Маленькая большая любовь. «Любовь и воспитание детей в семье

Детство - мир невероятных приключений и возможностей, когда все вокруг окрашено в самые яркие краски и каждое мгновение наполнено волшебством. Взрослея, люди окунаются в водоворот забот и теряют способность смотреть на мир глазами ребенка - восхищаясь окружающим и удивляясь ему. Но с появлением малыша они вновь обретают возможность понять всю красоту мироздания.

Предлагаем вниманию читателя подобранные цитаты о детях. Возможно, мысли выдающихся людей заинтересуют вас и пригодятся в воспитании подрастающего поколения.

Чему дети учат взрослых?

Слова песни «Куда уходит детство» из кинофильма «Фантазии Веснухина» очень точно передают ту светлую грусть, с которой взрослые вспоминают замечательную пору своей жизни. А общение с детьми дает возможность хоть ненадолго забыть о проблемах и вернуться в удивительный мир детства. Но вновь научиться его понимать, к сожалению, удается не многим. Поэтому высказывания и цитаты великих людей о детях полезно лишний раз перечитать и осмыслить.

  • Ребенок может научить взрослого человека трем вещам: быть счастливым без причины, всегда быть чем-то занятым и знать, как потребовать желаемого со всей своей мощью. (П. Коэльо).
  • Все дети - художники. Проблема заключается в том, чтобы остаться художником, когда повзрослеешь. (П. Пикассо).
  • Родители могут многому научиться у своих детей, а в особенности, как справляться с жизнью. (М. Спарк).
  • Только там, где собираются дети, есть реальный шанс для веселья. (М. Мак-Лафлин).
  • Когда я подхожу к ребенку, он вызывает у меня два чувства: нежность, потому что он есть, и уважение к тому, кем он может стать. (Л. Пастер).
  • Ребенок является мнением Бога о том, что мир должен продолжать свое существование (К. Сэндберг).
  • В то время как мы пытаемся научить наших детей всему, что знаем о жизни, наши дети учат нас, что жизнь - это и есть все. (А. Швиндт).
  • Взрослые - это устаревшие дети. (Доктор Сьюз).

Самый большой подарок Бога человеку - это ребенок. С появлением малыша жизнь приобретает новые краски и становится более осмысленной. Его глазами Господь смотрит на нас и оценивает поступки. Поэтому цитаты о детях такие проникновенные и близки каждому.

  • Руки матери сделаны из нежности, поэтому дети сладко спят в них. (А. Калам).
  • Единственная любовь, в которую я действительно верю, - это любовь матери к своим детям. (К. Лагерфельд).
  • Помните, что дети, брак и цветники отражают вид любви и труда, которые они получают. (Т. Хесберг).
  • Мать - имя Бога в устах и сердцах маленьких детей. (У. М. Такерей).
  • Дети требуют любви и сочувствия гораздо больше, чем наставлений и указаний. (Э. Салливан).
  • Лучшее, что родители могут дать детям, - это несколько минут своего времени каждый день. (О. А. Баттиста).
  • Любовь родителей к детям всегда больше любви детей к родителям. Эту несправедливость и несоответствие им возмещают собственные дети. (Д. Еремин).
  • Дети нуждаются в вашем присутствии и любви больше, чем ваших подарках. (Д. Джексон).
  • Дети - это ключи рая. (Э. Хоффер).

Цитаты и афоризмы: о детях и воспитании

Существует множество мнений и методик по воспитанию. Педагогика не стоит на месте и развивается в ногу со временем. Преподаватели по всему миру, однако, так и не пришли к общим выводам, но в одном они едины - ребенку необходимы забота и внимание. С этим согласны и выдающиеся люди, чьи цитаты о детях приведены ниже.

