Несчастие. Роман «Герой нашего времени» «…если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив» - презентация

Счастье. Каждый человек представляет что-то своё, когда слышит это слово. Кому-то счастье видится в исполнении мечты, кому-то - в создании семьи, другим счастье приносит каждый день, прожитый не зря. Для меня делать других людей счастливее и быть счастливой - это смысл жизни. Однако, можешь ли ты стать счастливым, сделав несчастным другого? Я уверена, что нет, ведь и добро, и зло, совершенные человеком, возвращаются к нему бумерангом.

Подтверждение своей точки зрения я нахожу в художественной литературе: вспоминается судьба героя романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского. Родион Раскольников, будучи на грани бедности, погрязнув в долгах, вдруг решает, что выходом из этого затруднительного положения станет убийство старухи-процентщицы и кража её имущества. Во время совершения преступления его случайной свидетельницей становится Лиза - сестра старухи, и Раскольников убивает и её.

Став убийцей и вором, желая поправить материальное положение своей семьи, в конце концов Раскольников даже не может воспользоваться украденным, а значит, не может и помочь своим матери и сестре. Так, думая, что совершает добрый поступок, и ища счастья, герой берет грех на душу и находит лишь муки совести и вечное раскаяние, ведь, как говорил А. Эйнштейн, ни одна цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные пути ее достижения.

Укрепляет мою уверенность и один из эпизодов исторической повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Как мы помним, одним из желаний Швабрина был брак с Машей Мироновой. Игнорируя чувства девушки, Швабрин силой хотел заставить её выйти за него замуж. Но был бы он счастлив в этом браке, зная, что Маша его не любит и не желает быть его женой? Думаю, нет, ведь несчастье любимого человека для по-настоящему любящих людей - самое страшное наказание, а для тех, кто любит себя больше остальных таким наказанием является отсутствие любви к ним. Маша оставалась верной Петру Гринёву даже под страхом смерти, и она не смогла бы полюбить Швабрина, а он никогда бы не смог стать счастливым, делая несчастной её.

Мы можем быть счастливы, только когда приносим счастье другим, совершаем достойные поступки, остаемся честными и неравнодушными, а принося другим боль, лишь отдаляемся от собственного счастья. Человек волен выбирать свою судьбу, но в народе говорят, что на чужом несчастье счастья не построишь, и остается только надеяться, что к этим мудрым словам будет прислушиваться каждый из нас.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -


Когда измену можно простить?

Во все времена ценятся верные и преданные люди. Но нередко случается так, что тот, от кого не ждешь предательства, изменит. Что приводит человека к роковой черте? Что позволяет ему оступиться? Можно ли этот проступок простить? Попробую в этом разобраться.

По-моему, в ситуации опасности человек может повести себя порой непредсказуемо. Во время военных действий, когда ощущается угроза жизни, проходит проверка на нравственную стойкость, бесстрашие. Тот, в ком нет внутренней силы, способен предать своих, забыть о чести и воинском долге. Думаю, что подобного рода измену простить невозможно.

В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дан образ человека, оправдать поступки которого нечем – это Швабрин Алексей Иванович. Казалось бы, он смел, отправлен в Белогорскую крепость за «смертоубийство» во время дуэли, но в минуту опасности, увидев, что Пугачев силен, переходит на его сторону. Что приводит его к такому решению? На мой взгляд, Швабрин способен на любую подлость: оклеветать Марью Ивановну в глазах Гринева, написать родителям Петруши о состоявшейся дуэли. Уже до захвата Пугачевым крепости было понятно, что такой человек не будет рассуждать о том, что честно и благородно, а что подло и непорядочно. К измене его приводит отсутствие нравственных ориентиров. Простить такого человека сложно, его поступки вызывают лишь презрение.

Изменить можно не только во времена потрясений, но и в обычной семейной жизни. Что приводит к такому поступку одного из супругов? Думаю, что причина в отсутствии взаимного чувства любви и уважения. Возможно ли прощение в данной ситуации?

