Методики обучения ребенка с синдромом дауна. Упражнения для детей с синдромом дауна

Занятие 1
Похлопаем в ладоши

Цель: установить эмоциональный контакт, создать положительное настроение.

1. Похлопаем в ладоши

Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку:

Хлопну я в ладоши,

Буду я хороший!

Хлопнем мы в ладоши,

Будем мы хорошие!

2. Познакомься с куклой Аней

Цель: познакомить ребенка с куклой, вызвать интерес к ней, желание играть с нею, познакомить с несложными игровыми действиями с куклой, стимулировать сопровождение действий речью, формировать представление о частях тела и лица.

Материал: кукла Аня, ширма, ковер или стулья для ребенка и для куклы.

Ребенок удобно располагается на ковре или на стуле. Педагог улыбается и обращает внимание ребенка на ширму со словами: «Давай посмотрим, кто появится из-за этой ширмы». На несколько секунд взрослый останавливается, «замирает», сосредоточивает внимание ребенка на ширме с помощью указательного жеста.

Затем он тихонько подходит к ширме и показывает из-за нее куклу, то с одной стороны, то с другой. Привлекая внимание детей различными звуками, которые «произносит» кукла. Он просит ребенка позвать куклу словами: «Иди ко мне» или жестами, при необходимости давая образец таких движений руками. Когда внимание ребенка сосредоточивается на кукле, педагог выводит ее из-за ширмы и здоровается от имени куклы.

Взрослый говорит ребенку о том, что к нему в гости пришла кукла Аня, и она очень хочет познакомиться с ним. Кукла Аня «подходит» к ребенку, «протягивает» руку и говорит: «Я – Аня, а тебя как зовут?» Ребенок отвечает, педагог предлагает пожать Ане руку, погладить ее по головке, по руке и пр.

«Аня, как настоящая девочка, – продолжает педагог, – вот у нее руки. (Речь педагога сопровождается указательными жестами, плавными, размеренными движениями.) Где у Ани руки? Вот ноги. Где ноги? Вот голова. Где голова? Покажи, пожалуйста, где глаза, нос, рот». Ребенок показывает, легко дотрагиваясь руками. Педагог поощряет высказывания ребенка, его действия. Если ребенок не говорит, неоднократно четко произносит нужные слова сам, спокойно и ласково, показывая плавными движениями и жестами, доступными для подражания.

Педагог делает вид, что кукла шепчет ему что-то на ухо, а он внимательно слушает, потом обращается к ребенку: «Аня хочет спросить, а где у тебя руки и ноги? Можно это узнать?» Аня (педагог) обращается к ребенку: «Где у тебя ручки? А где ножки? Можно я поглажу тебя по голове, а ты можешь погладить меня? Можно к тебе на ручки?» Педагог стимулирует положительные ответы ребенка. Общение должно быть радостным, устанавливающим эмоциональный контакт с куклой.

3. Во что одета кукла Аня

Цель: продолжать учить ребенка играть с куклой, учить называть предметы одежды, учить снимать и надевать названный предмет одежды после показа (позднее по словесному побуждению), развивать положительное эмоциональное отношение к кукле.

Материал: кукла в платье, на ногах туфельки, на голове повязана косынка или бантик.

Педагог привлекает внимание ребенка к кукле, рассматривает ее, говоря о том, какая кукла красивая, как она хорошо одета. Затем взрослый спрашивает: «Во что одета кукла Аня?» Ребенок отвечает. «Правильно. В платье. А где у Ани платье? А что у Ани на ногах? Туфли. Где у Ани туфли?» Ребенок показывает и называет предметы одежды. Педагог обращает внимание на голову куклы: «А что у Ани завязано на голове? Правильно, бантик».

Взрослый говорит о том, что кукла проголодалась и хочет есть, поэтому надо приготовить обед и накормить ее. Уточняет с ребенком, что для этого надо. Задает вопросы о том, для чего нужен каждый предмет: плита, кастрюля, поварешка; в какую посуду надо накладывать еду и т. п. Далее взрослый показывает, как надо варить еду на плите: «Кастрюлю ставлю на плиту, в ней варится горох. Горох сварился. Крышку открываю, накладываю горох в тарелку». Педагог сажает куклу на левое колено, придерживает ее левой рукой и дальше действует правой. Педагог также показывает речевой образец, обращенный к кукле, например: «Ешь, Аня. Ложку держи ровно... Молодец! Все съела».

После демонстрации игрового действия ребенок совершает его самостоятельно, выясняется попутно название и назначение используемых предметов. При необходимости педагог помогает ребенку. Если этот этап не вызвал у ребенка затруднений, можно продолжить занятие, напоив куклу чаем.

3. Игра «Угостим Аню чаем»

Цель: формировать навыки самообслуживания и культурного поведения, учить ребенка поить куклу чаем, формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними, развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.

Материал: кукла Аня, игрушечная посуда (чашки, блюдца, ложки, сахарница и чайник), игрушечное печенье.

Педагог накрывает стол, показывает и называет ребенку каждое действие, уточняет, что стоит на столе, как называется каждый предмет и для чего он нужен, как им можно пользоваться. Педагог говорит ребенку о том, что за этим столом он будет поить чаем свою куклу. Из-за ширмы появляется куклы, ребенок усаживает ее на левое колено и придерживает левой рукой (показ дает педагог на своей кукле, помогает ребенку взять куклу правильно, если возникает такая необходимость). Взрослый говорит со своей куклой и приглашает ребенка тоже поговорить со своей куклой: «Сейчас будем пить чай, Анечка. Вот чай, наливаю его в чашку... положу сахар... ложкой размешаю... возьми печенье... кусай печенье... пей чай... Не торопись, чай горячий...»

Затем ребенок самостоятельно поит куклу чаем, игровое действие постепенно усложняется за счет ввода в игру сливочника, варенья и т. п. Где возможно, усложняется и речевое сопровождение, например: «Держи чашку крепко. Молодей, ешь печенье аккуратно, не кроши...»

Когда ребенок научился кормить куклу обедом, поить чаем, а игровые действия не вызывают затруднений, можно усложнить игру, вводя новые «продукты» в зависимости от имеющегося материала. Усложнение может идти за счет соединения цепочек разных игровых действий: мытье рук и обед; обед и мытье посуды и т.д.

Занятие 5
Пальчики

1. Игра «Пальчики»

Цель: установить контакт с ребенком и положительно настроить его на занятие, развивать мелкую моторику и согласованность действий рук.

Педагог читает стихотворение и сопровождает его движениями, которые должен повторить ребенок.

Этот пальчик – маленький (мизинец),

Этот пальчик – слабенький (безымянный),

Этот пальчик – длинненький (средний),

Этот пальчик – сильненький (указательный),

Этот пальчик – толстячок (большой),

Ну а вместе – кулачок!

Большим пальцем нужно по очереди коснуться каждого пальца правой, а затем левой руки. После этого сжать руки в кулачок.

2. Игра «Постель для куклы Ани»

Цель: формировать навыки самообслуживания, познакомить ребенка с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку и одеяло, познакомить с названиями и применением постельных принадлежностей.

Материал: кукла Аня, кроватка, одеяло, подушка, простынка, матрасик.

На ковре расставляется кукольная мебель (кроватка, стол, стулья, шкаф и т.п.). Педагог обращается к ребенку: «Мы сегодня будем укладывать спать нашу Аню. Куда положим Аню? Правильно, на кровать. Но кроватка пустая, и надо застелить ее для того, чтобы Аня могла лечь спать. Сиди, Анечка, пока на стуле, мы тебе все приготовим». Взрослый достает по очереди (по логике последовательности действий) необходимые предметы, медленно и четко действует, комментируя короткой фразой: «Это... матрац. Что это? Зачем матрац? Правильно, чтобы было мягко спать. На матрац стелют... правильно, простынку. Простынка для того, чтобы матрац не пачкался. Зачем простынка? Под голову кладут… подушку. Зачем подушка? А чем накроем Аню? Правильно, одеялом. Зачем одеяло?»