  • Наказывать ребенка не вправе тот, кого ребенок не любит. (Д. Локк).
  • Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. (О. Уайльд).
  • Если вам есть что сказать миру, напишите книгу. И если она покажется вам слишком сложной для взрослых, то напишите ее для детей. (М. Ленгель).
  • Первый год жизни мы обучаем ребенка ходить и говорить, а остальную часть его жизни - замолчать и сесть. Что-то пошло не так. (Н. Д. Тайсон).
  • Если хотите, чтобы ваши дети стали лучше, пусть они услышат, как вы говорите хорошие вещи о них другим людям. (Х. Гинотт).
  • Если люди говорят плохо о твоих детях, значит они говорят плохо о тебе. (В. Сухомлинский).
  • Воспитание детей - творческое занятие и скорее искусство, чем наука. (Б. Беттелхейм).
  • Меньше волнуйтесь, что дети никогда не слушают вас, будьте обеспокоены тем, что они всегда наблюдает за вами. (Р. Фулум).
  • Все знают, как воспитывать детей, за исключением тех людей, у которых они есть. (П. Дж. О’Рурк).
  • До замужества я имела шесть теорий о воспитании детей. Теперь у меня шестеро детей и никаких теорий. (Д. Уилмот).

О детях и жизни

  • Дети видят магию, потому что смотрят на нее. (К. Мур).
  • Дети - это руки, при помощи, которых мы можем ухватиться за небеса. (Г.Уорд Бичер).
  • Самая интересная информация исходит от детей, потому что они говорят все, что знают, и не останавливаются. (М. Твен).
  • Ребенок - луч солнечного света от Бесконечного и Вечного. С возможностями добродетели и порока, но пока неокрашенный. И от нас зависит, выберет он светлую или темную сторону. (Л. Абботт).
  • Лучшее, что можно передать своим детям и внукам, - не деньги или другие материальные вещи, а накопленное наследие характера и веры. (Б. Грейам).
  • Мы беспокоимся о том, каким ребенок станет завтра, но забываем, кем он является сегодня. (С. Таушер).

Надеемся, читателю были интересны подобранные нами высказывания и цитаты о детях. А завершением статьи послужат слова знаменитого индийского ученого и государственного деятеля Абдула Калама: «Дети являются одной третью населения Земли и всем нашим будущим».

Любовь к детям заключается в выражении нежности, ласки и заботы со стороны родителей. Родительская любовь самая искренняя и основана на сознательном и безграничном самопожертвовании и самоотдаче

Ребёнок при рождении получает самый ценный из подарков - жизнь. А для родителей ребёнок — это подарок судьбы, единственное ради чего стоит жить. Безграничная любовь овладевает сердцами родителей, окутывает их самыми нежными и прекрасными чувствами: любовью к своему ребёнку.

Ребёнок — это самое важное, что есть у нас в жизни, и никакая карьера, друзья или материальные блага не заменят этого счастья. С появлением малыша в семье родители учатся жить и любить по-новому.

Прежний ритм жизни в семье меняется, возникают определённые трудности, усталость. Но только новая, светлая, чистая и трепетная любовь к ребёнку способна помочь растворить все невзгоды.

Новая любовь

На разных стадиях развития мы испытываем разные чувства любви: любовь к себе, дружба, влюблённость, страсть. Но только любовь между мужчиной и женщиной даёт зарождение новой жизни, новой любви. А это и является продолжением рода человеческого.

Любовь к детям - это чувство, которому нужно начинать обучаться тогда, когда под сердцем только зарождается новая жизнь. Эта новая любовь и есть смысл жизни.

Любить ребёнка, отдавать ему всю свою нежность, ласку, заботу, внимание - это, как умение дышать, приходит само с появлением малыша. Но также важно понимать, какую ответственность мы берём на себя с его появлением.

В современном мире существует множество научных методик по воспитанию ребёнка, много книг по детской психологии, обучению и воспитанию. Но есть самый верный способ - слушать своё сердце. Материнское сердце - это неиссякаемый источник любви и мудрости.

Моя родительская любовь

Я на протяжении вот уже многих лет неустанно благодарю Бога за то счастье материнства, дарованное мне. Меня никто не учил быть матерью или как воспитывать ребёнка. У меня было постоянное желание выражать свои чувства к малышу, обнимать, целовать, наслаждаться запахом его нежной кожицы, не спускать его с рук, даря тепло своего тела.

Я не слушала советы о том, чтобы не приучать ребёнка к рукам. Мне было приятно, когда он находился рядом, и я чувствовала биение его сердечка. И тогда я твердо решила, что буду прислушиваться и следовать подсказкам своего сердца по отношению к своему малышу.

Главное чётко понимать, что ребёнок это ранимое существо, у которого есть душа, чувства и сердечко переполненное любовью к родителям. Это ещё пустой сосуд, который предстоит заполнить здоровьем, чувствами, знаниями и от этого будет зависеть дальнейшая судьба и жизнь ребенка.

