Объемное конструирование из бумаги в подготовительной группе. Сочетание конструирования с другими техниками изобразительного творчества. Временной план занятия

Любовь Зайцева

Конспект НОД конструирование из бумаги (оригами ) в подготовительной группе детского сада «Карандашик »

ОО «Художественно-эстетическое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» .

Цель : создание из цветной бумаги карандашика способом «оригами » .

Задачи :

Воспитывать умение доводить начатое до конца;

Учить работать с бумагой , выполнять действия по образцу, пошагово;

Развивать глазомер, точность действий, уверенность в себе.

Словарная работа :

Линия сгиба, ориентир.

Предварительная работа :

Чтение : В. Г. Сутеев «Мышонок и карандаш » , Сказки про карандаши и краски », Валентин Постников «Карандаш и Самоделкин » . Слушание : Григорий Гладков «В Коробке В Карандашами » . Самообразование воспитателя : чтение Пауло Коэльо - "О карандаше ", притча из книги "Подобно реке. "

Ход НОД:

Воспитатель :

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолет

И большущий пароход!

Дети : Карандаш .

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним мультфильм «Коробка с карандашами » . Веселые карандаши могут раскрасить весь мир, нарисовать радугу, лес, цветы, дом, солнце! (Наглядность) . В каждом доме, где есть малыши, всегда живут в коробке или карандашнице

Дети : - карандаши .

Воспитатель : Разноцветные, разного роста, они всегда готовы к тому, что в свободное время, мы можем взять их и рисовать.

Образ карандаша в мультипликации встречается не однажды «Мышонок и карандаш » , «Сказки про карандаши и краски » .

Сегодня я предлагаю вам смастерить карандашик из бумаги (заготовки лежат на столах) .

Воспитатель на доске закрепляет 2-3 образца уже изготовленных карандашиков .

Смотрите, какие они острые!

Дети в восторге от образцов - разноцветные носики и рубашки карандашей смотрятся по-настоящему!

Воспитатель : Сейчас я покажу, как сделать из бумаги такой карандашик :

(демонстрирует, объясняя каждый шаг, дети, собравшись у стола смотрят) .

Дети идут к столам, рассаживаются по местам.

Воспитатель : Теперь сделаем поделку вместе : Возьмем листок цветной бумаги . Что о нем можно сказать?

Ребенок : Одна сторона его белая, другая цветная.

Воспитатель : Правильно.

Положим перед собой листок белой стороной вверх.

Шаг первый : сверху загнем листок, примерно, на 1см, движением «на себя»

Дети выполняют, воспитатель выполняет ту же операцию.

Шаг второй : в месте, где появилась цветная полоска, соединим ее края и наметим середину. Эта отметка послужит ориентиром для дальнейших операций.

Шаг третий : Положим перед собой заготовку цветной стороной вверх, сложим края бумаги «самолетиком» .


Шаг четвертый : повторим операцию, будущий карандашик приобрел острый носик!

Воспитатель : Ребята, давайте прочтем знакомое нам стихотворение Валентина Берестова, а заодно и подвигаемся.

«Я - малютка-карандашик . (Приседаем)

Исписал я сто бумажек . (Движения руками влево – вправо)

А когда я начинал, (Руки вытянуты вперед, ладони «от себя» )

То с трудом влезал в пенал. (Поднимаем плечи поочередно – шевелим плечами)

Школьник пишет. И растёт! (Встаем на цыпочки, руки вверху)

Ну а я - наоборот»! (Садимся на стульчики)

Шаг пятый : перевернем заготовку белой стороной. Движением «от себя» снизу сложим заготовку так, чтобы межу носиком карандаша и его цветным корпусом осталась белая «заточенная» часть карандаша .

Шаг шестой : Перевернем заготовку. Сложим - «закроем книжечку» – слева направо загнем одну сторону, другую - справа налево. Ориентиром по ширине для действий служит белая «заточенная» часть карандаша .

Шаг седьмой : Снизу, у основания, заложим одну часть, мЕньшую, внутрь бОльшей.

