Нормы и правила поведения в общественных местах для школьников. Поведение детей в общественных местах

Классный час

Тема: Правила поведения в общественных местах

Цели: Познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения в

общественных местах.

Воспитывать уважение к окружающим людям;

Развивать у детей чувство такта.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.

Сегодня мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

Кто знает, как проявляется вежливость? Правильно, она проявляется прежде всего в словах, а также тоне, которым они сказаны.

Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются или становятся? Конечно же становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А сегодня давайте проверим, какие вы знаете «волшебные слова».(добрые)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит…(добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим извините…(пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…(до свидания)

Но не только слова у вас должны быть добрыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться.

Тема классного часа «Правила поведения в общественных местах».

    Общественные места – это места большого скопления людей. Что мы называем общественным местом? (Общественное ме­ сто - место, где люди собираются добровольно или обязательно, чтобы
    отдохнуть, решить какие-то дела, учиться или работать).

    Какие общественные места вы знаете? (Кафе, улица, транс­порт, школа, театр, кинотеатр).

В общественных местах бывает немало людей разного возраста.
Каждому из них надо уметь общаться друг с другом. Все мы бываем в
кинотеатре, магазине. Мы остаемся довольны покупкой или спектаклем,
у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное сло­во оставляет в душе след на целый день. Находясь в обществе, вам при­
ходится выполнять правила общения, правила вежливости. О которых мы только что говорили. - Какие правила вы знаете? (правила дорожного движения, правила поведения на воде, правила поведения в лесу и т.д.)

Молодцы! А сейчас мы узнаем новые правила. Для этого поиграем в загадки.

1. Эта загадка об очень важном общественном месте в жизни каждого человека:

В этом заведении

Все перебывали.

Двоечники, гении

Отметки получали.

Учились здесь артисты,

Певцы, артиллеристы.

Сюда хожу и я,

И вы, мои друзья. (Школа)

Ребята, вы уже шесть месяцев школьники. Расскажите, как же нужно вести себя в школе.

Игра «Знаешь ли ты правила».

Встаньте из - за парт.

Если вы согласны с данным правилом - поднимите руки вверх, а если не согласны – присядьте.

1. Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

2. Входящего в класс взрослого приветствуй стоя.

3. Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

4. Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»

5. В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

6. Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

7. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

8. Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».

9. Не надо ябедничать.

10. В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

Молодцы, ребята! Ни разу не ошиблись!

А теперь загадка про следующее общественное место.

2.(Библиотека)

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные

Стоят рядами тесными

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай! (библиотека) Сценка в библиотеке.

Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой библиотеке

Правила особенные есть:

Знать вам обязательно их нужно,

Этих правил, я скажу вам, шесть.

Как войдешь в страну Библиотеку,(читает Софа)

Поздороваться со всеми не забудь.

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь!

Ясно, четко, кратко, быстро

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо «спасибо» ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный в ней срок,

Чтобы эту книгу без проблемы

Если эти правила, ребята,

Будете вы строго выполнять,

То тогда страна Библиотека,

Будет рада вас всегда принять!

Как себя нужно вести в библиотеке? Что такое читальный зал?(Слайд) 3.Следующее общественное место:

Сюда я иду, чтобы чая попить
И чтобы пирожных сладких купить.
Салата отведаю здесь я и плова.
Здесь все есть, что хочешь ты. Это...(Столовая)

Правила поведения в столовой.

Зачем мыть руки перед едой?

Можно в столовой чавкоть?

Почему нельзя разговаривать во время еды?

в столовой

1. Входить в столовую надо организованно, не крича и не толкаясь, соблюдая порядок.

2. Мой руки перед едой.

3. Во время еды не разговаривай и не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.

4. После еды убирай за собой посуду.

5. Уходя, поблагодари тех, кто тебя накормил.

4.Театр

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово!

Сценка

в театре, на концерте, в кинотеатре.

1. Приведи себя в порядок.

2. Рассчитай время: в кино - сними шапку, в театре - разденься в гардеробе и получи номерок.

3. Не сори, не бегай в фойе.

4. Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.

5. спеши выходить из зала до окончания спектакля: успеешь одеться

6. разговаривай во время представления

5.T РАНСПОРТ

Что за чудо-синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином (автобус)

Давайте мы поиграем в игру « Правильно-неправильно».

в транспорте

1. входить в транспорт только после полной остановки транспорта;

2. держаться за поручни в салоне;

3. покупать билеты у водителя только на остановке;

4. уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.

5. Выходить через переднюю дверь, а входить – через заднюю.

6. расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.

1. отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;

2. открывать двери транспорта во время его движения;

3. высовывать голову и руки из окон.

4. Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество

Мультфильм

Итог занятия

Наше занятие подходит к концу. В напутствие мне хотелось бы прочитать стихотворение.

Если ты воспитан, если вежлив даже,

О тебе плохого никогда не скажут.

Ты старушке место в транспорте уступишь.

Маме помогая, хлеб к обеду купишь.

С другом на уроке ты болтать не будешь

И сказать «спасибо» ты не позабудешь.

