Надёжная защита организма. Презентация "Надежная защита организма" презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему Окружающий мир 3 надежная защита организма

Надёжная защита организма

Кожа - это орган тела человека, имеющий самую большую поверхность, образующий преграду между внутренним пространством и внешним миром. Она предохраняет организм от микробов, замедляет потерю жидкости, защищает от солнечных лучей; она является также органом осязания и сохраняет тепло.
У кожи два слоя : внешний, эпидермис, защищает внутренний (он называется дерма). Эпидермис придает коже цвет; он постоянно изнашивается и обновляется за счёт молодых клеток. В дерме находятся корни волос, потовые железы и нервные окончания, которые позволяют нам чувствовать тепло, боль - то есть, используются в процессе осязания.
Ты, может быть, спросишь: хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот? Они ведь загрязняют кожу? Оказывается, жир и пот очень важны. Жир, покрывает кожу тонким слоем, делает её более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Так человеку легче переносить жару или выполнять тяжёлую работу. Кроме того, с потом выделяются из организма вредные вещества.
Плохо, когда на коже скапливается много жира и пота. К ним прилипает пыль. Кожа становится грязной. Вот где раздолье для бактерий, среди которых немало болезнетворных. Поэтому твоя кожа всегда должна быть чистой.

Отгадай загадки.

Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою
Что это такое?
Ответ: Полотенце

Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю.
Ответ: Мочалка

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне.
Ответ: Мыло

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень и источу.
Ответ: Вода

Вспомни стихотворение Корнея Чуковского "Мойдодыр", в котором главный герой был таким грязным, что от него убегали вещи.

Запиши правила ухода за кожей.
Мыть тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.
Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день - утром и перед сном.
Мыть руки с мылом несколько раз в день, особенно перед едой.
Если кожа пересыхает, смазать кремом, лучше всего детским.

Первая помощь при повреждении кожи
Ранка
Промой ранку чистой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жидкости убивают бактерий, которые могут проникнуть в организм). Затем перевяжи ранку чистым бинтом или наклей пластырь.
Ушиб
Приложи к ушибленному месту что-нибудь холодное.
Ожог
Сразу же полей обожженное место большим количеством холодной воды.
Обморожение
Обмороженные места, если вы на улице, растереть сухой варежкой или просто рукой до тех пор, пока кожа не порозовеет. Растирать круговыми движениями.Если мерзнут ноги, надо попрыгать, побегать, пока они не согреются. Когда мёрзнут руки, быстро сжимай кулаки. Если обмороженное место не удалось отогреть на улице, немедленно возвращайся домой. Дома это место надо отогреть чуть тёплой водой, потом осторожно вытереть и тепло укутать.
Если рана, ушиб, ожог, обмораживание большие, нужно немедленно обратиться к врачу!


Наблюдение «Какая у нас кожа?» Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она? Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки? Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они? Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите?




Защищает от ран и грязи Переваривает пищу Дышит Выделяет пот Очищает кровь Игра «Выбери ответ» Кожа – это… Какие функции выполняет кожа? Через поры кожи Через легкие Через кишечник Через что выделяется жир и пот в организме человека? Какую роль играет жир, выделяемый кожей? Важный орган человека Скелет человека Наружный покров тела человека делает кожу мягкой и упругой делает кожу крепкой и сильной делает кожу ловкой и стройной Как называется способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод? Осязание Обоняние Вкус






Правила ухода за кожей Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов. Ногти надо регулярно подстригать, для того чтобы не создавать под ними для бактерий бесплатный санаторий. Закаляться


Д е р м а т о л о г К о ж а Т е п л о О с я з а н и е Э п и д е р м и с Р а д и а ц и и П о р ы Как называется врач, который лечит кожные заболевания Подкожный жир сохраняет… Надежная защита организма Кожа-это орган.. Кожа дышит через… Кожа хороший защитник организма от… Самый первый слой 1. Прочитай учебник с Ответить на вопросы 2. Подберите интересный материал по темам: «Что вы знаете о волосах?» или «Ногти и их значение в жизни человека». 3. «У него от страха волосы встали дыбом», «гусиная кожа». Найди Другие выражения о коже и объясни их.

Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?»

Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают больного человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».



