Нетрадиционное рисование в младшей группе перечень. Использование нетрадиционных техник рисования в развитии художественно - творческих способностей детей второй младшей группы. Примеры конспектов занятий по рисованию в нетрадиционной технике

Текстовая часть публикации

Спиркова Елена Алексеевна Воспитатель 1кв.кат
«Это правда, ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне» Э. Успенский Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок пробует свои силы и совершенствует свои способности. Существует множество техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в раннем возрасте, постепенно усложняя их. Такое рисование развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей Занятия проводятся в форме игр, цель которых - научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Актуальность данного направления совместной деятельности состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

ЗАДАЧИ:
 Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и способами применение их на практике.  Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.  Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.  Активизировать детей при выборе тематики.  Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.  Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке  Выявить способности у детей младшего дошкольного возраста к изодеятельности посредством проведения запланированных мероприятий.
Подходы и методы их реализации:
 Систематические занятия  Игры и игровые приемы.  Организация и оформление выставок детских работ.  Индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты:
 Создание образов детьми с использованием различных изобразительных материалов и техник.  Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.  Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.  Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе и своих возможностях.
Октябрь 2014

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

«Мой

любимый

дождик»
Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой (НИТ) рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. Листы с наклеенными на них тучками, синяя гуашь, салфетки, зонтик для игры.
«Весёлые

мухоморы

»
Рисование пальчиками Продолжать знакомить с НИТ– рисование пальчиками. Учить наносить равномерно и ритмично точки на всю поверхность бумаги. Способствовать формированию смелости и интереса к результату. Вырезанные шаблоны мухоморов Красная и белая гуашь Салфетки
«Украсим

платочек»
Печать поролоновым и штампами Познакомить с техникой печати штампами. Показать прием получения оттиска. Учить располагать рисунок в пределах обозначенных границ. Развивать эстетическое восприятие, воображение. Воспитывать аккуратность, точность. Квадратный контур платочка на альбомном листе бумаги Гуашь 3-4 цветов Печатки различных форм Салфетки для рук Платочек с ярким рисунком.
«Золотая

рыбка»
Печать ладошками Познакомить с НИТ-печать ладошками. Воспитывать интерес к рисованию, желание изображать объект, дополнять рисунок мелкими деталями (камушки, водоросли) Развивать цветовосприятие. Листы белой бумаги Гуашь оранжевая и желтая Салфетки для рук Изображение рыбки.
«Рисуем

хотим»
Развивать самостоятельность в выборе темы, способа и объекта изображения. Листы А4, гуашь разного цвета, кисти, штампы,палитра, салфетки для рук
Ноябрь 2014

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

«Веточка

рябины»
Рисование пальчиками Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. Листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины, гуашь красного цвета в чашечках, салфетки, иллюстрации рябины.
«Грибок»
Рисование крупой Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. Листы бумаги белого цвета с силуэтом грибочка, кисти, клей ПВА, крупа манная, салфетки.
«Ежики» и

«Зайчики»
Рисование методом тычка жесткой кисти Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Листы белого цвета с силуэтом ежика и зайчика, кисть с жестким ворсом, краска черного и белого цвета, стаканы с водой, салфетки.
«Дружные

ладошки»
Знакомство с техникой монотипии Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать оттиск. Развивать умение складывать лист пополам по намеченному сгибу. Воспитывать интерес к рисованию, аккуратность в работе. Листы формата А-4, сложенные пополам. Гуашь разног цвета, кисти, стаканчики с водой, салфетки для рук.
Коллективная

работа

«Снег-

снежок»
Рисование пенопластом (по клею) Познакомить с техникой изображения путем хаотичного наклеивания. Воспитывать терпение, умение договариваться, работать в коллективе. Лист Формата А-3, клей ПВА, «шарики» пенопласта, заготовленные заранее вместе с детьми.

Декабрь 2014

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

Оформляем открытку «С Новым годом!»