В комнате порядок наведёшь, конечно.

И друзей поздравишь с праздником сердечно.

В разговоре взрослых перебить не сможешь.

И в несчастье другу ты всегда поможешь.

Слабому в защите, верно, не откажешь,

О другом, конечно, слов плохих не скажешь.

Вежливый ребёнок-это просто клад!

С вами повстречаться каждый будет рад!

О чём мы сегодня говорили? (О правилах поведения в общественных местах)

Рефлексия

Ребята, так будьте же всегда вежливыми и воспитанными!

Спасибо за внимание!

КОНКУРС ЗНАТОКОВ

КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ

    Идя по улице, ты любишь заглядывать в окна и пристально разглядывать прохожих?

    Съев на улице конфеты, ты тщательно сворачавешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

    На улице тебя останавливает прохожий, чтобы спросить, как пройти куда-либо, ты очень торопишься и поэтому молча, пожав плечами, проходишь мимо?

    Надо ли здороваться с человеком, если виделся с ним утром? И как это надо сделать?

    Надо ли быть вежливым с грубым человеком?

    Кто первым заканчивает разговор?

    Должна ли девочка поблагодарить мальчика, если он уступил ей место в автобусе?

    Как обращаться к незнакомому взрослому человеку?

    Как правильно знакомиться?

    Ты считаешь, что в гостях надо оставлять еду на тарелке, чтобы показать, что ты не жадный и не голодный?

    Салфетку за столом можно использовать в качестве носового платка?

    Ты получишь подарок, отложишь его в сторону и скажешь: «Спасибо. Потом посмотрю» или поступишь как-то иначе? Как?

    Чтобы веселее было ехать, ты садишься в автобус с мороженым?

(Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Далее жюри подводит итоги и объявляет победителя).

Деловому человеку приходится контактировать с другими людьми в так называемых общественных местах: на улице, в транспорте, в государственных и негосударственных административных учреждениях, театре и т. д. Общение в этих местах часто кратковременно и обезличено, т. е. во взаимодействие вступают незнакомые люди. Тем не менее такое взаимодействие также регулируется правилами этикета.

На улице. К внешнему виду на улице предъявляются такие же требования, как и в других общественных местах. Одежда и обувь должны быть чистыми, опрятными, волосы причесанными, головной убор должен хорошо сидеть на голове. Переходить улицу следует в положенных местах, нельзя ходить по проезжей части и газонам, на тротуаре необходимо соблюдать правую сторону, не мешать прохожим. Если случится в тесноте или нечаянно толкнуть прохожего, следует извиниться. Вопросы типа «Как пройти...?» задают вежливо. За ответы благодарят. Если вас спрашивают, то отвечайте четко и ясно. Если сомневаетесь, лучше извинитесь, откажитесь от ответа. На ходу не следует горбиться, размахивать сильно руками или держать их в карманах. Только в очень холодное время их можно засунуть в карманы пальто или куртки. Не следует ходить с сигаретой в зубах, есть на ходу. Если очень хочется покурить или поесть, для этого нужно отойти в сторону. На прохожую часть нельзя бросать окурки и другой мусор.

Максимальное число идущих в ряд - три человека, на многолюдном тротуаре - два. В паре с мужчиной женщина занимает место с правой стороны, за исключением военнослужащих, которым необходимо отдавать честь. В компании двух мужчин женщина идет посередине, если две женщины и мужчина, то справа от него находится старшая, а рядом с ней - младшая. Когда женщины равны по возрасту, мужчина занимает место между ними. Сумку надо нести так, чтобы не задевать прохожих. Зонтик держат в вертикальном положении.

Когда идешь по тротуару, нужно быть внимательным, одновременно смотреть под ноги и по сторонам, не пропуская без приветствия знакомых. При желании поговорить со встретившимся знакомым необходимо отойти для этого в сторону, чтобы не мешать прохожим, как и в случае, если захочется поближе познакомиться с памятником архитектуры.

На улице не следует громко кричать, свистеть, показывать пальцем, пристально рассматривать прохожих, оглядываться вслед им. Хорошо воспитанный человек не только соблюдает писаные и неписаные правила поведения на улице, но и оказывает помощь тем, кто в ней нуждается: помогает перейти улицу, спуститься по крутой или скользкой лестнице пожилому человеку, инвалиду, своей спутнице.

В транспорте. Прежде чем войти в автобус, троллейбус, трамвай, следует дать возможность выйти пассажирам, ехавшим в нем. Входят не толкаясь, помогают войти тем, кто нуждается в помощи (пожилым людям, инвалидам и т. д.). Если мужчина едет с женщиной, он должен пропустить ее вперед. Войдя в транспорт, не нужно останавливаться у входа, а пройти в салон, чтобы дать возможность уехать и другим пассажирам. Те, кто едет до первой или второй остановки, входят последними.


