Новый год в ссср. Елочные игрушки времен ссср: назад в советское прошлое Елка в стиле ссср

Давайте окунёмся в ностальгию и вспомним, как в советском союзе люди готовились к самому светлому и тёплому празднику - Новому году. Ведь в то время всё было по-другому: продукты были в дефиците, люди жили скромно, но все были дружными и счастливыми!

C 1918 по 1935 г. Новый год не был официальным государственным праздником, однако большинство семей традиционно отмечало его наряду с Рождеством. Таким образом, в первые десятилетия советского союза праздник считался скорее «семейным».


Впервые праздник официально отпраздновали лишь в конце 1936 года, после статьи видного советского деятеля Павла Постышева в газете «Правда», вот небольшой ее отрывок: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.»

Новый год государство разрешило отмечать, однако 1 января оставался рабочим днем.


1941 год, Колонный зал Дома союзов.


1942 год, Группа разведчиков Западного фронта встречает Новый год.

Знаменитый фотограф Эммануил Евзерихин запечатлел свою семью у елки, 1954 год.



Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР. Стали появляться елочные игрушки: в начале очень “скромные” – из бумаги, ваты и прочих материалов, позднее – красивые, яркие, сделанные стекла и похожие на украшения елок дореволюционного времени.



Само собой, игрушки не могли избежать советской символики – елки украшали всевозможные алые звезды, дирижабли и изображения пионеров и октябрят.


Готовиться к праздникам в СССР нужно было загодя. Во-первых, закупить продукты – то есть, «достать», выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу.


Обязательно было приготовить оливье, холодец, заливную рыбу, морковный и свекольный салаты, селедку под шубой, открыть заготовленные с лета маринованные огурчики и помидорчики, которые ввиду отсутствия сезонных овощей были неотъемлемой частью праздничного стола.


Те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньяк за 4 рубля 12 копеек, шампанское «Советское» полусладкое, мандарины.


Готовые торты тоже были дефицитом, поэтому в основном приходилось печь самим.


Или долго стоять в очереди, как на этой фотографии.


Во-вторых, нужно было обеспечить ребенка билетом на Новогоднюю елку, подарком, костюмом снежники из марли или нарядом зайчика и мандаринами. Подарок, в составе которого были и карамельки, и яблоки, и грецкие орехи, предоставлял родителям профком. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны – сначала в Колонный зал Дома Союзов, а после 1954 года – на Кремлевскую елку.


Учащиеся ПТУ пришли на кремлевский новогодний праздник в национальных костюмах. Даже лестница плотно забита! 1955 год.


Киноактриса Клара Лучко у елки, 1968 год.

В-третьих, каждой советской женщине всенепременно требовалось новое модное платье –его можно было сшить своими руками или в ателье, в редких случаях – купить у фарцовщиков; магазин был последним местом, где реально было добыть себе соответствующую поводу обновку.


Новогодние подарки – очередное препятствие для советских граждан в процессе подготовки к Новому году. С любыми товарами в стране была напряженка, а с красивыми товарами дело было еще хуже, поэтому наши родители отправлялись в гости, прихватив шампанское, колбасу, желательно – «Сервелат», консервированные экзотические фрукты (ананасы), банки с красной и черной икрой, и коробки шоколадных конфет.


“Ничто так не красит женщину, как перекись водорода.” – этот тезис становился как нельзя более актуален накануне каждого новогоднего торжества в Советском Союзе. Словосочетание «салон красоты» тогда не поняли бы самые завзятые модницы. В парикмахерские записывались за несколько недель, подготовка прически, макияжа и всего «новогоднего облика» требовала от советских женщин максимум времени, изобретательности и самостоятельности – иногда прически делали умелые руки подруг.

Художник А.Н. Семенов "Ёлка в Ленинградском цирке", из книги "Советский цирк. 1918 -1938", изданной в 1938 году:


Московский историк Ю.А. Поляков(1921-2012) в своих мемуарах подробно рассказал о том, как рождественскую елку, после нескольких лет гонений, "приняли в компартию", правда, из рождественской ей пришлось стать новогодней:

"Вернувшись из Болшева в Москву, мама снова стала искать работу и, на конец, определилась надомницей в инвалидную артель. Тогда там мастерили елочные украшения. Это был дефицит. После революции антирелигиозная пропаганда сделала рождественскую елку не то, чтобы напрочь запрещенной, но признанной диким, постыдным предрассудком. Елка высмеивалась, много говорилось и писалось (это, кстати, не было лишено оснований) о вреде, который наносится природе вырубкой молодых елочек («превращаем елки в палки»). Ни в школах, ни в детсадах, ни на улицах елки не ставились. Раз елки практически отсутствовали, естественно, не было нужды в елочных украшениях. Но вот, в 1935 г. П.П.Постышев выступил в «Правде» со статьей в защиту елки, разумеется, не рождественской, а новогодней, сказав, что глупо связывать елку с религией, и что детей нельзя лишать такого веселого праздника.

Вырезка из куйбышевской газеты "Волжская Коммуна" за 29 дек. 1935 года с текстом обращения П.П. Постышева. Исходно в "Правде" текст был напечатан 28 декабря.

Постышев укрепил свою репутацию друга детей (что не помогло ему в 1938 г.), a елка, принятая в компартию, начала триумфальное шествие по стране.


И. Шульга "Товарищ Постышев среди детей", 1934 год. Фото из журнала "Огонек" №6 за 1935 г.

Наше общество, как всегда незнакомое с категорией меры. дружно запело «в лесу родилась елочка, в лесу она росла» и стало устраивать елки там, где они недавно едко высмеивались - в детсадах, школах, вузах, редакциях газет, разных учреждениях и конторах, вплоть до министерств. Елки выставлялись в магазинных витринах, в фойе кино и театров. Площади теряли свой престиж, если на них не возвышалась десятиметровая иллюминированная ель. Сияющие пышные праздники елки устраивались в Колонном Зале (это была главная елка страны), в лучших залам всех городов. Страна позарез нуждалась в елочных украшениях. К прочим дефицитам прибавился и этот. Я могу лишь гордиться, что вместе с мамой через ее инвалидную артель способствовал ликвидации этого дефицита. Раз в неделю мама отправлялась на ул. Огарева (Газетный переулок), где в здании бывшей церкви находилась инвалидная артель. Она возвращалась нагруженная сумками с бумагой, ватой, проволокой и прочими нужными для производства ставших необходимыми советской детворе украшений. Делали ватные огурцы, абрикосы, персики. Технологический процесс, созданный оставшимися неизвестными народу мастерами из инвалидной артели, запомнился мне на всю жизнь".