Педагог раскладывает эти постельные принадлежности и говорит: «На столике все приготовлено для того, чтобы кукла могла лечь в постель и уснуть. Что нужно положить в кроватку, прежде всего?» Ребенок говорит или показывает, что это матрац, находит его среди постельных принадлежностей. Матрац кладется в кровать. «Белое, чистое, что это такое?» – «Простыня»,- отвечает или показывает ребенок. Это слово довольно трудное, и поэтому взрослый повторяет его: «Белая, чистая простыня». Потом ребенок подсказывает, что нужно еще положить подушку и одеяло. Когда постель готова, куклу укладывают спать.

3. Игра «Укладывание Ани спать»

Цель: учить ребенка ласково обращаться с куклой, продолжить цепочку игровых действий: раздеть куклу, сложить ее одежду, положить куклу головой на подушку, укрыть ее одеялом.

Материал: кукла Аня, кукольная мебель, застеленная кроватка.

Педагог предлагает ребенку раздеть куклу, аккуратно сложить ее одежду в шкаф или повесить на стульчик. Затем помогает ребенку уложить куклу спать. Педагог стимулирует действия ребенка речевыми высказываниями: «Ложись, Аня, голову клади на подушку. Мы тебя накроем одеялом, чтобы было тепло. Спи! Спокойной ночи! А мы тебе песенку споем». Взрослый поет колыбельную, привлекая ребенка подпевать: «Баю-баю-бай!». Может использоваться текст «Колыбельной» Ю. Гарей:

Спи, моя хорошая.

Баю-баю-бай.

Куколка любимая.

Глазки закрывай.

Я тебя раздену,

Застелю кровать.

Завтра встанем вместе.

Будем вновь играть.

Когда кукла уложена, педагог с ребенком тихонько выходят из комнаты, оставляя куклу спать.

Занятие 6
Солнышко и дождик

1. Игра «Солнышко и дождик»

Цель:

Педагог предлагает ребенку выглянуть в окошко и помахать рукой солнышку. После чего взрослый читает четверостишие, сопровождая его движениями, которые повторяет и ребенок.

Смотрит солнышко в окошко, (поднимают головки).

Светит в нашу комнатку. (Разводят ручки в стороны).

Мы захлопали в ладошки, (хлопают в ладошки).

Очень рады солнышку. (Кружатся).

Неожиданно педагог говорит: «Набежали на небо тучки, спрятали солнышко, и вдруг начался дождик, забарабанил по листьям и траве. Как капли закапали? Вспомним».

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап.

(Ребенок сопровождает слова медленными хлопками).

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять –

Кап, кап, кап, кап.

(Хлопки учащаются).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(Ребенок поднимает руки над головой, имитируя зонтик).

2. Игра «Времена года»

Цель: познакомить ребенка со временами года, формировать представления об изменениях в природе в разное время года.

Педагог раскладывает на столе картинки и дает ребенку короткую инструкцию: «Сейчас я буду читать небольшие стихи о погоде в разное время года, а ты должен показать мне картинку об этом времени года».

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

Ребенок показывает картинку, на которой можно видеть, как идет снег. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему. При этом педагог поясняет: «Это бывает зимой. Зимой на улице холодно, идет снег, из снега лепят снеговика».

Это новость не простая,

Это значит, наступает

Настоящая весна.

Очень солнышко жжет –

Стала моя кожица

Краснеть и ежиться.

Снег растаял, снег растаял!

(Ребенок показывает картинку с весной).

Вышел я на лужок,

(Ребенок показывает картинку с солнышком. Это бывает летом).

Дождик, дождик, поливай –

(Ребенок показывает картинку с дождем. Это бывает осе нью).

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

В заключение педагог еще раз показывает картинки и объясняет их содержание.

3. Игра «Оденем куклу по погоде»

Цель: учить ребенка подбирать одежду и обувь с учетом времени года и погоды.

Материал: картинки со временами года, плоскостная бумажная кукла, одежда к ней.

Педагог говорит ребенку о том, что нуждается в его помощи – необходимо разобраться, что надеть кукле, чтобы пойти гулять, когда на улице зима. Вместе они рассматривают гардероб куклы. Затем выбирают необходимые для этого времени года одежду и обувь. Педагог может показать ребенку, например, босоножки и, как бы по ошибке, приложить их к кукле. Ребенок исправляет ошибку. Так ребенок вместе с педагогом «одевает» куклу.

В продолжение игры ребенок «одевает» куклу в соответствии с другими временами года: весной, летом, осенью.

Занятие 7
Кошкины повадки

1. Игра «Кошкины повадки»

Цель: создать положительное эмоциональное настроение и установить контакт с ребенком, развивать координацию движений.

Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

(Ходят на цыпочках, стараясь выполнить эти движения максимально бесшумно.)

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой,

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

(Легкие и быстрые прыжки на месте, сменяющиеся неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной, приподнятой головой и легкими покачиваниями туловищем в стороны.)

2. Игра «Знакомство с домашними животными»

Цель: познакомить ребенка с домашними животными, формировать у него доброжелательное и заботливое отношение к животным.

Материал: игрушки в виде кошки, собаки, лошади, козы.

Педагог сообщает ребенку, что сегодня к ним в гости придут разные животные . Вдруг кто-то громко мяукает. Взрослый просит ребенка догадаться, кто это может быть. Затем педагог показывает ему игрушку – кошку.

Кто мяукнул у дверей?

Открывайте поскорей! –

Очень холодно зимой.

Кошка просится домой.

Педагог вместе с ребенком рассматривает игрушку, при этом взрослый обращает внимание на то, что кошка пушистая, быстро бегает и прыгает, любит молоко и живет в доме у человека.

Затем взрослый знакомит ребенка с новой игрушкой – собакой, рассказывает о том, что собака охраняет дом, живет в конуре, лает.

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

В конуре живет она,

Охраняет дом всегда.

Знакомство с лошадью и козой проводится по аналогии с первыми животными с указанием их характерных особенностей.

У лошадки вьется грива,

У козы торчат рога,

Бьет копытами игриво.

Может забодать она.

3. Игра «Кто как разговаривает?»

Цель: продолжать знакомить ребенка с домашними животными.

Педагог предлагает ребенку поиграть в эту игру так. Он будет задавать вопросы, а ребенок должен отвечать.

Как лает собачка? Собачка лает: «Гав, гав, гав».

Как мяукает котик? Котик мяукает: «Мяу, мяу, мяу».

Как разговаривает козлик? Козлик мекает: «Ме-е, ме-е, ме-е».

Как хрюкает свинка? Свинка хрюкает: «Хрю, хрю, хрю».

Как мычит коровушка? Коровушка мычит: «Му-у, му-у, му-у».

Как кричит уточка? Уточка крякает: «Кря, кря, кря».

Как кричит петушок? Петушок кукарекает: «Ку-ка-ре-ку».

Занятие 8
Заинька

1. Игра «Заинька»

Цель: установить эмоциональный контакт с ребенком и положительно настроить его на занятие, развивать координацию движений.

Педагог читает стихотворение и сопровождает его движениями. Ребенок вслед за педагогом эти движения повторяет.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

И ушами шевелит.

(Приседают на корточки и шевелят пальцами, приставленными к ушам.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

(Встают и хлопают в ладоши.)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

(Прыгают на месте или передвигаются прыжками вперед.)

2. Игра «Дикие животные»

Цель: познакомить ребенка с дикими животными, живущими в лесу, их характерными признаками.

Материал: игрушки в виде зайца, лисы, медведя, волка.

Педагог говорит ребенку, что они находятся в сказочном лесу, в котором живет много разных животных. Затем взрослый показывает ребенку игрушку – зайца, рассказывает, что он добрый и веселый, хорошо прыгает, ест морковку и капусту.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Педагог показывает игрушку – медведя, рассматривает его с ребенком, говорит о его походке, что он любит ягоды, мед.

Я большой и неуклюжий,

Косолапый и смешной.

Я живу в лесу дремучем,

Очень мед люблю пахучий.

Педагог вносит новую игрушку – лису. Рассматривает ее с ребенком, обращая внимание на то, какая она красивая, рыжая, хитрая и может утащить к себе в нору маленьких зайчиков, мышек и цыплят.

Я хитрая лиса,

Леса темного краса,

По полянке бегу,

Лисий след свой замету.

Затем педагог показывает игрушку – волка. Отмечает его характерные признаки: серый, у него острые зубы, живет в лесу и ест маленьких зверей.

