О себе памяти в различных. Оставить память о себе. Важную роль в памяти играет гиппокамп

Занимательная психология Шапарь Виктор Борисович

Телепортация

Телепортация

Телепортация» - слово, которое ввел в обиход Чарлз Форт для того, чтобы описать явление переноса предметов из одного места в другое без видимого применения или участия физической силы.

«В декабре 1952 г. я сошел с поезда на пригородной станции примерно в полутора милях от моего дома в Суссэксе. Поезд из Лондона прибыл с опозданием, автобус уже ушел, а такси не было. Дождь лил не переставая. Было 5 часов 59 минут пополудни. В 6 часов мне должны были звонить из-за границы, и это был очень важный для меня звонок. Ситуация казалась безнадежной. И что совсем было плохо, так это то, что телефон на станции не работал, ибо на линии было какое-то повреждение и я не смог им воспользоваться.

В отчаянии я сел на скамейку в зале ожидания и начал сравнивать показания времени на своих часах и станционных. Учитывая, что на станции часы всегда идут на пару минут вперед, я решил, что точное время было 17 часов 57 минут, т. е. оставалось еще три минуты до 18.00. Что потом произошло, не могу сказать. Когда я пришел в себя, то стоял в холле своего дома, который находился на расстоянии добрых 20 минут ходьбы. В это время часы начали бить 6. Минута в минуту зазвонил телефон. После того как я закончил свой разговор, понял, что произошло что-то очень странное, а затем, к своему великому удивлению, увидел, что туфли мои были сухими, на них не было грязи и одежда была также абсолютно сухой».

Следует предположить, что майор Поул каким-то таинственным образом был перенесен к себе домой, ибо очень желал быть дома, причем он никакого сознательного усилия для этого не предпринял. Если это могло произойти вот так спонтанно, то почему телепортация не может произойти по волевому приказу.

За последние годы было много сообщений о непроизвольной телепортации, в основном связанной с НЛО. Многие из них приводятся в работе Джона Кила «Наша посещаемая планета» (1971). Так, например, Херальдо Видаль ехал на машине со своей женой в районе Баиа-Бланка в Аргентине в мае 1968 г. Неожиданно они очутились в Мексике на расстоянии многих тысяч миль от того места, где были. Они понятия не имели о том, где находятся и как они здесь очутились. Единственным признаком того, что с ними что-то произошло, был опаленный кузов их автомобиля.

Другой случай, описанный Кларком и Коулмэном в книге «Неопознанные», произошел с Жозе Антонио да Силва, 24 лет, который 9 мая 1969 г. оказался неподалеку от г. Витория в Бразилии в состоянии шока, в порванной одежде, на расстоянии 500 миль от Бебедоуру, где он находился четыре с половиной дня назад. Его рассказ о том, что он был пленен существами ростом в четыре фута, перенесен ими на другую планету, а затем возвращен на Землю, звучит фантастично, но этот случай так же, как и многие подобные происшествия, был тщательно расследован, и после этого не осталось сомнения, что да Силва верит в то, о чем говорит. Примечательно, что во всех случаях телепортации, связанных с НЛО, является возвращение жертвы в состоянии шока, транса и полуамнезии, что полностью совпадает с историями, в которых речь шла о похищениях феями в более давние времена.

Как видим, одни случаи телепортации происходили спонтанно, без очевидного постороннего влияния, другие же, наоборот, были явно управляемы, пусть и бессознательно, волею тех или иных людей с высокой нервной организацией.

В средние века никто не сомневался в существовании оккультных сил, и чем дальше мы заглядываем в глубину веков, во времена ведьм и шаманов, тем больше подтверждений получаем о якобы имевших место случаях управляемой телепортации и волшебных полетов. И хотя это явление не признано, оно тем не менее периодически происходит.

Иначе чем можно объяснить случаи исчезновения мужчин в России, в основном молодого и среднего возраста, а затем их появления с полной амнезией? Об этом, кстати, очень часто говорят в популярной передаче «Жди меня».

Характерно, что многие люди, испытавшие телепортацию спонтанно, т.е. неосознанно, отмечают наличие головокружения, слабости и даже потерю сознания. Например, 4 января 1975 года аргентинец К.Диас, возвращаясь с работы домой, неожиданно ощутил именно эти симптомы и присел на расположенной поблизости лужайке. Очнулся же он в 500 милях от этого места на окраине Буэнос-Айреса. Как видим, он точно также, как и многие другие абсолютно не помнил момент перемещения. Нечто подобное испытал К.Кастанеда под руководством своего учителя - дона Хуана, во время мгновенного «прыжка» с территории Мексики в США на гораздо большее расстояние.

Маги отмечают, что сильный страх или религиозный экстаз, а также некоторые другие факторы способны спровоцировать определенные состояния сознания, когда начинают «пробуждаться» способности к телепортации или левитации. В подавляющем большинстве случаев этот механизм «включается» неосознанно в минуты смертельной опасности или во время религиозного транса, если человек очень сильно верит в Бога.

Иногда необычные способности «просыпаются» после тяжелой болезни или травмы. Так, например, в начале ХХ-го века большую известность в Москве получил электрик Иван Сокольский, у которого «открылись» способности поджигать предметы на расстоянии и проходить сквозь стены, а также читать мысли и считывать тексты в запечатанных конвертах после поражения электрическим током.

Вот как он сам описывал произошедшее: «Я состоял дежурным техником на электростанции, надзирал за синхронностью вращения роторов двух генераторов. Работенка ничего себе, чистая, спокойная, и жалованье достойное. Но вот в самом начале одной одной ночной вахты начал барахлить самый мощный генератор - упали обороты, до критической отметки снизилась частота тока. Я глянул и обомлел - отошла силовая шина. Натянул резиновую перчатку, пытаясь закрепить шину. Попал под страшный, поистине готовый испепелить разряд, вдруг превратившийся в нереально прозрачный, сокращающийся в такт моему сердцу электрический кокон. Представить невозможно, но я не сгорел, даже сознания не потерял. Накинул, надежно закрепил шину, вернулся на пост дежурного, чтобы написать докладную о предотвращенной аварии.