Молодым людям при наличии в транспорте пожилых людей, пассажиров с детьми, инвалидов не следует садиться на передние сиденья, предназначенные для этой категории пассажиров. Такие места, как правило, обозначены специальными знаками. Воспитанные молодые люди уступают место пожилым. Те, кому предложили сесть, обязательно должны поблагодарить за любезность и воспользоваться ею. Если же по-прежнему хотят стоять, то вместе с благодарностью стремятся объяснить причину, например, словами: «Спасибо! Я скоро выхожу».

В переполненном транспорте следует располагаться так, чтобы как можно меньше доставлять беспокойства соседям. Особенно надо быть осторожными с сумками, рюкзаками. Их обязательно снимают с плеч и держат в руках. На сиденье сумки ставить не следует. Стоящих или сидящих рядом людей не рассматривают. В развернутые для чтения книги, газеты, журналы не заглядывают. В свою очередь читающие должны держать газету или журнал сложенными.

В транспорте нельзя громко разговаривать, и тем более навязывать свои разговоры и расспросы попутчикам. При кашле надо закрывать рот платком, при желании чихнуть - массировать переносицу. Если вы простужены, следует избегать общественных мест. Есть в общественном транспорте, за исключением поездок на дальние расстояния, следует избегать.

С просьбой прокомпостировать билет или передать деньги для его покупки обращаются со словами: «Пожалуйста...», «Будьте добры...», «Будьте любезны...» За проявленную любезность обязательно благодарят.

Пассажирам с детьми надо следить, чтобы последние вели себя подобающим образом, не шалили, не шумели, не становились в обуви на сиденье, не трогали руками и ногами соседей. Детей школьного возраста родители должны учить уступать место старшим. Но громко отчитывать, тем более шлепать детей по поводу плохого поведения не стоит. Просто надо негромко сделать замечание, а наедине с этической точки зрения оценить проступок ребенка.

Нельзя мешать контролеру выполнять свои служебные обязанности. Без всяких комментариев следует предъявлять проездной билет и без возмущения, тем более без оскорблений, платить штраф за проезд «зайцем».

Пробираясь к выходу, спрашивают, не выходят ли впереди стоящие. Мужчина, который едет с женщиной, выходит первым и при выходе предлагает ей руку. Это же делают молодые люди при выходе со своими спутниками - пожилыми людьми. Так же помогают выйти старым людям, инвалидам, с которыми незнакомы.

При посадке в такси мужчина должен открыть дверь женщине или другому уважаемому лицу. Ей, как и другим людям, к которым относятся с почтением, предоставляется близкая к тротуару сторона заднего сиденья. Мужчина усаживается рядом с женщиной. Если пассажирами являются две женщины и мужчина, женщины садятся на заднее сиденье, а их спутник - рядом с водителем. При поездке в такси одного мужчины или одной женщины приемлемым для них местом является сиденье рядом с водителем. В салоне автомобиля присаживаются на край сиденья и втягивают ноги. При выходе ноги ставят на тротуар и поднимаются с сиденья. Подбирать по пути следования автомобиля прохожих водитель может только с разрешения пассажиров, находящихся в автомобиле. Курить также следует с позволения спутников.

В поезде. Готовясь к поездке в поезде, необходимые в дороге вещи (туалетные принадлежности, еду и т. д.) укладывают в отдельную ручную кладь, но таким образом, чтобы при их выемке не перебирать все содержимое этой клади.

Войдя в купе, здороваются. Представляться спутникам, с которыми едете в одном купе, не обязательно. Если при взаимном обмене первыми нейтральными фразами (о погоде, транспорте, станции и т. д.) обнаружится обоюдное желание продолжить общение, то в процессе беседы можно познакомиться. Однако вопросы о личной жизни попутчика задавать не следует.

Отъезжая на поезде, не загораживайте окна вагона без необходимости, так как ваши спутники, возможно, также желают с кем-нибудь проститься. В купе не открывайте окно, не спросив предварительно согласия других пассажиров. При путешествии поездом рекомендуется брать с собой не авоськи и пакеты, а дорожные сумки или чемоданы. В купе следует вести себя корректно. Неприлично класть ноги на противоположное сиденье, курить, слишком громко разговаривать, веселиться, петь, свистеть и т. д.

В транспорте дальнего следования нужно располагаться на месте, указанном в билете. Культурный человек предложит пожилому спутнику или женщине свою нижнюю полку. Следует помнить, что на этой полке имеют право сидеть и обладатели верхних мест. Для общего пользования предназначен размещенный в купе столик. Поэтому его не стоит заставлять своей едой. Она должна храниться в сумках. В дорогу пищу целесообразно брать в виде бутербродов. Мясо птицы лучше разрезать дома, чем на виду у других людей. Во время еды пища находится на захваченных с собой салфетках. Предлагать или не предлагать попутчикам разделить застолье? В данном случае можно поступать по собственному усмотрению. Отказ от совместной еды надо воспринимать спокойно. По окончании несъеденную еду убирают в сумку, остатки же выбрасывают в мусорный ящик, расположенный в коридоре вагона, а не в окно или под сиденье.

