дискомфорте, нежелании видеть происходящее вокруг, слишком маленькие уши – признак того, что ребенок постоянно пребывает в состоянии самозащиты, носит «броню», крошечный рот заставляет предположить, что малыш скрывает свои эмоции.

Ребенок уделяет очень много внимания украшению фигурок, мелким деталям. Это – признак повышенной озабоченности мнением окружающих, желания хорошо выглядеть в чужих глазах. Конечно, многие взрослые живут с этой проблемой и считают это совершенно нормальным, но нужно помнить, что дети реагируют на все куда острее, критику воспринимают гораздо более болезненно. Поэтому склонность ребенка к чрезмерному декорированию пластилиновых фигурок – признак возможных проблем с самооценкой.

Ребенок ломает слепленные фигурки. Понятно, что пластилиновые фигурки не предназначены для вечного хранения, и то, что они разбираются на «запчасти» и «детали», – совершенно нормально. Но если в том, как ребенок сминает фигурку, чувствуется агрессия, стоит насторожиться. Возможно, таким образом малыш просто выплескивает негативные эмоции; в этом случае нужно выяснить, что стало причиной их появления. А возможно, ребенок символически «уничтожает» своего обидчика (кстати, этот метод используется в арт-терапии) – постарайтесь выяснить, что же происходит с малышом.

Ребенок требует сохранять все слепленные фигурки. Возможно, с их помощью малыш пытается компенсировать какой-то внутренний дефицит – например, общения с ровесниками или вашего внимания.

Лепка из пластилина. Какую роль играет она в жизни каждого ребенка? С чего следует начинать и как подготовиться к занятиям?

В чем польза лепки из пластилина для детей?

Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно создавать различных персонажей. Пластилин — самое доступное средство для детей, которое вызывает интерес и способствует всестороннему развитию как в техническом плане, так и психологическом, например:

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика — способность выполнять руками точные и скоординированные движения. Развитие этого навыка дает возможность ребенку научиться управлять кистями рук. В этом процессе участвует непосредственно нервная система и зрительная. Когда малыши начинают обращать внимание на окружающие предметы, необходимо давать трогать их, так появляется первый опыт общения и познания окружающей среды. Лепка помогает усовершенствовать подобный навык.

Развитие творчества и воображения

В работе с пластилином включается воображение и творческое мышление. Малыш придумывает различные новые образы или воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами. Учится сочетать цвета. Кроме этого, при разминании пластилина, происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом закладывается фундамент для умственного развития.

Развитие координации глаз и рук

Ловкость рук во взрослой жизни помогает не только расширить горизонт профессий, но иногда спасти жизнь. Важно ребенку как можно раньше и лучше развить координацию движений и зрительную память. Это поможет улучшить скорость реакции. Лепка с пластилином «связывает» координацию глаз и рук, дает толчок для усовершенствования навыка.

Успокаивающее и терапевтическое воздействие

Занятия лепкой не терпят суеты. Они успокаивающе действуют на нервную систему. Если ребенок гиперактивный, не может усидеть на месте и нескольких минут, регулярные занятия с пластилином помогут ему научиться быть более терпеливым, усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.

Социализация

Трудно поверить, но обычная лепка из пластилина способна изменить поведение ребенка. Когда он воспроизводит окружающий мир в деталях, то учится более терпимо относится к взрослым, сверстникам, животным, природе. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться. Особенно актуально такое занятие для проблемных деток. Не стоит лишний раз напоминать, что лепка из пластилина — приятное и интересное времяпрепровождение. Когда малыш немного овладеет техникой, то сможет дольше заниматься. Будет создавать героев из мультфильмов, своих друзей, домашних любимцев или новых персонажей.

С какого возраста ребенка можно познакомить с пластилином?

Некоторые специалисты рекомендуют начинать осваивать основы лепки еще с 1 года. Другие, советуют не раньше 1,5-2 лет. В этом возрасте еще трудно объяснять, что кушать пластилин нельзя, то применять для лепки лучше смеси на натуральной основе. С 4-5 лет уже можно ребеночку показать как делать простые фигурки, постепенно обучая более сложным манипуляциям.