Только взял вечное перо, как металлический корпус его начал изгибаться, подобно стеариновой свече в жарко натопленной комнате. Тут начальник смены появился. И, о Боже, я прочитал его мысли!»

После чтения мыслей начали проявляться и другие феномены. Очевидно, что мощный заряд попал в резонанс с биополем Сокольского, и в результате активизировались его энергетические центры - чакры, что и привело к «раскрытию» паранормальных способностей. В пользу этого предположения свидетельствует и «филадельфийский эксперимент», когда после воздействия полей излучаемых мощными генераторами на эсминце «Элридж», у членов экипажа также «проснулись» способности прохождения сквозь стены и другие твердые преграды, и даже способность исчезать из нашего пространства-времени.

Но иногда феномен телепортации начинает проявляться и во время вполне обыденной ситуации. Об этом свидетельствует интересный случай, который произошел в Америке и стал достоянием широкой общественности. Мать с дочерью подъехали к дому и дочь на глазах у изумленных соседей и матери, подбежав к закрытой двери, внезапно исчезла, а через несколько мгновений вышла из комнаты на балкон.

Похожий случай произошел с медиумом г-жой Гуппи 3 июня 1871 года, которая внезапно (и опять неосознанно) телепортировалась из одного своего дома в другой, находящийся на расстоянии трех миль. А известный экстрасенс Ури Геллер в ноябре 1973 года, спеша в гости к своему другу, неожиданно телепортировался в дом последнего, находящийся в этот момент на расстоянии 30 миль.

Характерно, что последние два описанные случая произошли с людьми, наделенными сверхъестественными способностями, т.е. теми, кто знаком с измененными состояниями сознания. Однако неосознанное проявление телепортации явно указывает на то, что эти люди еще не развили в себе свой дар до достаточно высокого (осознанного) уровня.

В большинстве случаев способности к телепортации сопровождается потерей памяти в момент проявления феномена и это явно свидетельствует о том, что в этот момент человек находится в измененном состоянии сознания. Обычному человеку не хватает энергии для того, чтобы вспомнить происходящее в этом состоянии.

Точно также многие не помнят своих снов. Вообще наши сны - это тоже измененное состояние сознания. Не случайно между практикой осознанных сновидений и феноменом телепортации существует прямая взаимосвязь. Поэтому только через развитие осознанных сновидений можно подойти к осознанной телепортации.

В пользу этого вывода говорит и история опубликованная в одном из русских журналов в начале века и приведенная А.Горбовским в своей книге: «Г-жа А., возвращавшаяся в первом классе почтового поезда из своего имения в Петербург вместе со своими детьми, была разбужена гувернанткою, сообщившею ей об исчезновении из вагона одиннадцатилетней ее дочери. Поднялась тревога, поезд задним ходом прошел шесть верст, искали девочку с фонарями по дороге, но нигде не нашли. По прибытии поезда на станцию Марьина горка был послан экстренный поезд с тридцатью рабочими и факелами, причем г-жа А. всю дорогу прошла пешком, отыскивая дочь, но все напрасно. Каковы же были удивление и радость матери, когда она, вернувшись на станцию марьина Горка и войдя в общий зал, увидела свою дочь целою и невредимою, спокойно сидящей за чашкой чаю. Девочка ничего не помнила, что с нею было; по ее словам, она видела во сне, что находится среди своих подруг, прыгающих с большой скирды сена на лежавшие вокруг сенные копны (чем они и в самом деле в минувшее лето часто забавлялись), и она, взяв с собой подушку и плед, чтобы не ушибиться, тоже прыгнула; когда же очнулась от сна, то увидела, что лежит в мягкой мокрой траве невдалеке от рельсов железной дороги, а потому подумала, что, вероятно, поезд потерпел крушение и ее выбросило вон. Вставши, она пошла на огонек и попала в избу какого-то крестьянина, который, по неимению лошадей, не мог ее тотчас же отвести на станцию Марьина Горка, а доставил ее туда только утром, когда рассвело...»

В данном случае следует отметить, что прыжок был совершен девочкой в состоянии сновидения и при этом она телепортировалась вместе с подушкой и пледом за пределы поезда. Это перемещение даже не разбудило девочку и еще некоторое время после этого она продолжала спать - насколько мягко произошло это перемещение, что было бы невозможно, если бы она просто выпала из окна или была бы выброшена.

Другой удивительный случай произошел с немецким подростком Хорст-Паулем Кригером из города Дикирх. Однажды он исчез прямо из своей кровати и снова появился на ней ровно через шесть дней. Вообще разные загадочные вещи с детьми происходят гораздо чаще, чем со взрослыми людьми.

Так, удивительные случаи телепортации детей (братьев Альфреда и Павла) неоднократно происходили также в 1901 году в итальянском городке Руво. В частности были отмечены их мгновенные перемещения в Мольфетт, Бишель, Мариотт, Терлицию и некоторые другие города Италии.

Видимо, все это объясняется тем, что восприятие детей менее «зашлаковано» и менее искажено навязанными нам догмами. Это говорит о большей гибкости сознания детей и их способности легко входить в измененные состояния сознания, в том числе и в состояния «сновидения» и «сновидения-наяву». Это вполне объясняет многие случаи неосознанной телепортации среди детей.

О методиках телепортации посредством техники сновидения рассказывает и Карлос Кастанеда в своих книгах. При этом измененные состояния сознания, в которых осуществляют телепортацию шаманы и маги Мексики, он делит на две группы. Первая относится к осознанным сновидениям, а вторая - к состоянию сознания, которое Кастанеда называл «сновидением-наяву». Это - своего рода транс, в котором, несмотря на действие в рамках обыденной реальности, сознание мага не ограничено этой самой реальностью, а потому для него не существует ничего невозможного.