С попутчиками вести себя следует вежливо и тактично, как можно меньше доставлять им беспокойства. Курить надо в тамбуре. Во время ночного сна даже автономное освещение для чтения включать нежелательно. Это же касается и работы радио. Если ваши попутчики собираются лечь в постель, следует выйти из купе. Первыми обычно готовятся ко сну пассажиры верхних полок. Те, кто уже готов ко сну, отворачиваются к стенке.

Прощаясь с попутчиками, желают им доброго пути. Если вы приезжаете на свою станцию во время, когда знакомые спутники спят, будить их для прощания не надо. Это можно сделать перед сном или по их просьбе.

Если мужчина едет с женщиной, то из поезда, как и из иного транспортного средства, он выходит первым, поднося ее багаж и помогая ей сойти на перрон.

В самолете. При посадке в самолет и в полете следует строго выполнять требования, предъявляемые к авиапассажирам. Необходимо правильно заполнять таможенную декларацию, безропотно проходить таможенный досмотр и т. д.

При входе в самолет приветствуют стюардессу. Важнейшее этическое правило, которое должны соблюдать пассажиры, - не показывать свой страх другим пассажирам, не вспоминать вслух об авиакатастрофах, не делиться своими замечаниями типа «что-то шасси не выпускаются» и т.п. Со всеми вопросами и просьбами обращаются к стюардессе. Чтобы скоротать время пребывания в воздухе, можно почитать или побеседовать с соседом, если он не против. При выходе из самолета благодарят стюардессу и прощаются с ней.

В государственных и негосударственных административных учреждениях. Входя в учреждение, здороваются с находящимся в вестибюле вахтером или дежурным. По его требованию предъявляют необходимые для входа документы (пропуск, паспорт, удостоверение и т. п.).

Перед посещением учреждения четко уясняют цель визита, предмет беседы с его руководителем или другим должностным лицом, продумывают ее план, готовят нужные документы. При необходимости заранее договариваются о встрече и, естественно, приходят к назначенному времени.

При наличии в учреждении гардероба верхнюю одежду оставляют там. Во всех случаях мужчины, входя в служебные помещения, снимают головной убор.

Если в приемной должностного лица есть секретарь, то сообщают ему о назначенной встрече, и тот, выяснив, смогут ли принять посетителя, пропускает его в кабинет. Секретарь может представить его хозяину кабинета. При входе в кабинет в дверь не стучат. При отсутствии секретаря входят в кабинет в назначенное время. И в этом случае, входя в кабинет, можно не стучать. Стучат только тогда, когда такой порядок устанавливает хозяин кабинета. Нельзя стучать в служебные комнаты, в которых работают несколько сотрудников. В таком случае, входя в комнату, тихо или поклоном приветствуете тех, кто обратил внимание на вас, и подходите к нужному должностному лицу. Если не можете определить, за каким столом он сидит, спрашиваете о нем у близсидящего к двери работника. Если по учреждению идут с сопровождающим, то он идет рядом или чуть впереди гостя. В освещенную служебную комнату гостя пропускают первым, в неосвещенную - первым входит сопровождающий. Это же правило выполняет мужчина в отношении своей спутницы. На лестнице мужчина уступает место женщине у перил, сам же по отношению к ней занимает такую позицию, чтобы помочь быстро поддержать свою спутницу, если она вдруг споткнется. Наиболее удобная позиция при следовании вверх по лестнице - сбоку на одну ступеньку выше, вниз - сбоку на одну ступеньку ниже.

Общение посетителя и должностного лица должно быть корректным и деловым. Даже если вопрос решен не в пользу посетителя, при выходе из служебной комнаты не следует громко хлопать дверью. При встрече и беседе с кем-то в коридоре занимают такое место, чтобы не мешать идущим по нему людям. Разговаривают приглушенным тоном. Уходя из учреждения, прощаются не только с принимавшим вас деловым человеком, но и с человеком, дежурящим у входа:

В гостинице. Прибыв в гостиницу, обращаются к администратору и, если есть свободные места или они заранее забронированы, заполняют листок проживающего. Во многих западных отелях записывают свое имя в книгу для гостей. С обслуживающим персоналом в гостинице, как и в других учреждениях, следует обращаться вежливо. За дополнительные услуги платят чаевые. О сумме чаевых можно поинтересоваться у администратора. Если же вы просите купить газеты или какой-нибудь другой предмет, то она будет составлять 10 - 20% стоимости этих газет.

Когда приходится проживать в номере вдвоем, стараются не мешать друг другу отдыхать или работать с бумагами. Во время ночного сна нельзя включать яркий свет, телевизор или радиоприемник. В ресторан и в буфет выходят в соответствующей для этих заведений одежде, а не в пижаме, спортивном костюме и тапочках.

Свои вещи следует разместить в шкафу и в тумбочке, но не держать их на виду. Проявлением крайнего бескультурья являются сознательная порча имущества отеля, воровство предметов, принадлежащих ему.

Если вы собираетесь пригласить к себе гостей, предупредите об этом соседа по номеру. Гости должны находиться в номерах до установленного администрацией отеля времени.

