На каких людей не обращают внимания и почему так происходит. Психологи: Желание ребенка привлечь внимание — признак эмоционального…

Однажды пятилетний Дима, вернувшись из детского сада, обнаружил дома настоящего фокстерьера. «Я нашла его на улице, он, видимо, потерялся и теперь будет жить у нас», -сказала мама.

Но Дима, пока все вокруг хлопотали вокруг «нового приобретения», не выглядел счастливым и предложил… отпустить собаку обратно на улицу. Взрослые решили, что он просто испугался.

Веселый и жизнерадостный пес быстро стал всеобщим любимцем. Но вскоре родители заметили, что при каждом удобном случае Дима старается побольнее дернуть фокстерьера за хвост. Хорошо еще, что собака все сносила, будто понимала, что перед ней маленький ребенок! Вместо того чтобы радоваться появлению лохматой «живой игрушки», малыш воспринял собаку как соперника, который отнимает у него часть родительской любви…

Четырехлетний Максим был покладистым и послушным ребенком. Но стоило родителям пригласить в дом гостей, и мальчика будто подменяли. Услышав звонок в дверь, он навешивал на себя все оружие из имеющегося игрушечного «арсенала», начинал целиться в гостей и кричать: «Ба-бах!» Родители старались обратить все в шутку, пытались удалить «воина» из комнаты или отвлечь игрушками — бесполезно. «Пальба» длилась весь вечер, мальчик практически не давал маме и папе возможности пообщаться с друзьями и родными. Он ни с кем не хотел делиться родительским вниманием

В обоих случаях дети испытывали сильную ревность. При этом внешние обстоятельства, которые вызвали ее к жизни, реакции детей, их поведение были совершенно различными. А вот внутренние причины — практически одинаковы. Ведь корни возникновения ревности лежат очень глубоко.

Желание любым способом привлечь внимание к себе говорит о том, что у ребенка серьезные внутренние проблемы. Возможно, он испытывает дефицит общения и не уверен в себе: «Вдруг папа и мама увлекутся гостями (или собакой) настолько, что забудут обо мне? Надо напомнить о том, что я существую!» Если, несмотря на ваши просьбы и даже наказания, ребенок вновь и вновь совершает одни и те же проступки (например, кричит, не давая взрослым беседовать по телефону, упорно рисует на обоях), это может говорить именно о такой модели поведения. С «демонстративным» ребенком нужно много разговаривать, укрепляя его уверенность в себе, повышая самооценку.

Зачастую малышам не хватает физического контакта с родителями, особенно в том случае, если их редко целуют и обнимают, стесняясь таким образом проявлять свою любовь. В итоге ребенок чувствует себя заброшенным и начинает добиваться внимания любыми способами. Каким бы не было наказание, малыш в глубине души будет рад, что достиг своей цели — родители наконец вспомнили о нем! И физические наказания, и долгий, серьезный разговор «по душам» только закрепят выводы ребенка : «плохие» поступки — отличный повод для того, чтобы родители уделили ему время.

Что же делать в такой ситуации? Не забрасывать же все дела и закрывать двери дома наглухо, чтобы в итоге воспитать маленького эгоиста?

Прежде всего стоит установить в семье определенное расписание. Очень хорошо, если вы отведете конкретные часы для занятий с ребенком. Тогда малыш будет твердо знать, что, например, в субботу днем он непременно рисует с мамой, утром в воскресенье идет с родителями в кафе, а вечером мастерит поделки с папой. Это даст крохе ощущение незыблемости окружающего мира («Да, сейчас папа занят, но я знаю, что он меня любит. Сегодня вечером мы будем доделывать вместе кормушку для птиц»).

Помните, демонстративный ребенок считает, что лучше быть наказанным, чем остаться без внимания.

Поэтому, если уж вы его наказываете, используйте для этого один и тот же способ. Пусть кроха знает, что за плохое поведение его «всего лишь» поставят в угол или лишат сладкого, а сам поступок не вызовет особого интереса.