В пьесе А.Н.Островского «Гроза» главная героиня Катерина, замужняя женщина, изменяет своему мужу Тихону. Характер её совсем иной, чем у Швабрина. Она искренняя, душевная, открытая натура. Почему же способна на измену? Думаю, что для Катерины честнее было проявить чувства к Борису, чем делать вид, что она любит Тихона, которого даже уважать не за что. Измена Катерины мужу не воспринимается как подлый поступок, а наоборот, как проявление её силы и способности на протест. На этот шаг её подтолкнуло невнимание Тихона, гнет Кабанихи, постоянное ощущение несвободы. Поступок Катерины оправдан с моральной точки зрения, значит, она достойна прощения. После её гибели и Тихон воскликнет в адрес Кабанихи: «Это вы её погубили! Вы!» Он не держит на неё зла, он понимает неотвратимость случившегося. Такую измену можно простить.

В какой бы ситуации ни оказался человек, выбор, как поступить, остается за ним. На мой взгляд, прощения достоин лишь тот, в ком причиной для измены стала не внутренняя слабость, а сила духа и искреннее убеждение в своей правоте.


Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

Способность отзываться на чужую боль, забота о ближнем – эти качества присущи далеко не всем. Как отличить человека отзывчивого от равнодушного? Какие поступки будут характерны для людей, обладающих этим качеством?

Само понятие «отзывчивость» включает в себя мысли о других, готовность отдавать, а не брать. Отзывчивый человек будет стремиться сделать мир вокруг лучше.

Именно такой мы видим героиню романа И.А.Гончарова «Обломов» Ольгу Ильинскую. Она хочет спасти Илью Ильича от вечного сна, мечтает о том, как наполнить его жизнь движением, смыслом, вернуть его к осознанной деятельности, совершить чудо. Именно благодаря её стараниям Илья Ильич встает рано, читает книги, гуляет, на его лице нет и следа сна или усталости. И всё это благотворное влияние Ольги. Это ли не проявление отзывчивости? Другое дело, что Обломов лишь на время воспрял ото сна и вновь угас. Героиня пыталась изменить Илью Ильича, но ей это оказалось не под силу.

Отзывчивость может проявиться по отношению к разным людям, которым необходима помощь, к тем, кто оказывается в беде.

В повести Максима Горького «Детство» примером человека, заботящегося о других, является бабушка Акулина Ивановна. Всё семейство Кашириных держится на её душевном отношении ко всему окружающему. Во время пожара, случившегося у них, она беспокоится о том, чтобы огонь не перешел на соседний дом. Для неё важно благополучие ближнего. Ее отличает бескорыстная любовь к миру, жалость к людям, чуткость к чужой обиде и боли. Она всем старается помочь, поддержать, ухаживает за больными, лечит детей, разбирает семейные споры и ссоры. Именно бабушка помогает слепому мастеру Григорию, подает ему милостыню. И для Алёши она становится самым близким и дорогим человеком.

Способность думать о том, кто нуждается в поддержке, о том, кому необходимо участие, присуща, на мой взгляд, отзывчивым людям. Нужно не проходить мимо чужой боли, не замыкаться в своем мире, а откликаться на беду и по возможности стараться помочь.


Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

Стремление к счастью и душевной гармонии свойственно, пожалуй, всем людям. Каждый из нас хочет приблизить свою жизнь к некому идеалу. Какие же средства можно выбирать для достижения личных целей? Возможно ли, построить счастье на несчастье других? Попробуем в этом разобраться.

На мой взгляд, заботясь лишь о собственном благе, забывая о других, человек и себя делает несчастным. Достигая мнимого счастья, он остается неудовлетворен результатом, приходит к осознанию бессмысленности своих действий.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» перед нами предстает образ такого человека – Григория Александровича Печорина, жаждущего жизни, ищущего её повсюду и невольно приносящего несчастье всем вокруг. Печорин в погоне за раскрытием тайны контрабандистов разрушает их налаженный ход жизни. Любовь к дикарке Белле тоже не приносит ему ожидаемого счастья. Она искренне смогла полюбить Печорина, он же быстро к ней охладел, стал невольным виновником её гибели. Княжна Мэри тоже становится жертвой его эгоизма и неспособности изменить жизнь. Сам Печорин скажет о себе: «...Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил».

Стремясь к счастью любой ценой, человек не достигает его сам и приносит лишь одни неприятности окружающим.