Во многих заграничных отелях отсутствуют дежурные на этажах. Однако следует иметь в виду, что за вами могут следить в коридоре, лифте посредством телекамер.

Поведение в театре, кинотеатре, на концерте. Нахождение в культурно-просветительном учреждении требует особенно щепетильного отношения к этикету. Основное требование к поведению в этих общественных местах - не мешать людям отдыхать, следить за игрой актеров, музыкантов, перипетиями сюжета театрального спектакля или кинофильма.

Одеваются в театр, на концерт нарядно. Верхняя одежда, которую не снимают только в кинотеатре, также должна быть опрятной.

Как и на деловую встречу, так и на культурно-зрелищное мероприятие нельзя опаздывать. Если же это случится, следует сесть на ближайшее свободное место или обратиться за помощью к дежурной. Мужчина, пришедший с женщиной, в гардеробе помогает ей снять верхнюю одежду, сдает ее и берет номерок, по окончании спектакля получает одежду и помогает ей одеться.

В вестибюль мужчина пропускает женщину первой, но в зрительный зал входит первым сам. Он же ищет места соответственно купленным билетам, просит разрешения пройти у сидящих и усаживает спутницу на более удобное для нее место. Следует помнить, что проходят между рядами спиной к сцене. Надо также иметь в виду, что каждый зритель имеет право только на один подлокотник. В кинотеатре мужчина снимает головной убор, женщина может не снимать берет или шляпку с невысокой тульей и полями. Если в зрительном зале усаживаются две пары, дамы сидят в центре, мужчины - по обеим сторонам. В ложе впереди сидят дамы, за - ними мужчины.

Во время концерта, кинофильма не следует есть, разговаривать, топать ногами или барабанить пальцами в такт музыке, громко смеяться. Аплодировать предпочтительнее в конце части театральной постановки или после исполнения музыкального номера.

Ни в коем случае нельзя опираться на спинку переднего кресла руками или на кромку переднего сиденья ногами. Естественно, очень беспокоят зрителей соседи, которые кашляют и сморкаются. Более свободные проявления своих эмоций (ритмические аплодисменты, вставание с мест, движения в такт музыке) сейчас позволительны на гала-концертах рок-певцов и музыкантов в больших молодежных аудиториях, но не в залах классического типа (филармониях и др.).

Пользуясь биноклем, не разглядывают людей, сидящих в зале. Не следует пристально рассматривать и прогуливающихся в фойе зрителей.

Нельзя без особой необходимости оставлять одну женщину, с которой вы пришли в театр или на концерт. Если мужчина предложил ей посетить буфет, он должен позаботиться о ней, т. е. принести ей то, что она пожелает.

Если вам не нравится то, что вы видите на сцене или на экране, не следует во время действия это обсуждать. Уходить из зала можно после антракта или по окончании зрелища. По окончании спектакля нельзя срываться с места, следует дождаться закрытия занавеса и выхода актеров к зрителям и спокойно уйти.

Естественное вхождение ребенка в общество во многом зависит от его поведения и культурных навыков: воспитанному человеку намного легче влиться в коллектив, наладить отношения с окружающими, завоевать уважение и признание взрослых и сверстников. Поэтому обучение правилам поведения ребенка в обществе – одна из ключевых задач воспитания детей.

Правила поведения детей в общественных местах

В общественных местах, будь то театр, музей, зоопарк или транспорт, дети постоянно сталкиваются с другими людьми. Благодаря соблюдению несложных правил поведения ребенка в обществе, формируются навыки культуры поведения.

Прежде всего, малыш должен запомнить, что в общественных местах разговаривают негромко, ни в коем случае нельзя кричать, если только на это есть веская причина. Особенно это правило касается музеев и театров. Ребенок должен отчетливо понимать цель прихода в то или иное культурное заведение. Для этого дома заранее обговаривается, как правильно вести себя в таких местах. Но одних разговоров мало, должна существовать целая система воздействия, чтобы ребенок постепенно учился правильному поведению. Например, необходимо с малых лет водить сына или дочь в театр, тогда, благодаря подсказкам родителей, они быстрее научатся хорошим привычкам.

Второе правило поведения детей в общественных местах гласит о том, что в театре во время представления неприлично шелестеть фантиками, что-то есть или пить. Для этого существуют буфет и антракт. Необходимо объяснить ребенку, почему, к примеру, в кинотеатре можно пить кока-колу и есть попкорн, а в театре нельзя. Малыш должен подробно и несколько раз услышать от взрослого о тех требованиях, которые предъявляются к посетителям в театре.

Наконец, третье правило поведения детей в общественных местах гласит о том, как вести себя в музеях и на выставках. Нужно объяснить ребенку, что нельзя входить с мороженым или напитками, а также запрещается трогать экспонаты руками. Во время экскурсии необходимо внимательно слушать экскурсовода. Чтобы заинтересовать ребенка, можно заранее рассказать ему о предстоящей выставке и сформировать у него потребность познакомиться с экспонатами лично. В этом случае малышу будет легче управлять своим поведением.