И наоборот, всякий раз, когда малыш делает что-то хорошо, не скупитесь на похвалы («Какой замечательный рисунок ты сделал! Как ты помог папе!»). Хвалите кроху громким голосом, глядя ему в глаза и улыбаясь.

Не забывайте хвалить и просто за хорошее поведение («Маша молодец, она сегодня совсем не капризничала!»).

Если ребенка все-таки приходится ругать, делайте это ровным и тихим голосом. Со временем он запомнит, что самая сильная эмоциональная реакция со стороны родителей связана именно с его хорошими поступками. А для того чтобы дать выход желанию демонстрировать себя другим, лучше всего
подойдет театральный кружо?
?. Тогда оно будет направлено в нужное русло, да и гостям в самом деле будет что показать!

Воскресная история

А вот еще один случай. В понедельник утром бесследно исчезают папины ключи от машины и мамина записная книжка. Пока родители осуществляли отчаянные поиски по всей квартире, шестилетний Славик спокойно играл в углу. Наконец пропавшие вещи обнаружились в его игрушечном домике, причем записная книжка была изорвана в клочья. Рассерженный папа уехал на работу, предварительно надавав сынишке шлепков, а мама села с малышом в детской и начала долгий и серьезный разговор:
«Почему ты так поступил?»

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, надо постараться узнать, что же предшествовало ей? Оказывается, Славик с нетерпением ожидал воскресенья, чтобы, как было обещано, съездить с родителями за город. Но машина сломалась, и папа провел весь день за починкой. Мама в это время болтала с подругами по телефону. Славик решил, что, раз на него не обращают внимания, он сам восстановит гармонию и справедливость в семье. Тогда папа не сможет уходить в гараж, а мама звонить, и у обоих появится время с ним поиграть.

Перед нами пример деструктивной, то есть разрушающей, ревности. Чаще всего она возникает, если родители придерживаются суровых принципов воспитания и применяют физические наказания. Деструктивное чувство направлено на уничтожение самой причины ревности. При этом ребенок может быть очень агрессивным — например, испортить вещь, что вызвала его зависть, побить другого малыша, которого похвалили в его присутствии. Часто такие дети проявляют и аутоагрессию: в случае недовольства какой-либо ситуацией начинают бить себя, царапать, обкусывать губы.

Иногда приводят в полное замешательство взрослых, обращаясь к ним с просьбами вроде: «Мама, ударь меня, я плохой!» Если аутоагрессия проявляется неосознанно, малыш внезапно заболевает, причем болезнь будет иметь психологическую подоплеку. Обижаться на ребенка с деструктивным поведением бесполезно. Он всего лишь пытается своими методами исправить ситуацию и дать выход чувствам, названия которых еще не знает и не может высказать. Но они мучают его. Что же предпринять?

Пусть у ребенка будет возможность выплеснуть эмоции. Выделите, к примеру, специальную «подушку для битья», которую малыш сможет лупить, когда захочет.

Расскажите крохе историю об «одном знакомом мальчике», страдавшем в подобной ситуации, а потом понявшем, что переживал напрасно. Используйте и наши истории. При этом акцент стоит сделать на той стороне ситуации, которая выгодна для самого ребенка : «…тогда мальчик понял, что иметь дома собаку здорово. Ведь она может защищать его, как настоящий друг, с ней так весело играть в мяч. У всех знакомых ребятишек собаки игрушечные, а у Димы — самая настоящая, и она его любит».

Дайте ребенку краски и бумагу и предложите нарисовать историю, которая его мучает. Выплеснув свои эмоции в рисунках, малыш почувствует облегчение.

Любовь без границ

Ревность почти неизбежный признак эмоционального неблагополучия , но причина ее не вовне, а внутри человека. Поэтому мудрым будет решение не идти на поводу у ребенка , а попробовать изменить его отношение к ситуации. Например, малыш недоволен, что папа уходит чинить машину. Что ж, возьмите его с собой в гараж и дайте мелкие поручения. Кроха сердится на то, что мама не играет с ним, а готовит обед? Значит, стоит привлечь его к приготовлению еды. Обижается, что родители часто гладят и хвалят кошку?

