Мероприятия в доу к дню толерантности. Сценарий развлечения посвящённый Дню толерантности «Праздник дружбы. Тихие и шумные, глупые и умные

— воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России;

— вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.

— воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания;

— создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;

— развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой;

— расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире;

— формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;

— знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей.

Дети входят под музыку «Васильковая страна»

Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу – это все земное,

То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета крови не твоей,

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас, белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая,

Толерантность – слово для живых.

Мы с вами живем в красивом городе Сургуте. И населяют его разные народности. Это украинцы, молдаване, армяне, татары, ногайцы, русские и многие другие.

Когда-то люди из других стран и городов приехали в наш город и остались здесь навсегда. Но все они, будучи разных национальностей, помнят и уважают свой язык, свои традиции, свои обычаи. И в наш детский сад ходят ребята, которые родились в Сургуте, но их родители приехали из других стран и республик. И нет среди них детей, которые не любили бы играть. У каждого народа есть свои народные игры. И сегодня мы будем играть, и знакомиться с любимыми играми детей народов; читать сказки разных народов. Некоторые игры возможно и знакомы вам.

1 ребенок:

И пусть мальчишки и девчонки,

Вся озорная детвора

Сегодня скажут звонко-звонко:

«Добро пожаловать, игра!»

2 ребенок:

Нас солнце луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

И этот день нам дарит звонкий праздник,

И главный гость на нем – игра.

3 ребенок:

Она наш друг большой и умный,

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор весёлый, шумный,

Поможет новое узнать.

4 ребенок:

Ребята подрастают на севере, на юге,

Поют они, играют и помнят друг о друге.

Украинцы и русские, давайте играть,

В Армении и Грузии, давайте играть.

Ребята на Кубани, на Днепре голубом.

Играйте вместе с нами, а мы вам споем.

Ведущий: И мы приглашаем нашу первую гостью. Гостью из Татарстана, которая споет нам песню………………………….

Девочка из группы «Смешарики» исполняет татарскую песню.

Звучит татарская мелодия.

Татары – очень древний народ.

Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием. Поэтому обувь у татар с загнутыми носами, чтобы не царапать мать-землю, потому что она кормит. В национальной одежде у татар много украшений. Украшения передавались по наследству.

У татар много народных праздников, один из них – Сабантуй. Веселый праздник, когда проводится много игр.

И нам пора уже начать игру.

Группа «Смешарики» представляет и проводит татарскую игру «Тимербай»

Правило игры:

Играющие взявшись за руки, делают круг, выбирают водящего «Тимербая». (Играет музыка. Передают татарскую тюбетейку. На ком музыка закончилась, тот «тимербай»). Он становится в центре круга и говорит:

Пять детей у Тимербая

Дружно, весело играют,

В речке быстрой искупались

нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

и красиво нарядились.

Не есть, не пить не стали

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами «вот, так» водящий делает какое либо движение, все должны повторить его. Затем выбирается другой водящий. Движения, которые показывали повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно.

Ведущий: Татарстан – часть нашей большой страны России. Но в городе Сургуте проживают еще и люди, приехавшие из других стран. И мы с вами сейчас перенесемся в следующую республику – Узбекистан.

Звучит узбекская народная музыка. На слайде узбек и узбечка.

Узбекистан – прекрасный край!

Пустыни, горы – это рай!

— Главная часть одежды узбеков – тюбетейка. Она может рассказать о том, богат ли владелец или беден, празднует ли он свадьбу или собирается в дорогу. У каждого узбека есть несколько тюбетеек. Их вышивают разными орнаментами. Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные. Мужчины носят халат, который подвязывают платком. На голову одевают тюбетейку. Женщины носят красивое яркое платье и шаровары. На голову одевали сразу 3 элемента – тюбетейку, платок и тюрбан.

Узбекский народ очень мудрый, и эта мудрость передается в сказках. Послушайте узбекскую «Сказку о злом сыне».

Однажды сын приходит к отцу:

— Отец, я очень злюсь на людей, что мне с этим делать?

— Вот дверь, вот гвозди. Каждый раз, когда поругаешься с человеком – забивай один гвоздь в дверь.

Когда сын забил все гвозди, он снова пришел к отцу.

— Отец, я забил все гвозди, но все равно продолжаю со всеми ругаться.

— А теперь вытаскивай по одному гвоздю всякий раз, как будешь ругаться с кем-то.

Сын сделал все, как сказал отец.

Когда же все гвозди были вытащены, он пришел к отцу:

— Посмотри, какой уродливой стала дверь. Вот такие же страшные следы ты оставляешь в сердцах людей, с которыми ругаешься.