«Дед мороз»
Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию НИТ. Учить дополнять изображение деталями. Листы – заготовки для открыток светло- голубого цвета, белая и красная гуашь в плошках, салфетки, вырезанные шапочки, вата для бороды.
«Снеговик»
Рисование стопой Показать детям способ печати стопой. Стимулировать желание повторить, не бояться «грязных ног». Развивать воображение, фантазию, интерес. Помочь увидеть знакомый образ в рисунке. Листы –заготовки. Гуашь белая, красная, черная, кисть широкая, салфетки.
«Овечка»
Рисование пальчиками Закреплять умение детей наносить ритмичные мазки указательным пальчиком. Учить соблюдать границы изображения. Стимулировать желание закончить рисунок, дополнив его деталями Листы-заготовки, белая гуашь, салфетки, вырезанные мордочки и ножки для овечек.
«Дружные

снеговики»
Рисование ладошками Закреплять умение наносить краску на ладошку и делать четкий отпечаток. Стимулировать желание довести рисунок до конца, участвовать в дорисовывании. Развивать фантазию, воображение, речь. Листы-заготовки, белая гуашь, акварель для дорисовывания деталей, тонкая и широкая кисти, стаканчик с водой, салфетки.

Январь 2015

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

«Елочка-

красавица»
Рисование методом тычка жесткой кисти Упражнять в рисовании методом тычка. Учить передавать «колючесть» предмета данным способом. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Белый лист с контурным изображением елочки. Гуашь зеленого цвета Жесткие кисти, Салфетки Палитра.
« Как мы елку

украшали»
Рисование методом тычка карандашом и ватной палочкой Продолжать учить детей рисовать методом тычка, используя разнообразные инструменты. Закреплять знание цветов. Развивать чувство ритма, желание использовать в работе несколько цветов краски. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать эмоциональную сферу – умение радоваться результату, оценивать работы сверстников. Лист бумаги с наклеенным силуэтом елки. Карандаши, ватные палочки Гуашь основных цветов Салфетки
«Снегири»
Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой пальцеграфии Развивать фантазию, интерес к работе с красками Учить делать ритмичные отпечатки, фиксируя пальчики. Воспитывать аккуратность в работе, желание дорисовывать детали Белый лист бумаги Гуашь черного и красного цвета Кисти широкие Салфетки Фломастер
«Как к нам

птички

прилетали»
Рисование группами в технике пальцеграфии Закреплять умение детей рисовать с помощью пальчиков. Развивать воображение, Воспитывать аккуратность в работе с красками Стимулировать желание работать коллективно Развивать эмоциональность – умение радоваться результату Голубой лист бумаги А4 Гуашь коричневого, красного, черного и белого цветов Салфетки Палитра Фломастер

Февраль 2015

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

Оформление открытки ко Дню святого Валентина

«Я люблю

свою семью»
Рисование ладошками+ аппликация Побуждать детей к созданию поздравительной открытки для родных. Продолжать учить изображать предметы в НИТ. Учить складывать «сердечко» пополам. Воспитывать аккуратность в работе с красками и клеем. Развивать эстетические чувства – радость результата, умение оценивать работы сверстников, желание подарить открытку родным. Листы А5, сложенные пополам Гуашь красного цвета Салфетки Вырезанные сердечки двух размеров и цветов (красные и розовые) Фигурный степлер Клей-карандаш
Поздравляем наших пап – оформляем выставку рисунков

«Салют для

папы»
Рисование методом тычка жесткой кисти Упражнять в рисовании методом тычка. Стимулировать самостоятельность в передаче искр салюта. Закреплять умение держать кисть, знание основных цветов. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию, действиям с красками Листы А4 бледно голубого цвета Палитра Гуашь основных цветов Жесткие кисти Иллюстрация салюта Салфетки
«Звезда для

моего

защитника»
Рисование гофрошариками (по клею) Продолжать знакомить детей с НИТ. Развивать моторику рук в процессе изготовления гофрошариков. Учить наносить клей в пределах контура, приклеивать шарики плотно друг к другу, создавая единый образ. Развивать глазомер. Закреплять знание основных цветов. Воспитывать аккуратность в работе. Стимулировать интерес к завершению работы путем добавления других элементов (цветок, веточка, салют…) Гофрированная бумага красного, желтого и зеленого цвета Листы голубого цвета с контурным изображением звезды Клей ПВА Кисти для клея Салфетки Гуашь основных цветов (по необходимости)
«Бежит

кораблик по

волнам»
Рисование в технике пальцеграфии Продолжать учить детей рисовать с помощью пальчиков. Развивать воображение, самостоятельность Воспитывать аккуратность в работе с красками. Закреплять знание основных цветов Развивать эмоциональность – умение радоваться результату Листы А4 бледно голубого цвета Рисунки кораблика Гуашь основных цветов Салфетки Штампы – облака, кораблик