Получился карандашик , который может послужить как украшением интерьера, так и закладкой в книгу.

Для обыгрывания, предложить плотнее прижать друг к другу (поперк карандашика ) соединенные детали, они глубже входят одна в другую – передняя стенка – полукругом – карандашик стоит на столе !

В снежном поле, на дороге,

Мчится конь мой одноногий.

И на много, много лет

Оставляет четкий след.

(карандаш )

P.S. К сожалению, не смогла загрузить некоторые фото.

Публикации по теме:

«Кошечка». Конспект НОД по конструированию из бумаги в технике оригами по конструированию из бумаги в технике оригами Тема: «Кошечка» Цель: Развитие памяти через конструирование поделок оригами. Задачи:.

Программное содержание: 1. Учить складывать базовую форму «воздушный змей», проглаживая линии сгиба. 2. Продолжать учить детей ориентироваться.

«Раз, два, три - лодочка, плыви». Конспект НОД по конструированию из бумаги способом оригами для детей старшей группы Программное содержание: Учить изготавливать простые поделки из бумаги на основе нового способа конструирования - складывания бумаги пополам.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и конструированию из бумаги (оригами) в подготовительной группе

Конструирование из бумаги «Будущее нашего городка Нефтяников».

Автор: Цырульникова Нина Александровна, воспитатель
Место работы: БДОУ «Детский сад №283 комбинированного вида» г.Омска.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме «Будущее нашего городка Нефтяников».

Аннотация к занятию.
Это занятие – продуктивная деятельность, подгрупповое (с участием 8-10 чел.) построено с учетом ФГОС с использованием моделирования и активных методов обучения. Будет интересно для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и родителей.
Цель. Строительство из объемных форм модели города будущего.
Задачи.
1. Учить детей создавать макет через конструирование поделок, в основе которых лежат объемные формы.
2. Развивать художественный вкус в процессе оформления конструкций.
3. Содействовать речевому творчеству детей посредством презентации проекта.
4. Воспитывать у детей умение слушать и дополнять ответы своих товарищей.
Образовательные области : познание, труд, речевое развитие.
Формы организации детей : беседа, объяснение, рассматривание, чтение, игра, моделирование, проблемный вопрос, мотивация деятельности, прогнозирование, показ презентации.
Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций домов и зданий с архитектурой современного города. Выставка рисунков на тему «Город будущего». Беседы с детьми о родном городе и о профессиях их родителей. Чтение детских художественных произведений «Чем пахут ремесла», разучивание стихов, отгадывание загадок.
Оборудование и материалы.
Демонстрационные : слайды с иллюстрациями зданий современного города, аудиозапись песен «Всем на свете нужен дом», «Я хочу построить дом»; музыкальный центр, книжка «Коробок-городок», картинки и рисунки различных домов.
Раздаточные : набор заранее обклеенных коробок, клей, цветная бумага и картон, мелкие игрушки, машинки.
ТСО : проектор, презентация.

Сценарий образовательной деятельности.

1ч. Под песню о г.Омске дети входят в группу. (музыка - Вячеслав Косач,
стихи - Михаил Сильванович)
Воспитатель . - О каком городе эта песня?
Игра: «Назовите места, которые вы любите в Омске?»
Воспитатель . - Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой? Кто проектирует и строит дома?
Дети. - Архитекторы и строители.
Воспитатель . - Какими должны быть архитектурные сооружения?
Дети – Красивыми, удобными, разными по назначению.
Воспитатель. - Архитектура будущего всегда волновала умы людей. Какими будут новые дома: будут ли они высокие или будут круглыми, из каких материалов они будут строиться?
Давайте посмотрим слайды зданий новейших архитектурных сооружений.
Просмотр слайдов.







Воспитатель .- В каком районе находится наш детский сад?
Дети – Наш детский сад находится в районе городка Нефтяников.
Воспитатель. - Вспомните, над каким проектом мы с вами работаем?
Ребенок . – Мы строим дома из объемных форм для будущего городка Нефтяников.
Воспитатель . - Что уже сделано в нашем проекте?
Дети . - Кинотеатр, магазин, детский сад, гараж, дома для нескольких семей.


