О чем говорит внешний вид подростка

Подросток – это уже достаточно сформировавшаяся личность. По своему физическому, физиологическому и психологическому состоянию они близки к миру взрослых. Но ввиду их небольшого жизненного опыта между взрослыми людьми и подростками возникают непонимания и недоразумения. Очень часто взрослые забывают о том, что и они были в таком возрасте, а подростки еще не знают, какими будут они через несколько лет.

Необходимые знания для подростка

Рассмотрим, каким должен быть подросток. Поскольку подросток находится на грани детства и взросления, его ближайшее будущее для него пока непонятно и немного пугающе. Поэтому он должен знать о том, что с ним происходит и понимать происходящие с ним вещи, чтобы в дальнейшем избежать ошибок. Подрастающее поколение должно знать:

  • О периоде полового созревания. Взрослые должны объяснять им о том, что такое любовь, сексуальность и половые отношения. Во время периода полового созревания у подростков появляются новые ощущения, меняется их тело, происходит смена настроения. Родители и педагоги должны уберечь их от лживой информации и постараться ответить на интересующие их вопросы.
  • Что необходимо делать, чтобы избежать соблазна алкоголя. Все родители очень переживают о том, чтобы их дети не попали под влияние вредных привычек, таких как курение, алкоголь и наркотики. В подростковом возрасте дети относятся к этому беспечно, они еще не совсем осознают о тех последствиях, которые могут возникнуть в результате их употребления. Поэтому о том, что должен знать подросток в отношении приема алкоголя и наркотиков является очень важным моментом в его жизни. Для этого родители должны постоянно контролировать ребенка и проводить беседы на эти темы. А в случае необходимости обратиться к психологу.
  • О трудоустройстве. Дети в подростковом возрасте имеют право на временное трудоустройство, и они должны знать о том, сколько часов в неделю они могут трудиться в зависимости от возраста и в соответствие с действующим законодательством. Например, подростки в возрасте 15 - 16 лет могут работать пять часов в день, а учащиеся имеют право работать не больше 2,5 часов в день.
  • О деньгах. Родители должны обучать подростков о том, как необходимо вести себя в отношении денег, а именно:
    • они должны учиться экономии
    • уметь вести счет деньгам
    • уметь тратить с умом
    • учиться жить по средствам

Внешний вид подростка

Рассмотрим, как должен выглядеть подросток. Практически все подростки хотят выглядеть модно, им хочется носить одежду, которая на данном этапе будет выражать их внутренний мир, соответствовать их желаниям и интересам. Следуя определенному стилю, они хотят выразить с помощью одежды свою личность. Некоторых взрослых раздражает кричащий вид юноши или девушки, и они считают, что у таких молодых людей проблемы психологического характера. Не стоит на этом акцентировать внимание и тем более усугублять и без того нелегкий переходной возраст, ведь им порой очень сложно распрощаться со своими детскими мечтами и тяжело понять окружающую действительность. У каждой группы людей есть свои приоритеты в стиле одежды, например, есть любители одежды в стиле хип-хоп, а есть подростки, которые любят романтический или спортивный стиль. Каждый из этих стилей выражает его внутренний мир и увлеченность чем-либо. В любом случае внешне все подростки должны носить чистую и опрятную одежду, а родители всегда должны суметь их понять, поддержать и при необходимости уметь направить и посоветовать.

Книги для подростков

Во многом формирование личности ребенка происходит на основе прочитанных книг. Поэтому, по мнению известных умных людей, книги, которые должен прочитать подросток, должны быть актуальны в наше время, так как без знаний и чувств никак не обойтись. Среди наиболее популярных книг, читатели выделяют произведения Пастернака, Пелевина, Улицкой, Окуджавы, Ильфа и Петрова, Митчелла, Гюго и др.

Единых стандартов внешнего вида, предъявляемых обществом к подросткам, не существует. В разных странах, разных социальных группах подростки могут выглядеть совершенно по-разному. Кроме того, подростковый возраст – это период превращения ребенка во взрослого, самостоятельного человека, сопряженный со множеством эмоциональных переживаний, вызывающих в нем протест, желание выделиться из массы сверстников. Внешний вид – это самый доступный способ «показать себя». Одежда, обувь, прическа – все эти важны для тинейджера. Нынешнее поколение принадлежит к цифровой эре, так что современный подросток получает о стиле преимущественно из социальных сетей. Немаловажны также музыкальные пристрастия: любители рока предпочитают кожаные аксессуары преимущественно темных тонов, напульсники любимых групп, шипы. Поклонники популярной музыки – светлую, яркую, «гламурную» одежду. Кроме того, в среде подростков процветает множество субкультур, имеющих особый дресс-код.

Молодежные субкультуры

Юноши в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет часто примыкают к различным субкультурам. Чаще всего период увлеченности один-три года, но оставляет заметный след в их облике. К примеру, популярные нынче хипстеры предпочитают стрижки, модные в пятидесятые-шестидесятые годы двадцатого века, большие очки и кофейные тона в одежде. Это приверженцы легкого рока, кино прошлого века. Надо сказать, хипстеры порицаются обществом намного меньше, чем активно существовавшие раньше и «вышедшие» из моды эмо, хиппи и готы. Последние носили вычурную одежду, длинные и подчас нелепые стрижки, тем самым сильно выделяясь из толпы.

