Нужно ли заставлять ребенка есть, если он не хочет? Как заставить ребенка есть: полезные советы

«Мой ребенок не хочет есть» - как часто мы слышим эту фразу от родителей. Конечно, есть дети, у которых не возникает проблем с аппетитом, но не всем родителям так повезло. Итак, как же приучить ребенка кушать согласно режиму питания?

1. Прежде всего, стоит придерживаться диеты и распорядка дня. Это вовсе не значит, что нужно кормить ребенка исключительно диетическими продуктами: просто прием пищи должен происходит в одно и то же время. Такое действие стабилизирует работу пищеварительной системы: в определенное время у ребенка будет начинаться секреция желудочного сока, а значит, появится и аппетит.

2. Предлагайте ребенку еду только по распорядку. Не злитесь, если малыш отказывается от блюда. Просто уберите тарелку со стола и подождите следующего кормления. Не стоит раздражаться, если съедена только часть еды. Позже ваш ребенок съест больше. Не волнуйтесь, если ребенок пропускает несколько приемов пищи: в организме есть необходимый запас питательных веществ (они накапливаются в печени и других внутренних органах, мышцах тела).

3. Избегайте «перекусов» между приемами пищи.

4. Проводите больше времени на улице. Если ребенок долгое время проводит в помещении, недостаток кислорода замедляет процессы метаболизма, а как следствие, пропадает и аппетит.

5. Старайтесь разнообразить питание ребенка, но новые продукты вводите постепенно и то, если вы уверены в их качестве. Позвольте малышу самому выбрать себе блюдо, предложив несколько вариантов. Однообразие может привести к развитию заболеваний: анемии, дисфункции желудочно-кишечного тракта, авитаминозу и других.

Если вы обедаете за столом всей семьей, старайтесь в присутствии ребенка есть с большим аппетитом: даже если это ненавистные вам каши, брокколи и прочие нелюбимые продукты.

7. Старайтесь разнообразить процесс еды. Например, бульон ребенок может выпить через соломинку, а отбивную котлету можно красиво завернуть в обертку, тогда малышу будет интереснее. Если ребенок проявляет желание поучаствовать в процессе приготовления еды - дайте ему такую возможность. Ему обязательно захочется попробовать «творенье своих рук», возможно, он даже съест всю порцию.

8. Вовлекайте ребенка в процесс сервировки стола. Чадо будет обедать с большим аппетитом за столом, на который они вместе с мамой постелили новую скатерть или если ребенок сам уже орудует вилкой или ложкой.

9. Не уделяйте слишком много внимания процессу кормления. Капризное поведение детей за столом - это распространенное явление в семьях, где ребенка кормят чуть ли не насильно. Ребенок понимает, что для его мамы очень важно, чтобы он поел и в итоге превращает процесс кормления в шоу, где родителям отведена роль наблюдателей. Постарайтесь не показывать ребенку, что вы наблюдаете за тем, что происходит, лучше уделите малышу больше внимания в процессе игры.

10. Ходите в кафе. Иногда дети обожают обедать вне дома, тогда у них просыпается аппетит.

11. Посадите ребенка за стол рядом с детьми, которые хорошо кушают. Их пример может оказаться заразительным.

Многие родители превращают отказ ребенка от еды в настоящую трагедию. Если никто в семье не отличается хорошим аппетитом, почему ребенок должен есть много? Если ваш сын или дочь всегда кушает мало - вчера, неделю назад, месяц назад, но при этом ребенок радостный, активный и развитый, вам стоит успокоиться - с его аппетитом все в порядке!

"Не хочу кушать! Не люблю кашу! ..." Знакомая картина? Ребенок вредничает или действительно не голоден? Любая ситуация возникает в силу каких-либо причин. Рассмотрим, что же заставляет малыша отказываться от пищи и как решить данную проблему.

Ситуация №1 . Ваш малыш - малоежка. Он худенький, ведь родители не толстые. Таким детям не требуется много еды. Что предпринять? Все, что нужно в данном случае - это проконсультироваться с детским врачом, контролировать вес ребенка. И если он подвижен, активен и не наблюдается никаких отклонений в здоровье, то не стоит переживать по данному поводу. Просто постарайтесь, чтобы в меню входили необходимые для роста и развития витамины, а еда была полезной.