Иногда в измененное состояние сознания человек приходит посредством употребления алкоголя или наркотиков. Так, А.Горбовский приводит в своей книге рассказ мастера-часовщика, работающего при Московском политехническом институте, который во времена своей молодости в состоянии сильного алкогольного опьянения очутился в зоне, неведомым образом преодолев три ряда колючей проволоки, находящейся под напряжением.

Как же происходит подобная телепортация? Некоторые ученые считают, что в нашем пространстве-времени периодически открываются некие «окна», попадая в которые человек оказывается перенесенным в пространстве, а иногда и во времени. Маги утверждают, что сами могут открывать эти «окна» и перемещаться через них на большие расстояния или в параллельные реальности.

В пользу этого говорит и рассказ известного экстрасенса Л.А.Корабельниковой: «Несколько лет назад я обнаружила, что временами я как бы исчезаю. Первый случай был на работе, «красном уголке». Окон в том помещении нет, сверху светят лампы дневного света. Я была там одна и вдруг заметила, что помещение ярко осветилось, словно солнечным светом. Я подняла голову и увидела, что яркий свет исходит от одного из углов комнаты. Угол комнаты как бы исчез, и там появился даже не пейзаж, а как бы кусок леса. Обычный лес средней полосы России. Угол и часть стены пропали, и вместо них начинался лес. И меня стало сильно тянуть туда. Возникло желание уйти в этот лес, и я знала тогда, что могу сделать это. Могу уйти и оказаться там. Длилось все это минуту, может быть, полторы».

Данный случай явно свидетельствует на открытие «окна» в нашем пространстве-времени и если в этот раз женщина побоялась им воспользоваться, то в следующий раз она это сделала, шагнув через это «окно» оказалась прямо на песчаной дороге, усаженной пальмами. Интересной деталью в данном случае является то, что Л.Корабельникова телепортировалась из ванной, а возвратилась назад сразу в комнату. Свидетели подтверждают, что она отсутствовала около десяти минут.

Подобным же образом маги перемещаются на большие расстояния или совершают путешествия в другие реальности. Однако, не всегда они ждут естественного открытия таких «окон», многие из них владеют и способностью делать это самостоятельно, что подтверждается случаями из своей жизни, описанными К.Кастанедой.

В любом случае существование этих «окон» или «входов» в нашем пространстве-времени вполне объясняет спонтанное и управляемое исчезновение людей и предметов, а также их мгновенное перемещение на большие расстояния. При этом, именно спонтанная, неуправляемая телепортация, представляет собой наибольшую опасность.

А.Горбовский объясняет это следующим образом: «Ставя в связь между собой факты таких внезапных и необъяснимых исчезновений и случаи спонтанного перемещения, я делаю, безусловно, некое допущение. Допущение это предполагает, что при спонтанной, неуправляемой телепортации человек, исчезнувший в одном месте, может возникнуть, появиться где угодно: в арктических льдах, в глубине океана, в иных измерениях или мирах. В этом случае нам остается констатировать лишь первый акт драмы - само исчезновение человека. Перечень же таких исчезновений, происходящих во всем мире и в нашей стране, как говорил я уже, велик и пополняется постоянно».

Спонтанная телепортация может происходить как при естественном раскрытии «входов» (пространственно-временные феномены), так и при измененных состояниях сознания, в которых осознанно или спонтанно человек «проскакивает» границу нашего пространства-времени, поскольку у него в таких состояниях сознания начинает проявляться способность к открытию «врат» и «окон» отделяющих наш мир от других миров и времен. Именно через эти миры осуществляются перемещения в пространстве и времени по отношению к нашему миру.

На измененное состояние сознания явно указывает следующий рассказ одной из жительниц Новосибирска, рассказанный со страниц журнала «НЛО»: «29 сентября 1998 года я пошла на рынок, а потом направилась в магазин. Надо было пройти две трамвайные остановки. После всех покупок у меня в руках были две тяжелые сумки, поэтому я решила идти домой кратчайшим путем. Мне предстояло перейти мост через овраг, а дальше уже было близко. Часы показывали 17.00. Меня удивило полное отсутствие людей на улице.

Прошла я всего минуты 3 и поставила сумки на землю, чтобы отдохнуть. И вдруг увидела, что нахожусь в том самом месте, откуда начала свой путь. И опять никаких прохожих! Около меня с правой стороны был бетонный забор, а слева, совсем рядом, строящаяся церковь. Пришлось снова повторить свой путь.

Когда через несколько дней я пришла посмотреть на то место, в которое непостижимым образом тогда вернулась, то увидела, что церковь и забор стоят гораздо дальше друг от друга, чем мне тогда показалось...»

Изменение расстояний в данном случае связано с изменениями состояний сознания. Но следует отметить еще одну немаловажную деталь, которая проявляется во многих пространственно-временных феноменах - отсутствие людей на улицах. Поэтому телепортация могла быть вызвана аномальными полями Земли. Все же наиболее интересной является способность самих людей к осознанной телепортации.

Секреты памяти.

Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека. Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит? Попробуем ответить на эти вопросы.

Память кратковременная и долговременная

Память бывает двух видов - кратковременная, или оперативная, и долговременная. Студенты во время сессии ухитряются за ночь «затолкать» в свою память огромное количество сведений, которые улетучиваются сразу после экзамена. Больные с так называемой старческой забывчивостью в мельчайших подробностях помнят события, происходившие в раннем детстве или много лет назад, но не в силах удержать в голове то, что было полчаса назад.

Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка

Возможности памяти безграничны. Считается, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тысяч слов. Есть люди, обладающие феноменальной памятью. Александр Македонский помнил имена всех своих воинов. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю партитуру этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне. При втором прослушивании Моцарт обнаружил в своей записи всего несколько неверных нот. Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов. Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Доминик О`Брайен из Великобритании сумел запомнить расположение перетасованных карт одной колоды за 38 секунд. Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного языка.