Я серый волк,

Зубами щелк,

Я ищу себе еду,

Я всегда голодный – «у-у».

3. Игра «Помоги животным»

Цель: закрепить знания о домашних и диких животных, местах их обитания.

Материал: две большие картинки с изображением дома с забором, сараем, конурой и леса с деревьями и кустами, норой для лесы, берлогой для медведя. Картинки с изображением домашних и диких животных.

На столе лежат крупные картинки: одна – с изображением леса, другая – с изображение деревянного дома с участком. В коробке у педагога лежат картинки с изображением животных: домашних (собаки, кошки, лошади, козы, свиньи) и диких (лисы, медведя, зайца, волка, белки). Ребенок берет из коробки картинки, рассматривает и называет, кто на них нарисован.

Затем педагог говорит, что одни животные живут в лесу, другие – в доме, который построил им человек. Вот только они не могут вспомнить, кто где живет, и надо помочь им найти свой дом. Ребенок размещает картинки с животными.

Занятие 9
Овощи

Цель: создать положительное эмоциональное настроение и установить контакт с ребенком, развивать координацию движений обеих рук.

1. Игра «Овощи»

Педагог рассказывает ребенку стихотворение, сопровождая его движениями. Ребенок повторяет.

Хозяйка однажды с базара пришла,

(ритмические хлопки в ладоши)

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

(вытягивают два кулачка перед собой)

Капусту,


(смыкают руки в большой круг перед собой)

Морковку,

(ладони обеих рук плотно прижимают друг к другу)

Горох,


(делают «горошины», поочередно соединяя большой палец с остальными)

Петрушку


(вращают перед собой кисти рук)

И свеклу.

(Кулачок правой руки обнимаем ладонью левой).
2. Игра «Знакомство с овощами»

Цель: познакомить ребенка с названиями овощей, которые растут в огороде, уточнить обобщающее понятие «овощи».

Материал: картинки с изображением овощей (помидор, огурец, лук, морковь, капуста, картофель).

Педагог помещает перед ребенком рисунки овощей и зачитывает стихи. Ребенок, прослушав в стихотворение, должен взять в руки картинку с соответствующим овощем и назвать его.

В пище очень ценен лук, Вот зеленый огурец,

Луком вылечишь недуг. Очень вкусный молодец.

Картошка отварная, Сочная, хрустящая

Вкусная такая. Капуста настоящая.

Пей всегда морковный сок, Очень любят помидоры

И грызи морковку, Взрослые и дети,

Будешь ты тогда, дружок, Этот красный, спелый овощ

Крепким, сильным, ловким. Лучше всех на свете.

Затем взрослый уточняет, что лук, огурец, картошка, капуста, морковка и помидор – это все овощи, они растут в огороде.

3. Игра «Знакомство с фруктами»

Цель: познакомить ребенка с названиями фруктов, которые растут в огороде, уточнить обобщающее понятие «фрукты».

Материал: картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, слива, виноград).

Педагог помещает перед ребенком рисунки фруктов и зачитывает стихи. Ребенок, прослушав в стихотворение, должен взять в руки картинку с соответствующим фруктом и назвать его.

Спелое, наливное, Сочная грушка,

Яблоко – вот кто я. Яблоку подружка.

Слива лиловая, Очень сильно лету рад

Спелая, садовая. Сладкий, вкусный виноград.

Затем взрослый уточняет, что яблоко, груша, слива и виноград – это все фрукты, они растут в саду.

4. Игра «Куда пойдешь, что найдешь»

Цель: закрепить знания о фруктах и овощах, о местах их произрастания.

Материал: большие карточки с изображением сада и огорода, маленькие картинки с изображением овощей и фруктов.

Педагог раскладывает перед ребенком картинки с изображением овощей и фруктов. Потом показывает ребенку большие карточки с изображение сада и огорода, уточняя их названия и напоминая, где растут овощи, а где – фрукты.

Ребенок берет карточку с изображение огорода и подбирает картинки с овощами, говоря: «Если пойдешь в огород, то там найдешь капусту, огурцы, лук и т.д.» Затем ребенок подбирает картинки к карточке с изображением сада .

Занятие 10
Сапожок

1. Игра «Сапожок»

Цель:

Педагог произносит стихотворение, сопровождая его движениями. Ребенок повторяет движения взрослого, подражая ему.

Наши, наши ножки

Шагали по дорожке.

(Ходьба на месте)

Наши, наши ножки

Бежали по дорожке.

(Бег на носочках)

Скакали через кочки,

Скакали через кочки.

(Прыжки на месте)

Прибежали на лужок,

Потеряли сапожок.

(Поочередно поставить на пятку правую и левую ноги)

Потеряли, потеряли,

Потеряли сапожок.

(Руки на пояс, ходьба на месте)

2. Игра «Кому что нужно?»

Цель: формировать у ребенка представление о разных профессиях, учить соотносить орудия труда с профессией людей, называть соответствующие профессии предметы и их назначение.

Материал: картинки с изображением людей разных профессий (врач, повар, учитель, строитель, дворник, почтальон, продавец, летчик), и соответствующих им предметов труда.

Педагог приглашает ребенка к своему столу, на котором разложены картинки с изображением людей разных профессий. Взрослый, совместно с ребенком, рассматривает их, проговаривая названия профессий. При этом педагог объясняет ребенку, чем занимается представитель каждой профессии.

Затем педагог достает картинки с изображением предметов труда. Ребенок берет какую-либо картинку и называет, что на ней нарисовано. Потом ребенок должен сказать или показать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. После чего ребенок кладет карточку с инструментом к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда.

3. Игра «Оденем куклу на работу»

Цель: закрепить у ребенка знания о профессиях и орудиях труда, учить соотносить рабочую одежду с профессией человека.

Материал: плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изображением различных инструментов (для разных профессий).

Педагог рассказывает ребенку о том, что куклы собираются на работу, каждая кукла должна одеться в рабочий костюм. Ребенок должен догадаться, кем работает кукла, по картинке, которая лежит рядом с ней. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Ребенок рассматривает картинки, называет соответствующую профессию и подбирает для каждой куклы одежду.

Игра может продолжиться следующим образом: взрослый просит ребенка закрыть глаза, путает предметы одежды, перекладывает картинки с орудиями труда и т. п. Ребенок исправляет ошибки.

Занятие 11
Прогулка

1. Игра «Прогулка»

Цель: установить эмоциональный контакт и атмосферу доверия, развивать координацию движений.

Педагог читает стихотворение и демонстрирует движения. Ребенок повторяет их за педагогом.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах)


(Присели)

Немного отдохнем

(Сидим)

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох)

2. Игра «Кто какой?»

Цель: развивать у ребенка понимание эмоциональных состояний и адекватность эмоциональных реакций.

Материал: сюжетные картинки, картинки с изображением эмоциональных состояний человека.

Педагог раскладывает перед ребенком три картинки с изображением эмоционального состояния человека: страх, радость, гнев. Затем взрослый показывает ребенку последовательно сюжетные картинки и рассказывает к ним истории.

История 1. Мальчик убирал со стола посуду. Вдруг у него упала чашка и разбилась. Мальчик сильно испугался. Ребенок должен выбрать картинку с соответствующей эмоциональной реакцией.

История 2. Сегодня дети ели арбуз. Он вкусный, сладкий и сочный. Дети были рады и счастливы. Ребенок должен выбрать картинку с соответствующей эмоциональной реакцией.

История 3. Дети съели арбуз и оставили после себя повсюду корки и косточки. На кухню вошла бабушка и рассердилась на ребят. Ребенок должен выбрать картинку с соответствующей эмоциональной реакцией.

3. Игра «Зеркало настроения»

Цель: учить ребенка наблюдать за собственными эмоциями, выражающими то или иное настроение.

Материал: зеркало, картинки с изображением эмоциональных состояний человека.

Педагог просит ребенка взять в руки зеркало и поздороваться с ним, приветливо улыбнувшись. Он объясняет, что зеркало сегодня будет помощником. Оно поможет увидеть ребенку, какое у него бывает настроение в различных ситуациях:

когда он ест вкусную конфету;

когда он утром встает с постели;

когда его поздравляют с днем рождения;

когда болит зуб;

когда его обидели.