Цели :

при помощи наблюдений, экспериментов, исследований - узнать о значении кожи для человека; - изучить строение кожи; - узнать важные сведения о гигиене кожи; - узнать меры первой помощи при различных повреждениях кожи; - познакомиться с распространёнными кожными заболеваниями.

Пути исследования:


  • Из чего состоит наша кожа и почему она на разных участках тела разной толщины?
  • Почему у людей бывает разный цвет кожи?
  • Почему, когда мы купаемся, вода не проникает внутрь организма?
  • Что такое волосы и ногти?

Практическая работа

Опыт 1 Рассмотри кожу своей руки. Потрогай её, потяни. Что ты можешь сказать о коже?

Вывод : Кожа - это прочная эластичная оболочка, надёжно защищающая организм от негативных внешних воздействий.


Опыт 2 Захвати рукой складки на пальце. Попытайся согнуть палец. Для чего нужны складки на коже?

Вывод: Складки на коже нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев, рук, ног и других частей тела.


Опыт 3 Проведи пальцем по лбу, затем рассмотри палец. Что ты видишь? Как ты это объяснишь?

Вывод: Кожа выделяет пот и жир .


Опыт 4 Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь?

Вывод :

При помощи лупы мы увидели волоски и углубления на коже –

это поры .

Вывод: Поры являются путём выведения пота и жира из организма, проводниками воздуха, иначе говоря, через поры наша кожа «дышит».

Как ты думаешь, какое значение они имеют?




Эпидермис состоит из нескольких пластов. Верхний пласт представляет собой скопление ороговевших мёртвых клеток. При мытье они отшелушиваются. В нижних слоях эпидермиса образуются новые клетки, которые заменяют исчезнувшие клетки.

В одном из нижних пластов эпидермиса находятся клетки, содержащие пигмент меланин , который определяет цвет кожи и защищает её от вредных воздействий солнечных лучей. Летом этот пигмент помогает тебе загорать. Он темнеет и защищает кожу от жгучих солнечных луч ей.

Роговой слой кожи под микроскопом.


Особенности кожи.

Наиболее чётко эпидермис выражен на ладонях и подошвах. Поэтому на пятке кожа гораздо толще и твёрже, чем на щеке.

Кожа на ладонях менее чувствительна к холоду, чем кожа живота.


  • Волосы защищают кожу головы от повреждений, охлаждения и вредного воздействия солнечных лучей. Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др.
  • Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки.
  • Тело человека покрыто волоска-
  • ми в количестве от
  • 200 000 до 1 миллиона.

  • Защитная
  • Теплообменная
  • «Это интересно»: Разные участки кожи имеют разную температуру. Во рту 37 градусов, а на коже пальцев ног и рук она колеблется между 26 и 32 градусами. Наивысшая температура, которую может выдержать человек, это 44-44,5 градусов.
  • Выделительная
  • «Это интересно»: Кожа вырабатывает, при солнечном облучении витамин Д. Участвует в дыхании – поставляет в кровь 1% кислорода, способна к регенерации – восстановлению.
  • Орган осязания
  • «Это интересно»: Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони, средняя линия спины.
  • «Это интересно»: Кожа – это самый большой орган нашего тела. Площадь её поверхности у взрослого человека составляет около 2 м 2 , а масса – 4 кг и более.
  • Волосы и ногти – тоже из кожи. Это отвердевший роговой слой.

Игра «Выбери ответ»

  • Защищает от ран и грязи
  • Переваривает пищу
  • Дышит
  • Выделяет пот
  • Очищает кровь
  • делает кожу мягкой и упругой
  • делает кожу крепкой и сильной
  • делает кожу ловкой и стройной
  • Важный орган человека
  • Скелет человека
  • Наружный покров тела человека
  • Через поры кожи
  • Через легкие
  • Через кишечник

Какие функции выполняет кожа?

Какую роль играет жир, выделяе-мый кожей?

Через что выделяется жир и пот в организме человека?

Кожа – это…


Кожные заболевания.

Дерматит контактный

Герпес

Лишай (микроспория)

Чесотка




Гигиена кожи.

На одном квадратном сантиметре грязной кожи насчитывается до 40 000 микробов .

Чистота – залог здоровья!

Закаляйся!

Умей оказывать первую помощь при повреждениях кожи!