Традиционный внешний вид подростка

Многие сферы жизни подростка (школа, университет, работа) предполагают собственную стандартизацию внешнего вида: джинсы, или футболка спокойного тона, волосы умеренной длины и длинная, ниже колена, юбка, минимум макияжа, украшений и аккуратная прическа – . Чуть реже вынуждены носить строгие костюмы или платья, это практикуется в гимназиях и лицеях, где существует собственная форма. Но не стоит стращать ребенка, если он увлечен какой-либо субкультурой: чем меньшее эмоциональное давление будет оказываться на него в семье, тем быстрее он «переболеет». Разумеется, это не касается случаев, когда подросток выглядит вульгарно или ведет себя неподобающе. Иными словами, вспомните себя в шестнадцать лет: что могло быть важнее свободы в выборе собственного стиля?

Видео по теме

Не всегда высокий рост является преимуществом. Девушкам выше 180 сантиметров бывает трудно найти себе пару, так как парни предпочитают невысоких представительниц слабого пола. Они кажутся им более женственными, беззащитными.

Инструкция

Второй способ – правильная . Лучше отказаться от высоких укладок, пучков, хвостов. Помогут казаться ниже стрижки с локонами до плеч и густой челкой. Кроме того, высоким подойдут гладкие укладки. Когда волосы зачесаны назад и нет лишнего объема в области .

Широкие вещи скроют высокий рост. Модные объемные пальто из тонкой шерсти, платья с завышенной талией, свитера – вся эта помогает визуально сделаться ниже. Этому же способствуют длинные широкие юбки и прямые брюки.

Большие сумки отвлекут внимание окружающих от высокого роста. Эти модные аксессуары очень подходят девушкам с внешностью манекенщиц, так как только в их руках они не выглядят огромными баулами. Наоборот, вкупе с высоким ростом, они выглядят очень органично, делая свою хозяйку более изящной.

Блузки и рубашки с квадратным вырезом или вырезом – «лодочкой» делают плечи более объемными, визуально укорачивая силуэт. Также этому способствуют футболки с укороченным низом. Они должны заканчиваться на талии. Тогда верхняя часть тела будет выглядеть более короткой.

Бриджи и укороченные брюки визуально укорачивают ноги, если надеты с обувью без каблуков.

Принижают силуэт длинные пальто и шубы. Особенно хорошо справляются со своей задачей широкие вещи, а также изделия с длинным ворсом.

Широкий ремень разделит силуэт пополам, делая его визуально немного ниже. Его можно закрепить четко на талии – тогда короче будет выглядеть торс, или на бедрах – тогда менее длинными будут казаться ноги.

Подростковый период характеризуется возрастной границей 11-17 лет. Все это время ребенок находится в состоянии пубертатного кризиса, который дает о себе знать во всех сферах жизнедеятельности подростка.

Инструкция

Стоит отметить, что ведущей деятельностью подростка является интимно-личностное общение со сверстниками. Это говорит о том, что родителям не стоит волноваться насчет того, что ребенок много времени проводит с друзьями. Для современных детей характерна тенденция общения на расстоянии. Именно поэтому они проводят так много времени в интернете. Старайтесь давать ребенку больше возможностей для общения со сверстниками: отправляйте его в лагерь, на море или в другие места массового скопления людей.

Подростковый возраст – период полового созревания. Современные дети стараются узнать о своей половой системе быстрее и больше. Не нужно ставить табу на данную тему, иначе это образует еще больший интерес со стороны подростка.

Для подростка немаловажна его роль в коллективе. Современные дети четко разделяют понятия и изгой. Следите за тем, чтобы ваш ребенок не занял позицию человека, на которого направлена школьная психологическая травля. Если вы видите, что ребенок приходит домой подавленный, грустный, то срочно обговорите с ним всю ситуацию. Возможно, придется поменять школу или даже вашу квартиру.

Повышенная возбудимость нервной системы подростка – неотъемлемая часть его физиологического роста. Именно поэтому подростку постоянно хочется конфликтовать. Старайтесь не задевать лишний раз такие качества ребенка, как негативизм, строптивость, своеволие. Не нужно давать подростку прямых указаний, что и как надо делать. Лучше всего создавать иллюзию выбора.

В современном мире очень важно с пониманием относиться к духовному миру подростка. С внедрением большого количества техники дети стали все меньше обращать внимания на живые разговоры. Поэтому старайтесь чаще беседовать со своим ребенком. Устраивайте семейные вечера или ужины, во время которых вы могли бы обсудить то, что произошло в течение дня.

Трудной задачей является способность к адекватной самооценке. Те стереотипы, которые им навязывают СМИ, являются неприемлемыми для нормального психологического развития. Учите ребенка объективно выделять свои положительные и отрицательные стороны. Чаще делайте подростку комплименты и просто не забывайте проявлять к нему свою родительскую заботу и любовь.

Воспитывая подростка, помните, что результаты могут быть отсрочены во времени. Положительные черты характера ребенка могут проявиться в возрасте ранней юности, когда начнет формироваться мировоззрение и самоопределение человека.

Ошибочно полагать, что современные подростки окончательно испортились под натиском несколько развращенной эпохи. Как и много лет назад, они все такие же ищущие, любознательные, свободолюбивые.

Инструкция

Специалисты в области подростковой психологии утверждают, что увлечения в возрасте от 11 до 16 лет сродни детским играм, которые обеспечивают рост и развитие, дают дополнительное образование, учат самостоятельности, практической деятельности, обеспечивают реализацию интересов. В укрупненном виде все увлечения современных подростков можно разделить на несколько блоков: интеллектуальные увлечения, спортивные, накопительские, информационно-коммуникативные и лидерские, позволяющие человеку реализовать себя в качестве руководителя.

Безусловно, одним из любимых хобби современных подростков является компьютер и информационные технологии. Сегодня, пожалуй, нет ни одного молодого человека, не зарегистрированного в социальной сети или «аське». На втором месте стоит спорт, который, к счастью, как увлечение стал невероятно популярным среди молодежи. Футбол, баскетбол, карате, бег, танцы вкупе со сноубордами, скейтбордами и даже пейнтболом и паркуром - все это делает тело гибким, ловким, улучшает здоровье, позволяет личности чувствовать себя уверенно и сформироваться гармонично.