Поведение детей в общественном транспорте

Особое внимание стоит уделить поведению детей в общественном транспорте, так как многие школьники и подростки пренебрегают элементарными правилами вежливости в автобусах, троллейбусах и метро. Принятые нормы поведения в общественном транспорте:

Эти правила очень просты и доступны каждому. Неплохо сопровождать их такими словами как "Благодарю Вас", "Будьте добры", "Спасибо" и "Пожалуйста".

Обучение детей поведению в общественных местах, как и любое другое воспитательное действие, требует педагогических усилий от родителей, воспитателей и учителей. Ребенок не знает правил, поэтому их ему необходимо объяснять, причем не раз. И не стоит забывать о том, что дети подражают взрослым во всем, а значит, лишь собственным положительным примером можно научить ребенка культуре поведения.

Видео с YouTube по теме статьи:

Каждый день мы сталкиваемся с разными персонами. В транспорте, на работе, в магазине, по дороге домой мы встречаем много людей, спешащих по своим делам. Соблюдение правил поведения позволяет избежать нехороших ситуаций, свидетелями которых мы иногда бываем. Нередки случаи неприятных разговоров в транспорте или ссор в магазине. Воспитанный человек знает, как правильно себя вести и обязательно избежит таких ситуаций.

Зачем нужны правила?

С самого раннего детства ребятишкам говорят, как правильно себя вести. С первых дней взрослые должны помогать малышу становиться культурным человеком, уметь ладить с другими детьми в детском шагу и в школе. Вырастая, все должны помнить эти правила и выполнять их. Такие нормы существуют, чтобы помочь любому человеку избегать неловких случаев , которые не только портят настроение, но и надолго оставляют неприятное впечатление. От того, как индивидуум выходит из неприятной ситуации, зависит, насколько ему знакомо такое понятие, как этикет.

От правильности наших действий во многом зависит, как видят нас окружающие люди. Общество начинает оценивать человека и все его действия.

Правильное поведение поможет установить контакт с новыми знакомыми, достичь взаимопонимания, создать благоприятную почву для дальнейшего сотрудничества.


Цель правил поведения – создать комфортную обстановку для каждого члена общества, не допуская грубости, хамства, неуважения к отдельным личностям. От каждого отдельного человека, от его умения правильно себя вести и выполнять общепринятые нормы, зависит, какое общество мы создаем.

Хотя нас с раннего детства учат правилам хорошего тона и умению вести себя культурно в общественном месте, судя по частым конфликтам, некоторые нормы этикета не учитываются отдельными личностями. Этика является своеобразным эталоном поведения, системой правил, принятых в обществе.

Самыми важными элементами в повседневной жизни должны стать: правило хороших манер, доброта к окружающим и особое внимание к ним.

Нормы поведения детей

Ребенок с рождения сталкивается с небольшим количеством людей – это родители и близкие, врачи, соседи. Попадая в детский сад, он чувствует себя неуверенно, если родители не сумели вовремя привить правила хорошего поведения, которые следует соблюдать в подобных учреждениях.

Каждый человек на новом месте чувствует себя неуверенно, а у ребенка такая ситуация и вовсе может вызвать стресс. Постепенно приучайте малыша к большому количеству людей, рассказывайте о правилах поведения. Объясните, какие поступки для детей недопустимы.

Подрастая, ребенок уже будет иметь в багаже определенные правила, знать их и стараться выполнять.


Мы часто на улице или в магазине наблюдаем, как безобразно начинает себя вести ребенок, устраивая истерики. Маленькие дети выпрашивают игрушки и сладости у родителей. Что касается подростков, они могут громко шуметь, ругаться, курить, вести себя неподобающе. Такое поведение должно быть недопустимо для несовершеннолетних.

Многие из них знают, что есть нормы, которых нужно придерживаться, но не все их выполняют. Подростки должны понимать, что за их несоблюдение могут наказать родителей. С 14лет они сами смогут отвечать за нарушение общественного спокойствия.

Культурные навыки должны стать основой жизни, ведь человеку с хорошим воспитанием проще налаживать отношения с окружающими на протяжении всей жизни



Существуют определенные правила, которых должны следует придерживаться:

  • Не рекомендуется громко кричать в общественном месте.
  • Нельзя выбрасывать мусор не в урны, плевать, ломать деревья и кусты.
  • Необходимо соблюдать правила дорожного движения, переходить дорогу в положенных метах.
  • Нельзя делать плохие поступки, следует предостеречь от них своих сверстников.
  • Дети не должны издеваться и дразнить других людей, а также оскорблять, портить имущество или одежду сверстников.
  • Нельзя обижать маленьких.
  • Необходимо уважать пожилых людей.


Судя по тому, что такие действия можно встретить достаточно часто, этих детей недостаточно учили, как правильно вести себя в общественном месте.


Взрослые обязаны обучить ребенка, как правильно действовать в местах , где находится много людей, чтобы не нарушать спокойствие. Необходимо дать понять малышу, что воспитанные люди не станут кричать и шуметь, бросать бумажки от конфет на пол, свистеть и плеваться.