Человек начинает запоминать уже в утробе матери

По мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать через 20 недель после зачатия. Во время тестов через живот матери посылался звуковой сигнал, который зародыш мог слышать; затем с помощью ультразвукового сканнера проводилась проверка реакции. Выяснилось, что зародыш реагирует на шум, слегка двигая телом или ногами. Правда, после пятого сигнала, он «привыкал» к повторяющемуся звуку и мог его игнорировать. При повторном же посыле сигнала через 10 минут и даже через сутки, зародыш без труда распознавал знакомый звук. Ученые считают, что человек в принципе может вспомнить то, что с ним происходило в утробе матери.

Память индивидуальна

На память влияет множество факторов. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то - что услышал. В таких случаях говорят о зрительной или слуховой памяти. Лучше запоминается предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств. В состоянии эмоционального подъема из памяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно забытые. Очень важна мотивация. Человек, считающий себя абсолютно неспособным к языкам, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, когда вопрос стоит о физическом выживании, запросто выучивает язык. Во многом способность к запоминанию зависит от тренируемости. Британские ученые с помощью специального сканера исследовали лобную долю головного мозга, которая заведует перемещением в пространстве, у шоферов такси и представителей других профессий. Оказалась, что она развита у таксистов гораздо больше. Мало того, чем лучше водитель ориентируется в городе, чем более кратким путем он может проехать из одного места в другое, тем больше по размеру лобная доля его мозга. При этом объем серого вещества в целом не меняется, оно просто распределяется по иному.

Рассеянность – не признак плохой памяти

С плохой памятью нередко путают рассеянность. Но рассеянные люди на самом деле просто погружены в свои мысли, их внимание как раз сконцентрировано, но на чем-то ином, а бытовая информация им неинтересна. Часто за нарушения памяти принимается невнимательность, вызванная переутомлением, последствиями болезни, то есть состоянием, в котором в данный момент находится человек. Ослаблению памяти препятствуют запахи. Это объясняется соседством центра обоняния с «запоминающей» зоной мозга. Острая реакция памяти на запахи, видимо, запрограммирована: роль запахов в выживании древнего человека была очень велика.

С возрастом память ухудшается не всегда

Жалобы на плохую память учащаются после 40 лет и тем более в пожилом возрасте. На самом деле, это не совсем так. Просто по окончании активной учебы отпадает надобность что-то заучивать, пропадает навык напрягать память, и она «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и в старости справляются с длиннейшими текстами. Сейчас в некоторых странах, например, в Германии и США, все чаще люди, выйдя на пенсию, поступают в университеты (обычно на гуманитарные факультеты), вполне успешно занимаются и сдают экзамены наравне с юными однокурсниками.

Умение забывать

Все помнить невозможно. Умение забывать имеет огромное значение в выживании людей. Мозг должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации. При этом старая информация не исчезает бесследно, но переходит из активной памяти в пассивную, откуда иногда ее удается извлечь. Это замечательное свойство спасает многих людей в трагических ситуациях.

Память можно улучшить

В большинстве случаев память можно улучшить. Ранее считалось, что у взрослого человека клетки мозга – нейроны - не делятся и постепенно отмирают. Но оказалось, что это не так. Результаты последних исследований говорят о том, что нейроны делится даже в 70-летнем возрасте. Причем, размножающиеся клетки обнаружены в самых «думающих» участках мозга. Сейчас ученые считаю, что возрастное ослабление памяти связано не столько с физической гибелью нейронов, сколько с нарушением контактов между ними. Вещества, помогающие установлению подобных контактов, известны. Это прежде всего витамины С, Е, В6, В12, бета-каротин, жирные кислоты, содержащиеся в лососе, тунце, сардинах, сельди, вытяжка из растения гинкго билоба.

Впечатление, повторение и ассоциация

Средний человек использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания. А эти законы весьма просты. Их три - впечатление, повторение и ассоциация.

Итак, вы хотите что-либо запомнить. Во-первых, для этого нужно сосредоточиться и получить впечатление, используя для этого не только зрение, но и слух, обоняние.

Зрительное впечатление самое прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности своего выступления, когда пользовался записями, но когда он бросил записи и для запоминания стал пользоваться рисунками, все его трудности исчезли.

В начальной школе я учился плохо. Больше всего проблем было с чтением и письмом. В русском языке мне, как говорится, медведь на ухо наступил.

Я до сих пор пишу не очень грамотно. Важные тексты правлю у литературного редактора - иначе подвергаю себя риску насмешек.

Примерно в восьмом классе я осознал, что медленно читаю, что у меня плохая память. Стал читать больше, а потом и дошел до способов развития памяти.

Примерно в восьмом классе я осознал, что медленно читаю и у меня плохая память. Начал много читать. Чуть позже дело дошло до развития памяти.
Автор иллюстрации:
Pete Revonkorpi

Стихи

Поскольку память ассоциируется с запоминанием списков, то, я решил учить стихи. Выучил томик любовной лирики. Маяковского и Пушкина , заучивал целыми поэмами, до сих пор могу процитировать первую главу «Евгения Онегина»

Развил ли я память после таких упражнений? Нет! Зато декламацией стихов я вызывал улыбку девушек. Одну удивил так, что она стала моей женой.

Помню, весной мы стояли на берегу Амура, шел ледоход, сталкиваясь, громадные глыбы звенели, как колокольчики. Наступил вечер, но было уже не так холодно, как зимой. Теплый ветер дул с Амурского Утеса, на котором стоит Муравьев Амурский, изображенный на пятитысячной купюре. Я тихо напевал романс Шаляпина «Уймитесь, сомнения и страсти».

Как, вошли в образ? Может быть, вам захотелось взглянуть на красноватый билет банка России, чтобы лучше представить место, где мы были? Возможно, вы никогда не были на набережной Амура, но в вашем воображении (памяти) промелькнули кадры фильма... Так работает наше воображение - память.

Чем больше каналов мы используем для описания ситуации, тем живее возникают образы. Используйте визуальные, аудиальные, кинестетические образы для описания сцены, и воспоминания станут более конкретными и весомыми.

