Найти консультацию для родителям по сказкам. Конспект индивидуальной консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка. Радость встречи с книгой

Семинар-практикум для родителей

«Сказка глазами детей и родителей».

Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка.

1.​ Сплочение коллектива родителей.

2​. Создание доверительной атмосферы в группе родителей.

3.​ Поддержка и развитие творческого самовыражения и фантазии родителей.

Введение.

Наша встреча называется «Сказка глазами родителей и детей», которая позволит нам окунуться в мир сказок.

Спустился вечер за окно,

Затушевал дневные краски,

Окутал город снежным сном,

Вновь наступило царство Сказки…

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит,

Тот в жизни злым уже не будет!

1.​ Приветствие.

Сегодня наше занятие мы хотим начать с того, что каждый участник по кругу назовёт своё имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

2.​ Информационная справка.

4 – 5 лет – апогей сказочного мышления. В этом возрасте ребенок стремится приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир, и уносится в мир своих фантазий. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы. Устный рассказ и чтение вслух исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению.

Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное.

А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

3. Обсуждение «Что такое сказка?»

Мы предлагаем вам подумать и ответить на вопрос «Что же такое сказка?».

А теперь послушайте размышления детей на поставленный вопрос.

4. Информационная справка.

Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сил народного духа.

5. Игра «Сказочный дождик».

«А теперь встаньте все в круг друг за другом. В нашей Сказочной Стране пошёл дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине…»

Все участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью лёгких постукиваний пальцами делают впереди идущему участнику массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.

6. Игра «Сказка по кругу».

Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя своё воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками.

Ведущий держит в руках коробку и обращается к родителям:

«В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и сочинять сказку». Например, первое слово «волк». Начинаем сказку: «Жил-был волк». Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу» и т.д.

Каждый родитель принимает участие в сочинении сказки.

7.​ Творческая работа «Создание Сказочной Страны».

Сейчас я предлагаю вам взять все то хорошее, что вы приобрели во время нашей встречи, и создать общую Сказочную Страну. Все необходимые вам волшебные материалы вы можете найти здесь, на столе.

Группе предлагается, используя имеющиеся заготовки, цветную бумагу, краски, фломастеры, карандаши, создать коллаж «Сказочная Страна».

«Какая чудесная страна у вас получилась! Каждый из вас внес в ее создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас давайте придумаем название нашей Сказочной Страны. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя. Это и будет название нашей Сказочной Страны».

Участникам раздаются чистые карточки, на которых они пишут начальную букву своего имени, а затем образуют название Страны.

«Ну вот, теперь у нас есть собственная Сказочная Страна, в названии которой частичка каждого имени присутствующих здесь».

8.​ Упражнение «Ромашка пожеланий».

Сейчас мы с вами составим ромашку пожеланий. Каждому из вас выдано по лепестку, на котором нужно написать пожелания.

После выполнения этого задания все лепестки собираются в ромашку.


Смирнова Мария Борисовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 393, г. Челябинска".

Задачи:
- Помочь родителям осознать важность сочинения персонализированных сказок детям для формирования положительных нравственных качеств;
- Предоставить родителям рекомендации по составлению персонализированных сказок.

Описание: материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, воспитателей.

Назначение: для консультации родителей, для оформления родительского уголка, для самопознания воспитателя.

На сегодняшний день существует огромное количество сказок на любой выбор, даже самый требовательный маленький слушатель найдёт себе сказки по душе. Так зачем же сочинять новые сказки, если можно просто воспользоваться существующими? Ответ прост. Бывают ситуации, когда необходимо дать детям какие-либо установки, искоренить ненужные привычки, помочь сформировать положительные нравственные качества, но необходимо сделать это незаметно, не путём наставлений и наказаний, а в игровой форме. Тогда и приходят к нам на помощь сказки собственного сочинения! Такие сказки формируют определенные ценности и убеждения, которые необходимо усвоить конкретному ребёнку, или группе детей.

1. Сформулируйте проблему, касающуюся ребенка. Попробуйте взглянуть на неё глазами ребенка. Решите, какие установки вы хотите донести до вашего ребенка, какие качества сформировать.
2. Придумайте основного персонажа сказки по подобию вашего ребенка: похожее имя, проблемная ситуация.
3. Начинайте сказку с ознакомлением ребёнка с основным персонажем, помогите ему проникнуться его жизнью.
4. Упоминая о негативных качествах, страхах основного персонажа, необходимо отметить его положительные качества, сильные стороны.
5. После визуализации основного персонажа нужно перейти к описанию проблемной ситуации.
6. Постройте сюжет так, чтобы в ходе сказки у персонажа были трудности, но он обязательно с ними справился.
7. Используйте юмор, когда ребёнок смеётся, он на подсознании проникается к заинтересовавшему его произведению, что облегчит задачу.
8. Не старайтесь завуалировать смысл сказки, используйте простые, доступные выражения. Мораль сказки должна быть хорошо понятна ребенку.
9. Длительность сказки зависит от психологических особенностей конкретного ребёнка.
10. Предоставьте ребёнку возможность самому продолжить или/и закончить сказку. Задайте ребенку вопрос: «Как ты думаешь, а что сделал бы дальше наш персонаж?».
11. Оставляйте ребёнку возможность высказаться по ходу сказки, ведь размышления детей по существующей проблеме - бесценная информация для понимания внутреннего мира ребенка.
12. Придумывайте разные финалы для сказок в зависимости от проблемной ситуации – как положительные, так и грустные, но не забывайте обсудить с ребёнком, что необходимо сделать, чтобы помочь основному персонажу исправить ситуацию.
13. Наслаждайтесь самим процессом! Ведь общение с детьми – это так важно!

