Нетрадиционная работа с бумагой. Брошюра "работа с бумагой" для работы с детьми старшего возраста

Нетрадиционные техники работы с бумагой

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумаго-пластики, бумагокручения, торцевание на пластилине.

Так, бумагокручение основана на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. В процессе занятий бумагокручением можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную для принтера, а также разноцветные салфетки Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой:

Повышают сенсорную чувствительность, т.е. формируют более тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, объема;

Развивают воображение, пространственное мышление;

Развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук:

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

Вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что бумагокручение, наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

Бумагокручение Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, объем.

Оборудование: салфетки, плотная цветная бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребенок берет полоски салфеток и скручивает в небольшой жгутик, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Этот процесс повторяется многократно, пока ребенок не заполнит все пространство листа.

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: силуэт, фактура, цвет, объем.

Оборудование: двухсторонняя цветная и плотная белая бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребенок отрывает кусочки цветной бумаги, сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги.

Бумажная живопись Возраст: от 3 лет.

Средства выразительности: фактура, пятно, цвет, силуэт, ритм.

Оборудование: кисть, тонированная папиросная бумага разных цветов или салфетки, клей- карандаш, плотная белая бумага.

Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумага кусочки небольшого размера. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, кладет кусочки бумаг на клей. При этом они накладываются друг на друга. Чем больше слоев образуется, тем гуще окажется цвет. Перекрывая один цвет другим, можно добиваться нужного оттенка. Когда клей окончательно просохнет, следует тонким фломастером дорисовать детали.

Объемная аппликация из бумажных салфеток, раскрашенных гуашью Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, объем, композиция.

Оборудование: белые салфетки, плотная цветная бумага, клей ПВА, гуашь.

Способ получения изображения: ребенок скручивает кусочки белых салфеток в небольшие жгутики, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги. Процедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками не заполнится пространство изображаемого объекта. Теперь можно взять гуашь и раскрасить приклеенные салфетки.

Наталья Богданова
Нетрадиционные техники работы с бумагой (консультация для воспитателей …)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С БУМАГОЙ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги , природного и бросового материала. Техника работы с бумагой может быть различной : обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумаго-пластики , бумагокручения , торцевание на пластилине.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Какие же методы и можно использовать для развития творческой деятельности детей?

Аппликация – это один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой . Эта техника , основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Техника работы с бумагой может быть различной : обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики , поделки в технике «оригами» , создание различных объёмов, используя технику «бумагопластики » , бумагокручения . В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получится. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Оригами – японское искусство складывания бумаги . Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Японцы считают, что искусство ОРИГАМИ несет душевное успокоение и и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей.

Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.

Возраст : от 4 лет

Бумагокручение (квилинг) - основана на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. В процессе занятий бумагокручением можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную для принтера, а также разноцветные салфетки.

Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой :

Повышают сенсорную чувствительность, т. е. формируют более тонкое восприятие формы , фактуры, цвета, объема;

Развивают воображение, пространственное мышление;

Развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синх-ронизируют работу обеих рук :

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

Вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что бумагокручение , наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преоб-разования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы .

Норигами -это уникальная авторская техника форматного бумажного конструирования , которая даёт возможность сделать из бумаги , что угодно. Задумывайте - и будет сделано. Хотите - сами учитесь придумывать поделки, хотите - учитесь их делать вслед за мастером. Никакой другой технике бумажного конструирования не сделать так быстро, просто и узнаваемо хоть Карлсона, хоть Китайского дракона, танк или подводную лодку, зебру или слона, жирафа, лошадь, кошку, принцессу, замок.

Норигами - родственник оригами : тоже без выкроек, тоже по схемам, тоже из стандартных листов простыми складываниями. Но отличие - в резании и клеении. Потому что нори - это по-японски "клей" - и складываем, и режем, и клеим. Дети очень любят работать с бумагой - она доступна как материал и проста в обращении. Работая с бумагой ребенок овладевает различными приемами и способами - сгибание листа, склеивание, надрезание. Простые манипуляции, доступные каждому, а результат- уникальная творческая поделка, которую дети забирают с собой. Такая необычная игрушка, сделанная своими руками станет прекрасным украшением для дома. Мальчишки с удовольствием конструируют из бумаги свои любимые машины , танки и самолеты и даже динозавров. Девочки -принцесс, забавных зверушек. Возраст детей от 5-ти лет до бесконечности.

Киригами

Возраст : от 6 лет

Это искусство складывания фигурок из бумаги . В известном смысле киригами - это разновидность техники оригами , но, в отличие от последней, в киригами допустимо использование ножниц и клея.

Само название техники говорит об этом : оно происходит от двух японских слов :киру - резать и ками - бумага .