Воспитатель. - Что еще мы подготовили?
Дети. – Мы обклеили коробки и нарисовали город будущего.
Итог . Данил, ты так хорошо рассказал о нашем проекте.
Воспитатель . - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?
Правильно мы будем продолжать строить городок Нефтяников будущего.
Наша цель построить модель городка из объемных форм.
Воспитатель. - Сегодня мы будем выбирать объекты архитектуры, делать их модели, а потом решим где их лучше всего разместить.
Работать вы будете в подгруппах, каждая подгруппа будет проектировать свое здание.
Для этого вам нужно решить, какое здание и для чего вы будите строить. Затем кто-то из вашей подгруппы, расскажет нам о своем проекте.
Что-то над городом нашим сгущаются тучи, начинается дождик.
Динамическая пауза. «Дождик»
2ч. Воспитатель. - Представьте себе, что мы попали в будущее.
Воспитатель. Как быстротечен век, в котором мы живём:
Вчера, сегодня, завтра, сначала и потом…
Ещё недавно был пустырь, сегодня город-сад.
Каким же видит город свой каждый из ребят?
1-ый ребёнок : Хочу, чтоб машины всегда и везде
Работали на минеральной воде.
2-ой ребёнок : Хочу, чтобы мне светофор улыбался,
Когда на дороге один я остался.
Хочу, чтобы дал мне железную руку
И самым надёжным и верным был другом.
Воспитатель: Теперь опишите мне жителей этих.
3-й ребёнок : Там нет стариков, там живут только дети.
Воспитатель : Но дети взрослеют. И что же потом?
4-й ребёнок : Они не стареют, пьют чай с молоком.
Им пчёлы нектар собирают с цветов,
И этот нектар лучше всех докторов.
Воспитатель : А где же живут эти славные дети?
5-й ребёнок : Живут они в доме, а дом на планете,
Где солнце гуляет, там дети играют.
И птицы поют там, а вместо фонтанов
Звенят родники.
Воспитатель : Да и впрямь город славный!
6-й ребёнок : Есть твёрдый закон, что на улицах града
Раскидывать мусор нельзя и не надо,
И каждый жилец дорожит чистотой!
Воспитатель : Да, город уютный выходит такой.
7-й ребёнок : Пестрит под ногами ковёр из цветов,
Над ним не трудился отряд мастеров.
Его вышивала природа старательно,
И нам говорила беречь обязательно!
Итог. Молодцы, интересный город вы представили.
Воспитатель . - Все в нашем районе изменилось и дома уже другие и машины.
- Какими вы представляете улицы, школы, магазины, детские сады. Может быть, они будут похожи на знакомые предметы – форму елки, аквариума, похожи на гриб, настольную лампу, на животных. Может быть, дома будут летающими, плавающими, дома для одной семьи и для нескольких семей.
- Какие здания вы хотели бы видеть в нашем городке Нефтяников в будущем?
Высказывания детей .
Итог . Дима, у тебя замечательная фантазия, а Соня красиво описала улицу.
Физминутка для рук и глаз .
3ч. Воспитатель . – А теперь я предлагаю вам приступить к работе над проектом «Городок Нефтяников будущего». Но сначала нам нужно разбиться на творческие группы, каждая из которых будет работать над своей частью проекта.


Договоритесь, из каких деталей вы её будите делать, какие украшения вы можете сделать на своей постройке. Если вам нужна моя помощь при выполнении работы, необходимо поднять сигнальную карточку, и я подойду к вам.
Не забывайте соблюдать тишину и работать дружно, сообща. Можете приступать к работе.
Выполнение детьми работы.