Консультации

для родителей

Какой должна быть сказка?

Мир сказки пластичен, он позволяет в считанные секунды строить и разрушать, стать на миг мудрым правителем или страшным тираном. Как тут не потеряться, да еще и себя самого найти – то есть смысл жизни?

Тут поможет путеводный клубочек – чувство собственной значимости, необходимости, удовлетворения собой и своими поступками, которое очень важно для каждого ребенка. И не важно, что, может быть, пока поступков, вызывающих гордость, не случилось – они обязательно будут. И ребенку очень надо в это поверить, как и в то, что он кому-то нужен – например, самым близким и любимым людям, вам родителям.

И в этом тоже поможет сказка. Но не любая. Она должна помочь ребенку понять самого себя, свои цели и устремления, возбудить любопытство, интерес к жизни и происходящим вокруг процессам. Она должна развивать интеллект, давать пищу для ума, и при всем этом не подавлять ребенка, а вызывать уверенность в себе, в собственных силах и своем будущем.

И все это – не обращаясь к реальному миру с его жесткими рамками и неразрешимыми вопросами. Нелегкая задача. При использовании рассказа из реальной жизни (или вымышленного, приближенного к жизненной ситуации), результат оказался и вовсе потрясающим – ребенок просто его не понимает! Для ребенка, особенно маленького ребенка, реальный рассказ с объяснением причин и следствий какого-либо события, поступка, явления, психологически неправдоподобен. Он дает ребенку информацию – и только.

Говоря проще, если сказка, предлагая ребенку и вымышленный мир, и вымышленные действия вымышленных героев осознается ребенком именно как сказка, то рассказы из реальной жизни вполне могут обернуться обыкновенной ложью. Ведь если взрослый может описывать некую вымышленную ситуацию, почему ребенок не может ответить тем же?

По мнению Б. Бетельхейма, всем приведенным выше требованиям удовлетворяет исключительно народная сказка. Она дает информацию, учит – но очень мягко, исподволь, она всегда ведет к хорошему концу – зло побеждено, а героя ждет награда, она предлагает ситуации, в которых ребенок может оценить себя, свои устремления, лучше понять их и то, к чему они ведут. Она дает так необходимое чувство удовлетворения и гордости – от сопереживания герою, который побеждает, спасает, помогает и обязательно получает награду.

Именно с сопереживания начинается собственная внутренняя жизнь человека, как сказал испанский писатель и философ Ф. Саватор: "В будущем сила характера ребенка и выбор, который ему предстоит сделать и от которого зависит его дальнейшая судьба - пассивное подчинение обстоятельствам или активная борьба, - в значительной степени будут зависеть от того, насколько вымысел и фантазия смогли научить его доброте и смелости". И конечно, что может научить лучше хорошей доброй волшебной сказки!

Сочиняем сказку сами.

Уважаемые родители!

Сейчас звучит много споров о сказках. Некоторые считают, что народные сказки временами излишне жестоки, что может подавлять ребенка или же наоборот, показывать, что насилие – неотъемлемая и нормальная часть жизни. Если и вам так кажется, сочините сказку для ребенка сами!

Ведь вполне можно, и даже совсем несложно, следуя основным канонам (к примеру, те самые «жили-были») написать сказку не о битве Героя с Кащеем, а об… изобретении лодки или приручении огня! Такие сказки тоже вполне могут помочь ребенку справиться с какими-то проблемами (боязнью темноты или воды, например…), почувствовать сопереживание герою, удовлетворение и гордость – от изобретения они ничуть не меньше, чем от победы в бою. А еще пробудят интерес к окружающему миру и знаниям, ведь это так увлекательно – учиться! А может быть, именно такие сказки помогут ребенку стать великим изобретателем. Кто знает…

Сказка ложь - да в ней намек,

добрым молодцам урок!

Уважаемые родители!

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Реальность сказочной жизни

Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

У доброты есть лицо.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно". Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Воспитание чувств.

В некоторых семьях родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств.

Детская сказка - одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные знания, не должны опережать нравственного развития ребенка!

Каждому возрасту –

свою сказку.

Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами.