Популярный артист Ю.В. Никулин(1921-1997) в книге воспоминаний "Почти серьезно" также не обделил вниманием рождественско-ёлочную тему:

"В годы моего детства многие отмечали Рождество. Но нелегально, дома. Запрещалась и елка. Во многих школах висел тогда плакат: «Не руби леса без толку, будет день угрюм и сер. Если ты пошел на елку, значит, ты не пионер».
Дома отец с кем-то разучивал репертуар для самодеятельности, и я услышал такие строчки: «Долой, долой монахов, раввинов и попов! Мы на небо залезем, разгоним всех богов».
– Папа! Значит, Бог есть? – спросил я.
– Почему? – удивился отец.
– Ну как же, – говорю я. – Раз залезем и будем разгонять значит, Бог есть? Значит, он там, да?

Хотя елку родители мне не устраивали, но в Деда Мороза, приходящего к детям на праздники, я верил. И перед Новым годом всегда выставлял ботинки, зная, что Дед Мороз обязательно положит в них игрушку или что-нибудь вкусное. Случалось, что несколько дней подряд я выставлял ботинки, и Дед Мороз все время в них что-нибудь оставлял. Но в одно январское утро я подошел к ботинку, а там лежал завернутый в лист бумаги кусок черного хлеба, посыпанный сахаром.
– Да что, Дед Мороз обалдел, что ли? – спросил я громко, возмущенно и с горечью (у родителей, оказывается, просто деньги кончились, и они ничего не смогли купить).
Отец сказал:
– Надо будет мне поговорить с Дедом Морозом.
На следующий день Дед Мороз положил в ботинок пряник в форме рыбки".

Встреча 1936 года

Фотография с обложки журнала "Огонек" №2-3 за 1936 год

ПРОДАЖА ЕЛОК НА РЫНКАХ МОСКВЫ

"На некоторых рынках Москвы появились елки. Между рядами стройных зеленых деревьев, поставленных прямо в снег, снуют покупатели. Здесь жены рабочих, служащих, инженеров, командиров Красной Армии. Здесь дети и подростки.

Елки охотно раскупают. Приближается новый год, наступают школьные каникулы, и елка становится желанной гостьей в каждом доме, где есть дети.

Но далеко не на всех московских рынках можно купить елку. Колхозники привозят их только на некоторые рынки, в том числе на Тишинский, Бутырский, Дубининский. На остальных - елок не достать. Директора крупнейших рынков - Центрального, Семеновского, Немецкого, Ярославского, Преображенского - считают почему-то продажу елок (если даже у колхозников есть на это разрешение сельсовета) нарушением каких-то никому неведомых правил и «баловством».

Не легко также достать подходящие игрушки и украшения для елок. В магазинах детских игрушек и на рынках их почти нет. Но все эти препятствия не останавливают ни детей, ни взрослых. Зеленые деревья деятельно украшаются во многих домах".

"Вчера было опубликовано письмо т. П. П. Постышева, в котором он пишет: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев... Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?.. Я уверен, что комсомольцы... искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком...».

Вопрос, поднятый тов. Постышевым, представляет большой интерес. Неко­торые ретивые блюстители порядка видели в торговле елками чуть ли не преступление. Так, например, 23 декабря филиал 5 отделения московской милиции, что на Арбатском рынке, запретил продажу елок, привезенных в палатку учебного комбината Тимирязевской с.-х. академии.

Вчера на Тишинском и Трубном рынках елок в продаже не было, хотя спрос на них очень велик. Впрочем, магазины и палатки треста зеленых насаждений обещают завтра-послезавтра организовать торговлю елками. В магазине «Детский мир» Мосторга вчера было продано небывалое коли­чество легких игрушек - целлулоидных рыбок, лягушек, лебедей, пригодных для украшения новогодней елки. Сегодня в этом магазине один из прилавков игрушечного отделения от­водится под торговлю елочными украшениями. Значительно хуже обстоит дело с елочными свечами: их никто не вырабатывает. Как сообщил нашему сотруднику заведующий пионеротделом ЦК ВЛКСМ т. Мускин, для разрешения вопросов, связанных с производством елочных украшений, а также с заготовкой и доставкой елок в степные районы, со­зывается совещание представителей наркоматов и промкооперации.

Вчера в Всекопромсовет московские артели представили первые тридцать образцов елочных украшений и игрушек. К новому году артели смогут изготовить и выпустить на рынок значительное количество мягких иг­рушек из ваты, картонажных украшений, гирлянд, металлических блесток («дождь»), золоченых орехов, хлопушек и пр."

"Почти на всех рынках Москвы вчера шла бойкая торговля елками. Московский трест зеленого строительства сегодня завезет на рынка до 1.500 елок.

Детские магазины с утра осаждаются покупателями - спрашивают елочные игрушки и украшения. Центральный универсальный магазин открывает в своем помещении специальный отдел для торговли елочными украшениями и игрушками.

В четыре магазина Гормосторга, кроме игрушек, отпущено 25 килограммов золотой и серебряной нитки для елочной мишуры и канители и золоченая бумага для обклейки и обвертывания игрушек.

Трест зеленого строительства приготовил к новому году большую партию живых цветов. На фото: выбор цветов в магазине. Из Вечерней Москвы за 30 декабря 1935 г.

В парках культуры и отдыха 31 декабря засверкают праздничные новогодние елки. 1 января в Центральном парке будет устроен зимний пионерский костер. Командиры и красноармейцы расскажут школьникам о жизни Красной Армии. Участники пионерского костра боевой колонной двинутся в атаку на огневые укрепления: валы, бастионы и башни.

По всей стране начался праздник советских школьников, миллионов будущих строителей радостной и счастливой жизни.

В Харькове, во время совещания у директора Дворца пионеров и октябрят о встрече нового года, была получена срочная телеграмма: «Организуйте детям во Дворце пионеров хорошую новогоднюю елку. П. Постышев».

Вчера в залах Дворца пионеров уже были расставлены большие и маленькие елочки, украшенные яркими электрическими свечами. С зеленых ветвей свисают конфеты, орехи, мандарины, плитки шоколада, игрушечные автомобили, куклы.

На площадях Киева вчера с утра началась бойкая продажа елок. Их в большом количестве покупают клубы, школы, учреждения, родители. Мастерские детской игрушки начали массовое изготовление елочных украшений. Кондитерская фабрика имени Карла Маркса готовит специальный новогодний ассортимент. Во всех школах, пионерских форпостах, клубах, кинотеатрах Киева устраивается около тысячи елок. Кроме того, многие родители организуют праздник для детей у себя на дому. В Колонном зале Киевского дворца пионеров соберется на елку 1.500 детей.

417 тысяч ленинградских школьников вчера закончили учебное полугодие. Во время каникул для детей организуются елки. 300 школьников Кировского района придут на елку одетыми в костюмы героев детских сказок. На катках устанавливаются десятки елок. Здесь будут праздничные гулянья".