Индивидуальная работа, как с группами, так и с каждым ребенком отдельно.
При затруднении, поменять задание ребенку.
Итог . Поощрять детей за попытки помощи. При оценке результатов оценивается, насколько ребёнок изобретателен и самостоятелен.
4ч. По окончанию работы все здания и постройки размещаются на общем макете. Предлагается разместить на нем человечков и машины, «посадить» деревья и цветы.
Каждая группа конструкторов защищает свой проект. Другие дети задают вопросы.
- Из чего сделали свое здание?
- Какое назначение у этого здания? Что там будет размещено? Дайте название своему зданию?


Посмотреть все работы детей. Дать оценку роли каждого участника.


Воспитатель. – А я тоже хочу сделать подарок нашему городку. Посмотрите, что я смастерила. Этот фонтан я хочу поставить рядом с кинотеатром, что бы в жаркие летние дни люди могли здесь посидеть и насладиться прохладой.

Воспитатель. Посмотрите, выглянуло солнце. Возьмите лучик с такими эмоциями, которые сейчас испытываете вы и прикрепите их к солнышку.
Поместим наше веселое солнышко над городом.
Воспитатель.
- Какие вы молодцы! Вы строили вместе. Все постройки разные и необычные. Как вы думаете, такой город понравится омичам?
Крылья город – сад раскинул.
Есть и парки и сады,
И фонтаны и цветы.
Город наш – продукт труда,
А вам нравится он?
Дети: Да!
Итог занятия.
Воспитатель. - Вам понравилась работа над проектом «Городок Нефтяников будущего»? Чем понравилась? А в чем возникли трудности? О чем вы хотите рассказать своим родителям и друзьям после нашего занятия?
- Все сегодня молодцы. Хорошо потрудились. Вы были внимательны друг к другу, научились договариваться.
Теперь, когда вы научились моделировать дома, вы сможете строить различные здания для игр из деревянного конструктора, из Lego, на улице из песка или из снега.
Я предлагаю оставить макет нашего города для игры.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Букетик для мамы» для детей старшего дошкольного возраста.

Бородачева Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ №38 «Черемушки», город Междуреченск, Кемеровская область.
Анонс: Наступает весна, журчат ручьи, птицы поют свои звонкие песни, солнышко согревает нас своим теплом, к нам приходит самый весенний праздник 8 марта. Предлагаю вам выполнить вместе с нами работу из гофрированной бумаги с детьми старшего возраста. Такая работа будет интересна воспитателям старших групп, букетики можно использовать в качестве подарка для мамы или бабушки, или украсить приемную для праздника.
Цель: Привлечь детей к изготовлению букетов, подарков к празднику для мам.
Задачи: Образовательные: Учить детей работать с шаблонами, закрепить приёмы работы с ножницами.
Развивающие: Развивать умение составлять композицию, внимание, воображение и фантазию, творческие способности.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность, любовь к родным и близким.
Материалы:
- Гофрированная бумага
- Шаблоны вазы, цветов
- Ножницы
- Клей
- Черный маркер
- Степлер
- Ленточка
- Поздравление
Цветной картон.

Ход работы:

Воспитатель загадывает загадку:
Книжки перед сном читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня... (мама).
Воспитатель: Ребята, а какой праздник празднует вся страна в первый месяц весны? Да, вы правы это Международный женский день- 8 марта.В этот день принято поздравлять всех мам, бабушек и наших замечательных девочек. Посмотрите, у меня есть волшебное сердечко, давайте встанем в круг и поиграем в игру.
Дидактическая игра «Сердечко передай, ласковое слово называй»
Цель: Учить детей называть прилагательные, развивать устную речь детей, обогащать словарный запас.
Дети передают сердце по кругу и называют слова описывающие маму. (Добрая, ласковая, милая, нежная, красивая, умная, классная, замечательная и другие.).
Воспитатель: О мамах и бабушках сочиняют стихи, поют песни, а наши ребята подготовили пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки о матери. (Читают дети).
1 При солнышке тепло, при матери добро.
2 Сердце матери греет лучше солнца.
3 Птица радуется весне, а младенец матери.
4 Мать кормит детей, как земля людей.
5 Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.
6 Родных много, а мать роднее всего.
Дидактическая игра «Мамы и малыши»
Цель: Учить детей называть правильно животных, прививать любовь к своим родным и близким, развивать логическое мышление.
Воспитатель: Ребята у каждого малыша есть мама, давайте вспомним, как называются мамы у зверей, я буду называть детей, а вы их мам, например медвежонок, а мама медведица.
Зайчонок- зайчиха
Волчонок- волчиха
Козлёнок-коза
Жеребёнок- лошадь
Гусёнок- гусыня
Цыплёнок- курица
Лисёнок- лисица.
Воспитатель: Ребята, а вы любите помогать своим мамам? Вот мы сейчас и проверим.
Физминутка: "Дружно маме помогаем"
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.(Круговые движения рук).
Мы белье теперь стираем,(Имитировать стирку)
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом(Наклоны вперед и вокруг себя)
И бегом за молоком.(Бег на месте)
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.(Имитация обнимания)
Ход работы:
Воспитатель: Ребята, для того чтобы поздравить маму с праздником, мы с вами изготовим букетик цветов.
1 По шаблону дети вырезают вазу, цветы большого размера и цветы маленького размера. Для работы нам потребуется 5 цветов, каждый цветок состоит из 4 больших, и середина из 2 маленьких цветов, все цветы соединяем степлером.



2 Черным маркером дорисуем средину, наклеиваем цветы на вазу, приклеиваем ленточку.


3 С обратной стороны приклеим поздравление.


4 Наша ваза с цветами для мамы готова!




Воспитатель: Наши подарки готовы, для того чтобы поздравить маму мы выучим вот такое стихотворение, которое вы сможете маме подарить вместе с букетом цветов.
Маму поздравляю
С праздником весны
Счастья ей желаю, мира, доброты,
Ты живи родная много, много лет,
Ты ведь моё солнышко, тебя лучше нет!

Мастер - класс по конструированию из бумаги в подготовительной группе на тему: "Алёнушка"

Мастер – класс по конструированию из бумаги, рассчитан на детей подготовительной группы
Тема: «Алёнушка»
Халиуллина Анастасия Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ детский сад № 381, г. Казани

Описание: Работу можно выполнить с детьми 6-7 лет. Материал может быть полезен воспитателям старших дошкольников, родителям.

Назначение работы: работу можно выполнить в детском саду, когда изучается тема «Одежда».
Цели:
создать условия для формирования у детей дошкольного возраста внимание к духовной культуре своего народа, интерес и уважение к его прошлому;
продолжать учить детей конструировать игрушку на основе конуса;
самостоятельно вырезать и соединять детали между собой в указанной последовательности и по образцу;
развивать художественно-конструктивные способности детей, эстетическое восприятие;

Развивать эстетический вкус, сенсорный опыт, творческие способности, мелкую моторику рук;
воспитывать интерес к русскому национальному костюму и традициям русского народа;
воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Вот такая Аленушка у нас получится:

Материал:
трафареты деталей


красный картон и картон в кружочек, желтая, красная и белая бумага, фломастеры или карандаши, ножницы, клей - карандаш, клеенка.


1. Изготовление нашей Алёнушки начинаем с того, что обводим по трафарету все детали и вырезаем.


2. Берем желтую полоску и приклеиваем ее посередине будущего сарафана. Желтый полукруг приклеиваем по низу сарафана, сворачиваем эту деталь в конус.



3. Далее берем четвертую часть круга, вырезанную из красной бумаги, и сворачиваем в конус, со второй четвертинкой проделываем то же самое. Это рукава


4. Рукава приклеиваем к сарафану.


5.Затем приклеиваем круг, вырезанный из белой бумаги, к косынке, вырезанной из картона в кружочек, и прорисовываем лицо.


6. Обе детали косынки мажем густо клеем и «одеваем» на сарафан. Наша Алёнушка готова.


А вот такие Алёнушки получились у моих воспитанников!