Если у ребенка возникают затруднения, педагог может предложить ему найти подходящую картинку с эмоцией, а потом изобразить ее.

Занятие 12
Здравствуй

1. Игра «Здравствуй»

Цель: создать положительный эмоциональный настрой на занятие.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

2. Игра «Приветствие и прощание»

Цель: учить детей уместно употреблять различные формы приветствия и прощания, отвечать на слова «здравствуйте» и «до свидания».

Педагог говорит: «Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну вежливости и узнаем, как нужно здороваться и прощаться с людьми».

Затем педагог поясняет, что есть прекрасное слово «здравствуй». «Здравствуй» – значит «будь здоров». Здороваясь, мы соблюдаем одно из правил вежливости. Поэтому надо не забывать про эти добрые слова дома, в садике, на улице... Войдя в садик, больницу, магазин – всюду сначала надо поздороваться. Когда мы прощаемся, надо говорить «до свидания».

Педагог спрашивает: «Какими еще словами можно поприветствовать людей?» и поясняет, что друзьям можно сказать «привет», утром можно пожелать «доброго утра», днем – «доброго дня» и т.д.

Анализ и разыгрывание речевых ситуаций.

1. Утро. Ты идешь с мамой в садик. По дороге вы встречаете подружку. Как ты поздороваешься с ней?

2. Ты пришла в садик. Увидела воспитателя. Кто должен поздороваться первым? Как ты будешь приветствовать воспитателя?

3. Вечер. За тобой в садик пришла мама, и вы пошли домой. Что ты скажешь воспитателю?

3. Игра «Доброе утро»

Цель: закрепить у ребенка представление о формах приветствия.

Педагог читает стихотворение А. Костецкого. Ребенок вместе с педагогом сопровождает чтение жестами и движениями.

Встань, как только солнце встанет.

(Тянут руки вверх).

И тихонечко к окошку руку-луч к тебе протянет,

(Тянут руки вперед).

Ты подставь скорей ладошку.

(Подставляют ладошки солнышку).

Пусть тебя увидит мама и умытым, и обутым.

(Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви).

Все, прибрав, иди к ней прямо и скажи ей: «С добрым утром!»

(Ребенок повторяет вместе с педагогом: «С добрым утром!»)

А потом с улыбкой, с песней выйди к травам, людям, птицам...

(Широко разводят руки в стороны).

И веселым, интересным день твой должен получиться!

(Улыбаются друг другу).

Занятие 13
Зарядка

1. Игра «Зарядка»

Цель: создать положительное эмоциональное настроение, развивать координацию движений у ребенка.

Педагог произносит стихотворение и совершает соответствующие движения. Ребенок повторяет движения вслед за взрослым.

Мы топаем ногами,

Ручки в стороны – в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

Ручки вверх – в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

Ручки вниз – в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

2. Игра «Вежливые слова»

Цель: учить ребенка уместно употреблять слова благодарности, выражать просьбу, как вести себя, если случайно доставил другому неприятность.

Педагог говорит: «Сегодня мы опять отправимся в путешествие в Страну вежливости. Ты, конечно, уже знаешь, как нужно здороваться с людьми и прощаться . Вспомни, какие слова нужно при этом говорить?» (Ребенок отвечает.)

Педагог объясняет ребенку, что существуют правила вежливости, которые должны соблюдать все люди. Когда хочешь что-то попросить, нужно сказать слово «пожалуйста», когда кого-то обидел, надо попросить прощения и сказать «извините», а если хочешь кого-то поблагодарить – скажи «спасибо». Затем педагог предлагает ребенку послушать истории и попробовать угадать, какое слово должен сказать герой.

Саша заходит в автобус и случайно сильно толкает пожилую женщину. Она сердится. Саша понимает, что он сделал нехорошо и просит прощения. Какое слово сказал Саша?

Кате родители подарили на день рождения красивую куклу, она поблагодарила маму и папу. Что сказала Катя?

Дима просит у Миши поиграть его машинкой. Какое «волшебное» слово должен сказать Дима?

В заключении педагог еще раз поясняет ребенку, что надо не забывать вежливые слова и при случае говорить их людям, чтобы им было приятно.

3. Игра «Пожалуйста»

Цель: закрепить у ребенка представление о формах вежливого обращения к людям.

Педагог говорит, что будет показывать различные физические упражнения, а ребенок должен их повторять, но только в том случае, если он при этом будет произносить слово «пожалуйста». Если ребенок ошибся, то он должен сказать «извините».

Занятие 14
Если есть хороший друг

1. Игра «Если есть хороший друг»

Цель: установить контакт с ребенком и положительно настроить его на занятие, развивать умение действовать по подражанию.

Педагог вместе с ребенком выполняет жесты, движения при чтении стихотворения.

Настроение упало,

(Опускают руки вниз.)

Дело валится из рук...

(Встряхивают кистями рук)

Но еще не все пропало,

(Разводят руками)

Если есть хороший друг.

(Разворачиваются лицами друг к другу)

С делом справимся вдвоем,

(Пожимают друг другу руки)

С облегчением вздохнем –

(Делают глубокий вдох, выдох)

Настроение поднимем

И от пыли отряхнем.

(Нагибаются и медленно выпрямляются, отряхиваются) .

2. Игра «Хорошо и плохо»

Цель: дать ребенку представление о хороших и плохих поступках, воспитывать потребность проявлять доброту и другие гуманные чувства к окружающим.

Материал: сюжетные картинки с изображением хороших и плохих поступков.

Педагог рассказывает ребенку, что существует добро и зло. Добрые поступки приносят людям радость, а плохие огорчение. Педагог зачитывает стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Затем взрослый, совместно с ребенком, рассматривает сюжетные картинки и обсуждают поступки детей, определяя, где совершается хороший поступок, а где плохой.

Мальчик разбил стекло.

Мальчик помогает нести маме сумки.

Девочка помогает маме мыть посуду.

Мальчики дерутся.

Девочка уступает место в автобусе.

Педагог, обобщая, подчеркивает, что добрые дела могут быть большими и малыми, повседневными. Даже самая «маленькая» доброта приятна и нужна людям. Например, тихо затворить дверь (не хлопать дверью); не шуметь в спальне, когда все уже легли; если проснешься раньше, не будить товарищей и т. д.

3. Игра «Словарь вежливых слов»

Цель: закрепить у ребенка навыки употребления «вежливых» слов.

Педагог просит ребенка внимательно выслушать стихотворные строчки и продолжить их нужным словом.

Выглянет солнышко, спрячется тень,

Если с улыбкой сказать... (добрый день).

Дед про внучку говорил: «Экая досада,

Я портфель ей подарил, вижу – очень рада,

Только вот молчит как рыба,

А должна сказать... (спасибо)».

Если мама нас бранит за шалости,

Мы ей говорим... (прости, пожалуйста).

Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но, представьте, зря от Вити

Ждал я слова... (извините).

Начиная день, так просто и мудро

Говорить знакомым... (доброе утро).

Уходя, обернись на прощанье.

Что ты должен сказать? (До свиданья).

Занятие 15
Светофор

1. Игра «Светофор»

Цель: познакомить ребенка с правилами уличного движения, развивать способность ориентироваться на улице.

Материал: карточки в виде кругов красного, желтого и зеленого цвета.

Педагог знакомит ребенка с правилами уличного движения. Педагог показывает карточки и поясняет, что если горит красный свет, то идти нельзя. Нужно пропустить машины. Когда загорается желтый – нужно приготовиться. А когда загорается зеленый можно спокойно переходить улицу.

Педагог зачитывает стихотворение, ребенок повторяет за ним.

Заучи закон простой:

Красный свет зажегся! – Стой!

Желтый скажет пешеходу:

«Подготовься к переходу!»

А зеленый свет: «Иди!

Нет препятствий впереди!»

2. Игра «В магазине»

Цель: развивать у ребенка навыки правильного поведения в общественных местах, учить выполнять действия, связанные с ролью покупателя в магазине.

Материал: стационарный прилавок, на котором разложены всевозможные товары, сумка, кошелек, чеки и деньги.

Ребенок выполняет роль покупателя в магазине. Он входит, здоровается с продавцом, рассматривает и выбирает товар. Говорит или показывает, что хотел бы приобрести. Затем отдает деньги, получает чек и товар, который кладет в сумку. Прощается и уходит.