Март 2015
Побуждать к оформлению рисунка, дополняя основной образ деталями (солнышко, травка, облака, насекомые…) Закреплять знание цветов. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать эмоциональную сферу – умение радоваться результату, оценивать работы сверстников. Образцы – как нарисовать насекомых пальчиком.
«Кого мы

встретили в

зоопарке»
Занятие 2 Рисование в технике пальцеграфия

Апрель 2015

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

«Необъятный

космос»
Рисование оттиском поролона, тонирование бумаги поролоновым и губками Упражнять в рисовании методом оттиска поролоновой губки. Учить передавать «размытость» объекта с помощью смешивания краски на палитре. Познакомить с техникой тонирования листа бумаги поролоновой губкой. Закреплять первоначальные представления о космосе, знание цветов. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Белый лист А3 Гуашь разных цветов Поролоновые губки, штампы Салфетки Палитра.
«Роспись

пасхального

яичка»
Знакомство с техникой «изонить», использование знакомых техник Продолжать развивать интерес к рисованию с использованием НИТ. Познакомить с техникой рисования нитью. Закреплять первоначальные представления о светлом празднике Пасхи, о традиции украшать яйца. Воспитывать аккуратность в работе с красками. Стимулировать интерес к работе, фантазию и желание доводить начатое до конца. Вырезанные шаблоны «яйцо» Гуашь разных цветов Нитки для шитья любые Салфетки Возможность использования других НИМ по желанию детей
«Одуванчики»
Рисование методом тычка жесткой кисти Продолжать учить рисовать методом тычка. Закреплять знание цветов, умение правильно держать кисть. Стимулировать желание передать в рисунке увиденный объект по памяти, добавить детали – насекомые, солнышко... Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Листы бумаги бледно- зеленого цвета Гуашь желтого и зеленого цветов Салфетки Палитра
Волшебные

рисунки –

«Огонек -

невеличка»
Воск + акварель Развивать воображение детей, умение видеть необычное в обычном. Продолжать знакомить с техникой тонирования с помощью кисти Воспитывать аккуратность в работе с акварелью, аккуратно набирать краску, хорошо промывать кисть. Закрепить представления детей о положительных и отрицательных свойствах огня. Листы А-5 с нанесенным восковым рисунком огня Акварель Широкие кисти Вода Салфетки

Май 2015

Тема

Техника

Программное содержание

Необходимые

материалы

Оформление выставки «Впечатления весны»

«Травка

зеленеет,

солнышко

блестит»

«Одуванчики»

«Сирень»

«Лягушка»

«Аисты

прилетели»

«Летят гуси»

«Дружные

лягушки»
Рисование ладошкой, оттиском поролоновых штампов, тычком жесткой кисти, тычком карандаша Продолжать развивать интерес детей к рисованию с использованием НИТ. Упражнять в рисовании методом оттиска различными материалами. Развивать самостоятельность в выборе инструмента изображения, умение оценивать внешние качества объекта рисования, выделять особенности и подбирать способ передачи их в рисунке. Прививать аккуратность при работе с краской. Закрепить представления о весенних признаках. Листы А4 разного цвета Гуашь разных цветов Поролоновые губки, штампы, карандаши Салфетки Палитра.
Изготовление

альбомов

«На память»
Печать ладошками Закреплять умение детей самостоятельно делать отпечаток ладошки на листе бумаги. Побуждать к выполнению подарочных альбомов для именинников. Гуашь, Листы А-5 салфетки

Фото материалы «Как мы рисуем»

ЗНАКОМСТВО

ТЕХНИКОЙ

МОНОТИПИИ
«
ДРУЖНЫЕ

ЛАДОШКИ»

РИСОВАНИЕ
«
ТЫЧКОМ
»
ЖЕСТКОЙ

КИСТИ
«
ЕЖИКИ

ЗАЙЧИКИ»

КОЛЛЕКТИВНАЯ

РАБОТА

РИСОВАНИЕ

КЛЕЙ

ПЕНОПЛАСТ
«
СНЕГ

СНЕЖОК»

ПАЛЬЦЕГРАФИЯ
«
РЯБИНКА
» «
ГРИБОК
»
РИСОВАНИЕ

КЛЕЮ

МАНКОЙ


«
КАК

ЕЛКУ

УКРАШАЛИ»