С чего начать лепку из пластилина

Прежде всего познакомить ребенка с новым для него материалом на ощупь. Потом научить малыша разминать пластилин в руках. Отщипывать кусочки. Раскатывать «колбаску», колобки, формировать лепешки, баранки. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Придумать сказку или использовать готовую, знакомую ребенку, и создать несколько персонажей попроще, например, колобка. Разрешать играть с ним. Можно знакомить таким образом с животным миром, водным или с другими окружающими предметами.

Что необходимо подготовить к занятиям

Чтобы расширить возможности ребенка и сделать занятия более интересными, необходимо приготовить специальные инструменты:
  • Доску. Может быть деревянной или пластиковой.
  • Пластиковый нож. Обычно продается вместе с набором пластилина, если нет, то отдельно купить в специализированной точке. Помогает отделять куски необходимой величины и декорировать готовые изделия.
  • Пластиковые формы для выдавливания.
При занятиях лепкой, у ребенка должно быть свое постоянное рабочее место, хорошо освещенное. Он привыкнет там заниматься и потом самостоятельно убирать. Можно пошить или купить «рабочую» одежду — фартук, нарукавники. Столик и пол застилать клеенкой, чтобы не запачкать.

Как сделать пластилин в домашних условиях

Начинать лепить не обязательно из дорогих видов пластилина, можно приготовить заменитель в домашних условиях:
Смешайте в кастрюльке стакан поваренной соли, такое же количество воды и пол чашки пшеничной муки. Поставьте на слабый огонь и, помешивая варите до однородной эластичной консистенции. Когда немного остынет, добавляя понемногу муку, замесите плотное тесто, такое, чтобы держало хорошо форму.
Если хотите, чтобы ребенок научился лепить и полюбил это занятие, не оставляйте его одного, составьте компанию. Не обязательно часами сидеть, просто поиграйте минут 15-20, но вместе.

Одним из самых эффективных занятий по развитию мелкой моторики является лепка. По мнению специалистов лепить следует начинать, как можно раньше. В этой статье я приведу наши любимые упражнения.

Читая материалы, как интересна детям лепка, не забывайте большинство детей в возрасте 1 года консерваторы и любят устоявшийся порядок. Они только недавно свыклись с мыслью, что все игрушки мягкие или твердые. Пластилин — это абсолютно новая консистенция для малыша, которая ставит под угрозу существование всего привычного. Хоть иди и заново проверяй все предметы, вдруг какой-то из них по консистенции, как пластилин.

Кроме того, любое творческое занятие требует не только формирование навыка, но и получение удовольствия от результата. Для этого требуется осознание результатов и своих возможностей, что на втором году жизни проявляется очень слабо. Поэтому если Вы решили заняться лепкой с малышом младше двух лет, не ждите особого ликования и радости.

Самый простой элемент — «палочки» (цилиндры) большинство детей осваивает на третьем году жизни. Некоторые справляются с цилиндром только в три года. После освоения цилиндров, можно приниматься за шарики.

Книжка «Пластилиновые бусинки» содержит 8 страниц упражнений на приклеивание шариков. С ними вполне справится годовалый малыш. Для двухлетки можно усложнить задания, предложив обычный пластилин. Он более упругий и лепка с ним будет полезней для развития моторики пальцев. Одним из самых лучших считается классический пластилин производства Луч (Химзавод) .

В «Пластилиновых апельсинах» 8 страниц упражнений на создание всевозможных шариков:

Приятных занятий лепкой!

Еще публикации

Лепка из пластилина - это не только отличный способ занять ребенка, но и развить его моторику и абстрактное мышление. Этапы обучения. И какой пластилин лучше выбрать?