3. Игра «На приеме у врача»

Цель: развивать у ребенка навыки правильного поведения в общественных местах, учить выполнять действия, связанные с ролью посетителя больницы.

Материал: игрушечный чемоданчик с медицинскими инструментами, халат и шапочка для врача.

Ребенок в роли больного заходит в кабинет, приветствует врача, садится и рассказывает (или показывает), что у него болит. Врач слушает больного, осматривает его, измеряет температуру. Затем выписывает рецепт и рассказывает, как принимать лекарства. Больной благодарит врача, прощается и уходит.

Приложение 9

Программа психологического сопровождения
родителей, воспитывающих детей
с ограниченными возможностями

Актуальность программы

В психологической литературе отмечается, что для формирования гармоничной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установки правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен постоянно находиться близкий, любящий и понимающий его взрослый человек. Э. Эриксон считает тесный контакт с матерью в младенчестве фундаментальной основой развития самостоятельности, уверенности в себе, независимости, и в то же время теплого, доверительного отношения к другим. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений друг к другу и может приводить к страху перед общением.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с отклонениями в психофизическом развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой.

Однако именно в подобных семьях создается специфическая ситуация, носящая подчас характер личностной трагедии родителей. Американский специалист в области семейной терапии Дж. Фрамо выдвинул гипотезу о том, что в любой семье, где есть ребенок с теми или иными нарушениями, имеет место «искаженный брак». Эта идея была впоследствии поддержана практиками многих стран.

Появление в семье ребенка с нарушениями в развитии ставит перед родителями множество различных проблем. Как показывает практика, в одиночку справиться семье с постигшей ее участью просто невозможно.

Родителей преследует чувство вины и безысходности, им кажется, что жизнь потеряла всякий смысл, их постоянно мучают вопросы: «А почему у меня в семье?», «Почему мой ребенок так сильно болен?», «За что?».

Вопросы отношений в семьях, имеющих ребенка с каким-либо нарушением, в зарубежной психологии группируются вокруг трех тем: анализируются внутрисемейные отношения в зависимости от вида и тяжести дефекта; рассматриваются семья как единое целое и ее индивидуальные характеристики: величина, сплоченность, экономический уровень, удовлетворенность супружескими отношениями, компетентность родителей в отношении с ребенком, социальные контакты семьи как целого; изучается зависимость отношений в семье от более широкого окружения, социально и культурно обусловленного, в том числе от профессиональной и непрофессиональной поддержки.

В литературе имеется описание так называемых фаз психологического осознания факта рождения ребенка с физическим , сенсорным или психическим нарушением.

Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Значительность момента сообщения диагноза заключается в том, что в это время закладываются предпосылки для установления своеобразной социально-эмоциональной связи между родителями и ребенком, имеющим нарушения в развитии.

Суть второй фазы – состояние шока, которое трансформируется в негативизм и отрицание поставленного диагноза. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и чувство стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить.

По мере того, как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Это состояние характеризует третью фазу.

Четвертая фаза – полное принятие диагноза, психическая адаптация, когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию. По данным ряда исследователей, многие родители ее не достигают, зачастую отстраняясь от конструктивного сотрудничества со специалистами.

По мере роста и развития аномального ребенка в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие этого, наиболее оправданной является конструктивная и динамическая помощь таким семьям на всех этапах жизни ребенка.

Многочисленные исследования, проведенные отечественными и иностранными специалистами, дают возможность утверждать, что у родителей детей, имеющих отклонения в развитии, сильно повышена тревожность и в связи с этим нарушен контакт с ребенком.

Детско-родительские отношения в семьях с детьми с интеллектуальным недостаточностью представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Не вызывает сомнения тот факт, что социальная адаптация аномального ребенка напрямую зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем возрасте препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способа межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей с недостатками интеллекта. Однако Л.С. Выготский подчеркивал, что особенности взаимоотношений умственно отсталых детей с окружающими, как вторичные осложнения основного дефекта, в большей степени поддаются коррекции , чем первичные нарушения. Более того, отношения умственно отсталого ребенка с окружающими Л.С. Выготский рассматривал как важнейший фактор развития его личности, «ибо из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают и складываются высшие психические функции», «от исхода социальной компенсации, т.е. конечного формирования его личности в целом, зависит степень его дефективности и нормальности». Таким образом, роль семьи в социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями огромна.

Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии аномального ребенка. В работах многих исследователей подчеркивается идея взаимного влияния родителей и особого ребенка. С одной стороны, родительское отношение может вызвать различные вторичные нарушения у ребенка, а с другой – детская психопатология приводит к различным искажениям родительского отношения.

Семья, в которой родился ребенок с тяжелым нарушением развития, находится в условиях психотравмирующей ситуации. По данным исследования Р.Ф. Майрамяна, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. В дальнейшем затяжной психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, ратсет тревога относительно его будущего. По данным исследований (Р.Ф. Майрамян, 1976; О.К. Агавелян, 1989), рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис.

В большей степени страдает психологический климат семьи, все члены которой находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни малыша он не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Семья, имеющая больного ребенка, часто попадает в изоляцию, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками и целиком замыкаются на своем горе. В тех случаях, когда отношения супругов не были гармоничными еще до рождения ребенка, внутренний конфликт между ними часто приводит к разводу.

Огромную роль во взаимоотношениях в семье, воспитывающей ребенка с особенностями развития , имеет эмоциональное состояние матери. Ее аффективная напряженность, возникающая при рождении больного ребенка, оказывает неблагоприятное влияние не только на супружеские взаимоотношения, но прежде всего, на развитие малыша. Иногда мать полностью отказывается от своих интересов, друзей и отдает все силы и время ребенку. Он же растет нервным, легковозбудимым, требует к себе постоянного внимания матери, но и в ее присутствии не успокаивается, а возбуждается еще больше. С годами у такой матери развивается сильнейший невроз, она не в состоянии нормализовать поведение ребенка, который становится настоящим тираном. Такие семьи также часто распадаются. Отец после развода чаще самоустраняется от участия в воспитании ребенка. Тяжелая ноша полностью ложится на плечи матери, усугубляя и без того нелегкое состояние.

Отношение матери к ребенку, имеющему интеллектуальные нарушения, отличается противоречивым характером. С одной стороны, она проявляет мягкость, терпение, направленность на ребенка, с другой – раздражение, безучастность, равнодушие.

Матери особых детей воспринимают своего ребенка пассивным, больным, страдающим, обиженным, возбудимым.

Типичными реакциями матери на поведение ребенка с интеллектуальной недостаточностью являются жалость к нему, стремление опекать, контролировать, и в то же время у них проявляется раздражение, желание наказать ребенка, игнорировать его.

Восприятие временных планов (прошлое, настоящее, будущее) у матери таких детей имеет негативный эмоциональный знак.

Преобладающее состояние матери, имеющей ребенка с нарушением интеллекта – депрессия, чувства вины, стыда, горя, страдания.

Серьезной проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-развивающей работы с такими детьми. Хорошо, если родители просто любят ребенка и стараются в меру сил и возможностей помочь ему. Тогда, как правило, они воспринимают рекомендации специалистов, что способствует успешной реализации лечебно-коррекционной работы с ребенком. Но гораздо чаще встречаются родители, старающиеся перепоручить своего ребенка педагогам и полностью возложить на них ответственность за результаты коррекционной работы. Зачастую родители такого типа бывают довольно агрессивны и свою позицию отстаивают настойчиво, неадекватно воспринимая обращенные к ним требования. Естественно, в этих случаях становится довольно проблематично добиться успешного продвижения ребенка. Но тем более необходимо выработать подходы к этой категории родителей, максимального их привлечения к процессу развития ребенка.