Ребенок, как росточек невинный, ранимый, хрупкий. Главное правильно взращивать, ухаживать и оберегать его. Есть очень мудрое высказывание апостола Павла: «Что посеете, то и пожнёте». Об этом нужно помнить всегда.

Каждый ребёнок является отражением того мира, который его окружает. А этот мир - семья, в которой он растёт. Это живой человечек со своими чувствами, эмоциями и переживаниями. Он быстро растёт и, как губка, впитывает в себя всю окружающую реальность.

Мои материнские принципы воспитания ребёнка

Необходимо понимать, что много любви не бывает. Нужно научиться, как ребёнок любить, думать, чувствовать, радоваться, плакать и переживать. Лишь только тогда будет достигнута полная гармония в отношениях с ребёнком и его воспитании.

Если ребёнка любят, он и сам будет способен любить.

Не стоит ждать, что ребёнок будет таким, как мы этого хотим. Необходимо помочь ему стать не нами, а собой. Главное услышать, понять и принять. Не судите и не судимы будете.

Научится принимать все проблемы ребёнка как свои, а не с высока, с гордыней. Не унижать, а понять, помочь и научить, как правильно поступать в той или иной ситуации.

Нужно благодарить ребёнка за помощь, пусть даже самую незначительную, за хорошие поступки, внимание и послушание. Учить ребёнка чувству благодарности своими наглядными примерами, безупречными поступками и отношением.

Не упрекать ребёнка и не требовать платы за то, что дали ему жизнь. Он даст жизнь другому — это необратимый закон благодарности.

Родительская любовь даёт детям чувство защищённости, делает их сильнее и увереннее, от этого зависит становление личности.

Родительский инстинкт иногда слишком оберегает своё дитя, и здесь главное не перестараться. Чрезмерными криками и строгостью хорошего человека не вырастить. Строгость вызывает жестокость и лицемерие.

Нельзя наказывать ребёнка, если злитесь. Это вызывает впечатление злобы, ненависти, а не справедливого наказания. А если родители справедливы, значит правы. Нужно дать понять, что есть правила, которые нужно соблюдать, что он не всегда может быть прав в своих поступках.

Категорически нельзя называть детей оскорбительными словами: лентяй, глупец, бездарь и т. д. Это часто губит их, они легко поддаются внушению и через некоторое время могут стать такими. Нужно внимательно подбирать слова для высказывания в разговоре с детьми.

Ребёнок не должен быть свидетелем ссор и споров между родителями, он видит ложь, нечестность, слабость и недостатки. Дети должны безгранично доверять своим родителям, а те в свою очередь подавать безупречный пример.

Нужно любить чужого ребёнка. Никогда не желать и не делать ему того, что не пожелаете и не сделаете своему. Детей нет свих или чужих. Помогите другим, и Вашему кто-то поможет. «Закон бумеранга» — всё в жизни возвращается.

Я всегда строила свою жизнь и отношения сама. И могу с уверенностью сказать, что не все дети берут примеры с отношений своих родителей. Некоторые стремятся построить свой мир любви и счастья, со своими правилами и принципами, где будут дарить любовь и получать её с избытком.

Я уверена, что любовь к детям — это основное правило в воспитании. А любовь способна творить чудеса!

Мы все знаем об уникальности материнской и отцовской любви. О ее силе, которая может творить чудеса и совершать подвиги. На тему любви написано сотни стихов, сняты миллионы фильмов. Но есть и другая сторона. Когда любовь к ребенку становится разрушительной, приносит много боли и страданий как родителям, так и ребенку.

Давайте рассмотрим основные случаи, в которых «избыточная любовь» может навредить ребенку.

Нарушение системы ценностей

Все чаще на приеме у детского психолога можно наблюдать детей, которые испытывают трудности в общении с самым близким человеком – мамой. А от мамы можно услышать частые фразы «Я живу ради ребенка» или «Лишь бы ребенку было хорошо». Это здорово, что мамы очень любят своих детей, заботятся о них. Но они совершенно забывают о более главных вещах, и тогда нарушается система ценностей. У многих людей в систему ценностей будут включены семья, дети, муж/жена, родители, друзья. Но вот в каком порядке они расположены – это и есть самое важное. На первом месте должен быть «Я», затем партнер, их пространство отношений, и затем уже ребенок, далее – все остальные. Часто именно у женщины происходят изменения в системе ценностей после рождения ребенка.
Наверняка найдутся те, кто мне возразят: «Что может быть важнее ребенка!»
Но если бы не было вас, вашего союза с мужчиной, то и ребенка бы не было.
Дети – это результат любви мужчины и женщины. Не стоит об этом забывать.