Когда малыш попадает в новое место, он должен понимать, как правильно себя вести и чего делать нельзя. Например, расскажите ребенку, что в зоопарке нельзя дразнить животных, бросаться камнями, забираться на решетки, громко кричать и плеваться. Так, юный посетитель не только напугает животных, но и будет мешать тем, кто пришел в зоопарк, и подвергнет себя опасности.

Посещая цирк или кино, ребенок должен соблюдать правильные манеры. Объясните, почему во время спектакля не едят, в то время как в цирк приносят попкорн с напитками. Посещая музей, дети должны внимательно слушать, что рассказывает экскурсовод, а также не притрагиваться к выставленным экспонатам и витринам.

Особо следует обратить внимание детей на их поведение в транспорте. Объясните ребенку, что:

  • Первыми заходят женщины и пожилые люди, затем заходят дети.
  • Проходя по салону, локти должны быть прижаты, нельзя толкать ими пассажиров.
  • Нужно вовремя оплачивать проезд.
  • Громкая музыка мешает, поэтому ее делают тише или выключают.
  • Нельзя делать надписи на сидениях, портить имущество, выбрасывать мусор.
  • Нельзя шуметь, кричать, а также отвлекать водителя во время движения транспорта
  • Если ребенок не съел купленный хот-дог или пирожок, его следует положить в пакет и съесть после высадки из транспорта, иначе можно испачкать пассажиров. Пользуйтесь салфетками во время еды, ешьте аккуратно, не чавкайте.
  • Ребенок должен всегда иметь с собой носовой платок и пользоваться им по необходимости. Чихая или кашляя, нужно всегда закрывать рот, пользоваться салфетками или платком.
  • Также объясните ребенку, что необходимо следить за своим внешним видом и при выходе на улицу быть чисто и опрятно одетым, расчесанным.


С самого раннего детства детей начинают обучать вежливости. Для такого обучения лучше подойдет ваш ежедневный пример. Не забывайте дома произносить в семье вежливые слова, Когда родители или родственники постоянно употребляют слова «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита», «доброе утро», «спокойной ночи» и так далее, ребенок сам начинает их произносить и обучается первым правилам вежливости.

Не забудьте научить малыша важным правилам поведения:

  • Открывая двери, следует постучать.
  • Не перебивать разговор старших.
  • Не игнорировать, уходить или отворачиваться.


Ребенку необходимо привить культурное поведение за столом. Дети копируют своих родителей. Если в семье взрослые не всегда правильно ведут себя, то и юные домочадцы начинают повторять их действия. Приучайте ребенка, как нужно вести себя за столом и подскажите, что нельзя делать во время приема пищи.


Чтобы ребенку было понятнее (и для большего эффекта), повесьте над обеденным столом картинки с правилами, как нужно кушать, что нельзя делать. Так, в игровой форме будет проще обучить малыша важным правилам поведения и этикета за столом.

Ребенок твердо должен знать, что:

  • Перед едой обязательно моют руки с мылом.
  • Нужно уметь вытираться бумажными салфетками.
  • Нужно брать достаточное количество пищи.
  • Уметь правильно пользоваться приборами.
  • После еды всегда благодарить.


Вместе с тем, ребенку следует объяснить, чего не следует делать во время приема пищи:

  • Набивать полный рот еды, разговаривая при этом.
  • Выплевывать еду.
  • Баловаться, крутиться, отворачиваться, капризничать.

Ребенок должен знать, как аккуратно и правильно сидят за столом. Посадите его на удобный стул, чтобы он мог легко самостоятельно кушать, не выливая суп себе на одежду.


Особо хочется обратить внимание родителей на то, что следует приучать малыша не чавкать за столом , что иногда делают и взрослые. Начинайте воспитание ребенка с себя. Малыш смотрит, как его родители сами ведут себя в обществе. Если он видит, что они громко ругаются, плюют мимо урны, бросают бумажки и хамят в магазине, то вряд ли это достойный пример для подражания.

Подрастая, ваш ребенок попадает в компанию сверстников, которые будут оказывать на него определенное влияние. Покажите ему, что плохое поведение скверно смотрится со стороны, а также объясните, почему плохие поступки осуждают другие люди, и как это может повлиять на их будущее.


Установленный порядок для взрослых

Взрослые тоже должны придерживаться правил поведения не только на улице, но и в семье. От того, насколько взрослые умеют правильно вести себя в общественных местах, зависит очень многое. Используя правила культурного общения, можно установить новые контакты на рабочем месте и в быту.

На улице

Выходя из дома, мы сталкиваемся с большим количеством людей. На улице, в транспорте, магазинах взрослым следует вести себя так, чтобы не доставлять неудобства для окружающих и придерживаться определенных требований:

  • Заранее позаботьтесь о чистой и удобной одежде и обуви для выхода на прогулку. Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными.