В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи "сказителя", помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранные вами по сказке с помощью кукол.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Вам необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

Роль сказки

в нравственном воспитании детей

Уважаемые родители!

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

СКАЗКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Сказка – это короткие истории фантастического характера. Сказка – выдумка. Народное выражение «сказка-складка» подчеркивает эту ее особенность.

Народная мудрость гласит: ребенок – это открытая книга Вселенной, которую надо научиться читать.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний возрастает, так как ребенок все больше вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь ребенок и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

Используйте нестихотворные присказки вроде: «На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди». Присказка может иметь и такую концовку: «Это еще присказка, сказка дальше пойдет».

У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл?

В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка.

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку . И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.

Как пример - предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическими признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента - скорее, сангвиник.

На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым - даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность - и его, с помощью обмана, съедает Лиса.

Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.

Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка , рассказывая ее:

1) Не терять чувство самоконтроля . Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, - так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.

2) Не доверять первому встречному . В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.

3) Выбирать правильный путь в жизни . Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души - люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии - человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.

class="eliadunit">

Как итог:

Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, - все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка...

Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок - не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!

Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря, по желанию мамы помочь: «Я сам!»

Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.

Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.

Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки ). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.

Приложение № 1

«Роль сказки в жизни ребенка»

Консультация для родителей

2015

«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.»

В.А. Сухомлинский

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Нужно разъяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадет.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.

Прочитайте с детьми дома такие сказки:

«Петушок и бобовое зернышко»

«Кот и петух»

«Ворона»

«Гуси – лебеди»

«Лиса и журавль»

Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!

Приложение № 2

Консультация для родителей

2015

Для чего ребенку нужна сказка? «…Она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…»

(Джанни Родари).

Исследователь отмечают, что сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.
Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, - не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.
1. Одно из главных усилий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребенку, что это доставляет вам удовольствие.
2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
3. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
4. Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите от содержания сказки.
5. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть для взрослых скучновато, но для ребенка – нет.
6. Читайте ребенку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.
7. Незнакомую сказку сначала прочитайте сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребенком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанному.

Приложение № 3

Познание (Ф Ц К М)

2015

Цель: учить детей придумывать необычный конец сказки. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т.д. Воспроизводить отрывки из сказок, драматизировать их. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Материал и оборудование: иллюстрации к сказкам: «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», мягкая игрушка – лиса, колобок.

Методические приемы: сюрпризный момент, художественное слово, физкультминутка, вопросы к детям и ответы.

Предварительная работа: чтение сказок «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», обыгрывание сказки «Колобок» (настольный театр), изготовление колобка (апликация).

Воспитатель: ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну сказок. Для этого нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова.

Звучит музыка, дети закрывают глаза и произносят вместе с воспитателем:

«Один, и два, и три, и восемь,

В сказку всех мы просим».

Воспитатель: ребята, осмотрите, мы очутились с вами на волшебной поляне. (Дети подходят к одной из елочек, под которой лежат иллюстрации к сказке «Маша и медведь», воспитатель загадывает загадку)

Маша в коробе сидит, далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?

А несет ее медведь вместе с пирожками.

Путь не близкий, дальний путь.

Хочет Миша отдохнуть.

Только Маша не дает на пенек присесть

И румяный пирожок по дороге съесть.

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: посмотрите, ребята, здесь иллюстрации к сказке! (Рассматривают).

Персонажей, какой сказки вы видите на иллюстрациях? («Маша и медведь»).

Как Машенька перехитрила медведя? (Напекла пирогов, забралась в короб, медведь принес ее домой к бабушке с дедушкой).

Очень хотелось медведю пирожков отведать, но что говорила Маша, когда медведь садился на пенек отдохнуть? («Не садись на пенек, не ешь пирожок»).

Как в сказках называют медведя? (Косолапый, топтыгин).

А давайте, ребята, поиграем в игру «Как то мы в лесу гуляли».

Как-то мы в лесу гуляли Ходьба по кругу, взявшись за руки.

И медведя повстречали.

Он под елкою лежит,

Растянулся и храпит. Остановиться, послушать.

Мы вокруг него ходили Ходьба в другую сторону на носочках.

Косолапого будили: Погрозить указательным пальцем.

«Ну-ка, Мишенька, вставай

И быстрей нас догоняй!». Убегают, медведь догоняет.

(Под другой елочкой дети видят лису).

Воспитатель: посмотрите-ка, ребята, лиса – всему свету краса. И хвостик у нее пушистый, и мордочка остренькая… Ну точь в точь лисичка из сказки «Заюшкина избушка».

Напомните мне, пожалуйста, кто сначала хотел помочь зайцу выгнать лису? (Собака). А что ответила лиса? («Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»).

А кто еще пытался выгнать лису, но им это не удалось? (Волк и медведь).

Кому удалось прогнать лису? (Петушку). Самомассаж «Петушок».

(На пенечке дети увидели колобка).