Герой романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Алексей Иванович Швабрин влюблен в Марью Ивановну, хочет силой заставить её выйти за него замуж, принуждает её к этому. В письме к Петру Гриневу Марья Ивановна напишет о жестоком отношении к ней Швабрина, который держит её под караулом, на хлебе и воде, надеясь на возможность личного счастья. Но, принося ей только мучения, Швабрин не способен достичь желаемого.

Выходит, что действительно на чужом несчастье своего счастья не построишь. Необходимо взвешенно подходить к выбору средств для достижения своих целей, не заставляя страдать тех, кто рядом.


Чем смелость отличается от безрассудства?

Смелость – это то качество, которое проявляется в минуты опасности. Но кто-то может, не задумываясь, рисковать жизнью, не осознавая возможных последствий, а кто-то, всё тщательно взвесив, совершит геройский поступок.

Именно в способности трезво оценить обстановку, понять, насколько опасна ситуация, состоит разница между смелостью и безрассудством. Об этом нас заставляет задуматься Л.Н.Толстой в романе «Война и мир».

Его герои способны проявлять лучшие человеческие качества в минуты опасности. Смел капитан Тушин, оказавшийся в самой гуще событий, без подкрепления. Он не испытывает «ни малейшего неприятного чувства страха», напротив, ему становится «всё веселее и веселее». Умело ведет он бой, воображая себя могучим, огромным мужчиною, которому всё по плечу. Душевность Тушина, его простота, забота о солдатах, скромность и, конечно же, смелость вызывают уважение.

Если же человеком движет лишь чувство, на место смелости приходит безрассудство, неоправданный риск собственной жизнью.

Таков юный Петя Ростов, одержимый жаждой подвига, «не медля ни минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и гуще был пороховой дым». Петя погибает, будучи ещё совсем ребёнком. Он не просчитывал ситуацию, ему так хотелось быть в гуще событий, стать настоящим героем. Нелепая смерть Пети помогает нам понять, что необходима разумная смелость, а не геройский порыв.

Смел или безрассуден тот или иной человек зависит от того, что в нем сильнее развито: разум или чувство.

В повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Остап и Андрий ведут в бою себя по-разному. Остап может хладнокровно оценить обстановку, в нем заметны «наклонности будущего вождя». Андрий же погружается «в очаровательную музыку пуль», ничего заранее не измеряя, видит в битве «бешеную негу и упоение».

Во время тяжелых испытаний люди проявляют бесстрашие. На мой взгляд, важнее в бою разумная смелость, чем глупое безрассудство. Выигрывает не тот, кто в порыве чувств бросается навстречу опасности, а тот, кто способен рассчитать удобный момент и достичь результата. В этом отличие смелости от безрассудства.


Бывает ли общественное мнение ошибочным?

Человек на протяжении всей жизни находится в обществе. Казалось бы, найти отклик своим душевным переживаниям любому из нас не представляет труда. К сожалению, это не так. И, вращаясь в обществе, будучи человеком активным, можно остаться непонятым и даже отвергнутым. Общественное мнение зачастую бывает ошибочным. Когда же это может произойти?

На мой взгляд, те, чьи убеждения прогрессивны и опережают своё время, оказываются непринятыми большинством. В произведениях русской классической литературы есть примеры такого типа людей.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «фамусовским» обществом отвергнут Чацкий. Это передовой человек своего времени, понимающий, что продвижение по служебной лестнице должно быть благодаря заслугам и конкретным делам, а не умению угождать вышестоящим. Он ценит русскую культуру, критикует засилие иностранного, закоренелость нравов, низкопоклонничество и взяточничество. Чацкий образован, умен, прогрессивен, но одинок и в обществе, и в любви. Ни один из героев комедии не разделяет его взглядов, Софья распространяет слух о его сумасшествии. Как ни странно, все охотно верят этой сплетне, потому что только так можно объяснить, почему Чацкий мыслит иначе, чем все те, кто оказался в доме у Фамусова. Герой одинок от непонимания, его взгляды отличны от мнения большинства – в этом причина такого к нему отношения. Мнение «фамусовского общества» о Чацком ошибочно потому, что он опередил своё время.

Но не только носитель прогрессивных взглядов может быть не принят в обществе, но и тот, кто силен духом, кто лучше своего многочисленного окружения.