Отсутствие пространства любви.

Только если создано сильное пространство любви, ребенок в нем счастлив, успешно развивается и растет. Не концентрация внимания на ребенке, воспитание и забота, а создание гармоничного счастливого союза папы и мамы – главное условие такого пространства. Важно понимать, что оно одинаково зависит от них обоих.

В противном случае, сильная любовь к ребенку без пространства любви становится разрушительной. Все, что происходит между партнерами, все сложности взаимодействия – отражаются на ребенке. Это может привести к болезням и, как следствие, сложным судьбам детей.

Если женщина ставит в центр своей жизни ребенка, он забирает всю ее энергию и любовь на себя. Женщина – источник энергии, для мужчины в первую очередь. Если она обесточена, партнер будет страдать. Могут возникнуть трудности с самореализацией и со здоровьем. Тогда проблемы в семье неминуемы.

Избыточная привязанность.

Материнство – очень важная составляющая женской сущности, но никак не венец. Между мамой и ребенком создается сильная привязанность. Опять же, сама привязанность – залог здоровых отношений матери и ребенка. Но если эта привязанность будет нарушать все остальные аспекты семьи – ничего хорошего в этом нет. Сильная привязанность к ребенку лишает матери своей собственной жизни и жизни с партнером. И, скорее, здесь будет прослеживаться чувство собственности. Она не будет видеть в нем личность, со своими особенностями и потребностями. Значит мама не будет осознавать, что действительно нужно ребенку, а будет диктовать свои правила, ориентируясь на себя. Но ведь каждый человек особенный, и нет универсального подхода к каждому. Да, мама все равно любит ребенка и дарит ему свою любовь, но не так, как нужно для его развития и становления.

Свои раны

Эта любовь больше про отдачу, а не про то, что мы можем получить, реализовывая это через своих детей.

Часто мы совершаем ошибки и не знаем, как сделать лучше, потому что нам мешают собственные раны, которые требуют глубинной проработки. А дети очень хорошо чувствуют нас и наши состояния. Например, мать-одиночка прилагает много усилий в воспитании своей дочери. Она хочет, чтобы та выросла, вышла замуж и создала свою семью. Но при этом она подает «плохой пример», не желая найти партнера себе. Просто говорить о чем-то ребенку – мало, он все равно возьмет с нас пример, как это и есть в реальности.

Нежелание вовремя отпустить

Любовь – это воссоединение. Но в любви к ребенку нужно понимать, что наступает такой момент, когда нужно разъединиться. Не все матери это понимают. Может, и понимают, но не могут ничего с собой поделать. Любовь к ребенку должна быть такой осознанной, чтобы в какой-то момент его отпустить.

Так моя подруга никак не может построить свою личную жизнь. Она уже взрослая, но не может оставить свою маму одну, не хочет ее расстраивать и, пока не появился спутник жизни, живет вместе с ней. И не понимает сама, что это и есть главное препятствие для создания своей семьи. И конечно же, мама живет для нее и все делает для ее счастья, и говорит о том, что дочке надо построить свою личную жизнь. Только проблема не в том, что ребенок не хочет уходить во взрослую жизнь, а в том, что родитель сознательно или бессознательно не позволяет ему это сделать. Такая родительская любовь не помогает жить, а душит.

Излишние ограничения и запреты

Воспитанные в Советском Союзе мамы нагружают ребенка правилами жизни из прошлого, многочисленными запретами и ограничениями. Иногда даже кажется, что они просто себе этого позволить не могут, вот и диктуют ребенку. Ну они же из добрых побуждений, из-за большой любви. Делается это часто еще из-за того, что мама не задумывается о логичности запретов. То есть раньше, может, и логично было или опасно, а сейчас уже нет – а мама по инерции запрещает, часто даже не осознавая – почему нельзя.