Воспитатель: ребята, вы узнали этого сказочного персонажа? (Колобок).

Скажите мне, а как заканчивается эта сказка? (Лиса съела колобка).

Ребята, а какая лиса в сказках? (Хитрая, плутовка, обманщица).

Как жаль колобка! И дед с бабкой, наверное, очень огорчились. Они его искали, ждали. Ребята, а давайте сядем и придумаем другой конец сказки – добрый, хороший. (Ответы детей).

А теперь послушайте, как я придумала: «Спел колобок песенку, а лиса ему и говорит: «Славная песенка! Да только, голубчик, стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на носок и пропой еще разок». Колобок знал, что лиса хитрая и решил ее сам перехитрить. Спел он ей другую песню – «Колыбельную». Заслушалась лисичка, да и заснула, а колобок покатился по дорожке назад к бабушке с дедушкой».

Ребята, вам понравилась моя сказка? Давайте поиграем. Веселый тренинг «Колобок».

Что за странный колобок в окошке появился:

Постоял совсем чуток, взял и развалился!

(Дети ложатся на спину, затем садятся, обнимая ноги руками, убирают голову в колени. Прижимают колени к плечам и смотрят на свои пятки).

Вот вы все и колобки! Раз, два, три, четыре, пять –

Развалились все опять!

(Дети вытягивают ноги и ложатся на спину).

Ну вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад к своим игрушкам, а то они вас заждались. А вам понравилось путешествие? В каких сказках мы побывали?

Звучит музыка, дети закрывают глаза и произносят:

Один, и два, и три, и восемь,

В детский сад всех переносим.

Приложение № 4

Непосредственно образовательная деятельность

«Любимый сказочный герой»

(По мотивам русских народных сказок)

Художественное творчество (рисование)

2015

Цель. Учить детей рисовать понравившихся сказочных героев по мотивам русских народных сказок. Создать творческую ситуацию для свободного выбора изобразительно-выразительных средств, для передачи характера и настроения персонажа. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к отражению впечатлений о русских народных сказках в изодеятельности.

Предварительная работа. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций. Проведение занятия «Путешествие в страну сказок».

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги голубого, желтого, розового, светло-зеленого цвета, краски акварельные, кисти разного размера, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, фломастеры, цветные карандаши.

Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие сказки им читали, как они путешествовали в «Страну сказок», с какими героями встречались. Воспитатель предлагает детям нарисовать свои иллюстрации к любимым сказкам. Дети вспоминают сюжеты любимых сказок, по своему желанию выбирают художественные материалы (краски, цветные карандаши, фломастеры) и листы бумаги соответствующего цвета для фона. Дети рисуют по замыслу. Воспитатель помогает словесными описаниями портретов, советами и косвенными вопросами, поддерживает любые сюжеты.

После занятия. Оформление выставки «Любимый сказочный герой». Перессказывание отдельных эпизодов любимых сказок.

Приложение № 5

Непосредственно образовательная деятельность

Игра – викторина

«Вспомни сказку»

Коммуникация (развитие речи)

2015

Цель. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т.д. Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к русским народным и авторским сказкам.

Материал и оборудование. Сюжетные картинки по сказке «Колобок», картинки к загадкам.

Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель говорит, что сегодня им предлагается поучаствовать в викторине по сказкам.

Воспитатель читает отрывки из знакомых детям произведений, задает вопросы, а дети должны определить название сказок, вспомнить имена персонажей произведения.

    Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте. В лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде! («Мойдодыр».)

    Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла… («Федорино горе».)

    За кого держалась Жучка? (За внучку.)

    Кто одолел тараканище? (Воробей.)

    Как звали медведей в сказке Л.Толстого «Три медведя?» (Михайло Иваныч, Настасья Петровна, Мишутка).

    Какую песенку пел Колобок?

(Я Колобок, Колобок,

По амбару метен,

По сусекам скребен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел…)

    Какие предметы сбежали от мальчика в сказке «Мойдодыр»? (Одеяло, простыня, подушка, свечка, книжки, брюки.)

    Какие звери звонили по телефону в сказке К. Чуковского «Телефон»? (Слон, крокодил, мартышки, газели, свинья, медведь, бегемот, зайчата)

    Кто прихдил в гости к Мухе-Цокотухе? (Тараканы, блошки, букашки, бабушка-пчела, жуки, червяки, казявочки, кузнечики, клоп, муравей.)

10)Кто жил в теремке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище-серый хвостище, медведь косолапый.)

Игра «Исправь ошибки»

Дети рассматривают сюжетные картинки по сказке «Колобок», прикрепленные на доске в неправильном порядке.

Воспитатель. Это иллюстрации из сказки «Колобок». Правильно ли они расположены? Вспомните сказку «Колобок», как она начинается, какие события произошли с Колобком, как заканчивается сказка? Разложите картинки в правильном порядке.