Не кануло в Лету и коллекционирование, которое, впрочем, нередко имеет весьма прикладное значение. Сегодня объектом вожделения могут быть спортивные майки, кепки футбольных команд, книги определенной серии, из разных стран и даже пробки от бутылок. Все это зачастую можно весьма выгодно продать на специализированных аукционах или обменять.

Неправильно думать, ничего не понимает и , их особое восприятие современных музыкальных направлений, интересующая их не всегда понятна взрослым, выросшим в совершенно иную эпоху, подчиненную другим идеалам. Как и много лет назад подростки стремятся создавать команды КВН нового формата comedy, участвуют в творческих проектах, проводят маркетинговые исследования, ездят в походы дальнего и ближнего зарубежья.

Развитие современных технологий выводит молодежь на совершенно иной уровень знаний, сегодня любой старшеклассник или студент может самостоятельно перепрошить сотовый , переустановить «винду» и даже особую программу, сочиняющую суперсовременные хиты.

Подростки активно учат языки, интересуются культурами других наций, часто становятся активными участниками самых разнообразных движений и субкультур. Все это должно приниматься и быть понятым взрослыми безо всяких нравоучений и навязываний своих стереотипов.

Несмотря на уверенность многих родителей в том, что у их ребенка-подростка не может быть проблем с артериальным давлением, подобные недуги все же встречаются довольно часто. Чтобы избежать в будущем развития у ребенка гипотонии или гипертонии, нужно периодически уметь измерять давление и правильно соотносить его показатели с нормой, утвержденной официальной медициной.

Инструкция

Артериальное давление позволяет крови, циркулирующей по сосудам, доставлять кислород и питательные вещества всем тканям и клеткам организма, поэтому за его показателями нужно тщательно следить. При их выходе за пределы нормы, транспортировка жизненно важных веществ будет нарушена, в результате чего могут наблюдаться различные сбои в работе внутренних органов. Увеличение давления с его критично малых показателей у новорожденных детей постепенно идет до семи лет, после чего темпы его роста существенно ускоряются.

Нормальное артериальное давление у детей и подростков ниже, чем человека. Это обусловлено тем, что у детей стенки сосудов более эластичны, капиллярная сеть намного больше, а давление крови ниже. Показатели артериального давления у подростков могут колебаться с учетом индивидуальных особенностей организма, составляя от 100 до 140 мм рт.ст. (верхнее) и от 70 до 90 мм (нижнее). Для предотвращения стойких нарушений (чаще всего это вегето-сосудистая дистония), следствием которых являются гипотония , необходимо определить нормальные показатели давления , регулярно измеряя его с помощью тонометра. Это позволит вывести точный показатель с учетом индивидуальных особенностей конкретного подросткового организма.

Раньше измерение артериального давления было доступно только в поликлиниках и больницах – сегодня же электронные и механические тонометры свободно продаются в аптеках. Для определения давления нужно, чтобы он находился в спокойном состоянии – однако в связи с повышенной нервной возбудимостью данного возраста, измерение следует проводить регулярно, записывая все прибора.

За счет давления воздуха, нагнетаемого в манжету, артерия передавливается и кровоток в руке останавливается. После спуска воздуха в стетоскопе тонометра появляется стук, вызванный возобновившимся движением крови по сосудам – этот стук соответствует верхнему показателю давления. После восстановления просвета артерии и прекращения стука на конкретной цифре определяется нижний показатель давления. При использовании современного все необходимые показатели, включая пульс, выводятся на цифровой экран прибора.

Видео по теме

Обратите внимание

Для выяснения нормальных показателей детей младшего возраста, нужно сравнивать результаты измерения давления со специальными таблицами.

Полезный совет

Проводить манипуляцию нужно на сидящем или лежащем подростке, а ширина манжеты тонометра не должна превышать две трети длины плеча.

При формировании облика школы существует множество параметров, которые должны учитываться в обязательном порядке, и одним из них является непосредственно ее внешний вид. Разумеется, невозможно учесть все детали, однако есть ряд пунктов, на которые обязательно нужно обратить внимание.

Инструкция

Пришкольная территория должна быть огорожена. Ограда может носить символический характер, но должна иметь вид. Необходимо наличие нормальной спортивной площадки, пригодной как для проведения уроков физкультуры на открытом воздухе, так и для проведения досуга. В случае же, если это невозможно, рекомендуется устроить отдельно парк и спортплощадку. Пришкольная территория должна содержать большое количество зеленых насаждений – это благоприятно скажется на внешнем облике школы и в целом будет способствовать улучшению экологической обстановки на ее территории. Естественно, данная территория должна находиться в идеальном порядке и периодически убираться.

Внутреннее убранство школы должно быть выполнено в единой цветовой гамме и содержать цвета теплого оттенка. Для классов школы рекомендуется окраска стен в те же теплые цвета, а для старших и средних классов – холодные, к примеру, серо-голубые тона. Это обусловлено тем, что на старшие и средние классы приходится переходный возраст подростков, и необходимо использовать цвета, которые в наименьшей мере способствуют повышению эмоциональной активности. Наилучшим вариантом для пола, несмотря на избитость, является линолеум – он менее травмоопасен нежели досчатый пол, проще чистится и заменяется в случае повреждения.