Подготовила воспитатель 1-ой категории, Варенцова Елена Вячеславовна.
Тема: « Избушки для зверушек ».
Цель: Развивать пространственное мышление. Формировать представление детей о строении деревянного дома. Закрепить умение складывать бумагу по схеме. Учить проявлять уверенность, оценивать свои действия.
Задачи: Построить домики из спичек и цветной бумаги на плоскости по заданной схеме.
Материал: Цветной картон и бумага, спички, клей и ножницы.
Предварительная работа: Чтение сказки « Три поросёнка », просмотр иллюстраций с изображением домов, складывание домиков,используя счётные палочки и цветную бумагу.
Ход работы:
Воспитатель: Читает отрывок из сказки «Три поросенка »
Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето поросята кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. Но вот наступила осень.
- Пора нам подумать о зиме, - сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. - Я весь дрожу от холода. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей.
Но его братья не хотели браться за работу.
- Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем, - сказал Ниф-Ниф и перекувырнулся через голову.
- Когда нужно будет, я сам построю себе дом, - сказал Нуф-Нуф и лег в лужу.
- Я тоже, - добавил Ниф-Ниф.
- Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, - сказал Наф-Наф.
Воспитатель: Ребята, вы помните, что произошло с героями этой сказки?
Дети: отвечают на вопрос.
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли лениться?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте, мы с вами построим домики!
Дети: охотно соглашаются.
Воспитатель: А из чего строят дома?
Дети: Из кирпичей, соломы, глины, брёвен.
Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала мы можем построить домики у нас в группе?
Дети: Из кубиков, конструктора, бумаги, счётных палочек.
Воспитатель: Какие молодцы, сколько всего вы уже умеете делать? А сегодня, мы будем строить домики из спичек. Какие у нас получаться домики?
Дети: Красивые, деревянные!
Воспитатель: Хвалит детей за их смекалку и показывает, как можно построить стену дома и окно из спичек, а крышу дома из цветной бумаги.
Дети: Внимательно смотрят и запоминают.
Воспитатель: Вешает схему и поделку домика на доску.
Воспитатель: Прежде, чем приступить к выполнению работы, надо размять пальчики.
Пальчиковая игра: « Строим дом ».
Туки - туки молотком, Стучат кулачками один по другому
Строю, строю новый дом. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются (дом)
Будет он большой, как ель, Соединить пальчики обеих рук и показать окно; развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом,
Будут окна, будет дверь. большие пальцы вверх (дверь)
Всех в него я поселю: Ладошки вместе, большие пальцы вверх, как ушки
Мышку, зайчика, лису. Указательный и средний пальцы показывают ушки (заяц) Ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный согнут (лиса)
Воспитатель: Теперь вы можете подобрать себе нужный материал и приниматься за работу.
Дети: Выбирают себе листочки из цветного картона и цветную бумагу. Дежурные раскладывают клей и кисточки по количеству детей.
Воспитатель: Помогает детям и раздаёт по два коробочка со спичками, для постройки домика.
Дети: Начинают строить домики.
Воспитатель: Наблюдает за действиями ребят и подсказывает тем, кто нуждаются в помощи.
По мере усталости детей можно провести подвижную игру.
Физкульт. минутка « Птички »
Птички в гнёздышке сидят и на улицу глядят.
Погулять они хотят и тихонько все летят.
Детки бегут на носочках, махая руками, словно птички. Сначала обегают маленький круг, вокруг своего стола, затем большой круг и рассаживаются на свои места продолжать конструировать.
В конце занятия, дети раскладывают свои поделки на просушку, рассматривают домики и выбирают наиболее ровные и аккуратные.
Воспитатель: Хвалит ребят за проделанную работу!
Все поделки детей оформляются на выставку для родителей.

Используемая литература: Сказка « Три поросёнка »в переводе Михалкова.
Физкультминутка из Л. Петерсона и Н.Холина.
Пальчиковые игры для детей старше 3 лет « ЖИЛ-БЫЛ МАЛЫШ ».