Дайте ему поручение наливать воду в кошачью миску, подчеркивая, как это важно, как вы ему доверяете и как благодарна ему будет кошка. Не оправдывайтесь перед ребенком («Прости, я сейчас очень занята»), не занимайте униженную позицию. Лучше спокойно объясните ситуацию, иначе малыш решит, что вы и в самом деле виноваты. А главное — как можно чаще и искреннее напоминайте ему о своей любви. Повторяйте, что будете любить его при любых обстоятельствах. Это лучшая профилактика ревности.

Это важно!

Некоторые особенности в поведении малыша должны стать тревожным сигналом.
Ребенка беспокоит все, что способно отвлечь от него внимание родителей.
Он плохо переносит разлуку, пусть и недолгую.
Не выносит критику даже в деликатной форме.
Не прощает сам себе ошибок и неудач.
Отказывается от игры, если не уверен в успехе.

Прежде чем начать привлекать внимание, стоит поразмыслить, зачем. Добиться этого эпатажным поведением или видом несложно, но результат будет сомнительным.

Самодостаточный человек в особом внимании не нуждается, но, как это ни парадоксально, именно такие люди и вызывают повышенный интерес в любой компании. Об этом стоит помнить всем неуверенным в себе людям, которые хотят переломить ситуацию в свою пользу.

1. Привлечь внимание – преодолеть проблемы

Прежде всего, решив перевернуть мнение окружающих о себе, необходимо пересмотреть собственное отношение к своей личности. Как ни банально и старо это звучит, но первый человек, внимание которого необходимо привлечь – это вы сами. Для того, чтобы привлечь внимание в положительном смысле этого слова, придется потрудиться, возможно даже поработать над какими-то внутренними комплексами. Я знаю, я могу, я личность – примерно такая установка на дальнейшее позиционирование должна присутствовать при общении в любом коллективе.

Как правило, недостаток внимания ощущается человеком в официальной обстановке или в незнакомой компании. Если есть желание и необходимость стать заметным в рабочем коллективе, в частности, привлечь внимание начальства, требуется одна тактика, для того чтобы стать душой компании в неофициальной обстановке, другая.

2. Человек не пользуется популярностью по причине робости

Имея собственное мнение, он не решается выразить его вслух, хотя оно может представлять определенную ценность. Чтобы преодолеть робость , можно применить специальный прием – дистанцироваться от себя. Попросить слова и смотреть на себя как бы со стороны. Как правило, сам факт того, что ранее бессловесный человек проявил решительность, уже привлечет внимание. Буквально несколько ценных предложений, высказанных публично, заставят обратить внимание на человека.

Можно привлечь внимание не знаниями, а человеческими качествами – вовремя и тактично дать совет, предложить ненавязчивую помощь, угостить окружающих чем-нибудь вкусненьким собственного приготовления. Не стоит ставить целью обаять всех разом. Достаточно заручиться симпатиями нескольких человек. Мнение о человеке формируется как снежный ком и, если человек действительно заслуживает того, с течением времени о нем узнают все, кому это необходимо.

3. Ты – тот, кто вписался в компанию

В этой ситуации большее значение имеют личностные качества. То есть необязательно, что в компании лириков физику нечего делать. Как раз противоположность интересов может вызвать более активное внимание, нежели полное согласие с большинством. Диапазон поведенческих факторов в неформальном коллективе значительно шире, так что стоит изучить приоритеты компании, прежде чем проявлять индивидуальность. В любом случае уважительное отношение к окружающим создаст атмосферу понимания, вне зависимости от занимаемой позиции.

Для привлечения внимания неформальной компании не может быть единого рецепта. Возможно, что придется выступить в роли аниматора в скучной компании. В другом случае большего эффекта можно добиться, примерив на себя образ Незнакомки Блока. Главное, что стоить учесть – завладев вниманием публики придется соответствовать созданному образу, по крайней мере, до конца вечеринки.

