Елена Пирогова
Перспективное планирование по ОБЖ в средней группе
Сентябрь
Ребенок и лес
Правила поведения в лесу
Познакомить детей с элементарными правилами поведения в лесу, учить находить выход из сложных ситуаций
Технологии :
Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»
Беседа : «Машенька заблудилась»
Экскурсия в лес
Будем беречь природу!
Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе (костер, а какие способствуют её восстановлению.
Технологии :
Дидактические экологические игры
Беседа «Будем беречь и охранять природу»
Съедобные и ядовитые грибы
Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по внешнему виду, уточнить их названия.
Технологии :
Настольные игры
Словарная игра «Съедобное - несъедобное»
Беседа : «Съедобные и несъедобные грибы»
Дидактическая игра : «Источники опасности в лесу»
Дикие животные
Объяснить детям, что встреча в лесу с дикими животными может быть опасна, дать представление как вести себя в лесу при встрече с дикими животными
Технологии :
Познавательная беседа «Встреча с медведем в лесу» и т. п.
Рассматривание иллюстраций
Опасное вокруг нас
Ребенок и его старшие приятели
Научить ребенка говорить «нет» , если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию
Технологии :
Разрешение проблемной ситуации
Осторожно, злая собака!
Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.
Технологии :
Беседа : «Животные – это не игрушка»
Обыгрывание игровых ситуаций.
Бытовые опасности
Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них, выходить одним на балкон.
Технологии :
Дидактические игры : «Можно – нельзя»
Опасные предметы
Познакомить детей с опасными предметами и правилами обращения с ними.
Технологии :
Беседа :«Колючие опасности» , «Правила безопасности при работе с ножницами»
Рассматривание предметов : ножницы, иголки, кнопки и пр.
Опытно-исследовательская деятельность : что можно делать с опасными предметами.
Дидактические игры : «Можно – нельзя» , «Отбери опасные предметы»
Ребенок на улице
Безопасность на дороге
Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, ПДД, рассказать о светофоре
Технологии :
Целевая прогулка по улице
Рассматривание иллюстраций «На улице города» .
Дидактические игры и упражнения : «Собери картинку» , «Можно – нельзя»
Конструирование : «Наша улица»
Чтение : С. Михалков «Моя улица» ;
Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»
Сюжетно-ролевые игры : «Путешествие по городу» , «Автобус»
Подвижные игры : «Воробушки и автомобиль» , «Цветные автомобили»
Я потерялся на улице
Дать детям знания, как вести себя в ситуации, если они потерялись или заблудились, к кому можно и нужно обратиться в этом случае. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона
Технологии :
Беседа «Если ты потерялся на улице»
Безопасность возле дома : колодцы, ямы, доски с гвоздями, игры на стройке, опасность высоты, крыши, лестничные пролеты и др.
Обыгрывание проблемной ситуации
Ребенок и общественный транспорт
Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте, на дороге рядом с транспортом, развивать внимание, усидчивость, терпение
Технологии :
Беседа «В транспорте»
Рассматривание иллюстраций
Наш помощник – светофор
Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении его сигналов (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый - готовятся к движению, на зеленый - двигаются). Закреплять знания детей о ПДД : переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.
Технологии :
Целевая прогулка к светофору
Беседа :«Как переходить улицу по светофору»
Дидактические игры и упражнения : «Сломанный светофор» , «Можно – нельзя»
Чтение : С. Михалков «Светофор» ;
М. Дружинина «Наш друг светофор» .
С/р игра : «Улица»
Игровая ситуация : «Улица»
Подвижные игры :«Светофор» , «Стоп!»
Аппликация «Светофор»
Ребенок и незнакомцы
«Звонят! Откройте дверь!»
Дать знания о том, как вести себя, если в дверь позвонил незнакомый человек и как вести себя, если ребёнок подошёл к своей квартире, а дверь приоткрыта или сломан замок.
Технологии :
чтении художественных произведений (например, русская народная сказка «Заюшкина избушка» , «Кот, петух и лиса» и др. по выбору воспитателя)
Чужая машина
Дать детям знания о том, что нельзя садиться в чужую машину и вступать в разговор с водителем, даже, если это женщина - ласковая и приветливая.
Технологии :
Познавательная беседа «Меня позвал дядя из машины»
«Знакомые и незнакомые люди»
Я один в подъезде
Дать детям знания о том, что нельзя входить в лифт с незнакомыми людьми и как вести себя в ситуации, когда незнакомец идёт за ребёнком.