Игра «Загадки-обманки»

Воспитатель читает загадки-обманки и показывает детям карточки, на которых изображены животные, названия которых подходят по рифме, но не подходят по смыслу. Дети должны найти правильный ответ (назвать животное, подходящее по смыслу).

    Маленькую корку 5) Хохлатая птица

В маленькую норку Речью гордится.

Тащит тихо-тихо За нами слова

Серая… (мышка) Повторяет… (попугай)

    Любит драку, 6) Лезет через форточку,

Похож на собаку, Лапой моет мордочку,

Коварен и зол Жмурится сладко,

Серый… (волк) Мышку съев,… (кошка)

    Сзади хвост, а сверху грива, 7) Напуганный лисой,

Цокает подкова. Пустился вскачь косой.

С ездоком бежит игриво Петляет меж сосенок

Стройная… (лошадь) Ушастый… (заяц)

    Мед искал, в лесу бродил 8) Ноги как колонны,

Косолапый… (медведь) Весит больше тонны.

Тигр, прячься! На таран

На тебя идет… (слон)

Воспитатель предлагает найти в группе игрушки – персонажи из разных сказок (Лиса, заяц, колобок, медвежонок и др.), рассмотреть их и вылепить любого сказочного героя самостоятельно. Затем оформляется выставка детских работ «Любимый сказочный герой».

В конце занятия воспитатель спрашивает детей чем они сегодня занимались, что им больше всего понравилось.

Приложение № 6

Непосредственно образовательная деятельность

Игра - викторина

«Сказки дедушки Корнея»

Чтение художественной литературы и аппликация

2015

Цель. Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произведения этого автора. Познакомить детей со значением слова «Путаница». Закреплять навыки аккуратного наклеивания готовых изображений на общем листе. Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы. Воспитывать интерес к литературе.

Оборудование. Картинки с изображением диковинных животных. Билеты – раздаточные карточки с изображением птиц, зверей, чьему звучанию можно подражать. Портрет К.И. Чуковского, книги с его произведениями и иллюстрации к ним. Лист бумаги для коллективной аппликации с нарисованным на нем деревом, вырезанные картинки для наклеивания, оборудование для аппликации.

Предварительная работа. Чтение произведений К.И. Чуковского. Просмотр м/ф по мотивам произведений К.И. Чуковского. Разучивание наизусть английской народной потешки «Дженни».

Содержание организованной деятельности детей.

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому. Он был веселым человеком и любил шутки. Поэтому, чтобы попасть к нему в гости необходимо получить шуточный билет. Взгляните на эти картинки и отгадайте, на каких знакомых вам зверей, птиц или насекомых похожи эти существа.

Дидактическое упражнение «Зоопутаница».

Теперь, когда вы все получили билеты, проходите и располагайтесь поудобнее. Взгляните на портрет. На нем изображен Корней Иванович Чуковский. Какой ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней» - по имени, или «дедушка Чуковский» - по фамилии. Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов, книги. А потом начал сочинять сказки для своего маленького сына. И получалось так здорово, что не только его сынок, а все дети полюбили эти сказки. А какие сказки дедушки Чуковского вы знаете?

Ответы детей : «Муха – Цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище», «Путаница», «Айболит», «Телефон», «Федорино горе», «Бармалей», «Чудо-дерево», «Мойдодыр».

(Воспитатель говорит названия неизвестных детям сказок и обещает скоро познакомить с ними).

Чуковский любил животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц, насекомых. Давайте вспомним некоторых из них. (Дети называют, если затрудняются, воспитатель наводит их на мысль строчками из сказок или вопросами типа: «Вспомните героев сказки «Муха-Цокотуха»). А еще Корней Иванович ездил в Англию. Поэтому он хорошо знал английский язык и переводил с английского языка, который нам не знаком, на русский – хорошо нам знакомый язык. Всем английским детям знакома потешка «Джилли Силли Джартер». А когда дедушка Корней перевел

ее на русский язык, мы тоже смогли с ней познакомиться. Она нам знакома под названием «Дженни». Давайте расскажем наизусть эту потешку.

«Дженни»

Дженни туфлю потеряла,

Долго плакала, искала.

Мельник туфельку нашел

И на мельнице смолол.

А сейчас поиграем. Я буду читать отрывок из сказки дедушки Корнея, а вы будете подсказывать мне словечки. А если вспомните название этой сказки, обязательно скажите. И выберите среди иллюстраций те, которые нарисованы именно к этой сказке.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!»

«Айболит»

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по … (дорожке).

«Федорино горе»

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький … (фонарик).

«Муха-Цокотуха»

А потом позвонили зайчатки:

Нельзя ли прислать … (перчатки)?

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, … (книжки)!

«Телефон»

Вдруг, из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает … (головой).

«Мойдодыр»

Но однажды поутру

Прискакало кенгуру,

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

«Разве это великан? … (Ха-ха-ха)

Это просто … (таракан! Ха-ха-ха)

«Тараканище»

Динамическая пауза «В гости».