«
КАК

ПТИЧКИ

ПРИЛЕТАЛИ»

РИСОВАНИЕ

ТЫЧКОМ

РИСОВАНИЕ

ТЕХНИКЕ

КАРАНДАША

ПАЛЬЦЕГРАФИИ
«
ЕЛОЧКА

КРАСАВИЦА»

РИСОВАНИЕ

ТЫЧКОМ

ЖЕСТКОЙ

КИСТИ

ОФОРМЛЕНИЕ

ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЙ

ОТКРЫТКИ

ПАПЫ


«
ЗВЕЗДА

МОЕГО

ЗАЩИТНИКА»
«
БЕЖИТ

КОРАБЛИК

ВОЛНАМ»

РИСОВАНИЕ

ТЕХНИКЕ

ПАЛЬЦЕГРАФИИ

ВЕТОЧКА

МИМОЗЫ

МАМЫ

НЕОБЫЧНЫЕ

ЦВЕТЫ

БАБУШКИ

ВЫСТАВКА

РАБОТ

ТЕМУ
«
КОГО

ВСТРЕТИЛИ

ЗООПАРКЕ»

ЭТОТ

НЕОБЪЯТНЫЙ

КОСМОС

ОДУВАНЧИКИ

Отчет о результативности работы кружка за 2013-2014гг
С сентября 2013г. во второй младшей группе функционирует кружок «Разноцветные пальчики». Работа кружка направлена на развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. В начале года мною был разработан перспективный план работы с детьми в данном направлении. Первые занятия кружка показали, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляло детям множество положительных эмоций, раскрывало новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляло своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша позволяло почувствовать краски, их характер, настроение. Эмоциональное состояние детей сохранялось на протяжении всего года, дети с волнением ждали следующего занятия. Не заметно для себя дети научились наблюдать, думать, фантазировать.
Благодаря последовательной и планомерной работы дети на данном этапе обладают знаниями и умениями в использовании таких техник изобразительного искусства как:  рисование пальчиками  рисование ладошкой  рисование методом тычка  рисование крупой  тампонирование и др. Подводя итоги работы кружка можно сделать вывод, что дети за прошедший учебный год не только познакомились, но и научились владеть различными техниками рисования, составлять композиции, работать в коллективе. Все ребята теперь знают основные цвета и их оттенки, различают, и называют формы, дифференцируют предметы (изображение) по размеру. У ребят заметно возрос интерес к изобразительному искусству, они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности.
Список литературы
1. Аверьянова А.П. Мастерилка. – Дмитров: Издательский дом «Карапуз», 2000. 2. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50. 3. Как научиться рисовать. Пер с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмэн, 2001. 4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / Художник А.А.Селиванов – Ярославль: Академия Холдинг, 2004.

Описание работы: Конспект разработан для воспитателей второй младшей группы. Он содержит информацию о применении нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников. Изобразительная деятельность в этом занятии интегрирована с другими областями, такими как социализация, безопасность, развитие речи.

Конспект открытого интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе «Мой веселый звонкий мяч».

Программное содержание:
1. Образовательные:
Познакомить детей с новым приемом нетрадиционной техники рисования- манной крупой; развивать интерес к нетрадиционной технике рисования.
Расширять знание детей о мячах, о материалах, из которых делают мячи; закрепить знания о круглой форме.
Познакомить детей с историей возникновения «мяча».
Развить познавательный интерес к окружающим предметам.
2. Воспитательные:
Воспитывать потребность ребенка получить новую информацию о знакомых предметах.
Воспитывать эстетический вкус, воображение, развивать креативное мышление.
3. Развивающие:
Развивать у детей зрительное восприятие, зрительную и словесную память. Развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа : наблюдение за мячом и его свойствами; загадывание загадок, чтение стихотворений о мяче. Рисование «Мячик».
Материалы и оборудования: резиновый мячик, манная крупа, клей ПВА, стаканчики под клей, кисточки; для дидактической игры «Найди игрушку»- тазик, крупа, макароны, фасоль; музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Организационный момент. Воспитатель держит в руках блестящий мешочек и обращается к детям.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие. У меня в этом волшебном мешочке спрятан для вас сюрприз. Отгадайте загадку и узнаете, что там.