Основой поделок в технике киригами является лист бумаги . Как правило, создание поделки начинается со складывания листа бумаги вдвое и вырезания различных фигур. Фигуры могут вырезаться как симметрично :

так и асимметрично :

В технике киригами делают красивые объемные открытки-раскладушки (по-английски их называют pop-up,

а также целые архитектурные сооружения из бумаги .

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги :

Возраст : от 5 лет

Средства выразительности : силуэт, фактура, цвет, объем.

Оборудование : двухсторонняя цветная и плотная белая бумага , клей ПВА.

Способ получения изображения : ребенок отрывает кусочки цветной бумаги , сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги . Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги .

Объемная аппликация из бумажных салфеток , раскрашенных гуашью

Возраст : от 4 лет.

Средства выразительности : пятно, фактура, цвет, объем, композиция.

Оборудование : белые салфетки, спонжи, плотная цветная бумага , клей ПВА, гуашь.

Способ получения изображения : ребенок скручивает кусочки белых салфеток в небольшие жгутики, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги . Процедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками незаполнится пространство изображаемого объекта. Теперь можно взять гуашь и раскрасить приклеенные салфетки.

Торцевание один из видов бумажного рукоделия . Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Также в аппликации можно использовать и другие материалы : солому, бересту, мех, тополиный пух, бумагу , пластилин. Например, аппликацию можно сделать и на картонке, замазанной слоем пластилина. А потом на пластилин вдавливать самые разнообразные формы из разной крупы : гороха, фасоли, риса, вермишели и др. Можно на замазанный пластилина или клейстером лист насыпать воронкой песок, подкрашенную манку, гречку и др. В аппликации можно также использовать ткань, яичную скорлупу, обрезки кожи, вату и многое другое, все, на что у вас хвати фантазии.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного и бросового материала – труд кропотливый, интересный и очень приятный. Попробуйте, и вы не пожалеете!

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70 Невского района Санкт-Петербурга
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С БУМАГОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составитель: Воспитатель 1-ой квалификационной категории Т.Г. Шилкина Технологии: «Айрис-Фолдинг», «Торцевание»

Цель: активизация творческой деятельности педагогов.
Задачи:
· Освоение современных нетрадиционных технологий.
· Обучение техник «Айрис-Фолдинг», «Торцевание».
· Повышение мотивации к овладению нетрадиционными технологиями и широкому применению их в работу с воспитанниками ДОУ.
Ожидаемые результаты:
· Практическое освоение нетрадиционных методов и приемов, направленных на развитие мелкой моторики.
· Приобщение педагогов к творчеству, раскрытие личного потенциала и роста мастерства.
· Повышение уровня профессиональной компетентности.
Зрительный ряд: образцы работ детей дошкольного возраста в этих техниках.
Ход мастер-класса.
Уважаемые коллеги, я приглашаю Вас на мастер-класс, где познакомлю с
технологиями работы с бумагой «Айрис-Фолдинг» и «Торцевание».
Работа в каждой из этих техник очень интересна. Они развивают моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, а также обязательность, аккуратность и командный дух.
Хочу предложить Вам, уважаемые коллеги, посмотреть и, если кто-то захочет, принять участие в изготовлении открытки с использованием этих техник.
ТОРЦЕВАНИЕ
Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квилинга (бумаговерчения).
С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом можно украшать практически любые предметы.
Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется: во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание; во-вторых, очень легким способом исполнения.
(Показ работ детей).
Принцип торцевания.
Основа этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов, выполненных из бумаги.
Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или « торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создаются задуманные изделия. Каждая такая «торцовка» - один мазок кисти в создании картины, одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении.
Инструментарий.
Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор материалов и инструментов:
- гофрированная бумага или обычные бумажные салфетки;
- ножницы;
- клей ПВА;
- картон;
- длинная тонка палочка с тупым концом (или карандаш, стержень, корпус от шариковой ручки, китайская палочка для еды).
Техника как таковая.
· Нарезаем квадраты (1*1см) из гофрированной бумаги.
· Делаем заготовку для объемного изделия или рисуем узор на плоской поверхности.
· Тупой конец стержня (торец) ставим на бумажный квадратик.
· Сминаем бумагу и прокатываем стержень между пальцами.
· Приклеиваем трубочку-торцовку к заготовке.
· Вынимаем стержень.
«АЙРИС-ФОЛДИНГ»
Айрис-Фолдинг (Irisfolding) в переводе с английского – сворачивание радужной
оболочки, радужное складывание.
Техника «Айрис-Фолдинг» появилась в Голландии.
«Радужное складывание» только кажется сложным. На самом деле эта техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скапбукинга) интересными декоративными элементами.
Рисунок складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали.
Рисунки в этой технике делаются с помощью айрис-шаблонов. В «Айрис-Фолдинге» можно использовать не только специальную (для этой техники) бумагу, но и обычную цветную, бархатную, упаковочную (для подарков), цветную фольгу – любую, какую подскажет собственная фантазия.
Иными словами «Айрис-Фолдинг» - заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками.
Инструментарий.
- цветная бумага;
- ножницы;

Линейка;

Карандаш;

Схема-шаблон;

Канцелярский нож;

Копировальная бумага.