С тех пор сын понял, что люди не должны ссориться и обижать друг друга. Что нужно жить в мире и согласии.

Ведущий: (вопросы детям по прочитанной сказке) Чему учит нас сказка?

Ведущий: Видите, как много мы узнали о татарах и узбеках. И все мы живем в нашей большой и дружной стране, России, которая ТОЖЕ славится своими ПРАЗДНИКАМИ, ИГРАМИ.

Ну-ка, вспомните, какие народные праздники вы проводили? (Масленица, Пасха, Рождество, Троица – праздник, русской березки, когда прыгают через костер)

Звучит русская народная мелодия. Выходит ребенок в русском народном костюме (группа «Цветик-семицветик»)

Нет края на свете красивей,

Нет родины в мире светлей,

Россия, Россия, Россия,

Что может быть сердце милей!

РНИ «Ручеек»

Воспитатель включает музыку, напоминающую журчание ручейка. Дети выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара детей, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих, и становится впереди. И т.д. Игру можно проводить и в обратном направлении.

Игра может проводиться в любом темпе, самое важное – не терять плавности и непрерывности «ручейка».

Всем спасибо за игру.

А сейчас мы с вами отправимся в чудеснейший край – Дагестан. «Дагестан» означает «страна гор». Этот край славится своим гостеприимством, богатством обычаев, красотой горной природы.

Вот как о нем писали поэты:

Мой Дагестан неописуем.

Как ты прекрасен, словно рай!

О, Дагестан, ты словно сказка,

Чудесный, горный, милый край!

В маленьком Дагестане проживает много разных национальностей – аварцы, русские, лезгины, ногайцы, кумыки и другие. Главной музыкой и танцем является лезгинка.

И сейчас мы приглашаем гостью из республики «Дагестан», которая познакомит нас со своей народной игрой.

Игра «Подними платок» — ДАГЕСТАНСКАЯ ИГРА

(группа «Теремок»)

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила игры:

Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.

— А другие наши гости приехали из Украины.

— Ребята, а знаете ли вы, что в Украине дети с большим удовольствием играют в игру, которая называется «Хромая уточка». Давайте познакомимся с традициями и играми Украины.

— Ребята, посмотрите какой красивый национальный костюм носят украинские девушки.

«Хромая уточка» — украинская игра

Правила игры:

В ходе игры обозначаются границы площадки, выбирается «хромая уточка». Остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов «Солнце разгорается, игра начинается. «Уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь дотронуться до кого-нибудь из играющих. Пойманные помогают ей поймать других. Последний не пойманный игрок становится «хромой уточкой». Игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считаются осаленным.

— Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.

Ты улыбкой как солнышком брызни,

Выходя из ворот поутру.

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь

И ответную искру зажечь.

16 ноября в России отмечают Международный день толерантности. Праздник появился благодаря деятельности ООН, посвященной борьбе за равные возможности и сохранение индивидуальности каждого. Мероприятия, которые проводят в этот день в детских садах, направлены на развитие терпимости друг к другу.

В «Декларации принципов толерантности» Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года толерантность характеризуется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

Российская Федерация, будучи приверженной к соблюдению международного права, активно поддерживает этот акт. «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». (Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Статья 17.)

В детском саду № 2 прошел День толерантности.

Для детей старшего дошкольного возраста в детском саду были организованы тематические дни, занятия знакомства с культурой разных народов. Дошколята говорили о важности принятия своих сверстников такими, какие они есть, совместного обучения, игры и общества, открытого ко всем, независимо от физических или интеллектуальных особенностей. В группах прошли беседы на темы: «О добре и зле», «Как научиться дружить».

Такие беседы помогают воспитывать у ребят разных возрастных групп чувство уважения к своим товарищам независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей, что очень актуально для нашего детского сада.

Чтобы увлечь детей, на творческих занятиях дошколятам предложили нарисовать символ терпимости и равенства – цветок, дерево или планету. Ребята группы «Кораблик» с воодушевлением выполнили коллективную работу, в которой показали все многообразие народов, населяющих нашу планету Земля.

В средней группе № 3 «Семицветик» провели занятие по толерантности «Как научиться дружить». Целью занятия было формировать у детей доброжелательное отношение к друг другу, воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми. Так же дети научились приветствовать друг друга с помощью упражнения «Улыбка», получив массу положительных эмоций. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.

Воспитанники средних групп выполнили коллективную работу «Солнышко доброты», рисовали «Ладошки дружбы», оформили «Дерево милосердия».

Мероприятие «Мы разные, но мы вместе», прошло в подготовительных группах, где педагоги познакомили детей с понятием «толерантность», формировали представление о толерантном поведении.