Окна в школе должны быть настолько большими, насколько это возможно, с минимальным углублением в стену. Оптимальным является использование пластиковых окон, открывающихся только для проветривания – это позволит снизить риск несчастных случаев, к тому же намного упростит процесс проветривания. Несмотря на кажущееся удобство, подоконники причиняют больше беспокойства, нежели пользы, поэтому от них также желательно отказаться.

Двери в школьные помещения должны быть выполнены из дерева, покрытого лаком либо краской в цвет общей гамме. При использовании краски предпочтение должно отдаваться матовым – они менее маркие и более приятны человеческому глазу. Ручки должны быть выполнены из металла и иметь как можно размер. Оптимально использование круглых ручек с поворотным механизмом.

Абсолютное большинство девочек-подростков хотят выглядеть намного старше своих лет. Иногда с подобными проблемами сталкиваются и молоденькие работницы офисов. Обычно служебное рвение таких сотрудников воспринимается с иронией, так как их внешний вид не располагает к доверию. В этом случае можно прибегнуть к маленьким хитростям, которые позволят выглядеть немного старше своих лет и солиднее.

Вам понадобится

  • Для этого вам понадобится пересмотреть свои взгляды на макияж и гардероб.

Инструкция

Для начала обратите внимание на свой гардероб. Желательно, избегать спортивного стиля в одежде. Вам больше подойдут женственные вещи: юбки-карандаши, блузки, широкие брюки, деловые костюмы. Кроме этого, зрительно стать старше помогут разнообразные балахоны. Помните, что светлые в одежде молодят. Поэтому цветные или темные вещи.

Теперь займитесь . Локоны, длинные до плеч, каскады и лесенки обычно придают образу простоту, естественность и некоторую моложавость. Поэтому, чаще всего, для того, чтобы казаться взрослее, в зависимости от формы лица выбирают каре или короткую стрижку.
Цвет также должен быть на несколько темнее естественного. Это поможет зрительно сделать вас старше.

Следующий шаг - это . Обязательно используйте тон для лица и . Кстати, последние помогут очертить контуры лица, а также отвлекут внимание от юношеской припухлости щек.
Чем старше вы хотите казаться, тем более насыщенным должен быть макияж. Главное правило - не перестараться. Обычно на лице выделяются или глаза, или губы. При этом также должна быть ярких насыщенных оттенков.

Обратите внимание

Иногда достаточно лишь изменить восприятие себя и своей внешности. Помните, что многие женщины прикладывают массу сил и отдают огромные деньги, чтобы выглядеть младше своих лет.

Полезный совет

Возраста могут добавить даже аксессуары. Например, выглядеть взрослее помогут украшения из желтых металлов, классические ремни, шарфы и сумки строгой формы с двумя ручками. Обувь на массивной подошве, имеющая тупой нос, также накинет несколько лет. Кроме этого, значительно старят лишние килограммы.

Что подросток видит в зеркале?

Одна из основных проблем, волнующих подростков, – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных. Многие из них словно постоянно задают себе вопрос: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в моей среде и в современном мире?». От степени удовлетворенности подростков (особенно девушек) своей внешностью зависят и многие другие качества личности – жизнерадостность, открытость, общительность. Подростки, негативно оценивающие свою внешность, более склонны к депрессии и тревоге. Можно ли помочь юношам и девушкам справиться с подобными переживаниями и обрести уверенность в себе?

Родители и учителя подростков знают: это возраст, полный противоречий и болезненных переживаний. Отношение к своему внешнему облику – одна из проблем, особенно волнующих подростков обоего пола.
Подросток не только сам слишком придирчиво оценивает собственную внешность, но и крайне чувствителен к ее оценке другими людьми. Сравнивая себя со сверстниками, он формирует представление о себе самом, создает образ своего «психологического Я» и «телесного Я», то есть «физического».
Для подростка внешность – не просто отражение в зеркале. Это уверенность и общительность, это пропуск в любую компанию и статус в коллективе сверстников. Отношение к своей внешности может составлять основу самооценки в целом.

Самооценка складывается из знаний о себе и отношения к себе. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми в семье и в социуме. Но эти знания не остаются нейтральными: со временем они окрашиваются различными эмоциями – как отрицательными, так и положительными. И эти эмоции могут быть сильными и напряженными.
«Когда я была маленькой – лет до десяти, то была уверена, что я очень хорошенькая. Так говорили взрослые, которые меня окружали. Особенно их умилял мой маленький носик. Они говорили, что это очень красиво. Помню, как я радовалась, когда слышала эти слова. Но потом все изменилось. Я росла, и черты моего лица менялись. И те же взрослые с сожалением стали говорить: надо же, а ведь был такой хорошенький носик, как не повезло – теперь на всем лице только нос и виден. Они мне очень сочувствовали.
Я часами сидела перед зеркалом и пыталась как-нибудь его втянуть, чтобы он выглядел меньше, но ничего не получалось. Мне казалось, что с таким носом нельзя выходить на улицу – все будут его разглядывать и смеяться. Осенью, зимой и весной я носила шарфы и заматывала ими пол-лица, чтобы закрыть огромный нос. Только тогда я чувствовала себя спокойно. А всем говорила, что у меня хроническая ангина (не знаю, бывает ли такая). Сейчас, когда я выросла, я вижу, что нос у меня самый обычный и не стоило так переживать. Но иногда я по привычке втягиваю его абсолютно автоматически».