Фотографии из журнала "Наука и жизнь" №12 за 2003 год.


Страничка из отрывного календаря на 1936 год. Ёлка вернулась, но начиная с 1930 года, первое января перестало быть нерабочим праздничным днем и так продолжалось до 1947 года. В то время была шестидневка - пять рабочих дней, шестой выходной, выходные выделены синим цветом.


Фото из "Литературной газеты" за 5 янв.(№1) 1936 года с сопутствующим текстом: "1 января в Колонном зале Дома союзов состоялся бал-карнавал отличников учебы старших классов московских школ. Среди разнообразных костюмов и масок карнавала можно было встретить знакомых ребятам персонажей произведений классической литературы - Чацкого, Чичикова, Коробочку, Плюшкина, Мазепу, Марию Мнишек и др. На фото ученики 57 школы Сокольнического района в костюмах Евгения Онегина и Татьяны Лариной".

МОСКВА ПОД НОВЫЙ ГОД

Москва вчера имела необычайный вид. На улицах на каждом шагу можно было встретить людей, нагруженных елками. На Зацепском рынке в течение часа было продано 700 елок, на маленьком Тетеринском рынке - 400. Такую же картину можно было наблюдать и на всех остальных московских рынках. В магазины и палатки, торгующие игрушками, невозможно было пробиться. Тысячи людей осаждали прилавки и покупали все игрушки, которые могли хоть сколько-нибудь подойти для украшения елки. Казалось, вся Москва превратилась в огромный детский сад. Елки - в квартирах, елки - в домовых клубах, елки - в школах.

Но самая замечательная из елок была зажжена вчера в Центральном парке культуры и отдыха. Много радости и удовольствия получили здесь вчера и взрослые и дети. Когда в зеркале льда отразились сотни разноцветных огней колоссальной елки, три тысячи детей закружились в веселом хороводе. Среди восторженных ребят важно шествовали «дед Мороз», «Черная борода», «Медведь», «дядя Сережа», «Веселые ребята».

Детский праздник окончился. Приближался час встречи нового года. Москвичи праздновали его наступление шумно и весело. Отделения столичного телеграфа принимают сотни приветственных телеграми. С бою берутся таксомоторы. Улицы полны народом, как днем. Ярко горят огни в рабочих клубах, ресторанах, столовых, кафе, в окнах квартир. Пышные фейерверки расцветили небо над парком культуры и отдыха им. Горького. Здесь собрались десятки тысяч людей. Пламя сотен факелов освещало аллеи. Лучший московский фигурист и танцор на
коньках С. Глязер руководил массовыми танцами. 1.200 рабочих в работниц фабрики «Новая заря», пришедших в парк, заняли столики в огромном ресторане «Шестигранник».

При описании персонажей на новогодней елке в Центральном парке культуры и отдыха в Москве авторы репортажа, кажется, ошиблись с именем одного из них: вместо дяди Степы из стихотворения Сергея Михалкова пишут о неком дяде Сереже. Стихотворение было напечатано в июльском номере журнала Пионер за 1935 год, и дядя Степа пока еще не был столь известным, как это станет позже.

НОВОГОДНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Последний покупатель покинул московский магазин «Гастроном» № 1 около трех часов утра, хотя допуск туда был прекращен двумя часами раньше. Это было в ночь на 31 декабря. Все утро, затем весь день и опять до глубокой ночи тысячи людей толпились у прилавков. Лифты выбрасывали из подвалов новые тонны мяса, птицы, дичи, рыбы, масла, сыра, колбас, консервов, фруктов, кондитерских изделий.

В кондитерском магазине Наркомпищепрома у Никитских ворот. Фото из Вечерней Москвы за 1 янв. 1936 г.

Магазин № 1 давно уже не видел такого наплыва покупателей. За три последних дня 1935 года москвичи оставили в кассах около миллиона двухсот тысяч рублей, унеся вагон мандаринов, семь тысяч тортов, до десяти тысяч бутылок шампанского, тысячи поросят и гусей, четыре вагона кондитерских изделий и бесчисленное количество других продуктов. Для елочных украшений за эти дни магазин распродал годовой запас грецких орехов...

Полутонные автомобили развезли по квартирам около 3.000 ящиков и свертков с заказанными продуктами. Большим успехом пользовались бюро заказов магазина № 1 на автозаводе имени Сталина и «Динамо» имени Кирова. Средняя стоимость заказа одной рабочей семьи составляла 70-80 рублей.


Ленинград

ПРАЗДНИЧНОЕ ОЖИВЛЕНИЕ НА УЛИЦАХ ЛЕНИНГРАДА

ЛЕНИНГРАД, 31 декабря. (Корр. «Правды»). В витринах магазинов сверкают ярко украшенные елки. На улицах праздничное оживление. Непрерывным потоком движутся покупатели, нагруженные покупками. В фруктовых магазинах раскупают нарасхват землянику, клубнику и малину, только что доставленные из холодильников.

Празднично убраны ленинградские дворцы, дома культуры и клубы.

Вчера в Доме печати редакция пионерской газеты «Ленинские искры» устроила для 450 детей большую новогоднюю елку.В залах Кировского дома культуры собираются 3 тыс. стахановцев и лучших ударников Кировского района. После полуночи в физкультурном зале, оформленном в виде морского дна, начинаются танцы.

Рабочие фабрики «Скороход» встречают новый год в Доме культуры. имени Капранова, академики и профессора - в Доме ученых. В Александровском дворце Детского села собираются стахановцы «Красного треугольника».

На фото слева - дети на новогодней елке в Доме печати, фото из ленинградской пионерской газеты "Ленинские искры" за 1 янв. 1936 года, справа - "Свинья на лошади" в Выборгском доме культуры, фото из Ленинских искр №2(5янв.) 1936 г.:

На новогодней елке в 1-й образцовой школе Петроградского района, фото из Ленинских искр №2(5янв.) 1936 г:

Новосибирск

В МАГАЗИНАХ ПЕРЕД НОВЫМ ГОДОМ

Начиная с 25 декабря оживилась торговля в бакалейно-гастрономических магазинах. Магазин «Гастроном» № 1 вместо обычных 18 тыс. рублей в последние дни перед новым годом продавал товаров на 22 тысячи рублей, а 30 декабря даже на 26,5 тыс. рублей. Магазин продавал по 2 с половиной тонны колбасных изделий. 30 декабря за несколько часов было продано более 100 тортов. Было много заказов на гастрономические товары с доставкой на дом; отдельные заказы доходили на сумму до 900 рублей.