Технологии :
Беседа «С незнакомцем у лифта» , «Если ты гуляешь один»
Обыгрывание ситуаций
Не разговаривай с незнакомцами!
Дать детям знания о том, что нельзя вступать в разговоры с незнакомцами, идти с ними; и, что бы они не предлагали, отвечать : «нет» и сразу уходить туда, где много людей, при необходимости кричать и звать на помощь
Технологии :
Беседы : «Знакомые и незнакомые люди» , «Опасность непослушания»
Один дома
Не играй с огнем!
Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём.
Технологии :
Познавательное занятие «Огонь добрый, огонь злой»
Беседа «Спички детям не игрушка»
Опасные предметы дома и их хранение
Дать детям представление о предметах, которые могут быть источниками опасности в доме, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах.
Технологии :
Беседы :«Опасные предметы дома» , «Правила обращения с опасными предметами»
Рассматривание предметов.
Опытно – исследовательская деятельность : что можно делать ножницами, иголкой, кнопками и другими опасными предметами.
Дидактические игры : «Можно – нельзя» ; «Отбери предметы, которые нельзя трогать»
Предметы, требующие осторожного обращения
Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья (лекарства и т. д., помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Предостеречь от несчастных случаев в быту.
Технологии :
Познавательные беседы : «Домашние помощники человека, правила обращения с электроприборами» , «Правила пожарной безопасности»
Дидактическая игра : «Можно – нельзя»
«У меня зазвонил телефон…»
Дать знания о том, как себя вести, если ребёнок один в квартире и по телефону позвонил незнакомый человек.
Технологии :
Занятие – игра
Беседа «У меня зазвонил телефон…»
Сюжетные игры
Зима недаром злится…
Зима. Гололед
Познакомить детей с правилами безопасности в зимнее время - в гололед. Учить детей определять опасную ситуацию, описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
Технологии :
Беседа : «Осторожно! Скользко!»
Катаемся с горки
Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки.
Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди. Выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
Технологии :
Беседа : «Зимой на горке»
Друг в опасности
Обсудить с детьми необходимые действия, какие нужно совершать, когда видишь, что друг попал в беду.
Технологии :
Обсуждение «Друг в беде»
Мороз и солнце – день чудесный!
Учить детей заботиться о своем здоровье, думать о последствиях своих действий зимой
Технологии :
Беседа «Я лизнул качели» , «Одеваемся тепло»
Наблюдения в природе
Ребенок и его здоровье
Врачи – наши друзья
Объяснить детям необходимость своевременного обращения к врачу, научить не бояться посещений врача, особенно зубного
Технологии :
Чтение «Доктор Айболит» К. Чуковского
С/и «На приеме у врача»
Беседа за круглым столом
Экскурсия в кабинет врача д/с
Скорая помощь
Познакомить детей с номером телефона «03» . Научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес)
Технологии :
С/и «Больница»
Занятие-игра
Микробы и вирусы
Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах, учить детей заботиться и своем здоровье
Технологии :
Эксперимент
Дидактические игры
Я здоровье берегу - я здоровым быть хочу
Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью
Технологии :
Занятие – игра
Чтение : К. Чуковский «Айболит»
Безопасное поведение
«Убегу!»
Научить детей находить выход из ситуации, избегать ситуаций, которая может принести вред здоровью
Технологии :
Чтение С. Михалкова «Дядя Степа - милиционер»
«Куда бежать, если за тобой гонятся?»
Игры во дворе
Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности
Технологии :
Познавательная беседа «Арка в доме» , «Опасности во дворе»
Весна. Сосульки
Формировать представления о том, как образуются сосульки, что сосульки могут быть опасны для человека. Учить детей предвидеть опасность, и формировать навыки безопасного поведения на улице в весенний период
Технологии :
Наблюдение за сосульками
Беседа : «Осторожно, сосульки!»
Я в песочнице
Знакомить с правилами игр с песком : не ломать постройки, сделанные другими детьми; не кидаться песком т. д.
Технологии :
Беседы : «Правила поведения в песочнице» , «Опасный инвентарь»
Отдыхаем летом
Самокат и ролики на улице
Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках, научить детей правилам поведения в таких ситуациях)
Технологии :
Беседа «Я катаюсь на роликах (самокате) »
Обсуждение проблемной ситуации
Рассматривание иллюстраций
У водоема
Познакомить детей с правилами поведения у водоёма.