Среди причин низкой результативности работы с семьей особого ребенка можно назвать собственно личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта. К ним могут быть отнесены: неприятие личности больного ребенка; ожидание и вера в чудо или волшебного целителя , который сделает ребенка здоровым, рассмотрение больного ребенка как наказание, нарушение взаимоотношений в семье после его рождения. Убедившись в том, что надежды на здорового ребенка обмануты, родители оказываются во власти глубоких переживаний, которые вызывают у них появление защитных механизмов. Их необходимо распознать и переработать для успешного лечения ребенка. Существуют различные виды защитной игры. Некоторые родители пытаются прибегнуть к самообману и считать ребенка здоровым до тех пор, пока это еще возможно (отрицание болезни), другие обвиняют врача-специалиста в некомпетентности и переходят от одного врача к другому (проекция), некоторые дают реакцию в форме самообвинения и соучастия в болезни ребенка, повышенных страхов, балования ребенка или, наоборот, отстранения его и заброшенности (формирование реакций). Иные «механизируют» отношение к ребенку, например, придавая большое значение ритуалу ухода, исключив из него эмоциональный компонент (изоляция). Часто внутренняя амбивалентность родителей в отношении больного ребенка находит свое отражение в желании поместить его в интернат ил на круглосуточное пребывание в дошкольное учреждение. Если с родителями обсуждены неосознанные ими мотивы и намерения, то в большинстве случаев после осознания разочарования и подавленности наступает понимание больного ребенка, это и есть наилучшая предпосылка успехов в воспитании. Применение психокоррекции показано детям с вторичной невротизацией, страдающим недостаточным вниманием, когда ведущим симптомом является не страх, а расторможенность. Наилучшим показателем хорошего психического здоровья является активное участие ребенка в познавательной деятельности, когда он с удовольствием отмечает достигнутые им успехи и стремится к новым.

Пояснительная записка

Цель программы – создание условий для оптимизации эмоциональной и социальной адаптации, принятие болезни ребенка, выработка позитивных установок по отношению, как к самим себе, так и к своему ребенку, создание положительного психоэмоционального климата в семье.

Задачи:


  1. Ознакомление родителей с особенностями развития детей с ограниченными возможностями;

  2. Ознакомление родителей с особенностями психического состояния родителей детей с ограниченными возможностями;

  3. Ознакомление родителей с рекомендациями по развитию , воспитанию и эффективному взаимодействию с детьми;

  4. Коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в развитии, коррекция детско-родительских отношений;

  5. Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;

  6. Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром;

  7. Оптимизация супружеских и внутрисемейных взаимоотношений.
Программа имеет три этапа – блока :

  1. Лекционный этап – на данном этапе проводится лекционно–просветительская работа с родителями по особенностям психического состояния родителей и семьи в целом, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, по особенностям развития детей с ограниченными возможностями (в данной программе – с интеллектуальной недостаточностью).

  2. Рекомендательный этап – на данном этапе составляются и даются родителям рекомендации по воспитанию детей с ограниченными возможностями и эффективному взаимодействию с ними, а также по коррекции внутрисемейных отношений и отношений с окружающими.

  3. Практический этап – на данном этапе проводятся тренинги с родителями по коррекции психоэмоциональных состояний и развитию уверенности в себе и своем ребенке, а также детско–родительские занятия, позволяющие родителям научиться эффективно взаимодействовать с детьми и увидеть положительные стороны их развития.
Целевая группа: родители, воспитывающие детей с интеллектуальной недостаточностью, синдромом Дауна.

Направления деятельности: групповые занятия, занятия проводятся в рамках Родительской Академии по 1–1,5 часа, 1 раз в неделю (или по запросу родителей).

Ожидаемые результаты: оптимизация социальной адаптации, принятие болезни ребенка, выработка позитивных установок по отношению, как к самим себе, так и к своему ребенку, создание положительного психоэмоционального климата в семье.

Результативность программы свидетельствует, что в большинстве случаев отмечается улучшение взаимоотношений в диаде мать – ребенок, снижение тревожности у родителей, повышение уверенности в себе и развитие умений преодолевать трудности.


Тематическое планирование


Блоки



Темы занятий

Цель занятий

Кол-во
часов

1

2

3

4

5

Лекционный

1

Водное занятие

Знакомство, принципы организации работы с родителями , формирование тематических запросов родителей, анкетирование

1

2

Психическое состояние родителей ребенка с ограниченными возможностями и семьи в целом

Ознакомление родителей с особенностями психического состояния родителей детей с ограниченными возможностями

1

3

Особенности развития детей с различными отклонениями

Ознакомление родителей с особенностями развития детей с ограниченными возможностями

1,5

Рекомендательный

4

Рекомендации по развитию детей и по взаимодействию с ними



1,5

5

Эффективное взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями

Ознакомление родителей с рекомендациями по развитию, воспитанию и эффективному взаимодействию с детьми, коррекция детско-родительских отношений

1,5

6

Взаимодействие с окружающими, близкими, родственниками

Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром

1

7

Коррекция супружеских отношений

Оптимизация супружеских и внутрисемейных взаимоотношений: беседа, индивидуальное консультирование

1

1

2

3

4

5

Практический

8-9

Снятие нервно-психического напряжения у родителей

Коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в развитии

1

10-19

Тренинг

уверенности в себе и в своем ребенке



Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению

По

20-25

Коррекция детско-родительских отношений

Коррекция детско-родительских отношений, формирование эффективного взаимодействия с помощью детско-родительских тренингов

По 1 часу

26

Заключительное занятие

Подведение итогов

1

Конспекты материалов и занятий к программе
психологического сопровождения родителей,
воспитывающих детей с ограниченными
возможностями

К занятию 1

Анкета для родителей


  1. Ф.И.О. Вашего ребенка, возраст, заболевание.

  2. Ваши Ф.И.О., возраст.

  3. Когда проявилось заболевание вашего ребенка? Когда Вы об этом узнали?

  4. Какой была Ваша первая реакция на сообщение о заболевании ребенка?

  5. Ваши дальнейшие действия после того, как Вы узнали о заболевании ребенка.

  6. Ваше психическое состояние в первые дни общения с ребенком и в дальнейшем, в настоящее время?

  7. Повлияло ли заболевание Вашего ребенка на Ваши супружеские отношения? Каким образом?

  8. Как изменились отношения и обязанности в Вашей семье с появлением больного ребенка?

  9. Как Вы относились к ребенку сначала? А сейчас?

  10. Как Вы общаетесь с ребенком?

  11. Затрагивает ли Вас отношение родственников и близких, людей на улице к Вам или Вашему ребенку? Каким образом?

  12. Каким образом повлияло заболевание Вашего ребенка на отношение к нему Ваших родственников, друзей, людей на улице, сверстников Вашего ребенка?

  13. Какие возможности развития и способности Вы наблюдаете у ребенка?

  14. Что Вы предпринимаете для обучения, развития Вашего ребенка?

  15. Что Вы предпринимаете для социализации и интеграции Вашего ребенка в общество? Как протекают данные явления у Вашего ребенка? Опишите конкретные случаи.

  16. Какую помощь и каких специалистов (дефектолог, логопед, психолог) Вы хотели бы получить?

К занятию 2

Номинация: развитие ребенка с синдромом Дауна.

Должность: педагог-психолог

Актуальность: Педагоги-психологи, работая с детьми, имеющими диагноз синдром Дауна, часто сталкиваются с проблемой диагностики психических сфер, в связи с индивидуальными особенностями таких детей. Данное занятие имеет не только коррекционную и развивающую направленность, но и диагностическую. В связи с психо-физиологическими особенностями детей с синдромом Дауна, большие сложности возникают из-за тяжелой степени задержки речевого развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому, в ходе игровой и развивающей деятельности психолога с ребенком можно реализовать и диагностическую цель, собрав необходимые данные об актуальном развитии ребенка.

Цель занятия – создание условий для диагностики уровня сенсорного, познавательного и интеллектуального развития ребенка, для формирования временных представлений и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

Возраст – 7-8 лет.

Форма проведения : индивидуальная.

Длительность занятия : 30-40 минут.

Методы и техники : наблюдение, беседа, техники массажа рук для развития мелкой моторики, методика формирования принципа сохранения на основе теории П.Я.Гальперина (автор- И.В. Астахова).

Необходимое оборудование и организация пространства : рабочее место для занятий должно быть заранее подготовлено, кабинет проветрен, имеет хорошее освещение. Рабочий стол, два стула (для психолога и ребенка); важно, чтобы психолога и ребенка не разделял стол, необходимо, чтобы они сидели рядом. Массажный шарик с пружиной, заранее заготовленные картинки с изображением времен года. Набор: Карандаши - 2 голубых и 2 желтых длиной 17 см, 2 голубых и 2 желтых длиной 9 см

Ход работы

1 этап. Приветствие, установление контакта, доверительных отношений.