С целью формирования представления о толерантности, толерантном поведении у воспитанников группы №10 "Буратино" были проведены беседа на тему "Все мы разные, все мы равные", игровое упражнение "Комплименты". Дети совместно с воспитателем изготовили цветок толерантности, также нарисовали плакат "Мы толерантны".

Педагог-психолог провел упражнения и игры на развитие толерантности и эмпатии. На занятиях ребятам рассказали о многонациональном составе России, разнообразии ее культур, традициях русского и чувашского народов, а также показали национальные костюмы народов Поволжья.

Достойным завершением дня толерантности стала психологическая акция «Протяни руку дружбы и это будет нашим общим Днем рождения».

Педагоги в процессе занятий использовали художественные и научные тексты, фотографии, произведения народного творчества, тем самым расширяя возможности формирования у дошколят общекультурных компетенций и качеств толерантной личности, столь необходимых каждому для определения своей дороги в жизни.

Проведение мероприятий, посвященных Международному дню толерантности было организовано с учетом возраста детей, уровня их знаний и психолого-педагогических особенностей.

Уважение духовно- нравственных ценностей, культуры и традиций, прав и свобод любого народа создают условия для становления общероссийской гражданской идентичности народов и каждой личности, что и является мощным средством укрепления российской государственности.

День толерантности в детском саду проводится в форме досуга для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий подготовлен Сологубовой М.Ф.,
музыкальным руководителем детского сада № 70 г. Нижнекамска.

Работа, предшествующая Дню толерантности в детском саду:

  • Написание сценария, отбор музыкального материала, спортивного оборудования, литературного материала.
  • Обсуждение сценария с воспитателями групп, узкими специалистами, старшим воспитателем; распределение обязанностей в подготовке досуга.
  • Работа воспитателей с родителями (информирование о предстоящем событии), воспитателя с детьми (беседы о многонациональности России и знакомство с народными играми) .
  • Работа инструктора по физическому воспитанию с детьми подготовительных к школе групп (выявление детей, обладающих определенным набором физических качеств – умеющих быстро бегать, прыгать).
  • Работа музыкального руководителя (выявление детей с музыкальными способностями – ритмично двигаться в соответствии с музыкой, чисто интонировать мелодию).
  • Работа педагога-психолога по развитию эмоционально-личностного восприятия и чувства эмпатии, как одного из основных психологических механизмов формирования толерантности у дошкольников; гостиная психолога для родителей «Россия – большая семья».

Осуществлялся подбор литературы по проблематике межнациональной толерантности. На основе психолого-педагогических и морально-эстетических критериев, педагогами-специалистами были отобраны следующие художественные произведения :

  • Н. Носова «Незнайка»;
  • А.Л. Барто «Не одна», «Всё на всех»;
  • Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»;
  • сказки народов мира «Айога», «Гора смешливая, справедливая», «Белый слон»;
  • стихи, посвященные теме толерантности, сострадания, сочувствия: «Толерантность» А. Калининой, «Встреча» Б. Заходера, «Ах, сколько на свете детей» С. Черного.

Проводится совместная работа воспитателя по обучению татарскому языку, музыкального руководителя, педагога-психолога, воспитателей групп, родителей по оформлению музыкального зала, изготовлению национальных костюмов (или элементов костюма, подготовке атрибутов и спортивного оборудования, музыкального оформления к проведению досуга).

Материал:

  • Музыка для проведения досуга: «Васильковая страна» (неизвестного автора) студии «Волшебники двора», «Светит солнышко».
  • Считалки и приговорки разных народов России.
  • Игры народов России.
  • Рисунки детей на тему «Моя семья», «Страна, где я живу».

Цель:

  • Воспитывать в детях толерантность, уважение к национальным культурам разных народов России.
  • Вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре.

Задачи:

  • Воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания.
  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей и родителей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения.
  • Развивать двигательные навыки: силу, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, координацию, коммуникативные навыки общения детей между собой и с взрослыми людьми.
  • Расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире.
  • Формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
  • Знакомство детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой; воспитание уважения к обычаям, взглядам и традициям других людей.

Сценарий Дня толерантности в детском саду

Дети входят в спортивный зал под музыку «Васильковая страна» группы «Волшебники двора», повторяют движения за ведущим.

Ведущий:

— Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу – это все земное,
То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,
Разных наций, веры и судьбы.
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды,

Опасаться что тебя обидят
Люди цвета крови не твоей,
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас, белых и цветных.
Будем жить, друг друга уважая,
Толерантность – слово для живых.