Лепка из пластилина необычайно полезна для детей. Она способствует развитию мелкой моторики, пространственного и творческого мышления, учит ребенка различать цвета и формы. В свою очередь развитие мелкой моторики оказывает влияние на развитие речи, абстрактного мышления, умение логически мыслить, координацию движений.

Как выбрать пластилин?

Давать ребенку лепить из пластилина можно уже начиная с 1 года. Конечно, в таком возрасте не стоит ждать, что малыш начнет делать осмысленные фигурки, но ему наверняка понравится мять пальчиками пластилин, а это уже улучшает мелкую моторику.

В данном возрасте малыши потянут пластилин в рот, поэтому важно, чтобы он был безопасным. Многие родители на первых порах сами готовят массу для лепки из муки, соли и лимонного сока. Для придания оттенка используют пищевые красители.

Также можно купить и мягкий пластилин. Он отличается тем, что его не нужно долго разминать, ему довольно легко придать нужную форму. Кроме того, такой пластилин предназначен именно для малышей, поэтому в его составе нет токсичных составляющих.

Классический пластилин лучше брать отечественного производства, поскольку он отвечает всем нормам безопасности и имеет низкую цену, по сравнению с иностранными аналогами.

Малышам также понравится плавающий пластилин. Из него можно вылепить различных морских обитателей, кораблики и пускать их плавать в ванной.

Для работы в стиле пластилиновой живописи понадобится восковой пластилин, он хорошо лепится к бумаге и держит форму.

Для школьников, которые идут в художественную школу и планируют в будущем стать профессионалами, понадобится скульптурный пластилин, он имеет серый или бежевый цвет и используется в качестве обучения скульптуре.

Этапы обучения лепке из пластилина.

Для малышей процесс обучения довольно простой - достаточно взять мягкий пластилин или самодельное тесто и отдать ему. Ребенок сначала с интересом будет его рассматривать, а потом начнет разминать. Не нужно сразу учить его делать фигуры, сначала пусть освоится со способностью пластилина принимать любую форму.

Когда ребенок будет готов к лепке, стоит выбирать простые и одноцветные формы - мячики, солнце, пирамиду, грибочек и т.п. После можно пробовать сочетать цвета, показывать, как из нескольких видов пластилина получается целая фигурка.

Для лепки используются различные техники, осваивать которые также нужно постепенно. Самый простой прием, с которого лучше всего начинать обучение лепке - это разминание. Оно позволяет придать любую форму пластилину. Также малышам нравится отщипывать по кусочку, с помощью такой техники можно подготавливать основу под детали.

Скатывание также является популярной техникой, которая используется для создания шариков, а если их потом раскатать, то получится «колбаска».

Более сложная техника, которой стоит обучать после того, как были освоены предыдущие, - это сжатие подушечками пальцев - оно дает возможность создать нужную форму, к примеру, вылепить лицо, уши и так далее.

Когда ребенок уже освоился с пластилином, понимает его свойства и активно занимается лепкой, можно учить его пользоваться специальным ножиком для пластилина. Несмотря на простоту и безопасность нарезки, детям часто бывает тяжело освоить данный метод.

Интересным занятием будет создание целой картины. Предложите своему ребенку придумать ситуацию, это может быть все что угодно: посиделки животных в лесу, рыбки в море, семейный обед. А теперь можно начинать потихоньку лепить каждую фигурку отдельно. А фон обустраивать на бумаге. Затем полученные фигурки расставлять по местам.

Когда картина будет готова, ребенка нужно обязательно похвалить, посоветовать, как и что можно улучшить. Ни в коем случае нельзя говорить, что он лепит неправильно, забирать пластилин и делать самим. Такое поведение может отбить у ребенка желание заниматься лепкой из пластилина.

Также можно создавать картины из пластилина. Сначала нужно также создать ситуацию, нарисовать ее на бумаге, а затем уже помещать сверху пластилин.

Это увлекательное занятие, которым малышу можно заниматься уже с 1 года. Кроме того, она способствует развитию моторики рук, которая в свою очередь влияет на развитие ребенка в целом.