Геометрические задачи

В школе я решал геометрические задачи в уме. Правда, не относил это умение на счет памяти. Также мне казалось очевидным, что я могу запоминать радиоэлектронные схемы и номиналы радиоэлементов. Что тут такого? Так мы не ценим то, что имеем, и желаем того, чего у нас нет.

Однажды мне попалась в руки книжка по начертательной геометрии. В ней нужно было составлять проволочные конструкции по двум или трем проекциям. Во время поездки на работу я занимался по книжке и навострился так, что смог решать эти задачи в уме, а сами проволочные конструкции вращать в воображении.

Развило ли это мою память? Нет.

Песни

Следующий эксперимент был в запоминании песен. Я учил песни «Битлз». Слова невозможно было разобрать на слух, поэтому я гадал, записывал, искал тексты в библиотеке.

Однажды нашел, кажется, в местной газете «Молодой дальневосточник» переводы песен группы «Rollingstones». Сразу побежал в магазин «Мелодия» и купил все пластинки этой группы.

Память не развил, зато разработал английский язык, что помогло мне в понимании жизни. Я подрабатывал переводчиком у американских туристов, приезжавших в Хабаровск. Потом знание английского языка помогло мне победить в конкурсе американского правительства и поехать в США.

Системы репрезентации

Следующий этап в развитии памяти был после того, как я понял, что память многогранна и связана с различными системами репрезентации.

Основных систем репрезентации три: звуковая, визуальная, кинестетическая, Для развития систем репрезентации можно придумать упражнение на каждый из каналов.

  1. Мелодии можно запоминать и просвистывать. Или пытаться подыгрывать на гармошке.
  2. Визуальные образы можно воскрешать в памяти и манипулировать ими.
  3. Тактильные образы можно тоже сознательно вызвать, а от тактильных образов один шаг до попыток управлять своим телом (что весьма рискованно, но это отдельная тема). Пробовал воскрешать тактильные образы перышек, ледяных и горячих шариков, озноба, жара...

Развилась ли моя память после этого? Нет. Я запоминал информацию примерно с той же скоростью, что и прежде.

Творческое воображение и память

Следующий этап в области запоминания наступил после осознания того, что воображение и память находятся рядом. Вернее, оба процесса используют одни и те же участки мозга.

Развивая воображение, мы развиваем память и наоборот.
Автор иллюстрации: Pete Revonkorpi

Лучший способ развить воображения был придуман Генрихом Альтшуллером в ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач).

Использование ТРИЗ, кстати говоря, разочаровало меня в мнемотехниках, потому что позволяло найти более простой путь к цели, нежели банальная лобовая атака.

Как, например, будет звучать постановка вопроса при запоминании какой-либо информации?

«Я запомню информацию, потому что...», «Я не запомню информацию, потому что...», «Противоречие состоит в том, что...», «Поэтому я буду использовать эффект...».

После слов «Использовать эффект» сразу становится понятно, что тебе не нужно запоминать ни номера, ни расписания, ну разве что имена... Достаточно достать телефон и сфотографировать.

Если вы до сих пор еще не читали книги по ТРИЗ, обязательно купите и прочитайте.

Память и интерес

Те, кто ставит цель запомнить ненужную информацию, просто не понимают механизмов работы памяти. Неинтересная информация запоминанию не подлежит!

Кстати говоря, по этой причине становится понятной причина моих ранних опытов по развитию памяти. То, что мне было интересно, я запоминал, что неинтересно - запомнить не мог.

Вглядываясь в детей, мы понимаем себя

Как могут ваши дети быть связаны с развитием памяти? Очень просто. Мы не помним себя в детстве, но, мы можем отчасти увидеть свое отражение в образе своего сына и дочки, потому что в них - половина нашего генома.

Мой сын - логик, любит чертить схемы и задавать логические каверзные вопросы. При этом он в пятилетнем возрасте путает падежи. То же самое было со мной в детстве. Я не мог, например, понять суть стихотворения про «муху-цокотуху». Мне она казалась логически несуразной.

Приведу метафору:

Невозможно сравнивать рыбку и обезьяну по признаку, кто быстрее доберется до банана, висящего на пальме. Конечно, обезьянка справится с задачей, а рыбка получит неуд, как бы ни старалась.

Благодаря сыну я осознал, что, что пытался в себе развить в себе то, чем меня обделила матушка природа. Мы не можем быть идеальными.

Простите недостатки - себе и другим

Не является ли желание развить в себе желаемый навык следствием того, что какая-то горе-учительница твердила мне с издевкой: «У тебя такой акцент, что даже йоркширец не смог бы тебя понять». После чего во мне засела обида за ошибку, которую я всю жизнь пытаюсь исправить.

Самое интересное, что американцы утверждали обратное - я говорю более понятно, чем другие русские.

А судьи кто?

Прежде чем приступить к занятиям, подберите правильную меру измерения. Возможно, что недостаток не у вас (у вас все хорошо), а у тех, кто делал вам замечания.

Моя школьная учительница была плохой мерой в постановке произношения звука th. Вспомнилось, как моя бабушка говорила: «Где-то я дела очки». Мне казалось, что правильно говорить «Куда-то я положила очки». Пару раз я сделал ей замечание и получил нагоняй от отца в стиле «Бабушка лучше знает, как и что говорить».

Нужно относиться терпимо и к своим, и чужим недостаткам.

Не говорите, своему ребенку, что у него плохая память. Он вырастет и будет страдать от несуществующего недостатка. Любая память конкретна.

Мнемотехника

На мой взгляд, мнемотехника не стоит того, чтобы уделять ей много внимания. Единственная мнемоника, которой я пользуюсь - это мнемоника цветов радуги: «Как однажды Жан-звонарь головою сбил фонарь».

Списки цифр иногда проще заучить наизусть. Особенно, если они нужны в повседневной жизни. Запоминать можно, просматривая таблицу каждый день. Через пару недель списки сами собой запомнятся.

Например, я так запоминал характеристики микросхем - ТТЛ, КМОП, ЕСЛ. Наш завкафедрой сказал, что будет проверять на экзамене характеристики микросхем, потому что каждый ЭВМщик должен помнить их наизусть, а не слюнявить справочник.