Магазин «Гастроном» № 2(здание Кузбассугля), вместо обычных 16 тысяч рублей, продавал в последние дни товаров на сумму от 23 до 28 тысяч рублей, а 30 декабря на 37.837 рублей. Особенный спрос был на кондитерские изделия, на торты, полено, колбасные изделия, дичь, высшие сорта вин, в том числе - шампанское. За несколько дней продано 320 ящиков мандаринов. Было много предварительных заказов от коллективов на гастрономические товары для проведения встречи нового года. 30 декабря товары по предварительным заказам развозились по домам до 11 часов ночи.

Магазин «Бакалея» № 1 за последние два дня имел много заказов от школ на кондитерские изделия для устройства елок. Магазин вместо обычных 13 тысяч рублей продавал в последние дни товаров из сумму до 22 тыс. рублей. Особенный спрос был на колбасные изделия, шампанское, мандарины (их продано 260 ящиков), масло, сыр, консервы, торты и кондитерские изделия.

Мясной магазин Главмяса (здание городского совета), вместо обычных 8 тысяч рублей, за последние дни продавал товаров на 12-16 тысяч рублей. З1 декабря одних пельменей было продано 600 килограммов.

Игрушечный отдел магазина № 2 Сибторга продал большое количество детских игрушек для новогодних подарков и для елок. Дневной оборот маленького игрушечного отдельчика доходил до 3 тысяч рублей.

НОВОГОДНИЕ ЕЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В 7 часов вечера 1-го января зажгут огни на елке в детском доме № 1. Сегодня же вечером для детей устраиваются елки в детских домах завода «Труд», мылзавода и лесозавода, в ряде учреждений и предприятий Новосибирска.

Новогодняя ёлка в школе №50 Новосибирска, фото из газеты "Советская Сибирь" за 3 янв.(№2) 1936 года:

ЕЛКИ И ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ

В течение школьных каникул многие городские и сельские школы края устраивают елки для детей.

В Новосибирске фабрика - «Красная Сибирь» начала изготовлять фигурные шоколадные елочные украшения: бомбы, обтянутые фольгой, раки, рыбки и другие фигуры. Магазины «Гастроном» и «Бакалея» с сегодняшнего дня устраивают в своих витринах и внутри образцово-показательные елки. Они украшаются кондитерскими изделиями, какие имеются в этих магазинах в продаже. Детский отдел универмага Наркомвнуторга имеет детских игрушек для украшения елок и для елочных подарков на сумму свыше 200 тысяч рублей. Магазины «Гастронома» выпустили специальные пакеты с кондитерскими изделиями для елочных подарков, ценою в 3-5-10 рубей. Кроме того, для украшения елок в магазинах «Гастронома» продаются особые наборы конфет различных сортов.

Куйбышев(Самара)

Из газеты "Волжская коммуна" за 30 дек. 1935 года:

НОВОГОДНИЕ ЕЛКИ

Вчера в «Волжской коммуне» было напечатано предложение секретаря ЦК КП(б) Украины» Павла Петровича Постышева об устройстве новогодних елок для советской детворы. Это предложение нашло горячий отклик у общественности Куйбышева. По инициативе секретаря городского комитета партии тов. Амас, в горсовете состоялось специальное совещание по этому вопросу. На совещании намечено в дни школьных каникул устроить в одном из лучших залов города елку с подарками для двух тысяч отличников-школьников. Подробно этот план будет разработан сегодня с участием профсоюзов. Кроме того, елки будут устроены во многих школах и детских очагах города. Дворец детей устраивает елку в своем помещении и на детском катке. Вчера городской отдел народного образования договорился с лесохозяйственными организациями о завозе в город необходимого количества елок. Организации и учреждения, желающие приобрести елки, должны обращаться за ними в гороно.

Из того же номера "Волжской коммуны":



Иркутск

В иркутской газете "Восточно-Сибирская правда" обращение Постышева было напечатано только 4 января. В выпусках газеты за 4 и 5 января никаких упоминаний о новогодних елках не было, а в №5 за 6 января были опубликованы сообщения торговых организаций о начале продаж в ближайшие дни ёлок, ёлочных украшений, пакетиков с подарками для детей:

8-10 января(№№6-8) на последней полосе "Восточно-Сибирской правды" печатались объявления о продаже кондитерских елочных украшений:

12 января(№10) в "Восточно-Сибирской правде" описание елки для детей из детсада №26 в Доме Красной армии. Вместо Деда Мороза подарки детям раздавала "бабушка-зима", роль которой исполняла студентка пединститута. Бабушка-зима, как рассказала детям заведующая детсадом, принесла и елку на праздник:

Встреча 1937 года

Москва

Москва, декабрь 1936 года:


Фото Б. Вдовенко, 28 дек. 1936 года. Из фотоальбома "Москва вчера. 100 фоторакурсов", М., 2019.

Е. Габрилович "Новогодний базар"

На площади Пушкина (Москва), за балюстрадой, разместился зеленый базар: продают елки. Ребята пяти-шести лет ходят здесь в полной праздничной амуниции: с деревянными саблями на боку, с трещотками и с куклами в ручонках. Они выбирают елку. Трудный и тщательный выбор. Сколько елок! Которую же из них увезти домой, украсить шарами, цветами и звездами, полюбить, запомнить надолго?..

Елка! Она прочно вошла в обиход в эти дни. Она красуется в квартирах. Зеленеет в школах и в клубах. Сверкает на витринах. Магазины всех специальностей украсили елкой свои витрины. Сколько хлопот у дед-морозов! Эти бородатые деды увешаны колбасами и окороками - в магазинах «Гастронома», конфетами и пирожными - в магазинах Главкондитера, шелками и бархатом - в магазинах Шелкосбыта.


Новогодний базар на Манежной площади, фото из газеты Пионерская правда за 30 дек.(№ 176) 1936 года

На Манежной площади - новогодний детский базар. Он открылся вчера, в 8 час. вечера. Огромная искусственная ель возвышается здесь над ларьками и будками. Заяц скачет верхом на коне, под самой зеленой её вершиной. Шары и куклы. Сотни кукол. Синие, желтые, зеленые, черные, розовые слоны. Полотняные лисы. Плюшевые леопарды. Но жирафы, желтые жирафы с курьезной шеей, с черными глазами, пользуются особым успехом среди юных покупателей. Вскоре же после открытия ярмарки жирафы распроданы. Это обстоятельство вызывает
немало огорчений.
- Ну, купим тигра тебе, - говорят в утешение родители шестилетнему карапузу,- купим льва.
- Хочу жирафа!
- Ну, хочешь слона? Мартышку? Собачку?
- Хочу жирафа!

В конце концов карапуз покидает базар веселый и радостный, прижимая к груди тигра, слона, лису и жестяной паровоз с белым дымом из ваты.