  • Переходя через улицу, внимательно посмотрите по сторонам или проходите по сигналу светофора. Никогда не перебегайте перед машинами или в неустановленных местах. Также нельзя ходить по газону.
  • При движении не размахивайте руками, не стоит держать руки в карманах, не сутультесь, смотрите вперед, но не забывайте смотреть и под ноги. Если вы захотели перекусить, можно купить булку или пирожок, отойти в сторону и съесть еду. Не стоит жевать на ходу – это некрасиво. Кроме того, вы можете испачкать одежду себе и рядом идущим людям.
  • Не выбрасывайте мусор, салфетки и окурки на дорогу. Если рядом нет урны, временно положите мусор в карман. Для курящих людей существуют уголки, где они могут курить. В общественных местах курение запрещено.

Во время ходьбы не следует расталкивать людей, а также продвигаться, толкаясь локтями. Обходить и обгонять прохожих следует справа.


Если по тротуару идет несколько человек, существуют определенные правила:

  1. Не следует идти толпой по улице, мешая прохожим. Допускается 3 человека, идущих рядом.
  2. Если идут мужчина с женщиной, дама должна идти справа. Исключение составляют военные – им следует отдавать честь.
  3. Если идут двое мужчин с женщиной, дама идет посредине.
  4. Если идут две дамы и мужчина, рядом с ним идет женщина постарше, далее младше по возрасту.
  5. Если дамы одного возраста, кавалер идет между ними.


В транспорте

Поездка в общественном транспорте требует выполнения определенных правил:

  • Заходя в общественный транспорт, снимите громоздкие сумки и рюкзаки, чтобы не ударить других пассажиров.
  • Не следует занимать в транспорте более одного места, широко выставляя ноги.
  • Если вам задают вопрос, следует внимательно выслушать и ответить на него.
  • Не забывайте волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста» – будьте доброжелательны. Если случайно задели пассажира, следует сразу извиниться. Часто в транспорте можно наблюдать такие ситуации, когда кому-то наступили на ногу или толкнули. Очень неприятно, когда начинается скандал, а ведь достаточно было просто вежливо извиниться.
  • Если вы едите с маленькими детьми, следите, чтобы они не шумели, не мешали соседям, не кричали. Сделайте им тихонько замечание, а дома обсудите с ними этот вопрос.

Зачем нужно знать и соблюдать правила поведения в общественных местах?

    Правила поведения в общественных местах нужно знать и соблюдать для того, чтобы поддерживать порядок и для безопасности своей и окружающих. Если хотите чтобы вас уважали окружающие вас люди, нужно соответственно относиться к ним. Поступайте с другими также как бы вы хотели чтобы обращались с вами.

    Существуют правила поведения, нарушение которых ведет к изоляции от общества, в котором вы их нарушаете.

    Если нарушение уголовного характера, то изоляция получится физическая - арест, несколько суток + расслетование, суд и т.д.

    Если нарушение нравственно-поведенческого, но не уголовное, то общество само оттолкнет вас, потому что не захочет общаться с вами. Ведь вы не соблюдаете правила поведения данного общества, значит вы - аутсайдер. И общество вам не поможет в трудную минуту, не поддержит, так как вы не поддерживаете его, нарушая нормы поведения в данном обществе. По-моему вс по-честному.

    Как-то так...

    Просто напросто, чтоб не выглядеть белой вороной, чтоб не смотрели осуждающими или оценивающими взглядами. И вообще, правила поведения придумали же не зря, это проявление уважения к окружающим вас людям.

    Представьте, что не только Вы но и все другие люди перестанут соблюдать правила поведения... Это будет хаос, в котором жить захочется только хамам, беспредельщикам и анархистам. Элементарные правила нужно соблюдать даже из уважения к себе.

    Знать и соблюдать правила поведения в общественных местах надо для того, чтобы не навредить себе, окружающим людям и природе. Культурный человек всегда будет соблюдать правила поведения. С таким человеком приятно общаться.

    Вообще то, правила поведения, желательно соблюдать не только в общественных местах. Просто в общественных местах, несоблюдение этих правил, особенно бросается в глаза и вызывают возмущение окружающих. Ведь не зря говорят, что как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе.

    Чтобы не быть похожим на деревенщину, ведь так могут сказать о вас если вы будете чавкать и не соблюдать правил поведения за столом. И также в общественных местах, чтобы на вас не кидали косые взгляды.

    Правила поведения нужно для гармонично развитой страны, что бы не быть похожими на животных, быть людьми в конце концов, быть развитыми, образованными, уважать других людей, быть культурными, культура - это нравственность.

    В общественном месте мы находимся не одни и не всегда окружающим приятно, то что мы привыкли делать у себя дома. В местах общего пользования мы вынуждены соблюдать определенные нормы поведения и хотим того же от окружающих. Например, далеко не всем приятно находиться с пьяным, дурно пахнущим и ругающимся нецензурной бранью человеком. Вот на этот случай и нужны правила.

    Нужно соблюдать эти правила,что бы не быть белой вороной в обществе.Что бы вас не считали за сумасшедшего.Так как сложившийся менталитет в обществе,это долгосрочное явление.Вас могут не приять в это общество,если вы не будете соблюдать эти правила.