Ведущий: — Нет в мире детей, которые не любили бы играть. Некоторые игры общеизвестны и знакомы вам. Но есть у каждого народа и свои народные игры. Сегодня мы будем играть и знакомиться с любимыми играми детей народов.

Ребенок:

— И пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
«Добро пожаловать, игра!».

Ребенок:

— Нас солнце луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра,
У нас сегодня с вами праздник,
И главный гость на нём – игра.

Ребенок:

— Она, наш друг большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.

Ребенок:

— Расскажет про героев книжных,
На юг, на север поведёт.
С ней даже космос как-то ближе,
Она на всё ответ найдёт.

Ведущий:

— Ребята подрастают на севере, на юге,
Поют они, играют и помнят друг о друге.
Татары и русские, давайте играть!
В Эстонии и Грузии, давайте играть!
Ребята на Кубани, на Днепре голубом.
Играйте вместе с нами, а мы вам споем.

Дети исполняют песню «Светит солнышко для всех» А. Ермолова.

Звучит татарская мелодия. Заходит женщина — татарка в национальной одежде, примеряет украшения, смотрится в зеркало. Танцует, приветствует гостей на татарском языке.

— Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края,
Где так бы почитали их.
(А. Анисимов)

— Татарская земля располагается на бескрайних равнинах, по берегу реки Волги, согреваемая солнцем и обдуваемая ветрами. Татары – очень древний народ, имеющий свою историю. Очень красивая архитектура в Татарстане. Мечети, башни. И каждая имеет свою легенду.

Презентация, слайды.

— Вот башня Сююмбике. Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике, то есть «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ. По легенде, Иван Грозный, прослышав о красоте правительницы, прислал в Казань сватов, предложил Сююмбике стать московской царицей. Но красавица отказалась. Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромной армией и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли. Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться, но попросила необычный свадебный подарок – башню. Самую высокую башню в Казани должны были построить за 7 дней. Началось спешное строительство. В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий, на седьмой день башня была готова. И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу. Во время пира Сююмбике поднялась на самый верх башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань. Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз. В память о доброй казанской царице, башню назвали Башня Сююмбике.

— Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием. Поэтому обувь у татар с загнутыми носами, чтобы не царапать мать-землю, потому что она кормит. В национальной одежде у татар очень много украшений из бирюзы. Считается, что бирюза лечит и приносит счастье в семейной жизни. Украшения передавались по наследству.

— У татар много народных праздников, один из них – Сабантуй. Веселый праздник, когда проводится много игр на скорость, ловкость.

Ведущий: — Нам пора уже начать игру, но сначала мне ребята понадобится ваша помощь. Кто из вас знает считалки и может нас посчитать для участия в играх?

Ребенок проводит считалку.

Играют в татарские игры.

Звучит башкирская мелодия. Ведущий рассказывает о башкирском народе.

Ведущий: — Ребята, а знаете ли вы, что в Башкирии дети с большим удовольствием играют в игру, которая называется «_______». Давайте познакомимся с традициями и играми Башкирии.

Дети играют в Башкирскую игру.

Ведущий: — Ребята, посмотрите какой красивый национальный костюм, носят башкирские девушки и юноши.

Дети рассматривают кукол в башкирских костюмах.

Звучит русская народная мелодия. Входит воспитатель в русском народном костюме.

— Мир вашему дому. Бог вам в помощь. Русский язык полон поговорками и пословицами. И всегда русский народ прославлял труд: Всякая работа мастера славит. Мала пчелка, да и то работает.

— Восхвалял смелость: Смелость города берет. Тот герой, кто за родину горой.

— Воспевал любовь к родине России- матушке: Родина- краше солнца, дороже золота.

— Нет края на свете красивей,
Нет родины в мире светлей,
Россия, Россия, Россия —
Что может быть сердцу милей!

Ведущий: — Посмотрите, какой красивый национальный костюм носят русские девушки и юноши.

Показывает куклы мальчика и девочки в русских костюмах.

Ведущий: — Пришел черед поиграть в русские народные игры.

Ребенок проводит считалку.

Дети играют в русскую народную игру «Кот и мышь».

Правила игры:

Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход-нору. В одном ряду стоят коты, в другом — мыши.

Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара.

Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Ведущий: — Вот и закончилось наше веселое путешествие по традициям и играм народов России. Все народы дружны, все терпимы друг другу.

Дети читают стихи:

— Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас.
И добротой бескорыстной своей
Помогает нам каждый сейчас.

— Пусть будет небо голубое,
А солнце ясным.
Пусть человек не будет злым,
А мир будет прекрасным.