У девушек самооценка в большей степени зависит от оценки привлекательности своего лица и тела, у юношей – от оценки эффективности тела, то есть от спортивных умений.
«Уроки физкультуры были для меня настоящим мучением. За одну четверть, к ужасу мамы, я «потерял» три или четыре физкультурные формы. Это на какое-то время избавляло меня от насмешек одноклассников. Двойка казалась ерундой по сравнению с тем, чего мне удавалось таким образом избежать. Не только на уроке, но и в раздевалке после урока (и особенно – в раздевалке) я становился объектом не только двусмысленных шуток, но и откровенного унижения. Как же я ненавидел себя и своих одноклассников за то, что не умею подтягиваться! Конечно, я потом всему научился. Но мог научиться гораздо раньше, если бы не этот липкий страх каждый раз и ощущение множества насмешливых глаз, которые на тебя смотрят и ожидают твоей неудачи. Даже теперь в сложные моменты я иногда теряю уверенность и напоминаю себе того беспомощного толстого подростка на турнике».
П сихологи уже давно обнаружили взаимосвязь между самооценкой своей внешности у подростков и другими важными личностными особенностями.

Психологи считают, что есть два основных мифа, определяющих эгоцентричное поведение подростков и их сосредоточенность на оценке собственной внешности.
Первый – миф о собственной исключительности. Этот миф заставляет подростка верить в уникальность и неповторимость своих переживаний, своего опыта. Обратной стороной уникальности всегда является чувство одиночества: «Меня никто не понимает», «Никто не может любить так, как я», «Никто не может страдать так, как я», «Ни у кого нет таких проблем, как у меня».
Понимание универсальности человеческих переживаний (при безусловной уникальности каждой отдельной личности) болезненно и спасительно одновременно: ведь если кто-то переживал что-то подобное – значит, он может понять тебя и разделить твою боль, он может помочь.
Второй миф – это миф о воображаемой аудитории.
«Сегодня на уроке психолог говорила нам о нас самих – о подростках. Много всего. Например, рассказала про «воображаемую аудиторию». Будто подросткам кажется, что они в жизни – как на сцене: все на них смотрят и все их оценивают.
Я сейчас немного растеряна. Получается, что я просто приписываю другим людям намерение меня рассмотреть и оценить. А на самом деле другие люди думают не обо мне, а о себе. И даже если делают какие-то замечания про внешность, то не для того, чтобы обидеть, а потому, что за свою внешность волнуются и поэтому у других недостатки высматривают. Но я все-таки думаю, что мои недостатки очень людям в глаза бросаются».
Именно чрезмерная озабоченность собой приводит подростков к тому, что им кажется, будто и других в такой же степени волнует их внешность или поведение.

Подростковый возраст – это еще и время экспериментов с собственной внешностью. Что скрывается за многократно перекрашенными волосами, немыслимыми прическами, пирсингом, оригинальной одеждой и ярким макияжем? Только ли испорченность подростков и их стремление во что бы то ни стало выделиться из толпы или подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе?
Психологический смысл экспериментов с собственной внешностью – в поиске собственного образа; через изменения внешности подросток ищет и раскрывает свою идентичность (свое Я). Внешний вид подростка (да и взрослого человека тоже) – это своеобразное послание миру о том, кем он хочет быть. Но у взрослого человека образ себя, как правило, уже сложившийся, а у подростка – только формирующийся. Поэтому взрослым, вводя правила, касающиеся одежды и причесок, следует помнить, что всегда остается риск их нарушения теми подростками, которые активно ищут свой образ или используют свою внешность именно как орудие протеста против правил, установленных взрослыми. (И дело здесь тогда уже не во внешности, а в способе взаимодействия взрослых и подростков и их умении обсуждать проблемы и договариваться.)
«Даже когда ввели школьную форму, мы все равно старались внести в этот скучный костюм хоть капельку индивидуальности: укоротить юбку, подшить кружева, надеть под пиджак что-то яркое. И мы все равно красились, даже когда директор запретила косметику. Я красилась потому, что без карандаша у меня совсем невыразительные глаза и я начинала себя ужасно чувствовать на уроке. А с подведенными глазами я была уверена в себе и даже отвечала гораздо лучше».
«Когда я сталкивался с правилами, мне ужасно хотелось сделать все наоборот. Учителя боялись, что я плохо влияю на других ребят. Я был единственный в классе, кто носил длинные волосы. А потом я их покрасил в два цвета – черный и белый. И все думали, что я просто издеваюсь над учителями. Ну, отчасти мне хотелось их немного позлить. И был только один учитель, которому я мог рассказать, что черное и белое – это внутри меня. Это как ангелы и черти, как добро и зло, а тебя тянет в обе стороны сразу. Когда ты не можешь понять, какой ты на самом деле – примерный сын своих родителей или уличный хулиган? Лучший спортсмен школы или прогульщик? Хам или тихоня? И непонятно было, как в себе это примирить, как прекратить эту внутреннюю борьбу. Потом я успокоился и покрасил волосы обратно».

Отечественный психолог А.А. Леонтьев описал эксперимент, в котором проявился так называемый «эффект ореола». В ходе эксперимента педагогам предлагалось оценить личные дела учеников. Перед ними ставилась задача определить на основании личных дел учащихся уровень развития их интеллекта, отношение родителей к школе, планы учащихся на дальнейшее продолжение образования и отношение к нему сверстников. При этом всем участникам эксперимента давалось одно и то же личное дело, но к нему прикладывались разные фотографии с заведомо приятными и заведомо неприятными лицами оцениваемых школьников. Выяснилось, что привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, намерение продолжить образование, родителей, больше занимающихся их воспитанием, и более высокий статус среди сверстников.

К сожалению, негативная оценка своей внешности у подростков может быть спровоцирована неосторожными замечаниями окружающих. Не застрахованы от субъективности и учителя.
Как правило, со временем подростки перерастают эксперименты над собственной внешностью; недовольство собой тоже остается в прошлом.
Однако иногда случается так, что критическое отношение к своей внешности приобретает болезненный характер. Для таких состояний итальянским психиатром и психологом Э.Морзелли был предложен термин дисморфофобия.