Любовь, которая ограничивает, не может помочь ребенку реализовать себя, понять, какой он на самом деле. Важно не навязать свое мировоззрение, а помочь ребенку увидеть этот мир своими глазами. Но совсем без рамок тоже нельзя, ребенку легче ориентироваться в окружающем мире, когда они есть. Рамки и запреты должны быть понятны и маме, и ребенку. То есть «нельзя не потому, что я так решила или хочу», а «нельзя, потому что могут быть определенные последствия».

Амбиции родителей

Родители часто действуют, исходя из своих нереализованных “мечт” и талантов. Родители столько «вкладывают» в ребенка, так как хотят, чтобы он вырос развитым, образованным и вообще хорошим человеком. Но порой они так загружают своих детей, что в их расписании почти нет времени просто на игры. А в подростковом возрасте эти дети уже ничего не хотят, только чтобы от них отстали. Они и так уже сильно перегрузились. Это видно по детям, которых отдали слишком рано в школу. Возникают различные соматические расстройства. И родители вынуждены обращаться к нейропсихологам.

Мы любим своих детей и все для них делаем не потому, что хотим, чтобы они продолжали нас, помогали в старости. А потому, что они нуждаются в нашей помощи и поддержке. Получив от нас это, им будет лучше в этом мире и проще реализовать свои задачи. Ну а нам как бонус – опыт, мудрость и сила.

Чтобы дети были счастливы и здоровы, необходимо создать счастливый союз, крепкие отношения во взаимной любви. Проверить, не болят ли свои “раны” и не мешают ли они нам во взаимоотношениях с детьми. Ну и конечно, вовремя отпустить уже сложившегося человека в собственную жизнь. И тогда родительская любовь будет такой, какой она должна быть – безусловной, без лишних ожиданий, надрыва и драмы.

Когда один ребенок дарит свое сердце другому, то искренности детских чувств может позавидовать любой взрослый. В его жизни происходит такой же серьезный переворот, как и у человека, который первый раз идет на свидание. А само слово «любовь» имеет довольно простой смысл.

Дети:
Любовь – это когда с кем-то играешь, занимаешься танцами.

Все обнимаются.

Любовь – это когда мама и папа влюбились, например.

Несмотря на свой возраст, у наших героев уже есть свои любовные истории. И сказать, что они более, чем серьезные – ничего не сказать. Арина, например, любит своего избранника за то, что он красивый и тоже ее любит, о чем постоянно ей говорит.

Арина:
Я люблю Мишу, потому что он мой самый лучший друг. Миша такой веселый, он любит и он всегда приходит и просит, чтобы я к нему в гости пришла. Я к нему в гости прихожу, а он – ко мне. У нас дома рядом.

Данила как скромный мужчина не сильно хотел рассказывать, почему выбрал Лизу. Сказал, что она красивая и маленькая.

Данила:
Потому что я с ней дружу. Она на День рождения меня пригласила.

Скромная Катюша призналась, что в ее группе ей нравятся практически все мальчики. Но больше всего она любит Олежку.

Катюша:
Он хороший мальчик. Спит хорошо, кушает хорошо, дружит со всеми.

А Олег, в свою очередь, после долгого молчания поделился, что любит Яну.

Олег:
Потому что она меня всегда обнимает.

В возрасте от 4 до 6 лет у ребенка могут начать проявляться первые чувства к противоположному полу. При этом более неподготовленными в этой ситуации считаются не дети, а их родители, которые не знают, как себя вести со своими влюбленными чадами.

Елена Арланова, психолог:
Поддерживать ребенка в его чувствах. Если он огорчен, если он расстроен, выслушивать его. Нормальная здоровая реакция на ребенка родителей – это отзеркалить чувства его, то есть «я вижу, что ты огорчен, я вижу, что растерян, я вижу, что ты злишься». И потом задать вопрос «что случилось?» И выслушать ребенка. Чаще всего этого достаточно, чтобы ребенок как-то успокоился, начал жить дальше.

Однако бывают ситуации, когда ребенок в силу своей эмоциональности оказывается влюбчивым и не может выбрать кого-то одного. Так случилось и у Полины, которая рассказала, что ей нравятся сразу два мальчика.

Полина:
Максим и Арсений. Мне они нравятся, потому что они хорошие. Максим – он послушный мальчик. Самый послушный в нашей группе. А с Арсением я очень сильно люблю играть.