Технологии :
Беседа : «Правила поведения у водоёма»
Съедобные и опасные растения
Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. Научить различать их и правильно называть
Технологии :
Настольные игры
Разгадывание загадок
Дидактические игры : «Съедобное - несъедобное» , «Можно - нельзя»
На воде, на солнце…
Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать можно только в присутствии взрослых и, что это полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности
Технологии :
Познавательная беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Дидактическая игра «Можно - нельзя»
Конспект занятия в средней группе "Безопасность в быту"
Ираида Витальевна Старцева, воспитательМесто работы: ФГКДОУ "Детский сад "Вишенка", г. Йошкар- Ола
Данный материал предназначен для воспитателей средней группы, можно использовать инструкторам по физкультуре.
Цель: формирование осознанного безопасного поведения.
Задачи: - обобщать представления детей о правилах безопасного поведения;
- закреплять знания об источниках опасности в быту;
- развивать внимание, сообразительность;
- воспитывать чувство товарищества и сопереживания;
- расширять словарный запас детей.
Предварительная работа : Беседы, сюжетно-ролевые, дидактические игры, подвижные игры дидактической направленности, рассматривание иллюстрированного материала, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов.
Материал: иллюстрации "Безопасность в быту", картинки с изображение опасных (спички, гвозди, ножницы, булавки, иголки, молоток, шило, ножовка, нож, вилка) и безопасных предметов (игрушки), кукла Таня, плоскостные изображения деревьев "Безопасность" и "Опасность", схемы, мольберты, обруч или корзинка, мячи (старый и новый). паралоновые дорожки.
Ход занятия .
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел! (показывает мяч, который перевязан бинтом, заклеен пластырем). Хотите узнать, что с ним произошло? Тогда слушайте.
У окна играли дети - девочка и мальчик.
Очень весело играли 0 вверх бросали мячик.
Тех детей предупреждала бабушка давно,
Что играть им здесь опасно - мяч влетит в окно.
Не послушались ребята и продолжили игру.
Мячик, словно кенгуру вдруг запрыгал быстро
В направлении к окну...
Все случилось за секунды: звон стекла и громкий плач,
Да к тому ж еще дырявый ярко-красный новый мяч.
Не играют больше дети, им теперь уж все равно.
В дырках мяч лежит под стулом, и не склеишь то окно!
И не склеишь пальчик, что порезал мальчик.
Вот какую историю рассказал нам мячик.
Как вы думаете, правильно поступили дети? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами уже говорили о том, что в каждом доме встречается много опасностей.
А наш гость приглашает вас поиграть с ним и научиться вести себя так, чтобы не случилось беды.
Дидактическая игра "Так и не так"
Мячик принес фотографии, на которых девочка и мальчик поступают правильно или неправильно. Давайте, мы с вами разложим эти фотографии. (Воспитатель раздает детям фотографии и выставляет два дерева - красивое, зеленое "Безопасность" и "сухое" грустное "Опасность") Если у вас картинка на которой дети поступают неправильно, то ее надо положить под больное дерево. А если дети поступают правильно - под дерево "Безопасности"
Дети выполняют задание, объясняя свой выбор.
Воспитатель:Молодцы! А сейчас мы отправимся в гости к Танюшке.
Подвижная игра дидактической направленности "Подбери игрушку для Танюшки"
(Перед детьми лежат две дорожки прямая и извилистая).Только вот по какой дорожке нам идти? А то что такое? (Находит письмо и читает его).
"Ребята, помогите мне, пожалуйста! Я не знаю какими предметами можно пользоваться и играть, а каким нельзя". Ну что поможем Танюшке?
Вот в этой корзинке лежат картинки разных предметов. Вы должны взять любую картинку, внимательно посмотреть на нее и решить по какой дорожке вы пойдете. Если у вас предмет, который не представляет опасности, то надо идти по прямой дорожке, а если предмет опасен - надо идти по извилистой дорожке.
Дети выполняют задание, отвечая на вопросы воспитателя.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы постарались и помогли Танюшке, а она приготовила вам подарок. (Достает новый мяч)
дети благодарят Танюшку.
Воспитатель:
Вы хотите поиграть этим мячом? А как же мы будем играть в мяч в группе? Вдруг случиться та же история, о которой нам рассказал старый мячик?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель:
Давайте сядем на ковер по кругу и поиграем.
Игра "Можно-нельзя
"
Я вам буду катать мяч, и задавать вопросы, а вы будете отвечать можно или нельзя.
1. Можно спичками играть?
2. Залезать на подоконник?
3.В уголке игрушками играть?
4.Книжки за столом читать?