Ситуация №2 . Ребенок протестует. И здесь следует прежде всего выяснить причины такого поведения. Они могут довольно-таки разными:

  • привлечение внимания (родители заняты своими проблемами, много времени отдают работе и ребенка почти не видят. А дети, как цветы, требуют внимания, любви и заботы. Малыш в данной ситуации решает: "Вот перестану есть, и родители обо мне вспомнят!");
  • чересчур строгое обращение с ребенком (взрослые "держат его в ежовых рукавицах", и тогда рано или поздно возникает реакция протеста, которую малыш выражает своими детским способами: отказывается кушать, не хочет спать, "делает свои дела" в штанишки);
  • противоположная ситуация - ребенка в семье слишком балуют и прощают любые шалости, а так как у детей развита внутренняя справедливость, то в душе им хочется, чтобы их проделки замечали взрослые и реагировали на них, как в других семьях. На какую выходку родители точно отреагируют? На отказ от еды! Что предпринять родителям? Главное - не просить покушать, не заставлять, не угрожать наказаниями, не идти на поводу, проигнорировав капризы чада, а лучше сесть рядом с малышом и постараться вместе разобраться в ситуации. Как только взрослые поймут причину такого поведения и скорректируют свое поведение и отношение к чаду - все станет на свои места.

Ситуация №3 . Малыш за столом не чувствует себя комфортно. Возможно, взрослые ругают или наказывают его за то, что ребенок никак не может научиться правильно применять нож и вилку или неаккуратен во время еды. А, может, родители все время выясняют отношения за столом? Как исправить ситуацию? Взрослым следует чаще хвалить малыша, когда у него получается кушать аккуратно и подбадривать, а не ругать, когда что-то не совсем выходит. Окриками и критикой можно только усугубить ситуацию и посеять в душе ребенка, в лучшем случае, неуверенность в себе.

Ситуация №5 . Ребенку страшно. В основном, чувство страха - это невротическая реакция. Это может быть связано с чем-то, что сильно напугало малыша во время еды. Например, косточка из рыбы, которая застряла в горле. Как помочь малышу? Не заставлять кушать, не кричать, так как это только ухудшит ситуацию. Спокойно разговаривать, успокаивая кроху, садиться рядом и кушать то же блюдо, что предложено и ему. На детей это действует положительно. Если ничего не получается, следует посетить психоневролога, чтобы получить профессиональную консультацию.

Ситуация №6 . "Не вкусно!" Ребенок отказывается кушать новые блюда, и даже не попробовав, заявляет, что они не вкусные. Как предотвратить подобные заявления? Необходимо с самого детства систематически вводить в рацион ребенка новые продукты. При приготовлении блюд привлекайте к этому процессу и малыша. То, что приготовлено с его участием, он точно попробует. Фантазируйте, украшайте блюдо, чтобы оно имело привлекательный и аппетитный вид.

Ситуация №7 . Ребенок никогда не испытывал чувство голода. Он не ждал обеда, малыш не понимает, что еда может приносить радость. А все почему? Да потому что заботливые родители постоянно просто впихивают в него еду еще до того, как он проголодается. Что делать в данной ситуации? Попробуйте принимать отказы от еды и не кормить малыша. Пусть просто проголодается! Создайте непривычную для него ситуацию - на обед нечего приготовить,так как продукты закончились, осталась одна картошка. Когда чадо проголодается, то научится ценить пищу.

Известный педиатр, доктор Комаровский, дает родителям следующие советы:

  • для начала исключите из собственного рациона вредную пищу, не ешьте ее сами и, естественно, не давайте малышам (помните о том, что малыши стараются во всем быть похожими на родителей, а потому копируют их поведение);
  • соблюдайте режим в питании: завтрак, обед и ужин - в одно и то же время;
  • не разрешайте детям чем-то перекусывать между приемами пищи, так как это только "перебивает" аппетит;
  • подавайте блюда для детей в привлекательной яркой посуде (возможно, на ней будут изображены герои из любимых мультиков);
  • оригинально украшайте блюда (проявите фантазию, ведь самую обычную яичницу можно оформить в виде улыбающейся забавной рожицы);
  • не выясняйте отношения за столом, трапеза должна проходить в доброжелательной спокойной атмосфере;
  • для всей семьи готовьте одинаковую еду, со временем ребенок привыкнет кушать то, что едят все;
  • сладкие соки между приемами пищи - под запретом;
  • берите малыша с собой, когда идете в супермаркет за покупками, выбирайте продукты вместе с ним;
  • категорически нельзя заставлять силой малыша кушать, это возымеет крайне негативное действие и повлечет за собой стойкий отказ от еды.