Основные симптомы дисморфофобии, свидетельствующие о болезненном характере страхов:

    симптом зеркала – постоянное, навязчивое разглядывание себя в зеркале с целью убедиться в наличии или отсутствии «дефекта» и попытаться найти положение и поворот лица, скрывающие недостаток;

    симптом фотографии – избегание или категорический отказ от фотографирования, уничтожение своих фотографий с целью сокрытия дефекта.

При дисморфофобиях могут возникать и другие поведенческие признаки: например, попытки скрыть реальный или мнимый дефект с помощью чрезмерного количества косметики или с помощью одежды, ощущение неловкости в обществе, навязчивый поиск информации о способах устранения недостатка и т.д. Чаще всего недовольство вызывают состояние кожи, рост, вес, черты лица и формы тела.
Опасность заключается в том, что «незначительное» расстройство, которое «только лишь» отравляет жизнь, может перерасти в серьезное заболевание, при котором идея физического недостатка превращается в самый настоящий бред. В таких случаях представление больного о себе абсолютно не соответствует действительности и не поддается разубеждению. К сожалению, случаются даже попытки самоубийств на фоне сильных депрессивных переживаний. Поэтому очень важно вовремя заметить опасность и обратиться за профессиональной психиатрической помощью. Своевременно начатое лечение обычно приводит к хорошим результатам.
Серьезные психические расстройства, связанные с недовольством собственной внешностью, встречаются все-таки реже «обычных» подростковых переживаний.
Как помочь недовольным собой подросткам?
Подростку с низкой самооценкой полезна помощь психолога: есть много способов, помогающих изменить отношение к себе и начать уважать и любить себя.

«Я психологу честно про свои проблемы рассказала – что я себе не нравлюсь, что я толстая, уродливая, что даже жить не хочется. Она мне несколько заданий дала – что-то вроде тестов, но только надо было не на вопросы отвечать, а рисовать, а потом уже она мне объяснять стала.
Получается, что моя проблема – в низкой самооценке. То есть, как я поняла, это не я плохая, а я плохо к себе отношусь, особенно к внешности.
Она объяснила, что это только в детстве самооценка от родителей зависит, пока ребеночек маленький. А потом он уже сам себе хозяином становится и самооценку можно исправить. Есть даже специальные упражнения для этого. Вот, например, наше первое упражнение.
Надо сделать таблицу, в левой части написать негативные утверждения о себе (те, которые из-за низкой самооценки). А потом труднее – в правой части надо напротив каждого негативного утверждения написать прямо противоположное, хорошее. Например, слева написано «я толстая» – значит, справа пишем «у меня хорошая фигура». Слева написано «я некрасивая» – справа пишем «у меня вполне приятная внешность». Ну и так далее. Потом левый список можно выкинуть, а правую колонку читаем себе два раза в день…
Конечно, от этих упражнений моя кожа лучше не стала и фигура, в общем, такая же. И они (кожа и фигура) мне не очень нравятся. Странно, но сейчас я могу об этом спокойно думать и писать. Таблетки «похудательные» я решила не пить. В спортзал тоже не пойду. Интересно, как я могла забыть, но я ведь всегда хотела танцевать! Так что с завтрашнего дня я иду на танцы. Еще прочитала на сайте, что для фигуры хорошо плавание. Надо взять абонемент в бассейн! Буду себя любить и меняться потихоньку».

Из дневника восьмиклассницы*

Х орошо, когда рядом оказывается тактичный, понимающий взрослый, который поможет подростку разобраться в себе и в причине своих переживаний, снизить их напряженность и подсказать выход. Для подростка очень важна позитивная оценка его внешнего вида: ему нужно чаще говорить о достоинствах его внешности, о том, что он красивый (милый, привлекательный, симпатичный, обаятельный).
Теплое и принимающее отношение взрослых поможет даже не очень привлекательному ребенку вырасти счастливым.

Статья подготовлена при поддержке информационного портала «Babyblog».Если вы ищете советы по уходу за ребенком или хотите сшить своему чаду интересный костюм, то лучшим решением окажется информационный портал «Babyblog». На сайте, расположенном по адресу «www.Babyblog.Ru», вы сможете найти советы как сшить , а также другую интересующую вас информацию. Информационный портал «Babyblog» постоянно пополняется интересными статьями, насыщенными фактами и полезными советами.

Дреды, панковский ирокез, кеды с черепами, джинсы-скинни - современные подростки иногда поражают своим внешним видом, а порой просто шокируют старшее поколение. О чем говорит их странный внешний вид? Попробуем разобраться.

Мальчик или девочка?..

Сегодня крайне модно среди подростков носить одежду в андрогинном стиле или иначе - unisex. Девушки и юноши порой одеваются так, что с первого взгляда сложно определить их пол. Парни носят пестрые кеды в цветочек и зауженные до предела брюки, девушки соблюдают аналогичный «дресс-код». Что же ими движет? По мнению современных психологов, бесполый стиль одежды - это бессознательный способ обойти стороной тревожные вопросы, связанные с выбором сексуальной идентичности. Неизбежные изменения, происходящие с телом, многим подросткам кажутся пугающими. Чтобы преодолеть этот страх, они либо нарочито подчеркивают свое тело с помощью обтягивающих брюк и футболок, либо скрывают его за мешковатой одеждой. Вообще, попытки спрятаться за одеждой для подростков весьма характерны. Сын или дочь не снимает с себя старый свитер «мышиного» цвета и не желает носить яркую одежду? Вполне возможно, что цель ребенка - стать как можно незаметнее, а это уже тревожный сигнал для родителей: так ведут себя непопулярные дети, козлы отпущения в школьном коллективе.