5. Может можно дверками играть? Закрывать и открывать?
6. Острые предметы брать?
7.Вместе с бабушкой вязать?
8. Вкусные таблетки в садик принести и ребяток угостить?
9. Играть тихо на ковре, если суп горячий на столе?
10. Телевизор и утюг включать?
11. Громко в уши всем кричать?
12.Игрушки с пола убирать?
Ну что ж, молодцы, со всеми заданиями справились. Я думаю, что теперь вы никогда не попадете в опасную ситуацию.
Вдруг, в игровом уголке появляется Совушка: Ой-ей-ей, как же ребята будут играть здесь? Кто-то видимо совсем не знает, как надо хранить опасные предметы.
Воспитатель вместе с детьми подходит к игровому уголку и замечает, что и на кухне и в спальной находятся опасные предметы.
Сюжетная игра "Генеральная уборка"
Воспитатель:
Ты, Совушка, не переживай. Сейчас наши ребята быстро все приберут и найдут все предметы, которые нельзя брать без взрослых. Ребята, давайте мы с вами устроим генеральную уборку в нашем игровом домике.
Воспитатель распределяет роли. Дети прибираются и находят предметы, которыми нельзя играть и убирают их в коробку для хранения опасных предметов.
По окончании игры воспитатель и Совушка выдают детям медали.
Образовательная область: «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие».
Цель:
Развитие основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников;
Вызвать у детей желание быть всегда осторожным рядом с дверью;
Воспитывать познавательный интерес детей, способствовать запоминанию и усвоению нового материала;
Развивать повествовательную речь, память и внимание детей.
Задачи:
Продолжать учить детей диалогической речи, охотно вступать в речевое общение;
Задавать и отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу, находить место собственной реплике в общем разговоре;
Продолжать знакомить детей с экспериментально – опытной деятельностью;
Развивать у детей социальные мотивы поведения, учить считаться с желаниями и потребностями партнеров по деятельности;
Формировать навыки безопасного поведения при встрече с опасными факторами;
Формировать навыки готовности решать задачи безопасного поведения;
Учить детей заботится о своем здоровье, объяснить им, какой опасной может быть дверь.
Предварительная работа: Беседа с детьми о том, как себя вести в помещении, закрепление знаний о цветах. Беседа про дорожные знаки запрещающие и разрешающие. Чтение художественной литературы: «Айболит», «Зеленая аптека».
Материал: цветной картон, белая бумага, ножницы, трафарет, клей, салфетки, простой карандаш по количеству детей, и простой карандаш для проведения эксперимента. Плакат, на котором нарисованы дети, которые прищемляют свои пальчики дверью, ящиками, шкафом.
Обогащение словаря: «прищемить», «придавить», «опасно», «нельзя».
Методические приемы:
Решение проблемных ситуаций, придание личностной значимости предстоящей деятельности, приемы активизации самостоятельного мышления детей, экспериментирование, сюрпризный момент, использование художественного слова.
Ход занятия
Воспитатель:
Все скорей ко мне идите!
Не стесняйтесь, не ленитесь!
И друг другу улыбнитесь
Настроение хорошее.
Ответ детей.
Воспитатель: Ой, ребята вы не слышите, кто - то плачет! Нет, не слышите, нужно проверить вдруг кому-нибудь нужна наша помощь, просмотрим?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, смотрите,кто пришел к нам в гости?
Ответ детей.
Воспитатель Поздоровайтесь ребята – это Шустрик. Ребята, у Шустрика забинтована лапка, как вы думаете, что случилось с его лапкой?
Ответы детей.
Воспитатель: Шустрик, что случилось с твоей лапкой? Спрашивает у персонажа и отвечает за него. Дети, Шустрик говорит, что играл с дверью, но не понял, как это случилось, ему вдруг стало очень больно.
Воспитатель: А я вам сейчас покажу, что случилось.
Ответы детей
Воспитатель :
Дружно к двери подходите.
Руками ни кого не толкните.
Будьте внимательными, смотри
Не чего не упусти.
От неприятности тогда,
Не останется следа.
Нужно тихо постоять,
Чтоб очень важное узнать.
Воспитатель: Нам понадобится карандаш – это будет наш пальчик. Нужно вставить карандаш в проем, между дверью и косяком, и закрыть дверь. Раздастся хруст, карандаш сломан. И то же может, случится с вашим пальчиком, если вы будете не осторожны, когда подходите к двери.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, никогда не засовывайте свои пальцы в дверные проёмы, потому что можно прищемить их или даже сломать, как этот карандаш (показывает карандаш ). Вы всё запомнили, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Что – то вы загрустили, и Шустрик тоже, значит пришла пора поиграть и развеселить нашего Шустрика.