А у вас бывает такое, когда очень хочется внимания - от мужчин и вообще от всех? Не знаю почему, но я постоянно хочу, чтобы меня хвалили, удивлялись, восторгались. Когда близкий человек спокоен по отношению ко мне, я начинаю извиваться ужом на сковородке. Сама себя не узнаю. Становлюсь плаксивой, требовательной. В такие моменты ощущаю себя недостаточно красивой. Может, прическа не та?

Так иногда проходят целые дни и месяцы. Возникает ощущение, что это замкнутый круг, из которого нет выхода. Хочу заботы и ласки, особого внимания хочу и защиты.

Что происходит, не понимаю. Как будто невидимые оковы меня держат и не пускают идти вперед. Я все время зацикливаюсь на каком-то слове, или взгляде, или отсутствии взгляда, и все рушится. Меня не заметили!!! Что делать? Жизнь крутится вокруг этого, а точнее - проходит мимо. А я наблюдаю за происходящим вокруг сквозь пелену страхов. Вдруг меня разлюбили…

Я хочу внимания, любви!

Вот вижу любимую актрису или модель - и хочу быть, как она. Такая красивая и ухоженная, ее все любят!!! У нее столько внимания! Вот и мне нужно еще килограммов пять сбросить и спортом больше заниматься, и еще на танцы пойду… И тогда я тоже смогу привлекать к себе больше внимания.

Как понять, где зависимость от людей, от их внимания, а где нет? Я привыкла опираться на свои чувства. Но как понять, что я опираюсь верно, что это не болезненное чувство у меня внутри, не травма или зависимость?

Почему человек хочет внимания?

Все люди в той или иной мере хотят к себе внимания. Но у некоторых возникает жгучее желание, чтобы их любили. Они же способны на безусловную любовь и могут, как магнит, тянуть к себе внимание. Многое зависит от состояния, в котором они находятся.

Чтобы разобраться, начнем с самого начала

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана наша психика состоит из восьми векторов, и один из них - зрительный . Им обладают около 5% всего населения.

Люди со зрительным вектором стремятся к общению, к близкому эмоциональному контакту, для них важны эмоции. Смысл жизни для них - любовь. Обладатели зрительного вектора очень ранимы. С детства они радуются солнечному лучику и любят природу, животных. Способны жалеть даже муху или паучка.

От природы зрительники обладают огромной эмоциональной амплитудой. «От страхов к любви» - это тот путь, который им необходимо пройти. И начало он берет с детства.

В детстве дети со зрительным вектором получают ощущение защищенности от родителей. Любящие родители обеспечивают их этим чувством, создавая с ними эмоциональную связь. Постепенно, при правильном воспитании, дети начинают от страха за себя переходить к страху за других.

Как это происходит? Кто, как не зрительник, понимает, как может быть страшно человеку. Ведь он сам многого боится. Но, видя, что кому-то плохо, больно и страшно, он может ощутить боль другого, понять через себя. Так он научается сопереживать. В этот момент он не думает о своих страхах, ему грустно за другого.

Но если в детстве что-то пошло не так или человек со зрительным вектором во взрослом возрасте неправильно себя реализует, то появляются нехорошие состояния, страхи, тревоги, плохие предчувствия. Зрительник начинает страдать. И, чтобы справиться со страхами, наполниться, он идет по знакомому сценарию - стремится наполниться через любовь, которую дают окружающие, как это было в детстве. Хочет внимания, требует любви к себе.

Что делать

Чтобы получать от окружающих людей внимание в полной мере, нужно не так уж и много.

Во-первых, необходимо понять себя и корень своих желаний. Когда нет страхов и зрительник наполнен любовью, он не чувствует недостатка внимания к себе.

А во-вторых - понять, что все люди разные. Имеют другие желания, свойства психики, отличающиеся от наших. И к каждому нужен свой подход.