Психологи в этом случае спешат утешить родителей, комментируя, что влюбчивость – нормальный процесс. Это как с любимой игрушкой: сегодня ребенок не выпускает ее из рук, а завтра он с радостью переключается на другую. Так и с противоположным полом.

Елена Арланова, психолог:
Этап выбора, этап наблюдений, этап предпочтений. Поэтому я думаю, что стоит просто выслушивать своего ребенка, где-то поддерживать, где-то, в общем-то, выслушивать его чувства, если ему грустно, если с ним кто-то не захотел дружить, как они это говорят. Я думаю, только быть рядом и поддерживать.

В некоторых ситуациях чувства маленького человечка так и остаются безответными. К примеру, Яна рассказал, что избранник ее не любит.

Яна:
Я с ним даже на кружок хожу. А он отталкивает, когда я целуюсь с ним.

Елена Арланова, психолог:
То, что переживают дети, иногда, на взгляд взрослых, кажется каким-то забавным, каким-то, может быть, не сильно значимым. Может быть, иногда мешающим им. И взрослые могут, не желая того, походя, нанести травму ребенку.

Популярная белорусская певица Влада призналась, что в детстве она была очень влюбчивой. Поэтому ей всегда приходилось переживать любовные драмы. И поделилась самым ярким впечатлением о своей первой любви.

Влада, певица:
Был замечательный мальчик Денис в детском саду. И мы с ним играли в семью. То есть мы периодически уходили от всех детей за беседку, там целовались три раза в щечку. Так мы продолжали играть на протяжении трех дней. А потом вдруг, случайно, пришла девочка, которая была на больничном. И, видимо, мой на тот момент супруг так по ней соскучился, что начал резко ухаживать за ней и абсолютно забыл про меня.

На тот момент это была настоящая трагедия. Для маленькой Влады это стало большим потрясением. Здесь можно говорить и о спонтанности детских чувств, и об их пылкости, и о короткой продолжительности.

Елена Арланова, психолог:
Я не думаю, что стоит ребенка нагружать понятием верности. Речь идет о влюбленности, речь идет о симпатии. И поэтому поддерживать ребенка в его чувствах.

Первая любовь – это очень серьезно. В этом период ребенок становится чутким и заботливым. Сложно представить более искреннего Ромео, чем пятилетний мальчик, который не умеет скрывать своих чувств. Сегодня он любит, а завтра может отказаться от своих слов. И это нормально. Нет смысла хранить верность, но говорить о настоящей любви стоит. А лучше показывать собственным примером и каждый день.


Часто открытия, труды, произведения великих людей кажутся для нас совершенными и это совершенство мы переносим на их личности. Но все мы,прежде всего люди, с недостатками и достоинствами… Гениальность тоже требует жертв и жертвами порой оказывается собственная семья, собственные дети. Вот несколько примеров из жизни знаменитых людей.

Покинутая Лизерль


Альберт Эйнштейн
Мало, кто знает, но от своего первого ребенка Альберту Эйнштейну и его будущей жене Милеве пришлось отказаться. Этот факт стал известен в 1997 году из писем, проданных на аукционе его правнуками. Девочка родилась в 1902 году, первые месяцы жила в семье матери. Но молодым людям с незаконнорожденным ребенком, не имеющим собственных средств к существованию, не стоило рассчитывать на продолжение научной карьеры.

Было принято решение отказаться от ребенка. И такое решение не вызывало осуждение общества, оно было вариантом нормы. О времена, о нравы! В письмах есть упоминание её имени - Лизерль. До сих пор доподлинно неизвестна дальнейшая судьба девочки.

Нереализованная педагогика


Жан-Жак Руссо
Выдающийся французский мыслитель эпохи просвещения, философ, писатель, борец за свободу, был автором многих педагогических идей об естественном и свободном воспитании, на которых до сих пор строится современная педагогика. Но почему они никак не реализовались в его собственной жизни? Известно, что у него было 5 детей от горничной Терезы, она работала в гостинице, где он проживал.

Тереза была простой неграмотной девушкой, не умела читать и писать, была милой, скромной и покорной со своим мужчиной. Спустя 20 лет совместного проживания Жан-Жак Руссо все- таки обвенчался с ней. Каждый их ребенок после рождения был отдан в приют. Сам философ объяснял это тем, что не сможет воспитать из них приличных людей. Средств и времени у него для этого тоже не было. И опять же, нравы того времени позволяли делать это спокойно.