Физкультминутка Зайка.
Воспитатель становится вместе с детьми в круг, поет песенку и показывает движения:
Заинька, топни ножкой,
Вот так, вот как
Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:
Заинька, бей в ладоши,
Дети хлопают в ладоши .
Вот как, вот как
Заинька, повернись,
Вот так, вот как.
Дети поворачиваются 1-2 раза, руки держат на поясе.
Заинька, попляши
Вот так, вот как
Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.
Заинька, поклонись,
Вот так, вот как.
Дети кланяются, разводя руки в стороны.
Воспитатель: Молодцы. Дети, Шустрик с опасением смотрит на дверь, он не хочет, чтобы кто-нибудь еще прищемил свой пальчик, а что можно сделать, чтоб все видели, что дверь опасна, что она может прищемить руку или даже сломать. Что можно придумать, Ребята? Воспитатель задает наводящие вопросы . Может быть аппликацию? Пешеходный переход, главная дорога – это?
Ответы детей.
Воспитатель : Скажите, а каким цветом можно сделаем наш знак?
Ответы детей.
Воспитатель : пусть будет:
В красном круге белый круг
Чтобы видно было, вдруг
Если кто- либо возьмет
Руки к двери поднесет
Чтоб наш знак и красный цвет
Вспоминал он много лет
сделаем мы в знаке руку
Чтоб не знала она муку.
А теперь пришла пора,
Делать знак вам детвора.
Воспитатель : Присаживайтесь на свои места, но прежде чем начать, нужно пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Веселые пальчики.
«Веселые пальчики»
Этот пальчик маму слушал,
Этот пальчик папу слушал, (Сначала загибать поочерёдно пальчики, начиная с большого.)
Этот пальчик всё шалил,
Этот пальчик дверь открыл, (Показать мизинчик и пошевелить им.)
Братца дверью прищемил. (Руки сжаты в кулак.)
Ай-ай-ай заплакал пальчик. (Погрозить пальцем. Руки к глазам показать, что плачет.)
Ну и братец: «Хулиганчик!». (Руки к голове.)
Воспитатель: Молодцы ребята. Пальчики свои мы размяли. Скажите, пожалуйста, что нам понадобится для изготовления знаков?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, возьмите белую бумагу простым карандашом обведите трафарет, чтоб получился круг, трафарет прикладываем к краю листа. Круг нужно вырезать аккуратно по линии. У Воспитателя тоже знак уже готовый. Когда круг будет вырезан, нужно на красный большой круг, положить маленький белый круг, в центр белого круга приклеить руку, а затем полоску красной бумаги приклеить в середину, через все круги. Во то время когда дети вырезают, Воспитатель напоминает правило работы с ножницами. Воспитатель делает знак вместе с детьми последовательно показывая, что за чем идет, так как в этом возрасте у детей наглядно – образное восприятия.
Воспитатель: Молодцы, очень хорошо получается. Теперь вы знаете, что пальчики свои, можно прищемить дверью. Поэтому когда стоите рядом с дверью, всегда следите за своими руками, и тогда выше пальчики будут целы и невредимы.
Воспитатель: Дети, смотрите, у нас на магнитной доске, висят разные картинки. Одна картина двери, другая – картина с изображением шкафа, третья с ящиками, и на всех этих картинах, дети прищемляют свои пальчики, а давайте все наши знаки прикрепим на магнитную доску вокруг этих картинок, чтоб все видели наши знаки и не забывали, что нельзя засовывать руки в дверные проемы и ящики, в дверцы шкафов.
Ответы детей:
Воспитатель : Вспомните, кому вы помогли? Дети, скажите пожалуйста, что вам сегодня запомнилось? Что понравилось? Что бы хотели рассказать маме, когда она вас забирает?
Ответ детей.
Воспитатель : Молодцы дети. Ну вот и пришла пора прощаться с Шустриком лапка у него не болит, настроение хорошее. И он уверен, что ваши пальчики останутся целыми и невредимыми. Шустрик – этот знак тебе (воспитатель отдает свой знак), чтоб ты не забывал, как больно прищемить пальчик дверью или ящиком стола. Ребята, а вы не проводите вместе с Верой Анатольевной Шустрика в старшую группу. И расскажите ребят всё, чему научились. Возьмите с собой свои знаки, и когда будете в старшей группе прикрепите их туда, где можно прищемить свои пальчики.