  • - Ты с красным солнцем дружишь,
  • Волне прохладной рад,
  • Тебе не страшен дождик,
  • Не страшен снегопад.
  • Ты ветра не боишься,
  • В игре не устаёшь,
  • И рано спать ложишься,
  • И с солнышком встаёшь.
  • Зимой на лыжах ходишь,
  • Резвишься на катке,
  • А летом загорелый
  • Купаешься в реке.
  • Ты любишь прыгать, бегать,
  • Играть тугим мячом -
  • Ты вырастешь здоровым!
  • Ты будешь силачом!

Источники информации:

  • Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия: Научно-популярное издание для детей. ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2006
  • Дмитриева Н. Я., Товпинец И. П. Естествознание: 3 кл. М.: Просвещение, 1994
  • Клепинина З. А. «Окружающий мир»: 3 кл. М.: Просвещение, 2005
  • Лях В. И. Мой друг – физкультура: учебник для учащихся 1-4 кл. М.: Просвещение, 2006
  • Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир» 3 класс
  • О.В.КАзакова. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 3 кл. Издательство «Москва «ВАКО», 2007
  • Сергеева Л. С. Человек. Энциклопедия. ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007
  • http://www.dermababy.ru/gallery.htm
  • http://www.internetdoc.ru

МОБУ ЛСОШ № 1

Учитель: Бердникова Ирина Алексеевна

Место проживания: Москва

Образовательное учреждение:

ГБОУ ЦО №1619 им. М.И.Цветаевой

Предмет: окружающий мир

Учебник: Плешаков А.А.

Тема урока: Кожа – надежная защита организма.

Класс: 3

Продолжительность урока: 45 мин.

Информационные технологии: используется программа ПервоЛого, информационная среда класса, презентация, составленная учащимися на кружке Информатики.

Комментарии к уроку: урок-практикум, построен в рамках деятельностного подхода, носит проблемно – поисковый характер, ведется опора на субъективный опыт учащихся. Создаются условия, чтобы третьеклассники сами могли определить задачи урока, учились рефлексировать, делать самостоятельные выводы, выбирать вариант домашнего задания. Используются различные формы организации деятельности детей: самостоятельная работа, работа в парах, в группах, общеклассная дискуссия. Смена видов работы на уроке: опыты, фронтальная беседа, сравнение своих знаний с материалом учебника, физминутка, переход ребят во время образования групп - помогает реализации здоровьесберегающего подхода. Для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов применяются информационные технологии, используются инструменты программы ПервоЛого, работа в информационной среде класса.

Цели урока: 1. Обучающие цели :

    обеспечить условия для формирования представлений о коже;

    познакомить детей с понятием «кожа», её свойствами и функциями ;

    раскрыть проблему целесообразности строения кожи, выделить ее значение в приспособлении организма к окружающей среде ;

    обучить правильному уходу за кожей;

    закреплять знания учащихся об органах чувств и их значении .

2. Развивающие цели :

    развивать интеллектуальные и практические умения детей;

    развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;

    развитие коммуникативных навыков;

    пополнять словарный запас обучающихся.

3. Воспитательные цели :

    воспитывать бережное отношение к своему здоровью .

Оборудование: презентация «Органы чувств», лупы, зеркала, карточки для практической работы, файл-заготовка «Органы чувств» (выполнена в программе ПервоЛого и размещена в информационной среде класса), толковый словарь, выставка книг по анатомии, физиологии, гигиене человека, таблица «Строение кожи», учебник А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс», Электронное приложение к учебнику А.Плешакова (издательство «Просвещение»).

    Оргмомент.

    Повторение изученного.

Мы продолжаем изучать раздел «Мы и наше здоровье». Посмотрите на своих товарищей. Вспомните, что относится к внешнему строению человека, а что к внутреннему?

Игра «Внутреннее и внешнее строение человека» (внешнее – дети поднимают руки вверх, внутреннее – руки в стороны):

руки, сердце, голова, головной мозг, легкие, ноги, печень, спина, спинной мозг, желудок, живот, кишечник.

    Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы говорили о том, как мы воспринимаем окружающий мир. Вы знакомились с органами чувств и их значением, учились беречь эти очень важные органы.

На кружке ИКТ ребята составляли презентацию, используя фото органов чувств, сделанные цифровым микроскопом.


Итак, сколько органов чувств у человека? (5.)
Перечислите их.
(Глаза, уши, нос, язык, кожа.)

