Маскирующая жидкость. Маскирующая жидкость для акварели, art masking fluid. Акриловая или акварельная отмывка

меня всегда мучило как можно нарисовать белый одуванчик акварелью. И вот Вероника Калачева открыла мне секрет. Для того, чтобы оставить участки
бумаги белыми (если того требует замысел художника), их следует замаскировать.

Далее текст автора
Использование маски, на самом деле, совершенно обыденное явление. Яркие листья на темном небе, ажурные балкончики на фоне пестрой зелени, сверкающие звезды и снежинки… да мало ли сюжетов!


Многие начинающие начинают "обходить" кистью проблемные участки, но часто остаются не слишком довольны результатом. Хотелось свободных разводов на небе, а получается измученное и испещренное мазками полотно. Я расскажу вам о своем опыте и покажу как правильно пользоваться масками.

Маскирующая жидкость, также известная как жидкая стружка, представляет собой очень удобный инструмент для акварелистов из изобразительного искусства для сохранения белых областей, которые были бы слишком крошечными или сложными для рисования. Что такое маскирующая жидкость, точно? Он сделан из суспензии латекса в воде и обычно слегка тонирован, чтобы было легче видеть на бумаге светло-желтый или серый. Аммиак добавляют в качестве консерванта.

Вот несколько советов по использованию маскирующей жидкости

Перед использованием маскирующей жидкости вам необходимо запланировать всю картину, чтобы вы точно знали, где выделяются основные моменты или области, которые вы хотите сохранить. Ни в коем случае не встряхивайте бутылку, так как это может привести к разрыву продукта, и вы можете получить крошечные пузырьки воздуха в жидкости.

И поможет нам в этом, конечно, маскирующая жидкость (masking fluid)

Чаще всего попадается в магазинах как жидкость в стеклянном флакончике (1)

Встречается и более удобная форма: бывает жидкий вариант(2), с тонким-носиком насадкой (3,4)
Вот пример использования маски с тонюсенькой насадкой:

Наносить маску кистью немного проблематично. Во-первых, кисть портится. После использования ее нужно сразу же помыть с мылом; во-вторых, не всегда удается нанести маску так точно и ровно, как хотелось бы.
Для этой цели хороши флакончики с насадкой, но можно и попробовать и нетрадиционные методы, например, тонкие линии могут получиться с помощью пера.
Итак, маскирующую жидкость можно наносить:
синтетической кистью,
бамбуковой палочкой
пером
каучуковой кистью
зубной щеткой (получаются естественные брызги)

В каком порядке следует пользоваться маской?
Все очень просто.
На этапе предварительного рисунка вы определяетесь какие именно области листа должны остаться белыми;
после этого наносите маску;
ждете пока она хорошенько подсохнет;
дальше сверху рисуете красками (традиционно акварелью, но возможно и гуашью, акрилом) и снова ждете полного высыхания красок;
цепляете пленку маски и отдираете ее от листа.
В этом примере маска использовалась для цветов на дереве. После того, как я сняла слой маскирующей жидкости, я проработала ветки сверху.

Потирая щетку на полоске мыла перед покраской масляной жидкостью. Используйте старую кисть или дешевую пластиковую щетку, чтобы нанести масляную жидкость, так как это испортит приятный дорогой. Кисть будет легче стирать, если вы протрите ее до мыла с небольшим количеством воды. Силиконовые щетки также очень удобны для небольших областей, так как вам нужно только подождать, пока маскирующая жидкость высохнет, а затем очистите ее от кисти. Вы также можете разбрызгивать маскирующую жидкость зубной щеткой или рисовать линии с помощью зубочистки или сжимающей бутылки с тонким наконечником.

Маскирующие жидкости бывают прозрачного, белого или других пастельных цветов.