Многим из нас с детства пытались внушить, что выделяться и привлекать к себе внимание – плохо. Тем не менее, позитивное внимание со стороны окружающих может быть очень полезным и приятным. Если окружающие заметят вас, вы сможете получить работу своей мечты или стать самым популярным учеником в школе. Если вы хотите привлечь к себе внимание, нужно действовать уверенно, правильно себя преподносить и не забывать обновлять данные в социальных сетях.

Шаги

Часть 1

Как сделать так, чтобы вас заметили в школе

    Станьте примером для подражания. Все, что вы делаете (от вашего стиля в одежде до публикаций в интернете), составляет единый образ, который отличает вас от других людей. Создайте свой собственный образ, используя в качестве примера какого-то известного человека. Какой у него образ? Как он выражает себя? Например:

    • Если ваш пример для подражания – певица Бейонсе, подумайте о том, чтобы сделать мелирование или поэкспериментировать с волосами.
    • Если вы пытаетесь подражать Леонардо Ди Каприо, отрастите бороду и постарайтесь подобрать стильную повседневную одежду.
    • Если вы хотите быть, как Майли Сайрус, выбрейте виски и носите модную экстравагантную одежду.
  1. Не бойтесь выражать свое мнение. Если вы все время будете вести себя тихо и скромно, вас никогда не заметят. Если вы не согласны с чьей-то точкой зрения, скажите это! Окружающие всегда замечают людей с собственным мнением. Тем не менее, не стоит пытаться оспаривать каждую позицию только для того, чтобы просто не согласиться. Иначе ваше поведение покажется окружающим фальшивым и противоречивым. Например:

    • “Несмотря на то, что "Мстители" – очень популярный фильм, мне он не очень понравился. Мне больше нравятся фильмы Уэс Андерсона”.
    • “Вам не нравится новая учительница по математике? А мне она понравилась! Она строгая и умная”.
    • “Несмотря на то что вы смеетесь над игроками Pokemon Go, я все равно буду играть в эту игру. Потому что она веселая и интерактивная!”
  2. Будьте дружелюбны и познакомьтесь с новыми людьми. Чем больше знакомств вы заведете, тем больше внимания получите. Приложите усилия, чтобы завести разговор, когда вас знакомят с новым человеком. Пригласите этого человека сходить куда-нибудь с вами и вашими друзьями, чтобы ваш новый знакомый чувствовал себя комфортно. Ниже приведены некоторые способы показать свое дружелюбие:

    • “Привет, Настя! Как ты?"
    • “Эй, Дима! Мы с друзьями хотим сходить пообедать, хочешь с нами?”
    • “Последний раз, когда мы разговаривали, ты говорил о тесте по алгебре. Как он прошел?”
    • “Миша, познакомься с моей новой подругой Женей. Мы встретились вчера днем”.
  3. Сделайте так, чтобы с вами были связаны хорошие воспоминания. Подумайте, что делает вас уникальным человеком, с помощью чего можно привлечь внимание. Это поможет выделиться из толпы и произвести хорошее впечатление на окружающих. Но для этого нужно понять, какие у вас сильные стороны, и продемонстрировать их. Возможно, вашей "изюминкой" может стать ваш недостаток.

    • Например, если вы чувствуете, что ваш нос по размеру больше, чем у других людей, не пытайтесь его уменьшить. Лучше сделайте пирсинг в носу, чтобы привлечь к нему внимание.
    • Если вы состоите в спортивной команде, иногда надевайте форму этой команды, когда идете на занятия в школу.
    • Если вы высокая девушка, не пытайтесь скрыть это, наденьте туфли на каблуках (высотой около 6 см) и носите везде, куда бы вы ни пошли.
  4. Будьте уверенным в себе человеком . Чтобы привлечь к себе внимание сотрудников, следите за тем, чтобы ваш язык тела излучал уверенность. Например, расслабьтесь и перенесите вес на одно бедро, выставив немного вторую ногу, либо скрестите руки на груди. Так вы покажете окружающим, что вы спокойны и держите все под контролем. Ниже перечислены некоторые другие примеры языка тела, с помощью которых можно продемонстрировать уверенность в себе:

  5. Станьте более уверенным в себе человеком. Конечно, окружающим намного приятнее общаться с уверенными людьми. Если вы чувствуете себя уверенно и комфортно, окружающие обязательно заметят и оценят это. Избавьтесь от негативных мыслей, которые касаются вашего телосложения или интеллекта. Старайтесь развивать позитивное мышление. Например:

    • Вместо того, чтобы думать о том, почему вы не очень привлекательно выглядите, постарайтесь сосредоточиться на своих сильных сторонах.
    • Если вам кажется, что вы скучный человек, вспомните о том, какая вы разносторонняя личность.

Часть 3

Как привлечь внимание родных
  1. Старайтесь соответствовать ожиданиям своих родителей. Это может быть просто работа по дому, успехи в учебе, получение работы на лето, помощь с младшими братьями или сестрами. Если вы расстраиваете родителей своим поведением, будет сложно добиться от них одобрения. Тем не менее, не стоит думать, что родители будут вас хвалить за выполнение ваших основных обязанностей, потому что большинство родителей воспринимает хорошее поведение ребенка, как само собой разумеющееся явление.

    • Например, если родители ожидают от вас успехов в учебе, приложите усилия, чтобы получать хорошие оценки.
    • Если родители ждут от вас выполнения некоторой работы по дому, старайтесь выполнять ее регулярно и без напоминаний.
  2. Постарайтесь помочь родителям. Если родные уделяют вам мало внимания, скорее всего, они просто очень заняты. Покажите им, что цените их труд, помогая им по дому или с младшими братьями/сестрами. Если вы поможете им, у них появится больше свободного времени, которое они могли бы провести с вами. Например:

    • Мойте посуду после еды.
    • Заберите вещи из химчистки или соберите белье после стирки.
    • Предложите родителям помочь им уложить младшего брата/сестру спать.
    • Наведите порядок дома.
  3. Добейтесь успехов в какой-нибудь области. Например, найдите что-нибудь, что вам нравится, и постарайтесь преуспеть в этом. Если вы даете родителям повод гордиться вами, они будут уделять вам больше внимания. Если вы хотите, чтобы родители публично демонстрировали вам свою поддержку, выберите какую-нибудь деятельность, в которой родители смогут наблюдать за вашими успехами:

    • Получайте отличные оценки.
    • Добейтесь успехов в каком-нибудь виде спорта.
    • Станьте лидером в молодежном клубе или старостой класса.
    • Активно участвуйте в разных благотворительных акциях и мероприятиях.


А.Л. Венгер,
детский психолог, профессор, д.пc.н.

Демонстративный ребенок

Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится всегда быть в центре внимания.

Обычно детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: «Посмотрите, как я стесняюсь!».

Демонстративность – это плохо или хорошо?

Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка. Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех. Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

Мнимые болезни

Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или даже «создают» себе болезни. Для этого достаточно особо внимательно прислушаться к своему организму. «Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!». Внутренние органы «не любят» слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов – и действительно могут возникнуть тошнота, боли, спазмы.

Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждает его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей – например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок недостаточно готов.

Негативное самопредъявление

При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным. Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.

Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.

Как обходиться с «негативистом»

Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать. Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т.п.

Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность. В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

Уход от деятельности

В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью. При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих. Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют «уходом от деятельности».

Как вернуть фантазера на землю

При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования. В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше, картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что абстрактная живопись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать нечто подобное. Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности) - особенно. "Шедевры" обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.

Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться "самомнение" (усилиться демонстративность). При таких сомнениях психолог должен еще раз подчеркнуть, что демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Эта особенность складывается очень рано. Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к "самомнению", а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей.

В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Обычно не следует рассказывать об этом родителям, чтобы не вызывать у них ненужных опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка. Однако иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что "девочка должна быть скромной" или что "захваливать детей вредно", – консультант должен описать и такой неблагоприятный сценарий, чтобы они поняли, что реально угрожает их ребенку, если они не изменят своих педагогических взглядов.