1 слайд
С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге? (Глаза.)
Расскажите о том, как беречь зрение.

2слайд

С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка? (Уши.)
Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

3 слайд
Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов?
(Нос.)
Когда ухудшается обоняние?

4 слайд

С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (Язык.)
Что интересного вы можете рассказать о языке?
(Кончик языка ощущает сладкое, края – кислое, основание – горькое.)

5 слайд

Что помогает определить, теплая или холодная вода, гладкая или шероховатая поверхность? (Кожа.)

6 слайд

Ребята, а без какого органа нельзя было бы видеть, слышать, ощущать запах, вкус? (Без мозга.)
Как поступают сигналы в головной мозг?
(По нервам.)
Молодцы! Вы показали отличные знания.

Самостоятельная работа на компьютерах .

В информационной среде класса размещается файл – заготовка, выполненная в программе ПервоЛого. Учащиеся скачивают файл, выполняют задание и отправляют в форум на сайт класса.

    Постановка темы и задач урока.

Сегодня мы будем более подробно изучать один из органов чувств. Предположите, о чём будем идти речь на уроке?

Отгадайте загадку:

Тело сверху прикрываю,

Защищаю и дышу.

Пот наружу выделяю,

Температурой тела руковожу (кожа).

Тема урока: «Кожа - надежная защита организма» .
- Прочитайте тему урока: что является надежной защитой организма? (кожа)
- Да, разговор пойдет о коже.
- Подумайте, какие задачи вам предстоит решить на уроке? На какие вопросы найти ответы?

Зачем у нас на уроке выставка книг? (Чтобы знать, где можно взять нужную информацию, пользоваться справочной литературой).

Обратимся к Толковому словарю. Что же такое кожа?

1.Кожа – это наружный покров тела человека, животного.

2 . Оболочка некоторых плодов, кожура (разг.).

V. Изучение нового материала.

    Практическая исследовательская работа.

Чтобы узнать свойства кожи мы проведем практическую исследовательскую работу.

Работать будете в парах. У вас карточки с заданиями, которые нужно будет выполнить с использованием зеркал, луп, они тоже находятся на столах.

Карточка:

    Рассмотрите кожу своей руки. Потрогай ее, потяни. Что ты можешь сказать о коже?

Кожа мягкая, упругая, гладкая. ДА

НЕТ

    Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к зеркалу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь?

Кожа жирная. ДА

НЕТ

    Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отверстия – поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют.

Наблюдение

Обратите внимание, что на местах сгибов (на суставах пальцев рук, ног, коленей) кожа имеет складки. Случайно ли это?

Опыт

Положите руки на парту ладонью вниз. Правой рукой захватите складки кожи на суставах, а теперь медленно согните палец. Что происходит с кожей?

Вывод:

складки нужны для того, чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног, других частей тела. Без складок на коже руки, ноги пальцы не могли бы сгибаться.

Общие выводы :

Кожа мягкая, гладкая, упругая, растягивается.

На стекле осталось пятно жира. Значит кожа выделяет жир. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает ее более мягкой и упругой.

На поверхности видны волоски и маленькие отверстия – поры. Как вы думаете: для чего они? (Кожа дышит.)
Через поры кожа впитывает свежий воздух, который необходим каждой клеточке.

Через поры выделяются жир и пот. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Так человеку легче переносить жару или выполнять тяжелую работу. Кроме того, с потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.

Как вы думаете, хорошо или плохо, когда кожа выделяет жир и пот?

Обратимся к страницам учебника. С.130

Значит, если кожа чистая, смогут ли попасть в организм болезнетворные бактерии? Кожа – надежная защита организма от бактерий.

2. Правила ухода за кожей.

Как нужно ухаживать за кожей? Составьте сами правила гигиены.

Прочитайте в учебнике стр. 137 и найдите то, о чем еще не сказали.

У известного поэта Ю.Тувима есть стихотворение. Ваша задача внимательно прослушать и подумать почему поэт посвятил целое стихотворение гигиене.

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
И прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какою водой:
Кипяченной, ключевой,
Из реки или колодца
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу!
Мойтесь чаще, мойтесь чаще
Я грязнуль не выношу
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним.
Сам я моюсь очень часто
До свиданья!
Ваш Тувим.