Техника выполнения.

· Возьмем айрис-шаблон.

· Нарисуем на картоне силуэт и аккуратно вырежем его, используя канцелярский нож или ножницы.

· Наложим картон на шаблон лицевой стороной. Закрепим шаблон (например, скрепками).

· Нарежем полоски бумаги нужных цветов. Для нашего шага ширина полоски получается ________ см. Сколько нужно полос сразу рассчитать сложно, поэтому лучше резать их в процессе выполнения работы.

· Возьмем самую длинную полоску. Линия сгиба должна расположиться вдоль первой линии айрис-шаблона. Приклеем полоску немного смазав картон по краям прорези.

· И так по кругу.

Клеем мажем не полоску, а место приклеивания!

Клея используем немного, только чтобы «схватилась» полоска.

Когда в конце работы останется маленький пустой треугольник, заклеем его кусочком бумаги одного из цветов.

· Теперь можно перевернуть работу и полюбоваться результатом!

бумага и картон деформируются. Но детям легче работать с клеем.

Симонова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Нетрадиционные техники работы с бумагой"
Дата публикации: 07.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с

различными материалами, например, с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различ-

ной: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание

различных объемов с использованием техники бумагопластики, бумагокручения.

Самое важное и ценное заключается в том, что дети учатся видеть, чувствовать, оцени-

вать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразова-

ния материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его

преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назна-

чением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требова-

ний к результату работы.

Нетрадиционные техники аппликации:

Обрывная аппликация - этот способ хорош для

передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом

чае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.

Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем

наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной

аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольни-

ки, либо просто рваные бумажки.

Накладная

аппликация.

позволяет

лучить многоцветное изображение. Задумы-

ваем образ и последова-

тельно создаем его, накладывая и наклеивая

детали слоями так, что-

бы каждая следующая деталь была меньше

предыдущей

Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых

изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппли-

кации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображе-

Торцевание. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объ-

ется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её

полнения.

Квиллинг или бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из

скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги. без применения клея и ножниц.

Аппликация

из ткани - раз-

ность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреп-

определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппли-

из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из

предметной,

сюжетной

декоративной;

одноцветной,

цветной и многоцветной.

Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую

моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые дви-

жения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть ре-

зультат своего труда.

Аппликация из засушенных растений.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испы-

тывают положительные эмоции. Работа с бумагой дает возможность детям проявить терпение,

упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести

ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благо-

творно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Воспитатель - Русакова Т.В.

Развивать творчество, детей можно работая с различными материалами. В процессе рабо-

ты с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использова-

ние их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания

эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах

и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия,

создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д.

В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результа-

та. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными

своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Самое доступное для дошкольников - ремонт книг. Поэтому родители время от времени

должны вместе с малышами просматривать книги, отбирать нуждающиеся в ремонте, обсу-

ждать, что надо взять, какую бумагу, как аккуратно отрезать полоски, приклеивать их к книге

или использовать для ремонта другой подходящий материал. Это будет способствовать воспи-

танию у детей бережного отношения к книге.

Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги,

дерева, природного и бросового материала.

Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное зна-

чение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потру-

диться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

конструктивные способности де-

творчество,

фантазию,

чтобы смастерить забавного ска-

го человечка из природного мате-

подбирает

туловища.

юбочки или шапочки, раскалыва-

лудь пополам, чтобы сделать бо-

и т.д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать фор-

му, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из

шишки - лесовика.

В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их

обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами.

Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку

необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился проч-

ным, имел опрятный, наглядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на

детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Положительное влияние оказывает и пример родителей при совместных занятиях взрос-

лых и детей ручным трудом. Очень важен контроль со стороны взрослых за работой детей.

Воспитатель – Симонова М.А.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность . Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

  • Умственное воспитание . Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
  • Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
  • Нравственное воспитание . Изобразительная деятельность () должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
  • Трудовое воспитание . Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
  • Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности - вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

История аппликации

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Виды аппликации

  • предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • сюжетная, отображающая те или иные события;
  • декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Нетрадиционные техники аппликации

  • Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

  • Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

  • Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

  • Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

  • Ленточная аппликация
  • Силуэтная аппликация

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

  • Коллаж

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

  • Оригами

Орига?ми (от яп. сложенная бумага) - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

  • Аппликация

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

  • Аппликация

Разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

  • Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.