Так, в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» звучит легенда о Данко. Этот герой спас всех людей от верной гибели, он вывел их сквозь непроходимые леса. Путь был трудным, люди обессилили и обвинили во всем Данко, человека, который шел впереди их. Упрекали его в неумении управлять ими. Данко вырвал своё сердце и осветил им путь, спас людей ценой своей жизни, но осталась незамеченной его гибель. Он совершил подвиг во имя спасения людей. Обвинения же в адрес Данко были несправедливыми.

Когда общественное мнение может быть ошибочным? Я думаю, что это происходит, если личность опережает свое время по взглядам, мировоззрению, пониманию жизни или оказывается ярче, сильнее, отважнее тех, кто её окружает.

Нет счастья с любимым человеком. Может, пора все закончить?!


Здравствуйте, дорогие читатели блога сайт! Что же делать, если нет в семье счастья, а вы уже перепробовали все возможные способы, чтобы наладить отношения. Но так ничего и не помогает, вас никто не хочет услышать, не понимает, что вам нужно, не хочет пойти навстречу. И вы чувствуете, что превратились в очень несчастного человека.



Однажды понимаешь, что любимый человек стал давно не счастьем, а источником постоянного расстройства. И это очень страшно для вас.

Вам это совсем не нравится, даже доходит до отчаяния. Вы снова и снова пытаетесь все наладить, но опять остаетесь в одиночестве.

Время от времени у вас появляется мысль, что пора заканчивать эти отношения, но страх перемен не дает возможности все обдумать. И вы опять чувствуете, что все как-то неправильно, несправедливо.

Страдаете от неопределенности и грустите, особенно, если вспоминаете, сколько надежд на счастье было когда-то.

Вполне возможно, что вы ошиблись, выбрали не того человека, и сейчас получаете плоды этого неправильного выбора. Вы хотите развиваться и расти, но отношения не позволяют вам этого сделать, даже движение вперед невозможно, потому что вы уже находитесь в депрессии.

Зачем муж говорит гадости своей жене, вроде бы делает это в шутку, но повторяет снова и снова? Он таким образом самоутверждается, но легко унижает женщину, после чего самооценка у жены падает очень низко. Она терпит и молчит, ведь слезы не помогают наладить отношения.

Или жена слишком уж часто высказывает свое неприятие внешностью мужа, сравнивает его с другими мужчинами.

Где же любовь, нежность, куда пропало чувство легкости при общении? Если откровенный разговор не помогает, потому что все перестали друг друга слышать, может, такие отношения пора заканчивать?

Представляете, вы себя ощущаете самодостаточной личностью, нравитесь себе и окружающим людям, а ваш близкий человек, которого вы любите, пытается вашу личность постоянно разрушать. Разве это правильно?

Не следует предавать себя, потому что вы должны всегда оставаться собой, не предавайте себя, это невозможно. Тот, кто вас любит , не будет вас постоянно обижать и переделывать. Вас примут таким человеком, которым вы и являетесь.

А постоянные упреки, насмешки, злые и обидные слова - это серьезная причина задуматься, а есть ли любовь? Может быть, вас просто используют, пока вы ничего не подозреваете?

Это очень страшное открытие, поэтому многие люди предпочитают делать вид, что все в порядке, что отношения вовсе не испортились вконец.

Они думают, что если терпеть и молчать, все наладится. И это их ошибка.

Нет, молчать не следует. Надо как раз начать разговаривать, чтобы прояснить ситуацию и понять, любят вас или уже все давно закончилось между вами.



Даже если и так, если вам уже нашли замену и просто скрывают все, очнитесь, снимайте розовые очки, прекратите надеяться все склеить. Из разбитой чашки невозможно пить чай, ведь она просто развалится на части. Пришла пора перемен, но это и к лучшему.

Если вы подумали и поняли, что вас сознательно унижают, чтобы переделать вашу личность, что вам изменяют, уходите. И не ждите, пока все станет еще хуже.

Если вы не можете откровенно поговорить, потому что вас просто не хотят слушать, отмахиваются, огрызаются, надо понять, что происходит. Вполне возможно, вас никто не ценит и даже не считается с вашим мнением.