Виктор Михайлович был прав. Благодаря тому, что я запомнил нудную табличку, позже обнаружил несколько ляпов в схемах лаборатории, где работал мой отец. У них горели микросхемы 155 серии, а оказалось, что они просто не учли коэффициенты нагрузки выходных цепей.

Важно: запоминать нужно только то, что пригодится в жизни. Для программиста это будет, возможно синтаксис операторов, для бухгалтеров - номера законов.

Почему развивать память и воображение опасно?

Теперь коснемся самой щекотливой темы. Развитие воображение следует сознательно ограничивать. Развивая воображение, мы развиваем возбудимость мозга, и это может иметь плачевные последствия.

Например, я в последнее время специально торможу свое воображение, потому что оно мешает принимать правильные решения. Особенно в условиях неопределенности.

Организм человека еще недостаточно изучен. Вторгаясь в автоматические процессы нервной системы, мы можем запросто нарушить их. Человек может запрограммировать себя на выполнение каких-то действий, но при этом не задумываясь о побочных явлениях.

Например, пытаясь «просмотреть» пренатальный (дородовый) период своей жизни можно достать из глубин сознания «демонов». Появление фантомов напрямую связано с развитием воображения, когда образы настолько яркие, что их невозможно отделить от действительности.
Автор иллюстрации: Pete Revonkorpi

Не стоит думать, что «демоны» - это просто красивая метафора. Например, в храмах Камбоджи в специальных местах для медитации на стенах вырубали тупиковые двери, чтобы демоны не могли нарушить видения медитирующего.

Медитирующие развивали воображение, а в качестве побочных явлений получали проблемы с психикой.

Шумы и память

Возьмем расхожую ситуацию. Вы живете в крупном городе в своей квартире. У соседей сверху стиральная машина начинает отжим белья аккурат в два часа ночи. Соседи снизу ругаются так вдохновенно, что вы в курсе всех подробностей их интимной жизни. А глухие пенсионеры за стенкой включают телевизор на полную громкость. О каком развитии памяти может идти речь в таких условиях?

Чтобы хоть чуть-чуть развить свою память, следует выехать на природу и побыть в тишине. Это можно сделать в лесу, отлично для этого подходят вершины гор.
Автор иллюстрации: Pete Revonkorpi

Если бы шум был полезен для работы мозга, в библиотеках включали бы записи рок-концертов.

Мы то, что мы читаем

Составьте список того, что вы читаете ежедневно. Какие новости, какие статьи, какие книги.

Например, список может быть следующим:

  1. Фейсбук, Одноклассники, Вконтакте.
  2. Новости Украины, Сирии, Египта, Ирака.

Такая информационная диета не будет способствовать развитию памяти. Прочитав очередную новость, вы не сможете вспомнить, что читали перед этим.

То же самое можно сказать и о чтении однотипной литературы, например, по самосовершенствованию.

Какие книги вы прочитали или читаете в настоящее время? Что изменилось в вашей жизни?

Если вы по прочтению одной книги по самосовершенствованию бежите в магазин за новой книгой, то что-то не то. Смените диету.

Часто ли вы читаете классическую литературу? Классика развивает эмоции, а это очень полезно для памяти.

Итоги

Я долгое время был одержим развитием памяти, запоминал стихи, песни, иностранные слова. Придумывал компьютерные тренажеры на развитие визуаьной и звуковой памяти.

В конечном счете пришел к выводу, что любая память конкретна. Развивать память можно только в узких практических направлениях. Невозможно развить память абстрактно. Работа памяти напрямую зависит от того, что человек ест, о чем думает, что он читает. А запомнить можно только то, что действительно вас интересует.

Узелки на память

  • Попробуйте связать развитие памяти с травмами детства. Не есть ли ваше желание развить в себе память желанием доказать «старшим товарищам», что вы не такой плохой?
  • Индивидуальные различия людей очень широки. У вас есть сильные и слабые стороны. Свои слабые стороны нужно менять на сильные стороны других людей.
  • Запоминать можно только то, что интересно.
  • Память и воображение тесно связаны. Развивайте воображение и разовьете память.
  • Пробуйте найти обходные варианты запоминаний. Изучать мнемотехнику не всегда оправданно.
  • Поразмышляйте на тему, к чему у вас есть задатки.

Последнее обновление: 03/10/2014

Наша память помогает нам стать теми, кто мы есть на самом деле. От нежных воспоминаний о детстве до лихорадочных попыток вспомнить, где лежат ключи… Память играет жизненно важную роль в каждом аспекте нашей жизни. Она даёт нам самоощущение и составляет наш жизненный опыт. Легко представлять себе памяти как шкаф в голове, в котором можно складывать и хранить информацию, пока мы в ней не нуждаемся. На самом деле, это удивительно сложный процесс, который задействует многочисленные участки мозга. Воспоминания могут быть яркими и долговечны, а могут легко изменяться и стираться.
Вот подборка интересных фактов о нашей памяти.

1. Важную роль в памяти играет гиппокамп

Гиппокамп представляет собой участок мозга в форме лошадиной подковы, который играет важную роль в перемещении информации из кратковременной памяти в долговременную память. Он является частью лимбической системы, связанной с эмоциями и долговременной памятью. Гиппокамп участвует в таких сложных процессах, как формирование, организация и хранение воспоминаний.
Поскольку обе стороны мозга симметричны, гиппокамп, можно найти в обоих полушариях. Если гиппокамп одного из них повреждён или разрушен, память будет функционировать практически без изменений тех пор, пока другое полушарие не имеет повреждений.
Повреждение гиппокампа в обоих полушариях может препятствовать способности образовывать новые воспоминания, это явление называется антероградной амнезией.
С возрастом функционирование гиппокампа может ухудшаться. К тому времени, как человек достигает 80 лет, он теряет до 20% нервных связей в гиппокампе. Хотя не у всех пожилых людей, у которых в ходе тестов на память отмечается снижение работоспособности, наблюдается это явление.