Ответы детей .
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад №14»
«Теремок»
Подготовила:
Тихонова
Жанна Леонидовна,
воспитатель
Кадуй,2016 г.
Конспект занятия в средней группе по ОБЖ «Один дома»
Цель : Воспитание у детей чувства ответственности за своё поведение.
Задачи: Расширить и уточнить знания детей о безопасном поведении в доме.
Формировать у детей умение предвидеть опасность, по возможности избегать опасные ситуации.
Расширять словарный запас детей.
Материал и оборудование:
Цветок с правилами безопасности.
Плакаты с изображением опасных ситуаций.
Наглядный материал: спички, ножницы, иголки, булавки, игрушки.
Письмо с фото электроприборов.
Шоколадные медали.
Предварительная работа:
Беседы: «Незнакомым дверь не открывай», « Запомните, детки, таблетки не конфетки», « Из открытого окна, я выглядывать не буду».
Рассматривание иллюстраций.
Чтение сказок «Кот, петух и лиса», «Жихарка», просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят».
Заучивание стихотворений.
Ход занятия.
Дети с воспитателем:
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмитесь
Все друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь и гостям
А гости улыбнуться вам!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. А пришли они к нам затем, чтобы вместе с вами принять участие в интересной и познавательной беседе, узнать много нового. Садитесь, ребята и мы начнем наше общение.
Сегодня мы поговорим о правилах безопасности дома, о том, как нужно себя вести, если вы остались дома одни.
Стук в дверь
Воспитатель: Кто это может быть? Заводит Буратино (запыхавшийся с рюкзаком за спиной.)
Воспитатель: Здравствуй Буратино, что случилось?
Буратино: Здравствуйте, ребята я еле-еле убежал от Бабы – Яги. Мой папа Карло ушел по делам, меня оставили дома одного. Я хотел поиграть, но вдруг кто-то постучал, я побежал к двери, спросил: Кто там? Мне ответили, что пришел врач из поликлиники. Я открыл дверь и увидел Бабу - Ягу. Она хотела схватить меня, но я вырвался и прибежал к вам.
Воспитатель: Ох! Буратино! Что же ты натворил? садись на стульчик, успокойся! Мы сегодня с ребятами как раз и собрались, чтобы поговорить о том, как нужно себя вести, если ты остался дома один.
Воспитатель: Ребята посмотрите на доску, мы сегодня с вами будем собирать цветок из правил которые необходимо соблюдать, когда остаешься дома один.
Давайте начнем наше занятие как раз с ситуации, которая произошла с гостем. Ребята что Буратино сделал не правильно?
Дети отвечают.
Воспитатель: Почему нельзя открывать дверь незнакомым людям?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы ребята, а чтобы ты Буратино не забыл эти правила послушай стихотворение.
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе.
Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что монтёр.
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам почтальон.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
Воспитатель.: Ну что Буратино ты понял, что незнакомым дверь открывать нельзя?
Буратино: спасибо ребятки, я теперь дверь никому не открою.
Воспитатель: Ребята, а у вас было такое, что вы оставались дома одни.
Дети: да, нет
Воспитатель: Что нам мама говорит перед уходом?
Дети: Дверь никому не открывать.
Воспитатель: Правильно, мама нам строго настрого запрещает открывать дверь чужим людям. Вот так было и в сказке «волк и семеро козлят», что мама наказывала своим деткам?
Дети. Ответы!
Воспитатель: А что же вы будите делать, когда к вам стучится незнакомый человек?
Дети:
НЕ отвечать
Спросить кто там
Не открывать дверь
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Ребята, а если к вам придет тетя и скажет, что принесла вам вкусных конфет, откроете?
Дети: НЕТ
Воспитатель: А если к вам постучат и скажут, что от мамы; она забыла сумку дома, откроете?
Дети: НЕТ
Воспитатель: А если постучат и скажут: Здравствуйте, это полиция. Откройте, пожалуйста, дверь. Нам срочно нужно позвонить.
Дети: НЕТ
Воспитатель: Молодцы, вы у меня, ребята! И это первое правило на нашем цветочке: не открывай дверь чужим.
Воспитатель: Буратино, а что у тебя в рюкзаке?
Буратино : Ребята, я игрушки я принес. (Достает: спички, мяч, машинку, куклу, иголки, нитки, ножницы, булавки, книги, самолетик, кнопки)
https://pandia.ru/text/80/154/images/image003_48.jpg" width="338" height="225">
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо подметили все опасности в предметах. Нельзя играть колющими и режущими предметами. А что мы должны сейчас сделать с этими опасными предметами?