Завтра встреча нового года. Сегодня - последние приготовления. В упаковочных отделениях продуктовых магазинов завязывают корзины, набитые солениями, печениями, копчениями. Нарасхват раскупают подарки. Разбирают цветы. И глава семьи, влезши на табурет, водружает картонный корабль на огромную зеленую ветвь. Последний штрих! Елка готова!

Вечером вспыхивают разноцветные фонари на Манежной площади. В лучах прожекторов сверкает и искрится двадцатичетырехметровая елка. Сияют праздничные ее одеяния: куклы, зверьки, птицы, цветы, парашюты. Толпы людей на площади. Они стоят возле театра «Петрушки» возле окошка, где «секретарь деда-мороза выдает всякого рода справки», возле новогодних ларьков. Двадцать шесть пестрых ларьков! Чем только ни торгуют эти ларьки? Медведями - шоколадными, карамельными, мучными; зайчатами, сделанными из пряников, из марципана, из пастилы. Конфетами, бутербродами, блинами. Базар в самом разгаре.

В магазине Гастроном № 1 пользовалось успехом специальное отделение по продаже сладостей и украшений для елки. На фото: уголок отделения. Фото И. Фетисова и текст к фотографии из Вечерней Москве за 3 января(№2) 1937 года

Елка в Колонном зале Дома союзов:

Слева - ёлка в Центральном доме пионеров и октябрят, справа - новогодний карнавальный вечер в клубе завода "Серп и молот":

<

Ленинград

Фото, как и при встрече 1936 года, малыша умилительного вида, из газеты "Кадр" киностудии Ленфильм за 29 дек. 1936 года:

Елка с Дедом Морозом в хореографическом техникуме Ленинграда, фото из газеты "Ленинские искры" за 1 янв. 1937 года:

Фотографии с ёлок из следующего номера этой газеты за 5 января, слева - с устроенной Ленинградским молококомбинатом для детей рабочих и служащих предприятия, на ней Дед Мороз "одаривает" Снегурочку, справа - заводом Электросила, дети смотрят, как "танцуют зайцы у своей избушки":

Из того же номера газеты: елка в клубе завода "Красный Выборжец", на переднем плане фотографии - дочь шлифовщицы Валя, получившая в подарок настольную игру:


Куйбышев(Самара)

Изготовление Дедов Морозов на Куйбышевском швейном комбинате, на снимке - игрушечница Таня Исаева за работой. Фото из "Волжской коммуны" за 29 дек. 1936 года:

Прямо под этой фотографией из "Волжской коммуны" критическая заметка:

Новогодний сюрприз Горторга детям

Беспомощность куйбышевского Горторга давно стала "притчей во языцех". Ныне он, однако, превзошел самого себя. Через два дня Новый год, но ни в одном магазине Горторга нет ни единой елки. Трудно представить что-либо более хамское, чем этот новогодний сюрприз Горторга и его коммерческого директора М.К. Юзупчука детям.

Долго ли Горторг будет издеваться над детьми?

Вчера «Волжская коммуна» писала, что в магазинах Горторга нет елок. Сегодня мы вынуждены констатировать, что положение почти не изменилось.

В продажу брошена незначительная партия елок и притом крайне недоброкачественных. Магазин, возглавляемый директором Липкиным, вчера днем продавал форменные палки. Любой уважающий себя торговый работник постеснялся бы предложить их покупателю, но Липкин, видимо, придерживается на этот счет иного мнения. Вечером магазин получил партию довольно сносных деревцев, но, несмотря на убедительные просьбы десятков покупателей, не нашел ничего лучше,как предложить им подождать до утра.

Такая же история. произошла в детском универмаге. Когда в магазин привезли елки, он был быстро осажден покупателями. Директор магазина Коровина, однако, сочла возможным позволить себе захлопнуть перед собравшимися дверь и вывесить надпись: «Магазин закрыт».

31 декабря газета сообщила, что в Куйбышеве продано свыше пяти тысячи елок, но спрос на них полностью не удовлетворен, как и на елочные украшения и свечи. Население же Куйбышева по данным переписи 1937 года, прошедшей в начале января, составляло 329813 человек(из книги: Всесоюзная перепись населения 1937 года: общие итоги. Сборник документов и материалов, 2007, с. 74).

Куйбышев, дети работниц и работников швейной фабрики №2 украшают елку, фото из Волжской коммуны" за 31 дек. 1936 года:

Ёлка в детском саду №28 союза мукомолов, фотография из куйбышевской газеты "Волжская коммуна" за 1 января 1937 года:

Сталинград

В Новосибирске к встрече нового года и предстоящим школьным каникулам готовились основательно. О подготовке новогоднего детского карнавала в заметке из газеты "Советская Сибирь" за 22 декабря 1936 года:

ПОДГОТОВКА К ДЕТСКОМУ НОВОГОДНЕМУ КАРНАВАЛУ

Для новогоднего детского карнавала в Новосибирске отведен весь Первомайский сквер. Художники-скульпторы города под руководством т. Надольского разработали эскизы художественного оформления сквера к карнавалу. По эскизу у дома Ленина устанавливают два панно, отображающие жизнь детей и снежные фигуры медведя, лисицы, волка. По аллеям будут расставлены фигуры зверей и птиц.

Замечательный ледяной слон в саду при клубе транспортников. Вырезка из газеты "Советская Сибирь" за 23 декабря 1936 года:

Торговля ёлками в Первомайском сквере Новосибирска, фото из газеты "Советская Сибирь" за 30 декабря 1936 года:

Фотографии из газеты "Советская Сибирь" за 1 января 1937 года. Слева - новогодняя ёлка в 4-ой школе Новосибирска, справа - костюмированный вечер для школьников в Новосибирске:

На ледяной елке в Первомайском сквере Новосибирска. фото из газеты "Советская Сибирь" за 4 января 1937 года:

Ёлка для детей в клубе им. Дзержинского в Новосибирске. фото из газеты "Советская Сибирь" за 5 янв. 1937 года:

Иркутск

Ёлка в жакте №52(ул. К. Маркса), фото из газеты "Восточно-Сибирская правда" за 3 янв.(№2) 1937 года:

Казань

Томск


Вологда

На новогодней елке в школе №3 Вологды - "снежинки" танцуют, фото из вологодской газеты "Красный север" за 1 янв. 1937 года:



Оренбург

Елка в клубе имени Ленина для школьников, фото из газеты Оренбургская коммуна за 3 янв. (№2) 1937 года:

Рождество в Москве в 1937 году

Молитвенно встретили Рождество русские люди в СССР. Корреспондент «Тан» посетил десяток церквей в сочельник («Ноэль православ» - пишет журналист) в самых различных частях города, от Арбата до Сокольников. Всюду стояла толпа, причем многие не могли попасть в церковь и оставались на улице. Толпа состояла в большинстве из пожилых, но были в ней и молодые. Весьма показательно, что именно молодые люди проявляли особое усердие в молитве, кладя земные поклоны, и в глазах их был мистический экстаз. Никаких контр-манифестаций не произошло.