Одежда в качестве протеста

Вообще, обычные подростки в вопросе выбора собственного стиля, как правило, руководствуются двумя противоречивыми принципами: с одной стороны, ими движет желание выделиться из безликой массы, с другой - их облик должен соответствовать неписаным правилам того круга, к которому они принадлежат. Неудивительно, что среди подростков так много представителей различных субкультур, чей внешний вид кажется консервативным взрослым чересчур экзотичным! Но для подростка диковинная внешность - это символическая ширма, с помощью которой он стремятся отгородить себя от скучного, сложного и порой даже пугающего мира взрослых.

Почти за любым вызывающим внешним видом кроется протест против устаревших норм, набивших оскомину форм общения, характерных для старшего поколения и построенных на принципе иерархии: взрослые - дети, правильно - неправильно, хорошо - плохо и т.д. Особенно это касается внешних атрибутов представителей молодежных субкультур. Заимствуя эти внешние атрибуты воинственной личности, подросток словно хочет сказать: «Я против «взрослых» правил. Я живу по своим правилам». Также протест можно разглядеть в напускной небрежности хипстеров и в их нежелании взрослеть, демонстрируя инфантилизм и легкое отношение к жизни с помощью пестрых нарядов и аксессуаров: футболок с яркими принтами, цветастых кед и модных гаджетов.

Страх перед «взрослым» миром

Хипстеры своим внешним видом словно говорят окружающим: «Да, мы молоды и веселы, и не желаем жить в скучном мире взрослых». Подростки, отдающие предпочтение хипстерскому стилю, на самом деле испытывают страх взросления. И если для хипстера в жизни главное - «чтоб костюмчик сидел», то взрослый человек должен решать многие сложные вопросы, проблемы, сталкиваясь с целым рядом ограничений. Именно страх перед надвигающейся, как лавина, взрослой жизнью, с которой они боятся не справиться, объясняет нарочитый инфантилизм хипстеров.

Субкультура эмо, представители которой предпочитают черно-розовую гамму в одежде, также тесно связана с аналогичной фобией. В большинстве случаев эмо-кидс - это «недолюбленные», обделенные вниманием дети. Кстати, черно-розовая гамма выбрана этими подростками неслучайно: розовый - цвет беззаботного детства и сентиментальности, инфантильногомышления, черный символизирует деструктивное, мрачное начало. Послание, которое спрятано во внешнем облике девушек и юношей эмо, можно перевести так: «Этот мир мрачный и страшный, он пугает меня, поэтому я не буду взрослеть».

Образ крутого парня или маска беззащитного мальчика?

Порой одежда может быть зашифрованным посланием, связанным с неразрешенными внутрисемейными конфликтами, считают современные психологи. Ваш сын носит мешковатую одежду на два размера больше, чем нужно, втайне сделал себе тату и слушает рэп? Вполне возможно, что за образом «крутого парня» скрывается страх перед авторитарной фигурой отца. Очень часто сыновья деспотичных отцов как бы блокируют свой страх перед ним, что выливается в такую форму протеста. В этом смысле тату с агрессивными надписями и одежда не по размеру означает: «Я крутой, я могу постоять за себя».

Человек в футляре

По сути, одежда - это своего рода футляр, в который хочет спрятаться ранимый человек, уверенный в том, что окружающий мир равнодушен к нему и его чувствам. Часто за воинственным и агрессивным видом скрывается ранимая натура. Все эти пугающие атрибуты панков и готов - вроде пауков, ящеров и прочих жутких представителей фауны - это способ продемонстрировать агрессию, чтобы скрыть глубокую потребность в любви, внимании и нежности. Поэтому родителям, которые мечтают о том, чтобы их сын или дочь, наконец, стали носить «нормальную» одежду можно посоветовать одно: меняйте не гардероб ребенка, а свое отношение к нему. Ребенок, которого любят и ценят таким, какой он есть, не носит провокационные наряды с целью что-то доказать окружающим. А если и носит, то это совсем ненадолго.


Статья предоставлена:

Аревик Чахоян,
специально для ДЕТИНФОРМ

Актуальные вопросы

здравствуйте! Моему ребёнку на сегодня 3 месяца и 3 недели. С 24.02-28.02- у нас был осипший голос, горло не красное, температуры и соплей нет, состояние болезнетворное. (Лечение: 1 свеча кипферона, 1 свеча виферон, ингаляции с физраствором). С 20.03 по сей день опять осип голос не так сильно как в первый раз, никаких признаков болезни нет, состояние игривое, с 03.04- голос осип ещё больше, состояние болезнетворное, а со вчера голос почти пропал, температура 37,2. По крови которую сдавали 12.03- когда были здоровы и голос нормальный небольшое увеличение лимфоцитов.. Что делать?

Прочитать ответ

Вопрос № 913 |сын 6 лет снимает трусы ночью |20.02.2017 | Спрашивает Петрова Надежда Алексеевна

Добрый день! Мой сын любит спать голым, т.к. ему постоянно все мешает, давит, жмет и т.д. В течение дня то майку дергает, то трусы вниз подтягивает, то горловину, он очень активный и постоянно что-то поправляет из одежды. Так как днем в саду нельзя раздеваться приходиться и на ночь его укладывать хотя бы в трусах, чтобы привыкал, но чаще всего ночью он все снимает. А не так давно вообще стал приспускать трусы на попе, т.е. не полностью снимать, бужу его - а трусы на попе спущены. Что это может означать? Почему ребенок так делает? Что нужно мне делать - стоит ли обращать на это внимание?