— Выйдите, люди, из своих квартир!
Слова вам наши хорошо слышны?
Люди! Доброта и толерантность спасут мир!
И вы нам поверить должны!

Показ мультимедиа-клипов на песни «Большой хоровод», «Дружба».

Ведущий:

— Мы сегодня поиграли,
Много новых игр узнали.
А теперь скорей бегите
И другим всем расскажите.

Под музыку «Подари улыбку миру» А. Варламова дети за взрослым выходят из музыкального зала.

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура».

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России, в округе. Способствовать духовно-нравственному развитию детей, воспитывать вежливое отношение к сверстникам, способствовать развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи.

Предварительная работа: беседы на тему: «Что, значит, дружить?», «Пословицы и поговорки о дружбе», чтение русской народной сказки «Теремок», слушание музыкальных композиций о дружбе.

Оборудование: цветы для игры «Подбери пару», письмо для детей с правилами дружбы, цветок толерантности, разноцветные ленты, кукла Би-ба-бо Собачка, маски героев сказки «Теремок», сладости для угощения детей.

Купалинка: Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки, меня зовут Купалинка, посмотрите какой у меня красивый наряд. А это мой дружок, его зовут Пушок. Как красиво в вашей группе, всё нарядно украшено шариками, что это вы за праздник отмечаете?

Дети : праздник дружбы.

Купалинка: Что-то я никогда о таком празднике не слышала: Новый год знаю, день рождения знаю, а про праздник дружбы не знаю. Можно мы с Пушком тоже останемся на празднике, будем вместе играть и веселиться?

Вот сейчас мы и проверим какие вы дружные. Вам нужно громко отвечать на мои вопросы.
Вы Готовы? (Да)
Будем праздник отмечать? (Да)
Будем мы молчать, скучать? (Нет)
Будем дружно танцевать? (Да)
Будем дружно мы играть? (Да)
Может спать вас уложить? (Нет)
Как я рада, что ребята в детском садике дружны,

Ведь когда народы дружат, это счастье для страны,

Так давайте веселиться, песни петь и танцевать.

Купалинка: Я знаю, что вы приготовили много стихотворений. (Дети читают стихи)

  • Ты дружбу не купишь за деньги
    Её не найдешь просто так,
    Ведь дружба, как золото ценна
    А так же не всем по зубам.
  • Дружба – это тёплый ветер,
    Дружба – это светлый мир,
    Дружба – солнце на рассвете,
    Для души весёлый пир.
  • Дружба — наука, дружба — искусство,
    Дружба — прекрасное, доброе чувство.
  • Дружит с солнцем ветерок,
    А роса – с травою.
    Дружит с бабочкой цветок,

    Дружим мы с тобою.

    Всё с друзьями пополам
    Поделить мы рады!
    Только ссориться друзьям
    Никогда не надо!

(раздаёться стук в дверь, под восточную музыку входит гостья в национальном дагестанском костюме)

Лезгинка: Здравствуйте ребята, я пришла к вам на праздник дружбы в национальном дагестанском костюме, посмотрите какой он нарядный и красивый. Я хочу с вами потанцевать и приглашаю вас на танец «Лезгинка».


Купалинка: Спасибо, нам очень понравилось танцевать. Оставайся на нашем празднике, будем вместе веселиться.

Ребята, я принесла с собой волшебную корзинку. Пушок посмотри, что же там есть?

Игра «Игра с цветами» (подбери пару)

Раз два три –начало игры!!!

Купалинка: Ребятки Пушок очень любит танцевать, а в моей корзинке есть разноцветные ленты, мы приглашаем вас на хороводный танец «От улыбки станет всем светлей»

Купалинка: Ой ребята. Я совсем забыла у меня в корзинке для вас конверт, детям группы №1 «Кроха». А что же там лежит? Разноцветные лепестки, чтобы они сложились в цветок вам нужно назвать правила дружбы. Ребята, а вы знаете какие правила нужно соблюдать, что бы быть дружными? (дети называют правила, ведущая выкладывает на фланелеграфе цветок)

Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.

Купалинка: Наши ребята знают очень много стихотворений о дружбе.

  • У меня теперь есть Друг,
    Преданный и верный.
    Без него я как без рук,
    Если откровенно.
  • Как начну конфеты есть,
    У меня друзей не счесть.
    А закончились конфеты
    И друзей в помине нету.
    За конфету каждый дpуг,
    Так и рвет ее из pук.
    Ну зачем мне дружба эта?
    Я и сам люблю конфеты.
  • Дождик капли лил поштучно,
    Под дождём мне было скучно.
    Кто подругой мне бы стала?
    Я грустить бы перестала.