Давайте послушаем ваше мнение о стихотворении.

Музыкальная физминутка.

3. Строение кожи.

А теперь представьте, что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть в кожу через поры. И вот что мы там увидим. (Работа по таблице «Строение кожи».)
Кожа человека состоит из трех слоев.

    Наружная оболочка это тоненький защитный слой. В нем находятся поры, через которые дышит кожа.

    Кожа более толстый слой. Его толщина составляет 1–2 мм. В этом слое находятся корни волос, сальные и потовые железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой, а еще он прикрывает отверстия пор и преграждает путь микробам. По всей поверхности кожи расположены еще потовые железы. Все мы видели пот – он похож на капельки воды. Пот выступает всегда, только замечаем мы его, когда нам очень жарко. Пот выделяется, испаряется с поверхности кожи и охлаждает тело человека. В состав пота входят 99 частей воды и 1 часть солей. За сутки через кожу выделяется до 1,5 л воды. Вот почему в жару нам хочется пить. Если человек здоров, то температура его тела почти не изменяется ни ночью, ни днем, ни в жару, ни в холод. Почему? Об этом заботится кожа.

В коже расположены кровеносные сосуды и нервы, поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу и боли. Идет сигнал нервных окончаний на жару – кожа краснеет, становится горячей. Тепло идет к поверхности тела, а излишки выходят наружу. Идет сигнал на холод – сосуды суживаются, кожа бледнеет. Отдача тепла сокращается, но зато внутри тела его количество увеличивается.
Итак, кожа регулирует отдачу тепла в окружающую среду. Ученые подсчитали, что если бы организм человека не имел такой системы регуляции, то за 12 часов температура крови дошла бы до точки кипения.

    Подкожный жир предохраняет органы от ушибов, играет роль смягчителя, сохраняет тепло.

4. Помощь при повреждениях кожи.

Но ещё важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете? (ушиб, рана, ожог, солнечный ожог, обморожение).
- Сейчас мы с вами проведем конференцию. Делимся на 5 научных групп. Цель конференции – выяснить какую первую помощь можно оказать при повреждениях кожи.
Деление на группы (дифференцированные задания для групп).
В каждой группе сидят специалисты по определенной теме. Группе дается карточка с названиями повреждений, в некоторых указаны вопросы, опорные слова. Ваша задача – обсудить в группе все, что касается данного повреждения и через 5 минут выступить на нашей конференции с полным отчетом.

Карточка 1. Раны. Зеленка, йод.
Какие бывают раны?
Чем их нужно обрабатывать?
Все ли раны нужно и можно перевязывать?

Карточка 2. Солнечный ожог
При каких обстоятельствах может возникнуть солнечный ожог?
Что делать при таком ожоге? (вспомни лето)

Карточка 3 Ожог.
Покраснение, холодная вода.

Карточка 4 Обмораживание.
Первая помощь. Варежка, сухой платок.

Карточка 5. Ушиб.
Первая помощь: холод.

Выступления детей. Остальные могут задавать вопросы.

Конечно, мы говорим лишь о легких поражениях кожи. Если вы получили более серьёзные повреждения нужно немедленно обратиться в больницу или вызвать скорую помощь по телефону 0 3 .

Электронное приложение к учебнику: Как оказать первую помощь? ( уточнения рассказов детей).

VI. Подведение итога.

От чего защищает кожа наш организм?

Выводы: Кожа защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары, холода, от болезнетворных бактерий. Это очень важный чувствительный орган, принимающий информацию от окружающего мира. Тепло и холод, прикосновение, сигнал тревоги, боль – все это мы ощущаем благодаря чувствительной функции кожи.

А сейчас, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Проведем тест, нужно выбрать только один ответ и записать на листок букву.

    Какой орган защищает внутренние части тела от повреждений, холода, бактерий?

а) живот о) кожа г) мышцы

2) Кожа – это …

ц) орган осязания; б) внутренний орган; в) скелет человека

3) Какие функции выполняет кожа?

а) переваривает пищу д) защищает от ран, грязи г) не знаю

4) Благодаря чему кожа всегда мягкая?

ж) потовым железам т) порам м) жиру

5) Пот выделяется, когда человеку…

з) холодно и) просто так л) жарко

6) Кожу надо мыть…

о) ежедневно р) иногда е) можно и не мыть

7) Какая травма не относится к повреждениям кожи?