Прочитать ответ

Еще статьи

Осень - сезон роста количества инфекционных простудных заболеваний, особенно среди детей. Гомеопатия предлагает альтернативные традиционным подходы к лечению таких заболеваний. Данная статья поможет родителям сориентироваться в гомеопатических препаратах, которые часто назначают детям.

Многие люди имеют эталон красоты, которому желают соответствовать. Культ красоты сильно воздействует на психику подростков, вызывая у них неудовлетворенность своей внешностью. Негативное отношение к себе перерастает в комплекс неполноценности, травмирующий психику и накладывающий отпечаток на взаимоотношения со сверстниками. В причинах появления комплексов и вариантах избавления от них попытался разобраться «Я - Родитель».

Почему появляются комплексы?

Подростковый период является напряженным временем. Он связан с сильными физиологическими изменениями, вызывающими изменения внешности. Далеко не всегда это устраивает подростков. Чаще всего они не принимают свою внешность. Да и можно ли быть довольным, если она постоянно готовит сюрпризы: меняется размер ног, растет (или не растет) грудь, увеличивается объем бедер, появляются прыщи. Тело вытягивается, становится в некотором роде бесформенным или, напротив, обрастает излишними округлостями, которые привлекают взгляды. Меняется и лицо: нос становится длиннее или шире, брови - гуще, локально начинают пробиваться волоски. Дети не успевают привыкнуть к подобным изменениям, отвергают их и впадают в уныние.

Это усугубляется тем, что в силу психологических особенностей подростки склонны находить себе идеал - например, в лице какой-либо звезды. При этом персона с обложки, безусловно, разительно отличается от самого подростка.

Опасения подростков по поводу собственной непривлекательности подтверждаются тем, что представитель противоположного пола, который нравится, не обращает внимания - он влюблен в школьную звезду с длинными ногами или широкими плечами соответственно.

Подростки вообще склонны к самокритичности. Они умеют находить недостатки даже там, где их практически нет, при этом явно преувеличивая их значение, и становятся категорически недовольными своей внешностью.

Конечно, наблюдая за , можно успокоить себя тем, что это пройдет: все девочки и мальчики переживают такой период. Но не нужно забывать, что, к сожалению, далеко не все с ним справляются. Поэтому подростковые комплексы иногда перерастают в патологическое неприятие собственной внешности - дисморфию.

Но даже если отмести возможность появления психического расстройства, нельзя не признать тот факт, что комплексы накладывают сильный негативный отпечаток на жизнь подростка, вызывая целый спектр сопутствующих проблем в учебе и общении.

Когда нужно бить тревогу?

Подростки - особая категория людей: довольно скрытные и замкнутые, они не хотят обсуждать свои проблемы, особенно с родителями. Во-первых, подростки не уверены в искренности своих родных, заранее зная, что родители будут их убеждать в обратном, во-вторых, уже не признает авторитет родителей как непререкаемый. Зачастую они руководствуются мнением сверстников или канонами моды.

Однако именно родители имеют больше всего шансов своевременно заметить у подростка комплексы и помочь справиться с ними.

В первую очередь, нужно констатировать наличие проблемы. Мамы и папы должны насторожиться в следующих случаях:

  • Ребенок отказывается фотографироваться или старается на фотографиях встать позади сверстников.
  • Подросток избегает смотреться в зеркало или, наоборот, подолгу себя разглядывает без видимого удовлетворения.
  • Часто трогает свое лицо руками.
  • Начинает носить вещи , чтобы скрыть свои недостатки.
  • Подросток очень часто обращает внимание на определенные элементы внешности у других людей (нос, грудь, рост, ноги и т. д.).
  • У ребенка наблюдаются признаки депрессии: отказ от еды, расстройство сна, апатия, нежелание общаться с друзьями.

Как помочь подростку избавиться от комплексов?

Конечно, взрослым может показаться нелепым детское недовольство собственной внешностью. Мамам и папам представляется очевидным, что их ребенок в столь юном возрасте выглядит очаровательно. Беда в том, что дети-подростки нас не слышат, даже если попытаться объяснить их заблуждение. Поэтому действовать нужно постепенно, с пониманием и тактом.

    Наберитесь терпения. Подростковый возраст неизбежно придет к завершению, переходя от этапа к этапу. На одном из них родительский авторитет начнет возвращаться.

    Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка. Даже если вам кажется, что вы знаете о ребенке все, наблюдайте за его поведением в различных ситуациях. Так вы сможете понять страхи и волнения сына или дочки.

    Станьте интересным собеседником. Рассказывайте о своих переживаниях в детстве, секретничайте о своих подругах, друзьях и даже знаменитостях - голливудские звезды могут представить целый спектр историй на все случаи жизни. Пусть ваши рассказы будут забавными и смешными.

    Ставьте акценты на плюсы, не называя недостатков. Чаще говорите подростку о его сильных сторонах. Найдите рычаги повышения самооценки.

    Переведите излишнее внимание ребенка к внешности на что-то другое. Хорошо действует приобретение абонемента на аквааэробику, покупка домашнего питомца или желанного спортивного велосипеда.

    Отнеситесь серьезно к проблемам подростка. Подберите вместе косметику для лица (если дело в нем), обратитесь за консультацией к специалисту, исследуйте Интернет на предмет проблемы. Подросток должен ощущать вашу искреннюю заинтересованность.

    Замечайте любые положительные изменения во внешности. Помогите ребенку поверить в себя.

Нередко подростковые проблемы переходят во взрослые, мешая самореализации в личной и профессиональной сферах. Научите ребенка , какой он есть. Докажите ему важность других аспектов личности на примере успешных людей. Станьте другом и помощником во всем: в выборе косметики и одежды, здоровом питании и занятиях спортом. Будьте внимательны и терпеливы.

Светлана Садова