Будьте мудрыми, любящими и терпеливыми родителями!

Еда по расписанию или когда захочется?

Мы, взрослые, уже привыкли к какому-то определенному способу, а вот организм детей намного умнее, пока его не приучили кушать насильно.

И как заставить ребенка есть, когда у него нет этой потребности, да и зачем? Ведь, если малыш голоден, он не станет отказываться кушать.

Правда, бывает и другая проблема – когда ребенок не хочет есть некоторые продукты, список которых иногда весьма большой.

Заставлять в этом случае может быть даже опасно для здоровья – ведь нежелание кушать что-то – реакция организма, у которого еще не до конца созрели пищеварительные ферменты.

Режим питания

Две крайности – питание по часам, по строгому режиму или совсем уж свободный график, когда каждый кушает, когда хочет – неправильны.

  1. В первом случае, как раз, и могут возникнуть проблемы с отказом от пищи – малыш еще просто не успевает проголодаться к следующему приему;
  2. Во втором же случае есть риск нарушения пищеварения – маленьким детям все равно надо напоминать о том, что пора кушать, а то заиграется и забудет.
  • Вес и комплекция ребенка никак не зависят от того, насколько хорошо и часто он кушает. А вот перекормленный в детстве малыш может во взрослом возрасте столкнуться с пищевыми проблемами;
  • Маленький флегматик, например, может кушать немного, но иметь «правильный» вес, а активный холерик, при таком же или даже большем количестве пищи, будет худеньким;
  • Детский организм требует именно то и в таком объеме, сколько ему нужно для поддержания сил и здоровья;
  • Закармливание детей грозит ожирением и нарушением обменных процессов. Переучиться во взрослом возрасте будет очень трудно;
  • А, если нежелание кушать связано с незрелостью пищеварительной системы, то возможны и гораздо более серьезные проблемы со здоровьем. Не надо заставлять, со временем кроха начнет есть то, от чего раньше отказывался, когда его желудок будет готов принять это.

Как заставить ребенка больше есть, если у него нет потребности в таком количестве еды? Да и нужно ли?

  1. Каждый ребенок съедает ровно столько, сколько необходимо;
  2. Возможно, надо просто сделать приемы пищи более частыми, но предлагать меньшее количество еды;
  3. Старайтесь изначально не давать детям то, что считается вредным и сбивает аппетит. Когда ребенок не знает этих вкусов, то и не будет отказываться от здоровой пищи, выпрашивая вредные сладости или чипсы;
  4. Все вкусненькое давайте на десерт, когда малыш уже наелся и не скушает много сладкого (читайте статью Когда давать сладкое ребенку ?>>>);
  5. Если хотите соблюдать режим питания, то придерживайтесь не очень строгих правил. Например, обед не точно в одно время, а примерно, главное, чтобы вся семья собралась в этот час к столу;
  6. Ребенок должен видеть, что вы все едите одно и то же. Пищевые привычки закладываются в каждой семье по-своему, в зависимости от того, что принято готовить.

Как улучшить аппетит

Если вы видите, что ваш ребенок, на самом деле, кушает очень мало, постоянно не доедает даже маленькую порцию, отказывается от многих блюд, - это тревожный знак.

Но, даже в этом случае заставлять не стоит, лучше сначала сдать общий анализ крови и посмотреть уровень гемоглобина.

Знайте! Железодефицитная анемия – одна из частых причин плохого аппетита ребенка.

Ребенок не хочет есть – как его заставить, при этом, не навредив?

Я не склонна заставлять детей есть и никогда не использую подобных принципов в работе с детьми по исправлению пищевых нарушений. Подход всегда идет комплексный, мы работаем в нескольких направлениях:

  • корректировка режима питания;
  • выстраиваем правила приемов пищи;
  • делаем действия, направленные на активацию аппетита.

Что можно сделать самостоятельно?

  1. Определите, какие продукты ребенок соглашается есть всегда, а какие, наоборот, вообще не хочет;

Попробуйте «спрятать» нелюбимые продукты, например, подмешивайте в картофельное пюре другие измельченные овощи в небольшом количестве.