Красный, синий, яркий, круглый,
Он красивый и упругий.
Прыгает, несется вскачь,
Отгадай, что это? (Мяч.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно, я загадала загадку о нашем мячике. Какой он? (круглый). А что умеет делать «мяч»? (прыгать, летать, катиться, кувыркаться, лопаться и др). Ребята, наш мячик очень хочет с вами поиграть. Давайте с вами встанем в большой круг.
Игра «Мой веселый звонкий мяч».
Дети встают в круг и передают по кругу из рук в руки:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда умчался вскачь,
Желтый, красный, голубой,
А теперь ты будешь мой!
На слова «мой» ребенок, у которого окажется в руках мячик, поднимает их вверх.
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы будем играть в игру «Найди игрушку». Дети садятся вокруг обруча и по очереди засовывает руку в тазик с макаронами, крупой, фасолью, нащупывает игрушку, называет её и показывает другим детям (Кукла, мяч, машина, чашка, тарелка)
Воспитатель: Ребята, как одним словом мы назовем все те предметы, которые вы нашли? (ответы детей – игрушки) .
Воспитатель: Да, игрушки. И наш мячик тоже игрушка. Ребята, а вы знаете, откуда взялся мяч? Каким он был? Кто придумал в него играть? Сейчас я расскажу вам об истории возникновения «мяча».
Мяч - одна из самых древних и любимых игрушек. Давным-давно мячи набивали перьями, песком, фисташковыми зёрнами. Однажды, две тысячи лет тому назад, в Риме случилось вот что. Учитель гимнастики, звали его Атциус, проходя мимо мясной лавки, обратил внимание на огромный пузырь. Надутый воздухом и перевязанный верёвкой, он висел над входной дверью – для красоты. Ветер трепал пузырь и бил его об стенку, а он отскакивал! Ударялся и отскакивал! «Идея!» - должно быть, подумал Атциус, купил пузырь, обшил его дома чехлом из кожи, и получился мяч – лёгкий и прыгучий! Небольшие мячи использовали для игр руками, а большими мячами играли ногами. С тех пор придумали много мячей. Для каждой игры.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Играть с мячами весело и интересно. Но даже от таких игр бывают неприятности, если забывать правила безопасности.
1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? (Мяч может их разбить) .
2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? (Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию) .
3. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!
Почему? (Водитель может не успеть остановиться)
Физкультминутка. А теперь, ребята, давайте с вами сделаем маленькую веселую переменку и поиграем в пальчиковую игру «Игрушки»:
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
Воспитатель : Молодцы! Ребята, а сегодня мы с вами нарисуем красивый круглый мячик. Для этого нам понадобится вот такие материалы – как вы думаете что это? (показывает манную крупу) потрогайте, какой он? (рассыпчатый, разноцветный, мелкий, сыпучий). Это манная крупа. Из него делают манную кашу. Мы будем рисовать мячик с помощью манной крупы.
Воспитатель показывает, объясняет. Дети наносят клей на шаблон мячика, затем посыпают манной крупой. После этого разукрашивают красками по их собственному выбору. Во время самостоятельной деятельности включает музыкальное сопровождение.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Все очень хорошо рисовали, активно участвовали, поиграли со мной. Спасибо всем! А ваши мячики мы повесим на стенд и ими будут любоваться гости, которые придут в нашу группу.
Рефлексия: О какой игрушке мы сегодня говорили? Какую форму имеет мяч? А где нельзя играть с мячом?

Консультация для родителей

во второй младшей группе

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Известно, что рисование - одно из самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в своей работе использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Нетрадиционные техники рисования - это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
Для каждой возрастной группы они свои.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
. рисование пальчиками
. рисование ватными палочками
. тычок жесткой полусухой кистью
. рисование ладошками

Что даёт использование нетрадиционных техник?

Это интересно. С раннего возраста малыши пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительной деятельности через визуализацию ощущений. Отсюда стремление рисовать пальчиками на запотевшем стекле, палочкой на песке и мелом на асфальте.

Итак, существующие техники нетрадиционного рисования обладают главным преимуществом — они позволяют быстро увидеть результаты своей деятельности. И, правда, поставить на бумагу кляксу собственным пальцем и увидеть в ней забавный рисунок — это быстро и весело. Кроме этого, необычные техники позволяют

  • развивать творческие способности;
  • формировать нетривиальный взгляд на окружающий мир;
  • помочь становлению воображения, креативности;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать самостоятельность.