2. Большая часть информации из краткосрочной памяти забывается быстро

Общая вместимость кратковременной памяти считается довольно ограниченной. Эксперты уверены, что мы можем удерживать в кратковременной памяти около семи элементов информации в течение примерно 20-30 секунд. Эта способность может быть несколько улучшена при помощи мнемических техник и группировки информации.
В известной статье, опубликованной в 1956 году, психолог Джордж Миллер предположил, что ёмкость кратковременной памяти составляет от пяти до девяти элементов. Сегодня многие эксперты памяти считают, что истинный потенциал ёмкости кратковременной памяти, вероятно, ближе к четырём элементам.

3. Тесты на самом деле помогают нам запоминать лучше

Может показаться, что заучивание и повторение информации гарантированно помогут нам запомнить её, но исследователи обнаружили, что, на самом деле, один из лучших способов запомнить что-то - это пройти тест.
В одном из экспериментов было обнаружено, что у студентов, которые были протестированы, лучше запоминают материал, даже тот, который не вошёл в тест. Студенты, у которых было больше времени на изучение материала, но не было теста, значительно хуже усвоили материал.

4. Вы можете самостоятельно улучшить свою память

Вам не кажется, что Вы постоянно забываете или теряете вещи, которыми пользуетесь каждый день? Вы никогда не заходили в комнату, понимая, что не можете вспомнить, зачем вообще вы туда вошли? Вы могли бы подумать, что просто обречены терпеть эти ежедневные неприятности, но исследователи обнаружили, что Вы можете улучшить память.
В 2005 году в журнале Monitor on Psychology было опубликовано исследование, выявившее ряд полезных стратегий для борьбы с ухудшением памяти. Эти методы включают в себя:

  • Использование технологий для отслеживания информации. Мобильные устройства и онлайн-календари с функцией напоминания помогают людям отслеживать события, дела и важные даты.
  • Формирование «мысленной картины». Систематическое запоминание вещей, которые Вы часто забываете (например, где Вы оставили ключи от машины), может помочь Вам вспоминать о них лучше. В следующий раз, когда Вы положите куда-нибудь свои ключи, уделите себе минутку и постарайтесь мысленно отметить, где Вы их оставили, а также запомнить другие объекты, которые лежат рядом с ними. Если Вы подумаете про себя «Я оставил ключи на столе рядом с бумажником», Вам, скорее всего, будет легче вспомнить об этом позже.
  • Использование мнемических техник. Повторение информации, использование символов и другие стратегии запоминания, пожалуй, лучшие всего помогают преодолеть незначительные проблемы с памятью. Узнав, как эффективно использовать эти стратегии, Вы можете обойти неисправные участки памяти и научить свой мозг функционировать по-новому.

5. Основных причин того, почему мы забываем, четыре

В целях борьбы с забывчивостью важно понять некоторые из основных причин, почему мы забываем. Элизабет Лофтус - один из самых известных в мире специалистов по человеческой памяти - определила четыре основные причины того, почему происходит забывание. Одним из наиболее распространённых объяснений является простая неспособность извлечь информацию из памяти. Это часто происходит, когда к воспоминанию редко обращались, что за долгое время привело к их разрушению.
Другой распространенной причиной забывания считается интерференция, которая возникает, когда некоторые воспоминания начинают конкурировать с другими воспоминаниями. Например, представьте себе начало нового учебного года и женщину, которая работает учителем в начальной школе. Она тратит некоторое время на запоминание имён учеников, но в течение года постоянно называет одну девочку неправильно. Почему? Потому что старшая сестра этой девочки была в её классе в прошлом году, и из-за воспоминаний о старшей сестре ей теперь так трудно вспомнить имя своей новой ученицы.
Другие причины забывания включают в себя неспособность хранить информацию в памяти вообще или даже намеренные попытки забыть вещи, связанные с тревожным или травматическим событием.

6. Описания амнезии в фильмах, как правило, ошибочны

Амнезия - известный приём в кино, но то, как её изображают, значительно расходится с действительностью. Например, мы часто видим, как персонаж теряет память из-за удара по голове, а затем их воспоминания магическим образом восстанавливаются после второго удара по черепу?
Есть два различных типа амнезии:

  • Антероградная амнезия , которая включает в себя потерю способности образовывать новые воспоминания.
  • Ретроградная амнезия , из-за которой теряется способность извлечь прошлые воспоминания, хотя способность создавать новые воспоминания может оставаться нетронутой.

В большинстве случаев в кино изображают ретроградную амнезию, тогда как на самом деле гораздо более распространенным явлением считается антероградная амнезия. Самый известный случай антероградной амнезии был описан в 1953 году: пациент перенес операцию на мозге, целью которой было прекращение судорог, вызванных тяжелой эпилепсией. Операция включала в себя удаление обоих гиппокампов - участков мозга, прочно связанных с памятью. В результате, пациент оказался не в состоянии больше формировать любые новые долгосрочные воспоминания.
Популярные фильмы и телевизионные программы изображают такую ​​потерю памяти как довольно распространённое явление, но истинные случаи полной потери воспоминаний о своём прошлом и о своей личности на самом деле встречаются довольно редко.
Наиболее частыми причинами амнезии считаются:

  • Травма . Физическая травма, полученная, например, в автомобильной аварии, может заставить жертву потерять конкретные воспоминания о самой катастрофе. Эмоциональная травма, например, у жертв сексуального насилия в детстве, может полечь за собой потерю воспоминаний о конкретных ситуациях.
  • Приём наркотических веществ . Некоторые лекарства могут быть использованы для создания временной амнезии, особенно во время медицинских процедур. После того как наркотики выходят из организма, память индивида снова начинает нормально функционировать.

Фильмы, в которых используется амнезия

  • Робокоп (1987);
  • Что касается Генри (1991);
  • Английский пациент (1996);
  • Помни (2001);
  • Идентификация Борна (2002);
  • 50 первых поцелуев (2004);
  • В поисках Немо (2003).