Методика «Поймай шарик!»

2 этап. Массаж рук массажным шариком, далее пружинкой. Данное упражнение имеет две цели, где развитие мелкой моторики, как ни странно – не главная. Главная цель – установление контакта, и концентрация внимания ребенка на психологе. У детей с синдромом Дауна процессы внимания сформированы на низком уровне, «рабочая» мотивация на период начала занятия у них отсутствует, внимание неустойчиво. Поэтому, психологу необходимо закрепить внимание ребенка на себе, используя при этом, физический контакт, вербально и эмоционально подкрепляя общение с ребенком. В ходе выполнения задания, ребенку предлагаются вопросы о том, «какая погода на улице?», «на улице тепло или холодно?», «какое сейчас время года?». Если ребенок способен проговаривать слоги/слова или повторять слова (целиком или по слогам) за психологом, то необходимо усложнить задание: перечислить времена года последовательно, назвать признаки времен года («тепло/холодно», «солнечно/дождливо», «снег/дождь» и т.д.)

3 этап . После завершения 2 этапа, перед ребенком раскладываются 4 картинки с изображением времен года. Задаются следующие вопросы: «Покажи, пожалуйста, какое сейчас время года?», «Давай картинку эту положим самой первой, какая же у нас погода в это время года (совместное выявление признаков данного времени года)», «А теперь, давай угадаем какое время года идет после…», и так далее, перечисляем времена года по последовательности, определяя их признаки.

На данном этапе, можно проследить, насколько у ребенка уже сформированы временные представления.

4 этап. На данном этапе продолжается работа по заданию с временами года. Картинки с данного задания не убираются и остаются перед ребенком в той же последовательности. Психолог поочередно, по одной, предлагает ребенку дополнительные картинки с временами года и просит их раскладывать к уже имеющимся: «Смотри, сейчас я еще дам тебе картинку, посмотри, что на ней нарисовано! Правильно, осень! А где на наших картинках осень? Вот! Давай новую картинку сюда добавим!».

На данном этапе, у ребенка закрепляются временные представления, также формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

5 этап. Психолог раскладывает на столе перед ребенком набор карандашей (голубые и желтые, длинные и короткие) в случайном порядке и предлагает ребенку: «Давай мы сейчас немного поиграем! Тут перед тобой разбросались карандашики! Давай мы их ровненько сложим, но не просто так – в кучку! А по правилу! Мы их сейчас поделим на маленькие группы, на разные кучки. А как мы это сделаем? Давай угадаем, чем они отличаются друг от друга? Какие есть карандашики? Посмотри, у этих карандашей есть свои особенности — это их признаки и по этим признакам мы разделим наши карандашики». Психолог добивается и направляет ребенка на то, чтобы он определил все признаки, по которым карандаши различны (в нашем случае, карандаши различаются по размеру и цвету). Далее психолог спрашивает: «Как думаешь, как различаются карандаши? (Как они различаются по цвету? Как - по размеру?)». Подводим ребенка к тому, чтобы он сам смог сформулировать: карандашики бывают разноцветные: голубенькие и желтенькие, а бывают большие и маленькие. Потом психолог просит ребенка разложить карандаши на группы или «кучки»: «Я хочу тебя попросить, чтобы ты разложил карандашики на две «кучки»: карандаши схожие по одному признаку - в одну группу/кучку, а схожие по другому признаку - в другую группу/кучку. По какому признаку ты хочешь разложить карандаши? С какого признака начнем?» Ребенок говорит, например, что по цвету, и психолог предоставляет возможность ребенку классифицировать карандаши по данному признаку.

Далее, психолог предлагает ребенку перемешать все карандашики и сложить заново, но уже по другому принципу (2-я дихотомия). Если ребенок начинает складывать тем же образом, что и в первый раз, психолог говорит: «А так мы уже делали, давай попробуем снова, только положи их вместе по-другому», и добивается от ребенка осуществления классификации по второму признаку.

6 этап . Завершение. Психолог: «Вот такие разные у нас карандашики! И настроение у человека бывает разное. Какое у человека бывает настроение?» Здесь ребенку можно продемонстрировать изображения различных эмоций и попросить ребенка изобразить самому эту эмоцию, при этом полезно будет сделать это совместно перед зеркалом. На данном этапе «кривляние» перед зеркалом снизит напряжение и усталость ребенка, накопленные во время занятия, а также сформирует у ребенка представление об имеющихся эмоциях и как они передаются на невербальном уровне, что способствует дальнейшей идентификации эмоций. Как известно, способность идентифицировать эмоции у ребенка младшего школьного возраста (а тем более, у ребенка с синдромом Дауна) сформирована на очень низком уровне.

Также, на завершение можно предложить ребенку выбрать свое настроение от сегодняшнего занятия (можно предложить те же картинки, а можно предоставить другие («смайлики», тучки и др.) в меньшем количестве (по 3 картинки)).

Номинация: обучение детей с синдромом Дауна.

Должность: педагог-психолог
Место работы: МБОУ ОШИ №1
Месторасположение: г. Пенза

«Солнечные дети

с синдромом Дауна».

« Главное – верить в ребенка и принимать

его таким, какой он есть.

Ну и всеми силами помогать ему

развиваться. » (Лариса Зимина.)

«Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то,

что не хотел бы,чтобы делали твоему.»(Януш Корчак)

Во всем мире людей с синдромом Дауна называют « солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого -либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И, как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что- то новое.

Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети с синдромом Дауна способны лишь в атмосфере любви. Им нужно чуть больше помощи, внимания и понимания- как со стороны семьи, так и всего общества.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.

Зафиксированы изменения в психическом состоянии детей:

·улучшение концентрации внимания;

·снижение тревожности в общении;

·увеличение активности;

·улучшение социально-бытовой ориентации.

Посмотрите, например, на эту фотографию - какая гибкость, какие эмоции! Сразу видно, что у детей потрясающие спортивные способности.

Своевременное и адекватное использование групповых игр и упражнений, в качестве метода рекреации, адаптации и коррекции эмоциональных нарушений, у детей с синдромом Дауна предотвращает невротическое развитие их личности и представляет собой эффективное средство социальной адаптации.

Детям с болезнью Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличение. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности .


Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Детям с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).

Классный час «Где живут витамины?»

Проводит учитель 5-в класса: Бузылёва Е.В.


При обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества. Находясь среди своих сверстников, с похожими проблемами, дети перестают испытывать чувство неполноценности, охотнее общаются. Лишаясь гиперопеки родителей, дети учатся быть самостоятельными, берут на себя ответственность за решение посильных проблем.

Клубный час «Защитники Отечества»

Проводит воспитатель 5-в класса Остроух Н.Л.


Эффективность педагогической технологии, направленной на социально-психологическую адаптацию и формирование социально-бытовых навыков у детей с синдромом Дауна, окажется существенно выше, если будет включать в себя процесс реализации индивидуальных программ с использованием методики, направленной на развитие и коррекцию когнитивных и эмоциональных недостатков у воспитанников.

Несмотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.

Большинство специалистов убеждено, что даунят можно научить практически всему, главное - заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна - не только лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь - общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях.

Обделенный здоровьем и некоторыми способностями, ребенок с синдромом Дауна получил от природы очень ценный подарок – прекрасные душевные качества. Дети – Дауны очень ласковы, добры и нежны. Они тонко чувствуют чужую боль и страдания, не умеют лгать и лицемерить, натягивать маску равнодушия. У них огромное количество друзей и друзей настоящих, которые никогда не предадут. Даунята, как индикатор, безошибочно определяют сущность человека, срывая с него фальшивую маску.

Праздник « Золотая осень» .


Работая с такими светлыми детьми, разве можно не измениться самому, стать добрее, сильнее, мудрее???

Даунята учат людей любить друг друга такими, как мы есть, без всяких прикрас и уловок. Они учат нас ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам, любить жизнь во всем её многообразии, любить ближнего своего и просто любить!

Давайте и мы с вами, уважаемые коллеги, научимся любить ближнего своего и просто быть ЛЮДЬМИ!