Встреча 1938 года

Фото из Вечерней Москвы №290(21 дек.) 1937 года. В центре под ёлкой - заменитель деда Мороза, но как-то он не прижился.

Встреча 1939 года

НОВОГОДНИЕ БАЗАРЫ

В различных районах Москвы вчера открылись новогодние базары. Большие базары елочных украшений и праздничных подарков устроены на площадях Маяковского, Свердлова, Пушкина и др. Площадь Маяковского ярко украшена и иллюминирована. Посредине высится нарядная елка. 18-метровая елка устанавливается на площади Свердлова. Большой базар елочных украшений и новогодних подарков открыт в Центральном универмаге.

Оживленно проходит торговля елками.На прилегающих к Трубной площади бульварах устроено три елочных базара. Такие же базары открыты в Советском, Дзержинском, Пролетарском и других районах столицы. Елка высотой до 1 метра стоит 2 рубля, полтора метра - 3 руб., до 2 метров - 6 руб. и т.д.

О том как проходили Новый год и рождество в предшествующие годы.

Давайте окунёмся в ностальгию и вспомним, как в советском союзе люди готовились к самому светлому и тёплому празднику - Новому году. Ведь в то время всё было по-другому: продукты были в дефиците, люди жили скромно, но все были дружными и счастливыми!

C 1918 по 1935 г. Новый год не был официальным государственным праздником, однако большинство семей традиционно отмечало его наряду с Рождеством. Таким образом, в первые десятилетия советского союза праздник считался скорее «семейным».

Впервые праздник официально отпраздновали лишь в конце 1936 года, после статьи видного советского деятеля Павла Постышева в газете «Правда», вот небольшой ее отрывок: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. , пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.» Новый год государство разрешило отмечать, однако 1 января оставался рабочим днем.

1941 год, Колонный зал Дома союзов.

1942 год, Группа разведчиков Западного фронта встречает Новый год.

Знаменитый фотограф Эммануил Евзерихин запечатлел свою семью у елки, 1954 год.

Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР. Стали появляться елочные игрушки: в начале очень “скромные” – из бумаги, ваты и прочих материалов, позднее – красивые, яркие, сделанные из стекла и похожие на украшения елок дореволюционного времени.

Само собой, игрушки не могли избежать советской символики – елки украшали всевозможные алые звезды, дирижабли и изображения пионеров и октябрят.

Готовиться к праздникам в СССР нужно было загодя. Во-первых, закупить продукты – то есть, «достать», выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу.

Обязательно надо было приготовить оливье, холодец, заливную рыбу, морковный и свекольный салаты, селедку под шубой, открыть заготовленные с лета маринованные огурчики и помидорчики, которые, ввиду отсутствия сезонных овощей, были неотъемлемой частью праздничного стола.

Те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньяк за 4 рубля 12 копеек, шампанское «Советское» полусладкое, мандарины.

Готовые торты тоже были дефицитом, поэтому в основном приходилось печь самим.

Или долго стоять в очереди.

Во-вторых, нужно было обеспечить ребенка билетом на Новогоднюю елку, подарком, костюмом снежники из марли или нарядом зайчика и мандаринами. Подарок, в составе которого были и карамельки, и яблоки, и грецкие орехи, предоставлял родителям профком. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны – сначала в Колонный зал Дома Союзов, а после 1954 года – на Кремлевскую елку.

Учащиеся ПТУ пришли на кремлевский новогодний праздник в национальных костюмах. Даже лестница плотно забита! 1955 год.

В-третьих, каждой советской женщине всенепременно требовалось новое модное платье – его можно было сшить своими руками или в ателье, в редких случаях – купить у фарцовщиков; магазин был последним местом, где реально было добыть себе соответствующую поводу обновку.

Новогодние подарки – очередное препятствие для советских граждан в процессе подготовки к Новому году. С любыми товарами в стране была напряженка, а с красивыми товарами дело было еще хуже, поэтому наши родители отправлялись в гости, прихватив шампанское, колбасу, желательно – «Сервелат», консервированные экзотические фрукты (ананасы), банки с красной и черной икрой, и коробки шоколадных конфет.

“Ничто так не красит женщину, как перекись водорода.” – этот тезис становился как нельзя более актуален накануне каждого новогоднего торжества в Советском Союзе. Словосочетание «салон красоты» тогда не поняли бы самые завзятые модницы. В парикмахерские записывались за несколько недель, подготовка прически, макияжа и всего «новогоднего облика» требовала от советских женщин максимум времени, изобретательности и самостоятельности – иногда прически делали умелые руки подруг.

Последний этап подготовки – протереть (починить) телевизор, который, как утверждал почтальон Печкин, является “лучшим украшением новогоднего стола.” «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой огонек», «Морозко» – советские фильмы, передачи и мультики под утро, без которых ни один советский гражданин не мыслил себе праздничной ночи.

И напоследок несколько душевных и тёплых фотографий Нового года советского времени:

Чем елочные игрушки современной России отличаются от советских украшений, и почему мода на европейские елки у нас не прижилась.

Новогодняя елка - не только обязательный атрибут праздника, но и зеркало, в котором отражается мировоззрение эпохи. Игрушки меняются в зависимости от правителей, идеологий и настроений народа. Историк Алла Сальникова рассуждает о том, что произошло с елочными игрушками после распада СССР.

1990-е годы принесли в Россию новую елку. Радикальные политические и экономические перемены, культурные и идеологические трансформации, произошедшие в стране в это время, не могли не отразиться на сложившейся «елочной» идеологии. На смену советской елке, «застывшей» и «закостеневшей» вместе со всем советским обществом в своем праздничном «однообразном» великолепии 1970–1980-х годов, пришла елка постсоветская - яркая, смелая, разрушающая сложившиеся каноны и стереотипы.

Надоевшие советские игрушки, казавшиеся тогда явным анахронизмом, стали быстро вытесняться импортными елочными украшениями, большинство из которых составляли китайские изделия, хлынувшие на российский рынок. Казалось, что советской елочной игрушке, как и другим «советским» вещам, пришел конец и она будет востребована лишь коллекционерами.

2. Игрушки 1930-х годов

Потеря интереса к такой игрушке во многом объяснялась тем, что в сфере потребления она прошла те же достаточно типичные стадии, которые характеризовали режимы и уровни отношения людей к вещам в СССР, а затем в постсоветской России. Первоначально и, кстати, достаточно долго - с момента своего появления во второй половине 1930-х годов и на протяжении более чем четверти века - елочная игрушка была дефицитна и потому особо ценна и тщательно хранима. К игрушкам относились бережно: в семьях накапливались целые коллекции елочных украшений, передававшихся последующим поколениям.