Купалинка: Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя,
Они живут повсюду
И нам они — друзья.

Энсцинировка сказки «Теремок»

Купалинка: Засиделись мы немножко

Надо нам потанцевать,

Удаль нашу показать!

Танец «Поссорились — помирились»

Купалинка: А чтобы праздник весело нам завершить,
Хочу ребят я сладостями угостить!
А корзинка не пустая, что-то в ней лежит.
А в корзинке, детки, спрятались конфетки.
Пашкевич Ольга Святославовна
воспитатель,
БУ «ДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры городской округ город Радужный»
г. Радужный, Ханты Мансийский автономный округ – Югра, Россия
Статья размещена в авторской редакции.

Люди, доброта и толерантность спасут мир!

И вы нам поверить должны.

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».

Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение,принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.

Поэтому воспитание толерантности является сегодня одной из важнейших проблем.

В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. Нельзя не согласиться с высказыванием Г.Фуллера: «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни». Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.

В нашем ГБДОУ в рамках проекта «Будущее – за молодым поколением» проводятся мероприятия, направленные на воспитание толерантности. И большую помощь и поддержку нам оказывают родители, искренне желающие рассказать о своей родине, традициях и обычаях.

Актуальность проблемы:

Проблема культуры общения.

Цели:

Ожидаемые результаты:

Приобщение к различным культурам.

Получение детьми основ, необходимых для развития общества.

Актуальность проблемы:

Социальная напряженность, межэтнические конфликты.

Проблема толерантности как воспитательная.

Проблема культуры общения.

Выявить основные проблемы формирования толерантности в дошкольном возрасте.

Формирование культуры толерантности.

Направления в воспитании толерантности:

Знакомство детей с принципами уважения всех без исключения людей.

Понимание того, что каждый человек – это личность.

Понимание принципа взаимозависимости и взаимодополняемости.

Задачи занятия :

1. Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре.

2. Воспитание уважения к языку, традициям, обычаям разных народов.

3. Обогащение культурного опыта дошкольников.

Предварительная работа:

Выступление на родительском собрании с целью выяснить, представители каких национальностей посещают данную группу.

Обсуждение с родителями плана мероприятия, ознакомление с традициями, обычаями Татарстана, Узбекистана, Афганистана, Карелии (песни, детские игры, пословицы, притчи, легенды и другое).

Знакомство с элементами национальной одежды, обуви, кухни выше перечисленных стран и республик.

Демонстрационный материал: Слайды с изображением Карелии, Татарстана, Афганистана, Узбекистана, России.


Вечер развлечения к Дню Толерантности

В рамках проекта «Будущее - за молодым поколением»

Сценарий вечера развлечения для детей подготовительных групп.

Дети входят под музыку «Песнь о России», Т.Охомыш.

Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу – это все земное,

То, на чем стоит планета вся.

Толерантность – это люди света,

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться что тебя обидят

Люди цвета крови не твоей,

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас, белых и цветных.

Будем жить, друг друга уважая,

Толерантность – слово для живых. Lik-kuzbassa.narod.ru

Мы с вами живем в большом,красивом городе Санкт-Петербурге. И населяют его около 5 млн. человек. Это украинцы, молдаване, армяне, грузины, и, конечно, русские.

Когда-то люди из других стран приехали в наш город и остались здесь навсегда. Но все они, будучи разных национальностей, помнят и уважают свой язык, свои традиции, свои обычаи. И в наш детский сад ходят ребята,которые родились в Петербурге, но их родители приехали из других стран и республик. И сегодня они расскажут о традициях, своего народа, о принятых на их родине обычаях, об особенностях их национальной культуры.

А вот и первая гостья - из Карелии.

Под карельскую народную песню входит жительница Карелии в национальном костюме. Приветствует детей на карельском языке. Рассказывает о Карелии. Рассказ сопровождается показом слайдов.

Карелия – удивительный край, с вековыми лесами, с быстрыми шумными реками, очень чистыми озерами, острыми скалами. Здесь находится музей деревянного зодчества – Кижи. Самый известный водопад Карелии – Кивач, архипелаг Соловки, Костомукшский заповедник. Леса Карелии богаты разнообразными деревьями, вековыми соснами, елями, дубами. Заповедник по сей день сохраняет редчайшие разновидности растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Издавна жители Карелии занимались рукоделием: пряли, ткали. Так как край северный, одежда была теплая. Занимались так же рыбалкой и земледелием. Поиграем в игру «Вейся,капустка».

Проводится игра «Вейся, капустка».

Капусту собрали, рыба высохла…

Давайте, ребята, поблагодарим маму Жоры за то, что интересно рассказала нам о своей родине Карелии.