Конспект развивающего занятия

по индивидуальной коррекционной работе

с детьми VIII вида

Конспект развивающего занятия.

Цели:

1) формировать и развивать произвольное внимание, наглядно-образное мышление; 2) развивать свойства внимания: объем, устойчивость, концентрацию, переключение; 3) формировать и развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; 4) обогащать зрительные образы и представления; 5) формировать умения выделять главные признаки предмета.

Оборудование: иллюстрации к заданиям, медаль.

Ход занятия:

Андрей, здравствуй! Посмотри за окно. Какое сейчас время года?

Сегодня мы поиграем в игру: «понаблюдай за весной»

Весной распускаются…….

Правильно. Сейчас нам надо собрать картинку, чтобы цветы успели распуститься.

И
гра: «Подбери подходящие части вместо пропущенных»

Посмотри на верхний знак вопроса. Подбери кусочек, который должен сюда подойти. Проверь. Подставь его на нужное место. Подходит? (если нет, ищет другой кусочек). То же самое с другим знаком вопроса.

А еще весной много…..

(насекомых)

Игра "Маленький жук"

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!


Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук". И т.д.

А еще весной очень ярко светит…..

Игра: « Нарисуй пропущенный рисунок»

Посмотри, что не хватает на рисунке? Если затрудняется ответить: посмотри на первый домик, что видишь на нем, возле него.

(окно, дверь, солнце)

Что на втором домике и возле него?

(окно, дверь, солнце)

А возле третьего?

(окно, дверь, крыша)

Чего возле него не хватает?

Нарисуй его.

Также весной на улице можно увидеть много ……

Игра: « Найди цифру «один»»

Помоги собачке найти все цифры один. Увидишь цифру один - зачеркивай.

Игра: ««Кто спрятался за кустом?»»

Рассмотри внимательно всех животных. Назови что есть у каждого. (какие ушки, лапки, нос, глаза и т.д.) А теперь определи, кто спрятался за кустом?

А за забором?

Какой вид транспорта спрятался за забором? Чем они отличаются? Что есть у коляски? У самоката? У велосипеда?

Разрезные картинки.

Я тебе принесла картинку, на ней вид транспорта. Но она порвалась. Помоги мне ее восстановить.

Получилась картинка? Что на ней изображено? Если возникают затруднения: возьми одну часть. Что это? Как ты думаешь эта часть находится внизу или вверху транспорта? А эта часть? Что это? Где она находится? Посмотри, можно ли соединить эти две части? Возьми другую. Что на ней? Куда мы ее присоединим? Чего не хватает? Подставь. Что же за картинка получилась?

Молодец! За сегодняшнюю работу я хочу подарить тебе медаль! На ней написано: «Молодец!» Спасибо за помощь!

Этапы занятия, цель зтапа

Задание детям

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результат

Этап приветствия:

Установление положительного взаимодействия

«Круг» - традиционное приветствие; (сидя на ковре)

«Иду, иду и дружка себе найду»

«Кто пришел?»

«Что будем делать?»

Проговаривает слова приветствия: «Встанем рядышком мы в круг. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ скажем всем: «Привет!»

«Иду, иду и дружка себе найду. Зоя, будешь играть со мной?» и т. д.

Выкладывает фото и имена детей и предлагает найти свое

Приклеивает на доску «расписание» занятия

Дети кивают головой, улыбаются и выполняют жест «привет».

Вокализация, произнесение детьми лепетных слов;

Находят свою фотографию, имя и приклеивают на доску

Концентрация внимания; налаживание межличностной коммуникации между взрослым и детьми

Артикуляционно – двигательная минутка:

Развитие артикуляторной и мелкой моторики

Фонетическая ритмика: произнесение гласных и согласных с движением рук (с функциональной нагрузкой)

(звуки: А, О, У, И, П, Т)

Пальчиковая гимнастика (за столом) на ковриках с элементами Су Джок - терапии «Яблочко с кулачок»

Показывает детям движения, характерные для каждого звука и произносит звуки: О -руки поднять через стороны вверх и соединить над головой. А – руки перед грудью. Произнося звук, широко разводить их в стороны. ПА – резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз. И т. д.

Показ движений и проговаривание слов

Дети, стоя в кругу, повторяют звуки, слоги и движения за педагогом

Сидя за столом, повторяют движения рук.

Движения рук помогают удерживать нужную артикуляцию, помогают детям запомнить буквы для глобального чтения.

Кинестетическая стимуляция

Этап формирующий: Познакомить детей с фруктами, предметными картинками, пиктограммами, внеречевыми средствами общения

Рассматривание натуральных фруктов (яблоко, банан), соотнесение с предметной картинкой, с пиктограммой, с жестом (система «Макатон»)

Игра «Чудесный мешочек»

Слова и жесты: яблоко, банан, сок, твердый, круглый, большой, дай, на

Педагог описывает каждый фрукт: «Это яблоко (жест). Оно круглое (жест). Яблоко сладкое (жест), твердое (жест). Из него делают сок (жест). Предлагает найти предметную картинку, пиктограмму. Педагог предлагает ребенку ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. После этого предметные картинки заменяются на пиктограммы.

Дети повторяют жесты, вокализируют, произносят лепетные слова. Находят по инструкции предметные картинки, пиктограммы. Соотносят фрукт с картинкой и пиктограммой.

Развитие понятийной речи, выполнение словесных инструкций, жестов,

Развитие стереогноза

Этап «Мы общаемся»:

Формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, предметных картинок, простых и лепедных слов

Используя жесты, картинки, пиктограммы, дети просят тот или иной фрукт у педагога

Педагог предлагает детям «купить» фрукты, попросив их. Дает образец фразы - скажи: «Дай банан», «Дай два яблока», т. д.

Произносят лепетные слова и показывают жест:

«Да ба» («Дай банан»);

«На, аба» («На, яблоко»)

Познавательная активность, произнесение слов, вокализация

Этап имитационный: Умение выполнять действия по подражанию действиям взрослого

Упражнение из серии физкультминуток

Педагог предлагает поиграть:

«У бабушки в деревне растет фруктовый сад. Там на деревьях груши и яблоки висят. Их могу я с дерева прямо собирать. Как хорошо у бабушки мне летом отдыхать»

Выполняют действия по подражанию действиям взрослого

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка

Этап «Чтения и письма»: Формировать умение понимать, что сказал взрослый с помощью предметов, картинок, пиктограмм

Каждому ребенку дается набор символов и предметных картинок, с помощью которых дети составляют предложение

Педагог медленно проговаривает слова предложения:

«Я мою яблоко»

«Я люблю банан»

«Мама ест яблоко и банан»

Дети выкладывают с помощь символов предложения (на каждое слово – символ)

Формируется внутренняя речь

Этап прощания:

Обращает внимание на «расписание» занятия: что мы сегодня делали?

«Круг» - традиционное окончание занятия

Проговаривает название фруктов, повторение жестов, задает вопросы по структуре занятия, требуя от детей вокализации,

Проговаривает слова прощания: «Встанем рядышком мы в круг, до свидания, милый друг. Мы обнимемся слегка, скажем всем: «Пока, пока!»

Произносят лепетные слова – названия фруктов;

«да – нет» (жестами и вокализацией)

Выполняют движения за взрослым, жесты, произносят слоги: «ка» («пока»)

Эмоциональное отношение к изученному

Четкое обозначение окончания занятия

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА (речь отсутствует)

Учитель – дефектолог Хлопушина С.В.

Тема: «ФРУКТЫ»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Задачи:

Образовательные: Содействовать умению детей соотносить предмет с картинкой и символом; овладению новыми

Внеречевыми средствами общения (жест: система «Макатон», символ).

Коррекционные: Способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.

Воспитательные: Создать условия для овладения средствами общения (помощь друг другу); для развития

Эмоциональной сферы (ситуация успеха).

Предпосылки УУД:

Коммуникативные: формирование умения слушать и произносить лепетные слова.

Регулятивные: формирование умения выполнять действия по подражанию.

Познавательные: формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах предметов.

Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации.

Оборудование: «Волшебный сундучок», наборное полотно, фрукты (яблоко и банан), предметные картинки с изображением фруктов, пиктограммы, набор символов, фотографии детей и карточки с их именами,

Форма организации: подгрупповая