Иногда лучше серьезно поссориться, чем молчать и жить как соседи по квартире . Вы, наверное, знаете такие пары, они просто ненавидят друг друга, но сохраняют семью, чтобы не решать проблемы с квартирой. Молчат, живут в разных комнатах и превращаются в совершенно чужих людей.

Зачем мучить друг друга? Молчание способно убить отношения, как ржавчина выесть вас обоих изнутри. Поговорите хотя бы раз по душам, вытаскивайте все обиды, обсудите их и потом про них забывайте.

Конечно, это не так легко сделать, ведь мужчины не хотят говорить о том, что неприятного случилось. Им проще сразу забыть. А вот женщины могут годами помнить и переживать из-за обидного слова, которое муж сказал и не подумал сперва.

Эти слова и поступки остаются между вами и вырастают до таких размеров, что вы и не сможете достучаться друг до друга.

Если вы превратились в жертву , что-то пошло не так в вашей жизни. Кто в этом виноват?

Скорее всего, вы сами позволили в какой-то момент вас использовать. Просто вы не захотели возмущаться, отстаивать свое мнение, согласились потерпеть. И теперь осознаете, что вам это совсем не нравится. Но надо ли спорить, ведь можно и обидеть кого-то?

Тут уже надо вспомнить о себе, заново полюбить себя и прекратить страдать.

Зачем жертвовать собственным счастьем ради человека, который давно перестал вас ценить и все ваши старания воспринимает как должное?

Вы сами делаете выбор, оставаться или уходить. Но и вас тоже не должны обижать, пользуясь вашим мягким характером и желанием помогать ближнему.

Не теряйте самоуважения, ведь тот, кто вас постоянно унижает, не может вас любить. Всегда хочется сделать так, чтобы любимому человеку стало хорошо. Не будешь ему говорить неприятные слова, ведь подобные слова всегда сильно расстраивают.

Подумайте, что вы слышите в свой адрес чаще всего. Вас поддерживают, нахваливают, говорят приятные вещи или же ругают, злятся и обзываются?

Иногда полезно остановиться и подумать, что же происходит с вами, все ли в порядке в семье, правильно ли к вам относятся. Подумать и сделать выводы, а потом уже решать, возможно ли отношения исправить, может, пора расставаться и отправляться за счастьем ?

Если вас не ценят, часто обижают, вы не чувствуете, что вас любят, пора уходить и не удерживать изжившие отношения. Вы получите свободу, над вами перестанут издеваться. Бывает, что женщина так старается для своего мужа, все делает, чтобы ему было хорошо и комфортно, а мужчина не ценит этого.

И отправляется от избытка времени и денег на приключения. И не подозревает, что любовь жены к нему может оборваться навсегда. Нет уважения и доверия, нет и взаимных чувств.

Или муж, который старается изо всех сил ради семьи, понимает, что его не ценят, не считаются с его мнением и даже не замечают, может в какой-то миг осознать, что любовь прошла, а его женщина увлечена другим.

В любой семье бывают сложные периоды, когда кажется, что кризис отношений приведет к полному разрыву. Но тот, кому вы очень дороги, сделает все, чтобы остаться в вашей жизни.

(сочинение по «Герою нашего времени», крепко переплетённое с моим мировоззренем)

Княжна Мери: «Кот этот господин, у которого такой неприятный, тяжёлый взгляд?»
Максим Максимыч: «Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький…»