  1. Возможно, надо пересмотреть меню;

Часто бывает так, что в школе или садике дети едят лучше или хуже, чем дома. Пусть малыш сам подскажет вам, что он хочет на обед или ужин – так и вам будет легче, и кроха получит то, что сможет поесть без капризов.

Это только кажется, что он будет просить каждый день одно и то же – однообразие быстро надоест.

  1. Готовьте вместе;

Попросите малыша натереть морковку на терке или порезать яйца на яйцерезке, раскатать тесто, размешать что-то. Приготовленное своими руками хочется попробовать!

  1. Не давайте ничего за час до основной еды, чтобы не сбить аппетит;

Если приходится давать, то пусть это будет какой-то фрукт или овощи – нечто, что быстро переварится и не отобьет желания плотно покушать.

  1. Как заставить есть овощи, если ребенок их не любит?

Можно попробовать предлагать овощи в разном виде и нарезать разными способами: елочкой, зубчиками, тонкими полосочками.

Овощи лучше не смешивать. Мало кто из детей любит овощные салаты. Лучше расположите овощи на большом блюде, чтобы ребенок мог выбрать, что ему хочется в данный момент.

  1. Как заставить есть самого?

Пока вы кормите ребенка и не даете ему свободы в других областях жизни – ребенок не будет самостоятельным.

Вручайте ему столовые приборы, сами что-то делайте за столом, мотивируя тем, что у вас сейчас заняты руки и вы не можете его покормить.

Последствия чрезмерного употребления пищи

Когда мы заставляем детей есть, у них нарушается естественное чувство голода и насыщения. Мало того, мы этим ломаем психику ребенка. И вот, что может произойти в будущем:

  • Ожирение;

Ребенок привыкает есть бесконтрольно много, не умеет остановиться, не чувствует, когда он по-настоящему голоден, а когда ест просто по привычке всегда что-то жевать.

Как следствие, увеличивается вес и начинаются проблемы со здоровьем.

  • Обмен веществ перестает быть нормальным;

Повзрослев, такой человек даже при небольшом количестве еды толстеет и толстеет, не может обрести нормальный вес и фигуру.

  • Другая крайность – уйдя во «взрослую жизнь», ребенок перестает есть вообще, сам прием пищи вызывает отвращение, после того, как его вечно заставляли, наступает булимия, дистрофия, истощение;
  • Человек, которого в детстве заставляли есть, не способен ограничить себя в еде, даже при наличии заболеваний, не может держать лечебную диету, чем усугубляет состояние;
  • Есть вероятность, что человек с проблемами в питании, передаст эти вредные пищевые привычки своим детям и создадутся уже наследственные проблемы.

Заставлять ребенка есть – тратить впустую свои усилия и нервы. Научитесь договариваться. Покажите на своем примере, как это делается. Держите слово, данное своим детям.

Если вы не можете справиться с плохим аппетитом ребенка самостоятельно, обращайтесь за помощью. Онлайн-курс или консультация дадут вам новое видение процесса питания и вы начнете движение к изменению сложившейся ситуации.

Людмила Шарова, детский психолог, консультант по прикорму и исправлению плохого аппетита детей.

Дети раннего возраста быстро растут и развиваются. Меняются их умения, навыки, потребности, характер. Именно в этот период чаще всего родители сталкиваются с проблемой кормления малыша . Если ребенок плохо ест, то причину надо искать в методах и средствах вашего воспитания. Если в семье строго соблюдаются часы приема пищи - жаловаться на плохой аппетит малыша во время еды не придется.

Вам понадобится

  • Установить на первом году жизни ребенка четкий режим питания, самостоятельно воспитывать своего малыша, исключить перекусы, чаще гуляйте на свежем воздухе.

Инструкция

Есть семьи,в которых приучают есть под песни, пляски бабушек и дедушек. Дело здесь не в аппетите, просто избаловали излишним вниманием. Это доставляет ему удовольствие, входит в привычку. Заставить малыша в такой семье трудно. Бабушкам и дедушкам хочется побаловать своих внуков. А родителям ребенка неудобно сделать замечание старшим. Вот и получается замкнутый круг. Поэтому, если вы живете совместно со своими родителями, то основную заботу по воспитанию своего малыша возьмите на себя. Тогда они не будут так активно принимать участие в этом процессе. Не секрет, что часто молодые родители стараются всю заботу о ребенке на своих пап и мам. А бабушки и дедушки стараются ни в чем не отказывать своим внукам. Вот и возникают в дальнейшем проблемы такого плана.