Выдающийся детский писатель Эдуард Успенский писал: «…Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, не стене и в трамвае на окне…».

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 3-4 лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие по рисованию.

Ватные палочки

В некоторых методических источниках эта техника рисования носит название «метод тычка».

  • собственно ватные палочки;
  • небольшие ёмкости с краской (например, крышечки из-под йогурта или напитков), лучше использовать гуашь, так как она гуще;
  • влажные салфетки.

Процесс рисования заключается в том, что малыши макают палочку в краску и наносят отпечатки на указанную область рисунка. Таким образом можно рисовать осадки (дождь, снег), узоры на одежде (например, при раскрашивании костюмов героев). Главное, показать детям, что для получения правильного тычка, палочку нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги.

Пальчики

Это способ что называется «всё под рукой», то есть для его реализации инструментарий готовить заранее не нужно, ведь потребуются пальцы. Кроме этого, нужно взять

  • краску (можно акварель — её легче отмыть с пальцев);
  • влажные салфетки.

Обратите внимание, что эта техника — идеальное решение для создания коллективных работ. Например, листвы осенних деревьев. В этом случае воспитатель даёт малышам общую подложку — большое дерево, а малыши ставят отпечатки пальцев, обмакнув их в тот или иной цвет краски. Так и отмываться легче (так как пальцы будут испачканы только один раз), и каждый малыш почувствует себя равноправным членом коллектива.

Ладошки

Этот способ, конечно, самый неаккуратный, но зато изображение проявляется быстрее, так что детям рисование ладошками очень нравится. Для создания рисунков в этой технике потребуется

  • неглубокая тарелочка с краской (наливаем немного воды и капаем гуашь — так краска быстрее ототрётся от кожи, а на яркости рисунка это ухищрение никак не отразится);
  • влажные салфетки.

К слову, ладошками также удобно создавать коллективные рисунки. Такие, как, например, «Цветы для мамы».

Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоять, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно!
Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда, получится в следующий раз!




Способность и стремление к творчеству - одна из составляющих гармоничной личности. Поэтому с самого раннего возраста ребёнка необходимо приобщать к изобразительному искусству. Увлечённый своей работой воспитатель детского сада предлагает ребятам не только обычное рисование кистью, предусмотренное программой, но и знакомит их с различными нетрадиционными способами изображения. Какие из них будут актуальны во второй младшей группе?

Что даёт использование нетрадиционных техник рисования воспитанникам второй младшей группы

Занятий, разработанные традиционной программой по рисованию, явно недостаточно для формирования у дошкольников умений и навыков рисования. Некоторым воспитанникам второй младшей группы трудно быстро освоить кисть или карандаш: у ребёнка может возникнуть неуверенность в себе, нежелание в дальнейшем заниматься живописью. Кроме того, многие ребята в данном возрасте ещё проходят процесс адаптации к детскому саду, ведь кто-то начинает посещать дошкольное учреждение именно с младшей группы, а не с ясельной. Решить эти проблемы, а также развить у ребёнка многие полезные качества помогают нетрадиционные методы рисования:

  1. Большинство данных техник предполагают свободу творчества. Малыш не ограничивается рамками, в результате не боится совершить ошибку (например, если отпечаток ладошки, пальчика, картофелина и прочего размазался, в этом нет ничего страшного - изображение просто дополняется до желаемого образа деталями). Рисование похоже на весёлую игру, что идеально для младшего дошкольного возраста.
  2. Ребёнок учится мыслить нестандартно, находить верные решения в различных ситуациях.
  3. Обогащается эмоциональная сфера дошкольника: он удивляется необычным материалам, способам работы с ними, получаемым на бумаге образам. Малыш испытывает искреннюю радость от творчества, чувствует себя самостоятельным, значимым.
  4. Нетрадиционные техники очень хорошо развивают мелкую моторику (например, при рисовании ладошками или пальчиками задействованы непосредственно нервные рецепторы рук, при работе со штампами требуется определённое напряжение кисти.
  5. На создание картины в необычной технике обычно требуется меньше времени, чем на традиционный рисунок. При этом малыш работает легко и непринуждённо. Это очень важно для воспитанников младшей группы, которым часто не хватает усидчивости и терпения.
  6. Смешивание цветов, нахождение новых оттенков формирует цветовосприятие, эстетический вкус.