Звучит татарская мелодия.

Открывается занавес. Сидит женщина- татарка в национальной одежде, примеряет украшения, смотрится в зеркало. Танцует, приветствует гостей на татарском языке.

Татарская земля родная,

Традиций нам не счесть твоих.

Другого мы не знаем края,

Где так бы почитали их. А.Анисимов

Татарская земля располагается на бескрайних равнинах, по берегу реки Волги, согреваемая солнцем и обдуваемая ветрами. Татары – очень древний народ, имеющий свою историю. Очень красивая архитектура в Татарстане. Мечети, башни. И каждая имеет свою легенду.

Вот башня Сююмбике. Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике т.е. «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ. По легенде Иван Грозный, прослышав о красоте правительницы прислал в Казань сватов, предложил Сююмбике стать московской царицей. Но красавица отказалась. Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромной армией и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли. Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться, но попросила необычный свадебный подарок – башню. Самую высокую башню в Казани должны были построить за 7 дней. Началось спешное строительство. В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий, на седьмой день башня была готова. И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу. Во время пира Сююмбике поднялась на самый верх башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань. Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз. В память о доброй казанской царице, башню назвали Башня Сююмбике.

Самым главным для татар являлось уважение к природе, так как они занимались земледелием. Поэтому обувь у татар с загнутыми носами, чтобы не царапать мать-землю, потому что она кормит. В национальной одежде у татар очень много украшений из бирюзы; считается, что бирюза лечит и приносит счастье в семейной жизни. Украшения передавались по наследству.

У татар много народных праздников, один из них – Сабантуй. Веселый праздник, когда проводится много игр на скорость, ловкость.

Проводится игра «Кто быстрее»

Поблагодарим маму Светы, познакомившую нас с культурой Татарстана!

Вот так живут, работают в Татарстане. А другие наши гости приехали из Афганистана, там сейчас война. И Лала со своими сестрами Лимой, Шуглой и мамой Шакирой присутствуют сегодня на нашем празднике.

Звучит афганская мелодия, входят девочки- афганки в национальной одежде. Они приветствуют гостей на афганском языке, танцуют под афганскую народную мелодию. Детям предлагается попробовать исполнить танец с использованием элементов афганских танцев по показу гостей афганцев.

Об Афганистане рассказывает ведущий, так как представители Афганистана плохо говорят на русском языке. Рассказ сопровождается показом слайдов.

Удивительный, красочный край, горные склоны и горные реки и ручьи; здесь можно встретить горных животных, но так же и ядовитые растений и опасных насекомых. Удивляет своим богатством архитектура: мечети, башни. Хотя народ здесь воюет уже очень давно, местные жители очень добры и гостеприимны. В основном, афганцы занимаются охотой и рукоделием. У них много ярких украшений из серебра, драгоценных камней и монет. Семьи очень большие, как и у наших гостей. Женщинам не принято показываться на людях с открытым лицом, поэтому мама наших девочек- афганок не выступает вместе с ними. Принято уважать старших и помогать им во всем. Особое место в семье принадлежит женщине- матери. Матери посвящено много песен и стихов и сейчас наши гости прочтут нам стихи о матери.

Лала читает стихотворение на афганском языке, затем старшая сестра- Шугла переводит:

Мама, ты меня родила.

Мама, ты сидела у моей кровати,

Ты сидела у моей колыбели.

Ты дарила мне доброту и ласку, мама.

Спасибо тебе большое,

Моя любимая, родная мама.

Спасибо вам, дорогие гости!

А мы переносимся в следующую республику – Узбекистан.

Звучит узбекская народная музыка, входят узбек с узбечкой. У узбечки на голове таз с фруктами. Она раскатывает коврик,на который садится мужчина-узбек. Они приветствуют гостей на узбекском языке и рассказывают о своей республике. Рассказ сопровождается показом слайдов.

Узбекистан – прекрасный край!

Пустыни, горы – это рай!

Оазисы встречаются, прохладно получается.

Природа наша просто класс,

И здесь мы рады видеть вас!

Визитная карточка узбеков – тюбетейка. Она может рассказать о том, богат ли владелец или беден, празднует ли он свадьбу или собирается в дорогу. Тюбэ – в переводе вершина мечети или горы. У каждого узбека есть несколько тюбетеек. Их вышивают разными орнаментами узбекские рукодельницы.

Игра «Наша тюбетейка»

Наши дети на кроватках крепко-крепко спали

Наши дети утром рано быстро-быстро встали

Наши дети тюбетейку и иголку брали

Наши дети тюбетейки шили-вышивали

Наши дети тюбетейки дружно надевали

И на празднике веселом вместе танцевали.