Старайтесь разнообразить блюда. Однообразная пища быстро надоедает ребенку. Красивое и оригинальное украшение способствует хорошему аппетиту. К трем годам уже можно оформлять блюда вместе с ребенком. Это не только поможет вам накормить его без истерик, но и развить у него воображение и творческие способности.

ФОТО Pavel Kryukov СТИЛЬ Liliya Simonyan

Серьезно переживать или злиться из-за зелени я не могу - в детстве я сама не была образцовым ­примером по части питания. Табуированных продуктов в доме было два - кефир и печенка. Обоим вход в квартиру был заказан - я не переносила даже самого факта присутствия их в холодильнике и грозилась уйти из дома вместе с домашним животным. Так и говорила: «Либо я и кошка Соня, либо печень». С субпродуктом отношения до сих пор не сложились, а вот без кефира я сегодня не могу прожить и дня - бывает, даже разыскиваю его в русских магазинах за границей. Вздыхаю и спрашиваю себя: сколько литров кисломолочной вкуснятины в свое время я упустила? И главный вопрос: как так вышло и почему?

Сила привычки

«Молоко? Буэ-э-э!», «Опять эта противная каша !», «Фу, косточки!», «Я же говорила, что не люблю яблоки !». Свои «пунктики» в рационе есть почти у каждого ребенка. По статистике абсолютный фаворит в списке детских «гадостей» - лук. Его во всех смыслах слова не переваривают до 71 % детей в возрасте 4–7 лет (к 17 годам их остается только 40 %). Под категорию «запрещенки» традиционно попадают «вонючий» сыр, «мерзкие» яйца, «склизкие» вареные овощи и большинство продуктов , богатых альбумином: молоко, яичный белок, говядина, бобовые, гречка. Два гастрономических счастливчика, которых миновала участь быть отвергнутыми, - молочный шоколад и макароны.

Явление «это хочу - то не буду» в диетологии обозначают термином «избирательный аппетит», а его представителей называют капризными едоками. Исследователи компании L.O.Leal уверяют, что 65 % детей на планете - страшные привереды в еде, отвергающие целые категории продуктов (мясо, овощи или фрукты). И это абсолютно нормальный переходный этап взросления. Своего пика состояние самоограничения достигает в 6–7 лет и постепенно сходит на нет к подростковому возрасту, уступая место экспериментам с новыми блюдами и напитками. При этом более капризными в отношении еды оказываются именно мальчики, а не девочки.

Ученые до конца не знают, как и почему у ребенка формируются собственные представления о том, как должна выглядеть и пахнуть «правильная» еда. Один из факторов - наследственность. Если вы в детстве были малоежкой, существует большая вероятность того, что и ваш ребенок будет воротить нос от конкретных продуктов.

Важный момент: вкусы в еде начинают формироваться еще до нашего рождения. Уже на 17-й неделе беременности рецепторы эмбриона довольно хорошо развиты - он отличает сладкое от соленого, горькое от кислого. Вкус околоплодных вод меняется каждые четыре часа в зависимости от того, что съела мама. Ребенок начинает привыкать к специфике тех или иных продуктов и в будущем ест их с большим удовольствием. Логическое продолжение тренировки рецепторов - грудное вскармливание. Если младенца кормили грудью не меньше года, в будущем он будет меньше капризничать за столом. При условии, конечно, что сама мама в это время не сидела на послеродовой диете.

Кстати, дети неспроста наотрез отказываются от лука или оливок. В этот момент у ребенка срабатывает эволюционный механизм самосохранения - не отравиться чем-нибудь ядовитым. В каменном веке ребенок рано лишался присмотра родителей и, чтобы потенциально не съесть опасное растение, избегал любой пищи, имеющей горький привкус. Этот механизм со временем трансформировался в тотальное отторжение всего горького и обожание сладкого, которое даже у взрослых продолжает ассоциироваться с неподдельным удовольствием.

Важный момент - интуиция . Например, ребенок может отказываться от определенных продуктов при некоторых видах дисбактериоза или плохом состоянии зубной эмали - как бы заранее предохраняя себя от нежелательных болевых ощущений. Не списывайте со счетов детскую интуитивную заботу о здоровье.