7. Запах может быть мощным триггером

Заметили ли Вы, что конкретный аромат может повлечь за собой прилив ярких воспоминаний? Запах печенья может напомнить Вам о времени, проведённом в доме Вашей бабушки, когда Вы были маленьким ребёнком. Запах конкретного парфюма может напомнить о человеке, с которым Ваши романтические отношения закончились печально.
Почему запах выступает в качестве такого мощного триггера?
Во-первых, обонятельный нерв находится очень близко к миндалине - области мозга, связанной с эмоциональным опытом, а также эмоциональной памятью. Кроме того, обонятельный нерв очень близко расположен и к гиппокампу, который так же связан с памятью, о чём мы уже писали в данной статье.
Сама по себе способность чувствовать запах, фактически, крепко связана с памятью. Исследования показали, что, когда область мозга, связанная с памятью повреждена, способность идентифицировать запахи также нарушается. Для того чтобы определить аромат, Вы должны помнить, когда Вы чувствовали его раньше, а затем подключить визуальные воспоминания, которые относятся к тому же времени. Согласно некоторым исследованиям, изучение информации в присутствии запаха увеличивает яркость и интенсивность воспоминаний. Чтобы вспомнить полученную таким образом информацию, когда Вы снова почувствуете тот же запах.

8. Каждый раз при формировании воспоминания в головном мозге создаются новые связи

Исследователи долгое время считали, что с формированием воспоминаний связаны изменения в нейронах мозга. Сегодня же большинство экспертов считают, что создание воспоминаний связано с укреплением существующих связей между нейронами или росту числа новых.
Соединения между нервными клетками, известные как синапсы, участвуют в передаче информации в виде нервных импульсов от одного нейрона к другому. В человеческом мозге есть триллионы синапсов, образующих сложную и гибкую сеть, что позволяет нам ощущать себя, контролировать себя и думать. Именно эти изменения в таких областях мозга, как кора головного мозга и гиппокамп, связаны с изучением и запоминанием новой информации.
Поддержание здорового состояния мозга и синапсов имеет решающее значение для поддержания нормального функционирования памяти в целом. Повреждение синапсов вследствие заболеваний или приёма нейротоксинов чревато когнитивными проблемами, потерей памяти, переменами настроения и другими изменениями в работе мозга.
Так что же можно сделать, чтобы укрепить синапсы?

  • Избегайте стресса. Исследования показали, что длительное воздействие стресса на человеческий организм может действительно мешать функционированию нейромедиаторов. Другие исследования показали, что стресс уменьшает количество нейронов в префронтальной коре и гиппокампе.
  • Избегайте наркотиков, алкоголя и других нейротоксинов. Употребление наркотиков и чрезмерное потребление алкоголя связаны с разрушением синапсов. Воздействие опасных химических веществ, таких как тяжёлые металлы и пестициды могут спровоцировать подобный эффект.
  • Выполняйте упражнения. Регулярная физическая активность помогает улучшить насыщение клеток мозга кислородом, что является жизненно важным фактором образования и роста синаптических связей.
  • Стимулируйте Ваш мозг. Исследователи обнаружили, что пожилые люди, которые участвуют в мероприятиях, стимулирующих психику, менее склонны к развитию слабоумия, а также что более образованные люди, как правило, имеют больше синаптических связей в головном мозге.

9. Хороший ночной сон может улучшить Вашу память

Вы, наверное, слышали о многих причинах, по которым ночью человеку нужен хороший сон. С начала 1960-х годов исследователи отмечают важную связь между сном и памятью. В одном классическом эксперименте, проведенном в 1994 году, исследователи обнаружили, что лишение участников сна привело к ухудшению их способностей.
В дополнение к этому сон играет также и существенную роль в изучении новой информации. В ходе одного исследования было обнаружено, что лишение студентов сна после формирования нового навыка привело к значительному ухудшению этого навыка спустя три дня.
Исследователи обнаружили, однако, что сон гораздо сильнее влияет на процедурную память, чем на декларативную. Процедурные воспоминания сопряжены с движениями и восприятием, в то время как декларативные воспоминания сопряжены с запоминанием фактов.
«Если завтра Вы собираетесь сдавать тест по 72 неправильным французским глаголам, Вы вполне можете зубрить допоздна», - пояснил Роберт Стикголд, профессор психиатрии медицинской школы Гарварда, в статье, опубликованной в Monitor on Psychology. - «Но если они решать схитрить и попросят Вас объяснить отличие Великой французской революции от промышленной, Вы поймете, что лучше было бы немного поспать».

10. Проблем с памятью в старости можно избежать

Болезнь Альцгеймера и другие связанные с возрастом проблемы с памятью встречаются у многих пожилых людей, однако потеря памяти в старости не так уж неизбежна. Некоторые способности имеют тенденцию ухудшаться с возрастом, но исследователи обнаружили, что в возрасте 70 лет люди часто выполняют тесты на когнитивные способности также, как и в возрасте 20. Некоторые виды памяти с возрастом даже улучшаются.
Исследователи до сих пор пытаются понять, почему именно некоторым пожилым людям удается поддерживать память в прекрасном состоянии, а другие вынуждены мириться в забывчивостью; и несколько факторов уже установили. Во-первых, многие эксперты считают, что существует генетический компонент, отвечающий за сохранность данных в памяти в старости. Во-вторых, важную роль, по их мнению, играет образ жизни.
«Я думаю, что в значительной мере это объясняется взаимодействием природы и воспитания,» - объяснил The New York Times доктор Брюс С. Макьюэн, профессор Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке. - «Генетическая уязвимость памяти повышает вероятность того, что это произойдёт».
Так что можно предпринять, чтобы предотвратить негативные последствия старения для память?
Способов быстро избавиться от проблем с памятью просто-напросто нет. Чтобы Ваша память со временем функционировала хорошо, исследователи считают, что Вам необходимо избегать стресса, вести активный образ жизни и тренировать память - именно так можно снизить риск потери памяти в старости.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.