Маску прозрачной консистенции удобно наносить не только для маскирования белой бумаги, но и уже нарисованного слоя.
Вы можете ее нанести прямо на высохший фрагмент живописи и сохранить его неизменным. Прозрачный слой будет удобен: вы будете хорошо видеть, что уже нарисовали под ним и слой маски не будет раздражать глаз и отвлекать от общей композиции.
Справедливости ради, хочу отметить. Маскирующая жидкость — это прекрасная и полезная штука. Но злоупотреблять ей все же не стоит. Помните, что естественность иногда куда лучше)
В этой работе, к примеру, я не использовала никаких "примочек". Просто вода и акварель. А узор, тем не менее, удался вполне ажурным.
Это становится очевидно, если приглядеться: белые узоры на блюдце не выглядят мазками, а вот синие — наоборот. Они проработаны тонкой колонковой кистью.

источник -

Применение маскирующей жидкости с помощью силиконовой кисти. Можно добавить немного воды для маскировки жидкости, чтобы упростить ее применение, но добавление слишком большого количества воды заставит ее потерять свои сопротивляющие свойства и слишком сильно прилипать к бумаге.

При использовании кисти очистите ее как можно скорее. Маскирующая жидкость быстро сохнет и становится сложнее удалить. Можно нанести масляную жидкость на область, которая была ранее окрашена, просто знайте, что при удалении латекс, вероятно, поднимет часть цвета под ним и сделает эту зону более легкой.

Мои поиски в гугле ничего не дали и я так и не знаю, как это правильно назвать по-русски – но пусть будет «маскирующая жидкость». Это что-то вроде жидкой резины – в баночке это жидкость, довольно тягучая, которая на воздухе высыхает и становится похожа на высохший клей «момент». На картинке видна баночка. Особо интересующиеся могут даже узнать, сколько она здесь стоит.

Измените воду, прежде чем начинать рисовать, поскольку латекс заставит цвета выглядеть тусклыми. Удаление маскирующей жидкости, осторожно потянув пальцами. Подождите, пока масляная жидкость будет полностью сухой, прежде чем начинать красить, иначе она может смешаться с вашей краской. К сожалению, вы не можете сэкономить время, используя фен, так как жара заставит латекс прилипать к бумаге, и его будет очень сложно снять. Воздействие полного солнца или высоких температур будет иметь тот же эффект.

Если оставить слишком долго на живописи, маскирующая жидкость может стать практически невозможной для удаления. Время, когда вы можете безопасно удерживать маскирующую жидкость на бумаге, зависит от ряда факторов, включая бренд, внешнюю температуру, срок годности и т.д.

Принцип действия очень прост – мы надежно закрываем те участки бумаги, которые должны остаться белыми и свободно работаем с остальной поверхностью.

Еще я тут буду использовать акварельные карандаши, которые тоже есть на фотографии. Почему акварельные – просто потому, что мне не нравится, как сквозь краску просвечивает рисунок простым карандашом на финальной картинке. Рисунок же акварельным карандашом частично растворяется в процессе рисования, и при этом дает немного своего цвета в картинку.

Когда картина полностью высохла, вы можете использовать мягкую ластик, инструмент для резиновой подпитки или просто очистить его от жидкости, осторожно потянув ее. Вы можете медленно пропустить руку на бумаге, чтобы обнаружить небольшую область маскирующей жидкости, которую вы забывали снять.

«Из голубого» Сандрин Пелиссье. Маленькие белые области были сохранены с маскирующей жидкостью. Маскирующая жидкость работает очень хорошо, чтобы сохранить белые области на вашей бумаге, но эти области, как правило, имеют очень жесткий край, который может придать неестественный вид вашей живописи, почти как декупаж. Хороший способ предотвратить это - смягчить края жесткой кистью и водой.

Сюжет у нас будет флоральный для простоты. Берем цветочек.

и делаем линейный рисунок акварельным карандашом:

Теперь жидкость немного разводим водой. Я это делаю только потому,что masking fluid от Windsor&Newton довольно густая и ей трудно проводить тонкие линии; некоторые из этих жидкостей не требуют разбавления, устанавливается надо разводить или нет исключительно экспериментально. Берем старую кисточку, которую не жалко (!) и несколько спичек. Бысто закрашиваем весь цветок, «вытягивая» тонкие линии из прудиков с жидкостью спичками, по мере надобности. Если ненароком капнули на бумагу вне рисунка – не беда, это все можно снять, но ПОТОМ! Не паниковать и стирать пока жидкость еще не высохла, не пытаться. Получаем вот что (капля для демонстрации того, что не надо паники):

У вас есть подсказка для использования маскирующей жидкости, которую вы хотели бы поделиться?