Исполняется танец по показу ведущего- узбека с использованием характерных национальных движений.

Узбекистан – край горячего солнца. и животные здесь обитают, любящие тепло: верблюды.

И сейчас мы поиграем с вами в узбекскую народную игру «Верблюжонок».

Дети идут по кругу за руки, в центре- «верблюд» с закрытыми глазами:

Мой верблюд идет пешком,

Еду я на нем верхом,

И сижу, как на горах,

На его крутых горбах.

Мой верблюд шагать устал,

Верблюжонка потерял.

Где же нам его найти?

Может, сбился он с пути?

Верблюжонок дорогой,

Прибегай скорей домой.

Мы дадим тебе овес,

И колючек целый воз.

С окончанием слов «верблюд» ловит детей- «верблюжат». Дети разбегаются.

Узбекский народ очень мудрый, и эта мудрость передается в притчах и сказках.

Сказка о злом сыне.

Однажды сын приходит к отцу:

Отец, я очень злюсь на людей, что мне с этим делать?

Вот дверь, вот гвозди. Каждый раз, когда поругаешься с человеком – забивай один гвоздь в дверь.

Когда сын забил все гвозди, он снова пришел к отцу.

Отец, я забил все гвозди, но все равно продолжаю со всеми ругаться.

А теперь вытаскивай по одному гвоздю всякий раз, как будешь ругаться с кем-то.

Сын сделал все, как сказал отец.

Когда же все гвозди были вытащены, он пришел к отцу:

Посмотри, какой уродливой стала дверь. Вот такие же страшные следы ты оставляешь в сердцах людей, с которыми ругаешься.

С тех пор сын понял, что люди не должны ссориться и обижать друг друга. Что нужно жить в мире и согласии.

Узбекский народ приветливый и щедрый, как и узбекское солнце и земля. Без еды не будет и беседы. Поэтому мы хотим преподнести вам:

виноград, как знак изобилия,

гранат, чтобы дружбе с вами всякий был рад,

а вот хурма, чтобы у вас было много ума.

Спасибо маме и дяде Маши Петренко, познакомившим нас с узбекской культурой.

Видите, как много мы узнали о родителях ваших друзей. И все мы живем в нашей большой стране, России, которая тоже славится своей культурой и традициями, праздниками. Ну-ка, вспомните, какие народные праздники мы с вами проводили (Масленица, Сороки- прилет птиц, Пасха, Троица- праздник русской березки, когда прыгают через костер, Рождество, а какие веселые русские ярмарки.

Звучит русская народная мелодия. Входит женщина в русском народном костюме:

Мир вашему дому. Бог вам в помощь. Русский язык полон поговорками и пословицами. И Всегда русский народ прославлял труд:

Всякая работа мастера славит.

Из одного дерева – икона и лопата.

Мала пчелка, да и то работает.

Восхвалял смелость:

Смелость города берет,

Тот герой, кто за родину горой.

Воспевал любовь к родине- России- матушке:

Родина- краше солнца, дороже золота.

Дети читают стихи:

Нет края на свете красивей,

Нет родины в мире светлей,

Россия, Россия, Россия,

Что может быть сердцу милей!

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой.

Россия, Россия, Россия,

Мы в горе и счастье с тобой!

Россия! Как синюю птицу

Тебя бережем мы и чтим.

А если нарушат границу –

Мы грудью тебя защитим. В.Гудимов

Величава и красива

В любое время наша Россия.

Но осенью особенно хороша,

Так и поет русская душа.

А уж веселиться русский народ всегда умел.

Танец «Сапожки русские».

Русские – основная часть населения России. Они проживают на огромной территории в деревнях, селах, городах, Русский народ старается жить со всеми в мире- лад избу ширит, не зря говорит пословица. И всегда русские собирают друзей, как в нашей песне.

Песня «Чтобы солнышко светило» ,песня-хоровод, Н.Пескова.

Дети читают стихи:

Россия, Россия, наша страна.

Очень и очень большая она.

Россия, родина, наш дом,

Где вместе с вами мы живем.

Да, в мире много добрых людей,

И они живут среди нас.

И добротой бескорыстной своей

Помогает нам каждый сейчас.

Пусть будет небо голубое,

А солнце ясным.

Пусть человек не будет злым,

А мир будет прекрасным.

Выйдите, люди из своих квартир!

Слова вам наши хорошо слышны?

Люди! Доброта и толерантность спасут мир!

И вы нам поверить должны!

В заключении дети исполняют песню «Моя Россия», из репертуара детской группы «НЕПОСЕДЫ».