(В разных углах групповой комнаты размещены картинки с изображением героев сказок Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Айболит». Дети подходят к ним в соответствии с текстом и по показу воспитателя выполняют движения пружинка, ковырялочка, кружение, притопы).

В гости к Мойдодыру

Все скорей спешите, « Ля-ля-ля-ля-ля-ля»

Вместе с Мойдодыром (хлопки с пружинкой)

Весело пляшите.

В гости к Федоре

Все скорей спешите « Тра-та-та-тра-та-та»

Вместе с Федорой (хлопки с ковырялочкой)

Весело пляшите.

В госте к Цокотухе

Все скорей спешите, « Па-ра-ра па-ра-ра»

Вместе с Мухой (хлопки с кружением)

Весело спешите.

В гости к Айболиту

Все скорей спешите, « Ну-ну-ну-ну-ну-ну»

Вместе с Айболитом (хлопки с притопами)

Весело пляшите.

Ребята, а сейчас садитесь как вам удобно и приготовьтесь слушать самую забавную сказку Корнея Ивановича Чуковского. В этой сказке он шутливо все перепутал. Кошки там хрюкают, море горит, а пожарные тушат его пирогами. В общем все запутано-перепутано. А сказка так и называется «Путаница».

Чтение сказки «Путаница».

Вопросы по содержанию:

Какое событие произошло в этой сказке?

Кто не мяукал и не хрюкал, а был паинькой – значит послушным?

Почему крокодил не смог потушить море?

Кто же помог потушить море?

Что вам понравилось больше всего?

Как нужно баюкать Мурочку – так ласково называют девочку Машу?

У каждого из вас есть билетики. Не показывайте друг другу, что на них изображено. Мы попробуем это отгадать. Произнесите голосом звуки, которые издает то животное, которое нарисовано на вашем билете.

Звукоподражание

Наше занятие подходит к концу. На память о нем, я хочу предложить вам выполнить аппликацию «Чудо-дерево». Каждый из вас наклеит на ветку этого Чудо-дерева один предмет. Да-да, ни листочек, ни цветочек. Ведь Чудо-дерево придумал большой шутник – Корней Иванович Чуковский. Пока вы будете аккуратно наклеивать картинки, я прочту вам сказку «Чудо-дерево».

Коллективная аппликация «Чудо-дерево».

Чтение сказки «Чудо-дерево».

Приложение № 7

Непосредственно образовательная деятельность

«Два жадных медвежонка»

(по мотивам венгерской сказки)

Художественное творчество (лепка).

2015

Цель . Учить детей лепить медвежат конструктивным способом и разыгрывать сюжет по мотивам венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

Предварительная работа . Чтение сказки, рассматривание и обследование фигурок медвежат.

Материалы, инструменты, оборудование . Пластилин коричневого, черного, оранжевого, желтого цвета,стеки, влажные и сухие салфетки, подставки.

Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель читает детям венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка» и показывает иллюстрации.

Воспитатель показывает вылепленную заранее фигурку мамы-медведицы и предлагает детям слепить медвежат, чтобы поиграть в сказку. Советует лепить медвежат в парах – кто с кем сидит за столом. Уточняет представление детей о внешнем виде медведя: большое туловище в форме вытянутого яйца, небольшая круглая голова с маленькими круглыми ушками, четыре лапы. Поясняет, что сегодня на занятии мы лепим сказочных медведей.

Затем поясняет способ лепки:

*делим брусок пластилина пополам; из одной половинки лепим туловище –яичко;

*вторую половинку бруска делим на неравные части; из меньшей лепим круглую голову; мордочку слегка вытягиваем; прикрепляем маленькие круглые ушки; глазки и носик делаем из пластилиновых шариков черного цвета; присоединяем голову к туловищу;

*оставшуюся часть пластилина делим стекой на четыре части: сначала пополам, потом каждую половинку еще раз пополам – получится четыре одинаковых кусочка; катаем из них столбики – получаем четыре лапы; прикрепляем лапы к туловищу так, чтобы медвежата могли ходить на задних лапах, а передними держали сыр.

Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить. Воспитатель выставляет пластилиновую лису, предлагает детям поиграть в сказку и переходит от одной пары детей к другой, включая детей в игровой диалог по сюжету сказки. Дети лепят для своих медвежат сыр и начинают играть.

После занятия.

Оформление выставки детских работ.

МБДОУ «Детский сад №4» комбинированного вида

п.г.т. Уруссу Ютазинского района РТ

Проект на тему:

«Сказка в гости к нам пришла»

Выполнила воспитатель

Рогачева Елена Александровна

2015

Полное название проекта: «Сказка в гости к нам пришла».

Продолжительность проекта: краткосрочный, с 26.01.15-05.02.15.

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

2.Актуальность проекта.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.

3.Цель проекта.

Развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как произведению искусства; раскрытие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности.

Задачи.

Для детей.