н) ушиб ы) перелом ю) ожог

Посмотрите на буквы, которые вы выписали, какое слово можно из них составить? (молодцы) Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.

VII. Домашнее задание (по выбору детей).

Какое вы бы хотели получить задание на дом? (ответы детей)
- Я предлагаю на выбор одно из этих заданий:
- ответить на вопросы задания «Проверь себя» с. 139;
- попробуйте найти интересный материал про кожные образования: ногти, волосы;
- составить памятку по уходу за кожей, можно представить в виде картинок;
- подобрать стихотворение к теме.

VIII. Рефлексия.

Вы уже знаете, что кожа - орган осязания. Но она выполняет в организме и другую работу.

Главная «забота» кожи - защита внутренних частей тела от различных повреждений, от холода и жары, от болезнетворных бактерий.

Практическая работа

  1. Рассмотри кожу на своей руке. Потрогай её, потяни. Что ты можешь сказать о коже?
  2. Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь?
  3. Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отверстия - поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют?

Ты, может быть, спросишь: хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот? Они ведь загрязняют кожу? Оказывается, жир и пот очень важны. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает её более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Так человеку легче переносить жару или выполнять тяжёлую работу. Кроме того, с потом выделяются из организма вредные вещества.

Плохо, когда на коже скапливается много жира и пота. К ним прилипает пыль. Кожа становится грязной. Вот где раздолье для бактерий, среди которых немало болезнетворных. Поэтому твоя кожа всегда должна быть чистой.

Надо мыть всё тело мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю. Лицо, уши, шею надо мыть два раза в день - утром и перед сном. Руки мой с мылом несколько раз в день, особенно перед едой. Не забывай насухо вытирать их своим полотенцем. Если лицо и руки вытирать плохо, кожа становится обветренной: пересыхает, шелушится и даже трескается. Смажь её кремом, лучше всего детским.

  • Рассмотри фотографию. Какими средствами ухода за кожей пользуешься ты?

Прочитайте в учебнике, как оказывать первую помощь себе или товарищу при повреждениях кожи: небольших ранках, ушибах, ожогах, обмораживании. Проделайте упражнения по этим правилам.

Ранка . Промой ранку чистой водой. Смажь кожу вокруг ранки йодом или зелёнкой (эти жидкости убивают бактерий, которые могут проникнуть в организм). Затем перевяжи ранку чистым бинтом или приклей кусочек бинта пластырем.

Ушиб . Приложи к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную холодной водой, или грелку с холодной водой.

Ожог . Сразу же полей обожжённое место большим количеством холодной воды.

Обмораживание . Обмораживание щёк, ушей, носа легко заметить у товарища: в обмороженных местах кожа резко бледнеет. Эти места растирают сухой варежкой, платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не порозовеет. Растирать надо круговыми движениями. Нельзя растирать кожу снегом, чтобы не оцарапать.

Если чувствуешь, что мёрзнут ноги, попрыгай, побегай, пока они не отогреются. Когда мёрзнут руки, быстро сжимай кулаки. Если это не помогает, разотри пальцы сухой варежкой или рукой.

Если обмороженное место не удалось отогреть на улице, немедленно возвращайся домой. Дома это место надо отогреть чуть тёплой водой, потом осторожно вытереть и тепло укутать.

Если рана, ушиб, ожог, обмораживание большие, нужно немедленно обратиться к врачу!

Проверь себя

  1. Какое значение имеет кожа?
  2. Какую роль играют жир и пот, которые выделяет кожа?
  3. Как нужно ухаживать за кожей?
  4. Расскажи о первой помощи при небольших ранениях кожи, ушибах, ожогах, обмораживании.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: ушиб, ожог, обмораживание.
  2. Запомни, как надо ухаживать за кожей, и выполняй эти правила. Расскажи о них младшим ребятам.

На следующем уроке

Узнаем о строении и работе опорно-двига- "% тельной системы человека. Будем учиться вырабатывать правильную осанку.

Выполни задания: 1. Прощупай у себя голову, грудь, руки, ноги. Что ты ощущаешь под кожей? 2. Вспомни, как нужно правильно сидеть. Всегда ли ты выполняешь эти правила?