Нетрадиционное рисование больше похоже на весёлую игру, чем на занятие, что и нужно для младшего дошкольного возраста

Рисование ватными палочками (метод тычка)

Во второй младшей группе педагог предлагает ребятам несложные нетрадиционные техники, не требующие особой усидчивости и точной координации движений. Например, это рисование ватными палочками. Это очень простой метод: кончик палочки просто окунается в краску (лучше всего использовать гуашь), а затем ребёнок оставляет отпечатки на основе.

Кропотливое монотонное занятие завораживает ребёнка, действует на него успокаивающе, что важно для гиперактивных малышей.

Кропотливое занятие увлекает и успокаивает малышей

Подходящая тематика занятий:

  1. Заполнение силуэта, обозначенного воспитателем на бумаге (яблоко, рыбка, бабочка, мишка, котёнок и пр.).
  2. Украшение различных бумажных форм: ложки, варежки, ёлочки, салфетки и пр.
  3. Дополнение дерева или просто веточки листочками, ягодками (рябина, мимоза и пр.), педагог при этом заранее рисует на основе ветку или ствол дерева.
  4. Рисование снега или дождя.

В принципе, рисование ватными палочками можно адаптировать почти под любую тему в младшей группе.

Фотогалерея: детские работы ватными палочками

В ходе рисования чередуется зелёная и жёлтая краска, ветку же рисует воспитатель Ребята дополняют белыми точками готовый рисунок ёлочки Необычная основа сделает творчество особенно интересным Воспитатель рисует ствол дерева и обозначает его крону, дети же изображают листья палочками Малыши учатся красиво сочетать цвета в рисунке Малыши обычно любят рисовать снег Ватной палочкой можно создавать изящные узоры Дети заполняют готовый контур, нариосванный воспитателем

Видео: рисование ватными палочками «Подснежники» (вторая младшая группа)

Рисование пальчиками

При пальчиковом рисовании ребёнок обмакивает свой палец в краску и оставляет им след на бумаге. Конечно же, маленькие дети приходят от этого восторг.

Лучше всего использовать гуашь или специальные пальчиковые краски. Последние абсолютно безопасны для ребёнка и легко смываются.

Для рисования пальчиками можно приобрести специальны краски

Данная техника предполагает два основных приёма. Это образование точечного следа на бумаге (пятна божьей коровки или шляпки мухомора) и проведение коротких или более длинных линий (травка, листья дерева, лучики солнца).

Что касается тематики занятий, то педагог может использовать те же темы, что и при рисовании ватными палочками. Только след от пальчика будет крупнее, чем от ватной палочки, поэтому можно предложить ещё такую тему, как «Бусы для куклы».

Я, например, работая с детьми младшей группы, предлагала малышам коллективную композицию «Кусты клюквы в зимнем лесу». На листе ватмана я изобразила деревья и кусты в снежных сугробах. Основа была расположена на мольберте, и ребята по очереди подходили к ней и рисовали пальчиками ягодки на кустиках.

Пальчиковая живопись предполагает интенсивную стимуляцию нервных окончаний на пальцах. Это особенно актуально для малышей, которые плохо разговаривают.

Конспект НОД во второй младшей группе. Нетрадиционное рисование ватными палочками тычком «Жираф».

Мурыгина Мария Трофимовна, воспитатель.
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 34» г. Иваново
Описание материала: Данный конспект будет интересен воспитателям ДОУ и родителям. Предназначен для проведения во второй младшей группе. Может использоваться в качестве знакомства с техникой рисования ватными палочками.

Цель занятия: Развитие у детей художественного творчества и активизация творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи приоритетной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- Познакомить детей с новой техникой творческой деятельности - рисование ватными палочками
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности
- Развивать художественный вкус, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное восприятие), «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Планируемые результаты НОД:
Ребенок знаком с новой техникой творческой деятельности – рисованием ватными палочками, проявляет самостоятельность в художественной деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослым; проявляет любознательность; обладает элементарными представлениями об окружающем; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Оборудование:
1. Лист бумаги формата А4 белого цвета с нарисованным жирафом для каждого ребенка.
2. Оранжевая гуашь в плоских баночках для каждого ребенка.
3. Ватные палочки для каждого ребенка.
4. Салфетки для каждого ребенка.
5. Иллюстрации (иллюстрации грустного и веселого жирафа, иллюстрации к сказке С. Якуниной «Почему у жирафа длинная шея»)
6. Аудио записи «Песенка про жирафа» Ю. Энтина и Ю. Чичкова; «У жирафов пятна, пятна...» Железновых

Предварительная работа
Чтение сказки С. Якуниной «Почему у жирафа длинная шея»
Разучивание пальчиковой гимнастики «Пальчики», малоподвижной игры «У жирафов пятна, пятна...»