Дети : убрать на место
«Дом в порядке содержи
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи.
Не приятно сесть на кнопку,
Можешь ты поранить попку»
Воспитатель: Буратино ты запомнил, что тебе рассказали ребята об этих предметах. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности. А у тебя дома порядок?
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся.
Руки в стороны развёл-
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать!
Вентилятор" href="/text/category/ventilyator/" rel="bookmark">вентилятор , чайник, утюг, миксер, магнитофон, компьютер, телефон, обогреватель, электроплита, телевизор.
https://pandia.ru/text/80/154/images/image008_20.jpg" width="392" height="260 id=">
Воспитатель: Как вы думаете, ребята Буратино правильно говорит? Почему? Правильно, очень опасно вставать на подоконники и высовываться из окна – можно упасть и разбиться. Очень опасно облокачиваться на стекло. Почему? Стекло хрупкое, оно может разбиться, а ребенок больно пораниться.
Буратино мы обязательно поиграем с тобой в самолетик, но только на улице,
Воспитатель: Если ты живешь в многоэтажном доме, тебя ждет еще одна опасность - это балкон. Очень опасно выходить одному на балкон.
Дети рассказывают стихи.
1.Человек не птица, удобнее по лестнице спуститься,
Без парашюта с высоты прыгают только коты.
2. Балкон – не место для игры
Без взрослого туда не выходи.
Опасно там играть и веселиться,
Ты можешь с высоты большой свалиться.
И это ребята 5 лепесток и пятое правило безопасности дома: из открытого окна выглядывать не буду.
Воспитатель: Вот и готов наш цветок безопасности. Запомните дети эти правила и смело оставайтесь дома одни, с вами не случится ни какой беды.
https://pandia.ru/text/80/154/images/image010_14.jpg" width="433" height="288 id=">
Дети: До свидания, Буратино.
Воспитатель: Ребята, давайте в нашей группе обозначим ОПАСНЫЕ места с помощью наклеек «ВНИМАНИЕ»
Ножницы Градусник Окно
Розетка Безопасность жизнедеятельности" href="/text/category/bezopasnostmz_zhiznedeyatelmznosti/" rel="bookmark">безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
3. “Безопасность” ,
4. “Если все не так” Опасные ситуации
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по формирование основ безопасности жизнедеятельности на тему:
Тема : «Опасные предметы».Основная цель: формирование представлений о потенциально опасных предметах в быту.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять у детей представление о предметах, с которыми они встречаются в быту, об их назначении;
-учить классифицировать предметы:
*на опасные и безопасные;
*по виду ран, которые могут нанести предметы, при неосторожном обращении с ними;
-расширять и активизировать словарный запас;
Развивающие:
-содействовать развитию мыслительных операций: обобщение, установление причинно-следственных связей;
-развивать внимание, память;
-развивать коммуникативные умения: умение участвовать в диалоге;
-способствовать развитию осторожности и осмотрительности;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к соблюдению правил безопасности;
-воспитывать умение выслушивать товарища, не перебивая;
-воспитывать внимание, отзывчивость.
Материалы к НОД.
Демонстрационный материал:
*кукла Карлсон;
*опасные предметы;
*рюкзачок для опасных предметов;
*карты с видами ран (укол, порез, ожог).
Раздаточный материал:
*карты для игры «Опасно - безопасно»;
*жетоны (круги красного и зелёного цвета);
*карточки с точным изображением опасных предметов;
Оборудование:
*ноутбук;
*аудиозапись со звуком пропеллера;
*магнитная доска;
Ход НОД:
Дети подходят к гостям и знакомятся.
В этот момент слышится звук пропеллера Карлсона.
-Ребята, вы слышите? Что это за звук? (Ответы детей: машина, пропеллер).
-Пойду, посмотрю.
Воспитатель идёт в другое помещение и возвращается с Карлсоном, у которого за спиной рюкзачок.
Карлсон: - Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуй, Карлсон!
-Как ты здесь оказался?
Карлсон: - Прилетел к вам в гости, поиграть.
-Мы очень рады тебя видеть. Правда, ребята? (Да).
-А что это у тебя за спиной?
Карлсон: - Прихватил несколько предметов, что нашёл у себя на чердаке.
-А ты покажешь нам?
Карлсон: - Конечно, покажу.