3. Елочные украшения разных периодов СССР

Переход к машинному, индустриальному производству елочной игрушки в середине 1960-х годов привел к появлению множества стандартизированной продукции. Такую игрушку уже не жалко было разбить или сломать и легко заменить. В советском обществе сложились массовые стереотипы потребления елочных украшений, которые, так или иначе, удовлетворялись советской экономикой. Пусть эта экономика была аскетична и практически изолирована от остального мира, пусть эти игрушки были подчас бедны и даже убоги, однако у них было одно большое достоинство - они дешево стоили, и их мог позволить себе каждый.

К середине 1980-х годов потребительские ожидания советских граждан существенно изменились. В значительной степени они были ориентированы на импортные товары, с которыми не могли конкурировать добротные и экологически безопасные, но не очень изящные и далеко не всегда красивые отечественные образцы. Товары мирового елочного рынка были теперь хорошо известны не только благодаря проникавшим в СССР западным глянцевым журналам и сюжетам зарубежной кинохроники.

«По случаю» импортные елочные игрушки можно было приобрести в советских магазинах (отстояв длинную очередь или «по блату»), купить на барахолке или привезти из зарубежной поездки. Особенно хорошо знакомы с импортной елочной игрушкой были высшие слои советского общества. Поставить дома елку, украшенную заграничными игрушками, считалось особо престижным.

На прилавках же вплоть до начала 1990-х годов лежали по-прежнему лишь игрушки отечественного производства. В условиях дефицитной экономики выбор их все более сужался, а качество ухудшалось: мне до сих пор вспоминается купленная в декабре 1991 года стеклянная шишка - огромная, величиной с ладонь, топорно и грубо раскрашенная, ужасно тяжелая, так что далеко не каждая еловая ветка могла ее выдержать.

В 1990-е годы с открытием торговых границ российский рынок заполонила массовая импортная, преимущественно китайская елочная продукция - красивая, дешевая, практичная (на смену бьющемуся стеклу пришла синтетика и пластмасса), подчас далеко не безопасная, но разнообразная. <…> Чудесным, но редким исключением среди этого китайского изобилия выглядели елочные игрушки ручной работы, изготовленные российскими мастерами-стеклодувами - стеклянные шары и пики с многоцветной кистевой мазковой росписью, с декоративной отделкой различными материалами; расписанные вручную деревянные украшения и др. Однако производство елочных украшений в то непростое для страны время неуклонно сокращалось. По словам известного коллекционера советской елочной игрушки, американки Ким Балашак, первые 15 постсоветских лет могли бы войти в историю российской елочной игрушки как время господства безликих монотонных шаров и сосулек, выдержанных в строгой западной эстетике и произведенных трудолюбивыми китайцами.

«Нашествие» импортной игрушки сопровождалось изменением общего стиля елочного убранства, который, по существу, этой игрушкой и определялся. В елочной моде произошел резкий скачок от уютной, домашней, во многом «детской» елки к претенциозному дизайнерскому рождественскому дереву для взрослых, на котором яркой пестроте и разноцветью уже не было места. Безусловное лидерство захватила елка, наряженная в «европейском», монохромном стиле. Она украшалась «тон в тон» с обязательным присутствием «классического» серебристого или золотистого цвета и «классических» елочных украшений - шаров, бантов, мерцающих гирлянд. В такой елке доминировали сдержанность и лаконичность, которые тем не менее рождали ощущение стильной роскоши. Популярным стал также стиль «минимализма», когда на дереве висело лишь несколько ярких шаров. Мода на елки с цветной искусственной хвоей - синей, серебряной, желтой, красной, оранжевой и даже черной - также потребовала изменения всего стиля их украшения.

9. «Очевидно, что прежняя советская елочная игрушка совершенно не вписывалась в этот новый елочный стиль не только по своему содержанию, но и по своему виду»

Однако со временем минимализм и стилистическая монохромность новогоднего дерева, встречавшиеся на каждом шагу, особенно при украшении публичных елок - на открытом пространстве, в ресторанах, отелях, офисах и гипермаркетах - стали немного надоедать. Гораздо более необычно выглядела елка, украшенная в стиле ретро, будь то викторианские гирлянды из шелковых бантов или советские елочные украшения 1950-х. И если совсем недавно такая елка была в основном достоянием эстетов или представителей старшего поколения, желавшего порадовать необычными украшениями своих внуков и правнуков, то постепенно такое оформление елки все чаще стало входить в праздничный быт.

Традиция устанавливать ёлку насчитывает в нашей стране менее 200 лет. Однако практически на всём протяжении этого срока судьба рождественской ели складывалась более чем непросто – обычай поочерёдно пытались запретить представители церкви, ура-патриоты, коммунисты и просто любители живой природы. Не менее любопытно, что решения о запрете и реабилитации этого, казалось бы, совершенно безобидного обычая принимались на самом высоком уровне.

Как известно, обычай наряжать ёлку в честь наступления Нового года в Россию принёс Пётр I, подсмотревший его во время путешествия по Европе. Однако на протяжении последующих 100 лет иностранная традиция продолжала оставаться чуждой экзотикой. Во-первых, на Руси ель исторически считалась символом смерти, отчего крестьяне чурались нового обычая. Во-вторых, согласно петровскому указу еловыми ветками предписывалось украшать крыши трактиров. Это привело к тому, что питейные заведения начали повсеместно называть «ёлками». Понятно, что при таком имидже новогоднего дерева дворяне также не стремились устанавливать его у себя в домах.

В результате традиция украшать ёлку укрепилась лишь в начале XIX века, после того, как петербургская аристократия решила перенять красивый обычай устанавливать ёлку в честь Рождества у проживающих в столице немцев. 24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, супруги будущего императора Николая I, в покоях цесаревича была устроена домашняя ёлка. Подражать примеру начальства в России было модно уже в те времена, а потому ёлки быстро вошли в обиход столичной знати.

«На каждом деревце можно белого повесить!»

Окончательно в российский новогодний интерьер ёлка вписалась лишь к концу XIX века. Традиция укоренилась настолько, что, как писал Василий Розанов, никому уже и в голову не придёт называть её нерусской. Однако, как оказалось, такие всё же нашлись.