Ход занятия

Вводный этап (3 минуты)
Цель: создание положительного настроя, мотивирование детей на образовательную деятельность, способствование развитию движений в процессе игры.
Воспитатель:
В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках … (ответы детей )
- Ребята, а жирафы какие? (большие, высокие, длинные, в пятнышках и т.д. )
- Правильно, они высокие, с длинной шеей, с длинными ногами, с оранжевыми и коричневыми пятнышками.
Ребята давайте поиграем в нашу любимую игру (Малоподвижная игра «У жирафов пятна, пятна...»)
- Садитесь на стульчики за столы

Основной этап (10 минут)
Цель: ознакомление детей с новой техникой творческой деятельности - рисованием ватными палочками; формирование умения и навыков, необходимых для создания творческих работ. Практическая деятельность детей.
Воспитатель:
Посмотрите на жирафа-
Он высокий, выше шкафа,
Телефонной башни выше -
Он котенка снимет с крыши
- Посмотрите, кто к нам пришел? Это жираф. Какой он? А почему знаете? (Жираф. Грустный. Нет. )
- Ребята, помните сказку про маленького жирафа? Посмотрите на доску - здесь иллюстрации к сказке.
- Каким сначала был жираф? (Маленьким, с короткой шеей, таким же как другие жирафы )
- Правильно, таким же как все.
- Как вы думаете, почему шея у жирафа вытянулась и стала длинной? (Тянулся к высоким веточкам )
- Что случилось, когда все жирафы заметили, что у маленького жирафа стала длинная шея? (Перестали с ним дружить ).
- Так и остался жираф один? Или нашел друзей? (Друзей нашел. Он помог свои жирафам - спас их от львов. И все увидели какой хороший маленький жираф. )
- Правильно. Другие жирафы увидели, какой хороший жираф, и поняли, что с ним тоже можно дружить, даже если он и не такой как все, даже если у него и длинная шея.
- Вот и у нашего жирафа нет друзей. Давайте нарисуем жирафов, которые будут с ним дружить.
- Но прежде чем рисовать, надо подготовить наши пальчики (пальчиковая гимнастика, слова дети проговаривают вместе с воспитателем):
(Разгибаем из кулачка пальчики по очереди)
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять! (Прячем в кулачок по очереди)
В домик спрятались опять.
Воспитатель:
- Ребята, рисовать мы сегодня будем не кисточкой, а … вот такими ватными палочками (показывает). Воспитатель показывает сначала сухой палочкой, а затем показывает, как макать палочку в гуашь и методом «тычка» рисовать пятнышки.
- Смотрите, один раз вы сделали "тычок", руку поднимаем, рядом делаем еще один "тычок", рядом еще один.
- А теперь, ребята, возьмите ватную палочку, обмакните в гуашь и нарисуйте пятнышки на своих жирафах (воспитатель следит за выполнением задания и помогает детям).
Во время выполнения работы звучит «Песенка про жирафа» Ю. Энтина и Ю. Чичкова.

Заключительный этап (2 минуты)
Цель: способствование снятия эмоционального и умственного напряжения и повышения эмоционального настроения воспитанников. Получение детьми положительной оценки своей деятельности.
Воспитатель подводит итоги образовательной работы, дает положительную оценку каждому воспитаннику. Все работы вывешиваются на доску.
- Ребята, посмотрите на нашего жирафа? Что изменилось? (Стал веселым )
- Значит ему понравились ваши жирафы и он с ними подружился.
- Посмотрите какой красивый жираф получился у … (имена детей), а у … (имена детей) как аккуратно, какие пятнышки замечательные! Молодцы!
- Жираф говорит вам спасибо и до свидания.

Приложение

Выставка работ:

Лист с жирафом для каждого ребенка:

Малоподвижная игра «У жирафа пятна, пятна…»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)


У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)