Вам не нужно сохранять все белые области с помощью маскирующей жидкости - иногда проще просто нарисовать вокруг нее, если форма довольно проста. Затем промойте мылом и водой, и это спасет кисть, которая, по вашему мнению, была разрушена маскирующей жидкостью. Мои изображения взяты из фотографии, посвященной аквареле, а затем добавьте акварель после печати на акварельной бумаге.

Мне всегда нравилось рисовать акварелью. То, что стирка бежит по листу растянутой бумаги, напоминают отражения в реке на болоте или слияние двух гранулированных цветов, которые передают простую красоту влажного эстуаринового грязи, возбуждает меня. Мой метод рисования позволяет цвету течь и смешиваться с бумагой, а также добавлять детали и структуру по мере развития картины. Использование маскирующей жидкости для резервирования областей нетронутой бумаги позволяет мне работать таким динамичным способом.

Моем кисточку (иначе придется выбрасывать по кисточке за прием, даже старых-ненужных столько не напасешься). Уходим по своим делам, надолго (на час как минимум). Все это подсыхает, перестает мокро отблескивать – пора приступать к следующему этапу, но сначала снимаем лишнюю каплю (как снимать – показано ниже).

Действительно, маскирующая жидкость стала такой значительной частью моего процесса рисования, что не использовать ее казалось бы мне почти неестественным. Маскирующая жидкость позволяет мне свободно рисовать по замаскированной области, что намного проще, чем рисовать вокруг таких сложных объектов. Маскирующая жидкость часто воспринимается как сложная среда. Его полезность подрывается очевидными трудностями, иногда в той степени, в которой художники отказываются от нее. Однако, следуя приведенным ниже советам, «трудности» можно легко преодолеть, позволяя художнику добавить новый диапазон меток и эффектов к уже невероятно разносторонней среде акварели.

Теперь щедро мочим бумагу водой, разводим краску и смело рисуем ей прямо поверх нашего цветочка:

Можно остановить подготовку фона на этом этапе, но мне уж очень понравилось, как эта бумага берет соль, так что сыплем соль.

Тщательно спланируйте. Чтобы максимально использовать маскирующую жидкость, ее следует учитывать очень тщательно на этапе планирования картины. В большинстве случаев он применяется до того, как любая краска соприкасается с бумагой. Знаки, сделанные и, следовательно, оставленные маскирующей жидкостью при ее удалении, должны быть тщательно оценены. Это может помочь подумать, что это не маскирующая жидкость, а как «белая краска». Плохо спланированная и плохо применяемая область маскирующей жидкости может иметь как разрушительный эффект для картины как плохо окрашенный проход и может оставить картину в руинах.

Идем по своим делам. Возвращаемся, убеждаемся, что все высохло, стряхиваем соль. Дальше собственно снятие маски – маску можно снимать чистым ластиком (стирать, как стирается карандаш) или прямо чистым пальцем. Когда маска начинает отставать от бумаги одним кусочком ее можно захватить пальцами и стянуть, только осторожно, не повредите поверхность бумаги.

Акриловая или акварельная отмывка?

Разбавьте вкус. Проверьте эффективность маскирующей жидкости на некоторых образцах отходов вашей предполагаемой акварельной бумаги. Если используемая бумага представляет собой мягкую бумагу, маскирующая жидкость может удаляться по бумаге при ее удалении. Возможно, было бы целесообразно разбавить масляную жидкость водой, так как это будет приводить к меньшему натяжению бумаги.

Обращайтесь с осторожностью. Никогда не встряхивайте бутылку маскирующей жидкости. Это может привести к свертыванию маскирующей жидкости, в результате чего образуется «волокнистый» кусок маскирующей жидкости, который, если он используется непосредственно из банки, может приземлиться в блаженном беспорядке прямо там, где вы этого не хотите!