Отвергнутая Ирина


Марина Цветаева
Чтобы полностью проникнуться и понять историю отношений Марины Цветаевой к дочерям нужно погрузиться в записи самой поэтессы, в её биографию. Но факты остаются фактами. Первая дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона Ариадна(ласково Аля) родилась в 29 января 1912 года. Девочка росла не по годам развитой, рано научилась читать и писать, сочинять стихи. Легко любить красивых и талантливых, и Цветаева любила: "... Аля - гений Души", - так писала о своей старшей дочери поэтесса.

В 1917 году родилась Ирина. Две сестры были совсем не похожи в своем развитии. «Бездушная», лишенная природного дара Души из породы «неограниченного количества тел» ,- можно встретить такие высказывания поэтессы в адрес младшей дочери. Раскачивания в кроватке, плач, постоянный голод или ненасытность – это совсем не те действия ребенка, которые его превозносят. Цветаева не понимает и не принимает такую обыкновенность, опуская её до дефективности.


Ирина была не тем ребенком, которым можно хвастаться и восхищаться, требовала особой заботы и ухода – это быт и труд, далекий от возвышенных стихов. В 1919 году обе дочери оказываются в приюте по решению матери, Ирине на тот момент было всего 2 года. Это непростой год для России и Цветаева делает такой выбор, чтобы дочери не жили в голоде. Но попыток заработать на их пропитание (найти работу, продажа вещей, обращение за помощью) не делается, это слишком унизительно для поэтессы.

Да и в приюте в Кунцево девочки не только не дополучали еду, но и, конечно, были лишены внимания и заботы. Читать переписку Али с матерью до слез больно. Она пишет, как тоскует по ней, как плачет и постоянно кричит Ирина… Только после того, как тяжело заболевает старшая дочь, Цветаева забирает её, младшая остается умирать в приюте. Ирины не стало в 3х летнем возрасте. Позже поэтесса напишет: «История Ирининой жизни и смерти: На одного маленького ребенка в мире не хватило любви».

Преданный Марио


Мария Монтессори
Методика раннего развития Марии Монтессори известна всему миру. Часто она подвергается критике. Одним из аргументов против неё является тот факт, что собственный ребенок Марии Монтессори воспитывался вне семьи до 15 лет. Но что послужило известного педагога так поступить и к чему это привело? Давайте разберемся. В эпоху Марии Монтессори женщина имела социально вторичное положение.

Но что делать, если у тебя сильная жажда познания и просвещения? Мария всегда боролась за право женщин на образование, доказывая это своим собственным примером. Она стала первой женщиной в истории Италии, получившей профессию врача в Римском университете. Это было возможно с согласия отца. Но вот в жизни Марии появляется еще один мужчина. Она встречает свою любовь, врача-коллегу Джезеппе Монтессано.


Стать женой –значит оставить свою научную, профессиональную деятельность. Семья Джузеппе также выступает против их брака. Тогда молодые люди дают клятву друг другу в любви и верности, но без официального создания семьи. В 1898 - у них родился сын Марио, который считается незаконнорожденным. Чтобы уберечь мальчика от слухов и сплетен, его отдают на воспитание в приемную семью, в деревню, подальше от города.

Но отдать - не значит бросить. Мария навещает его в выходные, проводит активно с ним время. В 15 лет Монтессори забрала Марио к себе. С тех пор они шли вместе по жизни. Марио стал не просто благодарным сыном, но и последователем теорий своей матери, продолжателем её дела.


Об их отношениях многое можно почерпнуть из слов дочери Марио Монтессори: «…Но все, что он любил, было ничем по сравнению с его любовью к матери – Марии и ее работе. Эта любовь затрагивала всю его жизнь и доминировала над всем его существованием. Ему было почти пятнадцать лет, когда он начал жить с матерью. Марии не было с ним в период «впитывающего ума». Он жил для нее и с нею».

Эта статья написана не для осуждения, а как пища для размышления… Время, нравы, талант, профессия влияет на жизнь людей, на судьбы… Мы имеем сейчас гениальные труды в науке и культуре и не знаем, чего они стоили их создателям.

Есть среди людей, которых знает весь мир, и . Какая у них широкая душа и доброе сердце!