Образовательные:

Расширять представление детей о сказках;

Учить детей рассуждать;

Формировать умение инсценировать эпизоды сказок;

Обогащать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

Воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

Воспитывать культуру речи.

Для родителей.

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

Развитие совместного творчества родителей и детей;

Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Для педагога.

Развитие творческого потенциала ребенка;

Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Ожидаемые результаты.

Для детей:

Развитие интереса детей к сказкам;

Закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;

Воспитание чувства дружбы и коллективизма;

Получить эмоциональный отклик от своей работы;

Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».

Для родителей:

Содержательно проведенное с ребенком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;

Активное участие родителей в жизни группы;

Рост уровня информированности родителей о деятельности педагогов ДОУ.

Для педагога:

Разработка серии конспектов;

Изготовление пальчикового, настольного театров по сказкам «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса»;

Оформление книжной выставки «Наши любимые сказки»;

Презентация проекта на педсовете;

Желание продолжать проектную деятельность;

Оформление проекта.

4. Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный

Вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;

Предложить детям принести в группу из дома любимые сказки;

Оформление выставки «Наши любимые сказки»;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала;

Оформление папок передвижек для родителей;

Составление плана реализации проекта.

2 этап – Основной

Реализация плана проекта с детьми, родителями;

Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Чтение и рассказывание сказок, беседа по прочитанной сказке;

Проведение словесных и дидактических игр;

Изготовление масок для драматизации сказок;

Изготовление пальчикового театра;

Рисование на тему: «Любимый сказочный герой», «Мишка и мышка»;

Отгадывание загадок по сказкам;

Аппликация на тему: «Чудо-птица», «Чудо-дерево»;

Лепка на тему: «Два жадных медвежонка», «Муха-Цокотуха» (коллективная);

Драматизация сказок;

Показ настольного театра;

Показ пальчикового театра;

Игра – викторина по сказкам: «Отгадай сказку», «Сказки дедушки Корнея».

3 этап – Заключительный

Подведение итогов проектной деятельности;

Представление материалов проекта на педсовете;

Оформление пальчикового и настольного театров по сказкам;

Выставка детско-родительских работ «Моя любимая сказка».

5.План мероприятий.

Познакомить род. с темой проекта.

Консультация для род. «Роль сказки в жизни ребенка». (Приложение №1)

Оформление книжной выставки «Наши любимые сказки».

Рассматривание иллюстраций к сказкам разных жанров.

НОД

«Путешествие в страну сказок»

(познание)

(Приложение №3)

НОД

«Любимый сказочный герой»

(рисование)

( Приложение №4)

Донести до родителей, что сказки развивают и воспитывают ребенка, побуждая в маленьком ребенке самые разнообразные творческие начала.

Привлечь внимание детей к новым книжкам, познакомить со сказками разных жанров.

Расширять знания детей о сказке, воспитывать интерес к русским народным и авторским сказкам.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам, закреплять в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям

Расширять знания детей по сказкам. Развивать память, воображение, фантазию.

Воспитатели, родители.

Воспитатели, родители, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Беседа по прочитанной сказке.

Словесная игра «Подскажи словечко».

Творческая мастерская: рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой».

НОД

«Игра-викторина»

(коммуникация)

НОД

«Два жадных медвежонка»

(лепка)

( Приложение №7)

Творческая мастерская: совместное изготовление атрибутов для театра картинок (вырезание, наклеивание).

Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».

Изготовление родителями масок и атрибутов для театрализованных постановок.

Воспитывать интерес к сказкам, умение отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Вспомнить знакомые сказки К.И. Чуковского, развивать мышление. Воспитывать интерес к авторским сказкам.

Создать условия для сам. деятельности

детей (выбор материала, техники рисования); развивать творческое воображение, фантазию.

Расширять знания детей по сказкам. Развивать внимание, мышление, память.

Учить детей лепить медвежат конструктивным способом. Развивать глазомер, чувство форы и пропорций.

Способствовать формированию коммуникативных способностей, умению договариваться о совместной работе.

Продолжать развивать интерес к сказкам, познавательную активность; совершенствовать выразительность связной речи.

Пополнить предметно-пространствен-

ную развивающую среду.

Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители, дети.

Чтение сказок К.И.Чуковского «Телефон», «Тараканище».

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

Учить внимательно слушать сказки, отв. на вопросы по содержанию произведения, давать простейшие характеристики персонажей

Обсудить с д. поступки героев, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, передавать в речи свои впечатления. Учить понимать урок, который содержит сказка.

Привлечь внимание детей к новым книжкам, познакомить со сказками разных жанров. Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители, дети.

Игра-викторина «Вспомни сказку». (Приложение №5)

НОД

«Чудо-птица»

(аппликация)

Игра-драматизация «Репка»

Расширять знания д. о сказках. Восп. интерес к русским народным сказкам. Развивать у д. образное мышление, обогащать и расширять словарный запас.

Продолжать учить вырезать круги из квадратов разного размера, украшать работу дополнительными деталями. Развивать творчество, фантазию.