Каша - состояние души

В некоторых случаях пищевая избирательность может свидетельствовать о жестком самоконтроле ребенка. Понаблюдайте за малышом: если цветная капуста рождает в нем чувство тревоги - это может быть неосознанная попытка сына или дочери обратить на себя внимание, рассказать близким о страхах и желаниях. Или наоборот - с помощью отказа от гречки с молоком или бабушкиных пирогов ребенок стремится закрепить свою автономию и показать власть над родителями (звучит демонический детский смех). Других способов самоутвердиться у него пока нет. Это необходимый этап пребывания в оппозиции чрезмерной родительской опеке. Самый простой способ найти общий язык за столом - предлагать юному бунтарю блюда на выбор. Он сможет и характер проявить, и нормально поужинать.

ФОТО Pavel Kryukov СТИЛЬ Liliya Simonyan

Детей с сенсорным вектором развития (это те, кто любит обниматься, им нужно все обязательно потрогать) могут раздражать продукты определенной текстуры и температуры. Чаще всего это блюда с кусочками, бесформенная пища или та, что подсознательно напоминает выделения слизистой организма («Сами ешьте эти сопли!»). Малыши, которые по жизни любят глазами (представители зрительного вектора), всегда реагируют на внешний вид блюда. Обычный рис может показаться им слишком скучным и унылым, а вот выложенный в форме японских островов Хоккайдо и Хонсю ребенок станет уплетать за обе щеки и заодно подучит географию. Одно из объяснений, почему дети так сильно любят макароны , - их гораздо интереснее есть, чем какую-нибудь манную кашу . Проявляйте креатив, украшайте блюда. Ребенок не ест банальные овощи кубиками в супе? Нарежьте их треугольниками или звездочками. Или купите «тематические» тарелки с рожицами, которые можно дополнить с помощью продуктов: выложить из зеленого горошка бороду, из пюре - волосы, а из маслин - глазки.

У избирательного аппетита есть несколько подвидов. Самая популярная разновидность - неофобия. Это когда ребенок в какой-то момент отказывается от еды, даже к ней не прикоснувшись, просто потому, что она ему незнакома. Родителям кажется такое поведение абсурдным («Как можно отказываться от того, что ты даже не попробовал?!»), в то время как именно неофобию проще всего объяснить все тем же древним инстинктом самосохранения: ребенок не хочет рисковать, боится ввести в организм продукт, который ему чужд. Более того, полноценный отказ от продукта можно считать засчитанным, если его отвергли как минимум 15 раз! Вопрос в другом: хватит ли у родителей и бабушек терпения, нервов и запаса валокордина, чтобы предлагать ненавистное блюдо снова и снова?

Ложки в сторону

В большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманная и однозначно обусловлена факторами воспитания. В борьбе с капризами все средства хороши? Вот уж нет, бороться с нехочухами нужно по всем диетическим и психологическим правилам. Помните гиппократов принцип - «Не навреди»?

Первое. Никогда не кормите ребенка насильно и не заставляйте доедать все, что лежит в тарелке, - станете причиной детских проблем с пищеварением и психикой. Начинает топать ногами, плакать, капризничать? Объявите, что обед закончен, - в следующий раз съест столько, сколько захочет. Не настаивайте, если малыш не принимает определенный фрукт или овощ, а вам он кажется запредельно вкусным и полезным. Оставьте за ребенком право от души ненавидеть один-два конкретных продукта - в конце концов, с его мнением вы тоже должны считаться.

Второе, популярное. Не развлекайте малыша за столом. Сказки, ложки-самолетики и вилки-паровозики, мультики на айпаде не помогают, а мешают - ребенок чисто механически открывает рот и совершенно не понимает, что именно ест. У него формируется вредная пищевая привычка, способная обернуться избыточным весом в будущем.

Третье. Не давайте ребенку баловаться едой. Как только малыш начинает выбрасывать помидоры на пол, как это делают на испанском празднике Томатина, или художественно размазывает кашу по стульчику - включайте команду: «Отставить тарелку!»

Четвертое. Порочная практика - использовать еду в качестве повода к вознаграждению. Например, вы обещаете сыну: «Съешь овощи - получишь десерт». Это приводит к тому, что еда, доставшаяся в награду, приобретает еще большую привлекательность, при этом совершенно не стимулируя ребенка в перспективе есть больше овощей.

Пятое. Дети - маленькие обезьянки, которые повторяют то, что делают взрослые. В том числе и за столом. Поэтому, прежде чем упрекать ребенка в том, что он чего-то не ест, загляните в свою тарелку.