Воспитатель удобно рассаживает детей на ковре и вместе с Карлсоном садится сам. Поочерёдно достаёт предметы из рюкзачка. (молоток, гвозди, спички, кнопки, булавка, нож, ножницы).
- Карлсон, а зачем ты принёс все эти предметы?
Карлсон: - Поиграть.
- Ребята, а разве этими предметами играют? (Нет).
-Расскажите Карлсону, для чего нам нужен молоток? (Чтобы приколачивать что-нибудь, забивать гвозди, чинить и др.).
-Для чего нам нужен нож? (ответы детей).
-Для чего нам нужны спички? (ответы детей).
- Для чего нам нужна булавка, кнопки? (ответы детей).
-Для чего нам нужны ножницы? (ответы детей).
Воспитатель постепенно убирает все предметы обратно в рюкзачок.
-Ребята, а мы с вами будем играть этими предметами? (Нет).
- А почему? (Это опасно, можно поранится, может случиться пожар).
Карлсон: - Подумаешь, что в этом такого опасного?
- А вот мы сейчас с ребятами тебе об этом и расскажем.
Воспитатель предлагает подойти к магнитной доске, на которой прикреплены листы с изображением ран: укол, порез, ожог.
-Что изображено на этих картинках? (Руки).
-А что с ними произошло? (Они поранены).
- Что произошло с этой рукой? (Она уколота).
Правильно такая рана называется укол.
- Что произошло с другой рукой? (Она порезалась).
Правильно, такая рана называется порез.
- А что же произошло с третьей ладошкой? Почему она так покраснела?
(Ответы детей: обожглась).
Правильно, и такую рану называют ожог.
- Ребята, здесь у меня на столе лежат картинки с разными предметами. Возьмите каждый по одной картинке.
Воспитатель спрашивает каждого, какой предмет изображён на его карточке: иголки, кнопки, булавка, ножик, ножницы, утюг, кипящий чайник, кастрюля с кипящей водой.
- Ребята, какими из предметов можно уколоться? Поставьте эти карточки рядом с рукой, которая уколота. А каким ещё предметами дома можно уколоться? (Ответы детей).
- Ребята, какими предметами, которые на ваших картинках, можно порезаться? (нож, ножницы). А чем ещё можно порезаться? (Ответы детей).
Дети выставляют картинки рядом с изображением пореза.
Карлсон: - Посмотрите, что на моей картинке (разбитая тарелка)? Ей можно порезаться? (Да, осколки очень острые, ими можно порезаться).
- От каких предметов можно получить ожог? (утюг, горячий чайник, кастрюля с кипящей водой).
Дети выставляют карточки рядом с картинкой травмы ожог.
- Ребята, раз все эти предметы могут причинить такие травмы, то как называются такие предметы? (Опасные предметы).
- Опасными предметами можно играть? (Нет, нельзя).
- А чем можно играть? (Игрушками). А почему? (Они - безопасные, ими не поранишся).
- А вы сможете отличить опасный предмет от безопасного предмета? (Да, сможем).
- Чтобы это проверить предлагаю поиграть в игру.
Воспитатель, Карлсон и дети подходят к столу, садятся.
Воспитатель объясняет правила игры « Опасно – безопасно».
- Вы должны красными кружочками закрыть опасные предметы на карточке, а зелёными – безопасные.
Раздаёт всем лоточки с кружочками красного и зелёного цвета, по количеству больше, чем требуется, затем карточки с изображением опасных предметов и игрушек.
Дети выполняют задание.
У Карлсона тоже своя карточка (он специально кладёт круги не правильно).
- Ребята, проверьте друг у друга, правильно ли каждый из вас справился с заданием.
Дети замечают ошибку у Карлсона и поправляют его.
- Ребята, какие вы все молодцы. Как вам удалось всё сделать правильно и без ошибок? (Мы умеем отличать опасные предметы от безопасных, мы умные, мы внимательные).
- Раз вы такие внимательные, значит вы легко справитесь с другой игрой.
Игра «Топни-хлопни»
.
Дети с Карлсоном и Воспитателем выходят на коврик, встают свободно.
Воспитатель объясняет правила: - Если я назову опасный предмет, то вы должны топать, а если безопасный – хлопать.
Дети играют.
Карлсон: - Спасибо, ребята, что рассказали мне про опасные предметы. Я не буду ими играть, так как не хочу пораниться.
- Правильно, Карлсон, тем более что в нашей группе много игрушек, и ты вместе с ребятами можешь поиграть с ними. Ребята, покажите Карлсону наши игрушки.
Дети берут Карлсона и идут с ним играть.