Развивать выразительность интонации, мимики, движений, учить д. подбирать средства выразительности в соответст-вии с характером персонажей. Учить д. ориентироваться на действия партнера в ходе игры.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль».

Игра-драматизация «Теремок».

Игровая ситуация «Что значит бить баклуши?». Чтение укр. нар. сказки «Колосок».

Консультация для родителей «Как читать детям сказки»

.(Приложение №2)

Познакомить д. с новым худ. произведе-нием, учить внимательно слушать, да-вать оценку поступка героев, отвечая на вопросы воспитателя. Учить определять жанр произведения.

Развив. выразительность интонации, ми-мики, движений, учить д. подбирать средства выразительности в соответст-вии с характером персонажей. Учить д. ориентироваться на действия партнера в ходе игры.

Познакомить детей с новым художест-венным произведением, учить внимательно слушать, давать оценку поступкам героев, отвечая на вопросы воспитателя.

Заинтересовать родителей жизнью груп-пы. Научить родителей эмоционально читать сказки, беседовать по содержанию произведения.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители, дети.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

НОД

«Мишка и мышка»

(рисование)

Изготовление билетов в театр «Лиса и заяц»

Театр картинок «Лиса и заяц».

Рекомендации родителям по домашнему чтению русских народных сказок.

Развивать у д. эмоциональную отзыв-чивость на произведения книжной гра-фики, обращать внимание на использу-емые художником выразительные средства.

Учить детей создавать простую сюжет-ную композицию; совершенствовать технику рисов. красками. Продолжать развивать интерес к сказкам.

Развивать у детей воображение, творчес-кие способности, умение договарив. о распределении коллективной работы.

Воплощение зрительного образа героев.

Продолжать учить детей драматизиро-вать сказки; восп. чувство коллективиз.

Заинтересовать родителей жизнью груп-пы. Содержательно провести с ребенком выходные, получить новые впечатления. Побеседовать о прочитанном при помощи вопросов.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели,

родители, дети.

Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

Мини-викторина по сказкам К.И.Чуковского.

НОД

«Муха-Цокотуха»

(лепка коллективная)

Рекомендации родителям по домашнему чтению авторских сказок.

Учить д. предугадывать развитие сюже-та с опорой на иллюстрации, высказы-вать свое мнение о том, как будут разви-ваться события.

Помочь детям вспомнить названия и со-держание сказок К. Чуковского.

Вызвать интерес к созданию коллектив-ной композиции по мотивам литератур-ного произведения. Учить лепить насе-комых, передавая характерные особен-ности строения тела.

Вызвать интерес к авторским сказкам, обсудить отношение детей к поступкам героев. Заинтересовать родителей жизнью группы. Содержательно провес-ти с ребенком время, получить новые впечатления.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители, дети.

Игра-викторина «Сказки дедушки Корнея».

(Приложение №6)

Творческая мастерская: «Чудо-дерево»

(аппликация коллективная)

Задание для родителей: дома вместе с детьми нарисовать рисунок

для выставки на тему «Моя любимая сказка».

Познакомить детей с жизнью и творч. К.И. Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Вспомнить знакомые произв. этого автора. Познакомить детей со значением слова «Путаница». Развивать мышление, слуховое воспр., чувство рифмы. Воспитывать интерес к литературе.

Закреплять навыки аккуратного наклеивания готовых изображений на общем листе. Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы. Воспитывать интерес к литературе.

Заинтересовать родителей жизнью группы. Содержательно провес-ти с ребенком время, получить новые впечатления.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители, дети.

Пальчиковый театр «Заюшкина избушка».

Собирание пазлов по сказкам.

Мини-викторина по русским народным сказкам.

Оформление выставки детско-родительских работ на тему: «Моя любимая сказка».

Активизировать интерес детей к теат-рализованной деятельности, учить ими-тировать голоса животных. Вызвать желание выступать перед сверстн.

Расширять знания детей по сказкам, развивать умение узнавать и назвать сказки.

Помочь детям вспомнить названия и со-держание уже знакомых им сказок. Учить отгадывать загадки. Создать положительную атмосферу в группе.

Заинтересовать родителей жизнью группы.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, родители .

6. Выводы.

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. Дети очень любят слушать сказки в исполнении педагога, с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В свободной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь.

Родители поддержали идею проекта, во всем помогали воспитателям и своим детям. Проявили инициативу и творчество в изготовлении масок для театрализованных постановок. Приняли активное участие в наполнение развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Педагоги группы получили положительные отзывы об организованной в группе выставке детско-родительских работ по теме «Моя любимая сказка».

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Сказка в гости к нам пришла»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.

7. Литература:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.

2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007.

Содержание:

    Информационная карта проекта.

    Актуальность проекта.

    Цель, задачи, ожидаемые результаты проекта.

    Этапы реализации проекта.

    План мероприятий.

    Выводы.

    Литература.