… Тёмная апрельская ночь… серые облака лениво плывут над закоптелым потолком нашего города… Ни звёзд, ни луны – одним словом, никакой романтики… Я сплю, но сон мой тревожный…в голове проплывают безликие образы, цепочка которых в любой момент может оборваться… и, видимо, поэтому мир становится совсем тихим, ничего вокруг не шелохнётся… Такое ощущение, что я хожу вдоль стеклянной стены, вожу по ней пальцем и не могу найти вход… вход в сон… и тут вдруг что-то легонько толкает меня в спину – наверное, собака – и я проникаю внутрь чего-то мистического, необъятного… неощутимого…
То, что меня окружает – напоминает лес… скорее всего, осенний… Недалеко от меня, в тени, немного боком, прямо на земле сидит человек с опущенной головой и веточкой чертит что-то на песке… «Он среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…» И несмотря на внешность, он выглядит сломленным… Сейчас, прямо передо мной человек проглатывает судьбу, как поражённая в бою собака зализывает свои раны… В воздухе витал запах горя, я кожей это чувствовала, а «его лицо ничего не выражало особенного»… странно… наверное, это из-за того, что его лица почти не было видно… У меня вдруг появилось желание подойти и утешить его, как вдруг… «он поднял голову и засмеялся… У меня мороз побежал по коже от этого смеха…»
…И я просыпаюсь посреди комнаты в холодном поту… Казалось бы, ничего ужасного я не увидела, но с другой стороны… Меня только что окутал вакуум противоречивости… старческая скорбь молодого человека…
Я на ощупь подхожу к столу, зажигаю свечу и начинаю писать… Почему свечу? Да просто свет у неё менее яркий… не бьёт в глаза и не сбивает с мысли… с размышления… с познания человека, большая часть которого так и остаётся загадкой для всего человечества…
Печорин… Кто он? «Камень, брошенный в гладкий источник», «Господин, у которого, такой неприятный, тяжёлый взгляд», господин, который «никогда не делался рабом любимой женщины»?... Всё это верно… Это первое впечатление о Печорине, которое для его окружения так и остаётся последним… Это маска, намертво приросшая к лицу… И лишь нам, читателям его дневника, дано узнать, что скрывается под этой страшной маской… Сам Печорин говорит нам: «Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились». Выходит, это общество заковало его в маску? Это общество сделало из него человека, живущего «не сердцем, а головою…»? Общество превратило его в матроса, чья «душа сжилась с бурями и битвами», кто «выброшенный на берег, скучает и томится…»?
А какой он на самом деле? «Зачем он жил? Для какой цели он родился?» Что он прячет, вернее, что не хочет видеть общество под этой маской жестокости? «Отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние…»
Я представляю его себе человеком, уставшим от жизни… человеком, готовым встретить смерть уже в 30 лет… страшно представить, сколько необходимо пережить,чтоб стать таким… Да и ему не надо было переживать – достаточно было всего попробовать, обо всём узнать, всё изучить… «таков уж был человек: что задумает, подавай; видно в детстве был маменькой избалован».

Печорин – тонкий психолог… он разбирается в людях, наверное, во много раз лучше, чем в себе… Он говорит: «знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет…». «Отчего это? – оттого ли, что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? Или это – магнетическое влияние сильного организма?»
Печорин абсолютно не боится за себя. Им правит любопытство… любопытство, способное вмиг остановить его жизнь. Но он смотрит на мир глазами, какими ребёнок смотрит на свои игрушки… Стоит ему поставить перед собой цель – он обязательно её добьётся… Ломая судьбы, отбирая жизни… «Да какое мне дело до радостей и бедствий человеческих?»
Кто он? Человек, живущий по волчьим законам… Да и человек ли? Его жизнь напоминает полёт, полёт огромной, гордой птицы в безграничном небе…
Любовь княжны Мери для Печорина ничего не значит, ему просто хочется почувствовать власть над нею, как хищной птице хочется почувствовать, как разодранная дичь последний раз бьётся в её костях. «Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу перовому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»
Но это всё внешне? Жалко ли нам самого Печорина так же, как и его жертв? Он сам признаётся нам: «если я причиною несчастия дугих, то и сам я не менее несчастлив». Душа, разочарованная в этом мире… Скука, оказывается, не так безобидна…
Такие удовольствия, какие можно достать за деньги, Печорину опротивели ещё в юности; общество в большом свете ему так же надоело; «любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…» Неужели оно такое огромное, это сердце, что никто не может его наполнить? Да! «Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть.»
Люди, что же мы натворили?! Мы убили личность, раздавили её, размазали по собственным подошвам! Печорин шепчет нам об этом, он просит о помощи, тихонько, чтоб не разбудить свою гордость:»Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила по услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины…»
И теперь каждую ночь он будет смотреть на нас из-за стекла снов своими карими глазами, глазами, «не умеющими смеяться…», глазами, испускающими блеск, «подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный». И его тяжёлый, проницательный взгляд «мог бы казаться дерзким, если б он не был столь равнодушно спокоен…»