Поводом стала начавшаяся в 1914 году мировая война. На волне антигерманских настроений ультрапатриоты требовали напрочь отказаться от всего немецкого, вплоть до зубного порошка и пива. Вспомнили и о ёлочке. «Можно считать почти установившимся мнение, что ёлка – измышление немецкого народа, что русская старина её не знала», – писали «Биржевые ведомости». Масла в огонь подливали священники. Как отмечал доктор исторических наук Антон Иванов, Святейший Синод не преминул разъяснить, что церковь всегда относилась к ёлочной традиции насторожённо. А ректор

Петроградской духовной академии Анастасий прямо заявил, что занесённый от немцев обычай нужно искоренить и возвратиться к «скрепам» – колядованию, пению песен и посыпанию друг друга рожью.

Впрочем, инициатива всё же не получила широкого распространения. Куда более сильный удар по сложившейся традиции нанесли пришедшие к власти большевики.

«Бытует мнение, что советская власть запретила ёлку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так. Сразу после захвата власти большевики на ёлку не посягали», – пишет доктор филологических наук Елена Душечкина. Масштабная атака на обычай, неразрывно связанный с религией, началась лишь в 1922 году, когда было решено противопоставить Рождеству «комсомольские святки».

25 декабря, объявленного нерабочим днём, по стране прокатилась акция. Активисты из комсомола ходили по улицам, наряженные в костюмы буржуев, кулаков и священников, устраивая сожжение «божественных изображений» и читая злободневные стихи:

Скоро будет Рождество,

Гадкий праздник буржуазный…

Тот, кто ёлочку срубил,

Тот вредней врага раз в десять,

Ведь на каждом деревце

Можно белого повесить!

Одновременно комсомольцам рекомендовалось обходить дома и вести «антиёлочную» агитацию. Судя по всему, она велась с таким разгулом, что рвение комсомольцев осудил даже Ленин, назвав его «вредным озорством». Тем не менее пропаганда не прекратилась – спустя два года ленинградская «Красная газета» сообщала: «Заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах не видно ёлок – мало становится бессознательных людей!»

«Предложил Кобе разрешить празднование Рождества»

Реабилитация ёлки произошла в 1935 году. 28 декабря главная газета страны «Правда» опубликовала статью за подписью кандидата в члены Политбюро Павла Постышева, в которой он вспоминал, как до революции дети крестьян и рабочих с завистью смотрели в окна богатых домов на танцующих у украшенной ёлочки детей буржуев. «Давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!» – призывал Постышев. Буквально на следующий день в Москве и Ленинграде открылись ёлочные базары, а в домах культуры и школах для детей были устроены ёлки.

Столь быстрая их организация вкупе с неожиданной сменой отношения к «пережитку прошлого» сразу навела многих на мысль, что всё это сделано не случайно. И действительно, спустя много лет Никита Хрущёв раскрыл в своих мемуарах секрет: оказывается, идея снять табу с традиции исходила лично от Сталина, а Постышев был выбран лишь в качестве «говорящей головы». Дело в том, что за полтора месяца до этого Сталин произнёс программную речь об успехах в деле построения социализма, завершив её ушедшей в историю фразой: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Новогоднее торжество с сияющей огнями ёлочкой должно было подтвердить тезис вождя. Теперь празднование Нового года не только не запрещалось – оно стало обязательным мероприятием для всех школ, детских садов и клубов.

Интересно, что похожим образом Сталин позже поступил и с Рождеством, о чём известно гораздо меньше. Его публичное празднование фактически оставалось под запретом, однако с середины 40-х годов власти начали смотреть сквозь пальцы на то, что при церквях священники после службы устраивают для своей паствы рождественские торжества. Подоплёка этого стала известна из опубликованных уже в наше время мемуаров Лаврентия Берии. Оказывается, именно он в марте 1943 года обратился к Сталину с идеей ослабить давление на верующих. Естественно, тоже с дальним прицелом. «Предложил Кобе к концу года разрешить празднование Рождества, – писал Берия в своём дневнике. – Мы к этому времени освободим много новых территорий, немцы там открывали храмы, а попы их где поддерживали, где как. Если мы вернёмся, а храмы останутся, это оценят. А мы ещё Рождество добавим. Получится хорошо. Союзники тоже оценят. Коба послушал, говорит: а что, в дороге и веревочка пригодится, давай».

«Не пора ли прекратить рубку елей в СССР?»

По окончании Великой Оте-чественной войны стройная пушистая лесная красавица стала непременным атрибутом празднования Нового года – теперь на того, кто усомнился бы в целесообразности её присутствия в зале, посмотрели бы с удивлением. Тем не менее в 1959 году всё-таки была предпринята очередная попытка если не сломать, то несколько видоизменить традицию. Впрочем, на этот раз под сомнение ставилась не идеологическая составляющая, а экономическая. Академия наук Армянской ССР направила в союзный Совет Министров письмо, в котором предлагала запретить рубку хвойных деревьев для новогоднего украшения. «В результате усиленной эксплуатации и местами нерационального ведения лесного хозяйства площади лесов Советского Союза быстро сокращаются, – писал председатель комиссии по охране природы академии Х. Мириманян. – Срубается такое количество ели, которое, по минимальным подсчётам, составляет 15 тыс. гектаров. В свете всего этого возникает вопрос: не пора ли прекратить рубку леса на ёлки по всему Советскому Союзу?» В качестве альтернативы представитель академии предлагал наладить производство искусственных ёлок, выращивать ёлочки в кадках либо устроить специальные питомники. Правда, последняя идея ставилась под сомнение, как не исключающая возможности злоупотреблений. И хотя в последующие годы все три инициативы были претворены в жизнь, всё равно главная ёлка страны по-прежнему имеет природное происхождение, ведь настоящий запах праздника невозможно заменить никакими эрзацами.

КСТАТИ

О любопытном курьёзе, связанном с советской новогодней пропагандой, пишет Елена Душечкина в своей книге «Русская ёлка». Каждый ребёнок в СССР с детства знал о том, как Ленин устроил в Горках ёлку для живущих в округе крестьянских детей. Этому событию были посвящены многочисленные рассказы и стихи. Однако авторы старательно умалчивали о дате праздника. И не без причины – ёлка проводилась в канун Рождества, что не вязалось с антирелигиозной пропагандой. Другой проблемой стало описание празднования. Обычно сообщалось, что Ленин пригласил целую кучу детей, веселился вместе с ними и раздавал подарки. Однако попытки разыскать участников торжества ни к чему не привели. «В 1938 году художница Е.С. Зернова обратилась к Крупской с просьбой рассказать о том, как проходила ёлка в Горках. В ответ Крупская написала: «Дорогой товарищ, я не советовала бы Вам брать эту тему. Он был на ёлке в Горках, но тогда он был тяжело болен, его вывезли в кресле, ребят там было очень мало», – пишет Душечкина. Это дало исследователям повод полагать, что в реальности на ёлке в Горках было не более пяти-шести родственников, воспитанников и близких семьи Ульяновых, а также несколько детей обслуживающего персонала.